Открытый урок по информатике 5-6 класс в форме занимательной викторины
ГКОУ «Казачий кадетский корпус» в г. Будённовске
Открытый урок в форме викторины
по информатике
«Занимательная информатика»
5-6 класс
Разработала и провела
Учитель информатики
Полтева И.А.
г.Будённовск
2018г.
Цель:
Развитие логического мышления, памяти, смекалки, внимания, воображения учащихся; расширение их кругозора как в области информатики, так и в областях смежных с нею; воспитание командного духа..
Задачи:
Учебные: повторить и обобщить знания учащихся по основным разделам информатики; стимулирование интереса к предмету;
Развивающие: развитие памяти, внимания, алгоритмического и логического мышления учащихся; умение применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Воспитательные: воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
Оборудование:
ПК с необходимым программным обеспечением, презентация, видео викторина, раздаточный материал с заданиями.
Учитель: Добрый день! Я рады приветствовать всех собравшихся в этом классе. Сегодня здесь будут состязаться две команды. Им предстоит пройти ряд испытаний, в ходе которых они смогут показать свои знания по информатике и умение применять их в нестандартных условиях. Участники команды, набравшей большее количество баллов и занявшей первое место, получат грамоты, на основании которых им будут выставлены оценки “отлично” по информатике.
Внимание! Викторина по информатике начинается!
КОНКУРС 1. “Самый умный”.
Учитель: Вопросы представлены в устной форме и задаются по – очереди каждой команде. Если команда правильно отвечает на вопросы, ей дается 1 балл, если не отвечает, то вопрос переходит команде соперников и у нее есть возможность заработать дополнительный балл.
Запись числа 27 в 16-ричной системе счисления. (1В)
Образное представление схемы организации на диске файлов и каталогов (папок). (Дерево)
Назовите «антипод» для слова «клиент». (Сервер)
Сколько байт в 40 битах? (5)
Как называется объект – заместитель оригинала? (модель)
Гибкий магнитный диск. (дискета)
(Вопрос-шутка) Книгу по какому языку программирования химики называют книгой про ионы меди? (Си++.)
Когда появился манипулятор «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок).
Аппаратные и программные средства, обеспечивающие объединение на компьютере текста, графики, анимации и звука. (Мультимедиа)
Текст, содержащий связи с текстом других документов. (Гипертекст)
Главный компьютер многоранговой локальной сети. (Сервер)
Процедура «альтернатива», как ее можно назвать иначе? (Ветвление, выбор)
Имя первой женщины – программиста. (Ада Лавлейс)
Последовательность действий, направленная для достижения конкретной цели. (Алгоритм)
Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и диском? (Хранение информации).
(Вопрос-шутка) Как зовут дирижера оркестра компьютерных устройств? (Операционная система.)
Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счёты. (Абак).
КОНКУРС 2. “Анаграмма, или переставь буквы и получи слово”
Учитель: Вам будут предложены буквосочетания. Необходимо переставить буквы так, чтобы получить слова, связанные с темой, указанной в заголовке задания. Задание показывается целиком, чья команда быстрее справится с ним, получает 5 баллов.
Задание 1 Элементы компьютера
Правильные ответы:
Тиромон
Россоцерп
Скойджит
Шакым
Террипн
Алатувикра
Тьмапя
Момед
Монитор
Процессор
Джойстик
Мышка
Принтер
Клавиатура
Память
Модем
Задание 2 Элементы мультимедиа
Правильные ответы:
Вузк
Едови
Стект
Фигарак
Звук
Видео
Текст
Графика
Задание 3 Разные термины
Правильные ответы:
Рокурс
Забац
Ментудок
Тайб
Урсив
Лайф
Маропграм
Курсор
Абзац
Документ
Байт
Вирус
Файл
Программа
КОНКУРС 3. “Ответ ищи в приведенных рисунках”
Учитель: В приведенных картинках определите компьютерный термин. На экране последовательно будут появляться подсказки. Если вы отгадаете термин с первой подсказки, то получите 4 балла, со второй – 3 балла, с третьей 2 балла и 1 балл, если были использованы все подсказки. Вопросы задаются по – очереди каждой команде. Последний вопрос задается двум командам сразу, кто быстрее выполнит.
1. Какому объекту операционной системы Windows соответствует рисунок?
Рисунок 1
Словесные подсказки.
Может быть и маленьким и большим.
Легкий.
В него можно собирать грибы.
Используется для хранения ненужной бумаги.
Объект, изображенный в других ракурсах:
Рисунок 2
Объект, принадлежащий к тому же классу, что и отгадываемый.
Рисунок 3
2. Какому объекту операционной системы Windows соответствует рисунок?
Рисунок 4
Словесные подсказки.
Иногда ходит, иногда убегает.
Бывает настенный и прикроватный.
Изредка издает резкие звуки.
Без него утром тяжело.
Его заводят.
Ходит весь век, а не человек.
Объект, изображенный в других ракурсах:
Рисунок 5
Объект, принадлежащий к тому же классу, что и отгадываемый.
Рисунок 6
3. Какому объекту операционной системы Windows и команде многих прикладных программ соответствует рисунок?
Рисунок 7
Словесные подсказки.
Объемный.
Имеет ручку.
С замком в нем можно хранит секреты.
Хороший – кожаный.
С ним ходят в школу и на работу.
Объект, изображенный в других ракурсах:
Рисунок 8
Объект, принадлежащий к тому же классу, что и отгадываемый.
Рисунок 9
4. Какому компоненту операционной системы Windows соответствует рисунок?
Рисунок 10
Словесные подсказки.
Есть у каждого дома.
Имеет конечности.
Обычно деревянный.
За ним сидят.
На нем находится еда.
Объект, изображенный в других ракурсах:
Рисунок 11
Объект, принадлежащий к тому же классу, что и отгадываемый.
Рисунок 12
5. Какой команде соответствует виртуальный аналог данного объекта?
Рисунок 13
Словесные подсказки.
В настоящее время необходимость в нем стремительно падает.
Боится пыли и влаги.
Помещается в карман.
На нем помещается не очень много информации.
Вставляется в дисковод.
Объект, изображенный в других ракурсах:
Рисунок 14
Объект, принадлежащий к тому же классу, что и отгадываемый.
Рисунок 15
КОНКУРС 4. “Супер- Эрудит”
Какой российский город назван “в честь” древнейшего компьютера?
Ответ: Абакан, столица Республики Хакасия. Абак счеты в Древней Греции, Древнем Риме, а затем в Западной Европе до XVIII в.
Почему все шалуны очень хорошо и быстро считают?
Ответ: Потому что внутри каждого шалуна находится АЛУ — арифметико-логическое устройство: шАЛУн.
Название какого узла устройств ЭВМ частенько выкрикивают в театрах на хороших представлениях?
Ответ: БИС — большая интегральная схема. Бис — обращенный к исполнителю возглас, требующий повторного исполнения.
Назовите устройство персонального компьютера от французского кутюрье Кристиана Диора
Ответ: Дисковод CD-ROM. CD — инициалы Кристиана Диора — Christian Dior.
Какое зерно интересует программистов?
Ответ: Зерно дисплея.
6. На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные иконки. Подпись под одной из них заканчивается словами “перед едой”. Подпись под другой заканчивается словами “и не вставай”. Как начинаются эти подписи и каким устройствам они соответствуют?
Ответ: Начало подписи — “Мой компьютер”. Подпись целиком: компьютер перед едой”. Начало второй — “CD”, читается как “сиди”. Это устройство чтения компакт-дисков — “Сиди и не вставай”.
Бриллиант какого размера есть в каждом компьютере?
Ответ: 1,128 мм, ведь бриллиант — эта специфическое название — размера шрифтов. Его размер составляет 3 пункта, а пункт = 0,376 мм.
Отгадайте, чья это шуточная характеристика. “Он требует множества игрушек и примочек. Так и норовит задать дурацкий вопрос. Считает себя самым умным, но не может обойтись без папы или мамы. Тронь пальцем — он и заведется. Жалуется на нехватку памяти. Любит, когда с него сдувают пылинки и протирают спиртом. Всегда мечтает попасть в сети.
Ответ: На шего друга — компьютера.
Назовите излюбленный напиток компьютерщиков.
Ответ: Сбитень — горячий напиток из меда с пряностями.
Сколько байт информации необходимо человеку, который понимает все с полуслова?
Ответ: Один байт, ведь слово — это два байта.
Какое количество байт информации русская пословица приравнивает к серебру?
Ответ: Два байта, или слово. Слово – серебро, а молчание — золото.
Что на программистском языке означает фразеологизм “сказка про белого бычка”?
Ответ: логотип
Почему программисты очень любят “Времена года” П.И. Чайковского?
Ответ: Потому что это цикл.
КОНКУРС 5. Компьютерная головоломка “Переливашка”
Учитель: Вам будет предложена компьютерная программа. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и приступайте к выполнению. Первые 4 ученика, кто быстрее выполнит задание, принесут своей команде по 3 балла.
Имеются 3 сосуда – 8, 3 и 5 литров. Разлить воду по 4 литра, используя только данные сосуды.
В конкурсе №5 можно использована программа “Переливашки” из приложения “Логические игры и задачи” Л.Босовой.
Список литературы:
Занимательные задачи по информатике. Задачник. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская.
Информатика в увлекательных задачах. Д.М. Златопольский. Библиотечка “Первого сентября”, 2009 г.
Занимательные задачи и ребусы по информатике. А.А. Зубрилин. “Информатика в школе”, №3-2007.
ПМК “Роботландия”. А.А. Дуванов, 2007 г.
infourok.ru
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ КОММЕНТАРИИ Большое спасибо, Елена Аркадьевна, за интересную и содержательную игру. С удовол… Отличный пример шаблона в действии, Марина Ивановна! Оформление — просто СУПЕР! … Спасибо за ярких сказочных почемучек, Марина Ивановна! У Вас получается новая ин… Какая красота, Елена Алексеевна. Ваши шаблоны настолько нежны, прозрачны и легки… Марина Ивановна, спасибо за интересное продолжение важной и нужной серии шаблоно… Ирина Александровна, огромное спасибо Вам за замечательный ресурс по фонетике. П… Мне понравились шаблоны коричневой и зелёной расцветки, Елена Алексеевна. Спасиб… |
|
easyen.ru
Открытый урок по информатике 6 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Алгоритмы с ветвлением»
ФИО: Королькова Виктория Наильевна
Место работы: МОУ СОШ с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области им. И.С. Гавва
Должность: учитель информатики и ИКТ
Предмет: Информатика
Класс: 6
Тема и номер урока в теме: « Типы алгоритмов», 5 урок
Базовый учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Цель урока: сформировать представление учащихся об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки, работа в текстовом процессоре.
Задачи:
личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека;
предметные: представления об алгоритмах с ветвлениями;
метапредметные: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ- компетентность.
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Структура и ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Выполнение тестового задания (Приложение 1)
Сейчас мы попробуем вместе с вами составить алгоритм, который нам поможет вылепить снеговика (слайд №2)
Скажите, пожалуйста, алгоритм какой структуры (или какого вида) получился? (линейный алгоритм)
А какой алгоритм называется линейным?
Дети отвечают на вопросы теста.
Составляют алгоритм на индивидуальных листах работы.
Отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учет разных мнений.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: самоконтроль, контроль и оценка процесса результатов деятельности.
3.Выявление места и причины.
У Владимира Маяковского есть стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». (слайд №3)
Звучит отрывок из стихотворения.
Какое слово повторяется чаще всего? (слово ЕСЛИ)
Каждый день нам приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации или определённых условий. Если на улице холодно, то мы одеваемся теплее. Если мы хотим есть, то мы едим… Таких ситуаций огромное множество. Так и в алгоритме бывают такие действия, которые выполняются не всегда, а только при соблюдении определённого условия. Каждый раз при выполнении алгоритма условие необходимо проверять. Итак. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом алгоритмов.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Личностные: Оценивание усваиваемого материала.
Регулятивные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: Анализ с целью выделения признаков
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся.
Внимание на экран. (слайд №4)
Перед Вами шифрограмма. Давайте разгадаем ее и узнаем тему нашего урока.
Как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
А как же нам описать логику принятия решения. С помощью каких команд мы можем объяснить исполнителю правила выполнения алгоритма с ветвлениями? (слайд №5)
Попробуйте дать определение понятию алгоритма с ветвлением.
Отвечают на вопросы. Ставят цели, формулируют тему урока.
Личностные: Формирование готовности к самообразованию
Коммуникативные: Постановка вопросов.
Регулятивные: Целеполагание
Познавательные: Формулирование познавательной цели и проблемы
5. Реализация построения проекта.
Откройте учебник на странице 113. Прочтите определение, а теперь запишите определение алгоритмам с ветвлениями в тетрадь. (слайды №6, №7)
Работают с учебником, записывают определение в тетрадь
Познавательные: извлекают информацию из текста
Личностные: самоорганизация
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Ребята, у меня на экране алгоритм перехода улицы, но я так спешил, когда составлял эту блок-схему и допустил ошибки. Давайте найдем и исправим их. (слайд №10)
У Вас на столах лежит карточка (Приложение 2) с алгоритмом решения задачи. Вам необходимо произвести вычисления и заполнить таблицу. Эту работу учащиеся выполняют в парах
Итак, давайте проверим задание. (слайд №12)
У кого все выполнено верно – ставим оценку «5», у кого одна ошибка – ставим оценку «4». Есть ли такие у кого не получилось выполнить задание.Ну ничего не огорчайтесь, у нас ещё будет время для решения разнообразных задач
Отвечают на вопросы учителя
Дети самостоятельно выполняют эту работу в парах.
Познавательные:
Регулятивные:
контроль и оценка своей деятельности;
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения; сотрудничать со сверстниками
Личностные: самоорганизация, самоопределение, умение планировать последовательность действий для достижения цели
Познавательные: Действия постановки и решения проблем.
7.Физкультминутка
Показывает упражнения
Выполняют
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: саморегуляция
Коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничество с учителем и сверстниками.
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
За компьютерами с помощью программы Microsoft Office Word записать следующие пословицы в виде блок-схем:
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Поспешишь — людей насмешишь. (слайд 14)
Выполняют задание на компьютере.
Личностные : формирование умения пользоваться инструментами рисования в программе MS Word ; копировать и редактировать объекты.
Коммуникативные : умение работать в парах.
9.Включение в систему знаний повторение
Какие у вас есть ко мне вопросы по сегодняшней теме? Где и что было не понятно?..
Домашнее задание (слайд№15)
Отвечают на вопросы.
Познавательные: осознание того, что уже усвоено
Регулятивные:
контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения
Личностные: смыслообразование
10.Рефлексия УД на уроке.
Понравился ли Вам наш сегодняшний урок?.. Что запомнилось?..
Оценивают урок
Личностные: степень правдивости при рефлексии
Регулятивные: саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.
Познавательные: рефлексия
Список используемой литературы:
1.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
2. Босова Л,Л., Босова А.Ю. Информатика: Методическое пособие для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
3. Системно-деятельностный подход к реализации рабочей программы по информатике «Технологические карты урока». В 2-х частях. Учебно-методическое пособие. КИНПО (ПК и ПП) СОО. Кафедра информатизации образования, Курск, 2013
4.Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
infourok.ru
Информатика, 6 класс, урок 5
Тип ПОЛабораторная работа PASCOActivInspire (Promethean)SMART NotebookПрезентация PowerPointAнимационный Flash-роликУрок для ActivTableElite Panaboard (Panaboard)HitachiМастер-классMimioStudio™RM Easiteach Next Generation (TriumphBoard, Panaboard, Legamaster)Interwrite WorkSpace (Interwrite)IP board (IPBoard /Julong)Интересный материал
ПредметИЗОЧерчениеМузыкаФранцузский языкАстрономияИнформатикаГеографияОкружающий мирБиологияНемецкий языкОбщественные наукиМатематикаТатарский языкОРКСЭкономикаИностранный языкМХКВоспитательная работа (классный час)Русский языкОБЖГеометрияАнглийский языкТехнологияПриродоведениеОбществознаниеВнеурочное занятиеЕстественные наукиФизикаХимияЛитератураИсторияПравоДругое
Уровень образованияДошкольное образованиеНачальная школаСредняя школаСтаршая школаВысшая школаСредне-специальное образованиеСреднее образованиеПрофессиональное образованиеСпециальное образованиеДистанционное обучениеВнеурочные занятияДополнительное образование
Вид урокаМетодические рекомендацииРазработка урокаИграФрагмент урокаВнеурочные занятияДидактический материалШаблонСценарий
Классдошкольное1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 классне зависит от класса
Рекомендованные
Сбросить фильтр
edcommunity.ru
Урок информатики на тему «Схемы» (6 класс)
Разработка урока информатики в 6классе по теме: «Схемы»
Тема: Схемы
Тип урока: Урок получения новых знаний и первичное закрепление.
Цель: Разобрать и усвоить содержания понятия «схема», познакомить с многообразием схем. Ввести понятие «граф», «дерево», «сеть».
Задачи:
Обучающая:
познакомить учащихся видами схем, графов;
сформировать представление о необходимости применения схем;
ввести понятия «схема», «сеть», «дерев», «граф»; показать разнообразие схем.
Развивающая:
на примере выполнения задания на компьютере формировать умение логически мыслить
понимание общепредметной сущности понятия «схема», «сеть», «дерев», «граф»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
Воспитывающая:
воспитывать культуру общения, усидчивость
воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других
Основные понятия: схема, граф, сеть, дерево
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ЦОР «Схемы».
Учебник: Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. А. Ю. Босова– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
План урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
3. Изучение нового материала.
4. Физкультминутка
5. Выполнение практического задания
6. Рефлексия. Подведение итогов.
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
Учащиеся выполняют кроссворд на компьютере: «График и диаграмма»
3. Изучение нового материала.
— В известном романе шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» карта острова, где были спрятаны пиратские сокровища, имела ключевое значение. Не было бы карты – не было бы и приключений. Очень часто встречаются ситуации в жизни, когда схематичное изображение чего-либо приводит к решению важной задачи…
(слайд 1)
В повседневной жизни нас окружает множество разнообразных схем: схема проезда, схема дорожных развязок, схема расположения мест в зрительном зале, схема движения поездов и т.д.
Запишем определение (слайд 2).
Схема – это представление некоторого объекта в общих, главных чертах, с помощью условных обозначений.
Например: внешний вид схем зрительного зала и квартиры представлены на слайдах (слайд 3).
Уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает представление нам географическая карта (слайд 4).
Схема предназначена для того чтобы у человека была возможность выбрать подходящее место в зрительном зале, оценить размеры и расположение комнат будущей квартиры, разобрать маршрут путешествия по «Золотому кольцу России» (слайд 5).
Наглядным средством представлением состава и структуры системы является граф. Граф состоит из вершин соединенными линиями. Если линии имеют стрелки, то они называются дугами. Если линии не имеют стрелки, то они называются ребрами. Линия, которая выходит из вершины и входит в нее же называется петлей (слайд 6).
Виды графов: ориентированный, неориентированный взвешенный (слайд 7).
Ориентированный – граф, соединенный дугами (слайд 8).
Неориентированный – граф соединенный ребрами (слайд 9).
Взвешенный – граф, у которого ребра (дуги) несут дополнительную информацию. На слайде весом вершин является год создания городов, вес ребер – расстояние между городами (слайд 10).
Иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например, иерархическую структуру имеет школа, потому что в ней установлены следующие отношения подчинённости: директор — заместители директора — учителя — ученики (слайд 11).
Граф иерархической системы называется деревом. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Дерево не содержит циклов и петель.
Обычно у дерева, представляющего иерархическую систему, выделяется одна главная вершина, которая называется корнем дерева. Каждая вершина дерева (кроме корня) имеет только одного предка — обозначенный ею объект входит в один класс верхнего уровня. Любая вершина дерева может порождать несколько потомков — вершин, соответствующих классам нижнего уровня.
Графы удобно применять при решении некоторых задач.
(слайд 12)
Пример:
Сколькими способами можно рассадить на 3 стула 3 ученика. Рассмотрите все возможные случаи.
Решение этой задачи удобнее всего представить в виде дерева. За его корневую вершину возьмём произвольную точку плоскости О.
На первый стул можно посадить любого из трёх учеников — обозначим их А, Б и С. На схеме это соответствует трём ветвям, исходящим из точки О
Посадив на первый стул ученика А, на второй стул можно посадить ученика В или С. Если же на первый стул сядет ученик В — то на второй можно посадить А или С. Если на первый стул сядет С, то на второй можно будет посадить А или В. Это соответствует на схеме двум ветвям, исходящим из каждой вершины первого уровня.
Очевидно, что третий стул в каждом случае займёт оставшийся ученик.
О
1стул А Б С
2стул Б С А С А Б
3стул С Б С А Б А
Выпишем все пути от вершин первого уровня к вершинам третьего уровня: А-В-С, А-С-В, В-А-С, Б-С-А, С-А-В, С-В-А. Каждый из выписанных путей определяет один из вариантов рассаживания учеников на стулья. Так как других путей нет, то искомое число способов — 6.
Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их число. В этом случае рассуждать нужно так: на первый стул можно усадить одного из трёх человек, на второй — одного из двух оставшихся, на третий — одного оставшегося: 3 * 2 * 1 = 6.
4.Физкультминутка для класса. Учащиеся встают с мест. Выполняют несложные физические действия с учителем.
-Потянулись, потянулись. Мы друг к другу повернулись. И друг другу улыбнулись!!! Молодцы! Продолжаем работать.
5. Выполнение практического задания
(Слайд 13)
Задание 1
Чтобы принести Царю-батюшке молодильные яблоки, должен Иван-царевич найти единственный верный путь к волшебному саду. Встретил Иван-царевич на развилке трёх дорог старого ворона и вот какие советы от него услышал:
1) иди сейчас по правой тропинке;
2) на следующей развилке не выбирай правую тропинку;
3) на третьей развилке не ходи по левой тропинке.
Пролетавший мимо голубь шепнул Ивану-царевичу, что только
один совет ворона верный и что обязательно надо пройти по тропинкам разных направлений. Наш герой выполнил задание и попал в волшебный сад. Каким маршрутом он воспользовался?
Обозначим левую, среднюю и правую тропинки соответственно JI, С и П. Возможные маршруты представим в виде графа. При этом подсказки ворона отметим более «жирными» рёбрами. Так как только один совет ворона верен, то на графе ему будет соответствовать маршрут, имеющий одно «жирное» ребро. Этот маршрут обозначен дополнительной пунктирной линией.
Решение (слайд 14)
6.Рефлексия. Подведение итогов.
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Чему вы сегодня научились?
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
— Как бы вы оценили свою работу?
7. Домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники: стр. 89 § 13 –изучить, стр. 99 –ответить на вопросы 1-3, создать граф (схему, дерево, сеть) к сказке «Колобок»
infourok.ru
План-конспект урока по информатике и икт (6 класс) по теме: Урок по информатике 6 класс
Урок информатики в 6 классе на тему
«Определение понятия».
Урок «Определение понятия» в 6 классе является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация».
Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.
Задачи урока:
- образовательные – уметь давать понятиям определения;
- развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
- воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы: фронтальный опрос, словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа, индивидуальная.
Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:
- Компьютерный класс, проектор, экран.
- Текстовый редактор MS Word.
- Презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.
- Изучение новой темы – 15 мин.
- Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание
Выставление оценок – 5 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд 1
Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд.
2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 — 4.
Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:
— Что такое понятие?
— Какие признаки объекта считаются существенными?
— С помощью чего представляют отношения между понятиями?
Выборочно провести тестирование за компьютером.
3. Изучение новой темы. Слайд 5 — 9.
— Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.
— Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.
Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.
Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):
Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.
Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.
Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):
Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.
Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.
Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):
Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.
Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.
Итак, при построении определения можно выделить два этапа:
первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;
второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.
Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)
Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):
- Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).
Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.
- Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).
Пример: Информатика – наука об информатике.
- Определение недолжно быть отрицательным.
Пример: Информатика – это не математика.
- Определение не должно быть противоречивым.
Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.
Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)
4. Выполнение практического задания на компьютере.
Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары.doc. Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.
Коллективная проверка задания. Слайд 10.
5. Подведение итогов урока.
— Как строится определение?
-Какие ошибки могут возникать при построении определения?
Домашнее задание. Слайд 11.
1. Учебник § 2.3, с. 51-53.
2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.
Выставление оценок.
Приложение 1.
Практическая работа №6 Задание 2.
В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары.doc.
Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.
Ответ:
Родовое понятие | Видовое понятие |
Цветок | Фиалка |
Фрукт | Груши |
Овощ | Морковь |
Буква | «У» |
Цифра | Два |
Орудие | Топор |
Прибор | Микроскоп |
Подросток | Школьник |
Дом | Деревянный дом |
День | Зимний день |
Лодка | Резиновая лодка |
Животное | Тюлень |
Насекомое | Оса |
Металл | Олово |
Военный | Сержант |
Орган | Почки |
Перечень используемой специальной и методической литературы:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 2011.
- Поурочные разработки по информатике: 6 класс; Н.Л.Югова.2010.
- Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса./Л.Л. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Цветок, фрукт, овощ, буква, цифра, орудие, прибор, школьник, дом, день, лодка, животное, насекомое, металл, орган, олово, подросток, почки, морковь, микроскоп, два, военный, фиалки, сержант, топор, груши, «у», тюлень, резиновая лодка, оса, деревянный дом, зимний день.
nsportal.ru
Методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме: Итоговый урок по информатике и ИКТ в 6 классе (по Л.Босовой)
Конспект урока подготовлен
учителем информатики ГОУ СОШ №411 города Москвы
Яковлевой Е.В.
Класс: 6
Модуль: «Итоговое повторение»
Тема урока: «Повторим-ка!»
Тип урока: урок-соревнование
Цели урока:
Закрепить умения решать задачи разных типов.
Выявить уровень усвоения полученных знаний и умений учащихся
Создать условия для самостоятельного применения знаний и умений.
Задачи урока:
Обучающие:
способствовать повторению и обобщению изученного материала
обеспечить коррекцию знаний и умений
Развивающие:
способствовать развитию мыслительной деятельности, познавательных и коммуникативных умений, навыков работы в группе
способствовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности
Воспитывающие:
способствовать воспитанию культуры труда, чувство соперничества, стремления к победе, умения работать в команде
способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям
Оборудование:
Персональные компьютеры
Мультимедийный проектор
Раздаточный материал для выполнения заданий и рефлексии.
Список литературы:
Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Л. Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса, — 5-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Л.А.Анеликова. Алгоритмика в теории и практике.- М.: Солон-пресс, 2007
Структура урока:
I. Организационный момент. | (2 мин.) |
II. Представление и приветствия команд. | (6 мин.) |
III. Выдача путевых листов | (2 мин.) |
IV. Прохождение этапов | (30 мин.) |
V. Подведение итогов. | (5 мин.) |
Подготовка к уроку:
Начинается за неделю до его проведения. Класс разбивается на команды. В каждой – по 5 учеников. Каждая команда выбирает капитана и одного представителя в экспертную комиссию. Эксперты во время урока будут вместе с учителем анализировать и оценивать работу команд, поэтому они должны сами очень хорошо разбираться в изученном материале, быть объективными. Ученикам выдаются темы для повторения. Для подготовки к уроку учитель рекомендует ученикам использовать учебники, учебные пособия, справочную литературу, задачники. Во время подготовки к уроку ученики получают индивидуальные консультации. Учащиеся дают название команде и краткий девиз (возможно, эмблему команды). Приготовленные презентации для представления команд заранее устанавливаются на компьютер с мультимедийной установкой.
Таблица деятельности:
Наглядная информация | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Организационный этап |
На доске – тема и эпиграф, таблица прохождения этапов | Приветствует учеников. Объясняет задачи и хода урока, вступительное слово | Приветствуют учителя. Задают вопросы при необходимости. | 2 мин |
Приветствие команд |
Использование мультимедийных презентаций для представления команд | Следит за регламентом, делает краткие выводы | Показывают выполнение домашнего задания. Экспертная комиссия подводит первые итоги. | 6 мин. |
Получение путевых листов. |
Путевые листы | Объясняет правила прохождения этапов. Следит за регламентом и дисциплиной | Получают путевые листы. Экспертная комиссия оглашает результаты представления команд. | 2 мин |
Прохождение этапов |
На доске – тема и эпиграф, таблица прохождения этапов. Карточки с заданиями | Следит за выполнением заданий, фиксирует деятельность каждого учащегося, ошибки и пробелы в знаниях и умениях, особое внимание уделяет слабым ученикам, при необходимости корректирует выполнение заданий | Выполняют задания, сдают членам экспертной группы, получают подсказки для выполнения итогового задания (в зависимости от правильности выполнения заданий). Экспертная комиссия проверяет правильность выполнения заданий и выдает подсказки для итогового задания. | 30 мин |
Подведение итогов. |
На доске: заполненная таблица прохождения этапов. | Благодарит учащихся за работу на уроке. Подводит итоги урока, дает оценку деятельности учащихся. Учитель отмечает наиболее активных участников соревнования, даёт рекомендации на будущее. | Экспертная комиссия подводит общий итог и называет команду-победительницу. Каждый ученик за работу на уроке получает оценку. | 5 мин |
Ход урока:
1. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Близится к концу учебный год. Мы с вами многому научились. Какие темы мы проходили? (Ответы учащихся).
На уроке вы продолжите работу над этими темами, покажите как вы умеете логично и быстро мыслить, проявлять сообразительность.
По ходу урока командам предстоит выполнить несколько заданий, качество выполнения которых будет фиксироваться экспертами. При подведении итогов эксперты назовут команду – победительницу. Каждый за работу на уроке получит оценку.
Дома следует повторить параграфы 1.1, 1.2 и 1.4, решить задачи из РТ: № 32 35 стр. 25-27. (Домашнее задание ученики записывают в дневники)
Давайте проверим свои знания! Предлагаю необычный урок. Урок-соревнование. У нас есть три команды. Есть капитаны команд. Есть экспертная группа, которая выступит в роли судей. Надеюсь, дома вы повторили заданные темы. Все готово. Можно начинать.
Экспертов прошу занять свои места. Командам приготовиться. Начинаем соревнование.
2. Представление команд.
Команды представляют название, капитана, девиз и эмблему. Экспертная комиссия выставляет баллы от 1 до 3. На экране – критерии:
1 балл – представлено название, выбран девиз, нет эмблемы.
2 балла — представлено название, выбран девиз, эмблема не соответствует названию и девизу.
3 балла — представлено название, выбран девиз, эмблема соответствует названию и девизу.
3. Выдача путевых листов.
Капитаны получают листы с алгоритмами прохождения этапов (образец — в приложении). Учитель объясняет правила прохождения этапов. Объясняет, что за каждое правильно выполненное задание команда получает подсказку для выполнения итогового задания. В итоге ученики должны с помощью подсказок написать программу для создания графического изображения на языке программирования QBASIC.
Цель подсказок – сокращение времени написания программы: учащимся предлагаются заданные координаты (например, центра окружности). Правила написание программы и ее синтаксис учащиеся соблюдают самостоятельно. Причем, если школьники не получили какую-либо подсказку, у них есть возможность самостоятельно рассчитать нужные координаты и выполнить итоговое задание.
4. Прохождение этапов.
Первое задание выдается вместе с путевым листом. На выполнение заданий отводится ограниченное время:
1 задание – 3 минуты
2 задание — 5 минут
3 задание — 3 минуты.
Задания построены таким образом, чтобы каждый участник команды выполнил свою часть задания. По окончанию работы капитан выполняет правильность выполнения и сдает бланк с результатами в экспертную группу и получает новое задание. Экспертная группа проверяет правильность выполнения, заносит результат в таблицу прохождения этапов и выдает подсказку команде, если задание решено правильно (или команда набрала 1-2 балла).
Шкала оценивания:
1 задание:
2 балла – задание решено верно
1 балл — правильно ответили на 2 из 3 вопросов
0 баллов – правильно ответили только на один вопрос.
2 задание:
2 балла – задание решено верно
1 балл — допустили одну ошибку
0 баллов – не выполнили задание
3 задание:
2 балла – задание решено верно
1 балл — допустили одну ошибку
0 баллов – не выполнили задание
Задание 1 (тест).
Вариант 1.
1. Укажите недостающее понятие: Художник – холст = компьютер — …
сканер
клавиатура
монитор
процессор
2. Сколько битов содержится в 2 байтах?
8 битов
16 битов
2048 битов
1024 бита
3. Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре.
Вариант 2.
1. Укажите недостающее понятие: Человек – мозг = компьютер — …
системный блок
клавиатура
монитор
процессор
2. 2 Кбайт – это:
2000 битов
8 битов
2048 битов
2048 байтов
3. Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре.
Вариант 3.
1. Укажите недостающее понятие: Человек – записная книжка = компьютер — …
оперативная память
долговременная память
монитор
процессор
2. В сообщении 1 символ в сообщении кодируется 8 битами. Сколько байт в слове школа?
5 байт
8 байт
10 байт
40 байт
3. Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы посмотреть демонстрационный ролик к игре.
Вариант 4.
1. Укажите недостающее понятие: Компьютер – память = завод — …
Цех
Склад
Офис
Проходная
2. В сообщении 1 символ в сообщении кодируется 2 байтами. Сколько бит в слове школа?
5 бит
8 бит
10 бит
80 бит
3. . Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы запустить игру.
Задание 2.
Вариант 1.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
Вариант 2.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
Вариант 3.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
Вариант 4.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
Задание 3.
Вариант 1.
Исполнитель Робот движется по клетчатой доске. У Робота есть 4 команды перемещения:
вверх
вниз
вправо
влево
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку вверх, вниз, вправо, влево соответственно. Робот выполнил программу:
вправо
вверх
вправо
вверх
влево
влево
Какое наименьшее количество команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в исходную точку?
Вариант 2.
Исполнитель Вычислитель выполняет две команды, которым присвоены номера:
1. Прибавь 3
2. Вычти 2
Первая команда прибавляет к числу число 3, вторая вычитает из числа число 2. Запишите
порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа15, указывая только номера команд.
Вариант 3.
Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой прямой на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечик:
Влево 4
Вправо 5
При выполнении команды Влево 4 Кузнечик перемещается вдоль числовой прямой на 4 единицы влево. При выполнении команды Вправо 5 Кузнечик перемещается вдоль числовой прямой на 5 единицы вправо.
В настоящий момент Кузнечик находится в точке 7. В какой точке окажется Кузнечик после выполнения программы:
Вправо 5
Влево 4
Вправо 5
Влево 4
Влево 4?
Вариант 4.
Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой прямой на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечик:
Вправо < число> | Кузнечик прыгает на указанное число единиц вправо |
Влево < число> | Кузнечик прыгает на указанное число единиц влево |
Кузнечик находится в точке 7. В какой точке он окажется после выполнения следующей программы:
Вправо 4
Влево 8
Влево 1
Вправо 3
Вправо 5?
После выполнения третьего задания учащиеся составляют программу для построения смайлика. Команда, выполнившая задание первой получает 3 балла, второй – 2 балл, третьей – 1 балл. Если задание не выполнено – 0 баллов. Время этапа – 10 минут. Та команда, которая справилась с заданием быстрее, может оформить смайлик по их желанию за дополнительные 2 балла (раскрасить, добавить какие-либо элементы).
Подсказки:
Подсказка 1 (Круг лица у смайлика). Нарисуйте окружность с центром в точке с координатами (x,y) и радиусом r (координаты центра и радиус окружности различны для команд)
Подсказка 2 (Глаза у смайлика). Нарисуйте окружность с центром в точке (х1, у1) и радиусом r1 и окружность с центром в точке (х2, у2) и радиусом r2.
Подсказка 3 (Рот у смайлика). Нарисуйте линию от точки (х1, у1) до точки (х2, у2).
4. Подведение итогов
Экспертная комиссия подводит общий итог и называет колонку-победительницу.
Учитель отмечает наиболее активных участников соревнования, даёт рекомендации на будущее. Каждый ученик за работу на уроке получает оценку.
Учитель просит оценить урок по 5-ти бальной шкале (бланки для рефлексии см. в приложении).
Заключение
Урок-соревнование проходит интересно, в деловой обстановке. Ученики проявляют активность и получают удовлетворение от работы.
Урок является насыщенным: за сравнительно небольшой промежуток времени (45 мин) удаётся не только повторить и обобщить изученный материал, но и провести работу по формированию умений учащихся применять знания для решения задач.
На уроке создаётся обстановка для делового общения учеников, обмена мнениями. У учеников формируются умения работать в группе, объяснять материал своим товарищам, анализировать и оценивать ответы друг друга, то есть им частично передаются функции учителя.
Проведение повторительно-обобщающих уроков в форме уроков-соревнований способствует развитию интереса к изучению информатики, навыков общения и работы в группе, логичности и самостоятельности мышления, сообразительности, соревновательности, навыков взаимоконтроля.
Приложение 1 (бланк для рефлексии).
1. Оцените урок по 5-ти бальной шкале |
2. Какие моменты урока вызвали затруднения (по 5-ти бальной шкале): |
— прочтение условия |
— решение 1-го задания |
— решение 2-го задания |
— решение 3-го задания |
— написание программы |
— работа в группе |
Приложение 2.
конец
Исправьте программу
Устраивает изображение?
Получите результат
Напишите программу построения изображения, используя подсказки
Вы получили 1 или 2 балла?
Выполните задание 3
Получите подсказку № 3
Получите подсказку № 2
Вы получили 1 или 2 балла?
Выполните задание 2
Получите подсказку № 1
Вы получили 1 или 2 балла?
Выполните задание 1
начало
nsportal.ru