3 класс

Окружающий мир 3 класс в рабочая тетрадь плешаков ответы 1 часть ответы: ГДЗ окружающий мир рабочая тетрадь 3 класс Плешаков

Содержание

Решебник по окружающему миру за 3 класс, ответы онлайн

  • ГДЗ

  • 3 класс

  • Окружающий мир
  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Н.Ф. Виноградова Г.С. Калинова

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    А.А. Плешаков Е. А. Крючкова

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Виноградова Н. Ф. Калинова Г.С.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Автор: А.А. Плешаков

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Г.Г. Ивченкова И.В. Потапов

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Вахрушев А.А. Данилов Д.Д.

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    О.Т. Поглазова Н.И. Ворожейкина

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Н. Я. Дмитриева А.Н. Казаков

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Н.Я. Дмитриева А.Н. Казаков

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    О.Т. Поглазова В.Д. Шилин

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    И.В. Потапов Е.В. Саплина

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Вахрушев А.А. Бурский О.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Ивченкова Г. Г. Потапов И.В.

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Федотова О.Н. Трафимова Г.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Федотова О.Н. Трафимова Г.В.

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Плешаков А. А. Новицкая М. Ю.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Данилов Д.Д. Кузнецова С.С.

  • Окружающий мир 3 класс
    тесты

    Авторы:

    Плешаков А. А. Гара Н.Н.

  • Окружающий мир 3 класс
    контрольно-измерительные материалы

    Автор: Яценко И.Ф.

  • Окружающий мир 3 класс
    тесты и самостоятельные работы для текущего контроля

    Автор: Потапов И.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    контрольно-измерительные материалы

    Авторы:

    Глаголева Ю.И. Архипова Ю.И.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Плешаков А. А. Новицкая М.Ю.

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Саплина Е.В. Сивоглазов В.И.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Саплина Е.В. Cивоглазов В.И.

  • Окружающий мир 3 класс
    проверочные и контрольные работы

    Авторы:

    Сизова Е.В. Харитонова Н.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    проверочные работы

    Авторы:

    Плешаков А. А. Плешаков С.А.

  • Окружающий мир 3 класс
    проверочные и контрольные работы

    Авторы:

    Вахрушев А.А. Бурский О.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Автор: Литвиненко С.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Автор: Лихолат Т.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    проверочные работы

    Автор: Чудинова Е.В.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Автор: Чудинова Е. В.

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Чудинова Е.В. Букварева Е.Н.

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Самкова В.А. Романова Н.И.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Авторы:

    Самкова В.А. Романова Н.И.

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь

    Автор: Соколова Н.А.

  • Окружающий мир 3 класс
    тетрадь для практических работ

    Автор: Е. М. Тихомирова

  • Окружающий мир 3 класс

    Авторы:

    Вахрушев А.А. Борисанова А.О.

  • Окружающий мир 3 класс
    контрольно-измерительные материалы

    Автор: Е.М. Тихомирова

  • Окружающий мир 3 класс
    проверочные и диагностические работы

    Авторы:

    И. В. Потапов О. Б. Калинина

  • Окружающий мир 3 класс
    тетрадь для проверочных работ

    Авторы:

    Н. Ф. Виноградова Г.С. Калинова

  • Окружающий мир 3 класс
    тетрадь для самостоятельной работы

    Авторы:

    Р.Г. Чуракова Г.В. Трафимова

  • Окружающий мир 3 класс
    проверочные работы

    Автор: Погорелова Н.Ю.

  • Окружающий мир 3 класс
    тесты

    Автор: Е.М. Тихомирова

  • Окружающий мир 3 класс
    рабочая тетрадь ОБЖ

    Автор: Ижевский П.В.

ГДЗ к учебникам и тетрадям по Окружающему миру за 3 класс.

Готовые ответы бесплатно

Ни для кого не секрет, что всё-таки главное в учебном процессе по любой дисциплине – это выполнение учащимися домашних заданий. Считается, что это 70% успеха! Ведь именно так можно повторить и закрепить пройденные материалы. Но есть ситуации, когда даже родители третьеклассника сомневаются в правильности? Тогда на помощь придет учебно-методический комплекс.

Зачем нужен онлайн-сборник по окружающему миру для третьих классов

На этом этапе образования просто привить интерес к дисциплине. Для этого всего лишь требуется так преподнести информацию ребенку, чтобы он её понял и усвоил. На уроках с этой задачей придётся справляться учителям. Но что делать дома, когда мамы и папы, не обладая достаточным знаниями и элементарными педагогическими навыками, пытаются что-то объяснить своему чаду? Ответ напрашивается сам собой: обратиться к онлайн-решебнику. В текущем году программой предусмотрено изучение следующих тем:

  1. Живая оболочка Земли.
  2. Превращение энергии.
  3. Большой круговорот веществ.
  4. Экологическая система – часть биосферы.
  5. Экосистема озера и леса.
  6. Человек, семья, общество.

Как видно, темы достаточно объёмные и сложные. Поэтому главным помощником в их освоении для детей и их родителей станет решебник, в котором есть развернутые ответы на все вопросы. Виртуальный консультант соответствует всем требованиям ФГОС, методически грамотен и постоянно (24/7) доступен в онлайн-режиме. Все материалы составлены мастерами своего дела: Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д., Глаголева Ю.И., Архипова Ю.И., Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Харитонова В., Сизова Е.В., Стойка Е.И., Виноградова Ф., Калинова Г.С.

Характеристики решебника по окружающему миру за 3 класс

По своей структуре соответствует базовому печатному школьному учебнику и состоит из 2 частей по 25 активных кнопок, каждая из которых открывает 2-3 страницы с заданиями по всем темам. Именно за полноту информации его заслуженно называют крупнейшей многофункциональной информационной базой, без которой не обойтись ни одному школьнику. Главное, что делает решебник – облегчает жизнь современному школьнику и, соответственно, его родителям. Учебные пособия такого рода имеют много достоинств, однако ключевые его преимущества следующие:

  • все ответы на вопросы базового учебника снабжены не только детальными текстами, но и запоминающимися примерами, таблицами, различными пояснительными дополнениями и пр.;
  • изложение материала понятно не только отличникам, но ученикам с низкими оценками;
  • опечатки или описки в текстах вопросов и ключах отсутствуют.

Он станет настоящей палочкой-выручалочкой для каждого школьника желающего улучшить свои оценки по столь непростому но очень важному предмету. Благодаря решебнику процесс выполнения ДЗ и подготовка к контрольным и презентации творческих проектов больше не будут вызывать у детей стресс. Они без труда пройдут через все испытания которые приготовил для них очередной учебный год. Этот школьный предмет относится к числу самых важных. На уроках дети получают базовые знания по химии, биологии, географии. Чтобы дальнейшее изучение этих предметов не превратилось в невыполнимую миссию к данной дисциплине уже сейчас нужно подойти со всей серьезностью и ответственностью. А если у ребенка вдруг что-то не получится, то он всегда может обратиться за помощью к данному онлайн-справочнику. Данный ресурс был разработан вовсе не для того, чтобы ученики из него просто переписывали решенные задания в чистовик. Этот справочник преследует более важные цели. Во-первых, с его помощью учащиеся учатся применять полученные знания в деле. Этот ценный навык им обязательно пригодится при изучении остальных школьных дисциплин. Во-вторых, благодаря справочнику с правильными ответами учащиеся младших классов воспитывают в себе такие качества как трудолюбие внимательность ответственность самостоятельность терпение независимость.

Введение | Быть советским: идентичность, слухи и повседневная жизнь при Сталине 1939–1953

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicБыть советским: идентичность, слухи и повседневная жизнь при Сталине 1939–1953 гг. Современная история (1700–1945 гг.)Политическая историяИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicБыть советским: идентичность, слухи и повседневная жизнь при Сталине 1939–1953 гг. Современная история (1700–1945 гг.)Политическая историяИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

‘ВВЕДЕНИЕ’

,

Советские: Идентичность, слухи и повседневная жизнь при Сталине 1939–1953

, Оксфордские исторические монографии

(

Oxford,

2011;

онлайн.

Oxford Academic

, 19 января 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199604036.002.0011,

, по состоянию на 22 ноября 2022 г.

3

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicБыть советским: идентичность, слухи и повседневная жизнь при Сталине 1939–1953 гг. Современная история (1700–1945 гг.)Политическая историяИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicБыть советским: идентичность, слухи и повседневная жизнь при Сталине 1939–1953Новая история (1700–1945 гг. )Политическая историяИстория России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Извлечение

Историография сталинской эпохи: куда мы попали?

Распад СССР в 1991 году способствовал двойной революции в историографии сталинских лет. Во-первых, историки получили доступ к богатству ранее недоступных архивных материалов. Во-вторых, вызванные холодной войной дебаты об отношениях между сталинизмом и ленинизмом и «тоталитарном» характере эпохи стали менее насущными. В результате последние двадцать лет были беспорядочным и весьма творческим временем в советской историографии. Литература о сталинской эпохе кристаллизовалась в трех ключевых областях: логика и язык советского правительства в сталинскую эпоху; механизмы, которыми управляла советская власть в сталинскую эпоху; и опыт простых людей в сталинскую эпоху, в частности, как они относились к советской власти.

Эта книга посвящена двум из трех ключевых тем для обсуждения. В нем описывается эволюция поддерживаемой государством риторики о советской принадлежности (официальной советской идентичности) между нацистско-советским пактом (1939 г.) и смертью Сталина (1953 г.), а также то, как простые граждане взаимодействовали с этим языком. С точки зрения логики и языка советского режима он бросает вызов нынешнему историографическому акценту на русском национализме за счет других идентичностей: советский патриотизм был важной чертой ландшафта того периода. Он также предлагает новый подход к вопросу о взаимоотношениях советских граждан и советской власти. Рядовые представители советского населения использовали ряд «тактик среды обитания» (Коткин), чтобы договориться о своих отношениях с государством, которое ими управляло. Их поведение характеризовалось осторожным творчеством, противоречащим двум полюсам поддержки и сопротивления.

Предмет

Политическая историяИстория России и Восточной ЕвропыНовая история (с 1700 по 1945 гг. )Социальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Maddux о Зубке и Плешакове, «Холодная война внутри Кремля: от Сталина до Хрущева» | H-Diplo

Владислав Зубок, Константин Плешаков.
Холодная война Кремля изнутри: от Сталина до Хрущева.
Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1996. xv + 282 стр.
29,95 долларов США (ткань), ISBN 978-0-674-45531-3 .

Отзыв Томаса Р. Мэддукса (Калифорнийский государственный университет, Нортридж)
Опубликовано на H-Diplo (19 июля99)

Откройте документы, пусть игры продолжаются:

Владислав Зубок и Константин Плешаков написали самую влиятельную книгу на сегодняшний день, используя недавно доступные советские документы о советской политике времен холодной войны при Иосифе Сталине и Никите Хрущеве. Зубок стал хорошо известен американцам как представительный, постоянный комментатор разделов «Постскриптум» программы CNN «Холодная война», во время которых он предлагал проницательные и рассудительные наблюдения. В качестве старшего научного сотрудника Архива национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона и активного участника Проекта международной истории холодной войны Зубок был в центре открытия и публикации советских документов времен холодной войны и новых интерпретаций не только советских лидеров и политику, но и более масштабную, эмоциональную проблему ответственности в период холодной войны.[1] Плешаков написал несколько художественных произведений, эссе о китайско-советских отношениях и в настоящее время преподает в Маунт-Холиоке.[2] Несмотря на жалобы на отсутствие надежных первоисточников по советской политике, американским ученым порой невероятно трудно корректировать свои оценки, накопленные за тридцать-сорок лет.

Зубок и Плешаков достигли совершеннолетия в Советском Союзе после советской интервенции в Чехословакию в 1968 году и окончили Московский государственный университет в начале 1980-х годов. Они присоединились к элитному Институту исследований США и Канады, который они описывают как «прагматичный и бесконечно циничный мозговой центр, [который] дал нам хорошее представление о советской политике» (стр. xi). После прихода Михаила Горбачева в 1985 году и начала гласности Зубок и Плешаков занялись изучением советской политики, перейдя от безобидных документов о стилях мебели в советских посольствах к важным документам из советских посольств и министерств иностранных дел в Международный отдел ЦК и Политбюро. Хотя авторы имели доступ к некоторым документам из Архива президента России, большинство записей о Сталине и его преемниках были недоступны, включая протоколы Политбюро и переписку советских руководителей.[3]

Центральным интерпретационным тезисом Зубка и Плешакова, направляющим понимание советской внешней политики в период холодной войны, является революционно-имперская парадигма, «симбиоз имперского экспансионизма и идеологического прозелитизма» (с. 3), соединивший в себе имперскую природу и интересы из прошлого и настоящего России с коммунистическими революционными устремлениями, которые сплавили мессианское наследие России с марксизмом и ленинизмом. Зубок и Плешаков исследуют изменчивую природу и компоненты этой парадигмы в серии глав, которые начинаются с точки зрения Сталина с победой в руках в 1919 г.45, благодаря политике Сталина в период холодной войны, усилиям его подчиненных и преемников — Вячеслава Молотова, Лаврентия Берии, Георгия Маленкова и Никиты Хрущева — реализовать свои собственные версии этой влиятельной парадигмы. Хотя авторы отходят от этой парадигмы в своих обсуждениях конкретных кризисов холодной войны, таких как взгляды Сталина на Германию или отношение Хрущева к Китаю и Мао Цзэдуну, в каждой главе они стараются связать свой анализ с этой парадигмой. «Идеология не была ни слугой, ни хозяином советской внешней политики, — заключают Зубок и Плешаков, — но она была белой горячкой советских заявлений, сердцевиной самолегитимности режима, ужасающим заблуждением, от которого они никогда не могли избавиться» ( стр. 275-76).

Возрождая роль идеологии в формировании точки зрения советских политиков и предоставляя первичную документацию советских лидеров от Сталина до Хрущева, выражающую идеологическую точку зрения в беседах с советскими и другими коммунистическими лидерами, Зубок и Плешаков значительно перенаправили перспективу Американские специалисты по холодной войне, которым на протяжении десятилетий было трудно принять то, что историки Советского Союза обычно признавали важной предпосылкой для толкования. «Идеология вернулась», — отмечает Найджел Гулд-Дэвис в недавней оценке роли идеологии в «холодной войне», которая тщательно указывает на необходимость оценок, проводящих различие между личностью, идеологией и культурой. Согласно Гулд-Дэвису, «идеологические государства стремятся к власти для распространения своей внутренней системы, а не для укрепления собственной безопасности… Они определяют безопасность как расширение своей внутренней системы, а угрозу — как расширение внутренней системы противника». [4] В своем недавнем исследовании политики Сталина в период холодной войны Войтех Мастный также возрождает центральную важность идеологии, хотя он склонен подчеркивать, как Сталин использовал идеологию как средство власти и безопасности своего режима.[5]

Что дает это возрождение идеологии для понимания советской политики? Сталин — самый значительный и самый трудный вызов для Зубка и Плешакова в отношении имперско-революционной парадигмы. В двух главах о Сталине, одной о Молотове и еще одной об Андрее Жданове, главном сталинском «трубаче холодной войны» в качестве главы Отдела агитации и пропаганды и Международного отдела ЦК, Зубок и Плешаков толкают опубликованные и первоисточники, включая Публикации на немецком языке, насколько они могут продемонстрировать, что Сталин с 1920-е годы среди советских лидеров ближе всего подошли к реализации имперско-революционной парадигмы, смешанной с его чувством неполноценности и ксенофобской подозрительностью ко всему иностранному. Путеводной звездой Сталина «было обещание коммунистического революционного универсализма в сочетании с необходимостью выживания Советского Союза…» (стр. 11-12). Зубок и Плешаков не нашли в советских архивах «генерального плана» коммунистического мира и признают, что всем советским лидерам свойственна гибкая тактика. Когда Сталин осматривал место происшествия в 1945, авторы изображают его готовым отложить революционную сторону парадигмы, чтобы закрепить новую советскую сферу в Восточной Европе и дождаться неизбежного послевоенного капиталистического экономического кризиса и выпадения западных капиталистических держав, чего Молотов все время ждал для до 1980-х гг.

В вопросе об ответственности за развязавшуюся холодную войну Зубок и Плешаков сопротивляются искушению «свалить всю вину за холодную войну на заблуждения Сталина и его помощников» (с. 276). С одной стороны, парадигма предопределяет советскую экспансию, а ксенофобский режим Сталина ограничил бы любое сотрудничество с Западом, но авторы отмечают масштабы советских жертв для победы над Гитлером, необходимость времени для восстановления опустошенной западной России и достаточно успешное сотрудничество с Западом. Запад после 1941 (стр. 6-7, 33-35). Авторы действительно предполагают, что Сталин был заинтересован в сотрудничестве с Западом «всегда на своих условиях», и когда Соединенные Штаты и их западные союзники предприняли шаги по содействию экономическому восстановлению с помощью плана Маршалла и включили западные зоны Германии в свою коалицию, Сталин начал контрнаступление, которое имело неприятные последствия в Европе и одобрило вторжение Северной Кореи в Южную Корею в 1950 году, которое снесло остатки ялтинской системы сотрудничества в Азии вместе с новым революционным наступлением с Китаем Мао. Тем не менее, авторы включают в проблему ответственности и другие факторы, отмечая влияние силовой политики, «выбор американских и британских политиков, а также более глубокие причины враждебности и недоверия между диктатурами и демократиями…» (стр. 276).

Оценка Зубком и Плешаковым Никты Хрущева доминирует во второй половине их исследования и бросает серьезный вызов ревизионистским оценкам Хрущева и его главного западного антагониста Джона Кеннеди. По мнению авторов, Хрущев попал в ловушку наследия результатов сталинского вклада в революционно-имперскую парадигму и представляет собой весьма неустойчивую смесь установок: стремление уйти от нежелательного наследия Сталина на международной и внутренней арене, стремление к великому соглашению с Соединенными Штатами, энтузиазм в отношении революционеров третьего мира, таких как Фидель Кастро, готовность заниматься ядерным блефом и шантажом, а также опасная склонность к спонтанным решениям со значительным риском (стр. 182–189).4). Интерпретация, вероятно, наиболее близка к оценке Хрущева Адамом Уламом, которая не учитывала только искренний энтузиазм советских лидеров по поводу успешного продвижения коммунизма через новых лидеров в странах третьего мира.[6] В отличие от того, как авторы представляют Хрущева как очень динамичный и опасный вызов Кеннеди, ревизионисты во главе с Томасом Патерсоном и протеже Патерсона и Уолтера ЛаФебера в Кеннеди в поисках победы: американская внешняя политика, 1961-1963 уделяют очень мало внимания Хрущеву и вместо этого сосредоточиться на том, что Патерсон определяет как общую неудачу Кеннеди в его обреченном стремлении «победить в холодной войне». Вызов и возможности, поставленные Хрущевым, не заслуживают отдельной главы в сборнике, а в эссе Франка Костильолы, в котором обсуждается берлинский кризис, признается, что Хрущев спровоцировал берлинский кризис, но мало анализируется стратегия советского лидера до и во время кризиса Берлинской стены. [7] Стремление к победе не обязательно нежелательно и, как не заметили многие наблюдатели в 1991, победа была первоначальной целью стратегии сдерживания Джорджа Кеннана (либо изменение поведения СССР на международной арене, либо ослабление способности Кремля удерживать свою сферу в Восточной Европе), хотя Кеннан, вероятно, не предвидел полного краха Советского Союза. Поскольку ревизионисты хотят изобразить Кеннеди как наиболее агрессивного воина холодной войны, анализ Хрущева Зубком и Плешаковым как иногда импульсивного игрока, провоцирующего кризисы, противоречит основному уклону их интерпретаций.

Повторный акцент Зубка и Плешакова на роли идеологии и ее влиянии на вопрос ответственности оказал наибольшее влияние на пересмотр и изменение взглядов американцев на Сталина и советскую дипломатию в период холодной войны. Американские историки с 1960-х годов минимизировали влияние идеологии по обе стороны холодной войны. Ревизионисты со времен Уильяма Эпплмана Уильямса признали коммунистическую риторику Сталина — «Выражаясь языком Уолл-Стрит, Сталин был быком против коммунизма»[8] — но придавали ей мало значения, поскольку они сосредоточили внимание на экспансии США в погоне за экономической выгодой. «Открытая дверь», или восстановить капитализм в Западной Европе, или предотвратить революционный национализм в странах третьего мира. Постревизионисты, такие как Джон Льюис Гэддис, уделяли больше внимания влиянию международной системы, то есть вакууму власти в Центральной Европе, а также роли множества факторов внутренней политики, бюрократических императивов, а также неправильного восприятия и просчета. Одним из ответов на обнародование советских документов является отрицание их значения и отказ от переоценки вопроса об ответственности за холодную войну. «Никакое количество новых документов, «разоблачающих», что Сталин был жестоким тоталитаристом, не изменит того факта, что холодная война возникла и обострилась в результате взаимных конфликтов, неправильного восприятия и чрезмерной милитаризации посреди текучей и пугающей войны. международной среде, — объявил Уолтер Хиксон, — за все усилия, в том числе триумфальные или оправданные в последние годы, которые пытаются обвинить СССР более или менее исключительно в холодной войне, могут быть отвергнуты как местнический национализм, хотя местнический национализм, вооруженный сносками. из продажных недр Москвы конца века»[9].] Второй ответ заключается в изменении точки зрения, как это делает Анна Кастен Нельсон в недавнем эссе Chronicle of Higher Education , в котором она изображает ортодоксальную точку зрения как возложение всей вины на Советский Союз, в то время как «ревизионисты подчеркивали двойную ответственность Соединенных Штатов и Советского Союза, и описал американскую внешнюю политику как поиск глобальной экономической гегемонии». -ревизионисты, такие как Джон Гэддис, к старой ортодоксальной перспективе. «Пришло время двигаться дальше, — жалуется Нельсон, — но многие современные авторы все еще перефразируют старые дебаты». Когда появляются новые документы о глобальном явлении, которое доминировало полвека, не должны ли историки пересмотреть документы и переоценить старые проблемы?

Джон Гэддис и Мелвин Леффлер более прямо отреагировали на революционно-имперскую парадигму Зубока и Плешакова для понимания сталинской политики холодной войны. В своей недавней работе We Now Know: Rethinking Cold War History , которую он инициировал как серию лекций в Оксфорде в 1992 году, Гэддис использует новое исследование советских документов, проведенное Зубком, Плешаковым и другими, и уточняет свою постревизионистскую точку зрения, чтобы дать больше информации. влияние на их революционно-имперскую парадигму и сделать больший упор на неизбежную холодную войну, пока Сталин находится в Кремле.[11] В своем искусном обзорном эссе «Холодная война: что мы теперь знаем?» Мелвин Леффлер прямо бросает вызов не только Гэддису, но и парадигме Зубка и Плешакова и интерпретации истоков холодной войны. Сведя к минимуму ревизионистский акцент на первичной ответственности США за происхождение холодной войны в одном пункте — ревизионисты «возложили на Соединенные Штаты долю ответственности за холодную войну» — Леффлер описывает Гэддиса как отказавшегося от постревизионизма и переходящего к традиционному интерпретация путем подчеркивания революционной идеологии как путеводной звезды Сталина. На Леффлера, по-видимому, повлияли Зубок и Плешаков, а также исследование Мастного, и он принял идеологию как определяющую точку зрения Сталина, но предпочел более знакомую ревизионистскую путеводную звезду — безопасность: «Советские действия в Восточной Германии и Восточной Европе, хотя и безжалостные и контрпродуктивные, могли не следствие революционного рвения Сталина, или имперско-революционной парадигмы, или врожденной иррациональной паранойи. Они могли быть результатом его стремления к безопасности». Зубка и Плешакова и ошибочно обвиняет их в игнорировании влияния западной политики на Сталина и его преемников. Хотя Зубок и Плешаков правильно сосредотачиваются на новых советских документах и ​​оценках советских лидеров, они отмечают влияние политики Запада, в первую очередь разработку и использование атомной бомбы, усилия администрации Трумэна по выработке удовлетворительного урегулирования разногласий. о Ялтинских соглашениях по Восточной Европе и политике Сталина от Польши до Болгарии, а также о критическом влиянии плана Маршалла и западной политики на Германию (стр. 40-46, 48-52, 9).4-98, 103-108). На самом деле авторы еще больше подрывают одну из первоначальных ревизионистских позиций в отношении истоков «холодной войны» — в первую очередь ту, что Трумэн начал наступление на Восточную Европу, что усилило подозрения Сталина и побудило его перейти к сталинизации в этой области. Вместо этого, как отмечают Зубок и Плешаков, протесты и запросы США в отношении Восточной Европы в 1945–1946 годах не вызвали долговременной реакции в Кремле[14].

Откройте документы, пусть игры продолжаются: вместо того, чтобы отвергать или сопротивляться новым документам, американские историки должны с пониманием и смирением вновь посетить старые поля сражений — мы все будем неправы в некоторых вопросах — и извлечь выгоду из новых документов и исследования, такие как стимулирующее исследование Зубка и Плешакова, переработка Гэддисом его влиятельных пост-ревизионистских исследований в новое основное повествование и опровержение Леффлера, основанное на мастерском обзоре современной литературы. Есть много вопросов для изучения, в первую очередь (1) Молотов и Хрущев были интерпретированы более тщательно, чем Сталин, поскольку мы ждем гораздо больше первоисточников по этой ключевой фигуре; (2) почему попытки США достичь соглашения со Сталиным в Ялте и Потсдаме потерпели неудачу?; (3) центральная динамика и взаимодействие холодной войны должны получить более всесторонние оценки в соответствии с синтезом Гэддиса, поскольку мы можем интегрировать интересы и точки зрения обеих сторон; (4) поток документов об отношениях Кремля с его союзниками уже значительно расширил наше историческое понимание в этой области, а проекты и журналы, такие как «Международный исторический проект холодной войны», будут только продолжать давать новые идеи.

Примечания:

[1]. См. также Владислав Зубок, «Планы Сталина и российские архивы», Diplomatic History , XXI, № 1 (весна 1997 г.), 295–306. У Зубка готовящаяся к выходу книга эссе о поведении СССР в период холодной войны от Сталина до Горбачева. Читателям и изучающим холодную войну будет полезна полная библиография в рецензируемой работе.

[2]. Эссе Константина Плешакова находится в Odd Arne Westad, изд., Братья по оружию: Взлет и падение китайско-советского союза, 1945-1963 (Пало-Альто, 1999).

[3]. См. Илья Гайдук, «Сталин: три подхода к одному явлению», Diplomatic History , XXIII, № 1 (зима 1999 г.), 124–125. Как старший научный сотрудник Института всеобщей истории и заместитель руководителя Центра изучения холодной войны РАН, автор книги Советский Союз и война во Вьетнаме (Чикаго, 1996 г.) очень хорошо знаком с ограничениями и возможностями в советских документах.

[4]. Найджел Гулд-Дэвис, «Переосмысление роли идеологии в международной политике во время холодной войны», Journal of Cold War Studies , I, № 1 (зима 1999 г.), 102–103.

[5]. Vojtech Mastny, Холодная война и отсутствие безопасности в Советском Союзе: сталинские годы (Нью-Йорк, 1996), 3–24.

[6]. См. Adam B. Ulam, Expansion and Coexistence: The History of Soviet Foreign Policy, 1917-67 (New York, 1968), 572-689 и The Rivals: America and Russia After World War (Нью-Йорк, 1971), 286–313.

[7]. См. Томас Г. Патерсон, «В ​​поисках победы и глобального кризиса Джона Ф. Кеннеди», 3–23, и Фрэнк Костильола, «Погоня за атлантическим сообществом: ядерное оружие, доллары и Берлин», 25, 37–38, 42. -46, в книге Томаса Г. Патерсона, «В поисках победы Кеннеди: американская внешняя политика, 1961–1963» (Нью-Йорк, 1989). Патерсон действительно ссылается на «воинственную риторику» Хрущева и «тревожную речь, в которой он поддерживал антиимпериалистические войны за национальное освобождение», а Костильола отмечает, что «русские спровоцировали кризис из-за Берлина».

[8]. Уильям Эпплман Уильямс, _The Tragedy of American Diplomacy (Нью-Йорк, 1972), 215.

[9]. Хиксон сделал это заявление в ответ на H-DIPLO 12 апреля 1999 г., в положительной оценке президентского обращения Арнольда Оффнера SHAFR «Еще одна такая победа»: президент Трумэн, американская внешняя политика и холодная война».

[10]. Анна Кастен Нельсон, «Освещение сумеречной борьбы: новые интерпретации холодной войны», The Chronicle of Higher Education , 25 июня 1999 г.

[11]. Джон Льюис Гэддис, Теперь мы знаем: переосмысление истории холодной войны (Нью-Йорк, 1997), 29–31, 290–292.

[12]. Мелвин П. Леффлер, «Холодная война: что« мы теперь знаем »?», American Historical Review , CIV, № 2 (апрель 1999 г.), 503. Если вы более тридцати лет читали ревизионистов из Уильяма Эпплмана. Уильямса Ллойду Гарднеру, Уолтеру ЛаФеберу, Габриэлю Колко, Томасу Патерсону и их многочисленным кандидатам наук. Мои протеже, фраза «доля ответственности» привлекает ваше внимание и память о древних битвах, даже когда вы наслаждаетесь синтезом Леффлером литературы после холодной войны.

[13]. Там же. , 512-513.

[14]. См. Леффлер, 512-521.

Copyright (c) 1999, H-Net, все права защищены. Эта работа может быть скопирована для некоммерческого использования в образовательных целях, если должным образом указаны автор и список.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *