8 класс

Биология 8 класс параграф 2 конспект – Конспекты Биология 8 класс

План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме: Уроки по главе «Опорно двигательная система» 8 класс, учебник Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев.

ОСАНКА. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Задачи: сформировать понятие об осанке, причинах нарушения осанки и развития плоскостопия и мерах их предупреждения; познакомить с методами выявления нарушений осанки и плоскостопия; научить школьников сознательно вырабатывать в себе санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: модель скелета человека, таблицы с изображением скелетных мышц, случаев нарушения осанки и плоскостопия; сантиметровая лента.

План урока.

 1. Орг. момент.(2 мин.)

2.Изучение нового материала и проверка.(35 мин.)

3.Рефлексия.(3 мин.)

Ход урока

2. Изучение и закрепление  новой темы Самостоятельная  работа в группах.

1. Блок – теоретический: изучение материала. (7 мин. + 8 мин.)

Цель: сформировать понятие об осанке, причинах нарушения осанки и развития плоскостопия и мерах их предупреждения;

1;2;3 группы: Работа над темой «Осанка»

1 группа:

Задание: Изучите и опишите положение тела при правильной осанке.

1. прочитайте текст «Осанка»- учебник стр.73-74 или воспользоваться дополнительным источником (сообщение ученика)

2. дайте определение понятию «осанка» — запишите в обычную тетрадь;

3.устно ответьте на вопрос: — от чего зависит правильная осанка?

-опишите положение тела при правильной осанке;

Вывод:

2 группа: Изучить нарушения осанки и выявить причины нарушений.

Задание:  

1.прочитайте текст «Осанка»- учебник стр.73-74 или воспользоваться дополнительным источником (сообщение ученика)

2 . устно: — опишите положение тела при неправильной осанке;

— какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?

4. заполните 1 столбик таблицы: «Причины искривления позвоночника»

Причины искривления позвоночника

Меры предупреждения

1.        Неправильная поза во время труда и отдыха.

2.        Ношение тяжестей в одной руке.

3.        Неравномерная нагрузка во время физической работы.

Вывод:

3 группа: Изучить нарушения осанки. Выявите причины нарушений. Предложите меры предупреждения искривления позвоночника.

Задание:  

1.прочитайте текст «Осанка»- учебник стр.73-74 и дополнительную информацию;

2 . устно ответьте на вопрос: — что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?

3. заполните 2 столбик таблицы: «Меры предупреждения  искривления позвоночника»

Причины искривления позвоночника

Меры предупреждения

1.

2.

3.

Вывод:

4 группа: Изучите заболевание «плоскостопие», его причины и меры предупреждения..

Задание:

1. прочитайте текст учебника стр.74 статья «Предупреждение и лечение плоскостопия» или воспользоваться дополнительным источником (сообщение ученика)

2. дайте определение понятию «плоскостопие» — запишите в обычную тетрадь;

3.устно: — выявите причины плоскостопия

— предложите  меры предупреждения плоскостопия.

Вывод:

2. Блок Практические задания(20 мин).

Цель: познакомить с методами выявления нарушений осанки и плоскостопия; научить школьников сознательно вырабатывать в себе санитарно-гигиенические навыки.

Работа в парах с последующим обсуждением.

1 (для всех) Выявление нарушений осанки.

1.Лабораторная работа «Осанка и плоскостопие». Проводится по инструкции в учебнике на стр. 75. тетрадь на печатной основе №55 (1)

2. Решение и обсуждение ситуации с записью в обычную тетрадь. (Приложение)

3.Подведение итогов лабораторной работы «Выявление плоскостопия»

Задание:

а) подсчитайте % выполнения работы;

б) выявите % здоровых учащихся и  % имеющих отклонения от нормы.

Вывод:

3.Рефлексия.(3 мин.)

— Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Задание на дом: § 15 знать биологические термины; в тетради на печатной основе №53;54.

По желанию учащихся приготовить сообщение в форме пересказа или мини-проект по темам:

1.Ушибы;

2.Переломы;

3.Растяжение связок и вывихи суставов.

Приложение

Ситуация 1

Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. М. шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…

М. так изменилась, что А. не узнала ее сразу.

Вопрос 1. Что такое осанка?

  1. Положение туловища при движении.        

      2.Положение головы и туловища при движении                                                                                                          3. Навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела.

      4. Постановка ног при движении.

Вопрос 2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

  1. Опущенная голова.        5. Сгорбленная спина.
  2. Грустное выражение лица.        6. Согнутые ноги.
  3. Шаркающая походка.        7. Сведенные плечи.
  4. Висящее мешком пальто.

Вопрос 3. Как вы считаете, отличается ли костно-мышечная система у молодого человека и у взрослого?

  1. Нет, не отличается.        3. Отличается существенно:
  2. Отличается несущественно.

а) менее крепка и тверда;                    б) более крепка и тверда;        

        в) менее гибкая;          

        г) более гибкая;                                  

д) легче поддается искривлениям;

е) еще не сформирована.

Вопрос 4. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку для нормального развития костно-мышечной системы?

  1. Желательно.        

      2.Не обязательно.

      3.Обязательно.

Вопрос 5. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?

  1. Нет, не влияет.        3. Ухудшает:
  2. Влияет несущественно на:

а) фигуру;

б) общий облик;

в) походку                                            

г) делает человека малопривлекательным.

Ситуация 2        

После резкого замечания учителя и полученной двойки ученик Р. шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен. «Ты почему так некрасиво ходишь?» — спросил его учитель физкультуры. «Ну и что? Мне в балете не выступать!» — мрачно ответил Р.

Вопрос 1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

  1. Нет, не влияют.        3. Ухудшают незначительно.
  2. Улучшают.        

4. Оказывают вредное воздействие:

а)        на позвоночник и ноги;        в) только на позвоночник;

б)на всю скелетно-мышечную систему;        

г) на работу органов и систем органов всего организма.

Вопрос 2. Что в данном случае послужило причиной плохой осанки Р.?

1.Нарушения питания.        

2.        Недостаточная двигательная активность.        .

3.        Недостаточное пребывание на свежем воздухе;

4. Угнетенное настроение, связанное с плохой отметкой;  

5. Несоответствующая росту мебель; 6. Резкое замечание учителя,

 Ситуация 3

В старших классах ученик Т. увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» — удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету.

Вопрос 1. Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

1. Сутулость        4. Нарушение осанки

3. Лордоз        5. Кифоз

3. Сколиоз

Вопрос 2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида?

  1. Малоподвижный образ жизни        

2.Нерациональное питание;

3. Неправильная осанка вследствие

        а)постоянного ношения тяжестей в одной руке;        

б)привычки,стоя,опираться на одну ногу;    в)укорочение одной из ног.

Вопрос 3. Что помогает избежать такового искривления позвоночника?

  1. Длительные пешие прогулки.                             5. Постоянный контроль за правильное-
  2. Усиленное питание.                              тью своей осанки.
  3. Пребывание на свежем воздухе.                              6. Занятия физкультурой

Избавление от вредной привычки постоянно  7. Подвижный образ жизни, нагружать одну часть тела: руку, ногу.

 8. Занятия спортом

            а) общеукрепляющей;        б) специальной для осанки.

Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении?

  1. Усиленные самостоятельные занятия физкультурой и    3. Подвижный образ жизни, спортом.                                                4. Выполнение рекомендаций врача:
  2. Различные виды физической работы.

а) общеукрепляющие воздействия на                        б) специальные упражнения, исправ-

весь организм;                          ляющие форму позвоночника.

Ситуация 4

На день рождения подруги школьница 16-ти лет Л. пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах, Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Вопрос 1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Л.?

  1. Дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть Л. до дома подруги.
  2. Туфли на высоких каблуках.
  3. Продолжительные танцы.

Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?

  1. Да, но несущественно (только усталость и боль в ногах).
  2. Может существенно ухудшить:

а) походку;        б) осанку.

3. Может отрицательно сказаться:

а)        на костно-мышечной системе;

б)        на работу внутренних органов;

в)        на работе всех органов и систем организма.

Вопрос 3. Какие из предложенных мер помогут Л. в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп?

  1. Правильно подобранная обувь.
  2. Тренировка хождения на высоких каблуках.
  3. Ношение обуви без каблуков.

   4.Тренировка хождения на дальние расстояния.

Сколиоз. Развитию сколиоза у детей способствует неправильная поза во время учебных занятий, что ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Сколиоз у взрослых может развиваться в результате длительных асимметричных нагрузок на мышцы спины (так называемый сколиоз скрипача, швеи, носильщика и др.). К сколиозу может привести перелом позвонка, тяжелый рахит.

У больных изменяется осанка, форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на вогнутой. Подвижность позвоночника резко уменьшается. Всякое физическое напряжение утомительно. В тяжелых случаях сколиоза наблюдается изменение положения внутренних органов, что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность человека.

Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Необходимо следить за правильным положением тела за столом, хорошим освещением рабочего места; воспитывать правильную осанку (ходить и стоять прямо — приучить себя постоянно сводить лопатки вместе и высоко держать голову), отучать от привычки горбиться; выполнять необходимые упражнения, направленные на укрепление мыши туловища, поддерживающих правильное положение позвоночника. Важное значение имеют своевременное и полноценное питание, свежий воздух, массаж и гимнастика, закаливающие процедуры. Все это укрепляет здоровье, повышает жизненный тонус. Необходим подбор мебели в соответствии с ростом. При сидении за столом ноги нужно держать под прямым или столом ноги нужно держать под прямым или тупым углом. Если ноги убирать под сиденье стула или «обвивать» ногой ножку стула, то центр тяжести смещается кпереди и человек склоняется.

Профилактика профессионального сколиоза: правильный режим труда и отдыха, физкультурные паузы во время работы, занятия физкультурой и спортом, способствующие общему оздоровлению организма и укреплению мышц.

Кифоз может быть дугообразным и угловатым.

Дугообразный кифоз — это так называемая круглая спина, сутулостью. Угловой кифоз в грудном отделе позвоночника называется горбом. Причиной чаще всего служит поражение позвонков туберкулезным процессом.

Лордоз наблюдается обычно в поясничном отделе позвоночника. Он проявляется деформацией позвоночника и болями, обусловленными перераспределением нагрузки на
тела позвонков и перерастяжением мышечно-связочного аппарата позвоночника. Тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу часто сопутствует опущение внутренних органов (желудка, кишечника, почек), чем и объясняются различные нарушения в их работе.        

nsportal.ru

Конспект урока по биологии 8 класс

Тема урока 8 класс: «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей».

Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы: «Скелет человека», «Строение костей», «Типы соединения костей».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Объяснение нового материала.

1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

2. Форма костей

3. Химический состав кости

4. Микроскопическое строение кости.

5. Макроскопическое строение кости.

6. Рост кости

7. Соединение костей

IV. Закрепление и обобщение изученного материала.

V. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.

Формулировка цели урока. Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока).

Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей, рост кости и типы соединения костей.

III. Объяснение нового материала.

1. Состав и функции опорно-двигательной системы

Учитель. «Движение – это жизнь», — заметил Вольтер.  Мы совершаем множество  различных  движений, перемещаемся в пространстве, бегаем,  шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний,  поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

Если бы в теле человека не было костей, то оно напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы.

Кости придают нашему телу форму. Они твёрдые и прочные. Все кости в теле человека образуют скелет. Слово «скелет» происходит от греческого слова «скелетос», что в переводе означает «высохший», вероятно, из-за того, что ткани скелета кажутся совсем безжизненными.

Скелет определяет форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции, участвует в обмене веществ.

Учитель. Ребята, что такое опора?

Ответ. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

Ответ. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система  осуществляет опору для тела в целом, а также  для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция. Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» — головной мозг защищен черепом, — спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод  и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса. 

Костная система выполняет ряд других функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене.

2. Форма костей

Учитель. Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям.

Различают трубчатые кости, они могут быть длинными (например, плечевая) или короткими (кости плюсны). Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов). Внутри тела кости имеется полость.

Широкие кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, грудина). Их ширина значительно преобладает над толщиной.

Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертание. Это, например, позвонки, кости основания черепа.

3. Химический состав кости.

Учитель. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок — Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Задание. Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека.

 

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства. 

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

Учитель. Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

Ответ. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно,  состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

Ответ: Белки, жиры, углеводы. 

Учитель: Подумайте, какие свойства придают костям неорганические и органические вещества?

Ответ. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Учитель: Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

Учитель. Как изменяется химический состав костей с возрастом?

Работа с текстом учебника

Ответ. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

Учитель. Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?  Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Ответ. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание органических веществ сокращается.

4. Микроскопическое строение кости.

Учитель. Ребята, какие группы тканей вы знаете?

Ответ. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель. К какой группе относится костная ткань?

Ответ. К соединительной

Учитель. Каковы характерные особенности соединительной ткани?

Ответ. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Учитель. Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани. Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества и имеет у человека пластинчатое строение

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции. В плотном веществе костные пластинки имеют цилиндрическую форму, они как бы вставлены одна в другую.

Учитель. Какое значение имеет такое расположение костных пластинок?

Ответ. Обеспечивает костям большую прочность и легкость.

Учитель. Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям наибольшей нагрузки

5. Макроскопическое строение кости.

Тело длинных трубчатых костей построено из компактного вещества. В эпифизах костей между пластинками губчатого вещества находится красный костный мозг. В нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

Снаружи каждая кость покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой – надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

6. Рост кости.

Кости могут расти в длину и толщину.

Учитель: рассказ об опыте: у молодого петуха удалили всю бедренную кость, но сохранили ее надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Какие можно сделать выводы из этого опыта?

Ответ: кость растет за счет деления клеток надкостницы.

 За счет деления клеток внутреннего слоя  надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах. В длину кости растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах.

Работа с текстом учебника, рисунками

7. Типы соединения костей.

Отдельные кости скелета человека соединены между собой. Способ соединения костей зависит от их функций. Работа с текстом учебника, рисунками.

Неподвижные соединения костей имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Движения отсутствуют или крайне ограничены.

Полуподвижные соединения имеются между телами позвонков позвоночного столба, между берцовыми костями голени. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

Подвижные соединения костей – суставы. Суставы позволяют человеку производить различные движения.

Сустав образуется концами соединяющихся костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Уменьшению трения способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная суставная жидкость, которая действует как смазка. Форма соединяющихся костей позволяет выполнять определенные виды движений. Снаружи сумки, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

IV. Закрепление изученного материала.

Ответить на поставленные вопросы

  1. Какие функции выполняет скелет?

  2. Как вы докажете, что кость — живой орган?

  3. Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости?

  4. Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций».

V. Домашнее задание.

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Конспект урока «Органы, системы органов, организм» 8 класс

Технологическая карта урока

Тема урока

Органы, системы органов, организм.

Учебный предмет, класс

Биология, 8 класс

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Создать условия  для усвоения учащимися особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

Понять и  изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

Образовательные результаты

Личностные :

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,

— познание особенностей строения  своего организма , его функций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

— постановка учебной задачи,

— определение содержания   и последовательности учебного материала, основываясь на ранее полученных знаниях.

Познавательные УУД:

— работа с текстом,

— самостоятельное формулирование задачи и  выделение главного,

— осмысление полученной информации,

— синтез – составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

— овладение понятийным аппаратом биологии,

— формирование систематизированных представлений о строении и функциях органов и систем органов организма человека, о регуляции процессов жизнедеятельности и об организме как едином целом.

Образовательная среда урока

Учебник «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

Рабочая тетрадь

 Таблицы. Муляжи. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Презентация «Организм человека»

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

Технология проблемного обучения

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1. Организационный

Проверяет готовность учащихся к уроку

Приготовились к уроку. Приветствуют учителя.

2. Проверка домашнего задания

Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию. Раздает тестовые задания по теме «Клетка и ткани». Контролирует выполнение работы. Собирает работы. Отвечает на вопросы по работе.

Выполняют тестовое задание, затем взаимопроверку в парах.

Задают вопросы по наиболее трудным заданиям.

3. Актуализация знаний

Почему мы называем человека биосоциальным существом? В чем биологическая сущность?

Дают ответы на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания, и пытаются предположить  особенности внутреннего строения организма человека.

4. Постановка целей и задач

Организует поисковую работу учащихся (постановка цели и план действий)

Какие системы органов  образуют единое целое – организм. Что заставляет их работать согласованно?

Наводящими вопросами подводит учащихся к определению цели и задач при изучении новой темы.

Озвучивает тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя и в итоге формулируют цель:   изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

5. Изучение нового материала

Организует самостоятельную работу  с учебником, заполнение таблицы.

Проводит параллель с ранее изученным материалом (сравнение с млекопитающими). Подводит к выводу: организм человека  как и любой другой является биологической системой, состоящей из живых компонентов, объединенных в единое целое.

Выдвигает проблему: как осуществляется нервная регуляция процессов в организме?

Дает понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Проводит инструктаж выполнения практической работы в парах  «Получение мигательного рефлекса  и условий, вызывающих его торможение». Контролирует выполнение работы и подводит учащихся к выводу о нервной регуляции путем возникновения и торможения рефлексов.

Выдвигает проблему: у простейших организмов нет нервной системы.  Как осуществляется регуляция процессов? Подводит к пониманию гуморальной регуляции.

Работают с текстом учебника, отвечая на поставленные вопросы. Заполняют таблицу.

Сравнивают организм человека и млекопитающих.

Высказывают  свои предположения о регуляции процессов организме?

Выполняют практическую  работу «Получение мигательного рефлекса  и условий, вызывающих его торможение» по плану.

Высказывают свое мнение о регуляции процессов.

Работают с текстом. Формулируют вывод о гуморальной регуляции.

6. Осмысление и закрепление изученного материала

Подводит учащихся к выводу о том, что организм человека  — это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов под действием нервной и гуморальной регуляции.

Формулируют конечный результат своей работы..

Высказывают свое мнение.

7. Рефлексия

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

8. Домашнее задание

Дает комментарии к домашнему заданию.

Выучить §5, в рабочей тетради §5 №12-15.

Записывают домашнее задание в дневник.

9. Подведение итогов

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Объявляет и комментирует выставленные учащимся отметки.

Формулируют конечный результат своей работы.

Конспект урока. 8 класс

Тема : Органы, системы органов, организм.

Цель урока:

Создать условия  для усвоения учащимися особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции.

Ход урока:

  1. Повторение  пройденного

Выполнить тестовое задание по теме «Клетка и ткани».

1 вариант

 А.Выберите все правильные ответы.

1.        Наука о строении организма и его органов:

а)        физиология

б)        гигиена
в)экология
г) анатомия

2.        Диафрагма характерна:

а)        для млекопитающих

б)        птиц

в)        земноводных

г)        пресмыкающихся

3.        Белки в клетке синтезируются:

а)        на лизосомах

б)        рибосомах

в)        митохондриях

г)        мембранах эндоплазматической сети

4.        Все вещества клетки можно разделить:

а)        на белки и углеводы

б)        углеводы и жиры

в)        жиры и неорганические вещества

г)        неорганические вещества и органические вещества

5.        Увеличение размеров и массы тела клетки называется:

а)        возбудимость

б)        обмен веществ

в)        рост

г)        развитие

6. Человек, как и млекопитающие:

а)        имеет дифференцированные зубы

б)        обладает речью

в)        вскармливает детеныша молоком

г)        способен к разумной трудовой деятельности

7.        Эпителиальные ткани, в отличие от соединительных:

а)        состоят из клеток и межклеточного вещества

б)        характеризуются определенными свойствами

в)        содержит мало межклеточного вещества

г)        состоят из плотных рядов клеток

2 вариант

 А.Выберите все правильные ответы.

1.        Наука о жизненных функциях организма и его органов:

а)        экология        в) гигиена

б)        физиология        г) анатомия

2.        Диафрагма:

а)        объединяет грудную и брюшную полости

б)        разъединяет грудную и брюшную полости

г)        участвует в пищеварении

3.        Молекулы АТФ образуются:

а)        в рибосомах

б)        митохондриях

в)        лизосомах

г)        комплексе Гольджи

4.        Неорганические вещества клетки:

а)        жиры и белки

б)        белки и вода

в)        вода и минеральные соли

г)        минеральные соли и нуклеиновые кислоты

5.        Человек, в отличие от млекопитающих:
а) вскармливает детеныша молоком

б)обладает речью

в)        имеет дифференцированные зубы

г)        способен к разумной трудовой деятельности

6.        Мышечная ткань, как и нервная:

а)        образует мышцы

б)        состоит из клеток и межклеточного вещества

в)        характеризуется возбудимостью

г)        способна сокращаться

7.        Углеводы в клетке синтезируются:

а)        на лизосомах

б)        рибосомах

в)        митохондриях

г)        на мембранах эндоплазматической сети

Взаимопроверка с использованием ключа.  Выставление отметок.

Дополнительные вопросы:

1 Почему мы называем человека биосоциальным существом?

2. В чем биологическая сущность?

3. .К каким систематическим категориям относится вид Человек разумный?

  1. Новая тема
  1. Самостоятельная  работа  с учебником(§ 5), заполнение таблицы.

Система органов

Органы и их части

Функции

Опорно-двигательная

Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса верхних и нижних конечностей, свободные конечности

Опора тела, защита. Движение. Кроветворение

Скелетные мышцы головы, туловища, конечностей. Диафрагма. Стенки внутренних органов

Обеспечение движения, мимики, речи, а также деятельности внутренних органов.

Кровеносная

Четырехкамерное сердце. Околосердечная сумка

Обмен веществ, обеспечение органов кислородом и питательными веществами, выведение вредных веществ. Связь разных органов.

 

Артерии, вены, капилляры.

Дыхательная

Левое легкое- из двух долей, правое- из трех. Два плевральных мешка

Дыхание, газообмен.

 

Нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи (левый и правый), бронхиолы, альвеолы легких

Пищеварительная

Слюнные железы, желудочные железы, печень, поджелудочная железа, мелкие железы кишечника

Переваривание пищи.

Всасывание питательных веществ, выведение каловых масс.

Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка (двенадцатиперстная, тощая, подвздошная), толстая кишка (слепая, ободочная, прямая), анальное отверстие

Покровная

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка

Поддержание температуры, защита, выделение вредных веществ, осязание.

Мочевыделительная

Две почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Выведение вредных веществ, водно-солевой обмен.

Половая

Внутренние (яичники, матка) и наружные половые органы

Выработка половых клеток, размножение

Внутренние (семенники) и наружные половые органы

Эндокринная

Гипофиз, эпифиз, щитовидная, надпочечники, поджелудочная, половые

Выработка гормонов.Координация деятельности всего организма

Нервная

Центральная:головной мозг, спинной мозг.

Периферическая: нервы, нервные узлы

Мыслительная деятельность, регуляция всех процессов в организме, связь организма с внешней средой.

Вывод: Организм человека  как и любой другой является биологической системой, состоящей из живых компонентов, объединенных в единое целое .

  1. Регуляция функций.

Нервная регуляция.

Понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение

• Прикоснитесь чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Происходит  непроизвольное мигание обоих глаз.

• Рассмотрите на рис. 12 рефлекторную дугу этого рефлекса. Кружком обозначен участок продолговатого мозга, где находятся центры  мигательного рефлекса. Из рисунка видно, что тела чувствительных нейронов (2) лежат вне мозга в нервном узле.

Итак, раздражение рецепторов  вызывает поток нервных импульсов,  направляющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в  продолговатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь  чувствовали прикосновение к углу глаза! Затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону 5 доходит до круговых мышц глаза 6 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

• Есть ли рецепторы мигательного рефлекса в области наружного угла глаза? Прикоснитесь к нему и дайте ответ.

• Попробуйте несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза. Возникло ли мигание? Объясните, почему возникший вначале рефлекс затормозился. При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и  обратные, несущие информацию от органов в мозг. Были ли опасны для глаза наносимые вами  раздражения? Очевидно, нет. Поэтому  через какое-то время рефлекс угас. Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация  достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

• Попробуйте усилием воли затормозить мигательный рефлекс. Для этого  дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные центры продолговатого мозга. Произошло центральное торможение, открытое русским физиологом И.М. Сеченовым. Ученый установил, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или  затормаживать рефлексы.

Вывод: нервная регуляция осуществляется  путем возникновения и торможения рефлексов.

Гуморальная регуляция.

Самостоятельная  работа  с учебником(§ 5)  с поиском ответов на вопросы:

  1. В чем отличие гуморальной регуляции от нервной?
  2. Какие железы относят к зндокринным?
  3. Что они вырабатывают?
  4. Что регулируют гормоны?
  5. Как нервная и гуморальная регуляции дополняют друг друга?
  1. Закрепление изученного материала

В результате обсуждения  делается вывод: организм человека  — это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов под действием нервной и гуморальной регуляции.

  1.  Домашнее задание

Выучить §5, в рабочей тетради §5 №12-15

nsportal.ru

Конспект урока по биологии для 8 класса «Органы и системы органов»

Конспект урока по биологии для 8 класса «Органы и системы органов»

Вид урока: комбинированный.

Для учителя — Создать условия для усвоения учащимися особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

Для ученика — Понять и изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

Оборудование: компьютер, проектор, Учебник «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

Таблицы. Муляжи. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

Проверяет готовность учащихся к уроку

Приготовились к уроку. Приветствуют учителя.

2. Проверка домашнего задания

Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию. Раздает тестовые задания по теме «Клетка и ткани». Контролирует выполнение работы. Собирает работы. Отвечает на вопросы по работе.

Выполняют тестовое задание, затем взаимопроверку в парах.

Задают вопросы по наиболее трудным заданиям.

3. Актуализация знаний

Почему мы называем человека биосоциальным существом? В чем биологическая сущность?

Дают ответы на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания, и пытаются предположить особенности внутреннего строения организма человека.

4. Постановка целей и задач

Организует поисковую работу учащихся (постановка цели и план действий)

Какие системы органов образуют единое целое – организм. Что заставляет их работать согласованно?

Наводящими вопросами подводит учащихся к определению цели и задач при изучении новой темы.

Озвучивает тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя и в итоге формулируют цель: изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

5. Изучение нового материала

Организует самостоятельную работу с учебником, заполнение таблицы.

Проводит параллель с ранее изученным материалом (сравнение с млекопитающими). Подводит к выводу: организм человека как и любой другой является биологической системой, состоящей из живых компонентов, объединенных в единое целое.

Выдвигает проблему: как осуществляется нервная регуляция процессов в организме?

Дает понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Проводит инструктаж выполнения практической работы в парах «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение». Контролирует выполнение работы и подводит учащихся к выводу о нервной регуляции путем возникновения и торможения рефлексов.

Выдвигает проблему: у простейших организмов нет нервной системы. Как осуществляется регуляция процессов? Подводит к пониманию гуморальной регуляции.

Работают с текстом учебника, отвечая на поставленные вопросы. Заполняют таблицу.

Сравнивают организм человека и млекопитающих.

Высказывают свои предположения о регуляции процессов организме?

Выполняют практическую работу «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» по плану.

Высказывают свое мнение о регуляции процессов.

Работают с текстом. Формулируют вывод о гуморальной регуляции.

6. Осмысление и закрепление изученного материала

Подводит учащихся к выводу о том, что организм человека — это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов под действием нервной и гуморальной регуляции.

Формулируют конечный результат своей работы..

Высказывают свое мнение.

7. Рефлексия

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

8. Домашнее задание

Дает комментарии к домашнему заданию.

Выучить §5, в рабочей тетради §5 №12-15.

Записывают домашнее задание в дневник.

9. Подведение итогов

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Объявляет и комментирует выставленные учащимся отметки.

Формулируют конечный результат своей работы.

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: План — конспект урока биологии в 8 классе по теме «Транспортные системы организма. Круги кровообращения»

МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

                  посёлок Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область

План – конспект урока биологии в 8 классе

по теме «Транспортные системы организма. Круги кровообращения»

(с использованием технологии развития критического мышления)

Подготовила: учитель географии и биологии

 Гусева Елена Николаевна

 Цель: Изучить особенности строения  кровеносной и лимфатической      системы  человека.

Задачи: 

  • Раскрыть понятие «кровообращение»
  • Выявить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями
  • Продолжить знакомство с понятиями « кровеносная система», «круги кровообращения», начатое в курсе зоологии
  • Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.
  • Раскрыть понятие «лимфатическая система»

Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения человека», «Сердце»; учебник — Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8кл.;

карточки  с названиями органов кровообращения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: беседа, работа в парах, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока.

1)Стадия вызова:

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о системе кровообращения человека. Я хочу привести в пример следующий факт:

  • Движение крови по сердцу длится 4 секунды.
  • На циркуляцию крови к нижним конечностям затрачивается около 18 секунд, а к мозгу – примерно 8 секунд.
  • Ежедневно совершается около 3000 кругов кровообращения.
  • Протяженность наших кровеносных сосудов составляет более 90000 км. Это значит, что ими можно было бы обмотать земной шар более двух раз.
  • Плотность системы капилляров составляет 2500 капилляров на квадратный миллиметр ткани.

Верите ли вы в эти факты? (учащиеся вспоминают строение кровеносной системы  млекопитающих)

Чтобы знания по этому вопросу систематизировать, я прошу заполнить таблицу:

Особенности кровеносной системы млекопитающих

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1)Замкнутая или незамкнутая

2)Функции

3) Строение

4)Типы кровеносных сосудов

5) Круги кровообращения

(Учащиеся заполняют 2 графу таблицы — «Знаю» в течение 5 минут)

Итак, какая же у нас сегодня тема урока?

Верно, темой нашего урока будет кровообращение в организме человека.

Что вы хотите узнать по этой теме?  (Учащиеся заполняют 3 графу таблицы – «Хочу узнать»)

Прошу зачитать ваши тексты в графе «Знаю» (корректируем знания учащихся).

Делаем вывод: так как человек относится к классу млекопитающих, мы можем говорить о сходстве строения кровеносной системы человека и млекопитающих.

2) Стадия осмысления:

Читаем текст параграфа 20 и по ходу чтения делаем пометки на полях:

      v – Было известно  

      + — новая информация

      ? – информация не вполне понятна

(Учащиеся читают текст в течение 10 минут, а затем выясняем основные затруднения)

Вспомните: какие жидкости составляют внутреннюю среду организма?

(Кровь, лимфа, межклеточная жидкость)

 Лимфа- это жидкость, которая в отличие от крови не имеет в своём составе эритроцитов. Смотрим рисунок №49 на странице 103.Здесь представлено строение лимфатической системы. Лимфа движется по лимфатическим сосудам. По ходу лимфатических сосудов формируются лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, вырабатывающие антитела.

Следующий этап нашей работы — необходимо выяснить круги кровообращения: большой и малый. Для этого используем рисунок №51 на странице106.

 Затем работаем в парах по карточкам: один учащийся составляет последовательную цепочку органов малого круга кровообращения, а другой учащийся – органов большого круга кровообращения. Затем проводим взаимопроверку.

(У учащихся на партах карточки с названиями органов: левое предсердие, левый желудочек, правое предсердие, правый желудочек, аорта, лёгочная артерия лёгочные вены, капилляры в лёгких, большая и малая полые вены, капилляры в тканях и органах, артерии).

Назовите  и покажите на таблице органы большого и малого круга кровообращения (вызываются учащиеся к доске)

3)Стадия рефлексии

Учащимся предлагается  заполнить 4 графу таблицы – «Узнал»

Затем ребята отвечают на вопросы:

  1. В чём различие в строении артерий, вен и  капилляров?
  2. Какая кровь приходит в сердце из малого круга и из большого круга кровообращения?
  3. Какая кровь течёт по артериям большого круга, а какая – по артериям малого?

В конце урока выставляются оценки наиболее активным учащимся.

Домашнее задание: параграфы 20 и 21, выполнить лабораторную работу на странице 109.

Литература:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

2)О.В.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс. – М.:ВАКО,2005.

nsportal.ru

биология 8 класс все темы краткое содержание

Ахаххаха, Кать, нет такого, я уже искала в инете… .
Придется читать…

Щас подожди…. перечитаю всю книгу, а потом вернусь тебе перескажу…

<a rel=»nofollow» href=»http://shpors.ru/index.php?option=com_content&amp;view=section&amp;layout=blog&amp;id=5&Itemid=5″ target=»_blank»>http://shpors.ru/index.php?option=com_content&amp;view=section&amp;layout=blog&amp;id=5&Itemid=5</a>
вот здесь

Помогите люди как сувать член в женское отделение

вот всё тут
<a rel=»nofollow» href=»https://shpors.ru/index.php?option=com_content&amp;view=section&amp;layout=blog&amp;id=5&Itemid=5″ target=»_blank»>https://shpors.ru/index.php?option=com_content&amp;view=section&amp;layout=blog&amp;id=5&amp;Itemid=5</a>

touch.otvet.mail.ru

План-конспект урока по биологии 8 класс

План-конспект урока на тему «Место человека в живой природе»

Цель урока: показать место и роль человек в живой природе, сформировать понятие о частях тела, их соотношениях, полостях тела, топографии внутренних органов; научить ориентироваться в анатомических таблицах, читать их.

Средства обучения: рисунок на первом форзаце учебника, учебник.

Ход урока

  1. Проверка знаний.

Фронтальная проверка знаний с использованием вопросов:

  1. Какие науки образуют комплекс наук о человеке?

  2. Что такое анатомия?

  3. Каковы современные методы анатомии?

  4. В чес суть анатомических методов?

  5. Что изучает физиология?

  6. Какие методы физиологии вы знаете?

  7. Что такое фистула?

  8. Как делают ЭКГ?

  9. Что такое гигиена?

  10. Что является объектом исследования гигиены?

  11. Какие методы гигиены вы знаете?

  1. Изучение нового материала.

  1. Систематическое положение человека.

В тетрадях учащиеся записывают систематическое положение человека:

Надцарство Эукариоты

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек Разумный

Параллельно с записью в тетрадях проводиться беседа по вопросам:

  1. Обосновать, почему человек относится к надцарству Эукариоты?

  2. Обосновать, почему человек относится к царству Животные?

  3. Обосновать, почему человек относится к типу Хордовые?

  4. Обосновать, почему человек относится к подтипу Позвоночные?

  5. Обосновать, почему человек относится к классу Млекопитающие?

  6. Обосновать, почему человек относится к отряду Приматы?

  7. Обосновать, почему человек относится к семейству Гоминиды?

  8. Перечислите особенности, характерные только для человека.

при ответах на вопросы 1-4 повторить материал 7-го класса, для ответов на вопросы 5-7 используется таблица из учебника ( § 2, с. 11-14).

  1. Общее знакомство с организмом человека – работа с учебником

Задание: прочитать параграф и обратить внимание на части тела, полости тела. Нужное записать в тетрадь.

  1. Закрепление знаний.

Задание. Используя информацию на первом форзаце учебника :

  1. найдите грудную и брюшную полости, диафрагму.

  2. перечислите органы грудной полости.

  3. назовите органы брюшной полости

  4. объясните, какое легкое имеет две доли, а какое три?

  5. ответьте на вопрос: в какой стороне тела находится желудок, а в какой – печень?

Вопросы 1, 3 после § 2; рабочая тетрадь №1, работы 4, 5.

  1. Домашнее задание: §2, конспект.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *