План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Конспекты уроков 8 кл. история
Конспект 9 история 8 класс.
В Западной Европе и США рождается и получает развитие индустриальное общество, когда утверждается капиталистический уклад.
Что такое традиционное общество? ( выбираются признаки)
— высокая социальная значимость церкви, религиозных ценностей.
— традиционализм.
— аграрно – сырьевое хозяйство.
— рутинные технологии.
— медленные темпы развития.
— преобладание устной информации над письменной.
— стабильность социальной структуры.
Изучая историю нового времени вы убедились, что разрушение традиционного общества в странах Европы проходили неравномерно. В связи с этим историки выделяют три эшелона стран.
1-ый эшелон: страны старого капитализма, конец XV-XVII вв.
2-ой эшелон: страны молодого капитализма, конец XVII- середина XIX веков, страны молодого капитализма.
3 –ий эшелон: преобладают нормы традиционного общества, страны находились под влиянием старого общества.
Какие страны относятся к каждому из эшелонов?
Коснулась ли модернизация восточных стран?
XVI – XVII вв. характеризуются кризисом феодального общества и становлением индустриального.
Вспомните и назовите предпосылки кризиса традиционного общества?
— прогресс науки
— культура Возрождения и Эпоха Просвещения, когда формируется личность, осознающая и отстаивающая свои интересы.
— Реформация.
— первые буржуазные революции.
— промышленный переворот.
Назовите основные характеристики промышленного переворота конца XIX- начала XX вв.
— машины создаются с помощью станков.
— прменяютя новые источники энергии.
— переход на конвейерно – поточный метод производства.
— развивается транспорт и связь.
В Западной Европе утверждается капиталистический уклад, для которого необходимы условия. Какие?
— свободный капитал.
— рынок.
— свободная рабочая сила.
— свободная конкуренция.
Что такое конкуренция? Какую роль она играла в развитии производства?
СТИМУЛ ? ТОРМОЗ ?
Объясните почему так происходит?
Поскольку конкурентную борьбу никто не ограничивал, капитализм этого периода получил название капитализма свободной конкуренции.
2. Новая фаза в развитии капитализма — империализм.
К 70 – 80 гг. XIX в капитализм переходит к новой стадии развития – монополистической.
Почему это происходит? Назовите предпосылки и условия перехода.
- Применение высокоразвитой технологии возможно только в рамках крупных предприятий.
- В условиях конкуренции промышленники стали договариваться между собой о ценах, количестве выпускаемой продукции, рынках сбыта. Возникают различные формы слияния предприятий – монополии.
Что такое империализм? Назовите признаки империализма.
ИМПЕРИАЛИЗМ (французское imperialisme), в широком смысле — государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами
- Политические изменения.
Индустриальное общество дополняется и политической модернизацией..
Назовите изменения, происходящие в политическом устройстве государств.
1.Формируется гражданское общество. Какое общество называется гражданским?
Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.( прим.Боголюбов Л.Н.)
2. Формируется правовое государство. Какое государство называется правовым?
Основополагающим признаком всякого правового государства является верховенство права в обществе, во всех сферах. Подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций граждан.
Правовое государство признает свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.( прим.Боголюбов Л.Н.)
В XIX веке правовым государством называлось государство, признававшее свободу слова, печати, собраний, объединений при ограниченном допуске низших классов к участию в выборах законодателей.
3. Устанавливается представительная демократическая система. Что это такое?
Это участие граждан в деятельности государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа .( прим.Боголюбов Л.Н.)
С формированием парламентов изменяется и форма правления. Какие формы правления вы можете назвать?
Докажите на примере, что образуются государства ограниченной монархии, республики.
- Изменения в социальной области.
— изменяется состав общества: буржуазия, остается старая аристократия, сокращается крестьянство и формируется фермерство, формируется рабочий и средний класс.
— ослабла влияние религией.
— возросла роль науки.
— изменилась жизнь человека.
— формируются три основных общественно – политических учения: либерализм, консерватизм, социализм. Каждое из них имеет свои взгляды на пути развития общества и права личности.
В таблице перечислены идеи либерального движения и социалистического. Вам необходимо отметить в какой графе перечислены идеи либерального движения, а в какой – социалистического.
? | ? |
Индивидуальная свобода личности | Свобода личности ограничена государством |
Частная собственность ! | Частная собственность запрещена |
Свобода – это свобода выбора: политического, правового. | Свобода – это свобода от эксплуатации. |
Равенство – это равенство возможностей, равенство перед законом. | Равенство – это равенство по отношению к собственности. |
Путь развития общества – эволюция Реформа | Путь развития общества – коренное изменение существующих порядков. Революция |
nsportal.ru
План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: Конспекты уроков История России 8 класс
Тема урока: «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг.»
Цель урока: познакомить учащихся с началом царствования Александра I. Выяснить характер первых мероприятий Александра I Павловича, нацеленных на реформирование общества и государства, рассматриваемых им как продолжение политики Екатерины Великой. Проследить связь этих реформ с личностью и окружением царя. Познакомить учащихся с составом и функцией Негласного комитета. Создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Задачи:
Обучающие:
- Выяснить причины дворцового переворота 11.03.1801г. Постараться найти ответ на вопрос: « Можно ли оправдать участие Александра I в убийстве своего отца?»;
- Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя;
- Создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I;
- Обратить внимание на сподвижников императора, которые помогали ему в осуществлении всех начинаний.
Развивающие:
Развивать универсальные учебные действия: овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы.
Воспитательные:
- Создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции;
- Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия:
ЛИБЕРАЛИЗМ — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.
САМОДЕРЖАВНАЯ ВЛАСТЬ – неограниченная власть царя.
МАНИФЕСТ- торжественное письменное обращение верховной власти к народу.
РЕФОРМА — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.-; амнистия; министерство.
НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т — неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов. А. А. Чарторыйский , В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований.
МИНИСТЕРСТВА – ( от латинского ministro – служу, управляю) – форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципе единоначалия
ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ — бывшие помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости на основании указа императора Александра I от 20 февраля 1803.
Основные даты: 1777-1825-годы жизни Александра I; 1801—1825 гг. — правление Александра I; 1801-1811 г. — реформа высших органов власти; 1803 г. — реформа народного просвещения; 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»; 1804 г. — аграрная реформа в Прибалтике.
Персоналии: Ф. Лагарп; П. А. Строганов; Н. Н. Новосильцев; А. А. Чарторыйский; В. П. Кочубей.
Оборудование урока:
- ПК, мультимедийный проектор, экран.
- Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I.
УМК:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век. Учебник для 8 класса. М., Просвещение, 2011 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России ХIХ в., 8 класса. М., Просвещение, 2008 г.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 5 групп по 5-6 человек.
Опережающее задание:
доклад «Александр I – воспитание, черты характера»;
подготовка сообщений о членах «Негласного комитета», Лагарпе;
Ход урока
1 этап урока — постановка проблемы
Слайд 2
« Собрались у преображенца Талызина, ужинали. У генерала Талызина, командира гвардейского Преображенского полка, что квартировал в пристройке Зимнего дворца. Хозяин отсутствовал. Но вино лилось рекой. Как обычно разговоры, анекдоты и …насмешки в адрес государя. Заурядная офицерская попойка в промозглом Петербурге вечером одиннадцатого марта 1801 года. Правда, странно, что гости, не бог весть какая знать, cобрались по личному приглашению наследника российского престола Александра Павловича и генерал – губернатора столицы Петра Алексеевича Палена…
Время близится к полуночи, ужин — к концу. И вот появляются генералы – граф Пален, барон Беннигсен и братья Зубовы. Принесли ещё шампанского. Пален поднимает тост за здоровье его императорского величества Александра. Александра? Позвольте, ведь Александр – наследник. Это ошибка. Платон Зубов, фаворит Екатерины II, громкогласно заявляет, что такова была ещё воля императрицы, а Пален говорит, что наследник согласен. Сомнений у разгорячённых людей нет. Но как быть с нынешним царём? Что если он станет сопротивляться? Там видно будет. И глава заговорщиков, граф Пален, произносит (разумеется, по французски) свою вошедшую во все мемуары фразу « Не разбив яиц, не приготовить омлета».
Пален делит нетрезвых офицеров на две партии: одна пойдёт с ним, другая — с Платоном Зубовым и Беннигсеном. Пойдут разными путями. Но место встречи одно и цель одна. Место – Михайловский замок, цель – убийство императора Павла I» (Тюрин В. Бедный Павел, «Знание – сила», № 3,1992г., с.83.
Возможно, именно с этих событий начинается столь судьбоносный в истории России XIX век. Хотя, наверно, это не только пролог к царствованию Александра I, но и эпилог правления Павла I…
Одна из загадочных фигур на российском престоле. Стал императором в зрелом возрасте, но удержаться на престоле смог лишь 4 года 4 месяца и 6 дней. Был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801года во время дворцового переворота, согласие на которое дал сын Александр.
Невольно возникают три вопроса:
В форме фронтальной беседы:
1. Каковы были причины заговора?
2. Почему Александр согласился на дворцовый переворот?
3. Можно ли оправдать участие Александра в убийстве своего отца?
Вопрос № 3 был задан в этом учебном году ребятам, которые учатся в 10 классе. Я собрала их ответы и передала ученице 11- а класса Пугачёвой Ольге, которая проанализировала данные социологического опроса. Результаты Оля огласила на уроке, сделав весьма интересные выводы.
Здесь заканчивается текст третьего слайда (слайд 4)
Император Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг. 24-летний самодержец был высок, красив, изящен, его супруга – очаровательна. В. О. Ключевский, пишет, что предшествующее царствование Павла было для русского общества « строгим великим постом». Н. М. Карамзин говорит, что « слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления».
Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости, « поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения» (В. О. Ключевский)
Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (слайд 5)
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.
Возникает вопрос: почему А.С.Пушкин дает столь лестную характеристику началу правления нового императора: «Дней Александровых прекрасное начало»? (Ситуация вызова состоялась, если учащиеся сами формулируют данный вопрос)
2 этап — осмысление
Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России.
План.
1. Личность императора Александра I.
2. «Негласный комитет».
3. Первые преобразования.
Здесь заканчивается текст пятого слайда (слайд 6)
Александр I вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. Как вы это понимаете, и что под этими словами подразумевал молодой император? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Задание: сформулируйте важнейшие проблемы России в виде кластера, анализируя документ на с. 9 и доп. литературу,
Итог работы – общеклассный кластер на доске №1
Цели царствования Александра:
— отмена крепостного права;
— введение конституции;
— ликвидация последствий правления Павла I;
— развитие образования в стране (возможно с помощью учителя)
1.
Далее следует доклад о личности императора Александра I, особенностях его характера, воспитания при дворе Екатерины II, о роли Ф. Лагарпа в формировании политической программы Александра I.
Задание: Прослушав доклад, ответить на вопросы:
1 . Какие черты характера, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя? Обладал ли ими АлександрI?
2. Отметьте те, по-вашему, положительные и отрицательные качества императоров, которые могли повлиять на политическое развитие страны.
Личность
Итог работы — общеклассный кластер на доске №2
+ | _ |
В тетради делается запись:
1877-1825- годы жизни Александра I
1801-1825гг.- правление Александра I
2.
Здесь заканчивается текст шестого слайда (слайд 7)
В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.
Задание: прочитать текст учебника на с.7; ответить на вопросы:
1.Как назывался кружок близких друзей Александра I?
2. Кто входил в его состав?
Далее следуют краткие сообщения учащихся о членах «Негласного комитета»
3. Что объединяет названных членов Негласного комитета?
4. С какой целью был учреждён « Негласный комитет» ?
В тетради делается запись:
НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т — неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов , А. А. Чарторыйский , В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. (Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей»)
24 июня 1801г. – 9 ноября 1803 г. – деятельность Негласного комитета.
3.
Под сильным влиянием Негласного комитета были проведены мероприятия первых лет правления Александра I
Здесь заканчивается текст седьмого слайда (слайд 8)
Задание:
Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I ?
Работая индивидуально, затем в группе с материалами учебника и документами заполните таблицу
Вновь организуется работа сначала индивидуально, затем в группе с материалами § 1. На доске появляется кластер № 3:
Преобразования Александра I в 1801 – 1806 годах. Здесь заканчивается текст восьмого слайда (слайд 9) Здесь заканчивается текст девятого слайда (слайд 10) Здесь заканчивается текст десятого слайда (слайд 11) Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (слайд 12) |
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |||
Ликвидация последствий правления Павла I Выполнено: Вернул казаков, отправленных завоёвывать Индию. В своём манифесте Александр I обещал управлять народом « по законам и по сердцу Екатерины Великой». Вернул репрессированных Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел. Открыл границы и типографии Разрешил ввозить товары и книги из Западной Европы. Восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам. Избавил солдат от ненавистных буклей Запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли | Усовершенствование государственного строя России Выполнено: 1802 г. – Сенат — высший судебный орган. Проведена реформа государственной власти: 1802-1811 гг. – созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие. | Решение «крестьянского вопроса» Выполнено: 1801 г – а) право недворян покупать землю, б) объявил о прекращении пожалования казённых крестьян в частные руки, в) запретил печатать объявления о продаже крестьян без земли
1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках, ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки и др. | Просвещение Выполнено: 1802г-Учреждение Министерства народного образования. Образование на территории России шести учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Создание привилегированных лицеев Демидовского в Ярославле(1805) и Царскосельского (1811) Открытие университетов в Дерпте (1802), Вильно(1803), Казани и Харькове (1804), Главного педагогического института в Петербурге (1804), преобразованного в 1819г. в университет. | |||
3 этап — рефлексия. Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (слайд 13) Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения? Учащиеся делают вывод, что в первые годы царствования Александра Павловича не удалось осуществить отмену крепостного права, ввести конституцию, но первые шаги на этом пути были сделаны | ||||||
Вывод: Все эти меры не являлись коренными преобразованиями существующего строя и потому не требовали никакой программы, никакой подготовительной разработки: это было простое и быстрое устранение всех нелепых тиранических распоряжений, которые сделаны были Павлом — цель – поднять свой авторитет в государстве | Вывод: Не была введена Конституция, не был созван парламент, но были приведены в порядок и получили новый вид центральные правительственные учреждения, расстроенные местною реформою императрицы Екатерины II . | Вывод: Крепостное право не отменялось, но были сделаны первые шаги к решению крестьянского вопроса. Однако существовало объективное противоречие между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства | Вывод: Эти меры способствовали развитию школьного и университетского образования. |
Ребята, вы хорошо потрудились на уроке: изучили материал учебника, проанализировали документы, заполнили несколько таблиц, выступили с докладами, сделали выводы.
Итак, давайте подведем итоги и закрепим материал о внутриполитической деятельности Александра I.
1. Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (слайд 14)
1. После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества: реформа высших органов власти — появление так называемого «Негласного комитета», реформа Сената, учреждение министерств (упраздненных его отцов — Павлом I), реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса (закон 1803 года «о вольных хлебопашцах»).
2. Союзником самодержца был кружок — Негласный комитет.
3. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно в первые годы правления Александра I (ориентировочно, до 1805 года).
Пушкин, безусловно, положительно относился к либерализации общества, что и позволило ему дать такую характеристику начала правления Александра I.
Подведение итогов урока
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: параграф №1, в. 1-3 с.9, выучить записи в тетради, подготовиться к тесту. По возможности посмотреть на YouTube один из фильмов:
- Император Александр I.
- Российская империя. Серия 7.Александр I , часть 1.
- Русские цари — Александр I.
- Осторожно история: Начало правления Александра I.
nsportal.ru
Конспект урока для 8 класса по истории России
Тема урока:
Общественное движение при Александре I
(план-конспект урока)
Горбунова А.Д.
Студентка группы ИО-13-1
УлГПУ им. И.Н. Ульянова
ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Конспект урока в 8 классе Б
Тема: Общественное движение при Александре I
Тип: комбинированный урок
Вид: урок с элементами самостоятельной работы учащихся.
Методы: беседа, рассказ, работа с текстом учебника
Цель урока: показать причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.
Задачи урока:
Образовательные:
раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года;
познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;
проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;
2. Развивающие:
Формировать умение работать с таблицами;
Формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности тайных обществ: «Южное общество», «Северное общество».
Применить аналитический подход в процессе рассмотрения деятельности тайных организаций
3. Воспитывающие:
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну
Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
1. Определить причины возникновения общественного движения в России;
2. Рассмотреть деятельность первых тайных организаций и проанализировать их программные документы.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к деятельности тайных организаций будущих декабристов
Формирование патриотических чувств к родной стране
Метапредметные:
умение выделять главное из большого объёма текста;
умение обобщать и давать общую характеристику каким-либо событиям;
умение анализировать и конкретизировать особенности (исторических) явлений;
Оборудование: школьная доска, учебник, компьютер +проектор+ презентация «Общественные организации при Александре I»
Учебная литература: Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с
Ключевые понятия: общественное движение; либерализм; тайное общество; разделение властей; конституция.
Основные даты: 1816—1818 гг. — Союз спасения;
1821—1822 гг. — создание Южного и Северного обществ;
1822 г. — указ о запрете тайных организаций.
План урока:
I. Организационный момент.(2 мин.)
II. Актуализация знаний (повторение пройденного материала) (15 мин)
III. Основная часть (изучения нового материала): (20 мин)
Зарождение организационного общественного движения.
Первые тайные общества.
«Конституция Н. Муравьева» и «Русская правда» П. Пестеля.
Власть и тайные общества.
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия (3 мин.)
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствие учителя. Проверка отсутствующих. Запись даты и темы урока в тетрадь.
II. Актуализация знаний.
Тест. Социально – экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.
Для развития системы путей сообщения в период 1800-1825 гг. в России
А) была построена шоссейная дорога Москва – Нижний Новгород
Б) весь речной флот переводился на использовании энергии пара
В) вводились в строй каналы между реками
Г) строились железные дороги
2. В 1815 г. Александр I даровал конституцию
А) Франции
Б) Украине
В) Польше
Г) всей Российской империи
3. Что в XIX веке называли военным поселением?
А) военный лагерь в сельской местности на время учений
Б) деревню, где в 1812 г. размещался отряд партизан
В) военную крепость, созданную в горной местности во время Кавказской войны
Г) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность с военной службой
4. К истории России первой половины XIX в. относится понятие
А) «семибоярщина»
Б) «аракчеевщина»
В) «бироновщина»
Г) «земщина»
5. Феодальные повинности крестьян характеризует понятие
А) «выкуп»
Б) «выгон»
В) «оброк»
Г) «откуп»
6. Государственные, дворцовые крестьяне, прикрепленные к заводам, на которых они работали, в XVIII – первой половине XIX в. назывались
А) «капиталистыми»
Б) «помещичьими»
В) «приписными»
Г) «фабричными»
7. После войны 1812 г. упадок крестьянский хозяйств усилился из-за того, что
А) в ожидании отмены крепостного права крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности
Б) помещики стремились восполнить убытки за счет нажима на крестьян
В) крестьяне стремились заниматься предпринимательской деятельностью
Г) на крестьян была возложена обязанность строить железные дороги
8. Основное противоречие политики Александра I состояло в стремлении сочетать
А) победу над Наполеоном – с сохранением революционных настроений в Европе
Б) либеральные реформы – с сохранением основ самодержавия
В) освобождение крестьян – с принятием указа о «вольных хлебопашцах»
Г) интересы дворян – с развитием мануфактурной промышленности
9. Установите соответствие между понятиями и их определениями
А) тариф | 1) условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав |
Б) устав | 2) роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдельного человека |
В) бюджет | 3) свод правил, определяющий устройство, порядок деятельности организации или государственного органа |
4) норма взимания налога или платы за пользование чем то |
10. установите соответствие между именами исторических деятелей исторических деятелей и характеристиками их деятельности.
А) А.А. Аракчеев | 1) воспитывался швейцарцем Лагарпом, идеалом правителя России считал Екатерину II, в первое десятилетие своей политической деятельности стремился к проведению либеральных реформ, а затем повернул к реакционному курсу |
Б) Н.Н. Новосильцев | 2) с 1815 г. фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств, автор плана по созданию военных поселений |
В) М.И. Кутузов | 3) участник Негласного комитета, к 1820 г. по поручению Александра I разработал проект конституции – «Уставную грамоту Российской империи» |
4) военную службу начал в 15 лет. Воевал против турок, поляков, французов. Был дважды ранен. Генерал. Дипломат. Вынудил Турцию признать освобождение Бессарабии. |
11. Какие из перечисленных ниже мероприятий были проведены в период правления Александра I? Укажите два верных мероприятия из пяти предложенных (обведите)
А) учреждение Государственного совета
Б) принятие указа «о трехдневной барщине»
В) принятие «Жалованной грамоты дворянству»
Г) учреждение министерства коммерции
Д) созыв Уложенной комиссии
КЛЮЧ:
1-3, В
2 – 3 В
3 – 4 Г
4 – 2 Б
5 – 3 В
6 – 3 В
7 – 2 Б
8 – 2 Б
9 – 432
10 – 234
11 – 14
Беседа с учащимися.
– Ребята, вспомните, какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?
– Почему в это время Александр I отказывается от реформ?
– Как можно оценить внутреннюю политику Александра I в этот период?
III. Основная часть( Изучение нового материала)
1. Зарождение общественного движения.
Учитель:
СЛАЙД 2 Зарождение общественного движения началось еще при Екатерине II. После войны началась новая волна общественного движения. Причинами этого было:ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ
Последствия заграничных походов русской армии.
Реформаторская деятельность Александра I.
Проникновение либеральных идей в дворянскую среду;
Нерешительность действий Александра I подталкивала наиболее нетерпеливых сторонников реформ к созданию тайных обществ и кружков.
Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии.
2. Первые тайные общества.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816–1818), принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества».
СЛАЙД 3 ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал на стр. 53 и запишите в тетрадь основателей тайного общества, их цели и задачи.
Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А.Н. Муравьев, а членами — С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин и др. (всего 30 человек). Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству.
СЛАЙД 4 Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818–1821). Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей.
Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. д. Этот союз был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ. Они впервые задумались о военном перевороте. На это их наталкивали известия об успешных военных переворотах в странах Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен.
«Конституция Н. Муравьева» и «Русская правда» П. Пестеля.
СЛАЙД 5 ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ В 1821 -1822 гг. были созданы 2 новых общества – Южное и Северное.
СЛАЙД 6 Работа с учебником: вместе с учениками заполнить таблицу
Вопросы для сравнения | Стр 56-57 | Стр. 54-55 |
Северное общество. «Конституция» | Южное общество. «Русская правда» | |
Автор | Н.М. Муравьев | П.И. Пестель |
Центр общества | Санкт-Петербург | Украина, Тульчин |
Государственное устройство | Конституционная монархия, федерация из 15 держав | Республика, единое государство |
Местное управление | Федеративный принцип | Унитарное государство |
Социально-экономическое устройство. Крепостное право | Отменялось , но крестьянам выдавалось лишь по 2 десятины | Отменялось, крестьяне освобождались с землей, достаточной для ведения хозяйства |
О собственности и землевладении | Частная собственность | Земля делится на общественную и частную (общественная бесплатно раздавалась крестьянам) |
Гражданские свободы | Свободы выбора, веры, печати, передвижений, равенство перед законом | Свободы выбора, веры, печати, передвижений, равенство перед законом |
Сословный строй | Ликвидировать | Ликвидировать |
СЛАЙД 7. ВОПРОС К УЧЕНИКАМ– Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?
Власть и тайные общества.
ЗАДАНИЕ: Прочитать текст на стр. 57.
ВОПРОС К УЧЕНИКАМ Как строились отношения властей с тайными обществами?
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия
ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ : Параграф 8, учить, вопросы в конце параграфа отвечать устно
Продолжи фразу
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне хочется…
Мне было интересно…
multiurok.ru
Конспект по истории россии 8 класс данилов косулина 31 параграф
В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.
1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.
В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:
— проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;
— дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;
— денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;
— широкое привлечение в страну иностранного капитала.
Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива — углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам — бельгийцам, французам, англичанам.
Акциз (акцизные сборы) — косвенный налог на предметы потребления.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного капитала в предприятие и дающая ее владельцу право собственности на него и участия в прибылях.
Биржа — учреждение для заключения финансовых и торговых сделок с капиталом и крупными партиями товаров.
Винная монополия — исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков.
Косвенные налоги — наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления.
otvetytut.com