4 класс

Школа россии окружающий мир 4 класс плешаков – Учебник Окружающий мир 4 класс Плешаков Крючкова часть 1

Окружающий мир 4 класс Проверочные работы Плешаков, Школа России

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебное пособие предназначено для учащихся 4 класса общеобразовательных организаций и подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Тетрадь содержит: 1) проверочную работу по материалу 3 класса для входного контроля; 2) проверочные работы по всем разделам курса 4 класса для тематического контроля; 3) итоговую проверочную работу за 4 класс.
Проверку и оценку выполненных детьми работ осуществляет учитель. Оценка даётся в соответствии с принятой в образовательной организации формой оценивания. Для записей учителя в тетради после каждого варианта работы предусмотрено место. В конце пособия помещены «Странички для учителя», раскрывающие особенности тетради и методику работы с ней.

Пример из учебника

Задание 1
Что нужно делать, чтобы снизить количество вредных веществ, поступающих в организм? Подчеркни зелёным карандашом. Не стоять рядом с автомобилем, у которого работает двигатель. Тщательно мыть овощи и фрукты. Пить воду из пруда. Пить воду, очищенную бытовым фильтром. Гулять вдоль оживлённой автодороги. Собирать ягоды и грибы возле дорог и промышленных предприятий. Гулять в парке или в лесу.
Задание 2
Вот о чём Даша узнала из книги «Зелёные страницы». В нашей стране множество видов жуков. Жук-водолюб живёт в пресной воде. Он крупный, чёрный, блестящий. Этот жук питается водными растениями. Жуки-жужелицы живут на суше. Они бывают разных размеров и окраски. Жужелицы -хищные жуки. Добычей их могут оказаться, например, гусеницы, слизни.

Содержание

Проверочная работа по материалу 3 класса 3
Вариант 1 —
Вариант 2 5
Вариант 3 8
Вариант 4 11
1. Земля и человечество 13
Проверочная работа 14
Вариант 1 —
Вариант 2 16
Вариант 3 19
Вариант 4 21

2. Природа России 23
Проверочная работа 24
Вариант 1 —
Вариант 2 26
Вариант 3 29
Вариант 4 31
3. Родной край — часть большой страны 33
Проверочная работа 34
Вариант 1 —
Вариант 2 36
Вариант 3 40
Вариант 4 42
4. Страницы всемирной истории 45
Проверочная работа 46
Вариант 1 —
Вариант 2 49
Вариант 3 52
Вариант 4 55
5. Страницы истории России 57
Проверочная работа 58
Вариант 1 —
Вариант 2 62
Вариант 3 68
Вариант 4 71
6. Современная Россия 77
Проверочная работа 78
Вариант 1 —
Вариант 2 82
Вариант 3 85
Вариант 4 89
Итоговая проверочная работа за 4 класс 92
Вариант 1 —
Вариант 2 95
Вариант 3 98
Вариант 4 102
Проверим друг друга 105
Странички для учителя 108

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК «Школа России» (Плешаков)

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

п/п

Дата

Тема урока

Цели и задачи

Виды учебной деятельности

по плану

факти-

ческая

Раздел «Земля и человечество» (10 часов)

1

04.09

04.09

Мир глазами астронома.

Познакомить с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Научить извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь

Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последова-тельности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения

2

05.09

05.09

Планеты Солнечной системы

Учить понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники.

Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанав-ливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнитель-ной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения

3

11.09

11.09

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Изучать по учебнику правила наблюде-ния звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Учить работать с терминологическим словариком

Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику.

4

12.09

12.09

Мир глазами географа.

Учить извлекать информацию о географических объектах из дополни-тельных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком

Сравнивать глобус и карту полушарий.Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

5

18.09

18.09

Мир глазами историка

Учить составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.

Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; готовить рассказ о прошлом своего региона, села. Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, села

6

19.09

19.09

Когда и где?

Учить определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминав-шиеся ранее исторические события.

Обсуждать сроки начала года в разных летоис-числениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях

7

25.09

25.09

Мир глазами эколога

Учить анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России

Рассказывать о мире с точки зрения эколога.

Знакомиться с международным сотрудни-чеством в области охраны окружающей среды. Готовить сообщения. Изучать экологический календарь

8

26.09

26.09

Природное сообщество «Водоем»

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Наблюдать объекты и явления природы.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

9

02.10

02.10

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Извлекать из дополнительной литера-туры, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений.

10

03.10

03.10

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе

Читать в учебнике текст о животном из Между-народной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообще-ний. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Между-народной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообщения о животных из Международной Красной книги.

Раздел «Природа России» (11 часов)

11

Равнины и горы России.

Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить материалы к выставке «Где мы были»

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения.

12

Моря, озёра и реки России.

Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока

13

Природные зоны России.

Познакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Учить находить на карте природных зон области высотной поясности

Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.

14

Зона арктических пустынь.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами.

Учиться определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Находить и показывать на карте зону аркти-ческих пустынь, осуществлять взаимопро-верку. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприя-тиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения

15

Тундра.

Научить сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополни-тельной литературы, Интернета информа-цию о растениях и животных тундры, готовить сообщения

Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспо-собленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделиро-вать характерные цепи питания. Рассказы-вать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохран-ных мероприятиях и заповедниках. Харак-теризовать зону тундры по плану; сравни-вать природу тундры и арктических пустынь

16

Леса России.

Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определи-теля растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения

17

Растения и животные леса.

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результа-ты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природ-ных сообществах

18

Лес и человек.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.Обсуждать правила поведения в лесу с использовани-ем книги «Великан на поляне».Совершить виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лоси-ный остров», обсуждать экологические проекты этого парка.

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения. Характеризовать лесные зоны по плану

19

Зона степей

Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделиро-вать характерные цепи питания.

Сравнивать общий вид леса и степи, описы-вать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.

Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

20

Пустыни.

Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Изготавливать макет участка пустынь

21

У Чёрного моря.

Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Обсудить рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне».

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интер-нета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в нацио-нальный парк «Сочинский». Работать с терминологическим словариком

Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 часов)

22

Родной край – часть большой страны.

Наблюдать объекты и явления природы.

Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.

Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах

23

Наш край.

Познакомиться с политико-администра-тивной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.

Находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану

24

Поверхность нашего края

Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Учить изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

25

Водные богатства нашего края

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в селе

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

26

Наши подземные богатства.

Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Выяснить , какие полезные ископаемые имеются в регионе.

27

Земля – кормилица

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе

Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказы-вать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

28

Жизнь леса.

Определять с помощью атласа-определи-теля растения смешанного леса в герба-рии; узнавать по иллюстрациям в учебни-ке представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встреча-ются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

29

Жизнь луга.

Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особеннос-ти леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу».

Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

30

Жизнь в пресных водах.

Моделировать цепи питания в пресновод-ном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя

Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

31

Растениеводство в нашем крае.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона)

Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений

32

Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

33

Животноводство в нашем крае

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).

Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными

34

Презентация проектов.

Извлекать информацию из дополнитель-ных источников. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Страницы всемирной истории (5 ч)

35

Начало истории человечества

Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона

36

Мир древности: далёкий и близкий

Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности

37

Средние века: время рыцарей и замков

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов

38

Новое время: встреча Европы и Америки

Определять по «ленте времени» длитель-ность периода Нового времени, сопостав-лять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления.

Рассказывать об освоении космоса, об изобретении ядерного оружия, Первой и Второй мировой войнах

Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

40

Жизнь древних славян

Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище

41

Во времена Древней Руси

Учить характеризовать систему государ-ственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

42

Страна городов

Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

44

Трудные времена на Русской земле

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского

45

Русь расправляет крылья

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

Рассказывать о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

46

Куликовская битва

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Рассказывать о поединках богатырей

47

Иван Третий

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

48

Мастера печатных дел

Обсуждать, как повлияло начало книгопе-чатания на развитие просвещения и куль-туры в России. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников ХVII века

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

49

Патриоты России

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения

50

Пётр Великий

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербур-га, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримеча-тельности Санкт-Петербурга. Выказывать своё отношение к личности Петра Великого

51

Михаил Васильевич Ломоносов

Прослеживать по карте путь М.В. Ломоно-сова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Составлять план рассказа о М.В. Ломоносо-ве. Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова

52

Екатерина Великая.

Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Прослеживать по карте рост территории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове.

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой.Описывать достопримечательности Петербурга. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в ХVIII веке

53

Отечественная война 1812 года

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждить, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Отмечать на «ленте времени» Отечествен-ную войну 1812 года. Извлекать из Интерне-та сведения о биографии героев Отечест-венной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе

54

Страницы истории XIX века

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

55

Россия вступает в XX век

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

57

Великая война и великая Победа

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы

58

Великая война и великая Победа

Выяснять, какой вклад внёс город (село) в Победу.

Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году

59

Страна, открывшая путь в космос.

Прослушивать в записи песни, посвящён-ные полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.Готовить сообщение и презентовать его в классе

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60

Основной закон России и права человека

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализи-ровать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе

61

Мы – граждане России

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным сред-ствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложе-ния по законопроектам в ходе ролевой игры)

62

Славные символы России

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федера-ции от гимнов других государств. Обсуж-дать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи

63

Такие разные праздники

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: состав-лять календарь профессиональных праздни-ков в соответствии с профессиями родителей

64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершить виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помо-щью Интернета, посещать музеи, осмат-ривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

65

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

66

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

Совершать виртуальные экскурсии

Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.

67

Презентация проектов

Выступать с подготовленными сообщени-ями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

68

Повторение изученного в 4 классе

Выполнять задания; проверять свои знания

infourok.ru

Рабочая прграмма по окружающему миру 4 класс УМК «Школа России»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Оревская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор

МОУ Оревской основной общеобразовательной школы

__________Филиппова Ю.В.

29 августа 2016 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Окружающий мир»

4 класс

Составитель рабочей программы –

учитель начальных классов

Кирпичева Александра Алексеевна

2016-2017 учебный год

п. Орево

«Рассмотрено»

Заседание №1 от 26.08.2016 г.

ШМО учителей начальных классов

___________О.Ю. Бирюкова

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования,и на основе авторской программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова. утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 часа в неделю; 34 учебные недели). С учетом календарного учебного графика программа скорректирована на 70 учебных часа. 25.05,30.05-резервные уроки — для повторения и обобщения полученных знаний.

1.Результаты освоения курса «Окружающий мир» 4 класса

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

— формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

— формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

— формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

— формировать умения оценивать свою деятельность;

— формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

— уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками : определение цели,функций участников, способов взаимодействия

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

Обучающийся научится:

— понимать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

– Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

— Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

-Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

-Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

-Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

— Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

-Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

— Понимать суть исторических побед России. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.

Обучающийся получит возможность научиться:

– Выявлять причинно-следственные связи между различными событиями, явлениями социальной действительности

– Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

– Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

– Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

– Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

– Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

– Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги.

– Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

– Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

– Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

– Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.

– Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

– Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

– Проводить наблюдения природных тел и явлений.

– Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

– Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

– Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

– Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

– Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

– Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

– Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

2.Содержание ТЕМ учебного КУРСА «Окружающий мир» 4 класс (70 ч.)

Земля и человечество (9 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа россии (11 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (13 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории отечества (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная россия (11 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Календарно-тематическое планирование

«Окружающий мир» — 4 класс (70ч.)

Название темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Корректировка

Земля и человечество (9 ч.)

1.

Мир глазами астронома.

1.09

2.

Планеты Солнечной системы.

6.09

3.

Звездное небо – Великая книга Природы.

8.09

4.

Мир глазами географа.

13.09

5.

Мир глазами историка.

15.09

6.

Когда и где?

20.09

7.

Мир глазами эколога.

22.09

8.

Сокровища Земли под охраной человека.

27.09

9.

Проверим себя по теме: Земля и человечество. Презентация проектов (по выбору).

29.09

Природа России (11ч.)

10.

Равнины и горы России.

4.10

11.

Моря, озера и реки России.

6.10

12.

Природные зоны России.

11.10

13.

Зона арктических пустынь.

13.10

14.

Тундра.

18.10

15.

Леса России.

20.10

16.

Лес и человек.

25.10

17.

Зона степей.

27.10

18.

Пустыни.

8.11

19.

У Чёрного моря.

10.11

20.

Проверим себя по теме: Природа России. Презентация проектов (по выбору).

15.11

Родной край – часть большой страны (13ч.)

21.

Наш край.

17.11

22.

Поверхность нашего края.

22.11

23.

Водные богатства нашего края.

24.11

24.

Наши подземные богатства.

29.11

25.

Земля – кормилица.

1.12

26.

Экскурсия в лес и на луг.

6.12

27.

Жизнь леса.

8.12

28.

Жизнь луга.

13.12

29.

Жизнь в пресных водах.

15.12

30.

Экскурсия к водоему.

20.12

31.

Растениеводство в нашем крае.

22.12

32.

Животноводство в нашем крае.

27.12

33

Проверим себя по теме: Родной край – часть большой страны. Презентация проектов (по выбору).

29.12

Страницы Всемирной истории (6ч.)

34.

Начало истории человечества.

10.01

35.

Мир древности: далекий и близкий.

12.01

36.

Средние века: время рыцарей и замков.

17.01

37.

Новое время: встреча Европы и Америки.

19.01

38.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

24.01

39.

Проверим себя по теме: Страницы всемирной истории. Презентация проектов (по выбору).

26.01

Страницы истории Отечества (20ч.)

40.

Жизнь древних славян.

31.01

41.

Во времена Древней Руси.

2.02

42.

Страна городов.

7.02

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

9.02

44.

Трудные времена на Русской земле.

14.02

45.

Русь расправляет крылья.

16.02

46.

Куликовская битва.

21.02

47.

Иван Третий.

28.02

48.

Мастера печатных дел.

2.03

49.

Патриоты России.

7.03

50.

Пётр Великий.

9.03

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

14.03

52.

Екатерина Великая.

16.03

53.

Отечественная война 1812 года.

21.03

54.

Страницы истории XIX века.

23.03

55.

Россия вступает в ХХ век.

4.04

56.

Страницы истории 20–30-х годов.

6.04

57.

Великая война и великая Победа.

11.04

58.

Страна, открывшая путь в космос.

13.04

59.

Проверим себя по теме: Страницы истории России. Презентация проектов (по выбору).

18.04

Современная Россия (9ч.)

60.

Основной закон России и права человека.

20.04

61.

Мы – граждане России.

25.04

62.

Славные символы России.

27.04

63.

Такие разные праздники.

2.05

64.

Путешествие по России.Дальний Восток и Сибирь

4.05

65.

Путешествие по Уралу

11.05

66.

Путешествие по северу европейской части

16.05

67.

Старинные русские города

18.05

68.

По югу России

23.05

69

Проверим себя по теме: Современная Россия. Презентация проектов (по выбору).

25.05

70

Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам.

30.05

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *