8 класс

Конспект урока топографическая карта 8 класс домогацких – План-конспект урока по географии (8 класс) по теме: Топографическая карта. | скачать бесплатно

Содержание

Методика проведения урока географии в 8 классе. Тема:”Топографические карты и их практическое использование”

Уроки 9-10. Тема: Топографические карты и их практическое использование. Обозначение по картам направлений, расстояний и высот на местности. Географические атласы. Электронные карты и атласы. Объекты топографических карт. Углы и направления на картах.

Цели урока: – сформировать представление о топографических картах и их особенностях; – подчеркнуть особенности топографических карт и научить учащихся обозначать по картам географические координаты, направления, расстояния и высоты, описывать местность; – систематизировать знания учащихся о практическом использовании топографических карт; -углубить навыки работы учащихся с различными источниками информации; -выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные программой; научить определенным приемам работы с топографическими картами; -реализовать корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью; – ознакомить учащихся с новыми технологиями создания карт – их электронными версиями.

Оборудование: глобус, физическая карта Украины и Донецкой области, топографические карты различных масштабов, атласы, тетради для практических работ; школьные принадлежности, приборы, учебное пособие ,электронные карты.

Тип урока: урок формирования знаний и умений учащихся.

Формы урока: урок деловая игра; практическая работа.

Ценностный компонент урока: основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа.

Ход урока

  1. Организация начала занятий : полная готовность всех школьных принадлежностей, приборов, учебных карт; быстрое включение учащихся в деловой ритм.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Блиц – опрос: – что такое географическая карта? – что такое масштаб? Какие существуют виды масштабов?

-Чем отличается географическая карта от плана местности?

-По каким признакам классифицируют карты? Для чего это нужно делать? -Как вы представляете себе карты будущего?

-Что такое цифровые и электронные карты?

III. Защита рефератов:

1.» Технология создания цифровых карт местности» . 2.»Классификация туристических карт». 3.»Первые карты Украины и Донбасса».

/Защита рефератов проходит по определенной программе, слушатели фиксируют основные положения в тетради, готовят вопросы по данной теме с целью уточнения того или иного положения; оценивают работы группа учащихся – контролеров; обращается внимание на оформление работы, ценность его содержания, полнота раскрытия темы, умение раскрыть основные аспекты материала и ответить на вопросы учащихся, наглядность изложения/.

IV.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. Рассказ учителя: В картографии существует такое понятие , как топографическая изученность определенной территории. Что же это такое? Оказывается, изученным в топографическом отношении называют такой участок пространства ,систематические топографические съемки которого предоставили возможность создать его крупномасштабную карту. С течением времени сама местность изменяется , повышаются требования к картам, появляются более современные и точные карты, совершенствуется их содержание и способы оформления.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассказ учителя: Топографические карты – это основной графический документ о местности, как было сказано ранее. И они имеют большое значение во всех отраслях народного хозяйства и в военном деле. Они предназначены для работы командиров и штабов всех степеней при подготовке, организации и ведении боевых действий. По ним изучают и оценивают местность, решают различные расчетные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот, превышений и взаимной видимости точек местности, крутизны и видов скатов и т.д.

Топографические карты служат надежным путеводителем, которым пользуются войска для ориентации и движения на местности. По ним планируется маршрут и готовятся данные для движения по азимутам. Карты позволяют точно определить не только свое местонахождение, но и координаты ориентиров и целей. В настоящее время топографическая карта является одним из основных средств управления при организации и ведении боя. Но для этого надо хорошо знать условные знаки, уметь определять географические координаты и расстояния, пользоваться километровой сеткой, определять масштаб – читать топографическую карту. Этим мы сегодня с вами и займемся – шаг за шагом , очень подробно и грамотно вы научитесь пользоваться этими картами. Для этого у каждого из вас на столе лежит по три топографические карты разных масштабов. Часть теоретического материала вам хорошо известно, будем его отрабатывать в условиях новых требований программы. Итак, полнота, подробность и точность изображения местности на карте зависят, прежде всего от ее масштаба.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде двух чисел.

-Прошу вас закончить предложение: масштаб – это дробь… /у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность/.

-Существует несколько видов записи масштаба, назовите их. /ответ: -численный масштаб 1:1 000;

-именованный масштаб – в 1 см – 10 м;

-линейный масштаб – это прямая линия, разделенные на равные части – см/.

Наш урок – деловая игра. Задание всем учащимся: определите масштабы всех топографических карт, которые лежат у вас на столах; в тетради внесите данные об этих масштабах. Произведите переход от одного вида записи масштаба к другим.

Учитель: для топографических карт установлен масштабный ряд – внесите его в тетради:

Масштаб карты Величина масштаба Название карты

1:10 000 100 м десятитысячная

1:25 000 250 м двадцатипятитысячная. 1:50 000 500 м пятидесятитысячная 1:100 000 1 км стотысячная

1:200 000 2 км двухсоттысячная

1:500 000 5 км пятисоттысячная

1:1000 000 10 км миллионная.

У вас на столах лежат карты масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Прошу командиров подразделений детально изучить небольшие участки местности. Первый командир изучает карту масштаба 1:25 000 – такие карты применяются в войсках для детального изучения отдельных наиболее важных рубежей и участков местности, например при форсировании водных преград. Второй командир изучает карту масштаба 1:50 000 – такие карты используются для изучения местности, ориентирования на ней, проведения измерений и расчетов, требующих высокой точности. Вам даны объекты: река Соть – на запад до железной дороги – на юг до г.Бол.Михалинская. Обращаю ваше внимание на то, что вы должны очень подробно изучить все населенные пункты и другие объекты, имеющие важное значение для решения военной задачи.

Следующее задание: определение расстояний по карте.

Рассказ учителя: Чтобы определить расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в см и умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1:50 000 расстояние между двумя точками составляет 4,2 см. Следовательно, искомое расстояние на местности будет равно 4,2 х 500=2100 м. Небольшие расстояния между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя. «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров. Для определения маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром, который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий. В приборе имеется колесо, которое соединено системой передач со стрелкой. При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на нулевое деление, а затем прокатить колесико вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Полученный отсчет в сантиметрах умножают на величину масштаба и получают расстояние. Работа в группах: произвести измерение расстояний различными способами: 1-я группа – с помощью линейки и масштаба; 2-я группа – с помощью «шага» циркуля-измерителя; 3-я группа – с помощью курвиметра.

Задание для всех групп: определить расстояние от населенного пункта Ниж.Волково /6710/ до н.п. Ивановка /7310/ по шоссе.

Самоанализ проделанной работы: какой способ измерения оказался наиболее точным и почему? Ученики обобщают данные и приходят к выводу, что более точное измерение дает курвиметр. Однако каким бы способом не измеряли расстояние по кривым и извилистым дорогам, оно не будет соответствовать действительному расстоянию. В этом легко убедиться путем проверки результатам по спидометру автомашины – по карте расстояние окажется меньше, чем показания спидометра.

-Беседа: – Вспомните, что такое картографические проекции? -Какую форму имеют параллели и меридианы конических проекций? -Какие проекции применяются для создания карт Арктики и Антарктиды? -На какие виды делятся проекции по типу искажений?

-В какой проекции построены карты Украиныи Донецкой области?

Учитель подводит итог беседы и далее рассказывает:

Местность на топографической карте изображается практически без искажений. Это объясняется тем, что поверхность земного шара переносится на топографическую карту не сразу вся, а по отдельным частям – зонам, шириной в 6 градусов по долготе, которые называют колоннами и параллелями делят на ряды через каждые 4 градуса. Счет колонн от 1-ой до 60-й ведут с запада на восток от меридиана 180 градусов, а рядов – от экватора к полюсам. В результате образуются клетки в виде трапеции размером 6 градусов по долготе и 4 градуса по широте. У вас на партах лежат «Схемы разграфки земного шара» для получения одного листа топографической карты масштаба 1:1000 000 . Решение создать карту всей суши в масштабе 1:1000000 было принято на Международном Географическом конгрессе в конце Х1Х века. Эту карту называют «Международная миллионная карта мира». Эта карта состоит из 144 листов масштабом 1:100 000.

При создании карт более крупного масштаба трапецию делят и меридианами на клетки меньшего масштаба. Лист топографической карты, который лежит у вас на столе /масштаб 1:25 000/, имеет размер по долготе 7 минут 30 секунд. Для удобства определения географических координат какого-либо объекта рамка топографической карты разделена на отрезки, равные 1 минуте, на каждом минутном отрезке точками отмечены деления, равные 10 секундам.

Определим, в пределах каких координат расположена местность на карте масштаба 1: 25 000. Ответ: долгота 18 градусов 07 минут 30 секунд в.д. и 18 градусов 00 минут в.д.; широта -54 градуса 40 минут с.ш. и 54 градуса 45 минут с.ш. Таким образом, размеры географических координат – листов 5 /параллели/, рамок карты – 7 минут 30 секунд.

Рассказ учителя, демонстрация и работа совместно с учащимися с картами:

Теперь изучим с вами прямоугольную /километровую/ сетку топографической карты: по топографической карте можно определять не только географические координаты объектов, но также их прямоугольные координаты – расстояние в километрах от экватора – /х/ и /у/ от осевого меридиана колонны /зоны/. С этой целью на топографическую карту нанесена так называемая километровая сетка в виде линий, пересекающихся под прямым углом. Линии проведены через целое число километров, выраженных в масштабе карты. Поэтому их называют километровыми линиями, а сетку – километровой. Все километровые линии у выхода за рамку листа карты подписаны цифрами, которые означают километры. На наших картах это значит: например, 6065 – это расстояние в километрах от экватора; 4311 – это вертикальные линии, которые показывают, что : 4 – карта расположена в 4-й зоне /от нулевого меридиана/, 311 – позволяет определить положение этой линии по отношению к осевому меридиану четвертой зоны.

Самостоятельная работа учащихся: -определить долготу г.Карьерной /6713/; ответ:18 гр.06 мин.44 сек. –Определить истинный азимут от г.Карьерной /6713/ на вершину г.Бол.Михалинская /6812/. Ответ:307 градусов.

Даю подсказку: азимут, магнитный и истинный – угол, образуемый в данной точке на местности или карте направлением на север и на какой-либо предмет. Азимуты по компасу измеряют на местности от направления, указываемого северным концом магнитной стрелки, т.е. указываемого северного направления магнитного меридиана до направления на определенный предмет по часовой стрелке. Но магнитные меридианы не совпадают с истинными /географическими/ меридианами и образуют с ними углы . Азимуты на картах измеряются от истинных меридианов. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридиана называют магнитным склонением.

Картографический практикум: цель: применение полученных теоретических знаний на практике.

Задания: 1. В каком квадрате лежит г.Бол.Михалинская? /6812/.

2.Найдите квадрат 6612. Какой здесь расположен населенный пункт? /Вороново/. 3.В каком квадрате расположено озеро Черное? /6512 и 6613/. 4.Определите координаты устья р.Каменки, квадрат 6513. /ход работы:3,9 см х 250 = 975;

2,3 см х 250 = 575; Ответ: х = 65975 м, у = 13575 м. 5.Найти на карте точку с координатами: х = 66800 м , у =12925 м/ход работы:находим квадрат 6612; 800 : 250 =3,2 см; 925 : 250= 3,7 см. Ответ: мост через реку Голубая. 6.Определите координаты отметки 160,6 /г.Андогская/. Ответ:

Х = 66375 м, у = 11825.

7.Ознакомьтесь с условными знаками топографических карт.

А теперь проведем топографический диктант: Изобразите условными знаками местность, описанную А.С.Пушкиным в стихотворении «Деревня»: …Я твой люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят;

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты…

Самооценка диктанта: учащиеся проверяют работы своих товарищей и определяют оценку, типичные ошибки и исправляют их.

Домашнее задание: выучить стр……….., повторить; -выучить по конспекту все основные положения по теме:»Топографические карты»; – подготовить сообщения на темы: 1.История создания глобуса. 2.Электронные карты и атласы.

infourok.ru

Материал для проведения урока в 8 классе “Топографическая карта”


Топографический план и топографическая карта


Различие карт по масштабу


Масштаб показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшены при перенесении их на план или карту.

Масштаб обозначают заглавной буквой «М»


Топографический план

  • это подробное изображение земной поверхности и географических объектов, расположенных на нем.


Топографическая карта – это

  • Крупномасштабное изображение местности, на которых показываются все населенные пункты, дороги, леса и другие объекты при помощи условных знаков


Виды масштаба


Численный масштаб .

М 1:5000

Показывает, что в одном см на листе бумаги содержится 5000 см на местности.

Значит при составлении плана действительные расстояния между географическими объектами уменьшены

в 5000 раз.

Пользоваться таким масштабом не очень удобно, поэтому сантиметры переводят в метры.


Линейный масштаб .

Позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля измерителя или полоски бумаги.


Именованный масштаб.

5000см = 50 метрам

в 1 см – 50м

Именованный масштаб показывает какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане.


Виды масштаба

Как

записывается

Что показывает

Для чего используется

Именован-

Численный

ный

Линейный

Для определения величины масштаба

Величину масштаба

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Дробью

Соответствующие делениям расстояния на местности

Делениями на линии

Для измерения расстояний циркулем


Подумай:

  • Как ты запишешь численный масштаб, если местность на нем уменьшена в 200 раз.


Подумай:

  • Как ты запишешь именованный масштаб, если местность на нем уменьшена в 200 раз.




Перевести:

  • Численный масштаб в именованный:
  • Именованный масштаб в численный:
  • в 1 см – 30 км
  • в 1 см – 500 м

в 1 см – 2 0 м

в 1 см – 1 50 км

1 : 3 000 000

1 : 5 0 000


  • Какой из масштабов крупнее?
  • 1 : 25
  • 1 : 300
  • 1 : 50 000

1 : 25


№ 1

Длина дороги между городами 2400 км.

Какой длины получится линия,

изображающая эту магистраль на карте,

сделанной в масштабе:

а) 1:100 000 000; б) 1:200 000 000?

Ответ дайте в миллиметрах.

а)

на карте

на местности

100000000см = 1000км

1см

Х см

2400км

Х = 2400 : 1000 = 2,4 (см)


Решение.

б)

на карте

на местности

200000000см = 2000км

1см

Х см

2400км

Х = 2400 : 2000 = 1,2(см)


№ 4

По физической карте России

определите реальное расстояние

между Москвой и Санкт-Петербургом.

М 1 : 20000000

на карте

на местности

1см

20000000см = 200км

3см

Х км

Х = 3

200 = 600 (км)


Ориентирование

Что такое ориентирование?

Азимут

Географический полюс

Магнитный полюс

Магнитное склонение


Задание на дом:

  • Прочитать §2.
  • Р.т. П.2

multiurok.ru

топо карта.docx – Конспект урока по географии на …

Тема урока: Топографическая карта.
Тип урока: комбинированный
Дата урока:
Образовательные ресурсы мультимедиа презентация, физическая карта России, топографическая карта
План урока: 1. Что такое топографическая карта. 2. Каково назначение т. к. 3. Об особенностях т. к. 4. О том, что такое магнитное склонение. 5. Как
ориентироваться по топографической карте.
Цель: изучение особенностей топографической карты.
Задачи урока. 1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
­ называть отличительные особенности топографических карт; ­ объяснять способы определения расстояний, азимутов, направлений по топографической
карте; ­ использовать различные приборы (транспортир, линейку) для определения расстояний и азимутов по топографической карте; ­ объяснять различия
географического и магнитного полюса Земли; ­ объяснять необходимость определения магнитного склонения и магнитного азимута; ­ проводить комплексный
анализ географических условий для ведения хозяйственной деятельности по топографической карте.
2. Сформировать навык ориентирования с помощью топографической карты. 3. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на снове
тематического содержания урока.
Основные термины и понятия азимут, профиль местности, масштаб, магнитый азимут, магнитное склонение, компас, ориентирование, географический
полюс, магнитный полюс.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности.
Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знанийпознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления;
читать топографический план при помощи условных знаков.
Этап урока
Организацион
ный момент
Актуализация
знаний
Определение
темы урока
Деятельность учителя
Организация на урок. Приветствие учащихся, проверка
готовности уч­ся к уроку.
Деятельность учащихся
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Организационная структура урока
1. Тест по теме «Карта и её математическая основа»
2. Индивидуальные карточки (приложение)
3. Пересказ
На доске представлены карты физическая России и
топографическая.
­ какие виды карт вы видите на доске?
­ по какой карте легче подсчитать масштаб и найти азимут?
Определение задач урока Вы узнаете с. 11
Демонстрируют знания по пройденному материалу.
Ответы: 1а, 2г, 3в, 4а, 5б, 6) 1г, 2в, 3б, 4а 7) б,г,д 8) в,б,г,а
Отвечают на вопросы, определяют тему уроку.
Записывают тему урока в тетрадь

znanio.ru

Урок географии в 8 классе. Топографическая карта

УРОК географии в 8 классе. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА.
Учитель географии- Прозорова Надежда Николаевна,

МБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

ПИСЬМЕННО (у доски): а) по административной карте определить координаты городов:

Псков– 57°с.ш. 28°в.д. Чита– 52°с.ш. 114°в.д Владивосток– 43°с.ш.132°в.д

б) определить протяженность в градусах и км между городами, расположенными на одной широте 51°с.ш.: Белгород (36°в.д) – Благовещенск (127°в.д): 127-36=91° х 71,7=6524,7 км.
УСТНО: А) Что такое карта, какие математические показатели ее характеризуют?

Б) Проекции карт, как изображают местность?
III. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

-Сегодня мы возвращаемся к теме: «Топографические карты». Представьте, что вы идете в поход далеко от поселка. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно – подготовиться к переходу реки, оврага и т. д.

–   Откуда вы сможете получить информацию о районе похода?  (По карте.)

Показываю две карты: географическую и топографическую.

–    Какую карту нужно взять в поход?  (Топографическую.)

Работа учителя. Обращаю внимание детей на рисунок 3 учебника и задаю вопрос:

–       Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода? (Топографическую карту.)

–    Почему именно топографическую карту? Вспомним условные знаки карты (показ знаков +).

  План местности – простейший вид карты, это чертеж небольшого (порядка 0,5 км) участка местности в крупном масштабе в условных знаках. План напоминает вид сверху и похож на аэрофотоснимок, но предметы здесь показываются условными знаками и сопровождаются надписями. В отличие от карты на план наносятся все объекты (для карты отбираются самые существенные), изображаются значительно меньшие территории, для которых искажения за счет кривизны поверхности настолько малы, что могут не учитываться.

В любую погоду и время суток направление на север показывает стрелка компаса, прибора указывающего направление магнитного меридиана. Географический и магнитный меридианы не совпадают, как не совпадают соответствующие полюса, поэтому чтобы найти точное направление на север, надо учитывать угол между северным направлением географического меридиана и направлением северного конца магнитной стрелки – магнитное склонение.

Разбор материала по учебнику стр. 14. Если северный конец магнитной стрелки компаса отклоняется к востоку от географического меридиана склонение называется восточным и имеет знак плюс (положительное), при отклонении к западу – западным и имеет знак минус (отрицательное). Магнитное склонение указывается на топографических картах. Например, магнитное склонение Москвы +8°. Точное направление на объект показывает географический (истинный) азимут – угол, который отсчитывают от северного конца географического меридиана по часовой стрелке до направления на предмет.

Азимут. Работа по рисунку 4 учебника на стр. 13.

IV. Работа по топографической карте учебника. – Определите от с. Рыжово:

Объект Направление Азимут
Магазин

Тополь

Школа

Высота 152,8

Родник

СВ

В

ВСВ

ССВ

С

40°

90°

110°

350°

V. Закрепление материала.

Вопросы к параграфу стр. 16.

VI. Домашнее задание: § 2, подготовиться к практической работе №2 по топографической карте.

Практическая работа №2.

Определение по топографической карте азимута, направлений и расстояний.

Вариант 1. Топографическая карта У-34-37-В (Снов)
Центр Объекты Направление Азимут Расстояние
Кирпичный

завод в

Каменногорске

1. гора Большая ССВ 20° 22,5 см=11,250км
2. Церковь в с. Федоровка ЗЮЗ 250° 9 см = 4,5 км
3. Мукомольный завод в г. Снов ЮЮЗ 195° 5 см = 2,5 км
4. гора Михалинская СЗ 300° 4,5 см= 2,25 км
5. с. Калитино ССЗ 355° 16 см= 8 км
Практическая работа №2.

Определение по топографической карте азимута, направлений и расстояний.

Вариант 2. Топографическая карта У-34-37-В-в (Снов)
Центр Объекты Направление Азимут Расстояние
гора

Дубровина

h= 216,4 м

1. школа в с. Ивановка ССЗ 350° 16 см= 4 км
2. остров в Черном озере ЮВ 140° 18,5 см= 4,625 км
3. ключ Белый возле г.Снов ЮВ 147° 21 см= 5,25 км
4. пристань в с. Быково СВ 45° 15,3 см= 3,825 км
5. мост в д. Дровяная ЗЮЗ 250° 15,8 см= 3,95 км
Практическая работа №2.

Определение по топографической карте азимута, направлений и расстояний.

Вариант 3. Топографическая карта У-34-37-В-4 (Снов)
Центр Объекты Направление Азимут Расстояние
Церковь

в г. Снов

1. село Вороново ССЗ 340° 24,5 см= 2,45 км
2. каменный карьер п. Новый З 265° 9,4 см= 940 м
3. мукомольный завод с. Добрынино ССВ 18° 26,5 см= 2,65 км
4. гора Голая h= 156,9 м ССЗ 310° 23 см= 2,3 км
5. ключ Белый ССЗ 345° 7,1 см= 710 м

geo.na5bal.ru

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ – ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС – разработки уроков География 8 класс – конспекты уроков – План урока – Конспект урока – Планы уроков


Раздел И. УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

УРОК 7. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

 

Тема. Топографические карты и их практическое использование. Определение по картам направлений, расстояний и высот на местности.

Учебная цель: сформировать представление о топографические карты, усовершенствовать умения практического использования топокарт.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: учебник, атлас, топографические карты, чертежные принадлежности.

Опорные и базовые понятия: азимут, горизонталь, топографическая карта, магнитное склонение, дирекционный угол, географические и прямоугольные координаты.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Какие карты называют загальногеографічними?

• Как определить основные стороны горизонта на местности, на плане, географической карте?

• Из курса географии 6 класса вспомните, какие задания вы выполняли по плану местности.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Говоря о картах, мы заметили, что они обязательно имеют искажения. Даже если не искажаются углы, искажаются формы, расстояния. Как же пользоваться ими когда надо и сориентироваться по карте и определить направление? Можно, пользоваться планом, но как быть, когда территория большая? Для этого создана целая наука – топография, результатом которой являются топографические карты.

 

IV. Изучение нового материала

1. Топографические карты – подробные общегеографические карты большого масштаба(1 : 10 000 – 1 : 1 000 000, меньшего масштаба – планы). Имеют высокую геометрическую точность (обеспечивают высокую точность измерений) и географическое соответствие.

2. Розграфлення и номенклатура топографических карт

Топографические карты состоят из отдельных листов, пределами изображения (рамок карт) которых являются отрезки параллелей и меридианов, образующих географическую координатную сетку (для определения географических координат, расстояний в градусах).

Основа – международная карта масштаба 1 : 1 000 000 (трапеция размером 4° по широте, 6° по долготе). Она постепенно разделяется на большие по масштабу карты с меньшими по размерам отрезками параллелей и меридианов. Параллели и меридианы карт подписываются в углах карты. Для удобства определения географических координат расстояние между ними поделена отрезками на минуты и секунды.

3. Километровая сетка

Создана для определения прямоугольных координат, расстояний в метрической системе. Образована вертикальными и горизонтальными линиями, проведенными через целое число километров. Горизонтальные линии параллельные экватору и подписаны на левом и правом полях карты числом, что означает расстояние от экватора. Вертикальные линии параллельны осевому меридиану зоны в 6° долготы, которая образуется во время использования поперечной цилиндрической проекции. Таких зон образуется 60 шт. Вертикальные линии подписываются на верхнем и нижнем полях, где цифры указывают номер зоны и расстояние от осевого меридиана зоны.

4. Условные знаки

Условные знаки топографических карт объясняются в легенде карты и специальных сборниках.

5. Направления на топографической карте

Магнитные и географические полюса не совпадают. Поэтому во время определения направления на карте и местности (по компасу) надо учесть это.

 

 

δ – магнитное склонение;

γ – сближение меридианов;

Ам – магнитный азимут;

Ад – азимут истинный;

α – дирекционный угол.

6. Обозначения абсолютных высот местности

 

V. Закрепление изученного материала

• Что такое топографические карты? Для чего они создаются?

• Какие измерения можно проводить на топокартах?

• Где используются топографические карты?

 

VI. Итоги урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Подготовить чертежные принадлежности (линейки, транспортири, циркули-измерители).













na-uroke.in.ua

Конспект урока (8 класс). Изображение Донецкой области на географических картах. Объекты топографических карт. Углы и направления на картах

8 класс, А,Б. Урок №13, 18.10.17. Тема: Изображение Донецкой области на географических картах. Объекты топографических карт. Углы и направления на картах

Цель урока: Ознакомиться со способами использования топографии, их объектами, углами и направлениями на картах. Обобщить знания о плане и топографической карте. Продолжить формирование умений работать с картой. Вызвать интерес к работе с топографическими картами.

Оборудование: Топографические карты, чертежные принадлежности, учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

 “Туристы, сделав привал на опушке лиственного леса(рисуется условный знак,он есть и в учебнике на форзаце и в атласе) двинулись полевой тропинкой(усл. знак)на восток,пройдя ещё три км(откладывается расстояние с помощью масштаба,допустим,1см:1км,они подошли к заболоченной местности(усл. зн.),обойдя его с юга,они подошли к реке(усл.зн.),берег которой был обрывистый(усл. знак.),пройдя вдоль реки на северо-восток(или по азимуту 45 градусов)ещё два км,(откладываем расстояние),они подошли к деревянному мосту(усл. знак)” и так можно туристов водить до бесконечности….

 Рассказ о походе в избушку лесника.

Сегодня мы собрались около школы (знак), потому что идем в поход на остров (знак). Маршрут проложен нашим учителем уже давно, нам придется пройти чрез болото (знак), вдоль маленькой речушки (знак), там еще есть родник (знак) и выйти в хвойный лес (знак). Когда подойдем к обрыву (знак) наше путешествие закончится, ведь избушка лесника (знак) находится недалеко от обрыва. Мы взяли с собой еду и воду, поблизости никаких колодцев (знак) нет, а у лесника может не оказаться воды. Наше путешествие займет два дня.

3. Изучение нового материала.

Для осуществления движения по местности на основе топографической карты или плана необходимо уметь ориентироваться, т.е. определять стороны горизонт, а затем необходимо уметь определять горизонтальные углы направления.

Определение сторон горизонта на местности можно осуществить относительно истинного (географического) и относительно магнитного меридианов или относительно местных предметов. Основные стороны горизонта – север, восток, юг и запад, промежуточные – северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад. Направление географического меридиана, идущего от северного до южного полюса, показывает полуденная линия. В полдень, когда Солнце находится в южной стороне небосвода, тень от предметов (она при этом самая короткая) падает строго на север. Ночью можно ориентироваться по Полярной звезде, которая находится почти над точкой Северного полюса. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы. Найти направление на Север в лесу можно по надписям на квартальных столбах у пересечения просек. Меньшие номера кварталов написаны на северной стороне столба, большие значения – на южной. В городе определить направление север – юг можно по крестам на православных храмах – у нижней косой перекладины поднятый край показывает на север, а опущенный – на юг.

Но надежнее и удобнее в любую погоду ориентироваться по компасу, синяя стрелка которого указывает на север. Определение сторон горизонта относительно магнитного меридиана осуществляется с помощью приборов, имеющих намагниченную стрелку, таких как компас и буссоль. Намагниченная стрелка этих приборов покажет направление магнитного меридиана, соединяющего северный и южный магнитные полюса Земли. Магнитные меридианы – это силовые линии реально существующего магнитного поля Земли.

Магнитный и географический меридианы обычно не совпадают, та как не совпадают магнитный и географический полюса Земли (Рисунок 15).

Рисунок. Положение северного географического и магнитного полюсов Земли

На местности обычно определяют направление магнитного меридиана и движутся от точки к точке по магнитным азимутам. На мелкомасштабной карте же ориентируются в основном по направлению истинного (географического) меридиана и вычисляютистинные азимуты. На топографической карте удобнее всего прокладывать маршруты, пользуясьдирекционным углом. Ввиду того, что на топографической карте всего два истинных меридиана, а магнитных нет вовсе, проведение измерения азимутов затруднительно.

Дирекционный угол (Д)– это угол между северным направлением ВЛКС и направлением на предмет, измеряется по часовой стрелке от 0º до 360º. Но измеренные на топографической карте дирекционные углы не могут быть использованы для движения на местности. Зная Д сначала нужно вычислить азимут истинный, а на основе его уже вычислить азимут магнитный (Рисунок 16).

Рисунок. Схема для определения горизонтальных углов на карте

Для перевода дирекционного угла в истинный азимут используют угол сближения меридианов (γ)– гамма, это угол между северным направлением истинного меридиана и северным направлением осевого меридиана зоны Гаусса – Крюгера. Если осевой меридиан отклоняется от истинного к востоку, сближение меридианов считается положительным и записывается со знаком «+», если отклоняется к западу, соответственно – отрицательным, записывается со знаком «-».

А ист.– это угол между северным направлением истинного меридиана и направлением на предмет, измеряется по часовой стрелке от 0º до 360º.

А маг. – угол между северным направлением магнитного меридиана и направлением на предмет, измеряется от 0º до 360º по часовой стрелке. Истинный и магнитный меридианы не совпадают, между ними образуетсяугол магнитного склонения (δ)– сигма. Если магнитный меридиан отклоняется от истинного к востоку, то склонение называют восточным и записывают со знаком «+», если магнитный меридиан отклоняется к западу, склонение называют западным и записывают со знаком «минус» (Рисунок 17).

Рисунок. Магнитное склонение

В морской навигации и метеорологии используются углы, называемые румбами.

Румб – это острый угол, измеряемый от ближайшего конца меридиана до направления на предмет, как по часовой стрелке, так и против нее в пределах от 0º до 90º.

Рисунок. Румбическое кольцо (Роза ветров)

Название румба состоит из буквенного обозначения названия четверти горизонта, в котором находится ориентируемая линия, и числового значения угла. Румбы могут измеряться и от истинного и от магнитного меридианов, т.е. могут быть и истинными и магнитными. (Схема перевода азимутов в румбы и наоборот).

Для контроля точности измерения углов проводят измерение в прямом и обратном направлениях. Углы, измеряемые в начальной точке называются прямыми, а измеряемые в противоположном направлении –обратными.

При определении по карте горизонтальных углов направления необходимо придерживать следующей последовательности действий:

1.Определить по топографической карте дирекционный угол (Рисунок).

Рисунок. Порядок определения по карте дирекционного угла

2. Выписать из картометрической схемы значения угла сближения меридианов и магнитного склонения.

3. Определить величину азимута истинного по формуле: Аист. = Д±γ.

4. Затем вычислить азимут магнитный по формуле: А маг. = А ист ±δ.

5. Далее вычисляют значения обратных углов: Д, Аист., А маг., которые отличаются от прямых на ±180º. В заключение находят значение румба истинного и румба магнитного (Рисунок).

Рисунок. Схема обозначения румбов

Горизонтальные углы на карте взаимосвязаны, но их определение при западном или восточном магнитном склонении, как и при положительном и отрицательном угле сближения меридианов имеют разные алгоритмы (Рисунок 21).

Рисунок. Углы направления и их взаимосвязь на топографической карте

4.Подведение итогов и закрепление знаний

5. Домашнее задание: параграф 5, задания 2, 4 письменно

infourok.ru

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ – ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС – разработки уроков География 8 класс – конспекты уроков – План урока – Конспект урока – Планы уроков

Раздел И. УКРАИНА И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

УРОК 7. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

 

Тема. Топографические карты и их практическое использование. Определение по картам направлений, расстояний и высот на местности.

Учебная цель: сформировать представление о топографические карты, усовершенствовать умения практического использования топокарт.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: учебник, атлас, топографические карты, чертежные принадлежности.

Опорные и базовые понятия: азимут, горизонталь, топографическая карта, магнитное склонение, дирекционный угол, географические и прямоугольные координаты.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Какие карты называют загальногеографічними?

• Как определить основные стороны горизонта на местности, на плане, географической карте?

• Из курса географии 6 класса вспомните, какие задания вы выполняли по плану местности.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Говоря о картах, мы заметили, что они обязательно имеют искажения. Даже если не искажаются углы, искажаются формы, расстояния. Как же пользоваться ими когда надо и сориентироваться по карте и определить направление? Можно, пользоваться планом, но как быть, когда территория большая? Для этого создана целая наука — топография, результатом которой являются топографические карты.

 

IV. Изучение нового материала

1. Топографические карты — подробные общегеографические карты большого масштаба (1 : 10 000 — 1 : 1 000 000, меньшего масштаба — планы). Имеют высокую геометрическую точность (обеспечивают высокую точность измерений) и географическое соответствие.

2. Розграфлення и номенклатура топографических карт

Топографические карты составляются из отдельных листов, границами изображения (рамок карт) которых являются отрезки параллелей и меридианов, образующих географическую координатную сетку (для определения географических координат, расстояний в градусах).

Основа — международная карта масштаба 1 : 1 000 000 (трапеция размером 4° по широте, 6° по долготе). Она постепенно разделяется на большие по масштабу карты с меньшими по размерам отрезками параллелей и меридианов. Параллели и меридианы карт подписываются в углах карты. Для удобства определения географических координат расстояние между ними разделена отрезками на минуты и секунды.

3. Километровая сетка

Создана для определения прямоугольных координат, расстояний в метрической системе. Образованная вертикальными и горизонтальными линиями, проведенными через целое число километров. Горизонтальные линии параллельны экватору и подписаны на левом и правом полях карты числом, что означает расстояние от экватора. Вертикальные линии параллельны осевому меридиану зоны в 6° долготы, которая образуется при использовании поперечной цилиндрической проекции. Таких зон образуется 60 шт. Вертикальные линии подписываются на верхнем и нижнем полях, где цифры указывают номер зоны и расстояние от осевого меридиана зоны.

4. Условные знаки

Условные знаки топографических карт объясняются в легенде карты и специальных сборниках.

5. Направления на топографической карте

Магнитные и географические полюса не совпадают. Поэтому во время определения направления на карте и местности (по компасу) надо учесть это.

 

 

δ — магнитное склонение;

γ — сближение меридианов;

Ам — азимут магнитный;

Ад — азимут истинный;

α — дирекционный угол.

6. Обозначения абсолютных высот местности

 

V. Закрепление изученного материала

• Что такое топографические карты? Для чего они создаются?

• Какие измерения можно проводить на топокартах?

• Где используются топографические карты?

 

VI. Итоги урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Подготовить чертежные принадлежности (линейки, транспортири, циркули-измерители).

schooled.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о