5 класс

Что такое царь у древних людей 5 класс – Учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему: Исторический словарь

Содержание

Trojden | Персидская держава «царя царей»: Вигасин А. А.

1. Три великих царства в Западной Азии. После гибели Ассирийской державы всё Двуречье покорилось вавилонскому царю. Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Западной Азии. Купцы привозили сюда товары со всех концов света. Обнесённый мощными стенами, он казался неприступной крепостью. Вавилонские войска захватили финикийские города, Сирию и Палестину. Не выдержал осады Иерусалим. Разрушен был храм, построенный некогда Соломоном, а население уведено в плен. Вавилонское царство стало почти таким же огромным, как прежде Ассирия.

В западной части полуострова Малая Азия располагалось Лидийское царство. На песчаных берегах рек Малой Азии можно было найти крупицы золота — песок здесь золотоносный. Именно в Лидии в VII (7-м) веке до н. э. начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром. Богатство лидийского царя Крёза вошло в поговорку.

К востоку от Лидии простиралось третье великое царство — Мидия. Её территория была обширна, но жившие здесь племена не всегда подчинялись мидийскому царю.

Лидийская монета. VII (7-й) век до н. э.

Стены и ступенчатая башня Вавилона. Реконструкция.

Одним из таких племён были персы, населявшие земли неподалёку от Персидского залива.

2. Завоевания персов. Предводителем персов был Кир. Он поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его, стал владыкой обширного государства. С многочисленным войском конных лучников Кир двинулся дальше на запад. Он осадил лидийского царя Крёза в его столице, городе Сарды, победил и взял в плен.

Затем пробил час Вавилонии. Кир начал с ней войну и одержал победу над вавилонским царевичем Валтасаром.

Персидская держава в VI (6-м) веке до н. э.

Персидский золотой кубок.

Но жители Вавилона запаслись продовольствием и готовы были выдержать любую осаду. Штурмовать же крепости персы не умели, они привыкли встречаться с противником в открытом поле. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что персидский царь придумал военную хитрость. Кир видел, что через город течёт Евфрат, и приказал своим воинам выкопать канал, чтобы отвести реку в другое русло. Евфрат сразу же обмелел — вода доходила людям лишь до колен. По руслу реки персидское войско проникло в город. В 538 году до н. э. Кир торжественно вступил в побеждённый Вавилон. Царь разрешил всем переселённым народам вернуться на родину. Вернулись и евреи. Они построили заново храм Бога Яхве в Иерусалиме.

Ни одному полководцу прежде не удавалось одержать так много замечательных побед. Ни один царь не владел столь обширным государством, как Кир Великий. Его держава простиралась от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Сын Кира продолжил завоевания и в 525 году до н. э. захватил Египет.

Воин персидского царя. Изображение во дворце.

Легенда о происхождении царя Кира

(По рассказу Геродота)

Предсказали мидийскому царю Астиагу, что сын его дочери отнимет у него престол. Испугался царь и выдал дочь замуж не за мидийца, а за перса. Он думал, что сын перса никогда не сможет править в Мидии. Когда же у неё родился ребёнок, вновь звездочёты сказали, что он будет царём. И приказал Астиаг умертвить своего внука. Но вельможа, получивший это поручение, пожалел младенца. Отнесли его в горы и отдали на воспитание рабу-пастуху. Маленький Кир не знал, что он сын мидийской царевны. Однажды сверстники избрали его своим царём в игре. Увидев мальчика в этой роли, Астиаг тотчас понял, что это его родной внук. Однако он решил, что предсказание уже сбылось — Кир стал царём среди мальчишек. Считая, что отныне внук ему не опасен, он сохранил ему жизнь.

Персидский царь. Изображение во дворце.

3. Персидская держава при Дарии Первом. Самым могущественным правителем Персии был Дарий Первый. Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество тайных осведомителей, которые назывались «глаза и уши царя».

Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой, которую называли царской. На ней через каждые 20—30 километров были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовыми немедленно отправиться в путь. Гонцы могли, сменяя друг друга, как на крыльях, мчаться из города в город, доставляя указы «царя царей».

Население завоёванных стран платило налоги. Египет и Вавилония ежегодно должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Огромные средства уходили на строительство роскошных дворцов в Персеполе и в других городах.

Под Новый год, который отмечался весной, в Персеполь прибывали посланцы из всех частей обширной державы. Они приносили царю дары от самых далёких племён. Одни вели верблюдов, другие — коней, третьи — баранов или ослов. Вавилоняне несли драгоценные кубки, лидийцы — золотые браслеты и вазы. Как писал Геродот: «Всё, что произрастает в Персидском государстве, и всё, что изготавливается ремесленниками, доставляется царю». Только персы ничего не платили, так как они были народом господ.

Библейская легенда о пире Валтасара

Валтасар устроил роскошный пир для тысячи вельмож вавилонских. Пили они вино и славили своих богов. Вдруг пирующие увидели кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене. Валтасар изменился в лице, мысли его смешались, и задрожали колени. Закричал он, чтобы привели мудрецов вавилонских: «Кто прочитает написанное и объяснит мне значение, тот получит пурпурные одежды и золотое ожерелье». И вот вышли все царские мудрецы, но никто не мог прочитать написанное. Позвали тогда еврейского пленника Даниила. Напомнил он о творимых вавилонскими царями беззакониях и гордыне их и сказал: «За это и послана рука Богом Яхве. И начертано здесь: «мене, текел, упарсин». Это значит, что исчислено царство твоё, взвешено и отдано персам». В ту же ночь погиб Валтасар, царевич вавилонский.

В личной охране царя было десять тысяч «бессмертных» воинов, прекрасно обученных и вооружённых. Когда же начинался большой поход, то несметные полчища собирались из всех покорённых областей.

Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь. Недаром она именовалась «царство стран», а её властитель носил пышный титул «великий царь, царь царей».

Проверьте себя. 1. Почему многие народы принимали персидского царя как освободителя? 2. Кого при Дарии Первом называли «глаза и уши царя»? Почему этих людей так называли? 3. Какая дорога была прозвана царской? В чём её достоинства?

Познакомьтесь с документами. Подготовьте сообщение по легенде о происхождении царя Кира и легенде о пире Валтасара (см. с. 92—93). Ответьте на вопросы: 1. С каким рассказом древнегреческого историка Геродота вы уже знакомы (найдите его на с. 76)? 2. Предположите, после каких событий Даниил мог стать пленником в Вавилоне. Кто и когда разрешил евреям вернуться на родину?

Подведём итоги и сделаем выводы

• Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?

• Почему созданное в Двуречье письмо называют клинописью? Какими особенностями оно обладало?

• Как выглядели книги в Древнем Двуречье?

• Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?

• Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутся наиболее важными?

• В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие преимущества давало использование монет в торговле?

• Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии Первом?



trojden.com

Всероссийская проверочная работа. Термины для 5 класса по темам, изученным за год.

 

ШАДУФ (араб.) на Востоке — приспособление для доставания воды из колодца

НОМ ( область, округ), административный округ в Древнем Египте. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей.

АМОН— древнеегипетский бог черного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (АМОН-РА).

ПЕРВЫЙ АЛФАВИТ появился в Древнем Египте более, чем за тысячу лет до изобретения письменности в 13 веке до новой эры, состоял из 600 знаков.

ФАРАОН ( царь) — название древне египетских царей.

УШЕБТИ— специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда.

ОСИРИС— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших.

ТУТМОС III — годы правления фараона Тутмоса III ознаменовались сменой мирного курса на активную завоевательную внешнюю политику:

  • Первый поход в Сирию. Считается, что его поводом послужило восстание азиатских племен. Ну а причина та же, что и многие века назад – государству нужны были рабы, ресурсы и открытый путь к внешней торговле. Поход в Сирию значительно укрепил положение Египетского государства в Передней Азии.
  • Военная кампания 29-года правления фараона. Это был пятый по счету военный поход в Переднюю Азию. В результате египтянами на финикийском побережье был захвачен большой земледельческий район Джахи, ставший опорным пунктом.
  • Шестой и седьмой походы за годы правления Тутмоса III были морскими. Корабли двигались по Средиземному морю и высадились в первый раз в Симире (современная территория Сирии). Целью была крепость Кедеш – одна из самых неприступных, ее осада продолжалась практически полгода, но результатов не дала. Египтяне разграбили окрестности и вынуждены были покинуть побережье. Вернувшись во второй раз, армия фараона заняла финикийский город Уллаза.
  • Восьмой поход утвердил господство Египта во всей Сирии, Палестине, Финникии. Историки называют этот период кульминацией военных завоеваний Тутмоса III.
  • Дальнейшие походы (9, 10, 13, 14-й) были предприняты в 34-39 годы правления Тутмоса III. Они уже не носили ярко выраженный захватнический характер, а скорее были направлены на удержание уже завоеванных территорий, на которых то и дело вспыхивали восстания.
  • Последний поход в Азию. По своему назначению это была скорее карательная экспедиция, чтобы подавить непокорную Сирию, во главе восстания стояли все те же города Кадеш и Тунип. Обе крепости были взяты египтянами, которые нанесли сокрушительный удар, надолго укрепив позиции своего государства в Сирии и Финикии.

Все завоеванные в годы правления Тутмоса III территории были превращены в провинции Египта и управлялись на местах его наместниками. Многочисленные народы преподносили ему дань, как знак уважения и солидарности его политике.

 

Термины по теме «Месопотамия»  

АККАДЦЫ («черноголовые») — принятое в научной литературе обозначение семитоязычного населения Месопотамии второй половины III тыс. до н. э., говорившего на аккадском языке; с аккадцами связано возникновение первого централизованного государства в истории Месопотамии — Аккадского царства.

АШШУР или Ассур — столица древней Ассирии, первый город, построенный ассирийцами и названный в честь ассирийского Верховного бога Ашшура.

ИШТАР — богиня плодородия, любви и войны.

ВОРОТА ИШТАР — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

ГЛИНЯНАЯ ТАБЛИЧКА (туппу́м ,туппу́мы) —  основА для книги, появившаяся около 3500 лет до нашей эры, когда шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трёхгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки.

КЛИНОПИСЬ— система письма, при которой писали на глиняной табличке пока глина ещё мягкая,выдавливая деревянной палочкой для письма или заострённым тростником знаки.

ХРАМ МАРДУКА — храм, посвященный Мардуку, богу-покровителю Вавилона. Крупный культурный центр Древнего мира, расположенный в современном Ираке.

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ — это многоярусный зиккурат, на каждом ярусе которого были высажены редкие растения, поливаемые с помощью сложной оросительной системы, работающей при помощи вращения колеса.

 

Термины по теме «Древняя Палестина»  

ДВЕНАДЦАТЬ РОДОВ (племен), составляющих народ Израиля и берущих свое начало от двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Израиля), родоначальника израильтян: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина. Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен, в том числе – о происхождении Мессии (Христа) из колена Иудина (см. Быт. 49). После исхода сынов Израиля из Египта за каждым коленом (учитывая, что колено Иосифа раскололось на два рода – по его сыновьям, Ефрему и Манассии, а левитам – священникам – не полагалось своей особой территории) были закреплены определенные места обитания.

КОВЧЕГ ЗАВЕТА, или Ковчег Открове́ния— согласно Библии — величайшая святыня еврейского народа: ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной и посох Аарона.Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля

НОЕВ КОВЧЕГ— согласно Библии, судно, построенное Ноем по велению Бога, для спасения от Потопа своей семьи, а также всех животных (по паре особей каждого вида)

ЕГИПЕТСКИЙ ПЛЕН (иноск.) — тяжелая неволя (намек на плен евреев в Египте).

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ (ивр. ‏בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‏‎, Бейт а-Микдаш, то есть «Дом Святости»; ивр. ‏מִּקְדָּשׁ‏‎, Микдаш) — культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э.

ПЯТИКНИЖИЕ, Моисеев Закон, — пять первых книг еврейской и христианской Библии.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ— древний народ, воинственные завоеватели части восточного побережья Средиземного моря (Израиля).

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.

 

Термины по теме «Древняя Индия»  

ДЖУНГЛИ — древесно-кустарниковые заросли в сочетании с высокими грубостебельными злаками. Под этим словом также понимаются непроходимые густые тропические или субтропические леса и кустарники, перевитые деревянистыми лианами

РАДЖА («правитель») — индийский титул владетельной особы, государя, князя или царя.

БРАХМА  — бог творения в индуизме.

САНСКРИТ(«обработанный, совершенный») — древний литературный язык Индии со сложной грамматикой.

РАМАЯНА («путешествие Рамы») — древнеиндийский эпос, мудреца Вальмики.

 

Термины по теме «Древняя Персия»  

БЕССМЕРТНЫЕ (гвардия бессмертных) — в древней Персии название элитных войск, совмещавших черты гвардии и регулярных войск.

ЦАРСКАЯ ДОРОГА — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э.

САТРАП — глава сатрапии, правитель в Древней Персии. Назначался царём и обычно принадлежал к его родне или высшей знати. На своей территории ведал сбором налогов, содержанием армии, был верховным судьёй и имел право чеканить монету.

Термины по теме «Древний Китай»

ПОДНЕБЕСНАЯ — китайский термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора.

ДАОСИЗМ — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА – одно из чудес света,  крупнейший памятник архитектуры, который  проходит по северному Китаю на протяжении 8852 км.

«ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ» — принятое название захоронения по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане.

 

Термины по теме «Древняя Греция»  

  1. ПОЛИС– город-государство – небольшое самостоятельное государство со своим правительством, войском и территорией.
  2. АРИСТОКРАТИЯ – форма правления, при которой власть принадлежит знати.
  3. ДЕМОС – простой народ, не участвовавший в управлении государством.
  4. ДЕМОКРАТИЯ – народовластие или власть народа.
  5. МЕТРОПОЛИЯ – полис, имевший свои колонии в чужих землях.
  6. КОЛОНИЯ – поселение на чужой территории.
  7. КОЛОНИЗАЦИЯ – процесс заселения и освоения новых территорий.
  8. РЕФОРМА – преобразование, изменение.
  9. АРХОНТ – правитель Афин.
  10. АРЕОПАГ – совет знати государства.
  11. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ– орган власти, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.
  12. ГРАЖДАНЕ – все свободные жители Афин.
  13. ТИРАН – человек, захвативший и осуществляющий власть силой, единолично, по своему произволу, а не согласно закону.
  14. ИЛОТ – раб в Спарте.
  15. ВАРВАРЫ – чужеземцы, которые говорили на непонятном для греков языке и находились на более низкой ступени культурного развития.
  16. ПЕЛОПОННЕС— южная часть Балканского полуострова, соединяющаяся с ним Коринфским перешейком.

17.ОРХЕСТРА (площадка) — место для хора в античном театре.

  1. ЛАКОНИКА— историческая область в Древней Греции, жители которой отличались особенной краткостью и выразительностью (точностью) речи.
  2. ПАРФЕНОН (дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики.
  3.  ТЕРМЫ — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города.
  4. ФАЛАНГА (греч. phalanx- ствол) — боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 — 30 шеренг, ощетинившихся копьями.

 

Термины по теме «Древний Рим»  

КОНСУЛ (лат. consul) — высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

ЭТРУСКИ — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

ИНАВГУРАЦИЯ — это вопрошение жрецами воли богов о избрании царем кандидата, выдвинутого Народным собранием Рима

ПАТРИЦИИ — потомки древнейших жителей Рима

НАРОДНЫЙ ТРИБУН — это ежегодно избираемый из народной среды человек, главной обязанностью которого было защищать плебеев от произвола патрициев, отменять решения консулов и Сената, если они противоречили интересам плебеев.

ПЛЕБЕИ — это те, кто добровольно переселился в Рим или был покорен римлянами

ГЛАДИАТОР — боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах.

ГЕРАКЛ, ГЕРКУЛЕС — в древнегреческой мифологии герой, сын бога Зевса и Алкмены.

МАГИСТРАТЫ в Древнем Риме — должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций, а также общее название этих должностей.

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ  —  свод государственных законов  от народа в Древнем Риме.

КОЛОН  — полузависимый крестьянин в Римской империи времен её упадка в III-IV века н.э.

ЛИКТОР — у древних римлян род почетной стражи при царях, а впоследствии и при диктаторах, консулах и преторах; особый вид госслужащих; упоминаются со времени правления в Риме этрусских царей.

ЛЕГИОН (собирать) — основная организационная единица в армии Древнего Рима времен поздней республики и империи, состоявший из 2-10 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников и имеющий свой номер и название.

КОЛИЗЕЙ(громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев, амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира.

ТРИУМФ — это  право пройти во главе войска через весь Рим

urok-kultury.ru

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Видеоурок. Всеобщая история 5 Класс

Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы, узнаем, как и за что судили людей в древности.

Предыстория

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.

 

События

1792–1750 гг. до н.э. – правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.

Характерные черты законов Хаммурапи:

  • принцип «око за око, зуб за зуб»;
  • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
  • долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов.

Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.

 

Участники

Хаммурапи – царь Вавилона из Аморейской династии.

 

Заключение

В VII в. до н.э. Вавилон попал под власть Ассирии (см. урок «Ассирийская держава»), в VI в. до н.э. был завоеван персами (см. урок «Персидская держава царя царей»).

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).

Рис. 1. Древний Вавилон (Источник)

Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом (рис. 2).

Рис. 2. Висячие сады Семирамиды (Источник)

Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом (рис. 3). Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

Рис. 3. Законы Хаммурапи (Источник)

По законам царя Хаммурапи, судьи должны были разбирать споры между людьми. И жители Вавилона знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов.

Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве, — «око за око, зуб за зуб» (рис. 4).

Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба.

Рис. 4. Из законов царя Хаммурапи

В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу». Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Исторический факультет (Источник).
  2. 100men.ru (Источник).
  3. Древний мир (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Когда Вавилон становится самым могущественным городом Двуречья?
  2. Почему в законах Хаммурапи применялись жестокие меры наказания?
  3. Можно ли назвать законы Хаммурапи справедливыми?
  4. Распространялись ли законы Хаммурапи на рабов?

 

interneturok.ru

История древнего мира 5 класс ответы

Скачать (пароль-istmira).Решебник к рабочей тетради Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс Часть 1 Авт. Годер Г.И. изд. 2013 года, Все задания ответы на вопросы, кроссворды, контурные карты, тестовые задания, презентации.

Первобытные сообщества

Религия и наука смотрят различным образом на появление человека, и что именно правда, достоверно не установлено. Первые следы человека, не слишком похожего на нас, обнаружены в Африке, можно сказать, что история древнего мира 5 класс ответы начинается оттуда. Люди жили вместе, и это была уже община: все, что было добыто, делилось на всех одинаково. Они стали думать, кто им может помочь в их делах. Так возникли в жизни людей божества. И человек в отличие от животных всегда боялся смерти и задумывался о ней. Придумано о существовании после смерти немало. И где правда, и по сей день никто не знает.

Египет

Люди всегда тяготели к тому, чтобы поселиться рядом с полноводной рекой. Жизнь без воды попросту невозможна. Там, где есть море или река, обязательно живет человек. И охраняет свою удобную землю. Так появляется государство. Всегда главной задачей человека была защита. Люди малы и слабы поодиночке. У них появляется правитель, который говорит: «Делайте, как я сказал, и вы будете спокойно жить. А мне будете платить за охрану, за то, что я разбираю ваши споры, за то, что строятся дороги».
Устройство общества
Правитель хитер и всегда объявляет себя не простым человеком, а произошедшим от бога. Ему помогали поддерживать порядок вельможи, знатные люди. Они вершили суд, распоряжались деньгами, следили, чтобы народ и рабы работали. А чтобы все еще лучше слушались, появилась вера в богов, которые наказывают и за непослушание на земле и после смерти.
Египтяне были умелыми строителями. Они по приказанию владык строили огромные пирамиды, которые охраняли тела властителей после смерти. Но для богов тоже возводились сооружения – храмы и статуи. В храмах главными были жрецы. То, как они писали, напоминало рисунки. Этому сложному искусству учили немногих. Также жрецы и их ученики следили за небесными телами, за солнцем, луной, звездами и умели хорошо считать.

Между Тигром и Евфратом

В междуречье зародилось государство шумеров, История древнего мира 5 класс ответы начинается с их цивилизации. Их главный город был Вавилон. Они додумались вести строительство из кирпича. Это было их великое изобретение. И дома, и храмы, и башни до небес возводили эти древние мудрые люди. Они изобрели особое письмо на глиняных табличках, научились вычислять, когда будет затмение луны или солнца. У них были законы и суды. Судили строго – за кражу казнили.

Финикия

А тем временем на побережье моря, заметьте, людям снова нужна вода, возникло государство Финикия. Финикийцы были и торговцы, и мореплаватели, и морские пираты. По всему Средиземному морю, вдоль Африки до Испании, доплывали их корабли. Но чтобы хорошо торговать, надо уметь считать и писать. Они изобрели удивительный алфавит, который состоял только из согласных букв. Потом этот алфавит переделают для себя греки, а позже он ляжет в основу всех азбук мира.

Мир персов

А Вавилон между тем процветал. Исчезли шумеры, появились ассирийцы. Потом их сменили персы, на землях нашелся золотой песок, из него научились плавить металл и золотые изделия и даже монеты. Истории древнего мира – это история войн, учебы, тяжкой работы. Персы создали громадную державу, завоевавшую все страны, которые находились вокруг нее.

Полуостров Индостан

С северных гор, закрывающих долины от холода и морозов, несут свои воды в океан две огромные реки. В лесах поселись разрозненные племена. Чтобы выжить в таких диких местах, чтобы кто-то их защищал, индийцы придумали множество богов. Чем они занимаются и как им угодить, знали только брахманы, особая, самая важная каста. Они произошли из головы бога, каста воинов произошла из рук, торговцы, ремесленники, крестьяне – из бедер, слуги – из ступней, а из грязи под ногами – неприкасаемые, которых все сторонятся.

Срединная империя или Поднебесная

Всегда китайцы считали себя центром земли. Ни мореплавателями, ни путешественниками они не были. Они верили, что все знаки им посылает небо. Его язык, не такой, как у людей, его надо распознать. Кто это может? Тот, кому дано. А дано немногим, тем, кто потом станет не просто толкователем, но и правителем. Так складывалась особенная государственность, не похожая на другие и дожившая до наших дней. Главное, как считал китаец, в его жизни – это долг. Долг перед родителями, перед страной, перед семьей. Такие понятия четко сформулировал Конфуций.
В давнее время было множество маленьких княжеств и царств. В единое целое их превратил Цинь Шихуан. Он достроил Великую Китайскую стену, сделал весь письменный язык одинаковым по всей стране, но залил страну морем крови.
Китайцы – одаренный и трудолюбивый народ. Они подарили миру компас, фарфор, бумагу, чай, шелк.

Эллада – детство человечества

Заселяя бедные земли, на которых рос только виноград и олива, греки были вынуждены отправляться по бурному Средиземному морю в поисках товаров для обмена. Прежде всего, им нужен был хлеб. Сравнительно быстро начали появляться самостоятельные города. В каждом был собственный правитель. Но когда всей стране грозило нападение врагов, все города объединяли силы для борьбы с завоевателями. Греки создали интересную, полную разнообразных историй религию. Богов у них было много, и они были похожи на людей. Только неизмеримо красивее, совершеннее во всех своих умениях. И, конечно, боги были бессмертны. Боги вмешивались в дела людей, иногда помогали, иногда мешали, история древнего мира 5 класс ответы содержит об этом множество упоминаний.
Но когда над эллинами нависла страшная опасность быть порабощенными персами, то свободолюбивый и отважный народ, совсем немногочисленный по сравнению с персидскими войсками, в различных кровопролитных сражениях отстоял свою родину. Мощная персидская армия отступила навсегда.
После войны пришлось отстраивать города заново. В них, особенно в Афины, приезжало много купцов. В Грецию везли товары из Египта, из Черного моря, а увозили изделия ремесленников – керамические сосуды, серебряные украшения, вино. Очень расцвела торговля рабами.
Греки считали очень важным обучение мальчиков. Когда ребенок превращался в юношу, он должен был уметь красиво излагать свои мысли и отстаивать свое мнение в споре.
То, что дала маленькая Греция миру, переоценить и перечислить невозможно. Мы пользуемся всеми достижениями греческих мыслителей, ученых, их словами. Даже такими простыми и русскими, как, например, «школа» или «аптека».

Римская Империя

На плодородных землях Апеннинского полуострова вырос город Рим. В нем римляне жили в жалких хижинах. Они разводили коней, ослов, свиней, выращивали пшеницу. Но им этого было мало. Воинственный народ стал нападать на соседей, захватывать земли и рабов. И примерно через 200 лет город вырос и стал богатым. Им управляли знатные люди – патриции, которые собирались для принятия решений в сенате. Все остальное, простое население города называлось плебеями.
Было решено, что царей в Риме не будет. А как же будет происходить управление? Оно будет общественным делом, по латыни «республика». Плебеям было отказано в праве на управление, но они его добились и их представитель, трибун, имел право запретить сенату принимать решения, сказав только одно слово «запрещаю».
Войны велись постоянно, история древнего мира 5 класс ответы без них была просто невозможна. Для этого требовалось большое войско. Оно состояло из легионеров, хорошо обученных и вооруженных солдат. Ими управлял консул. Дисциплина в армии была железной. Когда войско останавливалось на отдых, то строился укрепленный лагерь.
Постепенно римляне завоевали всю Италию, а потом стали вести борьбу за остров Сицилия с городом Карфагеном. Это была длительная война, которую Рим выиграл. За время своего существования Рим вел непрерывные войны. Все завоеванные земли назывались провинциями. Туда назначался из Рима правитель. Из провинций везли в Рим богатства и рабов. За счет грабежей и рабского труда Рим богател.
Но вот Рим стал меняться: между плебеями и патрициями шли раздоры. Кроме того, начали восставать рабы. Восстания подавлялись. Но полководцы, ведущие римлян, люто ненавидели друг друга. Каждый стремился к власти. И вот появляется новый человек, который умело, без единого поражения завоевывает новые земли. Его обожают солдаты, в Рим идет военная добыча и рабы. Народ Рима с восторгом узнает о победах, но сенаторы требуют, чтобы он распустил войска и вернулся в Рим без армии. Цезарь, так зовут полководца, с армией, как завоеватель, входит в Рим. Плебеи торжествуют, Цезаря поддерживают его воины, и в Риме устанавливается новый тип правления – диктатура. Но сенаторы не смирились, составили заговор и убили Цезаря. После этого в Риме вырабатывается новый тип правления – появляется понятие «империя», когда вся неограниченная власть принадлежит императору. Одним из последних императоров был Константин. К этому времени Рим уже слабел. На него начали нападать варвары. Кроме того, было трудно управлять огромнейшей империей. Константин, не зная, что предпринять для укрепления страны, решил к старым богам добавить нового. Так в Риме на законных основаниях утвердились христиане. Но и это не помогло начавшей слабеть империи. Несмотря на отдельные взлеты, Рим пал под набегами варваров и готов.

История древнего мира 5 класс ответы – это история непрерывных завоевательных войн. Поэтому так ценен мир, в котором живет поколение нашего времени.

www.istmira.com

§ 2. Жизнь древних людей. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 2. Жизнь древних людей

Как появились первые люди

До сих пор нет единого мнения о том, как появился на Земле человек. Религия и наука дают на этот вопрос разные ответы. Религия учит, что первого человека создал Бог по образу и подобию своему. Верующие считают, что Бог наделил человека разумом и вдохнул в него бессмертную душу.

Как вы понимаете выражение «Бог наделил человека разумом»?

Многие ученые придерживаются другой точки зрения. Они считают, что человек произошел от живших миллионы лет назад обезьяноподобных существ. Они постепенно изменялись, их длинные руки укорачивались, а согнутые спины распрямлялись. Развивался также и мозг. Существа эти становились все умнее, они начали выделяться из животного мира. Так появились люди. Правда, эта теория не полностью подтверждена научными доказательствами.

Древнейший человек. Современный рисунок

Как выглядели древние люди

Ученые обнаружили на юго-востоке Африки останки человека, жившего более 2 миллионов лет назад. По этим останкам удалось предположить, как выглядел этот древнейший из известных нам людей. Он ходил, сильно наклонившись вперед, так что его длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был гораздо меньше, чем у современного человека, но все же больше, чем у обезьяны. Разговаривать люди еще не умели и лишь издавали отрывистые звуки. Со временем люди развивались, изменялся их облик, увеличивался объем мозга. Постепенно они осваивали членораздельную речь.

Первые орудия труда

Чтобы защищаться от хищников и добывать пропитание, древние люди научились изготавливать орудия труда. Орудия изготавливали из тех материалов, которые имелись в природе. Достаточно было несколько раз ударить камнем о камень, и в руках у первобытного (древнего) человека оказывалось грубое, но прочное орудие с заостренным концом. Ими люди вырубали из дерева крепкие дубины, обтачивали палки-копалки. Заостренный камень, дубина и палка-копалка были первыми орудиями, которые научился делать человек. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.

Каменные орудия труда

Со временем человек научился изготавливать более совершенные орудия труда. На смену заостренному камню пришли кремневые рубила, ножи, скребки, проколки. Рубило, привязанное сухожилиями животных к крепкой рукояти, служило в качестве топора. Ножами можно было снимать и резать шкуры. Их очищали скребками, а затем проколками проделывали по краям шкур отверстия и сшивали сухожилиями. Получалась грубая, но теплая одежда. Человек изобрел также копье с каменным наконечником. С ним было легче охотиться и обороняться от хищников.

Чем первобытные люди отличались от животных?

Древние люди возле пещеры. Современный рисунок

Как жили и чем питались древние люди

В древности люди не умели пользоваться огнем и строить жилье, чтобы укрыться от непогоды. Поэтому наши далекие предки жили в теплых краях, где ни одежда, ни жилье были не нужны. Спали они на земле, подстелив лишь охапку листвы. Укрытием от дождя служили кроны деревьев или пещеры.

Жили первобытные люди большими группами. Такие группы не были постоянными и напоминали стада животных. Поэтому сообщества древних людей историки называют человеческими стадами.

Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы; палкой-копалкой из земли выкапывали съедобные корни растений. Такое занятие называется собирательством.

Занимались люди и охотой. Охотились в основном на старых, ослабленных или, наоборот, молодых животных, еще не умеющих быстро бегать. Охотники отбивали их от стада и, окружив, приканчивали копьями и дубинами.

Овладение огнем

В древности люди испытывали панический страх перед пламенем, однако со временем они научились пользоваться огнем. Это сыграло в жизни человека огромное значение. Жаренное на огне мясо становилось вкуснее и питательнее, дольше сохранялось. Огонь служил для обогрева. Костер, разведенный перед входом в жилище, мог отогнать любого хищника.

Огонь люди получали во время пожаров, брали от дерева, подожженного ударом молнии. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Со временем люди научились получать огонь при помощи трения двух кусков дерева друг о друга или высекая искры ударом камня о камень.

Овладение огнем и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с более холодным климатом.

Как изменилась жизнь первобытных людей после овладения огнем?

Жилище первобытного человека. Реконструкция

Появление человека разумного

Примерно 40 тысяч лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.

Чем отличался человек разумный от своего более древнего предка?

Человек разумный. Реконструкция

С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их не только из камня, но и из кости. Из нее, например, делали шилья, иглы, которые облегчали изготовление одежды. Из кости вытачивали рыболовные крючки и гарпуны, что позволило добывать рыбу. В это же время люди научились делать лодки. Но самым важным изобретением стал лук со стрелами. Стрела летела дальше и поражала цель точнее, чем копье охотника. Основными занятиями древних людей оставались охота, собирательство, к которым теперь добавилась и рыбная ловля. Собирательством занимались женщины и дети, рыболовство же и охота были уделом мужчин.

Каменный наконечник стрелы и костяной гарпун для рыбной ловли

Переход от человеческого стада к родовой общине

Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, что у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.

Древнее изображение охоты

Территория, на которой люди жили и где добывали себе пищу, считалась собственностью родовой общины. В общей собственности находилось оружие и жилище. Всем этим люди пользовались сообща.

Подведем итоги

Более 2 миллионов лет назад на нашей планете появились первые люди, использовавшие самые простые орудия труда, сделанные в основном из камня. Главными занятиями древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнем, шить одежду, строить жилища. С появлением человека разумного произошел переход от человеческого стада к родовой общине.

40 тысяч лет назад Появление человека разумного.

«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека».

Немецкий ученый Ф. Энгельс

Вопросы и задания

1. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?

2. Составьте рассказ о жизни древних людей.

3. Когда появился человек разумный?

4. Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?

5. Когда и почему возникла родовая община?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Восток. Западная Азия в древности. 5 класс. История Древнего мира. — Персидская держава «царя царей».

Комментарии преподавателя

Величайшим государством Древнего Востока стала держава персов, включавшая в себя обширную территорию от берегов Средиземного моря на западе до реки Инд на востоке, от Черного и Каспийского морей на севере до Персидского залива на юге.

На территории Ближнего Востока в VII веке до н.э. образовалось три государства:

1.  Нововавилонское царство. Долгое время территория этого царства входило в состав Ассирийской державы, а жители его участвовали в завоевании Ниневии – древней столицы Ассирии. В последствии Нововавилонское царство покорило практически всю территорию, ранее принадлежавшую Ассирии – Двуречье, Финикию и Палестину. Наиболее прославившимся царем Вавилона в этот период считается Навуходоносор II, захвативший наибольшую территорию, успешно воевавшим с Египтом, разрушившим Иерусалим и Храм Соломона. Эти события довольно подробно описаны в Библии.

2.  Лидийское царство. Расположено на Западе полуострова Малая Азия, между Черным, Эгейским и Средиземным морями. Жители страны добывали золото, в избытке найденное на берегах рек, занимались торговлей с греками. Наибольшего могущества Лидия достигла в правление царя Креза, чье богатство вошло в поговорку. Древние говорили: «Богат как Крез». В то же время, правление Креза ознаменовалось падением Лидии.

3.  Мидия. Это царство было расположено на востоке от Лидии и на севере от Вавилона. Это была богатая страна, которая вела постоянные захватнические войны, присоединяя к державе все новые и новые земли. Народы, входившие в состав Мидии, были недовольны своим положением и регулярно поднимали восстания. Одно из таких восстаний положило конец существованию государства.

Примерно в 550 году до н.э. племя персов, проживавшее на территории Мидии, подняло восстание. Возглавил восстание молодой человек по имени Кир. Впоследствии, будет придумана легенда, согласно которой Кир был внуком мидийского царя Астиага, которому было предсказано, что именно внук лишит его власти. Чтобы избежать этого пророчества царь выдал свою дочь за перса, считая, что перс никогда не сможет править Мидией. Астиаг приказал умертвить внука сразу после его рождения, но вельможа, получивший этот приказ, пожалел младенца и оставил ему жизнь. Воспитал Кира раб-пастух, а когда он повзрослел, то убедил персов поднять восстание.

Так Кир стал царем обширного государства. Собрав многочисленное войско конных лучников, Кир двинулся на Лидию, осадив в ее столице царя Креза, победил его и взял в плен. Столицу Лидии – город Сарды, отдал войнам на разграбление. Легенда гласит, что увидев, что происходит с его столицей Крез обратился к Киру с такими словами: «Если ты победил, а твои солдаты грабят Сарды, то они грабят твоё имущество», тем самым остановив разграбление. Произошло это в 546 году до н.э.

В 539 г. до н.э. Кир двинулся на Вавилон. Но это был большой город, с высокой и крепкой стеной, взять который персам было не по силам. Тогда, как сообщает Геродот, Кир пошел на хитрость: приказал выкопать канал и отвести Евфрат в новое русло. Так и было сделано. Старое русло обмелело и персы прошли по нему в город. Сообщается, что город пришлось захватывать три дня, причем из-за размеров города и численности его жителей, одни люди наблюдали, как персы захватывают город, а другие даже не догадывались об этом. Окончательно Вавилонское государство было покорено в 538 году.

В дальнейшем завоевательные походы продолжил сын Кира Камбис II. В 525 году до н.э. его войскам покорилось последнее из великих государств Древнего Востока – Египет. Благодаря объединению всех завоеванных земель,  Камбис II  нарек свою державу «царством стран», а себе присвоил титул «великий царь, царь царей». Впоследствии, персы так же совершили неудачную попытку захватить Грецию. В результате Персидская держава просуществовала 220 лет и пала в результате похода Александра Македонского.

Наивысшего расцвета персидская держава достигла в правление Дария I. Он разделил державу на двадцать сатрапий (провинций), поставив во главе каждой сатрапа, основной целью которого был сбор налогов. Для предотвращения заговоров был создан штат соглядатаев, прозванных «глаза и уши царя». Крупнейшие города были соединены царской дорогой, на которые через каждые 20-30 километров стояли станции со сменными лошадьми. Это позволяло доставлять письма и донесения с огромной скоростью. Дарий собрал огромную армию, поддерживавшую порядок в государстве. Из наиболее подготовленных воинов было создано особое подразделение «бессмертных» – личная охрана царя, включавшая десять тысяч хорошо вооруженных воинов, готовых умереть за своего царя.

Подводя итоги урока отметим:

1.  после падения Ассирийской державы на территории Ближнего востока появились три могучих государство – Мидия, Лидия и Нововавилонское царство;

2.  в результате восстания персов царем Мидии стал Кир, захвативший в последствие Лидию и Вавилон, а так же Египет;

3.  персидская держава занимала обширную территорию, получив название «царство стран»;

4.  завоевательная политика Кира была продолжена его приемниками – Дарием I и прочими.

 

К занятию прикреплены файл  «Древняя письменность Персидского царства.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники:  

  1. http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Persidskaya-derzhava-%C2%ABtsarya-tsarey%C2%BB

www.kursoteka.ru

Тест по истории (5 класс) на тему: Проверка знаний по истории Древнего мира (5 класс)

Индия и Китай в древности

1. Какие горы защищали Индию с севера?

  1. Тибет
  2. Урал
  3. Гималаи
  4. Монблан

2. На каком полуострове расположена Индия?

  1. Полуостров Индостан
  2. Полуостров Ляодун
  3. Полуостров Крым
  4. Балканский полуостров

3. Жители Древней Индии строили свои селения по берегам рек

  1. Тигр и Евфрат
  2. Хуанхэ и Янцзы
  3. Инд и Ганг
  4. Нил и Иордан

4. Какие растения выращивали в Индии?

  1. Рис
  2. Пшеница
  3. Хлопчатник
  4. Овес
  5. Сахарный тростник

5. Каких животных почитали в Индии?

  1. Змей
  2. Корову
  3. Козу
  4. Кошку
  5. Слона

6.«Неприкасаемые» — это

  1. Знать в Древней Ассирии
  2. Ученые-китайцы
  3. Судьи в Двуречье
  4. Группа населения в Древней Индии, с которой запрещалось общаться индийцам всех каст

7. В каком государстве основной боевой силой считались воины, вооруженные копьями, на слонах, которых защищали доспехи?

  1. В Китае
  2. В Ассирии
  3.  В Персии
  4. В Индии

8. Какую страну жители называли Поднебесной империей?

  1. Индию
  2. Персию
  3. Китай
  4. Египет

9. Какие изобретения и открытия были сделаны в Китае, а какие – в Индии?

В Древней Индии были изобретены

В Древнем Китае были изобретены

1 4 6 9

2 3 5 7 8

  1. Цифры
  2. Бумага
  3. Компас
  4. Сахар
  5. Шелк
  6. Шахматы
  7. Чай
  8. Фарфор
  9. Ткани из хлопка

10.Установите соответствие между именами мудрецов и странами, в которых они жили.

А) Древний Китай

1) Соломон

Б) Древняя Индия

2) Конфуций

В) Древнееврейское царство

3) Будда

11. Древние Китайцы расселились между реками

  1. Тигр и Евфрат
  2. Хуанхэ и Янцзы
  3. Инд и Ганг
  4. Нил и Иордан

12. Одним из богов древних индийцев был

  1. Бог Гор с головой сокола
  2. Бог Анубис с головой шакала
  3. Бог Геб с головой змеи
  4. Бог Ганеша с головой слона

13. В каких странах Древнего Востока использовали в качестве знаков для письма иероглифы?

  1. В Древнем Египте
  2. В Финикии
  3. В Древнееврейском царстве
  4. В Древнем Китае

14. Какие мифы относятся к культуре Древней Индии?

  1. Сказание о Гильгамеше
  2. Сказание о Раме
  3. Миф о всемирном потопе
  4. Легенда о суде Соломона
  5. Легенда о Будде

15. Брахманы – это

  1. Жрецы в Древнем Египте
  2. Жрецы в Древней Индии
  3. Военачальники в Ассирии
  4. Писцы в Древнем Египте

16. Буддизм возник

  1. В Китае
  2. В Индии
  3. В Персии
  4.  В Египте

17. Касты – это

  1. Воины в Древней Ассирии
  2. Ученые различных специальностей в Вавилоне
  3. Сборщики налогов в Древнем Египте
  4. Группы людей в Древней Индии, которые различались правами и обязанностями

   18. Перечислите касты Древней Индии. К какой касте принадлежали цари?

19. Известно, что каждой касте соответствовал свой цвет. Цветом какой касты был красный цвет? Как вы думаете почему?

20. Кого в Древней Индии называли «неприкасаемыми»? Что вы знаете о положении этих людей?

21. Составьте рассказ о жизни брахмана.

22. Установите соответствие

А) клинопись

1) знак письма в Древнем Египте и в Древнем Китае

Б) папирус

2) фантастическое существо

В) иероглиф

3) материал для письма

Г) сфинкс

4) письмо Древнего Двуречья

23. Древнекитайская книга представляла собой

  1. Глиняную табличку
  2. Связку бамбука
  3. Полоски из листьев пальмы
  4. Свиток папируса

24. Какие словосочетания относятся к истории Индии?

  1. Алфавит
  2. Бог Ганеша
  3. Папирус
  4. Дарий Первый
  5. Хлопковые ткани

25. Некоторые индийцы ходили с метелочками, которыми сметали с дороги насекомых, потому что:

  1. Любили чистоту
  2. Были слугами
  3. Верили в переселение душ
  4. Боялись укуса ядовитых насекомых

26. Буддизм – это

  1. Название государства
  2. Густые, труднопроходимые заросли
  3. Название земледельческого орудия труда
  4. Религиозное учение, возникшее в Азии

27. Согласно учению об индийских кастах:

  1. Самой высшей кастой была каста неприкасаемых
  2. Брахма создал людей из разных частей своего тела
  3. Свободный человек мог перейти из одной касты в другую
  4. Принадлежность человека к касте определялась его личными достоинствами и качествами

28. К какой категории индийского населения относятся следующие слова? «Местожительство их должно быть вне селения. Одеждами – одеяния мертвых, пища должна им даваться в разбитой посуде, украшения их должны быть из железа, имуществом их должны быть только собаки и ослы».

  1. К жрецам
  2. К земледельцам
  3. К воинам
  4. К неприкасаемым

29. Обучение, жертвоприношение для себя и для других, раздача милостыни – эти занятия были установлены

  1. Для воинов
  2. Для земледельцев
  3. Для брахманов
  4. Для неприкасаемых

30. Большое и сильное государство называлось

  1. Общиной
  2. Колонией
  3. Кастой
  4. Державой

31. Почему древнейшие государства в Индии и Китае возникли в долинах крупных рек?

  1. Реки были мелководными
  2. Крутые берега рек защищали от вторжения кочевников
  3. Главным занятием народов этих стран была речная торговля
  4. В долинах рек сложились благоприятные условия для развития земледелия

32. В какой стране мира изобрели порох, фарфор, бумагу и компас?

  1. В Индии
  2. В Китае
  3. В Египте
  4. В Вавилоне

33. Что такое джунгли?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *