10 класс

Учебник по физике 10 класс дик генденштейн – Физика, 10 класс, Часть 1, Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., 2009

Физика 10 класс Учебник Генденштейн Дик часть 2

Физика 10 класс Учебник Генденштейн Дик часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

л. Э. Гвидеиштейн Ю.И.Дик
УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721 Г34
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№ 10106-5215/127 от 12.10.2012) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-558 от 11.10.2012)
Генденштейн Л. Э.
Г34 Физика. 10 класс. Ч. 2 : учеб, для учащихся общеобра-зоват. организаций (базовый и углублённый уровни) / Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик ; под ред. В. А. Орлова. — М. : Мнемозина, 2014. — 238 с. : ил.
ISBN 978-5-346-02808-6
Учебник предназначен для изучения физики на базовом и углублённом уровнях в соответствии с новым ФГОС. Используется системнодеятельностный подход в обучении, способствующий формированию универсальных учебных действий. Многие задания погружены непосредственно в текст параграфа, поэтому параграфы можно использовать как сценарии уроков. В каждой главе имеется раздел «Готовимся к ЕГЭ. Ключевые ситуации в задачах». Цветные иллюстрации делают учебник наглядным, доступным и интересным для учащихся. В первой части учебника изложена механика, во второй — молекулярная физика, электростатика, законы постоянного тока.
УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721
ISBN 978-5-346-02806-2 (общ.) ISBN 978-5-346-02808-6 (ч. 2)
«Мнемозина», 2014 Оформление. «Мнемозина», 2014 Все права защищены
Чааь 21 УЧЕБНИК__________________
Молекулярная физика и тепловые явления
Глава 5 Молекулярная физика и тепловые явления
Электростатика
Постоянный электрический ток
Глава б Электростатика Глава 7 Постоянный электрический ток
Глава 5 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
§ 38. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Напомним известные вам из курса физики основной школы сведения о строении вещества.
Атомная гипотеза
Мысль о том, что вещество состоит из мельчайших частиц, высказал ещё древнегреческий философ Демокрит. Греки придумали и название для этих частиц — атомы^. Но гениальная гипотеза Демокрита ждала опытных подтверждений больше двух тысяч лет.
Расскажем о некоторых из них.
Броуновское движение. В начале 19-го века английский ботаник Роберт Броун, наблюдая в микроскоп крошечные частицы пыльцы, находящиеся в воде, обнаружил, что они пребывают в «вечной пляске».
Хаотичность движения броуновских частиц иллюстрирует рисунок
38.1. Отрезками соединены последовательные положения броуновской частицы через каждые 30 с.
В конце 19-го века учёные догадались, что броуновское движение обусловлено бомбардировкой крошечных частиц движущимися молекулами жидкости.
Дело в том, что частицы размером в несколько микронов^ «чувствуют» удары молекул, подобно тому как маленькие лодочки качаются даже на невысокой волне.
01. Почему броуновское движение не прекращается?
Теорию броуновского движения построили крупнейший физик 20-го века Альберт Эйнштейн^ и польский физик Мари-
^ Атом в переводе с греческого означает «неделимый». Но в 20-м веке учёные смогли «разделить» не только атом, но даже атомное ядро. ^ Микрон — одна тысячная доля миллиметра.
^ А. Эйнштейн жил и работал в Швейцарии, Германии и США.
ан Смолуховский. Из их расчётов следовало, что размер молекулы воды меньше одной миллионной доли миллиметра. Поэтому молекулы невозможно увидеть даже в самый лучший оптический микроскоп. Но учёные всё-таки смогли их увидетъ\
Миллионную долю миллиметра (10“® м) называют нанометром. От слова «нанометр» произошло название нанотехнологии — чрезвычайно перспективной области современных исследований, в которой изучают и даже проектируют объекты атомных размеров.
Развитие нанотехнологии приводит к революции в средствах связи, компьютерах, робототехнике, медицине и т. д. Учёные приступили даже к созданию нанороботов, то есть роботов, размеры которых сопоставимы с размерами молекул.
Броуновское движение стало одним из первых опытных подтверждешлй’существования и движения молекул. Расскажем ещё об одном опытном подтверждении этих фактов.
Диффузия.
Поставим опыт
Нальём в высокий стеклянный сосуд голубой раствор медного купороса, а поверх него, очень осторожно, — чистую воду (рис.
38.2, а).
Резкая граница раздела жидкостей постепенно начнёт размываться (рис. 38.2, б).
Через некоторое время окраска жидкости станет однородной (рис. 38.2, в).
Рис. 38.2
Это означает, что частицы, из которых состоят молекулы^ медного купороса, проникают в воду, а молекулы воды — в медный купорос.
Взаимное проникновение частиц одного вещества между частицами другого, обусловленное их движением, называют диффузией^. Она происходит в газах, жидкостях и даже твёрдых телах.
Диффузия также является опытным подтверждением существования и движения молекул.
^ Положительно и отрицательно заряженные ионы.
^ От латинского «диффузио» — распространение, растекание.
а на малых расстояниях 1
Рис. 38.3
Взаимодействие молекул
Поставим опыт_________________
Плотно прижмём один к другому хорошо зачищенные торцы двух свинцовых цилиндров (рис. 38.3).
Вследствие действия сил межмолекулярного притяжения цилиндры «сцепляются» так, что к ним можно подвесить гирю.
Исследования показывают, что молекулы притягиваются на больших (по сравнению с размерами молекул) расстояниях, молекулы отталкиваются
Благодаря притяжению молекул, существуют жидкости и твёрдые тела.
Они почти несжимаемы — это подтверждает, что на малых расстояниях молекулы отталкиваются.
Три положения молекулярно-кинетической теории
Исходя из опытов, в 18—19 веках учёные различных стран сформулировали основные положения молекулярно-кинетической теории:
• вещество состоит из атомов и молекул;
• атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении;
• атомы и молекулы взаимодействуют друг с другом.
Основоположники молекулярно-кинетической теории — русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, английские учёные Джон Дальтон и Джеймс Максвелл, немецкий учёный Рудольф Клаузиус и австрийский учёный Людвиг Больцман.
Михаил Ломоносов
1711-1765
^ Взаимодействие молекул описывается с помощью квантовой механики — науки о движении и взаимодействии мельчайших частиц вещества. Об основных её положениях мы расскажем в курсе физики 11-го класса.
Фотографии атомов
В 20-м веке учёные изобрели микроскопы позволяющие получить изображения атомов. На рисунке 38.4 приведена фотография поверхности золотой фольги при увеличении в 20 миллионов раз.
Рис 38 ^4
2. Используя эту фотографию, оцените:
а) размер одного атома золота;
б) каким стал бы ваш рост, если бы вы увеличились тоже в
20 миллионов раз. Сравните его с диаметром Земли.
2. рСНОВНАЯ ЗАДАЧА
МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Макроскопические и микроскопические параметры^
Макроскопические параметры характеризуют состояние тел в целом, а микроскопические — свойства молекул.
Макроскопические Микроскопические
параметры
масса образца объём образца л. г давление температура
параметры
масса молекулы
число молекул в образце
средняя скорость молекул
средняя кинетическая энергия молекул
Основная задача молекулярно-кинетической теории состоит в том, чтобы найти соотношения между макроскопическими и микроскопическими параметрами и объяснить свойства вещества^ исходя из представлений о движении и взаимодействии частиц вещества (атомов и молекул).
Для газов это сделали в 19-м веке, построив кинетическую теорию газов. А вот строение жидкостей и твёрдых тел учёные смогли понять только в 20-м веке с появлением квантовой механики.
^ Речь идёт об электронном и ионном микроскопах. Ион — атом или молекула, образующаяся в результате потери или присоединения одного или нескольких электронов.
2 Названия этих слов происходят от греческих слов «макро» — большой и «микро* — малый.
3. АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА
Из курса физики основной школы вы уже знаете, что большинство окружаюш;их нас тел находятся в одном из трёх агрегатных состояний. Это твёрдые тела, жидкости и газы.
Твёрдые тела бывают кристаллическими и аморфными^.
В кристаллах атомы или молекулы расположены упорядоченно, образуя кристаллическую решётку. Примеры: поваренная соль, сахар, металлы.
На рисунке 38.5 схематически изображена кристЕшлическая решётка поваренной соли (NaCl). Кристаллические тела плавятся при определённой температуре, характерной для данного вещества.
Рис. 38.5
Рис. 38.6
9
В аморфных телах и жидкостях молекулы расположены тоже вплотную, но порядка в их расположении нет. Примеры: смола и стекло.
На рисунке 38.6 схематически изображена молекулярная структура аморфных тел и жидкостей. У аморфн

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Физика, 10 класс, Часть 1, Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., 2009.

 В учебнике изложены основы механики, молекулярной физики и электростатики. Четкая структура учебника облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач.

Вы продолжаете изучать одну из главных наук о природе — физику. Физика исследует механические, тепловые, электромагнитные, световые явления, а также строение вещества. Задачей физики, как и других наук, является поиск законов, с помощью которых можно объяснять и предсказывать широкий круг явлений.

Физика характеризуется не только кругом явлений, который она изучает, но и методами исследований.
Физика — опытная (экспериментальная) наука. При постановке опыта ученый специально создает особые условия протекания интересующего его явления, чтобы уменьшить влияние «помех» и исследовать данное явление в наиболее «чистом» виде.

Важной особенностью физики как науки является широкое использование математики. Благодаря этому предсказания физиков отличаются высокой точностью: в этом отношении другие науки не могут пока соперничать с физикой. Великий итальянский ученый Галилео Галилей писал, что «книгу природы» можно понять, только если знаешь язык, на котором она написана, и язык этот — математика.

ОГЛАВЛЕНИЕ

К учителю и ученику 3
Физика и научный метод познания 4
1. Что и как изучает физика? 4
2. Научный метод познания 5
3. Где используются физические знания и методы? 8
МЕХАНИКА
Глава 1. КИНЕМАТИКА 9
§ 1. Система отсчета. Траектория, путь и перемещение 10
1. Система отсчета 10
2. Материальная точка 11
3. Траектория, путь и перемещение 13
§ 2. Скорость 17
1. Мгновенная скорость 17
2. Векторные величины и их проекции 20
3. Прямолинейное равномерное движение 23
§ 3. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение 25
1. Ускорение 25
2. Прямолинейное равноускоренное движение 26
§ 4. Криволинейное движение 31
1. Движение тела, брошенного под углом к горизонту 31
2. Равномерное движение по окружности 32
§ 5. Примеры решения задач по кинематике 36
1. Переход в другую систему отсчета 36
2. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении 38
3. Движение по окружности 41
Глава 2. ДИНАМИКА 45
§ 6. Закон инерции — первый закон Ньютона 46
1. Ранние представления о причинах движения тел 46
2. Закон инерции и явление инерции 47
3. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона 51
§ 7. Место человека во Вселенной 56
1. Система отсчета, связанная с Землей 56
2. Гелиоцентрическая система мира 58
§ 8. Силы в механике. Сила упругости 63
1. Взаимодействия и силы 63
2. Сила упругости 64
3. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости 65
§ 9. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона 68
1. Соотношение между силой и ускорением 68
2. Примеры применения второго закона Ньютона 71
§ 10. Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона 74
1. Взаимодействие двух тел 74
2. Примеры применения третьего закона Ньютона 76
§ 11. Всемирное тяготение 79
1. На пути к открытию 79
2. Закон всемирного тяготения 81
§ 12. Движение под действием сил всемирного тяготения 85
1. Движение тел вблизи поверхности Земли 85
2. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей 88
§ 13. Вес и невесомость 91
1. Вес 91
2. Невесомость 95
§ 14. Силы трения 97
1. Сила трения скольжения 97
2. Сила трения покоя 98
3. Сила трения качения 99
4. Сила сопротивления в жидкостях и газах 101
§ 15. Примеры решения задач по динамике 104
1. Движение под действием сил тяготения 104
2. Движение под действием нескольких сил 106
Глава 3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ 115
§ 16. Импульс. Закон сохранения импульса 116
1. Импульс и закон сохранения импульса 116
2. Примеры применения закона сохранения импульса 117
§ 17- Реактивное движение. Освоение космоса 122
1. Реактивное движение 122
2. Развитие ракетостроения и освоение космоса 125
§ 18. Механическая работа. Мощность 129
1. Механическая работа 129
2. Мощность 132
§ 19. Энергия. Закон сохранения механической энергии 135
1. Работа и энергия 135
2. Механическая энергия 137
3. Закон сохранения энергии 139
8 20. Примеры решения задач на законы сохранения 144
1. Столкновения 144
2. Неравномерное движение по окружности 148
Глава 4. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 155
§ 21. Механические колебания 156
1. Примеры и характеристики механических колебаний 156
2. Свободные колебания 157
§ 22. Превращения энергии при колебаниях. Резонанс 162
1. Превращения энергии при колебаниях 162
2. Вынужденные колебания 163
§ 23. Механические волны. Звук 167
1. Механические волны , 167
2. Звук 171
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА
Глава 5. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА 177
§ 24. Молекулярно-кинетическая теория 178
1. Основные положения молекулярно-кинетической теории 178
2. Основная задача молекулярно-кинетической теории 182
§ 25. Количество вещества. Постоянная Авогадро 185
1. Относительная молекулярная (атомная) масса 185
2. Количество вещества 186
§ 26. Температура 190
1. Температура и ее измерение 190
2. Абсолютная шкала температур 192
§ 27. Газовые законы 196
1. Изопроцессы 196
2. Уравнение состояния газа 199
§ 28. Температура и средняя кинетическая энергия молекул 203
1. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории 203
2. Абсолютная температура и средняя кинетическая
энергия молекул 205
3. Скорости молекул , 206
§ 29. Примеры решения задач по молекулярной физике 209
1. Графики газовых законов 209
2. Уравнение состояния газа 212
3. Скорость и энергия молекул 214
§ 30. Состояния вещества 216
1. Сравнение газов, жидкостей и твердых тел 216
2. Кристаллы, аморфные тела и жидкости 217
3. Другие состояния вещества 223
Глава 6. ТЕРМОДИНАМИКА 229
§ 31. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики 230
1. Внутренняя энергия 230
2. Закон сохранения энергии в тепловых явлениях 233
 § 32. Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры 237
1. Тепловые двигатели 237
2. Холодильники и кондиционеры 240
§ 33. Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды 244
1. Необратимость процессов и второй закон термодинамики 244
2. Энергетический и экологический кризисы 247
§ 34. Примеры решения задач по термодинамике 250
1. Нахождение работы газа 250
2. Нахождение переданного газу количества теплоты 252
3. Циклические процессы 253
§ 35. Фазовые переходы 256
1. Плавление и кристаллизация 256
2. Испарение и конденсация 257
ЭЛЕКТРОСТАТИКА
Глава 7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 267
§ 36. Природа электричества 268
1. От электрона-янтаря до электрона-частицы 268
2. Роль электрических взаимодействии 273
§ 37. Взаимодействие электрических зарядов 276
1. Закон Кулона 276
2. Электрическое поле 280
Глава 8. СВОЙСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ 285
§ 38. Напряженность электрического поля 286
1. Напряженность электрического поля 286
2. Линии напряженности 288
§ 39. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле 293
1. Проводники 293
2. Диэлектрики 295
§ 40. Потенциал и разность потенциалов 301
1. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле 301
2. Потенциал и разность потенциалов 302
3. Связь между разностью потенциалов и напряженностью 304
4. Отчего бывают грозы? 307
§ 41. Электроемкость. Энергия электрического поля 310
1. Электроемкость 310
2. Энергия электрического поля 313
Лабораторные работы 319
Рассказы об ученых 333
Ответы на вопросы и задачи 342
Предметно-именной указатель 345.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу

knigidarom.ru

Физика. 10 класс Учебник (базовый уровень). Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.

В учебнике изложены основы механики, молекулярной физики и электростатики. Четкая структура учебника облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач.

ОГЛАВЛЕНИЕ

К учителю и ученику 3

Физика и научный метод познания 4

1. Что и как изучает физика? 4

2. Научный метод познания 5

3. Где используются физические знания и методы? 8

МЕХАНИКА

Глава 1. КИНЕМАТИКА 9

§ 1. Система отсчета. Траектория, путь и перемещение 10

1. Система отсчета 10

2. Материальная точка 11

3. Траектория, путь и перемещение 13

§ 2. Скорость 17

1. Мгновенная скорость 17

2. Векторные величины и их проекции 20

3. Прямолинейное равномерное движение 23

§ 3. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение 25

1. Ускорение 25

2. Прямолинейное равноускоренное движение 26

§ 4. Криволинейное движение 31

1. Движение тела, брошенного под углом к горизонту 31

2. Равномерное движение по окружности 32

§ 5. Примеры решения задач по кинематике 36

1. Переход в другую систему отсчета 36

2. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении 38

3. Движение по окружности 41

Глава 2. ДИНАМИКА 45

§ 6. Закон инерции — первый закон Ньютона 46

1. Ранние представления о причинах движения тел 46

2. Закон инерции и явление инерции 47

3. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона… 51

§ 7. Место человека во Вселенной 56

1. Система отсчета, связанная с Землей 56

2. Гелиоцентрическая система мира 58

§ 8. Силы в механике. Сила упругости 63

1. Взаимодействия и силы 63

2. Сила упругости 64

3. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости … 65

§ 9. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона 68

1. Соотношение между силой и ускорением 68

2. Примеры применения второго закона Ньютона 71

§ 10. Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона 74

1. Взаимодействие двух тел 74

2. Примеры применения третьего закона Ньютона 76

§ 11. Всемирное тяготение 79

1. На пути к открытию 79

2. Закон всемирного тяготения 81

§ 12. Движение под действием сил всемирного тяготения 85

1. Движение тел вблизи поверхности Земли 85

2. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей 88

§ 13. Вес и невесомость 91

1. Вес 91

2. Невесомость 95

§ 14. Силы трения 97

1. Сила трения скольжения 97

2. Сила трения покоя 98

3. Сила трения качения 99

4. Сила сопротивления в жидкостях и газах 101

§ 15. Примеры решения задач по динамике 104

1. Движение под действием сил тяготения 104

2. Движение под действием нескольких сил 106

Глава 3. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ 115

§ 16. Импульс. Закон сохранения импульса 116

1. Импульс и закон сохранения импульса 116

2. Примеры применения закона сохранения импульса 117

§ 17- Реактивное движение. Освоение космоса 122

1. Реактивное движение 122

2. Развитие ракетостроения и освоение космоса 125

§ 18. Механическая работа. Мощность 129

1. Механическая работа 129

2. Мощность 132

§ 19. Энергия. Закон сохранения механической энергии 135

1. Работа и энергия 135

2. Механическая энергия 137

3. Закон сохранения энергии 139

8 20. Примеры решения задач на законы сохранения 144

1. Столкновения 144

2. Неравномерное движение по окружности 148

Глава 4. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 155

§ 21. Механические колебания 156

1. Примеры и характеристики механических колебаний …. 156

2. Свободные колебания 157

§ 22. Превращения энергии при колебаниях. Резонанс 162

1. Превращения энергии при колебаниях 162

2. Вынужденные колебания 163

§ 23. Механические волны. Звук 167

1. Механические волны , 167

2. Звук 171

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА

Глава 5. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА 177

§ 24. Молекулярно-кинетическая теория 178

1. Основные положения молекулярно-кинетической теории … 178

2. Основная задача молекулярно-кинетической теории 182

§ 25. Количество вещества. Постоянная Авогадро 185

1. Относительная молекулярная (атомная) масса 185

2. Количество вещества 186

§ 26. Температура 190

1. Температура и ее измерение 190

2. Абсолютная шкала температур 192

§ 27. Газовые законы 196

1. Изопроцессы 196

2. Уравнение состояния газа 199

§ 28. Температура и средняя кинетическая энергия молекул 203

1. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории … 203

2. Абсолютная температура и средняя кинетическая

энергия молекул 205

3. Скорости молекул , 206

§ 29. Примеры решения задач по молекулярной физике 209

1. Графики газовых законов 209

2. Уравнение состояния газа 212

3. Скорость и энергия молекул 214

§ 30. Состояния вещества 216

1. Сравнение газов, жидкостей и твердых тел 216

2. Кристаллы, аморфные тела и жидкости 217

3. Другие состояния вещества 223

Глава 6. ТЕРМОДИНАМИКА 229

§ 31. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики 230

1. Внутренняя энергия 230

2. Закон сохранения энергии в тепловых явлениях 233

jj 32. Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры 237

1. Тепловые двигатели 237

2. Холодильники и кондиционеры 240

§ 33. Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды … 244

1. Необратимость процессов и второй закон термодинамики 244

2. Энергетический и экологический кризисы 247

§ 34. Примеры решения задач по термодинамике 250

1. Нахождение работы газа 250

2. Нахождение переданного газу количества теплоты 252

3. Циклические процессы 253

§ 35. Фазовые переходы 256

1. Плавление и кристаллизация 256

2. Испарение и конденсация 257

ЭЛЕКТРОСТАТИКА

Глава 7. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 267

§ 36. Природа электричества 268

1. От электрона-янтаря до электрона-частицы 268

2. Роль электрических взаимодействии 273

§ 37. Взаимодействие электрических зарядов 276

1. Закон Кулона 276

2. Электрическое поле 280

Глава 8. СВОЙСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ 285

§ 38. Напряженность электрического поля 286

1. Напряженность электрического поля 286

2. Линии напряженности 288

§ 39. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле 293

1. Проводники 293

2. Диэлектрики 295

§ 40. Потенциал и разность потенциалов 301

1. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле 301

2. Потенциал и разность потенциалов 302

3. Связь между разностью потенциалов и напряженностью …. 304

4. Отчего бывают грозы? 307

§ 41. Электроемкость. Энергия электрического поля 310

1. Электроемкость 310

2. Энергия электрического поля 313

Лабораторные работы 319

Рассказы об ученых 333

Ответы на вопросы и задачи 342

Предметно-именной указатель 345

proresheno.ru

Рабочая программа по учебнику Л.Э. Генденштейна и Ю.И. Дика .Физика 10 класс (углубленный уровень) 170ч.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики

Протокол № 1от28.08.2015г.

__________ Е. П. Карпова

_________И. Ю. Назарова

«___» августа 2015г.

г. Стерлитамак РБ

«___» августа 2015г.

Пояснительная записка————————————————————————— 3

Содержание учебного предмета——————————————————————4

Требования к уровню подготовки учащихся————————————————-6

Учебно-методическое обеспечение————————————————————-7

Календарно-тематическое планирование——————————————————10

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на 2015-2016 учебный год, предусмотрено изучение физики на профильном уровне 5 часов в неделю (170ч в год).

Данный учебно-методический комплект предназначен для преподавания физики в 10-11 классах с углубленным изучением предмета. В учебниках на современном уровне и с учетом новейших достижений науки изложены основные разделы физики. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный материал качественно и логично.

Цели изучения физики: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

На уроках физики для достижения хорошего качества знаний применяются различные технологии обучения:

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.

Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея.

Законы Ньютона. Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

Определение жесткости пружины.

Определение коэффициента трения скольжения.

Импульс. Законы сохранения импульса и механической энергии. Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия.

Изучение закона сохранения механической энергии.

Условия равновесия тела. Виды равновесия. Момент силы. Правило моментов. Зависимость давления от глубины. Закон Архимеда. Плавание тел.

Молекулярная физика. Тепловые явления (32ч)

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.

Проверка уравнения состояния идеального газа.

Электростатика. Постоянный ток (29ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Дата урока по плану

Дата урока

фактически

Тема раздела, урока

Задание на дом

Примечание

Механика (74 ч)

1. Кинематика (24 ч)

1

1

Система отсчета, траектория, путь и перемещение.

У:§1,№16; З:§1,№ 7,10,12;

2

2

Прямолинейное равномерное движение.

У:§2,№10,12; З:§1,№ 6,8,9;

3

3

Сложение скоростей

У:§3п.1,№8; З:§1,№ 9,11;

4

4

Переход в другую систему отсчёта

У:§3п.3;З:§3,№ 8,12;

5

5

Мгновенная и средняя скорость

У:§4,№12,15; З:§4,№ 5,12;

6

6

Прямолинейное равноускоренное движение.

У:§5,№7; З:§5,№ 5,8,9;

7

7

Нахождения пути по графику зависимости скорости от времени

У:§6п.1,2,№15; З:§6,№ 6,7,9,17;

8

8

Путь и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Соотношение между путем и скоростью.

У:§6п.2,3,№15; З:§6,№ 13-16;

9

9

Инструктаж по ТБ. Л.р. №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».

З:§6,№ 17,18,19;

10

10

Свободное падения тел

У:§7п.1,№25; З:§7,№8-0,15,16;

11

11

Движения тела, брошенного горизонтально

З:§7,№11,12,14,18,19

12

12

Основные характеристики равномерного движения по окружности

У:§8п.2,№25; З:§8,№ 9,10,13;

13

13

Ускорение и скорость при равномерном движении по окружности

У:§8п.3-5,№20,26,27; З:§8,№ 12,14,15,20,21;

14

14

Сложение скоростей при движении на плоскости

У:§9п.1; З:§9,№ 1,2,5,9;

15

15

Переход в другую систему отсчёта при движении на плоскости

У:§9п.2; З:§9,№4,6,7;

16

16

Средняя скорость при равноускоренном движении

У:§10п.1; З:§10,№ 4-6,13;

17

17

Пути, проходимые за последовательные равные промежутки

У:§10п.2,3; З:§10,№ 7,8,11,16,18;

18

18

Движения тела, брошенного горизонтально

У:§11п.1; З:§11,№ 2,3;

19

19

Инструктаж по ТБ. Л.р. №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

З:§11,№ 5,9;

20

20

Движения тела, брошенного под углом к горизонту

У:§11п.2,№22; З:§11, № 6,7,12;

21

21

Относительное движение брошенных тел

У:§12п.1; З:§12, № 2,3,5;

22

22

Исследование ключевой ситуации: «Отскок мяча от наклонной плоскости»

У:§12п.2; З:§12, № 4,6,8;

23

23

Обобщающий урок по теме «Кинематика».

У: Повторить§ 1-12

24

24

Контрольная работа по теме «Кинематика»

У: Повторить§ 1-12

2. Динамика (25 ч)

25

1

Три закона Ньютона

У:§13; З:§13, № 17-19,21-23,25;

26

2

Всемирное тяготение.

У:§14п.1; З:§14, № 8,12,14,15,21;

27

3

Сила тяжести

У:§14п.3-6,№24-26; З:§14, № 18,19,22,23;

28

4

Сила упругости

У:§15п.2,№18,20,22,23; З:§15, № 6,10,15;

29

5

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 3 «Определение жесткости пружины».

У:§15,№7-9,11,12,14,16,19,20;

30

6

Вес и невесомость

У:§16,№9; З:§16, № 10,13,15,16,19;

31

7

Силы трения

У:§17; З:§17, № 9,11-13,18;

32

8

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 4 «Определение коэффициента трения скольжения».

У:§17,№11-13; З:§17, № 19,20;

33

9

Решение задач по теме « Силы в природе»

З:§17, № 15-17;

34

10

Плотность планеты

У:§18п.1,№17; З:§18, № 1-5;

35

11

Учет вращения планеты вокруг своей оси

У:§18п.2; З:§17, № 6-8,11;

36

12

Тело на гладкой наклонной плоскости

У:§19п.1,№24,25; З:§19, № 1,2;

37

13

Движение тела по наклонной плоскости с учетом трения

У:§19п.2,3; З:§19, № 5,7,10,15;

38

14

Решение задач по теме «Движение по наклонной плоскости

З:§19, № 3,6,12,14;

39

15

Движение по горизонтали.

У:§20п.1,№22,24;З:§20, № 2,5.6,8;

40

16

Движение по вертикали.

З:§20, № 7,12;

41

17

Поворот транспорта

У:§21п.1; З:§21, № 1-3,8;

42

18

Конический маятник.

У:§21п.2; З:§21, № 5-7,9,13;

43

19

Движение системы связанных тел в одном направлении без учета трения

У:§22п.1; З:§21, № 4,5,7,8,14;

44

20

Движение системы связанных тел в разных направлениях без учета трения

У:§22п.2; З:§22, № 9,10,13,16;

45

21

Движение системы тел. Учет трения со стороны внешних тел

У:§23; З:§23, № 3,6,9-11;

46

22

Учет трения между телами системы: тела в начальном состоянии движутся друг относительно друга

У:§24п.; З:§24, № 1,6,10;

47

23

Учет трения между телами системы: тела в начальном состоянии покоятся друг относительно друга

У:Повторить §13-24,

48

24

Обобщающий урок по теме «Динамика».

У:Повторить §13-24,

49

25

Контрольная работа №2.по теме «Динамика».

У:Повторить

3. Законы сохранения в механике (19 часов)

50

1

Импульс. Закон сохранения импульса.

У:§25; З:§25, № 10,12,15,17,19;

51

2

Условия применения закона сохранения импульса

У:§26; З:§26, № 9,10,12,17,19;

52

3

Реактивное движение. Освоение космоса.

У:§27; З:§26, № 8,9,11,13,14;

53

4

Решение задач по теме « Применение закон сохранения импульса.»

З:§27, № 13,21-23;

54

5

Механическая работа.

У:§28п.1-4,№15; З:§28, № 13,15,18,23,26;

55

6

Мощность.

У:§28п.5,№15;З:§28,№27,28,33

56

7

Кинетическая энергия

У:§29,№9,11;З:§29,№10,15,16,17,21,26

57

8

Потенциальная энергия

У:§30;З:§30,№7-10,12,13

58

9

Закон сохранения энергии

У:§31;З:§31,№7-10

59

10

Решение задач по теме « Применение закон сохранения энергии в механике.»

У:§31;З:§31,№14,19,20

60

11

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии».

У:§31;З:§31,№11,13,21

61

12

Разрывы снарядов и столкновения тел

У:§32п.1,2;З:§31,№1,3,11,13,14

62

13

Неупругие столкновения

У:§28п.5,№15;З:§28,№27,28,33

63

14

Неравномерное движение по окружности в вертикальной плоскости

У:§33п.1; З:§33, № 1,4-6,12;

64

15

Движение по мертвой петли

У:§33п.2,№20; З:§33, № 7,8;

65

16

Соскальзывание с полусферы.

У:§33п.3; З:§33, № 9-11,15;

66

17

Движение системы тел

У:§34,№22; З:§34,4,5,8.14, № 2;

67

18

Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике».

У: повторить §25-34,

68

19

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике».

Повторение

Статика и гидростатика(6ч)

69

1

Условия равновесия тела

У:§35,№15; З:§35, № 11,13,15,20;

70

2

Виды равновесия тела. Равновесие тела на опоре

У:§36п.1; З:§36, № 1,2,13;

71

3

Исследование ключевых ситуаций: лестница у стены, колесо и ступенька

У:§36п.2; З:§36, № 3,5,8,10,12;

72

4

Зависимость давления жидкости от глубины

У:§37п.1,2; З:§37, № 1-3,5,6,12;

73

5

Плавание тел

У:§37п.3; З:§37, № 7-10,14;

74

6

Контрольная работа №4 по теме «Статика и гидростатика»

Повторение

Молекулярная физика. Тепловые явления (32 ч)

75

1

Строение вещества

У:§38,№7-9; З:§38, № 7-9;

76

2

Изобарный и изохорный процессы

У:§39п.1,2; З:§39, № 9,19,28;

77

3

Изотермический процесс. Уравнение Клапейрона

У:§39п.3,4; З:§39, № 26,27,28;

78

4

Решение задач по темам «Изопроцессы. Уравнение Клапейрона»

У: З:§39, № 22,23,29,30,34,35;

79

5

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 6 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».

У:§40п.1,2; З:§40, № 19,20,23,33;

80

6

Количество вещества

У:§40п.3; З:§40, № 24-26,32;

81

7

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева -Клапейрона )

У:§11п.2,№22; З:§11, № 6,7,12;

82

8

Решение задач по темам «Количество вещества. Уравнение сотояния идеального газа»

У: З:§40, № 25,26,30,34-36;

83

9

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 7 «Проверка уравнения состояния идеального газа».

З:§40, № 25,26,31,34,36,37;

84

10

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

У:§41п.1; З:§41, № 13,16,17,22,24;

85

11

Связь между температурой и средней кинетической энергией молекул. Скорость молекул.

У:§41п.2,3,№7,10; З:§41, № 18-21;

86

12

Решение задач по теме «Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул»

З:§41, № 24,26;

87

13

Внутренняя энергия газа

У:§42п.1; З:§42, № 11-13;

88

14

Первый закон термодинамики

У:§42п.2; З:§42, № 14,16,17,20;

89

15

Принцип действия и основные элементы теплового двигателя. Второй закон термодинамики

У:§43п.1,2,4,5; З:§43, № 6,8-10;

90

16

Пример расчета КПД цикла

У:§43п.3; З:§43, № 7,11,13;

91

17

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели»

З:§42, № 21,22,24;

92

18

Насыщенный и ненасыщенный пар

У:§44п.1-3; З:§44, № 10,11,15,16;

93

19

Кипение.

У:§44п.4; З:§44, № 7,8;

94

20

Влажность воздуха

У:§45п.1-3; З:§45, № 10,12,13,15,18;

95

21

Решение задач по теме «Насыщенный и ненасыщенный пар,влажность»

З:§44, №12-14, §45 №16,17,19;

96

22

Инструктаж по ТБ. Л.р. №8 «измерение относительной влажности воздуха»

У:§45п.1-3,№16; З:§45, № 11,14,17,20;

97

23

Применение уравнения состояния идеального газа: учет гидростатического давления

У:§46п.1; З:§46, № 1-5,9;

98

24

Применение уравнения состояния идеального газа: два газа в цилиндре с поршнем или перегородкой

У:§46п.2; З:§46, № 6,10,11;

99

25

Применение уравнения состояния идеального газа: подъемная сила воздушного шара

У:46п.1; З:§46, № 7,8,12,13;

100

26

Применение первого закона термодинамики к газовым процессам: изопроцессы и адиабатный процесс

У:§47п.1; З:§47, № 1,2,8;

101

27

Применение первого закона термодинамики к газовым процессам: циклические процессы

У:§47п.2; З:§47, № 5,6,10,11;

102

28

Применение первого закона термодинамики к газовым процессам: расширение газа под поршнем

У:§47п.3; З:§47, № 3,4,7;

103

29

Первый закон термодинамики и уравнение теплового баланса

У:§48п.1; З:§48, № 1,2,3,15;

104

30

Уравнение теплового баланса при наличии фазовых переходов

У:§48п.3; З:§48, № 4,5,7,8,12,16;

105

31

Обобщающий урок «Молекулярная физика. Тепловые явления»

У:повторить §35-48,

106

32

Контрольная работа №5 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления».

У:повторить §35-48,

Электростатика. Постоянный ток (29 ч)

Электростатика (15 ч)

107

1

Электрические взаимодействия.

У:§49; З:§49, № 6-12;

108

2

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

У:§50; З:§50, № 9,10,13,16,17,18,19;

109

3

Решение задач по теме «Закон Кулона»

З:§50,№ 11,12,18,21,22;

110

4

Напряженность электрического поля.

У:§51; З:§51, № 9,10,12,15,18,21;

111

5

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

У:§52; З:§52, № 9,10,12,14,15,17;

112

6

Решение задач по теме «Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле»

З:§51,№9,13,14,16,17,23, §52,№13

113

7

Работа электрического поля.

Разность потенциалов

У:§53; З:§53, № 10-12,14;

114

8

Решение задач по теме «Работа электрического поля. Разность потенциалов»

З:§53,№ 13,15,17;

115

9

Электроемкость. Энергия электрического поля

У:§54,№12; З:§54,№13,15,17-19;

116

10

Применение закона Кулона и принципа суперпозиции полей: равновесие зарядов

У:§55п.1; З:§55, №1-3,9 ;

117

11

Применение закона Кулона и принципа суперпозиции полей: создаваемое системой зарядов поле

З:§55,№ 6,7,8,10,11;

118

12

Движение заряженной частицы в электрическом поле: движение вдоль линии напряженности

У:§56п.1; З:§56, № 1-5;

119

13

Движение заряженной частицы в конденсаторе

У:§56п.2,3; З:§56, № 6-9,11;

120

14

Обобщающий урок «Электростатика»

У: повторить §35-48;

121

15

Контрольная работа №6 по теме «Электростатика»

У: повторить §35-48;

Постоянный ток (14ч)

122

1

Закон Ома для участка цепи

У:§57п.1-3; З:§57, № 21-23,25;

123

2

Последовательное и параллельное соединение проводников

У:§57п.4,№27; З:§57, № 28-31;

124

3

Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников»

З:§57, № 32,36,37;

125

4

Работа и мощность тока

У:§58; З:§58, № 10,13,16-18;

126

5

Решение задач по теме «Работа и мощность тока»

З:§58, № 11,13-16;

127

6

Закон Ома для полной цепи

У:§59; З:§59, № 6-10;

128

7

Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи»

У:§59; З:§59, № 11,12,13,14,15;

129

8

Инструктаж по ТБ. Л. Р №9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника»

У:§59; З:§59, № 16-19,21;

130

9

Электрический ток в различных средах

У:§60; З:§60, № 5-9;

131

10

Расчет электрических цепей: смешанное соединение проводников

У:§61п.1; З:§61, № 1-6;

132

11

Расчет электрических цепей: максимальная мощность во внешней цепи

У:§61п.2; З:§61, № 7,8;

133

12

Расчет электрических цепей: конденсаторы в цепи постоянного тока

У:§61п.1; З:§61, № 9,11;

134

13

Обобщающий урок «Постоянный электрический ток»

У: повторить §35-48,

135

14

Контрольная работа №7 по теме «Постоянный электрический ток»

У: повторить §35-48,

Обобщающее повторение (6ч)

136

1

Итоговая контрольная работа

У: повторить§1-48

137

2

Решение задач по теме «Механика»

Тесты ЕГЭ

138

3

Решение задач по теме «Законы сохранения»

Тесты ЕГЭ

139

4

Решение задач по теме «Термодинамике»

Тесты ЕГЭ

140

5

Решение задач по теме «Электростатике»

Тесты ЕГЭ

141

6

Решение задач по теме «Постоянный ток»

Тесты ЕГЭ

Физический практикум (15ч)

142

1

Практическая работа «Измерение плотности воздуха»

Решение задач по тестам

143

2

Практическая работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

Решение задач по тестам

144

3

Практическая работа «Расчет и измерение тормозного пути»

Решение задач по тестам

145

4

Практическая работа «Изучение движения тела брошенного под углом к горизонту»

Решить №1.9 1.41

146

5

Практическая работа «Изучение движения тела брошенного под углом к горизонту»

Решить №2.9

147

6

Практическая работа «Сравнение изменения потенциальной энергии растянутой пружины с изменением кинетической энергии тела»

Решить №8.5

148

7

Практическая работа «Сравнение изменения потенциальной энергии растянутой пружины с потенциальной энергией поднятого тела»

Решение задач по тестам

150

8

Практическая работа «Измерение атмосферного давления.»

Решение задач по тестам

151

9

Практическая работа «Измерение удельной теплоемкости вещества»

Решение задач по тестам

152

10

Практическая работа «Исследование изотермического процесса»

Решить №13.10

153

11

Практическая работа «Определение электроёмкости конденсатора»

Решить №13.10

154

12

Практическая работа «Определение удельного сопротивления проводника»

Решение задач по тестам

155

13

Практическая работа « Наблюдение за отвердеванием аморфного вещества»

Решение задач по тестам

156

14

Практическая работа « Проверка уравнения состояния идеального газа»

Решить №15.10

157

15

Решение задач по кинематике

Решить №19.11

158

16

Решение задач по динамике

Решить №15.10

159

17

Решение задач по статике

Решить №19.11

160

18

Решение задач на законы сохранения

Решить №3.15

161

19

Решение задач по теме «Магнетизм».

Решение задач по тестам

162

20

Решение задач по теме «Постоянный ток».

Решение задач по тестам

163

21

Решение задач по термодинамике

Решение задач по тестам

164

22

Решение задач повышенной сложности

Решить №17.19

165

23

Решение задач повышенной сложности

Решить №16.16

166

24

Решение задач по электродинамике

Решение задач по тестам

167

25

Решение задач по электродинамике

Решение задач по тестам

168

26

Решение задач по электростатике

Решение задач по тестам

169

27

Решение задач на расчет электрических цепей

Решение задач по тестам

170

28

Решение задач по электростатике

Решение задач по тестам

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *