10 класс — История Беларуси
Раздел I. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В РОССИИ И СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ )
События Октябрьской революции в Беларуси. — План-конспект урока, План-конспект урока
Беларусь в условиях германской оккупации.
Попытки государственного самоопределения Беларуси после Октябрьской революции.
Польско-советская война 1919–1921 гг. и второе провозглашенне Советской Социалистической Республики Беларуси.
Раздел II. БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ
БССР в годы новой экономической политики. — План-конспект урока
Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг..
Политика белорусизации.
Проведение индустриализации в БССР.
Коллективизация сельского хозяйства в БССР. — План-конспект урока
Общественно-политическая жизнь в конце 1920-х — 1930-е гг. — План-конспект урока, План-конспект урока
Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920–1930-е гг.
Западная Беларусь под властью Польши.
Белорусская культура в Западной Беларуси. — План-конспект урока
Раздел III. БССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН (10 ч)
Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. — План-конспект урока
Начало Великой Отечественной войны. — План-конспект урока
Германский оккупационный режим.
Развертывание борьбы против оккупантов.
Расширение движения Сопротивления.
Освобождение БССР от германских захватчиков.
Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией.
БССР — участница основания ООН.
Дополнительно:
gisdapamoga.bspu.by
Краткая история Беларуси, основные исторические факты
В данной статье представлена хронология важных исторических событий, происходивших на территории Беларуси.
Эпоха каменного века (100 000 – нач. 3 000 до н.э.)
100–35 тыс. лет до н.э. – появление на территории Беларуси первобытного человека. Самые древние поселения людей обнаружены в Гомельской области (у деревень Юровичи и Бердыж), они датируются 26-23 тысячелетиями до н.э. В других областях также были найдены следы доисторических культур.
Эпоха бронзового века (рубеж 3 и 2 тысячелетий – VIII–VI вв. до н.э.)
Археологические находки, относящиеся к бронзовому веку, имеют место на всей территории Беларуси.
Железный век и в раннее средневековье (VIII–VII вв. до н.э. – VIII в. н.э.)
В этот период на территории, которую занимает современная Беларусь в бассейнах крупнейших рек: Днепр, Двина, Припять существовали поселения археологических культур: Милоградской, Поморской, Днепро-Двинской, культуры штрихованной керамики.
Первые политические объединения на территории Беларуси (VI – XIII вв.)
В начале первого тысячелетия нашей эры территорию современной Беларуси начали заселять славянские племена. За несколько столетий они распространились на весь регион, постепенно ассимилируя племена балтов, живших на этих землях.
VI-IX вв. – формирование у восточных славян первых политических объединений – союзов племен. На территории Беларуси: Кривичи, Дреговичи, Радимичи.
IX в. — первое упоминание в летописях города Полоцка и Полоцкого княжества, которое находилось на территории современных Витебской и северной части Минской областей.
Кон. X в. – краткий период объединения большинства восточно-славянских земель при главенстве Киева, а затем до рубежа XIII – XIV вв. – период феодальной раздробленности. Это же время ознаменовалось принятием христианства православного толка как государственной религии и постепенного вытеснения им язычества.
Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (XIII–XVI вв.)
Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛ) начало создаваться во второй половине XIII в. при князе Миндовге и за полтора века превратилось в очень мощную державу, которая включала земли современных Беларуси, Литвы, Киевской, Черниговской и Волынской областей Украины, а также запада России. Границы государства простирались от Балтийского моря до Черного.
В течение нескольких веков ВКЛ играло важную роль в политике Европы, его влияние ослабело только после разорительных войн XVI века.
В 1569 г. между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским была подписана Люблинская уния: два государства объединялись в федерацию – Речь Посполитую.
Речь Посполитая (1569–1795 гг.)
Страна, постоянно раздираемая внутренними противоречиями, постоянно втягивалась в войны, самые разрушительные из которых для белорусских земель: 1654–1667 гг. – война с Московским царством, 1700–1721 гг. – Северная война. В результате Речь Посполитая утратила самостоятельную политику и перестала существовать как государство во время трех разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) между Россией, Австрией и Пруссией.
Российская империя (1772–1917)
Почти все белорусские земли оказались в составе Российской империи к 1793 г.
С конца XVIII в. и до середины XIX в. по территории Беларуси прошла волна больших военных конфликтов: восстание под предводительством Тадеуша Костюшко в 1794 г., вторжение армии Наполеона в 1812 г., польское восстание в 1830–1831 гг., восстание под руководством Кастуся Калиновского в 1863–1864 гг.
Затем последовал продолжительный период мира, прерванный Первой Мировой войной (1914–1918 гг.), во время которой на землях Беларуси надолго установилась линия фронта между германскими и российскими войсками, произошли кровавые сражения. 3 марта 1918 г. после подписания Брест-Литовского мирного договора, Советская Россия вышла из Первой мировой войны. Беларусь находилась в германской оккупации до декабря 1918 г.
От Революций до Второй Мировой войны (1917–1941)
март 1917 г. – революция в России, отречение императора Николая II от престола.
ноябрь 1917 г. – Октябрьская революция — власть в России берет большевистская партия.
март 1918 г. – провозглашение Белорусской Народной Республики (БНР). Просуществовала менее года до окончания немецкой оккупации.
1 января 1919 г. – провозглашение Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР).
1919–1921 гг. – Война между Советской Россией и Польшей.
1921 г. – подписание Рижского мирного договора, по итогам которого западная территория Беларуси вошла в состав Польши.
1922 г. – БССР входит в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
1921–1928 гг. – проводится Новая Экономическая Политика (НЭП).
1921–1939 гг. – польская власть в Западной Беларуси активно проводит политику полонизации.
1932–1933 гг. – организация коллективного сельского хозяйства (колхозов).
Вторая мировая война и Великая Отечественная война (1939–1945 гг.)
17 сентября 1939 г. – после ликвидации Польского государства, Западная Беларусь вошла в состав БССР.
22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.
С сентября 1941 г. – Беларусь полностью под оккупацией германской армии. Начало установления нового порядка, основанного на терроре.
конец 1941 г. – начинает развертываться активное партизанское движение, которое к 1944 г. стало самым массовым во всей Европе.
конец июня – июль 1944 г. – операция «Багратион», в ходе которой войска Красной Армии полностью освободили территорию Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
9 мая 1945 г. – окончание Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
Новейшая история
Послевоенное время ознаменовало собой бурное развитие Беларуси как промышленно-аграрной страны.
1945 г. – принятие Беларуси в состав членов-основателей Организации Объединенных Наций (ООН).
1954 г. – вступление Беларуси в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
апрель 1986 г. – авария на Чернобыльской атомной электростанции, часть территории Беларуси подверглась радиоактивному заражению.
27 июля 1990 г. – Верховный Совет БССР принимает Декларацию о государственном суверенитете БССР, которой был придан статус конституционного закона 25 августа 1991 г., фактически провозглашавшего независимость БССР.
19 сентября 1991 г. – принятие название государства – Республика Беларусь.
15 марта 1994 г. – принятие Верховным Советом Республики Беларусь новой Конституции Республики Беларусь, посредством которой был введен институт президентства.
1994 г. – выборы президента Республики Беларусь. На этот пост избран Александр Григорьевич Лукашенко. Инаугурация главы государства состоялась 20 июля 1994 г.
14 мая 1995 г. – проведение парламентских выборов и референдума, на котором решены вопросы о придании русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, экономической интеграции с Российской Федерацией.
2 апреля 1996 г. – президентами Беларуси и России Александром Лукашенко и Борисом Ельциным подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 г. Договор о Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
8 декабря 1999 г. – подписание Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, принятие Программы действий по реализации его положений.
10 октября 2000 г. – Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан подписали договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
27 ноября 2009 г. – руководителями России, Беларуси и Казахстана подписаны документы о создании с 1 января 2010 года Таможенного Союза.
22 июля 2012 г. – на космодроме Байконур в Казахстане произведен запуск белорусского спутника по дистанционному зондированию Земли (БКА). Беларусь — космическая держава.
29 мая 2014 г. – президенты Республики Беларусь, Российской Федерации и Казахстана Александр Лукашенко, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который заменил собой существовавший до этого ЕврАзЭС. Вступил в силу договор 1 января 2015 года.
11 октября 2015 г. – состоялись очередные президентские выборы, на которых действующий глава государства набрал рекордные 82,49% в первом туре и в пятый раз подряд занял высший государственный пост.
problr.by
История Беларуси 10 класс – новейшее время
Фомин В.М., Панов С.В., Ганущенко Н.Н. История Беларуси 1945-2005 гг. 10 класс PDF (пароль-istmira)
Учебник истории Белоруссии за 10 класс охватывает период истории длиной в 98 лет. Это время принято называть новейшим. Оно разделено на ранее и позднее. Раннее начинается от Февраля 1917 г. до Декабря 1991 г., а позднее с декабря 1991 г. до наших дней.
На историю XX в. существует множество взглядов, точек зрения и подходов, некоторые моменты можно узнать из истории Беларуси 10 класс. Это самая спорная история из всех, какие только могут быть. Она хорошо известна, даже обычным обывателям, не имеющим исторического образования, и они не приходят к единому мнению.
Пожалуй, у всех подходов есть только одно общее. Абсолютно любой человек вне зависимости от своих убеждений признает, что XX в. был веком дьявола. Никогда ранее в истории, даже в период великой деградации его власть над людьми не была так сильна. В доисторическую эпоху человек был немощен, но он не угрожал существованию самой планеты Земля. В XX в. человек взял на себя миссию дьявола – уничтожить Землю и только воля президента США Джона Кеннеди спасла не человечество, а Землю, которую вообще-то не человек создавал, от уничтожения.
Это единственное, что может объединить людей в трактовке истории XX в. Ничто, никогда ни в будущем, ни в прошлом не будет разъединять людей так, как история XX в.
Какой же была она история XX для Белоруссии? Объективной истории нет, нет в принципе. Это должен уяснить каждый, кто берётся за перо историка, только так он станет свободным от фальшивых попыток воссоединить несоединимое и впихнуть невпихуемое.
Катастрофа русского и белорусского народа началась в Феврале 1917 г. после отречения Царя. Пришедшие к власти дворяне хотели власти для себя, как в своё время в Речи Посполитой, захватив её мошенническим путём, не смогли удержать, в результате к власти в России в октябре 1917 г. пришли агрессивно настроенные большевики во главе с Ульяновым.
Что такое большевизм? Большевизм — это идеология, ставящая своей целью уничтожение всех классов человечества кроме рабочих и крестьян. Никогда ранее человечество не сталкивалось с такой идеологией как марксизм. Её суть в том, что в мире не должно остаться никаких людей кроме рабочих и крестьян. Истреблению подлежит интеллигенция, мещанство, городские низы, духовенство, купечество, дворянство. Те, кто останется в живых, обязаны пролетаризироваться. Это обозначает, что они должны воспринимать информацию только в интересах рабочего класса и быть интеллигентом ровно настолько, сколько соответствует интересам рабочего класса. Для пролетаризации населения была разработана специальная культура – пролеткульт.
Самое ужасное в большевизме это его общепланетарный характер. Конечной целью большевиков было установление своего государства по всей Земле. С этой целью они вели подрывную деятельность во всём мире, устраивали теракты, убивали политиков, шантажом и угрозами заставляли людей вступать в свои ряды и т.д.
Вот эти люди пришли к власти в России в октябре 1917 г. С первых дней их власти начались преступления. Печально известная красногвардейская атака на капитал, кража у всех частных собственников их капитала, фирм, банков. Был узаконен захват имений, поместий, грабежи и разбой стали повседневным явлением. Большевики, позиционировавшие себя как сторонники крестьянства врывались в дома крестьян, воровали у них зерно, лишали урожая, морили голодом деревню. Это называлось у них продразвёрсткой и было в 1918 г. Венцом красного террора стал расстрел Царской Семьи и Алапаевских мучеников.
Русское общество ответило на все эти пытки Гражданской войной, но оппозиция так и не смогла договориться. Дворянство не хотело самодержавия, а народ хотел Царя. В результате объединённым национал-либеральным силам не удалось победить красных в Гражданской войне.
Немного очухавшись после революции, большевики ослабили террор и образовали СССР в 1922 г. Белоруссия оказалась искусственно выделена из состава России и вошла в союз как «независимое» государство. Это противоречило воле белорусского народа, желавшего жить в единой и неделимой России, но большевикам было выгодно вырастить белорусский народ, искусственно создать его для борьбы с самодержавным монархизмом, бытующим в русском народе.
История Беларуси 10 класс рассказывает о том, как большевики полностью подавили оппозицию в России, навязав её народам, свои философские догмы марксизма-ленинизма и научного коммунизма. В истории России и Белоруссии начался период советской оккупации бывшей хуже татарской или польско-литовской оккупации.
Главный ужас этого периода в том, что белорусы и русские стали колёсиком и винтиком тоталитарной советской системы, созданной в 1922 г. Против их воли их, заставляли жить по сатанинским лживым антинаучным доктринам, а творческую энергию людей направлять не на созидание, а на разрушение.
Апофеозом этого стала сталинская эпоха. Вопреки утверждению того, что СССР страна рабочих крестьян власти обрушились на крестьянство. Были арестованы и сосланы в Сибирь миллионы зажиточных крестьян со всего СССР, оставшихся заставляли против их воли вступать в колхозы. У крестьян забирали паспорта.
К сожалению, жизнь рабочих тоже лучше не стала, рассказывается в истории Беларуси 10 класс. В 20-ые г. у них было только 4 выходных дня в год, воскресения сделали рабочими. В 30-ые г. вся страна покрылась сетью концлагерей типа ГУЛАГ, куда миллионами забирали людей со всей страны. Большевикам ради реализации их идей в общепланетарном масштабе были нужны рабочие руки. Добровольцев не было. Пришлось забирать невинных людей прямо с улицы.
За время правления Сталина было уничтожено до 5 млн. человек. Это период 1929-53 гг. Это, не считая просто репрессированных, раненых, убитых ветеранов войны только за то, что они были калеками и портили своим видом вид страны советов.
Дьявольский напор и стремление к уничтожению народа у властей СССР поубавилось только после смерти Сталина. За эти годы СССР успел потерпеть неудачи во внешней политике. Он так не сумел вызвать мировую революцию, настроил против себя, а заодно и против русских вообще всё прогрессивное человечество.
Апофеозом этого стала Вторая мировая война, главной цели которой СССР так и не достиг. Он не сумел устроить мировую и революцию и поработить всё человечество.
Больше того войска национальной Европы сами перенесли войну на территорию СССР. Созданная рабским трудом экономика СССР была уничтожена в одночасье, и Сталину стало ясно, что, даже, казалось бы, неисчерпаемых сил русского народа ему уже не хватит, чтобы утвердить свою власть над миром. Коминтерн был разогнан, а Сталину пришлось договариваться о послевоенном мироустройстве со столь ненавистными ему «буржуазными» лидерами.
История Беларуси 10 класс повествует о том, что после Второй мировой началась холодная война. Сил для горячей у СССР уже не оставалось. Созданное в середине XX в. оружие массового поражения могло уничтожить человечество. Возможность уничтожения планеты понимали, даже пропитанные пролеткультом руководители СССР.
Единственный реальный шанс уничтожить Землю был в 1962 г. во время Карибского кризиса. Но Кеннеди быстро остудил пыл Хрущёва и его, кубинских не дружащих с головой сателлитов. Правда, к тому времени и сам Хрущёв был далёк от мысли об использовании оружия массового поражения.
Постсталинская эпоха характеризуется кризисом советской системы ценностей. Созданная ради мировой революции без неё она оказалась нежизнеспособна. Набиравшее ход диссидентское движение, появление писателей реалистов, актёров, высмеивавших действительность, вбила гвоздь в крышку гроба СССР. Существуя на механическом страхе, оставшемся после Сталина, она уже не могла организовать новых репрессий, т.к. боялась диссидентов и революции, но и отказаться от своих бредовых доктрин тоже. Это противоречие привело к застою. Венцом застоя стало увеличивающее экономическое отставание СССР от капиталистических государств.
Чтобы его преодолеть Горбачёв начал перестройку, которая оголила проблемы системы. Она оказалась нежизнеспособной. В результате всё закончилось подписанием договора о роспуске СССР и создании на её основе 16 независимых государств, сказано в учебнике история Беларуси 10 класс.
Началось новая эпоха в истории человечества. В неё Белоруссия вступила независимым национальным государством. Это государство плод СССР. Теперь перед Белоруссией стоит право выбора, которое предстоит сделать её народу. Либо продолжить развиваться независимо, либо идти на воссоединение с РФ, либо вступать в ЕС и НАТО. Белорусский народ имеет суверенное право на выбор пути, и никто не имеет права навязывать ему свою точку зрения.
www.istmira.com
| Билет 10. История Беларуси — История Беларуси, 11 класс
1. Социальная структура населения белорусских земель включала в себя сословия — общественные группы людей, имеющих определенные права и обязанности, полученные по наследству. Основные сословия составляли шляхта, духовенство, мещане, крестьяне. К привилегированным сословиям относились шляхта и духовенство, к непривилегированным (простым) — мещане и крестьяне.
Ведущим и правящим сословием в ВКЛ являлись феодалы-землевладельцы, в число которых входила шляхта. Она пользовалась исключительным правом на владение землей и правом вершить суд над своими зависимыми крестьянами. Наибольшую часть населения ВКЛ составляли крестьяне, ставшие в XIV—XV вв. из землевладельцев землепользователями. Крестьяне делились на похожих (свободных), имевших право переходить от одного феодала к другому, и непохожих (крепостных) — тех, кому такой переход был запрещен. За пользование землей феодала крестьяне должны были исполнять барщину — отработку определенного количества дней на земле феодала со своим скотом и орудиями труда. Таких крестьян называли тяглыми. Крестьян, отдававших дякло — натуральную дань сельскохозяйственными продуктами за пользование землей феодала, называли данниками. С XV в. был введен чинш — денежный налог за пользование земельным наделом. Крестьян, плативших чинш, называли осадными (чиншевыми).
2. Закрепощение крестьян. В 1447 г. великим князем литовским Казимиром был издан привилей. Согласно этому документу феодалы обеспечивались, в отличие от крестьян, владением землей на правах полной собственности. Феодалы получили право вершить суд над зависимым от них населением. Им запрещалось принимать беглых крестьян. Таким образом произошло юридическое оформление закрепощения крестьян, то есть утрата ими своего права собственности на землю и превращение их в зависимых от феодала.
Следующим этапом закрепощения крестьянства стало издание в 1468 г. Судебника Казимира — первого сборника законов ВКЛ. Согласно этому документу крестьяне лишались права свободного перехода от одного феодала к другому, следовательно, они прикреплялись к земле, на которой жили и которую обрабатывали. В Судебнике предусматривалось наказание за помощь при побеге зависимых от феодала людей.
Дальнейшие этапы закрепощения крестьянства были юридически оформлены в Статутах ВКЛ. Статут 1529 г. ввел 10-летний срок давности — период, после которого крестьянин, проживший на земле феодала, становился непохожим. Статут разрешал крестьянам переход от одного феодала к другому на протяжении недели до Юрьего дня, приходившегося на конец ноября, и недели после него с обязательной выплатой определенной суммы денег. Статут ВКЛ 1566 г. ввел срок поимки беглых крестьян, первоначально составлявший 10 лет, и административные наказания тем, кто их скрывал. Статут ВКЛ 1588 г. увеличил срок поимки беглых крестьян до 20 лет и сумму денег, которые обязательно выплачивались при переходе от одного феодала к другому.
3. Рост городов и городского населения происходит в XIV— XVI вв. Самыми крупными считались Брест, Полоцк, Гродно, Минск, Новогрудок, Слоним и др. К средним городам относились поселения с 2—3 тыс. жителей. Быстрее всего увеличивалось количество местечек — небольших населенных пунктов.
Необходимость защиты от врагов обусловила строительство в XIV в. каменных замков в Лиде и Крево, а затем в Новогрудке, Гродно, Несвиже, Мире. Уже в XV в. центром города становится не замок, а торговая площадь, вокруг которой возникают посады — поселения ремесленников и торговцев.
Коренных свободных горожан называли мещанами. Это название происходит от общеславянского слова «место» (город). Мещане владели имуществом, имели право передавать его по наследству.
Главным занятием городского населения являлось ремесло. В городах работали кузнецы, ювелиры (золотари), гончары, кожевники, сапожники, столяры, оружейники, шорники (производители упряжи), котельщики, пивовары и др. Городские ремесленники объединялись в цеха. Это были организации мастеров с целью преодоления конкуренции между ремесленниками и недопущения на городской рынок изделий иногородних и иноземных производителей. Первое упоминание о цехах в Минске в письменных источниках относится к 1552 г. Цеховая организация складывалась, как правило, из владельцев мастерских — мастеров. Они нанимали учеников. Чтобы стать мастером, ученик должен был стать подмастерьем и сдать экзамен — изготовить «штуку» — образец.
Вместе с ремеслами развивалась торговля. С ростом городов она меняла свою форму: происходил переход от обычного обмена к продаже. Увеличивается число рынков — торгов, где сельские жители, кому были необходимы изделия городских мастеров, могли продать свою сельскохозяйственную продукцию, в том числе продукты питания.
Около 40 % всех городов находилось в частной собственности феодалов. Население таких городов стремилось избавиться от феодальной зависимости. С конца XIV в. великие князья, учитывая это, своими грамотами стали даровать городам магдебургское право, или право на самоуправление. Его название происходит от названия немецкого города Магдебурга, который в ЗОН в. первым в истории получил такое право. Согласно этому праву горожане освобождались от феодальной зависимости и создавали свой орган власти — магистрат и суд. Магистрат являлся выборным органом городского самоуправления. Он состоял из городской рады, избиравшейся самими гражданами, и лавы — органа по судебным делам (название «лава» возникло оттого, что обвиняемых во время слушания дела сажали на обычную лавку). Органы самоуправления возглавляли соответственно бурмистр и войт. Для магистрата в городах позже начали возводиться специальные здания — ратуши с башней и часами на ней.
Первым из городов ВКЛ магдебургское право в 1387 г. получил город Вильна. Первым вольным городом на территории современной Беларуси стал в 1390 г. Брест. Самый древний город Беларуси Полоцк приобрел магдебургское право в 1498 г. Минск — современная столица Беларуси — получил право на самоуправление в 1499 г.
superresheba.by
История Беларуси 10 класс 14 параграф
Оргмомент.
Проверка домашнего задания
Опрос домашнего задания у доски:
Раскройте основные причины сворачивания
нэпа.Дайте определение понятия индустриализация
Когда началась индустриализация в
СССР?Определите цель и задачи проведения
индустриализации.Охарактеризуйте причины проведения
индустриализации.Сравните 2 процесса: индустриализацию
в СССР и промышленную революцию в
странах Запада.Охарактеризуйте источники средств
на проведение индустриализации в
СССР.Что отличает плановую экономику?
Каковы основные особенности проведения
индустриализации в БССР?Какие промышленные предприятия начали
свою работу в годы проведения
индустриализации в БССР?Назовите основные формы трудовой
активности рабочего классаДайте оценку проведения индустриализации
в БССР.
Задания для карточек:
1.Курс на проведение индустриализации
в СССР был принят в:
А)1921
Б)1926
В)1925
Г)1924
2. Политика развернутого наступления
социализма по всему фронту включает:
А) культурную революцию
Б) индустриализацию
В) нэп
Г) прищеповщину
Д) коллективизацию
Е) коренизацию
3. Процесс создания крупного машинного
производства в промышленности и других
отраслях хозяйства – это:
А) коллективизация
Б) нэп
В) демократизация
Г) индустриализация
4. Хронологические рамки первой
пятилетки:
А) 1925-1929
Б) 1928-1932
В) 1933-1937
Г) 1922-1926
5. Хронологические рамки последней
довоенной пятилетки в СССР:
А) 1928-1932
Б) 1933-1937
В) 1938-1941
Г) 1938-1942
6. Основное отличие индустриализации
в СССР от промышленной революции на
Западе состоит в:
А) приоритетное развитие отраслей
тяжелой промышленности
Б) приоритетное развитие отраслей
легкой промыщленности
В) единовременное развитие всех
отраслей промышленности
7. К особенностям проведения
индустриализации в БССР относят:
А)
Приоритетное развитие отраслей,
работающих за счёт местного сырья
Б)
Финансирование = средства БССР +
средства СССР
В) индустриализация была направлена
исключительно на реставрацию старых
промышленных объектов
Г) приоритетное развитие отраслей
лёгкой промышленности
Д)
Почти нет крупных промышленных объектов
Е) перевод предприятий на самофинансирование
Ж)
Создание новых отраслей промышленности
8. Звание Героя Социалистического
Труда за достижения в хозяйственном
и культурном строительстве было
установлено в:
А) 1925
Б) 1932
В) 1935
Г) 1938
9. Орден «Знак почета» как награда для
новаторов и передовиков производства
был установлен в:
А) 1938
Б) 1925
В) 1935
Г) 1933
Тема:
«Коллективизация сельского хозяйства
в БССР»
План
Причины
и особенности проведения коллективизации
в БССРПереход
к сплошной коллективизации и
форсирование её темповПолитика
государства в отношении кулаковИтоги
колхозного строительства
1.
Причины и особенности проведения
коллективизации в БССР
Коллективизация
сельского хозяйства (с 1918, курс
разработан в 1927) – объединение
индивидуальных хозяйств крестьян в
крупные коллективные хозяйства.
Причины:
Неурожай
зерновых
Проблема
в обеспечении продовольствием
Рост
цен
Недовольство
рабочих
+
Необходимость
получения средств для проведения
индустриализации
Виды
сельскохозяйственной кооперации
(объединение
людей для совместной работы или иной
коллективной деятельности):
артель
= люди + общие доходы + общая ответственнсотькоммуна
= средства производства + землепользованиетоз
= землепользование +труд +средства
производства (на время сельскохозяйственных
работ)
Формы кооперации:
1.колхоз – кооперация, созданная на
средства самих крестьян
2.совхоз – кооперация, созданная за
счет государсивенных средств.
Методы:
организационная
работаагитационно-пропагандистская
работадобровольность
принуждение
Как вы думаете, как относились
различные слои крестьянства к
коллективизации? Попробуйте объяснить
почему.
Отношение
слоев крестьянства к колхозному
строительству:
бедняки
– положительносерядняки
– колебаниякулаки
— враждебно
Таким образом, проведению коллективизации
в СССР способствовали объективные
причины. В ходе проведения коллективизации
были созданы различные виды кооперации.
Отношение к этому различных слоев
крестьянства было различным.
2.
Переход к сплошной коллективизации
и форсирование её темпов
2 половина 1929-начало 1930 – переход к
сплошной коллективизации и форсирование
её темпов (постановление ЦК ВКП (б) от
5 января 1930 «О темпе коллективизации
и мерах помощи государства колхозному
строительству»)
Что означает форсирование?
Административно-силовые методы
Март 1930 – 58%
Массовый забой, продажа скота
Таким образом, переход к сплошной
коллективизации безусловно дал высокие
показатели темпов кооперирования
индивидуальных сельских хозяйств, но
вызвал недовольство населения, что
привело к значительным потерям.
Политика государства в отношении
кулаков
Как вы думаете, а каким было отношение
Советской власти к различным слоям
крестьянства?
Дифференцированныя политика государства
по отношению к различным слоям
крестьянства:
Беднота и часть середняков – опора
советской властиЧасть середняков – методы убеждения
Кулаки
– репрессии политика ликвидации
кулачества как класса
Кого же относили большевики к
категории «кулаков»?
Можно ли говорить о том, что любой
неугодный советской власти мог
превратиться в кулака? Для чего это
делалось?
Перегибы колхозного строительства:
Нарушение принципа добровольности
Чрезмерные налоги
Запрет самостоятельного переселения
Запрет продажи имущества
Раскулачивание середняков
Создание коммун
Закрытие рынков
Разрушение учреждений культа
14
марта 1930 г. – постановление «О борьбе
с искажениями партлинии в колхозном
движении».
Распад
колхозов
Таким образом, политика государства
по отношению к различным слоям
крестьянства была разной. Враждебность
кулаков породила проведение политики
ликвидации кулачества. В своей борьбе
против кулаков за установление колхозов
замечены значительные перегибы.
Итоги колхозного строительства
Как вы думаете, имела ли коллективизация
положительные черты?
1.Увеличение темпов создания колхозов:
1935 – 85, 6%; 1939 – 90%
2.Создание МТС
3.Финансирование сельского хозяйства
по остаточному принципу
4.Высокие темпы индустриализации
5.Стабильность положения сельского
хозяйства
6.Рост производительности труда
7.Рост производства с.х. продукции
8.Механизация
Таким образом, коллективизация имела
свои положительные и отрицательные
итоги.
Таким образом, с момента принятия
курса на коллективизацию сельского
хозяйства (1927) темпы колхозного
строительства значительно увеличились.
Проведение коллективизации неоднозначно
оценивалось различными слоями населения
и проводилось со значительными
ошибками. Несмотря на это, коллективизация
имела свои положительные стороны.
Можно ли считать, что коллективизация
являлась составной частью
индустриализации?Каковы были цели «сплошной
коллективизации»?Какими методами осуществлялась
коллективизация?Каковы были результаты коллективизации?
Заполните таблицу «Проведение
коллективизации»
цели | методы | результаты | |
экономические | социальные | ||
Д. З. параграф 14, повторить параграфы
8-13, вопросы в конце параграфа, основные
понятия.
Вступительное слово учителя
Актуализация знаний учащихся в виде
фронтального опроса
Работа с тестами для 4-х человек
Запись темы и даты в тетрадь, постановка
целей урока совместно с учащимися
Запись определения в тетрадь
Повествование учителя
Разделение класса на «слои крестьянства»
Обобщение 1 пункта
Объяснение учителя
Беседа с учащимися
Обобщение пункта
Беседа с учащимися
Пояснения учителя
Самостоятельная работа с текстом
исторического источника на с. 80-81
Повествование учителя
Обобщение пункта
беседа
комментарии учителя
Обобщение пункта
Обобщение параграфа
Закрепление нового материала, беседа
с учащимися
Инструктаж по выполнению домашнего
задания
studfiles.net
История Беларуси 10 класс 17 параграф
Оргмомент.
Проверка домашнего задания в виде
фронтального опроса.
Охарактеризуйте
бригадно-лабораторный метод обучения.
Как вы думаете, почему советская
власть отказалась от его применения?Какие
ещё изменения произошли в системе
образования?Назовите
основные успехи белорусской науки в
1930-е гг.Охарактеризуйте
структуру средней школы.
Тема:
«Развитие литературы и искусства в
конце 1920-х – 1930-е гг.»
План:
Основные
направления и темы в творчестве
белорусских писателей.Театральное
и музыкальное искусство. Становление
белорусской оперы и балетаИзобразительное
искусство, архитектура и скульптураБелорусский
кинематограф
Изменения
в системе образования. Введение
всеобщего начального образования
До 1918 г. – классно-урочная система
1918 –
1930 гг. – бригадно-лабораторный метод
обучения
1930-е
гг. – классно-урочная система
1930-е
– введение обязательного начального
обучения, переход к 7-летнему обучению,
ликвидация неграмотности.
1932 –
преобразование 7-летней школы в среднюю
Средняя
школа:
начальная
школа (1-4 кл.)неполная
средняя (1-7 кл.)средняя
школа (1-10 кл.)
Профессионально-технические
учреждения:
профессиональные
школышколы
фабрично-заводского ученичества
Учреждения
среднего специального образования
Высшая
школа
Таким
образом, в 30-е гг. была вновь введена
классно-урочная система обучения,
ликвидирована массовая неграмотность
населения, сложилась сеть образовательных
учреждений республики.
2.
Развитие науки. БАН. Ученые-уроженцы
Беларуси
БАН
– центр научной жизни.
Из какого научно-исследовательского
института вырос БАН? Назовите год
создания Инбелкульта. Когда Инбелкульт
был преобразован в БАН?
Прочитайте 2 пункт самостоятельно
и расскажите о развитии науки в БССР
в 1930-е гг.
Я.
Афанасьев —
Н.
Дорожкин —
Н.
Прилежаев —
В.
Шкателов —
О.
Кедров-Зихман —
Т.
Годнев —
Н.
Гайдуков
В.
Пичета
В.
Щербаков
Н.
Никольский
В.
Перцев
О.
Шмидт
Эмиссия
–
Северный
морской путь
Курская
магнитная аномалия
Теория
холодного образования Земли
Памир
Г.
Седов
Земля
Франца-Иосифа
Челюскин
Сибиряков
Арктика
А.
Чижевский
Люстра
Чижевского
Гелиотараксия
Таким
образом, центром научной жизни БССР
являлся Инбелкульт. Развитие научных
знаний происходило стремительно.
Среди исследователей-белорусов
наибольшую известность получили О.
Шмидт и А. Чижеский.
Таким
образом, в конце 20-х – 30-е гг. благодаря
усилиям советской власти произошли
положительные сдвиги в сфере образования
и научных знаний.
Беседа
по вопросам на с. 91.
Д. З. параграф 15,
повторить параграфы 8-14, вопросы в
конце параграфа, основные понятия.
Вступительное
слово учителя
Актуализация
знаний
Запись
темы и даты в тетрадь,
Повествование
учителя
Обобщение
1 пункта
Актуализация
знаний
Самостоятельная
работа с текстом учебника на с. 89-90.
Обобщение
пункта
Обобщение
параграфа
Закрепление
нового материала, беседа с учащимися
Инструктаж по
выполнению д. з.
studfiles.net
История Беларуси 10 класс 16 параграф
Оргмомент.
Проверка домашнего задания
Опрос домашнего задания у доски:
Сообщение о Н. Гикало.
Сообщение о Н. Голодеде.
Пользуясь схемой в тетради,
охарактеризуйте политическую систему
Советского государства по следующему
плану:
А) определение понятия политическая
система
Б) тип политической системы в СССР
В) характерные особенности политической
системы
Назовите даты года принятия 3-х
конституций БССР.
4. Расскажите о политических репрессиях:
Определение понятия, причины,
национал-демократизм.
5.Расскажите о конфессиональной
политике СССР.
Отношение к церкви: положительное или
отрицательное; средства борьбы с
церковью, «обновленчество», автокефалия.
Вопрос на 10 балов: Объясните смысл и
предназначение формул «За веру, за
царя и отечество!» — «За родину, за
Сталина!». Какие смысловые изменения
произошли в результате смены формул?
Тема:
«Образование и наука в конце 1920-х —
1930-е гг.»
План:
Изменения
в системе образования. Введение
всеобщего начального образованияРазвитие
науки. БАН. Ученые-уроженцы Беларуси
Изменения
в системе образования. Введение
всеобщего начального образования
До 1918 г. – классно-урочная система
1918 –
1930 гг. – бригадно-лабораторный метод
обучения
1930-е
гг. – классно-урочная система
1930-е
– введение обязательного начального
обучения, переход к 7-летнему обучению,
ликвидация неграмотности.
1932 –
преобразование 7-летней школы в среднюю
Средняя
школа:
начальная
школа (1-4 кл.)неполная
средняя (1-7 кл.)средняя
школа (1-10 кл.)
Профессионально-технические
учреждения:
профессиональные
школышколы
фабрично-заводского ученичества
Учреждения
среднего специального образования
Высшая
школа
Таким
образом, в 30-е гг. была вновь введена
классно-урочная система обучения,
ликвидирована массовая неграмотность
населения, сложилась сеть образовательных
учреждений республики.
2.
Развитие науки. БАН. Ученые-уроженцы
Беларуси
БАН
– центр научной жизни.
Из какого научно-исследовательского
института вырос БАН? Назовите год
создания Инбелкульта. Когда Инбелкульт
был преобразован в БАН?
Прочитайте 2 пункт самостоятельно
и расскажите о развитии науки в БССР
в 1930-е гг.
Я.
Афанасьев —
Н.
Дорожкин —
Н.
Прилежаев —
В.
Шкателов —
О.
Кедров-Зихман —
Т.
Годнев —
Н.
Гайдуков
В.
Пичета
В.
Щербаков
Н.
Никольский
В.
Перцев
О.
Шмидт
Эмиссия
–
Северный
морской путь
Курская
магнитная аномалия
Теория
холодного образования Земли
Памир
Г.
Седов
Земля
Франца-Иосифа
Челюскин
Сибиряков
Арктика
А.
Чижевский
Люстра
Чижевского
Гелиотараксия
Таким
образом, центром научной жизни БССР
являлся Инбелкульт. Развитие научных
знаний происходило стремительно.
Среди исследователей-белорусов
наибольшую известность получили О.
Шмидт и А. Чижеский.
Таким
образом, в конце 20-х – 30-е гг. благодаря
усилиям советской власти произошли
положительные сдвиги в сфере образования
и научных знаний.
Беседа
по вопросам на с. 91.
Д. З. параграф 15,
повторить параграфы 8-14, вопросы в
конце параграфа, основные понятия.
Вступительное
слово учителя
Актуализация
знаний
Запись
темы и даты в тетрадь,
Повествование
учителя
Обобщение
1 пункта
Актуализация
знаний
Самостоятельная
работа с текстом учебника на с. 89-90.
Обобщение
пункта
Обобщение
параграфа
Закрепление
нового материала, беседа с учащимися
Инструктаж по
выполнению д. з.
studfiles.net