Внеклассное мероприятие по химии для 4 класса
Игра по химии «Химляндия» для 4 класса.
Цель: развивать интерес учеников 4-х классов к химии
Задачи:
активизировать познавательную активность учащихся;
формировать умения отстаивать свои убеждения;
выбирать из масс накопленных знаний главное, существенное, делать нужные вводы;
развивать у учеников чувство прекрасного.
Оборудование: 1) презентация, мультимедийная установка, ноутбук (компьютер), таблицы Менделеева.
2) лоток, штатив для пробирок, чистые пробирки, химические стаканчики, BaCl2 , HCl, Na2CO3 , NaOH, ф/ф, спиртовой раствор йода в воде, сухарики, NaOH, H2SO4 (HCl), лакмусовые бумажки
Ход
Учащиеся разбиваются на 3 команды, выбирается капитан, который будет выбирать категорию вопросов и руководить ответами и действиями своей команды. Участники команд могут придумать названия своим командам. Ведущие и помощники – ученики 9 класса.
В игре несколько категорий с разными уровнями сложности вопросами. Игроки по очереди выбирают категорию и цену вопроса. Если это теоретический вопрос, то за него команда получает или не получает баллы, в зависимости от ответа. Для ответов на вопросы ученикам выдаются таблицы Менделеева.
! Игра сделана по принципу «Своей игры». Когда команда выбирает категорию и стоимость вопроса, то после ответа на этот вопрос баллы меняют цвет. Также на слайдах есть «звёздочка» (в правом нижнем углу) для возвращения на исходный слайд с вопросами. Ответ выходит только по щелчку мышки на любом участке слайда.
Если выпадает «похимичим», то опыты проводят либо участники команд, либо ученики 9 класса (демонстрационно), которые также выступают помощниками в выполнении опытов детьми.
Как только выпадает в игре слайд «Похимичим» — это проведение опытов.
Красным цветом – опыт для учащихся для самостоятельного выполнения
Синим цветом – для выполнения учащимися 9 класса.
Один из учеников-помощников 9 класса выполняет роль счетовода – подсчитывает баллы команд на отдельной доске.
На столах у учащихся (команд) пронумерованные пробирки (бутылочки) с различными веществами.
1 – BaCl2 ,
2 — HCl
2 – Na2CO3 ,
3 – NaOH,
4 — ф/ф
5 –спиртовой раствор йода в воде, сухарики
6 – NaOH
7 – H2SO4 (HCl)
Лакмусовые бумажки
*****
Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас в кабинете химии. Скоро вы придете сюда и будите изучать эту трудную, но интересную науку. Помните, знания любят упорных и настойчивых. Ленивым и любопытным знания в руки не даются.
А сегодня мы хотим проверить и узнать, готовы ли вы к изучению химии. В нашей игре есть самые разные задания: и простые и посложнее. Что помочь в нахождении ответов, мы даём вам самый главный атрибут – Периодическую систему химических элементов – таблицу Менделеева. Ищите в ней ответы на многие вопросы. А чтобы показать вам, что наука химия волшебная, вы возможно немного похимичите. Итак, пришло время показать свои знания.
Но перед этим мы хотим сказать вам несколько слов о правилах техники безопасности:
Внимательно слушайте учителя, выполняйте только те действия, которые он озвучивает.
Не пейте из пробирок, не суйте в них нос и не смешивайте все подряд.
Ведите себя спокойно и ответственно при проведении химических превращений.
Ничего не бойтесь, мы с вами.
*****
Думаю, ребята, Вам всем понравилось то, что сегодня увидели и услышали в кабинете химии. Химия – развивающаяся наука. Много времени прошло со времен зарождения этой удивительной науки, но и сейчас каждый, кто серьезно ей занимается, может внести свой вклад в ее развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов. Кто-то ее уже изучает, кому-то это еще только предстоит. Мы желаем вам успехов в ее изучении! До новых встреч. И ждем Вас в 8 классе в этом кабинете!
ОПЫТЫ
«Тайнопись».
Надпись заранее выполняем на бумаге фенолфталеином, проявляем щелочью из пульверизатора или ватным тампоном, смоченным ею же.
«Оперируем без боли…или кровопускание»
Вызываем желающего из зала. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (lll) – FeCl3, проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе роданида калия KSCN — «кровь» струйкой стекает по руке.
Затем, ватным тампоном, смоченным в NaF убираем всю «кровь».
«Несгораемый платок».
Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел.
Вулкан».
Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).
Для детей:
«Чай с сухариками»
Оборудование: кусочек хлеба (сухарь),спиртовой раствор йода. вода, стакан.
Для опыта Наливают в стакан воды и добавляют небольшое количество спиртового раствора йода, до цвета чая. Опускают в стакан сухарик. Наблюдают окрашивание сухарика в фиолетовый цвет.
Получение молока.
В одну пробирку наливаем BaCl2 и добавляем HCl. Наблюдаем образование белого осадка.
Газировка.
В пробирку с Na2CO3 добавляем HCl. Наблюдаем бурное выделение углекислого газа.
«Вишневый компот».
В пробирку с NaOH добавляем несколько капель фенолфталеина. Наблюдаем образование раствора малинового цвета. Далее можно добавить HCl и наблюдать исчезновение окраски.
Определите вещество.
В пробирку с опускаем универсальную индикаторную бумажку. В одном случае наблюдаем окрашивание бумажки в красный цвет, в другом — в синий.
infourok.ru
ХИМИЯ с нуля – современный учебник
Приветствую Вас на HIMI4KA.RU – образовательном ресурсе, посвященному изучению химии для тех, кто раньше не учил, либо подзабыл основы этого увлекательного предмета. Если вы думаете, что данная наука вам не по зубам, то имейте в виду: выдающийся русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев оставался в школе на второй год, а в гимназии, так вообще имел по химии тройку. Но это не помешало ему стать блестящим химиком с мировым именем.
Безусловно, Менделеев стал известным ученым не за один день, а за долгие годы изучения химии с нуля, выполняя различные опыты и эксперименты, читая десятки учебников, и заучивая наизусть сотни формул и определений. А ведь раньше не было интернета и за книгами необходимо было идти в библиотеку, где приходилось часами стоять в очереди, чтобы получить заветный «гранит науки». И это было не единственной сложностью на пути к знаниям, потому как данная научно-естественная наука тогда только зародилась, и в ней бытовали многие ошибочные теории и гипотезы. Другими словами, учебники по химии того времени могли не только не дать новых знаний, но еще и обучить ошибочным, поэтому приходилось многие теории проверять на практике. Тем не менее, несмотря на все трудности обучения своего времени, Д.И. Менделеев добился того, что стены любого кабинета химии и лаборатории украшает его наследие.
Понять суть и выучить основы химии достаточно просто, хотя многие незаслуженно считают ее трудной и скучной наукой. На самом деле все сложные реакции и превращения описываются простыми закономерностями, в основе которых лежат законы физики и базовые математические соотношения. Главное — это желание и стремление: чем больше стремление — тем больше знаний вы получите. Причем это правило относится к любому делу, за которое вы беретесь. Еще на процесс обучения влияет отношение преподавателя к предмету и материал, который он преподносит. Если преподаватель не горит желанием донести знания до обучающихся, следовательно, время будет проходить впустую. Но это не беда, ведь всегда можно почитать уроки химии дома, используя книги и учебники, однако, если материал будет подан в неверной последовательности или основы химии в нем будут изложены чересчур научным языком, то толку от такого обучения будет мало, не так ли? Поэтому сайт «Химия для чайников» будет вам невероятно полезным в обучении химии с нуля!
Неоспоримым достоинством курсов по химии является их уникальность и простота в освоении для начинающих. Даже если вы никогда ее не понимали, считали себя унылым чайником, а от решения задач у вас кружилась голова, то теперь появился отличный шанс в короткие сроки обучиться до уровня «отличника». Ведь уроки химии на нашем сайте — это не голые факты, числа, формулы — нет, это — полноценный учебник по химии, который содержит в себе всю необходимые теорию и практику, объясняет и учит даже в том случае, если вы никогда не понимали предмет.
- Если вы зашли на сайт впервые и планируете изучать основы химии с нуля, то сначала обязательно посетите таблицу Менделеева, которая поможет вам лучше ориентироваться в химических элементах.
- Вторым вашим шагом будет внимательное прочтение всех уроков из Самоучителя, который состоит из 4 разделов: общей, неорганической и органической химии, а также решения задач. Материал изложен последовательно и доступно, чтобы обучение было максимально эффективным.
- После этого вы переходите к третьему шагу, который заключается в просмотре видео-уроков по химии. Это поможет вам закрепить полученные знания и закрыть оставшиеся пробелы в изучении.
- Четвертый шаг для тех, кто собирается сдавать ОГЭ и ЕГЭ по химии, у нас подготовлен специальный курс подготовки к данным экзаменам. Теория в нем изложена кратко, поэтому прежде вам следует обязательно прочитать уроки химии из самоучителя. Не ленитесь, читайте, изучайте и тогда обязательно получите за экзамен максимальный балл!
И конечно же не стоит забывать, что сайт HIMI4KA.RU — это не волшебная таблетка, а самоучитель, который прежде всего рассчитан на вашу самостоятельную работу. Самое главное – внимательное и регулярное чтение материала, и тогда вы приятно удивитесь тому уровню знаний, которых достигните. Удачи!
himi4ka.ru
Материал по химии на тему: Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов «Химия – детям. Занимательная химия»
Внеклассное мероприятие
для учащихся 1-4 классов
«Химия – детям. Занимательная химия»
(учитель химии
Хайдарова Лариса Ахметовна)
Цель:
— развитие познавательного интереса к изучению предмета химия
— воспитание наблюдательности, аккуратности
Вы находитесь в кабинете химии, где начиная с восьмого класса, будете постигать премудрости сложной, но очень увлекательной науки – химии.
Химия с одной стороны очень конкретная наука и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: повару, садоводу, строителю и многим другим. С другой стороны она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает грозные формулы и сложные законы… Это такая старая молодая наука. Сегодня перед нами не стоит задача постигнуть все ее тайны, да это и невозможно. Мы попробуем вам раскрыть всего лишь несколько секретов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…
Описание опыта «Облако из колбы»: в колбу емкостью 2-3 литра насыпаем порошок карбоната калия слоем 1-2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2 мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.
Дыма с вами напустили. Пора и раскрывать секреты. Представьте, что мы – туристы. Нам надо разжечь костер. Но возникла непредвиденная ситуация: спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась. Мы, химики, можем сделать это без спичек.
Описание опыта «Вода» зажигает костер: Асбестовая сетка. Фарфоровая чашечка со смесью перманганата калия и серной кислотой. Чашечка обкладывается сухими лучинками. Смачивают ватку спиртом, затем выжимают в чашечку. Происходит возгорание.
Мы может поджечь спиртовки без спички
Описание опыта «Самовоспламеняющиеся спиртовки»: Это очень эффектный опыт, особенно когда стеклянной палочкой можно зажечь несколько спиртовок. Для проведения опыта в фарфоровой чашке нужно заранее приготовить смесь перманганата калия и концентрированной серной кислоты. На кончике стеклянной палочки подносим смесь к фитилю спиртовки и она мгновенно воспламеняется.
Как хочется в жаркий летний день прохладной минералки или сока. Для нас это не проблема. Причем мы можем превращать один сок в другой.
Описание опыта «Апельсиновый, лимонный, яблочный соки»: Сначала показываем стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета – апельсиновый сок. Добавляем щелочь – превращаем апельсиновый сок в лимонный. Добавляем немного серной кислоты – лимонный сок превращается обратно в апельсиновый. Добавляем немного раствора пероксида водорода – сок становится яблочным. Обратно яблочный сок превратить в лимонный или апельсиновый невозможно.
Химия наука удивительная, она может превращать воду в молоко, творог, газировку.
Описание опыта «Молоко, газировка, творог»: в два стакана насыпают по 2 чайной ложки хлорида кальция и карбоната натрия соответственно. Добавляют в каждый стакан воды примерно на ¼ их объема. Полученные растворы сливаем вместе, образуется «молоко». К смеси приливаем избыток соляной кислоты, «молоко» закипает и превращается в «газировку». Если к раствору добавить нитрат серебра, то образуется «творог» .
Кто из вас любит мороженное? Химики тоже любят это лакомство и придумали свой способ приготовления эскимо в шоколаде.
Описание опыта «Эскимо в шоколаде»: сахарную пудру поместить в высокий стеклянный стакан, смочить водой и перемешать стеклянной палочкой до получения густой кашеобразной смеси, затем прилить по палочке концентрированную кислоту и быстро перемешать смесь в стакане. Содержимое стакана через несколько минут чернеет, в виде объемистой массы поднимается, вверх по стеклянной палочке.
Набежали тучки и пошел дождь. Мы можем вызвать свой «дождь»
Описание опыта «Горение восстановленного железа»: порошок восстановленного железа всыпаем в пламя горящией спиртовки. Возникает сноп красивых искр
Что появляется после дождя? Конечно замечательное явление — радуга. Сейчас мы создадим свою химическую радугу. Назовите цвета радуги.
Описание опыта:
1.хлорид железа(+3) и роданид калия → темно-красный
FeCl3 + 3KSCN →Fe(SCN)3↓ +3 KCl
2.нитрат ртути(+2) и бихромат калия →оранжевый
Hg(NO3)2 + K2Cr2O7 → HgCr2O7↓ + 2KNO3
3.нитрат свинца(+2) и бихромат калия →желтый
Pb(NO3)2 + K2Cr2O7 →PbCr2O7↓ + 2KNO3
4.сульфат никеля(+2) и гидроксид натрия →светло-зеленый
NiSO4 + 2NaOH → Ni(OH)2↓ + Na2SO4
5.сульфат меди(+2) и гидроксид натрия →голубой
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
6.часть полученного осадка гидроксида меди(+2) отделить в другую пробирку и прилить избыток гидроксида натрия или раствор аммиака →синий
Cu(OH)2 + 2NaOH →Na2[Cu(OH)4]
7.хлорид кобальта(+2) и ортофосфат натрия →фиолетовый.
3CoCl2 + 2Na3PO4 →Co3(PO4)2↓ +6 NaCl
Продолжить нашу химическую прогулку. Вы когда-нибудь видели настоящее извержение вулкана? Мы это можем вам показать.
Описание опыта «Вулкан на столе»: В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, немного порошка магния, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.
Мы умеет читать тайные надписи.
Описание опыта «Тайнопись»: заранее на листах бумаги написать слова насыщенным раствором нитрата калия, концентрированной серной кислотой, желтой кровяной солью. Высушить. Протираем первый и третий лист смоченной в растворе хлорида железа (III) ватой. Второй лист проводим над пламенем. Появляются надписи.
Некоторые химики научились творить настоящие чудеса, с помощью изготовленной ими же живой воды заживляют раны.
Описание опыта «Хирургия»: Смочить вату хлоридом железа(3) и протереть руку. Остро заточенную деревянную палочку смочить роданидом калия. При соприкосновении этих веществ образуется раствор красного цвета, похожий на кровь. Смыть раствор водой и показать учащимся отсутствие пореза.
Одно дело посмотреть химические опыты. А хотели бы вы сами стать волшебниками и провести опыт? (проводят опыт с молоком и пищевыми красителями)
Описание опыта «Волшебные краски»: для опыта понадобятся глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, концентрированные пищевые красители, жидкое мыло или моющее средство. Налить в тарелку молоко так, чтобы оно полностью закрыло дно. Дать постоять 2-3 минуты. Капнуть пищевые красители на молоко. Окунуть ватную палочку в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло, коснуться молока в центре на протяжении 10-15 секунд. Получается взрыв цвета в молоке. Все в восторге.
На этом наше с вами путешествие в тайны химии заканчивается. Будьте внимательнее к тому, что вас окружает, учитесь наблюдать…
У природы миллионы тайн,
даже человек ее творенье.
Чтобы все загадки разгадать
требуются знанья и терпенье.
Ничего, что вы еще малы,
и порою тяжело учиться,
только любознательным, друзья,
могут тайны эти приоткрыться…
Мы говорим вам до свидания.
Описание опыта «Несгораемый платок»: Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом. Захватите платок за один из его концов щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым.
nsportal.ru
Знакомство с химией • 4 классы Занимательные опыты и интересные истории (на уроках познание мира в 4 классах) проводят учащиеся 11-х классов. Учитель. Ребята! В 8-м классе вы начнете изучать новый для вас предмет – химию. Наверняка, вы и раньше слышали: «химический», «химия». Очень часто мы, говоря «химическое…», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается, это не так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ: мы ими дышим, их пьем, их едим, ими умываемся и приводим себя в порядок. Химия – очень серьезная и умная наука. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Тому, кто познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человечества вещества. Из угля, который сжигают, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарства, краски, ручки, ткани, пластмассы. А из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта… Вообще, химия, как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенная, что для непосвященных она кажется чудом. 1-й учащийся. «СИНИЕ РОЗЫ». Оборудование: чашка Петри, нашатырный спирт, красная роза, стеклянный колпак. В стихотворении «Синие розы» Р. Киплинг написал: ИЛИ Розы сделать из гофрированной бумаги, пропитать их фенолфталеином. В химический стакан налить концентрированный раствор аммиака, прикрыть стакан стеклом, нагреть, через некоторое время внести в стакан розы. Они окрасятся в малиновый цвет. 2-й учащийся. А вот еще интересное чудо – «Фараоновы змеи». Кристаллы поваренной соли 1.Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать письмо на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом. |
collegy.ucoz.ru
Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)
Пояснительная записка.
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Химия вокруг нас». Он ориентирован на учащихся 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны химический эксперимент и метод наблюдения.
Изучение курса способствует решению следующих задач:
развитие кругозора и интереса к химии;
формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы;
выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами.
знакомство с использованием химических веществ в давние времена жителями своей местности
Главная цель кружка — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие методы проведения занятий:
учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;
показы учебных фильмов по химии, презентации.
беседы с информаторами
Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 1 года, то есть 34 часа.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, в домашней аптечке, в продуктовом и хозяйственном магазинах и на берегу реки. Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.
Практически значимыми результатами работы такого кружка может стать подготовка химического вечера для родителей и оформление постоянной экспозиции «Химия вокруг нас».
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
— всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Планируемые результаты работы.
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
— формы подведения итогов реализации программы (выставки, исследовательские работы, соревнования, праздники и т.д.).
После изучения данного курса обучающиеся приобретают знания:
1) Что изучает химия?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д. Умеют обращаться с данными веществами, соблюдая правила техники безопасности.
3) Влияние человека на природу.
4) Использование веществ в давние времена людьми данной местности
Обучающиеся приобретают умения:
1) Работать с химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить эксперименты.
5) Описывать явления.
6) Применять свойства изученных веществ в жизни
Основное содержание программы.
Введение (2 часа).
Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
Пр.р.№1 « Обращение с химической посудой»
Тема №1. «Летние чудеса» (3часа)
Красильные растения Пашозерья. Почему листья меняют окраску осенью.
Пр.р.№2 «Окрашивание ткани разными растениями»
Пр.р.№3 «Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски»
Тема №2. «Чудеса на маминой кухне» (15часов)
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Кислоты на кухне.
Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Крахмал. Белки не только в курином яйце. Сахар. Жиры. Металлы на кухне.
Пр.р.№4 «Очистка загрязнённой поваренной соли»
Пр.р.№5 «Опыты с солью»
Пр.р.№6 «Выращивание кристаллов»
Пр.р.№7 «Рисование солью»
Пр.р.№8 «Изготовление поделок из солёного теста»
Пр.р.№9 «Роспись поделок из солёного теста»
Тема №3. «Друзья Мойдодыра (химия в ванной комнате) (7 часов)
История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Зубная паста. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств? Жёсткость воды и методы её устранения. Щёлок: как его варили в старину.
Пр.р №10 «Изготовление мыла»
Пр.р.№11 «Исследование жёсткости воды из разных источников»
Пр.р.№12 «Изготовление щёлока»
Пр.р.№13 «Исследование свойств щёлока»
Тема №4. « Химия в аптечке» (2часа)
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Тема №5 «Химия вне дома» (2часа)
Мел, применение, состав.
Пр.р.№14 «Изготовление мелков»
Известняк. Мрамор. Глина. Песок.
Оформление выставки «Химия вокруг нас» (1час)
Защита исследовательских работ (2часа)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
34 часа
№
Тема занятия
Содержание
Дата
Введение – 2 часа
1
Химия – наука о веществах.
ТБ при работе с химическими веществами.
Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит учащихся с понятием химия и что в него включают.
2
Пр. работа №1
Обращение с химической посудой.
Тема №1. « Летние чудеса» (3часа)
3
Красильные растения Пашозерья
Знакомство с красильными растениями и способами окраски ткани.
4
Пр. работа №2
Окрашивание ткани
5
Пр. работа №3
Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски
Тема №2. « Чудеса на маминой кухне» (15 часов)
6
Поваренная соль, история, значение.
Чтение сказки про соль, пословиц и поговорок. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд
7
Пр. работа №4
Очистка загрязнённой соли.
8
Пр. работа №5
Опыты с солью
9
Пр. работа №6
Выращивание кристаллов
10
Пр. работа №7
Рисование солью
11
Пр. работа №8
Изготовление поделок из солёного теста
12
Пр.работа №9
Роспись поделок из солёного теста
13
Кислоты на кухне
Знакомство с лимонной и уксусной кислотой. Испытание индикатором кислой среды. Применение. ТБ в обращении с уксусом.
14
Пищевая сода
Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
15
Крахмал
Получение крахмала, применение. Действие йода на крахмал.
16
Белки.
Где искать белки? Значение. Как отличить шерсть от синтетического волокна. Почему яйцо становится «крутым»?
17
Сахар
Почему сахар сладкий? Горит ли сахар? Леденцы. Где можно найти ещё сахар?
18
Жиры
Как обнаружить жир? Значение жира. Как сделать масляную лампу.
19
Металлы на кухне
Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож? Ржавчина и её удаление.
20
Итоговое занятие по теме
« Химия на маминой кухне»
Защита исследовательских работ
Тема №3. «Химия в ванной комнате» (7 часов)
21
Мыло
История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».
22
Пр. работа №10
Изготовление мыла
23
Зубная паста
Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок. Зачем надо чистить зубы.
24
Жёсткость воды. Пр.работа №11
Жёсткая и мягкая вода. Чем опасна жёсткость, и как её устранить.
Исследование жёсткости воды из разных источников
25
Щёлок.
Пр. работа№12
Что такое щёлок? Как его варили в старину?
Изготовление щёлока
26
Пр. работа №13
Исследование свойств щёлока
27
Итоговое занятие по теме « химия в ванной комнате»
Защита исследовательских работ
Тема №4. Химия в аптечке (2часа)
28
Йод. Зелёнка. Аспирин
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.
29
Перекись водорода. Марганцовка. Борная кислота. Нашатырный спирт.
Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Тема №5 «Химия вне дома» (2часа)
30
Мел. Мрамор. Глина. Песок
Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек и в нашем классе? Посуда и стекло.
31
Пр. работа №14
Изготовление мелков
32
Оформление выставки «Химия вокруг нас»
33-34
Защита исследовательских работ
Литература
Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит., 1987
Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас.
Издательство «Крисмас+, 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв
Интернет-ресурсы
http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ — АЛХИМИК — ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пашозерская основная общеобразовательная школа
Программа кружка « Химия вокруг нас»
для учащихся 1-4 классов
(внеурочная деятельность)
Составила: Калинина Лидия Сергеевна
учитель биологии и химии
2013-2014 учебный год
infourok.ru
Исследовательский проект «Химия глазами детей» Учащиеся 4-Б класса
Исследовательский проект
«Химия глазами детей»
Учащиеся 4-Б класса Боровской средней школы Лепельского района
Научный руководитель: Ярославцева Е. В., учитель начальных классов
В последнее время всё чаще бытует мнение, о том, что химия вредна и опасна для людей и окружающей среды. Химическая промышленность пагубно влияет на растительный и животный мир, атмосферу, почву, человека. Нам, жителям Белоруссии, навсегда останется страшная память о трагедии на Чернобыльской АС и её последствиях. Учащиеся 4-Б класса решили подробнее познакомиться с новой для них наукой- химией, больше узнать о её пользе и практическом применении.
Цель: выявить доказательства необходимости химии для жизнедеятельности человека.
Задачи:
1)Собрать материал о химических явлениях в природе и в жизни людей
2)Исследовать, как и в каких целях используются продукты химической промышленности
3)Составить текст исследовательской работы
4)Организовать выставку« В объективе — химия»
5)Обобщить собранный иллюстративный и фотоматериал в презентации «Химия глазами детей»
Гипотеза исследования: предполагается, что в условиях высокого уровня развития цивилизации, человек не сможет обходиться без химии.
Объект: связь человека с химическими продуктами и явлениями.
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой по химии.
– формирование групп по интересам для посещения учреждений п. Боровка:
-столовой
-парикмахерской
-магазинов
-больницы
-аптеки
Этап 2
Экскурсия в библиотеку, знакомство с литературой по химии. Беседа с библиотекарем Грачёвой Д.И. на тему: «Химия вокруг нас».
Распределение тем рефератов:
Химия на кухне. Питьевая сода.
Химия в лесу. «Живые» болота.
Химия в быту. Чудо — помощники.
Химия в промышленности. Чёрное золото.
Этап 3
Проведение конференции «Эта полезная и вредная химия»
Этап 4
Организация выставки фотографий « В гостях у Химии».
Этап 5
Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе.
Этап 6
Итог исследовательской работы – вернисаж рисунков «Чудеса химических превращений», участие в областном конкурсе «Химия глазами детей».
Работа началась с посещения библиотеки. Грачёва Д.И. познакомила нас с новой наукой-химией. Рассказала нам о литературе, новинках по прикладной химии. Здесь же мы разделились на группы для поиска информации и написания сообщений. Далее мы посетили школьный кабинет химии, где впервые увидели чудеса опытов и превращений. В школьной столовой наш повар открыл нам тайну пышности оладий. Оказывается, пищевая сода называется натрий двууглекислый. А в стакане с чаем и лимоном, при добавлении сахара, происходит гидролиз. Из школьной столовой мы отправились на экскурсию по магазинам нашего посёлка. От пакетов до больших упаковочных мешков продавцы показывали нам, как хранят продукты на складах. В торговых залах мы рассматривали чистящие средства, зубную пасту, порошки, шампуни. А ведь раньше мы и не задумывались, откуда это всё берётся. В медицинском пункте врач и медсестра объясняли нам, что марганцовка содержит марганец, а йод-продукт переработки водорослей. Медработники научили нас правильно обращаться с градусником. Очень нам понравилась экскурсия в аптеку и беседа с нашим фармацевтом Клундуком А.В.. Там мы узнали, что обычный мел входит в состав многих лекарств. Девочкам нашего класса было особенно любопытно посетить парикмахерскую. Сколько красок, лаков! Чтобы волосы стали светлее, используют перекись водорода. А в состав многих красок входит нашатырный спирт.
Благодаря экскурсиям и беседам со многими людьми, мы многое узнали о химии. Наши знания пополнили сообщения на конференции. Мы организовали выставки фотографий и рисунков.
Ученики нашего класса выполняли работу такого рода впервые. Мы узнали очень многое, сделали для себя массу открытий. Помимо знаний по предмету, мы приобрели дополнительные навыки по работе с компьютерами. Особенно нам нравились задания творческого характера: конкурс фотографий и рисунков. Мы учились обращаться с источниками информации, грамотно ею пользовались.
С поставленными целями и задачами мы успешно справились. Химия, действительно, важный помощник и друг человека. За нею – будущее. В старших классах мы с удовольствием будем изучать такую важную и полезную науку.
Используемая Литература
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. — Самара: Издательство «Учебная литература»
3. Энциклопедия вопросов и ответов. Когда?, М., Росмэн, 2008.
4. Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.:Астрель,2010
infourok.ru
Рабочая программа (1 класс) на тему: Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)
Пояснительная записка.
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Химия вокруг нас». Он ориентирован на учащихся 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны химический эксперимент и метод наблюдения.
Изучение курса способствует решению следующих задач:
- развитие кругозора и интереса к химии;
- формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы;
- выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами.
- знакомство с использованием химических веществ в давние времена жителями своей местности
Главная цель кружка — развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Для этого используются следующие методы проведения занятий:
- учебные занятия с демонстрацией опытов и практическими работами;
- показы учебных фильмов по химии, презентации.
- беседы с информаторами
Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 1 года, то есть 34 часа.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, в домашней аптечке, в продуктовом и хозяйственном магазинах и на берегу реки. Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.
Практически значимыми результатами работы такого кружка может стать подготовка химического вечера для родителей и оформление постоянной экспозиции «Химия вокруг нас».
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
— всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Планируемые результаты работы.
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
— формы подведения итогов реализации программы (выставки, исследовательские работы, соревнования, праздники и т.д.).
После изучения данного курса обучающиеся приобретают знания:
1) Что изучает химия?
2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д. Умеют обращаться с данными веществами, соблюдая правила техники безопасности.
3) Влияние человека на природу.
4) Использование веществ в давние времена людьми данной местности
Обучающиеся приобретают умения:
1) Работать с химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить эксперименты.
5) Описывать явления.
6) Применять свойства изученных веществ в жизни
Основное содержание программы.
Введение (2 часа).
Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами.
Пр.р.№1 « Обращение с химической посудой»
Тема №1. «Летние чудеса» (3часа)
Красильные растения Пашозерья. Почему листья меняют окраску осенью.
Пр.р.№2 «Окрашивание ткани разными растениями»
Пр.р.№3 «Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски»
Тема №2. «Чудеса на маминой кухне» (15часов)
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Кислоты на кухне.
Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Крахмал. Белки не только в курином яйце. Сахар. Жиры. Металлы на кухне.
Пр.р.№4 «Очистка загрязнённой поваренной соли»
Пр.р.№5 «Опыты с солью»
Пр.р.№6 «Выращивание кристаллов»
Пр.р.№7 «Рисование солью»
Пр.р.№8 «Изготовление поделок из солёного теста»
Пр.р.№9 «Роспись поделок из солёного теста»
Тема №3. «Друзья Мойдодыра (химия в ванной комнате) (7 часов)
История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Зубная паста. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств? Жёсткость воды и методы её устранения. Щёлок: как его варили в старину.
Пр.р №10 «Изготовление мыла»
Пр.р.№11 «Исследование жёсткости воды из разных источников»
Пр.р.№12 «Изготовление щёлока»
Пр.р.№13 «Исследование свойств щёлока»
Тема №4. « Химия в аптечке» (2часа)
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Тема №5 «Химия вне дома» (2часа)
Мел, применение, состав.
Пр.р.№14 «Изготовление мелков»
Известняк. Мрамор. Глина. Песок.
Оформление выставки «Химия вокруг нас» (1час)
Защита исследовательских работ (2часа)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
34 часа
№ | Тема занятия | Содержание | Дата |
Введение – 2 часа | |||
1 | Химия – наука о веществах. ТБ при работе с химическими веществами. | Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит учащихся с понятием химия и что в него включают. | |
2 | Пр. работа №1 | Обращение с химической посудой. | |
Тема №1. « Летние чудеса» (3часа) | |||
3 | Красильные растения Пашозерья | Знакомство с красильными растениями и способами окраски ткани. | |
4 | Пр. работа №2 | Окрашивание ткани | |
5 | Пр. работа №3 | Вытяжка хлорофилла из листьев разной осенней окраски | |
Тема №2. « Чудеса на маминой кухне» (15 часов) | |||
6 | Поваренная соль, история, значение. | Чтение сказки про соль, пословиц и поговорок. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд | |
7 | Пр. работа №4 | Очистка загрязнённой соли. | |
8 | Пр. работа №5 | Опыты с солью | |
9 | Пр. работа №6 | Выращивание кристаллов | |
10 | Пр. работа №7 | Рисование солью | |
11 | Пр. работа №8 | Изготовление поделок из солёного теста | |
12 | Пр.работа №9 | Роспись поделок из солёного теста | |
13 | Кислоты на кухне | Знакомство с лимонной и уксусной кислотой. Испытание индикатором кислой среды. Применение. ТБ в обращении с уксусом. | |
14 | Пищевая сода | Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. | |
15 | Крахмал | Получение крахмала, применение. Действие йода на крахмал. | |
16 | Белки. | Где искать белки? Значение. Как отличить шерсть от синтетического волокна. Почему яйцо становится «крутым»? | |
17 | Сахар | Почему сахар сладкий? Горит ли сахар? Леденцы. Где можно найти ещё сахар? | |
18 | Жиры | Как обнаружить жир? Значение жира. Как сделать масляную лампу. | |
19 | Металлы на кухне | Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож? Ржавчина и её удаление. | |
20 | Итоговое занятие по теме « Химия на маминой кухне» | Защита исследовательских работ | |
Тема №3. «Химия в ванной комнате» (7 часов) | |||
21 | Мыло | История мыла, виды. Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». | |
22 | Пр. работа №10 | Изготовление мыла | |
23 | Зубная паста | Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок. Зачем надо чистить зубы. | |
24 | Жёсткость воды. Пр.работа №11 | Жёсткая и мягкая вода. Чем опасна жёсткость, и как её устранить. Исследование жёсткости воды из разных источников | |
25 | Щёлок. Пр. работа№12 | Что такое щёлок? Как его варили в старину? Изготовление щёлока | |
26 | Пр. работа №13 | Исследование свойств щёлока | |
27 | Итоговое занятие по теме « химия в ванной комнате» | Защита исследовательских работ | |
Тема №4. Химия в аптечке (2часа) | |||
28 | Йод. Зелёнка. Аспирин | Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. | |
29 | Перекись водорода. Марганцовка. Борная кислота. Нашатырный спирт. | Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт. Старые лекарства, как с ними поступить. | |
Тема №5 «Химия вне дома» (2часа) | |||
30 | Мел. Мрамор. Глина. Песок | Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек и в нашем классе? Посуда и стекло. | |
31 | Пр. работа №14 | Изготовление мелков | |
32 | Оформление выставки «Химия вокруг нас» | ||
33-34 | Защита исследовательских работ |
Литература
- Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
- Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995
- Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
- Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит., 1987
- Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
- Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас.
Издательство «Крисмас+, 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв
Интернет-ресурсы
http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ — АЛХИМИК — ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пашозерская основная общеобразовательная школа
Программа кружка « Химия вокруг нас»
для учащихся 1-4 классов
(внеурочная деятельность)
Составила: Калинина Лидия Сергеевна
учитель биологии и химии
2013-2014 учебный год
nsportal.ru