Практические работы по географии 6 класс
Практическая работа
по теме: Ориентирование на местности, определение азимутов и расстояний».
Цели практической работы:
Закрепить умения учащихся определять основные и промежуточные стороны горизонта с помощь Солнца, компаса.
Научить ориентироваться на местности, измерять расстояния между объектами.
Формировать умения определять азимут.
Показать значимость умений ориентироваться в пространстве.
Практическая работа проводилась на пришкольном участке Русско-Акташской средней общеобразовательной школы. Для достижения поставленных целей учащиеся выполняли следующие задачи:
1. Повторили названия основных и промежуточных сторон горизонта, устройство компаса, определение понятия «азимут», правила его определения.
Ответы учащихся:
— Основный стороны горизонта: север, юг, запад, восток, промежуточные : северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. Если встанем лицом на север, то позади нас будет – юг, справа- восток, слева — запад.
— Компас простейший предмет для определения сторон горизонта. Основные части намагниченная стрелка, один конец которой всегда направлен на север и вращающийся циферблат (лимб), разделенный на 360 градусов.
— Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке. При определении азимута сначала компас устанавливают так, чтобы темный конец стрелки показывал на север. Затем на компас кладут палочку по направлению от центра компаса к предмету.
2. Определили по Солнцу основные и промежуточные стороны горизонта, проверили правильность своих предположений с помощью компаса. Назвали объекты, находящиеся в разных направления пришкольного участка.
3. Измерили расстояния между объектами шагами.
Инструкция учителя:
— Вспомните длину своих пар шагов (например, 1 м).
— Измерьте указанное расстояние парами шагов, например 100 п.ш.
— Умножьте среднюю длину пары шагов на число пар шагов 1
1 метр х 100 пар шагов = 100 метров.
4. Определили азимуты на объекты.
По ходу выполнения заданий, полученные результаты заносили в таблицу.
Таблица 1
Объект
Направление горизонта
Азимут в градусах
Расстояние в метрах
Объект № 1
Объект №2
Объект №3
5. Проанализировали результаты практической работы, сделали выводы о точности определения сторон горизонта, азимута и расстояний различными способами.
В результате проведенной практической работы по теме: «Ориентирование на местности, определение азимутов и расстояний» учащиеся отработали навыки ориентирования по Солнцу, по компасу, научились определять основные и промежуточные стороны горизонта, азимут объектов, фиксировать результаты измерений.
Вывод: Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Практическая работа
по теме: «Съемка плана местности».
Цели практической работы:
Научиться проводить маршрутную глазомерную съемку местности.
Научиться составлять план местности.
Для достижения поставленных целей учащиеся выполняли следующие задачи:
1. Повторили определение понятия «план местности», масштаб, виды съемок, правила измерения азимута на местности до объекта, расстояние на местности.
Ответы учащихся:
— План местности – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
— Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к реальным расстояниям.
— Полярная съемка производится из оной точки, с которой виден весь участок. Маршрутная съемка производится по движению по какому-либо маршруту.
3. Проведение маршрутной съемки и оформление плана. — Выберите масштаб для вашего плана. Выбирая масштаб для съёмки плана местности, учитель предлагает масштаб 1:1000 (в 1 см 10м) по двум причинам:
А) Появляется возможность взять небольшой участок местности для съемки (как показывает практика, большие участки ученики не успевают снять за 1 урок).
Б) У учеников со слабыми учебными возможностями будет меньше ошибок при расчетах.
— Ориентируем планшет, поворачиваем его так, чтобы буква С (север) на шкале компаса совпала с северным (темным) концом его магнитной стрелки.
— Измерить азимут на выбранную точку.
— Отметить направление на выбранную точку с помощью транспортира на плане.
— Измерить расстояние до выбранной точки.
— Отметить расстояние до точки в масштабе на плане.
— Нанести условный знак объекта.
В результате проведения практической работы «Съемка плана местности» учащиеся научились проводить маршрутную глазомерную съемку местности и изображать эту местность на чертеже, в выбранном масштабе, с помощью условных знаков.
Практическая работа
по теме: «Ознакомление с поверхностными водами, их использованием и охраной».
Целью этой практической работы является ознакомление учащихся с поверхностными водами своей местности, их использованием и охраной.
Для достижения поставленной цели и задач учащиеся выполняют ряд заданий:
1. Повторили понятия «поверхностные воды», «приток», «устье», «исток». Вспомнили, как определить левый и правый приток.
2. Определили самостоятельно левый или правый приток.
3. Изучили негативное воздействие свинокомплекса «Акташский» на воды реки Степной
4. Опираясь на план описания реки, дали характеристику изучаемой реки.
5. При подведении итогов в классе, учащиеся проверяют правильность наблюдений, сравнивая свои результаты (определение направления течения реки с помощью компаса) с топографическим планом. При определении истока и устья реки пользуются атласами, дополнительной литературой.
План описания реки.
1.Название реки и географическое положение территории, по которой она протекает.
2.Место начала (исток) и впадения реки (устье).
3.Направление течения реки в рассматриваемом районе.
4. Притоки.
5.Режим и питание.
6.Состояние берегов.
7.Использование реки в хозяйственных целях.
8. Состояние воды и ее загрязненность.
Практическая работа
по теме: «Изучение форм поверхности, характер залегания горных пород». .
Целью практической работы является развитие умений с помощью типового плана описывать обнажения горных пород.
В ходе проведения практической работы учащиеся выполняли следующие задания:
1. Измерили крутизну склона, относительную высоту склона и ширину оврага.
2. Изучили обнажения горных пород и зарисовывали их залегания.
3. Оформили результаты, с помощью типового плана дали описание обнажений горных пород.
План описания обнажения горных пород.
1. Вертикальный размер обнажения.
2. Толщина и состав каждого слоя.
3. Цвет и структура каждого слоя горных пород.
4. Основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения (по толщине, структуре, цвету).
Практическая работа
по теме: «Ознакомление с компонентами природы своей местности; выявление связи между ними на примере природных комплексов; изменение человеком природных комплексов, их охрана».
Целью этой практической работы является развитие умений с помощью типового плана давать описание природного комплекса.
Для достижения поставленной цели учащиеся выполнили следующие задания:
1. Ознакомиться с природным комплексом
3. Выявили компоненты природного комплекса.
4. Описать природный комплекс по плану.
План описания природного комплекса.
1.Географическое положение.
2. Направление от школы.
3.Растительность.
4.Состояние склонов
5.Изменение компонентов природного комплекса под воздействием человека.
6. Охрана природных компонентов комплекса.
Практическая работа
по теме: «Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный период»
Целью этой работы является: обучение учащихся вести простейшие метеонаблюдения, обрабатывать полученные данные.
Для выполнения поставленной цели учащиеся выполняли следующие задания:
1. Бала организована и проведена экскурсия на метеостанцию села Русский Акташ, с целью знакомства с методами метеонаблюдения;
2.В отдельной тетради начертили календарь погоды на текущий месяц и ежесуточной отмечали в нем:
— температуру воздуха;
— облачность;
— осадки;
— направление ветра.
Число
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Температура воздуха
Облачность
Осадки
Направление ветра
Условные знаки:
Облачность:
Осадки:
— ясно;
— дождь;
— переменная облачность;
— туман;
— пасмурно.
— снег.
Направление ветра:
— северный;
— северо-западный;
— южный;
— северо-восточный;
— западный;
— юго-западный;
— восточный
— юго-восточный.
2. В конце месяца начертили график изменения температуры воздуха и подсчитали среднюю температуру воздуха за этот месяц.
infourok.ru
Практические работы по географии (5-6 классы)
Практическая работа № 1
Ориентирование на местности
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана
Задание 1: Заполните таблицу № 1, указав направления, азимут и расстояния (рис. 1)
Таблица № 1.
Направление движения
Азимут (А)
Расстояние (Р) в метрах
Начало
Задание 2: Заполните таблицу № 2, указав направления и расстояния (рис. 2)
Таблица № 2.
Расположение объекта по отношению к месту наблюдения
Азимут движения к объекту
Расстояние до объекта
Холм
Опушка леса
Мост через реку Сура
Рис. 2. Схема расположения географических объектов относительно места наблюдения.
Задание 3: Определите направления и расстояния до объектов на плане местности (рис. 3) из точек наблюдения (Т1, Т2).
Рис. 3. План местности (Т1, Т2 – точки наблюдения).
Практическая работа № 2
Определение по глобусу и карте географических координат
Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте; а также знаний о географическом положении своего населенного пункта
Задание 1: определите географические координаты объектов и заполните таблицу № 1.
Таблица № 1.
Географические координаты
широта
долгота
Гора Джомолунгма (Эверест)
Вулкан Везувий
Город Сантьяго
Гора Мак-Кинли
Город Москва
Иркутск
Задание 2: Определите объекты по их географическим координатам и заполните таблицу № 2.
Таблица № 2.
Название географического объекта
широта
долгота
36º ю. ш.
150 º в. д.
56º с. ш.
38 º в. д.
62º с. ш.
130 º в. д.
60 º с. ш.
30 º в. д.
43 º с. ш.
42 º в. д.
Практическая работа № 3
Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)
Цель работы: изучить свойства горных пород разного происхождения. Определить 6 образцов горных пород
Задание 1: Заполнить таблицу вместе с учителем, слушая характеристику свойств
Задание 2: Определить горные породы, заполнить вторую часть таблицы
Таблица.
Горные породы.
Осадочные
Метаморфические
Глубинные
Излившиеся
Неорганические
Органические
Обломочные
Химические
Практическая работа № 4
Определение по карте положения и высоты гор и равнин
Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты
Задание 1: Сравните географическое положение объектов и заполните таблицу № 1
Таблица № 1.
Географический объект (горы, равнины)
Уральские горы
Западно-Сибирская равнина
На каком материке и в какой его части находится
Положение по отношению к другим объектам
Направление и протяженность
Средняя высота
Географические координаты наивысших точек
Практическая работа № 5
Определение по карте географического положения и глубин морей
Цель работы: Развитие умений определять географическое положение изучаемых объектов
Задание 1: Дайте характеристику географического положения двух морей (по выбору) и заполните таблицу.
Задание 2: На контурную карту мира нанесите моря, проливы, острова или полуострова, о которых вы узнали из учебника или других источников.
Таблица.
Ответы
Ответы
Название
Географическое положение:
В Мировом океане;
Относительно других объектов
Глубина
Сравнение географического положения морей
Практическая работа № 6
Нанесение на контурную карту океанов и течений
Цель работы: развитие умений ориентироваться в карте океанов, работать с контурной картой
Задание: Нанесите на карту надписи океанов. Стрелками разного цвета нанесите холодные и теплые течения океанов (синими – холодные течения, красными – теплые). Подпишите соответствующими цветами названия течений.
Практическая работа № 7
Определение по карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, реки
Цель работы: развитие умений определять направления и расстояния по карте
Задание: На контурную карту России нанесите направления и определите по ней расстояния от вашего населенного пункта до ближайших морей, озер, крупных рек, заполните таблицу.
Таблица.
Направление
Расстояние
Практическая работа № 8
Обработка результатов наблюдений за погодой
Цель работы: формирование умений обрабатывать результаты наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать ее описание
Задание 1: Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте график годового изменения средних температур (tº C) для г. Черемхово (см. пример на рис. 1).
Р
ис. 1
З
адание 2: Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте график высоты солнца над горизонтом (Н) на широте г. Черемхово (см. пример на рис. 2).
Рис. 2
Задание 3: Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года на территории Черемховского района (см. пример на рис. 3).
Р
108 мм за 3 месяца
135 мм за 3 месяца
234 мм за 3 месяца
144 мм за 3 месяца
ис. 3.
З
адание 4: Используя данные наблюдений за погодой, постройте «розу ветров» для г. Черемхово (см. пример на рис. 4).
Рис. 4.
Данные к практической работе.
Задание 1:Среднемесячные температуры в градусах для г. Черемхово.
я
ф
м
а
м
и
и
а
с
о
н
д
-22,4
-19,7
-11,5
0
7,7
14,6
17,9
14,9
7,5
-1,3
-12,4
-20,3
Задание 2: Высота Солнца над горизонтом в градусах.
март
июнь
сентябрь
декабрь
30
50
30
9
Задание 3: Среднемесячное количество осадков в мм в г. Черемхово.
я
ф
м
а
м
и
и
а
с
о
н
д
8
7
6
11
24
60
79
60
38
14
12
10
Задание 4: Данные о ветре для ноября в г. Черемхово.
Направление ветра
С
СВ
В
ЮВ
Ю
ЮЗ
З
СЗ
штиль
Количество дней с таким направлением
2
1
2
7
2
2
3
9
2
infourok.ru
Практические работы по географии 6 класс
Практические работы по географии для учащихся 6 классов
Учитель географии ГБОУ Школы №1394 Косьянова Е.В.
Аннотация к практическим работам по географии, учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География. Начальный курс». Практические работы составлены в соответствии с действующей учебной программой для учащихся 6-х классов. Предлагаемые работы помогут освоению новых знаний учащимися на уроке. Предназначены для преподавателей и учащихся.
Тема: Методы изучения Земли (космический, картографический, статистический и др.) и их значение для получения обработки представления, хранения и прогнозирования географической информации.
Пр. работа. Наблюдения за погодой, высотой Солнца, над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов.
Задачи: познакомить учащихся с основными методами изучения Земли и источниками географической информации;
учиться работать с календарем погоды.
Оборудование: календари погоды, линейки, ручки, карандаши.
Чтобы изучать природу, — понять ее особенности, ученые проводят много разнообразных работ, в том числе и постоянные наблюдения. Так наблюдения за погодой в нашей стране систематически ведутся уже более 100 лет. Данные наблюдений за погодой очень помогают ученым предсказать погоду и даже в какой-то мере управлять ею. С сегодняшнего дня и мы с вами будем вести наблюдения за погодой.
Форма календаря погоды (используйте данные на форзаце учебника).
Название месяца.
Показатели
число
Темпе-
ратура
Направл.
ветра
Осадки
Облачность
Высота
Солнца
Тип
погоды
1.09.
15град.
Сев.-зап.
—
Безобл.
36 град.
Умеренно-
теплая
2.09.
Ведутся наблюдения за погодой один раз в сутки и в строго определенное время. Желательно эти наблюдения вести в 8-9 часов утра, т.к. в эти часы температура близка к среднесуточной.
Проверяются умения учащихся снимать показатели термометра, флюгера, угломера.
Направление ветра:
Северный, северо-восточный, восточный, юго-восточный, южный, юго-западный, западный, северо-западный.
Состояние облачности:
безоблачная, незначительная, средняя, с просветами, сплошная.
Осадки:
Дождь, снег, туман, морось, иней, град, снежная крупа, роса, метель…
Тип погоды:
Красный цвет– 22-16 градусов – теплая,
Оранжевый – 15-9 град. — умеренно-теплая,
Желтый – 8-4 – прохладная,
Желто-зеленая – 3-0 –холодная,
Зеленая – 0 — -3 – слабо-морозная,
Голубая — -4 — -12 – умеренно-морозная,
Синий — -13 — -22 морозная.
Первую неделю результаты наблюдения за погодой мы будем записывать вместе. В начале каждого урока дежурные называют температуру, направление ветра, облачность, осадки за прошедшие дни.
Учитель следит за правильностью записей. Записи сделанные в календаре у всех учащихся одинаковые. То необходимо при обработке результатов наблюдений.
Календари погоды проверяются в конце каждой учебной четверти, за работу выставляются оценки.
Тема: Съемка местности.
Задачи: совершенствование приемов работы при составлении плана небольшого участка местности.
Оборудование: планшет, рулетка, визированная линейка, циркуль, компасы, простые карандаши, ластики, атласы.
Практическая работа по составлению плана класса.
Деление класса на группы по 5 человек. У каждой группы: планшет, рулетка, визированная линейка, циркуль, компасы, простые карандаши.
Нахождение азимута условных точек
Подготовка планшета.
У каждой группы лист бумаги и компас. На листе бумаги делаем рамку отступив от каждого края листа 1 см, в верхнем левом углу начертить стрелку, острый конец которой вверху, там поставить С (север). Противоположная часть стрелки Ю (юг).
Определение масштаба.
Масштаб класса должен быть крупным. Внизу делается запись, например, масштаб: в 1 см 1м
Сориентировать планшет.
Выбрать точку, с которой ведется съемка. Планшет устанавливают над полюсом и ориентируют его. Поворачивают планшет до тех пор пока стрелка С на шкале компаса не совпадет с северным концом магнитной стрелки. В средней части чертежной бумаги отмечают точку полюс. Прикладывая визирную линейку к точке полюса, направляем ее на каждый угол класса. Вдоль края линейки прочерчивают линию в направлении каждого угла класса.
Измерение расстояний.
Это можно делать шагами (1 пара шагов – 1 м), но т.к. в классе сделать это трудно, расстояние до каждого угла измеряют рулеткой. Каждая группа находясь в разных точках класса, выделяет для этого 2 человека.
Оформление планов.
Соблюдаются правила точного вычерчивания. Можно показать учительский стол в классе, количество столов учащихся, окна, дверь, доску в масштабе. Наиболее точно будет выполнена работа той группы, где чертеж класса имеет прямоугольную форму. В нижнем правом углу делают запись Ф.И. тех, кто выполнял работу.
Работы собираются и оцениваются учителем.
Тема: Погода. Стихийные явления в атмосфере.
Практическая работа. Обработка метеорологических наблюдений: составление графиков атмосферного давления и температуры, розы ветров, диаграмм облачности и осадков.
Задачи: выяснить, что учащиеся знают о погоде; какие бывают воздушные массы; какая разница между климатом и погодой
1.При обработке материалов наблюдений за температурой воздуха строят график хода температур за определенный период. При его построении используем прием, с которым вы знакомились на уроках математики.
Определите среднюю месячную температуру для местности по своим календарям погоды. Сделайте график.
Средние месячные показания температур для местности:
Янв.—10градусов, фев.- -10, март — -5, апр. — +4, май — +11, июнь — +16, июль — +18, авг. — +16, сент. — +11, окт. — +4, нояб. — -3, дек. — -8.
График.
2.Используя календарь погоды за месяц, постройте розу ветров .
Какой вывод вы можете сделать?
Для работы выбрать ………месяц.
В месяце преобладают……… ветры.
3.Используя календарь погоды, выпишите АД за несколько дней. Данные запишите в таблицу.
Сделайте выводы по результатам наблюдений.
4.Используя календарь погоды, проанализируйте, какая облачность наблюдалась в нашей местности за определенный месяц.
5.Используя календарь погоды, посчитайте, какое количество дней, в каком месяце шли дожди, снег? Сделайте вывод.
infourok.ru
Практические работы как фактор развития предметных умений учащихся по географии. (6 класс. ФГОС)
ФГОС
Практические работы по географии для 6 класса
с рекомендациями по проведению
(по программе: И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И. Сиротина)
Материал подготовила:
Борщ Елена Александровна,
учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
Тема. План местности
Практическая работа-1.
Изображение здания школы в масштабе
Практикум на местности (выполняется по группам)
Цель: изобразить здание школы в масштабе.
Оборудование: планшет (лист фанеры или картонка с приколотым на него листом бумаги формата А4), карандаш, линейка, рулетка.
Ход работы
Выберите масштаб, в котором вы будете изображать школу (рекомендуемый масштаб: 1 : 1000 или 1 : 2500).
С помощью рулетки определите длину своего шага в сантиметрах. Переведите сантиметры в метры.
Измерьте шагами длину каждой стены школы в метрах.
Переведите метры в сантиметры и изобразите здание школы на планшете.
Подпишите численный и именованный масштабы, в которых изображена школа.
Оформите работу и сдайте её учителю.
Тема. План местности
Практическая работа-2.
Определение направлений и азимутов по плану местности
Азимут-это угол между расстоянием на север и заданный предмет
Для определения азимута вам понадобятся транспортир, желательно прозрачный, линейка и карандаш ,план местности
Азимут – это угол между меридианом местоположения и направлением на предмет. Он выражается в градусах от 0 до 360 и отсчитывается по часовой стрелке. 3
1.Положите линейку на карте таким образом, чтобы точка вашего местонахождения и ориентир оказались на линейке, и прочертите карандашом линию до пересечения ее с ближайшим меридианом
2 Приложите к линии меридиана транспортир его основанием.
3. Доведите центральную риску до пересечения с начерченной линией – направлением на ориентир.
4. На дуге транспортира, в месте пересечения с той же линией, снимайте показания в градусах. Это и будет азимутом.
000000000000
Тема. План местности
Практическая работа-3.
Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Практикум на местности (выполняется по группам)
Цель: научиться составлять план местности методом маршрутной съемки.
Оборудование: планшет, карандаш, линейка, компас, циркуль-измеритель.
Ход работы
Определите маршрут своего движения. Объекты, находящиеся вблизи маршрута движения, должны быть доступны для съёмки.
Разбейте маршрут на отрезки с учетом поворотов.
С помощью компаса ориентируйте планшет.
Выберите масштаб плана и подпишите его.
С помощью компаса определите направление, в котором идет первый отрезок маршрута, и проведите его на планшете.
Измерьте шагами длину первого отрезка маршрута.
Переведите измеренную длину в сантиметры в соответствии с масштабом. Изобразите отрезок на планшете.
Определите расстояния до всех видимых объектов. Переведите их в сантиметры в соответствии с масштабом. С помощью условных знаков обозначьте объекты на планшете.
Повторите все необходимые операции (пункты 5-8) на других отрезках маршрута.
Оформите план и сдайте его учителю.
Тема. Географическая карта
Практическая работа-4
Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам
Основные понятия
Градусная сеть на карте или глобусе образуется при пересечении параллелей и меридианов
Меридиан – условная линия на карте или глобусе, которая соединяет северный и южный полюса. Меридиан- полуденная линия. Параллели – это условные линии на карте, проведённые параллельно экватору- самой большой параллели.
Экватор – самая длинная параллель. Она делит земной шар на северное и южное полушария. Географическая широта – длина дуги в градусах от экватора до заданной точки.
Географическая долгота- длина дуги в градусах от нулевого меридиана до заданной точки
Определение географической широты и долготы
Широта бывает северная и южная. Она отсчитывается от экватора. (экватор- 0 градусов). Максимально широта бывает 90 градусов. Широта подписывается на карте полушарий по окружности карты.
Долгота бывает западная (к западу от нулевого меридиана-Гринвича) и восточная ( к востоку от Гринвича). Она отсчитывается от нулевого Гринвичского меридиана. ( Максимально долгота бывает 180 градусов). Долгота подписывается на карте полушарий на экваторе.
Определите координаты объектов и объекты по их географическим координатам
Объект
Широта
Долгота
1вариант
Г. Каир
Г Вашингтон
Г. Сидней
Г.Бразилиа
???
6 0ю.ш.
1050 в.д.
Г. Лондон
Г Москва
2вариант
Г. Дели
Г. Буэнос-Айрес
Г Ульяновск
Влк. Гекла
Г Джомолунгма
???
49 0 с.ш.
2 0 в д
М. Игольный
Тема. Литосфера
Практическая работа-5
Составление описания форм рельефа
Рельеф-неровности земной поверхности, различающиеся по размерам, возрасту, строению ,происхождению
План описания
1вариант
2 вариант
Название
Уральские горы
Кавказ
Средняя высота
Наивысшая точка
Направление протяжённости
(по сторонам горизонта)
Длина (определение по масштабу)
Тема. Атмосфера
Практическая работа-6
Составление описания внутренних вод
Классификация внутренних вод
Описание внутренних вод своей местности (на примере рек)
Название реки
Исток
Устье
К бассейну, какого океана относится
Питание реки
(типы питания,
какое преобладает)
Режим реки
Хозяйственное использование
человеком
Река Волга
Тема. Атмосфера
Практическая работа-7
Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры
1.Соберите данные по температуре. Важно, чтобы она измерялась в сходных условиях. Например, температура воздуха должна определяться по градуснику, находящемуся на одной и той же высоте от земли и с теневой стороны.
2.Начертите на бумаге двухмерную систему координат. По абсциссе будет определяться дата измерения температуры, а по ординате — градусы. Сделайте на них соответствующие отметки в виде шкалы.4
3.Занесите в график свои данные. Для начала отметьте точки, которые по оси X будут соответствовать температуре в градусах, а по оси Y — дате измерения. Затем соедините получившиеся точки линиями. У вас получился график, показывающий изменение температуры.5
4.Если вам удобнее работать на компьтере, оформите график в виде таблицы через редактор для составления таблиц Excel. Создайте новый файл, а в нем — таблицу с двумя столбцами — x и y. В первый столбец заносите данные о дате измерения в виде числа, а во второй — о температуре. После заполнения зайдите в раздел меню «Вставка», а затем — «Диаграмма». Выберите вид графика, наиболее удобный для вас, и вид разметки шкалы, а затем нажмите на кнопку «Готово». Система сформирует для вас график температуры в соответствии с вашими пожеланиями.
Тема. Атмосфера
Практическая работа-8
Построение розы ветров
Для того чтобы построить самостоятельно розу ветров понадобятся данные о ежедневном направлении ветра на протяжении месяца или более. Эти сведения можно получить самостоятельно путем повседневных наблюдений за погодой, а можно так же взять в «Календаре погоды» за исследуемый период.
1.Начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать четыре главные стороны света – север, восток, юг и запад. Затем, через центр координат проведите дополнительные две оси и отметьте на них промежуточные стороны света: северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад. На каждой оси отложите равномерные деления, символизирующие условное количество дней. Если рассматривается месячный период, интервалы координат могут отражать один день.4
2.Выберите масштаб:1 см-1 день. Подсчитайте количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении, и отложите их на каждой из осей. Количество дней каждого направления отметьте точкой. Затем аккуратно соедините полученные точки прямыми, чтобы получился замкнутый многоугольник. Количество безветренных дней (штиль) отметьте в кружке центре диаграммы. Если на протяжении изучаемого отрезка времени в каком-то из направлений света ветра не было, соединительная линия в это месте должна прерваться.
3.В результате работы вы получите розу ветров для вашего региона за исследуемый период. Ее лучи будут неравномерны, и наиболее длинные из них покажут преобладающее направление движения ветров на изучаемой территории.
4.Построить диаграмму розы ветров можно и автоматическим способом в приложении Excel. Для этого создайте файл, в который занесите в виде таблицы имеющиеся данные о количестве дней и направлении ветров. Должно получиться два столбика: с названиями направлений света и с количеством ветреных дней. Затем в меню «Вставить» — «Диаграмма» выберите позицию «Лепестковая диаграмма» и следуйте советам мастера построения диаграмм. В результате получите графическое изображение розы ветров.
Тема. Атмосфера
Практическая работа-9
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Гистограмма – способ графического отображения данных при помощи вертикальных или горизонтальных прямоугольников, ширина которых равна, а длина пропорциональна данным. Гистограмма отображает соотношение одной величины в разных диапазонах (например, в разных временных периодах). В основном прямоугольники рисуются вертикально, но могут располагаться и горизонтально.
Определите данные (значения). Например, постройте диаграмму, отображающую количество осадков (в мм) в период с января по декабрь. Вам нужно найти количество осадков в каждом месяце.(из календаря наблюдений или из интернета)
Проведите ось Х и ось Y (в форме прямого угла). Выберите данные (диапазоны, периоды, т.п.), которые будут откладываться на оси категорий. Это те данные, которые откладываются по оси Х (ось категорий). Например, временные периоды откладываются по оси категорий. На другой оси будут откладываться значения
Промаркируйте ось Х. Разделите длину оси (или количество клеток, если вы используете бумаги в клетку) на количество прямоугольников, которые необходимо нарисовать, чтобы найти ширину каждого прямоугольника.. В нашем примере промаркируйте ось Х названиями месяцев.
Назовите ось Х. После того, как вы промаркировали ось Х, справа напишите ее название; в нашем примере напишите «Месяцы».
Промаркируйте ось Y. Разделите количество клеток над осью Х на самое большое число из ваших данных, чтобы вычислить единицу измерения каждой клетки. В нашем примере по оси Y откладываются миллиметры осадков, например, от 10 мм до 70 мм. В этом случае промаркируйте ось Y с шагом 10 (то есть 0, 10, 20, 30 и так далее).
Нарисуйте прямоугольники, начиная с оси Х до соответствующего значения на оси Y. Если значение находится между двумя маркерами, приблизительно определите, где его рисовать. Обратите внимание, что в нашем примере прямоугольники должны быть разделены, так как данные не непрерывны.
Интерпретируйте данные после построения гистограммы (их визуализации).
Проведите анализ и сделайте выводы
1.Отметьте месяцы, в которых было самое большое количество осадков
2. Выделите месяц, в котором было самое маленькое количество осадков
3. Укажите месяц, в котором вообще не было осадков
Тема. Биосфера
Практическая работа-10
Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Описание растительного, животного мира и почв своей местности
План
Описание
1 вариант
Растения смешанного леса (древесные)
Животные смешанного леса (млекопитающие)
Почвы смешанного леса
2 вариант
Растения степей
Животные степей
Почвы степей
Использован интернет
http://5-bal.ru/pars_docs/refs/100/99915/99915_html_6ffd1394.png
http://izlov.ru/tw_files2/urls_1/21/d-20846/20846_html_1a2e1f55.png
http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/35/29172/1/img16.jpg
http://www.kakprosto.ru/kak-106018-kak-postroit-temperaturnyy-grafik#ixzz3kHw4SPWR
http://ru.wikihow.com/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%83
http://www.kakprosto.ru/kak-68437-kak-opredelit-azimut-po-karte
http://school.xvatit.com:8080/images/3/3e/19-02-13.jpg
http://ru.static.z-dn.net/files/d65/c116877367f7d5e7459f00cd65e6bfcc.png
http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Prirodnye-kompleksy/0007-007-Prirodnye-kompleksy.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/428/39428927_39203084_PTKompleks.jpg
infourok.ru
Практические работы по географии 6 класс. Составление описания формы рельефа. Овраг.
Практическая работа №5
Тема: «Составление описание формы рельефа»
Цель работы: учиться давать описание формы рельефа своей местности.
ХОД РАБОТЫ:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги имеют следующие части: днище, склоны, вершину. Овраги образованы временными водотоками и располагаются по направлению стока текущих вод. Возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами. Длина до нескольких км, ширина и глубина — десятки м. Овраги наносят большой вред главным образом сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. На территории с развивающимися оврагами производят посадку деревьев и кустарников с развитой корневой системой, благодаря которым прекращается рост оврага.
А. .Назовите внешние силы, которые влияют на формирование оврага. Как это влияние проявляется?
Б. Какие части имеет овраг?
В. Какой вред приносят овраги?
Г. Как закрепляют склоны оврага?
2. Определите изображение, которое соответствует внешнему виду оврага..
Определите изображение, которое соответствует положению оврага Липицкого парка на местности:
А. Б. В.
шк.
шк.
шк.
— условный знак оврага
По спутниковому снимку определите в каком направлении протянулся овраг
(не забывайте какому правилу подчиняется расположение оврагов в природе)
Определите характер склонов Липицкого оврага (заросшие травой, кустарником, деревьями; обнажены).
Определите глубину Липицкого оврага используя его профиль, изображенный на
6 м
рисунке:
5 м
0 м
1 м
3 м
2 м
4 м
НАПОМИНАНИЕ: ВЫСОТА НИВЕЛИРА 1 М.
infourok.ru
Практические работы по географии 6 класс по ФГОС
Практическая работа №1
по географии 6 класс.
Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.
Цель: научиться вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение года на основе многолетних данных наблюдений погоды, вычислять среднюю годовую температуру и амплитуду температур.
График хода температуры изображаем при помощи диаграммы:
Красным карандашом покажите на графике ход положительных температур воздуха, синим – отрицательных.
Была температура воздуха в течении месяца постоянна?
Как изменялась температура воздуха в течение месяца?
Значком красного цвета отметьте на графике max температуру воздуха, значком синего цвета отметьте на графике min температуру воздуха.
Вычислите амплитуду температур воздуха
Вычислите среднемесячную температуру воздуха по данным календаря погоды
Для того чтобы усвоить прием вычисления средних арифметических величин, необходимо выполнить следующие действия:
1) сложи числа – показатели температур воздуха;
2) раздели на количество измерений.
Если сложить результаты всех измерений температуры за сутки и разделить на количество этих измерений, то получим среднесуточную температуру. Если сложить все среднесуточные температуры за месяц и разделить полученную сумму на количество дней в месяце, получим среднемесячную температуру. Если сложить среднемесячные температуры за разные годы для какого-то определенного месяца (например, января) и разделить полученную сумму на количество лет, получим среднюю многолетнюю температуру для этого месяца. Если сложить средние многолетние температуры за все месяцы года и разделить на 12, то получим среднюю годовую температуру для того места, где проводились наблюдения за температурой.
Заполняем лист самоконтроля
Мои достижения по теме
Я знаю Я умею Я научился Мне интересно
Практическая работа №2
по географии 6 класс.
Построение розы ветров для одного месяца.
Цель: формирование представления о понятии — ветер, развитие умения выстраивать причинно – следственные связи при определении направления ветра.
Роза ветров – диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений для какого – либо пункта. Строится обычно по средним многолетним данным для месяца, сезона, года. Диаграмма представляет собой пучок лучей, исходящих из одной точки и направленных по румбам горизонта. На каждом луче от центра в сторону, откуда дует ветер, откладывают в определенном масштабе отрезок, пропорциональный повторяемости ветра данного направления. Концы отрезков обычно соединяются пр
educontest.net
Практические работы по географии. 6 класс
Просмотр содержимого документа
«№ 1 Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира»
Просмотр содержимого документа
«№ 10 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»
Просмотр содержимого документа
«№ 2 Определение направлений и расстояний по карте»
Просмотр содержимого документа
«№ 3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности»
Просмотр содержимого документа
«№ 4 Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей»
Практическая работа № 4
Тема: «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей»
Цели работы: научиться определять по карте географическое положение островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей; научиться определять высоту гор, высоту и географические координаты отдельных вершин; продолжить формирование навыка работы с контурной картой.
Ход работы
1. Сравните географическое положение объектов в таблице.
План определения географического положения | Географический объект | |
Уральские горы | Западно-Сибирская равнина | |
На каком материке, и в какой его части находится? | ||
Положение по отношению к другим объектам? | ||
Направление и протяжённость в км. | ||
Географические координаты наивысших точек. |
2. Используя карты атласа, охарактеризуйте формы рельефа.
Название гор, равнин. | Положение по отношению к др. объектам | Направление | Абсолютные высоты вершин и возвышенностей |
Кавказ | |||
Восточно-Европейская равнина | |||
Среднесибирское плоскогорье |
3. Нанесите на контурную карту полушарий горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно нанести на карту России, и сделайте это.
Обозначение гор на контурной карте
1.Определив географическое положение гор на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
2.Обозначить горы коричневой линией, показывающей направление главного хребта, обратив внимание на точность нанесения этой линии относительно основных ориентиров.
3.Надписать название гор вдоль обозначенной линии.
4.В условных знаках к карте пояснить, как обозначены горы.
Просмотр содержимого документа
«№ 11 Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей»
Просмотр содержимого документа
«№ 13 Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
Просмотр содержимого документа
«№ 14 Изучение строе
multiurok.ru