Урок по информатике 5 класс «Передача информации», также 2 презентации к уроку
Разработка урока информатики в 5 классе по теме:
«Передача информации»
УМК Л.Л. Босовой
Предмет: информатика и ИКТ.
Учитель:Фетисова Валентина Васильевна МБОУ «Студенковская СОШ»
Класс: 5.
Автор УМК:Л.Л. Босова.
Тема урока: передача информации.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Цели: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации;
ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;
закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.
Планируемые результаты:
личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; формирование ответственного отношения к учению;
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;
познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности;
коммуникативные: строить монологические высказывания; обсуждать и анализировать.
предметные:
знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.
Понятия:
Источник информации.
Приёмник информации.
Информационный канал связи.
Помехи.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Презентация «Передача информации»
Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
Приложение. Рефлексия.
Книга «А.С. Пушкин. Сказки».
Список литературы:
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 — 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 380 с.
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. — 5-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 320 с.: ил.
Информационные процессы: поиск, обработка, хранение и передача. [Электронный ресурс]. http://www.ivan101.narod.ru/gos/inf/04.htm
Этапы урока:
Организационный момент.(2 мин)
Повторение и актуализация опорных знаний.(7 мин)
Объяснение нового материала. (13 мин)
Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.(15 мин)
Итог урока.(1 мин)
Постановка домашнего задания.(1 мин)
Рефлексия. (1 мин)
Ход урока.
2
мин
I. Организационный момент.
Приветствие. Отметить отсутствующих. Объявляет этапы, цели и задачи урока:
— Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одно информационное действие, узнаем об участниках этого информационного процесса и о схеме его выполнения.
-. Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! (СЛАЙД 1)
Внимательно слушают
Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.
7 мин
II. Повторение и актуализация опорных знаний.
Метод: проблемный
Форма: коллективная, индивидуальная.
— О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
— Сейчас поработаем коллективно, ответим на
вопросы.
(СЛАЙД 2)
Работа с классом: Фронтальный опрос:
1.Какие информационные действия вы знаете? Назовите их.
2.Как человек хранит информацию?
3. Что использует для хранения информации?
4. Объясните своими словами, что такое носители информации.
Отвечают: «О действии хранения информации и о информационных носителях»
Отвечают на вопросы.
Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания.
Познавательные: формировать собственное мнение.
Коммуникативные: адекватно оценивать речь.
Проверка домашнего задания.
— Покажите носители информации, которые вы нарисовали дома.
— Посмотрите рисунки друг у друга.
— Молодцы. Спасибо.
Дети показывают свои носители
Личностные:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся
Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация Коммуникативные: умение слышать и слушать
— Посмотрите на экран. Вам предложен набор предметов.
Назовите предметы, которые являются носителями информации?
— Молодец «Дима»!
— Кто не согласен с выбором «Димы»?
— Молодцы! (слайд 3)
Ученики называют предметы, являющиеся носителями информации.
коммуникативные:
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Физ. пауза для глаз:
Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.
Повторите 2 раза.
Выполняют упражнения
Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Информация вокруг нас». Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока (слайд 4)
Ребята разгадывают ребусы
13 мин
III. Объяснение нового материала.
Метод: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный
Форма: беседа, коллективная, групповая
(слайд 5)
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Передача информации ».
— Как вы думаете, что мы должны выяснить о процессе передачи информации?
*Если назовут по отдельности – попросить 1 учащегося обобщить сказанное.
*Если не скажут дети, то скажет учитель.
Вывод: мы должны определить: как происходит процесс передачи информации, кто является участниками данного процесса, а так же, какие способы и средства передачи информации при этом используются.
— Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации.
Фронтально – Воросы:
1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию?
Молодцы.
Тема урока «Передача информации»
Предполагаемые ответы учащихся:
Нам нужно узнать, кто передает информацию, кто получает информацию, как можно передать информацию
Дети отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемые ответы:
Общение людей (по телефону), на уроках в школе, слушаем новости по ТВ или радио и т.д.
Личностные: ценностное отношение к окружающему миру.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
2. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации? (слайд 7)
*Если не скажут: запомните, что в передачи информации участвуют только 2 стороны:
Источник информации и её приёмник.
Должны ответить
«Две стороны»
3. Кто такой Источник информации?
4. Кто такой Приёмник информации
Тот, кто передает информацию.
Тот, кто ее получает
5. А с помощью чего можно передать информацию? (слайд 8)
С помощью писем, книг, записок. Телефона, ТВ, и т.п.
Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи
— На экране даны изображения
-Подумайте, как можно представить схему передачи информации, используя эти изображения?
— «Диана» пойдет и изобразит схему на доске, а остальные зарисуйте эту схему в тетрадь.
Смотрят на экран, думают.
«Настя» на доске составляет схему. Остальные в тетради.
— Теперь сравните свой вариант схемы с правильным. (слайд 9)
— У кого схема получилась такая же, как на экране? Молодцы. Другого варианта быть не может.
Сравнивают свои варианты схемы с правильным
Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:
Источник – объект, который передает информацию.
Приёмник – это объект, который получает информацию.
Информационный канал – это средство передачи информации.
Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения.
Раздать карточки с ситуациями.
— Работаем в парах (5 минут). Возьмите карточки на парте (приложение 3). Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается в предложенной схеме.
Впишите свои варианты в карточку.
Источник: — Приёмник:
Источники:– Приёмники:
Источники: — Приёмник:
(слайд 10)
Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.
Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?
* Если не скажут дети – ещё раз скажет учитель.
А может ли источник стать приемником? Приведите пример
Когда источник информации может стать приемником, то характер передачи двусторонний, а когда не может – односторонний.
Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя.
Ребята работают парами, затем приводят свои примеры.
Отвечают на вопрос:
1 источник – 1 приёмник
1 источник – несколько приёмников
несколько источников – 1 приёмник
Да, учитель задал вопрос, а дети отвечают учитель слушает, он стал приемником, дети источником
Личностные:
владение умениями организации собственной учебной деятельности
Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Познавательные:
умение подводить под понятия
Коммуникативные:
интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие
Физ. пауза.
(слайд 11)
1. Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Пошевелите пальчиками.
2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:
а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).
б) как вы смотрите вдаль.
в) что вам холодно.
г) о том, что вы победили в соревнованиях.
Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.
Делают физические упражнения
-Важно, чтобы в процессе передачи информации она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами.
(слайд 12)
Приводят примеры
15 мин
IV. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.
Метод: практический, самоконтроль.
Форма: беседа, групповая, фронтальный опрос
Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин.Сказки».
1. Чем является эта книга?
2. Послушайте отрывок одной из сказок:
… Шлет с письмом она гонца,
чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого …
3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.
4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
(слайд 13)
— Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки.
(слайд 14)
Предполагаемые ответы:
Это носитель информации.
Если читаем книгу, то она источник информации.
Источник – царица
Приёмник – царь Салтан
Каналы связи – гонец
Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Личностные:
владение первичными навыками анализа
Регулятивные:
умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
Познавательные:
умение самостоятельно создавать способ решения проблемы
Коммуникативные:
Умение сотрудничать со взрослыми исверстниками
Практическая работа.
(слайд 15)
1. Встаем и проходим за компьютеры.
2. Повернитесь все ко мне.
— Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.
— Вам необходимо выполнить тренировочные задания , вы выступите в роли источника, а компьютер- приемник.
— . У кого возникнут трудности – поднимите руку. — Приступайте к работе.
Проходят за ПК.
Слушают объяснение
учителя.
Выполняют задание
(заполняют таблицу вариантами ответов)
Фронтальный опрос:
Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?
2. Назовите участников этого процесса?
3. Как называются средства передачи информации?
Молодцы.
(слайд 16)
Передача информации
Источник, приёмник
Информационные каналы связи
1 мин
V. Итог урока
Сегодня за урок вы получили оценки…
1
мин
VI. Постановка домашнего задания:
(слайд 17)
§ 6, вопросы после § № 6, 7
Р/т стр.50 №70,73, 74
Дети записывают домашнее задание
1
мин
Рефлексия
Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
— Покажите смайлик (приложение 6-смайлики), в соответствии с образцом: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. (слайд 19)
— Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!
Показывают выбранный смайлик
infourok.ru
Урок по информатике 5 класс
Урок по информатике в пятом классе по теме: «Рабочий стол. Управление мышью. » Автор — Шатикова Н.И. -учитель МКОУ Межевская СОШ.
Презентация
Класс: 5.
Место урока: 6 урок, I четверть.
Программа: Босова Л.Л.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомить учащихся с элементами графического интерфейса пользователя: рабочий стол, значок, ярлык.
Задачи:
Образовательные: выяснить особенности взаимодействия пользователя с объектами Рабочего стола; обеспечить усвоение основных действий с компьютерной мышью; продолжить формирование умения учащихся работать с мышью.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность с включением каждого учащегося в учебно-познавательный процесс; продолжить формировать умения анализировать и получать вариативные решения.
Воспитательная: воспитывать культуру общения и трудовой дисциплины.
Методы обучения: частично поисковый; объяснительно-иллюстративный; наглядный; практический.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: дидактические карточки; рабочая тетрадь Босовой Л.Л. и др.; ПК; план практической работы; экран, проектор.
Дидактическая цель, задачи.
Содержание
Слова учителя
Методы, приёмы
обучения
Формы
учебной работы
Планируемые
результаты
I. Организационный этап
Подготовить учащихся к работе.
Организация класса. Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовки к уроку. Организация внимания.
Вы такие молодцы, на урок ко мне пришли.
Не забыли про тетрадки, учебник, ручка все в порядке?
Начинаем мы урок, чтобы все успеть нам в срок!!!
1 мин.
Фронтальная
Полная готовность учащихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания учащихся.
II. Этап проверки домашнего задания
Выявить выполнение домашнего задания, уровень знаний учащихся, определение недостатков, их причин.
Проверка домашнего задания.
Организация проверки д/з:
1. Карточки №1 (группа 5 чел.)
2. Карточки №2 (группа 5 чел.)
3. Индивид. опрос (2 чел.)
Чтоб проверить правильность домашнего задания,
На доску нужно обратить внимание.
Если есть ошибки — вмиг исправить,
Если нет ошибок — пятерку можете поставить.
На предыдущем уроке мы изучали тему «Позиция пальцев на клавиатуре» и «Программы и файлы». Познакомились с программным обеспечением компьютера. Откройте д.з. в рабочих тетрадях
Практический.
Приём: упражнение
6-7 мин.
Класс делится на группы
1. Разгадать кроссворд
Приложение 1
2. Найти соответствие между понятиями и их описанием.
Приложение 2
3. Опрос по вопросам по изученной теме.
Приложение 3
Индивидуальная
Выявить уровень знаний по ранее изученной теме «Позиция пальцев на клавиатуре» , «Программы и файлы».
Текущее повторение темы «Устройство компьютера».
III. Объяснение нового материала.
Дать конкретное представление об устройстве компьютерного Рабочего стола.
Обучить основным действиям с объектами Рабочего стола с помощью мыши.
Рассказ сопровождается демонстрацией соответствующего изображения.
Слайд 5. Сообщение темы урока, Слайд 6. Основные понятия урока
Слайд 7. Подумайте о чем может идти речь?
Слайд 8.Сравните рабочие столы? Стр.78 1-2 абзац.
Стр. 78 3 абзац, слайд 9
Слайд 10, стр 78 4,5 абзац
Слайд11 стр 79 2 абзац
7 мин.
Словесный.
Прием: рассказ.
Работа с учебником и тетрадью.
Фронтальная
IV. Проверка понимания учащимися нового материала
Установить насколько осмыслили учащиеся содержание нового материала.
Слайд 14- 17 Предложите и Выберите нужное
Работа в тетради
Фронтальная
V. Подведение итогов урока, задание на дом
Практическая работа.
Литература
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 191 с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 87 с.: ил.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.
http://www.uroki.net – для учителя информатики
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Задание №1.
1) Укажите те объекты, которые могут быть на вашем рабочем столе.
2) Укажите те объекты, которые могут быть на компьютерном рабочем столе.
3) Напишите список объектов, которые могут быть на компьютерном рабочем столе детского врача:
а) Настольная лампа
б) Папка с документами
в) Учебник
г) Кнопка Пуск
д) Календарь
е) Значок Мой компьютер
ж) Корзина
з) Часы
и) Линейка и ножницы
к) Клей
л) Авторучка
Задание №2.
1) Укажите те объекты, которые могут быть на компьютерном рабочем столе.
2) Укажите те объекты, которые могут быть на вашем рабочем столе.
3) Напишите список объектов, которые могут быть на рабочем столе детского врача:
а) Настольная лампа
б) Папка с документами
в) Учебник
г) Кнопка Пуск
д) Календарь
е) Значок Мой компьютер
ж) Корзина
з) Часы
и) Линейка и ножницы
к) Клей
л) Авторучка
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Практическая работа №2. Осваиваем мышь.
Мой компьютер
Мои работы
Корзина
Мои рисунки
Мои документы
Учебник информатики
5 класс
7) Основные действия с объектами Рабочего стола с помощью мыши:
Основные действия с объектами
Рабочего стола с помощью мыши
Выполнение действия
1) Указать
1) Указать на объект и щелкнуть левой кнопкой мыши.
2) Выделить
2) Указать на объект и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши.
3) Переместить
3) Навести указатель мыши на объект.
4) Открыть
4) Указать на объект, нажать кнопку мыши и, удерживая её, передвинуть объект на другое место.
Практическим путем установить соответствие между действиями и их выполнением,
Результаты записать в тетрадь, пример: 1.-4; 2.-2. и т.д.
8)*. Найдите на Рабочем столе папку 5 класс и поместите её в Корзину. Верните папку. Опишите как вы это сделали.
infourok.ru
№ | Этап урока | Задачи этапа | Форма организации деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент (1 мин) |
| Фронтальный |
| — успокаиваются; — настраиваются на работу на уроке; — проверяют наличие всех необходимых принадлежностей. |
2 | Актуализация знаний (1-2 мин) | 1. Актуализировать знания по теме «Информация. Действия с информацией» | Фронтальная беседа | Задавать вопросы, контролировать правильность и полноту ответа. | Отвечать на вопросы полно и правильно. |
3 | Изучение нового материала (7 мин) |
| фронтальная | Рассказ по презентации про различные системы кодирования | Внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять предложенные задания. |
4 | Физминутка (3 мин) |
| фронтальная | Организовать группу на физминутку. | Ответственный за физминутку показывает упражнения, а остальные выполняют за ним. |
5 | Закрепление материала (7 мин) |
| Индивидуальная, фронтальная | Постановка задания, пояснения его выполнения, визуальный контроль выполнения, совместная проверка задания | Выполнить задания |
6 | Постановка домашнего задания (1 мин) |
| Фронтальная | Сформулировать домашнее задание и пояснить как его выполнить | Запись домашнего задания в дневник. |
7 | Практическая работа (15 мин) | знакомство с программой калькулятор; | Индивидуальная | Постановка задания, пояснение хода выполнения, выставление оценки | Выполнение задания по инструкции |
8 | Подведение итогов (3 мин) | Рефлексия | Индивидуальная | Провести рефлексию. Выставить оценки в дневник | Отразить свое отношение к данному уроку |
nsportal.ru
Конспект урока по информатике 5 класс
Чекаева Альфия Караматовна
учитель информатики
«Берестянская ОШ» — филиал МКОУ «Демушкинская СШ»
«Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках»
Программа по информатике для 5 класса
УМК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Конспект урока для 5 класса
Тема: Наглядные формы представления информации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока:
1) Для учителя:
• актуализировать знания по теме «Способы представления информации»;
• познакомить с наглядными формами представления информации;
• стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;
• активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
• развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.
2) Для ученика:
• убедиться в том, что наглядные формы представления информации необходимы в жизни людей.
Задачи урока:
1) Образовательные:
• повторить знания по теме «Способы представления информации»;
• подчеркнуть роль наглядных форм представления информации;
• обеспечить закрепление знаний о наглядных формах представления информации.
2) Развивающие:
• развивать сообразительность и быстроту мышления, развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;
• развивать у учащихся творческого и познавательного потенциала учащихся, его коммуникативных способностей.
3) Воспитательные:
• воспитывать толерантность, дисциплинированность, ответственность перед коллективом;
• формировать у учащихся навыки работы в группе, навыки самостоятельной работы;
• расширить кругозор учащихся.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, электронная версия урока – презентация (PowerPoint), ватман, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с самостоятельной работой, карточки с дополнительными заданиями.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на 2 группы, в которых выбираются ученики, которые анализируют материал, генерируют идеи, художники и защитники работ.
Оборудование: ПК, демонстрационный ПК (мультимедиа проектор) ЭОР – презентация .
Ход занятия (45мин).
Цель. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Подготовка учащихся к работе на уроке. (1 мин.)
Обеспечение внешней обстановки для работы на уроке.
Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке
— Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас всех и хочу пожелать вам отличного настроения на весь урок. И так проверьте все ли у вас готово к уроку и мы начинаем. Эпиграфом к нашему уроку я хочу взять одну народную мудрость которая гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В конце урока мы вернемся к этому высказыванию и решим правильно ли я его выбрала.
Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Цель. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, правил, построенных на основе алгоритмов. Создание условий для усвоения учащимися изучаемого материала.
— Сейчас я предлагаю Вам совершить виртуальное путешествие по Третьяковской галерее
Назовите мне картины, которые вам удалось запомнить за время нашего виртуального путешествия. А теперь скажите, а если бы не видели эти картины, а просто слушали их описание, вам удалось бы их так четко себе представить и запомнить?
Ученики просматривают мультимедийную презентацию.
Ответы детей.
Ответы детей.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3мин)
Цель. Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока. Давайте сравним ваши цели и мою.
Для того, чтобы добиться цели что нужно сделать?
Совершенно верно необходимо решить задачи.
Какие задачи основные (вспомнить то что уже знаем, узнать что то новое)
А теперь скажите мне, а какие у вас имеются знания по сегодняшней теме.
Сегодня вы познакомимся с понятием наглядные формы представления информации. Скажите мне, пожалуйста, а наглядность это вообще нужная вещь или нет.
Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
4. Проблемное объяснение нового материала(10 мин)
Цель. Получение обучающимися новых знаний. Установление правильности и осознанности изучаемого материала.
Сейчас я хочу чтобы вы вспомнили себя совсем маленьким и самостоятельно не могли читать. Ваши родители читали вам сказки скажите, какие сказки вам интереснее было слушать с картинками или нет? Да вы правы конечны книги с иллюстрациями маленьким детям намного интереснее чем без таковых. Посмотрите пожалуйста на книги со сказками которые я приготовила к сегодняшнему уроку.
5. Физкультминутка (3мин.)
Я сегодня предлагаю вам пройтись по картинной галерее, я буду вашим экскурсоводом. Подойдите все ко мне повернитесь налево и найдите глазами картину «Три богатыря.» Теперь повернитесь направо и найдите картину «Бурлаки на Волге», а теперь посмотрите по сторонам и найдите глазами свои любимые картины.
6. Работа в парах (15 мин.)
Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе распределим роли: два человека будут придумывать, как представить данную им информацию, другой человек будут рисовать, и защищать ваш проект. У всех на столах по листу ватмана, по пачке цветной бумаги, фломастеры, клей, ножницы. После проделанной работы защитнику вашей группы необходимо представить то, что у вас получилось.
Задание для 1-й группы:
Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить эту информацию так, чтобы она была понятна детям 2 — 3-х лет. Характеристика возраста прилагается.
Задание для 2-й группы:
Вам дана информация, представленная в текстовой форме. Вам необходимо представить данную информацию так, чтобы она была понятна взрослым, не знающим русского языка.
(Заслушиваются выступления групп).
– Ребята, на примерах мы с вами видели, что наглядные формы представления информации могут очень помочь людям в различных ситуациях.
Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группах.
Слушают учителя, высказывают свое мнение по полученным знаниям.
Выполняют команды учителя.
Выполняют задание в группах.
Оценивают свои работы
6. Применение знаний и способов действий, которые были получены по новому материалу (3 мин.)
Вам необходимо напротив изображения поставить вид наглядной формы представления информации.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам, проставляя виды наглядной формы представления информации напротив каждого примера.
После выполняется самопроверка ) и выставляются оценки: без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».
Учащиеся сравнивают полученные ответы с эталонными, оценивают себя.
Карточки с выполненными заданиями собираются.
Выполняют самостоятельную работу.
7. Подведение итогов урока (рефлексия).(5 мин)
Цель. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока
сделаем вывод не ошиблась ли я в выборе. Ответы учащихся.
Какова была цель нашего урока?
— Направляет учащихся на подведение итогов урока, организуя фронтальную беседу.
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. Отвечают на вопросы, делают выводы по целям урока.
-Сегодня на уроке мне понравилось…
-Сегодня на уроке я повторил…
-Сегодня на уроке я закрепил…
-Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
-У меня вызвали затруднения и требуют повторения…
-Мне ещё следовало бы поработать…
Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.
8 Д/з. (3 мин)
Цель. Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Дать инструктаж выполнения д/з.
Задание дополнительное (придумать и проиллюстрировать информацию понятную ученикам 1 класса.
Записывают домашнее задание
infourok.ru
Информатика, 5 класс: уроки, тесты, задания
Информация по разделу
Информация вокруг нас
-
Как мы получаем информацию? Виды информации
-
Основные информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией
-
Как устроен компьютер?
-
Техника безопасности, организация рабочего пространства
Ввод информации в память компьютера
-
Устройства ввода информации
-
Клавиатура и её использование
Управление компьютером
-
Программы и документы. Главное меню. Запуск программ
Хранение информации
-
Оперативная и долговременная память
Передача информации
-
Схема передачи информации. Электронная почта
Кодирование информации
-
В мире кодов
-
Метод координат
Текстовая информация
-
Текстовый редактор
Представление информации в форме таблиц
-
Структура таблицы
-
Табличный способ решения логических задач
Компьютерная графика
-
Графический редактор MS Paint
-
Устройства ввода графической информации
www.yaklass.ru
Урок «Введение в предмет информатика», 5 класс
Тема урока «Введение в предмет информатика» УМК Л. Л. Босова «Информатика» 5 класс
Цели и задачи урока:
— формирование представления о предмете «Информатика»;
— ознакомление с правилами поведения и техники безопасности в кабинете информатики;
— знакомство обучающихся с новым предметом;
— ознакомление обучающихся с программой курса;
— познакомить с правилами ТБ в кабинете информатики;
— развивать умение выражать свои мысли;
— воспитывать интерес к предмету, к ИКТ;
— воспитывать умение слушать других.
Форма урока:
Вводный урок. Изучения нового материала с применением ЦОР, практическая работа.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, компьютер, ЦОР по теме «Для чего мы изучаем информатику», ЦОР по технике безопасности, учебник «Информатика» 5 класс.
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Учитель приветствует обучающихся в кабинете. Обучающиеся рассаживаются за парты.
Сообщение темы и целей урока (1 мин)
Сегодня мы встретились с вами в кабинете информатики, и вы начинаете изучать новый предмет. Мы с вами познакомимся с правилами поведения в кабинете, вы, конечно, заметили, что в кабинете много техники, поэтому правила поведения в этом кабинете тоже особенные. Вы узнаете, что изучает предмет информатика.
Изучение нового материала.
Вопрос 1. (3 мин) Как вы думаете, для чего Вы изучаете предмет информатику?
Обучающиеся могут дать разные ответы, но скорее всего это будут ответы:
Для того, чтобы, идти в ногу со временем.
Научиться тому чего еще не умеем.
Узнать новое.
Успешно конкурировать в современном обществе.
Сообщение учителя (8 мин)
Мы с вами живем в XXI веке, веке высоких технологий и активного прогресса. Еще совсем недавно люди не знали что такое компьютер, телефон, планшетный компьютер. А сейчас, если забрать все эти устройства у человека, ему бы пришлось, наверно не легко. Изучаемый нами предмет, это один из новых предметов в курсе школьных предметов. В школе предмет «Информатика» стали изучать с 1985 года. Задачи и цели изучения предмета сильно менялись со временем и с развитием научно — технического прогресса.
В начале появления в курс предмета входили теоретические знания об информации, основы математической логики, основы алгоритмизации программирования. Но с течением времени, когда компьютеры начали потихоньку входить в нашу жизнь, цели и задачи курса менялись, как и сам компьютер и его возможности.
На уроках мы научимся не только азам работы на компьютере, которые вы, наверное, знаете, но получите знания и навыки, которые вам пригодятся в вашей дальнейшей жизни.
Конечно, в современном мире всю необходимую информацию можно найти в сети Интернет, скажите вы. Но для этого вы должны уметь правильно настроить сеть, правильно задать вопрос браузеру – этому мы научимся на уроках информатики.
Видеоурок «Для чего мы изучаем информатику» (ресурс с сайта Видеоуроки.Net, автор Д. Тарасов 2.13 – 4. 40 мин).
Вопрос 2 (3 мин). Обсуждение с обучающимися, какими программами они пользуются, работая за компьютером, что умеют делать?
Обучающиеся отвечают на вопросы, обсуждают, для чего нужна та или иная программа (которой они пользуются). Конечно, многие ребята будут называть в основном игровые программы, но все равно найдутся обучающиеся, которые не только играют в игры и общаются в сети, но и рисуют, кто-то программируют и т.д. ( за время обсуждения узнаешь много нового о своих учениках, их возможностях и увлечениях).
(8 мин) Видеоурок «Для чего мы изучаем информатику» (ресурс с сайта Видеоуроки.Net, автор Д. Тарасов 4.40 – до конца)
(3 мин) Вы получили учебники, давайте рассмотрим их более внимательно. Обучающиеся работают с учебником. Вместе с учителем рассматривают условные обозначения, разбирают их назначение, ищут условные обозначения в тексте параграфов.
(5 мин) А теперь, давайте познакомимся с правилами поведения и техники безопасности в кабинете информатики. Видеоурок «Техника безопасности в компьютерном классе» Д. Тарасов.
Практическая работа. (12 мин)
Обучающиеся выполняют практическую работу.
Поиск Коллекции в сети:
Открыть браузер
В поле ввода введите адрес Коллекции
http://school-collection.edu.ru
Рассмотреть навигацию по коллекции.
Подведение итогов. (1 мин)
Домашнее задание. (1 мин) Учебник стр. 3 – 4, нарисовать рисунок «Правила техники безопасности в компьютерном классе».
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок по информатике 5 класс
Технологическая карта урока информатики в 5 классе
по теме: «Управление компьютером с помощью меню»
Цель урока: проверить знания учащихся по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса; расширить представления учащихся о меню и управлении компьютером с помощью меню
Задачи:
повторить устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса;
познакомиться со следующими понятиями:
раскрывающееся меню;
контекстное меню;
диалоговое окно;
элементы управления.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты:
Личностные:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
осознание ответственности человека за общее благополучие.
Метапредметные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить речевое высказывание в устной форме;
Предметные:
анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями
Тип урока: комбинированный
Оборудование и методические материалы:
Мультимедийный компьютер, проектор.
Презентация, карточки, практическая работа, тест.
Рабочие тетради Л.Л.Босова 5 класс.
Справочные материалы
для создания технологической карты урока
Литература:
Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Макарова Н.В. Информатика. 5-6 класс. – СПб.: Питер, 2007.
Сайты авторов учебников и учебных пособий по информатике и ИКТ
УМК Н.В.Макаровой
УМК Н.Д.Угриновича
УМК А.Г.Гейна
УМК Л.А.Босовой
УМК И.Г.Семакина
УМК М.Е.Фиошина и др.
Начальная школа
А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко
Практическая работа. Управление компьютером с помощью меню (10 мин).
Указать свою фамилию и имя:
Запустить программу WordPad: Пуск → Все программы → Стандартные → WordPad
Набрать текст Я знакомлюсь с компьютерным меню.
Щелчком мыши раскройте меню Файл. Перемещайте указатель мыши по строке меню, поочередно открывая другие меню. Закройте меню, щелкнув на его названии еще раз или нажав клавишу ESC.
Запишите названия пунктов строки меню программы WordPad:
Недоступные для выполнения команды были в меню:
Откройте меню Вид. Выберите щелчком мыши пункт Панель инструментов. Обратите внимание на изменения в окне программы. Отмените выбранную команду Панель инструментов.
Клавиатурные комбинации соотвествуют пунктам меню:
Всего используется клавиатурных комбинаций.
Команде Выделить все соотвествует клавиатурная комбинация:
Воспользуйтесь клавиатурной комбинацией Ctrl + F . Должно появится диалоговое окно Найти.
Клавиатурная комбинация Ctrl + F реализует команду меню ___________ .
Укажите элементы управления, имеющиеся в диалоговом окне Найти:
Закройте диалоговое окно Найти без внесения изменений кнопкой Отмена.
Выберите команду Шрифт меню Формат. Рассмотрите все элементы управления, имеющиеся в раскрывшемся диалоговом окне. Изменяйте их значения и наблюдайте за происходящими изменениями.
Укажите элементы управления, имеющиеся в диалоговом окне Шрифта:
Закройте диалоговое окно без внесения изменений.
Выполнить команду Вызов справки меню Справка. Рассмотреть содержимое всех вкладок открывшегося диалогового окна
Запишите названия вкладок окна Справка WordPad:
Завершить работу программы WordPad, не сохраняя изменений в файле Документ.
Технологическая карта урока
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых ведет к достижению запланироваггых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.Организационный момент (2 мин)1.
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте учебник, тетрадь, ручки.
Итак, начнем сегодняшний урок.
Проверяют свою готовность к уроку.
Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятной обстановки
2. Этап актуализации знаний (проводится с помощью презентации) (6 мин)
Беседует с обучающимися, контролирует выполнение учащимися заданий
Слайд 3
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и самостоятельно выполняют задание
Ученики зачитывают свои варианты ответов к карточкам-заданиям и совместно с учителем проверяют правильность своих ответов.
Ответы на вопросы , по изученному на прошлом уроке материалу, выполнение карточек-заданий
Повторение меню «текстовых редакторов»
Личностные, познавательные, регулятивные.
3.Формулирование темы и цели урока (2 мин)
— Ребята, а в тесте есть такие вопросы на которые вы не смогли ответить?
— Почему вы не смогли на них ответить?
— Как думаете, какова тема урока?
— Какова главная цель урока?
Учитель формулирует вместе с учениками тему урока и цели урока, так же вопросы, на которые в ходе урока дети и учитель должны найти ответы
Учащиеся с помощью наводящих вопросов формулируют тему урока.
Тема урока «Управление компьютером с помощью меню»
Учащиеся формулируют вопросы, которые в ходе урока познакомят их со следующими понятиями:
раскрывающееся меню;
контекстное меню;
диалоговое окно;
элементы управления (поле ввода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).
Учащиеся осознают возможность самореализации, учатся строить определенную картину своих действий на уроке
общеучебные
4. Изучение нового материала (проводится с помощью презентации) (10 мин)
Учитель демонстрируя слайды объясняет новый материал
Слайд 4-12
По способу перехода к меню различают: раскрывающиеся и контекстные меню.
Чтобы открыть раскрывающееся меню, щёлкают на его названии в строке меню ЛКМ. Контекстное (всплывающее) меню какого-либо объекта вызывается щелчком ПКМ на этом объекте. Любое меню содержит список команд, которые можно дать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши. Пункт меню, изображённый серым цветом, недоступен. Если на нём щёлкнуть, то ничего не произойдёт.
Флажок, стоящий перед пунктом меню, означает, что этот пункт уже выбран (включён). Щелчок на нём позволяет его отключить. Некоторые пункты меню кроме названия команды содержат так называемые клавиатурные комбинации. Это означает, что данный пункт можно вызвать не только мышью, но и одновременным нажатием указанных клавиш клавиатуры.
При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается так называемое диалоговое окно. Оно позволяет передавать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью следующих элементов управления:
полей ввода; списков;
раскрывающих списков;
переключателей;
флажков;
вкладок;
кнопок и др.
Поле ввода. В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры. Чтобы начать ввод, надо щёлкнуть в поле кнопкой мыши и после того как в поле появится курсор в виде вертикальной черты начать набор. По окончании набора надо нажать клавишу {Enter}.
Список. Это перечень значений, из которых следует выбрать одно нужное. Элемент списка выбирается щелчком на нём. Длинный список имеет полосу прокрутки.
Раскрывающийся список открывается щелчком на раскрывающей кнопке.
Переключатель. При его включении в центре кнопки появляется чёрная точка. Включение другого переключателя выключает первой.
Флажок. Он устанавливается или снимается щелчком мышью. Установленный флажок отмечен «галочкой».
Вкладки. Иногда элементов управления бывает так много, что они не помещаются в диалоговом окне. Такие диалоговые окна делят на разделы, называемые вкладками.
Каждую выкладку можно рассматривать как отдельную страницу диалогового окна.
Командные кнопки. Все диалоговые окна содержат кнопки. Часто на кнопках написаны команды, например, Открыть или Сохранить. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть.
Наиболее часто встречаются командные кнопки ОК и Отмена. Закончив настройку элементов управления диалогового окна, можно щелчком на кнопке ОК дать компьютеру команду ввести в действие сделанные изменения. Для закрытия диалогового окна без внесения выполненных изменений служит командная кнопка Отмена.
Дети отвечают на вопросы учителя и делают выводы, формулируя и записывая основные понятия в тетради
Демонстрация с помощью мультимедийного проектора
Выделение
информации
общеучебные
5.Закрепление полученных знаний на практике
(5 мин)
Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала
Слайд 13-16
Учащиеся выполняют задания
Работа с заданиями в раб. тетраде стр.67-69 , №23-26
Познавательные :самостоятельное создание способов решения проблем
Планирование,разрешение конфликтов,управление поведением одноклассника точностью выражать свои мысли
6.Физкультминутка
Показывает упражнения
Учащиеся выполняют упражнения.
7.Домашнее задание ( 2 мин)
Задает задание на дом
Слайд 17
Записывают домашнее задание в дневник
Д/з § 2.8 Придумать и изобразить диалоговое окно, подобное окну «Мой компьютер», с. 86 учебника (в окне постараться разместить как можно больше элементов управления).
8.Подведение итогов урока(10мин)
Учитель раздает учащимся практическую работу
Учащиеся самостоятельно выполняют работу
Клавиатурный тренажер
Действия постановки и решения проблем
9. Систематизация и обобщение темы урока. Рефлексия (5 мин)
Проверка заданий по карточкам
Учащиеся комментируют выполненные задания
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
Слайд 18
Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения)
Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения)
Спасибо за урок
Слайд 19
При разработке урока использовались материалы Интернета.
infourok.ru