Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10-го класса «Орфография. Справочные материалы»
Пояснительная записка
Факультативный курс «Орфография. Справочные материалы» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 10 класса при подготовке к ЕГЭ.
Актуальность факультатива очевидна: этот курс позволяет, во-первых, повышать грамотность учеников, во-вторых, дает им возможность подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Факультатив обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Материал курса может быть использован в качестве обобщающего для учащихся 10 класса любого профиля.
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 10 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Содержание программы факультатива предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формировать практические навыки выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Цель курса — совершенствование приобретенных учениками знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка школьников к выполнению заданий ЕГЭ на высоком уровне, а также использование в повседневной жизни нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
- овладение основными нормами литературного языка;
- создание прочной базы языковой грамотности учащихся;
- освоение алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
- совершенствование орфографической компетенции выпускников;
- развитие речевой культуры.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная.
Работа с нормативными документами, с учебными пособиями по русскому языку для 10-11 классов, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами, с текстами, тренинги, практикумы, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, тренировочно-диагностические работы.
Ожидаемые результаты. Учащиеся должны знать, уметь, понимать:
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- грамматические и орфографические нормы современного русского литературного языка;
- оценивать речь с точки зрения орфографических норм русского литературного языка;
- применение знаний в практике правописания;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Содержание программы
Орфограммы в приставках слов. «З» и «с» на конце приставок. Ъ и Ь разделительные знаки. Правописание приставок раз- (рас-), роз-(рос-). Правописание приставок пре- при- в зависимости от смысла приставки; правописание приставок пре- и при- в зависимости от значения контекста. Приставки на согласную +корень с «и» — «ы». — 4 час.
Орфограммы в корнях слов. «И» в корне после «ц». «О» — «е» после шипящих в корне под ударением. Правописание корней с чередованием: гор-гар, клон-клан, твор-твар, зор-зар, бер-бир, тер-тир, пер-пир, дер-дир, мер-мир, стел-стил, блест-блист, жег-жиг, чет-чит, лаг-лож, кас-кос, раст-ращ-рос, мак-мок, равн-ровн, скак-скоч, плыв-плав-плов. Правописание проверяемых гласных в корне. Правописание проверяемых согласных в корне. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне. — 6 час.
Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксах глагольных форм прошедшего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Правописание глагольных суффиксов ова-ева, ыва-ива. «О» и «е» после шипящих и ц. Правописание суффиксов существительных: чик-щик, ек-ик, -ен в словах на -мя. Суффиксы существительных и прилагательных, которые нужно запомнить. Правописание суффиксов прилагательных «к» и «ск». Суффиксы «о» и «е» в наречиях. Н и НН в суффиксах прилагательных ,причастий и существительных. Н и НН в суффиксах слов с корнем -веш- и -меш-. Суффиксы прилагательных -ов-ев-. — 8 час.
Орфограммы в окончаниях слов. Буква «ь» после шипящих в конце слов. Падежные окончания имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. — 3 час.
НЕ с разными частями речи. Слитное и раздельное написание «не» с существительными, прилагательными и наречиями на «о». «Не» с причастиями. «Не» с глаголами и деепричастиями. «Не» с наречиями и местоимениями. Различение на письме частиц «не» и «ни». — 6 час.
Правописание наречий. — 3 час
Правописание производных и непроизводных предлогов. — 2 час
Правописание союзов. — 2 час.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела | Колич-во часов | № задания в КИМах |
1 | Орфограммы в приставках | 4 | № 9 |
2 | Орфограммы в корнях | 6 | № 8 |
3 | Орфограммы в суффиксах | 8 | № 10, 11, 14 |
4 | Орфограммы в окончаниях | 3 | № 11 |
5 | Слитное и раздельное написание «не» с разными частями речи | 6 | № 12 |
6 | Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное | 3 | № 13 |
7 | Правописание производных и непроизводных предлогов | 2 | № 13 |
8 | Правописание союзов | 2 | №13 |
| Итого: | 34 |
|
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема раздела | Кол-во час. | Справочные материалы |
I | Орфограммы в приставках | 4 |
|
1 | Приставки на «з» и «с» | 1 | Запомнить: здесь, здание, здоровье, ни зги |
2 | Разделительные «ъ» и «ь» знаки | 1 | Запомнить: |
3 | Приставки пре- и при- | 1 |
|
4 | Приставки на согласную + корень с И — Ы | 1 | «И» сохраняется после приставок меж-, сверх-, иноязычных ( контр-, пост-,суб- и др.) |
II | Орфограммы в корнях слов | 6 |
|
5 | И в корне после Ц под ударением | 1 | Исключения: « Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц». |
6 | Ё после шипящих в корне под ударением | 1 | Запомнить: шов, шорох, крыжовник, обжора, трущоба, шорник, шоры, капюшон, шорты, на рожон, пижон, чокаться, чох, жом, анчоус, джонка, крюшон, артишок. |
7 | Правописание корней с чередованием О — А: — гор-(-гар-) | 1 | Исключения: утварь, выгарки, пригарь. Исключения: Ростов, Ростислав, Ростокин (город), ростовщик, росток; отрасль. Исключения: зорянка, зоревать. Запомнить: полог. |
8 | Правописание корней с чередованием И — Е: | 1 | Исключения: сочетать, сочетание, чета. |
9 | Правописание корней с чередованием ( в зависимости от значения): | 1 | Запомнить: промокательная бумага, промокашка, промокать ( написанное). Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну. Исключения: скачок, скачу , заскачу (начну скакать)- гл. 1 л. наст. и будущ. вр., Запомнить: плывун. |
10 | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне. | 1 |
|
III | Орфограммы в суффиксах | 8 |
|
11 | Гласные в суффиксах глагольных форм ( посеял, увидевший). | 1 |
|
12 | Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Обратить внимание. |
13 | О -Е -Ё после шипящих и Ц в сцффиксах. | 1 | Запомнить: слова на — мя — это 10 разносклоняемых существительных среднего рода(стремя, семя, знамя, пламя, племя, бремя, время, темя, вымя, имя) |
14 | Правописание суффиксов прилагательных к и ск. | 1 |
|
15 | Н и НН в суффиксах прилагательных | 1 | Запомнить: юный, зеленый, багряный, румяный, пряный, свиной, бараний. |
16 | Н и НН в суффиксах причастий | 1 |
|
17 | Н и НН в суффиксах существительных | 1 |
|
18 | Особые случаи правописания суффиксов ( н и нн в словах с корнями -веш- и -меш-; е — и в словах на обез- (обес-). | 1 |
|
IV | Орфограммы в окончаниях | 3 |
|
19 | Правописание падежных окончаний имен существительных. | 1 | Обратить внимание на морфемный состав несклоняемых имен существительных. |
20 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
|
21 | Правописание окончаний прилагательных и причастий. | 1 |
|
V | «Не» с разными частями речи | 6 |
|
22 | НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О. | 1 | Запомнить: не готов, не рад, не должен, не расположен, не намерен, не согласен, |
23 | НЕ с причастиями. | 1 | Обратить внимание на написание с «не» страдательных причастий настоящего времени на -мый и прилагательных на — мый. |
24 | НЕ с отрицательными местоимениями. | 1 |
|
25 | НЕ с отрицательными наречиями. | 1 |
|
urok.1sept.ru
Диктант »Радость» по Д. Розенталю (192 слова)
Радость
1)Была неизъяснимая радость, непонятная разве заядлому городскому жителю, просыпаться ребёнком в своей уютной спаленке в легонькой камышовой кровати на утренней заре от пастушьего рожка. 2)Первый луч солнца через притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. 3)Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! 4)В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. 5)Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, над ним буйно цветет сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
6)По деревянным ступенькам балкончика, также прогнившим от времени и качающимся под ногами, спускаешься купаться к расположенной близ дома речке. 7)Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав неширокий, но глубокий затон. 8)В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки, а на старом полуразвалившемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зелёная лягушка, следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни — излюбленного места лягушечьей пары.
9)Задевая ветку густого орешника, садится на верхушку сине-зелёной молоденькой ёлочки болтливая сорока. 10)О чём она только не трещит! 11)Навстречу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет сад. 12)Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта.
По Д. Розенталю (192 слова)
Задания
I вариант
- Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
- Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными дополнениями и обособленным определением. Напишите его номер.
- Среди предложений 4-7 найдите бессоюзное сложное. Укажите его номер.
- Из предложения 11 выпишите предлог.
- Из предложения 2 выпишите существительное 3-го склонения.
- Из предложения 4 выпишите наречие.
- Укажите способ образования слова прогнившим (предложение 6).
- Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе управления.
- Выпишите грамматическую основу предложения 1.
II вариант
- Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
- Среди предложений 7-12 найдите простое предложение с обособленным определением. Укажите его номер.
- Среди предложений 6-8 найдите сложное с разными видами связи. Укажите его номер.
- Из предложения 1 выпишите частицу.
- Из предложения 5 выпишите существительное мужского рода.
- Из предложения 8 выпишите наречие.
- Укажите способ образования слова сине-зеленой (предложение 9).
- Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе согласования.
- Выпишите грамматические основы предложения 8.
dicktanty.ru
Обновленка КСП Русский язык 10 класс ЕМН Естественно-математическое направление Краткосрочное планирование по новой программе обновленному содержанию — OBNOVLENKA.KZ http://josparik.kz/ ЖОСПАРИК.КЗ ЖОСПАРИККЗ СОР СОЧ КМЖ ОМЖ КСП ДСП КТП ССП ҚМЖ ОМЖ ҰМЖ ҚБ ЖБ ТЖБ 2019-2020 год жыл 2018-2019 год 2018-2019 жыл Josparik Josparikkz Сабақ жоспарлары Краткосрочный план по обновленной программе Орта мерзім жоспарлары Қысқа мерзім жоспарлары Күнделік сабақ жоспарлары Күнделікті сабақтар жоспары Поурочные планы Краткосрочное планирование Краткосрочный план План-конспекты Среднесрочное планирование Поурочные планы уроков Среднесрочный план Ұзақ мерзімді жоспар Календарно-тематическое планирование Абновленка Обновленка Обновленная Обнова Жаңа бағдарлама Жаңартылған бағдарлама бойынша По обновленному содержанию Жаңартылған білім беру мазмұны бойынша Суммативное оценивание за четверть Формативное оценивание Қалыптастырушы бағалау Тоқсандық Жиынтық бағалау Долгосрочное планирование для учителей Мұғалімдер үшін
Обновленка КСП Русский язык 10 класс ЕМН Естественно-математическое направление Краткосрочное планирование по новой программе обновленному содержанию — OBNOVLENKA.KZ http://josparik.kz/ ЖОСПАРИК.КЗ ЖОСПАРИККЗ СОР СОЧ КМЖ ОМЖ КСП ДСП КТП ССП ҚМЖ ОМЖ ҰМЖ ҚБ ЖБ ТЖБ 2019-2020 год жыл 2018-2019 год 2018-2019 жыл Josparik Josparikkz Сабақ жоспарлары Краткосрочный план по обновленной программе Орта мерзім жоспарлары Қысқа мерзім жоспарлары Күнделік сабақ жоспарлары Күнделікті сабақтар жоспары Поурочные планы Краткосрочное планирование Краткосрочный план План-конспекты Среднесрочное планирование Поурочные планы уроков Среднесрочный план Ұзақ мерзімді жоспар Календарно-тематическое планирование Абновленка Обновленка Обновленная Обнова Жаңа бағдарлама Жаңартылған бағдарлама бойынша По обновленному содержанию Жаңартылған білім беру мазмұны бойынша Суммативное оценивание за четверть Формативное оценивание Қалыптастырушы бағалау Тоқсандық Жиынтық бағалау Долгосрочное планирование для учителей Мұғалімдер үшін
error: Content is protected !!
obnovlenka.kz
ГДЗ по белорусскому языку за 4 класс Свириденко В.И. часть 1
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
gdz.ru
ГДЗ 10 практыкаванне белорусский язык 9 класс Гарзей Н. М., Навіцкі П.Л.
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
gdz.ru
ГДЗ 10 частка 1. практыкаванне белорусский язык 4 класс Свириденко В.И.
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
gdz.ru
ГДЗ 10 практыкаванне белорусский язык 5 класс Валочка Г.М., Зелянко В.У.
GDZ.RU
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
gdz.ru