Учебник по окружающему миру 2 класс Вахрушев часть 1 2 читать онлайн
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника Окружающий мир за 2 класс — Вахрушев Бурский Раутиан часть 1 2. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Номер № страницы:
Часть 1
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145
Часть 2
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
uchebnik-tetrad.com
ГДЗ по окружающему миру за 2 класс Школа 2100 Вахрушев А.А., Бурский О.В. часть 1, 2
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Французский язык
- Биология
- История
- Информатика
- География
- Музыка
- Литература
- Обществознание
gdz.ru
ГДЗ к окружающему миру Вахрушева А.А. за 2 класс 1 часть
Как интересен и увлекателен мир, в котором мы живем! Что нас окружает? Что такое планеты, звезды? В чем разница между предметом и веществом? Какая самая большая река в мире? На эти вопросы вам помогут ответить ГДЗ к учебнику по окружающему миру Вахрушева, Бурского, Раутиана за 2 класс 1 часть. Все, кто неравнодушен к данной теме, интересуется ими, и имеет желание поделиться своими знаниями, могут поддержать проект и прислать верные ответы, загрузить фотографию.
Первая часть учебника включает такие разделы, как «Из чего состоят все предметы», «Природные часы, календарь и компас», «Земля имеет форму шара», «Глобус — модель Земли», «Погода и климат», «План и карта», «Материки и океаны», «Реки и озёра», из которых второклассники получают начальное представление и элементарные знания об окружающей действительности. На уроках они будут развивать свою наблюдательность и научатся делать свои первые открытия. Учащиеся узнают о трех состояниях вещества, получат представление о звездном небе и увлекательной науке астрономии, больше узнают о нашей Вселенной, о том, что Земля имеет форму шара. Из следующих разделов учебника Вахрушева А.А. учащиеся узнают о различных явлениях природы, отправятся в удивительное путешествие по островам и морским глубинам.
Чтобы уроки «Окружающего мира» вызывали у учащихся заинтересованность, родителям необходимо поощрять, поддерживать и помогать своим детям в усвоении пройденного материала. Такой помощью станет решебник к учебнику Вахрушева А.А. Окружающий мир 2 класс 1 часть на сайте kodori.ru. С помощью готовых домашних заданий вы получите не только правильные ответы, восполните вдруг возникшие пробелы, но и станете настоящим другом своему ребенку, который с радостью будет делиться своими первыми победами!
- Издательство: Баласс
- Год: 2015
- Количество страниц: 144 с.
kodori.ru
ГДЗ по Окружающему миру за 2 класс Школа 2100 Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. часть 1, 2
Решебники, ГДЗ
- 1 Класс
Математика
Русский язык
Английский язык
Информатика
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
- 2 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
Технология
- 3 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Музыка
Окружающий мир
Испанский язык
- 4 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Основы здоровья
Музыка
megaresheba.ru
Учебник Окружающий мир 2 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 2
Учебник Окружающий мир 2 класс Вахрушев Бурский Раутиан часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
гага
га
2 клас^ • Часть 2
Москва
Б/шх:
2015
УДК 373.167.1:50+50(075.2] ББК 20я71 В22
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» шкГ1′-ула
Совет координаторов предметных линий Образовательной системы «Школа 2100» -лауреат премии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках
На учебник получены положительные заключения по результатам научной экспертизы (заключение РАН от 01.11.2010 № 10106-5215/339), педагогической экспертизы (заключение РАН от 20.01.2014 № 000386) и общественной эскпертизы (заключение НП «Лига образования» от 30.01.2014 № 141)
Руководитель издательской программы -доктор пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Р.Н. Бунеев
Вахрушев, А.А.
В22 Окружающий мир. 2 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. — Изд. 4-е, перераб. — М. : Баласс, 2015. — 128 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»].
ISBN 978-5-85939-718-1
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса («Наша планета Земля») соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».
С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в основной школе.
Может использоваться как учебное пособие.
УДК 373.167.1:50+50(075.2]
ББК 20я71
Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав
ISBN 978-5-85939-718-1
© Вахрушев А.А., Бурский О.В.,
Раутиан А.С., 1997, 2003, 2008, 2011 © ООО «Баласс», 1997, 2003, 2008, 2011
Раздел II. ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ
Эта книга расскажет тебе о растениях, животных и людях близких и далёких уголков Земли. Ты узнаешь, почему они такие разные. Ты научишься определять, что нужно им друг от друга и без чего они не могут обойтись.
Для этого тебе надо будет научиться:
• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• называть основные природные зоны и их особенности;
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Если ты готов к новым путешествиям, то посмотри на рисунок и ответь на вопросы:
• Как изменилась бы жизнь на Земле, если бы Солнце вдруг погасло?
• Почему будильник не работает, если из него вынуть всего одну маленькую деталь?
§19. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Как отличить живые организмы от неживых предметов? (1-й класс.)
ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА
Лена: Я каждый день поливаю цветы и кормлю котёнка. Кто же ухаживает за растениями и животными в природе?
91
Помоги ответить на вопрос Лены.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ У каждого — своё место обитания
• Где белка, одуванчик, осьминог и кувшинка чувствуют себя как дома? Что будет, если их поменять местами?
Любой живой организм встречается в природе только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это -его место обитания. Здесь организм чувствует себя как дома, а в другом месте может погибнуть.
Пищевые связи, или Кто чем питается
• Как связаны друг с другом эти животные и растения?
• Как ты думаешь, могут ли синицы съесть всех гусениц?
В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения объединены пищевыми связями. Их не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи.
• Что помогает гусеницам ползать по листьям дуба?
• Какая окраска помогает им прятаться от синиц?
• Почему у ястребов такие большие когти?
Каждый уголок природы населён только теми живыми существами, которые хорошо приспособлены к условиям своего обитания и друг к другу.
Экосистема
• Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы?
Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему, или просто экосистему.
Экосистема устроена чрезвычайно мудро: в ней есть всё, что нужно для жизни, и нет ничего лишнего. Главный секрет экосистемы — в пищевых связях её обитателей.
«Кормильцы»
• Как называются вещества, из которых построено тело любого живого организма? Найди ответ на рисунке. Расскажи, из чего растения создают эти вещества.
Минеральные вещества
Главная роль в экосистеме принадлежит растениям. Они снабжают органическими веществами всех обитателей экосистемы. Поэтому назовём их «кормильцами».
Кроме того, растения обогащают воздух кислородом и делают его пригодным для дыхания. Они также укрывают животных от ветра и солнца, дождя и снега.
«Едоки»
• Что происходит с растением в теле животного?
Органические вещества растения
Органические вещества животного
Животных называют «едоками». Это их основная роль в экосистеме. Животные, которые питаются растениями, не съедают их целиком. Из оставшихся частей могут вырасти новые растения. Многие животные помогают растениям: переносят их пыльцу и семена. Кроме того, они дышат, поглощая из воздуха кислород.
«Мусорщики»
Если бы в экосистеме были только «кормильцы» и «едоки», то в ней скопилось бы много мусора: прошлогодней травы, опавших листьев и веток, останков животных. Однако эти отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, микроскопическими бактериями и мелкими животными, обитающими под опавшей листвой.
• Рассмотри рисунки. Встречались ли тебе такие организмы?
Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, нужные растениям. Поэтому мы назовём их «мусорщиками».
Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою земли тёмную окраску. Он превращается в почву — волшебный слой, обладающий плодородием.
• В каком горшке из семечка вырастет полноценное растение? Почему? Что нужно растению для роста?
(f В природе все живые организмы ^ объединены
в экосистемы и поэтому существуют без нашей
помощи. ))
Экосистема, почва
©
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Почему за дикими животными и растениями не надо ухаживать, а за домашними — надо?
2. Как в экосистеме вещества передаются от одного организма к другому?
3. • Где из неорганических веществ образуются органические вещества? Как в этом участвует солнечный свет?
ш
4. Н Что такое экосистема? П Почему ни одна экосистема не обходится без «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков»?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Круговорот веществ
Вещества в экосистеме переходят от одного организма к другому по кругу.
• Найди все части экосистемы и расскажи, как к ним поступают и во что превращаются вещества экосистемы.
Вещества перерабатываются, меняют свои свойства, но не исчезают, а используются снова и снова. Экосистема не нуждается ни в чём, кроме солнечного света. Благодаря этому она может жить очень долго, если ничто не помешает. Растениям не нужно, чтобы их поливали, удобряли или пропалывали. Животным не нужно, чтобы их кормили. Не надо убирать за ними отходы — это делают «мусорщики».
8
♦ Найди на рисунках природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи.
Люди берут из природы то, что им нужно. Иногда после этого экосистема перестаёт исправно работать. Она уже не может обеспечить своих обитателей всем необходимым. В ней накапливается мусор. Учёные стали выяснять, чем «больна» природа. Они обнаружили, что все живые организмы тесно связаны с неживой природой и, кроме того, не могут жить друг без друга. Люди научились определять, чего не хватает в нарушенных экосистемах, и стараются их «вылечить». Ты тоже можешь этому научиться, когда получше узнаешь законы природы.
Подведём итоги:
1. Экосистема — это такое «содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
2. Организмы в экосистеме выполняют три роли: одни из них — «кормильцы», другие — «едоки», третьи -«мусорщики».
3. В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.
4. В экосистеме нет ничего лишнего: всё, что производится, полностью используется её обитателями.
5. Экосистема может существовать как угодно долго без посторонней помощи.
§ 20. ПРИРОДНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Почему на экваторе теплее, чем на полюсе? (§ 10]
Могут ли экосистемы прожить без помощи людей?
• Выбери из списка настоящие экосистемы. (§ 19]
Дубрава Сад Поле Болото Город
• Какие природные экосистемы встречаются в твоей местности чаще всего? • Как долго длится зима там, где ты живёшь? (Личный опыт)
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
Природная зона лесов
Определи, в какой природной зоне живут Миша и Лена.
Климат Центральной России умеренно тёплый и влажный. Поэтому здесь повсюду растут леса. Область, где преобладают лесные экосистемы, называют лесной природной зоной.
Едем на юг России
Узнай, в какой природной зоне побывала Лена.
Во время весенних каникул Лена ездила к своей двоюродной сестре на юг России, в Ставрополь. Вот что она увидела за окном по дороге из Москвы^
2 I W ■ чгГ
\ ‘‘Л
Какие признаки весны могла заметить Лена из окна?
10
^на следующий день…
• Почему исчез снег? При какой температуре он превращается в воду?
♦ В каком климате оказалась Лена на юге России: в более тёплом или холодном?
♦ Когда там наступает весна: раньше или позже?
• Какое в том краю лето: влажное или засушливое?
• Почему деревьям плохо в засушливом климате?
На юге России большие пространства занимают травяные экосистемы — степи. Лена побывала в степной зоне.
11
Едем на север России
Узнай, в какой природной зоне побывал Миша.
Миша во время весенних каникул ездил на лыжные соревнования на север России, в Мурманск. Вот что он увидел из окна поезда^
„наутро
. ..ШЗ:
.на следующее утро
Когда солнце поднимается выше: зимой или весной? « Почему на севере солнце греет слабее? Почему там в полдень тени длиннее?
— ^подъезжая к Мурманску.
• В каком климате оказался Миша на севере России: в более тёплом или холодном?
• Когда там наступает весна: раньше или позже?
• Какое в той местности лето: долгое или короткое?
• Что мешает расти деревьям на севере?
Безлесные экосистемы, которые увидел Миша, — это тундра. Здесь снег лежит большую часть года. Миша побывал в тундровой зоне.
12
Природные зоны
♦ Прочитай текст и скажи, как размещаются экосистемы по поверхности Земли.
Лена и Миша увидели, что с севера на юг климат меняется и вместе с ним меняется природа. Обширные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами.
♦ По карте (с. 104-105] определи, в каких поясах освещённости находятся природные зоны, о которых ты узнал.
Климат зависит от распределения тепла и влаги на Земле. Растительность и животный мир зависят от климата. Поэтому природные зоны тоже имеют форму поясов. На Земле действует закон природной зональности.
В направлении от полюсов к экватору природные зоны сменяют друг друга в определённом порядке.
Этот порядок — один и тот же на всех материках. Природные зоны, закон природной зональности
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. О каких природных зонах ты сегодня узнал?
2. • Какие экосистемы можно найти в лесной природной зоне?
3. • Чем отличаются природные зоны от экосистем? ^4. По карте (с. 106-107] загадай природную
зону. Назови соседу по парте материк и животное из этой зоны и попроси отгадать.
__ 5. Н Чем отличаются природные зоны друг от
друга? «ПС чем связаны эти отличия?
13
§ 21. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ПОЛЯРНОГО ПОЯСА
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Где на Земле расположены полярные пояса? Есть ли у каждого из них своё название? (§ 10)
Почему в полярных областях холодно? Сравни наклон солнечных лучей на полюсе и на экваторе. (§ 10)
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ Ледяные пустыни
• Прочитай текст и расскажи, где прячутся обитатели ледяных пустынь.
Вокруг полюсов и суша, и море круглый год покрыты льдом. Это — зона ледяных пустынь. Но там, где проходят тёплые морские течения, вода летом свободна ото льда и богата планктоном. Планктон — это мельчайшие растения и животные, отличный корм для рыб. Рядом по скалистым берегам селятся морские птицы, образуя птичьи базары.
Планктонные
растения
Планктонные
животные
Рыбы
Морские птицы — кайры
Найди на рисунках «кормильцев» и «едоков».
14
• Знаешь ли ты морских зверей, которые едят рыбу?
• А кто в Арктике охотится за самой крупной добычей?
• Каких животных называют хищниками?
Морж
‘ А это животное не ест рыбы. Его пища — планктон и мелкие рачки. Кто это?
Зона тундр
Найди в тексте особенности зимы в тундровой зоне.
Суров климат тундры. Лето здесь длится всего один месяц. Уже в сентябре лёд сковывает реки. Земля промерзает насквозь. Часто бывает пурга — сильный ветер со снегом. Снег уплотняется так, что по нему можно ходить не проваливаясь. Но жизнь продолжается и на снегу, и под снегом.
♦ Расскажи о пищевых связях в тундре зимой.
15
• Почему концы веток карликовой берёзки засохли?
• Зачем белая куропатка меняет свой наряд?
Карликовая берёзка и белая куропатка
Прочитай текст и расскажи об обитателях тундры.
В июне в тундре появляются проталины, покрытые мхами и лишайниками. Это — главные кормильцы в тундровых экосистемах.
• Встречал ли ты мхи и лишайники в своей местности?
Мхи
Лишайники
Ковёр из мха украшают белые цветки морошки. Косые лучи солнца не могут как следует прогреть землю. За лето успевает оттаять только тонкий слой почвы. Его населяют «мусорщики»: микробы и ногохвостки.
Морошка
Ногохвостки
16
Узнай из текста, почему в тундре много воды.
Подо мхом сохраняется вечная мерзлота — твёрдая, как камень, земля с прожилками льда. В неё не проникают корни растении. 1 алая и дождевая вода не может впитаться в промёрзшую землю. Поэтому в тундре много болот, рек и озёр.
• Чем могут питаться летние гости тундры?
Поморник
Белолобый
гусь
Прочитай текст и расскажи, кто появляется в тундре только летом.
В воде летом выводится множество личинок комаров и другой живности. Это обильный корм для рыб и птиц. Стаи гусей, куликов, чаек прилетают сюда, чтобы провести лето и вырастить птенцов, пока в тундру не вернулась зима.
На Земле ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла.
Ледяные пустыни, тундры
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Найди тундровую зону на карте природных зон.
2. Почему в тундре не растут деревья?
3. • Почему на всех рисунках тундра зимой погружена в темноту, а летом изображена только при свете дня?
[Ш1 4. J Н Какие обитатели населяют зоны ледяных
пустынь и тундр? • П Как они связаны друг с другом?
17
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Жизнь тундры
Прочитай текст и расскажи, почему в тундре всё растёт медленно.
Нелегка жизнь в тундре. Бывают годы, когда снегопад в середине лета засыпает гнёзда птиц. Они улетают в тёплые страны, так и не вырастив потомство.
Известно ли тебе, что основной корм северных оленей — лишайник — растёт медленнее, чем ты ? За год он вырастает на толщину спички. Кустик высотой меньше одуванчика — старше твоих родителей! След вездехода, проехавшего всего один раз, остаётся чёрной раной на теле тундры десятилетиями.
18
Красная книга
Прочитай текст и объясни, зачем нужна Красная книга.
В наши дни численность многих видов животных сильно сократилась. Некоторые из них навсегда исчезли с лица Земли. Мы больше не увидим бескрылую гагарку и морскую корову — обитателей северных морей. Они истреблены людьми. Почти не осталось белых журавлей. Стали редкими краснозобые казарки.
i, ‘ ‘лу/’;. тч ‘f
. : I Белый журавльJJ
Чтобы такая же участь не постигла других животных и растения, виды, которым угрожает опасность, занесены в Красную книгу. Они охраняются во всех странах мира.
Благодаря особым мерам, на севере нашей страны удалось сберечь и увеличить стадо овцебыков.
Овцебык
Краснозобая казарка
19
§ 22. ЛЕСА УМЕРЕННОГО ПОЯСА
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Солнце светит зимой и летом каждый день. Почему же зимой оно не может растопить снег? Найди объяснение на рисунках. (§ 10)
Как различаются зима и лето в умеренном поясе?
(§ 1 0)
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
Найди в тексте особенность климата лесной зоны.
Главная особенность умеренного климата в том, что здесь времена года сильно различаются.
В умеренном поясе находится несколько природных зон. Из них самая широкая — лесная зона.
• Подумай, почему здесь растут деревья, хотя зимой морозы бывают не слабее, чем в тундре.
• Посмотри на рисунок. Что общего у этих деревьев? Кто питается их семенами?
20
Узнай из текста и объясни, как растения и животные приспособились к жизни в лесной зоне.
Леса из хвойных деревьев называют тайгой. Они занимают северную часть лесной зоны, где зима более суровая. Жёсткие хвоинки остаются на ветках круглый год, так как они не боятся мороза. Хвойные деревья создают органические вещества с ранней весны до поздней осени.
• В чём особенность этих деревьев? Каким общим словом их называют? Кто питается их семенами?
Чечётка
Ч’
—
i
li
Берёза
Лиственные леса растут в районах с более мягким климатом. Крупные и нежные листья не выносят морозов. Осенью они опадают на землю. Но за лето листья успевают создать больше органических веществ, чем хвоя.
Прочитай и расскажи, как животные помогают деревьям.
Многие лесные звери и птицы питаются семенами деревьев. Осенью, когда семена созревают, животные запасают их на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые деревья. Так повелось очень давно, и теперь эти деревья и животные не могут обходиться друг без друга.
• Может ли клёст распространять семена кедра, а кедровка — семена ели?
21
• Опавшие листья поджидает целая армия «мусорщиков». Во что они превращают опавшие листья?
/ „ — / J
Почвенные клещи Многоножки Подосиновики Дождевые черви
• Все части живых растений пригодны в пищу разнообразным насекомым. Прочитай каким.
Листовёртка
Шелкопряд
Жук-усач
• Насекомые так плодовиты и прожорливы, что съели бы все листья, если бы не было насекомоядных птиц.
—-
Пеночка-весничка Певчий дрозд Мухоловки-пеструшки
• Эти животные -у / — тоже насекомояд^ Т1 . • ные. Кто это?
Муравей
Землеройка
Жужелица
22
♦ Ничто в лесу не пропадает: хвою,
ветки, кору, траву поедают «лесной петух», «лесная корова» и «лесной кролик». Найди их настоящие названия.
Все лесные жители приспособились
к жизни в лесу.
• Знаешь ли ты эти растения? Как
они приспособлены к …
смене сезонов: ,
сбрасывают листья на зиму; имеют жесткие листья; имеют хвою вместо листьев. ‘
жизни в лесу: ‘
семена разносятся животными; семена могут прорастать в тени; могут расти на вырубках и гарях.
W
♦ Определи, какие животные лесной зоны таким образом приспосабливаются к смене сезонов.
1. Улетают в тёплые края. 3. Имеют густой мех.
2. Делают запасы на зиму. 4. Зимой впадают в спячку.
Лесная зона расположена в умеренном поясе — там, где достаточно тепла и влаги.
Лесная зона, тайга, лиственные леса
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Как обитатели леса приспособились к смене се зонов?
2. • Бывает ли осенний листопад в тёплом климате?
3. V’///////’ ^ \ V
^ f-[ {!!! it И
Влажные испарения f
Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике
-* Почему на полюсах холодно?
Летом «макушка» и «пятки» Земли слабо нагреваются косыми солнечными лучами. Зимой здесь царят ночь и почти космический холод.
Но Северный Ледовитый океан замерзает только на поверхности. Охлаждённая вода растекается в стороны, в основном в Атлантический океан. На её место морские течения приносят более тёплую воду с юга. Жизнь в морских глубинах продолжается круглый год при температуре около 0°.
В Антарктиде подо льдом лежат горные породы. Они охлаждены до температуры -50°. Морские течения не могут согреть материк. Снег, выпавший в Антарктиде, никогда не тает. Он слёживается и превращается в ледник, огромный, как горы. Под собственной тяжестью он медленно расползается, как густой мёд по блюдцу. Ледовый покров больше самой Антарктиды. Его края уходят в море.
81
§ 30. РОССИЯ — НАША РОДИНА
ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА
Где ты родился?
Где твой дом?
Где жили твои предки?
Где тебя знают, любят и ждут?
Что такое Родина?
Лена: Миша, мы побывали во многих странах мира. В какой из них ты хотел бы жить?
Миша: Все страны хороши. Но я люблю свою Родину — Россию.
• А ты любишь свою страну? За что можно гордиться нашей страной?
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ В какой стране мы живём
• Как звучит полное название нашей страны и что оно означает?
Слово «федерация» означает добровольное объединение равноправных народов. Россия — общая родина для всех народов на её территории.
Как и другие государства, Россия имеет свои символы: флаг, герб и гимн.
• Назови столицу нашей Родины. Помнишь ли ты, чем столица отличается от остальных городов государства?
82
Где расположена Россия
В каких полушариях находится Россия? На каком материке и в каких частях света она расположена?
Наша страна — самая большая на Земле. Она занимает девятую часть всей суши. Путешествие по ней на поезде с запада на восток займёт целую неделю.
• Чтобы указать, что где находится в нашей стране, её делят на части. Найди и перечисли их по порядку.
Природные условия
• В каких частях нашей страны есть богатые почвы и плодородные поля? Что на них выращивают?
83
Подземные богатства
Что называют полезными ископаемыми? Расскажи, как их используют.
• Открой карту России (с. 114—115] и узнай, где добывают различные полезные ископаемые.
Люди — главное богатство нашей страны
• Какие народы России тебе известны?
В России живут русские, татары, якуты и многие
У о о
каждого из них есть свои родной край и язык. Чтобы общаться друг с другом, они выбрали русский язык. Ведь все они — граждане России.
• Расскажи, в каких частях нашей страны живёт больше людей. Догадайся почему.
84
Плотность населения Российской Федерации
Количество людей, проживающих в сельской местности на 1 кв. км
I Iменее 1 I 1от 1 до 10 I I от 1 о до 100 I Iболее 100
° Самые крупные города
■=■ Границы Российской Федерации
т Столица Российской Федерации
• Как ТЫ думаешь, где в России больше дорог? Где больше заводов и фабрик? Где больше научных центров?
С давних времён бОльшая часть населения России живёт на Русской равнине. Здесь много крупных городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань. В них развиваются промышленность, наука и культура. В малонаселённых районах добывают природные богатства. Жители разных частей страны обмениваются продуктами своего труда, чтобы все люди жили хорошо.
Чем гордится Россия
Наша страна издавна славилась мастерами. Мы можем гордиться своей историей, культурой, достижениями науки и техники.
• Что рассказывают о нашей стране эти рисунки?
Хохлома
Изделия из бересты
О чём рассказывают эти фотографии?
Скульптура «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Памятник Минину и Пожарскому в Москве
Памятник «Родина-мать» в Волгограде
/ч
Спорт
Балет
86
♦ о каких уголках страны рассказывают эти фотографии?
Российская Федерация
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1 ■ • Чем гордятся граждане России?
2. ^ П В какой части России ты живёшь? Рас-
ш
скажи о ней по плану:
1) название;
2) с чем граничит;
3) природные зоны;
4) основные природные богатства;
5) чем занимаются люди.
87
§ 31. НАША МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
^ ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Что такое экосистема? Какую роль играют в ней различные живые организмы? (§ 19)
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
Всё, что нужно человеку, он получает из природы
• Из чего делают еду, одежду, жильё, вещи?
Люди используют богатства живой и неживой природы. Все пищевые продукты, любая вещь до последнего винтика — всё, что мы имеем, когда-то служило природе, было её частью.
88
Как человек расширял свои владения
♦ Почему древние люди не наносили вреда природе?
Когда-то население Земли было немногочисленным. Люди жили в согласии с природой. Земля казалась им бесконечно огромной.
• Что делали скотоводы, когда их стада съедали всю траву на пастбище? Что делали земледельцы, если истощалось плодородие полей?
89
Наша Земля становится слишком тесной
Число людей на Земле всё время росло.
• Куда расселялись жители из густонаселённой Европы?
• Можно ли засеять пшеницей поля на Луне и на
Марсе?
Численность людей продолжает расти. Пока идёт наш урок, родится ещё 10 тысяч человек — это население небольшого города. Через 50 лет человечество увеличится в 2 раза. На Земле остаётся всё меньше места.
• Что происходит с местами обитания диких животных и растений? Сможем ли мы обойтись без природных экосистем?
90
Может ли человек быть частью экосистемы?
Что такое экосистема? Почему она может существовать как угодно долго?
• Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нём поселилось слишком много людей?
Экосистема не может переработать все отходы, которые оставили люди. Кроме того, людям нужно больше пищи, чем может дать эта экосистема.
91
Как сберечь нашу планету
• Расскажи, что люди ввозят в город и что вывозят из него. Что люди делают неправильно? Посоветуй, что можно изменить.
• Объясни и запомни правила бережного отношения к природе.
Вовремя выключай свет — ты сбережёшь уголь на электростанции и чистый воздух.
Закрывай кран — и ты сохранишь пресную воду.
Почини вещь — и ты сэкономишь природный материал, из которого она сделана.
Не сори — многие искусственные материалы природа не сможет переработать сама.
Выбрасывая мусор, сортируй его, раскладывай в разные баки — и из него снова сделают полезные вещи.
92
♦ Найди рисунки, отвечающие этим правилам. Какой из рисунков поможет тебе сформулировать ещё одно правило бережного отношения к природе?
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. • От кого люди должны защищать природу?
2. • Как ты можешь помочь природе?
^ 3. • Попробуй целую неделю выполнять правила
бережного отношения к природе. Подумай, что произойдёт на Земле, если их станут выполнять все люди.
93
Приложение 1
0 УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ
Ситуация 1. Обмен животными между зоопарками. Твоя роль. Сотрудник российского зоопарка.
Описание ситуации: российские зоопарки пополняют коллекцию животных путём обмена с другими зоопарками мира. Животных, обитающих в России, можно обменять на виды, обитающие на других материках.
Результат: нужно собрать для своего зоопарка полную коллекцию животных всех материков. Подготовь их список. Сравни со списками, которые подготовили твои одноклассники.
Ситуация 2. Встреча с туристами.
Твоя роль. Защитник природы.
Описание ситуации: ты встретил туристов, которые расположились на отдых.
Результат: нужно найти слова, которые убедят туристов бережно обращаться с природой, заботиться о её благополучии.
94
Приложение 2
0 ПРОЕКТ «ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА»
Мы предлагаем вам устроить выставку. На ней посетители узнают о других странах.
Экспонатами выставки могут стать рисунки, фотографии, книги, игрушки, привезённые из разных стран.
Каждый экспонат снабдите маленькой этикеткой. На ней надо нарисовать предмет. Этикетки прикрепите на политическую карту мира, на место той страны, откуда поступил экспонат. Тогда по карте все узнают, какие страны предложили экспонаты для выставки и где эти страны находятся.
Вот какую выставку сделали Лена и её одноклассники.
95
Приложение 3 КАРТЫ
■it^nAflHOE ПОЛУЩдр^.,,,
96
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА ПОЛУШАРИЙ
рПСТОЧНОЕ ПОЛУЩдр(^с Неверный полюс
1 000 500 200 о ниже
97
к западу от Гринвич^ОЧб^ Р Я .
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
с:^ Озёра пресные
Озёра солёные
Озёра пересыхающие
Пески
‘—‘Л’ Сухие русла рек
Действующие вулканы
98
ы Й л А ОВИТЫЙ
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРАЗИИ
о к Е А
VI и JK IL л. •
,rv6npC((ite„ воет очно-
99
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
сгО Озёра пресные
с:::3 Озёра солёные
Озёра пересыхающие
Пески
Сухие русла рек
Действующие вулканы
Шкала высот в метрах
выше 5 000 3 000 2 000 10ОО 500 200 0 ниже
100
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА АВСТРАЛИИ И АНТАРКТИДЫ
101
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
102
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ Озёра пресные
Озёра солёные Озёра
пересыхающие
Пески
^ Сухие русла ‘ ‘ рек
Действующие
вулканы
Шкала высот в метрах
выше 5 000 3 000 2 000 1 000 500 200 0
103
104
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ
105
Джейран
Носорог
Индийский
слон
Серебристый
гиббон
Условные обозначения природных зон смотри на с. 105.
106
ЕВРАЗИЯ. Природные зоны. Животный мир
— ь
Снежный Волк ба^ан
Долгопят
{/ Орангутан
107
АФРИКА
Природные зоны. Животный мир
Очковый
Слон
Условные обозначения природных зон смотри на стр. 105.
108
АВСТРАЛИЯ И АНТАРКТИДА
Природные зоны. Животный мир
Южный
морской
Пингвин адели Императорский
слон
109
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Природные зоны. Животный мир
Олень
вапити
Полосатый
скунс
Бизон
Условные обозначения природных зон смотри на с. 105.
110
ЮЖНАЯ АМЕРИКА Природные зоны. Животный мир
t
Попугай
ара
юата Жоффруа
Лама
гуанако
Пеликан
Страус
нанду
Ш
Анаконда
Колибри
Попугай
аратинга
Дикая
свинья
пекари
111
1 Финляндия 5
2 Великобритания 6
3 Германия 7
4 Польша 8
Республика
Цифрами на кар
9 Демократическая Республика Конго 10 Южно-Африканская санская Республика
112
СТРАНЫ МИРА
11 Узбекистан 12 Туркмения 13 Афганистан 14 Пакистан 15 Таиланд 16 Малайзия 17 Южная Корея 18 Филиппины 19 Папуа — Новая Гвинея 20 Новая Зеландия 21 Абхазия 22 Южная Осетия
= » ч D е р г ‘
северный
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ O’ алмазы Якутии А нефть Западной Сибири ^ железная # самоцветы Урала Ш каменный уголь Кузбасса
руда Курска
114
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ
к востоку от гринвича’ 180° к западу от Гринвича
ледовитый
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ Озёра пресные
Озёра солёные Озёра
пересыхающие
Пески
^ ^ Сухие русла
‘ ‘ рек
Действующие
вулканы
115
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ
1
2
3
4
5
Эстония
Ирландия
Нидерланды
Бельгия
Люксембург
6 Словакия
7 Молдавия
8 Швейцария
9 Лихтенштейн 10 Словения
11 Хорватия
12 Монако
13 Сан-Марино
14 Босния и Герцеговина
15 Андорра-Ла-Велья
16 Ватикан
17 Албания
18 Македония
19 Черногория
116
Приложение 4
ИГРА «ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
1. Древний предок человека жил 2 миллиона лет назад.
2. Наши предки боялись хищников. Отойди назад.
3. Древние люди больше миллиона лет назад придумали, как создавать орудия труда. Продвинься вперёд.
4. Древние люди научились поддерживать огонь в костре.
5. Человек 15 тысяч лет назад изобрёл лук и стрелы. Теперь можно успешно охотиться и защищаться.
6. Приручив собаку, люди стали меньше бояться хищников и легче находить себе добычу. Пройди вперёд.
7. Человек начал сажать растения 12 тысяч лет назад. Теперь он чаще был сытым. Пройди вперёд.
8. Наблюдая Солнце, Луну, звёзды и планеты, древние жители создали календарь.
9. Более 5 тысяч лет назад люди изобрели парус, который помог им совершать дальние путешествия.
10. Изобретение колеса было величайшим открытием человека.
11. Ты попал в Средние века. Они продолжались более тысячи лет. Науку в те времена не любили. Придётся тебе вернуться назад.
12. Свыше 500 лет назад немец Иог^нн Гутенб^рг изобрёл станок для печатания книг и открыл первую типографию.
13. Христофор Колумб 500 лет назад отправился на запад искать путь в Индию, а открыл… Америку.
14. Великий итальянский художник, учёный и инженер Леонардо да Винчи жил около 500 лет назад. Он изобрёл парашют, самолёт, летающий как птица, и многое другое.
15. Более 300 лет назад, в XVII веке, люди сделали первые точные часы с маятником.
117
В эту игру могут играть 2-5 ребят. Для игры необходимы фишки и кубик. Играющий кидает кубик и передвигает фишку. Если он попадает на сиреневый кружок, то он должен объяснить, что обозначает рисунок. Если он не знает ответа на вопрос, то остаётся на
118
прежнем месте, пропускает ход и читает, что написано в инструкции под данным номером. Если играющий попадает на розовый или жёлтый кружок, то он переставляет свою фишку по направлению, указанному стрелкой. Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до финиша.
119
16. Великий английский учёный, физик Иса^’к Ньнотон более 300 лет назад написал книгу о движении, всемирном тяготении и многом другом. Его работы заложили основы современной науки. Перейди вперёд по красной стрелке.
17. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов сделал много открытий. Он объяснил, почему летает самолёт и как его сделать.
18. Французские изобретатели братья Монгольфь^р в 1782 году изобрели первый воздушный шар.
19. Русский изобретатель Е. Артамонов более 200 лет назад (в 1801 году) изобрёл велосипед.
20. В 1803 году американский механик Роберт Фултон изобрёл пароход, который двигался с помощью паровой машины и мог идти против ветра. Паровая машина использовалась и в паровозе.
21. Англичанин Джордж Стефенсон 180 лет назад (в 1814 году) изобрёл и построил первый паровоз.
22. Американский учёный Александр Белл больше 100 лет назад (в 1876 году) изобрёл телефон.
23. Инженер из России Александр Фёдорович Можайский чуть больше 100 лет назад (в 1882 году) построил первый самолёт.
24. Русский инженер Александр Степанович Попов и итальянец Маркони более 100 лет назад (в 1895 году) впервые сделали радио.
25. Сто лет назад (в 1911 году) учёный из России Борис Львович Розинг сделал первый телевизор.
26. Первый искусственный спутник Земли в нашей стране был запущен в 1957 году.
27. 12 апреля 1961 года космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире полетел в космос.
28. Технические открытия увеличили могущество человека, но… увлекшись, человек забыл, что природа может жить, лишь оставаясь целой. Повсюду возрастает загрязнение воздуха, воды. Отойди назад и подумай, как сохранить природу.
120
Толковый словарик
Австр[email protected]
Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство “Высшая школа”»
214020 Смоленск, ул. Смольянинова, 1
uchebnik-skachatj-besplatno.com
ГДЗ по окружающему миру для 2 класса Школа 2100 Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
resheba.me
ГДЗ по окружающему миру за 2 класс рабочая тетрадь Вахрушев А.А., Бурский О.В.
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Французский язык
- Биология
- История
- Информатика
- География
- Музыка
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
gdz.ru