1 класс

Физика учебник генденштейн 11 класс – Физика, 11 класс, Часть 1, Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., 2012

Физика 11 класс Учебник Генденштейн Дик часть 1

л. Э. Геидеиштейи Ю. И. Дик
КЛАСС I двух частях ЧАСТЬ 1
для учащихся
общеобразовательных организаций
БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ
Под редакцией В. А. Орлова
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва 2014
УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721 Г34
Генденштейн Л. Э.
Г34 Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1 : учебник для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) / Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик ; под ред. В. А. Орлова. — М. : Мнемозина, 2014. — 384 с. : ил.
ISBN 978-5-346-02898-7
в учебнике изложены основы электродинамики, оптики, квантовой физики, атомной физики, астрофизики и элементы теории относительности. Учебник предназначен для изучения физики на базовом и углублённом уровнях в соответствии с ФГОС. Используется системно-деятельностный подход в обучении, способствующий формированию универсальных учебных действий. Многие задания погружены непосредственно в текст параграфа, поэтому параграфы можно использовать как сценарии уроков. В каждой главе имеется раздел ♦Готовимся к ЕГЭ. Ключевые ситуации в задачах». Цветные иллюстрации делают учебник наглядным, доступным и интересным для учащихся.
УДК 373.167.1:53 ББК 22.3я721
Учебное издание
Генденштейн Лев Элевич, Дик Юрий Иванович
ФИЗИКА
11 класс В двух частях Часть 1 УЧЕБНИК
для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни)
Формат 60×90 Vie. Бумага офсетная № 1. Гарнитура ♦Школьная».
Печать офсетная. Уел. печ. л. 24,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 3873.
Издательство ♦Мнемозина».
105043, Москва, ул. 6-я Парковая, 296.
Тел.: 8 (499) 367 5418, 367 6781.
E-mail: [email protected] www.mnemozina.ru
ИНТЕРНЕТ-магазин.
Тел.: 8 (495) 783 8284, 783 8286. www.shop.mnemozina.ru
Отпечатано в ОАО ♦Первая Образцовая типография», филиал ♦Ульяновский Дом печати».
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
ISBN 978-5-346-02877-2 (общ.) ISBN 978-5-346-02898-7 (ч. 1)
© ♦Мнемозина», 2014 © Оформление. еМнемозина», 2014 Все права защищены
ИЗУЧАЕМ ФИЗИКУ
ВМЕСТЕ
Расскажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь.
Конфуций
Изучить физику — это значит научиться решать задачи!
Почему физику считают самым трудным школьным предметом? Конечно, из-за задач!
Однако, если вы научитесь решать задачи по физике, она превратится из самого трудного предмета в самый интересный. Ведь решение задач требует смекалки, а кто из вас не любит компьютерных игр или детективных историй, где нужна смекалка и где догадка доставляет радость!
Надеемся, что этот учебник станет вашим добрым помощником в обучении решению задач. Живая ткань физики не разрезана здесь на «теорию» и «задачи» (давайте, мол, сначала выучим теорию, а потом будем применять её к решению задач).
Дело в том, что разделение физики на «теорию» и «задачи» искусственно’, ведь все физические теории учёные строили, решая конкретные задачи, а понять теорию можно, только решая задачи!
Мы предлагаем вам изучать физику ВМЕСТЕ. Вы скоро убедитесь, что сами можете легко вывести большинство формул (мы будем всё время помогать вам!). И тогда вы действительно поймёте их и научитесь ими пользоваться.
Вместе с вами мы будем исследовать ситуации, лежащие в основе подавляющего большинства экзаменационных задач. Таких ситуаций (мы называем их ключевыми) во много раз меньше, чем разных задач. Поэтому исследовать все ключевые ситуации можно, а запомнить решения всех задач невозможно.
Научившись исследовать, вы не растеряетесь на экзамене перед новой задачей, потому что с помощью исследования можно решить даже довольно трудную задачу. «Подстановкой формул» тут не обойтись: надо понимать, о каких явлениях идёт речь и каковы их особенности. Заучив же решения даже тысяч задач, вы не сможете решить новую задачу, отличающуюся от заученных. А такие задачи будут!
Как построен этот учебник?
Учебник является двухуровневым и предназначен для изучения физики на базовом и углублённом уровнях. В связи с этим главы учебника разделены на две части.
Первая часть главы соответствует базовому уровню. Она содержит все необходимые описания опытов, факты и формулы. Эта часть предназначена всем учащимся.
Вторая часть главы под рубрикой * Готовимся к ЕГЭ: ключевые ситуации в задачах^ предназначена тем, кто изучает физику на углублённом уровне (или, занимаясь на базовом уровне, готовится сдавать ЕГЭ по физике). Изучая вторую часть главы, вы сможете принять участие в совместном исследовании ключевых ситуаций.
В тексте каждого параграфа содержится много заданий. Их достаточно для тех, кто изучает физику на базовом уровне. Дополнительные задания, помещённые в конце параграфов, предназначены в основном для углублённого изучения физики.
Действуй!
Сколько бы вы ни смотрели на игру в футбол, вы не сможете после этого играть сами. Научиться чему-либо можно только действуя: другого способа научиться нет\
Поэтому сразу берите ручку и начинайте вместе с нами решать задачи буквально с первой страницы учебника.
Мы всё время будем рядом: к трудным задачам мы подобрали более простые подготовительные, ко многим заданиям даём подсказки и указания.
Не сдавайтесь, и вы научитесь решать задачи!
Углубить и расширить свои знания, а также узнать о других учебных проектах можно с помощью интернет-ресурсов, приведённых на стр. 367.
Часть 1
УЧЕБНИК
Электродинамика
Глава 1 Магнитное поле
Глава 2 Электромагнитная индукция
Колебания и волны
Глава 3 Колебания Глава 4 Волны
Оптика
Глава 5 Геометрическая оптика Глава б Волновая оптика
Теория относительности
Глава 7 Элементы теории относительности
Квантовая физика
Глава 8 Кванты и атомы
Глава 9 Атомное ядро и элементарные частицы
Астрономия и астрофизика
Глава 10 Солнечная система
Глава 11 Звёзды, галактики. Вселенная
Глава 1 МАГНИТНОЕ ПОЛЕ
ЦТ
Ц7
Рис. 1.1
§ 1. МАГНИТНЫЕ взаимодействия. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТОВ
Свойства постоянных магнитов уже знакомы вам из курса физики основной школы. Вспомнить их вам помогут следу-ющ;ие задания.
1. На рисунке 1.1 схематически изображены опыты по взаимодействию двух полосовых магнитов. Какой цифрой обозначен северный полюс расположенного справа магнита на рисунках а и б?
0 2. Какой магнитный полюс Земли находится вблизи её Северного географического полюса — северный или южный? Обоснуйте свой ответ.
Подсказка. Воспользуйтесь тем, что магниты притягиваются разноимёнными полюсами.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОВОДНИКОВ С ТОКОМ Взаимодействие прямолинейных проводников с током
В начале 19-го века датский физик X. Эрстед обнаружил, что находяш;аяся вблизи проводника магнитная стрелка поворачивается, если включить в проводнике ток. Это означало, что проводники с током обладают магнитными свойствами.
Французский физик А. Ампер решил изучить на опыте: как взаимодействуют проводники с током?
VLB Поставим опыт_________________________________
Расположим два прямолинейных проводника^ параллельно друг другу.
Если по ним текут токи в одном направлении, проводники притягиваются (рис. 1.2, а).
‘ Обычно в этом опыте в качестве проводников используют ленты из фольги.
Рис. 1.2
Если же токи в параллельных проводниках текут в противоположных направлениях, то проводники отталкиваются (рис. 1.2, б).
0 3. Почему взаимодействие проводников с током нельзя рассматривать как электрическое?
Единица силы тока
Взаимодействие проводников с током используют для определения единицы силы тока в СИ.
В честь А. Ампера единицу силы тока назвали ампер (обозначают А).
Если сила тока в каждом из двух параллельных бесконечно длинных проводников очень малого сечения, расположенных на расстоянии 1 м друг от друга, равна 1 А, причём ток в проводниках направлен одинаково, то эти проводники притягиваются с силой, равной 2 • 10Н на каждый метр длины.
Напомним: единица электрического заряда кулон (Кл) связана с единицей силы тока ампер соотнопгением 1 Кл = 1 А • 1 с. Взаимодействие витков и катушек с током
Заменим прямолинейные проводники круговыми витками с током.
4. На рисунке 1.3 изображены круговые витки и показано направление тока в каждом из них. В каком случае (а или б) витки будут притягиваться, а в каком — отталкиваться? а б
Подсказка. Сравните взаи- Рис. 1.3
модействие витков и прямолинейных проводников.
На рисунке 1.4 схематически изображен аналогичный опыт для катушек с током. Мы видим, что катушки с током взаимодействуют подобно полосовым магнитам: у таких катушек тоже есть «одноимённые» и «разноимённые» полюса.
f^5. Какой цифре (1 или 2) •^соответствует знак «плюс» на рисунках 1.4, а и 67
3. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА В

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник по физике 11 класс Генденштейн Дик часть 1 читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по физике за 11 класс — Генденштейн Дик часть 1. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168;


169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339; 340; 341; 342; 343; 344; 345; 346; 347; 348; 349; 350; 351; 352; 353; 354; 355; 356; 357; 358; 359; 360; 361; 362; 363; 364; 365; 366; 367; 368; 369; 370; 371; 372; 373; 374; 375; 376; 377; 378; 379; 380; 381; 382; 383; 384; 385; 386


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

ГДЗ по Физике за 11 класс Генденштейн Л.Э, Дик Ю.И. Базовый уровень

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

  • 2 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Технология

  • 3 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Испанский язык

  • 4 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

megaresheba.ru

Рабочая программа по физике (11 класс) на тему: Рабочая программа по физике 10-11 классы. УМК Генденштейн

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая  адаптированная программа 10-11 класса составлена на основании:

  1. Закона РФ « Об образовании» (ст.7),
  2.  Постановления Правительства от 19.03.2001года №196 о «Типовом  положения об общеобразовательном учреждении»,
  3. Приказа Минобразования России от 5 марта 2004года №2089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего. и среднего (полного) общего образования»,
  4. Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для  обязательных  учреждений Российской Федерации, реализующих  программы общего образования»
  5. Письма Минобрнауки России  от 01.04.2005года №03 – 417 « О перечне учебного компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»,  
  6.  Приказа Минобрнауки России от20 августа2008года №241 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для  обязательных  учреждений Российской Федерации, реализующих  программы общего образования»,
  7. Приказа Минобрнауки России от 23. 12 2009 года №822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения, реализующие образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию , на2010 – 2011учебный год».
  8. Приказа  Министерства общего и профессионального образования РО от 29.03.2010года №214 « О формировании учебных планов Ростовской области для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы в2010 -2011 учебном году»
  9. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2010 года №889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные  приказом Министерства образования  Российской Федерации  от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для  обязательных  учреждений Российской Федерации, реализующих  программы общего образования»
  10. Приказа  Министерства общего и профессионального образования РО  от 22.11.2010года №913 « О внесении изменений в приказ от 29.03.2010года №214 « О формировании учебных планов Ростовской области для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы в2010 -2011 учебном году»
  11. Постановления Государственного санитарного врача  РФ от24 декабря 2011года №189 «  Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 -10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»
  12. Приказа Министерства общего и профессионального образования РО   от 16.06.1011года№478 « О внесении изменений в приказ  от 29.03.2011года №212

13. Минимума содержания образования по физике для школ базового уровня образования.

       14. Федерального компонента Государственного стандарта      среднего ( полного) общего  образования на базовом уровне. по физике

       15.На основе примерной программы по физике Л.Э.Генденштейна, Ю.И. Дика, Л.А. Кирик, В.А.Коровина.

       16.    Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10—11-й классы).2004г.

   Физика является наиболее общей из наук о природе: именно при изучении физики ученик открывает для себя основные закономерности природных явлений и связи между ними. Изучение физики в 10—11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры. Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают  основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

   Программа даёт возможность подготовиться к ЕГЭ по физике наиболее успевающим учащимся. Для этого разработан вариант поурочного планирования на 3 ч в неделю. Третий час в неделю (из школьного компонента) предлагается использовать в основном для решения задач и подготовки к ЕГЭ.

  Эффективное изучение учебного предмета предполагает  преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. В данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы, так как  среди старшеклассников,  изучающих физику  на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе.

    Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10—11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы  фокусируется  внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращается внимание на  взаимосвязь теории и практики.  

    В 10 -11 классе предмет физика изучается на основе преемственности, когда ранее полученные знания устанавливают новые связи  в изучаемом материале. В данной программе предусматривается повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе основной школы. В 10 — 11 классе изучаются основы физических теорий и их важнейшие применения.  Внимание учащихся фокусируется на центральной идее темы и ее практическом применении, взаимосвязи теории и практики. Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности    и уровень математической подготовки учащихся.  

В 10 классе изучаются  разделы:  Физика и методы научного познания , Механика, Молекулярная физика и термодинамика ,Электростатика,  резерв учебного времени  .Реализуется через учебный план: 35 учебных недель —  105ч годовых при 3 часах в неделю из них  2 недельных часа федерального инварианта, 1недельный час федерального вариатива -школьный компонент , который отводится на решение задач по окончании изучении каждой главы, проведение контрольных работ после изучения очередного блока учебного материала (в тематическом планировании выделен курсивом).

В  11 классе изучаются  разделы Электродинамика, Квантовая физика, Строение и эволюция вселенной,  Реализуется через учебный план: 34 учебных недели —  102ч годовых при 3 часах в неделю из них  2 недельных часа федерального инварианта, 1недельный час школьного компонента, который отводится на решение задач по окончании изучении каждой главы, проведение контрольных работ после изучения очередного блока учебного материала (в тематическом планировании выделен курсивом).

           Выполнение программы обеспечено УМК : учебниками « Физика – 10класс», «Физика-11класс»(1 часть) Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик под редакцией  В.А.Орлова Москва « Мнемозина»2019г,  задачников «Физика 10класс», «Физика-11 класс», При подготовке к урокам и составлении тематического планирования используется методическое пособие « Программы и поурочное планирование 7-11классы издательство  « Мнемозина» Москва 2010г., составители которого Л.Э. Генденштейн и В.И. Зинковский

2. Цели изучения физики в 10—11-м классах на базовом уровне:

—  освоение знаний  о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

—  овладение умениями  проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

—  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно-научной информации;

—  воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды; использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни.

Основная задача изучения физики в старшей школе

Углубление содержания основного учебного материала, изученного в основной школе и окончательное формирование единой физической картины мира.

В 10 – 11 классах на основе базисного компонента учебного плана  основной задачей является формирование у школьников представлений о методологии научного познания, о роли, месте и взаимосвязи теории и эксперимента, в процессе познания, об их соотношении, о структуре Вселенной и месте человека в окружающем мире, формирование у учащихся знания об общих принципах физики и основных задачах, которые она решает, осуществляя  экологическое образование школьников, то есть формирует у них представление о научных аспектах охраны окружающей среды, вырабатывая научный подход к анализу вновь открывшихся явлений.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ 10 -11 КЛАССОВ

Физика и методы научного познания, движение и силы, вещество, поле, энергия.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПРОГРАММЕ

Класс

Недельные часы

Недель в году

Часов в году

Теоретическая часть

Практическая часть

Лабораторные работы

10

3

35

103

58

35

10

11

3

34

100

59

34

7

СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО КУРСА 10 -11 КЛАССА

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса обучения. В программе предусмотрено время на уроки обобщения и систематизации знаний. Программа предусматривает прочное освоение учебного материала, для чего отводится место  повторению в конце каждого блока и в конце года. Уроки по повторению спланированы  с учетом конкретных условий преподавания. Каждая тема завершается повторением пройденного материала  и контрольными работами. Программа учитывает проблему, по которой работает школа и включает материал по здоровьесберегающим технологиям, что позволяет уделить на уроках больше внимания  технике безопасности в окружающем мире.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ                                                                                                                                                                         В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся 10-11класса должны:

знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление,  гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

• вклад в науку российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

•  отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.                                                                                                                                                 

Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего   вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  10 класс  (103 ч; 3 ч в неделю)

ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ  (2 ч)

Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?

МЕХАНИКА  (53 ч)

Система отсчёта. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение.  Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности. Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.  Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.

Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упру-

гости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Основные характеристики и свойства

волн. Поперечные и продольные волны. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс.Ультразвук и инфразвук.

Демонстрация

Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.

Лабораторные работы

1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

Демонстрации

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Лабораторные работы

3. Определение жёсткости пружины.

4. Определение коэффициента трения скольжения.

Демонстрации

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторная работа

5. Изучение закона сохранения механической энергии.

Демонстрации

Колебание нитяного маятника.

Колебание пружинного маятника.

Связь гармонических колебаний с равномерным движением

по окружности.

Вынужденные колебания. Резонанс.

Образование и распространение поперечных и продольных

волн.

Волны на поверхности воды.

Зависимость высоты тона звука от частоты колебаний.

Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

Лабораторная работа

6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА  (28 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.

Температура и её измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение

и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изопроцессы.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объёмные модели строения кристаллов.

Лабораторные работы

7. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта.

8. Проверка уравнения состояния идеального газа.

Демонстрации

Модели тепловых двигателей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Лабораторные работы

9. Измерение относительной влажности воздуха.

10. Определение коэффициента поверхностного натяжения.

ЭЛЕКТРОСТАТИКА  (11 ч)

Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Линии  

напряжённости. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью электростатического поля. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

ПОВТОРЕНИЕ (8 часов)

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  11 класс (102 ч; 3 ч в неделю)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (70 ч)

Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока. Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения. Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи. Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь

между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера. Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы. Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца.  Давление света. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи. Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Лабораторные работы

1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.

Демонстрации

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и приём электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторные работы

3. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Изучение устройства и работы трансформатора.

Демонстрации

Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки.

Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.

Лабораторные работы

5. Определение показателя преломления стекла.

6. Наблюдение интерференции и дифракции света.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА  (27 ч)

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров. Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы. Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счётчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

8. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

9. Моделирование радиоактивного распада.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ  (4ч)

Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд. Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *