5 класс

Грамматика 5 класс – ГДЗ по английскому языку 5 класс Барашкова грамматика 1, 2 часть

Английский язык 5 класс грамматика

Задание по английскому языку для 5 класса — Грамматика

Лимит времени: 0

Информация

Выполните задание онлайн олимпиады и узнайте результат.
Для зарегистрированных участников, результаты отправляются на электронную почту.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: 0 из 10

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

Средний результат

 

 

Ваш результат

 

 

Рубрики
  1. Английский язык 0%
  • Поздравляем!
    Вы отлично выполнили задание.
    Ваш результат соответствует 1 месту.
    Вы можете заказать оформление диплома 1 степени перейдя по ссылке.

  • Поздравляем!
    Вы хорошо справились с заданием.
    Ваш результат соответствует 2 месту.
    Вы можете заказать оформление диплома 2 степени перейдя по ссылке.

  • Поздравляем!
    Вы выполнили задние допустив незначительное количество ошибок.
    Ваш результат соответствует 3 месту.

    Попробуйте пройти тестирование еще раз и не допустить ошибок.
    Вы можете заказать оформление диплома 3 степени перейдя по ссылке.

  • Сделайте работу над ошибками.
    Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
    Ваш результат может стать значительно лучше.

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

source2016.ru

Русский язык 5 класс

Представляем Вам подборку материалов по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, для повторения и самостоятельного изучения онлайн.


Речь

 

Устная и письменная речь

 

Разговорная и книжная речь

 

Текст

 

Типы речи

 

Основные понятия синтаксиса и пунктуации

 

Словосочетание

 

Предложение

 

Члены предложения

 

Предложения с однородными членами

 

Обобщающие слова

 

Предложения с обращениями

 

Вводные слова

 

Прямая речь

 

Диалог

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия

 

Звуки

 

Фонетическая транскрипция

 

Гласные звуки

 

Согласные звуки

 

Лексика. Культура речи

 

Омонимы, синонимы, антонимы

 

Морфемика, орфография

 

Части слова

 

Правописание корней

 

Правописание приставок

 

Гласные после Ц

 

Имя существительное

 

Правописание суффиксов

 

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

 

Род существительных

 

Склонение имён существительных

 

Число имён существительных

 

Имя прилагательное

 

Глагол

 

Инфинитив

 

Вид

 

Наклонение глаголов

 

Времена глагола

 

Спряжение глаголов

 

перейти к материалам 6 класса >>>

 

вернуться на страницу «Русский язык для школьников» >>>

 

Для улучшения успеваемости или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Методические пособие по грамматике английского языка для обучающихся 5 класса

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11» города Оренбурга

Теоретический материал для подготовки к экзамену по английскому языку в 5 классе

Составила:

Фомина Елена Владимировна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

Оренбург, 2016 год

АННОТАЦИЯ

Данное методическое пособие предназначено в помощь обучающимся и их родителям на втором этапе изучении предмета английский язык и подготовке к промежуточной аттестации в формате экзамена. Владение грамматическими знаниями является ключевым этапом при изучении языка, невозможно научиться говорить, писать, не зная основные грамматические правила английского языка. Правила по грамматике представлены в текстовом и табличном формате с примерами на английском и русском языках.

Для отработки и закрепления каждого правила подобраны упражнения, на которых обучающийся отрабатывает полученные теоретические знания по грамматике английского языка. Задача учителя состоит в том, чтобы научить обучающихся наблюдать, анализировать и понимать предлагаемый материал, который затем имеет отражение в упражнениях по грамматике.

При составлении данного пособия использовались следующая литература:

-Английский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений и школ с углубл. Изучением англ. яз. / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение,2011.

— Английский язык. Книга для учителя. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений и школ с углубл. Изучением англ. яз. / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. – М.: Просвещение,2013.

-К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. Английский язык: Счастливый английский. ру. Учебник для 5 класса общеобраз. учрежд. (четвертый год обучения). – Обнинск: Титул, 2009.

— https://english5real.com/grammar-exercises.html

Билет 1. Личные и притяжательные местоимения

Билет 2. Глагол-связка to be в простом настоящем времени. Утвердительная форма.

Билет 3. Глагол-связка to be в простом настоящем времени. Отрицательная форма.

Билет 3. Глагол-связка to be в простом настоящем времени. Вопросительная форма.

Билет 5. Глагол have got. Утвердительная форма

Билет 6. Глагол have got. Отрицательная форма

Билет 6. Глагол have got. Вопросительная форма

Билет 8. Повелительное наклонение

Билет 9. Объектный падеж личных местоимений

Билет 10. Отрицательная форма повелительного наклонения

Билет 11. Конструкция There is/are. Утвердительная форма. Особенности перевода

Билет 12. Конструкция There is/are. Отрицательная форма. Особенности перевода

Билет 13. Модальные глаголы can и must. Утвердительная и отрицательная форма с примерами

Билет 14,15. Present Simple. Настоящее Простое время. Утвердительная и отрицательная формы

Билет 16. Present Simple. Настоящее Простое время. Общие вопросы

Билет 17. Порядковые числительные

Билет 18. Present Simple. Настоящее Простое время. Альтернативные вопросы

Билет 19. Present Simple. Настоящее Простое время. Вопрос к подлежащему

Билет 20. Степени сравнения коротких прилагательных

Билет 21. Степени сравнения длинных прилагательных

Билет 22. Степени сравнения прилагательных. Исключения

Билет 23. Present Continuous. Настоящее продолженное время. Употребление и образование утвердительной формы

Билет 24. Present Continuous. Настоящее продолженное время. Употребление и образование отрицательной формы

  1. Билет 25. Present Continuous. Настоящее продолженное время. Образование вопросительной формы

5 класс

Экзамен

I часть – грамматический тест

II часть – чтение, перевод текста, ответы на вопросы по тексту

Ш часть – теоретический вопрос

Перечень теоретических вопросов:

  1. Личные и притяжательные местоимения

  2. Глагол-связка to be в простом настоящем времени. Утвердительная форма

  3. Глагол-связка to be в простом настоящем времени. Отрицательная форма

  4. Глагол-связка to be в простом настоящем времени. Вопросительная форма

  5. Глагол have got. Утвердительная форма

  6. Глагол have got. Отрицательная форма

  7. Глагол have got. Вопросительная форма

  8. Повелительное наклонение

  9. Объектный падеж личных местоимений

  10. Отрицательная форма повелительного наклонения

  11. Конструкция There is/are. Утвердительная форма. Особенности перевода

  12. Конструкция There is/are. Отрицательная форма

  13. Модальные глаголы can и must. Утвердительная и отрицательная форма с примерами

  14. Present Simple. Настоящее Простое время. Утвердительная форма

  15. Present Simple. Настоящее Простое время. Утвердительная форма

  16. Present Simple. Настоящее Простое время. Общие вопросы

  17. Порядковые числительные

  18. Present Simple. Настоящее Простое время. Альтернативные вопросы

  19. Present Simple. Настоящее Простое время. Вопрос к подлежащему

  20. Степени сравнения коротких прилагательных

  21. Степени сравнения длинных прилагательных

  22. Степени сравнения прилагательных. Исключения

  23. Present Continuous. Настоящее продолженное время. Употребление и образование утвердительной формы

  24. Present Continuous. Настоящее продолженное время. Образование отрицательной формы

  25. Present Continuous. Настоящее продолженное время. Образование вопросительной формы

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ (БИЛЕТЫ 2,3,4)

Глагол «to be

ВАРИАНТ 1. Fill in the correct form of “to be”

1. Joshua _____ Marco´son.

2. Patty´s mother _____ Joshua´s sister.

3. Beatriz and Marcos _____ their grandparents.

4. They _____ Cristina´s parents.

5. Cecilia and Victor _____ María´s children.

6. Janice _____ my grandmother.

7. My father´s name _____ Juan.

8. Francisco and Jaime _____ from Colombia.

1. It ___ a donkey. It ___not a horse.

2. It ___ very hot today. It ___ not very comfortable.

3. I ___ Peter. I ___ not Paul.

4. She ___ Miss Lee. She ___ a teacher.

5. He ___ my father. He ___ a doctor. He ___ not a lawyer.

6. You ___ a stranger. You ___ not my friend.

7. We ___ in the same class, but we ___ not on the same team.

ВАРИАНТ 2.

1. The camel ___ a desert animal.

2. Vegetables and fruit ___ healthy foods.

3. Lambs ___ baby sheep.

4. Kenneth ___ a lawyer.

5. Rex ___ a clever dog.

6. A duck ___ a kind of bird.

7. The playground ___ full of people today.

8. My house ___near the school.

9. The questions ___ not too difficult.

10. The balloons ___ very colorful.

Make negative sentences with «to be»

1. You _____ not Dutch.

2. Gemma _____ at home.

3. Agust and I _____ pleased about it.

4. I _____ not cruel.

5. It _____ good.

Questions with «to be»

1. _____ you from Málaga?

2. _____ Isabel Spanish?

3. _____ we ready to go?

4. _____ he married?

5. _____ you tired?

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ (БИЛЕТЫ 5,6,7)

Have got

Complete the sentences

1. She ________ long hair.

2. We ________ short hair.

3. You ________ big eyes.

4. My dog ________ big ears.

5. They ________ black hair.

Negative

1. She ________ long hair.

2. We ________ short hair.

3. You ________ big eyes.

4. My dog ________ big ears.

5. They ________ black hair.

Questions

1. __________ Mark __________ a CD?

2. __________ he __________ a watch?

3. __________ Nina __________ a computer?

4. __________ Linda __________ a book?

5. __________ Peter and Lisa __________ videos?

6. __________ they __________ bicycles?

Complete the sentences

1. I _________ some apples.

2. I _________ (not) any shoes.

3. He _________ a new car.

4. They _________ (not) a new car.

5. How many children ________ he ______ ?

6. We _________ (not) a dog.

7. I _________ (not) any food.

8. They _________ some fruit.

9. She _________ (not) any friends.

10. I´m busy, I _________ (not) a lot of time.

11. This flat is great, it ________ a lot of space.

12. What ________ you ________ ?

13. ________ you ________ a pencil?

14. We ________ (not) any fruit.

15. They ________ (not) much money.

16. They ________ a lot of happiness.

17. We ________ (not) a new computer.

18. Málaga ________ a lot of nice hotels.

19. He ________ (not) any problems.

20. Madrid ________ many old buildings.

21. ________ you ________ an aspirin?

22. I ________ (not) any cigarettes.

23. ________ you ________ brothers and sisters?

24. Kim ________ a new watch.

25. ________ you ________ you plane ticket?

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ (БИЛЕТЫ 1,9)

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

1. __ is thinking. (Misha)

2. __ is dark green. (the blackboard)

3. __ are on the wall. (the banners)

4. __ is running. (the cat)

5. __ are watching a film. (my mother and I)

6. __ are in the garden. (the trees)

7. __ is riding his bike. (Tanya)

8. __ is from Bristol. (Valentina)

9. __ has got a brother. (Alexander)

10. Have __ got a computer, Alex?

B.

1. __ often reads novels. (Ruslan)

2. __ is watching TV. (Diana)

3. __ is black. (the dress)

4. __ are on the wall. (the paintings)

5. __ is running. (the dog)

6. __ are watching cartoons. (my brother and I)

7. __ are in the kitchen. (the roses)

8. __ is driving his car. (Roma)

9. __ is from Kharkiv. (Liza)

10. __ has got a sister. (Vera)

11. Have __ got a car, Sergey?

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Replace the personal pronouns with possessive pronouns

1. This laptop is (you) __ .

2. The book is (I) __.

3. The black car is (we) __.

4. The watch is (she) __.

5. We met Ivan and Clara yesterday. This house is (they) __.

6. The bag is (he) __.

7. The paintings are (she) __.

8. There is a bird in our garden. The nest is (it) __.

9. This dog is (we) __.

10. This hasn’t been not my fault. It’s been (you) __.

Fill in the gaps

1. That pen belongs to those kids. That pen is __.

2. This scooter belongs to my neighbor Vasya. This scooter is __.

3. This hat belongs to my aunt Vera. This hat is __.

4. This plant belongs to you. This plant is __.

5. This apartment belongs to me and my family. This apartment is __.

6. These flowers belong to my mother. These flowers are __.

7. Those photos belong to my sister’s friends. Those photos are __.

8. These tickets belong to you and your wife. These tickets are __.

9. That suitcase belongs to me. That suitcase is __.

10. That desk belongs to my aunt and uncle. That desk is __.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ (БИЛЕТЫ 11,12)

КОНСТРУКЦИЯ There is/are

Упражнение 1

Раскройте скобки, выбрав нужную форму глагола и подчеркните подлежащее и сказуемое.

There (is, are) a large table in my room.

There (is, are) three windows in my classroom.

There (is, are) a table and four chairs in my living-room.

There (is, are) a blackboard, four desks and five chairs in our class-room.

There (is, are) a text-book and two exercise-books on the table.

There (is, are) two shops and a cinema in my street.

Прочитать вслух, сделать предложения отрицательными

  1. There is a banana on the table._____________________________________________

  2. There is a sausage on the table.____________________________________________

  3. There is a pear on the table._________________________________________________

  4. There is an orange on the table._______________________________________________

  5. There is a bread roll on the table.__________________________________________

  6. There is a biscuit on the table.________________________________________________

  7. There is an egg on the table.______________________________________________

  8. There is a cucumber on the table._____________________________________________

  9. There is a tomato on the table._______________________________________________

  10. There is meat on the plate._________________________________________________

  11. There is bread on the plate._______________________________________________

  12. There is jam on the plate.____________________________________________________

  13. There is butter on the plate.__________________________________________________

  14. There is cheese on the plate._________________________________________________

  15. There is milk in the glass.___________________________________________________

  16. There is water in the bottle.__________________________________________________

  17. There is oil in the bottle.____________________________________________________

  18. There is orange juice in the glass._____________________________________________

  19. There is an apple on the table.___________________________________________

  20. There is coffee in the cup.___________________________________________________

Прочитать вслух, задай общий вопрос.

  1. There are many grapes on the table.___________________________________________

  2. There are many cups of coffee on the table._____________________________________

  3. There are many oranges on the plates.__________________________________________

  4. There are many potatoes in the kitchen.________________________________________

  5. There are many eggs in the shop.______________________________________________

  6. There are many lemons in the shop.___________________________________________

  7. There are many melons in the shop.___________________________________________

  8. There are many vegetables in the kitchen._______________________________________

  9. There are many nuts in the kitchen.____________________________________________

  10. There are many noodles in the kitchen._________________________________________

  11. There is much meat at the market._____________________________________________

  12. There is much butter at the market.____________________________________________

  13. There is much fruit at the market._____________________________________________

  14. There is much fish at the market.______________________________________________

  15. There is much chicken at the market.__________________________________________

  16. There is much beef at the market._____________________________________________

  17. There is much pork at the market._____________________________________________

.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ (БИЛЕТ 13)

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ CAN, MUST.

Упражнение 1. Write in must or mustn’t

  1. Stop watching TV. You_______ do your homework.

  2. I_______brush my teeth.

  3. Your shoes are dirty. You _______clean them.

  4. You _______drop litter in the streets.

  5. I _______tidy my room.

  6. You _______play on the road.

Упражнение 2. Write what you must or mustn’t do when you travel.

  1. You _________ drink dirty water.

  2. You_________ be careful when you travel.

  3. You _________ always wash fruit and vegetables.

  4. You_________ play on the road.

  5. You_________ throw litter.

  6. You_________ listen to your parents.

Упражнение 3. Write in can or can’t.

  1. I _______ draw.

  2. I _______  

  3. My friends_______ roller-skate.

  4. My granddad _______sing.

  5. I_______ ride a bike.

  6. My mum _______ski.

  7. My dad _______skate.

  8. My pet _______play football.

Упражнение 4. Answer the questions. (краткий ответ:Да/Нет)

  1. Can you roller-skate? _______________________________________

  2. Can your mum dance tango?_________________________________

  3. Can your dad draw very well?__________________________________

  4. Can your friends play tennis?___________________________________

  5. Can your granny speak English?_________________________________

  6. Can you sing very well?__________________________________________

Подготовка к экзамену (Билеты 14,15,16,17.19.20)

The Present Simple Tense

Fill in the gapes. Утвердительные предложения

1. I __ ____ (go) shopping with my brother.

2. We sometimes ______________ (use) a dictionary in class.

3. My friends ________________ (study) Italian at their school.

4. School _______________ (finish) at three o´clock.

5.You __________________ (live) near me.

6. He ___________________(like) rap music.

7. She ____________________ (do) her homework before dinner.

8. We _________________ (play) tennis in school on Wednesday afternoon.

9. I __________________ (watch) TV in the evening.

10. My mother _______________ (teach) art.

Переделай в отрицательные предложения

1. I study French._______________________________________

2. School finishes at two o´clock.____________________________________________

3. You copy from other students.___________________________________________

4. We think English is easy._________________________________________________

5. My friends play volleyball._______________________________________________

6. I watch TV on Saturday morning.________________________________________________

7. She speaks Chinese.__________________________________________________________

8. The dog likes cats.___________________________________________________________

9. They listen to pop music.______________________________________________________

10. I play with my hamster every day._______________________________________________

Write 5 questions and short answers. Составь 5 вопросов и дай ответ краткий.

We live in Orenburg.

Общий:_______________________________________________________________________

Разделительный: _____________________________________________________________

Альтернативный:_____________________________________________________________

Кто?___________________________________________________________________________

Специальный вопрос к второстепенным членам предложения:

_____________________________________________________________________________________

Mary lives in Moscow.

Общий:_______________________________________________________________________

Разделительный: _____________________________________________________________

Альтернативный:_____________________________________________________________

Кто?___________________________________________________________________________

Специальный вопрос к второстепенным членам предложения:

Подготовка к экзамену (Билеты 23,24,25)

The Present Continuous Tense

Add the ending «-ing» Допиши суффикс «-ing»

1. camp __

2. swim __

3. travel __

4. walk __

5. have __

6. write __

7. cook __

Complete the sentences. Раскрой скобки

1. I _______________________ (watch) a reality show on TV.

2. My favourite team ________________________ (win)!

3. Someone ______________________ (swim) in the sea.

4. Two people _____________________ (cook) dinner on the beach.

5. We ___________________________ (not watch) a soap opera.

6. I ___________________________ (not do) my homework.

7. Mum ________________________ (read) a magazine.

8. My brother ___________________________ (not listen) to the radio.

9. Dad _______________________________________ (not cook) dinner.

10. Tara _____________________ (talk) by phone.

11. Joe ________________________ (play) on the computer.

12. Who _________________________(watch) TV?

13. Tina _______________________ (do) grammar exercises.

14. I ______________________ (eat) a pizza.

15. We _____________________________ (sit) in the classroom.

16. I _________________________ (not write) an email.

17. Amy _______________________________ (not go) to school today.

18. We __________________________________ (not have) fun today.

19. My team _______________________ (not win) the match.

20. My parents _________________________ (drive) to work now.

21. ______ they _____________ (read) magazines? Yes, they are.

22. ________ you __________ (learn) English? Yes I am.

23. __________ Helen _________________ (write) a letter? No, she isn´t.

24. ______________ Sarah _______________ (play) the guitar? Yes, she is.

25. We _____________________ (not play) basketball.

Write 5 questions Задай 5 вопросов к предложению.

Mary is reading an English book now.

Общий:_______________________________________________________________________

Разделительный: _____________________________________________________________

Альтернативный:_____________________________________________________________

Кто?___________________________________________________________________________

Специальный вопрос к второстепенным членам предложения:

Подготовка к экзамену (Билеты 20,21,22)

Степени сравнения прилагательных

Fill in the correct form of the words in brackets. Раскрой скобку и используй сравнительную степень прилагательных.

1. Maybe dogs are _______________________ (intelligent) than cats.

2. This painting is _____________________ (beautiful) than that one.

3. Valya is _____________________________ (old) than Sveta, but don’t remind her about it.

4. In Tallinn, the streets are generally _________________________ (narrow) than in Kyiv.

5. Moscow is _____________________________ (busy) than Kyiv.

6. Nikita is __________________________________ (quiet) than his brother.

7. Our house is a bit __________________________________ (comfortable) than this hotel.

8. This is ________________________________ (interesting) book than the one you’re reading.

9. A holiday by the sea is ___________________________ (good) than a holiday in a city.

10. The weather this summer is ______________________ (bad) than it was last year.

Use the superlative form of the adjectives in brackets. Раскрой скобку и используй превосходную степень прилагательных.

1. Who is the _______________________ (tall) person in your team?

2. My wife is the _______________________________ (good) cook in the country.

3. July is the _____________________________ (hot) month of the year in my country.

4. What’s the ________________________________ (dangerous) fish in the world?

5. Vasya is the _____________________________ (friendly) person I know.

6. Where are the ____________________________ (nice) restaurants in your city?

7. Why did she buy the ____________________________ (big) cake in the supermarket?

8. Who is the ______________________________ (famous) politician in your country?

9. This book is the ________________________________ (interesting) I have ever read.

10. This was the ______________________________ (dull) film of the previous year.

infourok.ru

Сборник упражнений по английскому языку «Грамматика» 5-7 классы

английский язык 4 кл

Упражнение 1. Поставьте is, are, was, were  

1. There ____ five  flowers in the vase.

2. There ____a very funny clown in the circus yesterday.

3. Look! There ____ a big mushroom under that tree.

4. What did you see? ___ there any animals?

5. There _____ no any butter in the fridge.

Ответы к упражнению 1

Чтобы правильно выполнить это упражнение нужно обращать внимание на число существительного и на время. Если существительное в единственном числе следует употребить isили was, а для множественного числа are / were.

1. are – В вазе пять цветков. Цветков много, значит are.

2. was – артикль  всегда указывает на существительное в единственном числе, но время прошедшее (yesterday).

3. is – Как и в предыдущем задании, существительное в единственном числе, только время настоящее.

4. were – Первое предложение указывает на прошедшее время (did). Во втором предложении существительное стоит во множественном числе (animals)

5. is – слово butter – масло неисчисляемое и всегда употребляется в единственном числе.

Упражнение 2. Поставьте  some / any

1. Give me ____ juice, please.

2. Are there _____ peaches on the dish? Yes, there are ____,

3. Take _____books from the shelf.

4. We have _____ apple-trees in our garden.

5. I can’t see ____berries on this bush.

 

Ответы к упражнению 2

Для правильного выполнения этого задания нужно помнить, что someупотребляется только в утвердительных предложениях, а в отрицательных и вопросительных any.

1. some

2. any, some

3. some

4. some

5. any

Олимпиадные задания по англиискому языку для 5 класса

Use of English.

I.Choose the right answer.

  1. He ……. to the swimming pool every Sunday.

a) went                        b) will go                     c) goes

  1. Tom usually ……… coffee, but today he ……… tea.

a) drank ….. drank      b) drinks …..is drinking           c) drinks ….will drink

  1. It ………… next week.

a) won`t rain                b) isn`t raining              c) doesn`t rain

  1. Look! She  …………. the same blouse as me.

a) wears                      b) is wearing                            c) will wear

  1. They ………… hard in the garden last Wednesday.

a) work                       b) are working                         c)  worked

  1. English school never ………… on Monday.

a) is beginning b) began                                  c) begins

  1. I …….. you tomorrow.

    1. Phone              b) will phone                            c) am phoning

  2. Come in. We …………. Dinner.

a) have                        b) are having                            c) will have

  1. She ………….several  languages.

a) speaks                     b) is speaking                          c) spoke

  1. She …………. to the theatre twice last week.

    1. Goes               b) went                                    c) is going

 

II. Open the bracket & put verbs into the proper tense form.

Long, long ago there 1 ___________ (live) a lot of  mice in an old house. There 2 __________ (live) a cat in that  house too. The mice 3 _____________ (be) afraid of the cat but they 4 _________ (not know) what to do. So one day they  all 5 ________ (come) to an old clever mouse & 6 ________ (begin)  7 ____________ (talk) about the cat.

“What 8 __________ (can) we do?” they 9 ___________ (say). “The cat 10 _______ (kill) us all.”

Suddenly one  little mouse 11 ___________ (say), “Let`s put a  bell round the cat`s neck & we  12 _________ (hear) it.”

They  13 _________ (be) all very  glad and they  14 ________ (begin) to dance.

Suddenly the clever old mouse 15 ________ (say), “I 16 _________(want) to ask one question. Who 17 ___________ (put) the bell round the cat`s neck?”

 

III. Write the following sentences in the interrogative & negative forms.

  1. Nelly lives at the seaside in summer.

  2. He is watching TV now.

  3. She  bought  vegetables in the market.

  4. There are many flowers in the vase.

  5. I helped mother  yesterday.

  6. They clean their rooms on  Saturdays.

  7. They will go to Zoo on Sunday.

  8. There is a new book on the table.

 

Reading.

Задание  1 (Время выполнения: 10-15 минут)

Прочитай текст u выполнu задание.

Thanksgiving is an American holiday. It has a long history. It is always on the fourth Thursday of November. People have a lot to do before the holiday. Peter and his family like this day very much. Peter’s father buys a big fat turkey. Mother cooks the turkey and a lot of other tasty things. Peter’s mum is good at cooking. Americans celebrate Thanksgiving with their families because it is a family holiday. Peter’s grandparents come to see them on this day. First they go to church and thank God. Then they have a traditional family dinner. They eat roast turkey with potatoes, pumpkin pie and ice-cream. Peter doesn’t like pumpkin pie but he likes chocolate ice-cream.

Найди каждому предложении (1-10) соответствующее продолжение (a j). Занеси ответы в таблицу

  1. Thanksgiving is…

  2. It is always on the…     .

  3. Peter’s father buys…

  4. Americans celebrate Thanksgiving with their families because…

  5. They eat…

  6. People have a lot to do…

  7. Mother cooks…

  8. Peter’s grandparents…

  9. First…

  10. Peter doesn’t like…

 

a)      …before the holiday.

b)      …an American holiday.

c)      …they go to church and thank God.

d)      … a big fat turkey.

e)      …the turkey and alot of other tasty things.

f)       …a roast turkey with potatoes, pumpkin pie and ice-cream.

g)      …it is a family holiday.

h)      …pumpkin pie.

i)        …come to see them on this day.

j)        …fourth Thursday of November.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание  2                 (Время выполнения: 5-10 минут)

Прочитай текст u выполни задание.

  1. In Manchester they have built Europe’s most modern on-street trans- port system, the Metrolink. In 1993 they built a new international terminal at Manchester Airport.

  2. For a long time, the Tower of London was a fortress, a palace and a prison. Many kings and queens lived there. It is the oldest building in London.

  3. Buckingham Palace was built in 1763. It is the Queen’s official London home. Visitors can tour it and view 16 rooms there.

  4. It is a very big city. More than 8 million people live there. There are a lot of houses, banks, shops, palaces and churches in it, It is the capital of England and Great Britain.

  5. Edinburgh is the capital of Scotland. It is a great city. It has a long historic past. There you can see beautiful old castles and wonderful parks.

Занеси соответствующие цифры в таблицу.

Основная мысль текста

 

Номер текста

This text is about London

This text is about transport system

This text is about Queen’s home

This text is about a Scottish city

This text is about the oldest London building

infourok.ru

Урок – игра. Занимательная грамматика. 5класс

Тема: Урок – игра. Занимательная грамматика. 5класс

Цель урока: ввести учащихся в таинственный и загадочный мир русского языка.

Задачи:

Обучающие:

1. Вспомнить изученное в начальной школе, активизировать процесс мышления для получения новых знаний.

2. Вызвать у учащихся интерес к овладению тайнами русского языка (к самостоятельному изучению различных разделов русского языка, чтению научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками).

Развивающие:

1. Развивать логическое и творческое мышление учащихся.

2. Расширять словарный запас языка.

3. Развивать познавательные способности учащихся.

Воспитательные:

1. Развивать творческую активность учащихся, логику, воображение, быстроту реакции.

2. Развивать у школьников интерес к внутришкольной коллективной деятельности.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра.

Технологии урока: компьютерные, игровые, групповые.

Эпиграф: Грамоте учиться всегда пригодится.

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

I Актуализация полученных знаний

-Записать эпиграф в тетрадь.

-Как вы понимаете слова русского писателя, тончайшего знатока русского слова и мастера русской речи?

-А какие мудрые изречения о русском языке вы помните наизусть?

II Мотивация деятельности учащихся

Вступительное слово учителя:

Грамота в переводе с греческого языка означает – чтение и письмо.

-А что означает слово алфавит? (альфа + вита)

Алеф – бык – у древних народов Аравии ( перевернутая буква А напоминала им быка)

Бет – дом (вторая буква алфавита была похожа на дом)

Алефбет – алфавит

-А что такое азбука? (аз + буки)

Школа в греческом языке означала – досуг.

Под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, позднее появились настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, поэзию, ораторское искусство. Вот и мы с вами побеседуем сейчас по примеру древних мудрецов и поиграем.

III Систематизация и обобщение полученных знаний

Игровые задания.

-Что такое слог?

а) Ученики друг за другом выходят к доске, пишут по одному слогу, чтобы получилось слово.

б) Задача: даны слова: каша, река, жаба. В какие из них надо вставить слог –ло-, а в какие –зин-, чтобы получились новые слова? ( калоша, резинка, жалоба )

в) Перевертыши. Есть слова-перевертыши. Если поменять слоги местами, то получатся новые слова, например на-сос – сос-на.

Камыш, жилы, навес, наши, кабан, какой, качай, нора.

-Звуки и буквы.

На странице букваря

тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

-Что это? Назовите имена богатырей.

а) Знаешь алфавит – угадаешь слово. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой Р, вторая – за буквой Д, третья – за М, четвертая – за С, пятая – за Ю, шестая – за А, седьмая – за П, а последняя – за буквой Ы. ( Сентябрь )

б) Что может произойти, если перепутать буквы и звуки? (путаница ) Восстановите порядок.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

В глазах у Машеньки испуг:

Ползет большой зеленый лук.

Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки. (венки)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Синеет море перед нами!

Летают майки над волнами.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок!

На волке – сметана, (полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

в) У Агнии Барто есть стихотворение:

Скажи погромче

Слово гром.

Грохочет слово,

Словно гром.

-Почему при чтении слышится грохот грома?

Скажи:

«Кукушка на суку» —

Тебе послышится:

«Ку-ку!»

-Почему слышится голос кукушки?

Такой прием в литературе называется звукопись. Приведите примеры.

( шуршали камыши; тише, мыши, кот на крыше; свистит свисток)

-Когда слова пишутся с большой буквы?

а) Разгадайте ребусы. ( смотри приложение №1 )

— Нужны ли Ъ и Ь?

а) ( смотри приложение №2 )

-Для чего в словах лень, сеть, пень написан Ь, а в словах подъезд, разъяснить — Ъ ?

б) Чем оканчивается день и ночь?

-Что вы знаете о правописании предлогов?

а) Знаешь предлоги – разгадаешь ребусы. ( смотри приложение №3 )

( Порт, заяц, надо, надуть, воз, подвиг )

б) Реши шарады. ( смотри приложение №4 )

-Чем интересны сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?

-Проговори скороговорки:

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

Волки рыщут, пищу ищут.

-В чем коварство безударных гласных корня?

-Прочитай стихотворение и помоги мальчикам ( смотри приложение №5 )

Как избежать ошибок при написании слов со звонкими и глухими согласными?

а) Кто потерял башмачок, убегая из дворца? (Золушка)

Как звали храброго героя, убившего разом семь мух? (Портняжка)

Какая девочка дружила с семью гномами? (Белоснежка)

Какой старичок наградил падчерицу за трудолюбие и наказал мачехину дочку за лень?

(Мороз Иванович)

-Из чего состоят слова? Как называются части слова?

а) Составь слово: корень из слова летчик, приставка такая же, как в слове пришли, суффикс как в слове запел, окончание, как в слове дети ( прилетели )

б) Как большой дом превратить в маленький? (домик)

-Назовите известные вам части речи.

а) Много на свете интересных профессий. Обычно мужчина и женщина могут быть представителями каждой. Но иногда они называются по-разному. ( продавщица – продавец )

Образовать слова, обозначающие профессию мужчины.

Доярка, маникюрша, медсестра ( дояр, маникюрщик, медбрат )

б) К какому склонению относится существительное?

Закружилась карусель,

Загудела, словно шмель.

в) Закончите пословицы:

Речь хороша короткая, а веревка…

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб…

Как называются слова, противоположные по смыслу? ( антонимы )

г) Как правильно сказать:

у рыб нет зуб, или у рыб нет зубов, или у рыбей нет зубей?

д) Загадка: Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

Снежное покрывало покрывало все поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

-К каким частям речи относятся слова: белил, покрывало, домой?

-Как называется такой прием, когда разные по смыслу слова совпадают по написанию произношению? ( омонимы )

е) Почему местоимения так называются?

Солнце кругло и красно

Утром нас разбудит.

Утро ласково, светло.

Утро ясное – оно.

День придет красив и ярок-

Принесет он нам подарок.

-Какие знаки стоят в конце предложения?

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца !

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом ?

Стоят три кумушки рядком

Ведут беседу, но – тайком ,

Какими-то далекими

Туманными намеками

Ляжет палочкой на строчку

Проходите по мосточку.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку ,

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть .

-Победителям вручаются награды.

IV Домашнее задание:

— Выучить наизусть высказывания мастеров слова о русском языке (не менее пяти).

V Рефлексия.

С каким настроением вы начнете учебный год?

Что вам понравилось на уроке?

Кто доволен своими результатами повторения?

Как вы хотите изучать русский язык, чтобы был качественный результат?

VI Использованная литература и электронные источники:

1.«Грамоте учиться всегда пригодится». Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9классы. Составитель Филипченко М.П. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007

2. А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку». Книга для учителя. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 1994

3. М.М.Казбек-Казиева «Подготовка к олимпиадам по русскому языку», 5-11 классы, Москва, Айрис-пресс, 2006

4.Н.Соловьева «Игры на уроках русского языка», 5-9классы. Книга для учителя. Материк-Альфа, Москва, 2007

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе «Веселая грамматика»

                                           Открытый урок русского языка

                                           «Веселая грамматика»

Учитель   Лейко О.А.

Класс   5 «Б»

Дата проведения    12.02.2014г.

Цель: проверить знания учащихся о частях речи, значении, строении, правописании слов.

Задачи:

— создать условия для проявления знаний, полученных на уроках русского языка по разным разделам лингвистики;

— развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;                              — моделировать игру в целях воспитания интереса к предмету;

— создать условия для работы обучающихся в группах;

— воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

Оборудование:

-интерактивная доска, слайды, проектор, раздаточный материал.

Урок проводится в виде соревнования трех команд. Класс заранее делится на команды, выбирается капитан, от команды готовится по 2 вопроса соперникам. В жюри приглашаются старшеклассники.

Ход урока.

Слово учителя. Сегодня мы проводим урок-игру «Веселая грамматика».

Слайд 1. Веселая грамматика.

Грамматика, грамматика!

Как без нее нам быть?

Грамматику, грамматику

Должны мы все любить!

Поможет нам грамматика

(она ж не математика)

Проверить написание,

Поставить ударение,

Про знаки препинания,

Конечно, не забыть.

Морфемы, части речи

И сочетанья слов

Любящий грамматику

Всегда познать готов.

                   В игре участвуют 3 команды: команда «Русские души», капитан Ерко Анастасия, команда «Гении», капитан Крюченко Евгения и команда «Неуязвимые», капитан Юркина Алевтина. Нашим жюри будет группа старшеклассников, а гостями – учителя нашей школы. За каждый правильный ответ команды будут получать баллы, объявляемые  жюри  после каждого конкурса, а в конце игры подводится итог.

Слайд 2. Гора Грамматика.

                   В разгар зимних Олимпийских игр мы совершим восхождение на гору Грамматика. Нас ждут разные задания. Итак, вперед.

Задание 1.Кроссворд «Морфемика» (3 балла той команде, которая справилась быстрее)

Домик, где берем снаряжение для пути, лыжи, коньки, сноуборды, закрыт. Ключ к нему – разгадывание кроссворда.

Слайд 3. Домик Морфемика.

Для кроссворда

1.Раздел лингвистики, изучающий состав слова. (Морфемика.)

2.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс.)

3.Часть слова, которая служит для образования форм слова. (Окончание.)

4.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка.)

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (Корень.)

6.Часть изменяемого слова без окончания. (Основа.)

                   На коньках, лыжах, сноубордах, санках летим дальше. Впереди препятствие – скала «Корень».

Задание 2. Найти однокоренные слова, указать количество (4 балла)

Прочитайте  стихотворение и укажите количество слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик.

В.Берестов.

        Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте — луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам много лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово – 1 балл).

Слово учителя. Этимологически слова «лунка» и «луна» являются однокоренными. Лунку- ямку круглой формы – назвали так по подобию с полной луной.

                        По застывшим ручейкам и горным речкам поднимаемся к главному препятствию – ущелью Орфография.

Задание 3. Тренажер  «Правописание слов». Выходят по очереди 5 человек из каждой команды ( 1 балл за слово).

Задание 4. Кто быстрее выйдет из ущелья? Исправить ошибки в тексте   (5 баллов, если исправлены все ошибки, 3-4 балла, если пропущены ошибки)

Моршрут будит прохадить по горнаму ущелю. Придлогаю счас зделать превал и раставить поладки сказал инструктар

Исправленный текст.

«Маршрут будет проходить по горному ущелью. Предлагаю сейчас сделать привал и расставить палатки»,- сказал инструктор.

                 Команды вышли из ущелья и должны размяться.

Физкультминутка.  (3 балла)

Вверх рука и вниз рука,

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Мы на лыжи быстро встали,

Палки в руки ловко взяли,

Оттолкнулись и с вершины

Полетели до долины.

(Движения при ходьбе  на лыжах)

                            Все мы любим играть в снежки. «Снежками» на уроке будут вопросы, которые подготовила каждая команда.

Задание 5. «Снежки». Вопросы и ответы (2 балла + 1 балл за интересный вопрос)  Команды обмениваются вопросами.

                           А в долине нас ждет угощение в кафе «Грамотейка».

Слово учителя. Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

— Шесть порций орфографических ошибок.
— Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.
— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Задание 6. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (5 баллов)

 

Буль_н.

Ра_ольник с к_лбасой.

К_тлеты рыбные.

П_льмени.

Шамп_ньоны в соусе.

Пиро_ки с к_ртошкой.

К_мпот из сухофруктов. 

П_рожное бисквитное.

З_млянич_ное мороженое.

Ответы.

Бульон.

Рассольник с колбасой.

Котлеты рыбные.

Пельмени.

Шампиньоны в соусе.

Пирожки с картошкой.

Компот из сухофруктов. 

Пирожное бисквитное.

Земляничное мороженое.

                            Продолжим покорять нашу гору Грамматика.

На пути у нас… снежный человек!!! Он протягивает нам древние письмена, переведя их на современный язык, мы сможем продвинуться дальше.

Задание 7. «Переводчики». Заменить устаревшие слова современными    ( 1 балл за слово)

Око  (глаз).        Зеница  (глаз, зрачок).

Чело  (лоб).        Рамо (плечо).

Выя  (шея).        Длань  (ладонь).

Чрево  (живот).        Шуйца  (левая рука).

Перст  (палец).        Десница  (правая рука).

Вежды  (веки).    

Ланиты  (щёки).        Рыло  (то же, что лицо).

Уста  (губы).        Пясть  (ладонь с пальцами).

                     

                    И вот мы у цели. Еще чуть-чуть, и мы окажемся на вершине нашей горы Грамматика.

Задание 8. Блиц-турнир.  (1 балл за вопрос)

Вопросы для блиц-турнира.

1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)

3.      Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила? (они употребляются только во множественном числе)

4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

5.      Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)

6.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

7.      Что объединяет слова жюри, росток, парашют, отрасль?

8.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)

9.      Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Дополнительные вопросы. Кто правильно проговорит предложение

Когда позвонит помощник, опустишь жалюзи, включишь кухонный комбайн, сделаешь сок из свеклы и испечешь торты.

                       Подводим итоги нашей игры. Победила команда… Призовые места заняли команды…  Называются  наиболее активные участники игры, самая сплочённая команда, самый лучший капитан команды. Далее учащимся предлагается письменно ответить на вопросы:

  • Какое задание было для тебя самым интересным?
  • Какое задание было для тебя самым трудным?
  • Оцени урок в баллах (1-5)

Всем спасибо за урок.  Домашнее задание: написать названия зимних                                         видов спорта, указать склон существительных

nsportal.ru

Грамматика русского языка для 5-6 классов. DjVu

      ОТ РЕДАКЦИИ.

      Первые четыре издания этого учебника [I часть, «Фонетика и морфология»], вышедшие в течение 1938 — 1941 гг., печатались без изменений.

      В результате указанных изменений, начиная с пятого издания, нумерация параграфов учебника и данных в нём упражнений не всегда совпадает с нумерацией в изданиях предшествующих лет.

      Данное, седьмое издание печатается по шестому без переделок, за исключением произведенной в нём проф. С. Г. Бархударовым замены отдельных текстов в некоторых упражнениях.

     

      Грамматика — слово греческое (громматикэ), которое первоначально обозначало просто «умение читать и писать». Однако с древнейших времён это слово стало обозначать и особую науку, изучающую законы того или другого языка. Следовательно, уже древние греки сознавали, что без грамматики, т.е. без науки о языке, нельзя с успехом заниматься литературным языком. Чтобы хорошо строить мосты, надо знать законы механики, а чтобы вполне овладеть литературным языком, особенно письменным, надо знать законы языка.

      Кроме этого практического значения, изучение грамматики имеет ещё и другой смысл. Наш язык теснейшим образом связан с нашей мыслью. Изучая язык и его законы, мы проникаем, в лабораторию нашей мысли. Поэтому занятия грамматикой имеют большое общеобразовательное значение. Наконец, — и это тоже очень важно, — поняв законы родного языка, мы легче будем понимать законы других языков. Иначе говоря, занятця грамматикой русского языка подготовляют нас к занятиям иностранными языками.

      Грамматика делится на фонетику, морфологию и синтаксис. Фонетика, или наука о звуках речи (греческ. фояэ — звук, голос), изучает звуки речи, употребляемые в том или другом языке. Морфология, т. е. наука о формах (греческ. морфэ — форма), изучает способы образования и изменения слов.

      Синтаксис, или наука о строе (греческ. сюятаксис — строй), изучает способы построения предложений.

      Научно подходить к вопросам русской грамматики стал впервые отец- нашей русской науки вообще, академик М. В. Ломоносов (1711 — 1765), который и написал первую русскую грамматику. Его дело продолжал первый наш крупный языковед, академик А. X. Востоков (1781 — 1864), грамматика которого и сейчас представляет большой интерес. Ближе к нашему времени жили и работали два больших учёных — профессор Московского университета Ф. И. Буслаев (1818 — 1897) и профессор Харьковского университета А. А. Потебня (1835 — 1891), которые много сделали для разработки русской грамматики. Уже совсем в недавнее время многие вопросы русской грамматики разработал академик А. А. Шахматов (1864 — 1920), Наконец, в наши дни жил и работал выдающийся советский учёный-языковед, создатель нового учения о языке, академик Н.Я. Марр (1864-1934).

      Только благодаря трудам всех этих учёных и многих других, здесь не названных, русская грамматика достигла современного уровня.

      А. А. Шахматов.

      Н. Я. Марр.

     

      ВВЕДЕНИЕ

     

      § 1. Понятие о предложении.

      I

      Мы говорим, чтобы выражать свои мысли. Каждая законченная мысль выражается обыкновенно группой слов. Слова эти теаюсвя-заны между собой. Например: Мы спускались в долину. Молодой месяц показался на ясном небе. Вечерний воздух был тих и тёпел.

      В этом отрывке три законченные мысли, и каждая из них выражена несколькими связанными между собой словами.

      Законченная мысль может быть выражена и одним словом. Например: Тепло. Вечереет, Здесь каждое слово выражает законченную мысль.

      Сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль, называется предложением.

      В устной речи между предложениями делается остановка (пауза).

      На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаком.

      Упражнение 1. Озаглавьте следующие тексты. Спишите их, расставляя между предложениями точки.

      1. Жара всё усиливается голова кружится над оврагом носится марево подвода со снопами колеблется в ушах пронзительно звенит по всему небосклону стелется что-то тёмное навстречу несётся туча с чёрным подтёком гром становится всё слышнее и делается почти беспрерывным проносится раскалённый ветер вдали кружатся вихри один из них стремительно несётся наискось верхушка его касается тучи вдали косым навесом хлещет дождь совсем близко раздаётся гром прямо на нас движется стена грозного ливня молнии разрезают небо вкось и вкривь по жнивью уже щёлкают крупные капли дождь бьёт косо под ногами начинают прыгать белые горошины града кажется, словно миллионы цепов одновременно бьют по токам.

      2. Пришла весна по улицам города журчали торопливые ручьи цвета одежд и звуки говора движущегося народа были ярки в садиках набухали почки деревьев ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра везде лились и падали прозрачные капли воробьи весело порхали на своих маленьких крыльях всё двигалось и блестело.

     

      § 2. Вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения.

      Предложения могут быть вопросительными6 восклицательными н повествовательными.

      Вопросительным предложением называется такое предложение, в котором содержится вопрос. Библиотека открыта? Ты уже готов? Какая сегодня погода? Кто пришёл? Который чаc?

      В вопросительном предложении голос повышается на том слове, которое именно и содержит вопрос.

      В конце вопросительного предложения на письме ставится вопросительный знак.

      Восклицательным предложением называется такое предложение, в котором мысль сопровождается каким-нибудь сильным чувством (удивления, восторга, восхищения и т. п.). Какая прекрасная погода! У дивительно приятное утро! Дирижабль летит!

      В конце восклицательного предложения на письме ставится восклицательный знак.

      Предложение, в котором сообщается о чём-нибудь и не содержится ни вопроса, ни восклицания, называется повествовательным. Рассвело. Жаворонки поют. Первые лучи солнца играют в светлой речке.

      Повествовательное предложение произносится о понижением голоса к концу предложения.

      На письме в конце повествовательного предложения ставится точка.

      Упражнение 2. Прочтите текст. Спишите его и в конце предложений поставьте нужные знаки.

      Был у меня ручной скворец Кутька раз в год он пел бесхитростную весеннюю песню и лазил в скворечни зачем он делал это что он там видел почему не остался там жить у вольных скворцов нет, что-то тянуло его вернуться в клетку она всегда была открыта настежь лети, куда хочешь иногда Кутька ночевал на дереве в полдень-он являлся и стучал клювом в окно столовой влетит в форточку и шмыг ка стол что подают к завтраку не дадут ли кусочек баранины как смешно он пляшет и трясёт головёнкой получай свою порцию, попрошайка с каким шумом и ^вистом носятся над осенним садом стан скворцов куда они летят кто вернётся весной к родимым скворечням и никогда Кутька не сделал даже попытки взлететь к стае вы думаете, он боялся лететь конечно, нет разве мог домашний скворец знать что-нибудь об опасностях дальних полётов не привязался ли он всеми птичьими силёнками к странным огромным существам, которые полюбили его, малую пташку.

     

      § 3. Главные члены предложения.

      Те слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь вопрос, называются членами предложения.

      Например, в предложении Наша семья летом переезжает из города в деревню — шесть членов. Кто. переезжает ? — Семья. Семья что делает? — Переезжает. Чья семья? — Наша. Когда переезжает? — Летом. Откуда переезжает? — Из города. Куда переезжает? — В деревню. Слова из и в не отвечают на вопросы н поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.

      Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главных членов предложения два — подлежащее и сказуемое.

      Подлежащее обозначает то, о чём что-либо говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?

      Например7 Всадник подъезжал к деревне, Кто подъезжал? Всадник (подлежащее). Книга лежит на столе. Что лежит? — Книга (подлежащее).

      Сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на один из вопросов: что делает предмет? что с ним делается? каков он? что он такое? кто он такой?

      Например: Туристы спускались в долину, Что делали туристы? — Спускались (сказуемое). Старая беседка в саду совсем развалилась. Что сделалось с беседкой? — Развалилась (сказуемое). День ясен. Каков день? — Ясен (сказуемое). Математика-наукаЧто такое математика? — Наука (сказуемое). Пушкин — писатель. Кто такой Пушкин? — Писатель (сказуемре).

      Упражнение 3. Спишите текст. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.

      Грозно бушует Берингов пролив,- Шумит и днём и ночью волна. Шуршат остробокие синие льды. Тяжела зима на Чукотке. Хорошие деньки редки. Местные чукотские собаки — выносливые животные. Они привыкли к суровым сибирским холодам. Но зимой они иногда скулят. Молчалива бескрайняя снежная ширь.

      Только летом всё оживает. Прилёт полярных жаворонков — первая весть о весне. Но они иногда ошибаются. Олени — самые верные предсказатели весны. С наступлением тепла они покидают материк. Они уходят на остров Врангеля. Оленей привлекает там обилие летних пастбищ. Олени уходят туда незадолго до вскрытия льдов.

      Упражнение 4. Спишите текст. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.

      Эвкалипт — гигантское дерево. Это замечательное дерево растёт в Австралии. Оно достигает высоты небоскрёба в тридцать четыре этажа. Ствол его чрезвычайно широк. В его дупле свободно помещаются трое всадников. В первый же год жизни эвкалипт вырастает до трёх метров высоты. Могучие корни эвкалиптов — самые мощные насосы. Они высасывают из почвы массу воды. Поэтому местность вокруг эвкалиптов всегда сухая. Она не знает ни малярии, ни тропической лихорадки. Там никогда не размножаются комары. Некоторые виды эвкалиптового дерева легко разводятся у нас на Черноморском побережье. Они осушают почву и уничтожают малярию.

     

      § 4. Второстепенные члены предложения.

      Кроме главных членов, в предложении могут быть второстепенные.

      Второстепенные члены предложения поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

      В предложении Длинный обоз медленно двигался по пыльной дороге подлежащее обоз и сказуемое двигался; второстепенные члены предложения: длинный, медленно, по дороге, пыльной.

      Слово длинный поясняет подлежащее обоз, показывая, какой обоз двигался; слово медленно поясняет сказуемое двигался и показывает, как двигался обоз; слова по дороге поясняют сказуемое двигался и показывают, где двигался обоз; слово пыльной поясняет второстепенный член предложения по дороге и показывает, по какой дороге двигался обоз. Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

      Из всего сказанного становится понятным, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения. Всякий второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

      Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется простым нераспространённым. Например: Ветер шумел.

      Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются ещё второстепенные члены, называется простым распространённым. Например: Свежий ветер бойко шумел в зелёных листьях.

      Упражнение 5. Разберите следующие предложения по вопросам. Составьте схемы к трём предложениям.

      Прошлым летом я видел крупную акулу на Белом море. Огромная акула лежала на палубе. Она поминутно била упругим хвостом. Маленькие глазки акулы зло поблёскивали. Вокруг толпилась команда. Мой товарищ протянул акуле конец палки. Она ловко Цапнула протянутую палку. Палка тотчас переломилась.

      Упражнение 6. Данные распространённые предложения сделайте нераспространёнными.

      1. Нетерпеливые лошади тронулись. Колокольчик зазвенел. Тройка быстро полетела по гладкому санному пути. 2. Быстро наступал хмурый вечер. Шёл неприветливый осенний дождь. С севера дул пронизывающий ветер. 3. Ясная луна тихо сияла на небе. Тёплая июльская ночь тиха. Изредка поднимался лёгкий ветерок. 4. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды. Звуки понемногу затихли в станице. У ворот слышались голоса.

      Упражнение 7. Данные нераспространёнпые предложения распространите при помощи вопросов, указанных в скобках.

      1. (Где?) появилась (какая?) туча. 2. (Какой?) поезд прибыл (откуда? когда?), 3. (Какой?) врач принимает (кого? когда?), 4. Письмо (от кого?) получено (кем? -когда?), 5. Состязания (между кем?) состоятся (когда? где?).

      Упражнение 8. Данные нераспространении® предложения сделайте распространенными. Составьте рассказ и озаглавьте его.

      Разведчик идёт. Лес молчит. Разведчик прислушивается. Кто-то приближается. Хрустят ветки. Разведчик всматривается. Враг близко. Это офицер. Разведчик бросается. Враг связан. Приказ выполнен.

      Упражнение 9. Из данных слов н нераспространениях предложений образуйте распространённые предложения. Составьте рассказ и озаглавьте его.

      Сторожка. Рельсы. Вдали лес. Показался дымок. Шум. Раздался гудок. Стук колёс. Шёл поезд. Сторож. Зелёный флаг. Шум усилился. Пыхтение паровоза. Поезд пронёсся.

      Упражнение 10. Составьте четыре связных ряда распространённых предложений, воспользовавшись данными группами слов.

      1) Лётчик, самолёт, пропеллер, земля, люди.

      2) Зенитка, осколки, бомба, крыша, пожарник.

      3) Завод, станок, работа, тыл, выполнение.

      4) Колхоз, весна, трактор, расширить, помощь, Красная Армия, посевная площадь.

     

      § 5. Определение, дополнение и обстоятельство.

      Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

      Определением называется второстепенный член предложения, который показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? ней? который? Определение относится к имени существительному.

      На ясном кебе белела снеговая гора. На каком небе? — На ясном (определение). Какая гора? — Снеговая (определение}. Отец мой работает на фабрике. Чей отец? — Мой (определение). Володе пошёл шестой год. Который год 1 — Шестой (определение).

      Дополнением называется второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? нему? кого? что? кем? нем? о ком? о нём?

      Дополнение обычно относится к глаголу.

      Мы изучаем математику. Изучаем что? — Математику (дополнение). Вся страна приветствовала папанинцев. Приветствовала кого? — Папанинцев (дополнение). Собрание отправило приветственную телеграмму героям. Отправило что? — Телеграмму (дополнение). Отправило кому? — Героям (дополнение).

      Обстоятельством называется второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (т. е. где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?

      Обстоятельство обычно относится к глаголу.

      Летом пионеры отдыхали в лагере. Когда отдыхали? — Летом (обстоятельство). Где отдыхали? — В лагере (обстоятельство).

      Из душкой комнаты мы вышли на свежий воздух. Вышли откуда? — Из комнаты (обстоятельство). Вышли куда? — На воздух (обстоятельство). По болезни ученик отсутствовал на занятиях. Отсутствовал почему? — По болезни (обстоятельство). По улицам слона водили на показ. Водили зачем? — На показ (обстоятельство). Ветер вылжалобно и тихо. Как выл? — Жалобно и тихо (обстоятельства).

      Упражнение 11. Прочтите текст. Выпишите определения с определяемыми словами.

      В ГОРАХ.

      Выйдешь на морской берег в Сочи — вокруг цветут розовые олеандры, белые магнолии, душистые розы. Здесь ка ярком солнце зреют золотистые мандарины. Это — настоящие субтропики.

      Но стоит подняться в горы — и часа через три попадёшь в умеренный климат. Там растут разные сорта слив, пушистые персики, розовая черешня.

      Поднимешься ещё на двести-триста метров — и уже встречаешь обычные растения средней полосы: яблони, груши, вишни, крыжовник.

      На высоте километра над уровнем моря краснеют гроздья северной рябины, в траве наливается приполярная брусника, а на сырых местах стелется кислая клюква. А ещё через полкилометра попадёшь прямо на северный полюс — вечные льды, резкий ветер, снежные бури. Всё это можно увидеть в горах в один день.

      Упражнение 12. Спишите текст. Подчеркните дополнения я укажите, на какой вопрос они отвечают. Вопрос ставьте над тем словом, к которому дополнение относится.

      Образец: Я давно узнал эту песчаную дорогу.

      Я давно узнал эту песчаную дорогу. Влажный песок долго не терял ночной сырости, и пыли не было. Всё поле было покрыто цветущей гречихой. Мы часто навещали старого. пасечника и радовались, когда видели зелёную опушку леса и высокий дуб. Под ним приютился шалаш пасечника. Там всегда пахло мёдом и горелым трутом. Дед окуривал трутом пчёл. Он любил нас и всегда давал нам прозрачные душистые соты.

      Упражнение 13. Спишите примеры. Вместо точек вставьте в качестве дополнения подходящее по смыслу слово из указанных внизу. Поставьте к этим дополнениям вопросы.

      1. Пастух со своим … скрылся вдали. 2. В прозрачном небе я увидел … журавлей. 3. Пчеловод внимательно следил за … пчёл. 4. Мальчики погнали … коней на водопой.

      Слова для вставки: стая, стадо, табун, рой.

      Упражнение 14, Спишите отрывок. Подчеркните обстоятельства, укажите вопросы, на которые они отвечают.

      Мы плыли медленно. Лодочник насилу выдёргивал из вязкой тины свой длинный шест. Сплошные круглые листья лилий сильно мешали ходу нашей лодки. Мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда. Дружно раздавались выстрелы. К обеду наша лодка доверху наполнилась дичью.

      Упражнение 15. Разберите по членам предложения,

      I. Вдали желтеют поля. Солнце опускается за знакомый березняк. Оно румянит гладкий пруд. С полей поднимается пар. Наступают сумерки.

      П. Солнце стоит неподвижно над головой. Над деревней и полем лежит невозмутимая тишина* Звонко раздаётся человеческий голос в пустоте.

      III. 1. Утих аул. На солнце спят у саклей псы сторожевые. (П.)

      2. Коршун в море кровь пролил. Лук царевич опустил. (П.) 3. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра. Свищут пули. Нависли хладные штыки. (П.) 4. Тяжёлый пасмурный туман нагие холмы обвивает. Зима приблизилась. Руслан свой путь отважно продолжает на дальний север. (П.)

     

      § 6. Простое и сложное предложения.

      Связная речь может состоять из отдельных предложений. Лошадь моя была готова. Я ехал с проводником, Утро было прекрасно. Солнце сияло. (П.)

      В этом отрывке четыре отдельных самостоятельных предложения. Каждое из них содержит одну законченную мысль и имеет своё подлежащее и сказуемое. Такие предложения называются простыми.

      Мысли, выраженные в простых предложениях, могут быть поставлены в тесную связь, объединены в одну сложную мысль. Тогда простые предложения, выражающие эти мысли, объединяются в одно целое сложное предложение.

      Иапример, два простых предложения — Ветер утих. Море продолжало волноваться — могут быть объединены в одно сложное предложение: Ветер утих, но море продолжало волноваться. В этом сложном предложении противопоставляются друг другу две мысли.

      Простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются специальными словами (а, и, но, когда), а в произношении объединяются голосом.

      Сложным предложением называется такое предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, выражающих одну сложную мысль. Например: От холода мой спутник дрожал, и я чувствовал, как тряслись его челюсти. (Это сложное предложение состоит из трёх простых предложений.)

      Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, отделяются на письме друг от друга различными знаками препинания.

      Упражнение 16. Прочтите текст, укажите в нём сложные предложения и скажите, из скольких простых состоит каждое сложное предложение,

      ПОЕДИНОК.

      Немецкий лётчик отчётливо видел, свою добычу. Он собирался разбомбить поезд с военным грузом. Состав полз по длинной насыпи посреди густого леса, и лётчик ждал его выхода на открытое пространство. Поезд приближался к намеченному лётчиком месту. Самолёт развернулся, и бомбы полетели вниз. Фонтаны грязи и земли встали по обе стороны насыпи, но поезд не пострадал. Машинист направил состав обратно в лес, и лётчик просчитался. В ярости он сбросил теперь бомбы на лес, но поезд мчался уже по открытому пространству. В лесу послышался треск падающих сосея, а поезд шёл дальше к небольшому перелеску. Лётчик спикировал, и бомбы снова подняли столбы земли. Машинист вёл поезд рывками, и добыча опять ускользнула от лётчика. Человек на паровозе словно дразнил его, когда тот был у цели. В бессильной злобе лётчик сбрасывал одну бомбу за другой, но все они рвались безрезультатно. Поезд делал какие-то дикие прыжки. Все сцепления его неистово визжали, и он веб время менял свою скорость. Этот длинный тяжёлый состав вполне покорялся руке водителя. Немец вспотел. Он бросался на поезд, но тот опять ускользал от него. Снаряды все вышли. Лётчик осыпал поезд пулемётными очередями, но тот в это время шёл уже под прикрытием леса. Пули проносились над поездом, а машинист зорко следил за врагом. Немец откинулся в изнеможении. Небо сияло. Была хрустальная ровная осень. Поединок окончился.

      Упражнение 17. Прочтите текст, устно укажите, из скольких простых предложений состоит каждое сложное предложение.

      ДЖЕК.

      Глухарь — птица очень осторожная, и человеку близко подойти к нему трудно. Сидит глухарь на верхушке сосны и пощипывает хвою, но малейшая тревога сразу заставит его насторожиться.

      И вдруг под деревом появляется четвероногий охотник. Уши подняты, хвост беспрерывно движется, глаза горят. Джек вытягивает шею к птице, и громкий азартный лай разносится далеко по лесу; А глухарь прекрасно понимает, что собака на дерево взобраться не может. Он продолжает преспокойно щипать хвою и разглядывать глупого пса с насмешкой и любопытством. Всё внимание осторожной птицы обращено на лающую собаку, и она совсем на замечает приближения охотника. А Джек себе на уме. Если охотник приближается к птице с его стороны, он быстро обегает дерево и заставляет глухаря повернуться спиной к стрелку. Охотник может хорошо прицелиться. Раздаётся выстрел… Раненая птица взлетает. Она цытается подняться, но это ей не удаётся, и она камнем падает к подножию сосны.

      Упражнение 18. Спишите примеры, докончив их так, чтобы получились сложные предложения.

      1. На выстрел дозорного прибежали пограничники, и нарушитель ….

      2. Я повернул выключатель, и электричество … . 3, Летом мой брат жил в пионерлагере, а я …. 4, Рыбаки потянули сеть, но рыба ….

      5. Парашют раскрылся, и парашютист … . 6. Тропинка вывела нас на открытую поляну, где …. 7. Часы пробили девять, и занятия … . 8. Монтёр выключил ток, и мотор … . 9. В кустах послышался шорох, и собака … . 10. Путешественник рассказал нам о том, что … . 11. Над местностью пронёсся такой ураган, что … . 12. Волна перекатывалась через камень, который … . 13. Мы решили вернуться домой, так как … .

      ФОНЕТИКА.

     

      § 7. Звуки речи.

      Наша речь состоит из слов. В каждом слове есть две стороны: смысловая и звуковая. Со стороны звуковой слово распадается на отдельные звуки речи. Звуки речи мы произносим благодаря работе лёгких, гортани, мягкого нёба, языка и губ (см, рис. 1).

      Когда мы говорим, мы выдыхаем из лёгких воздух. Воздух из лёгких по дыхательному горлу проходит в гортань. Гортань представляет собой своего рода музыкальный инструмент сложного устройства. В гортани выходящий из лёгких воздух образует звук, который называется голосом.

      Одни звуки речи образуются при участии голоса (например а, о, з, ж, в), а другие — без голоса (например с, ф, п, к).

      Из гортани воздух (с голосом или без него) идёт наружу через рот, а иногда через нос (при звуках н, м).

      При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая никаких преград (например а, о). При произношении других звуков во рту образуются различные преграды, благодаря определённым положениям языка и губ. Встречая эти преграды, Боздух трётся о них и разрывает их. От этого образуются шумы.

      Таким образом, звуки речи могут состоять из голоса и шума. Одни звуки состоят только из голоса (например а, о,&), другие — только из шума (ф, ш, ч, п, х), третьи — из шума и голоса (в, ж. б, г).

      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

sheba.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *