9 класс

Ответы на вопросы новейшая история 9 класс шубин – Решебник по Истории за 9 класс Шубин А.В. на Гитем ми

Содержание

Trojden | Шубин А. В.: Учебник по всеобщей истории. Новейшая история

Прочитать описание

Настоящий учебник представляет собой заключительную часть учебно-методического комплекта по всеобщей истории для общеобразовательных учреждений. На основе современных научных подходов в нем освещены наиболее важные события политической, экономической и духовной жизни общества в XX — начале XXI века. Методический аппарат учебника включает разнообразные вопросы и задания, авторские карты и документальные материалы, яркие и образные иллюстрации, которые позволят школьникам прочно усвоить основные факты и понятия исторического курса.

Глава 1. Первая мировая война и ее последствия

§ 1. Мир накануне Первой мировой войны

§ 2. Первая мировая война

§ 3. Революционная волна после Первой мировой войны

Глава 2. Мир после Первой мировой войны

§ 4. Версальско-Вашингтонская система

§ 5. Страны Запада в 1920-х годах

§ 6. Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм

§ 7. Национально-освободительное движение в странах Востока

Глава 3. Великая депрессия и наступление тоталитаризма

§ 8. Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США

§ 9. Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм

§ 10. Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании

Глава 4. Вторая мировая война

§ 11. Начало Второй мировой войны

§ 12. Вторая мировая война: СССР и союзники

§ 13. Разгром Германии и Японии

Глава 5. «Холодная война»

§ 14. Начало «холодной войны»

§ 15. Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

§ 16. Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940—1970-х годах: войны и революции

§ 17. «Разрядка»

Глава 6. Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI века

§ 18. Возникновение «общества потребления»

§ 19. Массовые народные движения 1960-х годов

§ 20. Изменения в жизни стран Запада во второй половине XX — начале XXI века

Глава 7. Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX–XXI веков

§ 21. Достижения и кризисы «реального социализма»

§ 22. Коммунистические режимы в Азии

§ 23. Крушение социалистической системы и конфликты на Балканах

Глава 8. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI века

§ 24. Проблемы стран Латинской Америки, революционное движение и реформы

§ 25. Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор пути развития

§ 26. Ближний и Средний Восток

§ 27. Страны Южной и Восточной Азии

Глава 9. Человечество в начале XXI века

§ 28. Мир в условиях глобализации и перспективы XXI века

trojden.com

Читать книгу Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс А. В. Шубина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

А. В. Шубин
Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

Дорогие ребята!

Сегодня вы приступаете к изучению последнего периода всеобщей истории – Новейшему времени, который охватывает XX – начало XXI в. Это – та эпоха в жизни человечества, в создании которой принимали участие ваши дедушки и бабушки, родители. Последние страницы истории XX столетия дописывались уже на ваших глазах. И вот уже началась история XXI в. Знание важнейших событий XX в. позволяет увидеть истоки многих современных конфликтов и определить основные тенденции развития мира в будущем. Не зная истории Новейшего времени, нельзя быть активным, успешно действующим участником нашей сегодняшней жизни.

XX век – драматичный и трагичный период истории. Именно в это время человечеству пришлось пережить две мировые войны, массовое уничтожение людей. В то же время именно в XX в. человечество сумело достичь невиданных прежде высот: оно выпело в космос, в некоторых странах был достигнут высочайший уровень жизни, которого не было никогда прежде. Мировое значение приобрела ненасильственная борьба за права личности и целых народов – стало очевидно, что люди могут достигать своих великих целей не только с помощью оружия. Планета стала более обжитой, человек освоил почти всю её территорию. Каждая отдельная личность связана с обществом густой сетью каналов информационного обмена.

История XX в. проверила на практике многие идеи, увлекавшие человечество на протяжении столетий, воплотила в жизнь мечты о дешёвой энергии, социальном равенстве, мировых империях, материальном изобилии, победе над многими болезнями. Но каждый раз новая победа человечества оборачивалась новыми проблемами и жертвами. Мыслители XX в. стремились понять и решить эти трагические проблемы. Их идеи во многом определили развитие мира, повороты истории человечества.

Вы уже не новички в изучении истории. Перед вашими глазами прошла череда различных цивилизаций и стадий общественного развития. Пусть в общих чертах, но вы видели, как в зависимости от эпохи изменяется история мира, как на её подмостки выходят яркие личности, как сталкивается воля властителей и народов, как создаются величайшие достижения культуры. Но по-прежнему перед вами, как и перед каждым человеком, прикасающимся к Истории, стоят вечные вопросы: Что определяет направление исторического процесса и судьбы народов? Как личность может изменить ход истории? Свободен ли человек в своих действиях или они определяются законами истории? Как соотносятся в жизни людей уровень общественного развития, на котором находится страна; культура (цивилизация), к которой она принадлежит на протяжении столетий; индивидуальные психологические особенности людей и их социальная принадлежность? Как и почему меняются условия жизни людей? Почему это происходит то медленно, то невероятно быстро?

На эти и другие вопросы вам поможет ответить мировая история XX – начала XXI столетия, к изучению которой вы приступаете.

Условные обозначения

Новые слова, которые необходимо запомнить, в тексте они выделены курсивом.

Наиболее важные даты, требующие запоминания.

Задания, которые нужно выполнять во время работы с текстом.

Вопросы и задания к картам.

Высказывания, ярко характеризующие исторические события и их участников.

Глава 1
Первая мировая война и её последствия

«В то время как германский император и русский царь по телеграфу обменивались последним воплем ужаса, тем более искренним, что оба дрожали за свои престолы, они уже были подхвачены гигантской турбиной, всей ужасающей силы которой ни один монарх до этой минуты ещё не подозревал».

Писатель Эмиль Людвиг

Гибель английского крейсера. 1914 г.

§ 1. Мир накануне Первой мировой войны
Индустриальная цивилизация в начале XX в.

В конце XIX столетия многим казалось, что мир приобрёл устойчивость в своём развитии. Между тем именно в это время в обществе складывались предпосылки драматичных событий бурного и полного неожиданностей XX в. Именно важнейшие особенности, которые характеризовали общественные отношения тех лет, создавали основу как для грандиозных мировых кризисов, так и для выдающихся достижений человечества.

Одной из важнейших характеристик передовых стран было быстрое развитие индустриальной цивилизации, которая пришла на смену традиционному аграрному обществу. Ядром новой цивилизации явилась промышленность (индустрия), которая оказывала мощное воздействие на все области человеческой жизни, включая политику и культуру. В начале XX в. индустриальная цивилизация существовала в форме капитализма. Экономика передовых государств управлялась классом капиталистов (буржуазией).

Индустриальное разделение труда позволило человечеству создать машинное производство, добиться резкого роста потребления природных ресурсов и массового производства продукции. Возникла перспектива победы над голодом и многими болезнями. Происходила урбанизация. Начался резкий рост населения (демографический взрыв). Платой за все это было превращение миллионов людей в придаток машинного производства. Жёсткая специализация требовала неукоснительного соблюдения стандартов в различных областях жизни. Деталь, произведённая в Англии, должна была подходить к станку, собранному в США. Специализация стала охватывать весь мир. Целые страны становились своего рода «цехами» в мировом разделении труда. Однако развитие экономики было неустойчивым, она подвергалась кризисам. Демографический взрыв привёл к появлению миллионов «лишних людей», к росту безработицы и социальной напряжённости, миграции населения между странами и континентами. В поисках лучшей жизни европейцы ехали в Америку и колонии, а азиаты и африканцы – в Европу.

Цех военного завода

В начале XX в. индустриальное общество сложилось только в части стран Европы и Северной Америки. В большинстве государств мира сохранялись отношения, характерные для традиционного аграрного общества. Некоторые среднеразвитые страны, в том числе и Россия, находились в состоянии перехода от аграрного общества к индустриальному (этот переход называется модернизацией). Власть в странах Европы и Америки находилась в руках либералов и консерваторов, но на политическую арену уже выходили представители рабочего и социалистического движения.

Империализм

На рубеже XIX–XX вв. капиталистическое индустриальное общество вступило в стадию империализма – мирового господства монополистического капитала. В последней четверти XIX в. на смену свободной конкуренции пришёл монополизм – слияние капиталов и образование крупных финансовых и промышленных монополий. Эти монополии (картели, синдикаты, концерны, тресты) брали рынки под свой контроль, разоряя и поглощая конкурентов. Внутри стран Европы и Северной Америки монополизм не смог полностью вытеснить конкуренцию, хотя и значительно ограничил свободу рынка (несмотря на попытки некоторых государств – США и некоторых других – препятствовать этому с помощью антимонопольного законодательства). Но международные рынки были разделены крупнейшими монополиями, которые, в свою очередь, находились под контролем финансового (банковского) капитала.

Вспомните, чем отличаются картели, синдикаты, концерны и тресты. Каким образом финансовый капитал контролировал промышленность?

Экономическая мощь, которую обеспечивал индустриализм, принесла странам Западной Европы и США (странам Запада) господство над миром. Политическим оформлением раздела рынков было создание колониальных империй (колониализм). К концу XIX в. государства Запада управляли большей частью территории планеты. Старый Свет (Европа, Азия и Африка) был поделён между ними. Формальную независимость в Азии и Африке (страны Юга) сохраняли лишь несколько стран. Но и они находились в сильной экономической и политической зависимости от государств Европы и США, которые контролировали также формально независимые страны Латинской Америки.

Лагерь британских колониальных войск в Южной Африке. Начало XX в.

Колониализм привёл к жестокой эксплуатации порабощенных народов, которая обеспечивала Запад сырьевыми ресурсами. В то же время колониальная система способствовала приобщению народов Азии и Африки к европейской цивилизации. Впрочем, и этот процесс был болезненным, поскольку сопровождался разрушением традиционной культуры колониальных стран.

Пробуждение Азии

В 1908–1913 гг. по Азии прокатилась волна революций и волнений, которую В. И. Ленин назвал «пробуждением Азии».

В таких странах, как Иран, Османская империя и Китай, начало модернизации привело к тяжёлым социальным последствиям. Покидавшие деревни разорившиеся крестьяне пополняли в городах маргинальные слои населения, которые время от времени бунтовали против властей и иностранцев. Засилье иностранного капитала в странах Азии вызывало всеобщее возмущение. Возникли новые общественные слои – предприниматели и интеллигенция, связанные с западной экономикой и культурой, в том числе – революционными идеями. Внешнеполитическая слабость Османской империи и Китая привела к росту оппозиционных настроений среди офицерства, считавшего, что стране нужна модернизация, которая сделает её сильнее в военном отношении. Таким образом, движение за перемены в Азии носило элитарный характер.

В декабре 1905 г. в ответ на произвол шахской полиции против купцов начались демонстрации в столице Ирана – Тегеране, а затем и в других городах страны. Движение возглавило духовенство. В августе 1906 г. шах вынужден был согласиться на созыв парламента (меджлиса). Несмотря на то что меджлис избирался только власть имущими, он оказался в оппозиции к шаху. Парламент урезал средства, тратившиеся на содержание шахской семьи, ограничил права иностранного капитала. И духовенство, и помещики, и купечество выступили против произвола бюрократии. Активность остального населения также росла – органы городского самоуправления начали забирать власть в городах в свои руки, регулировать цены в интересах большинства жителей. В некоторых провинциях крестьяне отказались платить налоги. Районы, в которых преобладали курды и азербайджанцы, фактически перестали подчиняться правительству.

В 1907 г. Иран был поделён на сферы влияния (южную и северную) между Великобританией и Россией. В 1908 г. шах Мухаммед-Али при поддержке русских войск осуществил переворот, расстрелял здание меджлиса из орудий и разгромил отряды сторонников конституции. В стране развернулась гражданская война. В 1909 г. отряды сторонников конституции (фидаев) взяли Тегеран, низложили шаха и снова созвали меджлис. Но монархия сохранилась, отряды фидаев вскоре были разгромлены и вынуждены оставить Тегеран. Иран оккупировали войска России и Великобритании. В 1911 г. меджлис был распущен, но гражданская война в стране продолжалась до 1921 г.

В 1908 г. группа офицеров из подпольной организации «Единение и прогресс» осуществила переворот в Османской империи. Захватив власть, либерально-националистические офицеры, известные как «младотурки», ввели конституцию, которая сохраняла монархию, ограничивая власть султана и увеличив полномочия парламента. Преобразования младотурок были очень умеренными. Они укрепляли частную собственность в деревне, в том числе и собственность помещиков, разрешали рабочие стачки, но ограничивали их множеством правил. Развитие национального капитала младотурки поощряли с помощью налоговых льгот и субсидий.

Султан попытался восстановить свою власть. Его сторонники подняли восстание в Стамбуле в 1909 г., но оно было подавлено армией. Султан был отстранён от власти. Внутренние конфликты в империи привели её и к внешнеполитическим поражениям. В 1908 г. Австро-Венгрия заявила о присоединении давно оккупированной ею Боснии и Герцеговины. В 1911–1912 гг. Италия разбила турецкую армию и флот и захватила Ливию. В 1912 г. во время Балканских войн Турция потеряла свои европейские владения. В результате младотурки сделали основой своей политики национализм, начали гонения на национальные меньшинства страны и стали планировать войну в союзе с Германией.

В 1911–1913 гг. в Китае произошла Синьхайская революция, которая свергла монархию и положила начало длительному периоду революционных потрясений в этой стране. Волнения и беспорядки происходили также в Индии, народ которой вёл борьбу против колониализма. Серия революций и волнений, прокатившихся по Азии, стала началом вовлечения миллионных народных масс в активную социальнополитическую жизнь. Несмотря на то что эти события почти не изменили жизнь большинства жителей Азии, они имели огромное историческое значение. Завершился длительный период медленного развития азиатских стран. Возросло национальное самосознание народов Азии, и отныне они всё активнее влияли на ход мировых событий.

Технологический рывок

Жизнь человека на протяжении тысячелетий, предшествовавших XIX столетию, менялась очень медленно. Если можно было бы перенести жителя Европы, родившегося вскоре после падения Римской империи, на тысячу лет вперёд, он, скорее всего, смог бы и дальше заниматься прежним делом, быстро освоиться в новых условиях. В XIX–XX вв. технический прогресс неузнаваемо преобразил жизнь. Переход к индустриализму сопровождался разрушением традиционного аграрного общества, основанного на сельском образе жизни и вековых традициях. Индустриализм менял саму логику мышления людей и открывал путь нововведениям – общественным, научным, техническим.

Новая научно-техническая революция произошла на грани XIX–XX вв. В 1895 г. Александр Попов передал первую радиограмму. В 1903 г. братья Райт подняли в небо первый самолёт, управляемый двигателем внутреннего сгорания. В 1905 г. Альберт Эйнштейн разработал частную теорию относительности, изменившую представление учёных об основах устройства мира. Эти и многие другие открытия и изобретения стали важнейшими вехами в процессе массового внедрения технических средств в жизнь людей: появились первые автомобили, первые кинофильмы, первые самолёты.

Корабль «Титаник»

Быстрый технический прогресс порождал неоправданные надежды на скорое достижение всеобщего благоденствия. Грозным предупреждением об опасности технической самоуверенности людей стала гибель считавшегося непотопляемым пассажирского корабля «Титаник» в 1912 г. К тому же плодами технического прогресса в те времена могли пользоваться только представители обеспеченных слоев населения. Миллионам других жителей планеты индустриализация труда и интенсивная эксплуатация, сопровождавшиеся разрушением традиционного уклада жизни, приносили только страдания.

В авангарде технического прогресса пели и изобретатели средств уничтожения людей. Разрабатывались и испытывались первые пулемёты, ядовитые газы, бронеавтомобили, авиабомбы. Мир шёл к мировой войне.

Рабочее движение и социализм

Промышленный прогресс обеспечивался творчеством инженеров и трудом рабочих, которые, как правило, были выходцами из разорившихся крестьян. Положение рабочих было крайне тяжёлым и бесправным. Старый крестьянский образ жизни этих людей был разрушен, их культурный уровень оставался очень низким, ничто не защищало их от самоуправства работодателя. Но жизнь в нищей деревне или безработица были ещё хуже. Первоначально тяжёлая изнурительная работа в течение 14–18 часов, ужасные условия труда и ощущение социальной несправедливости толкали рабочих на стихийные бунты. Эти неорганизованные восстания жестоко подавлялись. Постепенно рабочие стали объединяться в профессиональные союзы – организации трудящихся, занятых в одной и той же отрасли. Профсоюзы позволили рабочим снизить конкуренцию друг с другом и начать организованную забастовочную борьбу за свои права.

Забастовка рабочих

Что такое стачка (забастовка)? Какие крупнейшие выступления рабочего класса в странах Европы и Америки в XIX в. вы помните?

Помимо чисто профсоюзной тенденции, в рабочем движении выделились два течения – социал-демократическое и анархо-синдикалистское. Представители обоих течений выступали за замену капиталистического строя социализмом – обществом, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и экономика находится под контролем трудящихся, а не класса эксплуататоров. Социал-демократы, в большинстве своём марксисты, считали, что к социализму приведёт революция. Но предпосылки для неё возникнут после длительной борьбы за улучшение условий труда, по мере роста культурного уровня рабочих, которые смогут со временем управлять производством. Представители этого течения требовали обеспечить демократическое развитие государств и закрепить социальные гарантии для рабочих в законах. Для достижения данных целей создавались социал-демократические рабочие партии, которые объединились в Интернационал.

Что такое Интернационал? Когда возник I и II Интернационал? Какие течения в Интернационале вы знаете?

Анархо-синдикалисты полагали, что в ходе революции капиталистическая система и охраняющая её государственная власть вместе с бюрократическим аппаратом будут разрушены, заводы перейдут в руки рабочих организаций – органов самоуправления и профсоюзов (синдикатов). Общество свободных и солидарных людей без государственной власти анархо-синдикалисты называли анархией (безвластием). Понятие анархии было близко марксистскому понятию коммунизма, то есть социализма в его высшей форме. Но социал-демократы, в отличие от анархо-синдикалистов, считали, что для его построения можно использовать государственную власть. Позиция части социал-демократов становилась умеренной, реформистской, рассчитанной на постепенные преобразования. Но в их рядах действовали и радикальные группы, стремившиеся к решительным революционным действиям.

Лидер французских социалистов Жан Жорес выступает перед парижскими рабочими. 1 мая 1913 г.

В ряде стран (Великобритания, США, Германия и др.) было принято социальное законодательство, которое узаконило деятельность профсоюзов, право на стачку, страхование рабочих на случай болезней и травм. Так, в 1906–1911 гг. британский министр финансов Д. Ллойд Джорж начал вводить 8-часовой рабочий день, пенсии по старости, страхование от безработицы, болезни и инвалидности, установил порядок урегулирования споров между работниками и работодателями, обязательный минимум заработной платы, ниже которого она не должна была опускаться. Но вводились эти меры не для всех категорий работников.

«Пробуждение национализма». Ангел обращается к богиням, олицетворяющим страны Европы, с призывом сохранить принадлежащие им территории. Художник Г. Кнакфус. 1895 г.

Рабочее движение ограничивало возможности капиталистов получать сверхприбыли за счёт усиления эксплуатации. Перед капиталом оставались две возможности экономического успеха – внешняя экспансия (расширение территории и контролируемых им рынков) и развитие производственных технологий.

Национализм и шовинизм

Индустриальное общество, с одной стороны, стирало грани между народами и вовлекало их в мировое хозяйство, а с другой – толкало людей к сплочению по национальному признаку. Монополисты развитых стран, пытаясь как можно больше расширить рынки для сбыта продукции, вступали в мировую конкуренцию и всем стремились навязать свои стандарты и технологические нормы. Даже рабочие развитых стран стали получать материальные выгоды от успехов «своих» монополий и государств. В результате происходило сплочение людей для защиты интересов своей нации, которое называется национализмом.

Национализм перерастал в шовинизм – стремление решить проблемы своей нации за счёт других. Шовинисты выступали не только против других государств, но и против «внутренних врагов» – жителей своих стран, но другой национальности (например, евреев, цыган), а также против представителей других рас (такие взгляды называют расизмом).

В начале XX в. противоречия между сильнейшими странами мира нарастали. Националистам казалось, что военная победа поможет улучшить экономическое положение своей страны. «Обделёнными» чувствовали себя Германия, Австро-Венгрия и Италия, владения которых заметно уступали территориям Великобритании, Франции и России. В то же время и эти страны надеялись многое приобрести от войны. В частности, французы болезненно переживали захват немцами Эльзаса и Лотарингии.

Причины Первой мировой войны и подготовка к ней

Развитые страны активно готовились к войне, наращивая военное производство. За период с 1884 по 1914 г. тоннаж военных кораблей Великобритании вырос в 3 раза, а Германии – в 15 раз. В обществе усиливалось влияние военного руководства и монополий, осуществлявших военное производство. Рост настроений в пользу войны называется милитаризмом. Против войны выступало движение пацифистов, в котором активно участвовали социалисты. К 1914 г. в Европе сложились два враждебных военно-политических блока: Антанта («Сердечное согласие») и Тройственный союз. В Антанту входили Англия, Франция и Россия, в Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия и Италия.

Манёвры британского флота

Причины острых противоречий, которые переросли в мировую войну, были различными: борьба за передел колониальных владений и рынков сбыта промышленной продукции, стремление к переделу границ в Европе, необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы. Большое значение имели и эгоистические интересы милитаристских кругов, заинтересованных в наращивании военного производства, сказывались также и различия в политическом устройстве. Франция и Великобритания были привержены парламентскому многопартийному правлению, их лидеры считали Германию непредсказуемой – там у власти стоял милитаристский режим императора Вильгельма II, вынашивавшего экспансионистские планы. Но экспансионистские планы были и у других стран.

Когда возникли Антанта и Тройственный союз?

Наиболее острыми в конце XIX – начале XX в. были противоречия между Великобританией и Францией, с одной стороны, и Германией – с другой. Российская дипломатия маневрировала между двумя лагерями. Но после Балканских войн 1912–1913 гг. положение изменилось. Германия, Австро-Венгрия и Россия вступили в острую борьбу за влияние на Балканском полуострове. Германия рассчитывала проложить здесь контролируемые ею железнодорожные пути на Ближний Восток, остававшийся ещё не поделённым европейцами. Австро-Венгрия стремилась расширить свои балканские владения за счёт славянских народов. Россия традиционно считалась защитницей их независимости и, в свою очередь, надеялась выйти через этот регион в бассейн Средиземного моря. Любая искра могла вызвать столкновение.

Вспомните, в результате чего начались Балканские войны и каков был их исход.

Подведём итоги

В начале XX в. в мире господствовали индустриальные и индустриально-аграрные империалистические страны. Население стран Запада быстро увеличивалось, благодаря экономическим и техническим успехам рос и уровень жизни населения. Страны Запада создали колониальные империи, включавшие в свой состав большинство народов Азии, Африки и частично – Латинской Америки. Сложились противостоящие друг другу военные союзы – Антанта и Тройственный союз.

• Индустриальная цивилизация– стадия развития общества, основой которой является преобладание в экономике промышленности, а в социальных отношениях – специализации и разделения труда.

• Ресурсы– средства, расходуемые в процессе производства. Различают природные ресурсы (сырьё, перерабатываемое во время производства, энергия) и людские ресурсы (рабочая сила).

• Пацифизм– общественное течение, представители которого выступают за мир, против войны.

• Модернизация – переход от традиционного аграрного к индустриальному урбанистическому обществу.

• Урбанизация– рост городского населения и его доли в общем населении страны.

Вопросы

1. ем отличалось индустриальное общество от аграрного?

2. Как изменился капитализм в конце XIX в.?

3. За счёт каких качеств страны Западной Европы и США обеспечили себе господство над миром?

4. Почему капиталисты шли на уступки рабочим в конце XIX – начале XX в.?

5. Каковы важнейшие причины мировой войны?

Задания

1. Теоретик анархизма М. А. Бакунин писал, что свобода без социализма – это привилегия, несправедливость и что социализм без свободы – это рабство и скотство. Определите, к какой идеологии ближе это утверждение – к социал-демократии или либерализму.

2. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Причины Первой мировой войны».

iknigi.net

А. В. Шубин «Всеобщая история. Новейшая исто­рия. 9 класс» — Пояснительная записка

Пояснительная записка

Сборник содержит программы к линии
учебников по курсу всеобщей истории
для 5—9 классов. Про­граммы соотносятся
с учебниками:

  • С.В. Колпаков, Н.А. Селунская «Всеобщая
    исто­рия. История Древнего мира. 5
    класс»;

  • М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин
    «Все­общая история. История Средних
    веков. 6 класс»;

  • В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин «Всеобщая
    исто­рия. Новая история. 7 класс»;

  • В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин «Новая
    история. 8 класс »;

  • А.В. Шубин «Всеобщая история. Новейшая
    исто­рия. 9 класс».

Программы составлены на основе
федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования
в соответствии с примерным ко­личеством
часов, отводимых базисным учебным планом
на изучение данного предмета, и направле­ны
на личностное развитие и социализацию
уча­щихся, приобщение их к мировым
культурным тра­дициям. Они призваны
содействовать реализации единой
концепции исторического образования
по всеобщей истории.

Программы предполагают изучение всеобщей
ис­тории на основе цивилизационного
подхода, поэто­му ряд тем посвящен
вопросам взаимодействия ци­вилизаций
в различные периоды мировой истории.

При
составлении программ учитывались
меж­предметные и внутрипредметные
связи, логика учеб­ного процесса,
возрастные особенности учащихся.

Изучение курса направлено
на достижение сле­дующих личностных
результатов:
осознание
сво­ей идентичности как гражданина
страны, члена се­мьи, этнической и
религиозной группы, локальной и
региональной общности; формирование у
учащих­ся ярких, эмоционально окрашенных
образов исто­рических эпох; складывание
представлений о выдаю­щихся деятелях
и ключевых событиях прошлого. Знания
об историческом опыте человечества
важны для понимания школьниками
современных общест­венных процессов.

В рамках познавательной деятельности
учащихся изучение всеобщей истории
способствует закрепле­нию умения
разделять процессы на этапы и звенья,
выделять характерные причинно-следственные
свя­зи, определять структуру объекта
познания, значи­мые функциональные
связи и отношения между частями целого,
сравнивать, сопоставлять и класси­фицировать
объекты по одному или нескольким
предложенным основаниям, критериям.
При выпол­нении творческих работ у
школьников формируется умение находить
адекватные способы решения учеб­ной
задачи на основе заданных алгоритмов
деятель­ности, комбинировать их в
ситуациях, не предпола­гающих
стандартного применения одного из них,
мотивированно отказываться от образца
деятельнос­ти, искать оригинальные
решения.

Реализация программ
исторического образования по всеобщей
истории на ступени основного общего
образования предполагает достижение
метапредтетных
результатов.
Интегративное
взаимодейст­вие курсов истории и
обществознания позволит уча­щимся
сформировать целостное представление
о ди­намике развития и исторической
обусловленности современных форм
общественной жизни, критиче­ски
воспринимать получаемую социальную
инфор­мацию, осмысленно изучать
многообразие моделей поведения,
существующих в современном многокультурном,
многонациональном, многоконфесси­ональном
сообществе. Использование потенциала
межпредметных связей курсов истории и
географии расширит знания учащихся о
закономерностях про­странственной
организации мира, закрепит умение
оперировать статистическим и
картографическим материалом. Формирование
системы интегративных связей истории
и предметов образовательной области
«Филология» значительно повысит
коммуникативный потенциал процесса
обучения, позво­лит учащимся на более
высоком уровне освоить сти­листические
и образно-выразительные особенности
родного и иностранных языков. Знание
учащимися исторических основ процесса
духовного творчества расширит их
возможности при изучении курсов
ли­тературы, музыки и мировой
художественной куль­туры, а также
духовно-нравственной культуры.

В основу предлагаемых
программ положено соче­тание новых
и традиционных подходов к изучению
всеобщей истории. В них отражены
предметные результаты:

  • воспитание патриотизма, гуманизма,
    уважения к правам и свободам человека,
    демократическим принципам общественной
    жизни;

  • ознакомление учащихся с важнейшими
    события­ми всемирной истории, фактами,
    биографиями исторических деятелей
    прошлого и современнос­ти, основными
    процессами развития человеческо­го
    общества в их взаимосвязях и хронологической
    последовательности;

  • создание у учащихся представлений об
    историче­ских источниках, их
    особенностях, формирова­ние основ
    их анализа;

  • овладение элементарными методами
    историче­ского познания, умениями
    работать с различны­ми источниками
    исторической информации;

  • развитие
    способностей к самостоятельному
    ана­лизу событий прошлого и настоящего,
    раскры­тию причинно-следственных
    связей, обобщению фактов, использованию
    знаний, полученных в хо­де изучения
    курса истории, при анализе и оценке
    современного состояния общества;

  • формирование системы ценностей и
    убеждений, основанной на нравственных
    и культурных до­стижениях человечества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ШКОЛЬНИКОВ

В результате изучения истории
ученик должен

знать

  • хронологию событий — основные этапы
    и ключе­вые события истории России
    и мира с древней­ших времен до наших
    дней; выдающихся деяте­лей отечественной
    и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры; системы
    цен­ностей, сформировавшиеся в ходе
    исторического развития;

  • основные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной
    и всеоб­щей истории с веком; определять
    последователь­ность и длительность
    важнейших событий отече­ственной и
    всеобщей истории;

  • отвечать на вопросы и решать поставленные
    учеб­ные задачи, опираясь на текст
    исторического документа; использовать
    факты, содержащиеся в источниках, в
    рассказе об исторических собы­тиях;
    сравнивать свидетельства разных
    источ­ников;

  • показывать на исторической карте
    территории расселения народов, границы
    государств, города, места значительных
    исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических
    собы­тиях и их участниках, демонстрируя
    знание необ­ходимых фактов, дат,
    терминов; давать описание исторических
    событий и памятников культуры на основе
    текста и иллюстративного материала
    учебника, фрагментов исторических
    источников; использовать приобретенные
    знания при написании творческих работ,
    рефератов, сочинений, от­четов об
    экскурсиях;

  • соотносить общие исторические процессы
    и от­дельные факты; выявлять существенные
    чер­ты исторических процессов, явлений
    и событий;

  • группировать исторические явления и
    события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изучен­ных исторических
    понятий и терминов, выявлять общность
    и различия сравниваемых историче­ских
    событий и явлений; определять на основе
    учебного материала причины и следствия
    важ­нейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее
    значитель­ным событиям и личностям
    истории России и все­общей истории,
    достижениям отечественной и ми­ровой
    культуры;

использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для

  • понимания исторических причин и
    историче­ского значения событий и
    явлений современной жизни;

  • высказывания собственных
    суждений об истори­ческом наследии
    народов России и мира;

  • соблюдения исторически сложившихся
    норм со­циального поведения;

  • применения знаний об историческом пути
    и тра­дициях народов России и мира в
    общении с людь­ми другой культуры,
    национальной и религиоз­ной
    принадлежности;

  • способствовать сохранению памятников
    истории и культуры.

gigabaza.ru

Читать онлайн «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» автора Шубин Александр Владленович — RuLit

А. В. Шубин

Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

Дорогие ребята!

Сегодня вы приступаете к изучению последнего периода всеобщей истории – Новейшему времени, который охватывает XX – начало XXI в. Это – та эпоха в жизни человечества, в создании которой принимали участие ваши дедушки и бабушки, родители. Последние страницы истории XX столетия дописывались уже на ваших глазах. И вот уже началась история XXI в. Знание важнейших событий XX в. позволяет увидеть истоки многих современных конфликтов и определить основные тенденции развития мира в будущем. Не зная истории Новейшего времени, нельзя быть активным, успешно действующим участником нашей сегодняшней жизни.

XX век – драматичный и трагичный период истории. Именно в это время человечеству пришлось пережить две мировые войны, массовое уничтожение людей. В то же время именно в XX в. человечество сумело достичь невиданных прежде высот: оно выпело в космос, в некоторых странах был достигнут высочайший уровень жизни, которого не было никогда прежде. Мировое значение приобрела ненасильственная борьба за права личности и целых народов – стало очевидно, что люди могут достигать своих великих целей не только с помощью оружия. Планета стала более обжитой, человек освоил почти всю её территорию. Каждая отдельная личность связана с обществом густой сетью каналов информационного обмена.

История XX в. проверила на практике многие идеи, увлекавшие человечество на протяжении столетий, воплотила в жизнь мечты о дешёвой энергии, социальном равенстве, мировых империях, материальном изобилии, победе над многими болезнями. Но каждый раз новая победа человечества оборачивалась новыми проблемами и жертвами. Мыслители XX в. стремились понять и решить эти трагические проблемы. Их идеи во многом определили развитие мира, повороты истории человечества.

Вы уже не новички в изучении истории. Перед вашими глазами прошла череда различных цивилизаций и стадий общественного развития. Пусть в общих чертах, но вы видели, как в зависимости от эпохи изменяется история мира, как на её подмостки выходят яркие личности, как сталкивается воля властителей и народов, как создаются величайшие достижения культуры. Но по-прежнему перед вами, как и перед каждым человеком, прикасающимся к Истории, стоят вечные вопросы: Что определяет направление исторического процесса и судьбы народов? Как личность может изменить ход истории? Свободен ли человек в своих действиях или они определяются законами истории? Как соотносятся в жизни людей уровень общественного развития, на котором находится страна; культура (цивилизация), к которой она принадлежит на протяжении столетий; индивидуальные психологические особенности людей и их социальная принадлежность? Как и почему меняются условия жизни людей? Почему это происходит то медленно, то невероятно быстро?

На эти и другие вопросы вам поможет ответить мировая история XX – начала XXI столетия, к изучению которой вы приступаете.

Условные обозначения

Новые слова, которые необходимо запомнить, в тексте они выделены курсивом.

Наиболее важные даты, требующие запоминания.

Задания, которые нужно выполнять во время работы с текстом.

Вопросы и задания к картам.

Высказывания, ярко характеризующие исторические события и их участников.

Глава 1

Первая мировая война и её последствия

«В то время как германский император и русский царь по телеграфу обменивались последним воплем ужаса, тем более искренним, что оба дрожали за свои престолы, они уже были подхвачены гигантской турбиной, всей ужасающей силы которой ни один монарх до этой минуты ещё не подозревал».

Писатель Эмиль Людвиг

Гибель английского крейсера. 1914 г.

§ 1. Мир накануне Первой мировой войны

Индустриальная цивилизация в начале XX в.

В конце XIX столетия многим казалось, что мир приобрёл устойчивость в своём развитии. Между тем именно в это время в обществе складывались предпосылки драматичных событий бурного и полного неожиданностей XX в. Именно важнейшие особенности, которые характеризовали общественные отношения тех лет, создавали основу как для грандиозных мировых кризисов, так и для выдающихся достижений человечества.

Одной из важнейших характеристик передовых стран было быстрое развитие индустриальной цивилизации, которая пришла на смену традиционному аграрному обществу. Ядром новой цивилизации явилась промышленность (индустрия), которая оказывала мощное воздействие на все области человеческой жизни, включая политику и культуру. В начале XX в. индустриальная цивилизация существовала в форме капитализма. Экономика передовых государств управлялась классом капиталистов (буржуазией).

www.rulit.me

Решебник по истории за 9 класс, ответы онлайн

gdzguru.com

решебники

  • 1 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика

gdzguru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *