Обществознание. 6 класс. Методическое пособие
Методическое пособие является частью УМК и предназначено для использования при работе с учебным пособием А. И. Кравченко «Обществознание. 6 класс», созданным в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Пособие содержит методические рекомендации к урокам, дополнительные материалы для учителя и материалы для проведения уроков контроля знаний.
Содержание
- Введение
- Глава 1. Человек. Деятельность человека
- Вводный урок
- Урок 1. Биологическое и социальное в человеке
- Урок 2. Индивид, индивидуальность, личность, лидер
- Урок 3. Мир наших потребностей
- Урок 4. Деятельность человека
- Урок 5. Способности человека
- Урок 6. Возраст человека
- Урок 7. Отношения между поколениями
- Урок 8. Общение в малой группе
- Урок 9. Межличностные отношения
- Урок 10. Межличностные конфликты
- Урок 11. Познание
- Дополнительные материалы к главе 1
- Глава 2. Общество. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие
- Урок 12. Общество внутри и снаружи
- Урок 13. Экономическая сфера общества
- Урок 14. Политическая сфера жизни общества
- Урок 15. Социальная сфера жизни общества
- Урок 16. Особые потребности людей с ограниченными возможностями
- Урок 17. Духовная сфера жизни общества
- Урок 18. Современное общество
- Урок 19. Наша страна — Россия
- Урок 20. Человек и природа
- Дополнительные материалы к главе 2
- Глава 3. Социальные нормы и ценности
- Урок 21. Нормы поведения человека в обществе
- Урок 22. Гражданственность и патриотизм
- Урок 23. Как научиться жить в обществе
- Урок 24. Отклоняющееся поведение и социальный контроль
- Урок 25. Здоровый образ жизни
- Дополнительные материалы к главе 3
rosuchebnik.ru
Обществознание 6 класс Рабочая тетрадь Кравченко Певцовой
Обществознание 6 класс Рабочая тетрадь Кравченко Певцовой — Хромова — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
и.с. Хромова
к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ОБЩЕСТВО-ЗНАНИЕ
КЛАСС
t
«РУССКОЕ СЛОВО»
и.с. Хромова
Рабочая тетрадь
по обществознанию
к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
О класс
9-е издание
Москва
«Русское слово» 2013
УДК 373.167.1:3*06(075.3) ББК 74.266.0 Х94
Хромова И.С.
Х94 Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание». 6 класс / И.С. Хромова. — 9-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 104 с.
ISBN 978-5-91218-836-7
Рабочая тетрадь является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Пособие основывается на учебнике А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» для 6 класса.
ISBN 978-5-91218-836-7
УДК 373.167.1:3*06(075.3) ББК 74.266.0
© И.С. Хромова, 2005, 2013 © ООО «Русское слово — учебник», 2005, 2013
Глава 1
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
§ 1. Что такое общество?
1. Составьте небольшой рассказ на одну из тем.
«Античное общество» или «Я оказался в античном обществе ».
«Средневековое общество» или «Я оказался в средневековом обществе».
«Современное общество» или «Я живу в современном обществе ».
2. К какой из сфер жизни общества относятся:
а) показ нового фильма в кинотеатре _______
б) покупка продуктов в магазине____________
в) сборка новых автомобилей на заводе
г) набор в армию___________________
д) выпечка хлеба в пекарне
е) выборы президента____
ж) прием больных в поликлинике__
з) обучение студентов в университете
1*
3. Общество можно представить в виде различных образов. Посмотрите на некоторые из них. А как бы вы изобразили общество?
Часы
Муравейник
Человеческий
организм
4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу понятия: страна, государство, общество.
_______________Германия располагается в центре Европы.
Первые_________________возникли на Древнем Востоке.
_______________строго следит за исполнением законов.
_______________можно разделить на экономическую, по-
литическую, духовную и социальную сферы.
5. Заполните схему, дав определения понятий: государство, страна, общество.
Государство Страна
Ч 9 ^
•
Общество
6. Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.
Сферы общества Роль в обществе
А. Политическая 1. Охватывает взаимоотношения социальных групп в обществе, оказывает помощь наименее защищенным группам граждан
Б. Экономическая 2. Связана с образованием, наукой, культурой и религией
В. Социальная 3. Обеспечивает порядок в обществе, издает законы и следит за их исполнением
Г. Духовная 4. Включает производство и распределение необходимых обществу товаров и услуг
2~И. с. Хромова, 6 кл.
7. Слова, относящиеся к различным сферам общества, перемешались. Распределите их на схеме в соответствующие сферы (впишите цифры).
1. Завод
2. Политическая партия
3. Музей
4. Туристическая фирма
5. Армия
6. Правительство
7. Театр
8. Обувной комбинат
9. Школа
10. Налоговая служба
11. Мебельная фабрика
12. Больница
13. Парк культуры
6
§ 2. Происхождение и развитие человека
1. Продолжите фразы.
Человек за весь период существования, в отличие от животных, _________________________________________
Со временем духовное развитие людей____________
Технические изобретения помогали человеку
2. Исправьте ошибки в тексте.
Человек, как и большинство других живых существ на Земле, прошел гигантский путь в своем развитии. Правда, современные люди внешне похожи на древнейших людей, хотя живут совсем по-другому. Из Австралии, которая является прародиной человека, люди расселились по всему миру. Постепенно они научились изготавливать орудия труда и использовать огонь. 300 тыс. лет тому назад у них возникли религия и искусство. Со временем человек изменялся все медленнее и медленнее, за последние 10 тыс. лет развитие человеческого общества почти остановилось.
3. Продолжите список отличий человека от животных:
а) человек изготавливает орудия труда;
б) человек создает произведения искусства;
в) _________________________________________________
г) _________________________________________________
Д)__________________________________________________
е)__________________________________________________
2*
4. Приведите примеры проявления биологических и социальных свойств человека.
Человек
Ч
Биологические черты Социальные черты
1. Потребность В пище 2. + 1. Общение с другими людьми 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
5. Нарисуйте несколько изобретений человека, которые сыграли важную роль в его развитии.
8
§ 3. Исторические ступени развития общества
1. Перед вами схема «Исторические ступени развития общества».
IV ступень
ступень
ступень
I ступень
A. Дайте название каждой ступени развития.
Б. Перечислите важнейшие открытия и умения человека на каждой ступени.
B. Придумайте и нарисуйте символы для каждой стадии развития.
9
2. В книге Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» описываются странствия девяти летнего Крека, который не сумел сберечь огонь, пока племя охотилось. Сначала его приговорили к смерти, но потом, когда огонь вновь удалось разжечь, наказание смягчили, изгнав мальчика из племени.
Подумайте над ситуациями и ответьте на вопросы.
А. Когда старейшины племени судили Крека и его младшего брата, один из них сказал: «Огонь умер. Виновники тоже должны умереть. А всем остальным да будет их судьба уроком».
Почему огонь играл большую роль в жизни первобытных людей?
Б. Когда решали судьбу Крека, старейшина племени сказал: «Кто хоть однажды изменил своему долгу, тот и позднее сможет изменить ему. Никто не может больше доверять Креку. Он должен быть изгнан».
Какие отношения суш,ествовали между членами племени? Считаете ли вы их необходимыми?
В. Когда Крек покидал племя, он думал: «Много опасностей таит лес, и что может сделать один человек, как бы храбр и находчив он ни был? »
Мог ли первобытный человек выжить в одиночку? Почему?
10
3. в XX в. в Центральной Австралии ученые открыли племя охотников и собирателей биндибу. В раннем возрасте девочки и мальчики этого племени начинают помогать родителям и учатся всему, что умеют делать взрослые. Девятилетний мальчик, будущий охотник, может часами ждать, когда рядом опустится птица, чтобы поразить ее метательной птицей.
Составьте рассказ о том, что должны знать и уметь дети в первобытном племени. Как они этому учатся?
4. Выберите верное окончание предложения.
• Земледелие появилось примерно:
а) 50—40 тыс. лет тому назад;
б) 12—10 тыс. лет тому назад;
в) 3—2 тыс. лет тому назад.
• Земледелие появилось:
а) раньше огородничества;
б) одновременно с огородничеством;
в) позже огородничества.
• Первые земледельцы и скотоводы появились в:
а) Азии;
б) Африке;
в) Европе.
• Развитие земледелия и скотоводства способствовало:
а) уменьшению численности населения;
б) сохранению постоянной численности населения; П
в) увеличению численности населения. П
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
11
5. Используя знания по обществознанию и истории Древнего мира, решите кроссворд.
1 11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Название территории, где появилось земледелие.
2. Растение, которое одним из первых стал выращивать человек.
3. Палка с сучком или прикрепленным наконечником, которая использовалась для рыхления земли.
4. Изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня.
5. Подношения богам или духам.
6. Процесс изготовления нитей.
7. Опытные и уважаемые люди, управляющие племенем.
8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности.
9. Материал, из которого делали посуду.
10. Ручное костяное или деревянное орудие для скашивания хлебов.
12
Дайте определение термина, который получился под номером 11 в вертикальном столбце:
6. И в наши дни в различных частях мира живут первобытные племена.
Аляска
Южная Америка Австралия Африка
А. Почему эти племена остаются на стадии первобытного общества?
Б. Как вы думаете, каково их значение в современном мире?
7. Заполните таблицу.
Что полезного принес технический прогресс людям? Какие опасности для человека несет прогресс?
13
§ 4. Современное общество
1. Продолжите фразы.
Мне нравится в современном обществе
Меня тревожит в современном обществе
2. Поспорили два друга. Один говорит: «Техника помогает человеку жить легко и интересно. Самолеты и поезда переносят людей в любую точку света. Кухонные комбайны освобождают хозяек от домашней работы. Телевизор рассказывает и показывает, что пр
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока,
форма
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки
уч-ся
Вид контроля
Дом.
задание
Раздел I. Общество и человек. (7 часов)
1.
Что такое общество?
1
Вводный
Структура и сущности современного общества. Понятие «общества « в различные исторические эпохи. Сферы общества, их характеристика.
Знать: понятия «общество», «страна», «государство»; сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная.
Ответы на вопросы
§ 1,
практикум задание № 3
2.
Происхождение и развитие человека
1
Комбинированный
Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Технический прогресс. Социальный прогресс. Племена. Общины.
Знать: определения «прогресс», «орудия труда», «социальный прогресс», «технический прогресс»,
Тест
§ 2, таблица «Расы»
3.
Исторические ступени развития общества
1
Комбинированный
Основные занятия: охота и собирательство. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия
Знать об основных занятиях человека в первобытном обществе
тест
§ 3, практикум №2
4.
Современное общество
1
Комбинированный
Современное производство, его отличительные черты. Компьютер. Интернет. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи. Плюсы и минусы использования современных средств производства.
Знать, что такое современное производство, его отличительные черты
Беседа по вопросу «Проблемы современного общества»
§ 4, мини- сочинение «Я и компьютер: плюсы и минусы»
5.
Человечество как сумма поколений
1
Комбинированный
Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие»
Знать процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие»
опрос
§ 5, понятия
6.
Человек, общество, природа
1
Комбинированный
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения человека и природы. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды. Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы
Уметь объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы.
Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи. Знать понятия и термины
опрос
§ 1-6, подготовка к к/р
7.
Контрольная работа по теме «Человек и общество»
1
Контрольно-обобщающий урок
Повторение темы «Человек и общество»
Знать материал темы «Человек и общество»
Раздел II. Экономическая сфера общества. (7 часов)
8.
Что такое экономика
1
Урок изучения нового материала
Экономическая сфера общества. Экономика как хозяйство. Производители. Потребители. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические потребности и возможности. Стадии развития капитализма. Бизнес
Знать, кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определения экономики
Обобщающая беседа по теме
§ 7, понятия, вопросы
9.
Рынок
1
Комбинированный
Товары и услуги. Рынок. Купля- продажа. Деньги, их роль в экономике. Операции с денежными средствами
Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли- продажи, деньги и операции с деньгами
опрос
§ 8, таблица «Валюты мира»
10.
Что такое предпринимательство и бизнес
1
Комбинированный
Мир бизнеса. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал
Знать основные определения урока
Уметь объяснить связь между понятиями «предпринимательство», «предприимчивость», «предприятие»
Тест
§ 9, понятия, схема
11
Домашнее хозяйство
1
Комбинированный
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника
Знать основные определения урока; знать, как формируются и распределяются налоги; возможности организации труда ребенка
вопрос
§ 10, вопросы, понятия
12
Экономическая деятельность подростка
1
Комбинированный
Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы заработков для подростков. Умение распоряжаться деньгами
Знать, что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков
тест
§11, в. 2
13
Труд с точки зрения закона
1
Урок-практикум
Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых.
Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права.
Работа с тестом закона
§ 7-12, подготовка к к/р
14
Промежуточная контрольная работа
1
Контрольно-обобщающий урок
Повторение тем «Общество и человек», «Экономическая сфера общества»
Знать материал темы
«Экономическая сфера общества»
Раздел III. Социальная сфера общества. (4 часа)
15
Социальная структура общества
1
Урок изучения нового материала
Сложное строение общества. Социальные группы и их совокупность. Малые и большие группы. Социальное неравенство. Богатые и бедные.
Знать понятия и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность.
Уметь
характеризовать социальные отношения, социальные группы.
§ 13, учить схему
16
Семья
1
Урок-беседа
Семья. Отношения в семье. Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи. Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа
Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу. Знать понятия и термины
Проверочная письменная часть
§ 14, вопросы
17
Правила и нормы поведения в обществе
1
Комбинированный
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право. Нарушение норм и его последствия. Ответственность человека за его поступки. Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни
Знать основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение общественных норм, методы борьбы с общественно- опасными явлениями, способы формирования здорового образа жизни
§ 15, понятия
18
Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера общества»
1
Повторительно-обобщающий урок
Повторение темы «Социальная сфера общества»
Знать материал темы
«Социальная сфера общества»
Устное собеседование по карточкам
Раздел IV.Политика и право. (7 часов)
19
Государство и граждане
1
Урок изучения нового материала
История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства
Знать историю понятия «гражданин»; определения гражданина и гражданства; что такое закон «О гражданстве»; отличительные черты Российского государства
Обобщающая беседа
§ 16, понятия
20
Право на службе человека
1
Комбинированный
Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность
Знать понятия: право, источники права, их отличительные черты; историю зарождения права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятия ответственности, преступления и уголовной ответственности
опрос
§ 17, понятие
21-22
Конституция – основной закон страны
2
Комбинированный
Понятие «конституция», ее значение в государстве. История создания Конституции РФ. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции.
Знать понятие «конституция» и значение конституции в государстве.
Знать содержание и форму основного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Президент, Совет Федерации, Государственная дума, местное самоуправление
Работа с документом
§ 18, учить схему
23
Право и правопорядок
1
Комбинированный
Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Правопорядок, законность и их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы.
Знать понятия:
правопорядок, законность, правоохранительные органы (и их функции), судебные органы, юридическая защита; знать, в чем состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка
Тест
§19, практикум
24
Как защититься от несправедли-
вости
1
Комбинированный
Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ
Знать различные источники нарушения прав граждан, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов в РФ
тест
§ 16-20, подготовка к к/р
25
Контрольная работа по теме «Политика и право»
1
Контрольно-обобщающий урок
Повторение темы «Политика и право»
Знать материал темы «Политика и право»
Раздел V. Духовная сфера общества. (4 часа)
26
Наука и образование
1
Урок изучения нового материала
Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования.
Знать, что такое наука и научные знания, система наук, естественные науки, общественные науки, опрос, наблюдение, эксперимент, измерения
Обобщающая беседа
§ 21, учить конспект
27
Мораль
1
Комбинированный
Мораль. Общественное мнение и его влияние на человека. Сходства и отличия морали и права. Представления о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро
Знать, что такое мораль, общественное мнение, его влияние на человека; сходства и отличия морали и права.
Опрос
§ 22, вопросы
28
Идеал и ценности
1
Комбинированный
Идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений. Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Ценности подростков.
Знать определения: идеал, идеалист, идеализация, герой; что такое вечные идеалы, конкретные идеалы, определение ценностей; что такое вечные ценности, ценности семейной жизни, конфликт ценностей.
Верные и неверные утверждения
§ 23, вопросы, практикум
29
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества»
1
Повторительно-обобщающий урок
Повторение темы «Духовная сфера общества»
Знать материал темы «Духовная сфера общества»
Устное собеседование по карточкам
Раздел VI. Ребенок в обществе. (6 часов)
30
Ребенок в семье
1
Урок- беседа
Детство. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе. Права ребенка и их защита
Знать определения: «детство», «мир детства», отличие взрослых и детей, три стадии детства, их характеристику
Опрос
§ 24, практикум
31
Взаимоотношения детей и родителей
1
Комбинированный
Права и обязанности родителей и детей. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества. Влияние семьи и родителей на ребенка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей
Знать основные обязанности родителей; знать о том, как влияют семья и родители на ребенка
Опрос
§ 25, вопросы
32
Ребенок в школе
1
Комбинированный
Права и обязанности школьника. Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Доступность школы. Обязательное обучение. Школа в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования. Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам.
Знать принципы обучения, роль школы в информационном обществе, основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения
Опрос
§ 26, вопросы
33
Друзья и ровесники
1
Урок- беседа
Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства
Знать о роли дружбы и товарищества на всех этапах жизни человека, чем отличается дружба от товарищества и приятельства
§ 27, подготовка к тесту
34
Итоговая контрольная работа
1
Контрольно-обобщающий урок
Повторение курса «Обществознание»
Знать материал курса
35
Обобщающее повторение
1
Повторительно-обобщающий урок
Обобщение курса
Знать материал курса
infourok.ru