10 класс

Конспект по истории 10 класс 9 параграф – Конспекты История России 10 класс

План-конспект урока по истории (10 класс) по теме: Конспекты уроков 10 кл. история

10 кл. история. Конспект 3.

Становление человеческого общества. Эпоха перемен. Эпоха «неолитической» революции.

 Опрос дз                                                                                10 мин.

1. Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделении труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием каменного века.

.

Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революции переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена основных видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию социальной дифференциации, археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство.

Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, не в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения. Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.

2. Изменения.

Переход к земледелию трудно объяснить, если учесть, что, словами Марка Нейтана Коэна, «ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи» (Cohen 1977). До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство само по себе являлись более приятным занятиями, чем земледелие (в особенности, интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.

Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

3. Разложение первобытного общества

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта. Только на его основе мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации деловека человеком прибавочный продукт. Рост регулярного избыточного и появление прибавочного продукта были обусловлены подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшее развитие производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности и интенсификация обмена.

С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важнейших из них – частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, делавшая возможным существование всех других институтов. Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшегося другим. Во-вторых, те же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от коллективной или личной собственности эпохи родовой общины, прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.

Усложнение общественного производства требовало укрепления организационно-управленческой функции, т. е. функции власти. К тому же общественное и имущественное расслоение порождало противоречия и конфликты. Привилегии и богатства верхушечных слоев общества нуждались в охране от посягательств со стороны рабов, простолюдинов, бедняков. Традиционные родоплеменные органы власти, проникнутые духом первобытной демократии, были для этого непригодны. Они должны были уступить место новым формам сперва потестарной, а затем и политической организации.

Дифференциация деятельности и усложнение социально-потестарной жизни в эпоху классообразования повели к тому, что теперь в разных сферах жизни уже нередко имелись свои лидеры – руководители для мирного времени, военные предводители, жрецы, реже судьи. Такое разделение функций было не обязательным (две и даже три из них могли находиться в руках одной категории лидеров), но достаточно частым. Тем не менее даже разделенная власть становилась не слабее, а крепче, так как по самой своей природе она все заметнее отличалась от первобытной власти.

Властную организацию в предгосударственных обществах обозначают термином вождество. Вождество – это крупное образование, как правило, не меньше, чем племя, и имеющее несколько звеньев субординации (вождь, субвожди, старосты). По большей части именно в вождествах завершалось превращение потестарной организации в политическую, или государственную, представлявшую собой более или менее открытую классовую диктатуру. Ее важнейшим признаком было появление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него общественной, или публичной, власти, располагающей аппаратом управления и принуждения для отправления организаторской функции государства.

В процессе становления государства формировалась и неотделимое от него право. Оно складывалось путем расщепления первобытных мононорм на право, т. е. совокупность норм, выражающих волю господствующего класса и обеспеченных силой государственного принуждения, и нравственность (мораль, этику), т. е. совокупность норм, обеспеченных только силой общественного мнения. Право, в том числе и становящееся право, по своему содержанию в каждом обществе едино, хотя в многоплеменном обществе и может различаться по форме в разных племенах; мораль даже по содержанию различна в разных общественных слоях, а затем классах. В процессе разделения общества на классы господствующая верхушка общества отбирала наиболее выгодные для нее нормы и, видоизменяя их применительно к своим нуждам и духу времени, обеспечивала их принудительной силой государства. Это были и нормы, регулирующие хозяйственную жизнь общества, и нормы, обеспечивающие его целостность, и – что особенно показательно-нормы, защищающие собственность и привилегии социальной верхушки.

Lстр 17 – 25

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (10 класс) на тему: Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»

Урок истории в 10 классе

«Наука  история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук.                                               Этапы развития исторической науки.  Периодизация истории» 

Цели урока:

Определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук. Выделить и охарактеризовать основные этапы исторического познания; познакомить  учащихся с принципами периодизации в истории; этапами развития человечества;  периодизацией новейшей истории; с особенностями взглядов историков и философов разных эпох на вопрос: источники общественного прогресса. Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы

Ход урока:

       I. Вступительная беседа (вводный момент – знакомство с информацией об изучаемых в 10 классе курсах истории (Истории России с древнейших времен до истории России во второй половине XIX в., Всеобщая история с  древнейших времен до истории  во второй половине XIX в.;  познакомить учащихся с требованиями, к устным и письменным  ответам, а также с  нормами оценок).

      II. Изучение нового материала

План:

  1. Наука  история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук
  2. Этапы развития исторической науки
  3. Периодизация истории

1. Наука  история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как оно возникает? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы? Одной из наук, которая пытается дать ответы на эти вопросы и является история.

Вопрос: Что такое история? (ответы учеников, все ответы записываются письменно в тетрадях, затем коллективно обсуждаются).

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии,  закономерностях и особенностях

        эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях

Вопрос: Что является предметом ее исследования?

Предмет исследования – человечество.

         Вопрос: Что является содержанием истории?

Содержание – исторический процесс его развития.

Задача – выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей.

База исторической науки – исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества.

Инструментарий истории – научные методики их исследования, анализа и интерпретации.

История

Наука многоотраслевая

Направления:

история политическая; история экономическая;

история культурная; история религиозная; история военная; история государства и права

Наука комплексная

Взаимодействие с другими общественными науками: философией, экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой  и др.

Вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография, антропология, хронология.

Наука социальная

Функции истории

.1. познавательная и интеллектуально-развивающая (состоит из познания исторического процесса, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций (некоторая          

закономерность, про слеживающаяся на протяжении определенного времени)  общественного развития.

2. практически-политическая (история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления   исторических фактов закономерности развития общества, помогает осмысливать научно обоснованный  политический курс, избегать субъективных решений).

3. мировоззренческая (осмысление исторических событий и явлений вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития).

4. воспитательная (изучение истории воспитывает у народа нравственность, формирует такие качества как патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел)

2. Этапы развития исторической науки

Вы уже обратили внимание, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.

Задание: Работая с текстом учебника (§2, с.6 – 11) и таблицей, проследите этапы развития исторической  науки и выявите особенности каждого этапа.

ЭТАПЫ

ОСОБЕННОСТИ

Историческая наука античного мира

Историческая наука в средние века

Историческая наука нового времени

Историческая наука XX века

Современная историческая наука как учебная дисциплина состоит из отдельных разделов и отраслей. Она традиционно включает в себя историю общества в целом (всемирная история), в рамках которой изучается происхождение человечества, этногенез (происхождение  народа), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций.

  1. Периодизация истории

Периодизация – выделение значимых и отмеченных  общностью этапов.

С.10-11 учебника Л.Н.Алексашина, В.А.Головина Всеобщая история  10 класс, «Мнемозина» 2013

Задание: охарактеризуйте основные системы периодизации всемирно-исторического процесса. Как изменялись используемые историками XVIII – XX вв. критерии периодизации? Как вы полагаете, почему это происходило?

В учебнике использована общеисторическая периодизация по историческим эпохам, основанная на концепции унитарности (т.е. единства) и линейности (однонаправленности) всемирно – исторического процесса,  в соответствии с которой выделяются эпохи: 1) Первобытность, 2) Древний мир Древний Восток и Античность), 3) Средние века, 4) Новое время, 5) Новейшее время (современная история).

История России как самостоятельная дисциплина изучает развитие нашего Отечества, его многонационального народа и государства с древнейших времен до наших дней. Но это тема уже следующего урока.

Домашнее задание: § 1-3, таблица, с.11 в.1,3

nsportal.ru

Россия в начале XIX века

Урок истории 10 класс № 50 (14.03)

Тема: Россия в начале XIX века

Региональный: «Экономическое развитие города Ишима и региона в XIX в.»

Цели: вспомнить социально-экономическое, политическое развитие России к началу XIX века; Выяснить роль и место России в мировой цивилизации, основные характеристики развития страны, особенности и уровень развития страны в конце 18 – начале 19 в. Использовать краеведческий материал.

Материалы к уроку: учебник, карта «Россия в начале 19 века», презентация

Тип урока: комбинированный

Понятия: мелкотоварное производство, промышленный переворот

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

Сегодня мы должны привлечь знания из курса истории России 17-18 вв. и всеобщей истории, чтобы выяснить каково же развитие страны и ее место и роль в мировой цивилизации.

  1. Изучение нового материала

План.

  1. Общая характеристика страны в 19 веке. Страна и народы.

  2. Сословное и классовое деление.

  3. Экономическое развитие России.

А) пути сообщения и торговля.

Б) Города и промышленность.

4. Политический строй.

5.Экономическое развитие города Ишима и региона в XIX в.

  1. Общая характеристика страны в 19 веке. Страна и народы – слайд

К началу 19 века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте). Население России составляло 40 млн. человек, которое было размещено на этой огромной губернии территории, поэтому для России была характерна неравномерность в расселении. Наиболее плотно населенные – это центральные губернии. (На карте).

Сибирь, дальний Восток, Север – малонаселенные – «немые пустыни», как их называли в 19 веке. (Показ на карте).

Огромная территория была заселена различными народами. (Карта). В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским. На огромных просторах Волги расселились тюркоязычные народы: татары, чуваши, башкиры, якуты и другие. Финно-угорское население проживало на Урале (карта). Естественно, в религиозном составе Россия была неоднородна.

  • вспомните, какие религии были распространены в России до начала 19 века? (Православие, католичество, ислам, иудаизм, буддизм, протестантизм, старообрядчество, язычество).

Таким образом, широкий религиозный и национальный состав России ставил задачу царю проводить осторожную политику страны в этот период времени.

2. Сословное и классовое деление.

Все население России делилось на сословия, но в городах уже четко выделяются классы.

  • что такое сословия? (Сословия – это группы, обладавшие разными правами и обязанностями и имевшие разное юридическое положение).

  • Что такое классы? (Класс – это большая группа людей с определенным положением в исторически сложившейся системе общественного производства).

  • Чем сословия отличаются от классов? (Сословное деление формируется по юридическому признаку, а классовое – по экономическому. Сословия – закрытые, классы – открытые)

  • Какие сословия считаются привилегированными?

  • Составить схему: “Сословия в России н. 19в. ”

Примерная схема:

Дворянство – 225000

Купечество – 119000

Духовенство – 215000

Казаки – 1, 5 млн.

Мещанство – 750000

Крестьянство – 30 млн. человек

Государственные – 15 млн. человек

Удельные – 1 млн. человек

Крепостные – 14 млн. человек

  • какое деление более прогрессивное? Почему? ( Классовое – оно характерно для капиталистического общества. Но так как Россия находится на начальном этапе развития капитализма, то главным остается сословное деление общества.

  • Какой вывод мы можем сделать, анализируя сословное деление общества на.19 века?

Вывод: основная масса населения России находится в бесправном положении, занимает самую низкую ступень.

В городах проявляются элементы капиталистического общества – буржуазия и рабочие. Здесь наиболее ясно проявляется кризис феодальной системы. Сословный строй изживал себя. Однако, в целом Россия оставалась сельской страной, поэтому сохранилось традиционное сословное деление общества к нач.19 века.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы рассмотрели русское общество нач.19 века. Теперь наша задача – выяснить уровень экономического развития страны.

3.Экономическое развитие России (работа в группах)

Группа№4: Вопрос: “Пути сообщения и торговля”.

Прочитать и ответить на вопросы:

Какие отрасли промышленности развивались?

Какой вид транспорта был наиболее развит? Охарактеризовать его.

3) Рассказать об использовании (транспортных) грунтовых дорог.

4) Как проходили ярмарки?

Группа№5 Вопрос: “Города и промышленность”.

Прочитать и ответить на вопросы:

1) Дать характеристику городам. Показать на карте наиболее крупные.

2) Что такое промышленный переворот? Как он происходил в России?

3) Где и как использовался труд крепостных и вольнонаёмных рабочих?

  • Когда в странах Европы проходил промышленный переворот? (В ходе буржуазной революции, 17-18 вв.)

  • Когда в России начался промышленный переворот? (В середине 19 века)

  • Сделайте вывод: Россия отстает

  • как вы считаете, почему это происходит? О чего зависит развитие промышленности? (От государства, от политики).

  • Какие факторы замедляли экономическую жизнь России? Что необходимо для развития капитализма? (Деньги, земля, наемные рабочие).

  • Какого условия нет? (Нет наемных рабочих, так как все крестьяне крепостные)

  • От кого зависит это условие? (От царя).

  • Какая власть была у царя? (Абсолютная власть была у царя. Он монарх, следовательно, самодержавная власть).

Вывод: абсолютная власть царя мешала развитию капитализма в России, так как законы принимались в интересах дворян.

4.Политический строй.

  • какое политическое устройство в России? (Форма правления – абсолютная монархия)

  • С помощью учебника составьте схему (изобразите графически) политическое устройство в России в данный период (один выходи для проверки к доске)

На доске

Император (высшая законодательная и распорядительная власть)

Коллегии Синод

(исполнительная власть) (высшая церковная власть)

Сенат – генерал – прокурор (высшая судебная административная власть)

Губернии

Провинции

Уезды

слайд

Вывод: В итоге в России складывается самодержавно-бюрократический государственный строй.

Именно политическое устройство определило развитие страны в 19 веке и ее место среди европейских стран.

5.Экономическое развитие города Ишима и региона в XIX в.

Раздаточный материал (работа в парах)

Выгодное географическое положение города, находившегося на главном Сибирском тракте, среди наиболее богатых земледельческих и скотоводческих округов Тобольской губернии, обусловило его превращение в крупный центр ярмарочной торговли всей Западной Сибири. В XIX веке в декабре в Ишиме ежегодно проводилась Никольская ярмарка.

Наиболее прогрессивная и предприимчивая часть купечества значительные суммы своего дохода вкладывала в благотворительность. В этом плане особый интерес представляет личность ишимского первой гильдии купца Николая Максимовича Черняковского, который “…делал многие пожертвования казне и частно, не токмо по вызовам начальства, но и по собственному своему сердоболию”. Активную благотворительную деятельность он развернул в 30 – 40-е годы XIX века. 

  1. Закрепления (повторение проблем темы)

Домашнее задание. § 54, схема «сословия в России в н. 19 в.»

infourok.ru

Конспект урока “Введение в историю России 10 класс”

Урок № 1. Введение в Историю Россия 10 класс.

  1. Орг. момент (тесты, контрольная работа раз в четверть, большая часть года – ИР, классная работа обязательна. Учебник: термины выделены, вопросы и задания есть, в середине – иллюстрационный материал и карты)

  1. Новая тема.

Что за наука история? – наука, изучающая прошлое.

Почему важно знать историю своего государства и других народов? – через опыт прошлых поколений человек получает возможность оценивать настоящее, прогнозировать будущее на основании его. История показывает, какие шаги и к чему могут привести, дает возможность оценить правильность тех или иных политических процессов. Как граждане и патриоты своей страны мы должны знать своих героев «в лицо», чтить их память.

Кризис идентичности – народ не знает своего прошлого.

Исторический источник – предмет, который несет информацию о прошлом. Что может быть ИИ? На какие виды их можно разделить? Письменные и вещественные.

Почему к книгам по истории нужно относиться с осторожностью?

Глобализация – процесс объединения (интеграции) народов, стран во всех сферах жизни общества. Какие сферы вы знаете?

Что такое цивилизация? – культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой, духовной и материальной культурой.

В чем особенности (своеобразие) развитие Русской цивилизации? Стр. 6-12.

1. Географический фактор – какие? – суровые климатические условия, мало плодородные земли, нет выхода к морям. Мало прибавочного продукта в с/х. почему? В чем плюсы и минусы величины территории? Обособленность (религиозная, культурная).

2. Политический фактор – огромная территория, плохое сообщение – причины для распада в 11-15 веках. Какая форма правления до 1917? В чем плюсы и минусы?

3. Социальный фактор – мало богатых и много бедных. Итог?

4. Национальный фактор – пестрый этнический состав (конфликты и сепаратизмчто это? – желание отделиться).

5. Религиозный. Религия какая? – с давних времен оказывала огромное влияние на умы и быт народа. Часто духовные лица имели влияние и на политическую власть.

3. Актуализация знаний: история, глобализация, цивилизация, кризис идентичности, исторические источники, факторы, сделавшие развитие России своеобразным.

4. д/з – стр. 4-12

Урок № 2. Древнерусское государство 9-13 вв.

  1. Орг. момент.

  2. Повторение пройденного – вопросы из «актуализация» урок №1.

  3. Новая тема.

Происхождение.

Индоевропейцы

Балтославяне

Славяне (сер. 1 тыс. н.э.) – ветви славян – стр. 13-14?

  1. восточные (русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы). С 14-15 в. до 17 в составе Речи Посполитой, позже потеряли свою идентичность с русскими.

  2. западные (поляки, чехи, словаки).

  3. Южные (болгары, сербы, хорваты)

Источники.

Откуда историки черпают информацию о прошлом? – из исторических источников.

Мы не можем брать информацию из письменных источников славян, так как их нет. Когда на Руси появилась письменность? – 9 век: Кирилл и Мефодий.

Стр. 14 – какие источники есть? – сочинения римских авторов: Плиния Старшего и Тацита, Прокопия Кесарийского (мало).

Как славян называли авторы? венеды, анты.

Занятия.

Какое основное занятие было у славян? Какие еще? – земледелие, особенно в лесостепной и степной зоне. Орудие – плуг. В южных областях хлеб продавали кочевникам. В северных менее благоприятных районах – подсечно-огневая система, переложная. Что это значит? Орудие соха.

Занятия: скотоводство, рыболовство, охота, собирательство, бортничество (мед, воск). Что это?

Социальное развитие.

6-9 в.

– разложение родо – племенного строя;

– родовая община – соседская (территориальная). Разница? Почему?

– выделение знати, расслоение общества.

– развитие хоз. системы

Нужна новая организация общества. Во главе – вождь, а позже династия правителей. Стр. 16 – кто основал Киев? – князь Кий.

Торговля.

Что нужно для развития торговли? – товары, пути.

Главные пути ? – реки.

Стр. 16 – как добраться от реки до реки? – прокладывали волок.

Главный путь – «путь из варяг в греки»: Балтика – Черное море – Византия (торговый партнер, войны).

Откуда у князей деньги? – дань (полюдье). За что? – за охрану.

Чем могли торговать? – пушнина, воск, мед, лен, дерево, хлеб.

Образование гос-ва.

Существует много теорий и мнений. Самая распространенная – норманнская теория.

862 – (6370) – усобицы у славян. Что это? Призвание варягов – Рюрик, Синеус, Трувор.

Где это написано?«ПВЛ».

Название – стр. 18? – теорий много.

  1. Варяги пришли с южного берега Балтийского моря (там много таких названий)

  2. Река Рось – правый приток Днепра.

  3. «роутси» – гребцы.

Рюрик 862-879 г. Рюриковичи правили Россией до 1598 г.

882 – поход Олега на Оскольда и Дира, объединение Новгорода и Киева – образование единого Древнерусского гос-ва с центром в Киеве.

  1. Стр. 20-22 – читать документ. Ответить на вопросы №1-2.

  2. д/з – п.1

infourok.ru

План урока 10 класс история

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и урока истории:

Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святослава, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.

Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.

Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта “Древнерусское государство в IX-XI вв.”, картина А.М.Васнецова “Вече”, тесты.

Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого;

1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. – основание города Юрьева;

1041 г – союзный договор с Польшей;

1043 г. – неудачный поход на Византию;

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала тема: “Русь во времена Владимира Святославича.

Письменно:

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему “Русская православная церковь” (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

а) Рюрик

б) Олег

в) Игорь

г) Ольга

д) Святослав

е) Владимир

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

2. Укажите маршрут торгового пути “из варяг в греки”:

А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро – р.Волхов – оз. Ильмень -р. Ловать – Днепр – Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр – Черное море;

Г) Балтийское море – р.Неман -р.Припять – р.Днепр – Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожие б) трое божие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

А) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

Устная работа.

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (Расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

– Каковы были причины принятия Русью христианства?

– Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы “Русская православная церковь”

4. Обобщение:

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(Расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (Первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией Русиче, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока.

План.

1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

– Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Рассказ учителя: 1 вопрос плана

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису (второй – Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (Дружина + печенеги)

Основные даты:

1016 г. – трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. – период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тмутараканьского).

2. Вопрос плана. Внутренняя политика Ярослава Мудрого

С 1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

Внутренняя политика Укрепил систему управления страной (послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения) взаимодействие с церковью (развивал церковное строительство, создание монастырей)

3. Вопрос плана Внешняя политика. Успехи и Неудачи.

1. Укрепление южных рубежей страны.

А. возводил на границе города-крепости.

Б. наголову разгромил печенегов прекратилось их набеги на Русь (1036г)

2. Расширение территории Земле на западном берегу Чудского озера

3. Укрепление северо-западных рубежей страны. Строительства Юрьева

4. Установление выгодных отношений с государствами Европы.

5. 1046г договор с Византией

6. Брак с Всеволода с Византийской принцессой дочерью императора Константина Мономаха

7. 1041 г союз с Польшей

8. Ряд выгодных династических браков

9.1043г- неудачный поход на Византию

IV. Самостоятельная работа: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

V. Проверка самостоятельной работы

VI. Итог урока.

– Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

VII. Записать домашнее задание на доске: ответить на вопросы страница 81 вопросы 1по 5

Расцвет древнерусского государств.Правление Ярослава Мудрого

Слайд 2

Цель урока: рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира; охарактеризовать основные направления политики Ярослава мудрового; определить, почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского государства. План урока Вторая усобица. Приход к власти Ярослава Мудрого. Внешняя политика Ярослава Внутренняя политика Ярослава. Деятельность митрополита Илариона. Законодательная деятельность. Система наследования.

Слайд 3

Ярослав мудрый Великий князь Киевский, русский государственный деятель и полководец, сын Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. ок. 978 – 20.02.1054 Правил в 1019-1054

Слайд 4

Прочитать об убийстве Бориса и Глеба в §9 на стр. 76 В чем вы видите смысл поведения князей Бориса и Глеба? Когда празднуется церковью день великомученников Бориса и Глеба?

Слайд 5

Святослав готовился ко сну, когда прибыли гонцы из Киева от сестры Предславы, которая сообщала брату о деяниях Святополка. В этой сложной ситуации Ярослав нашел самый простой и верный ход. Утром он собрал новгородцев на вече, не стал перед ними оправдываться, а честно сказал: Вчера умертвил я, безрассудный, верных слуг своих. Теперь хотел бы купить их всех своим золотом… Народ молчал. Ярослав со слезами поведал согражданам о беде: – Отец мой скончался. Святополк захватил престол, убивает братьев моих. Больше ничего не сказал князь. Слезы мешали ему говорить. Новгородцы все поняли, простили князю его ошибки и ответили: – Ты убил братьев наших, но мы пойдем на врагов твоих. Сделайте краткий конспект о борьбе Ярослава Мудрого за власть (§9, стр.77)

Слайд 6

Литература: Славянская энциклопедия. В 2-х тт.М.,2002 Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М.,1999.

Слайд 7

Внутренняя политика ●Укрепил систему управления страной (послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения) ●взаимодействие с церковью ( развивал церковное строительство, создание монастырей)

Слайд 8

Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов – русскую правду Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын за брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого Если убитый – русин, или Гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается Если кто отсечет какой-либо палец, то тот платит 3 гривны за обиду А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его

Слайд 9

вывод

infourok.ru

Конспект урока по истории. 10 класс

Тема урока: В преддверии Смуты.

Класс: 10

Цели и задачи урока: через оценку личности Ивана IV и характера правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; определение сущности «опричнина»; развитие критического мышления учащихся.

Основные понятия: «заповедные лета», «урочные лета», земщина, опричнина.

Оборудование: карта «Россия в XVI веке», учебник А.И.Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до конца XVII века», презентация «В преддверии Смуты»

Слайд 2. План изучения нового материала:

1.Опричнина Ивана Грозного.

2.Итоги опричнины.

3.Последние годы правления Ивана Грозного.

Ход урока.

1.Вводно-мотивационная часть.

а)Учитель говорит, что мы приступаем к изучению одного из самых тяжелых времен в нашей истории- Смутного времени.

б)Вопросы к беседе:

1.Какие ассоциации у вас вызывает слово «смута»?

2.Какие условия сложились в государстве для возникновения такого явления?

3.Какие события могли спровоцировать Смуту?

4.Чем «дышало» это время? (жестокость…война…опасность…)

2.Организация учебной деятельности.

а)Работая с учебником как источником информации, учащиеся находят причины учреждения опричнины.

Слайд 3.Система государственного устройства.

Наличие Земского собрания, Боярской думы и Избранной рады стало сильно ограничивать власть Ивана Грозного. Коллективно члены Думы могли с успехом противостоять многим невыгодным для них решениям царя. Трагично было то, что царь вступил в противоборство с целым сословием, самым сильным сословием русского общества.

Царь видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати.

Иван Грозный как великий стратег и политик умело натравливал «низы» на «верхи». Учреждая опричнину, Иван Грозный прежде всего думал о своей власти. Фанатик истинного христианского «самодержавства» Иван IV почитал только одну власть- полную и безраздельную.

Слайд 4. Опричники.

б) Работа с понятиями: земщина, опричнина.

в) Что представляла собой опричнина как особая территория, какие регионы вошли в ее состав, по какому принципу она формировалась?

Слайд5.

г) Перечислить основные мероприятия, которыми сопровождалось учреждение опричнины.

д) Внешние атрибуты опричников.( Метла, собачья голова) .

3.Этап контроля и коррекции. а)Проверка знания дат и определений.(Игра «крестики-нолики»)

(два ученика, используя правила игры «крестики-нолики», называют даты или определения)

1565-1572

1597

опричнина

Ясак

земщина

1582

1556

1552

1581

б)Когда могли появиться следующие пословицы?

Слайд 6.Волга- русская река? Какие события послужили поводом?

Слайд 7. Конь любит овес, земля- навоз, а воевода- принос?

Слайд 8.Жалует царь, да не жалует псарь.

4.Организация учебной деятельности. Подведение итогов.

Причины Смуты:

– Недовольство крестьян закрепощением.(Доказать)

-Разорение России в результате опричнины и Ливонской войны.

Слайд 9.Прекращение династии.

-Страшный голод 1601-1603гг.

Подведение итогов. Выставление оценок.

infourok.ru

План-конспект урока по истории (10 класс) на тему: Конспект урока: “Россия в начале 19 века”, 10 класс

Тема: «Россия в начале 19 века»

Цели и задачи: вспомнить основные итоги развития России в начале 19 века,  

                            при этом привлечь   из курса всеобщей истории для анализа

                            нового материала по истории России. Выяснить роль и место

                            России в мировой цивилизации, основные характеристики

                            развития страны, особенности и уровень развития страны в

                            конце 18 – начале 19 в. Использовать краеведческий  

                            материал.

Материалы к уроку: учебник, тетрадь, карта «Россия в начале 19 века»

План.

  1. Общая характеристика страны в 19 веке. Страна и народы.
  2. Сословное и классовое деление.
  3. Экономическое развитие России.

А) пути сообщения и торговля.

Б) Города и промышленность.

4. Политический строй.

                                                     Ход урока

Вводное слово учителя.

-Тема нашего урока: «Россия в начале 19 века».

Сегодня мы должны привлечь знания из курса истории России 17-18 вв. и всеобщей истории, чтобы выяснить каково же развитие страны и ее место и роль в мировой цивилизации.

  1. Общая характеристика страны в 19 веке. Страна и народы.

Вступительное слово учителя.

– К началу 19 века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте). Население России составляло 40 млн. человек, которое было размещено на этой огромной губернии территории, поэтому для России была характерна неравномерность в расселении. Наиболее плотно населенные – это центральные губернии. (На карте).

Сибирь, дальний Восток, Север – малонаселенные – «немые пустыни», как их называли в 19 веке. (Показ на карте).

Огромная территория была заселена различными народами. (Карта). В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским. На огромных просторах Волги расселились тюркоязычные народы: татары, чуваши, башкиры, якуты и другие. Финно-угорское население проживало на Урале (карта). Естественно, в религиозном составе Россия была неоднородна.

 Вопрос классу: вспомните, какие религии были распространены в России до начала 19 века? (Православие, католичество, ислам, иудаизм, буддизм, протестантизм, старообрядчество, язычество).

Таким образом, широкий религиозный и национальный состав России ставил задачу царю проводить осторожную политику страны в этот период времени.

2. Сословное и классовое деление.

– Все население России делилось на сословия, но в городах уже четко выделяются классы. Давайте вспомним:

– что такое сословия? (Сословия – это группы, обладавшие разными правами и обязанностями и имевшие разное юридическое положение).

Что такое классы? (Класс – это большая группа людей с определенным положением в исторически сложившейся системе общественного производства).

Чем сословия отличаются от классов? (Сословное деление формируется по юридическому признаку, а классовое – по экономическому. Сословия – закрытые, классы – открытые)

Ребята, как вы считаете, какое деление более прогрессивное?  (Классовое).

Почему? Оно характерно для капиталистического общества. Но  так как Россия находится на начальном этапе развития капитализма, то главным остается сословное деление общества.

-Итак, какие сословия существовали в начале 19 века?

Вам давалось опережающее домашнее задание. (Учащиеся рассказывают каждый о своем сословии, записывая их на доске, на лестнице)

-Покажите, какое место занимало это сословие.

На доске

Дворянство –  225000

      Купечество  – 119000

            Духовенство  – 215000

                 Казаки – 1, 5 млн.

                      Мещанство – 750000

                             Крестьянство – 30 млн. человек

                                         Государственные – 15 млн. человек

                                         Удельные – 1 млн. человек

                                          Крепостные – 14 млн. человек

Вопросы:

-Какое сословие является главным и высшим в России?

-Почему?

-Какое сословие самое низшее?

-Почему?

-Какой вывод мы можем сделать, анализируя сословное деление общества на.19 века?

Вывод: основная масса населения России находится в бесправном положении, занимает самую низкую ступень.

-Однако, кроме сословного деления в нач.19 века выделяется классовое деление (по ходу рассказа, рисую в схеме стрелки)

– Классы были характерны для капиталистического общества – это буржуазия и рабочие. Они формировались не на юридической, а на экономической, имущественной основе. В рядах предпринимателей (буржуазии) оказались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне и мещане.

– Таким образом, в городах проявляются элементы капиталистического общества. Здесь наиболее ясно проявляется кризис феодальной системы. Сословный строй изживал себя. Однако, в целом Россия оставалась сельской страной, поэтому сохранилось традиционное сословное деление общества к нач.19 века.

-Итак, мы рассмотрели русское общество нач.19 века. М теперь наша задача – выяснить уровень экономического развития страны. Одним из самых слабых мест в экономике России было состояние путей сообщения.

А) Пути сообщения и торговля

-Откроем карту (дана в учебнике) и посмотрим сколько железных дорог было в России в нач.19 веке?

– Как вы думаете, какие пути сообщения были еще? (Речные и грунтовые).

– Действительно, основной поток грузов перевозился по рекам.

-Давайте посмотрим на карте, как можно попасть купцу из Орла в Самару, чтобы провезти товар? (В Орле река Ока, она впадает в Волгу, г.Самара находится на р.Волге, т.е. по рекам).

Наш город Орел тоже был связан с другими городами судоходством. Большая пристань была в Орле, по реке Оке (все были в Орле и видели ее) ходили суда. В «Историческом описании Российской коммерции» говорилось: «…по Оке весною ходят от Орла до Москвы и до Нижнего Новгорода со всяким хлебом струга, а от Калуги и других вышних городов плотами гоняется лес; летом же и осенью из низовых и верховые города оные струга ходят с солью и железом, и по обеим сторонам  реки имеется бечевая».

   Поэтому, когда сгорела пристань на реке Оке, то была построена новая. А потом вдоль Оки строятся еще пристани, перевалочные и ссыпные пункты. После спад весенней воды уровень ее в Оке поддерживался с помощью 10 водосточных плотин. По Оке и ее притокам, повыше Орла находилось 67 прудов, с которых в случае воды нужды сливалась вода для прихода судов. В Орел приходили бурлаки.

Судоходство на юге и в центре страны, где реки были полноводны, глубоки и неторопливы, сильно отличалось от судоходства на северных реках. Мелких, узких, порожистых. Поэтому на юге и севере применялись разные типы судов. Пристани, находящиеся недалеко от Петербурга, назывались верхними, а более отдаленные от столицы – низовыми. Караваны, отправляющиеся от верхних пристаней, достигали Петербурга в одно судоходство. Грузы из низовых пристаней зимовали в пути и приходили в Петербург лишь на следующий год.

   Другой путь сообщения – грунтовые дороги. По ним грузы перевозились в обозах.

«В степи кочующий обоз», запряженный волами совершал свой путь в течение долгих месяцев. Весной и осенью грунтовые дороги становились непроходимыми.

В местах пересечения торговых путей устраивали ярмарки (карта в учебнике).

– Найдите на карте крупные ярмарки (по районам). (Это Тамбов, Курск, Новочеркасск, Тбилиси, Харьков, Екатеринослав и др.)

– Ребята, найдите на карте Нижний Новгорорд (сюда переехала макарьевская ярмарка после того, как сгорел волжский городок Макарьев), г.Ирбит (Ирбитская ярмарка), г.Ростов Великий.

– Что можно было продавать? (Скот, шерсть, кожу, ремесленные изделия, хлеб, лес и т д.) например, с Урала привозили пушнику и лес.

 Орловские купцы возили свой товар в Курск.

Но все же не всегда на ярмарку вывозили весь свой товар, т.к. крестьяне и помещики иногда накапливали хлеб за несколько лет.

 Как вы думаете, почему это происходило? По разным причинам. (Боялись голода, неурожая; у незажиточных крестьян нет лошадей; ждали подорожания» мешала непогода, т. е. из-за плохих дорог, так как осенью и весной дороги становились непроходимыми. То есть по разным причинам.)

Б) Города и промышленность

– Вы видите, что ярмарки проходили в основном в городах.

В нач. 19 века в России было 415 городов и посадов. Самый крупный – Петербург, Москва, Тула, в Сибири – Тобольск.

Города отличались по уровню развития. Это аграрные – в них пахали землю, держали скот и промышленные – в них были фабрики и заводы.

И, конечно, нельзя не сказать о нашем городе

Сообщение обучающегося о городе Орле

В конце 19 в. В орловской губернии проживало свыше 500000 человек, из них около 313 были крепостными. Крепостное право сильно тормозило развитие экономики губернии. Промышленность в нашем крае, по сравнению с другими районами страны, была относительно слабо развита. В основном развивалась промышленность и ремесла по переработке сельскохозяйственной продукции. В нач.19 в. в губернии продолжало развиваться кожевенное, винокуренное, сальносвечное и пенькотрепальное производство, мыловарение. Большое развитие получили местные кустарные промыслы. Крестьяне изготавливали из пеньки пряжу, ткани, полотно, сучили веревки и канаты. В лесных уездах было распространено изготовление деревянной посуды, бочек, телег, саней. Из лыка плели лапти, изготовляли рогожи, кули. Многие крестьяне работали по столярному и плотницкому делу, портняжничали и сапожничали, занимались постройкой баржи.

Развитие экономики губернии вело к росту торговли. Она приобретала все большее значение.

На рубеже 18-19 вв. в нашем крае, как и в целом по стране, на место старых феодальных отношений, хотя и медленно, но неуклонно пробивались новые капиталистические отношения. Но в первой половине 19 века Орловская губерния по-прежнему оставалась земледельческой. В сельском хозяйстве господствовали крепостнические порядки, сдерживающие рост производительных сил. Жизнь крестьян с каждым годом становилась невыносимее. Крепостных продавали, проигрывали в карты, меняли на охотничьих собак.

Орловская деревня продолжала сохранять черты натурального хозяйства. Крестьяне сами изготовляли орудия труда, строили жилища, одевались они в домотканую одежду, носили лапти.

Хозяйство края продолжало развиваться. В губернии строятся кирпичные заводы, расширяется гончарное производство, возникают писчебумажные предприятия, строятся новые заводы, фабрики, все чаще теперь стал применяться ручной труд. С развитием хозяйства и промышленности продолжает развиваться торговля, проходят ярмарки. Вдоль Оки строятся пристани. По воде ходят паромы с грузами. Открытие навигации было важным событием в Орле. На пристань стекалось население всего города. Под гром пушек и напутственных речей сотни судов уходили в далекий путь. Сухопутным направлением торговли был путь на Запад к пристаням Западной Двины. В зимнюю пору тысячи крестьян занимались «извозом», то есть перевозом купеческих грузов в эти районы. Высокий денежный оброк гнал крестьян на заработки. Позже было открыто шоссе Орел-Тула-Москва).

-Вы представили себе жизнь городов начала 19 века. Обратите внимание на то, что в городах идет развитие промышленности, строятся заводы, фабрики, на них применяются паровые машины. О чем идет речь? (О промышленном перевороте).

-Завод, фабрика сменяет мануфактуру, применяются машины вместо ручного труда.

-итак, с середины 19 века в России начался промышленный переворот.

Вопрос. Когда в странах Европы проходил промышленный переворот? (В ходе буржуазной революции, 17-18 вв.)

-Когда в России начался промышленный переворот? (В середине 19 века)

-О чем это говорит? (Россия отстает)

-как вы считаете, почему это происходит? О чего зависит развитие промышленности? (От государства, от политики).

– Какие факторы замедляли экономическую жизнь России? Что необходимо для развития капитализма? (Деньги, земля, наемные рабочие).

-Какого условия нет? (Нет наемных рабочих, так как все крестьяне крепостные).

-От кого зависит это условие? (От царя).

-Какая власть была у царя? (Абсолютная власть была у царя. Он монарх, следовательно, самодержавная власть).

Это значит, что абсолютная власть царя мешала развитию капитализма в россии, так как законы принимались в интересах дворян.

4.Политический строй.

-какое политическое устройство в России?

Форма правления – абсолютная монархия. (Рассказ сопровождаю показом на схеме).

На доске

                                                                     

                                         Император (высшая законодательная и распорядительная власть)

Конец 18 века.

                              Сенат – генерал – прокурор (высшая судебная административная власть)

 

                               Коллегии – Синод

    (исполнительная власть)     (высшая церковная власть)

                                           

                                            Губернии

                                            Провинции

                                             Уезды

(Коллегии были иностранных дел, военная, морская, финансовая, промышленная, торговая, судебная).

-Главную роль в управлении страной играли чиновники. По закону они были исполнителями воли царя, который стоял во главе государства. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных).

В итоге в России складывается самодержавно-бюрократический государственный строй.

Именно политическое устройство определило развитие страны в 19 веке и ее место среди европейских стран.

Вопросы. – Можем ли мы сравнить развитие России с европейскими странами? Можем? (Можем).

-Можем ли мы говорить об отставании страны? (Можем).

-Где проявилось отставание? (В экономике, в политике).

-В чем оно проявилось? В экономике: промышленный переворот произошел позже; крепостное право мешает сельскому хозяйству и промышленности. В политике: сословное деление, а не классовое; буржуазия не имеет силы;  абсолютная власть царя.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с основными характеристиками развития России начала 19 века.

Давайте еще раз повторим главные проблемы этой темы.

  1. какое деление общества было характерно для России начала 19 века? (Сословное и классовое)
  2. Что свидетельствует о развитии капитализма в России? (Начало промышленного переворота)
  3. Что такое самодержавно-бюрократический строй? Как он влиял на страну? (По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. А слово «бюрократия» переводится: «власть канцелярий». Император управлял страной при помощи чиновников, которые в управлении страной играли главную роль).

Управлял страной царь – самодержавец и бюрократы. От произвола бюрократии, от ее мздоимства страдали все слои населения.

Домашнее задание. Параграф, ответить на вопрос: что мешало свободному развитию

                                    капитализма?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *