9 класс

Тетрадь по химии 9 класс для лабораторных опытов и практических работ по химии – Химия 9 класс Тетрадь лабораторных опытов и практических работ Габриелян Купцова читать онлайн

Химия 9 класс Тетрадь лабораторных опытов и практических работ Габриелян Купцова

о. с. Габриелян, А. В. Купцова
ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
к учебнику О. С. Габриеляна
ХИМИЯ
ВЕРТИКАЛЬ
Г 1 9 I
Г
о. с. Габриелян, А. В. Купцова
ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
к учебнику О. С. Габриеляна
ГЭС
химия
Учени……………….класса,
.школы.
2-е издание, стереотипное
ВЕРТИКАЛЬ
Москва
^орофа
2014
9
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Г12
Габриелян, О. С.
Г12 Химия. 9 кл. : тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, А. В. Купцова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 112 с.: ил.
ISBN 978-5-358-13398-3
Пособие является частью учебно-методического комплекта для 9 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 17 лабораторным опытам и 6 практическим работам, предусмотренным программой.
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72
Учебное издание
Габриелян Олег Сергеевич, Купцова Анна Викторовна ХИМИЯ. 9 класс
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»
Зав. редакцией Т.Д. Гамбурцева. Ответственный редактор А. В. Яшу нова Редактор Г. А. Шипарева. Оформление Л. П. Копачева Художник О. А, Новотоцких. Художественный редактор Э. К. Реоли Технический редактор С. А. Толмачева. Компьютерная верстка Е. Ю. Пучкова
Корректор И. В. Андрианова
ш
Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16508.
12+
Подписано к печати 17.04.14. Формат 70 х 90 ^/j^. Бумага офсетная. Гарнитура ♦ Школьная*. Печать офсетная. Уел. печ. л. 7,0. Тираж 10 000 экз. Заказ № 8642. ООО ♦ДРОФА». 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2.
Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства ♦Дрофа»: 127254, Москва, а/я 19. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: [email protected] По вопросам приобретения продукции издательства ♦Дрофа» обращаться по адресу: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 2.
Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.
Сайт ООО ♦ДРОФА»: www.drofa.ru Электронная почта: [email protected] Тел.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный)
Отпечатано с электронных носителей издательства.
ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5.
Телефон: (4822) 44-52-03, 44-50-34, Телефон/факс (4822)44-42-15 Ноте page — www.tverpk.ru Электронная почта (E-mail) — [email protected]
ISBN 978-5-358-13398-3
© ОСЮ ♦ДРОФА», 2013
Предисловие
Уважаемые девятиклассники!
При изучении химии и других естественнонаучных дисциплин вы выполняете лабораторные опыты и практические работы. Для того чтобы их проведение было успешным, необходимо соблюдать ряд условий.
Нужно знать, зачем проводятся эксперимент и наблюдение, т. е. четко сформулировать их цель. В тетради цели лабораторных опытов указаны. Цели практических работ вам необходимо формулировать самостоятельно.
Инструкция по проведению опытов содержит план наблюдения. Изучив ее, вы должны четко определить предмет наблюдения — то, на что будет обращено ваше внимание (конкретное вещество, его свойства, то или иное превращение вещества и т. д.).
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Их нужно повторить перед выполнением лабораторного опыта или практической работы. В тетради специальными значками указаны правила техники безопасности, на которые следует обратить особое внимание при выполнении каждого эксперимента.
Эксперимент нужно завершать формулировкой вывода. Вывод должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
Надеемся, что эта тетрадь поможет вам эффективно подготовиться к выполнению лабораторных опытов и практических работ, повторить правила техники безопасности. Используя тетрадь, вы сможете совершенствовать практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами. Таблицы, задания, в которых необходимо вписать пропущенные слова, помогут вам грамотно составить отчет, затратив при этом минимум времени.
Желаем успехов!
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка
Л I Запрещается брать вещества руками.
g CuSO. \ XKMnOjX
‘^H,0,NaHCO;
(2%-й)
Запрещается оставлять открытыми склянки с реактивами.
Едкое вещество — кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
Едкое вещество — щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки.
Токсичное и физиологически опасное вещество.
Токсичное и физиологически опасное вещество.
Токсичное и физиологически опасное вещество.
Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором питьевой соды (NaHCOg).
Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором уксусной кислоты.
Определяя вещество по запаху, не наклоняйтесь к сосуду, а направляйте к себе газ рукой, не делайте глубокого вдоха.
Пробирку закрепляйте в пробиркодержателе у отверстия.
Зажигайте спиртовку спичкой. Гасите спиртовку, накрывая пламя колпачком.
Нагревайте сначала всю пробирку или стеклянную пластину, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.
Нагревайте вещества в верхней части пламени, так как она самая горячая.
Используйте для удерживания нагреваемых предметов (фарфоровой чашки, металлической, стеклянной и фарфоровой пластинок) тигельные щипцы.
Используйте шпатель для твердых веществ.
Перемешивание растворов в пробирке проводите быстрым энергичным встряхиванием или постукиванием.
Для перемешивания веществ в химическом стакане используйте стеклянную палочку, на которую надет небольшой отрезок резиновой трубки, совершая ею круговые движения, чтобы не разбить дно сосуда.
Лабораторные опыты
Лабораторный опыт № 1 Дата___________
Получение гидроксида цинка и изучение его свойств
Цель. Изучить способ получения амфотерного гидроксида и его свойства.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (2 шт.), пипетка; растворы серной кислоты (1 : 5), гидроксида натрия или калия (0,5 моль/л), сульфата или хлорида цинка (0,5 моль/л).
Правила техники безопасности
‘^HjO.NaHCOj
(2%-й)
Содержание и порядок выполнения опыта
1. В две пробирки налейте по 1—2 мл раствора соли цинка. Добавьте в каждую пробирку несколько капель раствора пделочи до образования студенистого осадка гидроксида цинка.
2. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
3. в одну пробирку с осадком гидроксида цинка добавьте 1—2 мл раствора серной кислоты. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?
4. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
5. В другую пробирку с полученным в предыдущем опыте осадком гидроксида цинка добавьте 1—2 мл раствора щелочи. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?
6. Запишите молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
7. Впишите пропущенные слова.
При взаимодействии с кислотами гидроксид цинка проявляет _________________свойства, а при взаимодействии с щело-
свойства. Следовательно, гидросоединение.
чами —
ксид цинка —
8. Впишите пропущенные слова.
Растворимые соли цинка можно распознать, используя следующие качественные реакции: при добавлении нескольких
капель раствора………..к раствору соли образуется ………………….. который.
при добавлении………………….раствора………….
Лабораторный опыт № 2 Дата _
Ознакомление с физическими свойствами металлов
и^ль. Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ — металлов.
Оборудование и реактивы: образцы металлов (магний, алюминий, цинк, железо, свинец, медь).
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Изучите физические свойства выданных веществ, используя следующий план.
1. Агрегатное состояние при комнатной температуре.
2. Цвет.
3. Блеск.
4. Пластичность.
5. Теплопроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
6. Электропроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
7. Твердость по относительной шкале твердости — шкале Мооса — (приложение 1).
8. Плотность (приложение 2).
9. Температуры плавления и кипения (приложение 2).
2. Составьте отчет, заполнив таблицу 1.
8
Таблица 1
Название металла Физические свойства металла*
Агрегатное состояние Цвет Блеск Плас- тич- ность Тепло- и электропроводность Твер- дость Плот- ность, г/см^ Температура, °С
плав- ления кипе- ния
1.
2.
3.
4.
5.
6.
* Плотность, температуры плавления и кипения веществ приведены в приложении 2.
3. Используя данные таблицы 1, постройте диаграммы 1—3, расположив в них металлы в порядке уменьшения значений рассматриваемых величин.
Диаграмма 1 Плотность металлов
Диаграмма 2
Температуры плавления металлов
ПЛ’
1600
1500
1400
1300
1200
1100
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
о
Металлы
10
Диаграмма 3
Твердость металлов (по шкале относительной твердости)
4. Сформулируйте вывод, в котором перечислите общие физические свойства металлов.
Лабораторный опыт № 3 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
Дата
Цель. На основании проведенных опытов сделать вывод об условиях взаимодействия металлов с кислотами и солями.
Взаимодействие металлов с раствор

uchebnik-skachatj-besplatno.com

ГДЗ по химии для 9 класса лабораторные работы Шарапа Е. И.



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Решебник по химии 9 класс Габриелян 2014



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

resheba.me

Методическая разработка по химии (9 класс) на тему: Тетрадь для практических работ 9 класс

Тетрадь

для практических работ

___________________________

ученика(цы)____класса_____

____________________школы

__________________________

___________________________

Практическая работа №1

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Дата

Цель работы: решить  экспериментальные задачи, формировать практические умения и навыки выполнения лабораторных работ;

Инструктаж по ТБ: Соблюдать технику безопасности   при работе  с кислотами и щелочами.

Ход работы

Уравнения реакции

Что наблюдали

Выводы

Опыт 1.

Цель: изучить реакции, идущие до  конца. Проведите реакцию между растворами

К2СО3  и НСl. Что происходит?

Опыт2 Проведите реакцию между растворами FeCl3

КОН. Что происходит?

Опыт 3 Проведите реакцию между растворами NаОН  Н2SO4 Что наблюдаете?

Опыт 4

Цель: научить определять реакцию среды у предложенных солей, записывать уравнения гидролиза. Определите реакцию среды соли Nа2СО3. Запишите уравнения гидролиза

\\

Практическая работа №2

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Дата

Цель работы: Проверить уровень усвоения ранее изученного материала;

Инструктаж по ТБ: Соблюдать технику безопасности   при работе  с кислотами и щелочами.

Ход работы

Уравнения реакции

Что наблюдали

Выводы

Задача 1.

Цель: изучить качественные реакции на серную кислоту и ее соли Даны пробирки с растворами сульфата натрия, хлорида натрия и серная кислота. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.

Опыт2 Научиться практически осуществлять цепочку превращений; Дан раствор сульфата меди (II) Получите из него раствор хлорида меди(II)

Опыт 3 Даны 4 пронумерованных пробирки, в которых находятся следующие слои калия: иодид, сульфат, хлорид и бромид. Определите при помощи характерных  реакций каждое из данных веществ.

Практическая работа №3

Получение аммиака

Дата

Цель работы: проверить уровень усвоения теоретического материала, освоить навыки работы с азотсодержащими веществами

Инструктаж по ТБ: Соблюдать технику безопасности   при работе  с кислотами, щелочами и со спиртовкой

Ход работы

Уравнения реакции

Что наблюдали

Выводы

Опыт 1.

Цель: получить аммиак и растворить его в воде

В фарфоровой ступке хорошо перемешать равные объемы кристаллического хлорида аммония и порошка гидроксида кальция. Приготовленную смесь насыпьте в пробирку на 1\3 ее объема. закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опущен в другую сухую пробирку, закрепленную в штатив открытым концом вниз. Нагрейте смесь в пробирку. 2. Как только почувствуете острый запах (нюхать осторожно!), пробирку с газом, не переворачивая. Закройте пробкой. Погрузите ее в сосуд с водой и откройте пробку.

 3.После заполнения пробирки водой закройте ее отверстие пробкой и выньте пробирку из воды. В полученный раствор поместите красную лакмусовую бумагу-она синеет. Затем добавьте к раствору несколько капель раствора фенолфталеина.

Задание о выделении какого газа свидетельствуют ваши наблюдения?

Практическая работа №4

Определение минеральных удобрений

Дата

Цель работы: отработать навыки качественного определения минеральных удобрений

Инструктаж по ТБ: Соблюдать технику безопасности   при работе  с кислотами, щелочами и со спиртовкой

Ход работы

Уравнения реакции

Что наблюдали

Выводы

Задача 1.

В пробирках даны образцы минеральных удобрений:

1. Суперфосфат, нитрат аммония, сульфат аммония;

 2. хлорид аммония, нитрат натрия, хлорид калия. Определите, в какой пробирке находится каждое из указанных удобрений, используя таблицу 20. Составьте уравнения происходящих химических реакций.

Практическая работа №5

Получение оксида углерода и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Дата

Цель работы: Обобщить и проверить полученные  знания, отработать практические умения

Инструктаж по ТБ: Соблюдать технику безопасности   при работе  с кислотами и щелочами.

Ход работы

Уравнения реакции

Что наблюдали

Выводы

Опыт1.

Цель: Получить оксид углерода и определить его свойства

Поместить в пробирку  несколько кусочек мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Пробирку быстро закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку. В которой находится2-3 мл известковой воды.

Несколько минут продолжить пропускание газа. Конец газоотводной труби выньте из раствора и полосните его в  дистиллированной воде. Затем поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустить через нее газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель раствора синего лакмуса. В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустить газ

Опыт2 Распознавание карбонатов. В 4 пробирках выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия, Распознавать каждое из веществ

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Дата

Цель работы: Закрепить умения решать  экспериментальные  задачи;

Инструктаж по ТБ: Соблюдать технику безопасности   при работе  с кислотами и щелочами.

Ход работы

Уравнения реакции

Что наблюдали

Выводы

Задание 1.

Цель: В 4 пробирках  даны кристаллические вещества: гидроксид натрия, хлорид кальция, карбонат калия и хлорид стронция. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ. Пользуясь таблицей 3 (с 14-15), напишите уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном виде.

nsportal.ru

Химия, 9 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 9 класс» / Габриелян О.С. / 2014г — 16 Декабря 2014

Аннотация: 
Химия, 9 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к
учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 9 класс», Габриелян О.С., Купцова
А.В., 2014.

Пособие является частью учебно-методического
комплекта для 9 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к
17 лабораторным опытам и б практическим работам, предусмотренным
программой.

Ознакомление с физическими свойствами металлов.
Цель. Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ — металлов.
Оборудование и реактивы: образцы металлов (магний, алюминий, цинк, железо, свинец, медь).
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Изучите физические свойства выданных веществ, используя следующий план.
1. Агрегатное состояние при комнатной температуре.
2. Цвет.
3. Блеск.
4. Пластичность.
5. Теплопроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
6. Электропроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
7. Твердость по относительной шкале твердости — шкале Мооса — (приложение 1)
8. Плотность (приложение 2).
9. Температуры плавления и кипения (приложение 2).
2. Составьте отчет, заполнив таблицу 1.

Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 7
Получение гидроксида цинка и изучение его свойств
Лабораторный опыт № 2
Ознакомление с физическими свойствами металлов.
Лабораторный опыт № 3
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.  
Лабораторный опыт № 4
Ознакомление с образцами природных соединений металлов.
Лабораторный опыт № 5
Получение гидроксида алюминия и его
взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Лабораторный опыт № б
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Лабораторный опыт № 7
Качественная реакция на хлорид-ион.
Лабораторный опыт № 8
Качественная реакция на сульфат-ион.
Лабораторный опыт № 9
Распознавание солей аммония.
Лабораторный опыт № 10
Получение углекислого газа и его распознавание.
Лабораторный опыт № 11
Качественная реакция на карбонат-ион.
Лабораторный опыт №12
Ознакомление с природными соединениями кремния.
Лабораторный опыт № 13
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Лабораторный опыт № 14
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Лабораторный опыт № 15
Свойства глицерина.
Лабораторный опыт № 16
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)
без нагревания и с аммиачным раствором
оксида серебра при нагревании.
Лабораторный опыт № 17
Взаимодействие крахмала с иодом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практическая работа № 2
Получение и свойства соединений металлов.
Практическая работа № 3
Решение экспериментальных задач на распознавание
и получение веществ.
Практическая работа № 4 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание газов.
Приложения
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления
и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Названия природных соединений некоторых химических элементов и формулы их основной составной части.
4. Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.
5. Классификация химических реакций.
6. Определение ионов.

mirsmartbook.ru

Решебник по химии 9 класс Габриелян 2014



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *