7 класс

География 7 класс атлас строение земной коры – География 7 класс АСТ-Пресс

Строение земной коры | География материков и океанов, 7 класс

Земля – единственная известная пока планета, на которой благодаря оптимальному количеству света и тепла существует жизнь. Наша планета не сразу после образования стала такой, как сейчас. За свою историю (более 4,5 млрд лет) она прошла долгий путь. Из бесформенного сгустка газа и пыли образовалось космическое тело огромной массы.

Интенсивные внутренние процессы Земли привели к формированию базальтового слоя земной коры , атмосферы и гидросферы (догеологичний этап).

Следующий этап развития Земли – геологический. Он отмечен формированием гранитного и осадочного слоев земной коры и появлением в составе атмосферы необходимых для живых организмов азота и кислорода. Геологический период разбит на пять эр, на каждую из которых приходится определенный этап формирования рельефа и развития жизни планеты

Земля состоит из нескольких слоев: ядра, мантии, земной коры . Земная кора планеты неоднородна: ее формируют осадочные, гранитные, базальтовые горные породы. Толща земной коры колеблется от 7-10 км под океанами и 30-40 км – под равнинами, до 80 км – под горами. Кроме того, в океанической земной коре отсутствует слой гранита

протяжении всей геологической истории земная поверхность находится в постоянном движении. Формирования земной коры продолжается и сейчас. Разделенные разломами огромные блоки земной коры – литосферные плиты двигаются со скоростью до 10 см в год. Именно благодаря горизонтальному движению литосферных плит образовались высочайшие горные системы Гимилаи, Анды, Кордильеры, а также Карпаты и Крымские горы. Выделяют семь основных (Африканская, евразийские, Тихоокеанская, Североамериканская, Южноамериканская, Индо-Австралийская, Наска) и несколько небольших плит. Есть места на планете, где движения земной коры особенно ощутимы. В сейсмических поясах происходит интенсивное различия или столкновение литосферных плит, что сопровождается землетрясениями и извержениями вулканов.

geomap.com.ua

Строение земной коры и рельеф — урок. География, 7 класс.

Горы и нагорья занимают около \(65\) % территории материка. Крупнейшие горные системы Евразии: Гималаи, Альпы, Кавказ, Гиндукуш, Каракорум, Тянь-Шань, Памир, Куньлунь, Алтай, Саяны, горы Северо-Восточной Сибири.

На формирование рельефа Евразии оказывают внешние силы. Поверхностные воды создают огромные речные долины, ветер — дюны и барханы. В пустынных внутренних районах можно встретить эоловые формы рельефа (созданные ветром) — скалы в виде грибов, арок, колонн и других причудливых фигур. Карстовые формы рельефа (воронки, блюдца, колодцы и др.), образовавшиеся вследствие растворения горных пород, можно увидеть в Средиземноморье, на Кавказе, в Крыму, в горах Тянь-Шаня и в Юго-Восточной Азии.

 

На рельеф северной части Евразии огромное влияние оказало древнее оледенение. При таянии ледников образовывался моренный рельеф: моренные возвышенности чередующиеся с многочисленными озёрными котловинами. Склоны гор Скандинавского полуострова и полуострова Таймыр, Северного Урала и островов Северного Ледовитого океана отшлифованы, изрезаны трогами, а побережья расчленены фьордами и обрамлены многочисленными островками — шхерами.

 

Крупнейшие равнины Евразии: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Великая Китайская равнина, Туранская низменность, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность.

www.yaklass.ru

Строение земной коры и рельеф — урок. География, 7 класс.

В Антарктиде различают рельеф ледниковой поверхности и подлёдный рельеф. По высоте (с учётом ледникового покрова) Антарктида — самый высокий материк. Средняя абсолютная высота — \(2040\) м.

 

 

Подлёдный рельеф Антарктиды обусловлен геологическим строением материка и давлением ледникового покрова. По характеру горных пород и подлёдного рельефа Антарктиду делят на Западную и Восточную. Их разделяют Трансатлантические горы, которые протянулись на \(4000\) км.

 

Западная Антарктида представляет собой горный складчатый пояс, который является продолжением Анд. Его вершины местами поднимаются над ледником. Здесь расположен единственный действующий подлёдный вулкан Эребус (\(3794\) м).

 

В основании Восточной Антарктиды лежит древняя Антарктическая платформа, входившая в состав Гондваны. Платформе соответствует равнинный рельеф.

 

 

Максимальная высота Антарктиды — горный массив Винсон (\(5140\) м) — находится в горах Элсуэрт в Западной Антарктиде. Самая глубокая подлёдная впадина — Бентли (\(-2555\) м) находится в районе равнины Бэрда.

www.yaklass.ru

Урок-презентация в 7-м классе “Строение земной коры и рельеф Евразии”

В курсе география материков и океанов в 7-м классе учащиеся получают основополагающие опорные знания о природных закономерностях, которые будут конкретизироваться, развиваться, углубляться, обогащаться и обобщаться при изучении всего курса физической географии в школе. Концептуальность содержания требует усвоения теоретического материала от всех учеников. Чтобы выполнить данную задачу, все основные темы курса удобно кодировать в виде текстовых опор, что позволяет сразу представить весь изучаемый объем, наглядно увидеть логические связи между структурными элементами тем.

Из статьи Астиной Натальи Александровны, учителя географии и экономики МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 12, г. Нижнеудинск, Иркутская обл., опубликованной на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», я узнала, что:

«На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Например, такими формами являются гипертекст, опорно-логический конспект, блок-схема, граф-схема или другая форма графического уплотнения информации (комбинированная когнитивная модель)».

Оказалось, что в данном направлении работают многие учителя, и я рада поделиться своим опытом с коллегами.

Важность использования опорных конспектов в моей практике трудно переоценить. Они обеспечивают логически последовательное раскрытие темы, служат дидактическим средством осуществления обратной связи при проверке знаний учащихся, резко увеличивают объем изучаемого материала, позволяют выходить за рамки одного источника, упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку, снимают проблему накопляемости оценок. Использование опор помогает управлять познавательной деятельностью учащихся, развивать у них умения самостоятельной работы, самоконтроля.

Опорные конспекты предоставляют возможность для организации изучения нового материала по методу проблемного изложения. В ходе изложения новой темы ставится проблема, формулируется познавательная задача, возникает противоречие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми фактами. А затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, учитель раскрывает содержание темы. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска, выдвигая гипотезы, пытаются мыслить под руководством учителя.

В своей педагогической практике в системе уроков изучения нового материала я часто использую данные формы деятельности и предлагаю конспект урока географии в 7 классе по теме «Строение и рельеф Евразии».

По ходу урока используется текстовая опора для повторения опорных знаний, выстраивается проблемная ситуация и с помощью мультимедийных средств обучения создаются условия для мотивации учащихся на самостоятельное решение проблемы – выдвижение гипотез, поиск аргументов в пользу своих предположений, формулировка выводов. Использование технологической карты, итогового теста позволяет учащимся усвоить новый материал в основном на уроке, осуществить рефлексию проделанной работы и успешно повторить изученный материал дома.

Весь ход урока оформлен с помощью программы Power Point. На слайдах каждый этап урока иллюстрируется фотографиями, картами, схемами, таблицами, космическими снимками, полученными с помощью программы Google Earth. А также прослеживаются все виды деятельности:

  • актуализация знаний при повторении по опорному конспекту;
  • постановка целей урока, организация исследовательской деятельности по географическим картам и отражение результатов в технологической карте;
  • развитие проблемной ситуации с использованием видеофрагмента;
  • формулировка выводов;
  • рефлексия проделанной работы;
  • организация усвоения материала дома.

Тип учебного занятия:

А) по дидактическим целям:

изучение новой темы
Б) по характеру познавательной деятельности: проблемный урок.
В) по организации познавательного процесса: комбинации фронтальной и индивидуальной поисковой деятельности.

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Класс: 7.

Форма проведения: урок – исследование

Цели и задачи:

Знать:

Усвоить особенности строения земной коры и размещения крупных форм рельефа Евразии, зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.

Уметь:

Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

Убедить учащихся, что деятельность человека, это геологическая сила, преобразующая облик планеты.

Прогнозировать тенденции изменения природы под воздействием человеческой деятельности.

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Средства обучения:

1. Стенные карты «Строение земной коры» и физическая карта Евразии, видеофрагмент «Рельеф Евразии», презентация урока «Строение и рельеф Евразии», выполненная в MS PowerPoint

Приложение 1, мультимедийный проектор.

2. Географический атлас для 7-го класса – карта «Строение земной коры» и физическая карта Евразии, технологическая карта (ТК) для каждого ученика <Рисунок 1>, бланки для ответов <Рисунок 3>.

Этапы урока Содержание урока Деятельность учеников.
I. Организация начала урока:

1) вход в урок;
2) определение темы урока;
3) целевая установка;
4) мотивация.

Слайд

№1, 2

Приложение 1

Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Я рада нашей новой встрече!

На сколько вопросов вы получили ответы, беседуя со мной!

Вы узнали о внутреннем устройстве Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. На пяти материках Земли побывали и бороздили просторы Мирового океана.

Какой материк осталось изучить?

– Евразию.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

– Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

– Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Тема урока, цели и задачи обозначены в опоре – обратите внимание.

Нам необходимо усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

Организация рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно определяют тему урока.

II. Актуализация знаний – фронтальная беседа.

Слайд

№3 –

опора №2

<Рисунок 4>.

Ответы последовательно высвечиваются на экране вслед за ответами учеников
Чтобы успешно усвоить новую тему, нам необходимо повторить полученные ранее знания. Откройте в тетради опору №2.

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?

– Материковый тип земной коры.

– Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?

– Устойчивые платформы и складчатые области.

Что такое платформа?

Какое она имеет строение?

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Что такое складчатая область?

Как образовались складчатые области?

От чего зависят строение, высота и облик гор?

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

Повторяем по опоре.

 

 

 

 

 

 

III. Изучение новой темы:

1. Организация исследования по карте – равнины Евразии.

Слайд №4 (этапы исследования выделяются на отдельные слайды с соответствующими изображениями):

 

 

 

 

Слайд №5

Приложение 1

Слайд № 6

 

Слайд

№ 7, 8, 9

 

 

 

 

Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать?

Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе.

Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе.

Какие участки здесь самые древние?

Платформы.

Определите древние платформы в основании Евразии?

Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская и другие.

Запишите в таблицу.

  • Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится?

Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос?

Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.

Результаты записываем в технологическую карту. Определяем абсолютную высоту, записываем.

1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.).

На каком материке живём мы с вами? (Евразия)

На какой равнине? (Восточно-Европейской).

На какой низменности? (Прикаспийской). 2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.),

3. Великая Китайская равнина (200 м.),

4. плоскогорье Декан (1000 м.).

Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии?

Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены?

В чём причина?

На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км.

 

 

 

 

 

Сопоставляют карты – делают выводы о зависимости размещения крупных форм рельефа от строения земной коры

 

 

 

Запись в технологическуюкарту.

<Рисунок 1>

 

 

 

 

 

 

 

 

Делаем выводы.

1. Горы Евразии.

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

Приложение 1

 

 

 

 

Слайд №11

Делаем вывод:

Слайд №12

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №13

Приложение 1

Какие участки земной коры расположены между платформами?

– Складчатые области.

Какого они возраста?

– Разного возраста.

Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Запишите – области новой складчатости.

Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении?

Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте? Запишите в таблицу – складчатые горы.

– Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско – Гималайский пояс молодых складчатых гор.

Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в таблице.

5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы.

Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках?

– В Евразии есть высочайшие горы – запишите в таблицу.

Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м.

В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. Пишем в таблице.

Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе?

Вулканические (запись в таблице).

Частью какого кольца они являются?

Тихоокеанского огненного кольца.

Какой вулкан является самым высоким в Евразии?

Ключевская сопка (4688 м.)

Назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите на карте, определите их высоту, запишите в таблицу.

Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м).

Вопрос: Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости?

12. Уральские горы (1895 м),13. Саяны (3491 м.),

14. Скандинавские горы (2469 м.).

Назовите, покажите, запишите в таблицу.

Исследование по карте и запись в таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в ТК.

 

 

 

Запись в ТК

 

 

 

Запись в ТК

3. Делаем выводы.

Слайд №14

Слайд №16

Приложение 1

Слайд №17

Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). Отмечаем в опоре.

Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот? Отмечаем.

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен).

Делаем выводы: анализ, синтез и обобщение.

Сопоставить ТК с готовой картой учителя на экране – проверить правильность.

IV. Решаем проблему

Слайд №17

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №18

Приложение 1

Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии?

– Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

Чем объясняется размещение гор и равнин на материке?

Как учёные объясняют образование складчатых областей?

– Движением литосферных плит.

Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры».

На какой плите расположена основная часть Евразии?

– На Евразийской.

  • С какими плитами она граничит?

– На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской.

  • Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

/
V. Просмотр видеофрагмента – решаем проблему.

 

 

 

 

 

Слайд №19

Приложение 1

 

 

 

 

 

Слайд №20

(столкновение плит)

Приложение 1

Где находится современный центр горообразования в Евразии?

– Гималаи.

Почему именно Гималаи?

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её разгадать! Посмотрим, как мы научились думать и размышлять!

Посмотрим видеофрагмент. / Просмотр видеофрагмента, в котором геологи поднимаются на склоны Гималаев и собирают окаменелые остатки древних морских организмов, обитавших на дне океана, а в настоящее время оказавшихся на высоте более 5000 метров. В самый интересный момент просмотр останавливается/ Остановка.

Как организмы, которые обитали миллионы лет назад только в древних океанах, могли оказаться в высочайших горах Земли далеко от океана на высоте более 4000 метров?

Все гипотезы рассматриваются – размышляем, вспоминаем.

(После обсуждения ответов учащихся)

Продолжаем смотреть видеофрагмент, и находим правильный ответ:

После образования Гондваны и Лавразии между ними располагался океан.

В результате сближения Африканской плиты с Евразийской образовались Пиренеи, Альпы и Карпаты. Столкновение Евразии с Аравийским выступом Гондваны привело к образованию Кавказа и Армянского вулканического нагорья. При столкновении Индостана с Евразией, как вы видели в фильме, осадочные слои океанического дна, зажатые между двумя мощными плитами, были смяты в складки и подняты на большую высоту – поднялись высочайшие горы Земли – Гималаи, Тибет и другие.

  • Какие процессы свидетельствуют, что горообразование продолжается?

– В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают различные гипотезы – обсуждение аргументов.

VII. Закрепление – обратная связь. Вопросы (правильные ответы в виде цифр в ТК) – выставляем цифры в бланк ответов:

1. В областях какой складчатости располагаются молодые, складчатые, высочайшие горы Евразии?
2. Горы, образовавшиеся в результате столкновения Индостана с Евразией.
3. Равнина, на которой расположена Астраханская область?
4. Равнина, расположенная на Сибирской платформе?

Работают с бланками ответов

<Рисунок 3>.

VIII. Подведение итогов урока. Сопоставьте бланк ответов с правильными ответами, поднимите руки, у кого всё совпало, вы сегодня получаете «5».

Мы сегодня все хорошо потрудились – особо отличившиеся получают оценки.

Проверяют результаты.
IX. Домашнее задание (записано в ТК).

Слайд №21

Приложение 1

1. На картосхеме обозначить складчатые пояса, подписать литосферные плиты, слагающие Евразию, области землетрясений и вулканизма.
2. На контурную карту нанести горы, равнины, вершины, вулканы, выучить.
3. Выучить § 47 с опорой на таблицу.
4. Творческое задание (по желанию) – продолжить высказывание В. И. Вернадского: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой…»

urok.1sept.ru

Ответы@Mail.Ru: География 7 класс

1.Литосферные плиты движутья со скоростью 2-3 см в год. 3. В местах расхождения-желоба, в местах столкновения-горы. 4. Австралия уйдёт по направлению на север, Северная Америка присоедениться к Евразии.

Никита, ответ на вопрос <a href=”/” rel=”nofollow” title=”18283812:##:https://t.co/N7fYiMeOE9?0=117540″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Никита здесь есть, страница 452 (!шифрованная ссылка: скопируй и вставь в адресную строку браузера!) 5c2e%2ega/w

Никита Посмотри тут, страница 452(!зашифрованная ссылка: скопируй и вставь в адресную строку браузера!) 5c2e%2ega/r

Никита, ответ на вопрос <a href=”/” rel=”nofollow” title=”18283812:##:https://t.co/N7fYiMeOE9?0=446727″>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

touch.otvet.mail.ru

§ 3. Строение земной коры и рельеф

§ 3. Строение земной коры и рельеф

 

1. Вспомните, что такое земная кора.

2. Чем материковая кора отличается от океанической?

3. Какие различают формы рельефа?

 

СТРОЕНИЕ Земной коры. Как известно, земная кора – Это верхний слой нашей планеты. Вместе с верхней частью мантии она образует литосферу – Твердую оболочку Земли. Различают два главных типа земной коры. Материковая земная корасостоит из трех слоев (осадочного, гранитного, базальтового). Океаническая земная кора образована лишь двумя слоями (осадочным и базальтовым) и очень тонкая. Такой тип коры является лишь под впадинами океанов.

Ученые считают, что сначала на нашей планете образовалась земная кора океанического типа. Под влиянием процессов, происходящих в недрах Земли, она потовщувалася и на ее поверхности образовались складки – горные участка. В течение миллиардов лет земная кора испытывала длительных изменений: разламывалась на гигантские пласты, прогибалась впадинами, изгибалась горами, пока не приобрела современный вид.

 

Рис. Строение земной коры

 

ДВИЖЕНИЯ литосферных плит. Согласно теории движения литосферных плит, основанная на гипотезе дрейфа материков, земная кора вместе с частью верхней мантии не полный покрытием нашей планеты. Она разбита глубокими разломами на огромные блоки – литосферные плиты. Большинство плит включают как материковую, так и океаническую земную кори. Их толщина 60 – 100 км.

Литосферные плиты способны медленно перемещаться по вязкой поверхности мантии (астеносфере), будто гигантские льдины водою. Скорость их движения кажется мизерной – несколько сантиметров в год. Однако это движение происходит в течение сотен миллионов лет, поэтому плиты за такое время перемещаются на тысячи километров. Итак, современное размещение материков и океанов – это результат длительного горизонтального движения литосферных плит. Эти движения также приводят к тому, что на стыках плит в одних местах происходит их столкновение, а в других – раздвижения.

Вследствие столкновениедвух литосферных плит с материковой корой их края вместе со всеми накопленными осадочными породами зминаються в складки, порождая горные хребты. Если же сближаются плиты, одна из океанической, а вторая с материковой корой, то первая прогибается и будто ныряет под материковую. При этом приподнятый край материковой коры сминается в складки, формируя горы, вдоль побережий возникают цепи островов и глубоководные желоба.

При раздвижении литосферных плит на их границах образуются трещины. Такое случается в основном на дне океанов с тонкой корой – в рифтовых долинах – Продольных ущельях (Шириной несколько десятков километров), разделяющих срединно-океанические хребты – Огромные подводные горные сооружения. Трещинами на поверхность дна поднимается расплавленная магма. При ее охлаждении с магматических пород возникает полоса молодой земной коры. Она постепенно расползается в обе стороны от глубинного разлома, что ее породил, наращивая края литосферных плит. Вследствие этого океаническое ложе расширяется. На дне океана работает будто гигантский конвейер, который передвигает участки с молодой корой от места их зарождения до материковых окраин океана. Скорость их движения маленькая, а путь долог. Поэтому эти участки достигают берегов через 15 – 20 млн лет. Пройдя этот путь, они опускаются в глубоководный желоб и, ныряя под материк, погружаются в мантию, с которой они образовалась в центральных частях срединно-океанических хребтов.

Стойкие И Движением участка земной коры. Движения литосферных плит указывают на то, что на земной поверхности является относительно устойчивые и подвижные участки.

Относительно устойчивые участки земной коры называют платформами. Это древнейшие по возрасту выровнены участки литосферных плит. Они лежат в основе материков и океанических впадин. Платформы имеют двухслойную строение. Нижний ярус – фундамент, образован кристаллический магматическими и метаморфическими породами. Верхний - осадочный чехол, сложенный осадочными породами, будто чехлом накрывают сверху фундамент. Кое твердые кристаллические породы фундамента выступают из-под рыхлых осадочных пород чехла на поверхность платформы. Такие участки называют щитами. Участки же перекрыты чехлом называют – плитами (Не путайте с литосферными плитами). За геологическом отношении гозризняють давние и молодые платформы. Древние платформы образовавшихся в древнейшие геологические времена – в архейскую и протерозойские эры, то есть в докембрии. Возраст их фундамента 1,5 – 4 млрд лет. Фундамент молодых платформ образовался только 0,5 млрд лет назад.

Между относительно устойчивыми участками земной коры размещаются неустойчивые зоны – подвижные пояса.Они совпадают с местами глубинных разломов на суше и в океанах (в срединно-океанических хребтах и глубоководных желобах). В этих  узких, но вытянутых на тысячи километров зонах, скученные вулканы и часты землетрясения. Поэтому их называют сейсмическими поясами.

РАЗМЕЩЕНИЕ Форм рельефа. Рельеф тесно связан со строением земной коры. Современный ее внешний вид формируют крупнейшие формы рельефа - выступления материков и впадины океанов, горы и огромные равнины. Они образовались в результате движений литосферных плит. В размещении форм рельефа на поверхности Земли есть определенные закономерности.

Выступления материков соответствуют земной коре материкового типа, а океанические впадины – областям распространения океанической коры. Великие равнины размещаются на древних платформах. От того на каком участке платформы расположена равнина зависит ее высота: на щитах чаще всего лежат возвышенности и плоскогорья, на плитах – низменности.

Горы  суши и срединно-океанические хребты и глубоководные желоба на дне океанов располагаются в подвижных поясах на границах литосферных плит. На суше при столкновении литосферных плит породы на их краях зминаються в складки – образуется область складчатости. При этом возникают молодежи складчатые горы. Постепенно, в течение миллионов лет, они разрушаются. Следующие движения земной коры разломами разбивают их на отдельные глыбы. По этим разломам происходит вертикальное смещение: если один участок поднимается относительно соседних, то образуется горст, Если опускается – грабен. Так образуются складчато-глыбовые горы.

ИЗМЕНЕНИЕ РЕЛЬЕФА. Основной причиной разнообразия рельефа является взаимодействие внутренних и внешних сил, действующих одновременно.

Внутренние силы в основном создают большие формы рельефа. Внешние же силы (выветривание, работа текучих вод, ветра, подземных вод, ледников, морского прибоя) разрушают горные породы и переносят продукты разрушения из одних участков земной поверхности на другие, где происходит их отложения и накопления. Изменение рельефа Земли происходит непрерывно. Меняются очертания гор, их высота, выравниваются холмы, заполняются снижение. Даже, хотя и очень медленно, меняются очертания материков.

Рельеф нашей планеты формировался длительное время. При этом периоды горообразования чередовались с периодами менее активных движений земной коры, когда горные массивы разрушались внешними процессами и превращались в равнины.

КАК ЧИТАТЬ КАРТУ «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ». На тематической карте «Строение земной коры »показано расположение литосферных плит и направления и скорость их движения. На плитах выделены цветом платформы и области складчатости. Они лучше изучены и более достоверно показаны на суше. Как видно из карты, ядра современных материков образуют части это докембрийские платформы. Их обрамляют молодежи платформы и области складчатости, образовавшихся в последующие эры. Часто на карте «Строение земной коры » приводится специальная шкала – Геохронологическая таблица, Отражающий отрезки геологического времени (геологические эры, периоды), которым соответствует определенный этап формирования земной коры (эпохи горообразования).

На карте на дне морей и океанов обозначены океанические платформы, серединноокеанични хребты, глубоководные желоба, зоны разломов. Штриховкой и значками отмечены зоны землетрясений и вулканов. На мисцезнаходження месторождений различных по происхождению (Осадочных, магматических, метаморфических полезных ископаемых указывают типичные значки.

 

Рис. Геохронологическая таблица

 

Работаем с картой

1.     Назовите и покажите крупные литосферные плиты. Какими типами земной коры они образованные?

2.     Определите, в каком направлении перемещаются Южноамериканская и Африканская, Евразийская и Индо-Австралийская плиты.

3.     Определите, какие литосферные плиты и в каких местах перемещаются с наибольшей скоростью.

4.     Где проходят границы литосферных плит? Какие процессы и явления возникают на их границах? Объясните, почему в пределах Тихоокеанского огненного кольца сосредоточено 80% всех современных вулканов.

5.     Назовите острова Атлантического океана, лежащие на границах литосферных плит. Какие острова этого океана расположены за их пределами?

6.     Приведите примеры соседства глубоководных желобов и островных дуг. Которые природные процессы и явления возникают вблизи них?

7.     Какие формы рельефа возникают на границах литосферных плит на суше? Приведите конкретные примеры.

8.     Назовите древние (докембрийские) платформы.

9.     Области складчатости каких периодов является на Евразийской плите?

Вопросы и задачи

1. Чем земная кора материкового типа отличается от коры океанического типа?

2. Каковы последствия сближения и раздвижения литосферных плит?

3. Какое строение имеет платформа? Которые различают платформы по возрасту? Назовите, пользуясь картой “Строение земной коры “, самые древние и молодые платформы.

4. Определите по карте, где расположены серединноокеанични хребты, цепи островов и глубоководные желоба.

5.     Какие существуют закономерности в размещении форм рельефа? 

 

 

 

geomap.com.ua

План-конспект урока по географии (7 класс) на тему: Состав и строение литосферы

.Курс: «География материков и океанов» 7 класс.

Глава: «Главные особенности природы Земли»
Тема: «Состав и строение литосферы».

Продолжительность – 45 минут.

Первый урок главы, 4-ый урок курса.

Цель: путем применения различных учебных элементов, добиться понимания детьми происхождения на Земле материков и океанов.

Задачи урока:

  • Познакомить с основными положениями теории дрейфа материков – прародительнице теории движения литосферных плит; формировать идею о постоянном развитии земной коры.
  • Учить работать самостоятельно, выбирать главное из различных источников информации.
  • Формировать приемы чтения карты «Строение земной коры».
  • Воспитывать стремление в продвижении от низкого уровня к высокому. 

Тип урока: комбинированный.

Формы: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Методы работы: интерактивные,  объяснительно-иллюстративные, наглядные, самостоятельные, поисковые.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, моделирование, игровые, коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемного обучения.

Оборудование урока: настенная карта «Физическая карта мира», учебник географии 7 кл. автор А.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, атлас 7 кл.

Ожидаемые результаты:

знать/понимать

  • гипотезу происхождения материков и океанов, расположение и направление движения литосферных плит, географические объекты образованные в результате их движения;

уметь        

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения литосферы Земли;

использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни

  • ориентировать своё местоположение относительно сейсмических зон Земли.

Географическая номенклатура: Кавказ, Пиренеи, Альпы, Карпаты, Гималаи, Анды, влк.Фудзияма, влк.Ключевская Сопка, оз.Танганьика, оз. Ньяса.

ХОД УРОКА

Орг.момент.

Опрос. Зачем человеку нужны карты? (Чтобы получить информацию)

Какую? (На доске скрыты ответы: рельефе, климате, реках, животном и растительном мире, странах,- учитель  их постепенно открывает.)

        Где вам может пригодиться карта? (в поездке, объяснении места положения)

        Какие ещё источники передачи информации использовал человек? (письменность, речь) А первым из них что было? (карта)

        На сколько групп делятся каты и как они называются? (на доске хаотично расположены группы и виды карт учащиеся  должны соединить их)

        Приведите пример тематической карты (климатическая мира). Дайте характеристику Физической карте России. (по охвату – государств и их частей; по содержанию – общегеографическая; по масштабу – мелкомасштабная)

        Вступление в тему, актуализация знаний.

        Зачем нужно так много карт? (чтобы знать и разбираться в многообразии природы)

        Мы переходим к новому этапу изучения географии и научимся объяснять своеобразие природы благодаря нашему главному помощнику – карте.

        Угадайте карту, которая поможет нам разбираться в новой теме и даже главе: тематическая, мелкомасштабная, мировая, показывает строение Земли, основной цвет розовый….. Тектоническая карта.

        Откройте эту карту в атласе. Строение какой сферы она показывает? (литосферы) Что можно узнать по ней (в каком направлении движутся литосферные плиты, где расположены вулканы…)

        Глава: «Главные особенности природы Земли».

        Тема: «Состав и строение литосферы».

        Что вы знаете о происхождении материков и океанов, что хотите узнать? (варианты ответов: какими были в прошлом, что будет в будущем, как изменяются во времени)

        Изучение нового материала.

        Строение материковой и океанической земной коры.

        С этим аспектами мы уже знакомились в курсе географии «начальный курс 6 класс». Вам требуется только вспомнить. Прочитайте стр.22-23. И заполните технологическую карту.

        Плиты литосферы.

        Как вы думаете, что будет происходить с поверхностью если она тонкая, состоит из слоев разной толщины, вещество под ней – пластично. Например, тонкий лёд на реке весной, река под ним приходит в движение и лёд постепенно тоже движется. Так и земная кора на мантии.

        Читаем стр.23 со слов «Согласно теории…» до слов «Выделяют 7….».

        Найдем эти «швы» на карте. Атласы уже открыты на тектонической карте, можно также воспользоваться форзацем учебника. Мы видим что эти «швы» расположены на суше и в океане, обозначаются линией черного цвета.  

        Сколько крупных литосферных плит на Земле? (7)

        Назовите ту, на которой расположена Антарктида? (Антарктическая)

        На какой расположена наша область? (Евразийская)

        На какой плите расположен один целый и часть другого материка? (Индо-Австралийская)

        Давайте осуществим путешествие в прошлое, где был расположен полуостров Индостан?

        А что же было еще раньше?

        Сообщение о древних материках Пангее, Лавразии, Гондване и море Тетис.

        Что же будет через несколько млн. лет. Какие предположения у вас?

        Можно ли не пользуясь тектонической карте научиться находить границы литосферных плит.  Для этого необходимо понять что же им соответствует. Посмотрим на Атлантический океан. По его середине проходит граница литосферных плит. Каких? В каком направлении они движутся? (расходятся в разные стороны) Что при этом происходит? ( магма поднимается на поверхность и застывает образуя хребет) Как он называется? (Срединно- Атлантический). Обратимся к Южной Америке. Какие плиты взаимодействуют на западе и каков характер их движения? (тихоокеанская и южноамериканская плиты движутся друг на друга, тихоокеанская подныривает под более толстую континентальную кору) Какой рельеф при этом образуется? (на суше – горы, в океане – впадина)

        Таким образом обновляется земная кора: в одном месте она нарастает, в другом уходит в мантию и плавится в магме.

        Посмотрите внимательно на карту и скажите, где материковая кора  будет сталкиваться с материковой и что при этом образуется? (в Гималаях образуются самые высокие горы)

        Делаем вывод: каким формам рельефа могут соответствовать границы литосферных плит? (самым крупным горам, глубоким впадинам) А также сущетсвуют разломы земной коры. Ярким примером являются Восточно-Африканские разломы, которые со временем были наполнены водой и образовались озера особой формы. Какой? Найдите и назовите эти объекты. (оз.Ньяса, оз.Танганьика) А на территории России есть аналог этих озер?

        Сейсмические пояса Земли

        Прочитайте с.28 со слов «Сейсмические пояса…» до «Знания о строении…». Как на карте обозначены сейсмические пояса, вулканы действующие и потухшие.  Назовите ближайшие к нам вулканы и сейсмические пояса.

        Закрепление материала

  1. Ответьте на вопросы: сколько материков – 6.

Сколько литосферных плит – 7 . Почему?

Так называется первый материк : Лавразия, Пангея, Гондвана.

Самый древний океан : Тихий океан.

Самый молодой океан: Атлантический океан.

Самая большая сейсмическая зона на побережье: Огненное кольцо.

Разлом, образовавший глубокие озера: Восточно-Африканский.

Полуостров, бывший когда-то материком: Индостан.

  1. Обозначьте на контурной карте: литосферные плиты и направление их движения, те кто быстро справился – номенклатуру (появляется на интерактивной доске: Анды, Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Гималаи, п-ов Индостан, оз.Ньяса, оз. Танганьика, влк.Фудзияма, влк.Ключевская Сопка.

Достигли мы цели урока? Решили задачи? Учащиеся деляют вывод.

Если вы всё поняли из урока возьмите изображения разных камней на парте и наклейте их на центр литосферной плиты, если нет, то на её границу, а если совсем ничего не понятно, то на сейсмическую зону.

Домашнее задание.

Всё понятно: найти понятие «Поверхность Мохоровичича», астеносфера, обозначить на контурной карте действующие и потухшие вулканы.

Не поняли: параграф 4 читать, отвечать на вопросы в конце параграфа.

Технологическая карта

ФИ

  1. Толщина земной коры колеблется от …… до……..км и составляет………% от длины земного радиуса.
  1. Три слоя составляющие земную кору:

А)

Б)

В)

          3.  Поставь знак или =

               

                     Толщина коры                     Толщина коры

                    под материками                     под океанами

         

          4.Признаки отличающие материковую кору от океанической:

               

                А)

                Б)

          5.По мнению ученых эта кора образовалась первой: океаническая, материковая (подчеркни нужное).

          6. Ученый создавший теорию литосферных плит – …………………

       

         

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *