10 класс

Обществознание важенин 10 класс: Учебник Обществознание — А.Г.Важенин

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА — ОБЩЕСТВО

Сфера обществаэто определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возникла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производстваприсваивающей экономикой. Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине существовали кровнородственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей — земледельцы, скотоводы и ремесленники — при наличии излишков неизбежно обменивались между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.

Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали определять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основанное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство становится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, предметах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту продукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распределения была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

У Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. Элементами социальной сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем остальные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков производимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественному признаку. С появлением государства социальная структура общества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государственной власти диктует остальной части общества свою волю. Общество делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных признаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взглядов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может входить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляющий элемент власти — способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом политической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой другой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политической сферы общества только с появления государства. Власть существовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали положенную им долю производимого продукта. Решающими критериями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стало взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управлялось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного общества также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали называться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполнялись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваивающей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения существовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспечение общественных дел — охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло применяться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее религиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к соседской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно — в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти, все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их занимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положением («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т. д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отдаляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общинников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захваченных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и использовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался своеобразный общественный строй, получивший название «военная демократия». Все мужчины были воинами. Однако выделилась группа людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно закрепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономически и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX— XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В современном мире в политическую сферу общества входят не только государственные, но и общественные организации, в том числе и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Одной из составляющих духовной сферы является культура. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые знания, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали наскальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками орудия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиозные верования — язычество, представлявшее собой обожествление сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили духовный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед развитие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обществе явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерархии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни может усиливаться. Так, в период революций определяющей становится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная сферы. Но несмотря на преобладающее влияние какой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для существования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например, за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Языкэто процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге кнеолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например, национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них,биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал- дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело веке?

7. Немецкий биолог Э. Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными… это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По

большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют. Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

Социальные науки Класс 10 Важные вопросы Политология Глава 2 Федерализм

Вопросы с очень короткими ответами (VSA) 1 балл

Вопрос 1.
Какой штат в Индии имеет собственную Конституцию? (2012)
Ответ:
Джамму и Кашмир

Вопрос 2.
Как широко известно сельское местное самоуправление? (2013)
Ответ:
Panchayati Raj

Вопрос 3.
Во главе какого местного органа стоит «мэр»? (2014)
Ответ:
Главой муниципальной корпорации является мэр.

Вопрос 4.
Какие еще факторы, помимо политики, поддерживают единство федераций? (2015)
Ответ:
Помимо политики, другими факторами, поддерживающими единство федераций, являются культура, идеология и история. Культура доверия, сотрудничества, взаимного уважения и сдержанности также способствовала нормальному функционированию наций.

Вопрос 5.
Какова была основная цель конституционной поправки, внесенной в 1992 году в Индии? (2015)
Ответ:
Основная цель конституционной поправки в 1992 заключалась в укреплении трехуровневой системы управления, т. е. в повышении могущества и эффективности института Панчаяти Радж и городских местных органов.

Вопрос 6.
Какой статус был присвоен языку «хинди» Конституцией Индии? (2013)
Ответ:
Конституция Индии предоставила хинди статус «официального языка».

Вопрос 7.
На каком языке ведется большая часть официальной работы в индийских штатах? (2014)
Ответ:
Большая часть официальной работы в штатах Индии ведется на официальном языке соответствующего штата.

Вопрос 8.
Что такое федерализм?
Ответ:
Федерализм – это система правления, при которой власть разделена между центральной властью и различными субъектами страны. Такое вертикальное разделение власти между различными уровнями власти называется федерализмом. Федерализм — одна из основных форм разделения власти в современных демократиях.

Вопрос 9.
Назовите список тем, из которых правительства Союза и штатов могут принимать законы? (2017 D)
Ответ:
Параллельный список

Вопросы с кратким ответом (SA) 3 балла

Вопрос 10.
Объясните вертикальное разделение власти, приведя примеры из Индии. (2013)
Ответ:
Когда власть разделена между правительствами разных уровней, т. е. Союзом или центральным правительством, правительством штата и муниципалитетом и панчаятом на более низком уровне. Такое разделение власти с участием высших и низших уровней управления называется вертикальным разделением власти.
Вертикальное разделение власти в Индии:

Конституция провозглашает Индию Союзом Штатов. Хотя слово «Федерация» не используется, Индийский Союз основан на принципах федерации. Первоначально Конституция предусматривала двухуровневую систему правления: правительство Союза или центральное правительство, представляющее Союз Индии и правительства штатов.

Добавлен третий уровень федерации в виде панчаятов и муниципалитетов. Как и в любой федерации, эти разные уровни обладают отдельной юрисдикцией. Конституция предусматривает тройное распределение законодательных полномочий между правительством Союза и правительством штата. Он содержит три списка:

  1. Объединенный список (97 предметов)
  2. Государственный список (66 субъектов)
  3. Параллельный список (47 предметов)

Вопрос 11.
Почему в демократии предпочтение отдается децентрализации? Укажите любые две причины. (2014)
Ответ:
Пять преимуществ децентрализации власти:

  1. Когда власть отбирается у центрального правительства и правительства штатов и передается местным органам власти, это называется децентрализацией. Основная идея децентрализации заключается в том, что существует большое количество проблем и вопросов, которые лучше всего решать на местном уровне. Люди лучше осведомлены о проблемах в своей местности.
  2. У них также есть лучшие идеи о том, куда потратить деньги и как более эффективно управлять делами.
  3. Кроме того, на местном уровне есть возможность непосредственного участия населения в принятии решений. Это помогает привить привычку к демократическому участию.
  4. Местное самоуправление – лучший способ реализовать один важный принцип демократии, а именно местное самоуправление.
  5. Необходимость децентрализации была признана в нашей Конституции. Важный шаг к децентрализации был сделан в 1992. В Конституцию были внесены поправки, призванные сделать третий уровень демократии более мощным и эффективным.

Вопрос 12.
Какой тип федерации принадлежит Индии и почему? (2014)
Ответ:
Индия входит в федерацию типа «объединения». В этом типе федерации большая страна делит свою власть между составляющими ее штатами и национальным правительством. Существует одно правительство для всей страны, а остальные являются правительствами на уровне штатов. И центральное правительство, и правительства штатов пользуются своей властью независимо друг от друга.

Центральное правительство имеет тенденцию быть более сильным по отношению к штатам. Зачастую разные субъекты федерации обладают неравными полномочиями. Например, особые полномочия были предоставлены Джамму и Кашмиру.

Вопрос 13.
Укажите два договора, посредством которых были образованы федерации. Приведите пример каждого.
Ответ:
(i) «Объединяющиеся» федерации — это соглашение побуждает независимые государства объединяться самостоятельно, чтобы сформировать более крупную единицу, чтобы, объединив суверенитет и сохранив идентичность, они могли повысить свою безопасность.
Примеры: США, Швейцария и Австралия. Все составные штаты имеют равную власть и сильны по отношению к федеральному правительству.

(ii) Объединение федераций. В этом соглашении большая страна решает разделить свою власть между составляющими ее штатами и национальным правительством. Центральные правительства имеют тенденцию быть более могущественными по отношению к штатам. Зачастую разные субъекты федерации обладают неравными полномочиями. Некоторым юнитам предоставлены особые полномочия, например, Индия предоставила особые полномочия Джамму и Кашмиру.
Другими примерами являются Испания и Бельгия.

Подробные вопросы (LA)

Вопрос 14.
Какие пять положений конституционной поправки 1992 года действительно укрепили третий уровень демократии в Индии? Объяснять. (2015, 2013, 2012)
Ответ:
Основные шаги по децентрализации и укреплению третьего уровня, предпринятые в 1992 году:

  1. В настоящее время конституционно обязательно проводить очередные выборы в органы местного самоуправления.
  2. Места в выборных органах зарезервированы для зарегистрированных каст, зарегистрированных племен и других отсталых классов (ОВК).
  3. Не менее одной трети всех должностей и мест зарезервировано для женщин.
  4. Для проведения общенациональных и муниципальных выборов был создан независимый орган под названием Государственная избирательная комиссия.
  5. Правительства штатов обязаны делиться некоторыми полномочиями и доходами с органами местного самоуправления.

Вопрос 15.
Почему федерализм преуспел в Индии? Какая политика, принятая Индией, обеспечила это? Объяснять. (2013, 2012)
Ответ:
Причины успеха федерализма в Индии:

  1. Четко сформулированные конституционные положения, обеспечивающие тройное распределение полномочий в трех списках — Союзном списке, Списке штатов и Параллельном списке — между правительством Союза и правительствами штатов.
  2. Природа демократической политики в нашей стране, обеспечивающая, чтобы дух федерализма, уважение разнообразия и стремление к совместной жизни стали общим идеалом.
  3. Создание языковых состояний. Границы нескольких старых штатов Индии были изменены с целью создания новых штатов. Это было сделано для того, чтобы люди, говорящие на одном языке, жили в одном государстве. Позже были созданы некоторые государства для признания различий, основанных на культуре, этнической принадлежности или географии.
    Например: Нагаленд, Утракханд, Джаркханд, Телангана и т. д.
  4. Ограничение отношений между центром и государством. Конституционные договоренности о разделении власти работают в зависимости от того, как правящие партии и лидеры следуют этим договоренностям. Долгое время и в центре, и в большинстве штатов правила одна и та же партия. После 1990 года произошел рост региональных партий. Поскольку ни одна партия не получила явного большинства в Лок Сабха, национальным партиям пришлось заключить союз, который привел к новой культуре разделения власти и уважения к автономии правительств штатов.

Вопрос 16.
Объясните любые пять особенностей федерализма. (2015)
Ответ:
Особенности федерализма:

  1. Существует два и более уровня власти.
  2. Разные уровни власти управляют одними и теми же гражданами, где каждый уровень имеет свою юрисдикцию в конкретных вопросах законодательства, налогообложения и управления.
  3. Существование и полномочия каждого уровня правительства регулируются конституцией.
  4. Основные положения Конституции не могут быть изменены в одностороннем порядке. Такие изменения требуют согласия обоих уровней власти.
  5. Суды имеют право толковать Конституцию и полномочия различных уровней власти. Высший суд выступает в качестве арбитра, если возникает какой-либо спор между различными уровнями правительства.
  6. Определены источники доходов для каждого уровня правительства, чтобы обеспечить его финансовую автономию.
  7. Федеральная система преследует двойную цель. Защищать и продвигать единство страны, а также учитывать региональное разнообразие.

Вопрос 17.
Опишите три формы разделения власти между различными органами власти в Индии. (2014)
Ответ:
Конституция провозгласила Индию Союзом штатов, основанным на принципах федерализма. Первоначально Конституция предусматривала двухуровневую систему правления: Союз или центральное правительство, представляющее Союз Индии и правительства штатов. Позже был добавлен третий уровень в виде панчаятов и муниципалитетов.

Как и в любой федерации, эти разные уровни обладали отдельной юрисдикцией. Конституция предусматривала троекратное распределение законодательной власти:

  1. Союзный список включает предметы государственной важности, т. е. оборону страны, иностранные дела, банковское дело, связь и валюту.
  2. Государственный список содержит предметы государственного и местного значения, т. е. полицию, торговлю, коммерцию, сельское хозяйство и ирригацию.
  3. Параллельный список

  4. включает темы, представляющие общий интерес как для правительства Союза, так и для правительств штатов, т. е. образование, леса, профсоюзы, браки, усыновление и правопреемство.
    В случае разногласий закон, принятый Правительством Союза, имеет преимущественную силу.
  5. Остаток — Предметы, которые не попадают ни в один из трех списков, например, компьютерное программное обеспечение и т. д. Правительство Союза имеет право принимать законы в отношении таких предметов.
    • Поскольку Индия является примером «сплоченной» федерации, все штаты Индийского Союза не обладают одинаковыми полномочиями. Некоторые штаты имеют особый статус, например Джамму и Кашмир. Есть некоторые штаты, которые слишком малы, чтобы стать независимыми, например, союзные территории Чандигарх и Лакшадвип.
    • Такое разделение полномочий между правительством Союза и правительствами штатов является основой структуры Конституции. Любое изменение к нему должно быть принято обеими палатами парламента большинством не менее двух третей голосов.
    • Судебная власть играет важную роль в осуществлении конституционных процедур. В случае любого спора о разделении полномочий решения выносятся Высокими судами и Верховным судом.

Вопрос 18.
Кратко опишите языковую политику Индии?
Ответ:

  1. Наша Конституция не придала статус национального ни одному языку.
  2. Образование языковых государств объединило страну и облегчило управление.
  3. Руководители нашей страны очень осторожно относились к распространению использования хинди. Хинди был признан официальным языком.
  4. Запрет на использование английского языка в официальных целях в 1965 году принял насильственную форму в штате Тамил Наду. В ответ центральное правительство согласилось продолжить использование английского языка наряду с хинди в официальных целях.
  5. Продвижение хинди является официальной политикой правительства Индии, но оно не навязывает хинди штатам, где люди говорят на другом языке.
  6. Помимо хинди, существует еще 21 язык, признанный Конституцией в качестве зарегистрированных языков.
  7. Эта гибкость, проявленная индийским руководством, помогла нашей стране избежать ситуации, в которой оказалась Шри-Ланка.

Вопрос 19.
Какие основные шаги были предприняты для повышения эффективности децентрализации?
или
Какие поправки были внесены в Конституцию, чтобы сделать третий уровень демократии (местное самоуправление) более мощным и эффективным?
Ответ:
Основные шаги по децентрализации, предпринятые в 1992 году:

  1. В настоящее время конституционно обязательным является проведение очередных выборов в органы местного самоуправления.
  2. Места в выборных органах зарезервированы для зарегистрированных каст, зарегистрированных племен и других отсталых классов (ОВК).
  3. Не менее одной трети всех должностей зарезервировано для женщин.
  4. Государственная избирательная комиссия создана для проведения общенациональных и муниципальных выборов.
  5. Правительства штатов обязаны делиться некоторыми полномочиями и доходами с органами местного самоуправления.

Вопрос 20.
Объясните структуру новых учреждений Панчаяти Радж, как в сельской, так и в городской местности.
Ответ:
Сельское местное самоуправление известно под названием Паначаяти Радж/Демократическая децентрализация.

  • В каждой деревне или группе деревень есть Грам Панчаят.
  • Панч, Президент или Сарпанч избираются прямым голосованием всего взрослого населения села и являются органом, принимающим решения.
  • Панчаят работает под руководством Грам Сабха, и все избиратели являются его членами.
  • Местная структура поднимается до районного уровня — группа грам-панчаятов образует панчаят-самити, или блок, или мандал.
  • Все Панчаят Самити или Мандалы вместе составляют Зилла Паришад, состоящую из избранных членов.
  • Члены

  • Lok Sabha, местные MLA и офицеры также являются членами Zilla Parishad.
  • Его председателем является политический глава Паришада.

Местные органы городской местности.

  • Муниципалитеты создаются в городах.
  • Крупные города объединяются в муниципальные корпорации.
  • Оба контролируются выборными органами, состоящими из народных представителей.
  • Председатель муниципалитета является политическим главой муниципалитета.
    Главой муниципальной корпорации является офицер по имени мэр.

Вопрос 21.
Каким образом разделение федеральных полномочий сегодня более эффективно, чем в первые годы? Объяснять. (2017 OD)
Ответ:

  1. Разделение федеральной власти более эффективно из-за характера демократической политики в Индии. Благодаря этому дух федерализма, уважение разнообразия и стремление к совместной жизни стали общим идеалом в нашей стране.
  2. Разделение власти на федеральном уровне помогло привить привычку к демократическому участию. Разделение федеральной власти — лучший способ реализовать один важный принцип демократии, а именно местное самоуправление. Конституционный статус местного самоуправления способствовал углублению демократии.
    • Это увеличило представительство женщин и их голос в демократии.
    • Разделение власти на федеральном уровне привело к образованию языковых государств, что фактически сделало страну более единой. Это также упростило администрирование.
    • Уменьшает власть центрального правительства и дает власть региональным правительствам.
Социальные науки, 10 важных вопросов

Социальные науки, 10 важных вопросов, Экономика, глава 1, развитие, 10 важных вопросов

Социальные науки, 10 важных вопросов, Экономика, глава 1, развитие, 10 важных вопросов

Вопросы с очень короткими ответами (VSA) 1 Отметка

Вопрос 1.
Дайте определение термину национальный доход?
Ответ:
Национальный доход определяется как общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране, плюс чистый доход от таких операций, как (экспорт и импорт) с другими странами.

Вопрос 2.
Дайте определение ВВП. (2012)
Ответ:
ВВП или валовой внутренний продукт – это общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение определенного года в стране.

Вопрос 3.
По какому основному критерию Всемирный банк классифицирует разные страны? (2012)
Ответ:
Всемирный банк использует средний доход или доход на душу населения в качестве критерия для классификации различных стран.

Вопрос 4.
Почему общий доход стран не используется для сравнения между ними? (2012)
Ответ:
Суммарный доход стран не используется для проведения сравнений между ними, так как население разных стран различно и не дает четкой картины, если проводить сравнения на этой основе.

Вопрос 5.
Уровень грамотности измеряет долю грамотного населения в какой возрастной группе? (2012)
Ответ:
Возрастная группа от 7 лет и старше.

Вопрос 6.
В каком штате Индии самый низкий уровень младенческой смертности? (2013)
Ответ:
Керала

Вопрос 7.
Что такое индекс человеческого развития? (2013)
Ответ:
Индекс развития человеческого потенциала — это составной показатель достижений нации по трем важным переменным, а именно — продолжительности жизни, знаниям и уровню жизни, которые определяют качество жизни.

Вопрос 8.
Назовите опубликованный ПРООН отчет, в котором страны сравниваются по уровню образования людей, состоянию их здоровья и доходу на душу населения. (2013)
Ответ:
Отчет о человеческом развитии

Вопрос 9.
Какой термин используется для описания «среднего количества лет, которое, как ожидается, проживет человек при рождении»? (2013)
Ответ:
Ожидаемая продолжительность жизни

Вопрос 10.
В чем преимущество дохода на душу населения? Упомяните любой. (2014)
Ответ:
Это помогает сравнить развитие стран, поскольку доход на душу населения показывает нам, живут ли люди в одной стране лучше, чем другие в другой стране.

Вопрос 11.
Что понимают под конечными товарами и услугами? (2014)
Ответ:
Различные виды производственной деятельности в первичном, вторичном и третичном секторах производят большое количество товаров и услуг для потребления, а инвестиции являются конечными товарами и услугами.

Вопрос 12.
Почему устойчивое развитие необходимо? Назовите одну причину. (2015)
Ответ:
Устойчивое развитие направлено на экономическое развитие без ущерба для окружающей среды и в то же время сохранения для будущего. Ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы не допустить их чрезмерной эксплуатации.

Вопрос 13.
Почему Всемирный банк рассчитывает доход на душу населения в разных странах в долларах, а не в их собственной валюте? (Вопрос на доске)
Ответ:
Доход на душу населения в разных странах рассчитывается в долларах, а не в их собственной валюте, потому что доллар был самой сильной и стабильной валютой после окончания 2-й мировой войны, и становится легко сравнивать доход на душу населения. доходы на душу населения в различных странах при их конвертации в единую валюту, т. е. доллар США ($).

Вопрос 14.
«Что может быть развитием для одного, может не быть развитием для другого». Объясните на подходящем примере. (Вопрос с доски)
Ответ:
Разные люди имеют разные представления о развитии, потому что жизненные ситуации людей разные. Например, строительство плотин приводит к выработке гидроэлектроэнергии и, таким образом, к развитию. Однако многие люди должны быть перемещены из своих деревень, поэтому для них это не может быть развитием.

Вопрос 15.
Что понимается под устойчивостью развития? (Вопрос совета)
Ответ:
Это означает, что уровень экономического развития страны должен сохраняться или поддерживаться во все годы. Развитие в настоящем не должно идти на компромисс с потребностями будущих поколений.

Вопрос 16.
Определить:

  1. Коэффициент младенческой смертности
  2. Уровень грамотности
  3. Чистый коэффициент посещаемости
  4. ИМТ

Ответ:

  1. Уровень младенческой смертности. Он показывает количество детей, умерших в возрасте до 1 года, в процентах от 1000 живых детей, родившихся в этот конкретный год.
  2. Уровень грамотности. Он измеряет долю грамотного населения в возрастной группе от 7 лет и старше.
  3. Чистый коэффициент посещаемости. Это общее количество детей в возрасте от 6 до 10 лет, посещающих школу, в процентах от общего числа детей в той же возрастной группе.
  4. ИМТ означает индекс массы тела. Он рассчитывается путем деления веса человека в килограммах (кг) на квадрат его роста в метрах. Это показатель уровня питания у взрослых.

Вопрос 17.
Уровень грамотности измеряет долю грамотного населения в какой возрастной группе? (2017 D)
Ответ:
Возрастная группа от 7 лет и старше.

Вопросы с кратким ответом (SA) 3 балла

Вопрос 18.
Почему мы используем средние значения? Есть ли ограничения на их использование? Проиллюстрируйте своими примерами, связанными с развитием. (Вопрос NCERT)
Ответ:

  1. Общий доход не является полезной мерой для сравнения между странами. Поскольку в разных странах проживает разное население, сравнение совокупного дохода не дает информации о том, сколько может заработать средний человек. Следовательно, мы используем средний доход, который представляет собой общий доход страны, деленный на общую численность населения.
  2. Недостаток среднего как меры в том, что он не показывает распределения (дисперсии) дохода между богатыми и бедными.
  3. Две страны могут иметь одинаковый средний доход, но в одной стране почти каждая семья может иметь более или менее одинаковый доход, тогда как в другой одни могут быть очень богатыми, а другие очень бедными. Неравенство между богатыми и бедными является важной характеристикой, которую средний показатель (доход на душу населения) не учитывает.
    Пример: С точки зрения развития мы можем взять пример Индии, где мегаполисы полны высотных зданий и торговых центров, а некоторые деревни еще не обеспечены предметами первой необходимости, такими как электричество.

Вопрос 19.
Что такое доход на душу населения? Укажите любые два ограничения дохода на душу населения как индикатора развития. (2012)
Ответ:
Общий доход страны, разделенный на ее общее население, дает доход на душу населения.
За деньги нельзя купить все товары и услуги, необходимые для хорошей жизни. Таким образом, доход сам по себе не является вполне адекватным показателем материальных благ и услуг, которыми граждане могут пользоваться. Например, деньги не могут купить свободную от загрязнения окружающую среду или гарантировать, что человек получит настоящие лекарства, если только он не может позволить себе переехать в сообщество, в котором уже есть все это.

Вопрос 20.
Керала с более низким доходом на душу населения имеет более высокий рейтинг человеческого развития, чем Пенджаб. Следовательно, доход на душу населения вообще не является полезным критерием, и его не следует использовать для сравнения государств. Вы согласны? Обсуждать. NCERT Вопрос
Ответ:
Доход на душу населения вообще не является полезным критерием для измерения рейтинга человеческого развития штата. Высокий доход на душу населения — не единственный атрибут качественной жизни. За деньги нельзя купить все необходимое для хорошей жизни. Чистая атмосфера для обеспечения хорошего здоровья, защиты от инфекционных заболеваний, снижения уровня смертности, распространения грамотности и т. д. необходимы для хорошего уровня жизни. Чтобы достичь этого, должны быть предприняты совместные усилия всех членов сообщества, будь то богатые или бедные.
Керала занимает более высокое место по сравнению с Пенджабом даже при более низком доходе на душу населения, потому что —

  1. уровень смертности ниже
  2. уровень грамотности выше и
  3. общее количество детей, посещающих школу (I-V классы), выше.

Вопрос 21.
На основании каких трех показателей ИЧР 2004 г. Шри-Ланка имеет более высокий рейтинг, чем Индия? (2014)
Ответ:
Три показателя ИЧР 2004 г., по которым Шри-Ланка занимает более высокое место, чем Индия:

  1. Доход на душу населения — Доход на душу населения в Шри-Ланке в долларах США составил 4 390 долларов США, а в Индии — 3 139 долларов США.
  2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Шри-Ланке составляла 74 года, что выше, чем в Индии (64 года).
  3. Общий коэффициент охвата для трех уровней — в Шри-Ланке общий коэффициент охвата составлял 69, а в Индии — 60.

Вопрос 22.
«Противоречивые цели также могут быть целями развития». Уточните на примерах. (2014)
Ответ:
Все люди не имеют одинакового представления о развитии или прогрессе. Каждый из них ищет разные вещи. Они ищут то, что для них наиболее важно, т. е. то, что может удовлетворить их стремления или желания. На самом деле иногда два человека или группы людей могут искать вещи, которые противоречат друг другу.

Девушка ожидает столько же свободы и возможностей, сколько и ее брат, и что он также разделяет работу по дому. Ее брату это может не понравиться.

Чтобы получить больше электроэнергии, промышленники могут захотеть построить больше плотин. Но это может затопить землю и нарушить жизнь перемещенных лиц, таких как племена. Они могут возмущаться этим и могут предпочесть небольшие запорные плотины или резервуары для орошения своей земли.

Вопрос 23.
Каковы общие цели развития? Приведите любые два подходящих примера общих целей развития. (2015)
Ответ:
Есть определенные цели, одинаковые или общие для всех. Это общие цели развития. Цели развития, которые ставят перед собой люди, связаны не только с увеличением дохода, но и с другими важными вещами в жизни. Больший доход или больше материальных благ не всегда обеспечивают нам качественную жизнь.

Существуют и другие аспекты, такие как равное обращение, свобода, безопасность, возможность учиться, хорошие условия труда, свободная от загрязнения атмосфера, гарантия занятости и хорошая социальная жизнь, которые очень важны для качественной жизни. Деньги или материальные вещи, которые можно на них купить, являются одним из факторов, от которых зависит наша жизнь. Но качество нашей жизни зависит и от нематериальных вещей, например, от роли наших друзей в нашей жизни, которую невозможно измерить, но она очень много значит для нас.

Вопрос 24.
«За деньги нельзя купить все товары и услуги, необходимые для хорошей жизни» Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ любыми тремя подходящими аргументами. (2015)
Ответ:
Да, я согласен с утверждением, потому что денежные доходы и материальные блага сами по себе не являются адекватным показателем хорошего качества жизни. За деньги нельзя купить все товары и услуги, необходимые для хорошей жизни.

  • Чистую и чистую окружающую среду со свежим воздухом за деньги не купишь.
  • Он не может защитить нас от инфекционных заболеваний и гарантировать нам хорошее здоровье.
  • Деньги не могут гарантировать, что лекарства, доступные на рынке, не фальсифицированы.
    Чтобы жить хорошо, необходимы нематериальные факторы, такие как равное обращение, свобода, безопасность, равные возможности для обучения, свободная от загрязнения окружающая среда, хорошие и безопасные условия труда и т. д.

Вопрос 25.
Помимо дохода, какие еще шесть вещей люди считают важными аспектами своей жизни? (2014, 2012)
Ответ:
Высокий доход на душу населения — не единственный атрибут качественной жизни. За деньги нельзя купить все необходимое для хорошей жизни. Чистая атмосфера для обеспечения хорошего здоровья, защиты от инфекционных заболеваний, снижения уровня смертности, распространения грамотности, гарантии занятости, хороших условий труда и т. д. необходимы для хорошего уровня жизни.

Вопрос 26.
На каком основании в мире классифицируются богатые и бедные страны? Каковы ограничения этого подхода? Согласно Докладу о мировом развитии за 2006 год, к какой категории относится Индия? Объясните причину того же. (2015, 2014)
Ответ:
Всемирный банк использует средний доход или доход на душу населения в качестве критерия для классификации различных стран. Страны с доходом на душу населения 4,53 000 фунтов стерлингов в год и выше (в 2004 г.) называются богатыми странами, а страны с доходом на душу населения 37 000 фунтов стерлингов или менее называются странами с низким доходом (Индия относится к странам с низким доходом; доход на душу населения в Индии составляет 28 000 фунтов стерлингов в год). Те, кто находится в диапазоне от 37 000 до 4 53 000 фунтов стерлингов, относятся к средней категории.

Ограничения этого критерия.

  1. Хотя средние значения полезны для сравнения, они также скрывают различия. Две страны могут иметь одинаковый средний доход, но в одной стране может быть справедливое распределение, когда люди не очень богаты и не очень бедны, в то время как в другой стране большинство граждан очень бедны и очень немногие чрезвычайно богаты,
  2. Более высокий доход не может обеспечить качественной жизни. Критерий, установленный Всемирным банком, проигнорировал некоторые атрибуты хорошей жизни, которые не зависят от дохода или не могут зависеть. купил за деньги.
    Пример, свобода, равное обращение, равные возможности, свободная атмосфера, предоставление чистых лекарств и т. д.

Вопрос 27.
Почему люди рассматривают сочетание целей развития? Объяснять.
Ответ:
Хотя доход является одним из наиболее важных компонентов развития, существуют и другие важные цели, на которые люди смотрят в процессе развития—

  1. Люди также стремятся к таким вещам, как равное обращение, свобода, безопасность и уважение.
  2. Женщинам нужна безопасная и надежная среда, чтобы они могли работать на различных работах или вести бизнес в качестве предпринимателей.
  3. Люди стремятся к чистой окружающей среде.
  4. Учащиеся стремятся к лучшему образованию и равным возможностям для обучения.

Вопросы с развернутым ответом (LA) 5 баллов

Вопрос 28.
Почему разные люди имеют разные представления о развитии? Какое из следующих объяснений важнее и почему?
(а) Потому что люди разные.
(b) Потому что жизненные ситуации людей разные.
Ответ:
Правильное объяснение: «Потому что жизненные ситуации людей разные».
Цели развития различны для разных категорий людей из-за их разных устремлений. Стремления основаны на их потребностях. Иногда у людей могут быть и противоречивые цели развития. Что может быть развитием для одного, может не быть развитием для другого. Это может быть даже разрушительным для другого.

Например, промышленники могут захотеть построить больше плотин для получения большего количества электроэнергии, но это может привести к перемещению племен, живущих в этих районах, и тем самым нарушить их жизнь.

Пример. Жители Нандиграма в Западной Бенгалии в основном занимаются земледелием и стремятся к развитию в области сельского хозяйства, тогда как некоторым может показаться, что развитие промышленности более необходимо для национального развития.

Вопрос 29.
Что означает ИРЧП? Объясните основные критерии измерения ИЧР в соответствии с Отчетом ПРООН за 1990 г. (2015 г.)
Ответ:
ИЧР Обозначение индекса человеческого развития.
Основные критерии измерения ИЧР:

  1. ИЧР, публикуемый ПРООН, сравнивает страны на основе уровня образования людей, состояния их здоровья и дохода на душу населения.
  2. ИЧР определяет рейтинг страны по ее общим достижениям в трех областях, т. е. ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и доход на душу населения.
  3. Было предложено много улучшений в расчете ИЧР, и многие новые компоненты были добавлены в Отчет о человеческом развитии.
  4. Предварительная установка «Человек для развития» ясно дала понять, что в развитии важно то, что происходит с гражданами страны, то есть здоровье и благополучие людей важнее всего.

Вопрос 30.
Объясните на примерах, что помимо дохода существуют и другие важные цели развития. (2014)
Ответ:
Больше доходов или больше материальных благ не всегда дают нам хорошее качество жизни. Есть и другие аспекты, такие как равное обращение, свобода, безопасность, возможность учиться, хорошие условия труда, свободная от загрязнения атмосфера, гарантия занятости и хорошая социальная жизнь, которые очень важны для качественной жизни.

Деньги или материальные вещи, которые можно на них купить, являются одним из факторов, от которых зависит наша жизнь. Но качество нашей жизни зависит и от нематериальных вещей, например, от роли наших друзей в нашей жизни, которую невозможно измерить, но она очень много значит для нас. Другой пример: если мы получаем работу в отдаленном месте, прежде чем согласиться на нее, мы постараемся учесть множество факторов, помимо дохода, таких как условия для нашей семьи, рабочая атмосфера или возможность учиться. Точно так же при развитии люди рассматривают сочетание целей. Это правда, что если женщины заняты на оплачиваемой работе, их достоинство возрастает. Однако также верно и то, что если есть уважение к женщинам, то будет больше совместного труда по дому и большее признание женщин.

Цели развития, которые ставят перед собой люди, связаны не только с увеличением дохода, но и с другими важными жизненными вещами.

Вопрос 31.
Объясните любые пять областей, кроме дохода, где необходимо развитие. (2012)
Ответ:
Области помимо доходов, где необходимо развитие:

  1. Образование. Правительство должно обеспечить адекватные условия для образования во всех сельских и городских районах. Правительство должно в обязательном порядке сосредоточить внимание на образовании девочек, чтобы все девочки могли получить хотя бы среднее образование. Управление надлежащими школами и обеспечение качественного образования, особенно начального, является обязанностью правительства.
  2. Здоровье. Основные медицинские учреждения являются обязательными для всех. Создание государственных больниц, клиник и амбулаторий, особенно в сельской местности, для предоставления субсидируемых и неподдельных лекарств беднейшим слоям общества.
  3. Питание. Эффективная общественная система распределения — надлежащее функционирование продовольственных магазинов и справедливое распределение продовольственного зерна очень важны.
  4. Транспорт. Хорошо развитая система общественного транспорта, облегчающая передвижение граждан.
  5. Электричество. Обязанностью правительства является обеспечение простого человека электроэнергией и водой по разумным ценам и предотвращение его эксплуатации частными компаниями.

Вопрос 32.
Объясните, почему в штате Пенджаб с очень высоким доходом на душу населения низкий уровень грамотности. (2016, 2017 D)
Ответ:
Доход на душу населения вообще не является полезным критерием для измерения рейтинга человеческого развития штата. Высокий доход на душу населения — не единственный атрибут качественной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *