Материал по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольно — измерительные материалы по русскому языку 4 класс( «Школа России»)
Контрольный диктант (входной)
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами
Учебно — методическое обеспечение: И.А. Бубнова. Технологические карты по русскому языку
4 класс. К учебнику В.П. Канакиной
Пришла осень.
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной полянке порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
Грамматические задания.
1.Подчеркнуть грамматическую основу в 1, 2 и 3 предложениях.
2.Разобрать по составу слова: вырубках, грибное.
1А Ира должна была выписать из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в ее работе ошибок, если есть, запиши, в чем заключается ошибка.
Предложение: В тихих водах моря отражался красный шар солнца.
Выписанные словосочетания:
шар (какой?) красный —
отражался (где?) в водах —
в водах (чего?) моря —
шар (что делал?) отражался —
шар (что?) солнца —
в водах (каких?) тихих —
2А. Объедини в группы данные словá, которые имеют одинаковый состав слóва.
Запиши каждую группу на отдельной строчке.
Слова: солнце, честный, закипит, золотая, морской, рассказы, горы, выбросит, сильный .
Грамматические задания (базовый уровень):
Обучающийся научился.
1.Находить и подчеркивать грамматическую основу в предложении.
2.Разбирать по составу слова.
Грамматические задания (повышенный уровень):
Обучающийся получит возможность научиться.
1А. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, различать основу предложения и словосочетания.
2А Самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом.
Контрольный диктант (промежуточный)
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами
Учебно — методическое обеспечение: И.А. Бубнова. Технологические карты по русскому языку
4 класс. К учебнику В.П. Канакиной
Мы шли через лес к озёрам. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповника гудели пчёлы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях камыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали летучие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали на лодке ловить рыбу. На поверхности озера было много жёлтых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом гигантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой.
Грамматическое задание. (базовый уровень):
Обучающийся научился.
1.Разобрать 2-е предложение по членам.
2.Определить склонение имен существительных: озеро, хвостом, сыростью, лодка.
1А Выписать словосочетания с вопросами из 1-го предложения.
Грамматические задания (базовый уровень):
Обучающийся научился.
1.Разбирать предложение по членам предложения.
2.Определять склонение имен существительных.
Грамматические задания (повышенный уровень):
Обучающийся получит возможность научиться.
1А. Выписывать словосочетания с вопросами.
Контрольный диктант (итоговый)
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
Учебно — методическое обеспечение: И.А. Бубнова. Технологические карты по русскому языку
4 класс. К учебнику В.П. Канакиной
Всегда оставайся человеком
Пойдем со мной на опушку леса, нагнёмся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелёк с двумя листочками. Это берёзка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосёнка. Рядом с этими деревьями ты стоишь сущим великаном.
Ты можешь сломать сосёнку или берёзку одним пальцем. Но ты встанешь и перешагнёшь через этих малюток, а лучше – обойдёшь их.
Быстро пролетят года. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.
(По Э. Шиму)
1.Разберите по членам предложения первое предложение.
2.Разберите по составу любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
1А Найдите в тексте местоимение, стоящее в дательном падеже и выполните фонетический разбор.
Грамматические задания (базовый уровень):
Обучающийся научился.
1.Разбирать по членам предложения любое предложение.
2.Разбирать слова по составу
Грамматические задания (повышенный уровень):
Обучающийся получит возможность научиться.
1А. Выполнять фонетический разбор слов.
Входной тест по русскому языку
Фамилия, имя________________________________________________Класс_______
Вариант I
Часть А
1. Найди пару слов, в которой все звуки одинаковые.
А) жук-лук Б) род-рот В) воз-вёз Г) пилка-палка
2. Укажи, сколько предложений можно составить из данного набора слов.
Малыши, из песка, во дворе, лепят, куличики, присматривают, бабушки, за ними, и, мамы, учат, их, помогать, друг, они, другу
А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 1
3. Укажи, какое из слов не является именем собственным.
А) (Т,т)ула Б) (А,а)встрия В) (К,к)азах Г) (А,а)мерика
4. Подбери слово к схеме: ¬ ∩^
А) хлебный Б) осинка В) перестройка Г ) порох
5. Укажи, какое из слов не является однокоренным для других
А) уморился Б) моряк В) морской Г) морячка
6. Найди слово с предлогом и отметь его
А) (по)крытый Б) (по)дарок В) (по)други Г) (по)дороге
7. Укажи, какое из данных слов не имеет окончания.
А) оловянные Б) быстро В) день Г) рисуют
8. Укажи, в каком из слов следует написать букву и
А) зат_вать (игру) В) осл_пить (фарами)
Б) сб_регать (силы) Г) обл_вать (водой)
9. Укажи, в каком слове следует писать букву т
А) бе_ный (человек) В) нахо_чивый (юноша)
Б) (высокие) но_ки Г) бле_неть (от боли)
10. Укажи имя прилагательное женского рода.
А) береговой Б) зелёный В)чужая Г) светлое
Часть В
1. Выпиши слова, образованные при помощи суффикса.
1) зайчик 3) зорька 5) подарок
2) лесник 4) берега 6) перепляс
________________________________________________________________________
2. Выпиши слова, в которых нельзя проверить букву безударного гласного в корне слова.
1) зависть 3) кровавый 5) пенал
2) четверг 4) крошить 6) топор
_________________________________________________________________________
3. Подчеркни слова, в которых есть непроизносимый согласный звук.
1) здравствуйте 3) кудесник 5) солнце
2) ненастье 4) ненастный 6) млечный
4. Вставь, где необходимо разделительный ь
1) зав_южило 3) ден_ки 5) об_явление
2) несчаст_е 4) об_ёмный 6) пен_ки
5. Подчеркни вариант, в котором выписаны главные члены предложения
Поливальные машины рано утром моют улицы большого города.
1) улицы города 4) машины моют
2) улицы моют 5) моют рано
3) поливальные машины 6) моют утром
6. Выпиши сочетания слов, в которых допущены ошибки:
1) яркая солнце 2) зелёный трава
3) весеннее настроение 4) сочное яблоко
5) светлый день 6) верные друзья
___________________________________________________________________________
7. Подчеркни правильный ответ:
Имя прилагательное — это…
1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? или что сделает?
2) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
3) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
8. Запиши номер предложения, в котором главные члены подчеркнуты неверно?
1) Тучи заволокли небо.
2) Они смотрели на льдины.
3) Мы купили новые книги.
_______________
9. Найди в предложениях и подчеркни глагол, который употреблен в настоящем времени?
1) Вылетела на солнышко первая бабочка.
2) По вечерам у костров звучат песни.
3) Мы будем строить новый дом.
10. Какое из выделенных слов стоит в винительном падеже? Запиши его.
1) Ребята построили снежную крепость.
2) Бегут минуты и часы.
3) С утра сижу я на реке.
4) Мальчики стали догонять мяч.
___________________________
Часть С
1. Прочитай предложения. Составь из них рассказ
1) Там и стали они жить.
2) Лежат медвежата, молоко посасывают.
3) Сунули их под лавку.
4) Однажды зимой принесли охотники из лесу двух медвежат.
5) К весне медвежата подросли, окрепли.
6) Сделала им хозяйка соски.
7) Летом отнесла их хозяйка в зоосад
2. Запиши получившийся рассказ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Входной тест по русскому языку
Фамилия, имя______________________________________________Класс_________________________
Вариант II
Часть А
1. Найди пару слов, в которой все звуки одинаковые.
А) жил-шил Б) лез-лес В) рад-ряд Г) слива-слава
2. Укажи, сколько предложений можно составить из данного набора слов.
Теплеет, весной, выше, солнце, над землёй, поднимается, лето, скоро, каникулы, у, наступят, школьников
А) 1 Б) 3 В) 2 Г) 4
3. Укажи, какое из слов не является именем собственным.
А) (А,а)фрика Б) (О,о)ка В) (Д,д)едушка Г) (Я,я)пония
4. Подбери слово к схеме: ¬ ∩^
А) видный Б) разговоры В) смешной Г) примерка
5. Укажи, какое из слов не является однокоренным для других
А) горе Б) горный В) горевать Г) горюет
6. Найди слово с предлогом и отметь его
А) (на)дежда Б) (на)солнце В) (на)правление Г) (на)земный
7. Укажи, какое из данных слов не имеет окончания.
А) блестящий Б) весть В) хорошо Г) конь
8. Укажи, в каком из слов следует написать букву е
А) обогр_вать (комнату) В) взд_хнуть (глубоко)
Б) обв_вать (дерево) Г) спл_сать (лихо)
9. Укажи, в каком слове следует писать букву т
А) скла_(обуви) В) (речной) бро_
Б) (крупный) гра_ Г) (заграничный) паспор_
10. Укажи имя прилагательное среднего рода.
А) смешная Б) яркое В) разговорчивый Г) счастливые
Часть В
1. Выпиши слова, образованные при помощи суффикса.
1) верный 3) подберёзовик 5) занос
2) крановщик 4) кормушка 6) пригород
____________________________________________________________________________
2. Выпиши слова, в которых нельзя проверить букву безударного гласного в корне слова.
1) голубятня 3) коровник 5) дрожать
2) сахар 4) молочный 6) большая
___________________________________________________________________________
3. Подчеркни слова, в которых есть непроизносимый согласный звук.
1) резкий (звук) 3) гладкий (мех) 5) визжать (громко)
2) (пересечённая) местность 4) крепкий (орех) 6) грустный (взгляд)
4. Вставь, где необходимо разделительный ь
1) об_ёмный 3) ненаст_е 5) под_езжать
- солов_и 4) ден_ки 6) ден_ги
5. Подчеркни вариант, в котором выписаны главные члены предложения
Разноцветные шары выпустили дети в голубое небо .
1) выпустили шары 4) выпустили в небо
2) дети выпустили 5) дети в небо
3) выпустили разноцветные 6) разноцветные шары
6. Выпиши сочетания слов, в которых допущены ошибки:
1) синяя небо 4) красный платье
2) радостное сообщение 5) сочное яблоко
3) белый конь 6) хорошие товарищи
_________________________________________________________________________
7. Подчеркни правильный ответ:
Имя существительное — это…
1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? или что сделает?
2) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или какая?
3) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
8. Запиши номер предложения, в котором главные члены подчеркнуты, верно?
1) Тучи заволокли небо.
2) Они смотрели на льдины.
3) Мы купили новые книги.
__________________
9. Найди в предложениях и подчеркни глагол, который употреблен в прошедшем времени?
1) Вылетела на солнышко первая бабочка.
2) По вечерам у костров звучат песни.
3) Мы будем строить новый дом.
10. Какие из выделенных слов стоит в именительном падеже? Запишите его.
1) Ребята построили снежную крепость.
2) Бегут минуты и часы.
3) С утра сижу я на реке.
4) Мальчики стали догонять мяч.
____________________________
Часть С
- Прочитай текст. Впиши в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.
Лиса издавна в народе слыла зверем очень______________________________. Её считают злейшим________________________________врагом. Лисицы, действительно, ловят зайцев. Но ____________________________их пища__-___________________грызуны. ________________________писк лисица может услышать за 100 метров – такой __________________ у неё слух.
- Спиши получившийся рассказ.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Итоговый тест русский язык 4 класс
Ф.И._________________________________________________________класс____________
Вариант 1
Часть А
1. Найди однокоренные слова к слову гора.
1) горный 2) горе 3) горевать 4) горцы
2. Укажи слова с буквой и в корне.
1)осв…тить 2) в…черний 3) заскр…пел 4)ож…вает 5)м…тель 6) л…чебница
3. Найди слова с буквой о в корне. 1) д…рога 2) р…кета 3) п…мидор 4) тр…мвай 5) ов…щи 6) …бед
4. Укажи слово с приставкой. 1) полевой 2) покой 3) помнить 4)поход 5) портрет 6)порох
5. Найди слова с буквой о в приставке.
1) д…писать 2) п…дводник 3) р…ссказ 4) …хранял 5) н…стенный 6) пр…водник
6. Какое слово пишется раздельно?
1) (по)дорожник 2) (по)кормить 3) (по)ступенькам 4) (по)кашливание 5) (по)пугай 6) (по)бег
7. Найди слова с разделительным твердым знаком.
1) лист…я 2) б…ют 3) об…явить 4) сер…езный 5) с…едобный 6) в…юга
8. Из чего состоят слова? 1) из слогов 2)из звуков 3)из фраз
9. Выбери среди однокоренных слов имена существительные.
1) а) симпатичный б) симпатия в) симпатизировать
2) а) чистота б) очистить в) чистый
3) а) оздоровительный б) здоровье в) выздоравливать
10. Выбери слова, в которых допущены ошибки.
1)дрожжи 2)вожжи 3)чюдовище
4)жылет 5)пощюпать 6)площядь
Часть В
1. Напиши 3 слова, в которых буквы Е, Ю, Я обозначают один звук._____________________________________________________
2. Синонимы – это____________________________________________________________________
3. Напиши 3 слова, в которых ударение падает на 1-й слог______________________________________________________________
4. Напиши 3 слова с непроизносимыми согласными.___________________________________________________________________
5. Напиши 3 слова 3-его склонения._____________________________________________________________________________
6.Что означает выражение «сломя голову»?__________________________________________________________________________
7. Сделай предложение распространенным, запиши его.
Книга лежала._____________________________________________________________________________
8. Напиши 3 имени прилагательных множественного числа в предложном падеже, выдели их окончания.
_____________________________________________________________________________
9.Напиши 3 слова с суффиксом ОК, выдели его._______________________________________________________________________
10. Подбери к данным словам близкие по смыслу имена прилагательные.
чуткий — внимательный -______________________________________
бесстрашный — отважный-_____________________________________
аккуратный — организованный -_________________________________
Часть С
1. Спиши, раскрывая скобки.
(С) горки (по) дороге (по) бежал ручей. Солнце ярко (с) ветило, но (не) грело._________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпиши предложение, в котором заключена главная мысль текста.
Я рисовал целый вечер. Картина получилась прекрасная! Поле, зелёная травка, яркие цветы, а на ромашке сидит бабочка.
_______________________________________________________________________
Итоговый тест по русскому языку
Фамилия. Имя________________________________________________________Класс ___________
Вариант 2
Часть А
1. Найди однокоренные слова к слову гусь. 1) гусыня 2) гусеница 3) гусенок 4) гусята
2. Укажи слова с буквой Е в корне.
1)осв…тить 2) в…черний 3) заскр…пел 4)ож…вает 5)м…тель 6) л…чебница
3. Найди слова с буквой А в корне.
1) д…рога 2) р…кета 3) п…мидор 4) тр…мвай 5) ов…щи 6) …бед
4. Укажи слова без приставки. 1) полевой 2) приход 3) пошел 4)поход 5) портрет 6)поднёс
5. Найди слова с буквой о в приставке.
1) д…решать 2) п…дводник 3) р…ссказ 4) …хранял 5) н…стенный 6) п…дъезд
6. Какие слова пишутся слитно?
1) (по)дорожник 2) (по)кормить 3) (по)ступенькам 4) (по)средам 5) (по)пугай 6) (по)дороге
7. Найди слова с разделительным мягким знаком.
1) лист…я 2) б…ют 3) об…явить 4) сер…езный 5) с…едобный 6) в…юга
8. Из чего состоят предложения? 1) из слогов 2)из фраз 3)из слов
9. Выбери среди однокоренных слов имена прилагательные.
1) а) симпатичный б) симпатия в) симпатизировать
2) а) чистота б) очистить в) чистый
3) а) оздоровительный б) здоровье в) выздоравливать
10. Выбери слова, которые написаны без ошибок.
1)дрожжи 2)вожжи 3)чюдовище 4)жылет 5)пощюпать 6)площядь
Часть В
1. Напиши 3 слова, в которых словах буквы Е, Ю, Я обозначают два звука._____________________________________________
2. Антонимы – это ___________________________________________________________________
3. Напиши 3 слова, в которых ударение падает на 1-й слог._________________________________________________________
4. Напиши 3 слова с непроизносимыми согласными._______________________________________________________________
5. Напиши 3 слова 2-ого склонения. _____________________________________________________________________________
6.Что означает выражение «водить за нос»? ______________________________________________________________________
7.Сделай предложение распространенным, запиши его.
Девочка каталась.______________________________________________________________________________________________
8. Запиши 3 имени существительных множественного числа в творительном падеже.
____________________________________________________________________________________
9. Запиши 3 слова с приставкой ПРИ-._____________________________________________________________________________
10. Подбери к данным словам близкие по смыслу имена прилагательные.
умный — рассудительный- ___________________________________
необходимый — полезный-___________________________________
красивый — великолепный -__________________________________
Часть С
1. Спиши, раскрывая скобки. (В) старину люди (у) знавали время (по) солнцу. Я (не) заметил рябчика в (о)сеннем поле.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпиши предложение, в котором заключена главная мысль.
Лес уже сбросил свою листву. Наступили настоящие дни поздней осени. Эти дни прекрасны по своему. Хороша поздняя осень!_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
nsportal.ru
Решебник по русскому языку за 4 класс контрольно-измерительные материалы Яценко И.Ф. ФГОС
gdzguru.com
решебники
- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
gdzguru.com
КИМы по русскому языку 4 класс
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Входная контрольная работа№1
Поздняя осень
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
По И. Соколову-Микитову.
С л о в а д л я с п р а в о к: кочаны, усыпано.
3. В ы п о л н е н и е грамматических з а д а н и й.
В а р и а н т I
1) Разберите по членам предложения четвертое предложение.
2) Подчеркните словарные слова.
3) К слову «срезают» запишите проверочное.
В а р и а н т II
1) Девятое предложение разберите по членам предложения.
2) Подчеркните словарные слова.
3) К слову «тяжелые» запишите проверочное слово
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Диктант за первую четверть №2
Ц е л ь: проверить умения ставить запятую при однородных членах с союзами и без союзов, писать слова, опираясь на изученные правила.
Х о д у р о к а
Русские леса
Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
С л о в а д л я с п р а в о к: точно, каждым.
З а д а н и я:
1. Третье предложение разберите по составу.
2. Укажите части речи в последнем предложении.
3. Выпишите из текста:
в а р и а н т I – три существительных мужского рода;
в а р и а н т II – три существительных женского рода.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Диктант №3
Ц е л ь: проверить усвоение написания безударных падежных окончаний существительных единственного числа, умение определять склонение и падежи имен существительных.
Х о д у р о к а
На лесной полянке
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
С л о в а д л я с п р а в о к: ящерица, хвороста.
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.
2. Выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.
3. Запишите одним предложением, почему зайца называют беляк.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Контрольный диктант за вторую четверть №4
Ц е л ь: проверить уровень навыков правописания и усвоения грамматической теории: падежные окончания имен существительных, безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, предлоги и приставки.
Х о д у р о к а
Снежинки
Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей.
В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути.
В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге.
Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок.
С л о в а д л я с п р а в о к: бережет, асфальт, зато; сообщить о запятой перед словом что в предпоследнем предложении.
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1. Подчеркните в последнем предложении однородные члены.
2. В предпоследнем предложении определить падеж и склонение имен существительных.
3. Запишите однокоренные слова с корнем -снег- (-снеж-).
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Диктант №5
Цель: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Клесты
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. (77 слов.)
По Г. Скребицкому
з а д а н и е. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, определите род, падеж.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Диктант №6
Ц е л ь: проверить умение применять ранее полученные знания.
Х о д у р о к а
Воробей
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.
Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.
Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (75 слов.)
З а д а н и е: выпишите любые 5 местоимений, сделайте морфологический разбор.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Диктант №7
Ц е л ь: проверить знания по изученной теме.
Х о д у р о к а
Сороки
Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке.
(86 слов.)
С л о в а д л я с п р а в о к: клонили, издали, рассаживались.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Диктант №8
Ц е л ь: проверить усвоение изученных орфограмм и темы «Глагол».
Иволга
Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)
З а д а н и е. Сделайте морфологический разбор пяти глаголов.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Итоговый диктант № 9
Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.
Летняя прогулка
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов.)
З а д а н и е.
1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
2. Разберите по членам предложения любое предложение.
3. Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
4. Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
ИЗЛОЖЕНИЕ 1
Ц е л ь: развивать умения составлять план текста, последовательно передавать содержание рассказа с учетом связи между его частями и точным употреблением слов.
Переполох в лесу
На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисенка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисенок свалился прямо на них. Захрюкали,завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.
Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишки срывает.
Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
По В. Бурлаку
ПЛАН
1. Лисенок испугался.
2. Поросята напугали медведя.
3. Медведь убегает.
4. Виновница переполоха.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Изложение 2
«Заячьи лапы»
Цель: развитие умения кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль.
Заячьи лапы
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга… сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало в кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и, огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня…
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед- оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед вылечил его и оставил у себя.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
ИЗЛОЖЕНИЕ 3
Схватка со змеей
Ц е л ь: проверить умение использовать глаголы с частицей -ся в речи.
Схватка со змеей
Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из нее выползла змея и скрылась.
Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.
Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила ее из бревен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась ее голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.
С л о в а д л я с п р а в о к: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.
ПЛАН
РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Чтение текста.
2. Составление плана.
3. Пересказ по плану.
4. Орфографическая подготовка.
5. Полный пересказ текста.
6. Заключительное чтение текста.
7. Написание.
8. Самопроверка.
Утверждаю
Руководитель ШМО
В.Г.Исмагилова
Протокол №
Ц е л ь: проверить сформированность умений списывать текст с образца без ошибок, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.
Удивительное дерево
В Сибири растет кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой терке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
З а д а н и я:
1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвертое предложение.
www.metod-kopilka.ru
КИМ русский язык 4 класс.docx
1. Выполни синтаксический разбор предложения:
1 вариант – 3 предложение в первом абзаце
2 вариант – 3 предложение во втором абзаце
2. Разбери по составу: осенний, пятнышки, послушаешь.
Проверочная работа № 2
Глаголы 1 и 2 спряжения
Укажи форму глагола:
кричишь – …,
думают – …,
нарисуем – …,
будете читать – …,
слышал – …,
спорили – … .
Записать в один столбик глаголы I спряжения, а во второй II спряжения выделить окончания.
Читаешь, пилишь, гнать, жаришь, моешь, вытирает, смотрит, ненавидеть, кормит, терпеть, несете, варят, стелить,
ловят, гребут, сушат, смотреть, собирают, думают, прилетит , поёшь, встретят, кричишь, летишь, запасают,
строят, переливаются, светит, греет, радуешь.
Составь по одному предложению с глаголом I спряжения и II спряжения. Подчеркни грамматическую основу.
Проверочная работа №3
«Сопоставление правил написания глаголов
и существительных с шипящими на конце».
Поставь, где надо мягкий знак, укажи часть речи.
Ноч_, прилеч_, плащ_, береч_, береч_, кирпич_, знаеш_, сжеч_, карандаш_,съеш_, колюч_, камыш_ , вещ_,
помощ_, рож_, молодеж_, обруч_, дрож_, скрипач_, чертиш_, туч_, испеч_, товарищ_, кирпич_, отреж_те,
сидиш_, стрич_.
Контрольный диктант №3
«Формы изменения и правописания глаголов»
Утром.
Кто из нас не любит природу? Встанешь утром, выйдешь на крыльцо и услышишь, как тихо шумят деревья. Пруд
дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На поверхности пруда покачиваются прелестные цветы
— кувшинки. На востоке появляется светлая полоска. Дует тёплый ветерок. Повеяло душистой свежестью.
Хорошо дышать чистым утренним воздухом!
Но вот и яркое солнце показалось. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась весёлым щебетанием птиц.
Золотом отливает поспевающая рожь.
По узкой тропинке около пашни идёшь к речке. Песок на берегу ещё холодный, а ты спешишь нырнуть в воду.
Как чудесно и свежо утром!
Грамматическое задание:
1. Выполни синтаксический разбор предложения:
1 вариант – 6 предложение 1 абзаца;
2 вариант – 3 предложение 2 абзаца.
2. Разбери слова по составу:
услышишь, покачиваются, спешила.
3. Распредели глаголы в 2 столбика по спряжениям:
Гнать, рисовать, брить, рубить, колоть, смотреть, дружить, зеленеть, дышать, зависеть.
Проверочная работа №4
Списывание текста с учебника
Спиши текст, раскрывая скобки.
Божья коровка.
Почему этого жуч (?) кА с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?
При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому
и прозвали этих жуч(?)ков коровками.
Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень
добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.
Грамматическое задание:
Во втором предложении:
Покажите графическую связь членов предложения;
Укажи лицо и спряжение глагола;
Укажи падеж имён существительных.
Над глаголами укажи форму времени, выдели окончание.
Контрольный диктант № 4
«Правописание глаголов»
Рассвет в лесу.
znanio.ru
Материал по русскому языку (4 класс) на тему: КИМ ФГОС НОО
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК (2)
Школа Класс 4
Фамилия, имя
фамилия, имя учащегося
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 40 минут . В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда
тебе нужно будет написать небольшие тексты.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с
номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Рядом с номерами некоторых заданий стоят две звёздочки
(**) – так отмечены самые трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
2013/2014 учебный год
1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке.
1) Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин
2) Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин
3) Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин
4) Аристов, Волгин, Журов, Дятлов
2. Обведи номер верного утверждения о слове чайки.
1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет глухих согласных.
3*. Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
килька, зелень, пение, решишь, весёлый, овощ, чаща, метели
В слове два слога | В слове три слога | |
В слове все согласные звуки мягкие | ||
В слове НЕ все согласные звуки мягкие | килька, |
4. Обведи номер ряда, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.
1) город, городской, города, городок
2) снег, снежный, снежок, снежная
3) ветер, ветрище, ветерок, ветреный
4) лист, листок, листопад, листком
5. Обведи номер слова, которое соответствует схеме: .
1) покраска
2) повязка
3) погода
4) полоска
6*. Объедини в группы словá, которые имеют одинаковый состав слóва. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
голова, малиновый, ключик, журнал, приморский, дерево, речка, заморозки, заокеанский
7. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью ручей чист и прозрачен.
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы | Предлоги |
1) | 1) | 1) | 1) |
2) | 2) | 2) | 2) |
8. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное
3-го склонения в единственном числе, в дательном падеже.
1) засыпать от усталости
2) повернуться к кроватке
3) подойти к сирени
4) размышлять о жизни
9. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное мужского рода в творительном падеже.
1) яркому солнцу
2) новому фильму
3) душистому мылу
4) сладким горошком
10. Прочитай предложение.
В это солнечное утро лес был наполнен необыкновенной радостью.
Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.
1) в форме ср. р., ед. ч., Им. п.
2) в форме м. р., ед. ч., В. п.
3) в форме ср. р., ед. ч., В. п.
4) в форме м. р., ед. ч., И. п.
11. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.
1) Это был такой протяжный вой, что мы замерли.
2) Альма, не вой так громко, нас услышат.
3) Это был даже не вой, а очень грустная песня.
4) Волчий вой всегда очень пугал меня.
12. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Город улыбается тебе цветами на клумбах.
2) Летом на юге звёзды сияют очень ярко.
3) Ты идёшь сегодня на спектакль?
4) Рано утром вода в лужах замёрзла.
13*. Учительница задала три вопроса, ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди выбранный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.
Вопрос 1. У всех ли имён существительных есть окончания?
◻ Катя: Да, у всех.
◻ Гена: Нет, не у всех.
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 2. Все ли имена существительные изменяются по числам?
◻ Катя: Не все имена существительные изменяются по числам.
◻ Гена: Все имена существительные изменяются по числам.
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 3. К какому склонению относятся имена существительные женского рода?
◻ Катя: к 3 склонению.
◻ Гена: к 1 склонению
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
14. Прочитай предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Солнечный луч упал на лежащий под елью снег.
15. Найди и отметь предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
1) Мы шли по тропинке, прислушивались к звукам.
2) В доме у бабушки жили ёжик и кошка.
3) Заяц заметил нас и поскакал в лес.
4) Наступил вечер, и скоро на небе зажгутся звёзды.
16. Прочитай варианты проверки слов. Найди верное утверждение. Обведи его номер.
1) Слово …гурец можно проверить словом овощ.
2) Слово п…левой можно проверить словом поле.
3) Слово с…лонка можно проверить словом солнце.
4) Слово стр…ла можно проверить словом стрелять.
17*. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
гибкий, устный, поздний, рыбка, зимовье, сердце, пятно, редкий, полезный
18. Прочитай запись телефонного разговора.
Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович.
Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.
Реплика 1
Реплика 2
Реплика 3
У меня на даче стояла бочка, полная воды. Рядом на дереве сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев.
Вот один воробей бойко и уверенно перепорхнул на край бочки и стал пить. Пил, и всё поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на бочку. А пить-то хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый, – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю бочки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.
Братишка на ветке решился, слетел к бочке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, – и сейчас же испуганно порхнул назад, на дерево. А тот опять стал его звать.
И добился наконец: братишка перелетел на бочку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
(по В. В. Вересаеву)
19. Допиши пропущенные пункты плана.
1. Два воробья на ветке.
2. Пить хочется!
3. _________________ .
4. _________________ .
5. Удачная попытка.
20*. Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 3-4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
nsportal.ru