10 класс

Что проходят по биологии в 10 классе – Биология 10 класс

Биология 10 класс

В 10 классе продолжается изучение биологии, которая в этом году станет еще интереснее. Благодаря этому предмету школьники смогут получить представление о генетике, экологии и пр. Уроки биологии в этом году направлены на то, чтобы учащиеся могли познакомиться с инструментами познания живой природы, а также научились находить и анализировать информацию о живых объектах.

Особенности изучаемого курса

Биология в 10 классе внесет свой вклад в формирование у детей единой естественно-научной картины мира. В ходе занятий школьники смогут узнать об истории появления и развития современных понятий о природе, а также о выдающихся открытиях в биологии. Данный курс ставит своей целью объяснить детям прикладные и теоретические основы биологии и познакомить их с глобальными проблемами, которая решает эта наука.

Программа по биологии в 10 классе

Введение. Первые уроки этого года будут посвящены знакомству с науками, изучающими жизненные процессы. Учитель расскажет детям об основных методах, при помощи которых происходит исследования в биологии. Также школьники должны будут выучить определение живых организмов и узнать об их главных свойствах.

Основы цитологии. Эта часть курса предназначена для знакомства с одним из самых интересных разделов биологии, изучающим живые клетки и органоиды. Школьникам предстоит узнать о том, какую роль играет вода в жизни клетки и почему ферменты называют биологическими катализаторами. Также им предстоит выучить определения РНК и ДНК, познакомиться со строением клетки. Изучая основы цитологии, дети смогут узнать, чем отличаются клетки животных от клеток растений, а также что такое неклеточные формы жизни.

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Данный раздел курса посвящен вопросам полового и бесполого размножения. Из уроков биологии, представленных в этом разделе, школьники смогут почерпнуть для себя много нового о жизненном цикле и строении клеток. Детям предстоит познакомиться с такими терминами, как мейоз, митоз, амитоз, оогенез и сперматогенез. Затем учитель расскажет, что представляет собой онтогенез – индивидуальное развитие организмов, каковы его особенности в эмбриональный и постэмбриональный период.

Основы генетики. Из этого раздела школьники узнают о том, как люди с древних пор замечали и изучали закономерности наследования тех или иных признаков. Учитель расскажет о моногибридном, дигибридном и анализирующем скрещивании. Генетика человека. Последний раздел курса познакомит десятиклассников с наследованием признаков у людей. В частности, школьники смогут узнать об общебиологических закономерностях, проявляющихся на клеточном и организменном уровнях, а также о самых распространенных хромосомных и генных болезнях.

В целом курс биологии в 10 классе гораздо сложнее, но при этом и интереснее. Кроме того, в этом году детям предстоит научиться решать генетические задачи на различные виды скрещивания. Мы советуем обратить особое внимание на решение задач, а также на закономерности наследственности и изменчивости.

interneturok.ru

Программа по биологии, 10 класс

п/п

Тема урока

Учебные единицы

ОМС ООП

Методы и методические приемы

Домашнее

задание

  1. Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)

1, 2

Инструктаж ТБ.

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Объект изучения биологии – живая природа. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Лекция с элементами беседы

§1,2

3, 4

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Лекция

§3,4.

  1. Клетка (10 часов)

1.

История изучения клетки.

Клеточная теория.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.

Семинар

§5,6

2. Химический состав клетки (4 часа)

1

Неорганические вещества клетки.

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

Работа с карточками

§7,8

Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

Лекция

§9,10

Органические вещества. Белки – биологические полимеры.

Функции белков

Лекция

§11

Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

Лекция

§12, 13

3. Строение прокариотической и эукариотической клеток (3 часа)

1.

Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации.

Семинар

§14,15

2.

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

Семинар

§16,17

3.

Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

ЛР №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Лабораторная работа

Лабораторная работа

§18,19

4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

1.

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Ген.

ДНК, удвоение ДНК, постоянство числа и формы хромосом. Ген, Генетический код.

Лекция

26,27

  1. Вирусы (1 час)

1.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Вирусы – неклеточные формы

Работа в группах

§20

  1. Организм (19 часов)

  1. Организм – единое целое.

Многообразие живых организмов. ( 1 час)

Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы

Лекция с элементами беседы

Записи в тетради

2.Обмен веществ и превращение энергии (2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов.

Самостоятельная работа

§21

Энергетический обмен в клетке.

Лекция

§22

Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез

Лекция

§24,25

  1. . Размножение (4 часа)

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов

Работа с карточками

§28, 29

Мейоз.

Лекция

§30

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение.

Семинар

§31

Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез.

Семинар

§32,33

4. Онтогенез (2 часа)

Онтогенез. Эмбриональный период

Индивидуальное развитие организма. Причины нарушения развития организмов.

Лекция с элементами беседы

§35,36

Онтогенез. Постэмбриональный период.

§37

5 . Наследственность и изменчивость (7 часов)

Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач.

§38,39

2.

Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

§40,41

3.

Взаимодействие неаллельных генов.

Лаб. Раб. № 2 «Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач».

§43

4.

Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

Строение и функции хромосом. ДНК-носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Хромосомная теория наследования

Лекция

§42

5.

Генетика определения пола

Репродуктивное здоровье

Доклады

§45

6.

Виды мутаций. Причины мутаций.

Методы исследования генетики человека.

Генетика и здоровье.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Лекция

§47,-51

7.

Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»

Обобщение

Контрольное тестирование

Тест

6.Основы селекции. Биотехнология (3 часа)

Основы селекции: методы и достижения.

Гибридизация, искусственный отбор

Доклады

Записи в тетради

Биотехнология.

Лабор. Работа № 3»Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследовании в биотехнологии».

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Лабораторная работа

Обобщение и повторение.

Обобщение и повторение.

Обобщение и повторение.

infourok.ru

Введение в общую биологию 10 класс профиль

ЛЕКЦИЯ № 1

Введение

Биология (от греч. вios – жизнь и logos – учение, наука) изучает жизнь во всех проявлениях: строение и развитие живых организмов, их функции, взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой. Биология относится к группе естественных наук наряду с математикой, физикой, химией и пр., объектом изучения которых является природа.

Термин «биология» впервые употребил в 1797 г Теодор Руз, а введен был в 1802 году Ж.Б.Ламарком для обозначения науки о жизни как особом явлении природы.

Современная биология – это интегрированная наука, комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития.

Общая биология – наука, изучающая общие свойства и закономерности развития живой природы.

Классификация биологических наук:

  • в зависимости от предмета исследования
    1. микробиология (царство бактерий)
    2. ботаника (царство растений)
    3. зоология (царство животных)

    4. микология (царство грибов)
    5. орнитология (птицы)
    6. лихенология (лишайники)
    7. вирусология (вирусы)
    8. бриология (мхи)
    9. альгеология (водоросли)
    10. ихтиология (рыбы)
    11. энтомология (насекомые)
    12. териология (млекопитающие)

  • в зависимости от изучения определенной стороны жизнедеятельности
    (специальные науки)
    1. эмбриология
    2. генетика
    3. физиология
    4. экология
    5. дарвинизм
    6. этология

  • науки, изучающие морфологические особенности организмов
    (сквозные науки)
    1. анатомия
    2. цитология
    3. гистология

  • интегрированные науки:
    1. биофизика
    2. биохимия
    3. молекулярная биология
    4. генная и клеточная инженерия
    5. биотехнология

Определение жизни

Объектом исследования общей биологии является жизнь – одна из высших форм движения материи, одна из альтернативных форм существования объективной реальности.

К материи относится все частицы и поля, из которых состоит окружающий нас мир. Материя непрерывно изменяется, движется. К низшим формам движения материи относятся физико-механическое и химическое, к высшим – биологическое и социальное.

Объективная реальность – это все то, что существует независимо от нашего сознания, независимо от наших взглядов, знаний, желаний. К объективной реальности относится материя, а также связанные с ней идеальные (нематериальные) явления и процессы, например, информация. С точки зрения биологии, объективная реальность существует одновременно в двух альтернативных формах: живой и неживой.

Классическое определение жизни дал Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

В настоящее время для определения жизни широко используется системный подход. Система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое. При этом свойства всей системы несводимы к сумме свойств составляющих её элементов.

На основе системного подхода можно дать следующее определение жизни (по М. В. Волькенштейну): «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Однако приведенные определения жизни, основанные на биохимическом подходе, не охватывают всего многообразия различий между живым и неживым. Биологические системы обладают рядом существенных особенностей, которые в неживых системах или вообще не обнаруживаются, или встречаются как исключение.

Единство химического состава – одинаковые хим. элементы входят в состав живой и неживой природы, но их соотношение неодинаковое.

Основные свойства (критерии) живых организмов:

  1. Высокоупорядоченное строение (молекулы БЖУ, клетка – единица структурная и функциональная, организм и т.д.)

  2. Энергозависимость – организм – это открытая система.

  3. Обмен веществ и энергии – метаболизм (ассимиляция и диссимиляция, обмен обеспечивает гомеостаз)

  4. Рост и развитие (развитие живой материи представлено онтогенезом и филогенезом). Закономерные изменения организмов во времени называют развитием.

  5. Самовоспроизведение – репродукция, размножение (половое и бесполое)

  6. Наследственность и изменчивость

  7. Саморегуляция – способность сохранять основные черты строения и функционирования при изменении окружающей среды

  8. Адаптация (приспособления)– особенности строения, функций и поведения соответствуют образу жизни. Биологическая целесообразность – относительная приспособленность к условиям существования.

  9. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций, связанных с различными периодами колебаний (суточные и сезонные)

  10. Раздражимость – ответная избирательная реакция организма на раздражение (внешнее воздействие)***

  11. Дискретность и целостность (лат. Discretus – прерывистый, состоящий из частей) – любая биосистема состоит из отдельных взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

Каждый организм, построенный из отдельных элементов, ведет себя в своей жизнедеятельности и взаимоотношениях со средой как единое целое, как система.

РАЗДРАЖИМОСТЬ

ТРОПИЗМЫ

ТАКСИСЫ

НАСТИИ

РЕФЛЕКСЫ

Изменения характера роста растений, (перемещение части растения, вызываемое и направляемое внешним стимулом)

Изменение характера движения (перемещение клетки или всего организма, вызываемое внешним стимулом.)

Ненаправленное движение части растения ответ на внешнее раздражение

Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

  • Гелиотропизм (фототропизм)
    (побеги «+», корни «-»)

  • Геотропизм
    (побеги «-», корни «+»)

  • Хемотропизм
    (корни «+»)

  • Гидротропизм
    (корни «+»)

  • Аэротропизм
    (пыльцевые трубки «-», корни «+»)

  • Гаптотропизм
    (твердая поверхность)
    «+» усики гороха к опоре

  • Фототаксис
    «+» растения,эвглена
    «-» тараканы, мокрицы)

  • Хемотаксис
    «+» сперматозоид к яйцеклетке
    «-» комар – репелленты

  • Аэротаксис
    «+» бактерии аэробы

  • Геотаксис (сила тяжести)
    «+»личинки планулы кишечнополостых опускаются на дно,
    «-»личинки эфиры кишечнополостных всплывают к поверхности воды

  • Магнитотаксис

  • Реотаксис (сопротивление среды)
    «+»бабочки летят против ветра

  • Безусловные

  • условные

Уровни организации живой материи:

1. Молекулярно-генетический уровень

На этом уровне происходит хранение, воспроизведение и начальная реализация наследственной информации. При хранении и воспроизведении наследственной информации возникают мутации – случайные, ненаправленные изменения генетического материала.

2. Клеточный уровень

Клетка – это элементарная биологическая система, обладающая всеми свойствами и признаками жизни. В сущности, жизнь начинается с клетки. На клеточном уровне протекают все обменные процессы. Упорядоченность и физиологическое единство обменных процессов обеспечиваются самой морфологической организацией клетки.

3. Онтогенетический (организменный) уровень

Онтогенезом называется индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы до гибели этого организма. В ходе развития формируются все признаки организма, составляющие его фенотип, то есть полностью завершается реализация наследственной информации. Поэтому именно онтогенез является объектом действия естественного отбора.

4. Популяционно-видовой уровень

Популяции являются конкретной формой существования видов, поэтому популяционный и видовой уровень объединяют вместе. На популяционно-видовом уровне в ходе естественного отбора происходит дифференциальное (неодинаковое) воспроизведение генотипов, изменяется генотипическая структура популяций, протекает эволюция видов.

5. Биогеоценотический уровень (биоценоз+экотоп=биогеоценоз)

Этот уровень включает конкретные естественноисторические сообщества организмов в единстве с их средой обитания. В биогеоценозах происходит круговорот веществ и поток энергии. Популяции разных видов взаимодействуют между собой и эволюционируют в составе конкретных биогеоценозов («биогеоценоз – арена первичных эволюционных преобразований»). Поскольку эволюционируют популяции, постольку эволюционируют и биогеоценозы.

6. Биосферный уровень (толщина биосферы 20-40 км)

Совокупность всех биогеоценозов образует биосферу. Биосфера – это геологическая оболочка Земли, сформировавшаяся в результате деятельности биологических систем. В результате исторического развития органического мира Земли осуществляется глобальный круговорот веществ с переносом и трансформацией энергии. Следовательно, на биосферном уровне жизнь выступает как космическое явление.

Все перечисленные уровни образуют иерархичную систему (соподчинение), в которой каждый уровень характеризуется собственной спецификой, а явления одного уровня не могут быть описаны на других уровнях.

Уровни организации

Биосистема

Элементы, образующие систему

Основные процессы

1. Молекулярный

клетка

атомы и молекулы БЖУ

Хранение, воспроизводство и начальная реализация наследственной информации(биосинтез белка)

2. Клеточный

клетка

органоиды

Способность к воспроизведению, запас и расход энергии, вкл различных хим.элементов в состав клетки

3. Организменный

(онтогенетический)

организм

системы органов

Процессы онтогенеза: реализация наследственной информации, формируются характерные особенности данного вида.

4. Популяционно-видовой

популяция

(генетически открытые системы)

особи

Рождаемость, смертность, выживаемость, структура популяции, плотность, численность.

Изменчивость и естественный отбор

5. Биогеоценотический

биогеоценоз

популяции

Потоки энергии и круговорот веществ

6. Биосферный

биосфера

биогеоценозы

Взаимодействие живого и неживого, влияние хоз. деятельности человека на природу, биологический круговорот веществ и энергии в масштабах всей планеты.

Методы изучения биологии:

  1. Наблюдение – МИЖП в обычной обстановке

  2. Описание

  3. Сравнение – нахождение общих закономерностей и различий.

  4. Исторический – МИЖП, при котором познание процессов развития живой природы строится на основе данных о современном органическом мире и его прошлом.

  5. Эксперимент (опыт) – МИЖП в специально измененных человеком условиях.

  6. Моделирование – имитирование процессов, недоступных для наблюдения или экспериментального воспроизведения.

  7. Инструментальный – микроскопия, центрифугирование, радиолакация.

Методы изучения клетки:

  1. Световая микроскопия (увеличение до 3000 раз)

  2. Электронная микроскопия (увеличение в десятки и сотни тысяч раз)

  3. Изучение фиксированных клеток:
    -цитохимический метод (исследование химической организации клетки и процессов обмена веществ)
    -метод авторадиографии (изучение биохимических процессов в динамике – введение в клетку радиоактивных изотопов)

  4. Витальное (прижизненное) изучение клеток (изучение свободноживущих простейших организмов, клеток культуры тканей и клетки крови)

  5. Метод культуры тканей (изучение клеток, способных к автономному росту)

  6. Метод фракционирования клетки (дифференциальное ультрацентрифугирование)

  7. Рентгеноструктурный анализ (изучение конфигурации молекул белка, нуклеиновых кислот.)

  8. Микрохирургия (операции на клетке и органоидах)

Методы изучения человека:

  1. Генеалогический

  2. Близнецовый

  3. Цитогенетический

  4. Популяционно-статистический

  5. Биохимический

Значение биологии:

Вот уже несколько десятилетий человечество является свидетелем бурного прогресса биологии. Именно от биологии ждут решения важных проблем, связанных с сохранением окружающей среды, обеспечением продовольствием, здоровьем людей.

Области применения биологических знаний:

  1. селекция

  2. агрономия и агротехника (биологические методы борьбы с вредителями)

  3. медицинская генетика (ранняя диагностика, профилактика и лечение наследственных заболеваний)

  4. генная и клеточная инженерия – методы промышленного получения БАВ (ген, отвечающий за выработку инсулина встроен в геном кишечной палочки, получение соматропина – гормона роста, вакцин и иммуногенных препаратов, замещение дефектных генов)

  5. медицина (учение об иммунитете, микробиология и паразитология, тканевая несовместимость при пересадке органов и пути её преодоления)

  6. биотехнология (практическое использование достижений биологии в промышленных масштабах) бионика (принципы строения живых система используются в машиностроении, кораблестроении, создании уникальных механизмов и приборов)

  7. охрана природы, экология, рациональное использование природных ресурсов

В современном органическом мире выделяют неклеточные и клеточные формы жизни.

Неклеточные формы: царство Вирусы (ДНК и РНК содержащие)

Клеточные формы: Прокариоты – царство Бактерии, Эукариоты – царства Р, Г и Ж

infourok.ru

Методическая разработка по биологии (10 класс) на тему: Биология 10 класс ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

ТЕМА 1.

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

КРИТЕРИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1. Основные вопросы теории

Биология – наука о жизни (с греч. bios – жизнь, logos – учение, наука).

1779 г. – Т. Руз впервые употребил термин «биология». 1802 г. – Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». (Ф. Энгельс)

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». (М.В. Волькенштейн)

Биологические науки

от объекта

исследования

сквозные

специальные

ботаника

альгология

лихенология

бриология

дендрология

микология

зоология

энтомология

ихтиология

орнитология

териология

микробиология

вирусология

паразитология

систематика

палеонтология

морфология

анатомия

физиология

биогеография

цитология

гистология

эмбриология

биохимия

молекулярная биология

генетика

эволюционное учение

экология

этология

гигиена

Критерии живых систем

1. Метаболизм – обмен веществ.

Метаболизм

анаболизм,

катаболизм,

или ассимиляция,

или диссимиляция,

или пластический обмен

или энергетический обмен

2. Репродукция – самовоспроизведение.

Размножение

половое

бесполое

3. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе – носители генетической информации – ДНК, РНК.

4. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.

5. Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием.

Развитие живой формы материи

онтогенез

филогенез

(индивидуальное развитие)

(историческое развитие)

6. Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.

тропизмы

настии

таксисы

рефлекс

изменение

характера роста

движение отдельных частей растительного организма

изменение характера движения

ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой

у растений: геотропизм, гелиотропизм

движение листьев к свету

у простейших: хемотаксис, фототаксис

у многоклеточных животных

7. Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.

8. Дискретность. Каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

9. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные и сезонные ритмы).

10. Энергозависимость. Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.

11. Единство химического состава.

Для определения живого все критерии нужно использовать в совокупности.

Уровни организации живой материи

Живая природа представляет собой целостную, сложно организованную, иерархическую систему. Выделяют следующие связанные между собой уровни организации живой материи.

Уровни

организации

Биологическая

система

Элементы,

образующие систему

1. Молекулярный

Клетка

Молекулы неорганических и органических веществ

2. Клеточный

Клетка

(организм)

Органоиды

3. Организменный

Организм

Системы органов

4. Популяционно-видовой

Популяция

Особи

5. Биогеоценотический

Биоценоз

Популяции

6. Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы

Методы исследования живой природы

  1. Наблюдение (описание биологического явления).
  2. Сравнение (находит общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов).
  3.  Эксперимент, или опыт (изучает свойства биологических объектов в контролируемых условиях).
  4. Моделирование (имитируются многие процессы, недо-ступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения).
  5. Исторический метод (на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы).
  6. Инструментальные методы (микроскопия (световая и электронная), центрифугирование, хроматография, электроэнцефалография, радиолокация и т.д.).

2. Тесты с выбором одного правильного ответа

  1.  Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых
систем;

г) строение и функции растений и животных.

2. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществами, энергией, информацией?

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

г) на клеточном.

3. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) организменный.

4. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

а) экспериментальный;

б) микроскопия;

в) сравнительно-исторический;

г) метод наблюдения и описания объектов.

5. Живые системы считаются открытыми, потому что:

а) они построены из тех же химических элементов, что и неживые;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой;

в) они обладают способностью к адаптации;

г) они способны размножаться.

6. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

7. Какой из уровней жизни является первым надорганизменным?

а) биосферный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) организменный.

8. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) систематика;

г) эмбриология.

9. Изучением роли митохондрий в метаболизме занимается наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) органическая химия;

г) молекулярная биология.

10. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

а) окрашивание;

б) центрифугирование;

в) моделирование;

г) биохимический.

11. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

а) клеточный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) биосферный.

12. Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов, изучает раздел науки:

а) палеонтологии;

б) молекулярной биологии;

в) сравнительной физиологии;

г) экологии.

13. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

а) морфология;

б) систематика;

в) экология;

г) физиология.

14. Палеонтология – наука, которая изучает:

а) ископаемые остатки организмов;

б) причины мутаций;

в) законы наследственности;

г) зародышевое развитие организмов.

15. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:

а) организменный;

б) биогеоценотический;

в) биосферный;

г) популяционно-видовой.

16. В ходе пластического обмена происходит:

а) окисление глюкозы;

б) окисление липидов;

в) синтез неорганических веществ;

г) синтез органических веществ.

17. Изменение структуры хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования;

б) гибридологического;

в) цитогенетического;

г) биохимического.

18. Гомеостаз – это:

а) обмен веществ и превращение энергии;

б) регулярное снабжение организма пищей;

в) поддержание постоянства среды;

г) поддержание изменчивости организма.

19. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

а) лизосомы;

б) рибосомы;

в) клеточный центр;

г) хлоропласты.

20. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи:

а) рост;

б) движение;

в) раздражимость;

г) ритмичность.

3. Установите соответствие

1. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

2. Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится.

Характеристика

Уровень организации

А) состоит из биологических макромолекул.

Б) элементарной единицей уровня служит особь.

В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.

Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.

Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.

1) молекулярный;

2) организменный.

nsportal.ru

Программа по биологии (10-11 класс)

Пояснительная записка .

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс биологии относится к области естественнонаучных предметов. Биология вооружает школьников научным методом познания позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 10-11классах продолжается знакомство с методами научного познания, формирование основных биологических понятий, предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Общая биология 10-11 класс автор Пасечник В.В.. – М., Дрофа, 2009 год.

Биологические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов биологии, химии, физики, географии. В соответствии с учебным планом курсу биологии предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области биологии. В свою очередь, содержание курса биологии основной и средней школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории.

Место предмета в учебном плане. Предмет биология входит в инвариантную часть учебного плана школы. В средней школе 10,11класс отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Количество часов для проведения контрольных и лабораторных работ представлено в таблице:

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных и информационных областях.
Цели и задачи биологического образования в средней школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

– овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

– формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Содержание учебного предмета

10 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук. Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

II. Основы цитологии

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной естественнонаучной картины мира.
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, и их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клеток и организма.
Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки. ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка.

III. Размножение, индивидуальное развитие организмов.

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушения развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

IV. Основы генетики.

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.
Молекулярные структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и РНК и трансляции. Хромосомная и нехромосомная наследственность. Связь между генами и признаками.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Многогибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллеи.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследования признаков, сцепленных с полом. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генетические мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

V. Генетика и человек

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Характер наследственности признаков человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование.

11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Основы учения об эволюции

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
II. Основы селекции и биотехнологии.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

III. Антропогенез

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека,

позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции

человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

IV. Основы экологии

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литсфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

V. Эволюция биосферы и человечества

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

infourok.ru

Материал по биологии (10 класс) на тему: Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

                   

                    Методическая разработка урока

                                по биологии 10 класс

            Тема урока: «Состав и функции белков»

                                                                                                                             Составила

                                                                                                        учитель биологии и химии

                                                                                                        Тростина Н.А. МКОУ                        

                                                                                                        Купреевская СОШ

                               Пояснительная записка

     В 10 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уроках её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

    Учебный курс «Биология», в содержание которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся  эмоционально-ценностное отношение к научному материалу, создать условия для формирования компетенция в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

    Результаты изучения предмета в школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.  

 Данная методическая разработка  является одним из вариантов проведения урока по теме «Состав и функции белков» по учебнику Биология.  Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника . Общая биология 10-11  класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений . – М.: Дрофа, 2013.  В ней отражена попытка реализовать требования ФГОС  в основе которого лежит  системно – деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в  формировании деятельностных способностей у  обучающихся.

                     

     

                                                                                                     Тростина Наталья Аскольдовна

                                                                                                        учитель биологии и химии  

                                                                                   МКОУ   Купреевская СОШ д.Купреево

Класс 10 

Тема урока: «Строение и функции белков».

Целевые установки урока:

Личностные: 

Стремление  к истине и познанию;

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:

Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки  смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.

  • Развивать умения учащихся в сфере ИКТ,  работать над созданием коллективного продукта  

Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков,   иллюстрировать     примерами значение органических веществ  в природе  и жизни

               человека.  

.  

Средства обучения: компьютер, презентация, ЦОРы,  источниковый текст, оборудование для проведения лабораторных работ.

Формы и методы достижения планируемых результатов

1.Работа в группах/парах

2.Самостоятельная  индивидуальная  работа

Ключевые понятия  урока

1.Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные

                 вещества.

2.Первичная, вторичная , третичная и четвертичная структура.

3.Денатурация.

          Учащиеся должны знать:

         -состав, строение функции органических веществ, входящих в состав живого.

         Учащиеся должны уметь:

        -проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств     органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.

                 Ход урока

I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание.

Цели деятельности:

– мотивировать учащихся к изучению темы «Строение и функции белков»;

– стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;  

– проявлять позитивное отношение к процессу обучения.

Проведем   ряд простых опыты, доказывающих  наличие в растительных  клетках  органических веществ ( в целях экономии времени опыты проводим на перемени с группой консультантов,  на уроке озвучиваем только результат)

 Возьмите немного пшеничной муки. Муку получают, размалывая на мельницах зерна пшеницы. Заверните муку в марлю и тщательно промойте в стакане с водой. Какой стала вода в стакане? Развернем теперь марлю. Что осталось в ней? А в марле осталось клейкое вещество- оно так и называется “клейковина”. Это и есть растительный белок.

Вывод: В клетках  растений обнаружили  белки.

 Во всех клетках живых организмов присутствуют белки  (положение  клеточной теории о сходстве химического состава)

  • Целеполагание.
  •  Сегодня на уроке:
  • Изучаем: строение и функции белков.
  • Выявляем  их роль в  биологических системах
  • Находим  примеры  в природе  и жизни человека, связанные с наличием  белков  в клетке и организме.

Психологический настрой

 На доске записано слово «Молодец!»

Учитель:   работаем на позитиве- не скупимся оценивать свою достойную работу и работу одноклассников поощрительным словом  «Молодец!»

     II этап. Учебно-познавательная деятельность (карточки свопросами)

Цели деятельности: познакомить с особенностями строения, функций и значения     белков. в клетке.

План изучения

  1. Состав белков.
  2. Структуры белков.
  3. Функции белков.

         

ПОДУМАЙ!

  1. Почему  медведь никогда не ляжет в спячку не набрав  должное  количество  жира? (энергетическая функция)
  2. У китов  слой жира  может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир  легче  воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)

Изучаем белки

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы  и озвучивания  анимации. Функции белков.

2. Наблюдаем ферментативную функцию белков «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля»

     Форма работы учащихся – в парах. 

 Задание 1. В изучаемом параграфе найдите информацию о составе  белка  (см.учебник ри.12, 13, стр. 41)

  1. Какие химические элементы образуют белковую молекулу?
  2. Чем протеины отличаются от протеидов?
  3. Все ли существующие аминокислоты способны образовывать белковую молекулу?

 Задание 2. Изучите текст учебника на стр. 43 рис.14.

  1. Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
  2. Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?
  3. Что собой представляет первичная структура белка?
  4. Чем пептид отличается от полипептида?

        Задание 3. «Вторичная структура белка» (см. учебник рис.14 стр.43)

  1. Какова пространственная конфигурация вторичной структуры белка?
  2. Благодаря чему молекула белка удерживает данную структуру?
  3. В чем необходимость поддержания данного уровня белка?

  Задание 4.»Третичная и четвертичная структуры белка» (см.учебник рис.14 стр.43).

  1. Какова пространственная конфигурация третичной структуры белка?
  2. Для чего возникает третичная структура белка?
  3. Что определяет специфическую активность белка?

Задание 5. Изучите  текст учебника   на стр.44-45 и заполните  таблицу.

№ п/п

       Функции

       белков

                                 Значение

 1.

Строительная

Участвует в образовании клеточных мембран

 2.

Каталитическая

Ускоряют  химические реакции

 3.

Двигательная

Специальные сократительные белки участвуют во всех видах движения

 4.

Транспортная

Перенос газов и глрмонов в ткани и организм

 5.

Защитная

Образует особые белки-антитела

 6.

Энергетическая

При расщеплении 1 г. Белка выделяется 17,6 кДж энергии

     III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности:  :

– использовать полученные знания при  решении практико-ориентированных заданий  

– оценивать результат учебной деятельности.  

         ПОДУМАЙ!            

  1. Как спирт  влияет на белковую молекулу?

Инструктивная карточка

В пробирки наливаем по 5 мл белка куриного яйца и добавляем  70% раствор спирта. Стеклянной палочкой в каждой пробирке все быстро перемешиваем.
Что наблюдаем: (структура белковой молекулы разрушается под действием 70%   раствора спирта, так как белковые молекулы теряют воду, а сам белок сворачивается -денатурирует ).

Вывод  Произошло  нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.

  Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие

Самостоятельная работа учащихся по отработке основных терминов и понятий.

                                                  Тест

1.Из названных соединений выберите  структурный компонент белка:  

а) нуклеотид;

б) аминокислота;

в) глюкоза.

2.Назовите белки-катализаторы:

а)  гормоны:

б) ферменты;

в) антиоксиданты.

3.Какая химическая связь участвует в образовании первичной структуре белка?

а) водородная;

б) пептидная;

в) сульфидная

4.Вторичная структура, как правило, имеет формы:

а) спирали;

б) глобулы:

в) вытянутой цепи.

5.Третичная структура имеет конфигурацию:

а) спирали;

б) складок;

в) глобулы.

6.Синонимом понятия «белок» является термин:

а) липид;

б) полипептид;

в) нуклеотид.

7.Белки, выполняющие защитные функции, называются:

а) антигенами;

б) гормонами;

в) антителами.

 IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности: научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценить результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.

За что бы  и на каком этапе урока я себе сказал бы « Молодец!» Кого бы еще  похвалил на уроке?

Домашнее задание:$11, записи в тетради, ответить на вопрос «Что такое денатурация? Каковы её причины?

 

Используемая литература

  1. Биология. Авторы А.А.Каменского, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечника.
  2. Краткий справочник школьника 5-11 классы /П.И. Алтынов, П.А. Андреев- Москва: Изд-во  Дрофа, 1998. – 624 с

nsportal.ru

Рабочая программа по биологии (10 класс) по теме: Спецкурс “Комплексная подготовка к ЕГЭ по биологии 10-11 класс”

           

                                                       

                  Рабочая программа:   спецкурс

«Комплексная подготовка к ЕГЭ по биологии 10-11 класс»

                                               Составил учитель биологии

                                                                 Кускова Тамара Георгиевна

                                                                 МКОУ «СОШ №23»

                                                                 п. Айхал

                                                                 Мирнинский район РС (Я)

        

               

                                                Пояснительная записка.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях в 10-11-хклассах. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания,полученные на таких занятиях по биологии,должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия,и помочь детям при сдаче ЕГЭ по биологии.

Данный курс расчитан на 1 часа в неделю, 34 часов в год в 10 классе и 34 часов в год в 11 классе.  Т.к. программа общей биологии учащимися была пройдена в 9 классе, целесообразно объеденить учащихся 10-х и 11-х классов в одну учебную группу, и проводить занятия согласно календарному планированию.

Данный курс поделен на несколько модулей, т.к. программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Несколько модулей расчитаны не только на теоретическую часть, но и на практическую-например, решение генетических задач, а так же решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка, решение типовых тестов ЕГЭ за предыдущие года. Поэтому целесообразно выделить несколько часов для решения данной части программы. Вся программа поделена на два года: для 10 класса и для 11 класса.

                                                  10 класс

1 модуль: Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. – 5ч.

Предмет и методы биологии, свойства живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле. Науки, входящие в состав биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

2 модуль: Химический состав живых организмов  -5ч.

Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение.

3 модуль: Строение клетки. – 5ч.

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.

4 модуль: Обмен веществ и превращение энергии. -5ч.

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.

5 модуль: Размножение и индивидуальное развитие организмов. -5ч.

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

6 модуль: Генетика и селекция. – 5ч.

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

7модуль: Эволюция. – 2ч.

Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.

8 модуль: Тестирование учащихся по пройденным темам курса — 2ч

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам.

                                                       11 класс

9 модуль: Повторение пройденного материала за 10 класс — 5ч

Повторение теоретического материала 10 класса. Решение типовых заданий ЕГЭ.

10 модуль: Экология и учение о биосфере. – 4ч.

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

11 модуль: Многообразие живых организмов. – 3ч.

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

12 модуль: Царство растения. – 5ч.

Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений:вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и класса Двудольные растения.

13 модуль: Царство животные. – 8ч.

Подцарство Простейшие(Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Пукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные.

14 модуль: Человек и его здоровье. – 6ч.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельнось человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.

15 модуль: Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет — 3ч

Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет, ориентированность на задания части С.

                                   

                                    Календарно- тематическое планирование

N

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

1

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

5 ч

Предмет и методы биологии, свойства живой материи

1 ч

конспект

решение тестов ЕГЭ

Уровни организации живой материи. Происхождение жизни на Земле

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Науки, входящие в состав биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

2

Химический состав живых организмов

5 ч

Элементный и молекулярный состав. Вода, минеральные соли

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Углеводы, строение и функции. Липиды, строение и функции

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Белки,их строение и функции. Нуклеиновые кислоты,их строение

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

2 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

3

Строение клетки

5 ч

Типы клеточной организации.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма. Строение клетки:  ядро

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Строение клетки:  одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Основные различия клеток прокариот и эукариот.

1 ч

Конспект, решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ.

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

4

Обмен веществ и превращение энергии.

5 ч

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен)

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

АТФ и её роль в метаболизме.

конспект решение тестов ЕГЭ

 Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

тесты решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

тесты решение тестов ЕГЭ

5

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Воспроизведение клеток: митоз. Воспроизведение клеток: мейоз

конспект решение тестов ЕГЭ

Размножение организмов.

конспект решение тестов ЕГЭ

Индивидуальное развитие организмов.

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

тесты решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)

тесты решение тестов ЕГЭ

6

Генетика и селекция. 

5 ч

Наследственность и изменчивость

конспект решение тестов ЕГЭ

Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание

конспект решение тестов ЕГЭ

Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики

конспект решение тестов ЕГЭ

Селекция, центры происхождения культурных растений.

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

тесты решение тестов ЕГЭ

Эволюционное учение Ч.Дарвина

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Развитие органического мира

конспект решение тестов ЕГЭ

Происхождение человека.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

8

Тестирование учащихся по пройденным темам курса

2 ч

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В)

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть С)

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

9

Повторение пройденного материала за 10 класс

5 ч

Повторение теоретического материала 10 класса.

3 ч

конспекты решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ

2 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

10

Экология и учение о биосфере

4 ч

Экологические факторы.

1 ч

конспекты решение тестов ЕГЭ

Популяции.

1 ч

конспекты решение тестов ЕГЭ

Экологические системы. Понятие о биосфере.

1 ч

конспекты решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

11

Многообразие живых организмов

3 ч

Вирусы.

Бактерии.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Грибы. Лишайники

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

12

 Царство растения

Подцарство низшие растения, водоросли

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Ткани и органы высших растений:вегетативные органы и генеративные органы высших растений.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Семейства класса Однодольные.  Семейства класса Двудольные

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

13

Царство животные

8 ч

Подцарство Простейшие(Одноклеточные)

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Тип Моллюски

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Тип Членистоногие Класс Ракообразные, паукообразные, насекомые.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Тип Хордовые, класс Ланцетники Класс  Рыбы Класс  Земноводные

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Класс Пресмыкающиеся. Класс Млекопитающие

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

14

Человек и его здоровье.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система,  первая помощь при кровотечениях.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Нервная система и высшая нервная деятельнось человека. Органы чувств Анализаторы

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции Размножение и развитие человека.

1 ч

конспект решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В,С)

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

15

 Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет

 3ч

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

2 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

1 ч

тесты решение тестов ЕГЭ

                                              Литература:

  1. Анатомия и физиология человека /Сост. Е.П. Сидоров. – М: МП «Поликоп» и СП «Маркетинг — 21», 1991.
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 по биологии. – Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для подготовки единого государственного экзамена 2012 по биологии. – Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».
  4. Колесников С.И. Биология: Пособие – репетитор. – М. ИКЦ «МарТ», 2008
  5. Лернер Г.И. Биология. Репетитор. ЕГЭ 2012. – М.: ЭКСМО, 2012.
  6. Лернер Г.И. Биология: сборник заданий. ЕГЭ 2013.  –  М.: ЭКСМО, 2012.
  7. Мамонтов С.Г. Биология: Справ. Издание. – М: Высшая школа, 1992.
  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М: Просвещение, 1994
  9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010,2011,2012,2013гг: Биология /Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель,2009.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *