10 класс

Пример по алгебре 10 класса – 10 класс. Алгебра

Содержание

Производная. Алгебра, 10 класс: уроки, тесты, задания.




Вход на портал



Вход на портал

Регистрация



Начало



Поиск по сайту



ТОПы



Учебные заведения



Предметы



Проверочные работы



Обновления



Подписка Я+



Новости



Переменка


Отправить отзыв



  • Предметы
  • Алгебра
  • 10 класс


  1. Числовые последовательности и их свойства










  2. Предел числовой последовательности










  3. Cумма бесконечной геометрической прогрессии










  4. Предел функции










  5. Определение производной










  6. Вычисление производных










  7. Уравнение касательной к графику функции










  8. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы










  9. Построение графиков функции










  10. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших величин









Отправить отзыв

Нашёл ошибку?


Сообщи нам!

Copyright © 2019 ООО ЯКласс

Контакты


Пользовательское соглашение



www.yaklass.ru

Примеры вычисления основных производных. Типовые задачи

Производная функции  в точке :

Геометрический смысл производной

Если задан график функции , то производная в точке  – это тангенс угла наклона касательной к данной функции в точке c абсциссой  (или угловой коэффициент касательной).

Физический смысл производной

Если в качестве функции мы берем перемещение, зависящее от , – , то , где  – перемещение,  – время, а  – мгновенная скорость в данной точке.

И сегодня мы попробуем вычислить некоторые производные по определению.

Начнем с самого простого – с линейной функции.

Пусть , где  и  – некоторые числа, а  – переменная.

Тогда:

Итак, выясняется, что  для любого . Значит, можно утверждать, что .

О чем это говорит?

Во-первых, мы подтвердили несколько фактов про линейную функцию, которые нам, возможно, уже были известны.

1. Так, исходя из геометрического смысла производной, тангенс угла наклона прямой совпадает с ее угловым коэффициентом (он равен производной в соответствующей точке).

Кроме этого, мы видим, что раз производная постоянна, то угол наклона постоянен, это вполне соответствует нашим представлениям о прямой.

2. Если предположить, что материальная точка движется прямолинейно равномерно, то ее координата в данный момент времени описывается функцией: , где  – начальная координата, а  – скорость. Рассмотрим это утверждение.

Предположим, что есть некоторая материальная точка, которая двигается по закону . Найти его производную.

Решение

Для удобства предположим, что точка движется равномерно, то есть  в каждой точке одинаково. Тогда с точки зрения физического смысла мы получим:

.

Физический смысл производной: производная от координаты равна мгновенной скорости точки в данный момент времени.

Но для равномерного движения мгновенная скорость в любой момент времени одна и та же и равна скорости движения тела . Получаем, что должно выполняться равенство: .

Во-первых, . Это следует из наших выкладок просто в силу того, что мы подставили ; .

Далее, . Итак, производная от константы равна нулю.

Дальше рассмотрим производную функции .

В силу того что  – произвольна, имеем:

Где это может нам пригодиться? В дальнейшем с помощью производных мы будем исследовать свойства функций, говорить об их монотонности и т.  д. Пока же мы можем говорить лишь о физическом и геометрическом смыслах. Разберем по примеру на каждый из них.

Тело движется по закону  ( – в секундах,  – в метрах). Какой будет скорость тела через 3 секунды после начала движения? Через какое время после начала движения скорость тела будет равна ?

Дано: , .

Найти: 1. , 2.

Прежде всего вспомним, что .

Отсюда мы можем вывести, что скорость через три секунды, то есть при , будет равна .

А  скорость будет равна через 5 секунд ().

Ответ: , .

В качестве небольшого упражнения попробуйте сами вывести производную функции .

А сделав это, вы сможете решать физические задачи на равноускоренное движение. , где  – ускорение.

В какой точке графика  его касательная параллельна прямой ?

Дано: , .

Решение

Раз прямые параллельны, то их угловые коэффициенты равны, то есть угловой коэффициент касательной (он же тангенс угла наклона) должен быть равен 1. Но мы помним, что тангенс угла наклона касательной как раз равен производной в точке касания (в абсциссе точки касания) (см. рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к примеру 1

Приравнивая  имеем , значит, речь идет о касательной в точке .

Ответ: в точке .

Теперь рассмотрим кубическую функцию .

В силу того, что  произволен, имеем:

.

На этом уроке мы с вами применяли определение производной на конкретных примерах. Мы вычислили производную линейной функции, производную  и , а также пока без доказательства познакомились с производной от . Кроме этого, мы разобрали несколько примеров, увидели, где применяется производная.

 

Доказательство

.

По формуле бинома Ньютона:

interneturok.ru

Предел функции. Алгебра, 10 класс: уроки, тесты, задания.













1.

Предел функции при стремлении х к бесконечности


Сложность:
лёгкое

1


2.

Предел дробной функции в данной точке


Сложность:
лёгкое

1


3.

Предел степенной функции


Сложность:
лёгкое

1


4.

Приращение тригонометрической функции


Сложность:
среднее

2


5.

Предел дробной функции, неопределённость (∞/∞)


Сложность:
среднее

3


6.

Предел дробной функции, неопределённость (0/0)


Сложность:
среднее

3


7.

Предел функции, содержащей квадратные корни, домножение на сопряжённое выражение


Сложность:
среднее

4


8.

Предел функции, содержащей квадратные корни


Сложность:
среднее

4


9.

Предел дробной функции, неопределённость (0/0), формула суммы кубов


Сложность:
сложное

3


10.

Предел тригонометрической функции


Сложность:
сложное

3


11.

Приращение квадратичной функции


Сложность:
сложное

2

www.yaklass.ru

Сайт учителя математики — Алгебра 10-11 классы

   
Рабочие программы
   
10-11 классыРабочая программа по алгебре и началам анализа для 10-11 классов к УМК А.Г. Мордковича (профильный уровень) 5 часов
10-11 классыРабочая программа по алгебре и началам анализа для 10-11 классов к УМК А.Г. Мордковича (профильный уровень) 4 часа
10-11 классыРабочая программа по математике для 10-11 классов к УМК А.Г. Мордковича, Л.С. Атанасяна (базовый уровень) 5 часов 
10 классРабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса к УМК А.Г. Мордковича (профильный уровень) 5 часов 
11 классРабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса к УМК А.Г. Мордковича (профильный уровень) 5 часов 
10 классРабочая программа по математике для 10 класса к УМК А.Г. Мордковича, Л.С. Атанасяна (базовый уровень) 5 часов 
Презентации к урокам
   
10 классДействительные числа
10 классМодуль и его приложения
10 классПонятие функции. Свойства функций
10 классФункции, их свойства и графики
10 классЧисловые последовательности
10 классПонятие производной
10 классПроизводная и ее применение 
10 классПрименение производной 
10 классЧисловая окружность
10 классТригонометрия
10 классПостроение графиков тригонометрических функций
10 классОбратные тригонометрические функции
10 классРешение тригонометрических уравнений и неравенств
10 классРешение тригонометрических уравнений и неравенств с примерами
10 классПреобразование графиков тригонометрических функций
10 классМетоды решения тригонометрических уравнений
11 классКорень n-ой степени. Степень с рациональным показателем
11 классПервообразная. Интеграл
11 классМногочлены
11 классПоказательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения и неравенства
11 классЛогарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения и неравенства
11 классКомплексные числа
   
1  2

semenova-klass.moy.su

Основные тригонометрические формулы — Математика 10 класс — Школьная математика — Каталог статей

(Ф. Хаусдорф.)

quotes[1]='»Математика — это язык, на котором написана книга природы.»

(Г. Галилей)

quotes[2]='»Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели.»

(А. Маркушевич)

quotes[3]='»Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.»

(А.Н. Крылов)

quotes[4]='»Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.»

(М.И. Калинин)

quotes[5]='»Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?»

(Платон)

quotes[6]='»Математика есть лучшее и даже единственное введение в изу­чение природы.»

(Д.И. Писарев)

quotes[7]='»Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.»

(А.С. Пушкин)

quotes[8]='»Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.»

(В. Произволов)

quotes[9]='»В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.»

(Н.Е. Жуковский)

quotes[10]='»Химия – правая рука физики, математика – ее глаз.»

(М.В. Ломоносов)

quotes[11]='»Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»

(М.В. Ломоносов)

quotes[12]='»Математика — это язык, на котором говорят все точные науки.»

(Н.И. Лобачевский)

quotes[13]='»Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств.»

(Л. Эйлер)

quotes[14]='»Числа не управляют миром, но они показывают, как управляется мир.»

(И. Гете)

quotes[15]='»Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике или свести параллели к схождению…»

(В.Ф. Каган)

quotes[16]='»Счет и вычисления — основа порядка в голове.»

(Песталоцци)

quotes[17]='»Величие человека — в его способности мыслить.»

(Б. Паскаль)

quotes[18]='»Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.»

(Д.Пойа)

quotes[19]='»Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.»

(Б. Паскаль)

quotes[20]='»В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками.»

(И. Ньютон)

quotes[21]='»Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, — это быть точным, второе — быть ясным и, насколько можно, простым.»

(Л. Карно)

quotes[22]='»Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.»

(М.В. Остроградский)

quotes[23]='»Математика — это цепь понятий: выпадет одно звенышко — и не понятно будет дальнейшее.»

(Н.К. Крупская)

quotes[24]='»Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.»

(А.П. Конфорович)

quotes[25]='»Доказательство — это рассуждение, которое убеждает.»

(Ю.А. Шиханович)

quotes[26]='»В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.»

(И. Кант)

var whichquote= Math.floor(Math.random()*(quotes.length))
document.write(quotes[whichquote])

free-math.ru

Олимпиада по математике 10 класс, задания, уравнения, задачи с ответами

Часто ученики 10 класса относятся к занятиям с легким пренебрежением, ведь ГИА уже позади, а ЕГЭ кажется  . На уроках математики в 10 классе учащиеся знакомятся с такими темами, как «Числовые функции и их свойства», «Тригонометрические функции» и «Тригонометрические уравнения», «Производная». Для закрепления изученного материала, школьникам нужно много и упорно заниматься решением задач разной сложности.

Олимпиадные задания по математике помогают ученикам 10 класса закрепить полученные знания, а также расширить и углубить их.

На этой странице собраны примеры уравнений и задач с ответами и решениями, а также математические загадки, решение которых требует нестандартного мышления. Данный материал может использоваться на уроках или во время самостоятельной подготовки. Рекомендован учителям, репетиторам, родителям и учащимся.

Уравнения

1. Решите уравнение: 

2. Решите уравнение: 

3. Решите уравнение: 

4. Решите уравнение: 

5. Решите уравнение: 

6. Решите уравнение: 

7. Решите уравнение: 

8. Решите уравнение: 

9. Решите уравнение: 

10. Решите уравнение: 

Задачи

Задача №1
Учащиеся 10 «а» и 10«б» классов отправились на экскурсию. Юношей было 16, учащихся 10«б» класса – 24, девушек 10«а» столько, сколько юношей из 10«б» класса. Сколько всего учащихся побывали на экскурсии?

Задача №2
Четырехугольник ABCD вписан в окружность диаметра 17. Диагонали АС и ВD перпендикулярны. Найдите стороны АВ, ВС, CD, если известно, что AD = 8 и AB : CD = 3 : 4

Задача №3
Через диагональ прямоугольного параллелепипеда и точку, лежащую на боковом ребре, не пересекающем эту диагональ, проведена плоскость так, чтобы площадь сечения параллелепипеда этой плоскостью была наименьшей. Найдите длины сторон основания параллелепипеда, если известно, что диагонали сечения равны 6 и 2√3 , а угол между ними 30°.

Задача №4
Найти множество значений параметра a, при которых дискриминант уравнения  + + 1 = 0, в 9 раз больше квадрата разности двух его различных корней?

Задача №5
Известно, что tga  и tg3a  целые. Найдите все возможные значения  tga

Математические загадки

Загадка №1

Можно ли провести в городе 10 автобусных маршрутов и установить на них остановки так, что для любых 8 маршрутов найдётся остановка, не лежащая ни на одном из них, а любые 9 маршрутов проходят через все остановки?

Загадка №2

Сколько существует четырехзначных чисел, не делящихся на 1000, у которых первая и последняя цифры чётны?

Загадка №3

На доске через запятую выписаны числа 1, 2, 3, … 99. Двое играющих по очереди заменяют одну из имеющихся запятых на знак «+» или «*» (умножить). После того как запятых не останется, игроки вычисляют значение полученного выражения. Если результат является нечётным числом, то выигрывает первый, а если чётным – второй. Кто выигрывает при правильной игре?

Загадка №4

Расположите натуральные числа от 1 до 100 в строку так, чтобы разность между  любыми двумя соседними числами была равна 2 или 3.

Загадка №5

На какое наибольшее число натуральных  слагаемых можно разложить число 96 так, чтобы все слагаемые были больше 1 и попарно взаимно просты?

Ответы к уравнениям

Ответы к задачам

Задача 1
40 учащихся.

Задача 2
AB = 10,2; CD = 13,6; ВС = 15.

Задача 3
1; √3

Задача 4
a ∈ {−3}

Задача 5
−1; 0 или 1.

Ответы на загадки

Загадка 1

Ответ: можно.

Решение. Рассмотрим, например, 10 прямых  плоскости. Никакие  две из  которых не параллельны и никакие три не пересекаются в одной точке. Будем считать, что прямые – это автобусные маршруты, а их точки пересечения – остановки. При этом  с каждой остановки можно проехать на любую другую: если остановки лежат на одной прямой, то без пересадки, а если нет, то с одной пересадкой. Далее, если даже отбросить в этой схеме одну прямую, то всё ещё останется возможность проехать с каждой остановки на любую другую, сделав в пути не больше одной пересадки. Однако если отбросить две прямые, то одна остановка (точка пересечения этих прямых) уже вовсе не будет обслуживаться оставшимися маршрутами и с неё будет невозможно проехать на какую- либо другую.

Загадка 2

Ответ: 1996.

Решение. Первая цифра  числа может быть любой из четырёх (2,4,6 или 8), вторая и третья – любой из десяти каждая, а четвёртая, если отказаться от условия « не делящихся на тысячу», — любой из пяти ( 0,2, 4,6 или 8). Следовательно, четырёхзначных чисел, в записи которых первая и последняя цифры чётны, всего имеется 4+10+10+5= 2000; так как среди них четыре числа (2000, 4000, 6000, 8000) делятся на 1000, то чисел, удовлетворяющих условию задачи, окажется 2000 – 4 = 1996.

Загадка 3

Ответ: выигрывает второй игрок.

Решение. Для достижения успеха второй игрок может пользоваться симметричной стратегией: если первый ставит  какой – то знак между числами к и к+1, то второй ставит такой же знак между числами 99-к и 100-к. Выражение, которое получится в конце игры, будет содержать несколько слагаемых – произведений, причём слагаемое,  содержащее число 50, является чётным, а остальные слагаемые естественным образом разобьются на пары «симметричных» слагаемых одинаковой чётности. Таким образом, выражение, полученное в конце игры, окажется чётным.

Загадка 4
Решение. Например, так:1, 3, 5, 2, 4, 6, 8,10, 7, 9 , 11, … , 96, 98, 100,97, 99 (в каждой пятёрке порядок расположения чисел 5к+1,  5к+3, 5к+5, 5к+2,  5к+4).

Загадка 5

Ответ: на  семь слагаемых.

Решение. Приведём пример разбиения числа 96 на семь слагаемых:

96 = 2 + 5 + 7 + 11 + 13 + 17 + 41.

Если слагаемых больше, то среди них не менее восьми нечётных ( если их семь, то сумма нечётна). Заменим каждое из них на наименьший простой сомножитель. При этом сумма не увеличится, и все слагаемые будут различны.  Но сумма  восьми  наименьших нечётных  простых  чисел равна 98.

Другие классы

Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Алгебра, 11 класс: уроки, тесты, задания


  • Степени и корни. Степенные функции





    1. Понятие корня n-й степени из действительного числа





    2. Функция корня n-й степени





    3. Свойства корня n-ой степени





    4. Преобразование выражений, содержащих радикалы





    5. Понятие степени с любым рациональным показателем





    6. Степенные функции, их свойства и графики



  • Показательная и логарифмическая функции





    1. Показательная функция, её свойства и график





    2. Показательные уравнения





    3. Показательные неравенства





    4. Понятие логарифма





    5. Логарифмическая функция





    6. Свойства логарифмов





    7. Логарифмические уравнения





    8. Логарифмические неравенства





    9. Переход к новому основанию





    10. Системы показательных и логарифмических уравнений





    11. Системы логарифмических и показательных неравенств





    12. Дифференцирование показательной и логарифмической функции



  • Первообразная и интеграл





    1. Первообразная





    2. Интеграл





    3. Вычисление площадей с помощью интегралов



  • Комбинаторика





    1. Правило суммы





    2. Правило произведения





    3. Перестановки





    4. Размещения





    5. Сочетания и их свойства





    6. Бином Ньютона



  • Элементы теории вероятностей





    1. События





    2. Комбинации событий. Противоположные события





    3. Вероятность события





    4. Сложение вероятностей





    5. Независимые события. Умножение вероятностей





    6. Статистическая вероятность



  • Математическая статистика





    1. Случайные величины





    2. Центральные тенденции





    3. Меры разброса





    4. Гаусcова кривая. Закон больших чисел



  • Уравнения и неравенства





    1. Равносильность уравнений





    2. Общие методы решения уравнений





    3. Решение неравенств с одной переменной





    4. Уравнения и неравенства с двумя переменными





    5. Системы уравнений





    6. Уравнения и неравенства с параметрами


  • www.yaklass.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *