3 класс

Цель путешествия окружающий мир 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Путешествуя, познаём мир (Перспектива)

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Путешествуя, познаём мир (Перспектива)

Этап занятия (урока)

Методы,

приёмы

t

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД
   

I.Орг.

Организация рабочего места

Мотивация

— беседа

1 мин

— Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Александра Вадимовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

— Сегодня мы с Вами не просто ученики 3 «А» класса, а настоящие путешественники и для того чтобы отправиться в далёкое странствие, нам с вами необходимо хорошенько подготовиться. Но турист без знаний, плохой турист. Поэтому, нам с Вами нужно повторить некоторые знания, чтобы быть осведомлёнными и готовыми ко всему!

Воспринимать на слух вступительное слово.

Анализировать свою готовность.

Л. – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Актуализация знаний

— работа с презентацией

— работа в парах

Словесный

-беседа

4 мин

— Нам необходимо вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках.

— У Вас на столах лежат карточки, читайте вопрос и отвечаете письменно на него. Не разговаривайте. Время на выполнение задания у вас 3 минуты.  

— Какой материк объединяет две части света?

— Это название страны, и название материка и части света.

— На каком материке нет стран?

— Эта страна самая большая в Евразии и на планете

— Какую страну называют «Страна восходящего солнца»?

— Ребята, сравните свои ответы с эталоном на слайде. Возле верного ответа «+», возле неправильного «?», это Вам сигнал о том, что нужно повторить. Если вы выполнили все задания верно, то ставьте себе оценку «5», одна ошибка «4», 2 ошибки «3».

— Передайте карточки молча с задних парт на первую.

Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной.
(Рюкзак)

— Ребята, а для чего нужны рюкзаки?  

Ориентироваться на занятии.

Соблюдать тишину.

Отвечать на вопросы

выдвигать предположения.

П.- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.  – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Целеполагание

-беседа

-словесный

(ответы на вопросы)

1 мин

— Конечно, не только для учебы, но ещё и для путешествий.

— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

— Тема нашего урока «Путешествуя, познаем мир»- Тему определили. Какую же цель поставим? Ребята, а вы знаете, правила отправки в путешествие? Тогда мы с Вами с ними подробно познакомимся!

Выдвигать предположение о цели занятия.

Усваивать важность урока.

К. – уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

II. Постановка учебной задачи и её решение

Наглядный

-демонстрация

Словесный

-беседа

Практический

-работа с книгой

10 мин

— Сейчас мы будем собирать дорожный чемодан. Он, конечно, будет не совсем обычным. Какие-то предметы лягут в этот чемоданчик. (Но самое главное, что нам предстоит упаковать, — это новые знания о том, как готовиться к путешествию.)

— Откройте ваши учебники на странице 32. Прочитайте первое правило.

— Обсудите в парах – Почему важно поставить цель путешествия?

— Прочитайте правило 2.

— От цели зависит и выбор места путешествия. Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать место путешествия? Обсудите в парах. (Почитать журналы, поискать информацию в интернете, побеседовать с опытными путешественниками.)

-Прочитайте правила 3,4,5,6.

-Чем объединены эти правила? Обсудите. (Они о том, что нужно взять с собой в дорогу.)

— Для чего нужны эти вещи?

— Прочитайте правило 7.

-Почему важно знать погоду? (Чтобы взять необходимое, не брать лишних вещей, скорректировать сроки путешествия)

-Правило 8.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать на слух информацию.

Применять умения

вступать в диалог.

Анализировать.

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы.

П.– осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

К.  – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р. – принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Динамическая пауза

2 мин

-Давайте встанем и немного подвигаемся, ведь какой путешественник может долго сидеть на месте?

Выполнять физ. минутку.

Практический

-работа на листочках

7 мин

— Итак, вы снабдили наш чемодан знаниями.

-Сейчас, обсудите с соседом по парте, с какой целью и куда вы отправились бы в путешествие. На листочках напишите, какие вещи вы положите в рюкзак.

Применять ранее полученные знания.

Работать в парах

Выполнять упражнение

П.- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Словесный

-беседа

Практический

Работа в парах

4 мин

— Кто хочет с нами поделиться? Молодцы.

— На странице 34 прочитайте второй абзац под фотографиями.

— Скажите, для чего нужно знать традиции страны, в которую вы едете? Молодцы.

— Прочитайте первый абзац на странице 34. Почему путешествие по знакомым местам может быть полезным?

— Скажите, о чем, по вашему опыту, надо ещё позаботиться, отправляясь в путешествие?

Наблюдать.

Анализировать собственную деятельность.

Слушать других.

Читать про себя. Отвечать на вопросы.

П.– осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

III.Заключительная часть.

Рефлексия

-беседа 

— практический

Домашнее задание

4 мин

6 мин

— Ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале занятия? Мы ее достигли?

— Какую информацию вы считаете для себя полезной?

— Какой самый первый шаг при подготовке к путешествию?

— Как нужно относиться к культуре другой страны?

— Посмотрите на лесенку, на какую ступень вы себя поставите? Почему?

— На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте себя в путешествии. Не забудьте нарисовать что вы с собой берете, кого возьмете в напарники и так же пейзаж, того места, куда вы отправляетесь.

— Вашим домашним заданием будут упражнения 1,3 в рабочей тетради на странице 26-27, так же прочитать текст учебника с 32-35, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя».

Оценивать занятие.

Организовать свою деятельность.

Анализировать.

Р.- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Итог урока

-беседа

1 мин

Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились, конечно, у каждого бывают затруднения, это не страшно! Мне очень понравилось с вами работать! Оставайтесь такими же активными всегда! Молодцы.

Слушать и воспринимать речь.

Р.- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс): Урок окружающего мира в 3 классе «Путешествие по странам Европы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 46» городского округа Самара

Технологическая карта урока окружающего мира

программа «Школа России»

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. 2-я ч. – М.: Просвещение, 2013.

составила урок и провела учитель начальных классов МБОУ Школа № 46 г.о. Самара

Яничкина Юлия Александровна

г. Самара

2015 г.

Предмет

    Окружающий мир

Тип урока

    Обобщение полученных знаний

Тема урока

    Путешествие по странам Европы

Цель урока

   Обобщить и закрепить знания обучающихся о странах Европы. Создать условия для применения полученных знаний.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения

  • Определять на карте страны Европы и ориентироваться по ней.
  • Сопоставлять страну и флаг.
  • Указывать столицу, главу государства, государственный язык.
  • Показать знание достопримечательностей стран Европы.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развитие умения работать с информацией.
  • Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта).
  • Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД).
  • Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД).
  • Формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
  • Формирование умения взаимодействовать в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных  ситуациях.

Регулятивные действия: 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные действия: 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные действия: 

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  

Индивидуальная, коллективная.

Средства обучения: 

 Интерактивная доска, раздаточный материал,  листы для самооценки.

Методическая литература

Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 2-я ч.: Просвещение, 2015

Сценарий урока по окружающему миру  

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1

Орг.момент.        

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья за дело.

— Сегодня у нас пройдет необычный урок.

Слушают учителя.

личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

 Этап целеполагания.

   

— На экране будет представлен ряд с фотографиями. Вам нужно внимательно их рассмотреть. (Фотографии с видами изученных стран Европы, самолет, аэропорт)

— Определите тему сегодняшнего урока.                          

— Какие мы поставим перед собой цели?

Рассматривают фотографии

— Путешествие по странам Европы

— Обобщить знания по теме урока.

  Применять свои знания на практике. Находить общее решение. Доказывать свои мысли.

СЛАЙД 2,3

СЛАЙД 4

познавательные: (логические) анализ объектов с целью выделения признаков;

регулятивные: 

постановка целей урока.

3

Мотивация к учебной деятельности

— Итак, приобретаем билеты и готовимся к посадке на самолет для путешествия по странам Европы.

— Отправляемся в путь!

— Вот мы прибыли в Европу. Путешествовать будем группами. На каждом билете есть цветовая пометка. Соберитесь в группы и выберете главного, ответственного за вашу группу. (Всего 4 группы).

— Как любым путешественникам, нам нужна карта. Каждая группа получает карту Европы, на которой обозначена схема движения по странам (Приложение 2)

 — Номера на карте по порядку указывают, куда сначала идет группа, в какую часть Европы путешествует. Вам надо вспомнить название стран и выбрать нужный «аэропорт» (стол с заданиями).

— Вспомните и перечислите страны Европы.

— При прибытии в определенную часть Европы вы выбираете конверт с заданиями на всех обучающихся. После выполнения задания проверяете свою работу и оцениваете себя, закрасив кружок на своем билете нужным цветом (зеленый – все правильно, желтый – есть ошибки, красный – не справился с заданием). На выполненных работах записываете фамилию.  Задания «На севере Европы» находятся на экране интерактивной доски.

— Начинаем наше путешествие по Европе!

Выбирают билеты, на которых есть цветовая пометка. (Приложение 1)

Собираются в группы и в каждой группе выбирают ответственного.

Берут маршруты движения.

— На севере Европы (Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия, Дания), Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды и Люксембург),    

В центре Европы (Германия, Австрия, Швейцария), по Франции и Великобритании, На юге Европы (Италия и Греция).

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

личностные: самоопределение,коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

4

Этап обобщения изученного.

Работа в группах

Задания «На севере Европы».

Задания «Бенилюкс».

Задания «В центре Европы ».

Задания «Франция и Великобритания».

Задания «На юге Европы».

(Приложение 3).

Во время работы учитель координирует действия групп, контролирует выполнение заданий и собирает их.

Работают в группах, переходя от одного стола заданий к другому, выполняют задания, самопроверку по эталону и оценивают их выполнение.

                           

СЛАЙДЫ

8-15

регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже  усвоено и  что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,личностные: самоопределение,познавательные: (общеучебные умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других.

5

Подведение итогов. Рефлексия.

— Какое путешествие мы сегодня совершили?

— Что понравилось на уроке?

— Что показалось трудным?

— Какие цели ставили в начале урока? Достигли поставленных целей?

— Проверьте, подписаны ли маршрутные листы. Сдайте их.

— Оцените свою работу на уроке и в билете, проанализировав работу на каждом этапе, поставьте оценку за урок.

— Спасибо за урок!

(Домашнее задание не предусмотрено).

Отвечают на вопросы.

Сдают маршруты, на которых указаны фамилии детей, выполнявших задания.

В билетах выставляют оценку за урок.

регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже  усвоено и  что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,

личностные: самоопределение,

познавательные: (общеучебные умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач;

коммуникативные: уумение слушать и понимать речь других.

6

Домашнее задание

Не предусмотрено.

Приложение 1

                               Билет

              На путешествие по странам Европы:

  1. На севере Европы
  2. Бенилюкс    
  3. В центре Европы
  4. По Франции и Великобритании
  5. На юге Европы

Приложение 2

                               Маршрут № 1                                                                                                           Маршрут № 2

                                     

Маршрут № 3                                                                                    Маршрут № 4

                         

Приложение 3

Задания

  1. На севере Европы

№ 1 Соедини линиями подписи и флаги

№ 2 Разгадай кроссворд

а

и

н

4п

о

р

в

е

г

и

я

р

л

е

я

е

я

ц

з

н

с

л

а

н

д

и

я

д

я

д

и

р

о

л

е

в

а

я

с

н

л

т

т

о

к

г

о

л

ь

м

1.Страна – родина Г.Х. Андерсена. 2. «Страна тысячи озёр». 3. В какой стране родилась сказка о малыше и Карлсоне? 4. Глава государства в Финляндии и Исландии. 5. Фьорды – одна из достопримечательностей этого государства. 6. Какое государство называют «ледяной страной»? 7. Глава государства в Дании. 8. Столица Швеции.

№ 3 Укажи название достопримечательностей

Королевский дворец     Фьорд             аквапарк             Русалочка

в Стокгольме                в Норвегии       «Серена»              в Дании

                                                                 в Финляндии

№ 4 Объедини таблички, которые относятся к одной стране:

Линдгрен, Швеция, Стокгольм

Русалочка, Дания, Копенгаген

Фьорды, Норвегия, Осло

Аквапарк, Финляндия, Хельсинки

  1. Бенилюкс

№ 1 Указать на карте названия стран

№ 2 Заполни пропуски, чтобы таблица была заполнена верно

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Бельгия

Брюссель

Король

Французский, нидерландский, немецкий

Нидерланды

Амстердам

Король

Нидерландский

Люксембург

Люксембург

Великий герцог

Люксембургский, немецкий, французский

  1. В центре Европы

№ 1 Раскрась флаги Австрии, Швейцарии и Германии

№ 2 По описанию узнай страну и запиши её название:

Страна, где находятся крупнейший в мире зоопарк, памятник Бременским музыкантам, величественный Кёльнский собор

Германия

Эта страна знаменита своими надёжными банками, точными часами, прекрасными горными курортами.

Швейцария

Эта страна – родина композитора, «короля вальсов» Иоганна Штрауса, по улицам её столицы можно проехать в старинном фиакре.

Австрия

№ 3 Заполни пропуски, чтобы таблица была заполнена верно

Страна

Столица

Глава государства

Государственный язык

Германия

Берлин

Президент

Немецкий

Австрия

Вена

Президент

Немецкий

Швейцария

Бёрн

Президент

Немецкий, французский, итальянский

  1. Франция и Великобритания

№ 1 Найди в таблице названия нескольких городов Франции и Великобритании

№ 2 Наклей фотографии и укажи стрелками названия городов и стран

№ 3 Объедини таблички, которые относятся к одной стране

Франция, Эйфелева башня, Лувр, Париж, Сена.

Великобритания, Лондон, Темза, Тауэр, Биг Бен.

  1. На юге Европы

№ 1 Раскрасить флаги Италии и Греции

№ 2 Наклей фотографии и подпиши название города и страны, где находится каждая достопримечательность.

№ 3 Определи по карте, каким странам принадлежат эти острова и впиши в таблицу:

Остров

Страна

Корфу

Сицилия

Крит

Сардиния

Родос

nsportal.ru

Урок окружающего мира, 3 класс, «Отправляемся в путешествие»

Урок окружающего мира

в 3 классе

учителя начальных классов

Крыциной Марины Викторовны

Тема: Введение. Отправляемся в путешествие.

Цели и задачи урока:

  1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с новым направлением курса «Окружающий мир» — обществознанием. С помощью учебной модели «Река времени российской истории» начать формировать представление об истории нашей страны.

  2. Чувственно — эмоциональное отношение к миру: формировать у детей интерес к содержанию предмета. Дать возможность «поиграть по правилам», то есть попробовать свои силы в технологии проблемного диалога на новом учебном материале.

План урока:

  1. Постановка проблемы: чему мы научимся с помощью нового учебника «Моё Отечество»?

— У вас в руках новая удивительная книга. Посмотрите, что написано на её обложке? (Окружающий мир)

— Книга с таким названием вам уже встречалась? Что мы изучали на уроках окружающего мира?

— Откройте содержание нового учебника на стр. 144., прочитайте название глав. Что вы заметили? (содержание учебника не похожи на то, что мы изучали на уроках окружающего мира раньше)

На доске появляется запись: Новый учебник «Окружающий мир» не похож на предыдущие.

— Что вас удивило? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему урока): «Чему мы научимся с помощью нового учебника «Моё Отечество»? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться во время занятия, особенно при подведении итогов урока.

II.Актуализация знаний.

— Разбейтесь на 6 групп. Каждая группа читает названия тем одного из разделов. Сделайте предположения о том, чему вас может научить учебник.

Представители каждой группы высказывают свои предположения: считать время, изучать прошлое. Объяснять новые слова, изучать разные страны, отличать, как жили люди в разные времена, и т.д. От проблемы урока провести стрелки, под которыми словами записать ключевые слова (как верные, так и не верные).

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

  1. На пороге нового путешествия.

— Давайте проверим ваши предположения. Откройте с.6-7. Что вы увидели? Прочитайте название иллюстрации. (На рисунке изображена «река времени» российской истории. Это похоже на игровое поле, на карту путешествия).

— Прочитайте текст на стр.6. Ответьте на вопрос: «Что мы будем изучать во время путешествия»?

Ученики читают текст, делают вывод по тексту: «Будем знакомиться с прошлым и настоящим нашей страны России».

— Давайте посмотрим, готовы ли вы изучать данный материал, хватает ли у вас жизненного опыта. Попробуйте выполнить задание на стр.7 внизу.

Ученики работают в парах, вспоминают, какие им известны поступки их предков, которыми можно гордиться.

— Молодцы, вы уже немного знаете о прошлом нашей страны. А вам хочется узнать о прошлом больше?

Тогда следующее испытание. Знаете ли вы, в каком веке мы с вами живём сегодня? Покажите его на «реке времени». Что вы можете сказать о ребятах, которые стоят в правом нижнем углу рисунка? (Мальчик и девочка в современной одежде, а значит, они живут в наше время. Ребята смотрят в подзорную трубу в начало «реки времени», в прошлое).

-Верно, это Илюша, ваш ровесник, и его младшая сестра Анюта. Вместе с нами они отправятся в увлекательное путешествие в прошлое по «реке времени» российской истории.

2. Чему мы научимся.

— Прочитайте текст на стр.7. Ответь на вопрос «Зачем мы будем путешествовать»?

— Обратите внимание на разный цвет кружочков: синий и красный. Как вы думаете, чем похожи вопросы синего цвета? (помогают выяснить, насколько хорошо ученики разбираются в фактах, понятиях).

— А теперь ещё раз внимательно прочитайте вопрос, отмеченный красным цветом. Чем он отличается от предыдущих?

3. По каким правилам будем играть.

— В каждой игре должны быть правила. В нашу игру-путешествие мы тоже будем играть по правилам. Откройте. стр.8. Что кроме текста вы увидели на странице? (условные знаки).

-Для чего условные знаки в тексте и на полях? Давайте прочитаем на стр.3

Ученики по цепочке читают фрагмент «Как мы будем учиться»? на стр.3-4

IV. Выражение решения проблемы.

С правилами игры вы познакомились. Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Чему мы научимся с помощью нового учебника «Моё Отечество»?)

— Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

V. Итог урока

Оцените свою работу.

Кому что показалось на уроке трудным, непонятным.

— Что на уроке было самым интересным.

VI. Домашнее задание.

  1. Прочитать правила работы по учебнику с.3-5 и объяснить их родителям

  2. Стр.8 — хранятся ли у тебя дома старинные фотографии, вещи? Что тебе о них рассказывали взрослые?

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Конспект урока окружающего мир 3 класс «Путешествуя познаем мир» УМК «Перспектива»

Класс: 3

Студентка: Гиматова В.                                         

Тема урока «Путешествуя, познаем мир»

Цель: научить детей осознанно готовиться к путешествию по определённому плану

Планируемые результаты:

Личностные:

— способствовать восприятию окружающей природы, как явления национальной культуры;
— продолжать развивать мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение, сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное;
— воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма

— определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Предметные:

— знать и соблюдать правила ответственного туризма;

— определять значение понятий  цель путешествия, правила путешественника

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Учебник «Перспектива» 3класс: 1 часть,  рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал

Этап занятия (урока)

Методы,

приёмы

t

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД
   

I.Орг.

Организация рабочего места

Мотивация

— беседа

1 мин

— Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Александра Вадимовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

— Сегодня мы с Вами не настоящие путешественники и для того чтобы отправиться в далёкое странствие, нам необходимо хорошенько подготовиться. Но турист без знаний, плохой турист. Поэтому, нам с Вами нужно повторить некоторые знания, чтобы быть осведомлёнными и готовыми ко всему!

Воспринимать на слух вступительное слово.

Анализировать свою готовность.

Л. – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Актуализация знаний

— работа с презентацией

— работа в парах

Словесный

-беседа

4 мин

— Нам необходимо вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках.

— У Вас на столах лежат карточки, читайте вопрос и отвечаете письменно на него. Не разговаривайте. Время на выполнение задания у вас 3 минуты.  

— Какой материк объединяет две части света?

— Это название страны, и название материка и части света.

— На каком материке нет стран?

— Эта страна самая большая в Евразии и на планете

— Какую страну называют «Страна восходящего солнца»?

— Ребята, сравните свои ответы с эталоном на слайде. Возле верного ответа «+», возле неправильного «?», это Вам сигнал о том, что нужно повторить. Если вы выполнили все задания верно, то ставьте себе оценку «5», одна ошибка «4», 2 ошибки «3».

— Передайте карточки молча с задних парт на первую.

Ориентироваться на занятии.

Соблюдать тишину.

Отвечать на вопросы

выдвигать предположения.

П.- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.  – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Целеполагание

-беседа

-словесный

(ответы на вопросы)

1 мин

У него огромный рот.

Только он не бегемот,

Потому что нет хвоста,

Глаз, спины и живота.

И хоть он совсем безногий,

Любит дальние дороги.

(Чемодан)

Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной.
(Рюкзак)

— Ребята, а для чего нужны рюкзаки?  —

— А для чего подходит и рюкзак и чемодан?

(Для путешествий.)

— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

— Тема нашего урока «Путешествуя, познаем мир»- Тему определили. Какую же цель поставим? Ребята, а вы знаете, правила подготовки к путешествию? Тогда мы с Вами с ними подробно познакомимся!

Выдвигать предположение о цели занятия.

Усваивать важность урока.

К. – уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

II. Постановка учебной задачи и её решение

Наглядный

-демонстрация

Словесный

-беседа

Практический

-работа с книгой

10 мин

Работа с учебником:

— Откройте ваши учебники на странице 32. Прочитайте первое правило.

— Обсудите в парах – Почему важно поставить цель путешествия?

— Прочитайте правило 2.

— От цели зависит и выбор места путешествия. Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать место путешествия? Обсудите в парах. (Почитать журналы, поискать информацию в интернете, побеседовать с опытными путешественниками.)

-Прочитайте правила 3-6.

-Чем объединены эти правила? Обсудите. (Они о том, что нужно взять с собой в дорогу.)

— Для чего нужны эти вещи?

— Прочитайте правило 7.

-Почему важно знать погоду? (Чтобы взять необходимое, не брать лишних вещей, скорректировать сроки путешествия)

-Правило 8.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать на слух информацию.

Применять умения

вступать в диалог.

Анализировать.

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы.

П.– осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

К.  – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р. – принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Динамическая пауза

2 мин

-Давайте встанем и немного подвигаемся, ведь какой путешественник может долго сидеть на месте?

Выполнять физ. минутку.

Практический

-работа на листочках

7 мин

Практическое задание в парах:

— Итак, мы познакомились с правилами подготовки к путешествию.

— Сейчас, обсудите с соседом по парте, с какой целью и куда вы отправились бы в путешествие. На партах у вас есть два листочка – рюкзак и чемодан. Выберите с чем вы отправитесь в путешествие, и запишите что возьмете с собой.

— Кто хочет с нами поделиться? Молодцы.

Применять ранее полученные знания.

Работать в парах

Выполнять упражнение

П.- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Словесный

-беседа

Практический

Работа в парах

4 мин

Работа с учебником:

— На странице 34 прочитайте второй абзац под фотографиями.

— Скажите, для чего нужно знать традиции страны, в которую вы едете? Молодцы.

— Прочитайте первый абзац на странице 34. Почему путешествие по знакомым местам может быть полезным?

— Скажите, о чем, по вашему опыту, надо ещё позаботиться, отправляясь в путешествие?

Наблюдать.

Анализировать собственную деятельность.

Слушать других.

Читать про себя. Отвечать на вопросы.

П.– осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

III.Заключительная часть.

Рефлексия

-беседа 

— практический

Домашнее задание

4 мин

6 мин

— Ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале занятия? Мы ее достигли?

— Какую информацию вы считаете для себя полезной?

— Какой самый первый шаг при подготовке к путешествию?

— Как нужно относиться к культуре другой страны?

— Посмотрите на лесенку, на какую ступень вы себя поставите? Почему?

— На листочках, которые лежат у вас на партах, нарисуйте себя в путешествии. Не забудьте нарисовать что вы с собой берете, кого возьмете в напарники и так же пейзаж, того места, куда вы отправляетесь.

— Вашим домашним заданием будут упражнения 1,3 в рабочей тетради на странице 26-27, так же прочитать текст учебника с 32-35, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя».

Оценивать занятие.

Организовать свою деятельность.

Анализировать.

Р.- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Итог урока

-беседа

1 мин

Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились, конечно, у каждого бывают затруднения, это не страшно! Мне очень понравилось с вами работать! Оставайтесь такими же активными всегда! Молодцы.

Слушать и воспринимать речь.

Р.- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

_________________________________________                                __________________________________________________

nsportal.ru

путешествие по Окружающему миру в 3 классе на тему «Путешествие в Китай»

Методическая информация

Предмет

Окружающий мир 3 класс (УМК «Перспектива»)

Раздел

В поисках Всемирного наследия

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Форма урока

Урок — путешествие

Цель урока

Познакомить с объектами Всемирного наследия Китая, приобщить к национальной и мировой культуре.

Задачи урока

Образовательная:

расширение кругозора учащихся, способствовать развитию у детей понимания и принятия общечеловеческих, национальных ценностей, развитию гуманных чувств; формировать положительный опыт общения в многонациональной среде, основы национального самосознания

Воспитательная:

воспитание уважения к мнению товарищей, воспитывать интерес к национальной культуре других народов, воспитывать уважение и принятие других культур

Развивающая:

развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса , развитие творческих способностей младших школьников, формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками, формирование умения работать в группе сверстников.

Методы урока

Метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Функция учителя на уроке

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

Оборудование

Презентация по теме урока (приложение 1),буклеты (приложение 2), учебники «Окружающий мир 3 класс», тетради на печатной основе «Окружающий мир 3 класс» автор А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, толковые словари С.И.Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и

Мефодия», флаги государств, иллюстрации с

изображениями достопримечательностей, шаблоны

рекламных проспектов (приложение 3), цветные

карандаши, клей, опоры для ответов, фарфоровая чашка,

оригами, игрушечный Санта Клаус, оловянный

солдатик, конверты (по количеству групп), жетоны для

голосования (цветные стикеры).

Подробный конспект урока

Ход и содержание урока

I. Мотивация учебной деятельности. Слайды № 1-2

Я  спешу  сказать  всем  —  «Здравствуйте!»

Чтоб   пожелать  здоровья   доброго.

Я  спешу  сказать   всем —  «Благости!»,

Чтоб  пожелать    вам   счастья   нового.

Я   спешу   сказать   всем   —  «Радости!»

Удач,   успехов   и   везенья!   —

Чтоб   пожелать   всем   в   этом   классе

Прекраснейшего    настроения.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Работа с пословицами. Слайд № 3

Чтение пословиц, их толкование.

Худое дело обидеть соседа. 

Жить в соседах — быть в беседах. 

Каковы соседи, такова и беседа

Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.

Словарная работа. Слайды № 4-6

Выяснение значения слова «сосед» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».

Сосед

1. Человек, который живёт вблизи, рядом с кем–нибудь. Сосед по квартире.

2. Тот, кто занимает ближайшее к кому–нибудь место, находится рядом. Сосед по купе.

Подобрать родственные слова к слову «сосед», выделение изученных орфограмм в словах сосед, соседка, соседушка, соседний.

— Сегодня мы поговорим о соседнем с нами государстве.

II. Актуализация знаний

  1. Повторение особенностей групповой работы.

(Повторение правил работы в группах. Слайды № 7-8

Каждая группа представляет отдельное рекламное агентство. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, флаги, иллюстрации с изображениями достопримечательностей, шаблоны рекламных проспектов, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).

Мы урок наш начинаем,

Что учили – вспоминаем

И повторим знания

Домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания

-С какими странами мы познакомились на прошлых уроках?

-Выберите нужные: Слайд № 9

Великобритания, Египет. Италия, Греция, Израиль, Франция.

Ответ: Египет, Греция, Израиль.

— Отгадайте название страны, о которой идёт речь: Слайд № 10

а) Стена Плача, Храм Гроба Господня, Скрижалии , Голгофа.

Это страна_________________

б) Нил, Александрия, Каир, пирамиды.

Это страна_________________

в)Афины, демократия, храм Зевса, Олимпийские игры.

Это страна__________________

Ответы: Израиль, Египет, Греция.

Проверка домашнего задания в виде теста. Слайд № 11

— Прочитать утверждения и ответить «да» или «нет»

  • Храм Гроба Господня сооружён на месте рождения Иисуса Христа.

  • Иерусалим в переводе с древнееврейского языка означает «город мира».

  • Стена Плача является основной святыней еврейского народа.

  • Ключ от храма Гроба Господня хранится более 1360 лет в мусульманской семье.

1

2

3

4

5

Выполнение самопроверки, самооценка (прямоугольник закрашивается красным цветом, если работа выполнена без ошибки, жёлтым – с ошибкой )

4.Совместное «открытие» знаний. Слайд № 12

— Ну что ж, мы побывали во многих государствах. Но есть еще одно, в котором вы точно не были.

Возьмём с собой в дорогу небольшой багаж. Обратите внимание, он перед вами: это компас, фарфоровая чашка, зелёный чай и шёлк. Как вы думаете, почему именно этот набор я вам предлагаю взять с собой? Что объединяет данные предметы?

— Ну что же, версий прозвучало много, а вот кто из вас был ближе всего к правильному ответу, мы увидим чуть позже.
Итак, ребята, садитесь поудобнее, мы отправляемся в путь. (звучит китайская музыка)

Вступительное слово учителя

Учитель предлагается учащимся прослушать фрагмент «Китайской музыки показывает картинки и задает вопрос: с какой страной связана эта музыка и что изображено на картинках Слайд № 13

5. Объявление темы урока: «Путешествие в Китай» Слайд № 14 (звучит песня «Это Китай»

Мы прилетели в Китай не случайно.
В сказочный мир нас мечта позвала.

Было вокруг все овеяно тайной.

Это великая чудо-страна

6.Работа с картой

Использование тетради на печатной основе «Окружающий мир 3 класс» авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая стр. 74- 75. и электронного приложения.

—Покажите эту страну на карте и назовите столицу

— Показать на карте страны, с которыми граничит Китай

— Показать моря, города .

Электронное приложение слайд № 1

Упражнения для снятия напряжения. Слушание звуков ветра, моря. Словесное рисование

5. Повторение особенностей групповой работы. Слайд № 15

Составление правил работы в группах с опорой на условные значки

— Каждая группа представляет отдельное рекламное агентство. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, флаги государств, иллюстрации с изображениями достопримечательностей, шаблоны рекламных проспектов, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).

Словарная работа

Буклет

Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Буклет — путеводитель по выставке.

Учись говорить правильно.

Кон – фу — ций

Тянь – ань – мэнь

Шан – хай

Гон – конг

7. Изучение нового материала.

Работа групп с текстом учебника «Окружающий мир 3 класс» авторы А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. и электронным приложением к учебнику.

1 группа. Китай – древнее государство – чтение текста на стр. 116-117 (1-2 абзац)

2 группа. Конфуций – чтение текста на стр. 117 (1 абзац)

3 группа. Современный Китай- чтение текста на стр. 117 (2-3 абзац)

4 группа. Китайская стена – чтение текста на стр. 118-119

Учащиеся каждой группы читают статью учебника, используя ключевые слова-опоры (даны в буклете), представляют определённый раздел изучаемой темы. Установка для других групп – внимательно слушать, в конце урока показать знания по темам, представленным другими группами.

Опоры для ответов:

1 группа Китай – древнее государство.

1.Восточная Азия. Южный сосед. Китайская Народная Республика.

2.Древнее государство.

3.Богатая культура.

4. Бумага, фарфор, порох, шёлк.

5.Компас, бумажные деньги.

Электронное приложение слайд № 1 (Показать на карте территорию Китая)

2 группа Конфуций.

1.Мудрец Конфуций.

2. Учения Конфуция

3. Справедливость, верность, благородство, самоусовершенствование..

4.Уважение к старшим.

5. Духовная сокровищница Китая.

Электронное приложение слайд № 6-8

3 группа Современный Китай.

1.Первое место по числу жителей.

2.Пекин.

3. Тяньаньмэнь. «Площадь Небесного спокойствия».

4.Императорский дворец.

5. Шанхай. Гонконг.

Электронное приложение слайд № 2-4 (Показать на карте города Китая)

4 группа Китайская стена.

1. Список Всемирного культурного наследия.

2 Самая большая постройка человечества.

3. Ширина -9 м, высота – до 10 м.

4.Защита от нападения врагов. Башни. Сигналы тревоги.

5.Визитная карточка Китая.

Электронное приложение слайд № 9

Представление темы каждой группой при помощи текстовых опор, с последующим прослушиванием текста с электронного приложения слайд 1-9

Закрепление усвоенного материала.

Найти в кресс — кроссворде великие изобретения Китая. Проверка в парах. Слайды № 8

Д

Ф

А

Р

Ф

О

Р

Щ

А

Б

Р

Ю

Ц

Ц

П

У

Д

Ю

И

И

К

О

М

П

А

С

Ш

Ц

Р

А

Е

К

И

Ё

У

О

Г

М

В

Т

Л

П

Х

А

О

Х

Н

К

Работа с рубрикой буклета «В помощь туристам» Учащиеся должны прочитать выражения на китайском языке используя перевод в буклете.

Здравствуйте — Ни хао
Как дела? — Ни зем ми
До свидания — Цзай цзянь
Доброе утро — Зао шанг хао
Добрый вечер — Ванг шанг хао
Пока — Эр
Спокойной ночи — Вайн ан

Меня зовут … — Во цзяо
Я не понимаю — Во бу минг баи

Спасибо — Се се
Большое спасибо — Фэйчан ганьсе
Пожалуйста — Бу яо кэци
Извините — Дуй бу ци

Да — Ши
Нет — Бу ши
Плохо — Бу хао
Хорошо – Хао

Учитель читает стихотворение о Китае

Прекрасная страна, Китай
И чудный в ней народ,
Свой путь он избирает сам
О нём он и поёт

Великий, мудрый Лао Дзы
Познал священный путь,
Он дверь открыл перед тобой
Осталось лишь шагнуть

Будь смел, иди вперёд, дерзай
Осиль тернистый путь…
Аскетом стань, познай себя,
И ты познаешь суть.

Для того, чтобы определить, какая туристическая фирма поработала лучше, смогла заинтересовать клиентов — опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием туристической фирмы.

Завершаем работу в группах – словами прощания на языке той страны, с которой сегодня познакомились.

До свидания — Цзай цзянь

Домашнее задание

    1. Прочитать текст на с. 116—119 учебника. Ответить на во­просы на с. 119 в рубрике «Проверим себя».

    2. Выполнить адания 4—7 (с. 75—77) в рабочей тетради.

infourok.ru

Урок по окружающему миру для 3 класса «Путешествие в страну Права»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г.Николаевска Волгоградской области.

Окружающий мир

для учащихся 3 класса

«Путешествие в страну Права».

Составила разработку : Горошко Галина Ивановна,

учитель начальных классов.

Направление: гражданско-правовое.

Форма проведения: путешествие.

Цель: продолжить знакомство с основными правами ребёнка,

доказать, что по сказкам можно изучать сложные

юридические документы ,изучать права человека.

Задачи: развивать умение анализировать произведения фольклора,

делать выводы по теме;

убедиться, что право выбора неразрывно связано с

ответственностью за свои поступки,

воспитывать активную гражданскую позицию и

бережное отношение к народному наследию.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные:

-самостоятельно ставить перед собой цели,

-работать по плану, предложенному учителем,

-действовать по инструкции,

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий.

Познавательные:

-работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней,

— сравнивать предметы, делать выводы в результате совместной работы,

-задавать вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них,

-осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

-развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при работе в группе, участвовать в диалоге на занятии,

-развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника,

-развивать умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы,

обосновывать и доказывать своё мнение.

Личностные:

-развивать осознание необходимости учения,

-работать над адекватной самооценкой,

-следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении,

-учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности,

-учиться выражать своё мнение, адекватно реагировать на замечания, стремиться к самоизменению.

Оборудование:1.Детские рисунки «Права детей».

2.Музыка к частушкам.

3.Задания группам. Плакат «Права».

4.Волшебный короб со сказочными предметами.

5.Листы, ручки, карандаши для работы в группах.

6.Карта путешествия изображена на доске, сказочный видеоряд.

Ход занятия.

  1. Актуализация знаний.

— Сегодня мы совершим с вами путешествие по страницам Азбуки Права. Давайте проверим нашу готовность к путешествию.

— Что мы называем правами?

— Расскажите об основных правах ребёнка (защита рисунков «Права детей».)

Вывод: Мы проверили ваши знания по правам ребёнка.

А теперь выберем транспорт на котором отправимся в путешествие.(Дети выбрали паровозик).

Звучит мелодия из песни «Голубой вагон».

  1. Наша первая станция «Историческая».

Тысячи лет человечество учится отстаивать права. Сегодня я расскажу вам об Амрите Деви, которая жила в Индии 300 лет назад. Она сумела защитить права жителей своей деревни Хеджаре, штата Раджастан. Правительство Индии впоследствии провозгласило спасённую деревню Хеджаре первым национальным заповедником Индии. Послушайте эту историю.

  1. Рассказ учителя.

(По преданию, это случилось 300 лет назад, когда Индией правили воинственные цари, жила-была девочка, которая очень любила деревья. Её звали Амрита. Амрита Деви росла в бедной деревне Хеджаре, где дома строили из грязи, на краю огромной пустыни. Рядом с деревней рос лес. Деревню спасали от песчаных бурь только могучие деревья, росшие за деревней.

Каждый день Амрита бежала в лес. У неё было любимое дерево, Она всегда обнимала его, шептала ему: « Дерево! Ты такое высокое! Листья твои такие зелёные! Как бы мы жили без тебя!» Амрита знала, что деревья заслоняли её от палящего солнца пустыни. Деревья защищали её от воюющих песчаных бурь. Там, где деревья, была и вода, драгоценная вода. Прежде чем уйти из леса, она целовала дерево и обещала ему: « Если с тобой случится беда, я приду на помощь». И дерево шелестело ей листьями в ответ.

Однажды прошёл такой силы ураган, что деревня уцелела только благодаря защите деревьев.

Амрита взрослела, и её любовь к деревьям становилась всё сильнее. Вскоре у неё появились свои дети, и она стала брать их с собой в лес. «Это ваши братья и сёстры. Они заслоняют нас от палящего солнца пустыни, от страшных песчаных бурь. Они указывают нам, где искать питьевую воду», — говорила она, и учила детей обнимать деревья вместе с ней.

Магараджа, великий и могущественный правитель принял решение срубить этот могучий лес, он ему мешал.

Однажды утром Амрита увидела, как к лесу направляется толпа людей, вооружённых тяжёлыми топорами. «Не рубите деревья!» — закричала она и кинулась к своему дереву. «Отойди!»- кричали лесорубы. «Прошу вас, оставьте моё дерево! Разрубите лучше меня!»- молила Амрита. И она изо всех сил обхватила любимое дерево. Лесоруб оттолкнул её и взмахнул топором. Однако односельчане тоже бросились обнимать деревья, и лес был спасён.

  1. Обсуждение истории:

— Почему Амрита Деви защищала дерево? Почему она его любила?

— Что почувствовала Амрита, увидев идущих к лесу лесорубов?

— Какое право защищала девочка?

— Амрита поборола страх и защитила дерево, рискуя собственной жизнью. Обсудите в группах, какие качества помогли ей сделать это.

Вывод: Амрита Деви и её односельчане выбрали ненасильственный способ поведения, и это помогло им защитить право на жизнь всей деревни. Но для этого необходимо, как вы сказали, мужество.

Наше путешествие продолжается. Мы едем дальше. (Звучит мелодия из песни «Голубой вагон».)

3.Следующая станция «Поединок». Работа в группах.

Задача группы: защитить своё решение.

— Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения его прав? Почему?

Обсудите группой и подчеркните те черты характера, которые помогают человеку добиваться уважения его прав?

Выберите три самых важных качества, и защитите свой выбор. (Детям даётся листок, на котором перечислены черты характера человека)

Отважный, мужественный, хитрый, замкнутый, добрый, смелый,

искренний, нерешительный, активный, неряшливый, ленивый,

самоотверженный.

Вывод: учителем подводится итог поединка.

Едем дальше.( Звучит мелодия из песни « Голубой вагон».)

4.Мы прибыли на станцию «Сказочная».

Работа в группах.

— Вспомните замечательную присказку: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Сможете ли вы объяснить, чему нас учат герои сказок? Видеоряд мульти-сказок «Гуси-лебеди», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Царевна-Лягушка», «Заячья избушка», «Сказка о потерянном времени». Какие права нарушены в этих сказках?

Перед вами Волшебный короб. В нём лежат подсказки к сказкам. Догадайтесь, из какой сказки предмет. (Представители от каждой группы достают из короба по 1 предмету, отгадывают, из какой он сказки и получают задание своей группе). Время для обсуждения – 1 минута.

Задание 1 группе. (Предмет и вопросы к сказке «Колобок»)

  1. Какое право нарушено в сказке «Колобок»? Кто его нарушил?

  2. Почему ей удалось это сделать? (Хвастовство Колобка и хитрость Лисы)

  3. Вспомните, в каких ещё сказках нарушается это право? (право на жизнь)

Задание 2 группе. (Предмет и вопросы к сказке А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Почему сначала рыбка выполняла желания старухи, а потом вернула ей разбитое корыто?

  2. Какого права хотела лишить рыбку старуха? (Права на свободу)

  3. В каких ещё сказках нарушается это право?

Задание 3 группе. ( Предмет и вопросы к сказке «Двенадцать месяцев»)

1)Какие права падчерицы нарушались в сказке «Двенадцать месяцев»? (Право на отдых, на защиту)

2)Каким правом она не воспользовалась? Почему? (Правом на защиту. Не знала к кому обратиться.

3)Назовите героя сказки Г.Х. Андерсена, нуждающегося в праве на защиту. (Гадкий утёнок, Дюймовочка)

— Что чувствовал утёнок, когда его обижали?

Дополнительный вопрос.

— Ребята, кто из вас читал сказку Андерсена «Снежная королева»?

-Объясните Снежной королеве, за что её может наказать суд.

-А какое бы вы наказание ей выбрали?

Вывод: любой из нас может оказаться в трудной ситуации, и ему нужна поддержка окружающих.

Наше путешествие продолжается. Поехали дальше.(Звучит мелодия из песни «Голубой вагон».)

5. Наш паровозик прибыл на станцию «Школьная» .

1) Музыкальная пауза: «Частушки о школьной жизни».

Учащийся читает стихотворение.

Закон пошел бродить по свету.

Закон пошел бродить по белу свету,

У него особые приметы:

Кодекс, Декларация и право,

Конституция и разные уставы.

Их знать должны ученики,

Учителя и президенты. Все должны их исполнять,

И прав друг друга не лишать.

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушали,

Мы учим закон, прилагаем все силы,

Ведь именно нам жить в России.

Все дети на земле имеют право,

На чистый воздух и веселый смех.

Хочу, чтобы Российская держава,

От террористов защищала всех.

Чтоб творческой работы всем хватало,

И мамочка поменьше уставала.

Частушки.(исполняют мальчики)

1.Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетет:

Скоро ли каникулы?

2.Даже в Танин день рожденья

Юра по привычке

Таню вместо поздравленья

Дернул за косички!

3.Мне учитель на доске

Написал задание,

Ну, а я сижу в тоске,

На лице страдание.

4.Для заядлых драчунов

Наш совет, быть может, нов:

Тех, кто меньше и слабей,

Ты не дергай и не бей!

5.Наш учитель в тишине

Объясняет тему…

А соседка шепчет мне:

Вот бы перемену!

6.Я бежал на перемену,

Организм свой разминать,

Приложился лбом об стену,

Что учил – забыл опять!

7.Делу время — час потехе!

На урок приходим в срок!

Не грозят тому успехи,

Кто не выучил урок,

Кто во время переменки

Бегал, сотрясая стенки!

— О каких правах в школе пропели мальчики? В какой ситуации герои нарушали права других?

— К чему приводит нарушение прав? (К конфликтам)

2) Обсуждение ситуаций.

— Поднимите руку, кто из вас хоть один раз в жизни нарушал чьи-то права? (Например, обзывал другого)

— Поднимите руку, а кого хоть раз в жизни обзывали. Что вы при этом чувствовали?

Завтракать в приятной обстановке?

Наше путешествие приближается к концу.

Паровозик прибывает к последней станции.

6.Станция «Правовая».

А) Психотренинг по выработке адаптивного поведения. Разыгрывание ситуаций.

— Покажите, как достойно выйти из конфликтной ситуации.

1) Один ребёнок обзывает другого. (Вместо обидного слова можно при разыгрывании называть любое слово, например, «добренький». Один из вариантов: взять руку обидчика и ответить сразу: «Очень приятно, а меня зовут …», или смело спросить : «Ты зачем со мной хочешь поссориться?»)

2) Папа после работы читает технический журнал. У ребёнка не получается задача. Папа сейчас не может помочь. Как договориться?

3) Мама после работы усталая, ей нужно готовить ужин всей семье. Ребёнок в её отсутствие не сделал уроки, не прибрался в доме.

Как исправить ситуацию? ( Сказать о своих чувствах маме, успокоить маму и сделать уроки, прибраться, насколько возможно).

Б) Психотренинг «Я уважаю твоё право». Дерево Прав.

— Посмотрите на этот прекрасный цветок (В центре «Я», вокруг лепестки: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья », «Мои родственники», «Спортивная секция»). Все лепестки связаны между собой. Попробуйте мысленно удалить лепестки, и цветок перестанет быть цветком. Берегите отношения с близкими людьми.

Детям по кругу предлагается закончить предложение «Я уважаю твоё право на .., и я не буду …». Они, глядя соседу в глаза, говорят друг другу, например: « Я уважаю твоё право на безопасность, и я не буду тебя обижать (бить)», «Я уважаю твоё право на имущество, и я не буду брать твои вещи без спроса», «Я уважаю твоё право на дружбу с ребятами, и я не буду мешать, когда ты будешь играть с другими», «Я уважаю твоё право на имя, и я не буду тебя обзывать» и т.д. Начало этих предложений написано на ладошках. Затем из этих ладошек на доске создать Дерево Прав.

7. Рефлексия.

– Чем запомнилось вам сегодняшнее путешествие? Чему научились ?

Оцените себя. Довольны ли вы своей работой во время нашего путешествия. (высказывания детей)

Список литературы:

  1. Бетти Э. Риэдрон. Толерантность – дорога к миру. Пособие для учителей : М. : «Бонфи»,2001.

  2. Юности честное зерцало: программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий /Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко.- М.: «5 за знания», 2005.

infourok.ru

Материал по окружающему миру (3 класс) на тему: Игра – путешествие по станциям «Экологическое ассорти» / 3 класс/

Игра – путешествие по станциям

«Экологическое ассорти»

/по познанию мира для учащихся 3 класса/

Цель:   формировать у учащихся целостный взгляд на окружающий мир и помочь    им  понять место и роль человека в нём.

Задачи:    

— знакомить учащихся с растительным и животным миром, особенностями их различия   и развития

— проводить элементарные наблюдения в природе;

— развивать умение работать в команде, учить толерантности и терпимости.

Оборудование:  

           Карточки с названиями станций, маршрутные листы, индивидуальные карточки для прокладывания маршрута, эмблемы с № маршрута, карточки-задания для каждой станции, атрибуты для «Туристической» (покрывало, спички, соль, бутылка с водой, книга, мяч, мягкая игрушка, картошка, нож, вилка, ложка, пластмассовая и фарфоровая посуда) и для «Спортивной» (кегли, шары, ракетки, ведёрки, бумага-мусор, мел) станций.

Ход игры.

  1. Оргмомент.
  1. Целеполагание.
  2. Условия игры.
  1. Путешествие по станциям.

1 станция: «Ориентирование».

           Каждой команде предлагается индивидуальное задание по ориентированию, в ходе которого команды добираются до номера  своего маршрута, расположенного на отдельных картах.

/После выполнения задания каждая команда получает свой маршрутный лист/

2 станция: «Угадай-ка».

           Командам предлагается задание:  Отгадать загадки и найти лишнюю:

В чаще голову задрав,                               Кто любит по веткам носиться,

Воет с голоду… жираф /волк/                 Конечно, рыжая … лисица /белка/

Кто в малине знает толк                           Быстрее всех от страха

Косолапый, бурый … волк /медведь/     Несётся … черепаха /заяц/

Дочерей и сыновей                                    В тёплой лужице своей

Учит хрюкать … муравей /свинья/        Громко квакал … воробей /лягушка/

С пальмы вниз, на пальму снова                 На одной ноге стоит,

Ловко прыгает … корова /обезьяна/          В воду пристально глядит

                                                                        Тычет клювом наугад:

Нам увидеть довелось                                  Ищет в речке лягушат

Как по тропке  деловито                              На носу повисла капля

Пробежал колючий … лось /ёж/                 Узнаёте? …Это цапля.

Ответ:  Лишняя загадка:

  1. Про цаплю – сразу правильная отгадка.
  2. Про свинью – домашнее животное.

3 станция: «Сумей-ка».  Конкурс «Изобрази животное» 3 балла.

Капитаны команд получают изображения животных мимикой или жестами, они должны объяснить, кто изображен на картинке.

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка )

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Ответ: Еж

Под землею коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в черном
Меховом своем пальто.

Ответ: Крот

Выпуча глаза сидит,
По-турецки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.

Ответ: Лягушка

4 станция: «Литературная».

            Про растения и животных написано много сказок. Ребята, а вы знаете сказки, в которых героями являются растения или животные? Это мы сейчас и проверим:

  1. В кого превратился гадкий утёнок? /В лебедя/.
  2. Чипполино – это мальчик …? /Луковка/
  3. Кто из обитателей болота стал женой Ивана Царевича? /Лягушка/.
  4. Какое дерево помогало девочке спасти брата? /Яблоня/
  5. Кто одолел Тараканище? /Воробей/.
  6. В кого превратился братец Иванушка, попив водицы из лужицы от копытца?  / В козлёнка/.
  7. На какой птице летала Дюймовочка? /На ласточке/.
  8. Какой овощ мешал спать настоящей принцессе? /Горох/.
  9. Какой овощ смогли вытащить только целым коллективом? /Репка/.

5 станция: « Живые синонимы».

           Часто людей сравнивают с каким-либо животным, например, говорят: «Здоров, как бык» или «». С кем мы сравниваем человека, когда говорим:

  1. Голоден, как … /волк/
  2. Нем, как … /рыба/
  3. Грязный, как … /свинья/
  4. Хитёр, как … /лиса/
  5. Упрям, как.. /осёл/
  6. Колючий, как …/ёж/
  7. Трусливый, как …/заяц/
  8. Неуклюжий, как … /медведь/
  9. Надулся, как  … /индюк/

6 станция: «Туристическая».

  1. Собери рюкзак.

Конкурс «Мозаика». Детям в конвертах раздаются мозаики, они должны собрать как можно быстрее и правильней картинку. /компас, карта, палатка…./

ФИЗМИНУТКА С хорошим настроением, настоящими друзьями, веселой музыкой – в путь!

2.  «Привал».

Конкурс «Заморочки» 1 балл. Детям раздаются карточки с вопросами, они должны подумать, посовещаться 1 минуту и дать ответ.

1. Как используют растения животные? Еда, дом

2. В каких целях человек использует кошку? Домашнее животное.

3. Как звери готовятся к зиме? Делают запасы, медведь нагуливает жир, впадает в спячку, многие звери меняют шубы.

4. Что заставляет птиц улетать на юг? Похолодание, многие насекомые прячутся на зиму, голод.

5. Можно ли наблюдать зимой за рыбами? Нет. Рыбы зимой находятся подо льдом.

6. Почему осенью с деревьев опадают листья? Если листья останутся, то деревья замерзнут и погибнут

 7 станция: «Жалобная книга природы».

             Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек берёт у природы. К сожалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает природу. Вот так у природы появилась своя жалобная книга. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь:

  1. Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы.  /Муравей/.
  2. Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу.  /Белая кувшинка/.
  3. Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост.   /Ящерица/.

                             

8 станция:  «Зелёная аптека».

 Я думаю, что для вас не будет новостью, что из многих  растений делают лекарства. А знаете ли вы лекарственные растения  и от каких болезней они помогают?

9 станция:  «Объяснялка». 2 балла.

  1. Слово не воробей, вылетит – не поймешь.
  2. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
  3. Всяк сверчок знай свой шесток.

10 станция:  «Спортивная».

Конкурс «Составь слово» 1 балл за правильно составленное слово. Ребятам раздаются карточки со словом «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ». Из него должны составить слова в начальной форме (ед.ч., Им. падеж)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

   А теперь, когда мы с вами вспомнили правила поведения  на природе, собрали рюкзаки, узнали что-то новое о животных и растениях, их свойствах, можно идти в поход. А для чего мы, обычно, ходим в поход? /ответы ребят/  и сейчас, на последней  станции мы проведём «Весёлые старты».

1 этап.   Бег с эстафетной палочкой.

2 этап.   Не попади в капкан.

3 этап.   Пройди по болоту.

4 этап.   Будь осторожен и внимателен. /с шарами и ракетками/

5 этап.   Убери за собой мусор.

III  Подведение итогов.

IV  Награждение.

Материал для учителя

Отгадать загадки и найти лишнюю:

В чаще голову задрав,                                           Кто любит по веткам носиться,

Воет с голоду… жираф                                         Конечно, рыжая … лисица

Кто в малине знает толк                                        Быстрее всех от страха

Косолапый, бурый … волк                                   Несётся … черепаха

Дочерей и сыновей                                                В тёплой лужице своей

Учит хрюкать … муравей                                     Громко квакал … воробей

С пальмы вниз, на пальму снова                          На одной ноге стоит,

Ловко прыгает … корова                                      В воду пристально глядит

                                                                                 Тычет клювом наугад:

Нам увидеть довелось                                           Ищет в речке лягушат

Как по тропке  деловито                                       На носу повисла капля

Пробежал колючий … лось                                  Узнаёте? …Это цапля.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *