ГДЗ 3 Вещества и явления в окружающем мире естествознание 5 класс А.А. Плешаков
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Французский язык
- Биология
gdz.ru
ГДЗ 2 Вещества и явления в окружающем мире естествознание 5 класс А.А. Плешаков
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Французский язык
- Биология
gdz.ru
ГДЗ по Белорусскому языку за 4 класс Свириденко В.И. часть 1
Решебники, ГДЗ
- 1 Класс
Математика
Русский язык
Английский язык
Информатика
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
- 2 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
Технология
- 3 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Музыка
Окружающий мир
Испанский язык
- 4 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
megaresheba.ru
ГДЗ по белорусскому языку за 5 класс Валочка Г.М., Зелянко В.У. часть 1
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Французский язык
- Биология
gdz.ru
ГДЗ по Геометрии за 9 класс Казаков В.В.
Решебники, ГДЗ
- 1 Класс
Математика
Русский язык
Английский язык
Информатика
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
- 2 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
Технология
- 3 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Музыка
Окружающий мир
Испанский язык
- 4 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
megaresheba.ru
Методическая разработка по окружающему миру «Решение проблемной задачи «Растительный мир Хакасии»
Ключевые слова:
Красная книга
,
проектная задача
,
Хакасия
,
растительный мир
I. Методический паспорт проектной задачи «Растительный мир Хакасии».
Адресация | Проектная задача предназначена для педагогов, работающих с детьми 4 класса. |
Тип задачи | Предметная (обучающая) |
Предмет | Окружающий мир |
Цель проектной задачи | Выявление интересных фактов из жизни морских обитателей, расширение кругозора по данной теме. |
Задачи | Познавательные УУД Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. Коммуникативные УУД Личностные результаты |
Ресурсы проектной задачи | Набор текстовых заданий, цветные карандаши, бумага, ножницы, картинки редких растений Хакасии, шаблоны лепестков ромашки с фразами. |
Планируемый результат | На основе проекто-исследовательской деятельности учащиеся должны выявить причины исчезновения редких растений и рассмотрение возможных путей сохранения флоры республики. Представить результат работы (продукт деятельности) в виде информационного цветка полученных знаний. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп, оценивание результатов другой группой. |
Описание проектной задачи
Основной педагогической целью является выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Временные сроки реализации проектной задачи: 90 минут.
Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах по 5 человек.
Состав групп участников. Школьники 4 класса по 5 человек в группе с распределением обязанностей: лидер, генератор идей (обобщая, интегрируя чужие идеи, вырабатывает новые на более высоком уровне), эрудит, критик (должен обосновать нужна ли идея группе или не нужна).
Продукт выполнения проектной задачи — информационный цветок.
Замысел проектной задачи
1. Подготовительный этап работы
Целеполагание
Республика Хакасия отличается от других регионов России особым климатом, своеобразным рельефом, уникальным растительным миром.
Преобладающий рельеф местности – степи, горы и тайга.
В Республике произрастает более 1000 видов высших сосудистых растений, из них 17 видов, занесенных в Красную книгу РСФСР, редких и исчезающих — 58 видов. Как сохранить природу родного края?
Основу экосистемы хвойного леса составляют хвойные деревья, кустарники и травы, которые являются кормом, домом, дают защиту насекомым, птицам, животным.
- На ветвях и в дуплах деревьев, в кустарнике и траве гнездятся птицы.
- На деревьях проводят основную часть времени белки, бурундуки.
- В нижнем ярусе леса обитают как травоядные животные: зайцы, лоси, олени, косули, так и хищники: лисы, медведи, волки, барсуки.
Формулирование проблемы учащимися.
— Как Вы думаете, дети, какую проблемную задачу мы будем с Вами решать? (Ответы детей)
Проблема (формулируют дети): как сохранить уникальный растительный мир Хакасии, особенно исчезающие растения.
Целью данного исследования является (формулируют дети: выяснение причин исчезновения редких растений и рассмотрение возможных путей сохранения флоры Республики.
Гипотеза: предположим, чтоисчезновение экосистемы хвойных лесов не повлияет на её обитателей.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Рассмотреть мероприятия, проводимые для охраны редких и исчезающих растений.
- Исследовать причины обеднения растений Хакасии и выявить возможные пути их сохранения.
2. Проектировочный
- Итак, ребята, пусть Вам сопутствует удача.
- Кто подскажет, как звучит наша проектная задача?
- Молодцы! Что необходимо, чтобы решить задачу? (Спланировать свою деятельность, определить этапы работы и представлять себе конечный результат)
2.1. Составление плана деятельности в группе:
- Осмыслить задание (что надо сделать?)
- Найти нужную информацию (текст, рисунок)
- Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
- Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что…, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
- Получить результат совместной деятельности.
Для этого Вы должны уметь взаимодействовать между собой. В процессе работы можно задавать вопросы.
Для решения проектной задачи: «Проектная задача «Растительный мир Хакасии» нам необходимо распределиться на группы. В группах распределить роли.
2. 2. Распределение ролей в группе:
- лидер,
- генератор идей (обобщая и интегрируя чужие идеи, вырабатывает свои, оригинальные),
- эрудит,
- исполнитель идей,
- критик (должен понять, нужна ли идея группе или не нужна)
А теперь необходимо определить экспертную группу из 3-х человек (могут быть старшеклассники, педагоги), определить критерии оценивания работы.
Члены жюри наблюдают за работой групп, учитель при необходимости координирует работу ребят.
2.3. Экспертный лист для оценки работы группы.
Ф.И.эксперта:
№ группы:
Критерии оценивания:
- 2 балла – работали продуктивно;
- 1 балл – средний уровень продуктивной деятельности;
- 0 баллов – низкий уровень продуктивной деятельности.
Ключевые моменты оценивания | Оценивание |
Вопросы (какие вопросы задавали участники группы соответствующие проблеме или не соответствующие) |
|
Формулировка задачи в группе. |
|
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания т.п.) |
|
Как осуществлялись переходы от одного задания к другому? |
|
Климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.). |
|
Взаимодействие членов группы в ходе работы. Если были конфликтные ситуации, то, как они разрешились? |
|
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся позволяющее собрать вместе то, что выполняла группа) |
|
Защита проектов. |
|
Подведите итог (общее впечатление от работы в группе) |
|
Максимальное количество баллов:18 б. |
|
3. Практический
Работа в группах по заданиям.
Сбор материала. Создание продукта деятельности: информационного цветка. Координация работы.
3. 1. Сбор материала.
Ребята предлагаются теоретические сведения на карточках.
Таблица №1
Гипотеза | Результат | |
Исчезновение | Исчезновение большинства растений и животных | Гибель всей экосистемы. |
Наряду с уменьшением количества хвойных лесов в Хакасии сокращается численность растений.
Карточка 1.
1. Остролодочник. Сокращение численности вида происходит в результате хозяйственного освоения территорий (выпас скота). (Приложение 1)
2. Венерин башмачок. Растение является объектом массового сбора людьми для букетов и с целью пересадки на садовые участки, что ведёт к повсеместному сокращению вида. (Приложение 1)
3. Родиола розовая (золотой корень). Ценится как лекарственное растение, является объектом массового сбора людьми, что так же приводит к сокращению вида. (Приложение 1)
Карточка 2.
Для охраны флоры и фауны нашей Республики создан заповедник «Хакасский», включающий в свои территории места произрастания редких и вымирающих видов растений.
Но невозможно всё сохранить в заповедниках, разнообразие растительного мира должно быть повсюду. Долг каждого сохранить богатство и разнообразие растительного мира, не изолируя от растения Человека, а сохранить для Человека.
Буклет (см. Приложение 2)
Некоторые сведения из Красной книги (см. Приложение 1)
Карточка 3.
Исчезновение деревьев в результате приведет к исчезновению большинства растений и животных, обитающих в этих лесах.
В земле живут грызуны, там находятся такие профессии, как «разрушители» — это дождевой червь, микробы, бактерии.
Примечание: дополните сведения.
Карточка 4.
На поверхности — травоядные и хищные животные: лоси, барсуки и т.д.
Примечание: дополните сведения.
Карточка 5.
На деревьях вьют гнёзда птицы, строят в дуплах жильё белки.
Примечание: дополните сведения.
Карточка 5.
Животные — «потребители».
«Производители» — хвойные деревья.
Если исчезнут растения то, что произойдёт?
Примечание: дополните сведения.
3.2. Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.п.)
Комментарий: Создание продукта деятельности: информационного цветка или другой вариант представления решения проектной задачи.
Задание. Вы хорошо потрудились. Теперь из получившихся лепестков создайте информационный цветок.
| Причины исчезновения флоры Хакасии (дети данные выводы записывают на листах, могут быть и другие варианты ответов) |
1. Из-за неумеренного сбора лекарственно сырья. |
2. Сплошное скашивание травы на лугах. |
3. Вытаптывание растений в лесу людьми во время прогулок, сбора ягод и грибов. |
4. Привычка рвать растения и собирать букеты. |
5. Бесконтрольная вырубка деревьев |
6. Но самым разрушительным для всей флоры Республики являются степные и лесные пожары. |
Второй цветок.
Мероприятия по охране растительного мира Хакасии (дети данные выводы записывают на листах, могут быть и другие варианты ответов).
- Создание школьного экологического центра. Цель, которого просветительская деятельность среди школьников и родителей.
- Публикации в школьном журнале, выпуск буклетов, листовок на экологическую тему.
- Мероприятия на школьном и городском уровне по защите природы.
4. Заключительный
- Представление и защита проектов.
- Рефлексия.
- Оценка результатов жюри.
Заключение
Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам, формированию универсальных учебных действий у школьников.
Интернет-ресурсы
- Природа Республики Хакасия http://discovery.khakasia.ru/Khakass
- Заповедники Хакасии
- Охрана лесных экосистем http://www.sikhote-alin.narod.ru/1index.htm
urok.1sept.ru
Методическая разработка по окружающему миру «Решение проблемной задачи «Растительный мир Хакасии»
Ключевые слова:
Красная книга
,
проектная задача
,
Хакасия
,
растительный мир
I. Методический паспорт проектной задачи «Растительный мир Хакасии».
Адресация | Проектная задача предназначена для педагогов, работающих с детьми 4 класса. |
Тип задачи | Предметная (обучающая) |
Предмет | Окружающий мир |
Цель проектной задачи | Выявление интересных фактов из жизни морских обитателей, расширение кругозора по данной теме. |
Задачи | Познавательные УУД Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. Коммуникативные УУД Личностные результаты |
Ресурсы проектной задачи | Набор текстовых заданий, цветные карандаши, бумага, ножницы, картинки редких растений Хакасии, шаблоны лепестков ромашки с фразами. |
Планируемый результат | На основе проекто-исследовательской деятельности учащиеся должны выявить причины исчезновения редких растений и рассмотрение возможных путей сохранения флоры республики. Представить результат работы (продукт деятельности) в виде информационного цветка полученных знаний. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп, оценивание результатов другой группой. |
Описание проектной задачи
Основной педагогической целью является выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Временные сроки реализации проектной задачи: 90 минут.
Решение проектной задачи требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах по 5 человек.
Состав групп участников. Школьники 4 класса по 5 человек в группе с распределением обязанностей: лидер, генератор идей (обобщая, интегрируя чужие идеи, вырабатывает новые на более высоком уровне), эрудит, критик (должен обосновать нужна ли идея группе или не нужна).
Продукт выполнения проектной задачи — информационный цветок.
Замысел проектной задачи
1. Подготовительный этап работы
Целеполагание
Республика Хакасия отличается от других регионов России особым климатом, своеобразным рельефом, уникальным растительным миром.
Преобладающий рельеф местности – степи, горы и тайга.
В Республике произрастает более 1000 видов высших сосудистых растений, из них 17 видов, занесенных в Красную книгу РСФСР, редких и исчезающих — 58 видов. Как сохранить природу родного края?
Основу экосистемы хвойного леса составляют хвойные деревья, кустарники и травы, которые являются кормом, домом, дают защиту насекомым, птицам, животным.
- На ветвях и в дуплах деревьев, в кустарнике и траве гнездятся птицы.
- На деревьях проводят основную часть времени белки, бурундуки.
- В нижнем ярусе леса обитают как травоядные животные: зайцы, лоси, олени, косули, так и хищники: лисы, медведи, волки, барсуки.
Формулирование проблемы учащимися.
— Как Вы думаете, дети, какую проблемную задачу мы будем с Вами решать? (Ответы детей)
Проблема (формулируют дети): как сохранить уникальный растительный мир Хакасии, особенно исчезающие растения.
Целью данного исследования является (формулируют дети: выяснение причин исчезновения редких растений и рассмотрение возможных путей сохранения флоры Республики.
Гипотеза: предположим, чтоисчезновение экосистемы хвойных лесов не повлияет на её обитателей.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Рассмотреть мероприятия, проводимые для охраны редких и исчезающих растений.
- Исследовать причины обеднения растений Хакасии и выявить возможные пути их сохранения.
2. Проектировочный
- Итак, ребята, пусть Вам сопутствует удача.
- Кто подскажет, как звучит наша проектная задача?
- Молодцы! Что необходимо, чтобы решить задачу? (Спланировать свою деятельность, определить этапы работы и представлять себе конечный результат)
2.1. Составление плана деятельности в группе:
- Осмыслить задание (что надо сделать?)
- Найти нужную информацию (текст, рисунок)
- Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
- Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что…, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
- Получить результат совместной деятельности.
Для этого Вы должны уметь взаимодействовать между собой. В процессе работы можно задавать вопросы.
Для решения проектной задачи: «Проектная задача «Растительный мир Хакасии» нам необходимо распределиться на группы. В группах распределить роли.
2. 2. Распределение ролей в группе:
- лидер,
- генератор идей (обобщая и интегрируя чужие идеи, вырабатывает свои, оригинальные),
- эрудит,
- исполнитель идей,
- критик (должен понять, нужна ли идея группе или не нужна)
А теперь необходимо определить экспертную группу из 3-х человек (могут быть старшеклассники, педагоги), определить критерии оценивания работы.
Члены жюри наблюдают за работой групп, учитель при необходимости координирует работу ребят.
2.3. Экспертный лист для оценки работы группы.
Ф.И.эксперта:
№ группы:
Критерии оценивания:
- 2 балла – работали продуктивно;
- 1 балл – средний уровень продуктивной деятельности;
- 0 баллов – низкий уровень продуктивной деятельности.
Ключевые моменты оценивания | Оценивание |
Вопросы (какие вопросы задавали участники группы соответствующие проблеме или не соответствующие) |
|
Формулировка задачи в группе. |
|
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания т.п.) |
|
Как осуществлялись переходы от одного задания к другому? |
|
Климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.). |
|
Взаимодействие членов группы в ходе работы. Если были конфликтные ситуации, то, как они разрешились? |
|
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся позволяющее собрать вместе то, что выполняла группа) |
|
Защита проектов. |
|
Подведите итог (общее впечатление от работы в группе) |
|
Максимальное количество баллов:18 б. |
|
3. Практический
Работа в группах по заданиям.
Сбор материала. Создание продукта деятельности: информационного цветка. Координация работы.
3. 1. Сбор материала.
Ребята предлагаются теоретические сведения на карточках.
Таблица №1
Гипотеза | Результат | |
Исчезновение | Исчезновение большинства растений и животных | Гибель всей экосистемы. |
Наряду с уменьшением количества хвойных лесов в Хакасии сокращается численность растений.
Карточка 1.
1. Остролодочник. Сокращение численности вида происходит в результате хозяйственного освоения территорий (выпас скота). (Приложение 1)
2. Венерин башмачок. Растение является объектом массового сбора людьми для букетов и с целью пересадки на садовые участки, что ведёт к повсеместному сокращению вида. (Приложение 1)
3. Родиола розовая (золотой корень). Ценится как лекарственное растение, является объектом массового сбора людьми, что так же приводит к сокращению вида. (Приложение 1)
Карточка 2.
Для охраны флоры и фауны нашей Республики создан заповедник «Хакасский», включающий в свои территории места произрастания редких и вымирающих видов растений.
Но невозможно всё сохранить в заповедниках, разнообразие растительного мира должно быть повсюду. Долг каждого сохранить богатство и разнообразие растительного мира, не изолируя от растения Человека, а сохранить для Человека.
Буклет (см. Приложение 2)
Некоторые сведения из Красной книги (см. Приложение 1)
Карточка 3.
Исчезновение деревьев в результате приведет к исчезновению большинства растений и животных, обитающих в этих лесах.
В земле живут грызуны, там находятся такие профессии, как «разрушители» — это дождевой червь, микробы, бактерии.
Примечание: дополните сведения.
Карточка 4.
На поверхности — травоядные и хищные животные: лоси, барсуки и т.д.
Примечание: дополните сведения.
Карточка 5.
На деревьях вьют гнёзда птицы, строят в дуплах жильё белки.
Примечание: дополните сведения.
Карточка 5.
Животные — «потребители».
«Производители» — хвойные деревья.
Если исчезнут растения то, что произойдёт?
Примечание: дополните сведения.
3.2. Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.п.)
Комментарий: Создание продукта деятельности: информационного цветка или другой вариант представления решения проектной задачи.
Задание. Вы хорошо потрудились. Теперь из получившихся лепестков создайте информационный цветок.
| Причины исчезновения флоры Хакасии (дети данные выводы записывают на листах, могут быть и другие варианты ответов) |
1. Из-за неумеренного сбора лекарственно сырья. |
2. Сплошное скашивание травы на лугах. |
3. Вытаптывание растений в лесу людьми во время прогулок, сбора ягод и грибов. |
4. Привычка рвать растения и собирать букеты. |
5. Бесконтрольная вырубка деревьев |
6. Но самым разрушительным для всей флоры Республики являются степные и лесные пожары. |
Второй цветок.
Мероприятия по охране растительного мира Хакасии (дети данные выводы записывают на листах, могут быть и другие варианты ответов).
- Создание школьного экологического центра. Цель, которого просветительская деятельность среди школьников и родителей.
- Публикации в школьном журнале, выпуск буклетов, листовок на экологическую тему.
- Мероприятия на школьном и городском уровне по защите природы.
4. Заключительный
- Представление и защита проектов.
- Рефлексия.
- Оценка результатов жюри.
Заключение
Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам, формированию универсальных учебных действий у школьников.
Интернет-ресурсы
- Природа Республики Хакасия http://discovery.khakasia.ru/Khakass
- Заповедники Хакасии
- Охрана лесных экосистем http://www.sikhote-alin.narod.ru/1index.htm
urok.1sept.ru