7 класс

Лабораторная работа по биологии 7 класс ткани животных – Урок биологии в 7 классе Ткани животных. Лабораторная работа № 1 «Строение животных тканей». Органы и системы органов животных

Урок биологии в 7 классе Ткани животных. Лабораторная работа № 1 «Строение животных тканей». Органы и системы органов животных

Урок 2. Ткани животных. Лабораторная работа № 1 «Строение животных тканей»

Цель: формирование представлений о тканях животного организма, особенностях их строения и функциях.

Задачи: познакомить обучающихся с особенностями строения тканей животного организма в связи с выполняемыми ими функциями; научить распознавать ткани; развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения. Оборудование: учебник; рисунки, таблицы тканей животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.

Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ).

Ход урока

I. Проверка знаний

Сначала учитель предлагает двум обучающимся выполнить задание у доски. Каждый получает карточку, на которой перечислены главные части и органоиды клеток. Один обучающийся выписывает структуры, характерные для растительной клетки, а другой – для животной.

Список клеточных структур

1.Клеточная стенка

2. Ядро

3. Цитоплазма

4. Лизосомы

5. Митохондрии

6. Вакуоли с клеточным соком

7. Пластиды

8. Рибосомы

9. Клеточная мембрана

10. Клеточный центр

Пока обучающиеся работают у доски, учитель демонстрирует классу список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов. Затем предлагает некоторым из обучающихся прочитать один из признаков и сказать, для каких организмов он характерен: для животных, для растений или для всех живых существ.

Список особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов

1. Автотрофный тип питания

2. Гетеротрофный тип питания

3. Клеточное строение

4. Способность к активному передвижению

5. Способность к обмену веществ и превращению энергии

6. Приспособленность к условиям окружающей среды

7. Неограниченный период роста

8. Способность к росту и развитию

9. Наличие систем органов

10. Ограниченный период роста

11. Наличие клеточной стенки из целлюлозы

12. Способность реагировать на изменения окружающей среды

13. Наличие симметрии тела

Скорректировав ответы, учитель проверяет правильность выполнения заданий у доски. Затем организует беседу по вопросам, помещенным в конце п. 2

II. Актуализация знаний

Учитель предлагает обучающимся вспомнить определение понятия «ткань». В случае возникновения затруднений, обращает внимание на словарь, зачитывают определение понятия. Далее учитель организует беседу по вопросам:

Какие ткани растительных организмов вы знаете?

Какие функции они выполняют?

Есть ли связь между строением ткани и выполняемыми ею функциями?

Затем учитель предлагает обучающимся подумать над вопросами рубрики «Как вы думаете?», расположенной перед началом параграфа. Выслушав их предположения, он озвучивает тему урока и формулирует его познавательную задачу.

III. Изучение нового материала

Учитель обращает внимание на тот факт, что, подобно растительным организмам, организмы животных состоят из тканей, разнообразных по строению и выполняемым функциям. Он отмечает, что в организме большинства животных различают 4 типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Затем учитель предлагает обучающимся начертить в тетради таблицу «Ткани животного организма», которую они будут заполнять в течение урока.

Эпителиа

льная

Клетки плотно прижаты друг к другу, межклеточного вещества мало

Поверхность тела и полости внутренних органов, а также железы

Покровный эпителий;

Железистый эпителий

Защита от повреждений; участие в переваривании пищи, газообмене и выделении

Соединительная

Клетки могут иметь разнообразную форму, межклеточного вещества много

Скелет, подкожная жировая клетчатка, полости органов кровообращения

Костная

Защита внутренних органов; опора; форма тела

Хрящевая

Рыхлая

Запас питательных веществ в виде жира

Кровь

Транспорт веществ; защита от инфекции

Мышечная

Клетки имеют вид тонких волокон, способных изменять свою длину (обладают сократимостью)

Стенки кровеносных сосудов, органов кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения

Гладкая

работа внутренних органов (перистальтика кишечника, сужение просветов кровеносных сосудов и т.д.

Мускулатура тела

Поперечнополосатая скелетная

Движение организма впространстве;

Сердечная мышца (миокард)

Поперечнополосатая сердечная

сокращения сердечной мышцы,

Нервная

Нервные клетки (нейроны) имеют многочисленные отростки: короткие и длинные; обладают возбудимостью и проводимостью

Головной и спинной мозг и нервы, расположенные во всех органах и тканях

Согласованная работа всех внутренних органов; реагирование на изменения окружающей среды

При изучении каждой группы ткани учитель сначала демонстрирует соответствующий фрагмент учебного пособия, а затем предлагает обучающимся заполнить нужные графы в таблице, опираясь на текст учебника.

По окончании выполнения работы учитель показывает им изображения различных тканей и предлагает назвать их, объясняя, на основании каких признаков он ее определил.

Затем учитель предлагает обучающимся выполнить Лабораторную работу № 1 «Строение животных тканей», используя тетрадь с инструктивными заданиями.

IV. Обобщение и закрепление знаний

С целью обобщения и закрепления знаний учитель организует проверку правильности заполнения таблицы. После этого предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать вывод относительно связи строения тканей животного организма с выполняемыми функциями.

Затем обучающиеся выполняют задание, предложенное в интерактивном учебном пособии, и отвечают на вопросы теста с целью самостоятельного оценивания своих знаний, полученных на уроке.

IV. Домашнее задание

Изучить параграфы 3-4 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфов.

План урока:

  1. Целеполагание.

  2. Опрос (работа с терминами и понятиями).

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление (работа с тестами).

  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Целеполагание.

Постановка цели урока в связи прошедшие темой. Беседа с классом.

2. Опрос (работа с терминами)

На слайде презентации записаны термины, которые были изучены на предыдущих уроках. Ученики отвечают по очереди, которая устанавливается ими – первого ученика спрашивает учитель, при правильном ответе он спрашивает одного из своих одноклассников и т.д., при этом они передают рефлексивный мяч, которым можно массажировать ладони, таким образом активируя рецепторы.

Термины и понятия:

  • гетеротрофы

  • автотрофы

  • цитоплазма

  • ядро

  • рибосомы

  • пластиды

  • митохондрии

  • ДНК

  • фотосинтез

3. Изучение нового материала.

Урок требует предварительной подготовки, необходимо лабораторное оборудование – микроскопы, фиксированные препараты, салфетки. На каждой парте следует разместить микроскоп, набор фиксированных препаратов. Свои наблюдения, выводы ученики записывают в тетрадь для лабораторных и практических работ, которую заводим на первом уроке в сентябре.

План изучения нового материала:

1. Выяснение понятия, что такое ткань.

В ходе фронтальной беседы устанавливается определение ткани, типы тканей растений, которые мы проходили в прошлом году.

2. Заполнение кластера.

Используя лабораторное оборудование, материал презентации, устанавливаем особенности тканей человека. Свои выводы записываем в тетради и сопровождаем их схематичными зарисовками. В конце работы формулируем общий вывод.

3. В середине урока проводим физминутку, которая поможет снизить напряжение с глаз, расслабиться и создаст хорошее настроение.

Фиксированные препараты: кровь лягушки, кубический эпителий лошади, нервная ткань собаки.

4.Закрепление (работа с тестами).

Ученики выполняют краткий тест, посвященный тканям. Здесь возможно два варианта – работа в парах или индивидуально по желанию ученика. Ответы выводим на слайд презентации, так как здесь задача не столь выявление тех, кто на отлично усвоил тему, а тех у кого есть трудности и кому нужна индивидуальная консультация учителя или консультанта.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Используем прием «Ваше мнение» . Ученики отвечают на вопросы устно, давая своеобразную оценку своей деятельности или возможно достижению своих одноклассников.

Вопросы:

  • Какие эмоции вызвал у вас урок?

  • Какие на ваш взгляд были наиболее интересные моменты урока?

  • Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии?

  • Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным?

  • Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме?

6. Домашнее задание.

Параграф №3,4 подготовиться к самостоятельной работе по данной теме. Ответить письменно на вопрос №3 в конце параграфа.

Приложение №1. Кластер

Приложение №2. Тест.

Практикум по теме «Ткани животных».

Часть А. Внимательно портите вопросы и выберите один верный ответ.

1. Какая ткань характеризуется тем, что ее клетки имеют неправильную звездчатую форму?

1. Нервная 2. Эпителиальная

3. Мышечная гладкая 4. Соединительная

2. Какая из тканей обеспечивает движение жевательных мышц жвачных животных при пережевывании пищи во рту?

1. Мышечная поперечно-полосатая 2. Соединительная

3. Мышечная гладкая 4. Эпителиальная

3. Выберите черты строения соединительной ткани:

1. Хорошо развитое межклеточное вещество.

2. Клетки расположены тесно и плотно друг к другу.

3. Клетки имеют несколько ядер и множество митохондрий.

4. Ткань образована вытянутыми клетками с палочковидными ядрами.

4. Какая из функций только характерна для нервной ткани:

1. Сократимость и возбудимость 2. Перенос веществ

3. Возбудимость и проводимость 4. Защита

5. Какая ткань образует кости животных?

1. Мышечная гладкая 2. Соединительная

3. Эпителиальная 4. Нервная

6. Единицей, какой ткани является нейрон?

1. Соединительной 2. Нервной

3. Эпителиальной 4. Мышечной

7. Жировая ткань характеризуется рыхлым расположением клеток и содержанием запасных питательных веществ в виде жира. К какой ткани она относится?

1. Эпителиальной 2. Нервной

2. Соединительной 4. Мышечной

8. На основе, каких признаков можно клетки объединить в одну ткань?

1. На основе сходства строения 2. По общей функции

3. По общему биохимическому составу 4. По всем перечисленным признакам

Часть В.

9. Установите соответствие между типом ткани и ее особенностью. Ответ оформите в виде таблицы.

1. Тесное расположение клеток А. Эпителиальная

2. Хорошо развитое межклеточное вещество Б. Мышечная

3. Клетки веретеновидной формы В. Соединительная

4. Клетки имеют звездчатую форму Г. Нервная

5. Клетки имеют отростки раной длины

6. Клетки многоядерные, имею продольное и поперечное сечение.

1. Кровь собаки А. Эпителиальная

2. Эпителий кожи лягушки Б. Нервная

3. Головной мозг шимпанзе В. Соединительная

4. Мышцы гепарда Г. Мышечная

5. Хрящи костей ящерицы

6. Сердце медведя

Приложение №3. Лабораторная работа.

Тема: «Ткани животных».

Цель: Изучить особенности строения тканей животных, функционирование и разновидности.

Задания:

№1. Рассмотрите препарат эпителиальной ткани, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера. Установите черты сходства данной ткани в эпителием кожицы лука

№2. Рассмотрите препарат крови лягушки, установите черты отличия от предыдущего препарата, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера.

№3. Рассмотрите препарат нервная ткань собаки, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Найдите на рисунке 19 (8) страницы 30 короткие и длинные отростки нейронов. Данные занесите в схему кластера.

№4. Используя материал учебника на странице 30, установите особенности строения, функции и деление на типы мышечной ткани. Данные занесите в таблицу.

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Урок по биологии тема: «Ткани животных».

Урок «Ткани животных».

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения тканей животных, их функциональных особенностях.

           Развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы.

           Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум  с использованием ИКТ).

План урока:

  1. Целеполагание.
  2. Опрос (работа с терминами и понятиями).
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление (работа с тестами).
  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Сущность этапа и способ действия

1. Целеполагание.

   

Постановка цели урока в связи прошедшие темой. Беседа с классом.

2. Опрос (работа с терминами)

На слайде презентации записаны термины, которые были изучены на предыдущих уроках. Ученики отвечают по очереди, которая устанавливается ими – первого ученика спрашивает учитель, при правильном ответе он спрашивает одного из своих одноклассников и т.д., при этом они передают рефлексивный мяч, которым можно массажировать ладони, таким образом активируя рецепторы.

Термины и понятия:

  • гетеротрофы
  • автотрофы
  • цитоплазма
  • ядро
  • рибосомы
  • пластиды
  • митохондрии
  • ДНК
  • фотосинтез

3. Изучение нового материала.

Урок требует предварительной подготовки, необходимо лабораторное оборудование – микроскопы, фиксированные препараты, салфетки. На каждой парте следует разместить  микроскоп, набор фиксированных препаратов. Свои наблюдения, выводы ученики записывают в тетрадь для лабораторных и практических работ, которую заводим на первом уроке в сентябре.

План изучения нового материала:

1. Выяснение понятия, что такое ткань.

В ходе фронтальной беседы устанавливается определение ткани, типы тканей растений, которые мы проходили в прошлом году.

2. Заполнение кластера.

Используя лабораторное оборудование, материал презентации, устанавливаем особенности тканей человека. Свои выводы записываем в тетради и сопровождаем их схематичными зарисовками.  В конце работы формулируем общий вывод.

3. В середине урока проводим физминутку, которая поможет снизить напряжение с глаз, расслабиться и создаст хорошее настроение.

Фиксированные препараты: кровь лягушки, кубический эпителий лошади,  нервная ткань  собаки.  

4.Закрепление (работа с тестами).

Ученики выполняют краткий тест, посвященный тканям. Здесь возможно два варианта – работа в парах или индивидуально по желанию ученика. Ответы  выводим на слайд презентации, так как здесь задача не столь  выявление тех, кто на отлично усвоил тему, а тех у кого есть трудности и кому нужна индивидуальная консультация учителя или консультанта.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Используем прием «Ваше мнение»  . Ученики отвечают на вопросы устно, давая своеобразную оценку своей деятельности или возможно достижению своих одноклассников.

Вопросы:

  • Какие эмоции вызвал у вас урок?
  • Какие на ваш взгляд были  наиболее интересные моменты урока?
  • Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии?
  • Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным?
  • Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме?  

6. Домашнее задание.

Параграф №7 подготовиться к самостоятельной работе по данной теме. Ответить письменно на вопрос №3 в конце параграфа.

Приложение №1. Кластер

Приложение №2. Тест.

Практикум по теме «Ткани животных».

Часть А. Внимательно портите вопросы и выберите один верный ответ.

1. Какая ткань характеризуется тем, что ее клетки имеют неправильную звездчатую форму?

     1. Нервная                                                                      2. Эпителиальная

     3. Мышечная гладкая                                                    4. Соединительная

2. Какая из тканей обеспечивает движение жевательных мышц жвачных животных при пережевывании пищи во рту?  

     1. Мышечная поперечно-полосатая                            2. Соединительная

     3. Мышечная гладкая                                                    4. Эпителиальная

3. Выберите черты строения соединительной ткани:

     1. Хорошо развитое межклеточное вещество.

     2. Клетки расположены тесно и плотно друг к другу.

     3. Клетки имеют несколько ядер и множество митохондрий.

     4. Ткань образована вытянутыми клетками с палочковидными ядрами.

4. Какая из функций  только  характерна для нервной ткани:

     1. Сократимость и возбудимость                              2. Перенос веществ

     3. Возбудимость и проводимость                             4. Защита

5. Какая ткань образует  кости животных?

      1. Мышечная гладкая                                                2. Соединительная

      3.  Эпителиальная                                                     4. Нервная

6. Единицей, какой ткани является нейрон?

     1.   Соединительной                                                    2. Нервной

     3. Эпителиальной                                                        4. Мышечной

7. Жировая ткань характеризуется рыхлым расположением клеток и содержанием запасных питательных веществ в виде жира. К какой ткани она относится?

     1. Эпителиальной                                                      2. Нервной

     2. Соединительной                                                    4. Мышечной

8. На основе, каких признаков можно клетки объединить в одну ткань?

    1. На основе сходства строения                               2. По общей функции

    3. По общему биохимическому составу                 4. По всем перечисленным признакам      

Часть В.

9. Установите соответствие между типом ткани и ее особенностью. Ответ оформите в виде таблицы.

1. Тесное расположение клеток                          А. Эпителиальная

2. Хорошо развитое межклеточное вещество    Б. Мышечная

3. Клетки веретеновидной формы                       В. Соединительная

4. Клетки имеют звездчатую форму                    Г. Нервная

5. Клетки имеют отростки раной длины

6. Клетки многоядерные, имею продольное и поперечное сечение.

10. Установите соответствие между разновидностью ткани или органа  и их принадлежностью к определенной группе тканей . Ответ оформите в виде таблицы.

1. Кровь собаки                                                       А. Эпителиальная              

2. Эпителий кожи лягушки                                    Б. Нервная

3. Головной мозг шимпанзе                                   В. Соединительная

4. Мышцы гепарда                                                  Г. Мышечная

5. Хрящи костей ящерицы

6. Сердце медведя

 

Приложение №3. Лабораторная работа.

Тема: «Ткани животных».

Цель: Изучить особенности строения тканей животных, функционирование и разновидности.

Задания:

№1. Рассмотрите препарат эпителиальной ткани, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера.  Установите черты сходства данной ткани в эпителием кожицы лука

№2. Рассмотрите препарат крови лягушки, установите черты отличия от предыдущего препарата, предположите какие функции она может выполнять. Данные занесите в схему кластера.    

№3. Рассмотрите препарат нервная ткань собаки, установите черты ее строения, предположите какие функции она может выполнять. Найдите на рисунке 19 (8) страницы 30 короткие и длинные отростки нейронов. Данные занесите в схему кластера.    

№4. Используя материал учебника на странице 30, установите особенности строения, функции и деление на типы мышечной ткани. Данные занесите в таблицу.

nsportal.ru

Проверочная работа по теме “Ткани животных” 7 класс

Проверочная работа по теме «Ткани животных» 7 класс Вариант 1

Назовите ткани, укажите их нахождение в организме.

А)

Б)

В)

Г)

  1.  Установите соответствие между функцией тканей и их типом

                             ФУНКЦИИ                                                                  ТИП

1. Ответная реакция организма на раздражение                          А. Эпителиальная

2. Отложение питательных веществ в запас                                 Б. Соединительная

3. Передвижение веществ в организме                                          В.  Нервная

4. Защита от механических повреждений

5. Обеспечение обмена веществ между организмом

 и окружающей средой

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Проверочная работа по теме «Ткани животных» 7 класс Вариант 2

А)

Б)

В)

Г)

2.Установите соответствие между типом ткани и ее особенностью.

1. Тесное расположение клеток А. Эпителиальная

2. Хорошо развитое межклеточное вещество Б. Мышечная

3. Клетки веретеновидной формы В. Соединительная

4. Клетки имеют звездчатую форму Г. Нервная

5. Клетки имеют отростки раной длины

6. Клетки многоядерные, имею продольное и поперечное сечение.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

infourok.ru

Урок 7. Ткани | Поурочные планы по биологии 6-7 класс

Урок 7. Ткани