5 класс

Составить план к параграфу 5 по биологии 5 класс – Параграф № 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Параграф № 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Параграф № 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы. – биология 5 класс рабочая пасечник

Рабочая тетрадь 5 класс.

Автор Пасечник.

18. После нашего изучения параграфа, давайте вместе заполним таблицу:

  1. Экологические факторы.
  2. Факторы неживой природы.
  3. Биотические факторы.
  4. и Антропогенные факторы.

20. Решим кроссворд № 1.

По горизонтали:

3. Правильный ответ – Раздражимость.

4. Правильный ответ – Наблюдение.

6. Правильный ответ – Рост.

7. Правильный ответ – Почва.

9. Правильный ответ – Экология.

10. Правильный ответ – Фенология.

11. Правильный ответ – Эксперимент.

По вертикале:

1. Правильный ответ – Развитие.

2. Правильный ответ – Биосфера.

5. Правильный ответ – Биология.

8. Правильный ответ – Размножение.

                                   
           
 
    Р                
                  А     Б  
 
     
                  З     И          
   
 
            В     О          
    Р А З Д Р А Ж И М О С Т Ь      
                  Т     Ф      
 
 
  Н А Б Л Ю Д Е Н И Е   Е          
      И    
 
    Е     Р О С Т    
    П О Ч В А       Р   А          
      Л             А              
  Э
К
О Л О Г И Я   З              
      Г          
  М              
      И         Ф Е Н О Л О Г И
Я
 
      Я             О              
           
 
      Ж              
    Э К С П Е Р И М Е Н Т  
       
                    Н              
                    И              
                    Е              
                                   

 

biolog.pw

Тематический план по биологии 5 класс ФГОС

Учитель географии и биологии

Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Тверитина Татьяна Анатольевна

Календарно-тематическое планирование уроков биологии для 5 класса

(1 час в неделю, 35 часов в год)

учебник: В.В.Пасечник «Биология»

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Планируемые образовательные результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

По факту

Кол-во

часов

Тема: «Введение» (6 часов)

1

Биология — наука о живой природе.

1

Урок формирования знаний

Фронтальный.

учащиеся имеют представление

о биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологической

науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в немглавное.

формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать

и оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителяи отвечать на вопросы

формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологиче-

ской культуры,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

2

Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

1

Урок зак-репления и совершен-ствования знаний

Фронтальный опрос.

учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

3

Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Отличительные признаки живого

и неживого.

1

Комбинированный (смешанный) урок.

Фронтальный опрос

учащиеся знают названия царств

живой природы и отличия живых организмов от

объектов неживой природы.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

4

Связь организмов со средой

обитания. Взаимосвязь организмов

в природе.

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

Фронтальный опрос

учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

5

Экологические факторы

и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

1

Урок применения знаний на практике

(исследовательские проекты

Фронтальный опрос

учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на жи-вые организмы.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируются элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

6

Экскурсия №1 «Многообразие живых

организмов. Осенние явления

в жизни растений и животных»

1

Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний.

Фронтальный опрос

учащиеся имеют начальные

представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, чтоживые организмы связаны со средой обитания иприспособлены для жизни в определенной среде;приобретают навыки правильного поведения в природе.

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и

оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Тема: «Клеточное строение организмов» (10 часов)

1 (7)

Устройство увеличительных

приборов (лупа, микроскоп)

Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

1

Урок применения знаний на практике

Фронтальный опрос

учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют

представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное. Приобретение

элементарных навыков

работы с приборами.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

2 (8)

Устройство увеличительных

приборов (лупа, микроскоп)

Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект).

Фронтальный опрос

Убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное. Приобретение

элементарных навыков

работы с приборами.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

3 (9)

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под

микроскопом».

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект)

Фронтальный опрос

учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить

строение клетки в тетради

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-

точке и оформления ее результатов.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

4 (10)

Клетка и ее строение: пластиды.

Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

(познавательный проект)

Фронтальный опрос

учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки

приготовления микропрепаратов, изучения их под

микроскопом и умения схематически изображать

строение клетки в тетради.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-

точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

5 (11)

Химический состав клетки:

неорганические и органические

вещества

2

Урок формирования знаний

(исследовательские проекты)

Фронтальный опрос

Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Познавательные:

развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

6 (12)

Химический состав клетки:

неорганические и органические

вещества

7 (13)

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку.

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

Урок формирования умений и навыков

Фронтальный опрос

у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-

точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших

биологических экспериментов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

8 (14)

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки.

1

Урок формирования умений и навыков

Фронтальный опрос

учащиеся знают, умеют описать

процесс деления клетки и ее рост

Познавательные:

умение работать с различными источниками

информации, преобразовывать ее из одной

формы в другую, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о делении клеток как основе размножения, роста

и развития всех живых организмов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

9 (15)

Понятие «ткань»

Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

Урок формирования умений и навыков).

Фронтальный опрос

учащиеся имеют первоначальные

представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-

точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

.

10 (16)

Обобщающий урок

по теме «Клеточное строение

организмов»

1

Комбинированный (смешанный) урок.

Тест

у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов

Познавательные:

развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

.

Тема: «Царство Бактерии» (2 часа)

1 (17)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

Учащиеся имеют представление об

особенностях строения бактерий и их многообразии

Познавательные:

умение работать с различными источниками

информации, преобразовывать ее из одной

формы в другую, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

2 (18)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека

Познавательные:

развивается умение самостоятельно

работать с текстом и иллюстрациями учебника, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется интерес к предмету и

положительная познавательная мотивация на основе проведения са-мостоятельного биологического исследования,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

умение оценивать уровень

опасности ситуации для

здоровья, понимание

важности сохранения

здоровья.

Тема: «Царство Грибы» (5 часов)

1 (19)

Общая характеристика грибов, их

строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Урок формирования знаний

(познавательный проект

Фронтальный опрос

учащиеся знают о строении грибов,

их роли в природе и жизни человека

Познавательные:

развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, получать информацию из видеофильма

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

2 (20)

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

Урок формирования знаний

(познавательный проект

Фронтальный опрос

учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы

с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Познавательные:

развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учи-

теля согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать своюточку зрения

понимание ценности

здорового и безопасного образа жизни; усваиваются

правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

3 (21)

Дрожжи, плесневые грибы.

Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей»

1

Урок формирования знаний

(познавательный проект

Фронтальный опрос

учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни

человека

Познавательные:

развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учи-

теля согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать своюточку зрения

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

4 (22)

Грибы-паразиты.

1

Урок формирования знаний

(познавательный проект

Фронтальный опрос

учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе

Познавательные:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные: уме-

ние определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные:

умение работать в составе творческих групп

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

5 (23)

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

1

Комбинированный (смешанный) урок

Фронтальный опрос

учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека

Познавательные:

развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей разных царств природы,

потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

Тема: «Царство Растения» (9часов).

1 (24)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.

1

Урок формирование знаний и умений.

Фронтальный опрос

Учащиеся имеют представления

о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях

Познавательные:

развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на

живых объектах и таблицах низшие и высшие растения,

сравнивать представителей низших и высших растений,

делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется экологическая куль-

тура на основе понимания важности охраны растений,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

2 (25)

Водоросли. Многообразие

водорослей. Среда обитания

водорослей. Строение

одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей»

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

учащиеся имеют представление о

водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений,

их характерных признаках

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки низших растений и на этом

основании относить водоросли к низшим растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

3 (26)

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

учащиеся имеют представление о

лишайниках как симбиотических организмах

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Регулятивные: уме-

ние определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

4 (27)

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Лабораторная работа №10 «Строение мха»

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

учащиеся имеют представление о

мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

5 (28)

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

учащиеся имеют представление о

папоротниках, плаунах и хвощах как представите-

лях высших споровых растений, их характерныхпризнаках и более высокой организации по сравнению с мхами

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

6 (29)

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных.

Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек

хвойных»

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

учащиеся имеют представление о

характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения»

Познавательные:

развитие умения выделять

существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: уме-

ние определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

7 (30)

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

учащиеся имеют представление о

характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями:

«плод», «цветок», «жизненные формы»

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки покрытосеменных растений

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в ихстроении, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

8 (31)

Происхождение растений. Основные

этапы развития растительного мира.

1

Урок формирование знаний и умений

Фронтальный опрос

учащиеся имеют представления о

методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Познавательные:

развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

9 (32)

Обощающий урок по теме: «Царство Растения»

1

Комбинированный (смешанный) урок

Фронтальный опрос

Учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека

Познавательные:

развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ-

ленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные:

умение слушать учителяи отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своейработы и работы одноклассников

.

Заключение (2часа)

1 (33)

Заключительный урок по курсу

«Биология. 5 класс». Летние задания

1

Комбинированный (смешанный) урок

Фронтальный опрос

Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,

хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы

развития растительного мира

Познавательные:

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ-

ленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Воспитание в учащихся чувства гордости за

российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания

на практике; воспитание в учащихся любви к природе,

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

2 (34)

35

Игра «Посвящение в ботаники»

Резерв

1

1

Комбинированный (смешанный) урок

Фронтальный опрос

Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,

хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы

развития растительного мира

Познавательные:

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ-

ленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Воспитание в учащихся чувства гордости за

российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания

на практике; воспитание в учащихся любви к природе,

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме: Планирование по биологии 5 класс (ФГОС)


У

Р

О

К

А

Сроки

Тема уроки

Кол-во

часов

УУД и личностные результаты  которые будут сформированы в рамках изучения раздела

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Домашнее задание

Раздел 1: Биология как наука. – 5 ч.  

Ученик научится: 

  1. определять значение биологических знаний в современной жизни, выделять существенные признаки живого.
  2. определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  3.  отличать живые организмы от неживых;
  4.  пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  5.  характеризовать среды обитания организмов;
  6.  характеризовать экологические факторы;
  7.  проводить фенологические наблюдения;
  8.  соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

 Ученик получит возможность научиться:

  1. соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
  2.  определять отношения объекта с другими объектами — составлять план текста;
  3.  владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  4.  под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  5.  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  6.  получать биологическую информацию из различных источников
  7.  определять существенные признаки объекта.

1.

сентябрь

Биология- наука о живой природе

1

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД: 

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД: 

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

 — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

– уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

п.1

2.

Методы исследования в биологии

1

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

п.2

3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов

1

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

п.3

4.

Среды обитания организмов

1

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

п.4

5.

октябрь

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

п.5

Раздел 2: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов(10 ч )

Ученик научится:

  1. характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.
  2. Работать с лупой и микроскопом
  1. находить основные части растительной клетки на микропрепарате и таблице

Ученик получит возможность научиться:

  1. готовить микропрепараты
  2. соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием
  3. выделять существенные признаки строения клетки и процессов её жизнедеятельности

6.

Устройство увеличительных приборов.

1

Личностные:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки

Регулятивные УУД:

-работая по плану сравнивать свои действия с целью

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Познавательные УУД:

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

п.6

7.

Методы изучения клетки

1

Определяют основные методы исследования используемые при изучении клетки, характеризуют их.

п.6

8.

Химический состав клетки

1

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

п.8

9.

Строение клетки.

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

п.7

10.

ноябрь

Л.Р.”Строение клеток кожицы лука”

1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

п.7

11.

Строение клетки: пластиды, хлоропласты

1

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

п.7

12.

Жизнедеятельность клетки

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

п.9

13.

Деление клеток

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

п.9

14.

Ткани

1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

п.10

15.

Обобщающий урок

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Раздел 3: Многообразие организмов – 15 ч.

Ученик научится:

  1. характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их практическую значимость
  2.  отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;
  3.  выделять существенные признаки растений
  4. характеризовать основные методы изучения растений;
  5. характеризовать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) их строение и многообразие;
  6.  характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  7.  характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность научиться: 

  1. мерам защиты от болезнетворных бактерий
  2. использовать приёмы оказания первой помощи при  отравлении ядовитыми грибами
  3. распознавать растения различных отделов
  4.  давать общую характеристику бактериям и грибам;
  5.  отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  6.  объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
  1.  давать общую характеристику растительного царства;
  2.  объяснять роль растений биосфере;
  3.  объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

16.

Классификация организмов. Строение и жизнедеятельность  бактерий

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

Выделяют существенные признаки бактерий

п.11

17.

Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

п.12

18.

Общая характеристика грибов

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

п.13

19.

Шляпочные грибы

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

п.14

20.

Плесневые грибы и дрожжи

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

п.15

21.

Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

п.16

22.

Разнообразие растений, их значение

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

п.17

23.

Водоросли

Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека

п.18

24.

Лишайники

 Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

п.19

25.

Мхи

 Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов  в природе и жизни человека

п.20

26.

 Папоротники. Хвощи. Плауны.

 Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль  папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

п.21

27.

Голосеменные

 Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

п.22

28.

Покрытосеменные или Цветковые

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

п.23

29.

Происхождение растений

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

п.24

30.

Повторение пройденного материала

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

31.

Повторение пройденного материала

32.

Повторение пройденного материала

33.

Многообразие и охрана живой природы

34.

Обобщающий урок

35.

Летнее задание

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *