Урок по географии в 8 классе. Гидрография Донбасса. Реки
Тема: Гидрография Донбасса. Реки.
Тип урока: комбинированный с элементами интегрированного.
Оборудование: физическая карта Луганской области и Украины, учебник «Родной край», фрагменты видеофильмов, контурные карты, макет реки.
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географический словарь, индивидуальная работа на местах и в парах, практическая работа.
Дидактический материал:
Для учителя: Физическая карта Луганской области и Украины, мультивидийная презентация.
Для учащихся: Контурные карты, рабочие тетради, учебники «Родной край».
Цель урока: углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: площадь поперечного сечения реки, скорость течения, расход воды. Воспитывать бережное отношение к водным богатствам края. Донести детям правила поведения на воде.
Задачи урока:
1. Образовательные:— повторить с учащимися понятия, ранее полученные о морфологических частях реки; ввести новые понятия; продолжить формировать умения работать с географической картой.
2. Развивающие:— развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.
3. Воспитательные:— воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам; напомнить правила поведения детей на воде.
Основные понятия, изучаемые на уроке. ПоВТОРИТЬ: река равнинная, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, исток, устье, водораздел, уклон, падение. ВВЕСТИ НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: площадь поперечного сечения, скорость течения реки, расход воды в реке.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
На доске написаны тема и план урока:
1. Значение рек.
2. Морфологический состав реки.
3. Гидрографические особенности рек Донбасса.
4. Охрана рек.
5. Правила поведения на воде.
Учитель: Всем добрый день!
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока : «Гидрография Донбасса. Реки», конкретно географический объект, о котором сложено немало стихов и песен. (Слово «реки» прикрыто)
Учитель; — А что такое гидросфера?
Дети: — Гидросфера — это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.
Учитель:- Мы будем сегодня говорить о гидросфере, а о какой ее части – узнаем, отгадав загадку.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. (Река)
Ответ детей: — реки. ( открываем вторую часть названия темы)
.Учитель:
— Вода — чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.
А. Голубицкая.
Учитель: – А кто сегодня подготовил четверостишья о реках? ( слушаем четверостишья)
Учитель: — Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом.
Учитель:- А что означает греческое слово «графо»?
Учащиеся: «Графо» — означает «писать».
Учитель: Итак, сегодня мы будем описывать реки Донбасса.
Учитель: — Почему воду называют основой жизни на Земле? Где используется вода рек?
Ответ учащихся: Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. Богатство и разнообразие природы связано с водой. Значит, вода – основа жизни. Реки имеют большое хозяйственное значение. Пресная вода используется человеком для строительства ГЭС, бытовых, сельскохозяйственных и промышленных нужд. Вода многих рек используется для орошения полей и садов.
Учитель: — Открыли тетради, записали тему урока «Гидрография Донбасса. Реки». Цель урока: углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: площадь поперечного сечения реки, скорость течения, расход воды; поговорим о бережном отношении к водным богатствам края. Донести детям правила поведения на воде.
Учитель: — Все вы хоть раз были на берегу реки, расскажите, что такое река? А много ли на Земле качественной пресной воды? И как надо относиться к нашим рекам, особенно малыми. Ведь они питают крупные водные артерии Земли. Река — это водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности. Пресной воды на Земле всего 1 % и не вся она пригодна для использования человеком, поэтому ее надо беречь. Чаще всего реки — это постоянные потоки воды. Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое как называется?
Дети: — русло.
Учитель: — Но в районах засушливого климата, например, в Австралии или Африке, реки могут временно пересыхать. А как называют их?
Дети: — «крики» в Австралии, «вади» в Африке.
ПОКАЗАТЬ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О Р. СЕВЕРСКИЙ ДОНЕЦ. ( Стоп – кадр)
Учитель: — Посмотрите этот фрагмент фильма. Кто догадается, что это за река? Покажите ее на карте. Что бы вы могли о ней нам рассказать?
Дети: — говорят все, что знают и зачитывают характеристику р. Северский Донец в учебнике стр. 35
.Учитель: — А какие правила поведения на воде надо знать? Зачитаем стр. 36 учебника. Запомните! Надо всегда, зимой и летом, быть очень осмотрительными на воде.
Учитель: — Река имеет части, т. е. свои морфологические особенности. Какие из этих определений, вывешенных на доске вам уже известны? Исток, устье, речная долина, водораздел, правые притоки, левые притоки, речная система, бассейн реки, уклон, падение реки. Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемого речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затапливается водой во время разливов, называется поймой.
Показать схему реки и наклеить ее части на макет.
Учитель: — Как мы уже сказали, реки образуют речные системы: главная река и притоки. Как определить, какой приток левый, какой правый?
Дети: — Надо встать по направлению течения реки, лицом к устью. Если притоки впадают слева, то это левый приток, а если справа – то правые.
Учитель: — Определите по карте, куда впадает р. Северский Донец и какие реки впадают в нее?
Дети: — р. Северский Донец – левый приток Дона, а наиболее крупные ее левые притоки реки: Красная, Айдар, Деркул. А кто помнит, кто и когда впервые описал р. Северский Донец, какое название ей дали?
Дети: — Греки, Танаис, еще в 111 – 1У вв до н.э..
Учитель: — А какие левые притоки Северского Донца вы бы могли назвать?
Дети: — Лугань, Луганчик.
Учитель: — А какие реки есть в окрестностях г. Стаханова?
Дети: Смолянка, Ломоватка.
( Дети подписывают на контурной карте Украины правые и левые притоки р. Северский Донец)
Учитель: Реки подписывать от истока к устью вдоль по направлению течения. А, как вы думаете, что является водоразделом р. Северский Донец?
Дети: — Донецкий кряж.
Учитель: — А какие реки, впадающие в Азовское море, отделяет Донецкий кряж от бассейна Северского Донца?
Находим их на карте и подписываем реки: Кальмиус,……………………………..
Учитель: — Реки бывают по характеру течения горные и равнинные. Как вы думаете, какой характер течения имеет река Северский Донец?
Дети: — Равнинный.
Учитель: — Опишите по фильму р. Северский Донец. Говорят дети, а учитель подводит итог. Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость течения не более 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.
ПОКАЗАТЬ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ГОРНОЙ РЕКЕ. ( Стоп – кадр).
Учитель: Сопоставьте реки горные и равнинные, начертите и заполните таблицу. (Об -разец таблицы уже есть на доске).
Учитель: Каковы особенности горных рек?
Дети: Горные реки берут начало высоко в горах, текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной
Реки
Характер течения
Рельеф
Скорость течения
Горные
Бурлят, пенятся
Горный
Быстрая
Равнинные
Медленная
Равнинный
Спокойная
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: — теперь мы перейдем к новым понятиям.Река Северский Донец берет начало в с. Лисички на Среднерусской возвышенности на высоте 337м, а ее устье лежит на высоте 82м. Разница в высоте истока и устья называется падением. Определите.
337 м – 82 м =255 мм
Разделив падение на длину реки, получим уклон реки.
255 м : 1053 км = 25500см : 1053 км = 24,2 см/км
Такая величина уклона характерна для равнинной реки.
Используя воды реки в народном хозяйстве важно знать расход воды в реке. Для этого надо площадь поперечного сечения реки умножить на скорость реки. Как определяют скорость течения реки, мы посмотрим на фрагменте фильма, который мы сняли с ребятами в Алмазнянской балке.
СМОТРИМ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА. ( Стоп – кадр)
Учитель: — Мы посмотрели фрагмент фильма, и вы обратили внимание, как ребята определяли скорость течения реки и замеры поперечного сечения реки Ломоватки. Промеры глубин р. Северский Донец и скорость ее течения в районе
впадения в р. Дон, мы взяли из справочника.
30м__________________40м__________________________10м_______
Учитель: Площадь поперечного сечения реки можно узнать, определив площадь фигур поперечного сечения, состоящего из 2 – х треугольников и 1 прямоугольника. Площадь каждой фигуры определяем по рядам.
Площадь первого треугольника = 30м х 3м : 2=45 кв.м.
Площадь прямоугольника = 40м х 3м = 120 кв.м.
Площадь второго треугольника = 10м х 3м : 2 =15 кв. м.
Площадь поперечного сечения реки = 45 кв.м + 120 кв.м + 15 кв. м =180 кв. м
Из справочника мы знаем, что скорость течения р. Северский Донец в этом месте = 0,74 м/сек или 0,74 м/сек х 60сек =44,4 м/мин.
Узнаем расход воды 180 кв. м х 44,4м/мин =7992куб.м/мин. Для сравнения р. Ломоватка имеет около 17 куб .м/ мин.
Расход воды важно знать для того , чтобы знать сколько ее можно из реки взять. Той воды, которая находится в Северском Донце, для нужд населения не хватает. Кто знает, откуда подпитывается водой р. Северский Донец?
Дети или учитель: — Канал Днепр – Донбасс.
Словарная работа: записать значение понятия «расход воды» в тетрадь.
Физминутка.
Учитель: — Спасибо, большое за работу. Перед вами карты. Найдем и покажем все реки, которые сегодня называли и наносили на контурные карты.
3. РЕФЛЕКСИЯ
Учитель. Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
Ребята, как вы думаете — знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?
Как вы считаете, достигли мы сегодня поставленной цели урока?
4. ИТОГ УРОКА
Как итог нашей работы на уроке, мы выполним следующее задание.
Тестовые задания, учитель диктует – дети ставят буквы.
Выберите верный ответ:
1. Поток воды, текущий в выработанном им углублении – это
а) пойма; б) река; в) русло.
2. Устье реки — это
а) граница между бассейнами рек;
б) место, где река берёт начало;
в) место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
3. Уклон реки – это
а) начало реки; б) разница высот истока и устья; в) падение : на длину реки.
4. Питание р. Северский Донец
а) снеговое; б) дождевое; в) смешанное.
5.Правые притоки р. Северский Донец
а) Деркул и Лугань; б) Лугань и Луганчик; в) Красная и Лугань.
.Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, надеемся, что наше путешествие по рекам Луганщины не оставило вас равнодушными. Я думаю, что оценки за урок у всех могут быть только отличными. Благодарю вас за хорошую работу на уроке. Всем спасибо.
4. ИТОГ УРОКА.
Домашнее задание:
1. Составить описание реки Северский Донец, используя план на обратной стороне картосхемы и учебник стр. 35 – 36.
2. Сопоставить карту рек Украины, на которой мы обозначали реки, перенести их на картосхему Донбасса.
План описания реки (дан с обратной стороны картосхемы). 1. Название реки. 2. К бассейну какого океана она относится? 3. Место истока, направление течения. 4. Характер течения. 5. Основные правые и левые притоки. 6. Питание реки. 7. В каких природных зонах протекает река. 8. Использование реки.
А для гостей приятная минутка – песня о нашем крае в исполнении детей.
infourok.ru
Практическая работа № 4 по географии «Обозначение на контурной карте Донецкой области месторождений полезных ископаемых» (8 класс)
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
Практическая работа № 4
Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых
Цель работы: закрепить знания о полезных ископаемых Донецкой, закономерностях их размещения; совершенствовать умения и навыки работы с картами атласа и контурной картой Донецкой области.
Источники знаний: атлас, контурная карта (шаблон) Донецкой области, дополнительная информация.
Примерное время проведения работы: 15-20 минут.
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые используются человеком в хозяйственной деятельности.
Ход работы
Дополните схемы, используя перечень горных пород и минералов (газ, базальт, гранит, мрамор, мел, титановая руда, торф, мергель, золото, уголь, горючие сланцы, олово, алюминий):
Полезные ископаемые по происхождению
Осадочные
Магматические
Метаморфические
Каменный уголь
?
Мрамор
?
Руды металлов
?
?
?
?
Полезные ископаемые по использованию
Топливные
Рудные
Нерудные
Нефть
?
Известняк
?
Марганцевая руда
?
?
?
?
При помощи условных знаков на контурной карте (картосхеме) Донецкой области обозначьте месторождения полезных ископаемых (топливных, рудных, нерудных, минеральных источников).
Вывод. Каковы особенности обеспеченности Донецкой области полезными ископаемыми?
(Недра области богаты разнообразными полезными ископаемыми, из которых наибольшее значение имеет каменный уголь. Значительны запасы каменной соли. Также добывают доломиты, каменные строительные материалы, строительные пески, мел, гипс, формовочные пески, флюсовый известняк, тугоплавкие и кирпично-черепичные глины и др.).
infourok.ru
Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, соседей, крайних точек, географического центра
Цель работы: совершенствовать умения определять координаты крайних точек,географического центра; закрепить умения и навыки пользоваться картами атласа и контурной картой.
Источники знаний: атлас,контурная карта,опорная и дополнительная информация.
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |
Соседи Донецкого края: | |
Направление | Соседи |
Юг | Азовское море |
Юго-запад | Запорожская область Украины |
Запад | Днепропетровская область Украины |
Север и северо-запад | Харьковская область Украины |
Северо-восток и восток | Луганская область |
Юго-восток | Ростовская область России |
Протяжённость области с севера на юг – 255 км, с запада на восток – 180 км. Общая длина границ составляет 1526 км, из них: сухопутные – 1376 км, морские – 140 км. Самое высокое место – безымянная высота 336 м расположена вблизи железнодорожных остановочных пунктов «Платформа № 3» и «Метеорологический» в Дебальцево; самое низкое место (− 0,4 м) – уровень воды в Азовском море.
Географические координаты– географическая широта и географическая долгота –величины, определяющие положение точки на земной поверхности.
Крайние точки:
Северная – высота 195 м на территории подчинённой г. Красный Лиман; Южная – село Белосарайская Коса Першотравневого района; Западная – вблизи села Камышеваха Великоновоселковского района; Восточная – вблизи села Верхний Кут Шахтерского района. Географический центрнаходится в селе Пески Ясиноватского района.
ХОД РАБОТЫ
1.На контурной карте обозначьте границы и укажите соседей Донецкого края.
2. Подпишитекрайние точки,географический центр иопределитеих координаты,
используя карты атласа или Google-карты: http://www.mapcoordinates.net/ru.
Заполните таблицу:
Географические координаты крайних точек
И географического центра Донецкого края
Крайняя точка (центр) Название Координаты
Северная
Восточная
Южная
Западная
Географический центр
Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, | ПР № 1 | |
соседей, крайних точек, географического центра |
3.Математическим методом определите координаты географического центра Донецкого края по формулам и подпишите его на карте:
φ центра = (φ сев. точки + φ южной точки) / 2;
λ центра = (λ вост. точки + λ зап. точки) / 2.
Решение.
φ геогр.центра = ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
λ геогр.центра = ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
4. Определитепротяженность с севера на юг и с запада на восток в километрах иградусах.
Решение.
1) В градусах:
— с севера на юг:
φ сев.точки — φ южной точки = ________________________________________________________
______________________________________________________________________________
— с запада на восток:
λ вост.точки — λ зап.точки = _________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2) В километрах: Способ 1:по масштабуМасштаб карты: М 1:1 250 000;
Расстояние с запада на восток:
· Расстояние на карте: ___________________________________________________
______________________________________________________________________
· Расстояние на местности: _____________________________________________
______________________________________________________________________
Расстояние с севера на юг:
· Расстояние на карте: ___________________________________________________
______________________________________________________________________
· Расстояние на местности: ______________________________________________
_______________________________________________________________________
Способ 2: перевод градусов в км.
Расстояние с запада на восток:
1° по 47° параллели составляет 75,36 км;
· Расстояние в градусах: __________________________________________________
_______________________________________________________________________
· Расстояние в километрах: _______________________________________________
______________________________________________________________________
Расстояние с севера на юг:
1° по меридианам составляет 111 км.
· Расстояние в градусах: __________________________________________________
______________________________________________________________________
· Расстояние в километрах: _______________________________________________
______________________________________________________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, | ПР № 1 | |
соседей, крайних точек, географического центра |
Способ 3: поGoogle-карте: 255км:http://3planeta.com/googlemaps/google-maps-calculator-ploschadei.html
5. Определитеплощадь территории Донецкого края?
__________________________________________________________________
6. Сравнитеплощадь территории Донецкого края с другими административнымиединицами-соседями:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приведите примеры государств, площадь которых:
· меньше территории Донецкого края:
_____________________________________________________________________________
· примерно равна территории Донецкого края:
_____________________________________________________________________________
· в несколько раз больше территории Донецкого края:
_____________________________________________________________________________
7. Дополнитепредложение:
Общая длина границ нашего края составляет _________________,
из них: сухопутных – ________________, морских – _________________________
8. Составьтехарактеристику географического положения своего населенного пункта.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Определите,положительные и отрицательные черты географического положенияДонецкого края. Заполните таблицу.
Положительные черты | Отрицательные черты |
10. Определитерасстояние в градусах от географического центра до:
(Известно, что географический центр Донецкого края находится в селе Пески Ясиноватского района)
· Северного полюса ______________________________________________________
· Южного полюса _______________________________________________________
· Экватора______________________________________________________________
Вывод.Каковы особенности физико-географического положения Донецкого края?_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
11.*Рассчитайте,какую часть земного шара,суши,материка,Европы занимает
Донецкий край.
S земного шара – 510 млн км2
S суши – 149 млн км2
S Евразии – 54,6 млн км2
S Европы – 10,5 млн км2
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 |
Положение Донецкого края
в пределах часовых поясов. Определение поясного
и местного времени
8 класс | ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
cyberpedia.su
Don.doc — Конспект урока на тему: «Положение …
Тема нашего урока: «Положение родного края в системе физико
Физикогеографическое районирование
географического районирования.
Донецкой области».
4.Изучение нового материала.
В пределах нашей области выделяют ДонецкоДонскую, Донецкую и
ЛевобережноДнепровскоПриазовскую северостепные провинции. развития
территории в антропогене (влияние материковых оледенений, наступлений
морей).
Ландшафтные особенности краёв, зон учитываются при планировании
хозяйственного использования территорий. Территория северной части Донецкой
области – Краснолиманский район – находится в пределах ДонецкоДонской
северостепной провинции. Здесь выделяют Старобельскую склонновозвышенную
область. В ее пределах сформировались лессовые расчлененные возвышенные и
террасовые равнины, а в долинах рек Северский Донец и левых притоках –
холмистые песчаные равнины с сосновыми борами и песчаными степями.
Местность здесь сильно изрезана глубокими оврагами и балками, все реки имеют
высокие крутые правые берега.
Донецкая северостепная провинция занимает территорию Донецкого кряжа.
В рамках этой провинции выделяют Западнодонецкую склонновозвышенную
область с долинно балочными, террасными и пойменными местностями,
Донецкую возвышенную область, для которой характерно сочетание элементов
лесостепных ландшафтов с типичными черноземами на лёссах и степных с
обыкновенными черноземами. Здесь на западном склоне Донецкого кряжа
выделяется «остров» лесостепи. Существование его объясняется высотой
местности над уровнем моря, что обуславливает большее количество осадков.
Природа Северного Приазовья и Донецкой возвышенности весьма
различается. Приазовье характерно для степи, а холмистые возвышенности
Донецкого кряжа изрезаны глубокими балками с протекающими по ним ручьями
и речушками.
В ЛевобережноДнепровскоПриазовской северостепной провинции
выделяют области Приазовской возвышенности и Приазовской низменности.
Признак выделения этих областей это тектонические структуры, высота над
уровнем моря, характер расчлененности и состав горных пород. В области
Приазовской возвышенности сформировались ландшафты на расчлененных
равнинах с оврагами и балками, с выходом кристаллических пород.
Область Приазовской низменности занимает южную часть Донецкой
области, в пределах которой сформировались ландшафты на лёссовых равнинах с
znanio.ru
Разработка урока по географии на тему «Геологическая и тектоническая карта Донецкой области» (8 класс)
Дата: Класс: 8-А
Урок № 17
Тема: Геологическая и тектоническая карта Донецкой области. Практическая работа № 3. Обозначение на контурной карте основных форм рельефа.
Задачи: — познакомить учащихся с тектоническим и геологическим строением Донецкой области, ее полезными ископаемыми;
— развивать умение сравнивать и анализировать зависимость между тектоническими структурами, развивать мышление, практические навыки при работе с картой;
— воспитывать любовь к Родине, рационально использовать ее богатства.
Оборудование: электронный учебник, физическая карта Донецкой области, проектор, контурная карта, атлас.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
I.Организационный момент
1.Приветствие
II.Актуализация опорных ЗУН
1.Георграфический диктант (письменно по 0,5бала)
1)Все неровности земной поверхности (рельеф)
2)Основные формы рельефа…
3)Равнины делятся на…
4) Каких форм рельефа нет В Донецкой области? (гор, плоскогорий)
5)Наивысшая точка Донецкой области?
6)На какой форме рельефа мы живем?
7)Географический центр Донецкой области (с.Пески)
8)Бывший областной центр (Артемовск)
9)Площадь Донецкой области?
10)Длина сухопутных границ…
2.Взаимопроверка + оценивание
III.Мотивация учебной деятельности
1.Вводное слово учителя.
-Каждая из форм рельефа имеет характерные особенности, ибо формировалась она в течение многих геологических эпох под влиянием могущественных внутренних и внешних сил Земли, взаимодействующих между собой. Сегодня мы научимся выявлять зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкой области.
2.Постановка темы и задач урока вместе с учащимися.
3.Запись в тетрадь
IV.Изучение нового материала
1.Вводное слово учителя + презентация (тектоническое строение).
2.Словарик: геоморфология – наука, изучающая размещение и происхождение форм рельефа.
3.Чтение вслух ( параграф 9 в электронном учебнике).
4.Составление мини -конспекта «опора» по услышанному .
Физминутка
5.Выступление учеников (опережающее задание) Изменение природных условий территории в разные эпохи.
6.Обсуждение.
V.Закрепление изученного
1.Выполнение практической работы. Обозначение на контурной карте основных форм рельефа.
VI.Итог урока
1.«Микрофон»
VII.Домашнее задание.
Читать конспект (п.9), параграф 8 повторить, составить 5 вопросов по темам, подготовить сообщение или презентацию на тему «Геологические памятники на территории Дон.обл.»(индив.задание).
infourok.ru
Сайт учителя географии Харченковой Ольги Николаевны
Дистант для гимназистов
Рекомендации
Как работать в Гугл Диск
Программа LearningApps.org
Правила работы с контурной картой
Правила оформления презентаций
География
- 6 класс
электронные учебники
география Планета земля
общая география
контурные карты
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
- 7 класс
электронные учебники
география материков и океанов ч.1
география материков и океанов ч.2
контурные карты
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
- 8 класс
учебник «Физическая география родного края»
- 9 класс
учебник «Социально -экономическая география родного края»
- 10 класс
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
электронные учебники по географии
География мира 10-11кл
География мира
электронные учебники по экономике
Автономов В.С. Экономика 10 -11 кл
Липсиц И.В. Экономика 10 -11 кл.
Атлас Донецкой области (на русском языке)
Атлас Донецкой области 8 класс (на украинском языке)
Атлас Донецкой области 9 класс( на украинском языке)
Контурные карты Донецкой области 8 -9 класс
olgaharchenkova.ucoz.ru
Практическая работа №11 (9 класс). Нанесение на контурную карту основных научных и культурных объектов Донецкой области
9 КЛАСС: А,Б. Урок 43 от 11.04.2018 года
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
ТЕМА: «Нанесение на контурную карту основных научных и культурных объектов Донецкой области.».
Цель: изучить основные научные и культурные объекты Донецкого региона, уметь их показывать на карте, закрепить знания о социальной сфере региона.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление.
Учреждения образования – образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс.
Рекреационные ресурсы – совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые могут быть использованы для отдыха, лечения и туризма.
Рекреационные зоны – это зоны массового отдыха людей. Традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители населенного пункта проводят часы досуга (парки, скверы, национальные парки и др.).
Культурный объект – 1. Материальный объект культуры (артефакт, материальная черта культуры). 2. В теории соц. действия – любой элемент культуры (материальный объект, обычай, ценность, идея и т.д.), рассматриваемый индивидом в качестве внешнего по отношению к нему в той или иной социальной ситуации.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Составьте схему социальной сферы. Дайте определение “Социальная сфера”
Задание 2. Установите соответствие между подотраслью социальной сферы и услугой, которую она представляет.
Задание 3. Где в нашем крае находятся рекреационные зоны? Объясните причины выделения рекреационных зон. Нанесите их на контурную карту.
Задание 4. составить структуру социальной сферы профессиональной деятельности
Отрасли социальной сферы
Профессии
Профессиональные качества
Образование
Наука
Культура
Здравоохранение
Сфера обслуживания
Юриспруденция
Задание 5. Назовите известные спортивные клубы нашего региона. Какие виды спорта они представляют?
Задание 6. Нанесите на контурную карту основные научные и культурные объекты нашего края.
Задание 7. Составьте схему учреждений образования в Донецком регионе.
Учреждения образования
Выводы
Раздаточный материал
Задание 1. Составьте схему социальной сферы. Дайте определение “Социальная сфера”
Задание 2. Установите соответствие между подотраслью социальной сферы и услугой, которую она представляет.
Задание 3. Где в нашем крае находятся рекреационные зоны? Объясните причины выделения рекреационных зон. Нанесите их на контурную карту.
Задание 4. составить структуру социальной сферы профессиональной деятельности
Отрасли социальной сферы
Профессии
Профессиональные качества
Образование
Наука
Культура
Здравоохранение
Сфера обслуживания
Юриспруденция
Задание 5. Назовите известные спортивные клубы нашего региона. Какие виды спорта они представляют?
Задание 6. Нанесите на контурную карту основные научные и культурные объекты нашего края.
Задание 7. Составьте схему учреждений образования в Донецком регионе.
Учреждения образования
Выводы
Задание 1. Составьте схему социальной сферы. Дайте определение “Социальная сфера”
Задание 2. Установите соответствие между подотраслью социальной сферы и услугой, которую она представляет.
Задание 3. Где в нашем крае находятся рекреационные зоны? Объясните причины выделения рекреационных зон. Нанесите их на контурную карту.
Задание 4. составить структуру социальной сферы профессиональной деятельности
Отрасли социальной сферы
Профессии
Профессиональные качества
Образование
Наука
Культура
Здравоохранение
Сфера обслуживания
Юриспруденция
Задание 5. Назовите известные спортивные клубы нашего региона. Какие виды спорта они представляют?
Задание 6. Нанесите на контурную карту основные научные и культурные объекты нашего края.
Задание 6. Составьте схему учреждений образования в Донецком регионе.
Учреждения образования
Выводы
infourok.ru