Учебно-методическое пособие по физике (7 класс) на тему: Рабочая тетрадь к учебнику физика А.В.Перышкин 7 класс
Рабочая тетрадь
к учебнику
физики А.В. Перышкин
Физика-7.
Методические рекомендации.
§1-§5. Что изучает физика.
§7-§12. Строение вещества
§13-§16. Механическое движение.
§19-§22. Плотность вещества
§23. Сила.
§24. Явление тяготения. Сила тяжести.
§25. Сила упругости. Закон Гука.
§26. Вес тела.
§27. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
§29. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
§30-§32. Сила трения.
§33-§34. Давление. Единицы давления.
§36,36. Давление газа. Закон Паскаля.
§37,38. Давление в жидкости. Расчет давления жидкости на дно стенки сосуда.
§39. Сообщающиеся сосуды.
§40-§42. Вес воздуха. Атмосферное давление.
§43,§44. Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
§45. Манометры.
§46,§47. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.
§48,49. Действие жидкости и газа на погреженное в них тело. Закон Архимеда.
§50. Плавание тел.
§51. Плавание судов.
§52. Воздухоплавание.
§53. Механическая работа. Единицы работы.
§54. Мощность. Единицы мощности.
§55-§58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.
§59. Применение закона равновесия рычага к блоку.
§60. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
§61. Коэффициент полезного действия механизма.
§62-§64. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой.
Методические рекомендации.
Рабочая тетрадь – личная тетрадь учащегося и является хорошим помощником для учеников 7-го класса, только что приступившим к изучению физики.
Тетрадь можно использовать как для выполнения домашних самостоятельных работ, так и для работы на уроке. В тетради приведены различные формы заданий, одни из которых требуют работы с учебником, помогая выделить в тексте параграфа самое главное, другие – задания творческого характера, повышают интерес к предмету, развивают мыслительные способности. Много заданий с элементами тестирования, которые помогают учащимся систематизировать учебный материал, учат применять полученные знания, позволяют подготовиться к проверке учебных достижений.
В тетради много заданий, связанных с решением задач, способствующих более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели. Решение задач – одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.
Использование рабочей тетради позволяет решить известную проблему «решебников» ( напечатанных сборников готовых решений из учебников), которые мешают проведению объективного контроля.
Рабочая тетрадь может быть органически включена во все формы и методы обучения, и использоваться на разных этапах учебного процесса для обеспечения оперативной обратной связи, для контроля и самоконтроля в процессе овладения учащимися материалом темы.
Вы начинаете изучать одну из древних наук – физику.
В наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без знания физики.
Основа хорошего понимания физики – умение думать, рассуждать, считать, находить удачные решения задач. Все эти навыки вы сможете выработать, если будете настойчивы, на уроках, будите самостоятельно заниматься дома.
В этой тетради много интересных заданий. Одни из них вы сможете проверить самостоятельно, т. к. они построены на игровых моментах. В других заданиях необходимо вставить пропущенные слова, числа в специально оставленные для этого клеточки. В каждую клеточку вы сможете вписать только одну букву или цифру.
В текстах многих заданий выделены шрифтом определения, правила, которые вам необходимо знать!
После изучения каждой темы по учебнику и данной тетради вы, вне всяких сомнений, будите гораздо свободнее ориентироваться в учебном материале по физике.
§1-§5. Что изучает физика.
Некоторые физические термины.
- Запишите определения.
Физика – это ____________________________________________________
________________________________________________________________
Физическое тело – это ____________________________________________
________________________________________________________________
Вещество – это __________________________________________________
- Приведите примеры нескольких физических явлений
а ) _____________________________________________________________
б ) _____________________________________________________________
в ) _____________________________________________________________
г ) _____________________________________________________________
д ) _____________________________________________________________
- Поиграйте в ,,крестики – нолики”, покажите выигрышный путь, который составляют названия:
а ) тел
Вилка | Пластмасса | Воск |
Линейка | Свеча | Капля |
Воздух | Соты | Железо |
б ) веществ
Глина | Полиэтилен | Снежинка |
Мяч | Свинец | Стакан |
Книга | Чугун | Стол |
- Укажите :
а) какие тела можно сделать из алюминия ______________________________________________________________________________________________________________________________
из чугуна _______________________________________________________
б) из каких веществ можно изготовить:
ложку __________________________________________________________
тарелку ________________________________________________________
- Подчеркните те фразы, в которых говорится о физическом явлении. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название самого твердого в природе вещества.
а) падение капель дождя А
б) гниение картофеля Б
в) слышны раскаты грома Л
г) в бидоне прокисло молоко О
д) в бидоне с молоком отстоялись сливки М
е) таяние льда А
ж) азот не имеет запаха Р
з) эхо З
Физические величины.
Измерение физических величин.
Количественную характеристику физического тела или явления называют физической величиной.
Впишите в клеточки примеры физических величин.
- Допишите предложение.
Измерить какую-нибудь величину – это значит ____________________
____________________________________________________________
- Составьте таблицу по схеме:
г | гекто | 100 или 102 |
к | ||
М | ||
Д | деци | 0, 1 или 10-1 |
с | ||
м |
- Соотнесите название физической величины с единицей ее измерения, вы составите название известного вам вещества
Единица физической величины Физическая величина | с | м/с | м3 | М | кг | м2 |
длина | А | Г | Е | Д | Н | С |
масса | Ж | К | Л | И | У | Т |
объем | Ч | Б | В | Ш | Ф | У |
скорость | И | З | Г | Ю | Ц | Р |
время | О | Ж | Ф | С | Т | Ч |
площадь | К | Е | М | Н | П | Х |
- Измерение физической величины производят с помощью измерительных приборов.
Вставьте пропущенные слова.
а) длину измеряют (чем?) ____________________________
б) объём жидкостей __________________________________
в) температуру ______________________________________
г) массу тел _________________________________________
- Допишите недостающие слова.
Для того чтобы определить цену деления прибора, необходимо:
1) найти два ближайших штриха шкалы ___________________________________________________________
- вычесть из _______________ значения __________ и полученное число ____________________________ на число _________________,
находящихся между ними.
6. В физике допускаемую при измерении неточность, называют погрешностью измерения.
Допишите пропущенные слова.
а) Погрешность измерения не может быть ______________ цены
деления измерительного прибора.
б) Чем _____________ цена деления, тем _____________точность
измерения.
в) Погрешность измерений равна ________________________деления шкалы измерительного прибора.
§7-§12. Строение вещества
Запишите определение.
Молекула – это ______________________________________________________.
- Вставьте пропущенные слова.
Молекулы одного итого же вещества _______________ . Частицы, из которых состоят молекулы, называются __________________________________________________________.
- Выберите правильные дополнения предложений (правильный путь укажите стрелочкой.
1) а ) Все молекулы одного Не отличаются друг от
и того же вещества … друга.
б ) Молекулы различных Отличаются друг от
веществ … друга.
2) При нагревании воздуха, а) не изменяется
воды, металлов их объём … б) увеличивается
в) уменьшается.
3) При нагревании вещества, а) уменьшаются
промежутки между частицами … б) увеличиваются
в) не изменяются.
3.Запишите определение.
Диффузией называется __________________________________________
______________________________________________________________.
- Вставьте пропущенные слова.
Скорость диффузии зависит от температуры: чем _________ температура,
Тем ___________________ двигаются молекулы.
- Подчеркните правильный ответ.
Явление диффузии доказывает…
А. Только факт существования молекул.
Б. Только факт движения молекул.
В. Факт существования и движения молекул.
Г. Факт взаимодействия молекул.
Диффузия происходит…
А. Только в газах.
Б. Только в жидкостях.
В. Только в твёрдых телах.
Г. В газах, жидкостях и твёрдых телах.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
1. Подчеркните те фразы, которые являются верными. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название физической величины.
*Между молекулами существует взаимное притяжение В
*Взаимное притяжение существует только между молекулами твердых тел О
*Притяжение между молекулами становится заметным лишь на расстояниях, которые сравнимы с размерами самих молекул Р
*Между молекулами нет промежутков А
*Между молекулами существует взаимное отталкивание Е
*Притяжение и отталкивание действуют одновременно М
*Явление смачивания объясняется отталкиванием молекул У
*Явление смачивания объясняется притяжением молекул друг к другу Я
- Какие опыты и явления, наблюдаемые в повседневной жизни,
Показывают, что между молекулами и атомами, из которых состоят тела, существует взаимное притяжение.
а) __________________________________________________________
б) __________________________________________________________
в) __________________________________________________________
- Какие опыты и наблюдения показывают, что между молекулами и атомами существует отталкивание.
а) __________________________________________________________
б) __________________________________________________________
в) __________________________________________________________
- Какие явления объясняют отталкивание молекул при их сближении.
Три состояния вещества.
Свойства вещества | Состояние вещества | ||
Твердое тело | жидкость | газообразное | |
Сохранять постоянство формы | С | Р | Б |
Сохранять объем | Т | А | Г |
Принимать форму сосуда в котором находится | Д | Л | Ж |
Занимать весь предоставленный объем | К | Ш | Ь |
Укажите, какие из перечисленных свойств, каким состояниям вещества
принадлежат. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите
название одного из металлов.
Тематическое оценивание знаний по теме
«Введение. Начальные сведения о строении вещества».
- В стакан с холодным и горячим чаем бросают по кусочку сахара. Выберите правильное утверждение.
А. В горячем чае сахар растворится быстрее.
Б. В обоих стаканах сахар растворится за одно и то же время.
В. В холодном чае сахар растворится быстрее.
Г. Сахар растворится быстрее, если молекулы движутся медленнее.
2. Сжать газ намного легче, чем жидкость. Выберите правильное утверждение.
А. Это объясняется большими расстояниями между молекулами газа.
Б. Это объясняется тем, что молекулы газа легко сжать.
В. Это объясняется быстрым движением молекул газа.
Г. Это объясняется слабым притяжением между молекулами газа.
3. Пластинки из свинца и золота, прижатые друг к другу и помещенные в специальную печь, через некоторое время прочно соединяются. Выберите правильное утверждение.
А. Диффузия в газах происходит медленнее, чем в твердых телах.
Б. Чем выше температура в печи, тем больше времени занимает опыт.
В. Это один из примеров диффузии в твердых телах.
Г. Это обусловлено отталкиванием молекул.
4. Что представляет собой диффузия? Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
А Характеристика степени нагретости тела.
Б. Состояние, при котором прекращается тепловое движение молекул.
В. Хаотическое движение частиц.
Г. Взаимное проникновение молекул соприкасающихся веществ, приводящее к их взаимному перемешиванию.
5. В воздухе молекулы непрерывно движутся и сталкиваются друг с другом. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
А. Со временем масса молекул незначительно увеличивается.
Б. Объем молекул со временем уменьшается.
В. Молекулы со временем уменьшаются.
Г. При столкновении форма молекул изменяется.
6. К резиновому шнуру подвесили груз. Длина шнура увеличилась. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
А. Расстояние между молекулами уменьшилось.
Б. Размеры молекул увеличились.
В. Между молекулами преобладают силы отталкивания.
Г. Расстояние между молекулами увеличилось.
7. Когда лед внесли в теплое помещение, он нагрелся и растаял. Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
А. Произошло разрушение кристаллической решетки.
Б. Произошло превращение твердого тела в жидкость.
Г. Увеличились скорости движения молекул.
8. Когда воду поместили в холодильную камеру, она превратилась в лед.
Отметьте, какие из следующих четырех утверждений правильные, а какие – неправильные.
А. Увеличились скорости движения молекул.
Б. Произошло разрушение кристаллической решетки.
В. Произошло превращение жидкости в твердое тело.
Г. Произошло изменение размеров молекул вещества.
§13-§16. Механическое движение.
- Вставьте пропущенные слова в определениях
а) Изменение ____________________________________ положения тела _________________________________называется механическим движением.
б) Траекторией называют ________________________________________
__________________________________________________________________
в) Пройденным путем называют ___________________________________
__________________________________________________________________
г) Если какое-нибудь тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называют __________________
__________________________________________________________________
д) Приведите примеры движения тел.
Прямолинейное | Криволинейное |
Равномерное | Неравномерное |
е). Выполните упражнение.
2,15км = м; 80см = м;
0,73км = м; 6,7см = м.
Скорость единицы скорости.
1). Выберите правильные утверждения.
- Скоростью равномерного движения называют величину, численно равную…
А. времени прохождения телом единицы пути.
Б. пути, пройденному телом за время движения.
В. пути, пройденному телом в единицу времени.
2. Какую скорость имеют в виду, когда говорят о скорости неравномерного движения?
А. Скорость равномерного движения.
Б. Скорость неравномерного движения.
В. Среднюю скорость.
3. За единицу скорости принимают скорость такого __________, при котором движущееся тало в 1с проходит путь, равный 1м.
А. движения.
Б. равномерного движения.
В. неравномерного движения.
2) Составьте формулу по правилу.
а) Скорость тела при равномерном движении – это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
б)
3) Научитесь выполнять перевод единиц скорости:
а) преобразование кратных единиц в основные:
72км/ч = 72 = = 20м/с.
б) преобразование основных единиц в кратные:
4) Выполните упражнение:
54км/ч = м/с
0,36км/ч = м/с
45 м/мин = м/с
5) Решите задачу:
1. Автомобиль, двигаясь равномерно по прямолинейному участку пути, проходит за 0,5ч расстояние, равное 30км. Определите скорость движения автомобиля.
Дано: Решение:
t = 0,5ч u = u =
s = 30км
u — ?
Ответ: u =
- Мотоциклист за 2ч проехал 144км. Определите скорость его движения.
Дано:
Ответ:
- Поезд, находясь в пути 40ч, прошел расстояние 2400км. Определите
среднюю скорость поезда.
Дано:
Ответ:
6) Придумайте задачу на определение скорости, запишите в тетради её
условие и дайте решение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дано: Решение
Ответ:
Расчет пути и времени
- Напишите формулу скорости равномерного движения, Зная, что в этой формуле s – делимое, t – делитель, а u – частное, выразите из этой формулы
- Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из единиц измерения, выраженных в СИ.
м/с | км/ч | ч |
мин | с | см |
м/мин | см/с | м |
- Решите задачи.
1) Искусственный спутник Земли в момент выхода на орбиту, имеет скорость 8км/с. Какой путь он пролетит за 1 мин?
Дано Решение
Ответ:
2) Современный реактивный самолет развивает скорость до 1000 км/ч.
Какое расстояние он пролетит за 2 ч 30 мин?
Дано Решение
Ответ:
Задачи на расчет средней скорости.
- Автомобиль 3 км ехал со скоростью 40км/ч и 3 км со скоростью
60км/ч. Найти среднюю скорость.
Дано Решение
s = s1 + s2
Ответ:
- Человек проехал 10 км со скоростью 20 км/ч, а потом прошел пешком 8 км со скоростью 4 км/ч. Какова была средняя скорость на всем пути?
Дано
___________
Ответ:
- Двигаясь по шоссе, велосипедист проехал 900 м со скоростью 15 м/с, а затем по плохой дороге проехал 400 м со скоростью 10 м/с. С какой средней скоростью он проехал весь путь?
Дано:
__________
Ответ:
- Запишите определение.
Инерцией называется______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________
- Подчеркните правильный ответ.
- Явление сохранения скорости при отсутствии действия на него других тел называют
А. механическим движением
Б. инерцией
В. Движением тела
2) Если на тело действуют другие тела, то его скорость…
А. не изменяется, оно находится в покое.
Б. не изменяется, оно движется равномерно и прямолинейно.
В. увеличивается или уменьшается.
3) В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
А. по ходу движения трамвая.
Б. перпендикулярно направлению движения трамвая.
В. против хода трамвая.
4) Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком направлении будут двигаться пассажиры некоторое время?
1. На север.
2. На юг.
3. На запад.
4. На восток.
5) Изменение скорости тела происходит…
А. пока действует на него другое тело.
Б. без действия на него другого тела.
В. после действия на него другого тела.
3. Вставьте пропущенные слова в определение.
Масса – это мера инертных свойств тела. Чем больше масса тела, тем -__________________ изменяется его скорость под действием на него другого тела. Чем меньше масса тела, тем _____________________ изменяется его скорость.
- Выполните упражнение:
7,2 т = кг 170 г = кг
10,07 кг = г 85,3 г = кг
2 г = кг 500 мг = г.
§19-§22. Плотность вещества
- Запишите определение.
Плотность – физическая величина, равная ____________________________________________________________
- Подчеркните правильный ответ.
- При записи формул, плотность обозначают буквой … , массу … и объем … .
а) б) m в) m г) m .
2) Чтобы определить плотность вещества, надо…
а) его массу разделить на объем.
б) его объем разделить на массу.
в) его массу умножить на объем.
3) Плотность льда 900 кг/м3. Это означает, что…
а) в объеме 1 м3 содержится лед массой 900 кг.
б) лед, массой 1 кг занимает объем 900 м3.
в) лед, массой 900 кг занимает объем 900 м3.
4) Плотность мрамора 2700 кг/м3. Выразите ее в г/см3.
а) 2,7 г/см3 б) 0,27 г/см3 в) 27 г/см3 г) 270 г/см3.
3. Решите задачи:
1) Объем слитка 50 см3, а его масса 355 г. Найти плотность этого металла.
Какой металл имеет такую плотность?
Дано
_________
Ответ:
- Прямоугольная металлическая пластина размерами 5 см имеет массу 85 г. Из какого металла она может быть изготовлена?
Дано
_________
Ответ:
Расчет массы и объема тела по его плотности.
1. Запишите формулы:
= m = =
2. Выполните упражнение:
5 м3 = см3 1 м3
nsportal.ru
Решебник по физике за 7 класс рабочая тетрадь Перышкин А.В. ФГОС
gdzguru.com
решебники
- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
gdzguru.com
Рабочая тетрадь по физике 7 класс Перышкин
Рабочая тетрадь 7 класса Перышкина по физике соответствует ФГОС. РТ является необходимым дополнением УМК к учебнику Перышкина. Содержит материалы Перышкина ко всем параграфам учебника. Помимо упражнений из учебника, включает множество дополнительных вопросов – задач, алгоритм решений типовых задач. Выполнение заданий предусмотрено в самой “Рабочей тетради”. Учителям физики, семиклассникам.
-Содержание-
ВВЕДЕНИЕ 3
Что изучает физика 7
Некоторые физические термины 9
Наблюдения и опыты 11
Измерение физических величин 13
Точность – погрешность измерений 16
Физика и техника 19
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТР. ВЕЩЕСТВА 20
Строение вещества 20
Молекулы 21
Броуновское движение 22
Диффузия …23
Взаимное притяжение – отталкивание молекул 25
Агрегатные состояния вещества 28
Различие в молек. строении тв. тел, жидкостей газов 29
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ 31
Механическое движение 31
Равномерное – неравномерное движение 34
Скорость. Единицы скорости 36
Расчёт пути – времени движения 42
Инерция 46
Взаимодействие тел 47
Масса тела. Ед-цы массы 50
Измерение массы тела … 52
Плотность вещества 52
Расчёт массы – объёма тела … 57
Сила 61
Явление тяготения. … 63
Сила упругости. … 65
Вес тела 67
Единицы силы. …68
Сила тяжести на др. планетах. Физич. характеристики планет 72
Динамометр 72
Сложение двух сил, ….Равнодействующая сил 74
Сила трения 76
Трение покоя 78
Трение в природе – технике 79
ДАВЛЕНИЕ ТВ. ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ ГАЗОВ 80
Давление. Единицы давления 81
Способы уменьшения – увеличения давления 84
Давление газа 85
Закон Паскаля 88
Давление в жидкости – газе 89
Расчёт давления жидкости … 90
Сообщающиеся сосуды 95
Вес воздуха. Атмосф. давление 98
Почему существует возд. оболочка Земли 100
Измерение атмосферного давления. ..101
Барометр-анероид 103
Атмосферное давление…. 104
Манометры 106
Поршневой жидкостный насос 109
Гидравлический пресс 110
Действие жидкости – газа на погруж. в них тело 114
Архимедова сила 115
Плавание тел 119
Плавание судов 124
Воздухоплавание 126
РАБОТА МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ 130
Механическая работа. Ед-цы работы 130
Мощность. Единицы мощности 133
Простые механизмы 136
Рычаг. Равновесие сил … 138
Момент силы 139
Применение правила равновесия … 143
«Золотое правило» механики 146
Центр тяжести тела 150
Условия равновесия тел 152
КПД механизма 152
Энергия 155
Потенциальная – кинетическая энергия 157
Превращение одного вида механич. энергии в другой 160
Скачать
Размер файла: 22 Мб; Формат: pdf/
Вместе с «Рабочая тетрадь по физике 7 класс Перышкин» скачивают:
Admin
skachaj24.ru