Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 11
Параграф 11 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть
РОССИЯ В КОНЦЕ XVI В
Вопросы в тексте параграфа
Какие изменения произошли в России в конце XVI в.?
После опричнины многие русские земли оказались разорены. Экономика России была в упадке. Ливонская война проиграна, а часть прибалтийских земель потеряны. Перед царем Федором Ивановичем и фактическим главой правительства Борисом Годуновым стояли непростые задачи: преодолеть хозяйственную разруху, восстановить нормальную экономическую жизнь и заново сплотить верхушку общества.
Деятельность властей была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Во внутренней политике преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось повсеместное строительство городов, крепостных сооружений. Были восстановлены торговые отношения с Западной Европой и странами Востока, в Москву пришли современные европейские технологии и небывалые новшества. Были приняты решения, необходимые для восстановления хозяйства страны. Облегчено положение посадских людей, при этом хозяйственный кризис заставил пойти на усиление крепостной зависимости крестьян. Были введены в дополнение к заповедным летам еще и урочные лета, предполагающие пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян. Эти меры привели к недовольству крестьян, однако укрепили поместные хозяйства и позволили постепенно начать выводить экономику государства из состояния разрухи.
В 1589 году был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.
Во время правления Федора Ивановича Россия продлила перемирие с Речью Посполитой до 1602 года, что позволило собрать силы для борьбы со Швецией за Прибалтику. В результате российско-шведской войны 1590-1593 года Россией были возвращены утраченные во время Ливонской войны территории. Россия частично восстановила потерянные позиции на Балтике. Также окончательно было подавлено сопротивление сибирского хана, и территория Западной Сибири вошла в состав России. Южные направления были существенно укреплены, что позволило отражать набеги Крымского ханства. Усилилось влияние России на Кавказе. Россия постепенно начала восстанавливать свой международный авторитет.
Когда была учреждена опричнина? Против кого она была направлена? Кратко сформулируйте итоги этой политики.
Опричнина как система внутриполитических мер Ивана IV была учреждена в 1565 году для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя. Опричнина продолжалась до 1572 года. Итогами опричнины стали временное утверждение режима личной власти царя, установление верховенства государства над церковью и ликвидация пережитков удельной системы. Также опричнина и сопутствующий ей террор привели к ухудшению экономического и социального развития страны, разорению и запустению многих регионов, усилению закрепощения крестьян. Кроме того, сложившееся положение усилило предпосылки для гражданской войны начала XVII века.
Что предполагал указ об урочных летах?
Хозяйственный кризис 1570-х — начала 1580-х годов заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали. Эти действия еще больше закрепощали крестьян и вызвали большое недовольство в народе, однако они способствовали укреплению поместного хозяйства и постепенному выходу из состояния разрухи.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? Перечислите основные внутриполитические действия царя Фёдора Ивановича.
После смерти Ивана Грозного перед российским правительством стояли задачи: преодолеть хозяйственную разруху, восстановить нормальную экономическую жизнь и заново сплотить верхушку общества, поскольку во время опричнины, Иван Грозный фактически натравил одну часть дворян на другую.
Деятельность Бориса Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Во внутренней политике преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось повсеместное строительство городов, крепостных сооружений. Были построены крепости Воронеж, Ливны, Самара, Царицын (Волгоград), Саратов, Белгород, Царёв-Борисов, Томск, восстановлен Елецк. Для защиты западных рубежей была возведена Смоленская крепостная стена. Также при Борисе Годунове в Москву пришли современные европейские технологии и небывалые новшества. В Кремле был сооружен водопровод, Москву опоясали еще две крепостные стены – белокаменная огородила территорию современного Бульварного кольца, а деревянно-земляные укрепления встали на месте современного Садового кольца.
Также Годунов стремился облегчить положение посадских людей. По его решению торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах, ранее освобожденных от уплаты государственных податей, были причислены к населению «чёрных» слобод (плативших налог — «тягло» — государству). При этом размер «тягла», взимавшегося со слободы в целом, был оставлен прежним, а доля отдельного горожанина в нём уменьшилась. При этом хозяйственный кризис заставил пойти на усиление крепостной зависимости крестьян. Были введены в дополнение к заповедным летам еще и урочные лета, предполагающие пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян. Эти меры привели к недовольству крестьян, однако укрепили поместные хозяйства и позволили постепенно начать выводить экономику государства из состояния разрухи.
Кроме того, благодаря его стараниям, в 1589 году был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.
2. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Как в связи с этим изменилось положение крестьянства?
Хозяйственный кризис 1570-х — начала 1580-х годов заставил пойти на усиление крепостной зависимости крестьян. Во время опричнины многие земли были разорены и опустошены. Поместные хозяйства были в упадке. Как мы помним, государственная система того времени сильно зависела от верности служилого поместного сословия государю. Поэтому правительство было вынуждено пойти на жесткие меры для сохранения рабочих рук в поместьях. Из временной меры заповедные лета превратились в постоянную, также были введены урочные лета. Крестьяне были закреплены на определенной земле у определенного помещика, без права перехода, без возможности бегства. Естественно, эти меры вызвали сильное недовольство у крестьянства.
3. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества?
Одним из самых значимых событий в истории православия стало введение патриаршества на Руси. Рост и влияние Русской церкви в христианском мире уже особенно ярко отмечалось к концу XVI века. После заявления Русской православной церкви о создании автокефальной (независимой) от греческого патриархата митрополии и падения Константинополя Россия осталась самой крупной православной державой. После того как Московская митрополия получила независимый статус, формально оставаясь митрополией, весь православный мир осознал исключительное значение русской церкви как наиболее влиятельной и многочисленной. Поэтому, учреждение патриархии, пускай и путем, по сути, вымогательства и принуждения (требовалось согласие константинопольского патриарха), стало значимым событием для православного мира и укрепило позиции Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом.
4. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Фёдора Ивановича?
Во время правления Федора Ивановича Россия продлила перемирие с Речью Посполитой до 1602 года, что позволило собрать силы для борьбы со Швецией за Прибалтику. В результате российско-шведской войны 1590-1593 года Россией были возвращены утраченные во время Ливонской войны территории. Россия частично восстановила потерянные позиции на Балтике. Также окончательно было подавлено сопротивление сибирского хана, и территория Западной Сибири вошла в состав России. Южные направления были существенно укреплены, что позволило отражать набеги Крымского ханства. Усилилось влияние России на Кавказе. Расширилась внешняя торговля через Архангельск со странами Европы, а по Волге – со странами Востока. Россия постепенно начала восстанавливать свой международный авторитет.
5. В чём суть «угличского дела»? Выскажите своё мнение: был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?
«Угличское дело» было возбуждено по факту смерти младшего сына Ивана Грозного Дмитрия. Прибывшая на место трагедии московская комиссия, прилюдно опросив множество свидетелей, приняла решение, что произошел несчастный случай, и молодой Дмитрий в припадке эпилепсии порезал себе горло ножом. Смерть царевича Дмитрия послужила прологом к Смутному времени. Она привела к угасанию московской линии Рюриковичей (после смерти его бездетного старшего брата семью годами позже), чем, в свою очередь, воспользовался для прихода к власти Борис Годунов.
Подозрения в фальсификации показаний имелись в отношении практически всех опрашиваемых лиц. Одних подозревали в подмене улик в пользу версии об убийстве, других – в единообразных, как под диктовку, показаниях о несчастном случае. В угоду новой власти (Лжедмитрию и впоследствии династии Романовых) дело было пересмотрено и принято было считать, что царевич был все-таки убит по приказу Годунова. Однако, пересмотр дела был выгоден новым властителям, поскольку Лжедмитрий вообще утверждал, что он якобы чудом спасся, а Романовы стремились очернить имя Годунова из-за гонений на свой род во время правления Бориса Федоровича. Точно так же можно сказать, что смерть царевича Дмитрия была выгодна Годунову, поскольку при бездетном государе Федоре она открывала для Годунова путь к трону.
Даже сегодня невозможно однозначно сказать, был ли царевич убит умышленно, случайно или его смерть действительно произошла в результате несчастного случая. Но абсолютно точно можно заявить, что смерть Дмитрия стала краеугольным камнем, вокруг которого разворачивались события последующих нескольких десятков лет, и который перевернул всю историю России, ввергнув ее в Смутные времена.
Я склоняюсь к версии, что нет явных доказательств прямого указа Годунова об убийстве. Годунов не мог рассматривать царевича Дмитрия как реального претендента на престол, поскольку он был рожден от шестого брака, и его претензии на трон не были бы признаны церковью, признававшей в те времена детей только от трех первых браков. Да и у самого Годунова прав на престол не было, и факт его избрания царем был далеко не самым очевидным. Опубликованные материалы следствия однозначно подтверждают версию несчастного случая. Однако, вариант самостоятельного нанесения Дмитрием себе смертельного ранения тоже кажется несостоятельным. В свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Обвиняемые – сын кормилицы, сын и племянник Михаила Битяговского (дьяка, присланного надзирать за опальной царской семьей) – были растерзаны толпой, естественно, не дав показаний. Полагаю, что ранение могло быть нанесено неумышленно, возможно и обвиняемыми при попытке вытащить гвоздь из-под впавшего в припадок Дмитрия, или в результате неудачного броска острого предмета.
6. Как вы оцениваете личность Бориса Годунова и предпринятые им действия, в частности направление группы дворянских детей за границу для обучения?
Полагаю, личность Бориса Годунова и предпринятые им действия следует оценивать отдельно друг от друга. Конечно, следует положительно отнестись к деятельности Годунова, поскольку его решения и во внутренней, и во внешней политике были разумными и эффективными. Страна стала восстанавливаться после ужасов опричнины, разрушенная экономика получила второе дыхание, восстановились торговые связи с западными и восточными государствами, были возвращены потерянные в предыдущих войнах земли, развивались культурные связи с Западом. Чего стоила только отправка группы молодых людей на обучение в Европу. По этим действиям Годунова нередко сравнивают с Петром Великим. Намерения Годунова были еще более блистательными. Однако, мечтать и осуществить – это не одно и то же.
Личность же Бориса Годунова имеет, скорее, неоднозначные оценки. Бывший опричник, «зять палача и палач в душе», так назвал его Пушкин. Установленный им режим способствовал развитию в народе самых подлых чувств – донос, предательство. Наказание за «измену» следовало незамедлительно. Обвиняемых отправляли в ссылку, постригали в монахи, правда Годунов отказался от жестоких казней. Все это не способствовало росту любви к государю среди народа. А подозрения Годунова в убийстве царевича Дмитрия, усиление крепостной зависимости крестьян, последовавшие за всем этим три года голода и неспособность государя справиться с этой ситуацией создали предпосылки появления Лжедмитрия и наступления Смутного времени.
Работаем с картой
Используя карту, объясните, кто в конце XVI в. был главным противником России в её борьбе за выход к Балтийскому морю — Речь Посполитая или Швеция?
Рассмотрим карту на странице 6-7 атласа
В конце XVI века главным противником России в ее борьбе за выход к Балтийскому морю стала Швеция. В 1590 году разгорелся очередной военный конфликт между Русским царством и Швецией за утерянные в годы Ливонской войны крепости Нарву, Ивангород, Ям (теперь Кингисепп), Копорье и прилегающие территории (на карте обозначены желтым цветом). Русское правительство Бориса Годунова пыталось дипломатическими методами вернуть захваченные Швецией в ходе Ливонской войны земли в Прибалтике (Нарва, Ивангород, Ям, Копорье) и Карелии. Однако шведский король Юхан III возвращать земли отказывался и больше того — стремился закрепить отнятые у русских территории в составе Швеции новым договором. При этом он надеялся на помощь своего старшего сына Сигизмунда Вазы, который после смерти Стефана Батория занял польский престол и стал в Речи Посполитой королём Сигизмундом III. Война становилась неизбежной, и действовать русским надо было быстро — пока Сигизмунд III не укрепился на польском престоле. Война закончилась подписанием Тявзинского мира в 1595 году. Русские признали права Шведского королевства на княжество Эстляндское и отказывались от использования лесов во внутренней Финляндии. Шведы согласились вернуть России крепость Кексгольм с уездом и признали отошедшими к Русскому царству города, взятые (освобожденные) русскими войсками в начале войны — Ям, Ивангород, Копорье (захваченные Швецией у России в ходе Ливонской войны), кроме того, Орешек (Нотебург) и Ладога были также признаны русскими и также возвращены России.
Изучаем документы
1. Как вы оцениваете этот указ?
Оцениваю этот приказ как вынужденную меру правительства, которую должны были принять для борьбы с разрушенным после опричнины хозяйством. Однако эта мера усилила закрепощение крестьян и вызвала большое недовольство в народных массах, что послужило поводом к многочисленным бунтам и восстаниям.
2. Какие категории жителей России обладали правом владеть крестьянами?
Правом владеть крестьянами обладали бояре и служилые люди (приказные, дворяне, дети боярские). Землями, на которых размещались сначала свободные арендаторы, а затем и крепостные крестьяне, владела и Церковь.
3. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?
Введение урочных лет предполагало розыск и возврат беглых крестьян, покинувших землю своих помещиков за пять лет до 1597 года. Следовательно, крестьянин, бежавший в 1591 году, не подлежал розыску и возврату.
1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату.
Во фрагменте описывается венчание Бориса Годунову на царство 1 сентября 1598 года.
2. Какой образ царя Бориса рисует А. К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?
А.К.Толстой описывает царя, стремящегося править не страхом, но любовью, благочестивого и сильного духом. Характеризуя героя своей драмы, Толстой писал: «Честолюбие Годунова столь неограниченно, как властолюбие Иоанна, но с ним соединено искреннее желание добра, и Годунов добивается власти с твердым намерением воспользоваться ею к благу земли… Светлый и здоровый ум его показывает ему добро как первое условие благоустройства земли, которое одно составляет его страсть, к которому он чувствует такое же призвание, как великий виртуоз к музыке». При этом не стоит забывать, что вся пьеса Толстого призвана рассказать о падении самодержавной власти Годунова из-за «кровавых и бессмысленных ошибок» и осознания бессмысленности принятых на себя злодеяний.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Определите, сколько всего лет правила династия Рюриковичей. В связи с чем она пресеклась?
Династия Рюриковичей правила Русью с 862 года, когда Рюрика призвали на княжение племена ильменских словен, чуди, веси, кривичей. Династия прервалась со смертью сына Ивана Грозного Федора Ивановича в 1598 году. Таким образом, династия Рюриковичей правила почти 736 лет.
2. Используя дополнительную литературу и Интернет, оцените убедительность версии гибели царевича Дмитрия в Угличе от несчастного случая. Свой ответ аргументируйте.
Полагаю, что смерть царевича Дмитрия произошла все-таки в результате несчастного случая. Никаких явных доказательств прямого указа Годунова об убийстве царевича так с течением времени и не обнаружилось. Моя позиция основывается на том, что единственным документом об «угличском деле» является расследование московской комиссии. Это открытый документ, с которым могли ознакомиться все историки. Кстати, после его опубликования многие историки признали именно версию несчастного случая самой правдоподобной. В нем приведены показания многих людей, имевших отношение к этому делу, в их числе также были и родственники царицы Марии Нагой. Конечно, вариант самостоятельного нанесения Дмитрием себе смертельного ранения тоже кажется маловероятным. В свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Однако, тем не менее версия несчастного случая остается самой вероятной. Вполне возможно, что из-за опасения, как бы царевич не поранился лежащей под ним на земле «сваей»-гвоздем, её попытались вытащить из-под царевича и случайно при этом его смертельно ранили в шею или, возможно, из-за этой неловкой попытки царевич, в тот момент «бьющийся в судорогах», сам натолкнулся на «сваю».
По словам кормилицы Арины Тучковой, «Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножом покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у неё царевича на руках и не стало.» Ту же версию с некоторыми вариациями повторяли и другие очевидцы событий, а также один из братьев царицы Григорий Фёдорович Нагой.
Кроме того, есть и косвенные доказательства непреднамеренной смерти царевича. Годунов не мог рассматривать царевича Дмитрия как реального претендента на престол, поскольку он был рожден от шестого брака, и его претензии на трон не были бы признаны церковью, признававшей в те времена детей только от трех первых браков. Да и у самого Годунова прав на престол не было, и факт его избрания царем был далеко не самым очевидным.
3. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.
Я считаю, что Борису Годунову не удалось стать полностью успешным правителем. И вовсе не потому, что он проводил неправильную политику – его действия как по восстановлению экономики страны, так и на внешнеполитических направлениях разумна и эффективна. Страна стала восстанавливаться после ужасов опричнины, разрушенная экономика получила второе дыхание, восстановились торговые связи с западными и восточными государствами, были возвращены потерянные в предыдущих войнах земли в Прибалтике, развивались культурные связи с Западом, на обучение в Европу отправлялись молодые люди. Однако, успех правителя определяется оценкой подданными всех его действий. А подданные, воодушевленные в начале правления Годунова, к концу правления, по сути, отреклись от него. Причиной этому я вижу в восприятии людьми личных качеств Бориса Федоровича и созданной им «полицейской» системы управления государством. Что бы Годунов ни делал, в глазах людей он оставался бывшим опричником и зятем палача. Поэтому общественное мнение было готово принять любые слухи в нечистоплотности правителя – будь то убийство царевича Дмитрия или чудесное спасение царевича Дмитрия от «злодея» Годунова. Поскольку искусство править заключается не только в принятии правильных политических и экономических решений, но и в правильном управлении общественным мнением, считаю, что Годунову не удалось стать полностью успешным правителем, хотя шанс такой был.
Таким образом, правительство Бориса Годунова, несмотря на очень разумную внешнюю политику, несмотря на то, что была налажена хозяйственная жизнь страны, сделаны большие государственные запасы, упорядочена налоговая система, было мало популярно в народе. Недовольство политикой Бориса зрело во всех сословиях и было вызвано прежде всего «пережитками прошлого», то есть сохранением при Борисе наследия царствования Ивана Грозного в виде застенков и системы тотального доносительства. Всеобщее недовольство должно было найти выход, и оно нашло его в поддержке Самозванца.
4. Соберите дополнительную информацию об учреждении патриаршества в России. Подготовьте электронную презентацию о первом патриархе Московском и всея Руси
Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту Иову лично Вселенским (Константинопольским) Патриархом Иеремией II в мае 1589 года. Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года просить денег на нужды патриархии, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом. Патриарший титул затем был подтвержден решениями соборов в Константинополе в 1590 и 1593 годах, о чём в Москву были посланы грамоты.
Значительную роль в принятии значимого для Русской православной церкви решения сыграл Борис Годунов. Единоличные действия Патриарха Иеремии в Москве вызвали реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году Александрийским Патриархом. Он был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года.
В Уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция Российского государства как «Третьего Рима»: «Великое Российское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде».
Во время переговоров о наделении патриаршим титулом Московского Митрополита Москва выражала желание, чтобы новый Московский Патриарх занял третье, после Вселенского и Александрийского Патриархов, место в диптихе, но такое требование было категорически отвергнуто. Сейчас Московский Патриарх занимает пятое место в диптихе.
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571–1572 годах он – настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575–1580 годах – Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским. 23 января 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Иов претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.
Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 году мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор.
Скачать презентацию «Патриарх Иов»
Запоминаем новые слова
Патриарх – высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви
history-gdz.ru
Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) по теме: Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс).
Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 от 29.08.2012г. Руководитель МО ___________________________ | Согласовано на МС Протокол №1 от30.08.2012г Зам. директора по УВР _____________О. А. Ибрагимова | Утверждаю Директор МБУ СОШ №75 ___________С. А. Гервасьева «_____»________________2012г. |
Календарно — тематическое планирование
уроков истории в 7 «А, Б» классах
2 часа в неделю (68 часов в год)
Составлено на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта по истории
Программы общеобразовательных учреждений. История обществознание. 5-11 классы.
1. программа: Навоя истории, 7-8 классы Авторы: Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М.
Москва: «Просвещение», 2007
2. программа: история России. 6-9 классы. Авторы: Данилов А.А., Косулина Л. Г.
Москва: «Просвещение», 2007
Учебники: 1. Новая история 1500-1800, 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Москва: «Просвещение», 2011
История России конца 16-18 века, 7 класс Данилов А. А., Косулина Л. Г.
Москва: «Просвещение», 2011
Составила: учитель истории Тюлькина Н. А.
Пояснительная записка по истории.
Программа предназначена для 7-го класса. Учебно-методический комплекс составлен на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе на основе программ:1. Новая история 1500-1800гг., Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М..,; История России, 6-9 классы, Данилов А.А., Косулина Л. Г.(программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы. Москва, «Просвещение», 2007 год.) Учебники: 1. Юдовская А. Я., Баранов П. А. Новая история 1500-1800гг., Москва, «Просвещение», 2011 год; Данилов А. А., Косулина Л.Г. История России. Конец 16-18 век. Москва, «Просвещение», 2011 год.
Общее количество часов по предмету: 68. По всеобщей Новой истории 1500-1800 гг.: 26 часов. По истории России конец 16-18 века: 42 часа.
Основные цели курса:
— учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
— о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
— должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
— приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
-анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
— научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
— уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.
Основные умения и навыки учащихся:
— определять и объяснять понятия;
— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
— рассматривать общественные явления в развитии;
— анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
— уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
— показывать на исторической карте рост территорий, крупнейшие центры торговли, промышленности;
Календарно-тематическое планирование по истории, 7 класс
Учебники: А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история. 1500-1800 гг.» Москва «Просвещение» 2011 год; А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История России. Конец 16-18 век» Москва «Просвещение» 2011 год.
№ п./п. | № урока | основное содержание темы | основные термины и понятия | требования к ЗУН | количество часов | форма урока | № учебной недели | контроль |
1 | 1 | Введение. | 1 | изучение нового материала | 1 | с. 3-5 в. 1-7, беседа |
Часть 1. Европа и мир в конце 15-16 вв. | 15 |
2-3 | 1-2 | Великие географические открытия. | кризис феодального уклада, колонии, метрополии | пояснить в чем проявлялся кризис уклада, характеризовать причины и последствия географических открытий, показывать на карте первые путешествия, знать имена первооткрывателей | 2 | изучение нового материала | 1-2 | & 1 в. 1-4, & 2 в.1-8, контурная карта, устный опрос |
4 | 3 | Усиление королевской власти. | монарх, абсолютизм, регент, меркантилизм, этикет | сравнивать абсолютную монархию с сословно-представительной, характеризовать способы осуществления власти абсолютными монархиями | 1 | комбинированный урок | 2 | & 3 в. 1-7, устный опрос |
5 | 4 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | мануфактура, банки, биржи | сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру, крестьянский труд с с трудом наемного рабочего, объяснять причины перехода от одного способа производства к другому, составлять простой план | 1 | комбинированный урок | 3 | & 4 в. 1-6, устный опрос |
6 | 5 | Социальные слои европейского населения. | новые дворяне, огораживание, откупщик, капиталист, батрак | знать понятия, сравнивать положение крестьян средневековья с положением крестьян нового времени, объяснять связь между географическими открытиями и зарождением капитализма | 1 | комбинированный урок | 3 | & 5 в. 1-5, таблица, устный опрос |
7 | 6 | Европейское население и основные черты повседневной жизни. | гигиена, мода, костюм, город | объяснять смысл пословиц, появившихся в новое время, описывать быт разных слоев населения, объяснять причины изменения в быту и одежде людей | 1 | комбинированный урок | 4 | & 6 в. 1-5, устный опрос |
8 | 7 | Зачет № 1. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. | Возрождение, гуманизм, естественные права человека | знать имена утопистов, характеризовать отличительные черты эпохи | 1 | комбинированный урок | 4 | & 7-8 в. 1-4, таблица, устный опрос |
9 | 8 | Новые тенденции в изобразительном искусстве. | индивидуализм, северное Возрождение | знать имена художников эпохи Возрождения, характеризовать отличительные черты перемен в живописи | 1 | комбинированный урок | 5 | & 9 в. 1-3, устный опрос |
10 | 9 | Развитие новой науки и ее влияние на технический прогресс. | астрология, алхимия | знать имена великих ученых и их открытия, уметь работать с таблицами | 1 | комбинированный урок | 5 | & 10 в. 1-7, таблица, устный опрос |
11 | 10 | Реформация — борьба за переустройство церкви. | Реформация, революция, протестант | объяснять значение понятий, причины реформации, делать вывод о значении реформации, знать исторические личности реформаторов и даты, сущность учения Кальвина, высказывать свою точку зрения на суждения | 1 | комбинированный урок | 6 | &11 в. 1-7 & 12 в. 1-5, контурная карта, устный опрос |
12 | 11 | Королевская власть и реформация в Англии. | англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство | знать термины, даты и персоналии тем, анализировать политику английского монарха и ее значение | 1 | комбинированный урок | 6 | & 13 в. 1-5, контурная карта |
13 | 12 | Реформация и королевская власть во Франции. | эдикт, месса, гарант | характеризовать особенности реформации во Франции, давать оценку деятельности историческим личностям: Ришелье и Генриху 4 | 1 | комбинированный урок | 7 | & 14 в. 1-7, контурная карта, устный опрос |
14 | 13 | Нидерландская революция. | революция, иконоборчество, гезы, уния, республика | объяснять значение слов, знать даты и персоналии тем, уметь составлять план ответа на поставленный вопрос, делать вывод о значении революции | 1 | комбинированный урок | 7 | &15 в. 1-9, контурная карта, устный опрос |
15 | 14 | Революция в Англии. | революция, модернизация, пуритане, кавалеры, круглоголовые, парламентская монархия, компромисс | объяснять значение терминов и понятий, знать даты и персоналии темы, характеризовать причины революции, описывать ход действий, делать выводы о значении революции, работать с документами | 1 | комбинированный урок | 8 | & 16 в.1-8, & 17 в. 1-10, контурная карта, таблица, устный опрос |
16 | 15 | Зачет № 2. Международные отношения. | «новые державы» | показывать по карте театры военных действий, выстраивать рассказ с опорой на карту, знать точки зрения на политическое устройство Европы в 17 веке | 1 | комбинированный урок | 8 | & 18 в. 1-6, устный опрос |
Часть 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 7 |
17 | 1 | Просветители 18 века – наследники гуманистов эпохи Просвещения. | эпоха Просвещения | объяснять сущность понятия, знать персоналии темы, характеризовать влияние идей просвещения на остальные страны, самостоятельно работать с учебником, выделять главные мысли, составлять таблицу | 1 | комбинированный урок | 9 | & 19 в. 1-7, таблица, устный опрос |
18 | 2 | Художественная культура Европы эпохи Просвещения. | гуманисты, придворное искусство, секуляризация культуры | знать великих деятелей культуры эпохи Просвещения, самостоятельно работать с учебником | 1 | комбинированный урок | 9 | & 20 в. 1-7, устный опрос |
19 | 3 | Промышленный переворот в Англии. | аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм | понимать и правильно употреблять в речи понятия темы, рассказывать о двух сторонах переворота, высказывать свою точку зрения по поводу суждений о промышленном перевороте | 1 | комбинированный урок | 10 | &21 в. 1-7, контурная карта, устный опрос |
20-21 | 4-5 | Североамериканские колонии в борьбе за независимость. | колония, федерация | знать термины, персоналии и даты темы, строить схему государственного устройства США, делать выводы о том какие идеи просветителей отразились Конституции США | 2 | комбинированный урок | 10-11 | & 22-23 в. 1-5, контурная карта, устный опрос |
22 | 6 | Франция в 18 веке. Причины и начало революции. | сословие, санкюлоты, декрет, террор | знать термины, даты, персоналии, характеризовать причины революции, уметь на основании параграфа и документов составлять рассказы | 1 | комбинированный урок | 11 | & 24 в. 1-8, контурная карта, устный опрос |
23 | 7 | Свержение монархии, провозглашение республики. | жирондисты, якобинцы, «правые», «левые», кризис абсолютизма, диктатура, интервенция | знать термины, персоналии и даты темы, оценивать действия исторических личностей, работать с таблицей, учебником, картой | 1 | комбинированный урок | 12 | & 25 в. 1-6, & 26 в. 1-11, таблица, контурная карта, устный опрос |
Часть 3. Традиционные общества в раннее новое время. | 3 |
24 | 1 | Зачет № 3. Колониальный период в Латинской Америке. | креол, метис, мулат | уметь работать с картой, составлять план по заданной теме, составлять таблицу | 1 | комбинированный урок | 12 | & 27 в. 1-6, контурная карта, таблица, устный опрос |
25 | 2 | Традиционные общества Востока. | традиционное общество | характеризовать традиционное общество, знать персоналии темы, давать оценку их деятельности, находить общее и различное в развитии стран Востока | 1 | комбинированный урок | 13 | & 28 в. 1-7, & 29-30 в. 1-9, устный опрос |
26 | 3 | Повторительно-обобщающий урок. Мир в эпоху Нового времени. | 1 | семинар | 13 | тест, дифференцированные карточки |
Тема 1. Россия на рубеже 16-17 вв. | 4 |
27 | 1 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | «урочные лета», самозванец, авантюрист, патриаршество | знать понятия темы и даты, характеризовать и оценивать внешнюю и внутреннюю политику Бориса Годунова, объяснять причины появления самозванства, уметь моделировать историческую ситуацию и понимать сущность исторического документа | 1 | изучение нового материала | 14 | & 1 в. 1-5, контурная карта, доклад, устный опрос, задания в рабочей тетради |
28-29 | 2-3 | Смута. | смута, монархия, ограниченная монархия, крестьянское восстание | объяснять значение исторических терминов, знать даты восстания Ивана Болотников, царствования Лжедмитрия 1, объяснять причины смуты, характеризовать по предложенному алгоритму восстание Ивана Болотников, характеризовать позицию всех слоев населения во время смуты | 2 | комбинированный урок | 14-15 | & 2 в. 1-5, контурная карта, устный опрос, задания в рабочей тетради |
30 | 4 | Освободительная война против польских и шведских интервентов. | интервенция, семибоярщина, ополчение, «земский собор» | знать даты, объяснять значение слов, рассуждать о роли народных масс и церкви в период «смутного времени» | 1 | комбинированный урок | 15 | & 3 в. 1-5, контурная карта, устный опрос, задания в рабочей тетради |
Тема 2. Россия в 17 в. | 10 |
31-32 | 1-2 | Зачет № 4. Экономическое и социальное развитие. | ремесло, мелкотоварное производство, мануфактура, ярмарки, всероссийский рынок, наемный труд, социальная база, сословия, белые слободы, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне | знать термины, объяснять их значение, правильно применять их в речи, характеризовать изменения в экономической жизни России и в положении сословий, перечислять новые черты в развитии сельского хозяйства, в ремесленном производстве и торговле | 2 | комбинированный урок | 16-16 | & 4 в. 1-6, & 5 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
33 | 3 | Политический строй. | волость, крепостничество, самодержавие, стан | объяснять термины, строить схему управления, сравнивать, делать выводы о изменении характера власти в государстве, работать с документом, учиться определять его вид | 1 | комбинированный урок | 17 | & 6 в. 1-4, устный опрос, задания в рабочей тетради |
34 | 4 | Власть и церковь. | протопоп, раскол | знать термины и персоналии темы, объяснять причины разногласий между церковной и светской властью, кратко формулировать вывод об итоге этого противостояния | 1 | комбинированный урок | 17 | & 7 в. 1-4, устный опрос, задания в рабочей тетради |
35 | 5 | Народные движения. | бунт, старообрядцы, «бунташный век» | знать термины, характеризовать причины, приведшие к выступлениям народа, сравнивать соляный и медный бунты, характеризовать восстание Степана Разина | 1 | комбинированный урок | 18 | & 8 в. 1-5, контурная карта, доклад, устный опрос, задания в рабочей тетради |
36 | 6 | Внешняя политика. | гетман, голытьба, реестровые казаки | объяснять значение понятий, знать даты и персоналии темы, выделять главное направление внешней политики России, разъяснять причины осложнения отношений с Турцией | 1 | комбинированный урок | 18 | & 9 в. 1-5, контурная карта, устный опрос, задания в рабочей тетради |
37-38 | 7-8 | Образование и культура в 17 веке. | изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры, терем | объяснять причины возросшего интереса к грамоте и просвещению, характеризовать развитие научных знаний в России, литературные жанры | 2 | комбинированный урок | 19-19 | & 10 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
39 | 9 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | изразцы, парча, тафта | выделять общее и особенное в одежде бояр и посадских людей, характеризовать особенности быта знати и простых людей, называть традиции, сохранившиеся до наших дней | 1 | комбинированный урок | 20 | & 11 в. 1-4, устный опрос, задания в рабочей тетради |
40 | 10 | Зачет № 5 (устный зачет). Повторительно-обобщающий урок. Родной край в 17 веке. | 1 | семинар | 20 | тест, дифференцированные карточки |
Тема 3. Россия в первой четверти 18 века. | 11 |
41 | 1 | Предпосылки петровских преобразований. | наемная армия, рекрутская повинность | объяснять объективную необходимость преобразований в России, оценивать реформаторские замыслы предшественников Петра 1 | 1 | комбинированный урок | 21 | & 12 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
42 | 2 | Личность Петра 1. Великое посольство. | «великое посольство», «потешные полки», лавра, брандер | характеризовать личность Петра 1, давать оценку его действиям, объяснять задачи и итоги «великого посольства» | 1 | комбинированный урок | 21 | & 13 в. 1-5, доклад, устный опрос, задания в рабочей тетради |
43-44 | 3-4 | Северная война. | конфузия, регулярная армия | знать даты и персоналии темы, объяснять причины войны, победы и поражения, показывать на карте главные места сражений | 2 | комбинированный урок | 22-22 | & 14 в. 1-5, контурная карта, устный опрос, задания в рабочей тетради |
45 | 5 | Реформы Петра 1. | сенат, коллегии, ранги, губернии, Святейший синод, абсолютизм, аристократия, камерализм | знать даты, персоналии, понимать значение терминов, анализировать содержание исторического документа, делать вывод о изменениях в государстве после реформ, оценивать деятельность Петра 1 | 1 | комбинированный урок | 23 | & 15 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
46-47 | 6-7 | Реформы в экономике. | валюта, меркантилизм, подушная подать, политика протекционизма, прописные и посессионные крестьяне | объяснять значение терминов, характеризовать изменения в экономике России в период царствования Петра 1, сравнивать экономическое развитие России в начале и в конце царствования Петра 1 | 2 | комбинированный урок. | 23-24 | & 16 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
48 | 8 | Народные движения. Зачет № 6. | работные люди, восстание, отходники, перелестные письма | объяснять значение терминов, показывать на карте районы и пути продвижения восставших, характеризовать причины народных волнений и причины поражений | 1 | комбинированный урок | 24 | & 17 в. 1-5, контурная карта, устный опрос, задания в рабочей тетради |
49-50 | 9-10 | Изменения в культуре. | кунсткамера, цифирные школы | объяснять значение терминов, характеризовать изменения в культуре России, положительные и отрицательные последствия нововведений Петра 1 | 2 | комбинированный урок | 25-25 | & 18-19 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
51 | 11 | Повторительно-обобщающий урок. Россия в первой четверти 18 века. | 1 | семинар | 26 | тест, дифференцированные карточки |
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. | 4 |
52-53 | 1-2 | Дворцовые перевороты. | кондиции, фаворит, верховники | объяснять значение слов, знать даты и персоналии, объяснять причины дворцовых переворотов, учиться моделировать историческую ситуацию, анализировать исторические документы, определять их вид | 2 | комбинированный урок | 26-27 | & 20-21 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
54 | 3 | Внутренняя политика. | конфедерация при высочайшем дворе, кабинет министров, канцелярия тайных дел, откуп, подряд | объяснять значение понятий, характеризовать изменения во внутренней политике и их последствия, анализировать исторические документы и определять их вид | 1 | комбинированный урок | 27 | & 22 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
55 | 4 | Внешняя политика. | восточный барьер, гаубица, Семилетняя война-кузница русского военного мастерства | знать имена русских полководцев, показывать на карте военные действия, места сражений, определять направления внешней политики России, анализировать причины побед и поражений | 1 | комбинированный урок | 28 | & 23 в. 1-5, контурная карта, устный опрос, задания в рабочей тетради |
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. | 12 |
56 | 1 | Зачет № 7. Екатерина 2. Внутренняя политика. | каторга, межевание, монополия, просвещенный абсолютизм, секуляризация | уметь анализировать исторический источник, определять его тип, характеризовать особенности внутренней политики Екатерины 2, объяснять смысл терминов, правильно употреблять их в речи | 1 | комбинированный урок | 28 | & 24 в. 1-5, доклад, устный опрос, задания в рабочей тетради |
57 | 2 | Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. | самоуправление, крестьянская война | сравнивать понятия крестьянское и крестьянская война, показывать на карте район войны места сражений, характеризовать причины войны, состав участников, причины поражения восставших и значение выступления крестьян | 1 | комбинированный урок | 29 | & 25 в. 1-5, контурная карта, доклад, устный опрос, задания в рабочей тетради |
58 | 3 | Экономическое развитие. | капитал, отхожие промыслы, месячина | знать значение слова, сравнивать развитие экономики с предыдущим периодом, приводить факты, свидетельствующие о разложении крепостнической системы | 1 | комбинированный урок | 29 | & 26 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
59 | 4 | Развитие общественной мысли. | либеральные идеи, консервативные идеи | объяснять значение понятий, уметь готовить сообщения об исторических личностях, уметь моделировать историческую ситуацию, объективно оценивать реальность воплощения либеральных идей в то время | 1 | комбинированный урок | 30 | дополнительный материал доклады |
60-61 | 5-6 | Внешняя политика Екатерины 2. | буферное государство, коалиция, нейтралитет | правильно употреблять в речи новые термины, знать имена русских полководцев, отвечать на вопросы документа, показывать на карте места военных действий и сражений | 2 | комбинированный урок | 30-31 | & 27-28 в.1-6, контурная карта, доклад, устный опрос, задания в рабочей тетради |
62 | 7 | Павел 1. Внутренняя и внешняя политика. | эскадра | характеризовать историческую личность, оценивать ее деятельность, делать выводы о том в чьих интересах осуществлялась внешняя политика Павла 1 | 1 | комбинированный урок | 31 | & 29 в. 1-8, контурная карта, доклад, устный опрос, задания в рабочей тетради |
63 | 8 | Развитие образования. | мортира, обсерватория, регион, ритор, суппорт, гимназия | объяснять значение слов, перечислять важнейшие достижения русских ученых, знать имена известных ученых | 1 | комбинированный урок | 32 | & 30 в. 1-4, устный опрос, задания в рабочей тетради |
64-65 | 9-10 | Зачет № 8. Художественная культура. | барокко, классицизм, сентиментализм | знать значение и правописание слов, имена известных поэтов, писателей, музыкантов, артистов, художников, архитекторов, характеризовать литературные жанры и архитектурные стили | 2 | комбинированный урок | 32-33 | & 31-32 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
66 | 11 | Перемены в жизни крестьян и горожан. | колядки | анализировать изменения в быту различных слоев населения России, делать выводы о том, почему эти изменения в основном коснулись высших слоев населения | 1 | комбинированный урок | 33 | & 33 в. 1-5, устный опрос, задания в рабочей тетради |
67 | 12 | Повторительно-обобщающий урок. Родной край в 18 в. | знать термины и понятия, даты и исторические личности пройденного материала | 1 | семинар | 34 | тест, дифференцированные карточки |
68 | 1 | Зачет № 9 (устный зачет). Итоговое повторение. Россия и мир на рубеже 18-19 вв. | знать термины и понятия, даты и исторические личности пройденного материала | 1 | семинар | 34 | тест, дифференцированные карточки |
nsportal.ru
Wiki-учебникПоиск по сайтуРеклама от партнёров: |
В 7 классе на уроках истории школьники начинают изучать один из интереснейших этапов истории, который получил название «Новое время». В этот период истории совершаются великие географические открытия, происходят большие преобразования в культурном развитии общества. В ряде ключевых стран того времени происходят революции (Англия, Франция), происходит образование Соединенных Штатов Америки. Помимо этого рассматривается история России в этом промежутке времени. Изучается смутное время, его последствия и борьба с ними, преобразования Петра Великого, приход к власти Екатерины 2. В это же время в России происходит один из интереснейших этапов — этап дворцовых переворотов.
Темы школьной программы 7 класс История:Население и хозяйство России в XVI векеНачало правления Ивана IV — венчание на царствование, первые трудностиВнешнеполитические успехи России в 50-е годы XVI веке: восток и югУсиление власти Ивана Грозного: власть террораРоссия в конце правления Ивана IV: изменение политики, последствияНароды Поволжья после вхождения в состав Российского государстваКультура и быт русских в XVI веке: литература, образование, семьяРоссийское государство в конце XVI века: поруха, закрепощение крестьянСмута в России: причины, интервенция, Годунов, Лжедмитрий, ШуйскийОкончание Смутного времени: последствия, восстановление властиНаселение и хозяйство России в XVII веке: промышленность и торговляГосударство первых Романовых: начало правления, значение в историиВнешняя политика России в 17 веке: новые территории, военные действияРусская православная церковь в XVII веке: старообрядцы и нововерыБунташный век: соляной и медный бунт, восстание Степана РазинаКультура и быт русского народа в XVII веке: просвещение, наука, искусствоПредпосылки петровских реформ: недостатки и их возможные последствияРоссия на рубеже XVII-XVIII веков: начало правления Петра IВнешняя политика Петра I — Северная война 1700-1721 годов, ее значениеЭкономическое развитие страны в начале XVIII века: плюсы и минусыРеформы Петра I: армия, государство, образование, церковь, бытНарод и государство в годы петровских реформ: изменение устоевПеремены в культуре России в годы петровских реформ: что изменилосьДворцовые перевороты: хроники и основные моментыВнутренняя и внешняя политика России в 1725-1762 годахВнутренняя политика Екатерины II: мнимые нововведения, гнет крестьянЭкономика России во второй половине XVIII века: характеристикаВосстание под предводительством ПугачеваВнешняя политика Екатерины II — укрепление положения РоссииВнутренняя и внешняя политика Павла I — отличие от политики ЕкатериныВек Просвещения в России: идеи просветительства, достижения культурыХудожественная культура, образование и наука в России в XVIII векеПовседневный быт россиян в XVIII веке: быт дворян и крестьянНароды России в XVIII веке: Карелия, Коми, Поволжье, Кавказ, Сибирь Нужна помощь в учебе?
Все неприличные комментарии будут удаляться. |
www.nado5.ru