Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс (с ответами)
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС
Вставь пропущенные буквы.
Он буд…т хорошо учиться.
Он буд…т меня каждое утро.
2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.
____________________________________________________________________________
Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором.
Напиши ответ.______________________________________________________________
Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.
____________________________________________________________________________
5. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? Обведи его.
я ты вы они мы
6. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.
Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7. Напиши названия пяти дней, расположенных подряд, но так, чтобы в их названиях не встретилась буква и.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9. Определи слова, о которых идёт речь, и напиши их.
Период, продолжающийся четверть года- _____________________.
Место, где скрещиваются улицы— ____________________________ .
Машина для уборки хлеба- __________________________________.
10. Впиши в четыре клеточки слово ласточка.
11. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь. День сменила ночь.
12. Отгадай загадку, напиши отгадка.
Семя чёрно, поле гладко.
Кто умеет, тот и сеет.
Семя не всходит.
А плод приносит. ________________________________
13. Гласные буквы потерялись… В каких словах вместо пробелов можно вставить две буквы Ы, чтобы восстановить слова?
А) м__ш__ Б) ш__н__ В) кр__с__ Г) с__ч__
14. Определите, какой частью речи является выделенное слово в «заколдованном» тексте:
«Зо Кряпча ла катрамная а гувиальная!» — веско произнес гном.
А) прилагательное Б) существительное В) наречие Г) глагол
15. Какая строка не является словосочетанием?
А) по синему небу Б) бежать по траве
В) солнце светит Г) звонкими капелями
16. Каких окончаний не бывает у сочетания слов «лист дерева» в разных падежах?
А) -а,-а Б) -,-а В) -у,-у Г) -е,-а
17. Какого суффикса не существует?
A) -оньк- Б) -за- В) -ист- Г) -енн-
18. Разгадайте зашифрованное слово-ассоциацию:
строка,буква,
33, порядок
А) синоним Б) портфель В) алфавит Г) дневник
19. В каком слове произносятся только мягкие согласные звуки?
А) сентябрь Б) сеять В) русский Г) яркий
20. В каком слове отсутствует суффикс?
А) волосок Б) чайник В) карманы Г) березка
21. Укажи глагол, образованный с помощью приставки.
А) безоблачный Б) поёт В) съехать Г) подберёзовик
22. Подберите фразеологизм по смыслу: «Мы догадывались, что он нас обманывал»
A) ломал голову Б) пропускал мимо ушей
В) бил баклуши Г) водил за нос
ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
Максимально возможное количество баллов – 41.
Задание 1.
Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу — за каждую верно вставленную букву)
Ответ: Он будЕт хорошо учиться. Он будИт меня каждое утро.
Задание 2.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ: Дима
Задание 3.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: 3 раза
Задание 4.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: язык
Задание 5.
Максимальное количество – 1 балла. Ответ: вы
Задание 6.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно определённое место слова в пословице)
Ответ: Маленькое дело — лучше большого безделья.
Задание 7.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное слово)
Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Задание 8.
Максимальное количество – 5 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное зашифрованное слово)
Ответ: Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.
Задание 9.
Максимальное количество – 3 балла. (по 1 баллу — за каждое правильно записанное слово)
Ответ: Квартал. Перекрёсток. Комбайн.
Задание 10.
л
а
с
.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ:
Задание 11.
Максимальное количество – 2 балла. (по 1 баллу — за каждое правильно подчёркнутое подлежащее)
Ответ: День сменил ночь. День сменила ночь.
Задание 12.
Максимальное количество – 2 балла. Ответ: книга
Задания 13 — 22.
Максимальное количество – 10 баллов. (по 1 баллу — за каждое правильно выполненное задание)
Ответы:
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
В
А
В
В
Б
В
Б
В
В
Г
infourok.ru
Русский язык, 4 класс: уроки, тесты, задания
Русский язык, 4 класс: уроки, тесты, задания
-
-
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса
-
-
-
Главные и второстепенные члены предложения
-
Типы связи в словосочетаниях
-
Однородные члены предложения, знаки препинания при них
-
Отличие простого предложения с однородными членами от сложного предложения
-
-
-
Заимствованные слова. Словари
-
Обобщение представлений о значимых частях слова. Словари
-
-
-
Слова с безударными гласными, парными согласными. Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными
-
Различение приставки и части корня. Чередование согласных в корне, суффиксе
-
Роль мягкого и твёрдого знаков
-
-
-
Деление частей речи на самостоятельные и служебные
-
Порядковые и количественные числительные (общее представление)
-
Наречие как часть речи (общее представление)
-
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание словарных слов–наречий
-
-
-
Несклоняемые имена существительные
-
Три склонения имён существительных. Алгоритм определения склонения
-
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе
-
Вариативное написание окончаний имён существительных в родительном падеже
-
Различение имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах
-
Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий или ц, в творительном падеже
-
Предлоги о, об. Предложный падеж имён существительных
-
Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа в именительном падеже
-
Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже
-
Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном
-
-
-
Полная и краткая формы имён прилагательных. Образование и правописание краткой формы
-
Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные
-
Склонение имён прилагательных мужского и среднего родов
-
Склонение имён прилагательных женского рода
-
Склонение имён прилагательных во множественном числе
-
-
-
Местоимения первого и второго лица единственного и множественного числа
-
Местоимения третьего лица единственного и множественного числа
-
-
-
Инфинитив. Образование временных форм. Глагольные приставки и суффиксы
-
Спряжение глаголов (общее представление)
-
Личные окончания глаголов первого и второго спряжений
-
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
-
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться
-
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
-
Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л
-
Правописание суффиксов глаголов –ива, –ыва, –ова, –ева
-
www.yaklass.ru
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку для 4 класса
Олимпиада по русскому языку для 4-х классов
1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.
2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей — _______________
Шей — ______________
Шёл — ______________
Лёд — _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________________.
Верное средство – _________________________________________________.
Верный ответ – __________________________________________________.
5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль,
рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.
6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:
7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ____________________________________________________.
Где много слов, там _______________________________________________.
Долго спать, с долгом ______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив __________________________________________.
За всё берётся, да _________________________________________________.
Тяжело в учении, _________________________________________________.
8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_ ___________________________________
2 группа____________________________________
9. Укажите имя существительное женского рода:
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, тюль, депо
10. В каком слове количество букв и звуков совпадает, подчеркни это слово:
Семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют
Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла
Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)
2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.
Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.
0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.
Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово
Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.
Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке
Задание 9.
Вермишель – ж.р., 2 балла за верно выполненное задание, минус 0,25 за каждую ошибку
Задание 10.
Боюсь – 5б., 5зв., 2 балла за верно выполненное задание
nsportal.ru
Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс
Олимпиада.
Рекомендуемое время проведения – 2.00 часа
Вопросы для проведения олимпиады по русскому языку (4 класс).
(в скобках после ответов — наибольшее количество баллов, которое возможно получить за правильный ответ)
1. Поставь ударение в словах.
Документ, квартал, мастерски, единство, мельком, заговор, донельзя,
диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
Ответ: Документ, квартал, мастерски, единство, мельком, заговор, донельзя, диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 12)
2. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка. _______________________________________________________________
Ответ: корейка – это сорт мяса, остальные – представители разных стран
(1 балл – за правильный ответ, + 1 балл за
правильное обоснование; максимальное количество баллов – 5)
3. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Ответ: Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белом платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Стоит, ярким солцем согрета,
Она на опушке лесной.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 15)
4. Напиши ответы на задания одним словом:
1) Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег — снегопад, выжимать сок — ______________________, качать воду — ____________________, сам сваливает — ____________________, колет лед — __________________, морит мух — ____________________, варить кофе — _________________, вертится и летит -________________________.
2) Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? ______________________
3) Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?___________________
4) Определи часть речи слова «сильный»: а)Сильный спешит на помощь слабому. б) У ребенка сильный кашель. а)______________________; б) ___________________________
5) Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки — ________________, блюдца — ___________________, яблони — _______________________, ботинки — ____________________, плечи — _________________________, помидоры — ____________________?
6) Поставь нужные окончания: лечебн… шампунь; красив… тюль; желт… эмаль, асфальтированн… шоссе.
7) Есть ли в русском языке приставка «з»? _______________________________________
8) Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес…ный, воскрес…ная, ужас…ный, свис…нул, трос…ник, лес…ница, ус…ные, хрус…нуть.
9) Является ли местоимение частью речи?________________________________________
Ответы: 1.Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2.Т. п. 3. «я», «и» 4.Сущ., прил. 5.Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6.«ый», «ый», «ая», «ое» 7.Нет. 8.Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть 9.Да.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 31)
5. Выполни задания:
а) Замени синонимами устаревшие слова: очи ____________, чело — _____________, ланиты — _______________, уста — _________________, перст — __________________.
б) Подберите к словам антонимы: грусть — ___________________, темнота — ________________, доброта — ____________________, вежливость — __________________ .
Ответ: а) Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец.
б) Грусть–радость, темнота– свет, доброта – злость, вежливость – грубость.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов –9)
6. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению:
Водить за нос — ____________________________
Вешать нос – _____________________________
Клевать носом – ___________________________
Задирать нос – ____________________________
Зарубить на носу – _________________________
Остаться с носом – ________________________
Ответ: Водить за нос — обманывать.
Вешать нос – грустить.
Клевать носом – дремать, хотеть спать.
Задирать нос – хвастаться.
Зарубить на носу – запомнить.
Остаться с носом – не получить желаемого
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 6)
7. Напиши жанры произведений:
Б.Заходер «Вредный кот» — это _____________________________________
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это __________________________
И.Крылов «Квартет» — это _________________________________________
М. Пришвин «Золотой луг» — это____________________________________
А. Толстой «Детство Никиты» — это _________________________________
Ответ: Б.Заходер «Вредный кот» — это стихотворение
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это повесть-сказка
И.Крылов «Квартет» — это басня
М. Пришвин «Золотой луг» — это рассказ
А. Толстой «Детство Никиты» — это повесть
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 5)
8. Вспомни и напиши фамилии и имена известных детских писателей:
1) Настоящее имя этого писателя Сэмюэль Ленхорн Клеменс.
__________________________________________________________________________
2) Его повесть – автобиографическое произведение. В нём он передает свои впечатления о детстве, проведенном под Самарой, на хуторе Сосновка. Главному герою он дал имя своего сына.
__________________________________________________________________________
Его можно назвать писателем – натуралистом. Самые излюбленные персонажи его произведений – птицы. Отец этого писателя научил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда.
_____________________________________________________________________________
Ответ: Марк Твен; Алексей Толстой; Виталий Бианки
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 3)
9. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Прочитай несколько таких пословиц и запиши аналогичные русские:
1) Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая)
_____________________________________________________________________________
2) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
_____________________________________________________________________________
3) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
_____________________________________________________________________________
4) После обеда приходится платить. (Английская)
_____________________________________________________________________________
Ответ: Ищи ветра в поле. Язык мой — враг мой. Язык до Киева доведет. Любишь кататься, люби и саночки возить.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 4)
10. Выбери и подчеркни правильный вариант из скобки:
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Кенгуру (серый; серая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный).
Ответ: тонкая, сладкий, серый, сухая, горячее, красивый, новое, вкусное, ароматный, милый, вредная
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 11)
11. Разгадай ребусы:
в) г)
Ответ: значок, подкоп, доска, Австрия
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 4)
12. Отгадай кроссворд:
Подбери близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочти в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7.Местный. 8. Честный.
Ключевое слово: синонимы.
(1 балл – за правильный ответ; наибольшее количество баллов – 8)
13. Прочитай текст и выполни задания:
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Задания к тексту:
1. Определи тип текста и поставь в соответствующий клетку знак «+»
Текст-повествование | Текст-описание | Текст-рассуждение | |
Текст-повествование с элементами описания | Текст –повествование с элементами рассуждения |
Ответ: Текст – повествование с элементами рассуждения (Оценка — 1 балл)
2. Определи на сколько частей можно разделить текст. Напиши коротко (одним предложением) тезис, аргументы и вывод:
Тезис:________________________________________________________________________Аргументы (доказательства): 1) __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________
Ответ:1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а) Начался пожар.
б) Гибель растений и животных.
в) Жуткое зрелище!
г) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.
Вывод: Берегите лес. (Оценка – до 3 баллов)
3. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес — наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: Задание творческое должно содержать следующие элементы – повествование, рассуждение о бережном отношении человека к лесу, выражено личное отношение к лесу и его обитателям и др. Оценка – до 3 баллов. если в рассказе применены пословицы, фразеологизмы, эпитеты и другие художественные приемы, то +1 балл, как бонус
(Максимальное количество баллов за 13 задание — 7)
4 класс
Муниципальный этап олимпиады по русскому языку
Фамилия, имя, отчество участника__________________________________
Школа ___________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество учителя____________________________________
25 марта 2015 г.
—————————————————————————————————-
Код №______
1. Поставь ударение в словах.
Документ, квартал, единство, мельком, заговор, донельзя,
диспансер, взятый, статуя, шофер, изваяние.
2. Подчеркни лишнее слово и коротко обоснуй ответ:
шведка, болгарка, итальянка, корейка, японка.
____________________________________________________________________
3. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
4. Напиши ответы на задания одним словом:
1) Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег — снегопад, выжимать сок — ______________________, качать воду — ____________________, сам сваливает — ____________________, колет лед — __________________, морит мух — ____________________, варить кофе — _________________, вертится и летит -________________________.
2) Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с? ________________
3) Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4) Определи часть речи слова «сильный»: а)Сильный спешит на помощь слабому. б) У ребенка сильный кашель.
а)______________________;
б) ___________________________
5) Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки — ________________, блюдца — ___________________, яблони — _______________________, ботинки — ____________________, плечи — _________________________, помидоры — ____________________?
6) Поставь нужные окончания: лечебн… шампунь; красив… тюль; желт… эмаль, асфальтированн… шоссе.
7) Есть ли в русском языке приставка «з»? ___________________________________
8) Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес…ный, воскрес…ная, ужас…ный, свис…нул, трос…ник, лес…ница, ус…ные, хрус…нуть.
9) Является ли местоимение частью речи?___________________________________
5. Выполни задания:
а) Замени синонимами устаревшие слова: очи ____________, чело — _____________, ланиты — _______________, уста — _________________, перст — __________________.
б) Подберите к словам антонимы: грусть — ___________________, темнота — ________________, доброта — ____________________, вежливость — __________________ .
6. Замени данные фразеологические обороты словами близкими по значению:
Водить за нос — ____________________________
Вешать нос – _____________________________
Клевать носом – ___________________________
Задирать нос – ____________________________
Зарубить на носу – _________________________
Остаться с носом – ________________________
7. Напиши жанры произведений:
Б.Заходер «Вредный кот» — это _____________________________________
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» — это __________________________
И.Крылов «Квартет» — это _________________________________________
М. Пришвин «Золотой луг» — это____________________________________
А. Толстой «Детство Никиты» — это _________________________________
8. Вспомни и напиши фамилии и имена известных детских писателей:
1) Настоящее имя этого писателя Сэмюэль Ленхорн Клеменс.
_____________________________________________________________________
2) Его повесть – автобиографическое произведение. В нём он передает свои впечатления о детстве, проведенном под Самарой, на хуторе Сосновка. Главному герою он дал имя своего сына.
_____________________________________________________________________
Его можно назвать писателем – натуралистом. Самые излюбленные персонажи его произведений – птицы. Отец этого писателя научил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда.
_______________________________________________________________________
9. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Прочитай несколько таких пословиц и запиши аналогичные русские:
1) Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая)
_______________________________________________________________________
2) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
_______________________________________________________________________
3) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
_______________________________________________________________________
4) После обеда приходится платить. (Английская)
_______________________________________________________________________
10. Выбери и подчеркни правильный вариант из скобки:
Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Кенгуру (серый; серая). Мозоль (сухой; сухая). Какао (горячий; горячее). Какаду (красивый; красивая). Депо (новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный).
11. Разгадай ребусы:
в) г)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Отгадай кроссворд:
Подбери близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочти в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
13. Прочитай текст и выполни задания:
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Задания к тексту:
1. Определи тип текста и поставь в соответствующую клетку знак «+»
Текст-повествование | Текст-описание | Текст-рассуждение | |
Текст-повествование с элементами описания | Текст –повествование с элементами рассуждения |
2. Определи на сколько частей можно разделить текст. Напиши коротко (одним предложением) тезис, аргументы и вывод:
Тезис:__________________________________________________________________Аргументы (доказательства): 1) _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес — наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
kopilkaurokov.ru
Разноуровневые задания по русскому языку 4 класс
Основная общеобразовательная школа № 32
Куприна Оксана Викторовна
Учитель начальных классов
по русскому языку 4 класс
4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Уровень 1.
К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.
Уровень 2.
Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные ,меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…
Уровень 3.
Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- — — — — а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п — — а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м — — — — — к)
Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Уровень 1.
1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, — главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, — части речи. Корень, …, …, … — части слова. Верх, вершина, поверхность, … — однокоренные слова.
Уровень 3.
Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
СОСТАВ СЛОВА.
Уровень 1.
Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Уровень 2.
Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк.. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.
Уровень 3.
Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть — …, место — …, звезда — …, радость — …, капуста — …, счастье — …, сердце — …, солнце — …прелесть — …
Спиши, вставь буквы:
Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
Уровень 2.
Спиши ,вставь пропущенные буквы:
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций…..
Уровень 3.
Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
Спиши, вставляя пропущенную букву:
В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.
Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов засв…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.
Уровень 2.
Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:
Отв…чает, погл…дел, прин…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, про…ходил, выд…ржит, отцв…тёт, пож…лтел, оп…здал, выл…зет, зам…чает.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
В песчаных ст…пях аравийской з…мли
Три гордые пальмы высоко росли.
Р…дник между ними из почвы бесплодной,
Журча, проб…вался в…лною х…лодной,
Хранимый, под сенью з…лёных л…стов,
От знойных лючей и л…тучих песков.
Уровень 3.
Спиши слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные:
Ур…жай, ябл…ки, пш…ница, г…род, …рехи, п…мидор, р…стение, к…ртофель, т…перь, к…пуста, тракт…рист, лаг…рь, г…рох, м…рковь, везде, б…блиотека, д…рога, г…ризонт.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
Октябрь уж наступил – уж роща отр…хает
Последние л…сты с нагих св…их в…твей,
Д…хнул …сенний хлад, дорога пром…рзает,
Журча ещё б…жит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой посп…шает
В отъезжие п…ля с охотою св…ей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:
Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.
Спиши, определи падеж выделенных существительных:
Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.
Уровень 2.
Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.
Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).
Уровень 3.
Спиши, над существительными поставь падеж. Придумай продолжение и запиши его:
Мне хотелось бы стать врачом. Это хорошая профессия. Врач везде нужен. Врачи спасают жизни многих людей. Я тоже хочу вот так же спасать жизни людей, поправлять их здоровье, и люди будут мне благодарны.
Выпиши словосочетания с существительном в творительном падеже:
Я думал песенку сложить об этом,
Как роща не могла расстаться с летом,
Как листья не хотели оторваться,
Как осень не могла расторговаться,
Хотя кидалась золотом и медью,
Хотя сверкала первой гололедью. (А.Прокофьев)
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Просклоняй существительные:
Дерево, улица
Спиши, определи склонение выделенных существительных:
Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь.
Уровень 2.
Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:
Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.
Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:
Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.
Уровень 3.
Составь и запиши предложения. Над существительными напиши склонение:
За, снежная, осень, зима, пришла, дождливая.
У, школьники, площадка, расчистили, школа.
Полили, площадка, они, вода.
Каток, вечер, на каждый, было, дети ,много.
Дети, на, катались, коньках.
Было, весело, всем.
Составь и напиши поздравительную открытку своему другу на выбор. Определи падеж, склонение существительных:
С днем рождения!
С началом нового учебного года!
С Новым годом!
С победой на олимпиаде!
С новосельем!
С праздником!
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных:
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи. синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Образуйте и запишите от данных слов существительные во множественном падеже:
Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.
Уровень 2.
Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
Нет без леса России, без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих и без розовых зорь.
Нет России без луга, где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.
Спиши, записывая слова в скобках во множественном числе.
На птицеферме вывели новую породу (курица). На горизонте показалась флотилия парусных (судно). В (дно) горшков для цветов нужны отверстия.
Уровень 3.
Спиши, найди существительные множественного числа родительного падежа, выдели окончание:
На безлюдный простор побелевших полей
Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, — и на ветках берёз,
Как алмазы, горят капли сдержанных слёз.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов.
Уровень 1
Выберите верное утверждение:
а) Имена существительные не изменяются по числам;
б) Имена существительные изменяются по числам;
2) а) Имена существительные изменяются по родам;
б) Имена существительные не изменяются по родам;
3) а) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием.
б) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р., оканчивающиеся на ь знак.
в) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.
4) а) У существительных множественного числа в Д.п. окончания –ам, -ям.
б) У существительных мн. числа в Д.п. окончания –ами, -ями.
5) Укажите в каких словах пишется окончание –и:
а) на столик.., б) около сторожк.., в) ветка ел.., г) на сирен.. .
6) Укажите имена существительные, имеющие форму только множественного числа:
а) ворота; б) зубы; в) травы, г) дрожжи.
7)Сделайте морфологический разбор всех имён существительных:
Кругом роса медвяная сползает по коре, под нею зелень пряная сияет в серебре.
Уровень 1
Выберите верное утверждение:
1) а) Имена существительные не изменяются по числам;
б) Имена существительные изменяются по числам;
2) а) Имена существительные изменяются по родам;
б) Имена существительные не изменяются по родам;
3) а) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием.
б) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р., оканчивающиеся на ь знак.
в) К 1 склонению относятся имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.
4) а) У существительных множественного числа в Д.п. окончания –ам, -ям.
б) У существительных мн. числа в Д.п. окончания –ами, -ями.
5) Укажите в каких словах пишется окончание –и:
а) на столик.., б) около сторожк.., в) ветка ел.., г) на сирен.. .
6) Укажите имена существительные, имеющие форму только мн. числа:
а) ворота; б) зубы; в) травы, г) дрожжи.
7)Сделайте морфологический разбор всех имён существительных:
Кругом роса медвяная сползает по коре, под нею зелень пряная сияет в серебре.
Тема: Имя прилагательное.
Уровень 1.
1.От данных имён существительных образовать словосочетания « имя прилагательное + имя существительное».
Зима, снег-__________________________________________________________
Мороз, воздух-_________________________________________________________
Холод, солнце-________________________________________________________
2.Вставить пропущенные гласные, выделить корень в словах – именах прилагательных.
Т….. нистая аллея, м…..довый пряник, к…стяная ручка, н…..совой платок, ш……рстяное платье, ж…..стяная банка, ст….пные цветы, д…..ждливый день, д……машнее задание, л…..дяная горка.
3.Записать несколько слов – имён прилагательных , которые имели бы удвоенные согласные.
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.Какая часть речи помогает правильно определить род, число, имени прилагательного? Подчеркните правильный ответ.
МЕСТОИМЕНИЕ, ГЛАГОЛ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, СОЮЗ, ПРЕДЛОГ.
Тема: Имя прилагательное.
Уровень 2.
1.Из данных слов выбрать и подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные, выделить окончания.
Молодёжь, молодеет, молодой;
Мирный, мир, мирить;
Есть, еда, съедобный;
Прыжок, прыгучий, прыгать;
2.Подобрать однокоренные имена прилагательные мужского рода.
Осень_____________________________________________________________конь____________________________________________________
Рано______________________________________________________________сон______________________________________________________
Туман_____________________________________________________________старина________________________________________________
Длина_____________________________________________________________холод__________________________________________________
3.Написать слова с окончаниями:
_______________________________________________-ий ________________________________________________-ой
________________________________________________-ое ____________________________________________-яя
_________________________________________________ый _____________________________________________-ее
________________________________________________-ая
Тема: Имя прилагательное.
Уровень 3.
1.Записать прилагательные с данным именем существительным, изменив окончания.
Растение (зелёная)_________________________________________________________
Утро (весенний)_________________________________________________________________
Сестра (старший)________________________________________________________________
Деревья (красивое)_________________________________________________________
2.Вставить окончания в имена прилагательные и выделить их.
Пахуч….. ромашка, дремуч…… местность, колюч…… роза, певуч….. мелодия, сыпуч…..крупа.
3.От данных слов образовать имена прилагательные трёх родов:
м.р. ж.р. ср.р
яблоко- ___________________________________________________________________________________________________________________
солнце- ___________________________________________________________________________________________________________________
речка-______________________________________________________________________________________________________________________
4 класс
Тема: Однородные члены предложения
1 уровень. Спиши предложения, поставь знаки препинания.
Сегодня Тамбов очень красивый город много в нем парков аллей площадей многоэтажные дома концертные залы театры магазины школы университеты – гордость горожан!
2 уровень. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь запятые, подчеркни однородные члены предложения.
В Тамбове любят цв…ты. Всеми красками радуг… сияют они в п…ру цв…тения не только в скверах, но и на клумбах, в п…лисадниках перед д…мами, во дв…рах, на б…лконах многоэтажных зданий.
3 уровень. Спиши, вставь пропущенные слова. Разбери предложение по членам и по частям речи.
Славится природа Тамбовщины своей неброской красотой – равнинными ………….. реками, раздольными ……….. лугами, …………… дубравами и ……… березовыми рощами.
Слова для справок: пойменные, солнечные, праздничные, голубоглазые.
Тема: Сложное предложение
1. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.
Сад был густой и в..твистый но листья уже опали. Со…нце уже скрылось и ночные тени быстро надв…гались со ст…роны леса. Потоки в…ды разрывают края оврага и роют ямы на его дне. Зашуршат опавшие листья и хрус…нет сухая ветка.
2. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.
Вот белки забрались на в…ршину ели перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю.
Со…нце уже довольно выс…ко ст…яло на чистом небе но поля ещё блестели р…сой. К полуночи тучи ушли и над в…ршинами сосен начало переливаться х…лодными огнями небо. Над полем свистели злые ветры и мороз студил землю.
Тема: Безударные гласные в корне слова
1 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
I вар.
М…лчать, м…сной, охр…нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать,
II вар.
По…вился,г…рчица, сл…зинка,ш…повник, скр…пучий, нар…дить.
2 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова для орфограммы проверяемая безударная гласная в корне слова.
I вар.
Ёж…к с…дел на г…ре (под)с…сной. Он см…трел на осв…щённую лунным светом д…лину, затоп- ленную туманом. Комарики (не)уставали …грать на св…их скрипоч… ках.
II вар.
Хор…шо в л…су в полдень. З…лёные ёлоч…ки выг…бают к…лючие ве…ки. Кр…суется белая б…рё…ка с душ…стыми л…сточками. Др…ж…т серая осина.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
I вар.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.
II вар.
Шмел прилител неуклюжый, толстый, мохнатый, как мидветь. За босил, за ворочялся, весь впылце из мазался.
infourok.ru
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: Олимпиада по русскому языку 4 класс (с ответами)
Работа учени____ 4 « » класса ________________________________________________
Задания школьной олимпиады по русскому языку
для учащихся 4 – х классов
- В каком слове все согласные звуки произносятся твёрдо? Подчеркни.
Водит, пять, пашешь, верит, зреет, смешной, красный. 1 балл
- В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни.
Сел, съел, сяду, съешь, поешь. 1 балл
- Подчеркни слово(а), в которых букв больше чем звуков.
Дождь, вьюга, честный, класс, юбка, семья, польёт. По 1 б. за слово
- Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.
Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд. По 1 б. за слово
5. В каком слове правильно названы все буквы.
а) книга – кэ, эн, и, гэ, а;
б) палец – пэ, а, эл, е, цэ;
в) марка – эм, а, эр, ка, а;
г) шайба– ша, а, и краткая, бэ, а. 1 балл
6.Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова:
еникуч, народи, релката, подорми. По 1 баллу за слово
( ученик, родина, тарелка, помидор)
7. Расставьте слова в алфавитном порядке:
лопата, посуда, карандаш, учитель, воробей, учитель, . 1 балл
(воробей, карандаш, лопата, посуда, учитель, учитель) — без ошибок
8. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?
Хлев, коса, щель, укол, уточка, удочка, волк. По 0,5 за слово
9. Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно определить к какой части речи они относятся.
Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, рой, шорты, дали, стекло, храброго, рой, жаркое. По 0,5 за слово
10. Поставь ударение в словах:
красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты.
По 0,5 за слово
11. Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.
1) Глухой – ф, звонкий…. 2 балла
2) Предпоследняя буква в слове ветер.
3) Стоит за буквой Р в алфавите.
4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.
5) Первая буква алфавита. ( ВЕСНА)
12. В каком глаголе отрицание НЕТ слышится сто раз? 2 балла
(СТОНЕТ)
13. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию. По 1 баллу за слово
а) Человек, управляющий оркестром. дирижёр
б) Тот, кто предан своему народу, родине. патриот
в) Человек, который реализует товары в магазине. продавец
14. Замени заимствованные слова русскими синонимами. По 1 баллу за слово
Аргумент – довод, доказательство
Демонстрировать – показывать
Инструкция – указания, руководство
Классифицировать – распределять, систематизировать, группировать
15. а) В каких словах «живет» рак? (завтрак, ракета, барак….)
б) В каких словах спрятались ноты? (осьминог, помидор, ребята, дорога, поля……)
в) Назови слова, в которых спрятаны числа? (Родина, сорока, стол, стог, столица, стонет, подвал…..)
По 0,5 за слово
16. Какие из перечисленных существительных относятся к мужскому роду? Подчеркни.
Аэрозоль, бандероль, тюль, кенгуру, мозоль, шинель, ноль, фламинго, картофель, какаду.
по 1 баллу за каждое слово
17. В каком слове нет приставки?
Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка. 1 балл
18. Найди в каждой строчке лишнее слово.
а) рыбка, дубок, горка, норка;
б) тракторист, пианист, танкист, печник;
в) хвостище, усищи, глазоньки, когтище;
г) кислющий, горьковатый, злющий, большущий. По 1 баллу за слово.
19. На основе первого примера сформулируй принцип записи слов в каждой строчке и запиши пропущенные слова.
Танк – танкист – танковый;
_барабан__ — барабанщик – барабанный;
_гриб___ — _грибник____- грибной;
_театр_____- _театрал____- театральный. По 0,5 за слово.
20. Найди слово, которое не имеет формы множественного числа. Подчеркни.
Знамя, конкурс, фестиваль, листва, врач.
21. Поставь слова в скобках в форму родительного падежа множественного числа.
У (солдаты) чёрный цвет (сапоги).
У солдат чёрный цвет сапог.
В магазине на полке лежало много (яблоки, мандарины, помидоры, арбузы).
В магазине на полке лежало много яблок, мандаринов, помидоров, арбузов.
22. Раскрой смысл крылатых выражений.
1.Сесть в калошу(_попасть в _неловкое, смешное положение__).
2.Через час по чайной ложке (__слишком медленно, еле-еле____).
3.Работать, засучив рукава (___энергично, хорошо, усердно работать__).
4. Прикусить язык (_____спохватившись, внезапно замолчать).
5. Ходить на голове (_очень шалить, шуметь, озорничать, нарушать дозволенное) .
6. Работать спустя рукава (_делать кое-как, небрежно_____).
по 1 баллу за каждое выражение
23. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
- о дневнике;
- клюве;
- корме;
- носе;
- домашнем задании.
24. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши пословицы и поговорки, в которых встречается это же число.
Тудж ен огондо оремес. Семеро одного не ждут. 3 балла
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семеро не один, в обиду не дадим.
- Семеро одного не ждут.
- Семеро с ложкой, а один с сошкой.
- Семь бед — один ответ.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Семь пядей во лбу.
Семь пятниц на неделе. + по 1 баллу за каждую пословицу
25. Найди неудачно использованные слова в предложениях и замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.
Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
Перещеголяли — победили; возвели — построили; обратно – опять.
nsportal.ru
Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) по теме: Задания для олимпиады по русскому языку 4 класс
Олимпиада по русскому языку 4 класс Шифр___________
Задание 1. 2б
Навестив друга, один мальчик отправился домой. Дома он решил сыграть в компьютерную игру «[касм’ич’иск’ий’ баск’итбол]». Напиши её название буквами: ____________________________________________________
Задание 2. 4б
Вы изучали тему «Словосочетания»? Подбери словосочетания к схемам.
| А) Подружилась с журавлём |
2) сущ. + сущ. | Б) Вздумала угостить |
3) гл. + сущ. | В) Кашу манную |
| Г) Окрошка в кувшине |
Ответ:______________________________________
Задание 3. 6б
Допиши окончания:
больш… кенгуру
известн… кафе
просторн… фойе
больн… мозоль
прозрачн… тюль
горяч… кофе
Задание 4. 2б
Отметь знаком «+» верное высказывание. В пословице «Не трудиться, так и хлеба не добиться»….
- пять мягких согласных звуков
- семь мягких согласных звуков
- девять мягких согласных звуков
Задание 5. 2б.
Разгадай шараду
Начало-голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда.
Ответ:___________________________
Задание 6. 1б за слово
Составь из букв данных слов существительные дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла- ____________________
тьма- _____________________
кочан- ____________________
банка- ____________________
Задание 7. 0,5б за слово
Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.
Задание 8 . 4б.
Установи соответствие и соедини стрелкой (фразеологизмы и их значение).
- кот наплакал ■ очень далеко
- от горшка два вершка ■ бездельничать
- бить баклуши ■ маленький
- семь верст до небес ■ мало
Задание 9. 2б.
Отметь знаком «+», в каких из данных пар слова являются синонимами.
- спешить — собираться
- спешить — медлить
- спешить — торопиться
- спешить — опаздывать
Задание 10. 0,5б за слово
Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.
Чулки______________________________
Килограммы_____________________________
Помидоры__________________________
Носки_____________________________
Ответы к олимпиаде по русскому языку 4 класс
1. Космический баскетбол. 2б
2. 1Б, 2Г, 3А, 4В 4б
3. большой кенгуру 6б
известное кафе
просторное фойе
больная мозоль
прозрачный тюль
горячий кофе
4. 5 мягких согласных звуков. 2б
5. Картина. 2б
6.Кулак (2), мать (3), ночка (1), кабан (2). 4б (1б за слово)
7. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха.
3б(0,5 за слово)
8. Кот наплакал — мало, от горшка два вершка — маленький, бить баклуши — бездельничать, семь верст до небес — очень далеко. 4б
9. Спешить — торопиться. 2б
10.Чулок, килограммов, помидоров, носков. 2б (0,5 за слово)
Всего: 31б
nsportal.ru