ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА. Учебник для 10 11 классов
ВА
НН
Е
В. Б. Варламов
IВ
Ы
ХА
Допризывная
подготовка
Учебник для 10—11 классов
учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения
ЦЫ
Я
Утверждено
Министерством образования
Республики Беларусь
АД
УК
А
3-е издание, пересмотренное и дополненное
Минск
«Адукацыя і выхаванне»
2012
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
УДК 355.211.5(075.3=161.1)
ББК 68.49(4Беи)9я72
В18
В18
IВ
Ы
ХА
ВА
НН
Е
Р е ц е н з е н т: учитель допризывной подготовки высшей категории государственного учреждения образования
«Средняя общеобразовательная школа № 208 г. Минска»
И. О. Беденко
Варламов, В. Б.
Допризывная подготовка : учебник для 10—11-х кл.
учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения /
В. Б. Варламов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Минск :
Адукацыя і выхаванне, 2012. — 328 с. : ил.
ISBN 978-9854714776.
УК
А
ЦЫ
Я
В первой части учебника представлен материал по героическому историческому прошлому белорусского народа, зарождению, развитию и современному состоянию
Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизированы вопросы подготовки и
прохождения военной службы. Во второй части изложены
основы военного дела по основным дисциплинам боевой
подготовки белорусской армии.
АД
УДК 355.211.5(075.3=161.1)
ББК 68.49(4Беи)9я72
ISBN 978-9854714776
©
©
©
Варламов В. Б., 2001
Варламов В. Б., 2012,
пересмотренное и дополненное
Оформление. РУП «Издательство
“Адукацыя і выхаванне”», 2012
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
ВА
НН
Е
ВВЕДЕНИЕ
АД
УК
А
ЦЫ
Я
IВ
Ы
ХА
Человек проник в тайны внутриядерной энергии,
вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю,
но не смог примирить человечество. Мир ещё не
научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди
вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и
глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы
или угрозы силой». Но одно миролюбие в современной обстановке ещё не даёт гарантий безопасности.
Одним из приоритетных направлений обеспечения
безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории
и практике подготовки и ведения войн. Вооружённая борьба сегодня уже не является единственным
и основным средством достижения целей войны. На
первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные, психологические и иные формы противоборства. Вероятность
и исход войны в настоящее время всё более и более
зависят от единства и готовности всего народа встать
на защиту Отечества. Всё это придало национальной
безопасности страны действительно всенародный
характер.
Трансформировалось и содержание вооружённой борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия
3
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
АД
УК
А
ЦЫ
Я
IВ
Ы
ХА
ВА
НН
Е
иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные
изменения в содержании вооружённой борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооружённых Сил
Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны,
актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной
службе.
Оборона страны отнесена белорусским законодательством
к важнейшим функциям государства, является всеобщим
делом, а защита Республики Беларусь определена её Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооружённая защита Отечества
была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси
установлена воинская обязанность, в соответствии с которой
граждане подлежат воинскому учёту, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве в Вооружённых
Силах или других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и
воинской службе» предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным
элементом обязательной подготовки является допризывная
подготовка, которая проводится в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального
образования.
Целью допризывной подготовки является формирование
у юношей морально-психологической готовности к военной
службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан
по защите государства, предназначение Вооружённых Сил и
других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами,
основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения и психологическую
устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную
службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
В учебнике изложено содержание всех тем программы по
допризывной подготовке для учреждений общего среднего,
4
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
АД
УК
А
ЦЫ
Я
IВ
Ы
ХА
ВА
НН
Е
профессионально-технического и среднего специального образования. Вместе с тем последовательность подачи материала
несколько отличается от размещения тем в программе. Такое
отступление делает учебник более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
В п е р в о й ч а с т и учебника «Защита Отечества» содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы
подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого
материала способствует воспитанию у юношей гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность
к предстоящей военной службе.
Во в т о р о й ч а с т и учебника «Основы военного дела»
представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первой части, а также даёт возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым
солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
Изучение предмета «Допризывная подготовка» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического
воспитания формирует у юношей готовность к выполнению
конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой
активности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве и военном законодательстве Республики Беларусь
после 2006 года. Содержание главы 2 «Защита Республики
Беларусь» основано на положениях Концепции национальной
безопасности Республики Беларусь 2010 года. В учебнике
использован иллюстрационный материал, предложенный
государственным учреждением «Военно-информационное
агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр»
и сотрудником Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь С. Н. Гамолко.
5
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
ВА
НН
Е
ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
АД
УК
А
ЦЫ
Я
IВ
Ы
ХА
Из всех конституционных обязанностей граждан
Беларуси лишь одна определена как священная —
это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять
воинский долг осознанно и достойно, надо знать
свою страну, её прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально и психологически готовым к предстоящей военной службе и, если
понадобится, к вооружённой защите Отечества —
Республики Беларусь.
6
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
Глава I
Страницы мужества и героизма
белорусского народа
IВ
Ы
ХА
ВА
НН
Е
Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим.
Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершённых на белорусской
земле, не счесть имён героев, самоотверженно защищавших
свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или
исторических событиях, а о людях, вставших на защиту
родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших
предков.
§ 1. Защита Отечества нашими предками
АД
УК
А
ЦЫ
Я
Вооружённая борьба восточных славян. История знает
немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали своё существование целые племена, народы, государства.
С древних времён право на жизнь и своё дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы вооружённой
защиты приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки — восточнославянские племена.
Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремёсла, а когда нападал враг — мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для
одних и бременем для других, а приобретение необходимых
умений и навыков для военных действий было делом всех,
кто к этому был способен.
Ближайшими соседями восточных славян на юге были
кочующие в причерноморских степях гунны и авары, а затем — хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они
грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские
7
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
АД
УК
А
ЦЫ
Я
IВ
Ы
ХА
ВА
НН
Е
земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооружённой защите. Восточные славяне строили большие укреплённые городища, окружённые земляными валами, рвами,
частоколом из брёвен, совершенствовали своё вооружение,
чему способствовало успешное развитие ремёсел.
В древнейшей русской летописи «Повесть временных лет»
сохранились сведения о походах русских князей на столицу
Византии Царьград (Константинополь) (907, 914 гг.). В этих
походах принимали участие и полоцкие дружины.
Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил,
когда действовали сообща. При очередном набеге половцев
в 1168 году великий князь киевский Мстислав, собрав всех
удельных князей, обратился к ним со словами: «Друзья и
братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч
и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья,
искать чести в поле и следов, проложенных там нашими
отцами и дедами». Половцы были разбиты. В совместных
походах против кочевников вместе с киевскими князьями
принимали участие со своими дружинами князья: полоцкий
Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский
Ярослав и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы
намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому
морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан
подошёл к шведскому лагерю и наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове
Полочанине. По его словам, тот, «наихав на шведский полк
с мечом, мужествовав много». После боя князь Александр
Невский лично благодарил храброго ратника. Ещё более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на
Чудском озере в 1242 году.
Куликовская битва. Ярким примером объединения сил
против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где
под руководством великого князя московского Дмитрия
Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь
полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий
Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб.
Сражение началось с поединка между двумя богатырями:
русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем.
8
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
ВА
НН
Е
IВ
Ы
ХА
АД
УК
А
ЦЫ
Я
Невская битва (слева — Александр Невский, справа — Я. Биргер,
на переднем плане — Яков Полочанин).
Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
Поединок Пересвета с Челубеем. Художник М. Авилов
9
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
АД
УК
А
ЦЫ
Я
IВ
Ы
ХА
ВА
НН
Е
Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска,
и началась битва. Упорство и ожесточённость Куликовского
сражения летописец в знаменитом «Сказании о Мамаевом побоище» описывает так: «На том поле сошлись сильные полки
вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей,
точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и
удары мечей».
Объединёнными силами Золотой Орде был нанесён сокрушительный удар, в результате которого её военному и политическому господству был нанесён серьёзный урон.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих
предков — воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы
участвовать в справедливой борьбе всех братских восточнославянских народов.
Грюнвальдская битва. Ещё одним примером совместной
борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва,
в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к
плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские
герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта.
Атака была решительной и мощной, всадники уже громили
немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были
встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут
ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели
сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания
коней, лязга оружия. «Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов…» Долгое
время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об
усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то
в другом месте сражения, призывал и вёл в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины
смоленского, оршанского и мстиславского полков. Русские
сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош
писал: «… русские витязи из смоленской земли, построенные
тремя отдельными полками, стойко бились с врагами… Тем
заслужили они бессмертную славу».
10
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
ВА
НН
Е
IВ
Ы
ХА
ЦЫ
Я
Грюнвальдская битва (фрагмент). Художник Я. Матейко
АД
УК
А
Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе
своих войск и пошёл, как он считал, на разгром врага, но
просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы — с другой
ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними
и рыцари, побросав знамёна и оружие, начали сдаваться в
плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы,
которые были найдены победителями после битвы в лагере
крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе
с немецкими захватчиками при Грюнвальде — золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же
никогда никаких ограничений не существовало. Более того,
из них формировались целые полки.
11
Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»
АД
УК
А
ЦЫ
Я
IВ
Ы
ХА
ВА
НН
Е
Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем
временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие
воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонну с крепостного
вала, командир Полоцкого пехотного полка подполковник
Ясунский повёл полочан в контратаку. Их решительные
действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и
бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых
их мужественный командир подполковник Ясунский. Тогда
на его место встал полковой священник Трофим Куцинский.
С крестом в руке он увлёк за собой солдат, поставленная
перед полком задача была выполнена.
Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и
при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
Минский полк. Часть корпуса маршала Жюно и полки
князя Ю. Понятовского 26 августа 1812 года стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив манёвр, внезапно контратаковал французов и поляков,
рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции.
О его командире, полковнике А. Красавине, в наградном листе напечатано: «Предводительствовал вверенным ему полком
с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнём, действовал отлично и подавал подкомандующим
свой пример личною храбростью, причём получил сильную в
ногу от ядра контузию». В последующем полк громил и гнал
захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Ольшан, Гродно.
Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся
названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую событиями летопись им
freedocs.xyz
Варламов В.Б. Допризывная подготовка. 10-11 класс [PDF]
Учебник. — 3-е изд., пересм. и доп. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 328 с.Учебное пособие для 10—11(11—12) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения.
Качество файла — изначально компьютерное(исходник).Введение.
Защита отечества.
Страницы мужества и героизма белорусского народа.
Защита Отечества нашими предками.
Воины-белорусы в Великой Отечественной войне.
Партизаны и подпольщики Белоруссии в годы фашистской оккупации.
Героизм и мужество в мирные дни Защита Республики Беларусь.
Беларусь — наше Отечество.
Войны и военные конфликты.
Военная политика Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам.
Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.
Вооруженные Силы Республики Беларусь.
Боевые традиции.
Состав и структура.
Вооружение и военная техника Сухопутных войск.
Вооружение и военная техника ВВС и войск ПВО.
Военные и военизированные учебные заведения.
Подготовка граждан к прохождению военной службы.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Прием на воинский учет и призыв на военную службу.
Права, обязанности и ответственность призывника.
Основы военного дела.
Тактическая подготовка.
Основы тактических действий.
Мотострелковое отделение.
Действия солдата в обороне.
Действия солдата в наступлении.
Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.
Иностранные армии.
Огневая подготовка.
История возникновения и развития стрелкового оружия.
Требования и меры безопасности.
Пневматическое и малокалиберное оружие.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение.
Ручные осколочные гранаты.
Основы стрельбы из стрелкового оружия.
Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
Метание ручных гранат.
Строевая подготовка.
Строи и управление ими.
Строевые приемы и движение без оружия.
Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику.
Строи отделения.
Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Права, обязанности и ответственность военнослужащих.
Взаимоотношения между военнослужащими.
Военная присяга.
Боевое Знамя воинской части. Воинские ритуалы.
Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами.
Суточный наряд роты и обязанности дневального.
Назначение караулов и обязанности часового.
Воинская дисциплина.
Радиационная, химическая и биологическая защита.
Оружие массового поражения.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Специальная обработка.
Военная топография.
Ориентирование на местности без карты.
Движение по азимутам.
Топографические карты.
Выживание и деятельность в экстремальных условиях.
Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Выживание в условиях автономного существования.
Добывание огня, воды и пищи.
Экстремальные условия в воинской деятельности.
Военно-медицинская подготовка.
Первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь(продолжение).
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
Физическая подготовка.
Общефизическая подготовка.
Военно-прикладная физическая подготовка.
Прикладной физкультурно-спортивный комплекс Защитник Отечества.
Заключение.
Военная присяга.
Образцы формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий.
www.twirpx.com
Варламов В.Б. Допризывная подготовка. 10-11 класс [PDF]
Учебник. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. — 384 с.Учебное пособие для 10-11(11-12) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения.Содержание:Введение.
Защита отечества.
Страницы мужества и героизма белорусского народа.
Защита Отечества нашими предками.
Воины-белорусы в Великой Отечественной войне.
Партизаны и подпольщики Белоруссии в годы фашистской оккупации.
Героизм и мужество в мирные дни Защита Республики Беларусь.
Беларусь — наше Отечество.
Войны и военные конфликты.
Военная политика Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам.
Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.
Вооруженные Силы Республики Беларусь.
Боевые традиции.
Состав и структура.
Вооружение и военная техника Сухопутных войск.
Вооружение и военная техника ВВС и войск ПВО.
Военные и военизированные учебные заведения.
Подготовка граждан к прохождению военной службы.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Прием на воинский учет и призыв на военную службу.
Права, обязанности и ответственность призывника.
Основы военного дела.
Тактическая подготовка.
Основы тактических действий.
Мотострелковое отделение.
Действия солдата в обороне.
Действия солдата в наступлении.
Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.
Иностранные армии.
Огневая подготовка.
История возникновения и развития стрелкового оружия.
Требования и меры безопасности.
Пневматическое и малокалиберное оружие.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение.
Ручные осколочные гранаты.
Основы стрельбы из стрелкового оружия.
Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
Метание ручных гранат.
Строевая подготовка.
Строи и управление ими.
Строевые приемы и движение без оружия.
Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику.
Строи отделения.
Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Права, обязанности и ответственность военнослужащих.
Взаимоотношения между военнослужащими.
Военная присяга.
Боевое Знамя воинской части. Воинские ритуалы.
Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами.
Суточный наряд роты и обязанности дневального.
Назначение караулов и обязанности часового.
Воинская дисциплина.
Радиационная, химическая и биологическая защита.
Оружие массового поражения.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Специальная обработка.
Военная топография.
Ориентирование на местности без карты.
Движение по азимутам.
Топографические карты.
Выживание и деятельность в экстремальных условиях.
Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Выживание в условиях автономного существования.
Добывание огня, воды и пищи.
Экстремальные условия в воинской деятельности.
Военно-медицинская подготовка.
Первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь (продолжение).
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
Физическая подготовка.
Общефизическая подготовка.
Военно-прикладная физическая подготовка.
Прикладной физкультурно-спортивный комплекс Защитник Отечества.
Заключение.
Военная присяга.
Образцы формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий.
www.twirpx.com
Учебное пособие для 10—11 (11—12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения ВВЕДЕНИЕ КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ |
sheba.spb.ru
Образовательный стандарт учебного предмета «допризывная и медицинская подготовка» (10-11 классы) — Образовательный стандарт
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерство
образования
Республики
Беларусь
№
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ДОПРИЗЫВНАЯ
И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»
(10-11 классы)
1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА
Цель допризывной
и медицинской подготовки – формирование
морально-психологической подготовки
юношей к военной службе и обеспечение
юношей знаниями и умениями, необходимыми
для освоения обязанностей защитника
Отечества; формирование у учащихся
знаний, умений и навыков по оказанию
первой помощи, доврачебной помощи и
общему уходу за больными и пораженными.
2. ЗАДАЧИ
ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
на III
ступени общего среднего
образования
Допризывная
подготовка:
расширение
знаний о героизме и мужестве наших
предков в деле защиты Отечества;воспитание
гражданственности и патриотизма,
чувства личной ответственности за
выполнение конституционного долга по
защите Республики Беларусь;ознакомление
с оборонительным характером военной
политики Республики Беларусь, историей
и современным состоянием национальных
Вооруженных Сил, порядком прохождения
военной службы, службы в резерве;
воспитание
товарищества, коллективизма, взаимовыручки,
гуманности, нравственности, культуры
общения;изучение
прав, обязанностей и ответственности
призывника, основ военного дела;обучение
стрельбе, строевым приемам без оружия,
действиям в экстремальных условиях и
на учебном поле боя, военно-прикладным
упражнениям.
Медицинская
подготовка:
формирование
у учащихся системы знаний по оказанию
первой помощи при открытых и закрытых
повреждениях, кровотечении, ожогах,
повреждениях электротоком, утоплении,
тепловом и солнечном ударе, поражении
молнией;обучение
правилам транспортировки пострадавшего
при травмах и других несчастных случаях;ознакомление
с видами доврачебной помощи при
заболеваниях и отравлениях;ознакомление
с лекарственными препаратами и
лекарственными растениями, их влиянием
на организм человека;обучение
уходу за больными и пораженными;ознакомление
с половозрастными особенностями
развития человека, инфекциями,
передающимися половым путем.
3.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ
ПОДГОТОВКА»
на III
ступени общего среднего
образования
Допризывная
подготовка
ЗАЩИТА
ОТЕЧЕСТВА
Героизм и
мужество белорусского народа. Защита
Отечества нашими предками. Подвиг
белорусского народа в годы Великой
Отечественной войны. Героизм и мужество
в мирные дни. Гражданственность и
патриотизм.
Военная
политика Республики Беларусь. Понятие,
виды войн и военных конфликтов. Специфика
и характер современных войн, идеологическое
противоборство. Международное гуманитарное
право в период вооруженных конфликтов.
Основные
положения Концепции национальной
безопасности Республики Беларусь.
Законодательство
Республики Беларусь по военным вопросам.
Основные положения Законов Республики
Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных
Силах”, “О воинской обязанности и
воинской службе”, “О статусе
военнослужащих”.
Допризывник
и призывник. Цели, сроки и порядок
проведения приписки к призывным участкам.
Призывные комиссии, их задачи и состав.
Оповещение призывников о явке для
призыва. Медицинское освидетельствование.
Предоставление отсрочек и освобождение
от призыва.
Права
призывника. Обязанности призывника.
Административная ответственность за
неисполнение обязанностей призывника.
Уголовная ответственность за уклонение
от призыва.
Вооруженные
Силы Республики Беларусь. История и
современность белорусской армии. Состав
и структура Вооруженных Сил Республики
Беларусь.
Виды Вооруженных
Сил. Рода войск. Специальные войска.
Вооружение
и военная техника Сухопутных войск.
Вооружение и военная техника
Военно-воздушных сил и войск противовоздушной
обороны.
Военные
учебные заведения Республики Беларусь.
Военные факультеты высших учебных
заведений.
Порядок
прохождения срочной военной службы и
службы в резерве.
ОСНОВЫ
ВОЕННОГО ДЕЛА
Тактическая
подготовка. Современный
общевойсковой бой. Виды боя. Обязанности
солдата в бою. Действия солдата в обороне
и в наступлении. Действия солдата,
назначенного наблюдателем или дозорным.
Организация
и вооружение мотострелкового отделения.
Походный и боевой порядок мотострелкового
отделения.
Тактико-технические
характеристики основных видов вооружения
и военной техники иностранных армий.
Военная игра
на местности “Испытай себя”.
Огневая
подготовка. История
возникновения и развития стрелкового
оружия. Меры безопасности при обращении
с оружием и взрывчатыми веществами.
Назначение,
характеристики и общее устройство
пневматической и малокалиберной
винтовок.
Назначение
и боевые свойства автомата Калашникова.
Общее устройство и принцип работы
автомата. Порядок неполной разборки и
сборки автомата.
Основы, приемы
и правила стрельбы. Выполнение упражнений
стрельб из пневматической и малокалиберной
винтовок.
Назначение,
боевые свойства и общее устройство
ручных осколочных гранат. Порядок
боевого применения и меры безопасности
при обращении с гранатами. Выполнение
упражнений в метании ручных гранат
(болванок).
Строевая
подготовка. Обязанности
военнослужащих перед построением и в
строю. Строевая стойка. Выполнение
команд “Становись”, “Равняйсь”,
“Смирно”, “Вольно”, “Заправиться”,
“Отставить”.
Движение
строевым и походным шагом. Выполнение
поворотов на месте и в движении. Выход
из строя и возвращение в строй, подход
к начальнику и отход от него.
Строевые
приемы без оружия в составе отделения.
Воинское приветствие в составе отделения
и вне строя.
Уставы
Вооруженных Сил. Назначение
и общее содержание общевоинских уставов.
Общие обязанности военнослужащих,
обязанности солдата.
Воинские
звания и знаки различия, форма одежды
военнослужащих. Начальники и подчиненные,
старшие и младшие. Порядок отдачи и
выполнения приказов и приказаний.
Воинское приветствие. Правила воинской
вежливости.
Размещение
военнослужащих, проходящих срочную
военную службу. Распорядок дня воинской
части. Суточный наряд роты.
Содержание
и порядок принесения и принятия Военной
присяги. Боевое Знамя воинской части –
символ воинской чести, доблести и славы.
Воинская
дисциплина, ее сущность и значение.
Поощрения, применяемые к солдатам,
дисциплинарные взыскания, налагаемые
на солдат. Нравственные принципы, нормы
поведения и адаптация в воинском
коллективе.
Радиационная,
химическая и биологическая защита.
Краткая характеристика оружия массового
поражения иностранных армий.
Назначение,
общее устройство и правила пользования
фильтрующим противогазом и респиратором.
Назначение, общее устройство и правила
пользования средствами защиты кожи.
Средства коллективной защиты. Медицинские
средства защиты и профилактики.
Частичная
санитарная обработка, дезактивация и
дезинфекция одежды, обуви, средств
индивидуальной защиты.
Военная
топография. Ориентирование
на местности без карты по компасу,
Солнцу, Солнцу с помощью часов, небесным
светилам, по признакам местных предметов.
Магнитный
азимут и его определение. Движение по
азимутам.
Топографические
карты. Масштаб карты. Условные
топографические знаки. Измерение
расстояний по карте. Ориентирование по
карте.
Выживание
и деятельность в экстремальных условиях.
Психология поведения людей в экстремальной
ситуации. Эмоционально-волевая и
психологическая подготовка к действиям
в экстремальной ситуации.
Выживание в
условиях автономного существования.
Экстремальные
условия в воинской деятельности. Боевая
деятельность. Учебно-боевая деятельность.
Специфика жизни и быта военнослужащих
срочной службы.
Военно-медицинская
подготовка. Понятие о ране. Классификация
ран. Виды кровотечений и их характеристика.
Первая
медицинская помощь при кровотечениях,
переломах костей, остановке сердечной
деятельности и прекращении дыхания.
Первая медицинская помощь при ушибе,
вывихе, растяжении связок, солнечном и
тепловом ударе, обморожении, укусах
ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми
растениями и грибами.
gigabaza.ru
Допризывная подготовка — Все для студента
Учеб. для сред. учеб. заведений / А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др; Под ред. Ю.А. Науменко. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 1987. — 253 с. Настоящий учебник разработан на основе требований Программы начальной военной подготовки молодежи. В нем содержатся основные сведения о Советских Вооруженных Силах, их историческом предназначении, характере и особенностях, об…
- №1
- 174,24 МБ
- добавлен
- изменен
Підручник. — За ред. Ю.О. Квашньова, А.О. Литвиненка. — К.: Вежа, 2006. — 448 с.: іл. + 8 с. кольор. іл.
Предмет «Захист Вітчизни» дає необхідні знання з питань військової служби, охорони здоров’я, цивільної оборони і складається зі вступу і семи розділів: «Військово-історичні, правові та політичні основи захисту Вітчизни», «Загальновійськова підготовка», «Вогнева підготовка»,…
- №2
- 6,48 МБ
- добавлен
- изменен
Підручник. — За ред. Ю.О. Квашньова, А.О. Литвиненка. — К.: Вежа, 2006. — 448 с.: іл. + 8 с. кольор. іл.
Предмет «Захист Вітчизни» дає необхідні знання з питань військової служби, охорони здоров’я, цивільної оборони і складається зі вступу і семи розділів: «Військово-історичні, правові та політичні основи захисту Вітчизни», «Загальновійськова підготовка», «Вогнева підготовка»,…
- №3
- 9,47 МБ
- добавлен
- изменен
Учебник. — Под ред. А.М. Попова. — 2-е изд. — М.: ДОСААФ, 1979. — 302 с., ил.
В учебнике содержатся основные сведения о
www.twirpx.com
Допризывная подготовка юношей (из опыта работы)
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.
Введение
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.
К участию на учебные сборы привлекаются учащиеся, не имеющие освобождения по состоянию здоровья.
Программой учебных сборов предусмотрено ознакомление учащихся с размещением и бытом военнослужащих, организацией караульной и внутренней службы, изучение элементов строевой, огневой, тактической, медицинской и физической подготовки.
Организация проведения учебно-полевых сборов в Ольхонском районе осуществляется, и проводятся на основании постановления мэра района, и приказа начальника райвоенкомата о проведении учебно-полевых сборов и назначении должностных лиц на период сборов.
А также издавались приказы начальником РОО «О проведении итоговых занятий по стрельбе из автомата боевыми патронами с юношами 10-х классов».
Вооружённые силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии против государства, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
Сегодня одной из приоритетных задач строительства Вооружённых сил РФ по-прежнему остаётся сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.
Главной целью политики РФ в этой области является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или её союзников, а в случае её развязывания – гарантированная защита её суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем всей системы национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.
В соответствии с военной доктриной. Вооружённые силы могут применяться также для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Одной из важных задач по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ является военно-патриотическое воспитание. В нашей совместной работе по формированию у учащихся военно-патриотических качеств можно использовать различные способы и методы. В данном случае мы проводим военно-полевые сборы с учащимися 10 классов, направленные на воспитание и обучение , а также получение определенных знаний и умений в области военного искусства. При проведении сборов юноши усваивают свои конституционные права, уясняют цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Вооруженных Сил, приобретают физическую закалку и психологическую устойчивость. Проведение военно-полевых сборов помогает решить одну из важных задач, военно-профессиональную ориентацию и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование у школьника убеждения в необходимости стать защитником своей Родины. Военно-профессиональная ориентация является частью всего учебного процесса, она неразрывно связана с формированием всесторонне развитой личности. Наша основная цель сформировать у молодого человека морально-боевые, организаторские и другие качества необходимые защитнику Отечества, воспитывать у молодежи уважение и любовь к Вооруженным Силам, правильное представление о характере военной службы. Наши юноши получив определенные знания в области обороны, с честью и достоинством исполняют свой воинский долг в Вооруженных Силах РФ. Принимали участие в боевых действиях в горячих точках, это Афганистан – Чечня, имеют государственные и правительственные награды.
Основными целями и задачами учебно-полевых сборов являются:
- формирование морально – волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
- вырабатывать у юношей подтянутость, аккуратность, умение быстро выполнять команды; научить умелому использованию оружия;
- воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
- воспитать у наших допризывников чувство патриотизма, любви к ВС РФ.
Учебно-полевые сборы юношей 10-х классов школ района проводятся на базе общеобразовательных школ района.
В первый день заезда проводится формирование взводов. Они формируются по смешанному типу, т. е. в список взвода включаются учащиеся из разных школ.
При такой системе комплектования, учащиеся из одной школы, попадают в совершенно разные взвода, по сути, в новые коллективы. Это даёт возможность командирам за короткий срок подготовить боеспособный коллектив и позволяет исключить возможные негативные явления. Словом, комплектование взводов на срок проведения сборов максимально приближено к армейским условиям.
Занятия на сборах проводятся согласно распорядку дня, начиная с подъёма в 700 часов и до отбоя в 2200 часа. Все занятия проходят по расписанию, при этом преподаватели имеют при себе конспекты занятий.
В часы досуга, а это послеобеденное время, проводится кросс, соревнования по волейболу, гиревому спорту, подтягиванию на перекладине, футболу.
При такой организации распорядка дня, свободного времени у учащихся практически нет и меньше возможности для совершения противоправных действий.
Как начальник штаба провожу большую организаторскую учебную работу. Занимаюсь оформлением документации, распорядком дня, расписанием занятий, списками личного состава взводов, планами – конспектами занятий.
Открытие учебно-полевых сборов
Перед открытием учебно-полевых сборов, весь личный состав сборов активно готовиться к торжественному открытию. При этом командиры взводов проверяют форму, одежду, причёску, обувь, внешний вид участников. Даётся команда на построение. Начальник сборов докладывает военному комиссару района о готовности допризывников к проведению учебно-полевых сборов.
Флаг Российской Федерации в честь открытия учебно-полевых сборов поднимают заместители командиров взводов.
На торжественном открытии присутствуют представители администрации района, военный комиссар, перед участниками сборов выступают участники ВОв, боевых действий в Чечне, Афганистане.
После торжественной части, участники сборов повзводно проходят торжественным маршем перед присутствующими.
Первый день сборов
В первый день проводятся занятия по строевой подготовке. Где отрабатываются строевые приёмы и движение без оружия, выход из строя, подход к начальнику, доклад.
Строевые приёмы отрабатываются как индивидуально с каждым учащимся, так в составе отделения и взвода. Занятия проводят командиры взводов, добиваются того, чтобы учащиеся были подтянуты, внешне опрятны, умели чётко выполнять команды, и были в постоянной готовности к действиям.
Командир взвода также следит за действиями учащихся и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов.
Цель данного занятия – воспитать дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов, добиваться чёткости и слаженности действий.
Сначала отрабатываются одиночные строевые приёмы, затем в составе отделения, в составе взвода.
Огромное значение для поддержания внутреннего порядка и дисциплины имеет изучение теоретической части и отработка практических навыков Устава Внутренней и Гарнизонно-караульной служб.
Для этого назначается дежурный по сборам, в его распоряжение выделяется 9 дневальных, которые исполняют обязанности по поддержанию порядка и дисциплины. На разводе назначается начальника караула, разводящие и караульные по количеству постов. Данное караульное подразделение предназначено для охраны и обороны объектов, находящихся на территории лагеря.
Для чёткого выполнения службы на постах караульные проходят специальную подготовку, изучают свои обязанности. Также вывешивается наглядная агитация, плакаты: обязанности дежурного по сборам, дневального, часового на посту.
Второй день сборов. Тактическая подготовка
Тактика – это составная часть военного искусства, которая охватывает теорию и практику ведения боя.
На тактическом поле повзводно отрабатывается наступление, развёртывание в цепь, оборона, отрываются окопы для стрельбы из положения лёжа, маскировка.
При этом также отрабатывается передвижение учащихся на поле боя:
- бегом;
- ускоренным шагом;
- перебежками;
- переползанием по-пластунски, на боку, на получетвереньках.
Важное значение для достижения высокого качества проводимых занятий имеет материально-техническое обеспечение — макеты автоматов, сапёрные лопатки, противогазы и имитирующие средства, взрывпакеты, дымовые шашки.
При выдвижении на тактическое поле отрабатываются действия учащихся по вспышке ядерного взрыва: «Вспышка справа», «Вспышка слева». Главное, что должен усвоить учащийся — положение залечь лицом вниз, головой в сторону, противоположную взрыву, кисти рук под себя и плотно закрывают лицо.
Отработав данную тему, учащиеся должны знать:
- способы передвижения на местности;
уметь:
- использовать защитные особенности местности;
- передвигаться на местности разными способами;
- развёртываться в боевой порядок;
- вести оборонительный бой;
- окапываться для стрельбы из положения лёжа;
- метать гранаты;
- оказывать самопомощь и взаимопомощь;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Целью данного занятия является выработка у учащихся морально-боевых качеств, необходимых юношам для службы в армии, так как максимальное приближение к реальной боевой обстановке требует психологической и физической нагрузки.
Третий день сборов. Огневая подготовка
Занятия проводятся непосредственно в лагере командирами взводов.
Целью данного занятия является объяснение учащимся назначения и боевых свойств автомата, знакомство с устройством и положением частей и механизмов при заряжении и стрельбе, функциями частей и механизмов при стрельбе.
Каждый учащийся самостоятельно проводит разборку и сборку автомата, снаряжение магазина, при этом изучая каждый механизм в отдельности, т.е. назначение, устройство, принцип работы.
Таким образом, ребята достигают высоких показателей по данной теме, так как занятие разнообразное, живое и увлекательное. В процессе обучения у молодёжи развивается чувство гордости, отваги, другие качества необходимые для предстоящей воинской службы: смелость, стойкость в преодолении трудностей.
Четвёртый день сборов. Занятия по военной топографии и физической подготовке
На изучение военной топографии отводится сравнительно немного времени, занятия проводятся повзводно. Учащиеся должны научиться ориентироваться на местности без карты, определять направление и стороны горизонта и докладывать о своём местонахождении относительно ориентиров и местных предметов, определять расстояние до объекта и движение по пересечённой местности по определённому азимуту. В процессе обучения преподаватель воспитывает у учащихся инициативу и находчивость, готовность к принятию самостоятельных решений и настойчивость.
На занятиях по прикладной физической культуре учащиеся разучивают:
- приёмы по самозащите против пистолета;
- приёмы самозащиты против ударов ножом сверху, снизу, сбоку;
- приёмы освобождения от захватов противника спереди, сзади,
- проводятся тренировочные бои с применением изученных приёмов.
Цель данного занятия: развить у учащихся силу, ловкость, быстроту, смелость, воспитать работоспособность и дисциплинированность, прививать любовь к армии и спорту.
Пятый день сборов. Огневая подготовка из АК-74 по грудной фигуре. Выполнение начального упражнения
Цель данного занятия — практическая отработка выполнения начального упражнение стрельб из автомата боевыми патронами, привитие стремления к образцовому овладению боевым оружием и меткой стрельбой.
После построения и доклада командиров взводов о готовности, повзводно отправляем взвода на стрельбище, где их встречают уже работники военкомата.
Стрельбы проводятся под руководством военкома района. Целями служат грудные фигуры с кругами №4 на щите 75*75 см. После построения и доклада командиров взводов о готовности, участники сборов повзводно отправляются на стрельбище. Отрабатываются положение для стрельбы по грудной фигуре – лёжа, с упора, тремя одиночными выстрелами. Время на стрельбу неограниченное.
Выполнение начального упражнения стрельб из автомата с учащимися проводится в полном соответствии с методикой, принятой в военных училищах. Прежде чем учащиеся приступают к выполнению начального упражнения, выставляется оцепление. Командиры взводов проводят повторный инструктаж по ТБ, и тренировку в выполнении приёмов и правил стрельбы из автомата (изготовка к стрельбе, установка прицела, наводка, производство выстрела и разряжения оружия).
Вначале один из офицеров лично показывает стрельбу из автомата. После чего по команде вызывается первая смена на исходный рубеж уже подготовленная к стрельбе. На пункте боепитания, по докладу учащегося, один из офицеров выдаёт боевые патроны. После этого подаётся команда для выхода первой смены на огневой рубеж. Затем подаётся команда для заряжения автомата, и проводится контроль за правильностью действий учащегося. При необходимости озвучиваются замечания для устранения ошибок. После доклада учащихся, о готовности к стрельбе, военком подаёт команду на открытие огня. После окончания стрельбы первой смены, военком по команде отправляет первую смену в тыл, а на исходное положение вызывается очередная смена. Порядок стрельбы с последующими сменами повторяется.
После окончания стрельбы особое внимание обращают на учёт боёвых патронов, и на воспитание ответственности за их сохранность. Перед убытием со стрельбища командиры взводов осуществляют проверку участников сборов, проводится организованное отправление в лагерь.
Закрытие учебно-полевых сборов
Последний день сборов — торжественный и в тоже время волнующий момент. Начальник штаба называет наиболее отличившихся учащихся, начальник управления образования вручает грамоты и ценные подарки ребятам, поздравляет их с успешным завершением учебных сборов.
Под марш «Славянки» взводы торжественным маршем проходят перед трибуной. Участники сборов разъезжаются по своим школам.
Естественно такие занятия требуют от ребят немалых усилий, выдержки и терпения. Нагрузка несколько непривычная, но она по плечу настоящим мужчинам и даже усталость не может скрыть на лицах ребят чувства удовлетворения и гордости.
Через год-два эти ребята наденут солдатскую форму, и вольются в армейские ряды, уже знающими азы воинской службы.
novainfo.ru