8 класс

Практическая работа по биологии номер 1 8 класс – Практические и лабораторные работы по биологии (8 класс)

Практическая работа № 1 по биологии 8 класс

Практическая работа №1: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Цель: оценить экологическую обстановку своего места проживания; дать санитарно-гигиеническую характеристику своего жилища.

Ход работы:

Задание 1: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА.

Ответить на вопросы:

  1. Адрес проживания.

  2. Тип застройки микрорайона (просторный, скученный).

  3. Степень благоустройства.

  4. Тип здания (деревянное, кирпичное, панельное, этажность, количество подъездов, наличие лифта).

  5. Наличие автомобильных дорог, характер и загруженность автотранспортом, отдаленность светофоров.

  6. Наличие промышленных предприятий.

  7. Преобладающий вид загрязнения атмосферы: химические вещества, шум, пыль.

  8. Наличие предприятий бытового обслуживания, образования, здравоохранения, торговли вблизи места жительства.

  9. Наличие вблизи места жительства водоемов, парков, скверов.

  10. Основные экологические проблемы вашего района, возможные пути их решения.

Задание 2: САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩА.

Ответить на вопросы:

  1. Тип жилья (отдельный дом, квартира, общежитие).

  2. Санитарные условия (степень благоустроенности) жилища: общая площадь; количество комнат; комнаты смежные или изолированные; характер бытовых помещений; характер отопления.

  3. Характеристика микроклимата:  средняя температура зимой и летом, влажность, характеристика вентиляции.

  4. Социальные условия: количество проживающих в семье, состав семьи и возрастная характеристика.

  5. Режим питания в семье (общее или различное время для всей семьи, организация питания в рабочие и выходные дни; какие продукты преобладают на столе: мясные, овощные, сладкие, молочные и др.)

  6. Формы занятия спортом и физкультурой в семье.

  7. Организация семейного отдыха и досуга.

  8. Условия, препятствующих здоровому образу жизни в вашей семье, возможность их преодоления.

Задание 3: Сделать вывод по цели работы.

Практическая работа №1: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Цель: оценить экологическую обстановку своего места проживания; дать санитарно-гигиеническую характеристику своего жилища.

Ход работы:

Задание 1: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА.

Ответить на вопросы:

  1. Адрес проживания.

  2. Тип застройки микрорайона (просторный, скученный).

  3. Степень благоустройства.

  4. Тип здания (деревянное, кирпичное, панельное, этажность, количество подъездов, наличие лифта).

  5. Наличие автомобильных дорог, характер и загруженность автотранспортом, отдаленность светофоров.

  6. Наличие промышленных предприятий.

  7. Преобладающий вид загрязнения атмосферы: химические вещества, шум, пыль.

  8. Наличие предприятий бытового обслуживания, образования, здравоохранения, торговли вблизи места жительства.

  9. Наличие вблизи места жительства водоемов, парков, скверов.

  10. Основные экологические проблемы вашего района, возможные пути их решения.

Задание 2: САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩА.

Ответить на вопросы:

  1. Тип жилья (отдельный дом, квартира, общежитие).

  2. Санитарные условия (степень благоустроенности) жилища: общая площадь; количество комнат; комнаты смежные или изолированные; характер бытовых помещений; характер отопления.

  3. Характеристика микроклимата:  средняя температура зимой и летом, влажность, характеристика вентиляции.

  4. Социальные условия: количество проживающих в семье, состав семьи и возрастная характеристика.

  5. Режим питания в семье (общее или различное время для всей семьи, организация питания в рабочие и выходные дни; какие продукты преобладают на столе: мясные, овощные, сладкие, молочные и др.)

  6. Формы занятия спортом и физкультурой в семье.

  7. Организация семейного отдыха и досуга.

  8. Условия, препятствующих здоровому образу жизни в вашей семье, возможность их преодоления.

Задание 3: Сделать вывод по цели работы.

infourok.ru

Практическая работа по биологии 8 класс

Практическое занятие №1 «Примерное тематическое планирование уроков биологии в 8 классе с указанием электронных образовательных ресурсов»

Характеристика основных видов деятельности ученика:

• знать строение и функции опорно-двигательной системы; особенности скелета в связи с прямохождением;

  • понимать как влияют на формирование скелета и мышц физические упражнения и труд;

• знать приемы первой помощь при травмах;

• распознавать на таблицах и описывать опорно-двигательную систему и ее органы;

• анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние опорно-двигательной системы;

• проводить самостоятельный поиск информации о деятельности опорно-двигательной системы человеческого организма;

• соблюдать меры профилактики травматизма, нарушения осанки;

• уметь наблюдать за состоянием собственного организма.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение и функции опорно-двигательной системы. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5014c3f2-417e-45ec-b23a-271580b7aeaf/%5BBIO8_02-06%5D_%5BIM_05%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e26fded9-93e6-4f73-909f-181ff5acb029/%5BBIO8_02-06%5D_%5BPT_03%5D.swf

«Строение трубчатых костей»

интерактивный рисунок

Характеристика типов соединения костей с иллюстрациями

Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.

Лабораторная работа «Изучение внешнего вида отдельных костей».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878acba2-63c3-44b2-ad47-92d097d7c106/%5BBIO8_02-06%5D_%5BMA_01%5D.swf

Демонстрация значения органических и неорганических веществ кости

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности.

http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=G17K98IrUXI&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D1%81%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&_=1447257365270&safety=1

http://biouroki.ru/rebus/12.html

Фильм «Скелет человека»

Ребус

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция.

http://bodystrong.info/your-body/muscles

http://biouroki.ru/crossword/anatomiya-fiziologiya-gigiena-cheloveka/organizm-cheloveka.html

Иллюстрация «Мышцы»

Кроссворд «Мышцы»

Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Лабораторная работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/myishczyi.html

Тест «Мышцы»

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

http://www.youtube.com/watch?v=eP9MrvqTclo#t=119

Фильм «Формирование осанки»

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

http://yandex.ru/video/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&redircnt=1447256752.1

Фильм «Виды переломов костей»

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система».

http://biouroki.ru/test/33.html

Тест по теме «Опорно-двигательная система»

infourok.ru

Копилка для молодого специалиста «Практические работы для 8 класса»

Составил: учитель биологии Долдонова Гульмира Саиндолдиновна. КГУ « Чиркаинская основная школа»

Копилка для молодого специалиста-

практические, лабораторные работы биология 8 класс

Практическая работа к § 60 Особенности высшей нервной деятельности человека (учебник биология 8 класс Атамұра 2012)

Тема: Исследование различных видов памяти.

Цель: закрепить понятие памяти, исследовать её виды, ознакомиться с методами определения памяти.

Оборудование: карточки с рисунками, текстом, цифрами ,рисунки

Ход работы.

1. Исследование образной памяти.

1.1. Исследование зрительной памяти.

На доске (или на заранее подготовленном учителем раздаточном материале) записан ряд произвольных слов. Задача учащихся в течение 30 секунд внимательно посмотреть на слова, попытаться запомнить, затем воспроизвести:

ПАРТА ,КНИГА , УЛИЦА, НЕБО, ПЕНАЛ, УЧИТЕЛЬ, АРТИСТ, СТЕНД, БОТИНОК, ЛОЖКА.

Проанализировать результаты, если удалось воспроизвести менее 6 слов память слабая, нужно тренировать; 6 — 9 слов – хорошая память; более 9 – великолепный результат.

1.2. Исследование слуховой памяти.

Учитель читает вслух 1 ряд слов (интервал между словами 5 секунд). После 5 секунд отдыха, учащиеся записывают запомнившиеся слова.

АТЛАС, ЯБЛОКО, ГЛОБУС, ГРОЗА, УТКА, МЯЧ, КОШКА, ЛИСТ, ДОМ, ЖУРНАЛ.

Проанализировать результаты. Сравнить результаты. Сделать вывод, какой тип памяти преобладает.

2. Исследование смысловой памяти.

2.1. Запомнить и записать по порядку 10 логически связанных слов:

УЛИЦА, ДОМ, ЛЕСТНИЦА, ДВЕРЬ, КВАРТИРА, КУХНЯ, ОБЕД, СТОЛ, ПОСУДА, КАША.

2.2. Учитель читает пары слов, делая паузы по 2 секунды между парами слов:

СПОРТ-ЛЫЖИ, ГРОЗА-ДОЖДЬ- , СНЕГ-СНЕЖИНКА, ГЛАЗА-СМОТРЕТЬ, КНИГА-ШКОЛА, КОРОВА-МОЛОКО, НОЧЬ-ЗВЕЗДА, КУСТ-РОЗА, ЛЕС-ГРИБ, ЛЕТО-МОРЕ.

Проверить количество запомненных пар слов, если 6 и более – логическая память хорошая, менее 6 – нужно развивать.

Учащиеся делают выводы об эффективности своей памяти.

Практическая работа

к § 61 Типы высшей нервной деятельности(учебник биология 8 класс Атамұра 2012)

Тема: Определение типа темперамента.

Цель: определить присущий тип темперамента.

Оборудование: тесты для определения темперамента.

Ход работы.

I. Вам предложены утверждения. Ваша задача выразить своё согласие (от 6 до 10 баллов)

или несогласие (от 0 до 5 баллов):

1. Перед любым важным событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при трудностях и неудачах.

6. С равными себе я не сдержан и вспыльчив.

7. Я легко делаю выбор.

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это происходит само собой.

II. Подсчитать долю каждого из присущих типов темпераментов по формулам (цифры – номер утверждения):

меланхолик = 1+5

сангвиник = 3+7

холерик = 2+6

флегматик = 4+8

М=…., С=…, Х=…, Ф= … .

III. Записать символы М, С, Х, Ф в порядке уменьшения их значения для вас (например, СФМХ), и вы получите формулу, из которой поймёте, черты каких типов темпераментов выражены сильнее.

Вывод: Какой из типов темпераментов наиболее вам свойственен? Как влияет ваш темперамент на отношения с одноклассниками и родителями?

Клавдий Гален (II ст. н.э., врач античности), исходя из учения Гиппократа, разработал классификацию темпераментов:

Данная классификация Галена ..

— сангвинический (кровь),

— флегматический (слизь),

— холерический (желчь),

— меланхолический (чёрная желчь).

Первый тип нервной системы:

Характеризуется большой силой нервных процессов, их подвижностью, уравновешенностью. Данному типу отвечает сангвиническийтип темперамента (люди с широкими интересами, любознательны, энергичны, с хорошим самообладанием, сдержанны).

Второй тип нервной системы:

Характеризуется большой силой нервных процессов, малой подвижностью (инертностью), уравновешенностью. Спокойный тип нервной системы. Он присущ флегматическому типу темперамента (люди в меру энергичны, настойчивы, постоянны в привычках, пристрастиях).

Третий тип нервной системы:

Характеризуется большой силой и подвижностью нервных процессов, но неуравновешенностью нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над торможением. Неуравновешенный тип нервной системы. Характерен для холерического типа темперамента (люди легко возбуждаются, несдержанные, энергичны, решительны, иногда неосмотрительны)

Четвёртый тип нервной системы:

Характеризуются слабостью нервных процессов и неустойчивостью. Это меланхолический тип темперамента (люди отличаются робостью, замкнутостью, чувствительностью, часто склонны к преувеличению).

Практическая работа к § 18 (учебник биология 8 класс Атамұра 2012)

ТЕМА«Определение остроты зрения»

Цель: изучение функций собственных органов зрения.

Оборудование: длинная линейка, 2 карандаша, повязка на глаза, все опыты проводятся вдвоем)

Ход работы:

1.Определение значения бинокулярного зрения.

Оба возьмите по карандашу. Первый участник опыта закрывает один глаз.

Второй участник опыта держит карандаш одним концом вверх на расстоянии 40-50 см от глаз первого.

Первый, с закрытым глазом, должен кончиком своего карандаша прикоснуться к кончику карандаша второго.

Расстояние от глаз измените и опыт повторите. Сделайте вывод.

Тот же опыт повторите, не закрывая глаза, т.е. с двумя открытыми глазами. Сделайте вывод.

Поменяйтесь ролями.

Результаты запишите в таблицу

№ опыта

Что делали

Что наблюдали

1

2

3

2.Определение наименьшего расстояния зрения.

Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока ещё можно читать. Измерьте это расстояние линейкой.

(для нормального зрения это расстояние равняется 10 – 13 см. Если расстояние больше, то это дальнозоркость глаза)

Точно также проверьте другой глаз.

Сделайте и запишите вывод.

Определение наибольшего расстояния зрения.

1.Первый ученик закрывает один глаз.

2.Второй ученик, держа перед ним раскрытую книгу с мелким шрифтом, начинает удалять её до тех пор, пока первый различает текст.

3.Расстояние измеряется и заносится в таблицу.

Опыт повторяется для второго глаза,

Для двух открытых глаз.

Затем участники опыта меняются местами.

Результаты каждый заносит в свою тетрадь.

Сделайте и запишите вывод.

Таблица определения расстояния зрения.

№ опыта

Наименьшее расстояние, на котором левый глаз различает текст книги

Расстояние в см

1.

Наименьшее расстояние, на котором правый глаз различает текст книги

2

Наибольшее расстояние, на котором левый глаз различает текст книги

3.

Наибольшее расстояние, на котором правый глаз различает текст книги

4.

Наибольшее расстояние, на котором оба глаза различает текст книги

Общий вывод: Что влияет на остроту зрения?

Практическая работа к § 19 (учебник биология 8 класс Атамұра 2012)

Тема «Определение остроты слуха»

Цель: изучение функций собственных органов слуха.

Оборудование: измерительная рулетка, механические часы, (опыт проводится вдвоем)

Ход работы:

Определение остроты слуха.

1.Один ученик становится у стены, а второй начинает вдоль нее удалять от его уха механические тикающие часы до тех пор, пока испытуемый слышит звук. Это расстояние измеряется.

2.Опыт повторяется для другого уха.

.3Результаты записываются.

Вывод: что влияет на остроту слуха?

Практическая работа

Тема«Антропометрический метод определения

уровня роста и развития организма»

Цель работы: научиться с помощью формул рассчитывать своё физическое состояние.

Ход работы:

1. Измерить свой рост, вес и окружность грудной клетки.

2. Определить по формулам теоретические показатели и сравнить со своими данными

3. Сделать выводы об уровне соответствия собственных параметров теоретическим

Расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до 14 – 16 лет:

Для девочек: Рост = 6 х возраст + 76

Для мальчиков: 6 х возраст + 77

Оценка результатов: отклонение от средних физических величин не должно превышать + -2,5 см для мальчиков и + — 3,5 см для девочек. Если полученный результат при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, то это может указывать на эндокринные нарушения.

Расчет окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся спортом.

ОГ мальчиков 1 – 12 лет = 1,6 х возраст + 48

ОГ мальчиков 13 – 17 лет = 4,2 х возраст + 20

ОГ девочек 1 – 12 лет = 1,7 х возраст + 47

ОГ девочек 13 – 18 лет = 2,2 х возраст + 45

Расчет массы тела (А) у детей и подростков

Для подростков до 12 – 13 лет: А = 10 + 2n, где А – масса в кг, n – возраст ребенка

Для подростков 13 – 14 лет и взрослых: А = Рост(см) х Окружность грудной клетки (см)\240

Форма отчетности: сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

Практическая работа

Тема« Правильная осанка»

Для вычисления показателя состоянияосанки измеряют расстояние между крайнимикостными точками,выступающими над правым и левыми плечевыми суставами.Измерение с переди характеризуетширину плеч, а сзади величину дуги спины.

Цель Определить правильность осанки

Оборудование: сантиметровая линейка

ход: работа проводиться в группах или в парах. У испытуемого с помощью сантиметровой линейки определяют ширинй плеч и величину дуги спины.

Форма отчетности:Рассчитайте показатели оценки по формуле

А= _ширина __________ . 100%,

величина дуги спины

А — показатель состояния осанки.Сравните полученны данные со среднестатистическими,сделайте вывод

Оценка полученных результатов:

В норме показатель состояния колеблется в пределах 100%-110%

Если он мене 90 или более125% , то это свидетельствует о выраженном нарушении осанкиСоотношение между окружность талии и ростом в норме составляет 45%.

kopilkaurokov.ru

Лабораторные работы в 8 классе по предмету «Биология»

Л/р. № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода” (сентябрь)

Цель:

  • показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.

  • обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;

Оборудование: 3% раствор пероксида водорода, раствор йода, лист элодеи (другого растения), кусочки сырого и вареного картофеля, сырого мяса, микроскопы, пробирки.

Ход работы.

  1. на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.

  2. поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.

  3. прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.

  4. опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

  5. на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.

  6. нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.

  7. составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.

Напишите отчет:

-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование и реактивы

— схематически зафиксируйте эксперимент, подпишите наблюдения к нему и объяснения наблюдений

— в качестве вывода ответьте на вопросы:

— Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?

— Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?

Лабораторная работа № 2 (сентябрь)

Клетки и ткани под микроскопом.

Цель работы: закрепить знания о тканях, умения различать их строение, знать их функции, продолжить отработку умений работать с микроскопом.

Оборудование: таблица «Типы тканей», тестовые задания, микроскопы, микропрепараты с различными видами тканей.

Ход работы:

1.Тест . Выберите из перечня для каждого типа тканей особенность строения и функции тканей:

 1. Эпителиальная. 2. Соединительная 3.Мышечная. 4.Нервная.

 Особенности строения ткани:

А) Клетки звездообразной формы с множеством отростков.

Б) Имеются 3 разновидности ткани, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться.

В) Клетки лежат рыхло; межклеточное вещество хорошо развито.

Г) Клетки плотно лежат в один или несколько слоев и способны к быстрой регенерации; имеется большое количество желез.                               

Функции тканей:

а) двигательная; б) осуществляет взаимосвязь тканей;

в) защитная; г) опорная; д) транспортная.

2.Рассмотрите микропрепараты тканей и зарисуйте небольшой участок ткани, показывающий характер расположения клеток, их строение и тип межклеточного вещества (если оно есть).

3.Сделайте вывод. 

Ответьте на вопрос:

1. Какая наблюдается взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями тканей?

Оформление результатов:

-зарисуйте рассмотренные препараты тканей; заполните таблицу

Виды тканей

Строение ткани

Местонахождение

Функции

Практическая работа . «Действие прямых и обратных связей» (октябрь).

Цель: Проследить ответные реакции организма на внешние раздражители, выявить рефлекторный характер их возникновения.

Оборудование: Демонстрационная таблица «Рефлекторная дуга».

Ход работы:

  1. Рассмотрите на таблице схему рефлекторной дуги.

  2. Продемонстрируйте образование:

  1. Определите, к каким видам рефлексов относится  данный пример, какая у него рефлекторная дуга..

  1. Зарисуйте в тетради схему рефлекторнной дуги всех, подпишите их звенья. 

Вывод: Попробуйте объяснить, в чем значение изученных вами мигательного рефлекса. Сформулируйте вывод о значении условных и безусловных рефлексов в жизни человека и животных.

Практическая работа (октябрь)

Штриховое раздражение кожи (тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической автономной нервной системы при раздражении).

Пояснение. (Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические нервы их расширяют.)

Ход работы.

1. Ногтем проведите по коже. Почему вначале появляется белая полоска, а спустя некоторое время — красная? Объясните, почему через некоторое время эта полоска исчезает и никаких следов от раздражения не остается.

2. Сделайте вывод.

Практическая работа (октябрь)

Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.

Цель работы: выявление в ходе экспериментальной работы функций продолговатого мозга, среднего мозга и мозжечка.

Ход работы:

Выявление в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

/Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

  2. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

Выявление в ходе экспериментальной работы функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает руку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Опыт 3. Проба Ромберга. Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой пробы?

  2. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции? (устраняет лишние движения).

  3. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Выявление в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст (стр.30 учебника. Текст: «Средний мозг»).

Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так, чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете?

Ответь на вопросы:

  1. Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

Лабораторная работа №3 (ноябрь)

«Строение костной ткани»

Цель: изучить особенности строения костной ткани, строение трубчатой кости, определить взаимосвязь строения костной ткани с выполняемой функцией.

Ход работы

1.Рассмотрите микроскопическое строение кости. Ответьте на вопросы.

а) К какому типу ткани относится костная ткань?

б) Какие признаки характерны для данного типа ткани?

в) Из чего образована костная ткань?

2. Зарисуйте строение остеона – структурной единицы кости.

3. Рассмотрите макроскопическое строение кости.

Зарисуйте трубчатую кость в разрезе, подпишите ее части: надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

Вывод. Какими свойствами обладают кости?

Какие особенности строения определяют эти свойства?

Лабораторная работа № 4. Состав костей (ноябрь).

Цель работы: изучить химический состав, костей, костной ткани, выявить их причинно-следственные связи.

Материалы и оборудование: рыбьи или куриные кости, вымоченные в соляной кислоте, жженые кости, микроскопы, препараты костной ткани.

Ход работы:

1.Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного.

2.Что происходит при попытке согнуть прокаленную кость? Какими свойствами она обладает?

3.Можно ли растянуть кость, находящуюся в соляной кислоте? Какими свойствами она обладает?

(ссылка на виртуальный эксперемент)

4.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

1) Выявить причинно-следственные связимежду свойствами (упругость, твердость, эластичность) и составом костей.

2) Рассмотреть причины и выявить следствия:

   А) Детские кости редко ломаются, но легко деформируются, так как…

   Б) От 20 до 40 лет наиболее прочные кости, так как…

   В) У пожилых людей кости достаточно ломкие, так как…

 Вывод: Сделайте по теме урока.

Лабораторная работа №5 (декабрь)

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (х300).

Цель работы

  1. Изучить строение крови человека и лягушки.

  2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Ход работы:

  1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците, рисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.

  2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.

Отчетное задание

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.

Практическая работа  «Пульс и движение крови» (январь)

Цель работы: Определить пульс и особенности движения крови.  

Ход работы: 

Для того чтобы показать, что пульс не связан с движением крови, пережмем артерию в точке В так, чтобы движение крови прекратилось . Убедимся, что при этом в точке А пульс не пропадает, хотя кровь остановлена. Теперь проведем контрольный опыт. Зажмем артерию в точке А. Сомкнем ее стенки и остановим пульсовую волну. В точке В пульс при этом прощупываться не будет: кровь в точке А будет также остановлена, так как стенки артерии сжаты. Этот опыт подтверждает правило: чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс ниже перетяжки.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Лабораторная работа № 6

 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» (январь). 

Цель: исследовать состав выдыхаемого воздуха.

Оборудование: прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, известковая вода.

Ход работы: 

Возьмите два стакана или колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она? 

В один из стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта. Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора. Если продувание известковой воды проводится слишком долго, осадок исчезает из-за образования гидрокарбоната кальция: Са(ОН)2 + С02 = СаС03 + Н20 СаС03 + С02 + Н20 = Са(НС03)2 .

Вывод: Ответьте на вопросы:

  1. Какое строение имеют легкие человека?

  2. У земноводных и пресмыкающихся имеется легочный мешок с ячеистыми стенками, а у млекопитающих и человека — множество мельчайших легочных пузырьков. В чем преимущество последних?

  3. Какие процессы происходят в легочных пузырьках? Какая система органов обеспечивает тканевое дыхание организма?

   4*. Каков состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»(январь)

Цель работы: Объяснить механизм дыхательного движения.

Методические пояснения: Поступление воздуха в легкие и вытеснение его из легких можно наблюдать на модели Дондерса, названной по имени изобретшего ее физиолога.

Оборудование: стеклянная воронка среднего размера, два резиновых шарика, нитки и прозрачная липкая лента.

Ход работы:

 

Один из шариков поместим внутри воронки, а его клапан выведем наружу, вывернем наизнанку, натянем на трубку воронки с наружной стороны и крепко об
вяжем ниткой. Чтобы внутрь шарика проходил воздух, в клапан можно вставить спираль от авторучки или тоненькую трубку. 

Второй шарик разрежем посередине между основанием и клапаном. Часть с отрезанным клапаном выбросим, а оставшуюся часть натянем на широкий раструб воронки так, чтобы образовалось резиновое дно. Прикрепим резиновое дно липкой лентой к корпусу воронки с наружной стороны. 

Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри воронки — легкое, резиновое дно — диафрагму, стеклянный корпус воронки — стенки грудной полости. 

Чтобы продемонстрировать вдох, диафрагму надо опустить вниз. Атмосферное давление в грудной полости и в шарике, изображающем легкое, упадет, и наружный воздух войдет внутрь шарика. Он раздуется, как легкое в состоянии вдоха. Отпустите «диафрагму», а еще лучше немного вдавите ее внутрь, воздух из шарика выйдет, произойдет «выдох».

Вывод: Сделайте по теме работы.

 

Практическая работа. «Измерение обхвата грудной клетки» (январь)

Цели работы: выяснить функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья.

Материалы и оборудование: мерная лента.

Предварительные пояснения. При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно меняется ее обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха меньше. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная полость, а легкие больше набрать воздуха.

Для того, чтобы измерить грудную клетку, необходимо приподнять руки и наложить измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.

Ход работы:

1.Измерение на вдохе: глубоко вдохните — мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.

2.Измерение на выдохе: сделайте глубокий выдох — плечи не опускать, не сутулиться.

3.Оцените полученные результаты: в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых равна 6 – 9 см.

 

 

  4.Сделайте вывод по работе.

Практическая работа «Определение запылённости воздуха в зимнее время» (февраль).

Цель работы: Научиться определить запылённости воздуха.

Оборудование: емкость для снега, тонкостенный стакан, газета. Пыль легко пристает к летящим снежинкам. Этим обстоятельством мы и воспользуемся. Аккуратно соберите верхний слой недавно выпавшего снега, дайте ему растаять и подготовьтесь к исследованию.

Ход работы:

  • Вырежьте из газеты небольшой кусок листа с текстом и поставьте на лист тонкостенный стакан. Убедитесь, что газетный текст легко читается через дно стакана.

  • Хорошенько взболтайте емкость с талой водой и медленно наливайте ее в стакан, пока текст читать будет невозможно.

  • Измерьте столб воды в стакане: чем воды меньше, тем запыленность больше. Подумайте: стоит ли есть «чистый снег», сосать сосульки? В городе, да и в селе, много машин. Выхлопные газы и сажа далеко не безопасны для здоровья, ведь в них наверняка находятся соли свинца и другие опасные соединения. О возможности простудить горло речь не идет — это и без того понятно!

Вывод:  Составить памятку для определения запылённости воздуха.

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» (февраль). 

Цели работы: убедиться, что в слюне имеются ферменты, способные расщеплять крахмал до глюкозы.

Материалы и оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы:

1.Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду (в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая).

2.Смочите слюной ватную палочку и напишите ее букву на накрахмаленном бинте.

3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся -1-2 минуты (действие фермента проявляется только при температуре 36-38 С).

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Наблюдайте, как окрасится кусочек бинта.

5.Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал.

 

Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» (февраль). 

Цели работы: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Материалы и оборудование: штатив с 3 пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца (к белку сырых куриных яиц добавить воды (1:1), тщательно перемешать, добавить к раствору 0,5 ч л соли, профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить;    остудить), натуральный желудочный сок, 0,5% раствор NaОН, водяная баня, лед.

Ход работы:

1.В каждую пробирку поместите хлопья куриного белка и прилейте по 1 мл желудочного сока.

2.Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37С.

3.Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.

4.В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5% раствора NaОН и поставьте ее на водяную баню при температуре 37С.

5.Через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.

6.Заполните таблицу:

7.Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.

Практическая работа  «Проверьте ваш вестибулярный аппарат» (май).

 

Цель работы: Научиться оцениваить состояние вестибулярного аппарата. 

Ход работы:

Положите руку на пояс, поднимите одну ногу, согните ее в колене, разверните в сторону и прижмите пяткой к внутренней поверхности коленного сустава второй, опорной, ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундомер. Если удалось продержаться в этом положении 16 с — состояние вашего вестибулярного аппарата хорошее.

Вывод: Сделайте по теме работы.

Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа»(май).

Цель работы: Овладеть навыком зеркального письма.  

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой. Ход работы

Ход работы: 

Напишите слово «психология» скорописью. Засеките время, затраченное на написание слова, и проставьте его справа.

Попытайтесь написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Сделайте 10 попыток, каждый раз отмечая затраченное время. Против каждой попытки проставьте время. Затем постройте график. На оси абсцисс отложите номера попыток, на оси ординат — время. Как правило, если упражнение выполняется первый раз, график не представляет собой плавную кривую с постоянно улучшающимися результатами. У большинства людей наиболее ощутимые сдвиги наблюдаются между первой и второй попытками. Затем наступает момент, когда результаты перестают улучшаться (так называемое плато), а вслед за этим, ухудшившись на некоторое время, снова продолжают наращиваться. Объясним такую динамику формирования навыка. Первая система связей далека от совершенства, и человек бессознательно ищет новые способы решения задачи. Часто они дают более скромные результаты, по крайней мере вначале. Затем показатели улучшаются. Такие волны обычно возникают не один раз, пока наконец, навык не стабилизируется (рис. 90).

Вывод: Сделайте по теме работы. 

Практическая работа «Изучение внимания при разных условиях» (май).

Цель работы: Изучить внимание при разных условиях.  

Оборудование: Часы с секундной стрелкой. Листок бумаги, ручка. Работу лучше вести вдвоем. Один — испытуемый, второй — экспериментатор (следит за временем). На каждый вариант опыта отводится 30 с. Затем результат удваивается, так как устойчивость внимания измеряется числом колебания внимания в 1 мин.

Ход опыта: Добейтесь, чтобы рисунок усеченной пирамиды менялся. Она должна восприниматься двояко: усеченный конец то к вам, то от вас (рис. 92). При всяком изменении образа, не глядя в тетрадь и не отрывая глаз от пирамиды, ставьте черточки на листе бумаги. Они позволят подсчитать число колебаний внимания в установленное время.

 

Представьте, что усеченная пирамида, направленная усеченным концом от вас, — комната и усеченный конец — ее задняя стенка. Мысленно обставьте комнату мебелью. Подумайте, где поставить стол, диван, телевизор, повесить люстру и пр. При изменении образа пирамиды ставьте черточки.

Оценки возможных результатов опыта. Наиболее слабой устойчивостью обладает непроизвольное внимание. Устойчивость произвольного внимания повышается, но для этого приходится затрачивать много энергии. Цена работы высока. При активной работе с объектом устойчивость внимания сохраняется без дополнительных затрат энергии. 

infourok.ru

Лабораторные работы по биологии .8класс.

«Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе»

(программа: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.)

Введение

Преподавание биологии в 8 классе осуществлялось по учебнику: авторов Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. (издательство «Дрофа»).

Согласно действующему Базисному учебному плану программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 часов в год).

При организации учебно-познавательной деятельно­сти на уроках в 8 классе предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. — М.: Дрофа, 2006. -96с. Оформление большинства лабораторных работ осуществлялось в тетради на печатной основе, часть работ была выполнена в рабочей тетради.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний были отобраны лабораторные и практические работы, предусмотренные Программой:

  • Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека»

  • Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости»

  • Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела»

  • Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе»

  • Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие»

  • Лабораторная работа №6 «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

  • Лабораторная работа №7 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»,

  • Лабораторная работа №8 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

  • Лабораторная работа №9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

  • Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал»

  • Лабораторная работа №11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

  • Лабораторная работа №12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

  • Лабораторная работа №13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», демонстрация опыта «Обнаружение слепого пятна»

  • Лабораторная работа №14 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

  • Лабораторная работа №15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

Демонстрации:

  • Демонстрация опыта разложения перекиси водорода ферментом каталазой.

  • Демонстрация опыта «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

  • Демонстрация микропрепаратов крови лягушки и человека

  • Демонстрация опытов: измерение пульса, измерение артериального давления Демонстрация приемов наложения и простых повязок при разных видах кровотечения.

  • Демонстрация механизма вдоха и выдоха с помощью модели Дондерса.

  • Демонстрация опыта «Определение остроты слуха»

Инструктивные карточки

Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека»

Цель: изучить строение тканей организма человека.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Ход работы:

Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120.

Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.

Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.

Просмотр гладкой мышечной ткани.

Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.

• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.

Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.

При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.

Просмотр нервной ткани.

Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков — дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.

Тип ткани

Особенности строения

рисунок

функции

Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости»

Цель: изучить микроскопическое строение костей скелета человека.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Костная ткань»

Ход работы:

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

  4. Зарисуйте микропрепарат.

  5. Сделайте вывод об особенностях микроскопического строения кости, ответив на вопросы:

Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками.

Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества?

Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела»

Цель: определить местоположение мышц.

Оборудование: таблицы костной и мышечной систем.

Ход работы:

  1. Рассматривая таблицу костной системы и таблицу мышечной системы человека и читая текст учебника, найдите известные вам кости и мышцы.

  2. Заполните таблицу:

Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе»

Утомление мышц

Цель: определить, при какой работе мышц (динамической или статической) быстрее наступает их утомление.

Оборудование: секундомер, груз (массой 4-5 кг).

Ход работы:

Опыт 1.Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной

в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки

сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Работа

Нагрузка 1,5 кг

Нагрузка 3 кг

Статическая

Динамическая

Вывод:

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Лабораторная работа №5 «Осанка и плоскостопие»

Цель: научиться выявлять нарушение осанки и формы стопы.

Оборудование: сантиметровая лента

Ход работы.

Опыт №1

1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние

между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны

А) груди,

Б) спины.

2.Первый результат разделите на второй.

3.Оформите в виде таблицы.

Расстояние между левым и правым плечом со стороны

А/Б

груди (А)

спины (Б)

4.Оцените результаты.

Если получается число, близкое к единице или больше, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении

осанки.

Опыт№2.

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь- осанка нормальная.

Вывод: Есть ли у вас нарушение осанки? Если есть, предположите, каковы причины?

Опыт №3 «Выявление плоскостопия»

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.

  • Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца.

  • Соедините две найденные точки прямой линией.

  • Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию — плоскостопия нет.

Вывод: Есть ли у вас плоскостопие?

Если есть, предположите, каковы его причины?

Предложите 3-4 упражнения, предупреждающих плоскостопие.

Лабораторная работа №6 «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Цель: познакомиться с функциями венозных клапанов.

Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход работы.

  1. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.

  2. Сформулируйте вывод.

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

В какой руке венозные клапаны были закрыты?

Лабораторная работа №7 «Измерение скорости кровотока

в сосудах ногтевого ложа»

Цель: определить скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа.

Оборудование: линейка, секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы

  1. Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть, и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Запишите результат.

  2. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть.

  3. Повторите опыт, зафиксируйте время до полного покраснения пальца. Это время, за которое кровь проделала свой путь.

  4. Рассчитайте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа по формуле

V=S/t , где

S- длина пути, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины,

  1. t- время, которое ей для этого потребуется. Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах, капиллярах.

  2. Сформулируйте вывод: Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?

Лабораторная работа №8 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой

Ход работы:

  1. Найдите пульс. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости.

  2. Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть и вы получите пульс за 1 минуту. 4.После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс за 10 секунд. Определите показания за 1 минуту. 5.Свои результаты оформите в виде таблицы.

Число ударов за 1 мин.

в состоянии покоя

Число ударов за 1 мин.

после 10 приседаний

Число ударов за 1 мин.

после отдыха

6.Оцените свои результаты.

Частота пульса в возрасте 13-18 лет в норме составляет 60-90 ударов в

минуту. Результаты хорошие, если частота пульса после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину-

результаты средние, если больше, чем наполовину — результаты

неудовлетворительные. Частота пульса после приседаний нормализуется спустя 2-3 минуты.

Сделайте вывод о работе собственного сердца в покое и при нагрузке. Почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась?

Лабораторная работа №9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Цель:

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы

  1. Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток. Во время измерения руки должны быть опущены.

  2. Измерьте обхват грудной клетки на вдохе. Испытуемый должен глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Запишите результат.

  3. Измерьте обхват грудной клетки на выдохе. Испытуемый должен сделать глубокий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Запишите результат.

  4. Оцените свои результаты.

  5. Сделайте вывод. В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6-9 см.

Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал»

Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: кусочек накрахмаленного бинта, вата, спички, блюдце, вода, йод(5%).

Пояснение. Крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание.

Ход работы.

1.Приготовьте реактив на крахмал — йодную воду. В блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2.Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите 1-2 минуты.

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

5.Наблюдайте, как окрасился бинт. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

Вывод. Объясните результаты опыта.

*Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении опыта?

*Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Лабораторная работа №11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы

  1. В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!).

  2. Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. За­пишите результат (А).

  3. Отдохните 5 мин.

  4. Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.

  5. Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.

  6. Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запиши­те результат(B).

  7. Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите(C).

  8. Вычислите процентное отношение B/A X 100% и C/A X 100%

  9. Оцените свои результаты (см. таблицу на стр.197 учебника).

  10. Сделайте вывод.

  11. Ответьте на вопросы. Почему происходит непроизвольное восстановление дыхания? Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?

Лабораторная работа №12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

Цель: познакомиться с функциями мозжечка.

Ход работы:

  1. Закройте глаза. Вытяните вперед руку с выставленным указательным пальцем. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Проделайте то же самое с левой рукой.

Пояснение. Чтобы совершить это движение и попасть в цель необходимо рассчитать траекторию, определить последовательность и время сокращения определенных мышечных групп, осуществляющих движение по заданной траектории. В этом движении участвуют 33 мышцы, каждая из которых должна в определенное время включиться и выйти из работы.

  1. Ответьте на вопрос. Какая функция мозжечка была выявлена в этом эксперименте?

Лабораторная работа №13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», демонстрация опыта «Обнаружение слепого пятна»

Оборудование: трубка, свернутая из листа бумаги.

Ход работы.

Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия- «дырка в ладони».

Лабораторная работа №14 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

Цель: пронаблюдать процесс формирования нового динамического стереотипа.

Ход работы

  1. Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология». С правой сторо­ны проставьте затраченное время.

  2. .Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

  3. Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова).

  4. Посчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево.

  5. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляции, попытка бросить работу и др.

  6. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

  7. Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты стано­вятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после то­го, как результаты станут стабильными, а динамический стерео­тип выработанным.

  8. Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

  1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте­реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле­менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

  2. Делаются ли при формировании нового динамического стерео­типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рациональ­ного письма?

  3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь созда­ваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

Лабораторная работа №15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

Цель: определить устойчивость внимания; выяснить условия его повышения

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду, обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с. И результат удвоить.

Ход работы

Опыт №1. Определение устойчивости непроизвольного внимания

Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число коле­баний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответ­ствующие графы таблицы.

Опыт №2. Удержание образа произвольным вниманием.

Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но поста­райтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложил­ся. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занеси­те в таблицу.

Опыт №3. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом.

Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат — ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному об­разу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.

Колебания внимания

Время

30 с

1 мин

Непроизвольное внимание (без установки)

Произвольное внимание (с установкой сохранять

создавшийся образ)

Произвольное внимание при активной работе с объектом

Вывод. При каких условиях наблюдается наибольшее число колебаний внимания? Почему?

Заключение

Программа биологии в 8 классе предусматривает выполнение ряда лабораторных и практических работ, функциональных проб, экспериментов и работу с микроскопом. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

Лабораторные работы требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет планы уроков, в которые включает проведение лабораторных занятий. Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

Во время выполнения той или иной лабораторной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы.

В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный учитель готовит дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.

После окончания выполнения работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в инструктивной карточке, рассказывает о ходе его выполнения. Так как лабораторные работы по курсу «Человек» являются этапами комбинированного урока, оценка работ проводится по усмотрению учителя (оцениваются работы всех учащихся или несколько из класса).

Изучение курса «Человек» не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал уроков.

Предлагаемые программой лабораторные работы, функциональные пробы и эксперименты несложны в исполнении, не требуют много времени и специального оборудования. Поэтому могут быть проведены учащимися дома с целью определения уровня здоровья своих близких, выявления отклонений основных соматометрических показателей от нормы для своевременного обращения к врачу. На уроках в 8 классе учащиеся осваивают навыки оказания первой медицинской помощи, что несомненно пригодится в жизни. Таким образом, можно заключить, что лабораторные работы по биологии для 8 класса имеют большое практическое значение.

Лабораторные работы и демонстрации на уроках биологии в 8 классе выполнены в полном объеме, что несомненно обогатило знания учащихся и повысило их интерес к изучаемому предмету. С помощью анализа полученных результатов мне удалось обратить внимание учащихся на свое здоровье и соблюдение правил гигиены и профилактики заболеваний.

13

multiurok.ru

Практическая работа по биологии «Распознавание органов и систем органов» 8 класс

Практическая работа № 1

Тема: «Распознавание органов и систем органов человека».

Цель: научиться распознавать органы и системы органов по изображениям и муляжам.

Ход работы:

  1. Рассмотрите карточку, выданную учителем.

  2. Определите какие органы и системы органов изображены на ней.

  3. Оформите работу:

  1. Укажите номер карточки.

  2. Запишите название системы органов напротив номера соответствующего рисунка. Укажите признак, по которому вы определили данную систему органов.

  3. Запишите название органа и системы органов, к которой он относится напротив номера соответствующего рисунка.

КАРТОЧКА № 1.

Рис. № 1

Рис. № 2

Рис. № 3

Рис. № 4

Рис. № 5

Рис. № 6

Практическая работа № 1

Тема: «Распознавание органов и систем органов человека».

Цель: научиться распознавать органы и системы органов по изображениям и муляжам.

Ход работы:

  1. Рассмотрите карточку, выданную учителем.

  2. Определите какие органы и системы органов изображены на ней.

  3. Оформите работу:

  1. Укажите номер карточки.

  2. Запишите название системы органов напротив номера соответствующего рисунка. Укажите признак, по которому вы определили данную систему органов.

  3. Запишите название органа и системы органов, к которой он относится напротив номера соответствующего рисунка.

КАРТОЧКА № 2.

Рис. № 1

Рис. № 2

Рис. № 3

Рис. № 4

Рис. № 5

Рис. № 6

Практическая работа № 1

Тема: «Распознавание органов и систем органов человека».

Цель: научиться распознавать органы и системы органов по изображениям и муляжам.

Ход работы:

  1. Рассмотрите карточку, выданную учителем.

  2. Определите какие органы и системы органов изображены на ней.

  3. Оформите работу:

  1. Укажите номер карточки.

  2. Запишите название системы органов напротив номера соответствующего рисунка. Укажите признак, по которому вы определили данную систему органов.

  3. Запишите название органа и системы органов, к которой он относится напротив номера соответствующего рисунка.

КАРТОЧКА № 3.

Рис. № 1

Рис. № 2

Рис. № 3

Рис. № 4

Рис. № 5

Рис. № 6

Практическая работа № 1

Тема: «Распознавание органов и систем органов человека».

Цель: научиться распознавать органы и системы органов по изображениям и муляжам.

Ход работы:

  1. Рассмотрите карточку, выданную учителем.

  2. Определите какие органы и системы органов изображены на ней.

  3. Оформите работу:

  1. Укажите номер карточки.

  2. Запишите название системы органов напротив номера соответствующего рисунка. Укажите признак, по которому вы определили данную систему органов.

  3. Запишите название органа и системы органов, к которой он относится напротив номера соответствующего рисунка.

КАРТОЧКА № 4.

Рис. № 1

Рис. № 2

Рис. № 3

Рис. № 4

Рис. № 5

Рис. № 6

Практическая работа № 1

Тема: «Распознавание органов и систем органов человека».

Цель: научиться распознавать органы и системы органов по изображениям и муляжам.

Ход работы:

  1. Рассмотрите карточку, выданную учителем.

  2. Определите какие органы и системы органов изображены на ней.

  3. Оформите работу:

  1. Укажите номер карточки.

  2. Запишите название системы органов напротив номера соответствующего рисунка. Укажите признак, по которому вы определили данную систему органов.

  3. Запишите название органа и системы органов, к которой он относится напротив номера соответствующего рисунка.

КАРТОЧКА № 5.

Рис. № 1

Рис. № 2

Рис. № 3

Рис. № 4

Рис. № 5

Рис. № 6

infourok.ru

ГДЗ по биологии для 8 класса Н.Д. Лисов



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *