|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
rosuchebnik.ru
План-конспект урока по химии (10 класс) на тему: Разработка урока «Предмет органической химии»
Тема урока: Предмет органической химии. Общие представления об органических веществах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование понятия о предмете органической химии.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть особенности органических веществ, их отличие от неорганических веществ. Выявить причины многообразия органических веществ. Начать формировать навыки составления структурных формул органических веществ, сформировать представление об изомерах и изомерии.
Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость химических знаний для современного человека. Воспитание трудолюбия, аккуратности, коммуникативных качеств.
Развивающие: Развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление), умений находить требуемую информацию в различных источниках и извлекать из предложенной информации нужные данные. Развивать память и внимание обучающихся.
Реактивы и оборудование: Образцы органических веществ: уксусная кислота, ацетон, аскорбиновая кислота, сахар, глюкоза, бумага, свеча, спиртовка со спиртом, сухое горючее (уротропин), нефть, образцы изделий из пластмассы и синтетических волокон (линейка, пуговицы, кусочки синтетических тканей), спички, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, поваренная соль, металлическая ложка, шаростержневые модели метана, этилена, ацетилена, на каждой парте – набор для собирания шаростержневых моделей. На доске записаны молекулярные формулы органических веществ.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с новым разделом химической науки – органической химией.
- Изучение нового материала.
- Актуализация знаний.
Учитель. Давайте вспомним, что изучает химия? (Химия изучает вещества, их состав, свойства и превращения).
Ребята, напишите в центре страницы слова «химические вещества». Какие ассоциации связаны у вас с этими словами? Напишите примеры химических веществ в тетради, разместив их вокруг слов «химические вещества».
На эту работу отводится 1-2 минуты. Затем учитель оформляет ответы обучающихся на доске в виде схемы, поочерёдно спрашивая всех и следя, чтобы названия веществ не повторялись.
Схема.
Кислород Алмаз Белки Жиры
Химические вещества
Карбид
Серная Сахар Хлорид натрия
кальция кислота
Ребята, в 8 и 9 классе мы с вами изучали неорганическую химию. Какие вещества изучает неорганическая химия? (Неорганические или минеральные вещества). Какие вещества из названных веществ относятся к неорганическим? (Серная кислота, хлорид натрия, кислород, алмаз, карбид кальция). Какие вещества мы ещё не изучали? (белки, жиры, сахар).
Эти вещества и ещё очень многие другие относятся к органическим и изучает их органическая химия. Что же это за наука? Что она изучает? Давайте послушаем небольшое сообщение из истории органической химии.
Сообщение ученика.
Как произошёл термин «органические вещества»? До начала XIX века вещества делились по происхождению на минеральные, животные и растительные. В 1807 году шведский химик Й.Я Берцелиус ввёл в науку термин «органические вещества», объединив в одну группу вещества растительного и животного происхождения. Науку об этих веществах он предложил назвать органической химией. В начале XIX века считалось, что все органические вещества в искусственных условиях получить нельзя, они образуются только в живых организмах под влиянием так называемой «жизненной силы». Ошибочность этого учения о «жизненной силе», называемого виталистическим, была доказана синтезами органических веществ в лабораторных условиях: в 1828 году немецкий учёный-химик Ф. Вёллер синтезирует мочевину, в 1845 году его соотечественник А.В. Кольбе получает уксусную кислоту, в 1854 году французский химик П.Э. Бертло – жиры, в 1861 году русский химик А.М. Бутлеров – сахаристое вещество (информация предварительно написана на доске, во время сообщения ученик открывает эту запись).
Учитель. Как видите, ребята, резкой границы между органическими и неорганическими веществами не существует, они состоят из одних и тех же химических элементов и могут быть превращены друг в друга. Почему же органические вещества выделяют в отдельную группу, каковы их отличительные признаки? Давайте вместе попытаемся разобраться.
Учитель демонстрирует образцы органических веществ, называет их и показывает молекулярные формулы, записанные на доске: уксусная кислота С2Н4О2, ацетон С3Н6О, этиловый спирт в спиртовке С2Н6О, сухое горючее уротропин С6Н12N4, аскорбиновая кислота С6Н8О6, сахар С12Н22О11, глюкоза С6Н12О6, парафиновая свеча и нефть, в состав которых входят вещества с обще формулой СxHy, бумага, состоящая из целлюлозы (С6Н10О5)n.
Учитель. Что общего вы заметили в составе этих веществ? Какое химическое свойство вы можете предположить у этих веществ?
Ученики отвечают, что все перечисленные вещества содержат атомы углерода и водорода. Предполагают, что все они горят. Учитель демонстрирует горение уротропина, свечи и этилового спирта в спиртовке, обращая внимание на характер пламени и внося поочерёдно в пламя фарфоровую чашку, показывает, что от пламени свечи образуется копоть. Далее обсуждается вопрос какие вещества образуются при горении органических веществ. Ученики приходят к выводу, что образовываться может углекислый газ, угарный газ, углерод (сажа, копоть). Учитель сообщает, что не все органические вещества горят, но все они обугливаются при нагревании и демонстрирует обугливание сахара при нагревании.
Учитель. Ребята, приведите примеры из жизни, когда происходит разложение веществ, т.е. их обугливание.
Ученики: Если пережарить картошку, блины, хлеб, происходит обугливание крахмала, входящего в состав картофеля и муки. При подгорании яиц и мяса обугливается белок, содержащийся в этих продуктах.
Учитель. Ребята, определите тип химической связи в органических веществах, исходя из их состава.
Ученики. Органические вещества состоят из атомов неметаллов, поэтому связь в их молекулах ковалентная.
Учитель демонстрирует опыт: в металлической ложке нагревает над пламенем спиртовки сахар и поваренную соль. Сахар быстро начинает плавиться, соль – не плавится.
Учитель. Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Ученики отвечают, что поваренная соль и сахар имеют разные кристаллические решётки. Сахар имеет низкую температуру плавления, следовательно, молекулярную кристаллическую решётку. Поваренная соль – вещество с высокой температурой плавления, имеет ионную кристаллическую решётку.
Затем ученики в тетрадях записывают признаки органических веществ:
- содержат атомы углерода и водорода
- горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов
- атомы в молекулах связаны ковалентной связью
- имеют молекулярные кристаллические решётки
Формулируют и записывают в тетради определение понятия «органическая химия». Органическая химия – наука об органических веществах, их составе, свойствах, получении.
Учитель. Синтезы органических веществ в лабораторных условиях ускорили развитие органической химии, учёные начали экспериментировать и получать вещества, которые не встречаются в природе, но соответствуют всем признакам органических веществ. Это пластмассы, синтетические каучуки и волокна, лаки, краски, лекарства (учитель демонстрирует изделия из пластмасс и волокон). Таким образом, группа органических веществ существенно расширилась. В современном понимании органические вещества – вещества, содержащиеся в живых организмах и продуктах их жизнедеятельности, а также полученные синтетически. Более точное определение органических веществ: органические вещества – это соединения углерода.
А сейчас, ребята, запишите формулы органических веществ и определите степени окисления химических элементов: СН4 (степень окисления водорода равна +1, углерода -4), С2Н2 (степень окисления водорода +1, углерода -1), С3Н8 (степень окисления водорода +1, углерода -8/3), С4Н10 (степень окисления водорода +1, углерода -10/4). Такие степени окисления атомов углерода маловероятно. В органической химии пользуются понятием валентность. Пользуясь таблицей 1 сравните понятия валентность и степень окисления, в чём их сходства и различия (приложение 1).
Ученик. Валентность не имеет знака, а степень окисления может быть положительной или отрицательной. Валентность не может быть нулевой, а степень окисления может иметь значение равное нулю. Валентность показывает количество связей, которые образует химический элемент в молекуле. Степень окисления показывает смещение общих электронных пар между атомами в молекуле.
Учитель. Ребята, в строении органических веществ существуют особенности: валентность углерода всегда равна IV, атомы углерода соединяются в молекулах не только с другими атомами, но и друг с другом, образуя углеродные цепи. Эти цепи могут быть разной формы. Порядок соединения атомов в молекулах называется химическим строением. Химическое строение вещества изображается с помощью структурных формул.
Учитель демонстрирует шаростержневые модели веществ с различными формами углеродных цепей: линейной, разветвлённой, замкнутой.
Учитель. А теперь запишите в тетради структурные формулы веществ С4Н10, С4Н8, используя углеродные цепи разной формы.
Ученики пишут структурные формулы в тетрадях, затем один из них записывает формулы на доске и обсуждают.
H | H | H | ||||||
| | | | | | ||||||
H | — | C | — | C | — | C | — | H |
| | | | | | | | |||||
| H | H | ||||||
H | — | C | — | H | ||||
| | ||||||||
H | ||||||||
H | H | H | ||||||
| | | | | | | |||||
H | — | C | — | C | — | C | — | H |
| | | | | | ||||||
H | H | H |
Учитель. Ребята, в дальнейшем мы будем пользоваться сокращёнными структурными формулами.
Учитель записывает сокращенные формулы с пояснениями на доске.
СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН3 СН2 – СН2
СН3 СН2 – СН2
Учитель. В настоящее время известно более 27 миллионов органических веществ. Как вы думаете, в чём причины многообразия органических веществ?
Ученики высказывают свои предположения и записывают в тетрадях причины многообразия органических веществ: атомы углерода соединяясь друг с другом, образуют углеродные цепи разной длины и формы — линейные, разветвлённые и замкнутые.
Учитель. Существует ещё одна причина, которую вы найдёте сами, выполнив лабораторную работу. Работаете в парах.
Лабораторная работа. Для работы используйте набор для шаростержневых моделей: 5 чёрных шариков с четырьмя отверстиями каждый (атомы углерода), 12 белых шариков с одним отверстием (атомы водорода), 4 длинных стержня для соединения атомов углерода друг с другом, 12 коротких стержней для соединения атомов водорода с атомами углерода. Задание: используя весь «строительный материал» создайте модель молекулы органического вещества. Изобразите структурную формулу этого вещества в тетради. Постарайтесь сделать как можно больше моделей, запишите их структурные формулы в тетради.
Ученики работают парами. Учитель проверяет правильность сборки моделей и изображения структурных формул, помогает тем, у кого возникли затруднения. На работу отводится 10 минут. После этого структурные формулы записываются на доске и обсуждаются вопросы: что у всех этих веществ одинаковое? чем отличаются приведённые вещества?
СН3 СН3
СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН2 – СН3 СН3 – С – СН3
СН3
Выясняется, что у веществ одинаковый состав, а строении разное.
Учитель. Вещества, у которых одинаковый состав, но разное строение и свойства называются изомерами. Явление, которое объясняет существование таких веществ называется изомерия.
Ученики записывают в тетради определения изомеров и изомерии и ещё одну причину многообразия органических веществ – существование изомеров.
- Закрепление.
1. Задание: составить структурные формулы веществ, имеющих состав С2Н6О. Чем они являются по отношению дуг к другу?
Ученики составляют 2 структурные формулы (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях), отвечают, что эти вещества – изомеры, т. к. у них одинаковый состав, но разное строение молекул.
СН3 – СН2 – ОН СН3 –О – СН3
- Учитель. А теперь, ребята, выполните небольшой тест. Из предложенных вариантов ответов вы должны выбрать один правильный. (Приложение 2)
На выполнение задания отводится 5 минут. После этого ученики, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа и выставляют отметку. Ответы на вопросы теста и критерии оценки записаны на доске и после выполнения теста открываются учителем. В конце урока учитель собирает тетради, отметка за выполнение теста выставляется в журнал.
- Рефлексия.
Вопросы учителя классу:
- Что нового узнали на уроке?
- Какой момент урока вам больше всего понравился?
- Какое впечатление у вас осталось от урока?
- Домашнее задание. Учебник О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» (М.: Дрофа, 2006) параграф 32, № 1, 2.
Приложение 1. Таблица 1
Валентность и степень окисления химических элементов
Понятие | Сущность понятия | Значение |
Степень окисления | Показывает смещение общих электронных пар между атомами элементов в молекуле | Н:Н Н – Н Н20 Н:О:Н Н – О – Н Н2+1О-2 |
Валентность | Показывает число химических связей, соединяющих данный атом с другими атомами в молекуле | Н:Н Н – Н Валентность водорода равна I Н:О:Н Н – О – Н Валентность водорода равна I Валентность кислорода равна II. |
Приложение 2.
Тест на закрепление.
- Какой химический элемент входит в состав каждого органического вещества:
а) кислород; б) углерод; в) азот; г) фосфор.
2. Валентность углерода в органических веществах равна:
а) I б) II в) III г) IV
3. Изомеры – это вещества, имеющие:
а) одинаковый состав, но разное строение; б) одинаковый состав и одинаковое строение; в) разный состав и одинаковое строение; разный состав и разное строение.
4. Структурная формула показывает:
а) количественный состав вещества; б) качественный состав вещества; в) порядок соединения атомов в молекуле.
5. Тип химической связи в органических веществах:
а) ионная; б) ковалентная; в) металлическая; г) водородная.
6. Кристаллическая решётка в органических веществах:
а) атомная; б) молекулярная; в) ионная; г) металлическая.
Пояснительная записка к уроку.
Бервенская Надежда Леонидовна, учитель химии.
Место работы: МАОУ «Кожевниковская СОШ №2»
Работа представлена по естественнонаучному направлению.
Тема урока: «Предмет органической химии. Общие представления об органических веществах». Тип урока – изучение нового материала.
Программа по химии, автор О.С. Габриелян, 2006 год.
Учебник «Химия, 9 класс», М.: Дрофа,2006 год. Раздел учебника: глава V «Органические вещества».
Количество часов в неделю – 2, в год – 68.
Характеристика класса.
Урок проводился в 9 «Б» классе. Количество обучающихся в классе – 15 человек. На «хорошо» и «отлично» обучаются 8 человек, Слабоуспевающих – 3. Уровень развития класса – средний. Между обучающимися в классе сформированы отношения взаимопомощи и сплочённости. Дети в классе доброжелательные, отзывчивые. Работоспособность в классе хорошая.
На уроке применялись следующие формы работы: индивидуальная работа (сообщение ученика), работа в парах (лабораторная работа), фронтальная беседа. Методы работы: словесная, наглядная, частично-поисковая. На уроке использовались технология «Кластер», коммуникативная технология. При выполнении лабораторной работы дети работали в парах. Этот вид деятельности позволяет систематизировать знания обучающихся. К тому же в совместной работе в парах учащимся необходимо ориентироваться на партнёра, учитывать в собственных действиях позицию другого участника. Работа выполняется учащимися с огромным интересом, что поддерживает интерес к изучению предмета.
На уроке, на этапе закрепления полученных знаний, используется такая форма работы, как взаимопроверка.
В ходе урока учащиеся должны были выяснить особенности органических веществ, причины их многообразия, получить навыки построения структурных формул вообще и структурных формул изомеров в частности. На этапе закрепления изученного материала я убедилась, что цель урока была достигнута.
Рецензия на урок химии в 9 классе по теме «Предмет органической химии. Общие представления об органических веществах», разработанный и проведённый учителем химии Бервенской Надеждой Леонидовной.
Цель урока: формирование понятия о предмете органической химии.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть особенности органических веществ, их отличие от неорганических веществ. Выявить причины многообразия органических веществ. Начать формировать навыки составления структурных формул органических веществ, сформировать представление об изомерах и изомерии.
Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость химических знаний для современного человека. Воспитание трудолюбия, аккуратности, коммуникативных качеств.
Развивающие: Развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление), умений находить требуемую информацию в различных источниках и извлекать из предложенной информации нужные данные. Развивать память и внимание обучающихся.
Урок проведён в соответствии с требованиями, предъявленными Министерством образования РФ к содержанию данного типа урока.
Учителем был предложен урок типа «Изучение нового материала», на котором на основе знаний, полученных обучающимися на уроках химии в 8 и 9 классах ученики знакомятся с новым материалом. Изучение темы проводится с помощью методики развивающего обучения, что способствует оптимизации процесса обучения.
В ходе урока применялись различные формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, взаимопроверка, осуществлялось развитие умений делать обобщения, выводы. На уроке использовалась коммуникативная технология. В течение урока прослеживалась связь «учитель – ученик – учитель», что создавало на уроке атмосферу комфорта как для учащихся, так и для учителя. Ученики свободно высказывали свои суждения, не боясь ошибиться.
Предложенный план урока выполнен, цель и задачи реализованы. Обучающиеся показали довольно высокий уровень знаний и умений в учебной деятельности.
И.о. директора Махотина Е.Н.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Мой лучший урок»
Бервенская
Надежда Леонидовна
Учитель химии
МАОУ «Кожевниковская СОШ №2»
Урок химии в 9 классе
Тема урока: «Предмет органической химии. Особенности органических веществ».
2013 год
с. Кожевниково, Томская область
nsportal.ru
Урок химии в 10 классе «Предмет органической химии»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №10 г. Ставрополя
10 класс
Предмет органической химии
Автор: Колесникова Татьяна Станиславовна, учитель химии
2015
Цель урока: создать условия для первичного усвоения новых предметных ЗУНов
Задачи:
Образовательные: Познакомить с основными историческими фактами в развитии органической химии; дать первоначальное понятие об органической химии и органических веществах; определить особенности строения и свойства органических веществ в сравнении с неорганическими
Развивающие: Развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами.
Воспитательные: Формировать чувство патриотизма, благодаря изучению вклада российских ученых в развитии органической химии.
Используемые технологии обучения, приемы, методы обучения: Технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы («ЗХУ», «кластер», «ИНСЕРТ», «синквейн»). Методы: наглядные, словесные.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование и основные источники информации:
технические средства: мультимедиа.
наглядные средства: презентация.
раздаточный материал: тексты для самостоятельного чтения
Литература: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа,2015.
Интернет ресурсы:
http://media.izi.travelhttp://stage1.answers.com/main/content/img/scitech/HSfriedw.jpg
http://player.myshared.ru/834772/data/images/img3.png
http://fb.ru/article/160968/istoriya-razvitiya-organicheskoy-himii-predmet-i-znachenie-organicheskoy-himii
http://omgkitteh.ru/wp-content/uploads/2015/05/6a00d8341bfb1653ef019affb5a927970b.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Pietro_Longhi_021.jpg
Технологическая карта урока
п.п.
Этапы урока
Задачи, решаемые
на каждом этапе
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы, методы,
средства обучения
Предполагаемый результат
1.
Организационный момент
4 мин
Создать благоприятные условия для взаимной работы на уроке
Приветствие
Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии (вводный повторный)
Слушают, вспоминают правила ТБ
Фронтальная беседа
Создание положительного эмоционального фона. Готовность учащихся к работе
2.
Вызов
7 мин
Поставить перед обучающимися цели и задачи. Мотивировать обучающихся к работе на уроке
Ознакомление обучающихся с темой и планом урока, обоснование целей урока.
Осознание темы урока
Слово учителя
Презентация
слайд №1,2
Появление мотивации к изучаемой теме
Повторить ранее полученные знания о веществах
Постановка вопроса «Какие вещества вы знаете, формулы, названия?» и заполнить таблицу ЗХУ
Заполнят таблицу столбец 1 «Знаю»
Индивидуальная работа
слайд № 3
Активная мыслительная деятельность
Определить уровень знаний учащихся о веществах.
Проверка знаний обучающихся по изученной теме.
Постановка дополнительных вопросов
Постановка вопроса «Что я хочу узнать об органических веществах»
Отвечают на поставленные вопросы, систематизируют информацию
Заполняют второй столбец таблицы «Хочу узнать»
Устный опрос
Прием: «ЗХУ»
Слайд 4
Повторение и закрепление предыдущих знаний о веществах
Активность учащихся при обсуждении поставленного вопроса
3.
Осмысление
24 мин
Дать знания и сформировать представления о многообразие и свойства органических веществ
Рассказ о веществах с опорой на презентацию
Слушают, составляют кластер, задают уточняющие вопросы, записывают определения
Рассказ учителя
Слайд 5,6,7,8
Приобретение нового знания о многообразии и свойствах органических веществ
Дать знания и сформировать представления об этапах
Развития органической химии
Объединение учеников в 4 мини группы
Напоминание правил самостоятельной работы с текстом
Читают текст, делают маркировки на полях, или ведут краткие записи в тетради
Самостоятельная работа
Прием: «ИНСЕРТ»
Слайд 9
Приложения 1(тексты для чтения)
Получение блока первичной новой информации об этапах развития органической химии
Систематизация полученных знаний
Дать установку по дальнейшей работе с текстом и ее представлению,
Консультирование
Обсуждают полученную информацию, составляют мини выступления
Групповая работа
Активная мыслительная деятельность
Бесконфликтное взаимодействие между членами группы
Представление и обсуждение полученной информации
Выслушивание
и дополнение ответов учеников
Представляют полученную информацию с опорой на презентацию учителя
Рассказ учеников
Слайд 10,11,12,13,14,15
Приобретение нового знания об этапах развития органической химии
4.
Рефлексия
8 мин
Возвращение к таблице ЗХУ
Постановка вопроса «Что я узнал об органических вещества»
Заполнение таблицы ЗХУ Столбец «Узнал»
Индивидуальная,
Прием:«ЗХУ»
№ 16
Соотнесение нового знания с имеющимся
оценка своей учебной деятельности
Обобщение полученной информации на стадии осмысления
Обсуждение полученной информации
Обмен мнениями о полученной новой информаци оформление выводов
Фронтальная
«Я считаю…»
«Таким образом…»
«Исходя из этого…»
Формулирование выводов
Диагностировать эмоциональное состояние обучающихся
Выставление оценок
Коментируют работу членов группы, высказывают мнения об уроке
Беседа
Положительные впечатления от урока
5.
Домашнее задание
2 мин
Закрепление полученных знаний на учебном занятии
Составление «синквейна» по теме «Органическая химия» или написать эссе по теме «Органические вещества в быту»
Записывают в тетрадь
Слово учителя
Слайд 17
Понимание выполнения домашнего задания
Приложение 1
Текст 1 «Стихийный этап развития органической химии»
Прочитать текст и на полях сделать маркировки:
“V” — известная информация “-” противоречит моим представлениям; “?” — непонятная информация; “+” – новая информация
Начало, или Стихийный этап становления химии органических соединений Данный период подразумевает само зарождение понятия химии, истоки. А истоки уходят еще в Древний Рим и Египет, в которых очень способные жители научились добывать красящие вещества для окраски предметов и одежды из природного сырья — листьев и стеблей растений. Это были индиго, дающий насыщенный синий цвет, и ализорин, окрашивающий буквально все в сочные и привлекательные оттенки оранжевого и красного.
Необычайно проворные жители разных народностей того же времени также научились получать уксус, изготавливать спиртные напитки из сахаро- и крахмалосодержащих веществ растительного происхождения. Известно, что очень распространенными продуктами в применении в этот исторический период были животные жиры, смолы и растительные масла, которые использовались врачевателями и поварами. А также в обиход плотно входили различные яды, как основное оружие внутриусобных отношений. Все эти вещества являются продуктами органической химии. Но, к сожалению, как такового понятия «химия» не существовало, и изучения конкретных веществ с целью выяснения свойств и состава не происходило. Поэтому данный период и называется стихийным. Все открытия носили случайный, нецеленаправленный характер бытового значения. Так продолжалось вплоть до следующего столетия.
Текст 2. «XV — XVII века — начало развития или алхимия»
Прочитать текст и на полях сделать маркировки:
“V” — известная информация “-” противоречит моим представлениям; “?” — непонятная информация; “+” – новая информация
Действительно, именно в XVI — XVII веках начали зарождаться непосредственные представления о химии как науке. Благодаря работам ученых того времени были получены некоторые органические вещества, изобретены простейшие устройства для перегонки и возгонки веществ, использовалась специальная химическая посуда для измельчения веществ, разделения продуктов природы на ингредиенты. Основным направлением работы того времени стала медицина. Стремление получить необходимые лекарства привело к тому, что из растений выделялись эфирные масла и другие сырьевые компоненты. Так, Карлом Шееле были получены некоторые органические кислоты из растительного сырья: яблочная; лимонная; галловая; молочная; щавелевая. На исследование растений и выделение этих кислот ученому потребовалось 16 лет (с 1769 г. по 1785 г.). Это стало началом развития, были заложены основы органической химии, которая непосредственно как раздел химии была определена и названа позднее (начало XVIII века).
В этот же период средневековья Г. Ф. Руэль выделил кристаллы мочевой кислоты из мочевины. Другими химиками была получена янтарная кислота из янтаря, винная кислота. В обиход входит метод сухой перегонки растительного и животного сырья, благодаря которому получают уксусную кислоту, диэтиловый эфир, древесный спирт. Так было положено начало интенсивному развитию органической химической промышленности в будущем.
Текст 3. «Век XVIII — XIX — господство теории витализма»
Прочитать текст и на полях сделать маркировки:
“V” — известная информация “-” противоречит моим представлениям; “?” — непонятная информация; “+” – новая информация
XVIII — XIX века для органической химии весьма двояки: с одной стороны, происходит целый ряд открытий, которые имеют грандиозное значение. С другой, долгое время рост и накопление нужных знаний и правильных представлений тормозится господствующей теорией витализма. Данную теорию ввел в обиход и обозначил главной Йенс Якобс Берцелиус, который при этом сам же дал и определение органической химии (точный год неизвестен, либо 1807, либо 1808 г.). По положениям данной теории, органические вещества способны образовываться только в живых организмах (растениях и животных, в том числе человека), так как только в живых существах есть специальная «жизненная сила», позволяющая этим веществам вырабатываться. В то время как из неорганических веществ получить органические совершенно невозможно, так как они являются продуктами неживой природы, негорючими, без vis vitalis. Этим же ученым была предложена первая классификация всех известных на тот момент соединений на неорганические (неживые, все вещества, подобные воде и соли) и органические (живые, те, что вроде оливкового масла и сахара).
Судьбе было угодно распорядиться так, что именно ученик Йенса Берцелиуса Фридрих Велер способствовал началу краха теории своего учителя. Немецкий ученый работал над соединениями цианидов и в одном из проводимых опытов сумел получить кристаллы, похожие на мочевую кислоту. В результате более тщательного исследования он убедился, что действительно сумел получить органическое вещество из неорганического без всякой vis vitalis. Сколь бы ни был скептично настроен Берцелиус, он вынужден был признать этот неоспоримый факт. Так был нанесен первый удар по виталистическим взглядам. История развития органической химии начала набирать обороты.
Текст 4. «XIX — XX века — интенсивное развитие, научный этап»
Прочитать текст и на полях сделать маркировки:
“V” — известная информация “-” противоречит моим представлениям; “?” — непонятная информация; “+” – новая информация
История развития органической химии с течением времени претерпевала все большие изменения. Работа множества ученых над механизмами внутренних процессов в молекулах, в реакциях и системах дала свои плодотворные результаты. Так, в 1857 г. Фридрих Кекуле разрабатывает теорию валентности. Также ему принадлежит величайшая заслуга — открытие строения молекулы ароматического углеводорода бензола. В это же время А. М. Бутлеров формулирует положения теории строения соединений, в которых указывает на четырехвалентность углерода и на явление существования изомерии и изомеров. В. В. Марковников и А. М. Зайцев углубляются в изучение механизмов реакций в органике и формулируют ряд правил, которые эти механизмы объясняют и подтверждают. В 1873 — 1875 гг. И. Вислиценус, Вант-Гофф и Ле Бель изучают пространственное расположение атомов в молекулах, открывают существование стерео-изомеров и становятся родоначальниками целой науки — стереохимии.
Конец XIX и XXI века — это времена глобальных открытий в фармацевтике, лакокрасочной промышленности, квантовой химии. Пластмассы, полимеры, волокна, лакокрасочная продукция, каучуки, резины, ПВХ-материалы, полипропилены и полиэтилены и многие другие современные вещества, без которых сегодня просто не представляется возможной жизнь, прошли сложный путь к своему открытию. Сотни ученых внесли свой многолетний кропотливый труд, чтобы сложилась общая история развития органической химии.
infourok.ru
методическая разработка урока химии » Предмет органической химии» 10 класс
Тема урока: Предмет органической химии. Общие представления об органических веществах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование понятия о предмете органической химии.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть особенности органических веществ, их отличие от неорганических веществ. Выявить причины многообразия органических веществ. Начать формировать навыки составления структурных формул органических веществ, сформировать представление об изомерах и изомерии.
Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость химических знаний для современного человека. Воспитание трудолюбия, аккуратности, коммуникативных качеств.
Развивающие: Развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление), умений находить требуемую информацию в различных источниках и извлекать из предложенной информации нужные данные. Развивать память и внимание обучающихся.
Реактивы и оборудование: Образцы органических веществ: уксусная кислота, ацетон, аскорбиновая кислота, сахар, глюкоза, бумага, свеча, спиртовка со спиртом, сухое горючее (уротропин), нефть, образцы изделий из пластмассы и синтетических волокон (линейка, пуговицы, кусочки синтетических тканей), спички, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, поваренная соль, металлическая ложка, шаростержневые модели метана, этилена, ацетилена, на каждой парте – набор для собирания шаростержневых моделей. На доске записаны молекулярные формулы органических веществ.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с новым разделом химической науки – органической химией.
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель. Давайте вспомним, что изучает химия? (Химия изучает вещества, их состав, свойства и превращения).
Ребята, напишите в центре страницы слова «химические вещества». Какие ассоциации связаны у вас с этими словами? Напишите примеры химических веществ в тетради, разместив их вокруг слов «химические вещества».
На эту работу отводится 1-2 минуты. Затем учитель оформляет ответы обучающихся на доске в виде схемы, поочерёдно спрашивая всех и следя, чтобы названия веществ не повторялись.
Схема.
Кислород Алмаз Белки Жиры
Химические вещества
Карбид
Серная Сахар Хлорид натрия
кальция кислота
Ребята, в 8 и 9 классе мы с вами изучали неорганическую химию. Какие вещества изучает неорганическая химия? (Неорганические или минеральные вещества). Какие вещества из названных веществ относятся к неорганическим? (Серная кислота, хлорид натрия, кислород, алмаз, карбид кальция). Какие вещества мы ещё не изучали? (белки, жиры, сахар).
Эти вещества и ещё очень многие другие относятся к органическим и изучает их органическая химия. Что же это за наука? Что она изучает? Давайте послушаем небольшое сообщение из истории органической химии.
Сообщение ученика.
Как произошёл термин «органические вещества»? До начала XIX века вещества делились по происхождению на минеральные, животные и растительные. В 1807 году шведский химик Й.Я Берцелиус ввёл в науку термин «органические вещества», объединив в одну группу вещества растительного и животного происхождения. Науку об этих веществах он предложил назвать органической химией. В начале XIX века считалось, что все органические вещества в искусственных условиях получить нельзя, они образуются только в живых организмах под влиянием так называемой «жизненной силы». Ошибочность этого учения о «жизненной силе», называемого виталистическим, была доказана синтезами органических веществ в лабораторных условиях: в 1828 году немецкий учёный-химик Ф. Вёллер синтезирует мочевину, в 1845 году его соотечественник А.В. Кольбе получает уксусную кислоту, в 1854 году французский химик П.Э. Бертло – жиры, в 1861 году русский химик А.М. Бутлеров – сахаристое вещество (информация предварительно написана на доске, во время сообщения ученик открывает эту запись).
Учитель. Как видите, ребята, резкой границы между органическими и неорганическими веществами не существует, они состоят из одних и тех же химических элементов и могут быть превращены друг в друга. Почему же органические вещества выделяют в отдельную группу, каковы их отличительные признаки? Давайте вместе попытаемся разобраться.
Учитель демонстрирует образцы органических веществ, называет их и показывает молекулярные формулы, записанные на доске: уксусная кислота С2Н4О2, ацетон С3Н6О, этиловый спирт в спиртовке С2Н6О, сухое горючее уротропин С6Н12N4, аскорбиновая кислота С6Н8О6, сахар С12Н22О11, глюкоза С6Н12О6, парафиновая свеча и нефть, в состав которых входят вещества с обще формулой СxHy, бумага, состоящая из целлюлозы (С6Н10О5)n.
Учитель. Что общего вы заметили в составе этих веществ? Какое химическое свойство вы можете предположить у этих веществ?
Ученики отвечают, что все перечисленные вещества содержат атомы углерода и водорода. Предполагают, что все они горят. Учитель демонстрирует горение уротропина, свечи и этилового спирта в спиртовке, обращая внимание на характер пламени и внося поочерёдно в пламя фарфоровую чашку, показывает, что от пламени свечи образуется копоть. Далее обсуждается вопрос какие вещества образуются при горении органических веществ. Ученики приходят к выводу, что образовываться может углекислый газ, угарный газ, углерод (сажа, копоть). Учитель сообщает, что не все органические вещества горят, но все они обугливаются при нагревании и демонстрирует обугливание сахара при нагревании.
Учитель. Ребята, приведите примеры из жизни, когда происходит разложение веществ, т.е. их обугливание.
Ученики: Если пережарить картошку, блины, хлеб, происходит обугливание крахмала, входящего в состав картофеля и муки. При подгорании яиц и мяса обугливается белок, содержащийся в этих продуктах.
Учитель. Ребята, определите тип химической связи в органических веществах, исходя из их состава.
Ученики. Органические вещества состоят из атомов неметаллов, поэтому связь в их молекулах ковалентная.
Учитель демонстрирует опыт: в металлической ложке нагревает над пламенем спиртовки сахар и поваренную соль. Сахар быстро начинает плавиться, соль – не плавится.
Учитель. Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Ученики отвечают, что поваренная соль и сахар имеют разные кристаллические решётки. Сахар имеет низкую температуру плавления, следовательно, молекулярную кристаллическую решётку. Поваренная соль – вещество с высокой температурой плавления, имеет ионную кристаллическую решётку.
Затем ученики в тетрадях записывают признаки органических веществ:
содержат атомы углерода и водорода
горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов
атомы в молекулах связаны ковалентной связью
имеют молекулярные кристаллические решётки
Формулируют и записывают в тетради определение понятия «органическая химия». Органическая химия – наука об органических веществах, их составе, свойствах, получении.
Учитель. Синтезы органических веществ в лабораторных условиях ускорили развитие органической химии, учёные начали экспериментировать и получать вещества, которые не встречаются в природе, но соответствуют всем признакам органических веществ. Это пластмассы, синтетические каучуки и волокна, лаки, краски, лекарства (учитель демонстрирует изделия из пластмасс и волокон). Таким образом, группа органических веществ существенно расширилась. В современном понимании органические вещества – вещества, содержащиеся в живых организмах и продуктах их жизнедеятельности, а также полученные синтетически. Более точное определение органических веществ: органические вещества – это соединения углерода.
А сейчас, ребята, запишите формулы органических веществ и определите степени окисления химических элементов: СН4 (степень окисления водорода равна +1, углерода -4), С2Н2 (степень окисления водорода +1, углерода -1), С3Н8 (степень окисления водорода +1, углерода -8/3), С4Н10 (степень окисления водорода +1, углерода -10/4). Такие степени окисления атомов углерода маловероятно. В органической химии пользуются понятием валентность. Пользуясь таблицей 1 сравните понятия валентность и степень окисления, в чём их сходства и различия (приложение 1).
Ученик. Валентность не имеет знака, а степень окисления может быть положительной или отрицательной. Валентность не может быть нулевой, а степень окисления может иметь значение равное нулю. Валентность показывает количество связей, которые образует химический элемент в молекуле. Степень окисления показывает смещение общих электронных пар между атомами в молекуле.
Учитель. Ребята, в строении органических веществ существуют особенности: валентность углерода всегда равна IV, атомы углерода соединяются в молекулах не только с другими атомами, но и друг с другом, образуя углеродные цепи. Эти цепи могут быть разной формы. Порядок соединения атомов в молекулах называется химическим строением. Химическое строение вещества изображается с помощью структурных формул.
Учитель демонстрирует шаростержневые модели веществ с различными формами углеродных цепей: линейной, разветвлённой, замкнутой.
Учитель. А теперь запишите в тетради структурные формулы веществ С4Н10, С4Н8, используя углеродные цепи разной формы.
Ученики пишут структурные формулы в тетрадях, затем один из них записывает формулы на доске и обсуждают.
H | H | H | ||||||
| | | | | | ||||||
H | — | C | — | C | — | C | — | H |
| | | | | | | ||||||
H | H | |||||||
H | — | C | — | H | ||||
| | ||||||||
H |
H | H | H | ||||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||||
H | — | C | — | C | — | C | — | H | ||||||||
| | | | | | ||||||||||||||
H | H | H |
H | H | |||||
| | | | |||||
H | — | C | — | C | — | H |
| | | | |||||
H | — | C | — | C | — | H |
| | | | |||||
H | H |
Учитель. Ребята, в дальнейшем мы будем пользоваться сокращёнными структурными формулами.
Учитель записывает сокращенные формулы с пояснениями на доске.
СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН3 СН2 – СН2
СН3 СН2 – СН2
Учитель. В настоящее время известно более 27 миллионов органических веществ. Как вы думаете, в чём причины многообразия органических веществ?
Ученики высказывают свои предположения и записывают в тетрадях причины многообразия органических веществ: атомы углерода соединяясь друг с другом, образуют углеродные цепи разной длины и формы — линейные, разветвлённые и замкнутые.
Учитель. Существует ещё одна причина, которую вы найдёте сами, выполнив лабораторную работу. Работаете в парах.
Лабораторная работа. Для работы используйте набор для шаростержневых моделей: 5 чёрных шариков с четырьмя отверстиями каждый (атомы углерода), 12 белых шариков с одним отверстием (атомы водорода), 4 длинных стержня для соединения атомов углерода друг с другом, 12 коротких стержней для соединения атомов водорода с атомами углерода. Задание: используя весь «строительный материал» создайте модель молекулы органического вещества. Изобразите структурную формулу этого вещества в тетради. Постарайтесь сделать как можно больше моделей, запишите их структурные формулы в тетради.
Ученики работают парами. Учитель проверяет правильность сборки моделей и изображения структурных формул, помогает тем, у кого возникли затруднения. На работу отводится 10 минут. После этого структурные формулы записываются на доске и обсуждаются вопросы: что у всех этих веществ одинаковое? чем отличаются приведённые вещества?
СН3 СН3
СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН2 – СН3 СН3 – С – СН3
СН3
Выясняется, что у веществ одинаковый состав, а строении разное.
Учитель. Вещества, у которых одинаковый состав, но разное строение и свойства называются изомерами. Явление, которое объясняет существование таких веществ называется изомерия.
Ученики записывают в тетради определения изомеров и изомерии и ещё одну причину многообразия органических веществ – существование изомеров.
Закрепление.
1. Задание: составить структурные формулы веществ, имеющих состав С2Н6О. Чем они являются по отношению дуг к другу?
Ученики составляют 2 структурные формулы (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях), отвечают, что эти вещества – изомеры, т. к. у них одинаковый состав, но разное строение молекул.
СН3 – СН2 – ОН СН3 –О – СН3
Учитель. А теперь, ребята, выполните небольшой тест. Из предложенных вариантов ответов вы должны выбрать один правильный. (Приложение 2)
На выполнение задания отводится 5 минут. После этого ученики, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа и выставляют отметку. Ответы на вопросы теста и критерии оценки записаны на доске и после выполнения теста открываются учителем. В конце урока учитель собирает тетради, отметка за выполнение теста выставляется в журнал.
Рефлексия.
Вопросы учителя классу:
Что нового узнали на уроке?
Какой момент урока вам больше всего понравился?
Какое впечатление у вас осталось от урока?
Домашнее задание. Учебник О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» (М.: Дрофа, 2006) параграф 32, № 1, 2.
videouroki.net
Презентация к уроку химии (10 класс) по теме: Предмет органической химии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему «Предмет органической химии. Органические вещества»
понятие органической химии, история возникновения, основные особенности органических веществ….
урок с презентацией химия 9класс «Предмет органической химии»
Первый урок темы «Органические соединения» химия 9класс, праграмма О.С.Габриеляна.Представлена разработка урока, презентация,самоанализурока….
контрольная работа по химии 11 класс, по теме:»Предмет органической химии. Предельные углеводороды»
контрольная работа по химии 11 класс, по теме:»Предмет органической химии. Предельные углеводороды»…
предмет органической химии. Строение органических веществ
понятие органическая химия, вклад ученых. строение органических веществ…
Презентация к уроку по химии «Предмет органической химии. Органические вещества. Теория химического строения органических веществ»
P { margin-bottom: 0.21cm; }
Цели урока:Образовательные:
P { margin-bottom: 0.21cm; }
Сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках.сформ…
Урок по химии «Предмет органической химии. Органические вещества» 10 класс
Курс «Химия» по программе О.С. Габриелян 10 класс…
Презентация «Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ» химия 9 класс
Презентация к уроку химии 9 класса «Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ» составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал…
nsportal.ru
Химия — 10 класс — Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Теренин В.И
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Химия — 10 класс — Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Теренин В.И. — 2002
Учебник продолжает и развивает курс химии, изложенный в учебниках «Химия-8» и «Химия-9» автора О.С.Габриеляна. Учебный материал по органической химии излагается с учетом того, что первоначальные сведения об органических веществах учащиеся получили в 9 классе. Учебник соответствует обязательному минимуму содержания образования. Материал учебника распределен по двум уровням – базисному и углубленному и дается в связи с экологией, медициной, биологией. В курсе приводятся сведения о жизненно важных веществах: витаминах, ферментах, гормонах, лекарствах. Широко представлен химический эксперимент, в том числе новые практические работы, в ходе которых рассматриваются свойства витаминов, ферментов, лекарственных препаратов.
Введение
§ 1. Предмет органической химии. Органические вещества
§ 2. Теория строения органических соединений A . M . Бутлерова
§ 3. Строение атома углерода
§ 4. Валентные состояния атома углерода
Глава первая. Строение органических соединений
§ 5. Классификация органических соединений
§ 6. Основы номенклатуры органических соединений
§ 7. Изомерия и ее виды
Глава вторая. Реакции органических соединений
§ 8. Типы химических реакций в органической химии
§ 9. Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений
Глава третья. Углеводороды
§ 10. Природные источники углеводородов
§ 11. Алканы
§ 12. Алкены
§ 13. Алкииы
§ 14. Алкадиены
§ 15. Циклоалканы
§ 16. Ароматические углеводороды
Глава четвертая. Кислородсодержащие соединения
§ 17. Спирты
§ 18. Фенолы
§ 19. Альдегиды и кетоны
§ 20. Карбоновые кислоты
§ 21. Сложные эфиры. Жиры
Глава пятая. Углеводы.
§ 22. Углеводы, их классификация и значение
§ 23. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза
§ 24. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза
Глава шестая. Азотсодержащие соединения
§ 25. Амины
§ 26. Аминокислоты
§ 27. Белки
§ 28. Нуклеиновые кислоты
Глава седьмая. Биологически активные соединения
§ 29. Витамины
§ 30. Ферменты
§ 31. Гормоны
§ 32. Лекарства
Глава восьмая. Химический практикум
Практическая работа № 1. Качественный анализ органических соединений
Практическая работа № 2. Углеводороды
Практическая работа № 3. Спирты
Практическая работа № 4. Альдегиды и кетоны
Практическая работа № 5. Карбоновые кислоты
Практическая работа № 6. Углеводы
Практическая работа № 7. Амины. Аминокислоты . Белки
Практическая работа № 8. Идентификация органических соединений
Практическая работа № 9. Обнаружение витаминов
Практическая работа № 10. Действие ферментов на различные вещества
Практическая работа № 11. Анализ лекарственных препаратов
Купить.
Дата публикации:
Теги:
химия :: 10 класс :: Габриелян :: строение органических соединений :: углеводороды :: кислородсодержащие соединения :: химический практикум :: лабораторная работа по химии :: практическая работа по химии :: книга :: скачать :: 2002
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:
nashol.com
учебник для общеобразовательных учреждений ОНЛАЙН
Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень : учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. — 3-е изд.. перераб — М., 2007. — 191, [1] с. : ил.
Учебник продолжает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» автора О.С. Габриеляна. Он может быть использован при изучении курса органической химии базового уровня. Учебный материал излагается с учетом того, что первоначальные сведения об органических соединениях учащиеся уже получили в 9 классе.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна, имеющую гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
§ 1. Предмет органической химии 5
§ 2. Теория строения органических соединений .. 13
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Углеводороды и их природные источники
§ 3. Природный газ. Алканы 23
§ 4. Алкены. Этилен 33
§ 5. Алкадиены. Каучуки 42
§ 6. Алкины. Ацетилен 47
8 7. Арены. Бензол 52
8 8. Нефть и способы ее переработки 55
ГЛАВА ВТОРАЯ. Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники
§ 9. Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты 63
§ 10. Фенол 74
§ 11. Альдегиды и кетоны 80
§ 12. Карбоновые кислоты 84
§ 13. Сложные эфиры. Жиры. Мыла 92
§ 14. Углеводы. Моносахариды 100
§ 15. Дисахариды и полисахариды 110
§ 16. Амины. Анилин 116
§ 17. Аминокислоты. Белки 122
§ 18. Нуклеиновые кислоты 135
§ 19. Ферменты 142
§ 20. Витамины, гормоны, лекарства 148
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Искусственные и синтетические полимеры
§ 21. Искусственные полимеры 162
§ 22. Синтетические органические соединения 166
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
1. Определение элементного состава органических соединений 174
2. Изготовление моделей молекул углеводородов 174
3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах 175
4. Получение и свойства ацетилена 175
5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» 175
6. Свойства этилового спирта 176
7. Свойства глицерина 176
8. Свойства формальдегида 177
9. Свойства уксусной кислоты 177
10. Свойства жиров 177
11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка 178
12. Свойства глюкозы 178
13. Свойства крахмала 179
14. Свойства белков 179
15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков 179
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1.
Идентификация органических соединений 180
Практическая работа № 2.
Распознавание пластмасс и волокон 181
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Основные классы углеводородов 183
2. Производные углеводородов 183
3. Химические свойства алканов 184
4. Химические свойства алкенов 184
5. Химические свойства алкивов 185
6. Химические свойства аренов 185
7. Химические свойства предельных одноатомных спиртов 186
8. Химические свойства альдегидов 186
9. Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот 187
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 188
uch-lit.ru