5 класс

География 5 класс фгос баринова плешаков сонин учебник – География, 5 класс, Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И., 2012

География 5 класс Учебник Баринова

Учебник по географии Бариновой, Плешакова, Сонина 5 класса соответствует ФГОС ООО, рекомендован МОН РФ и состоит в ФПУ. Адресован учебник учащимся 5 класса СОШ, один из компонентов классической линии учебников по географии.

-Содержание-

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ
Мир, в котором живём 4
Науки о природе 12
География — наука  Земле 19
Методы географических исследований 23
КАК ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ 27
Географические открытия древности  27
Важнейшие географические открытия 31
Открытия русских путешественников 36
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ 41
Как древние представляли себе Вселенную 041
Изучение Вселенной:  47
Соседи Солнца 52
Планеты-гиганты  маленький Плутон 58
Астероиды. Кометы. Метеоры. 62
Мир звёзд 66
Уникальная планета — Земля 71
Современные исследования космоса 74
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ  ЗЕМЛИ 78
Стороны горизонта 79
Ориентирование 80
План местности. географическая карта 83
ПРИРОДА ЗЕМЛИ 88
Как возникла Земля 89
Внутреннее строение Земли 95
Землетрясения и вулканы 100
Путешествие по материкам 106

Вода на Земле 114
Воздушная одежда Земли 120
Живая оболочка Земли 126
Почва —природное тело  129
Человек и природа 133

Скачать

 

Размер файла: 22 Мб; Формат: pdf/zip.

skachaj24.ru

Рабочая программа по географии (5 класс) на тему: Программа и тематическое планирование по географии 5 класс (по учебнику И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина)

Наименование раздела программы

Тема урока

Всего часов

Количество часов, из них на выполнение практической части программы

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)

Дата

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

УУД

Практ. работы (тема)

Контрольные и диагностические работы (тема)

план

факт

Что изучает география

3

1

Мир, в котором мы живем.

1

Стартовая диагностическая работа

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля

Развитие

личностной

рефлексии,

толерантности

Науки о природе. География — наука о Земле.

1

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.  Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии

Научиться объяснять значение понятий тело и вещество, называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию

Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме, выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук,  выявлять различия двух частей географии

Формирование мотивации в изучении наук о природе,  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Методы географических исследований

1

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географи-ческий метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Как люди открывали Землю

5

2

1

Географические открытия древности и Средневековья

1

№1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические

открытия Средневековья.  Практ. работа № 1. Работа с контурной картой, учебником, диском

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тесте учебника). Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества

Формирование целостного мировоззрения

Важнейшие географические открытия

1

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

6-7

Открытия русских путешественников

2

№2 « Важнейшие географические открытия»

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три

моря». Освоение Сибири. Практ. работа №2. 

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках

Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Обощение знаний по разделу « Как люди открывали Землю»

1

Тестирование.

Обобщение и практическая отработка  знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю».

Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Земля во Вселенной

9

1

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной

Научиться читать и понимать текст

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Формирование навыков организации своей деятельности в группе

Соседи Солнца

1

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

Научиться составлять характеристику планет по плану

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет

Формирование познавательного интереса к предмету изучения

Планеты – гиганты и маленький Плутон

1

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон

Научиться выделять признаки планет

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Мир Звезд

1

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

Научиться находить на звездном небе созвездия

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Уникальная планета – Земля

1

Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Современные исследования космоса

1

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин

Научиться составлять презентацию о космонавтах

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Обощение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

Тестирование.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной».

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Виды изображений поверхности  Земли

4

2

1

Стороны горизонта. Ориентирование

1

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.  Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Научиться определять стороны горизонта,  ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

План местности и географическая карта

1

Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Виды съемки местности для построения плана местности.  Практ. работа №3.

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности.

1

№3 « Ориентирование по компасу»

Обобщение по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

1

№4 «Построение простейшего плана местности»

Практ. работа №4. 

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Природа Земли

14

2

Как возникла Земля

1

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Внутреннее строение Земли

1

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию

Землетрясения и вулканы

1

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор

Научиться обозначать объекты на контурной карте

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Формирование навыков самоанализа и самокоррек- ции учебной деятельности

Путешествие по материкам

1

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Вода на Земле

1

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере

Научиться подписывать реки на контурной карте

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе

Обощение знаний по темам «Литосфера и гидросфера»

1

Тестирование.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по темам «Литосфера и гидросфера».

Научиться называть признаки изучаемых понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать воды суши

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Воздушная одежда Земли

1

Состав атмосферы. Движение воздуха.

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли»

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера — кухня погоды»

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера.

1

Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера

Живая оболочка Земли

1

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Почва – особое природное тело

1

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Научиться определять тип почв по натуральным образцам

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва — особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Человек и природа

1

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Итоговая контрольная работа

1

по разделу «Природа Земли»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли».  

Научиться самодиагностике

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование навыков самодиагностики и са- мокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя

Итоговый урок

1

Интеллектуальная игра

Научиться самодиагностике и самокоррек- ции

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование навыков самоанализа и самокор- рекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности

Резервное время

1

nsportal.ru

Учебно-методический материал по географии (5 класс) по теме: Программа для 5 класса по новым ФГОСам И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

География. Введение в географию

5 класс (35 часов)

  1. Пояснительная записка

      Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

      Курс географии 5 класса открывает пятилетний  цикл  изучения географии в основной школе.  География. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

      География в основной школе начинает изучаться изучается с 5 класса.

      В курсе 5 класса 35 часов, один раз в неделю.

      Курс географии в 5 классе  является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Цели и задачи курса:

– ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

– формирование географической культуры личности и обучения географическому языку;

– формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географической карты;

– формирование знаний о том, что изучает география, как люди открывали Землю, о положении Земли во вселенной, о видах изображения земной поверхности, о природе Земли;

– формирование правильных пространственных представлений  о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных

пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Создать географический образ территории родного края. Иметь знание основных принципов и правил отношения к природе. Иметь уважительное отношение к окружающим. Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Содержание курса географии

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический

метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4

.

Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практические работы:

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

География. Начальный курс. 5 класс

 Практические работы

 (указаны в рабочей программе)

  1. Географические открытия древности и средневековья.
  2. Важнейшие географические открытия.
  3. Ориентирование по компасу.
  4. Составление простейшего плана местности.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *