3 класс

Свойства воды окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь – Ответы Плешаков 3 класс 1 часть

Урок окружающего мира. 3 класс. Вода и её свойства (практическая работа)

Окружающий мир 3 класс.

Тема: Вода и её свойства (практическая работа)

Цели:

Образовательная:

формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и

деятельность;

познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;

учить работать с предложением через практический подход;

Развивающая:

развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда; развитие самоконтроля;

Воспитывающая:

воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу; воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.

Задачи:

Образовательные:

  • экспериментальным путем выявить свойства воды

  • расширить представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно-смысловых фрагментов о воде

  • создать условия для усвоения школьниками новых естественнонаучных понятий

  • использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом

Развивающие:

  • содействовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата

  • развитие устных речевых умений учащихся

Воспитательная:

Планируемые результаты:

Предметные:

узнают о значение воды для живого, физические свойства и химическое свойства воды, необходимость бережного использования воды

— научатся определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки

— научатся экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды

Метапредметные:

Учить

— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми — понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания

— адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог) — вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

— принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Личностные:

— формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях-формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности — учить организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Оборудование:

Общеклассное: стаканы с водой, полоски цветной бумаги, гвоздь, пробка, плакат с пословицей и названиями рек, глобус.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Индивидуальное: учебник 3 класса «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь с печатной основой, смайлики с изображением капелек воды (жёлтые и синие)

Технологии: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, групповые технологии.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок исследование)

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день любители природы.

Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.

Какое настроение возьмём с собой.

Тогда вперёд за знаниями.

2. Постановка темы урока.

1). Вступительное слово учителя:

— Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того. Что чудеса постоянно окружают нас.

Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.

— Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.

2). Отгадывание темы урока.

— Посмотрите на доску: В этом ребусе заключена тайна нашего урока. Отгадайте её (на доску вывешивается ребус, учащиеся его рассматривают, предлагают варианты отгадок. Отгадка — вода).

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

— Что это за таинственное чудо? — это ВОДА!

3. Актуализация знаний.

а) — Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой?

— А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему воду таинственной называют

б) Показ презентации «Вода и её свойства» — Слайд 1: » Вода в природе»

Слайд 2: картинка + стихи:

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Слайд 3: Как сосулька замерзает + картинка

Слайд 4: В лес туманом заползает

Слайд 5: Ледником в горах зовётся + картинка

Слайд 6: Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода, наша спутница всегда + картинка

Слайды 7-9: Дождь, роса. Лёд, снег. Облака, пар, туман,

Слайд 10: Вода под микроскопом.

Слайды 11 -15: Океан. Море. Река. Озеро. Болото + картинки — всё это водоёмы.

4. Физкультминутка.

На болоте 2 лягушки.
Две зелёные квакушки.
Рано утром просыпались, полотенцем растирались
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкульт — привет.

5. Продолжение работы.

— Как вы думаете, много ли воды на земле? Посмотрите на глобус. Реки покрывают наш Земной шар, словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

— Как вы думаете, какую роль играет вода в жизни организмов? Прочитаем об этом в учебнике на с. 53.

6. Практическая часть урока. Проведение опытов.

— А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.

а) ОПЫТ №1. (проводит учитель)

Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, стакан с молоком.

Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.

— Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная (запись в тетрадь – с. 31)

На доску вывешивается значок прозрачности воды —

Цвет и изображение. Перечёркнутый глаз.

б) ОПЫТ №2 ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

Второй опыт мне поможет провести мой помощник…(девочка выходит к учителю и начинает свой опыт с рассказа).

— Однажды мне стало интересно, есть ли у воды запах? Я спросила у мамы: «А какой у воды запах?»

Мама сказала: «Давай узнаем. Надо провести опыт».

Мы налили воду в стакан и понюхали: сначала мама, потом – я.

Мама сказала: «Я ничего не почувствовала, никакого запаха нет».

— И я тоже не почувствовала никакого запаха.

— Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в моём стакане. Какой запах вы чувствуете?

Вывод: ни мама, ни Лена, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали. Значит, вода не имеет запаха (запись в тетрадь)

На доску вывешивается значок воды без запаха

Перечёркнутый нос

в) ОПЫТ №3 ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

Этот опыт мне тоже поможет провести помощник… (мальчик выходит к учителю и начинает свой опыт с рассказа).

— А у меня возник такой вопрос: есть ли у воды вкус?

Мы потребляем воду из пищи.

— Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.

Вот интересно: есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса — нет.

А теперь и вы попробуйте воду.

Как вы думаете: Есть ли у воды вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса (запись в тетрадь)

На доску вывешивается значок воды без вкуса

Перечёркнутый язык

г) — Сейчас вы увидели три опыта, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали свойства воды. Какие это свойства мы сейчас повторим, а помогут нам значки.

Закрепление: Вода — это бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса.

(выходят кадры презентации — идёт продолжение презентации — слайды 16-17).

6. Работа с учебником и тетрадью.

— Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 53.

а) – На с. 52 — 53 найдите и прочитайте описание ещё 4 опытов.

— Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.

— Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.

(гвоздь утонул, а пробка нет). Гвоздь железный, тяжёлый — утонул.

— Пробка лёгкая — осталась плавать.

— Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тону, вы узнаете на уроках физики.

— Как воду можно очистить? Запись результатов опытов в тетрадь.

б) Работа в парах.

С. 32 в тетради – задание 5. Проверка.

в). А теперь давайте рассмотрим таблицу » Превращение воды» (с.55 внизу)

— Какое слово написано в середине? — Вода.

— Как вы думаете, что показывают стрелочки?

— Прочитайте название темы текста. Причитаем текст.

Сообщение учителя: Снег, дёд, град, иней — это вода в природе находится в твёрдом состоянии (слова вывешиваются на доску и значок твёрдости — квадрат). Роса — это вода в жидком состоянии — на доске капелька воды. Туман, пар — это вода в газообразном состоянии — чайник с паром.

г). Выполнение заданий на с.53 — 54.

— Скажите, зачем нужна вода?

Вывод: Вода — это жизнь.

И сейчас мы в этом убедимся, посмотрев презентацию.

д). Показ презентации (окончание презентации — слайды 18-29).

На последнем кадре ученик читает стихотворение:

Символ жизни на Земле — вода!

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

7. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового узнали на уроке?

Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые.

Синяя капелька — урок понравился, было интересно.

Жёлтая — возникали трудности.

— Поднимите капельку, которую считаете нужной.

8. Домашнее задание.

Вспомнить то, о чём говорили на уроке, подготовить рассказ о свойствах воды.

Учебник стр. 51 – 56 читать, ответить на вопросы. Р/т — с.29 — 30 № 1, 2, 3.

По желанию – с. 32 № 6

Литература

  1. Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011 год

  2. Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение. 2011 год

  3. А.А.Плешаков Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 ч. Ч.1./ А.А.Плешаков. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013год.

  4. Рабочая тетрадь 2 ч. к учебнику для 3 класса «Окружающий мир» А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2013 год.

  5. А. А. Плешаков. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2012 год

  6. Интернет-ресурсы: images.yandex.ru

infourok.ru

Урок №11 «Вода», 3 класс, ФГОС

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

почему вода — одно из самых глав­ных богатств Земли.

Задачи:

научить

-определять свойства воды практическим путём;

— показать значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле

Предметные результаты

Научатся

практическим путем исследовать свойства воды;

-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы;

-рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.

Личностные результаты

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесбере

гающего поведения.

Основные понятия и определения

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

    Вспомни, где в природе встречается вода.

    Какое значение она имеет для растений, живот­ных, человека?

    Секреты воды

     

     

     

     

    Вода влияет на всё в жизни

     

     

     

     

    Изучение нового материала

       

      ВОДА И ЖИЗНЬ

      Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах — арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворёнными в ней различными веществами. В телах животных вода • обычно составляет больше половины массы. Мно­го воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько её в твоём организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.

      Организм постоянно расходует воду и нуждает­ся в её пополнении. Например, человеку в сут­ки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).

      Для многих организмов вода — природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а дру­гие — в пресной.

      Воданеобыкновенное вещество

       

       

       

       

      Вода. Существо или вещество?-1

       

       

       

       

      Вода. Существо или вещество? -2

       

       

       

       

      Живая вода — живое существо 

       

       

       

       

      Уникальные свойства воды, из фильма «Вода. Новое измерение.»

       

       

       

       

      Осмысление и понимание полученных знаний

        СВОЙСТВА ВОДЫ

        Практическая работа. Проделай опыты по инструкции учебника. Оп­редели и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в ра­бочей тетради. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

        Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

        Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли вода цвет?

         

         

         

        Опыт 3. Определи, имеет ли чистая вода запах.

        Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немно­го соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

        Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

        Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную под­крашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

        Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь.

         

        Вода. Жидкость. Пар. Лёд.

         

         

         

         

        Вода и её свойства

         

         

         

         

        Самостоятельное применение знаний

        1. Какую роль играет вода в жизни организ­мов? 2. Как мы изучали свойства воды? 

         3. О ка­ких свойствах воды ты теперь знаешь? 4. Как можно очистить загрязнённую воду?

          Вывод. Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании вода расширя­ется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.

           Задание для домашней работы

          Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.

          Источники информации:

          А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

          «Просвещение» 2014

          Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

          Хостинг презентаций окружающий мир

          — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Тест «Свойства воды»- 3 класс

          Данный тест разработан к уроку окружающего мира по теме «Свойства воды» УМК «Планета знаний» — 3 класс


          Просмотр содержимого документа

          «Тест «Свойства воды»- 3 класс»

          Выполнил (а)_______________________________________________

          Тест « Свойства воды»

          1. В трёх состояниях (жидком, твёрдом и газообразном) бывает…

          а) солнце               б) воздух               в) вода

          2. Какое свойство воды названо неверно?

          а) вода прозрачна б) вода имеет белый цвет в) вода не имеет запаха

          3. Какое состояние воды названо неверно?

          а) твёрдое б) мягкое в) газообразное

          4. Вода …

          а) текуча, не имеет форму б) текуча, имеет форму

          5. Вода растворяет

          а)все вещества б)некоторые вещества в)вообще не растворяет вещества

          6. Выберите вещества, которые растворяет вода:

          а) мел, сахар б) сахар, соль в) глина, песок

          7. Вода превратится в лёд при температуре:

          а) плюс пять б) ноль в) плюс три

          8. Если опустить предмет в воду:

          а) его не видно   б) он хорошо виден в) еле  заметен

          9. Вода имеет:

          а) цвет б) запах в) ничего не имеет

          10. Если в воде размешать соль:

          а) растворится; б) растворится не до конца; в) с ней ничего не произойдет.

          11. Вода превращается в пар …

          а) при нагревании б) при охлаждении

          12. Процесс превращения воды в лёд называется …

          а) таяние б) замерзание в)испарение

          13. Что представляет собой вода в газообразном состоянии?

          а) лёд б) капли в) водяной пар

          14. Как образуются снежинки?

          а) вода испаряется б) вода замерзает в) вода охлаждается.

          15. Почему вода становится сладкой, если добавить туда сахар?

          а) вода не имеет вкуса б) вода – хороший растворитель в) вода не имеет запаха

          kopilkaurokov.ru

          План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Вода. Свойства воды.

          Этапы, учебные задачи и содержание урока

          Речь и деятельность учителя

          Речь и деятельность учащихся.

          1. Организационный.

          — Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Меня зовут Надежда Константиновна.   Проверьте вашу готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, тетрадь, линейка, карандаш и ручка, а так же то, что вы принесли сегодня к уроку для проведения опытов.

          (учащиеся проверяют свою готовность к уроку и достают необходимые вещи)

          2. Проверка выполнения домашнего задания.

          — Что вам нужно было сделать сегодня к уроку?

          (чтение учащимися по выбору сообщений , тема «Что делается в нашем городе для охраны воздуха»)

           

          -ответить на вопрос на странице 48 № 3

           

          3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

          — Что вы проходили на прошлом уроке?

          — Чтобы повторить тему прошлого урока достаньте листочки и ручки, сейчас у нас будет небольшой тест.

          — Я вам буду читать высказывания, вам нужно будет поставить +/-, в зависимости от того согласны ли вы с ним. То есть, если вы согласны, то ставите +, если нет, то -. Поднимите руку, если у кого -то есть какие то вопросы.

          1. При нагревании воздух сжимается.

          2. Воздух не имеет цвета.

          3. Воздух хорошо проводит тепло.

          4. При охлаждении воздух сжимается.

          5. Воздух голубого цвета.

          6. При нагревании воздух расширяется.

          7.Воздух прозрачен.

          8. Воздух плохо проводит тепло.

          9. При охлаждении воздух расширяется.

          10. Воздух не имеет запаха.

          -Кто не успел, поднимите руку.

          — Теперь для проверки обменяйтесь листочками с соседом. Возьмите в руку ручку другого цвета и проверяем.

          -Все молодцы справились, теперь обменяйтесь обратно листочками. Поднимите руку те, у кого нет ошибок, у кого 1 ошибка, две, три, больше 4. Отложите листочки и послушайте маня, сейчас я вам расскажу загадку, в которой спряталась тема нашего урока.

          — В морях и реках обитает,
          Но часто по небу летает.
          А как наскучит ей летать,
          На землю падает опять.

          -Точно, вы правы. Тема нашего урока «Вода».

          (Открывается доску надпись на доске «Вода»)

          — Воздух и его охрана.

          (дети достают все необходимое)

          -Вода.

          4. Усвоение новых знаний.

          -Где же мы можем встретить воду?

          — Да, а еще вода живет у нас в квартирах, ведь без нее мы бы не смогли ни помыться, ни постирать, ни приготовить еду. Без воды никуда, без нее все живое погибло бы.

          — Кому еще, кроме нас нужна вода?

          — Все растения пьют воду и получают вместе с ней питательные вещества. Вода содержится в листьях, корнях, плодах и стеблях растений.

          — Откройте ваши учебники на странице 49 и прочитаем статью «Вода и жизнь».

          -Какие живые организмы вы знаете, для которых вода – это природный дом?

          — Встаньте пожалуйста рядом с партами, сейчас мы с вами немного отдохнем.

          Раз – на цыпочки подняться.

          Надо всем, друзья, размяться.

          2 – нагнуться до земли.

          И не раз, а раза три.

          3 – руками помахали.

          Наши рученьки устали.

          На 4 – руки в боки

          Дружно делаем поскоки.

          5 – присели раза два,

          6 – за парты сесть пора.

          — В небе, под землей, в морях, океанах, реках.

          — Растениям, животным.

          (чтение статьи в учебнике)

          -Рыбы, крабы, киты, раки…

          (дети выполняют физминутку)

          5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

          — Откройте ваши рабочие тетради на стр. 20, выполняем первое задание.

          -Читаем задание, что нам нужно сделать? Что мы для выполнения этого задания узнали из статьи?

          — Вы уже поняли. Что вода – очень важное вещество. Теперь давайте познакомимся со свойствами этой жидкости.

          — Задания вы будете выполнять с соседом по парте.

          — Откройте ваши учебники на странице 50. Прочтите заглавие на самом верху страницы.

          — Кто понял, что мы сейчас будем делать?

          — Правильно. Прочтем первый опыт. Что нам для него понадобится?

          -Пододвигаем стакан, берем в руки ложку, выполняем. Что вы заметили?

          — О каком свойстве воды это говорит?

          -Откройте рабочие тетради на странице 22. Найдите задание 3. Прочитайте задание.

          — Какой ответ будет к опыту 1?

          — Обводим кружочком ответ да.

          — Прочитайте опыт №2.

          — Что нам понадобится для этого опыта?

          -Опустите в стакан с водой полоски по одной, что вы наблюдаете?

          — О каком свойстве воды это говорит?

          — Да. Это свойство называется бесцветность. Запишем в рабочую тетрадь. Какой ответ будет к опыту №2?

          — Прочитайте опыт № 3.

          -Что нам для него понадобится?

          -Что нужно сделать?

          — Выполняем.

          — Есть ли запах у воды?

          — Тогда записываем это свойство. Какой ответ будет к опыту №3?

          — Читаем  опыт №4. Что нам понадобится?

          -Мел я вам сейчас дам.

          -В один стакан с водой вы опускаете соль и размешиваете ложечкой, а в другой мел, который я вам сейчас выдам и тоже размешиваем.

          -Что произошло?

          — О чем это говорит?

          — Что обведем в кружок?

          — Прочитайте опыт № 5. Что нам для него понадобится?

          — В качестве фильтра будет марля, которая лежит у вас на столах, в один стакан бросаем щепотку песка, который я вам сейчас выдам, и переливаем ее в пустой стакан. Что вы наблюдаете?

          -Что ответим на вопрос к опыту №5?

          -а теперь отставьте все в сторону и посмотрите на меня, сейчас я вам продемонстрирую два опыта.

          -Прочтите опыт №6.

          — Что понадобится для этого опыта?

          -Что мы наблюдаем?

          — Как вы думаете, почему?

          — Это говорит, ребята, о том, что вода при нагревании расширяется.

          — Прочтите 7 опыт, что нам понадобится для него?

          -Что мы наблюдаем?

          -Почему?

          -Правильно.

          -Для того, чтобы узнать сколько воды в теле человека необходимо массу тела человека разделить на 3, а затем полученное число умножить на 2.

          — Свойства воды.

          — Выполнять практическую работу.

          — Стакан с водой и ложка.

          — Опущенная в стакан ложка хорошо видна.

          — Вода прозрачна.

          (дети читают задание)

          -Да.

          (дети читают задание)

          -Стакан с водой и цветные полоски.

          — Полоски не меняют цвета.

          — Вода не имеет цвета.

          -Да.

          — Стакан с водой.

          — Понюхать воду.

          — Нет

          — Да.

          — Стакан с водой, соль и измельченный мел.

          — Соль растворилась в воде, а мел – нет…

          — В воде растворяются не все вещества.

          -Да.

          — Фильтр, стакан с загрязненной водой, пустой стакан.

          — Песок при переливании остался на марле.

          -Да.

          -Колба с подкрашенной водой, стакан с горячей водой.

          — Вода в колбе поднимается.

          (ответы детей)

          — Колба с подкрашенной водой, стакан со льдом.

          — Вода опускается.

          — Вода при охлаждении сжимается.

          6. Систематизация и обобщение знаний.

          -Отложите все на край парты, посмотрите на меня.

          — Какую тему мы сегодня с вами изучали?

          — О каких свойствах воды мы сегодня узнали?

          -Где можно встретить воду?

          -Кому необходима вода?

          -Вода.

          — Прозрачна, без цвета и запаха, в ней растворяются некоторые вещества, вода проходит через фильтр, а не растворившиеся вещества остаются на нем, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

          — В небе, под землей, в морях, океанах, реках.

          -Человеку, животным, растениям.

          7. Подведение итогов.

          -Сегодня все постарались, каждый вложил силы в наш с вами урок. Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.

          8. Информация о домашнем задании.

          9. Организационное завершение урока.

          — Приготовьтесь к следующему уроку и идите на перемену.

          nsportal.ru

          Конспект урока — исследования + презентация «Свойства воды», 3 класс окружающий мир

          Городской конкурс профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений «Мой лучший урок»

          Урок окружающего мира в 3 классе

          (учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир»)

          Автор: Рулёва Анжелика Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Калуги

          Калуга, 2015

          Тема. Вода. Свойства воды. (Урок- исследование)

          Цель урока: организовать работу для изучения свойств воды, создать условия для выполнения это работы.

          Развивать личность школьника на основе формирования умения учиться, развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию научной речи.

          Воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой формах работы. Воспитывать трудолюбие и ответственность.

          Планируемые результаты.

          В предметной области:

          учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы в устной и письменной форме, выполнять опыт по инструкции, составлять план ответа при помощи «помощников» представления работы, сравнивать свойства воды и воздуха.

          В личностной области:

          Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

          В метапредметной области:

          Уметь определять и формулировать тему и цель урока, принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

          планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои суждения на основе проведённых опытов. (Регулятивные УУД)

          Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника, выполнения опытов, собственных наблюдений,

          понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической. (Познавательные УУД)

           Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

           аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения

           вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

           допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. (Коммуникативные УУД)

          Основные понятия, формируемые на уроке. Свойства воды – без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачность, текучесть, растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

          Основные ресурсы: Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 3 класса \ А.А. Плешаков.-М., 2013\

          Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Свойства воды», оборудование для опытов, инструкция, «помощники» ответов, рабочая тетрадь, карточки со словами, карточка-таблица.

          Организационные формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная

          Используемые технологии:

          1. Технология личностно-деятельностного обучения

          2. Иформационно-коммуникационные технологии

          3. Технология исследовательской деятельности

          4. Технология коммуникативного общения

          Ход урока (индуктивный тип)

          1.Организационный момент (Приветствие)

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Настрой на учебную деятельность

          Настраиваются на учебную деятельность

          Организует и создаёт условия для мотивированной учебной деятельности

          Уметь выполнять требования к уроку, правила поведения на уроке

          2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Включение в учебную деятельность

          Слушают фонограмму

          Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

          Уметь слушать вопросы, осмысливать и отвечать на них

          (коммуникативныеУУД)

          Звучит фонограмма шума воды в течение нескольких секунд.

          Учитель. Что услышали? Что представили? Какие чувства вызывает шум воды?

          3. Актуализация знаний.

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Проверка знаний, полученных ранее, Актуализация темы, постановка проблемы

          Отвечают на вопросы, определяют проблему, формулируют тему и цель урока

          Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется проблема урока

          Уметь отличать разные состояния воды при помощи отгадок на загадки

          Уметь излагать ответы, слушать ответы других, отгадывать загадки

          (коммуникативные, познавательные УУД)

          Учитель. Докажите, что вода самая главная жидкость на Земле.

          Дети. Вода входит в состав любого организма. Вода кормит и поит все живые существа. Вода является домом для водных животных и растений. Человек использует воду для приготовления пищи, уборки помещения, для гигиены тела. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. Без воды невозможно сделать бумагу, ткани, резину, пластмассу, лекарства и многое другое. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, морям и океанам день и ночь плывут суда — везут тяжёлые грузы и пассажиров.

          2)Учитель.

          Отгадайте загадки:

          Бежит, бежит – не выбежит. (река)

          Крыша – толстое стекло. (лёд)

          Ничего я не пойму

          Дом, деревья, водоём

          Серый гость накрыл плащом. (туман)

          (Карточки с отгадками дети находят на угловых зрительных метках)

          Учитель. Как вы думаете, почему воду считают удивительным веществом на Земле?

          Дети. Вода может находиться в трёх состояниях.

          Учитель. Итак, мы всё сказали про воду. Кажется, мы всё знаем о ней или не всё? (пауза) Как вы думаете, есть ли у воды особые свойства, о которых мы ещё не знаем?

          Дети. Думаем, что есть.

          Учитель. Хотели бы про них узнать? Тогда сформулируйте тему нашего урока.

          Дети. Мы будем изучать свойства воды. Слайд№1

          Учитель. С какой целью мы будем это делать?

          Дети. Чтобы узнать больше о воде, может нам это пригодится в жизни.

          1. Исследование в малых группах.

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Проведение исследований по плану, решение проблемы, вывод

          Проводят исследования по плану, решают проблему, делают вывод в результате групповой работы

          Организует исследовательскую работу учащихся

          Узнать в ходе опытов свойства воды

          Уметь добывать новые знания, запоминать их, работать в группе.

          (Познавательные, коммуникативные УУД)

          Класс делится на 6 групп по 4 человека для проведения опыта и одна группа из 3 человек для наблюдения за загрязнённой водой) давайте вспомним, как нужно работать в группе. Слайд№2

          Каждая группа получает необходимое оборудование для проведения опыта и инструкцию как выполнять опыт. В инструкции есть указания для каждого участника группы: кто-то выполняет опыт, кто-то контролирует, кто-то формулирует вывод, кто-то записывает вывод в тетрадь.

          Для своего выступления дети могут воспользоваться планом ответа, который выдаст учитель для каждой группы.

          1 опыт. На столе стакан с водой, стакан с молоком, ложка. Участник группы опускает поочерёдно ложку в стакан с молоком, а затем в стакан с водой. Приходят к выводу, что ложка видна в стакане с водой. Это говорит о свойстве воды – прозрачность.

          2 опыт. На столе стакан с водой и полоски цветной бумаги. Дети поочерёдно сравнивают цвет бумаги с цветом воды. Приходят к выводу, что вода бесцветная.

          3 опыт. На столе стакан с водой, пузырёк с душистым веществом, например, духи. Дети нюхают воду в стакане, а затем духи. Приходят к выводу, что вода не имеет запаха.

          4 опыт. На столе стакан с водой, стакан с чаем или компотом. Дети пробуют на вкус чай, а затем воду. Приходят к выводу, что вода без вкуса.

          5 опыт. На столе два стакана с водой, палочка для размешивания, немного соли и немного измельчённого мела. Дети насыпают в один стакан соль, а в другой — мел, размешивают палочкой и приходят к выводу, что соль исчезла в стакане, то есть растворился, а мел осел на дно стакана. Это говорит о свойстве воды – растворитель некоторых веществ.

          6 опыт. На столе стакан с водой, ложка, дощечка. Дети наливают ложку воды на дощечку и приходят к выводу, что вода растекается. Это говорит о свойстве – текучесть.

          7 опыт. Наблюдение за загрязнённой водой. На столе стакан пустой, стакан с водой, палочка для размешивания, специальная бумага для фильтра, речной песок. Группа детей по рисункам учебника делают фильтр и пропускают воду через фильтр. Делают вывод, что воду можно отфильтровать.

          Физкультминутка. На болоте две лягушки — две зелёные подружки,

          Утром рано умывались, полотенцем растирались,

          Ручками хлопали, ножками топали.

          Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

          Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям — физкультпривет!

          5. Обмен информацией.

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Первичное закрепление нового материала

          Рассказывают о своих наблюдениях

          Помогает детям собирать карточки с названиями свойств и закреплять их на сенсорный крест.

          Уметь систематизировать знания, полученные в ходе исследования.

          Уметь рассказать по плану о своих наблюдениях за водой.

          (Регулятивные УУД)

          Каждая группа по очереди выходит к доске и рассказывает, как они выполняли опыт, какое свойство воды они наблюдали. Дети могут воспользоваться помощниками ответов.

          Например:1) Мы опускали в стакан…….

          2) Наблюдали, что……

          3)Сделали вывод………

          Один представитель от группы снимает со стены карточку с названием свойства воды, учитель прикрепляет её на сенсорный крест. Таким образом, карточки с названием свойств собираются вместе.

          6. Организация информации.

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Продолжение реализации поставленной цели

          Дети наблюдают новые опыты

          Демонстрирует два опыта, с целью выявления новых свойств

          Узнать ещё о новых свойствах воды

          Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Регулятивные УУД)

          Учитель. Какие свойства воды вы обнаружили, проделывая опыты? Дети перечисляют. Слайд№3 (схема)

          Учитель. Что могут обозначать вопросительные знаки на схеме?

          Дети. Возможно, есть ещё свойства, которые мы не рассмотрели

          Учитель демонстрирует ещё два опыта: нагревает и охлаждает воду, чтобы выявить ещё два свойства – расширение воды при нагревании и сжимание воды при охлаждении. Теперь все свойства изучены, снова на слайде можно увидеть схему, но без вопросительных знаков. Слайд№4

          1. Связывание информации. Обобщение.

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Обобщить полученные знания, самостоятельная работа

          Дети обобщают полученные знания и заполняют сравнительную таблицу

          Организует диалог с детьми, даёт задание практического характера.

          Уметь сравнивать свойства воды и воздуха

          Уметь производить действия со знаками и символам (позна

          вательные УУД)

          Учитель. Где в быту, в жизни мы используем свойство воды – растворитель?

          Дети. Когда размешиваем сахар в воде.

          Учитель. Могут ли нам пригодится знания о свойстве воды как расширение при нагревании?

          Дети. Да, когда кипятим чайник, надо наливать воду не до самого края чайника.

          Учитель. Как можно очистить загрязнённую воду?

          Дети. Пропустить через фильтр.

          Учитель. Достаточно ли этого, чтобы пить эту воду?

          Дети. Нет.

          Учитель. Что нужно сделать ещё?

          Дети. Прокипятить

          Учитель. Со свойствами какого вещества, мы познакомились на прошлом занятии?

          Дети. Воздух.

          Учитель. Сравните свойства воды и воздуха. Сделайте вывод.

          ( Дети заполняют таблицу), а затем проверяют её по эталону. Слайд№5

          Свойства

          Вода

          Воздух

          Прозрачность

          +

          +

          Без цвета

          +

          +

          Без вкуса

          +

          +

          Без запаха

          +

          +

          Текучесть

          +

          Растворитель

          +

          При нагревании расширяется

          +

          +

          При охлаждении сжимается

          +

          +

          1. Рефлексия.

          Задачи этапа урока

          Деятельность учеников

          Деятельность учителя

          Планируемые результаты

          Предметные

          УУД

          Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

          Отвечают на вопросы, дают самооценку деятельности на уроке

          Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

          Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, способность положительной самооценки на основе успешной учебной деятельности. (регулятивные УУД)

          Учитель. О каких свойствах воды вы теперь знаете?

          Как мы изучали эти свойства?

          Что вас удивило в процессе работы?

          Что показалось интересным при изучении темы?

          Что показалось самым сложным?

          Что самое важное узнали?

          Список литературы

          1.Н.Б. Шумакова Развитие исследовательских умений младших школьников\Москва. Просвещение2011\

          2. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса\ А.А. Плешаков.-М., 2013\

          3.По пути к высоким стандартам (Сборник информационно-методических материалов) Калуга 2011

          infourok.ru

          Вода и её свойства (3 класс)

          Муниципальное казённое

          общеобразовательное учреждение

          средняя общеобразовательная школа

          п. Орлецы

          Нагорского района Кировской области

          Конкурс

          методических разработок «Методы успеха»

          Номинация: «Мой лучший урок».

          Учебный предмет: окружающий мир.

          Тема: «Вода и её свойства»

          Урок разработала: Сысолятина Татьяна Владимировна

          учитель начальных классов 1 категории.

          п. Орлецы Нагорского района Кировской области

          2016г.

          Пояснительная записка.

          Актуальность

          В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

          1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

          2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (ФГОС)

          Дети готовы проводить опыты, эксперименты при этом они умеют наблюдать и сравнивать. Учителю нельзя давать готовые знания. Надо создать детям все условия для активной заинтересованной деятельности на уроке, учить детей находить сходства и различия, делать выводы. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю? чего я не знаю? Формируются знания о способах постановки цели, рефлексии : что я делаю?, для чего?.

          Новизна.

          Урок – исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. 

          Применение средств ИКТ: подготовка и использование презентации, видеозаписи.

          На уроке предусмотрено применение синквейна, как одного из методических приёмов технологии критического мышления.

          В отборе методов и средств обучения лежит деятельностный подход, соответствующий требованиям ФГОС. Цель деятельности педагога: максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новых знаний по теме урока.  

          Целевая группа. Возраст детей 9 – 10 лет. Учащиеся 3 класса.

          Учебный предмет. Окружающий мир. 3 класс.

          Автор учебника. А.А.Плешаков.

          Тема урока. Вода и её свойства.

          Тип урока. Открытие нового знания. Урок — исследование вещества.

          Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

          Методы организации: исследование, наблюдение.

          Цель:

          — создать условия для изучения свойств воды;

          — создать условия для формирования представления о том, что каждое свойство воды помогает человеку и направлено на поддержание жизни на Земле.

          Задачи урока:

          — формировать знания на тему «свойства воды»;

          — формировать первичные представления о связи свойств воды и жизни на Земле;

          — воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

          — развивать способности к эмоциональному восприятию;

          — развивать познавательный интерес к предмету;

          — совершенствовать умения в области чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания.

          Планируемые результаты:

          Личностные УУД:

          -формируют важность бережного отношения к природе;

          -осознание связи человека с природой, умение наблюдать красоту природы,

          — чувство успеха, умение прислушиваться к мнениям окружающих.

          Метапредметные УУД:

          РегулятивныеУУД:

          формулируют и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

          -формулируют проблему и поиск решения.

          Коммуникативные УУД:

          строят высказывания, формулируют собственное мнение, формируют умение донести своё мнение до других;

          — договариваются о распределении функций и ролей в совместной (парной) деятельности.

          Предметные:

          — научатся с помощью опытов, иллюстраций учебника и текстов определять свойства воды и на основе анализа и наблюдения делать выводы

          — формируют первичные знания о значении воды для окружающего мира; применяют их в новой ситуации.

          — умеют анализировать, сравнивать, обобщать.

          Предварительная подготовка:

          • Подготовка сообщения «Вода и жизнь»,

          • Веточка традесканции в стакане с водой и без воды, веточки вербы.

          • Фотография детей с глобусом.

          Оборудование и средства наглядности: ноутбук, экран, презентация, видеослайды.

          На столике цветные полоски, 3 стакана (с водой и без воды), ложка, соль, сахар, глина, колба с подкрашенной водой, тарелка с горячей водой, тарелка со льдом, традесканция, поднос, стакан и вазочка.

          Литература:

          1.Н.Ю.Васильева Поурочные разработки по курсу Окружающий мир.

          2. А. А. Плешакова «Окружающий мир»: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Москва: Издательство «Просвещение», 2012

          План урока.

          1. Организационный момент.

          Эмоциональный настрой. Видеоряд «Слава воде»

          Работа с таблицей.

          2. Актуализация опорных знаний.

          3.Постановка проблемы.

          Предполагаемый результат.

          4.Открытие новых знаний.

          • Практическая работа. Инструкция.

          • Дополнительная информация «За страницами учебника»

          • Учебная ситуация. Где человек использует это свойство?

          • Физкультминутка.

          • Несколько дополнительных свойств.

          5.Первичное закрепление.

          Синквейн о воде.

          6.Рефлексия.

          • Настрой на дальнейшее изучение интересного вещества – вода. Три состояния воды.

          • Круговорот воды в природе.

          7.Домашнее задание (обязательное и на выбор)

          Ход урока.

          1. Организационный момент. Видеослайды.

          Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться. В ушате, в корыте, в лохани, В реке, ручейке, океане. И в ванне и в бане — всегда и везде Вечная слава — воде! 

          У. Ребята, вы узнали сказку?

          Д. К.И. Чуковский. «Мойдодыр»

          У. Какое вещество воспевают в этих строчках?

          Что говорят о воде?

          Д. Вечная слава воде.

          1. У. А сейчас обратите внимание вот на такую таблицу. ( Слайд 1)

          Как она называется?

          Д. Международные экологические дни.

          У. Найдите в таблице праздник 22 марта?

          Д. 22 марта – Всемирный день воды.

          У. Ребята, что на уроке мы сегодня будем изучать?

          Д. Мы сегодня будем говорить о воде.

          У. Правильно. Тема урока: Вода и её свойства. ( Слайд 2)

          Это что же за такое важное вещество – вода? Почему ей уделяют такое большое внимание?

          У. Беседа по слайду.

          Если покрутить глобус быстро, покажется будто он весь голубого цвета. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. ( Слайд 3)

          На математике мы с вами изучаем части. Мысленно разделите земной шар на 4 части. Давайте порассуждаем какую часть занимает вода?

          Д. Вода занимает три четвёртых части поверхности нашей планеты.

          У. Рассказывает подготовленный ученик. «Вода и жизнь» (Слайд 4)

          стр .51.

          3. Что о воде вы уже знаете? ( Фронтальная беседа) Предполагаемые ответы.

          Какую роль играет вода в жизни организмов? Какого значение воды в жизни человека?

          Знаю

          Хочу узнать (на парту)

          Вода – жидкость.

          Жизнь человека невозможна без воды.

          Вода нам нужна для приготовления обеда. Водой мы моем посуду, пол, стираем бельё…Вода есть повсюду. Вода природный дом для многих животных и растений. По воде перевозят грузы. Вода поит, кормит, согревает. Вода входит в состав любого организма. Без воды не сделаешь бумагу…

          Какие свойства имеет вода?

          При каких условиях вода превращается в лёд?

          При каких условиях вода испаряется? Есть ли живая вода?

          Благодаря каким свойствам вода помогает человеку?

          Почему вода самое важное вещество на Земле?

          У. Вот какая вода! Сформулируйте цели нашего урока.

          У. Что мы узнаем?

          Д. Мы узнаем: какие свойства имеет вода? (Слайд 5)

          — Какими способами мы будем добиваться знаний о свойствах воды?

          Д. Будем работать с текстом, с иллюстрациями, слушать ребят и учителя, проводить опыты и делать выводы. стр 52.

          У. Чему мы научимся?

          Мы научимся: проводить опыты, наблюдать и делать выводы.

          У. Мы узнаем свойства воды и пронаблюдаем: как свойства воды помогают человеку и поддерживают жизнь на Земле.

          Сегодня мы с вами будем учёными исследователями, А наш класс превратится в научную лабораторию.

          Лаборатория – это помещение, где проводят специальные опыты и исследования. Исследователь – человек, который изучает предметы и вещества.

          4. Практическая работа «Исследуем свойства воды»

          У. Работа по странице 52. Результат опыта записываем в рабочую тетрадь, в таблицу.

          (небольшая инструкция перед опытом – как стоять, показывать..? и т. д. осторожность, аккуратность …)

          Опыт № 1. Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

          Проводит ученик.

          Рассмотрим ложечку в стакане с молоком и в стакане с водой.

          Д. В стакане с молоком ложка не видна, а в стакане с водой ложку прекрасно видно.

          Через стакан с водой прекрасно можно разглядеть картинку.

          Делаем вывод: вода прозрачная. (Слайд 6)

          У. Что мы видим?

          Дополнительная информация.

          У. Когда человек использует это свойство? (Слайд 7)

          Прозрачность воды очень важна для подводных животных и растений, нуждающихся в солнечном свете. Сквозь прозрачную бесцветную воду солнечные лучи проникают намного глубже.

          Мы пьём чистую прозрачную воду.

          Опыт № 2. Цель. Какого цвета вода?

          Сравнивает ученик. Учитель инструктирует.

          Берём цветные полоски, с помощью которых мы будем определять цвет воды.

          Приложили к колбе с водой каждую полоску и посмотрели, совпадает ли цвет?

          У. Можно ли сказать, что вода жёлтая, красная, серая, зелёная?

          Д. Нет. Мы увидели, что не с одной из этих полосок цвет воды не совпадает.

          Наш вывод: Вода без цвета. ( Слайд 8)

          Опыт № 3.Цель. Каков запах воды?

          У. Ваша мама печёт пирожки — ароматный запах раздаётся по всей кухне.

          В жаркий день, когда пьёшь воду из родника можно сказать:- «Какая вкусная вода!»

          Д. Мы нюхаем воду и никакого запаха не ощущаем.

          Пробуем на вкус.

          Вода не сладкая и не солёная, мы можем сделать

          Вывод: вода не имеет запаха и вкуса.

          У. А чем важно нам это свойство в жизни? Когда мы его используем?

          Так как вода не сладкая и не солёная, мы можем утолить жажду.(Слайд 9 )

          Опыт № 4.Пронаблюдаем, как вода растворяет некоторые вещества. ( Слайды 10 – 15)

          Предположим, что вода хороший растворитель для некоторых веществ.

          У: Кладём в воду ложечку поваренной соли, размешиваем и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли?
          Д. Прозрачность не изменилась. Цвет не изменился. На вкус вода стала солёной.
          Соль исчезла, её стало не видно.
          Д. Делаем вывод: Соль растворилась.

          У. Проделаем такой же опыт.

          Только вместо соли положим ложечку сахарного песка.

          Д. Цвет не изменился, на вкус вода стала сладкой.

          Д. Вывод: Сахар растворился в воде.

          У. Проводим опыт с глиной.

          Д. Размешиваем в стакане с водой кусочек глины. Даём смеси отстояться. Наблюдаем, что происходит с глиной и водой.
          Цвет воды изменился.
          Более тяжелые частицы глины опустились на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной.
          Д. Наш вывод: Глина не растворилась в воде.

          У. Все вещества растворились?

          Д. Нет. Следовательно – вода – хороший растворитель для некоторых веществ.

          Растворение – это проникновение молекул воды между молекулами другого вещества.

          У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
          Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
          Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.

          В воде также растворяется кислород.

          Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие живые организмы.

          Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными.

          Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
          Вода растворитель помогает нам рисовать акварельными красками или гуашью.

          Физкультминутка. Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

          Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

          Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

          Дождик вдруг полил с утра, побежали побежали за работу нам пора.

          Опыт № 5.

          У. А можно ли очистить мутную воду от примесей глины? стр 52.

          Из специальной бумаги по рисунку – инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что произойдёт?

          Д. вода станет чистой. Воду можно профильтровать.

          У. для очистки воды в быту применяются более совершенные фильтры.

          Опыт № 6. проводит учитель.

          У. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой. Опустим в горячую воду. Мы видим, что вода в трубке поднимается.

          Почему?

          У. Эту же колбу поставим в тарелку с холодной водой.

          Вода в трубке опускается. Почему так происходит?

          У. Сделать вывод сложно, рассмотрим рисунок к этому опыту стр. 53.

          Что происходит с частицами воды при её нагревании? (охлаждении)

          У: Как отличается расположение частиц воды на рисунке?

          Вода нагревается, частицы начинают двигаться быстрее и промежутки между ними увеличиваются.

          Д. Вода при нагревании расширяется.

          Д. При охлаждении вода сжимается.

          Опыт №7. Слайды 16, 17

          У.Теперь определим форму воды.

          У столика ученик.

          Переливаем воду из одного сосуда в другой.

          Вода в стакане. Вода в форме стакана. Вода в вазе. Вода приняла форму вазы.

          Выливаем воду из стакана на поднос. Вода растекается в разные стороны. Наклонили поднос, вода стекает под уклон.

          Д. Это свойство воды – текучесть. При этом вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда в который она налита.

          Этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьём чай.

          У. Благодаря текучести воду можно обнаружить повсюду. Если копаешь колодец, то на глубине 7 – 12 метров можно обнаружить подземные воды. ( Слайд 18)

          Почва тоже пропитана водой, вскапывая огород можно пронаблюдать, что почва мокрая.

          Гидроэлектростанции (ГЭС) обычно строят на реках с большим уклоном, сооружая плотины и водохранилища. Электростанция, в качестве источника энергии использует мощность водного потока. (Слайд 19)

            Опыт № 8. Демонстрация результатов.

          У. Верите ли вы в выражение «Живая вода»?

          Почему так говорят?

          У. Мы с вами поместили веточку традесканции в стакан с водой и без воды, веточки вербы. Через некоторое время в стакане с водой появились корешки. Растение стало жить. Без воды растение погибло.

          Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. ( Слайд 20)

          Рабочая тетрадь. Подводим итоги в парах. (Слайд 21)

          Оценка выполненной работы. Достигли цели.

          5. У. Сейчас мы продолжим работать в парах и составим

          Синквейн о том, что мы узнали о воде и её свойствах.

          У: Вспомним правила составления синквейна. Это стихотворение из 5 строк.

          1 строка – существительное заголовок. (Что?)

          2 строка — 2 прилагательных (какая?)

          3 строка – 3 глагола ( что делает?)

          4 строка -4 слова фраза на тему, личное мнение.

          5 строка – итог. 1 существительное.

          Примеры синквейна:

          Вода Вода

          прозрачная, безвкусная, чистая, прозрачная

          утоляет, растворяет, течёт оживляет , помогает, двигает

          поддерживает жизнь на Земле помогает человеку и всему живому

          жизнь источник

          Анализ синквейнов, выбор более удачного варианта.

          6. Рефлексия содержания учебного материала.( Слайд 22)

          У. Обратимся к целям нашего урока. Удалось ли нам их достичь?

          Используйте следующие выражения для оценки результатов своей работы

          Я не знал, что… Я овладел способом проведения …

          Теперь я знаю, что … Мне понравилось на уроке…

          У. Почему вода самая главная жидкость на Земле?

          Каждое свойство воды помогает человеку и направлено на поддержание жизни на

          Земле. В начале урока мы сказали «Жизнь на Земле невозможна без воды» На планете существует угроза загрязнения воды. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь. ( Слайд 23)

          У. Какие вопросы остались без нашего ответа?

          Д. Как вода испаряется? При каких условиях замерзает?

          У. На следующем уроке вы узнаете разные состояния воды, что такое круговорот воды в природе.

          Рефлексия внутреннего состояния смайлики.

          Покажи своё настроение смайликом.

          7. Домашнее задание.

          1. Учебник: прочитать текст и ответить на вопросы «Проверь себя» с. 54

          2. Рабочая тетрадь задания №1,2 с.22

          3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения на выбор «Снег – что это такое?»

          «Осадки» « Что такое туман?»

          1. Нарисовать экологические знаки на тему «Охрана воды»

          Ребята, всем: «СПАСИБО ЗА УРОК»!!!

          Методические рекомендации.

          1.По теме «Вода и её свойства» сверх программы на внеурочных занятиях можно провести с ребятами и рассмотреть закон Архимеда ( выталкивающей силы), почему в солёной воде плавать легче( опыт: яйцо в несолёной воде на дне баночки, а в солёной плавает вверху), вода упругая и несжимаемая, почему вода отражает предметы…

          2.В рабочей программе на тему «Вода и её свойства » можно предусмотреть два урока.

          Приложение.

          Вода и жизнь.

          Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Это сок – вода с растворёнными в ней различными веществами. В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды. Часть он выпивает, а часть получает с пищей.

          Без пищи человек проживёт 3- 4 недели, а без воды только 3 дня.

          Для многих организмов вода – природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а другие в пресной.

          Вода перевозит грузы по рекам и морям, мелет зерно, используется на фабриках и заводах. Чистая вода в реках и озерах доставляет много радости людям на отдыхе — можно купаться, кататься на водных лыжах и велосипедах, плавать на лодках.

          infourok.ru

          Методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме: 0кружающий мир «Вода. Свойства воды».

          МБОУ – лицей №22

          ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

          Урок  по  теме « ВОДА»

          ( 3 класс )

          Учитель начальных классов

          Куликова Т.Н.

          г.Орёл

          Урок  по теме  «Вода»

          Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.

          Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

          Ход урока

          I. Организационный момент, сообщение темы и задач урока.

          – Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке:

          В морях и реках обитает,
          Но часто по небу летает.
          А как наскучит ей летать,
          На землю падает опять. (Вода)

          – Сформулируйте тему урока.

          Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.

          II. Проверка домашнего задания.

          – Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:

          1. Что такое воздух?

          в) Воздух – смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

          б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

          2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

          а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

          о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

          3. Что происходит с воздухом при нагревании?

          д) при нагревании воздух расширяется;

          г) при нагревании воздух сжимается.

          4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании? а) углекислый газ;

          к) кислород; т) азот.

           (Ответ: Вода.)

          III. Работа по теме урока.

          1. Что такое вода.

          Если руки наши в ваксе,
          Если на нос сели кляксы,
          Кто тогда нам первый друг.
          Снимет грязь с лица и рук?

          Без чего не может мама
          Ни готовить, ни стирать?
          Без чего, мы скажем прямо,
          Человеку умирать?

          Чтобы лился дождик с неба,
          Чтоб росли колосья хлеба,
          Чтобы плыли корабли,
          Чтоб варились кисели,

          Чтобы не было беды

          – Жить нельзя нам без … (воды.)

          – Как вы думаете, много ли воды на Земле?

          – Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

          Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

          Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

          Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

          В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

          Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

          Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

          Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

          Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

          Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

          Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды.

          Вот она какая, вода!

          Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

          Физкультминутка

          Рыбки весело резвятся
          В чистой тёпленькой воде,
          То сожмутся, разожмутся,
          То зароются в песке.

          2. Работа по учебнику.

          – Прочитайте текст учебника.

          – Найдите отрывок в тексте, в котором говорится, как узнать сколько воды в твоем организме. (Массу тела разделить на 3 и умножить на 2.)

          – Вычислите сколько воды в вашем организме.

          3. Работа по рабочей тетради.

          – Прочитайте.

          – Вычислите и запишите, если масса человека 60 кг, то сколько воды содержится в его организме.

          – А если масса человека 90 кг?

          – Запишите, сколько воды в вашем теле?

          – Прочитайте.

          – Чем отличается первый рисунок от второго?

          – Найдите приложение к данному заданию

          – Кого из приложения можно поместить на первый рисунок? (Лягушку, щуку, рака)

          – Кого из приложения можно поместить на второй рисунок? (Дельфина, акулу, морскую звезду)

          IV. Практическая работа.

          По ходу выполнения практической работы все данные вносятся в рабочую тетрадь.

          Опыт 1

          – Какова прозрачность воды?

          – Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

          В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

          Вывод: вода прозрачна.

          Опыт 2

          Какого цвета вода?

          – Какого цвета лимон?

          – Какого цвета вода? Сравните.

          Вывод: вода бесцветна.

          Опыт 3

          – Каков запах воды?

          – Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

          – А чем пахнет чистая вода?

          Вывод: вода не имеет запаха.

          Опыт 4

          – Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)

          – Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

          – Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

          – Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Какое?

          Вывод: вода течет (свойство – текучесть).

          Опыт 5

          Вода – растворитель.

          Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой -столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

          – Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

          Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

          Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

          – Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

          Опыт 6

          – А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

          – Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

          – Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

          – Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)

          – Сколько таких долей в круге? (В круге четыре таких части.)

          – Отделите три четвертых части в одну сторону, а одну часть -в другую. Так вставьте в воронку.

          – По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

          Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

          Опыт 7

          – Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

          – Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

          – Почему?

          – Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

          – Как вы это объясните?

          Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

          – Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?

          3. Работа в рабочей тетради.

          – Прочитайте.

          – Как располагаются частицы воды при нагревании. Нарисуйте. Объясните. (Частицы начинают двигаться быстрее и промежутки между ними увеличиваются)

          – Как располагаются частицы воды при охлаждении. Нарисуйте. Объясните. (Частицы начинают двигаться медленнее и промежутки между ними уменьшаются) ‘

          V. Работа по теме.

          1. Бережное отношение к воде – лекция учителя.

          Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

          От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

          VI. Практическое задание “Готовим воду для питья”.

          Расскажите, какие требования предъявляются к воде для питья. Обратите внимание, что питьевая вода не должна содержать не только вредные примеси, но и микроорганизмы, поэтому ее необходимо кипятить или специально дезинфицировать.

          Проведите в два этапа очистку воды, взятой из различных природных источников (или специально загрязненную воду, воду из аквариума и т.д.).

          Сначала профильтруйте воду через сетку, дуршлаг, несколько сит с ячейками разного размера, через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит ее от механических примесей, мусора, песка, ила, мелкой пыли.

          Затем прокипятите профильтрованную воду (или можно добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить ее от болезнетворных микроорганизмов. Обратите внимание на то, что, отправляясь в лес, в поход всегда следует взять с собой несколько чистых кусочков марли или ткани, а также вместе с бинтом и йодом – марганцовку (перманганат калия). Достаточно всего двух кристаллов этого вещества на ведро воды для гарантированной дезинфекции воды.

          VII. Итог урока.

          – Что нового узнали на уроке?

          – Может ли человек прожить без воды?

          – Назовите свойства воды.

          VIII. Домашнее задание.

          nsportal.ru

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *