8 класс

Просвещение 8 класс литература – Литература. 8 класс. Учебник В 1-2 часть

Рабочая программа по литературе (8 класс) на тему: Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику «Литература.8 класс» под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.

            Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных  в программу произведений.

           Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.

           Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума,  Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

           Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 2014-2015 учебного года.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Формы и средства контроля образовательных результатов  обучающихся.

— сочинение на литературную тему

— выразительное чтение наизусть

— монологический устный ответ

— анализ эпизода

— синквейн

— реферат

— сообщение

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

   

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

 

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

 

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов: всего– 68 часов; в неделю – 2 часа

Распределение учебных часов по разделам

  1. Введение  — 1 час;
  2. Устное народное творчество – 3 часа;
  3. Из древнерусской литературы  -2 часа;
  4. Из русской литературы 18 века – 5 часов;
  5. Из русской литературы 19 века – 30  часов;
  6. Из русской литературы 20 века – 21 час;
  7. Из зарубежной литературы  — 5 часов;
  8. Итоговые уроки – 1 час.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Авторская программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
  2. Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 399 с.
  3. Литература.8 класс. Практикум для развития коммуникативной компетенции. Ерохина Е.Л. – М.:Интеллект-центр, 2013.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Даты

Раздел/ тема

Часы:

Корректировка программы

1 четверть

Введение

1

1

1.Вводный урок. Русская литература и история.

1

Устное народное творчество

3

2

2.УНТ. Особенности фольклора. Народные песни. Частушки.

1

3

3.Предание как фольклорный жанр. Предание «О покорении Сибири Ермаком».

1

4

4.Предание о Пугачеве. История и вымысел.

1

Древнерусская литература

2

5

5.ДРЛ. Житие как особый жанр: сочетание биографизма и религиозности. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1

6

6.Жанр светской повести в ДРЛ. Повесть «Шемякин суд».

1

Из русской литературы XVIII века

5

7

7.Классицизм в литературе.

1

8

8.Д.И. Фонвизин: очерк жизни и творчества. Комедии «Бригадир» и «Недоросль».

1

9

9.Проблемы гражданственности в комедии «Недоросль»: воспитание и обучение дворян.

1

10

10.«Недоросль» — комедия нравов.

1

11

11.Р/р Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Из русской литературы XIX века

30

12

12.И.А. Крылов: басни с исторической тематикой. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

1

13

13.Мир басен И.А. Крылова. Урок-викторина.

1

14

14.Историческая тематика в творчестве К.Ф. Рылеева. Дума как жанр русской литературы.

1

15

15.А.С. Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Анализ стихотворений «Туча», «19 октября».

1

16

16.Любовная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

1

17

17.Бунт «бессмысленный и беспощадный». А.С. Пушкин «История пугачевского бунта».

1

18

18.А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева (1-2 главы).

1

19

2 четверть

1.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести (3-5 главы).

1

20

2.Падение Белогорской крепости. Образ капитана Миронова и Василисы Егоровны (6-7 главы).

1

21

3.Образ Емельяна Пугачева в повести. Отношение автора, рассказчика и читателя к герою, к народной войне (8-12 главы).

1

22

4.Лирическая линия в повести. Спасение Маши Мироновой из крепости. Великодушие Пугачева.

1

23

5.Р/р Сочинение-рассуждение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

24

6.М.Ю. Лермонтов: слово о поэте. Романтизм в литературе.

1

25

7.Поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». История создания. Образ главного героя.

1

26

8.Романтическое двоемирие в поэме. Романтический идеал свободы. Трагедия главного героя.

1

27

9.Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести» — отражение российской действительности. Трагедия маленького человека в повести «Шинель».

1

28

10.Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Символ и гротеск в повести.

1

29

11.Образ маленького человека в русской литературе: урок-викторина.

1

30

12.Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания. Афиша. Комментированное чтение эпизодов.

1

31

13.Есть ли в комедии «Ревизор» положительные герои? Урок-дискуссия.

1

32

14.М.Е. Салтыков-Щедрин: слово о писателе.  «История одного города» (отрывки).

1

33

3 четверть

1.«История одного города» как сатирическое произведение.

1

34

2.Художественный мир повестей Н.С. Лескова. Повесть «Старый гений».

1

35

3.Нравственные проблемы в повести «Старый гений». Н.С. Лесков и его герои, отношение к России.

1

36

4.Л.Н. Толстой: личность и судьба писателя.

1

37

5.«После бала»: контраст и диссонанс в рассказе, параллелизм композиции.

1

38

6.Автор и повествователь в рассказе «После бала». Анализ эпизода.

1

39

7.Р/р Анализ эпизода рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

1

40

8.А.П. Чехов: представления писателя об историзме. Рассказ «О любви»

1

41

9.Поэзия родной природы. Урок выразительного чтения.

1

Из литературы ХХ века.

21

42

10.И.А. Бунин: историческая тематика в творчестве писателя. Рассказ «Кавказ».

1

43

11.Природа и человек в рассказе «Кавказ».

1

44

12.А.И. Куприн: очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика в рассказе «Куст сирени».

1

45

13.Сравнительная характеристика главных героев рассказа «Куст сирени».

1

46

14.А.А. Блок: символизм и историческая тематика в творчестве поэта.

1

47

15.А.А. Блок «На поле Куликовом». Анализ поэтического цикла.

1

48

16.Р/р Анализ поэтического текста. Стихотворение А.А. Блока «Родина».

1

49

17.С.А. Есенин «Пугачев» — поэма с исторической тематикой.

1

50

18.И.С. Шмелев: очерк жизни и творчества. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор».

1

51

19.М.М. Зощенко «История болезни». Анализ художественного текста.

1

52

20.Тэффи «Жизнь и воротник». Роль вещи в жизни человека.

1

53

4 четверть

1.М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастического и реального в рассказе.

1

54

2.Урок-викторина по теме «Писатели улыбаются».

1

55

3.Судьба А.П. Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение».

1

56

4.Смысл заглавия рассказа «Возвращение». Образ главного героя в рассказе.

1

57

5.Великая Отечественная война в русской лирике ХХ века. А.Т. Твардовский.

1

58

6.Песни огненных лет. Урок выразительного чтения.

1

59

7.В.П. Астафьев: очерк жизни и творчества. «Последний поклон»: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1

60

8.Мечты и реальность военного детства в рассказах В.П. Астафьева.

1

61

9.Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

1

62

10.Поэты русского зарубежья: особенности тематики творчества.

1

Из зарубежной литературы

6

63

11.У. Шекспир. Великие трагедии. «Ромео и Джульетта».

1

64

12.Трагедия любви и обреченности героев в «Ромео и Джульетте». Сонеты.

1

65

13.Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

66

14.Дж. Свифт: очерк жизни и творчества. История создания «Путешествия…»

1

67

15.В. Скотт «Айвенго»: очарование рыцарства

1

68

16.Итоговый урок.

1

nsportal.ru

Рабочая программа по литературе (8 класс) на тему: Рабочая программа по литературе 8 класс ФГОС к УМК В.Я.Коровиной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДУБНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

Директор МБОУ «Дубневская СОШ»

_________________/С.Ю.Карпухина/

«_____»____________________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

 «ЛИТЕРАТУРА» 

8 класс

(базовый уровень)

ФГОС

Составитель: Першина Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2017 — 2018  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Литература» составлена на основе:

  • требований к результатам освоения ФГОС ООО;
  • авторской  программы курса «Литература»  для 8 класса   общеобразовательных организаций авторов: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В.; М. «Просвещение»;
  • Основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «Дубневская СОШ» с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов:

      Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: «Литература» авторов: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. — М.: «Просвещение»;

      Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО.

      На изучение программного материала отводится 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 недель).

  1.Планируемые образовательные результаты освоения курса литературы в 8 классе.

Личностные результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  •  смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение создавать устные и письменные монологические высказывания разного типа, вести диалог.  

2.Содержание учебного курса

Введение. 

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.

Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).

Из литературы XVIII века.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Из литературы XIX века. 

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.

А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.

Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа

Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин — антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.

Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва

А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов — персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе

Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Теория литературы Психологизм художественной литературы.

Из литературы XX века.

И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

А.А.Блок. «Россия». Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России

С.А.Есенин. «Пугачёв» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев

М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для самостоятельного чтения.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме

Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальное представление).

А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин и др. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства

Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).

Из зарубежной литературы. 

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии

Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).

В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним» образом.

Повторение. Обобщение. Итоговый контроль.

  1. Тематическое планирование

 

Название темы, раздела

Кол-во часов в рабочей программе

Введение

1

Устное народное творчество        

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы 18 века

3

Из литературы 19 века

36

Из русской литературы 20 века

21

Из зарубежной литературы

4

Итоговое повторение

1

ИТОГО

70

Приложение.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

Введение. (1ч)

1

Русская литература и история

04-08.09

Устное народное творчество (2ч)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

04-08.09

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

11-15.09

Из древнерусской литературы (2ч)

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

11-15.09

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

18-22.09

Из литературы 18 века (3ч)

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

18-22.09

7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

25-29.09

8РР

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

25-29.09

Из литературы 19 века (36ч)

9

И.А. Крылов. «Обоз» — басня о войне 1812 года

02-06.10

10

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение

02-06.10

11

Вн.чт. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)

16-20.10

12

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

16-20.10

13

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

23-27.10

14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

23-27.10

15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

30.10-03.11

16

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

30.10-03.11

17

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

06-10.11

18РР

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

06-10.11

19

А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча».

13-17.11

20

Вн.чт. А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» и другие стихотворения о любви и творчестве.

13-17.11

21

Контрольная работа №1 по творчеству А.С. Пушкина.

27.11-01.12

22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

27.11-01.12

23

М.Ю Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.

04-08.12

24

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

04-08.12

25РР

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

11-15.12

26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.

11-15.12

27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

18-22.12

28

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова

18-22.12

29

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии

25-29.12

30РР

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

25-29.12

31

Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

08-12.01

32

Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст».

08-12.01

33

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

15-19.01

34

Вн.чт. И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе

15-19.01

35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

22-26.01

36

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического.

22-26.01

37

Н.С. Лесков. «Старый  гений»: сюжет и герои.

29.01-02.02

38

Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.

29.01-02.02

39

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

05-09.02

40

Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции поэтика рассказа.

05-09.02

41

Контрольная работа №3 по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.

12-16.02

42РР

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

12-16.02

43

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии)

26.02-02.03

44

Вн.чт. А.П. Чехов. «Человек в футляре»

26.02-02.03

Из русской литературы 20 века (21ч)

45

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви.

05-09.03

46

А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

05-09.03

47РР

«Поговорим о превратностях любви»

12-16.03

48

Контрольная работа №4 по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

12-16.03

49

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

19-23.03

50

С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.

19-23.03

51РР

Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

26-30.03

52

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

26-30.03

53

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.

02-06.04

54

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

02-06.04

55

Вн.чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

09-13.04

56

Вн.чт. М.М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

09-13.04

57

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война.

16-20.04

58

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя.

16-20.04

59

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы.

23-27.04

60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

23-27.04

61

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

30.04-04.05

62РР

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

30.04-04.05

63

Русские поэты о родине, родной природе (обзор).

07-11.05

64

Поэты русского зарубежья о родине.

07-11.05

65

К/Р №5 итоговая по русской литературе.

14-18.05

Из зарубежной литературы (4ч)

66

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

14-18.05

67

Сонет как форма лирической поэзии

21-25.05

68

Вн.чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

21-25.05

69

Вн.чт. В.Скотт. «Айвенго».

28.05-01.06

Итоговое повторение

70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

28.05-01.06

СОГЛАСОВАНО                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО                                                   Зам. директора по УВР

от «____»___________2017г.                                   «____»_________________2017г.

№______________________        ___________________________

Руководитель ШМО:

_______/________________ /                                                     ФИО______________________

nsportal.ru

Рабочая программа по литературе (8 класс) по теме: Рабочая пограмма по литературе. 8 класс УМК Коровина В.Я. Рассчитана на 68 часов в год

Наименование разделов и тем

Основные элементы содержания

контроль

примечание

Введение.

1

1.

Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Урок изучения нового материала. Знакомство с учебником, чтение вводной статьи «Русская литература и история», составление плана статьи, запись основных положений лекции учителя.

Работа на уроке

Устное народное творчество

2

2.

Русское народное поэтическое творчество.  Лирические и хороводные песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек.

Урок изучения нового материала Сообщение о жанрах устного народного творчества, работа по учебнику, чтение статьи «Русские народные песни», сведений об исторических песнях; ответы на вопросы; выразительное чтение; комментирование художественного текста.

Работа на уроке

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Чтение преданий,

 ответы на вопросы, устное словесное рисование, выразительное чтение.

Работа на уроке

Из древнерусской литературы

3-0-1

4.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Особенности формы и  содержания жития и воинской повести.

Чтение статьи о древнерусской литературе, чтение жития,  осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы, чтение по ролям отдельных фрагментов, комментирование текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Работа на уроке

5.

Житие как жанр древнерусской литературы.

Вч «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия.

Внеклассное чтение. Чтение и обсуждение жития, ответы на вопросы.

Работа на уроке

6.

Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства.

Урок чтения и изучения произведения. Чтение статьи учебника,

ответы на вопросы, чтение жития,

комментирование художественного произведения.

Работа на уроке

Из русской литературы ХVIII века.

3 -1-0

7.

Н.М.Карамзин – выдающийся деятель русского сентиментализма. Чтение и изучение исторической повести «Наталья, боярская дочь». Язык повести.

Урок изучения нового материала. Рассказы уч-ся о писателе, знакомство  с понятием русского сентиментализма, чтение повести.

Работа на уроке

8.

Р/Р Характеристика литературного персонажа

Урок развития речи. Харктеристика одного из героев повести.

Работа на уроке

9.

Сентиментализм как литературное направление. Карамзин и классицизм.

Урок изучения нового материала

Работа на уроке

Запись основных моментов лекции, ответы на вопросы.

Из русской литературы XIX века.

30-5-4

10.

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Комбинированный урок. Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.

Работа на уроке

11.

К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» — произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы.

Комбинированный урок. Рассказы учащихся о Рылееве, чтение думы, ответы на вопросы, комментирование художественного произведения.

Работа на уроке

12.

Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения.

Урок изучения нового материала. Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании», «История пугачёвского бунта»,  сообщение о творческой истории романа «Капитанская дочка»,

ответы на вопросы.

Работа на уроке

13.

Гринёв: жизненный путь героя.

Урок-беседа: обсуждение произведения. Осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, сжатый пересказ глав,  рассказ -рассуждение «Почему крепостной дядька Савельич вызывает симпатию у читателя?»краткий рассказ о жизни Гринева до восстания (жизнь дворянского недоросля), устное словесное рисование (сцена дуэли), сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

Работа на уроке

14.

Проблема чести и достоинства, нравственного выбора.

Урок-беседа: обсуждение произведения. Чтение главы 5 (эпизод отказа Маши выйти замуж без благословения родителей Гринева),   комментирование художественного текста, Гринёв и Пугачёв,  сцена «СпасениеГриневым Маши от рук Швабрина»

Работа на уроке

 

15.

Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка».

Рр Подготовка к домашнему сочинению по повести.

Урок развития речи. Близкий к тексту пересказ калмыцкой сказки, выразительное чтение описания бурана в степи, устное словесное рисование (портреты «наперсников самозванца» — Белобородова, Хлопуши), комментирование художественного текста: появление Пугачева на страницах романа (главы «Вожатый», «Пугачевщина», «Приступ»),  самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Работа на уроке, домашнее сочинение

16.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.

Характеристика героини. Анализ эпизода «Маша и императрица». Выводы.

Работа на уроке

17.

Вч Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Урок внеклассного чтения. Ответы на вопросы, пересказ сюжета,

устное словесное рисование портретов трех жертв Германа: графини, Елизаветы Ивановны, его самого,

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Работа на уроке

18.

М.Ю.Лермонтов —  певец свободы. Лермонтовский Кавказ. Т/л  романтизм.

Урок изучения нового + Р/РЧтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина, сообщение о поэте, чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

Работа на уроке, чтение наизусть

19.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» —  романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Урок чтения и изучения произведения.  Чтение поэмы «Мцыри», ответы на вопросы, комментирование художественного текста, устное словесное рисование — описание утра (гл.11), романтические пейзажи (гл.6), анализ эпизодов (бегство из монастыря, встреча с грузинкой, бой с барсом), сравнение пейзажей в гл.11 и гл.22., самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Работа на уроке

  

20.

 Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой.

Урок знакомства с теоретическими понятиями. Чтение статей учебника «Поэма Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики», «Романтически условный историзм М.Ю. Лермонтова», сообщение учителя о романтизме как литературном направлении, запись тезисов лекции учителя в тетрадь.

Работа на уроке

 

21.

Рр Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

Урок развития речи. Чтение учащимися наизусть отрывка из поэмы М. Ю. Лермонтова

Работа на уроке

Выразительное чтение наизусть

.

22.

Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников.

Комбинированный урок. Сообщения учащихся о Н. В. Гоголе  чтение замечаний для актеров «Характеры и костюмы», явления 1-5, ответы на вопросы, сообщение «Николаевская Россия во времена Гоголя»,  чтение по ролям, устное словесное рисование (образ уездного города, образы чиновников).

Работа на уроке

 

23.

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии.

Урок-беседа: обсуждение произведения. Пересказ (прошлое Хлестакова), устное словесное рисование сцен (как городничий готовился к встрече с ревизором, как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях, чтение по ролям (явление 2 действия II).

Работа на уроке

24.

Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия.

Урок-беседа: обсуждение произведения.

Выразительное чтение монолога Хлестакова (явл. 6 действия III), анализ поведения героя, ответы на вопросы, художественное комментирование текста.  

 Работа на уроке

25.

Дары города. Анализ четвёртого действия.

Урок-беседа: обсуждение произведения. Связный рассказ о городничем, чтение по ролям явлений 3, 7 четвертого действия, комментирование художественного текста

Работа на уроке

26.

Лестница славы и позор городничего. Анализ пятого действия комедии. Элементы сюжета.

Рр Подготовка к сочинению по комедии.

Урок развития речи. Чтение по ролям явлений 7, 8 пятого действия; составление таблицы-схемы «Поведение чиновников и Хлестакова», комментирование художественного текста, составление плана сочинения.

Работа на уроке

27.

Повесть «Шинель». Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга.

Урок-беседа: обсуждение произведения.

Чтение наиболее запомнившихся фрагментов текста, ответы на вопросы, заочная экскурсия «Гоголевский Петербург — город призраков», чтение по ролям диалога Акакия Акакиевича с Петровичем и генералом во время аудиенции, рассказ о восприятии жизни безымянного молодого человека, подбор цитат, составление словаря для характеристики персонажа.

Работа на уроке

 

28.

Вч Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

Урок внеклассного чтения. Ответы на вопросы, художественное комментирование текста, выборочный пересказ эпизодов.

Работа на уроке

29.

Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор».

Урок контроля. Устное словесное рисование, развернутый ответ на проблемный вопрос,  анализ текста.

Работа на уроке, тестирование

 

30.

И.С.Тургенев. Повесть «Ася».

Урок изучения и чтения. Сообщение о любви в жизни писателя, чтение повести, ответы на вопросы.

Работа на уроке

31.

Н.Н.- главный герой повести. Образ рассказчика. Обаяние героини.

Урок-беседа чтение и изучение произведения, элементы анализа произведения,  подбор материалов для характеристики героев.Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести.

Работа на уроке

32.

М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» — художественно –политическая сатира.  

Вч «Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным». 

Урок внеклассного чтения. Пародия на официальные исторические сочинения. Чтение отрывка, помещ1нного в учебнике. Ответы на вопросы. Гротескные образы градоначальников.

Работа на уроке

33.

Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений».

Комбинированный урок. Сообщения учащихся о Н. С. Лескове, чтение рассказа, ответы на вопросы.

Работа на уроке

34.

Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».

Урок изучения нового материала. Сообщение о Л. Н. Толстом, чтение рассказа, ответы на вопросы.

35.

Рассказ «После бала».  Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей.

Рр Подготовка к сочинению по рассказу «После бала».

Урок-беседа: обсуждение произведения

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями

Урок развития речи. Система образов и персонажей. Конфликт рассказа. Зеркальная композиция. Подробный пересказ двух частей текста, устное словесное рисование, составление рассказа об Иване Васильевиче, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, анализ эпизода «На балу», сопоставление сцен «На балу» и «Экзекуция»..

Работа  на уроке

сочинение

36.

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. А. С. Пушкин «Цветы последние милей», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н Майков «Поле зыблется цветами».

Урок чтения и изучения произведения. Чтение статьи учебника, стихотворений, 

анализ стихов.

Работа на уроке

37.

Рр Выразительное чтение наизусть стихов о родной природе.

Урок развития речи. Выразительное чтение учащимися стихотворений, обоснование выбора.

Работа на уроке, выразительное чтение наизусть

38.

А. П. Чехов: «Моё святое святых…». Трилогия.

Вч «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора.

Урок внеклассного чтения.Сообщение об А. П. Чехове, краткий пересказ произведения, ответы на вопросы.Образы собеседников.

Работа на уроке

 

39.

Вч «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников.

Урок внеклассного чтения. Краткий пересказ произведения, ответы на вопросы.

Работа на уроке

40.

«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии.

Рр Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова

Урок чтения и изучения произведения

Урок развития речи

Работа на уроке

Краткий пересказ произведения, рассказ «История любви Алехина и Анны Алексеевны», ответы на вопросы, составление плана сочинения.

Из литературы  XX века.

17

41.

И. А. Бунин. «Кавказ» — рассказ из цикла «Тёмные аллеи».

Урок чтения и изучения произведения. Чтение статьи о писателе «Историзм Л.А.Бунина», сообщение об И. А. Бунине, чтение текста рассказа, комментирование художественного текста, сопоставление рассказа И.Бунина и рассказа А.П.Чехова «О любви».

Работа на уроке

42.

Вч  Рассказ «Муза».

Урок внеклассного чтения. Краткий пересказ произведения, ответы на вопросы.

Работа на уроке

43.

А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Урок чтения и изучения произведения. Сообщения учащихся об А. И. Куприне, Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям,

комментирование художественного текста, анализ рассказа.

Работа на уроке

 

44.

М.Горький. «Челкаш». Образы вора -босяка и крестьянского парня.

Повторение биографии писателя, знакомство с историей, ставшей основой рассказа. Комментированное чтение, составление сопоставительной таблицы.

Работа на уроке

45.

Развитие образов Челкаша и Гаврилы. Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека.

Размышления над позицией автора, ответы на проблемные вопросы., поисковое чтение.

Работа на уроке

46.

А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».  Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее.

Урок-практикум

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями. Понятие стихотворного цикла. Сообщения учащихся, чтение  цикла «На поле Куликовом», анализ содержания, чтение стихотворения «Россия», анализ содержания.

Работа на уроке

47.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».

С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв».

Анализ фрагментов поэмы, сопоставление с историческими преданиями и романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Работа на уроке

выразительное чтение наизусть

48.

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем».

Урок чтения и изучения произведения. Сообщения учащихся об И. С. Шмелёве, чтение рассказа, ответы на вопросы.

Работа на уроке

49.

М. А. Осоргин «Пенсне».

Работа с понятиями метафоры и олицетворения.

Урок чтения и изучения произведения. Сообщения учащихся о М. А. Осоргине, чтение рассказа, ответы на вопросы, устное словесное рисование,  поиск ответа на проблемные вопросы.

Работа на уроке

50.

Отрывки из Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом».  

Урок чтения и изучения произведения. Чтение статьи «Журнал «Сатирикон», отрывков из «Сатирикона», ответы на вопросы, приёмы создания комического.

Работа на уроке

51.

Тэффи «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко «История болезни».

Урок чтения и изучения произведений. Сообщения о писателях, художественные пересказы рассказов, ответы на вопросы, анализ художественного текста.

Работа на уроке

52.

А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа».

Урок чтения и изучения произведения.Сообщения о Твардовском, выразительное чтение глав поэмы, комментирование художественного текста.

Работа на уроке

53.

Рр Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин».

«Василий Тёркин» — лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Рр Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой?

Урок развития речи. Чтение учащимися наизусть отрывка из поэмы, чтение глав поэмы, ответы на вопросы, составление плана сочинения.

Работа на уроке

сочинение

 

54.

А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение».

Урок изучения нового материала. Чтение статьи о писателе, чтение рассказа.

Работа на уроке

55.

Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

Урок-беседа: обсуждение произведения. Чтение в лицах (первый разговор старшего сына Петра с отцом), устное словесное рисование (портрет Петра), установление ассоциативных связей с произведениями живописи, анализ текста.

Работа на уроке

56.

Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер.

Урок чтения и изучения произведений. Чтение статьи учебника,  выразительное чтение, прослушивание песен, анализ стихотворений послевоенного периода (тема любви и верности, боли от утрат).Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Работа на уроке

57.

В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» — рассказ из книги «Последний поклон».

Урок чтения и изучения произведения.  сообщение о В. П. Астафьеве, чтение рассказа, ответы на вопросы.

Работа на уроке

 

58.

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени.

Урок-беседа: обсуждение произведения. Устное словесное рисование (портреты бабушки, учителя), составление речевой характеристики бабушки,

комментирование художественного произведения.

Работа на уроке

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

3

59.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Поэты русского Зарубежья о Родине.

Урок чтения и изучения произведений.Чтение стихов, их восприятие и анализ.

Работа на уроке

60.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Урок развития речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе, чтение стихов о Родине поэтов русского Зарубежья, их восприятие и анализ.

Работа на уроке

Из зарубежной литературы.

8

61.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Урок чтения и изучения произведения. Чтение статьи о Шекспире, чтение отрывков из трагедии, чтение монологов, словесные портреты героев. 

Работа на уроке

62.

Вч «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности.

Урок внеклассного чтения. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного текста, анализ текста.

Работа на уроке

63.

Сонеты У. Шекспира.

Урок чтения и изучения произведений

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями. Чтение сонетов,

ответы на вопросы, работа с понятием сонета.

Работа на уроке

64.

Дж. Свифт: страницы биографии. «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…»

Урок чтения и изучения произведения.Сообщения учащихся о Д. Свифте, чтение текста произведения.

Работа на уроке

65.

«Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…» Гнев и сатира автора.

Урок-беседа: обсуждение произведения .Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного текста, анализ текста

Работа на уроке

66.

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго».

Урок чтения и изучения произведения. Сообщения учащихся о В. Скотте, чтение статьи «Старые нравы», чтение 1-2 глав романа, ответы на вопросы.

Работа на уроке

67.

«Айвенго» — роман об английском Средневековье, роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами.

Урок-беседа: обсуждение произведения.Ответы на вопросы, пересказы, сообщения о короле Ричарде Львиное сердце, защитнике угнетенных Робин Гуде, молодом рыцаре Айвенго.

Работа на уроке

68.

Итоги года. Список литературы на лето.

Комбинированный урок

Работа на уроке

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *