Лабораторная работа в 10 классе по теме «Строение клеток растений, животных, грибов»
Лабораторная работа
Строение растительной, животной и грибной клеток
Цель: 1.Продолжить формирование навыков приготовления микропрепаратов
2.Выявить особенности строения …… ……, ……, …… .
3.Сравнить клетки и выявить причины их ……. и ……
4.Выявить особенности строения клеток одноклеточных организмов и клеток из ……… организмов
Ход работы:
I. Особенности растительных клеток
1. Приготовьте микропрепарат кожицы листа амариллиса
2. Найдите и рассмотрите
А) клетки кожицы листа
Б) устьица (замыкающие клетки и щель между ними)
3. Зарисуйте и подпишите увиденное
4. Сравните клетки кожицы листа и замыкающие клетки устьиц
А) Сходство
1.
2.
3………………………… и т.д.
Сходство клеток объясняется тем , что
Б) Различия
Клетки кожицы листа
Замыкающие клетки устьиц
1. Бесцветные, т.к не содержат хлоропластов, т.к функция не фотосинтез, а защита
2. Толстая оболочка, т.к функция защита
3. Клетки плотно прилегают друг к другу, т.к. функция защита
Различия клеток объясняются тем, что………….
II. Особенности животных клеток
1.Приготовьте микропрепарат клеток слизистой оболочки полости рта
2.Рассмотрите, зарисуйте и подпишите увиденные клетки
3. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток крови (эритроцитов) лягушки
4.Зарисуйте, подпишите увиденные клетки
5.Сравните эпителиальные клетки из ротовой полости человека и эритроциты лягушки
А) Сходство
Сходство клеток объясняется тем , что ………….
Б) Различия
Клетки эпителия ротовой полости
Эритроциты лягушки
1. Бесцветные
2. Плотно прилегают друг к другу
3. Хорошо регенерируют
Различия клеток объясняются тем, что…………..
III. Сравнение растительных и животных клеток
1.Рассмотрите готовые микропрепараты “ Растительная клетка”, “ Животная клетка”
2.Сравните растительные и животные клетки
А) Сходство
Сходство растительных и животных клеток объясняется тем , что ………..
Б) Различия
Растительная клетка
Животная клетка
Различия объясняются тем, что ………….
IV. Особенности грибных клеток
1. Рассмотрите готовый микропрепарат плесневого гриба мукора
2.Найдите 1)разветвленные нечленистые нити (грифы)
2)спорангии
3.Зарисуйте и подпишите увиденное
4.Выявите особенности грибных клеток
Признаки типичные для клетки
Признаки характерные для грибной клетки
5.Вывод:
v. 1) Убедитесь в том, что клетка может быть организмом
*Организм это нечто целое, способное к самостоятельному существованию
1.Рассмотрите микропрепарат “Инфузория туфелька”
2. Зарисуйте и подпишите строение инфузории туфельки
2) Уясните отличия клетки – одноклеточного организма от клеток входящих в состав многоклеточного организма
1. Работая с дополнительным материалом, запишите в тетрадь особенности клеток
Клетка — целый организм
Клетка – часть многоклеточного организма
Вывод
Приложения
infourok.ru
Сравнение развития половых клеток у растений и животных.
Практическая работа (профиль 10 класс)
Тема: Сравнение развития половых клеток у растений и животных.
Цель: Рассмотреть развитие половых клеток у растений и животных и процессы оплодотворения.
Оборудование: Плакаты, таблицы
Ход работы:
1. Изучить теоретический материал по теме
2. Заполнить таблицу
3. Сделать вывод
Краткие теоретические сведения
Гаметогенез — это процесс образования зрелых половых клеток.
I Развитие половых клеток у растений.
Образованием мужских половых клеток — микрогаметогенезом (от греч. микрос — маленький)
2.Развитие женских половых клеток у растений называется мегагаметогенезом (от греч. мегас — большой).
II Развитие половых клеток у животных.
У животных различают два процесса образования половых клеток —
1.Сперматогенез — это процесс образования зрелых мужских половых клеток — сперматозоидов.
2.Овогенез — это процесс образования зрелых женских половых клеток — яйцеклеток.
Результатом сперматогенеза является образование сперматозоидов.
Сперматозоиды — очень мелкие подвижные мужские половые клетки, имеющие головку, шейку и хвостик (рис. 2.58).
В головке, кроме ядра (3), находится акросома (4) — видоизмененный комплекс Гольджи, обеспечивающий растворение оболочек яйцеклетки в процессе оплодотворения. В шейке находятся центриоли клеточного центра (2), а основу хвостика образуют микротрубочки (1), непосредственно обеспечивающие движение сперматозоида. В нем также расположены митохондрии, обеспечивающие сперматозоид энергией АТФ для движения.
Результатом овогенеза является образование яйцеклетки. Яйцеклетка — крупная женская половая клетка, которая несет не только гаплоидный набор хромосом, но и значительный запас питательных веществ для последующего развития зародыша (рис. 2.59).
Схема гаметогенеза
Оплодотворение у растений.
Рассмотрим на примере цветковых растений.
Этот процесс получил название двойного оплодотворения и был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
Оплодотворение у животных.
Типы оплодотворения:
Внешнее (низшие)
Внутреннее (высшие)
Процесс оплодотворения у животных можно разделить на следующие фазы:
а) Фаза сближения. В основе этой фазы лежит выделение половыми клетками специальных веществ. Одни из этих веществ активизируют движение сперматозоидов, другие – наоборот способствует их склеиванию, а также растворению оболочки яйцеклетки, что в целом сказывается на регулировании проникновения сперматозоида в яйцеклетку.
б) Фаза активации. Эта фаза начинается с того, что сперматозоид либо прикрепляется к любой точке поверхности яйца, либо проникает в нее.
в) Фаза проникновения в яйцо одного или нескольких сперматозоидов (полиспермия). Проникший сперматозоид «готовится» к слиянию с женским ядром, а затем сливается с ним.
Практическая работа (профиль 10 класс)
Тема: Сравнение развития половых клеток у растений и животных.
Цель: Рассмотреть развитие половых клеток у растений и животных и процессы оплодотворения.
Оборудование: Плакаты, таблицы
Ход работы:
1. Изучить теоретический материал по теме
2. Заполнить таблицу
3. Сделать вывод
Сравнение гаметогенеза у растений и животных
1. Где протекает гаметогенез?
2. Из каких стадий состоит?
3. В результате каких процессов образуются гаметы?
4. Какой набор хромосом имеют гаметы?
5. Как называются женские гаметы? мужские?
6. Особенности строения мужских гамет.
7. Особенности строения женских гамет
8. Сколько полноценных женских гамет образуется?
9. Сколько мужских гамет участвует затем в оплодотворении?
Сделать вывод о значении гаметогенеза для организмов:
infourok.ru
Методическая разработка (биология, 10 класс) на тему: методическая разработка по биологии раздела «Клетка» для 10 класса
Тема урока: лабораторная работа № 1.
«Сравнение строения клеток растений и животных»
Цель работы: познакомиться с разнообразием клеток, их морфологическими особенностями, определяющими функции и убедиться в принципиальном единстве их строения.
Задача: изучение строения растительных и животных клеток под микроскопом.
В результате лабораторной работы, обучающиеся должны знать:
- Строение растительной и животной клеток.
Уметь:
- Пользоваться микроскопом
- Сравнивать
- Находить общее и различие между клетками растений и животных
- Делать выводы.
Методы обучения: словесные (инструктаж), практический (работа с микроскопом и микропрепаратами, таблицами, учебником, карточками).
Оборудование: световые микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений и животных, таблицы по биологии с клетками растений и животных, карточка с изображением клеток растений и животных.
Ход работы:
- Инструктаж к лабораторной работе, в том числе и с микроскопом и готовыми микропрепаратами.
- Подготовили микроскоп к работе.
- Рассмотрели под микроскопом микропрепарат клеток растений, например «кожица лука», или «строение хвои». Какие части клетки вы увидели? Зарисовали в отчет и подписали части клетки.
- Рассмотрели под микроскопом микропрепарат клеток животных, например «инфузория туфелька», или «продольный разрез гидры пресноводной». Какие части клетки вы увидели? Зарисовали в отчет и подписали части клетки.
- На карточке с увеличенным изображением клеток растений и животных и их органоидов назовите органоиды под номерами
- В чем сходство и различие между клетками растений и животных? Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Рассматриваемый объект | Особенности | Черты | ||
строения | функций | сходства | различия | |
|
Выводы:
- Многоклеточные организмы состоят из различных типов клеток.
- В отдельных типах клеток ясно выражена взаимосвязь строения и функций.
- Все клетки имеют единство в строении, общее происхождение.
nsportal.ru
Лабораторная работа по биологии 10 класс
Просмотр содержимого презентации
«Лабораторная работа 10 класс Сравнение клеток»
Лабораторная работа Тема: строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток
Учитель биологии 1 категории
Суровцева М.Н.
МОУ СОШ № 26.
1. Сравните клетки эукариот и прокариот
Сравните клетки эукариот и прокариот
Признаки
Прокариоты
Ядро
Эукариоты
Генетический матириал
Клеточная стенка
Органоиды
2. Сравните клетки растений и животных
Сравните клетки растений и животных
Признаки
Растительная клетка
Клеточная стенка
Животная клетка
Пластиды
Вакуоли
Синтез АТФ
Запасной углевод
Центриоли
3. Сравните клетки растений и грибов и укажите сходства и отличия
Сравните клетки растений и грибов
Признаки
Растительная клетка
Клеточная стенка
Грибная клетка
Пластиды
Вакуоли
Запасной углевод
Центриоли
Заполните таблицу
№ п/п
Название Царства
1.
Особенности строения клетки
Бактерии
2.
Растения
3.
Грибы
4.
Животные
Вывод:
Ответьте на вопросы:
1. В чем заключается сходство и различие клеток? 2. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
multiurok.ru
Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом».
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
Признак | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
1. Пластиды | Хлоропласты (зеленые), лейкопласты (бесцветные), хромопласты (красно-оранжевые) | — | — |
2. Способ питания | Автотрофный – сами создают органические вещества (фототрофный, хемотрофный) | Гетеротрофный – питаются готовой органикой (сапротрофный, паразитический) | Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический, симбиотический) |
3. Пиноцитоз («пью») поглощение или выделение жидких частицФагоцитоз («пожирать») – твердых частиц | + — | + + | + — |
4. Рост | Неограничен | Ограничен | Неограничен |
5. Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
6. Клеточный центр | — | + | + |
7. Вакуоли с клеточным соком. | + | — Есть сократительные, выделительные, пищеварительные вакуоли | — Есть пищеварительные вакуоли |
8. Клеточная стенка | Из целлюлозы | — | Из хитина |
9. Синтез АТФ | В хлоропластах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
ВЫВОДЫ: Все живое, что есть на нашей планете, состоит из клеток. Клеточная структура всех живых существ – основа родства всего живого, что есть на нашей планете. Но между клетками растений, грибов, бактерий и животных существует множество существенных отличий. Чтобы разобраться, в чем они похожи и чем отличаются, нужно подробно рассмотреть строение каждой из разновидностей клеток. Все животные, грибы и растения имеют много общего в своей структуре. В составе своих клеток все они имеют: ядро; митохондрии; цитоплазматическую мембрану; эндоплазматическую сеть; цитоплазму; аппарат Гольджи
www.soloby.ru
Лабораторная работа 2 10 класс Сравнение строения
Лабораторная работа № 2 10 класс Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
ЦЕЛЬ: l l l закрепить умения находить особенности строения клеток различных организмов; сравнивать между собой прокариотические и эукариотические клетки, выделять их особенности; сравнивать между собой клетки эукариотических организмов различных царств, выделять их особенности
Рассмотрите клетку (схема строения). К какому надцарству (про- или эукариоты) относится данный организм? Как Вы это определили? Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам.
Рассмотрите клетки. К какому надцарству (про- или эукариоты) относятся данные организмы? Как Вы это определили? Зарисуйте рисунки (схемой), дайте подписи к цифрам.
Рассмотрите схему строения грибной клетки. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам.
Рассмотрите схему строения растительной клетки. Отметьте особенности строения клетки, доказывающие принадлежность к царству Растения. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам.
Рассмотрите схему строения животной клетки. Отметьте особенности строения клетки, доказывающие принадлежность к царству Животные. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам.
На данном и последующих слайдах представлены клетки различных животных тканей. Отметьте особенности строения, доказывающие принадлежность к царству Животные. Рассмотрите фотографию микропрепарата эпителиальной ткани. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам. Отметьте особенности (как по отношению друг к другу расположены клетки? ).
На данном и последующих слайдах представлены клетки различных животных тканей. Отметьте особенности строения, доказывающие принадлежность к царству Животные. Рассмотрите фотографию микропрепарата крови лягушки. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам. Какие клетки крови обозначены цифрами 4 и 5? Отметьте особенности.
На данном и последующих слайдах представлены клетки различных животных тканей. Отметьте особенности строения, доказывающие принадлежность к царству Животные. Рассмотрите фотографию микропрепарата крови человека. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам. Какие клетки обозначены цифрами 4 и 5? Отметьте особенности ткани и клеток.
На данном и последующих слайдах представлены клетки различных животных тканей. Отметьте особенности строения, доказывающие принадлежность к царству Животные. Рассмотрите фотографии микропрепарата поперечно-полосатой мышечной ткани на малом и большом увеличении. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам. Отметьте особенности.
На данном и последующих слайдах представлены клетки различных животных тканей. Отметьте особенности строения, доказывающие принадлежность к царству Животные. Рассмотрите фотографию микропрепарата нервной ткани. Зарисуйте рисунок, дайте подписи к цифрам. Отметьте особенности.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. 2. 3. 4. В чем заключается сходство различных эукариотических клеток? Каковы причины сходства клеток различных организмов? В чем заключается различие эукариотических клеток разных царств организмов? Каковы причины различия клеток различных организмов?
Сделайте вывод Примечание: для того, чтобы сделать грамотный вывод, воспользуйтесь Вашими наблюдениями по ходу лабораторной работы и используйте ответы на вопросы.
present5.com
Опыты и эксперименты по биологии (10 класс) по теме: Лабораторная работа: «Сравнение растительной, животной и грибной клеток».
Лабораторная работа: «Сравнение растительной, животной и грибной клеток».
1. Результаты наблюдений фиксируйте в таблице.
Рассматриваемый объект | Особенности | Черты | Выводы | |||
строение | функции | сходства | различия | О взаимосвязи строения и функций | О едином плане строения | |
В общем плане строения клетки | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
1. Приготовление препарата грибных клеток:
· Нанесите на предметное стекло каплю подкрашенной воды;
· Осторожно на кончике препаровальной иглы перенесите мицелий гриба в каплю, воды на предметном стекле, расправьте грибные нити;
· Накройте объект покровным стеклом;
· Поместите препарат на предметный столик микроскопа и рассмотрите его сначала при малом, а затем при большом увеличении.
· Ответьте на вопросы: какое строение имеют клетки мицелия? Какие клеточные структуры вы наблюдали?
2. Приготовление препарата кожицы лука:
· Из кожицы лука вырежьте небольшой кусочек, снимите с него пинцетом часть эпидермиса и положите в каплю подкрашенной йодом воды на предметное стекло;
· Расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом, удалите избыток воды фильтровальной бумагой;
· Рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением.
· Ответьте на вопросы: какие клеточные структуры вы наблюдали? Каковы особенности строения клеток кожицы лука?
3. Приготовление препарата клеток клубня картофеля:
· Со среза клубня картофеля соскоблите препаровальной иглой немного мякоти;
· Поместите мякоть на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода, удалите избыток воды фильтровальной бумагой и накройте покровным стеклом;
· Рассмотрите приготовленный препарат под малым увеличением;
· Рассмотрите зерна запасного крахмала и зарисуйте их.
· Ответьте на вопрос: каково значение клеточных включений в жизни организма?
4. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей:
· Рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма: амебы, инфузории, эвглены;
· Определите черты сходства и различия данного организма с общим планом строения клетки;
· Рассмотрите готовые микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани. В чем их сходство и различие?
· Сделайте выводы.
nsportal.ru