8 класс

Гдз по словесности альбеткова 8 класс – РусскаЯ СЛОВЕСНОСТЬ 8 КЛАСС (АЛЬБЕТКОВА Р.И.)

Содержание

Гдз по русской словесности 8 класс

Книги по русской литературе

Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. (2008, 480с.) Принципы и приемы анализа литературного произведения. (1971, 496c.) (ЖЗЛ) Некрасов. (2014, 176с.) Читаем, думаем, спорим. (2009, 368с.; 2010, 423с.) Литература.

Выберите номер задания или страницу (при отсутствии номера задания):


Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

belparts.ru

Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебному пособию Р. И. Альбетковой | Дополнительные учебные пособия | Школьникам и абитуриентам | Учебная литература

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список источников >Учебная литература >Школьникам и абитуриентам >Дополнительные учебные пособия >

Русская словесность. От слова к словесности. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебному пособию Р. И. Альбетковой

Автор: Альбеткова Р. И.
Год: 2016
Издание: Дрофа
Страниц: 144
ISBN: 9785358150478
Рабочая тетрадь является неотъемлемым компонентом учебного комплекса “Русская словесность” для 8 класса и соответствует новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Она состоит из заданий и упражнений, сопровождаемых необходимыми справочными материалами. Рабочая тетрадь поможет глубже и более осознанно воспринять материалы основного учебного пособия, научит точной, грамотной, выразительной речи, умению вести беседу в интересной для собеседника форме, осмысленно читать произведения литературы, самостоятельно создавать оригинальный собственный текст. Содержание рабочей тетради (отраженное в разделах) полностью соответствует содержанию учебного пособия. Завершает тетрадь раздел “Проверьте себя!”, дающий возможность узнать, верно ли выполнены наиболее сложные задания, отмеченные значком.

Похожие книги

Видео о книгах:



В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно…

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Рабочая программа (8 класс) по теме: Русская словесность 8 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Рузаевского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на             Рассмотрена и одобрена на         Утверждена руководителем заседании методического                          заседании научно-                         образовательного объединения учителей                        методического совета                                учреждения филологических дисциплин

Руководитель МО ________           Руководитель НМС _______         _________ /Сарайкина О.В./                                                                                                                /Зимина С.Ш./                                         /Сарайкина О.В./                    «____» ___________ 20___ г.                     «_____» ____________20___г.          «_____» __________ 20___ г.                                  

Рабочая программа

учебного курса «Русская словесность»

в 8 Б классе

(вторая ступень обучения)

             

             

                                          Составитель: Габдуллина Наталья Германовна

                                       учитель русского языка и литературы

                                     первой квалификационной категории

2013 г.

Пояснительная записка

Цель изучения учебного курса.

    •     воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидатель- ной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к  литературе и ценностям отечественной культуры;        

 •    освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  •    развитие представления о том, что такое автор, рассказчик, разновидности авторского

•           развитие умения самостоятельно различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, умения понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.

Общая характеристика учебного курса.

Данная программа  конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа по словесности призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности  и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

На уроках словесности ученик узнаёт законы употребления языка, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов. Словесность учит детей воспринимать произведение как единое целостное явление искусства слова.  На уроках школьник учится творческому употреблению родного языка.

В 8 классе на уроках словесности обучающиеся осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качество текста.

  Эта программа предполагает развитие художественно – творческих способностей детей. У обучающихся должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

         

        Место учебного курса в учебном плане.

Рабочая программа по словесности для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, регионального компонента основного общего образования и программы по словесности автора Альбетковой Р.И.

В соответствии с учебным планом на изучение словесности в 8 классе отводится  1 час в неделю. Таким образом, программа 8 класса рассчитана на 35 часов и представляет собой курс, направленный на то, чтобы вооружить обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них.        

          Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса,  внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса  является урок, кроме того, материал преподносится и в нетрадиционной форме (путешествия, инсценирование отрывков художественных произведений, составление сценариев, иллюстраций по прочитанным произведениям).

        

             Преподавание предмета ведётся по учебнику «Русская словесность. 8 класс» для общеобразовательных учреждений. Автор: Р.И.Альбеткова

              Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются осознанное, творческое чтение художественных произведений различных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ произведения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

            Результаты изучения курса «Словесность. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации образовательного процесса

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

– создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

– сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

– развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

– развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Тематическое планирование

по дисциплине «русская словесность  в 8 «Б» классе»

п/п

Наименование

разделов

и тем

Макси-

мальная

нагрузка

учащего-

ся,

ч.

Из них

Теоретическое

обучение,

ч.

Практическое занятие,

ч.

Уроки

контроля, ч.

Экскурсии,

ч.

I.

Средства языка художественной словесности.

7 ч.

6 ч.

1 ч.

II.

Словесные средства выражения комического.

5 ч.

4 ч.

1 ч.

III.

Качество текста и художественность произведений словесности.

4 ч.

3 ч.

1 ч.

IV.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

7 ч.

 6 ч.

 1 ч.

V.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

4 ч.

 3 ч.

1 ч.

VI.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении. 

4 ч.

3 ч.

1 ч.

VII.

Взаимосвязи произведений словесности.

4 ч.

4 ч.

Итого:

35 ч.

29 ч.

6 ч.

Содержание учебного предмета (35 часов)

Раздел 1. Средства языка художественной словесности (7 ч.)

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Учащиеся должны знать: 

  • значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса;  
  • употребление различных типов предложений;
  • употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

 

Учащиеся должны  уметь: 

  • видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
  • понимать значение лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности;
  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски.

Основные термины по разделу: лексическое значение слова; семантика слова, словосочетания, оборота речи; авторская точка зрения, семантика фонетических средств языка, интонация, логическое и эмоциональное ударения, паузы, мелодика, аллитерация и ассонанс, метафора, олицетворения, метонимия.

Раздел 2. Словесные средства выражения комического (5 ч.)

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

Учащиеся должны знать: 

  • сущность комического,
  • развитие чувства юмора.

Учащиеся должны  уметь: 

  • видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях;  
  • выразительно читать и рассказывать сатирические и юмористические произведения;
  • использовать языковые средства комического изображения в собственных сочинениях.

Основные термины по разделу: авторская оценка, комическое как вид авторской оценки изображаемого, юмор и сатира, роль смеха, комический эффект, «говорящие» имена и фамилии, парадокс, каламбур, остроумие, афоризм и эпиграмма.

Раздел 3. Качество текста и художественность произведения (4ч.)

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

Учащиеся должны знать:   

  • развитие «чувства стиля».

Учащиеся должны  уметь: 

  • оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
  • различать удачные и неудачные выражения;
  • редактировать и совершенствовать текст;
  • увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки.

Основные термины по разделу: текст и его признаки, тема и идея текста, язык художественного произведения, стилистическая окраска, композиция, авторская индивидуальность.      

Раздел 4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (7ч.)

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ. 

Учащиеся должны знать: 

  • своеобразие языка эпического произведения;
  • описание, повествование, рассуждение;
  • понятие литературный герой, сюжет, композиция, автор, рассказчик.

Учащиеся должны  уметь: 

  • понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении;
  • различать героя, рассказчика и автора;
  • видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
  • создавать собственные произведения;  
  • употреблять в них  различные средства словесного выражения идеи;
  • писать сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.

Основные термины по разделу: язык эпического произведения, повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог, несобственно-прямая речь в монологе, образ героя, литературный герой, характер, типический герой, сюжет и композиция эпического произведения, авторская идея, автор и рассказчик, сказ.          

Раздел 5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (4 ч.)

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

         Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

Учащиеся должны знать: 

  • значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения.

Учащиеся должны  уметь: 

  • почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении;
  • создавать стихи, используя в них различные способы выражения идеи;
  • писать сочинение — анализ отдельного стихотворения.

Основные термины по разделу: лирическое произведение, семантика слова в лирике, сверхзначение слова, ритм, рифма, звукопись, стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

Раздел 6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (4 ч.)

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения   в  драматическом   произведении.   Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

Учащиеся должны знать: 

  • значения средств словесного выражения;
  • содержания драматического произведения.

Учащиеся должны  уметь: 

  • понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены;
  • создать собственное драматическое произведение с использованием различных способов выражения идеи;
  • писать сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.

Основные термины по разделу: язык драматического произведения, диалог и монолог, авторская точка зрения, характер героев, сюжет и конфликт, композиция драматического произведения, авторские ремарки, художественная деталь, подтекст, идея произведения.

Раздел 7. Взаимосвязи произведений словесности (4 ч.)

Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов.    Переосмысление    сюжетов    и    образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

Учащиеся должны знать: 

  • идейно-художественный смысл использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора.

Учащиеся должны  уметь: 

  • видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
  • создавать собственные произведения с использованием традиций.

Основные термины по разделу: реминисценция, уровень языка, образ, сюжет, композиция, тема, идея, род, вид, жанра, стиль, Библия, летопись, мотив, народная поэзия.      

                         


Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

проведения занятия

планируемая

фактическая

1

2

3

4

5

6

7

1.

Средства языка художественной словесности

7 ч.

1.1

Что такое семантика.                                           Семантика фонетических средств. Семантика словообразования.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.

1 ч.

Работа

материалом

учебника.

1.2

Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы.

Урок-беседа.

1 ч.

Практическое задание:

определить

лексическое значение

слов.

1.3

Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова.

Урок-беседа.

1 ч.

Практическое задание:

определить

лексическое значение

слов.

1.4

Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.

1 ч.

Вопросы и задания учебника.

1.5

Метонимия, синекдоха.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.

1 ч.

Вопросы и задания учебника.

1.6

Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.

1 ч.

Работа с текстом.

1.7

Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности».

Урок-практикум.

1 ч.

Практическая

работа с текстом

1

2

3

4

5

6

7

(групповая  работа).

2.

Словесные средства выражения комического

5 ч.

2.1

Комическое как средство выражения оценки явления.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.

1 ч.

Работа

материалом

учебника.

2.2

Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Работа с художественным текстом.

2.3

Гипербола, фантастика, ирония.

Урок повторения и обобщения.

1 ч.

Практическая

работа с текстом.

2.4

Пословицы и афоризмы.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Практическая

работа по

определению

смысла

афоризмов

Козьмы

Пруткова.

2.5

Практическое занятие по теме «Словесные средства выражения комического».

Урок-практикум.

1 ч.

Создание

сочинения с

использовани-

ем языковых

средств

комического

изображения.

3.

Качество текста и художественность произведений словесности

4 ч.

3.1

Текст и его признаки. Тема и идея.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Работа со стихами

А.Н. Майкова. Словесный

ряд. Контрольный

1

2

3

4

5

6

7

опрос: признаки текста, тема, идея. Создание текста на тему «Идёт снег».  

3.2

Основные требования к тексту.

Урок-беседа.  

1 ч.

Наблюдение

за речью

окружающих:

нарушения

норм языка.

3.3

Художественность произведения. Композиция словесного выражения.

Урок-беседа.  

1 ч.

Наблюдения

над ёмкостью

слов в стихотворении

А.С.Пушкина

«Анчар».

3.4

Практическое занятие по теме «Качество текста и художественность произведений словесности».

Урок-практикум.

1 ч.

Практическая работа: сравнение

репродукции картины и текста.

4.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

7 ч.

4.1

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Работа

материалом

учебника.

4.2

Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.

Урок-беседа.  

1 ч.

Портрет

Емельяна Пугачева и

иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка».

4.3

Монолог, диалог.

Урок-беседа.  

1 ч.

Вопросы и задания учебника.

4.4

Литературный герой, характер, образ.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Терминологи-

ческий

диктант.

1

2

3

4

5

6

7

4.5

Сюжет и композиция как средство выражения идеи.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Работа с текстом.

4.6

Рассказчик и автор в эпическом повествовании.

Урок-беседа.  

1 ч.

Анализ речевой

характеристики героя

рассказа

Зощенко

«Монтер».

4.7

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

Урок-практикум.

1 ч.

Практическая работа: составление описания по картине.

5.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

4 ч.

5.1

Слово в лирическом произведении.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Наблюдения

над

построением

стихотворения

М.Ю. Лермонтова

«Завещание»

(перенос).

5.2

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Наблюдения

над

построением

стихотворения

М.Ю. Лермонтова

«Завещание». Сверхзначение слова,

неологизмы-

паронимы,

образ-

переживания.  

1

2

3

4

5

6

7

5.3

Звуковая организация стихотворной речи. Стихотворные забавы.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Аллитерация,

ассонанс,

внутренняя

рифма.

Анализ

стихотворения

Н.С. Гумилева.

5.4

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении».

Урок-практикум.

1 ч.

Терминоло –

гический

диктант.

6.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

4 ч.

6.1

Слово в драматическом произведении.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Работа с материалом учебника.

6.2

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Катарсис,

сатира, юмор.

6.3

Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении.

Урок-беседа.  

1 ч.

Гипербола,

градация,

алогизм.

Контрольно-

терминологи-

ческий

диктант.

6.4

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении».

Урок-практикум.

1 ч.

Практическая работа: создание

драматической сценки

картины.

7.

Взаимосвязи произведений словесности

4 ч.

7.1

Воздействие Библии на русскую литературу.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Практическая работа: притча о блудном

сыне и ее влияние на

1

2

3

4

5

6

7

русскую литературу.

7.2

Мифологические образы в русской литературе.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Антология, муза.

Практическая

работа: влияние мифа о Дедале и

Икаре на поэзию 20 века.

7.3

Влияние народной словесности на русскую литературу.

Урок изучения нового материала,

урок-беседа.  

1 ч.

Практическая

работа: сказоч-

ный сюжет в

эпосе и лирике.

Контрольно-

терминологи-

ческий

диктант.

7.4

Заключительный урок.

Урок-обобщение.

1 ч.

Контрольно-

творческие

работы в

различных

жанрах –

создание

собственных

произведений.

Итого:

35 ч.

теория – 29 ч.

практические занятия – 6 ч.


Учебно-методическое обеспечение предмета

   Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:

 

 учебник:

   Р.И. Альбеткова. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2009.

методические пособия для учителя:

  1. Рабочая программа по русской словесности для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5 – 9 классы. Автор программы Р.И. Альбеткова. – М.: «Дрофа», 2005.
  2. Р.И. Альбеткова. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность». 8 класс. – М.: «Дрофа», 2005.
  3. С. И. Львова. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2009.
  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003.

для учащихся:

  1. Р.И. Альбеткова. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Словари, справочники.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
  2. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  3. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  5. Основные правила грамматики русского языка  http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»   http://www.ropryal.ru
  7. fcior.edu.ru
  8. school-collection.ru
  9. http://rifma.com.ru/ – Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

   

nsportal.ru

Рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме: Русская словесность .8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид

контроля, измерители, элементы дополнитель-

ного содержания

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

знать

уметь

владеть навыками

1. Средства художественной выразительности

1.

Средства языка

художественной

словесности. Многообразие языковых средств.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Вводное слово о

курсе

словесности.

Многообразие

языковых

средств.

Что

является

материалом

словесности

Определять

языковые

средства

выразительности

Работать со

справочным

материалом

книги

П. 1-2

2.

Что такое семантика. Лексическое значение

слова и семантика.

1ч.

Усвоение новых

знаний

Понятие семантики.

Лексическое

значение слова.

Определение

лексического слова,

семантики

Определять

значение

слов в

словарях

Навыки работы с

учебником,

словарем

Практическое задание:

определить

лексическое значение

слов

П.2

3.

Изобразительные и выразительные возможности

языка.

1ч.

Повторение и обобщение

знаний

Изобразительные и выразительные средства

Средства выразительности языка

Приводить

примеры изобраз. и выраз. средств

Наблюдать за выраз.

средствами языка

Анализ эпизода

рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева

П.З,

примеры по теме

4.

Семантика

фонетических

средств языка. Интонация.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Семантика

фонетических

средств языка.

Значение интонации,

Звуковых повторов: аллитерации и ассонанса

Роль

интонации как

выраз. средства

языка

Определять

элементы

интонации, их роль в тексте

Навыки

выраз.

чтения

текста, анализа

интонации

Практическое

задание:

примеры

аллитерации и ассонанса

П.4-5

Выраз.

чтение

примеров п.4-8

 Средства художественной выразительности

5.

Семантика

словообразования.

1ч.

Усвоение

новых

знаний.

Семантика

Словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных  слов.

Семантику приставок и

суффиксов,

сложения

основ.

Определять роль

приставок, суф-

фиксов для

понимания

смысла слов и

текстов

Навыки

работы с

текстом, справочным материалом

Практическое

задание:

определение значения слов

П.9-10

6.

Лексические

возможности

языка. Синонимы.

Омонимы.

Паронимы.

Антонимы.

1ч.

Повторение

и обобщение

Значение

средств лексики.

Роль синонимов,

антонимов,

паронимов,

омонимов.

Значение

терминов

-синонимы,

омонимы,

паронимы,

антонимы

Определять лекс.

средства

в тексте, их роль.

Навыки

работы с

текстом.

Градация.

Омофоны.

Омографы.

П. 11-14,

Инд.зад-е-

примеры

омонимов,

паронимов

7.

Архаизмы.

Историзмы. Связь

славянизмов и

историзмов.

1ч.

Повторение

и

обобщение.

Выразительные

возможности

архаизмов,

историзмов.

Связь

славянизмов и

историзмов.

Понятие

архаизмов,

историзмов и

славянизмов.

Определять

архаизмы

и историзмы, их

роль в тексте.

Навыки

работы с

текстом,

справочниками.

Имярек

П. 15-16,

Групповое

з.- примеры

архаизмов,

историзмов

8.

Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.

1ч.

Усвоение новых знаний.

Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление окказионализмов.

Термины: неологизмы, заимствованные слова, кальки.

Определять неологизмы, заимствованные слова, окказионализмы

.

Навыки работы с текстом при определении средств языка

Практическое задание: определение заимствованных слов

Контроль – терминологии – ческий  диктант

П.17-18

Подбор иноязычных слов

9.

Тропы: метафора,

сравнение,

олицетворение,

метонимия,

синекдоха.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Употребление

переносного

значения слов –

тропов.

Понятие

тропов,

их роли в речи.

Определять роль

метафоры,

сравнения,

олицетворения,

метонимии,

синекдохи в речи.

Навыки

работы с

художественным

текстом, с

тропами.

Практическое

задание:

определить

метонимию

в одах

Ломоносова.

П. 19-20,

знать

термины

.

10.

Семантика типов

предложений.

Период. Инверсия.

Антитеза.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Употребление

различных

типов

предложений.

Период. Инверсия.

Антитеза.

Роль

предложении разных

типов как выразительного средства.

Период.

Инверсия.

Определять

семантику типов

предложений ,

период,

инверсию

и

антитезу

в тексте.

Навыки

определять

роль

предложений ,

инверсий,

антитезы

как выраз.

средства.

Практическая

работа с

текстом (груп.

работа).

П.21-24

11.

Поэтическая

фигура.

Оксюморон.

Повтор.

Умолчание.

Эллипсис.

1ч.

Усвоение

новых

знаний.

Употребление

поэтических

фигур.

Понятия:

оксюморон,

повтор,

умолчание, эллипсис

Определять

поэтические

фигуры

Навыки

работы с

худ.

текстом.

Анафора,

эпифора,

рефрен.

П.25-28,

В.6,стр.50

2. Словесные средства выражения комического

12.

Комическое как

средство

выражения оценки

явления.

Языковые средства

создания

комического.

Неожиданность.

Остроумие.

Каламбур.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Значение

комического.

Языковые

средства

создания

комического.

Неожиданность.

Остроумие.

Каламбур.

Понятие

юмора и

сатиры.

Средства

создания

комического.

Определять

юмор и

сатиру,

средства

создания

комического

Навыки

работы с

худ.

текстами

Практическая

работа с

текстом

П.29-

31, термины

13.

Гипербола.

Фантастика.

Ирония. Речь

героя.

«Говорящие»

имена.

1ч.

Повторение

и обобщение

Языковые

средства

создания

комического

эффекта:

гипербола,

фантастика,

ирония.

Своеобразие

речи героев в

юмористическом и

сатирическом

произведении,

использование говорящих имен и фамилий

Понятия:

гипербола,

фантастика,

ирония.,

роль в создании

комического

Понимание

сущности

комического,

развитие

чувства

юмора

Навыки

выразительного

чтения

сатирических и

юмористических

произведений

Практическая

работа с

текстом

П.29-34

Чтение

сатир, и

юмор.

рассказа

Чехова

14.

Пословицы и

афоризмы.

Пародийные

афоризмы.

Эпиграмма.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Роль пословиц,

пародийных

афоризмов,

эпиграмм в

создании

комического.

Выразительное

чтение и

рассказывание

сатирических и

юмористических

произведений.

Понятия:

пословицы,

афоризмы,

эпиграмма.

Малые

жанры

комического:

афоризм и эпиграмма

Понимание

сущности

комического,

развитие

чувства

юмора

Навыки

выразительного

чтения

сатирических и

юмористических

произведений

Практическая

работа по

определению

смысла

афоризмов

Козьмы

Пруткова-

с.84-85

П.42-44,

Примеры

афоризмов

15.

Обобщение по

теме «Словесные

средства

выражения

комического»

1ч.

Обобщение и

повторение

Повторение и

обобщение по

вопросам(с.88-

89)

Практические

задания

«Проверь себя!»

№1,2,4,

5,6,7,11,12,18(по

группам)

Языковые

средства

создания

комического.

Умение

видеть

авторе

кий идеал

в сатирическом  и

юмористическом

произведениях

Навыки

выразительного

чтения

сатирических и

юмористических

произведений

Создание

сочинения с

использовании

ем языковых

средств

комического

изображения

П.29-44

З.№13,16,

18,19

3. Качества текста и художественность произведения словесности

16.

Текст и его

признаки.

Содержание и

форма.

1ч.

Повторение

и обобщение

Текст и его

признаки.

Содержание и

форма.

Признаки

текста.

Его отличие

по структуре

и смыслу. Единство

содержания и

словесной

формы выражения в тексте.

Определять

признаки  текста, его  содержание и

форму.

Навыки

работы по

анализу

структуры

текста

Стихи

А.Н.Майкова

Словесный

ряд.

Контроль-

контрольный

опрос: признаки

текста, тема и

идея.

Создание

текста «Идет снег» и др.

3.23,знать

термины

17.

Тема и идея.

1ч.

Усвоения

новых

знаний

Тема и идея

текста, их роль в

создании текста.

Что такое

«тематика»?

объект?

Понятия

темы и

идеи

текста, их

связь.

Определять

признаки

текста, тему и

идею.

Наблюдения над

темой в ст.

Лермонтова и

Пушкина

«Узник»

Силлогизм 

(отвлеченное

суждение)

П.48-49

18.

Основные

требования к

тексту.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Основные

требования к

художественному и нехудожественному тексту.

Понятия

нехудожественный

и

художественный

текст,

правильность

языка текста,

точность, последо

вательность,

соответствие

стиля-функции

Оценить

качества

текста,

различать

удачных

и неудачных

выражений

Навыки

работы с

текстом –

соответствие

нормам

русского

литературного

языка

Наблюдение

за речью

окружающих:

нарушения

норм языка

П.50-54

Наблюдение за речью

окружающих:

нарушения

норм языка

19.

Художественность

произведения.

1ч.

Усвоение

новых

знаний

Главное

свойство

художественно

го произведения.

Соответствие

языка

художественной

задаче. Емкость

художественно

го слова.

Функцию

художественного

произведения,

особую роль языка.

Умение

видеть

своеобразие

художественного

текста,

его достоинства и

недостатки.

Навыки

работы с

текстом,

его анализ

Наблюдения

над емкостью

слов в стих.

А.С.Пушкина

«Анчар»

П.55-60

20.

Обобщение по

теме «Качества

текста и художественность произведения словесности

1ч.

Обобщение и

повторение

Повторение по

вопросам (с. 132-

133). Практические задания № 1.2,5,7,11,16,18 (по группам)

Качества

текста и художественность произведения

Определять

Качества текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки

Навыки

создания

собственного высказывания, отвечающего требованиям текста

№17,с.144

сравнение

репродукции картины и текста

П.45-60

4. Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

21.

Слово в эпическом

произведении.

1ч.

Усвоение

новых знаний

Своеобразие

языка эпического

произведения. Значение и особенности употребления повествования,

описания,

рассуждения,

диалога и монолога в

эпическом произведении.

Понятия:

описание, повествование, рассуждение,

устная и письменная речь,

прямая

речь, несобственно-прямая речь.

Различать

разные виды

авторского

повествования и способы

передачи

речи

героя.

Навыки

определения типов

текста, их роли

Портрет

Емельяна Пугачева и

иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка»

П.61-

65,термины

22.

Литературный герой, характер, образ. Сюжет и композиция как

выражения идеи.

1ч.

Обобщение и повторение

Литературный герой,

изображенный средствами

способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Характер, типический герой. Роль сюжета и композиции эпического произведения в выражении идеи.

Понятия: образ героя, литератур

герой,

характер,

типический герой;

сюжет и

композиция

эпического

произведения

Различать понятия: образ героя, литературный

герой,

характер,

типический

герой.

Определять

сюжет и

композицию,

идею.

Навыки анализа текста (сюжет и композиция

, идея)

Терминологи-

ческий

диктант

П.66-70,

рассказ о лит.герое

23.

Рассказчик и автор в эпическом

произведений.

1ч.

Усвоение новых

знаний

Повествование от лица рассказчика-

свидетеля

событий,

участника

событий.

Авторское

повествование.

Точка зрения

рассказчика и

точка зрения

автора.

Понятия: автор и

рассказчик.

Разновидности

авторского

повествования.

Сказ.

Видеть  разные

виды

авторского

повествования и

способы

передачи

речи

героя.

Навыки работы по определению

авторского

повествования

Анализ речевой

характеристики героя

рассказа

Зощенко

«Монтер»

П.71-

74,термины

24.

Обобщение по

теме «Языковые

средства в

эпическом

произведении»

1ч.

Обобщение и

повторение

Повторение по

вопросам темы

«Языковые

средства в

эпическом произведении» (с. 169)

Понятия:

описание,

 повествование, рассуждение, устная и письменная речь.

Умение понять

авторскую

мысль

Навыки

определения

идейно-

художественного

Своеобразия произведения

Контроль-

№3,с.173   №14-

составление описания по картине

№12,13

5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

25.

Слово в

лирическом

произведении.

Ритм как способ

выражения мысли

и чувства автора.

1ч.

Изучение

нового

материала

Герой

лирического

произведения.

Семантика слова

в лирике. Ритм и

гармония.

Перенос.

Понятия:

лирический

герой,

сверхзначение

слова,

ритм

стиха,

перенос.

Понимать

значения

средств

языкового

выражения в

лирическом

произведении

Навыки

выразительного

чтения

лирического

произведения

Наблюдения

над

построением

стихотворения

М Лермонтова

«Завещание»

(перенос)

Сверхзначение слова,

неологизмы-

паронимы,

образ-

переживание

П.75-80,

выр.чтение

стихов

Пушкина и

Лермонтова

26.

Звуковая

организация

стихотворной

речи.

Стихотворные

забавы.

1ч.

Изучение

нового

материала

Роль рифмы в

стихах.

Звукопись.

Монорим.

Акростих.

Фигурные

стихи.

Палиндром.

Понятия:

рифма,

Звукопись.

Игровые формы

стиха: акростихи,

фигурные стихи.

палиндромы

Различать

игровые

формы

стиха, умения

определять

рифму, звукопись

стиха

Навыки

работы по

анализу

стихотворения,

выразитель

ному

чтению

Аллитерация,;

ассонанс.

Внутренняя”

рифма

Контроль-

№4-анализ

стихотворения

Н.С.Гумилева(

С.211)

П.81-86    

Подготовить

Терминоло –

гический

диктант

27.

Обобщение по

теме «Языковые

средства в

лирическом

произведении».

1ч.

Обобщение и

повторение

Повторение

теоретических

сведений по теме (вопросы – с.208)

Практические

задания №1,2,4 (по группам)

Понятия:

лирический

герой,

сверхзначение

слова, ритм стиха, перенос, рифма, звукопись. Игровые формы стиха: акростихи, фигурные стихи, палиндромы

Определять

значения

средств

языкового

выражения в лирическом произведении, передавать в чтении своеобразие образа-переживания, анализировать стихотворение

Навыки

выразительного

чтения и

анализа

стихотворения

Терминоло –

гический

диктант

№ 6 с.213(эссе о

стих.

Есенина)

6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

28.

Слово в

драматическом

произведении.

Выбор вида и

жанра как средство

выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

1ч.

Изучение

нового

материала

Диалог в

эпическом и

драматическом

произведениях.

Точка зрения

автора в

трагедии и

комедии.

Понятия:

диалоги

монолог,

катарсис,

сатира и

юмор,

драма,

трагедия,

комедия.

Отличать

словесные

формы в

драматическом

произведении от

их употреблении в лирическом и

эпическом.

Навыки

работы с

драматическим

произведением.

Катарсис,

сатира, юмор.

П.87-

90,выраз.чт

комедии

Гоголя

«Ревизор»

29.

Изображение

характеров как

способ выражения

авторской позиции

в драматическом

произведении.

Сюжет и

конфликт.

1ч.

Изучение

нового

материала

Характеры

героев

драматического

произведения.

Сюжет и

конфликт в

пьесе.

Композиция пьесы. Подтекст.

Понятия:

характер

героя,

тип,

сюжет и

конфликт

пьесы,

композиция,

подтекст.

Определять

элементы

сюжета и

композиции

пьесы,

подтекст

Навыки

выразительного

чтения

драматического

произведения

Гипербола, 

градация,

алогизм

Контроль-

терминологии-

ческий

диктант

П.91-95

Вопросы-

с.243-244

У

30.

Обобщение по

теме «Языковые

средства в

драматическом

произведении»

1ч.

Обобщение и

повторение

Контрольные

вопросы по

теме(с.243-244)

Практические.

задания

№1,5,6,7,8 (групповое задание)

Понятия:

диалог и монолог,

катарсис, сатира и

юмор, драма,

трагедия, комедия,

характер героя,

тип, сюжет и

конфликт пьесы, композиция,

подтекст

Умение

понять

идею

драматического

произведения и передать ее в

чтении по ролям.

Навыки

выразительного

чтения

драматического

произведения,

рассуждения о

своеобразии драмы.

Практикум-

№9 (создание

драматической сценки

оо картине.)

№9,с.249

31.

Взаимовлияние

произведений словесности—

закон ее развития. Воздействие Библии на

русскую литературу.

1ч.

Изучение

нового материала

Сокровищница

художественных достижений

словесности. Библия, мифы и народное

творчество. Библия и летопись. Влияние притчи о блудном сыне на новую литературу.

Понятия:

образы героев,

построение

сюжета,

разновидности

стиха, тема, идея.,

роды, виды, жанры,

стиль, летопись,

притча,

реминисценции.

Умение

видеть авторе

кую

позицию в произведениях, в

которых

используются

идеи, образы,

стиль произве-

дений

прошлого

Навыки

работы с текстом

при сопоставлении

Реминисценции

практическая работа: притча о блудном

сыне и ее влияние на русскую литературу

П.96-99

32.

Мифологические

образы в русской

литературе.

1ч.

Изучение

нового

материала

Мифологические образы в поэзии

А.С.Пушкина. Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии 20 века.

Понятия:

античная

мифологи

я, образы, сюжеты,

символы

Умение

видеть

мифологические образы в

русской

литературе, их

значение

Навыки

работы с

текстом

при сопоставлении,

определять реминисценции

Антология, Муза

Практическая

работа: влияние мифа о Дедале и

Икаре на поэзию 20 века.

П.100-101

Подгото-

виться к

терминоло -гическому

диктанту

33.

Влияние народной

словесности на

литературу.

1ч.

Изучение

нового

материала

Использование

жанров

народной

словесности. Сказочный

сюжет в эпосе и

лирике.

Переосмысление

сюжетов и

образов

фольклора.

Использование

стиля народной

поэзии.

Понятия:

переложение и

пересказ, авторские

произведения,

фольклор

стиль

народной

поэзии

Умение

определять

влияние фольклора на

Литературу,

умения

сравнивать.

Навыки

работы с

текстом

при сопоставлении,

определять

реминисценции

Практическая

Работа: сказоч-

ный сюжет в

эпосе и лирике (с.274)

Контроль-

терминологи

ческий

диктант

П.102-105

Вопросы-

с.281

34.

Заключительный

урок-обобщение

1ч.

Обобщение

Контрольные

вопросы(с.281)

Задания:4,5,8,9,

10,11(по

группам)

Понятия

русской

 словесности

Умение

работать

с текстом

по его

анализу, работать по картине

Навыки

работы с текстом

при

сопоставлении,

определять реминисценции

Контроль-

творческие

работы в

различных

жанрах-

создание

собственных

произведений

Подготовить

творческие

задания,

работы по словесности

nsportal.ru

Материал на тему: Рабочая программа по русской словесности для 8 класса (Р.И. Альбеткова).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе С.И. Львовй

Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое тематическое планирование…

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса (Р.И. Альбеткова).

Программа курса «Русская словесность. От слова к словесности» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функци…

Рабочая программа по русской словесности для 9 класса (Р.И. Альбеткова).

Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учреждений. – М…

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса “Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА”

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при…

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса (Р.И. Альбеткова).

        Данная рабочая программа разработана в соответствии сФедеральным Законом от 29 декабря 2012 года   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;государ…

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса (Р.И. Альбеткова).

Программа разработана на основе авторской программы Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009….

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса ФГОС 35 часов в год (по 1 часу в неделю)

Календарно-тематическое планирование для 5 класса по словесности с УУД…

nsportal.ru

Решебник По Русской Словесности 8 Класс Альбеткова

I. Требования к уровню подготовки учащихся

I. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: – значение изобразительных средств синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона,

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по словесности для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, регионального компонента основного общего образования и программы

Подробнее

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка Программа курса ” Русская словесность” на этапе основной школы решает потребности углублѐнной подготовки учащихся, включѐнных в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по русской словесности для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов: Закона Российской Федерации «Об

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу «Русская словесность» для 8 класса составлена на основе: авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности.

Подробнее

Общая характеристика учебного предмета

Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по курсу для VI класса создана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности.» под редакцией Р.И.Альбетковой. Программа по

Подробнее

II.Учебно-тематический план

I. Пояснительная записка Рабочая программа по русской словесности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Программы для

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА К концу 8 класса обучающиеся должны: углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике языка; умело использовать в речи и собственных текстах различные

Подробнее

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы,

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

Подробнее

Программа «Речеведение»

Программа «Речеведение» Пояснительная записка Курс дополнительного образования «Речеведение» предназначен для учащихся 11 классов и включает в себя материал сверх часов и сверх программ, предусмотренных

Подробнее

«Изящная словесность»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2000» (ГБОУ Школа 2000) Принята на заседании педагогического совета Протокол 1 от «30»

Подробнее

Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Комплексный анализ текста» В 6 класс Пояснительная записка Программа курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на

Подробнее

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины,

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая программа для учащихся 7 класса разработана на основе авторской программы Р. И.Альбетковой (Альбеткова Р. И. Основы русской для 5-9 классов. – // Программы для общеобразовательных

Подробнее

Основное содержание программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ “УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ” Цель факультативного курса «Уроки словесности» – воспитать у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель факультативного курса «Уроки словесности» – воспитать у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, развить интерес к его изучению.

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждѐнный

Подробнее

«Интенсив. Русский язык»

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1573» ул. Псковская, д. 11, г. Москва, 127253 телефон: (499) 501-13-27, факс (499)

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5 9 классы». Автор Альбеткова Р.И. – М.: Дрофа; 20. Гуманизация современного

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения мною разработана на основе авторской программы для общеобразовательных

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка В системе школьного образования предмет «Словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. 273-ФЗ; федеральным базисным учебным планом и примерными учебными

Подробнее

Основы русской словесности

Основы русской словесности Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» основана на авторской программе Р. И. Альбетковой «Русская словесность.

Подробнее

Пояснительная записка

Программа элективного учебного курса в 10 11-х классах “Комплексный анализ текста Пояснительная записка Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных

Подробнее

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Пояснительная записка Данная рабочая программа факультативного курса «Уроки словесности» для учащихся 9 класса разработана на основе авторской программы Львовой С.И «Русский язык: 7- классы: программы

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программнометодических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Курса «От слова к словесности» (5 класс) Рабочая программа по русской словесности составлена на основе примерной программы для ОУ. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9

Подробнее

docplayer.ru

Рабочая программа элективного курса “Русская словесность” 8 класс (авторская программа Р. И. Альбетковой)

Пояснительная записка

Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность со­здаст новую реальность, осваивая которую, люди об­ретают способность самосовершенствования.

Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления ис­кусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках сло­весности. Предмет словеснос­ти — рассмотрение богатейших фонетических, лек­сических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что по­зволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идей­но-художественного содержания и сло­весной формы выражения содер­жания, как явления искусства слова.

Словесность составляет единое целое с традици­онными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового пред­мета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.

1. На уроках словесности ученик изучает зако­ны употребления языка, его лексиче­ские, фонетические, словообразовательные, грамма­тические средства, формы словесного выражения со­держания, своеобразие словесного выражения содержания в произве­дениях различных родов и видов — все, что выработано народом, — творцом словеснос­ти — на протяжении веков его развития.

2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоя­тельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словес­ной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержа­ния и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник учится ис­пользовать опыт изучения языка как материала сло­весности и различных видов произведений словес­ности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Россий­ской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изу­чение строя языка, то программа по словес­ности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произ­ведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературно­го развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначаль­ные сведения о словесности — 5—6 классы, вто­рой — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы. Вслед за этим программа для 10—11 классов, составленная А. И. Горшковым, определя­ет углубление, обобщение и завер­шение изучения предмета.

В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпиче­ских, лирических и драматических, созданных от­дельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновид­ностях словесности; в 6 классе развивается и углуб­ляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выраже­ния содержания в эпическом, лирическом и драма­тическом произведениях; в 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произве­дений, не только видеть словесные средства изобра­жения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понима­нии и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой; в 8 классе ученики ос­ваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского по­вествования, учатся различать автора, рассказчика и
героя в эпическом произведении; видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средства­ми языка, понимать значение средств языкового вы­ражения содержания в произведениях всех родов; наконец, в 9 классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его
словесного выражения, осваивают понятие художе­ственный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведе­ния о словесности, основные приемы словесного вы­ражения содержания. Теоретические сведения рас­сматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражаю­щего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответ­ствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не меха­ническое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших ба­зовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений уча­щихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в соб­ственных высказываниях изученные приемы словесного выраже­ния содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник

Содержание программы элективного курса

8 класс

(34 часа)

Материал словесности

Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в сло­варе, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (по­вышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, анто­нимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, ис­торизмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимст­вованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Упо­требление поэтических фигур: антитезы, оксюморо­на, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения авто­ра к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях сло­весности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.

Словесные средства выражения комического

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изо­бражаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатири­ческом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в са­тирическом и юмористическом произведениях. Вы­разительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собст­венных сочинениях.

Качество текста и художественность произведения

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основ­ные требования к художественному и нехудожест­венному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответст­вие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, ориги­нального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить ка­чество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редак­тирование и совершенствование текста. Умение уви­деть своеобразие художественного текста, его досто­инства и недостатки. Создание собственного выска­зывания, отвечающего требованиям к тексту.

Произведение словесности

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествова­ния, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, харак­тер, типический герой. Литературный герой, изобра­женный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или сви­детеля событий. Сказ.

/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочине­ние-рассуждение об идейно-художественном своеоб­разии эпического произведения.

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в лирическом произведении

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства ав­тора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопостав­ления слов, словосочетаний, предложений для выра­жения мысли и чувства автора. Значение соотноше­ния ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной ре­чи для выражения мысли автора. Рифма в лириче­ском произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.

/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в драматическом произведении

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в дра­матическом произведении от их употребления в эпи­ческом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения ав­торской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

/// Понимание значения средств словесного вы­ражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматиче­ского произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматиче­ского произведения.

Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности — за­кон ее развития. Взаимосвязи произведений словес­ности в качестве реминисценций или на уровне язы­ка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Чер­ты влияния Библии в летописи, произведениях древ­ней русской литературы, словесности нового време­ни.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, ми­фологии, фольклора. Умение видеть авторскую по­зицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Созда­ние собственных произведений с использованием традиций.

Календарно-тематическое планирование

Материал словесности

(17 ч.)

Средства языка художественной словесности (6 ч.)

Многообразие языковых средств и их значение.

3.09

Семантика фонетических средств языка

10.09

Семантика словообразования

17.09

Значение средств лексики.

Значение изобразительных средств синтаксиса

Практическая работа по теме «Средства языка художественной словесности»

Словесные средства выражения комического

(5 ч.)

7.

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления.

8.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

9.

Языковые средства создания комического эффекта

10.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

11.

Практическая работа по теме «Словесные средства выражения комического»

Качество текста и художественность произведения

(6 ч.)

12.

Текст и его признаки

13.

Выбор необходимых языковых средств, соответст­вие стилистической окраски высказывания его цели.

14.

Художественность произведения

15.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей

16.

Великие художественные произведения.

17.

Практическая работа по теме «Качество текста и художественность произведения»

Произведение словесности

(18 ч.)

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в эпическом произведении

(5 ч.)

18.

Своеобразие языка эпического произведения

19.

Понятия: образ героя, литературный герой, харак­тер, типический герой.

20.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

21.

Автор и рассказчик

22.

Практическая работа по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении»

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в лирическом произведении

(4 ч.)

23.

Своеобразие языка лирического произведения.

24.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

25.

Рифма в лириче­ском произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим

26.

Практическая работа по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении»

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в драматическом произведении

(5 ч.)

27.

Своеобразие языка драматического произведения

28.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

29.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции

30.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

31.

Практическая работа по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении»

Взаимосвязи произведений словесности

(3 ч.)

32.

Взаимовлияние произведений словесности — за­кон ее развития. Воздействие Библии на русскую литературу

33.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов

34.

Влияние народной словесности на литературу.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.

  2. Максимов Л. Ю. О языке и композиции художе­ственного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. — М., 1983.

  3. Новиков Л.А. Художественный текст и его ана­лиз. – М., 1988.

  4. Одинцов В. В. Стилистика текста, — М., 1980.

  5. Одинцов В. В. О языке художественной прозы: По­вествование и диалог. — М., 1983.

  6. Пешковский А. М. Избранные труды. — М., 1959.

  7. Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, — М., 1990.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *