Урок биологии в 7 классе Ткани животных. Лабораторная работа № 1 «Строение животных тканей». Органы и системы органов животных
Урок 2. Ткани животных. Лабораторная работа № 1 «Строение животных тканей»
Цель: формирование представлений о тканях животного организма, особенностях их строения и функциях.
Задачи: познакомить обучающихся с особенностями строения тканей животного организма в связи с выполняемыми ими функциями; научить распознавать ткани; развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. Оборудование: учебник; рисунки, таблицы тканей животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.
Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ).
Ход урока
I. Проверка знаний
Сначала учитель предлагает двум обучающимся выполнить задание у доски. Каждый получает карточку, на которой перечислены главные части и органоиды клеток. Один обучающийся выписывает структуры, характерные для растительной клетки, а другой – для животной.
Список клеточных структур
1.Клеточная стенка
2. Ядро
3. Цитоплазма
4. Лизосомы
5. Митохондрии
6. Вакуоли с клеточным соком
7. Пластиды
8. Рибосомы
9. Клеточная мембрана
10. Клеточный центр
Пока обучающиеся работают у доски, учитель демонстрирует классу список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов. Затем предлагает некоторым из обучающихся прочитать один из признаков и сказать, для каких организмов он характерен: для животных, для растений или для всех живых существ.
Список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов
1. Автотрофный тип питания
2. Гетеротрофный тип питания
3. Клеточное строение
4. Способность к активному передвижению
5. Способность к обмену веществ и превращению энергии
6. Приспособленность к условиям окружающей среды
7. Неограниченный период роста
8. Способность к росту и развитию
9. Наличие систем органов
10. Ограниченный период роста
11. Наличие клеточной стенки из целлюлозы
12. Способность реагировать на изменения окружающей среды
13. Наличие симметрии тела
Скорректировав ответы, учитель проверяет правильность выполнения заданий у доски. Затем организует беседу по вопросам, помещенным в конце п. 2
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает обучающимся вспомнить определение понятия «ткань». В случае возникновения затруднений, обращает внимание на словарь, зачитывают определение понятия. Далее учитель организует беседу по вопросам:
Какие ткани растительных организмов вы знаете?
Какие функции они выполняют?
Есть ли связь между строением ткани и выполняемыми ею функциями?
Затем учитель предлагает обучающимся подумать над вопросами рубрики «Как вы думаете?», расположенной перед началом параграфа. Выслушав их предположения, он озвучивает тему урока и формулирует его познавательную задачу.
III. Изучение нового материала
Учитель обращает внимание на тот факт, что, подобно растительным организмам, организмы животных состоят из тканей, разнообразных по строению и выполняемым функциям. Он отмечает, что в организме большинства животных различают 4 типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Затем учитель предлагает обучающимся начертить в тетради таблицу «Ткани животного организма», которую они будут заполнять в течение урока.
Эпителиа
льная
Клетки плотно прижаты друг к другу, межклеточного вещества мало
Поверхность тела и полости внутренних органов, а также железы
Покровный эпителий;
Железистый эпителий
Защита от повреждений; участие в переваривании пищи, газообмене и выделении
Соединительная
Клетки могут иметь разнообразную форму, межклеточного вещества много
Скелет, подкожная жировая клетчатка, полости органов кровообращения
Костная
Защита внутренних органов; опора; форма тела
Хрящевая
Рыхлая
Запас питательных веществ в виде жира
Кровь
Транспорт веществ; защита от инфекции
Мышечная
Клетки имеют вид тонких волокон, способных изменять свою длину (обладают сократимостью)
Стенки кровеносных сосудов, органов кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения
Гладкая
работа внутренних органов (перистальтика кишечника, сужение просветов кровеносных сосудов и т.д.
Мускулатура тела
Поперечнополосатая скелетная
Движение организма впространстве;
Сердечная мышца (миокард)
Поперечнополосатая сердечная
сокращения сердечной мышцы,
Нервная
Нервные клетки (нейроны) имеют многочисленные отростки: короткие и длинные; обладают возбудимостью и проводимостью
Головной и спинной мозг и нервы, расположенные во всех органах и тканях
Согласованная работа всех внутренних органов; реагирование на изменения окружающей среды
При изучении каждой группы ткани учитель сначала демонстрирует соответствующий фрагмент учебного пособия, а затем предлагает обучающимся заполнить нужные графы в таблице, опираясь на текст учебника.
По окончании выполнения работы учитель показывает им изображения различных тканей и предлагает назвать их, объясняя, на основании каких признаков он ее определил.
Затем учитель предлагает обучающимся выполнить Лабораторную работу № 1 «Строение животных тканей», используя тетрадь с инструктивными заданиями.
IV. Обобщение и закрепление знаний
С целью обобщения и закрепления знаний учитель организует проверку правильности заполнения таблицы. После этого предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать вывод относительно связи строения тканей животного организма с выполняемыми функциями.
Затем обучающиеся выполняют задание, предложенное в интерактивном учебном пособии, и отвечают на вопросы теста с целью самостоятельного оценивания своих знаний, полученных на уроке.
IV. Домашнее задание
Изучить параграфы 3-4 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфов.
План урока:
Целеполагание.
Опрос (работа с терминами и понятиями).
Изучение нового материала.
Закрепление (работа с тестами).
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1. Целеполагание.
Постановка цели урока в связи прошедшие темой. Беседа с классом.
2. Опрос (работа с терминами)
На слайде презентации записаны термины, которые были изучены на предыдущих уроках. Ученики отвечают по очереди, которая устанавливается ими – первого ученика спрашивает учитель, при правильном ответе он спрашивает одного из своих одноклассников и т.д., при этом они передают рефлексивный мяч, которым можно массажировать ладони, таким образом активируя рецепторы.
Термины и понятия:
гетеротрофы
автотрофы
цитоплазма
ядро
рибосомы
пластиды
митохондрии
ДНК
фотосинтез
3. Изучение нового материала.
Урок требует предварительной подготовки, необходимо лабораторное оборудование – микроскопы, фиксированные препараты, салфетки. На каждой парте следует разместить микроскоп, набор фиксированных препаратов. Свои наблюдения, выводы ученики записывают в тетрадь для лабораторных и практических работ, которую заводим на первом уроке в сентябре.
План изучения нового материала:
1. Выяснение понятия, что такое ткань.
В ходе фронтальной беседы устанавливается определение ткани, типы тканей растений, которые мы проходили в прошлом году.
2. Заполнение кластера.
Используя лабораторное оборудование, материал презентации, устанавливаем особенности тканей человека. Свои выводы записываем в тетради и сопровождаем их схематичными зарисовками. В конце работы формулируем общий вывод.
3. В середине урока проводим физминутку, которая поможет снизить напряжение с глаз, расслабиться и создаст хорошее настроение.
Фиксированные препараты: кровь лягушки, кубический эпителий лошади, нервная ткань собаки.
4.Закрепление (работа с тестами).
Ученики выполняют краткий тест, посвященный тканям. Здесь возможно два варианта – работа в парах или индивидуально по желанию ученика. Ответы выводим на слайд презентации, так как здесь задача не столь выявление тех, кто на отлично усвоил тему, а тех у кого есть трудности и кому нужна индивидуальная консультация учителя или консультанта.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Используем прием «Ваше мнение» . Ученики отвечают на вопросы устно, давая своеобразную оценку своей деятельности или возможно достижению своих одноклассников.
Вопросы:
Какие эмоции вызвал у вас урок?
Какие на ваш взгляд были наиболее интересные моменты урока?
Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии?
Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным?
Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме?
6. Домашнее задание.
Параграф №3,4 подготовиться к самостоятельной работе по данной теме. Ответить письменно на вопрос №3 в конце параграфа.
Приложение №1. Кластер
Приложение №2. Тест.
Практикум по теме «Ткани животных».
Часть А. Внимательно портите вопросы и выберите один верный ответ.
1. Какая ткань характеризуется тем, что ее клетки имеют неправильную звездчатую форму?
1. Нервная 2. Эпителиальная
3. Мышечная гладкая 4. Соединительная
2. Какая из тканей обеспечивает движение жевательных мышц жвачных животных при пережевывании пищи во рту?
1. Мышечная поперечно-полосатая 2. Соединительная
3. Мышечная гладкая 4. Эпителиальная
3. Выберите черты строения соединительной ткани:
1. Хорошо развитое межклеточное вещество.
2. Клетки расположены тесно и плотно друг к другу.
3. Клетки имеют несколько ядер и множество митохондрий.
4. Ткань образована вытянутыми клетками с палочковидными ядрами.
4. Какая из функций только характерна для нервной ткани:
1. Сократимость и возбудимость 2. Перенос веществ
3. Возбудимость и проводимость 4. Защита
5. Какая ткань образует кости животных?
1. Мышечная гладкая 2. Соединительная
3. Эпителиальная 4. Нервная
6. Единицей, какой ткани является нейрон?
1. Соединительной 2. Нервной
3. Эпителиальной 4. Мышечной
7. Жировая ткань характеризуется рыхлым расположением клеток и содержанием запасных питательных веществ в виде жира. К какой ткани она относится?
1. Эпителиальной 2. Нервной
2. Соединительной 4. Мышечной
8. На основе, каких признаков можно клетки объединить в одну ткань?
1. На основе сходства строения 2. По общей функции
3. По общему биохимическому составу 4. По всем перечисленным признакам
Часть В.
9. Установите соответствие между типом ткани и ее особенностью. Ответ оформите в виде таблицы.
1. Тесное расположение клеток А. Эпителиальная
2. Хорошо развитое межклеточное вещество Б. Мышечная
3. Клетки веретеновидной формы В. Соединительная
4. Клетки имеют звездчатую форму Г. Нервная
5. Клетки имеют отростки раной длины
6. Клетки многоядерные, имею продольное и поперечное сечение.
1. Кровь собаки А. Эпителиальная
2. Эпителий кожи лягушки Б. Нервная
3. Головной мозг шимпанзе В. Соединительная
4. Мышцы гепарда Г. Мышечная
5. Хрящи костей ящерицы
6. Сердце медведя
Приложение №3. Лабораторная работа.
Тема: «Ткани животных».
Цель: Изучить особенности строения тканей животных, функционирование и разновидности.
Задания:
№1. Рассмотрите препарат эпителиальной ткани, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера. Установите черты сходства данной ткани в эпителием кожицы лука
№2. Рассмотрите препарат крови лягушки, установите черты отличия от предыдущего препарата, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера.
№3. Рассмотрите препарат нервная ткань собаки, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Найдите на рисунке 19 (8) страницы 30 короткие и длинные отростки нейронов. Данные занесите в схему кластера.
№4. Используя материал учебника на странице 30, установите особенности строения, функции и деление на типы мышечной ткани. Данные занесите в таблицу.
infourok.ru
План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Урок по биологии тема: «Ткани животных».
Урок «Ткани животных».
Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения тканей животных, их функциональных особенностях.
Развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ).
План урока:
- Целеполагание.
- Опрос (работа с терминами и понятиями).
- Изучение нового материала.
- Закрепление (работа с тестами).
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
Этап урока | Сущность этапа и способ действия |
1. Целеполагание.
| Постановка цели урока в связи прошедшие темой. Беседа с классом. |
2. Опрос (работа с терминами) | На слайде презентации записаны термины, которые были изучены на предыдущих уроках. Ученики отвечают по очереди, которая устанавливается ими – первого ученика спрашивает учитель, при правильном ответе он спрашивает одного из своих одноклассников и т.д., при этом они передают рефлексивный мяч, которым можно массажировать ладони, таким образом активируя рецепторы. Термины и понятия:
|
3. Изучение нового материала. | Урок требует предварительной подготовки, необходимо лабораторное оборудование – микроскопы, фиксированные препараты, салфетки. На каждой парте следует разместить микроскоп, набор фиксированных препаратов. Свои наблюдения, выводы ученики записывают в тетрадь для лабораторных и практических работ, которую заводим на первом уроке в сентябре. План изучения нового материала: 1. Выяснение понятия, что такое ткань. В ходе фронтальной беседы устанавливается определение ткани, типы тканей растений, которые мы проходили в прошлом году. 2. Заполнение кластера. Используя лабораторное оборудование, материал презентации, устанавливаем особенности тканей человека. Свои выводы записываем в тетради и сопровождаем их схематичными зарисовками. В конце работы формулируем общий вывод. 3. В середине урока проводим физминутку, которая поможет снизить напряжение с глаз, расслабиться и создаст хорошее настроение. Фиксированные препараты: кровь лягушки, кубический эпителий лошади, нервная ткань собаки. |
4.Закрепление (работа с тестами). | Ученики выполняют краткий тест, посвященный тканям. Здесь возможно два варианта – работа в парах или индивидуально по желанию ученика. Ответы выводим на слайд презентации, так как здесь задача не столь выявление тех, кто на отлично усвоил тему, а тех у кого есть трудности и кому нужна индивидуальная консультация учителя или консультанта. |
5. Рефлексия. Подведение итогов урока. | Используем прием «Ваше мнение» . Ученики отвечают на вопросы устно, давая своеобразную оценку своей деятельности или возможно достижению своих одноклассников. Вопросы:
|
6. Домашнее задание. | Параграф №7 подготовиться к самостоятельной работе по данной теме. Ответить письменно на вопрос №3 в конце параграфа. |
Приложение №1. Кластер
Приложение №2. Тест.
Практикум по теме «Ткани животных».
Часть А. Внимательно портите вопросы и выберите один верный ответ.
1. Какая ткань характеризуется тем, что ее клетки имеют неправильную звездчатую форму?
1. Нервная 2. Эпителиальная
3. Мышечная гладкая 4. Соединительная
2. Какая из тканей обеспечивает движение жевательных мышц жвачных животных при пережевывании пищи во рту?
1. Мышечная поперечно-полосатая 2. Соединительная
3. Мышечная гладкая 4. Эпителиальная
3. Выберите черты строения соединительной ткани:
1. Хорошо развитое межклеточное вещество.
2. Клетки расположены тесно и плотно друг к другу.
3. Клетки имеют несколько ядер и множество митохондрий.
4. Ткань образована вытянутыми клетками с палочковидными ядрами.
4. Какая из функций только характерна для нервной ткани:
1. Сократимость и возбудимость 2. Перенос веществ
3. Возбудимость и проводимость 4. Защита
5. Какая ткань образует кости животных?
1. Мышечная гладкая 2. Соединительная
3. Эпителиальная 4. Нервная
6. Единицей, какой ткани является нейрон?
1. Соединительной 2. Нервной
3. Эпителиальной 4. Мышечной
7. Жировая ткань характеризуется рыхлым расположением клеток и содержанием запасных питательных веществ в виде жира. К какой ткани она относится?
1. Эпителиальной 2. Нервной
2. Соединительной 4. Мышечной
8. На основе, каких признаков можно клетки объединить в одну ткань?
1. На основе сходства строения 2. По общей функции
3. По общему биохимическому составу 4. По всем перечисленным признакам
Часть В.
9. Установите соответствие между типом ткани и ее особенностью. Ответ оформите в виде таблицы.
1. Тесное расположение клеток А. Эпителиальная
2. Хорошо развитое межклеточное вещество Б. Мышечная
3. Клетки веретеновидной формы В. Соединительная
4. Клетки имеют звездчатую форму Г. Нервная
5. Клетки имеют отростки раной длины
6. Клетки многоядерные, имею продольное и поперечное сечение.
10. Установите соответствие между разновидностью ткани или органа и их принадлежностью к определенной группе тканей . Ответ оформите в виде таблицы.
1. Кровь собаки А. Эпителиальная
2. Эпителий кожи лягушки Б. Нервная
3. Головной мозг шимпанзе В. Соединительная
4. Мышцы гепарда Г. Мышечная
5. Хрящи костей ящерицы
6. Сердце медведя
Приложение №3. Лабораторная работа.
Тема: «Ткани животных».
Цель: Изучить особенности строения тканей животных, функционирование и разновидности.
Задания:
№1. Рассмотрите препарат эпителиальной ткани, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера. Установите черты сходства данной ткани в эпителием кожицы лука
№2. Рассмотрите препарат крови лягушки, установите черты отличия от предыдущего препарата, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера.
№3. Рассмотрите препарат нервная ткань собаки, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Найдите на рисунке 19 (8) страницы 30 короткие и длинные отростки нейронов. Данные занесите в схему кластера.
№4. Используя материал учебника на странице 30, установите особенности строения, функции и деление на типы мышечной ткани. Данные занесите в таблицу.
nsportal.ru
Проверочная работа по теме «Ткани животных» 7 класс
Проверочная работа по теме «Ткани животных» 7 класс Вариант 1
Назовите ткани, укажите их нахождение в организме.
А)
Б)
В)
Г)
Установите соответствие между функцией тканей и их типом
ФУНКЦИИ ТИП
1. Ответная реакция организма на раздражение А. Эпителиальная
2. Отложение питательных веществ в запас Б. Соединительная
3. Передвижение веществ в организме В. Нервная
4. Защита от механических повреждений
5. Обеспечение обмена веществ между организмом
и окружающей средой
1
2
3
4
5
Проверочная работа по теме «Ткани животных» 7 класс Вариант 2
А)
Б)
В)
Г)
2.Установите соответствие между типом ткани и ее особенностью.
1. Тесное расположение клеток А. Эпителиальная
2. Хорошо развитое межклеточное вещество Б. Мышечная
3. Клетки веретеновидной формы В. Соединительная
4. Клетки имеют звездчатую форму Г. Нервная
5. Клетки имеют отростки раной длины
6. Клетки многоядерные, имею продольное и поперечное сечение.
1
2
3
4
5
6
infourok.ru
Урок 7. Ткани | Поурочные планы по биологии 6-7 класс
Урок 7. Ткани
07.01.2015
4660
0
Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о тканях, их
многообразии и значении; дать представление о взаимосвязи строения ткани и
выполняемых ею функций.
Оборудование: Таблица «Виды тканей животных».
I.
Актуализация знаний
Биологический диктант.
1)
Наука,
изучающая строение и функции клеток — ….
2)
Основная
структурно — функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая
система —
3)
Тело
клетки и ее содержимое отделено от внешней среды — ….
4)
Основное
содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
5)
Органоид
клетки, в котором происходит синтез белков —….
6)
Главнейшая
структура ядра, обеспечивающая передачу наследственной информации —….
7)
Впервые
клетки были обнаружены в 1665 году ….
8)
Основное
содержимое клетки, заполняющее весь ее объем —….
9)
В
клетках животных, в отличие от растительных, отсутствуют….
10)
Органоиды
клетки, ферменты которых расщепляют белки, жиры, углеводы —….
II.
Изучение нового
материала
1.
Рассказ
учителя.
У многоклеточных животных клетки специализируются на
выполнении определенных функций. Группа клеток, сходных по строению, происхождению
и выполняемым функциям, называется тканью.
—
Какие
типы тканей встречаются у растений, какие функции они выполняют?
Наука, изучающая ткани, называется гистологией.
Дифференцировка клеток на различные типы тканей это
своего рода разделение труда в организме. Такое разделение труда выгодно для
организма, поскольку ткани выполняют специфические функции эффективнее
отдельных клеток. Такая специализация повышает эффективность работы всего
организма в целом. Работа клеток в тканях скоординирована и они представляют
собой самостоятельную функциональную единицу. Кроме того, совместная
деятельность различных тканей тоже строго скоординирована, так как только
таким образом организм может сохранить свою жизнеспособность.
В теле животных выделяют четыре вида тканей:
эпителиальная (покровная), соединительная, мышечная, нервная. Каждый из видов
ткани имеет свое характерное строение и выполняет в организме свою строго
определенную функцию. Внешний вид и строение ткани четко соответствуют ее
назначению.
2.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
О
Заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника §7, стр. 28-30.
Название ткани | Строение | Функции | Примеры |
Эпителиальная |
|
|
|
Соединительная |
|
|
|
Мышечная |
|
|
|
Нервная |
|
|
|
III.
Закрепление знаний
1.
Фронтальный
опрос.
—
Что
такое ткань? Какие виды тканей вы знаете?
—
Какова
функция эпителиальной ткани? Где может быть расположена эпителиальная ткань?
—
Какова
функция сальных желез?
—
Какие
еще железы могут встречаться у животных?
—
Какие
элементы организма состоят из соединительной ткани?
—
Какова
функция соединительной ткани?
—
Какие
вы знаете виды мышечной ткани?
—
Какова
особенность клеток нервной ткани?
2.
Игра
«Слабое звено».
Учитель называет орган или структурный элемент
организма и указывает на одного из учеников. Ученик должен назвать ткань, из
которой состоит данная структура и назвать следующую, указав на другого
ученика (или назвав его имя). Если какой-либо ученик затрудняется ответить,
учитель сам отвечает на вопрос и дает задание другому ученику. Задача игры —
составить как можно более длинную цепочку.
Домашнее задание
§7 учебника, вопросы в конце
параграфа
tak-to-ent.net
План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме: Тема 2. Строение тела животных.Урок на тему «Клетка. Ткани.» биология – 7 класс
биология – 7 класс
Тема 2. Строение тела животных.
Задачи темы:
учащимся после изучения темы следует
- называть органоиды растительной и животной клеток; виды тканей животных: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную; органы, системы органов;
- характеризовать структуру, функции органоидов клетки; функции каждого типа тканей; деятельность органоидов и систем органов;
- выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток;
- применять знания о свойствах тканей для объяснения жизнедеятельности органов и всего организма в целом;
- делать выводы о клетке как целостной биологической системе; о взаимосвязи органов и систем органов, обеспечивающих жизнедеятельность организма, связь со средой обитания.
Урок 01 (47). Клетка. Ткани.
Задачи урока: а) сформировать знания семиклассников о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растительной и животной клеток, о взаимосвязи функций всех тканей организма;
б) продолжать развивать умения и навыки работы школьников с учебником.
Оборудование урока: готовые микропрепараты растительной и животной клеток, различных видов тканей; микроскопы,
таблицы, иллюстрирующие внешнее строение растительной и животной клеток.
Содержание урока:
- Организация учащихся на урок.
- Фронтальная проверка знаний. Вопрос: клетка как структурная и функциональная единица всего живого (повторение темы из курса ботаники).
- Изучение нового материала:
- Цитология – наука о клетке (объяснение учителя).
- Строение растительной и животной клеток:
а) мембрана – ее свойства и функции;
б) цитоплазма – ее свойства и функции;
в) ядро – его свойства и функции;
г) органоиды – их строение и функции.
(рассказ учителя с использованием таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микропрепаратов растительной и животной клеток. Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради.)
- Назовите отличительные особенности клеток животного организма.
- Рассмотрите рисунок 20 учебника. Объясните, в чем сходства и различия растительной и животной клеток.
- Нарисуйте животную клетку, укажите цифрами и напишите названия основных частей клетки.
- Пользуясь учебником, заполните таблицу. (Задание 3 §6 в рабочей тетради.)
Строение животной клетки
Органоиды клетки | Особенности строения | Функции |
- Понятие ткань (объяснение учителя.)
- Состав тканей, их функции и типы (рассказ учителя с использованием рисунка 21 учебника и таблицы.)
- Функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности (рассказ учителя).
- Закрепление знаний
- Объясните, что такое ткань и назовите типы тканей. (Задания 1 и 2 §7 в рабочей тетради.)
- Заполните таблицу. (Задание 4 §7 в рабочей тетради.)
Ткани животных
Название ткани | Особенности строения | Основные функции |
- Объясните, какой вид ткани имеется только у животных и с чем это связано.
- Обобщение знаний по теме урока
Ключевой вопрос
Доказательства целостности клетки как биологической системы.
- Домашнее задание:
- Изучить §7,8 учебника.
- Повторить §26 учебника «Биология-6», ответить на вопросы 1 – 3.
nsportal.ru
Практические работы по биологии 7 класс
Лабораторная работа № 1.
«Строение плесневого гриба мукор»
Цель работы: расширить представления учащихся об особенностях строения плесневого гриба мукор, совершенствовать навыки работы с микроскопом.
Оборудование: белая плесень мукор на хлебе, пинцет, микроскопы.
Ход работы
Рассмотрите невооружённым глазом плесневые грибы на хлебе. Опишите их внешний вид.
Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукор.
Рассмотрите микропрепарат в микроскоп.
Найдите грибницу, плодовое тело и споры.
Зарисуйте строение гриба и подпишите названия его основных частей.
Сделайте вывод о строении и размножении гриба мукор.
Лабораторная работа № 2
Распознавание съедобных и ядовитых грибов
Цель работы: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы
Используя рисунки учебника и дополнительной литературы разделите грибы на 2 группы.
Полученные результаты запишите в таблицу:
Съедобные
Ядовитые
Лабораторная работа № 3
Изучение внешнего строения водорослей
Цель работы: изучить строение водоросли
Оборудование: микроскопы, микропрепараты водорослей
Ход работы
Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом. Из чего состоит нить водоросли? Найдите оболочку, цитоплазму, хроматофор, ядро, вакуоль.
Зарисуйте водоросль. Изобразите на рисунке одну клетку со всеми органоидами.
Сделайте вывод о строении спирогиры. Почему она так называется? Чем она отличается от эвглены или хламидомонады?
Лабораторная работа № 4
Изучение внешнего строения мхов
Цель работы: изучить строение мхов.
Оборудование: гербарные экземпляры мхов, лупа, микропрепарат листа мха, микроскоп.
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение мха. Найдите стебли и листья.
Укажите форму стебля и листьев, расположение листьев, размер и окраску.
Рассмотрите при помощи лупы верхушку стебля и найдите коробочку со спорами.
Каково значение спор в жизни растения?
Сделайте вывод: что общего и чем отличаются мхи от водорослей?
Лабораторная работа № 5
Изучение внешнего строения папоротников
Цель работы: изучить строение папоротников
Оборудование: лупа, папоротник, таблица «Строение папоротника»
Ход работы
Изучите внешнее строение папоротника. Найдите подземные и надземные вегетативные органы, опишите по плану: корневая система, форма и окраска корней, размер стебля, форма, размер и окраска листьев.
Рассмотрите мешочки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротников?
Сравните папоротник с мхом. Найдите признаки сходства и различия.
Обоснуйте принадлежность папоротника к растениям.
Практическая работа № 6
Изучение строения и многообразия голосеменных растений
Цель работы: изучить строение и многообразие голосеменных
Оборудование: хвоя сосны и ели, шишки сосны и ели.
Рассмотрите хвою. Определите её форму, расположение на стебле. Измерьте длину хвои и обратите внимание на окраску.
Рассмотрите внешний вид шишек. Отметьте их форму, размеры, окраску. Свои наблюдения занесите в таблицу.
Название
растений
Хвоя
Шишки
Длина
Окраска
Расположение
на ветке
Размеры
Форма чешуек
Плотность
Отделите одну чешуйку и ознакомьтесь с расположением и внешним
строением семян. Какую роль играют семена в жизни растений.
Почему изученное растение называется голосеменным.
Лабораторная работа № 7
Изучение строения покрытосеменных растений
(на примере шиповника)
Цель работы: изучить строение покрытосеменных растений
Материалы: рисунок шиповника
Ход работы
Рассмотрите выданное вам растение.
Отметьте особенности внешнего строения.
Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности строения стебля.
Определите: одиночный цветок или растение имеет сооцветие.
Отметьте особенности строения чашечки, венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
Изучите строение плода. Определите тип плода.
Вывод: определите к какому классу и семейству относится растение. Почему?
Лабораторная работа №9
Строение инфузории – туфельки
Цель работы: ознакомиться со строением инфузории туфельки
Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат инфузории
Ход работы
Рассмотрите микропрепарат инфузории — туфельки под микроскопом.
Определите её форму тела, передний (тупой) и задний (заострённый) концы тела.
Найдите на поверхности её тела реснички и установите, какую роль они играют.
Найдите сократительные вакуоли. Какую роль они выполняют?
Зарисуйте инфузорию – туфельку в тетради и подпишите увиденные и не увиденные части тела (с помощью рисунка).
Лабораторная работа № 10
Внешнее строение дождевого червя
Цель работы: изучить строение дождевого червя
Оборудование: рисунок дождевого червя.
Ход работы
Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, строение, размеры.
Рассмотрите тело червя, состоящее из колец-члеников, выясните, одинаковые ли они на всём протяжении тела червя.
Найдите передний (более заострённый) конец тела с ротовым отверстием и задний (более тупой) с анальным отверстием. Какую роль они играют?
Обратите внимание на кожу червя, какая она – сухая или влажная? Какое значение имеет такая кожа в жизни червя?
Выясните роль щетинок при передвижении? Как вы думаете одинаково ли он будет передвигаться по стеклу и шероховатой поверхности?
Зарисуйте дождевого червя в тетради, подпишите части его тела.
Лабораторная работа № 11.
«Внешнее строение моллюсков»
Цель: изучить строение моллюсков.
Оборудование: рисунки учебника, плакаты.
Ход работы
Рассмотрите раковину беззубки, определите её форму, окраску, найдите её передний (широкий) и задний (тупой) концы.
Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую её часть – вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои её прироста, поэтому их называют годичными кольцами.
Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.
Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика, обратите внимание на, что она спирально закручена, определите её окраску.
Найдите на раковине её вершину и отверстие, ведущее в полость раковины – устье.
Зарисуйте раковину прудовика и подпишите её части.
Вывод: установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.
Лабораторная работа № 12
«Сравнение строения различных классов членистоногих»
Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.
Оборудование: рисунок майского жука и других членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.
Ход работы
I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука
1. Рассмотрите рисунок майского жука, определите его размеры, окраску тела.
2. Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.
4. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
7. Зарисуйте майского жука
II. Знакомство с многообразием членистоногих.
1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих».
Название класса
Представители
Особенности строения
2. Выявите признаки сходства и различий.
Лабораторная работа № 13
« Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»
Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.
Оборудование: рисунки с изображением разных видов рыб.
Ход работы
1. Рассмотрите рыбу, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.
2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?
3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.
6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.
Лабораторная работа № 14
« Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»
Цель: изучить особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Оборудование: влажный препарат лягушки, рисунки с изображением лягушки.
Ход работы
1. Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.
2. Рассмотрите покровы тела.
3. Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.
4. Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.
5. Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь.
Лабораторная работа № 15
«Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»
Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.
Оборудование: набор перьев, рисунки с изображением птиц.
Ход работы
1. Рассмотрите рисунок птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.
7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.
Лабораторная работа № 17
«Распознавание животных, определение их систематического положения и значения в жизни человека»
Цель: научиться распознавать многоклеточных животных разных типов по внешнему строению.
Оборудование: рисунки животных.
Ход работы
1. Рассмотрите рисунки представителей многоклеточных животных, определите их название и принадлежность к типу. Заполните таблицу.
Тип
Класс
Представитель
2. Проклассифицируйте одного из представителей.
Вид – домашняя собака
Род –
Семейство –
Отряд –
Класс –
Тип –
Царство –
infourok.ru
Примеры лабораторных работ по биологии
Лабораторная работа «Определение условий прорастания семян»
Фамилия, имя, класс___________________
№
|
Условия опыта
|
Результаты опыта
| ||
1
|
Семена смочены водой
|
Семена обеспечены воздухом
|
Находятся в теплом месте
|
|
2
|
Семена смочены водой
|
Семена обеспечены воздухом
|
Находятся в холодном месте
|
|
3
|
Семена смочены водой
|
Семена лишены воздуха
|
Находятся в теплом месте
|
|
4
|
Семена сухие
|
Семена обеспечены воздухом
|
Находятся в теплом месте
|
|
Условия прорастания семян:
Практические рекомендации для садоводов по применению условий прорастания семян
Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых»
Цель работы: определить этапы развития насекомых на примере саранчи и бабочки.
Оборудование: коллекция «Развитие насекомых», учебник, гл. 22 «Рост и развитие животных», с. 147 – 148, схемы развития зародыша, строения яйца на разных этапах его развития.
Ход работы.
1. Изучите рисунки лабораторного листа, текст учебника и рисунки на стр. 147 – 148.
2. Используя рабочую тетрадь на стр. 42, № 112, составьте схемы развития саранчи и бабочки. Письменно проведите их сравнение.
3. Сделайте вывод о причинах отличия в развитии животных. Предложите гипотезы, объясняющие тот факт, что личинки некоторых насекомых похожи на кольчатых червей. Подтвердите свои гипотезы другими примерами.
Обобщение и закрепление знаний. Устно ответьте на вопросы:
— У бабочки непарного шелкопряда не развиты ротовые органы, она не питается. Как вы думаете, за счет каких источников энергии она живет и даже размножается?
— Многие насекомые зимуют на стадии куколки. Предложите механизм, регулирующий время окукливания и появления взрослого насекомого из куколки весной.
Лабораторная работа «Строение тканей животного организма»
Оцените правильность суждений. Найдите неверные утверждения и запишите их правильно:
1. Все живые организмы образованы тканями.
2. Ткань – это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям.
3. Кровь – это эпителиальная ткань.
4. Клетки в тканях животных соединены межклеточным веществом.
5. Основные свойства мышечных тканей – возбудимость и проводимость.
6. Основные свойства нервной ткани – возбудимость и сократимость.
Ответьте на вопросы:
1. Какие типы тканей встречаются у животных?
2. Назовите особенности строения эпителиальных тканей.
3. Какие органы образуют соединительные ткани?
4. Каковы основные свойства мышечной ткани?
5. Как устроены нервные клетки?
Зарисуйте строение клеток хрящевой, мышечной и нервной тканей животного организма
Строение клеток хрящевой ткани
|
Строение клеток мышечной ткани
|
Строение клеток нервной ткани
|
www.protema.ru