10 класс

Учебник по допризывной подготовке 10 класс – Допризывная подготовка. 10–11 классы | Скачать

ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА. Учебник для 10 11 классов

ВА
НН
Е

В. Б. Варламов


Ы
ХА

Допризывная
подготовка

Учебник для 10—11 классов
учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения

ЦЫ
Я

Утверждено
Министерством образования
Республики Беларусь

АД

УК
А

3-е издание, пересмотренное и дополненное

Минск
«Адукацыя і выхаванне»
2012

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

УДК 355.211.5(075.3=161.1)
ББК 68.49(4Беи)9я72
В18

В18


Ы
ХА

ВА
НН
Е

Р е ц е н з е н т: учитель допризывной подготовки высшей категории государственного учреждения образования
«Средняя общеобразовательная школа № 208 г. Минска»
И. О. Беденко

Варламов, В. Б.
Допризывная подготовка : учебник для 10—11-х кл.
учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения /
В. Б. Варламов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Минск :
Адукацыя і выхаванне, 2012. — 328 с. : ил.
ISBN 978-9854714776.

УК
А

ЦЫ
Я

В первой части учебника представлен материал по героическому историческому прошлому белорусского народа, зарождению, развитию и современному состоянию
Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизированы вопросы подготовки и
прохождения военной службы. Во второй части изложены
основы военного дела по основным дисциплинам боевой
подготовки белорусской армии.

АД

УДК 355.211.5(075.3=161.1)
ББК 68.49(4Беи)9я72

ISBN 978-9854714776

©
©

©

Варламов В. Б., 2001
Варламов В. Б., 2012,
пересмотренное и дополненное
Оформление. РУП «Издательство
“Адукацыя і выхаванне”», 2012

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

ВА
НН
Е

ВВЕДЕНИЕ

АД

УК
А

ЦЫ
Я


Ы
ХА

Человек проник в тайны внутриядерной энергии,
вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю,
но не смог примирить человечество. Мир ещё не
научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди
вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и
глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы
или угрозы силой». Но одно миролюбие в современной обстановке ещё не даёт гарантий безопасности.
Одним из приоритетных направлений обеспечения
безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории
и практике подготовки и ведения войн. Вооружённая борьба сегодня уже не является единственным
и основным средством достижения целей войны. На
первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные, психологические и иные формы противоборства. Вероятность
и исход войны в настоящее время всё более и более
зависят от единства и готовности всего народа встать
на защиту Отечества. Всё это придало национальной
безопасности страны действительно всенародный
характер.
Трансформировалось и содержание вооружённой борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия
3

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

АД

УК
А

ЦЫ
Я


Ы
ХА

ВА
НН
Е

иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные
изменения в содержании вооружённой борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооружённых Сил
Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны,
актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной
службе.
Оборона страны отнесена белорусским законодательством
к важнейшим функциям государства, является всеобщим
делом, а защита Республики Беларусь определена её Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооружённая защита Отечества
была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси
установлена воинская обязанность, в соответствии с которой
граждане подлежат воинскому учёту, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве в Вооружённых
Силах или других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и
воинской службе» предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным
элементом обязательной подготовки является допризывная
подготовка, которая проводится в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального
образования.
Целью допризывной подготовки является формирование
у юношей морально-психологической готовности к военной
службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан
по защите государства, предназначение Вооружённых Сил и
других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами,
основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения и психологическую
устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную
службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
В учебнике изложено содержание всех тем программы по
допризывной подготовке для учреждений общего среднего,
4

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

АД

УК
А

ЦЫ
Я


Ы
ХА

ВА
НН
Е

профессионально-технического и среднего специального образования. Вместе с тем последовательность подачи материала
несколько отличается от размещения тем в программе. Такое
отступление делает учебник более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
В п е р в о й ч а с т и учебника «Защита Отечества» содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооружённых Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы
подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого
материала способствует воспитанию у юношей гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность
к предстоящей военной службе.
Во в т о р о й ч а с т и учебника «Основы военного дела»
представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первой части, а также даёт возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым
солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
Изучение предмета «Допризывная подготовка» в комплексной системе идеологического и военно-патриотического
воспитания формирует у юношей готовность к выполнению
конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой
активности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве и военном законодательстве Республики Беларусь
после 2006 года. Содержание главы 2 «Защита Республики
Беларусь» основано на положениях Концепции национальной
безопасности Республики Беларусь 2010 года. В учебнике
использован иллюстрационный материал, предложенный
государственным учреждением «Военно-информационное
агентство Вооружённых Сил Республики Беларусь «Ваяр»
и сотрудником Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь С. Н. Гамолко.
5

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

ВА
НН
Е

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

АД

УК
А

ЦЫ
Я


Ы
ХА

Из всех конституционных обязанностей граждан
Беларуси лишь одна определена как священная —
это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять
воинский долг осознанно и достойно, надо знать
свою страну, её прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально и психологически готовым к предстоящей военной службе и, если
понадобится, к вооружённой защите Отечества —
Республики Беларусь.

6

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

Глава I
Страницы мужества и героизма
белорусского народа


Ы
ХА

ВА
НН
Е

Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим.
Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершённых на белорусской
земле, не счесть имён героев, самоотверженно защищавших
свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или
исторических событиях, а о людях, вставших на защиту
родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших
предков.

§ 1. Защита Отечества нашими предками

АД

УК
А

ЦЫ
Я

Вооружённая борьба восточных славян. История знает
немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали своё существование целые племена, народы, государства.
С древних времён право на жизнь и своё дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы вооружённой
защиты приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки — восточнославянские племена.
Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремёсла, а когда нападал враг — мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для
одних и бременем для других, а приобретение необходимых
умений и навыков для военных действий было делом всех,
кто к этому был способен.
Ближайшими соседями восточных славян на юге были
кочующие в причерноморских степях гунны и авары, а затем — хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они
грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские
7

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

АД

УК
А

ЦЫ
Я


Ы
ХА

ВА
НН
Е

земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооружённой защите. Восточные славяне строили большие укреплённые городища, окружённые земляными валами, рвами,
частоколом из брёвен, совершенствовали своё вооружение,
чему способствовало успешное развитие ремёсел.
В древнейшей русской летописи «Повесть временных лет»
сохранились сведения о походах русских князей на столицу
Византии Царьград (Константинополь) (907, 914 гг.). В этих
походах принимали участие и полоцкие дружины.
Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил,
когда действовали сообща. При очередном набеге половцев
в 1168 году великий князь киевский Мстислав, собрав всех
удельных князей, обратился к ним со словами: «Друзья и
братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч
и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья,
искать чести в поле и следов, проложенных там нашими
отцами и дедами». Половцы были разбиты. В совместных
походах против кочевников вместе с киевскими князьями
принимали участие со своими дружинами князья: полоцкий
Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский
Ярослав и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы
намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому
морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан
подошёл к шведскому лагерю и наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове
Полочанине. По его словам, тот, «наихав на шведский полк
с мечом, мужествовав много». После боя князь Александр
Невский лично благодарил храброго ратника. Ещё более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на
Чудском озере в 1242 году.
Куликовская битва. Ярким примером объединения сил
против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где
под руководством великого князя московского Дмитрия
Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь
полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий
Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб.
Сражение началось с поединка между двумя богатырями:
русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем.
8

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

ВА
НН
Е

Ы
ХА

АД

УК
А

ЦЫ
Я

Невская битва (слева — Александр Невский, справа — Я. Биргер,
на переднем плане — Яков Полочанин).
Древнерусская книжная миниатюра XVI в.

Поединок Пересвета с Челубеем. Художник М. Авилов
9

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

АД

УК
А

ЦЫ
Я


Ы
ХА

ВА
НН
Е

Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска,
и началась битва. Упорство и ожесточённость Куликовского
сражения летописец в знаменитом «Сказании о Мамаевом побоище» описывает так: «На том поле сошлись сильные полки
вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей,
точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и
удары мечей».
Объединёнными силами Золотой Орде был нанесён сокрушительный удар, в результате которого её военному и политическому господству был нанесён серьёзный урон.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих
предков — воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы
участвовать в справедливой борьбе всех братских восточнославянских народов.
Грюнвальдская битва. Ещё одним примером совместной
борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва,
в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к
плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские
герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта.
Атака была решительной и мощной, всадники уже громили
немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были
встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут
ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели
сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания
коней, лязга оружия. «Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов…» Долгое
время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об
усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то
в другом месте сражения, призывал и вёл в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины
смоленского, оршанского и мстиславского полков. Русские
сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош
писал: «… русские витязи из смоленской земли, построенные
тремя отдельными полками, стойко бились с врагами… Тем
заслужили они бессмертную славу».
10

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

ВА
НН
Е

Ы
ХА

ЦЫ
Я

Грюнвальдская битва (фрагмент). Художник Я. Матейко

АД

УК
А

Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе
своих войск и пошёл, как он считал, на разгром врага, но
просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы — с другой
ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними
и рыцари, побросав знамёна и оружие, начали сдаваться в
плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы,
которые были найдены победителями после битвы в лагере
крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе
с немецкими захватчиками при Грюнвальде — золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же
никогда никаких ограничений не существовало. Более того,
из них формировались целые полки.
11

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

АД

УК
А

ЦЫ
Я


Ы
ХА

ВА
НН
Е

Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем
временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие
воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонну с крепостного
вала, командир Полоцкого пехотного полка подполковник
Ясунский повёл полочан в контратаку. Их решительные
действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и
бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых
их мужественный командир подполковник Ясунский. Тогда
на его место встал полковой священник Трофим Куцинский.
С крестом в руке он увлёк за собой солдат, поставленная
перед полком задача была выполнена.
Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и
при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
Минский полк. Часть корпуса маршала Жюно и полки
князя Ю. Понятовского 26 августа 1812 года стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив манёвр, внезапно контратаковал французов и поляков,
рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции.
О его командире, полковнике А. Красавине, в наградном листе напечатано: «Предводительствовал вверенным ему полком
с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнём, действовал отлично и подавал подкомандующим
свой пример личною храбростью, причём получил сильную в
ногу от ядра контузию». В последующем полк громил и гнал
захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Ольшан, Гродно.
Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся
названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую событиями летопись им

freedocs.xyz

Варламов В.Б. Допризывная подготовка. 10-11 класс [PDF]

Учебник. — 3-е изд., пересм. и доп. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 328 с.Учебное пособие для 10—11(11—12) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения.
Качество файла — изначально компьютерное(исходник).Введение.
Защита отечества.
Страницы мужества и героизма белорусского народа.
Защита Отечества нашими предками.
Воины-белорусы в Великой Отечественной войне.
Партизаны и подпольщики Белоруссии в годы фашистской оккупации.
Героизм и мужество в мирные дни Защита Республики Беларусь.
Беларусь — наше Отечество.
Войны и военные конфликты.
Военная политика Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам.
Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.
Вооруженные Силы Республики Беларусь.
Боевые традиции.
Состав и структура.
Вооружение и военная техника Сухопутных войск.
Вооружение и военная техника ВВС и войск ПВО.
Военные и военизированные учебные заведения.
Подготовка граждан к прохождению военной службы.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Прием на воинский учет и призыв на военную службу.
Права, обязанности и ответственность призывника.
Основы военного дела.
Тактическая подготовка.

Основы тактических действий.
Мотострелковое отделение.
Действия солдата в обороне.
Действия солдата в наступлении.
Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.
Иностранные армии.
Огневая подготовка.
История возникновения и развития стрелкового оружия.
Требования и меры безопасности.
Пневматическое и малокалиберное оружие.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение.
Ручные осколочные гранаты.
Основы стрельбы из стрелкового оружия.
Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
Метание ручных гранат.
Строевая подготовка.
Строи и управление ими.
Строевые приемы и движение без оружия.
Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику.
Строи отделения.
Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Права, обязанности и ответственность военнослужащих.
Взаимоотношения между военнослужащими.
Военная присяга.
Боевое Знамя воинской части. Воинские ритуалы.
Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами.
Суточный наряд роты и обязанности дневального.
Назначение караулов и обязанности часового.
Воинская дисциплина.
Радиационная, химическая и биологическая защита.
Оружие массового поражения.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Специальная обработка.
Военная топография.
Ориентирование на местности без карты.
Движение по азимутам.
Топографические карты.
Выживание и деятельность в экстремальных условиях.
Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Выживание в условиях автономного существования.
Добывание огня, воды и пищи.
Экстремальные условия в воинской деятельности.
Военно-медицинская подготовка.
Первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь(продолжение).
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
Физическая подготовка.
Общефизическая подготовка.
Военно-прикладная физическая подготовка.
Прикладной физкультурно-спортивный комплекс Защитник Отечества.
Заключение.
Военная присяга.
Образцы формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий.

www.twirpx.com

Варламов В.Б. Допризывная подготовка. 10-11 класс [PDF]

Учебник. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. — 384 с.Учебное пособие для 10-11(11-12) классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего, образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения.Содержание:Введение.
Защита отечества.
Страницы мужества и героизма белорусского народа.
Защита Отечества нашими предками.
Воины-белорусы в Великой Отечественной войне.
Партизаны и подпольщики Белоруссии в годы фашистской оккупации.
Героизм и мужество в мирные дни Защита Республики Беларусь.
Беларусь — наше Отечество.
Войны и военные конфликты.
Военная политика Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам.
Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.
Вооруженные Силы Республики Беларусь.
Боевые традиции.
Состав и структура.
Вооружение и военная техника Сухопутных войск.
Вооружение и военная техника ВВС и войск ПВО.
Военные и военизированные учебные заведения.
Подготовка граждан к прохождению военной службы.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Прием на воинский учет и призыв на военную службу.
Права, обязанности и ответственность призывника.
Основы военного дела.
Тактическая подготовка.

Основы тактических действий.
Мотострелковое отделение.
Действия солдата в обороне.
Действия солдата в наступлении.
Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.
Иностранные армии.
Огневая подготовка.
История возникновения и развития стрелкового оружия.
Требования и меры безопасности.
Пневматическое и малокалиберное оружие.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Уход и сбережение.
Ручные осколочные гранаты.
Основы стрельбы из стрелкового оружия.
Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
Метание ручных гранат.
Строевая подготовка.
Строи и управление ими.
Строевые приемы и движение без оружия.
Воинское приветствие, выход из строя и подход к начальнику.
Строи отделения.
Уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Права, обязанности и ответственность военнослужащих.
Взаимоотношения между военнослужащими.
Военная присяга.
Боевое Знамя воинской части. Воинские ритуалы.
Прохождение срочной военной службы солдатами и сержантами.
Суточный наряд роты и обязанности дневального.
Назначение караулов и обязанности часового.
Воинская дисциплина.
Радиационная, химическая и биологическая защита.
Оружие массового поражения.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Специальная обработка.
Военная топография.
Ориентирование на местности без карты.
Движение по азимутам.
Топографические карты.
Выживание и деятельность в экстремальных условиях.
Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Выживание в условиях автономного существования.
Добывание огня, воды и пищи.
Экстремальные условия в воинской деятельности.
Военно-медицинская подготовка.
Первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь (продолжение).
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
Физическая подготовка.
Общефизическая подготовка.
Военно-прикладная физическая подготовка.
Прикладной физкультурно-спортивный комплекс Защитник Отечества.
Заключение.
Военная присяга.
Образцы формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Тактико-технические характеристики образцов вооружения и военной техники иностранных армий.

www.twirpx.com

Допризывная подготовка. учебник

      Учебное пособие для 10—11 (11—12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения

      Допущено Министерством образования Республики Беларусь

     

      ВВЕДЕНИЕ

      Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог . примирить человечество. Мир еще не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.

      Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что , “Республика Беларусь в своей внешней по-

      литике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.

      В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны, защите Отечества действительно всенародный характер.

      Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.

      Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве Вооруженных Сил или в других воинских формированиях республики, состоят в запасе.

      Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

      Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.

      В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.

      В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программах. Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.

      В первом разделе учебного пособия содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.

      Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первого раздела, а также дает возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.

      Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.

      В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь после 2001 года.

     

      ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

      Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная — это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооруженной защите Отечества — Республики Беларусь.

     

      ГЛАВА I

      Страницы мужества и героизма белорусского народа

      Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?

      Не счесть ратных подвигов, совершенных на белорусской земле, не счесть имен героев, самоотверженно защищавших свою Родину.

      В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.

      § 1. Защита Отечества нашими предками

      Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали свое существование целые племена, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.

      Наши древнейшие предки — восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг — мужественно и умело защищались.

      В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действиям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.

      Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем — хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они совершенствовали свое вооружение, чему способствовало успешное развитие ремесел.

      Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинополя, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киевского князя Олега в 907 году против Византии мужественно сражались полочане и радимичи, за что Полоцк получал дань от побежденных греков.

      Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: “Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами”. Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.

      В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом мужествовав много”. После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника ьще более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.

      Невская битва (слева Александр Невский, справа — Н. Биргер, на переднем плане — Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.

      Куликовская битва. Ярким примером объединения против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.

      Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточенность Куликовского сражения летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.

      Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков — воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.

      Грюнвальдская битва. Еще одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.

      Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.

      Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов…” Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.

      Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: “… русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами… Тем заслужили они бессмертную славу”.

      Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин-ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы — с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сдаваться в плен.

      Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде — золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.

      Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.

      Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонного полка подполковник Я су некий повел полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясун-ский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Кубинский. С крестом в руке он увлек за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.

      Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.

      Минский полк, 26 августа 1812 года часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятов-ского стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив маневр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике

      А. Красавине, в наградном листе напечатано: Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнем, действовал отлично и подавал под-командующим свой пример личною храбростью, причем получил сильную в ногу от ядра контузию”. В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Олыпан, Гродно.

      Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую на события летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.

      Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. 30 июля в бою под Клястицами отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побежденным. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.

      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

sheba.spb.ru

Образовательный стандарт учебного предмета «допризывная и медицинская подготовка» (10-11 классы) — Образовательный стандарт

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерство
образования

Республики
Беларусь

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ДОПРИЗЫВНАЯ
И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»

(10-11 классы)

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА

Цель допризывной
и медицинской подготовки – формирование
морально-психологической подготовки
юношей к военной службе и обеспечение
юношей знаниями и умениями, необходимыми
для освоения обязанностей защитника
Отечества; формирование у учащихся
знаний, умений и навыков по оказанию
первой помощи, доврачебной помощи и
общему уходу за больными и пораженными.

2. ЗАДАЧИ
ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

на III
ступени общего среднего
образования

Допризывная
подготовка:

  • расширение
    знаний о героизме и мужестве наших
    предков в деле защиты Отечества;

  • воспитание
    гражданственности и патриотизма,
    чувства личной ответственности за
    выполнение конституционного долга по
    защите Республики Беларусь;

  • ознакомление
    с оборонительным характером военной
    политики Республики Беларусь, историей
    и современным состоянием национальных
    Вооруженных Сил, порядком прохождения
    военной службы, службы в резерве;

  • воспитание
    товарищества, коллективизма, взаимовыручки,
    гуманности, нравственности, культуры
    общения;

  • изучение
    прав, обязанностей и ответственности
    призывника, основ военного дела;

  • обучение
    стрельбе, строевым приемам без оружия,
    действиям в экстремальных условиях и
    на учебном поле боя, военно-прикладным
    упражнениям.

Медицинская
подготовка:

  • формирование
    у учащихся системы знаний по оказанию
    первой помощи при открытых и закрытых
    повреждениях, кровотечении, ожогах,
    повреждениях электротоком, утоплении,
    тепловом и солнечном ударе, поражении
    молнией;

  • обучение
    правилам транспортировки пострадавшего
    при травмах и других несчастных случаях;

  • ознакомление
    с видами доврачебной помощи при
    заболеваниях и отравлениях;

  • ознакомление
    с лекарственными препаратами и
    лекарственными растениями, их влиянием
    на организм человека;

  • обучение
    уходу за больными и пораженными;

  • ознакомление
    с половозрастными особенностями
    развития человека, инфекциями,
    передающимися половым путем.

3.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ
ПОДГОТОВКА»

на III
ступени общего среднего
образования

Допризывная
подготовка

ЗАЩИТА
ОТЕЧЕСТВА

Героизм и
мужество белорусского народа.
Защита
Отечества нашими предками. Подвиг
белорусского народа в годы Великой
Отечественной войны. Героизм и мужество
в мирные дни. Гражданственность и
патриотизм.

Военная
политика Республики Беларусь.
Понятие,
виды войн и военных конфликтов. Специфика
и характер современных войн, идеологическое
противоборство. Международное гуманитарное
право в период вооруженных конфликтов.

Основные
положения Концепции национальной
безопасности Республики Беларусь.

Законодательство
Республики Беларусь по военным вопросам.
Основные положения Законов Республики
Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных
Силах”, “О воинской обязанности и
воинской службе”, “О статусе
военнослужащих”.

Допризывник
и призывник.
Цели, сроки и порядок
проведения приписки к призывным участкам.
Призывные комиссии, их задачи и состав.
Оповещение призывников о явке для
призыва. Медицинское освидетельствование.
Предоставление отсрочек и освобождение
от призыва.

Права
призывника. Обязанности призывника.
Административная ответственность за
неисполнение обязанностей призывника.
Уголовная ответственность за уклонение
от призыва.

Вооруженные
Силы Республики Беларусь.
История и
современность белорусской армии. Состав
и структура Вооруженных Сил Республики
Беларусь.

Виды Вооруженных
Сил. Рода войск. Специальные войска.

Вооружение
и военная техника Сухопутных войск.
Вооружение и военная техника
Военно-воздушных сил и войск противовоздушной
обороны.

Военные
учебные заведения Республики Беларусь.
Военные факультеты высших учебных
заведений.

Порядок
прохождения срочной военной службы и
службы в резерве.

ОСНОВЫ
ВОЕННОГО ДЕЛА

Тактическая
подготовка
. Современный
общевойсковой бой. Виды боя. Обязанности
солдата в бою. Действия солдата в обороне
и в наступлении. Действия солдата,
назначенного наблюдателем или дозорным.

Организация
и вооружение мотострелкового отделения.
Походный и боевой порядок мотострелкового
отделения.

Тактико-технические
характеристики основных видов вооружения
и военной техники иностранных армий.

Военная игра
на местности “Испытай себя”.

Огневая
подготовка.
История
возникновения и развития стрелкового
оружия. Меры безопасности при обращении
с оружием и взрывчатыми веществами.

Назначение,
характеристики и общее устройство
пневматической и малокалиберной
винтовок.

Назначение
и боевые свойства автомата Калашникова.
Общее устройство и принцип работы
автомата. Порядок неполной разборки и
сборки автомата.

Основы, приемы
и правила стрельбы. Выполнение упражнений
стрельб из пневматической и малокалиберной
винтовок.

Назначение,
боевые свойства и общее устройство
ручных осколочных гранат. Порядок
боевого применения и меры безопасности
при обращении с гранатами. Выполнение
упражнений в метании ручных гранат
(болванок).

Строевая
подготовка
. Обязанности
военнослужащих перед построением и в
строю. Строевая стойка. Выполнение
команд “Становись”, “Равняйсь”,
“Смирно”, “Вольно”, “Заправиться”,
“Отставить”.

Движение
строевым и походным шагом. Выполнение
поворотов на месте и в движении. Выход
из строя и возвращение в строй, подход
к начальнику и отход от него.

Строевые
приемы без оружия в составе отделения.
Воинское приветствие в составе отделения
и вне строя.

Уставы
Вооруженных Сил
. Назначение
и общее содержание общевоинских уставов.
Общие обязанности военнослужащих,
обязанности солдата.

Воинские
звания и знаки различия, форма одежды
военнослужащих. Начальники и подчиненные,
старшие и младшие. Порядок отдачи и
выполнения приказов и приказаний.
Воинское приветствие. Правила воинской
вежливости.

Размещение
военнослужащих, проходящих срочную
военную службу. Распорядок дня воинской
части. Суточный наряд роты.

Содержание
и порядок принесения и принятия Военной
присяги. Боевое Знамя воинской части –
символ воинской чести, доблести и славы.

Воинская
дисциплина, ее сущность и значение.
Поощрения, применяемые к солдатам,
дисциплинарные взыскания, налагаемые
на солдат. Нравственные принципы, нормы
поведения и адаптация в воинском
коллективе.

Радиационная,
химическая и биологическая защита
.
Краткая характеристика оружия массового
поражения иностранных армий.

Назначение,
общее устройство и правила пользования
фильтрующим противогазом и респиратором.
Назначение, общее устройство и правила
пользования средствами защиты кожи.
Средства коллективной защиты. Медицинские
средства защиты и профилактики.

Частичная
санитарная обработка, дезактивация и
дезинфекция одежды, обуви, средств
индивидуальной защиты.

Военная
топография
. Ориентирование
на местности без карты по компасу,
Солнцу, Солнцу с помощью часов, небесным
светилам, по признакам местных предметов.

Магнитный
азимут и его определение. Движение по
азимутам.

Топографические
карты. Масштаб карты. Условные
топографические знаки. Измерение
расстояний по карте. Ориентирование по
карте.

Выживание
и деятельность в экстремальных условиях
.
Психология поведения людей в экстремальной
ситуации. Эмоционально-волевая и
психологическая подготовка к действиям
в экстремальной ситуации.

Выживание в
условиях автономного существования.

Экстремальные
условия в воинской деятельности. Боевая
деятельность. Учебно-боевая деятельность.
Специфика жизни и быта военнослужащих
срочной службы.

Военно-медицинская
подготовка
. Понятие о ране. Классификация
ран. Виды кровотечений и их характеристика.

Первая
медицинская помощь при кровотечениях,
переломах костей, остановке сердечной
деятельности и прекращении дыхания.
Первая медицинская помощь при ушибе,
вывихе, растяжении связок, солнечном и
тепловом ударе, обморожении, укусах
ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми
растениями и грибами.

gigabaza.ru

Допризывная подготовка — Все для студента


Учеб. для сред. учеб. заведений / А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К. Ендовицкий и др; Под ред. Ю.А. Науменко. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 1987. — 253 с. Настоящий учебник разработан на основе требований Программы начальной военной подготовки молодежи. В нем содержатся основные сведения о Советских Вооруженных Силах, их историческом предназначении, характере и особенностях, об…

  • №1

  • 174,24 МБ


  • добавлен

  • изменен




Підручник. — За ред. Ю.О. Квашньова, А.О. Литвиненка. — К.: Вежа, 2006. — 448 с.: іл. + 8 с. кольор. іл.
Предмет «Захист Вітчизни» дає необхідні знання з питань військової служби, охорони здоров’я, цивільної оборони і складається зі вступу і семи розділів: «Військово-історичні, правові та політичні основи захисту Вітчизни», «Загальновійськова підготовка», «Вогнева підготовка»,…

  • №2

  • 6,48 МБ


  • добавлен

  • изменен




Підручник. — За ред. Ю.О. Квашньова, А.О. Литвиненка. — К.: Вежа, 2006. — 448 с.: іл. + 8 с. кольор. іл.
Предмет «Захист Вітчизни» дає необхідні знання з питань військової служби, охорони здоров’я, цивільної оборони і складається зі вступу і семи розділів: «Військово-історичні, правові та політичні основи захисту Вітчизни», «Загальновійськова підготовка», «Вогнева підготовка»,…

  • №3

  • 9,47 МБ


  • добавлен

  • изменен




Учебник. — Под ред. А.М. Попова. — 2-е изд. — М.: ДОСААФ, 1979. — 302 с., ил.
В учебнике содержатся основные сведения о

www.twirpx.com

Допризывная подготовка юношей (из опыта работы)

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.

Введение

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.

К участию на учебные сборы привлекаются учащиеся, не имеющие освобождения по состоянию здоровья.

Программой учебных сборов предусмотрено ознакомление учащихся с размещением и бытом военнослужащих, организацией караульной и внутренней службы, изучение элементов строевой, огневой, тактической, медицинской и физической подготовки.

Организация проведения учебно-полевых сборов в Ольхонском районе осуществляется, и проводятся на основании постановления мэра района, и приказа начальника райвоенкомата о проведении учебно-полевых сборов и назначении должностных лиц на период сборов.

А также издавались приказы начальником РОО «О проведении итоговых занятий по стрельбе из автомата боевыми патронами с юношами 10-х классов».

Вооружённые силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии против государства, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Сегодня одной из приоритетных задач строительства Вооружённых сил РФ по-прежнему остаётся сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

Главной целью политики РФ в этой области является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или её союзников, а в случае её развязывания – гарантированная защита её суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем всей системы национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.

В соответствии с военной доктриной. Вооружённые силы могут применяться также для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Одной из важных задач по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ является военно-патриотическое воспитание. В нашей совместной работе по формированию у учащихся военно-патриотических качеств можно использовать различные способы и методы. В данном случае мы проводим военно-полевые сборы с учащимися 10 классов, направленные на воспитание и обучение , а также получение определенных знаний и умений в области военного искусства. При проведении сборов юноши усваивают свои конституционные права, уясняют цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Вооруженных Сил, приобретают физическую закалку и психологическую устойчивость. Проведение военно-полевых сборов помогает решить одну из важных задач, военно-профессиональную ориентацию и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование у школьника убеждения в необходимости стать защитником своей Родины. Военно-профессиональная ориентация является частью всего учебного процесса, она неразрывно связана с формированием всесторонне развитой личности. Наша основная цель сформировать у молодого человека морально-боевые, организаторские и другие качества необходимые защитнику Отечества, воспитывать у молодежи уважение и любовь к Вооруженным Силам, правильное представление о характере военной службы. Наши юноши получив определенные знания в области обороны, с честью и достоинством исполняют свой воинский долг в Вооруженных Силах РФ. Принимали участие в боевых действиях в горячих точках, это Афганистан – Чечня, имеют государственные и правительственные награды.

Основными целями и задачами учебно-полевых сборов являются:

  1. формирование морально – волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
  2. вырабатывать у юношей подтянутость, аккуратность, умение быстро выполнять команды; научить умелому использованию оружия;
  3. воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  4. воспитать у наших допризывников чувство патриотизма, любви к ВС РФ.

Учебно-полевые сборы юношей 10-х классов школ района проводятся на базе общеобразовательных школ района.

В первый день заезда проводится формирование взводов. Они формируются по смешанному типу, т. е. в список взвода включаются учащиеся из разных школ.

При такой системе комплектования, учащиеся из одной школы, попадают в совершенно разные взвода, по сути, в новые коллективы. Это даёт возможность командирам за короткий срок подготовить боеспособный коллектив и позволяет исключить возможные негативные явления. Словом, комплектование взводов на срок проведения сборов максимально приближено к армейским условиям.

Занятия на сборах проводятся согласно распорядку дня, начиная с подъёма в 700 часов и до отбоя в 2200 часа. Все занятия проходят по расписанию, при этом преподаватели имеют при себе конспекты занятий.

В часы досуга, а это послеобеденное время, проводится кросс, соревнования по волейболу, гиревому спорту, подтягиванию на перекладине, футболу.

При такой организации распорядка дня, свободного времени у учащихся практически нет и меньше возможности для совершения противоправных действий.

Как начальник штаба провожу большую организаторскую учебную работу. Занимаюсь оформлением документации, распорядком дня, расписанием занятий, списками личного состава взводов, планами – конспектами занятий.

Открытие учебно-полевых сборов

Перед открытием учебно-полевых сборов, весь личный состав сборов активно готовиться к торжественному открытию. При этом командиры взводов проверяют форму, одежду, причёску, обувь, внешний вид участников. Даётся команда на построение. Начальник сборов докладывает военному комиссару района о готовности допризывников к проведению учебно-полевых сборов.

Флаг Российской Федерации в честь открытия учебно-полевых сборов поднимают заместители командиров взводов.

На торжественном открытии присутствуют представители администрации района, военный комиссар, перед участниками сборов выступают участники ВОв, боевых действий в Чечне, Афганистане.

После торжественной части, участники сборов повзводно проходят торжественным маршем перед присутствующими.

Первый день сборов

В первый день проводятся занятия по строевой подготовке. Где отрабатываются строевые приёмы и движение без оружия, выход из строя, подход к начальнику, доклад.

Строевые приёмы отрабатываются как индивидуально с каждым учащимся, так в составе отделения и взвода. Занятия проводят командиры взводов, добиваются того, чтобы учащиеся были подтянуты, внешне опрятны, умели чётко выполнять команды, и были в постоянной готовности к действиям.

Командир взвода также следит за действиями учащихся и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов.

Цель данного занятия – воспитать дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов, добиваться чёткости и слаженности действий.

Сначала отрабатываются одиночные строевые приёмы, затем в составе отделения, в составе взвода.

Огромное значение для поддержания внутреннего порядка и дисциплины имеет изучение теоретической части и отработка практических навыков Устава Внутренней и Гарнизонно-караульной служб.

Для этого назначается дежурный по сборам, в его распоряжение выделяется 9 дневальных, которые исполняют обязанности по поддержанию порядка и дисциплины. На разводе назначается начальника караула, разводящие и караульные по количеству постов. Данное караульное подразделение предназначено для охраны и обороны объектов, находящихся на территории лагеря.

Для чёткого выполнения службы на постах караульные проходят специальную подготовку, изучают свои обязанности. Также вывешивается наглядная агитация, плакаты: обязанности дежурного по сборам, дневального, часового на посту.

Второй день сборов. Тактическая подготовка

Тактика – это составная часть военного искусства, которая охватывает теорию и практику ведения боя.

На тактическом поле повзводно отрабатывается наступление, развёртывание в цепь, оборона, отрываются окопы для стрельбы из положения лёжа, маскировка.

При этом также отрабатывается передвижение учащихся на поле боя:

  • бегом;
  • ускоренным шагом;
  • перебежками;
  • переползанием по-пластунски, на боку, на получетвереньках.

Важное значение для достижения высокого качества проводимых занятий имеет материально-техническое обеспечение — макеты автоматов, сапёрные лопатки, противогазы и имитирующие средства, взрывпакеты, дымовые шашки.

При выдвижении на тактическое поле отрабатываются действия учащихся по вспышке ядерного взрыва: «Вспышка справа», «Вспышка слева». Главное, что должен усвоить учащийся — положение залечь лицом вниз, головой в сторону, противоположную взрыву, кисти рук под себя и плотно закрывают лицо.

Отработав данную тему, учащиеся должны знать:

  • способы передвижения на местности;

уметь:

  • использовать защитные особенности местности;
  • передвигаться на местности разными способами;
  • развёртываться в боевой порядок;
  • вести оборонительный бой;
  • окапываться для стрельбы из положения лёжа;
  • метать гранаты;
  • оказывать самопомощь и взаимопомощь;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Целью данного занятия является выработка у учащихся морально-боевых качеств, необходимых юношам для службы в армии, так как максимальное приближение к реальной боевой обстановке требует психологической и физической нагрузки.

Третий день сборов. Огневая подготовка

Занятия проводятся непосредственно в лагере командирами взводов.

Целью данного занятия является объяснение учащимся назначения и боевых свойств автомата, знакомство с устройством и положением частей и механизмов при заряжении и стрельбе, функциями частей и механизмов при стрельбе.

Каждый учащийся самостоятельно проводит разборку и сборку автомата, снаряжение магазина, при этом изучая каждый механизм в отдельности, т.е. назначение, устройство, принцип работы.

Таким образом, ребята достигают высоких показателей по данной теме, так как занятие разнообразное, живое и увлекательное. В процессе обучения у молодёжи развивается чувство гордости, отваги, другие качества необходимые для предстоящей воинской службы: смелость, стойкость в преодолении трудностей.

Четвёртый день сборов. Занятия по военной топографии и физической подготовке

На изучение военной топографии отводится сравнительно немного времени, занятия проводятся повзводно. Учащиеся должны научиться ориентироваться на местности без карты, определять направление и стороны горизонта и докладывать о своём местонахождении относительно ориентиров и местных предметов, определять расстояние до объекта и движение по пересечённой местности по определённому азимуту. В процессе обучения преподаватель воспитывает у учащихся инициативу и находчивость, готовность к принятию самостоятельных решений и настойчивость.

На занятиях по прикладной физической культуре учащиеся разучивают:

  • приёмы по самозащите против пистолета;
  • приёмы самозащиты против ударов ножом сверху, снизу, сбоку;
  • приёмы освобождения от захватов противника спереди, сзади,
  • проводятся тренировочные бои с применением изученных приёмов.

Цель данного занятия: развить у учащихся силу, ловкость, быстроту, смелость, воспитать работоспособность и дисциплинированность, прививать любовь к армии и спорту.

Пятый день сборов. Огневая подготовка из АК-74 по грудной фигуре. Выполнение начального упражнения

Цель данного занятия — практическая отработка выполнения начального упражнение стрельб из автомата боевыми патронами, привитие стремления к образцовому овладению боевым оружием и меткой стрельбой.

После построения и доклада командиров взводов о готовности, повзводно отправляем взвода на стрельбище, где их встречают уже работники военкомата.

Стрельбы проводятся под руководством военкома района. Целями служат грудные фигуры с кругами №4 на щите 75*75 см. После построения и доклада командиров взводов о готовности, участники сборов повзводно отправляются на стрельбище. Отрабатываются положение для стрельбы по грудной фигуре – лёжа, с упора, тремя одиночными выстрелами. Время на стрельбу неограниченное.

Выполнение начального упражнения стрельб из автомата с учащимися проводится в полном соответствии с методикой, принятой в военных училищах. Прежде чем учащиеся приступают к выполнению начального упражнения, выставляется оцепление. Командиры взводов проводят повторный инструктаж по ТБ, и тренировку в выполнении приёмов и правил стрельбы из автомата (изготовка к стрельбе, установка прицела, наводка, производство выстрела и разряжения оружия).

Вначале один из офицеров лично показывает стрельбу из автомата. После чего по команде вызывается первая смена на исходный рубеж уже подготовленная к стрельбе. На пункте боепитания, по докладу учащегося, один из офицеров выдаёт боевые патроны. После этого подаётся команда для выхода первой смены на огневой рубеж. Затем подаётся команда для заряжения автомата, и проводится контроль за правильностью действий учащегося. При необходимости озвучиваются замечания для устранения ошибок. После доклада учащихся, о готовности к стрельбе, военком подаёт команду на открытие огня. После окончания стрельбы первой смены, военком по команде отправляет первую смену в тыл, а на исходное положение вызывается очередная смена. Порядок стрельбы с последующими сменами повторяется.

После окончания стрельбы особое внимание обращают на учёт боёвых патронов, и на воспитание ответственности за их сохранность. Перед убытием со стрельбища командиры взводов осуществляют проверку участников сборов, проводится организованное отправление в лагерь.

Закрытие учебно-полевых сборов

Последний день сборов — торжественный и в тоже время волнующий момент. Начальник штаба называет наиболее отличившихся учащихся, начальник управления образования вручает грамоты и ценные подарки ребятам, поздравляет их с успешным завершением учебных сборов.

Под марш «Славянки» взводы торжественным маршем проходят перед трибуной. Участники сборов разъезжаются по своим школам.

Естественно такие занятия требуют от ребят немалых усилий, выдержки и терпения. Нагрузка несколько непривычная, но она по плечу настоящим мужчинам и даже усталость не может скрыть на лицах ребят чувства удовлетворения и гордости.

Через год-два эти ребята наденут солдатскую форму, и вольются в армейские ряды, уже знающими азы воинской службы.

novainfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *