Параграф № 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Параграф № 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы. — биология 5 класс рабочая пасечник
Рабочая тетрадь 5 класс.
Автор Пасечник.
18. После нашего изучения параграфа, давайте вместе заполним таблицу:
- Экологические факторы.
- Факторы неживой природы.
- Биотические факторы.
- и Антропогенные факторы.
20. Решим кроссворд № 1.
По горизонтали:
3. Правильный ответ — Раздражимость.
4. Правильный ответ — Наблюдение.
6. Правильный ответ — Рост.
7. Правильный ответ — Почва.
9. Правильный ответ — Экология.
10. Правильный ответ — Фенология.
11. Правильный ответ — Эксперимент.
По вертикале:
1. Правильный ответ — Развитие.
2. Правильный ответ — Биосфера.
5. Правильный ответ — Биология.
8. Правильный ответ — Размножение.
Р | |||||||||||||||||
А | Б | ||||||||||||||||
З | И | ||||||||||||||||
В | О | ||||||||||||||||
Р | А | З | Д | Р | А | Ж | И | М | О | С | Т | Ь | |||||
Т | Ф | ||||||||||||||||
Н | А | Б | Л | Ю | Д | Е | Н | И | Е | Е | |||||||
И | Е | Р | О | С | Т | ||||||||||||
П | О | Ч | В | А | Р | А | |||||||||||
Л | А | ||||||||||||||||
Э | К | О | Л | О | Г | И | Я | З | |||||||||
Г | М | ||||||||||||||||
И | Ф | Е | Н | О | Л | О | Г | И | Я | ||||||||
Я | О | ||||||||||||||||
Ж | |||||||||||||||||
Э | К | С | П | Е | Р | И | М | Е | Н | Т | |||||||
Н | |||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||
Е | |||||||||||||||||
biolog.pw
Тематический план по биологии 5 класс ФГОС
Учитель географии и биологии
Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ
Тверитина Татьяна Анатольевна
Календарно-тематическое планирование уроков биологии для 5 класса
(1 час в неделю, 35 часов в год)
учебник: В.В.Пасечник «Биология»
№
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
Планируемые образовательные результаты
Дата
Предметные
Метапредметные
Личностные
По плану
По факту
Кол-во
часов
Тема: «Введение» (6 часов)
1
Биология — наука о живой природе.
1
Урок формирования знаний
Фронтальный.
учащиеся имеют представление
о биологии как науке, о значении биологических
знаний в современной жизни и роли биологической
науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в немглавное.
формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать
и оформлять их результаты
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителяи отвечать на вопросы
формируется любовь и бережное
отношение к родной природе, элементы экологиче-
ской культуры,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
2
Методы исследования в биологии. Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
1
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний
Фронтальный опрос.
учащиеся знают основные методы
изучения биологии, правила техники безопасности
в биологическом кабинете.
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное,
начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
3
Царства бактерий, грибов, растений и животных.
Отличительные признаки живого
и неживого.
1
Комбинированный (смешанный) урок.
Фронтальный опрос
учащиеся знают названия царств
живой природы и отличия живых организмов от
объектов неживой природы.
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное,
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках
живого от неживого, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
4
Связь организмов со средой
обитания. Взаимосвязь организмов
в природе.
1
Урок закрепления и совершенствования знаний
Фронтальный опрос
учащиеся умеют различать среды
обитания организмов, знают их особенности
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное,
формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
5
Экологические факторы
и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
1
Урок применения знаний на практике
(исследовательские проекты
Фронтальный опрос
учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на жи-вые организмы.
Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное,
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируются элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
6
Экскурсия №1 «Многообразие живых
организмов. Осенние явления
в жизни растений и животных»
1
Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний.
Фронтальный опрос
учащиеся имеют начальные
представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, чтоживые организмы связаны со средой обитания иприспособлены для жизни в определенной среде;приобретают навыки правильного поведения в природе.
Познавательные:
развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и
оформлять их результаты
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется любовь и бережное
отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
Тема: «Клеточное строение организмов» (10 часов)
1 (7)
Устройство увеличительных
приборов (лупа, микроскоп)
Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».
1
Урок применения знаний на практике
Фронтальный опрос
учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют
представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное. Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
2 (8)
Устройство увеличительных
приборов (лупа, микроскоп)
Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы»
1
Урок закрепления и совершенствования знаний
(познавательный проект).
Фронтальный опрос
Убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное. Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов
3 (9)
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под
микроскопом».
1
Урок закрепления и совершенствования знаний
(познавательный проект)
Фронтальный опрос
учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить
строение клетки в тетради
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-
точке и оформления ее результатов.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
4 (10)
Клетка и ее строение: пластиды.
Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание подмикроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
1
Урок закрепления и совершенствования знаний
(познавательный проект)
Фронтальный опрос
учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки
приготовления микропрепаратов, изучения их под
микроскопом и умения схематически изображать
строение клетки в тетради.
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-
точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
5 (11)
Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества
2
Урок формирования знаний
(исследовательские проекты)
Фронтальный опрос
Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.
Познавательные:
развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
6 (12)
Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества
7 (13)
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку.
Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
1
Урок формирования умений и навыков
Фронтальный опрос
у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-
точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших
биологических экспериментов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
8 (14)
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки.
1
Урок формирования умений и навыков
Фронтальный опрос
учащиеся знают, умеют описать
процесс деления клетки и ее рост
Познавательные:
умение работать с различными источниками
информации, преобразовывать ее из одной
формы в другую, выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления
о делении клеток как основе размножения, роста
и развития всех живых организмов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
9 (15)
Понятие «ткань»
Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»
1
Урок формирования умений и навыков).
Фронтальный опрос
учащиеся имеют первоначальные
представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию, выделять в ней
главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной кар-
точке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в группах, обмениваться ин-
формацией с одноклассниками
формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления
о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
.
10 (16)
Обобщающий урок
по теме «Клеточное строение
организмов»
1
Комбинированный (смешанный) урок.
Тест
у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов
Познавательные:
развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,
давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить
сообщения и презентации.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы,
работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления
о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников
.
Тема: «Царство Бактерии» (2 часа)
1 (17)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
Учащиеся имеют представление об
особенностях строения бактерий и их многообразии
Познавательные:
умение работать с различными источниками
информации, преобразовывать ее из одной
формы в другую, выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников
2 (18)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека
Познавательные:
развивается умение самостоятельно
работать с текстом и иллюстрациями учебника, выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
Формируется интерес к предмету и
положительная познавательная мотивация на основе проведения са-мостоятельного биологического исследования,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
умение оценивать уровень
опасности ситуации для
здоровья, понимание
важности сохранения
здоровья.
Тема: «Царство Грибы» (5 часов)
1 (19)
Общая характеристика грибов, их
строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
1
Урок формирования знаний
(познавательный проект
Фронтальный опрос
учащиеся знают о строении грибов,
их роли в природе и жизни человека
Познавательные:
развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями
учебника, получать информацию из видеофильма
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
2 (20)
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
1
Урок формирования знаний
(познавательный проект
Фронтальный опрос
учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы
с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Познавательные:
развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями
учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учи-
теля согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать своюточку зрения
понимание ценности
здорового и безопасного образа жизни; усваиваются
правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
3 (21)
Дрожжи, плесневые грибы.
Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей»
1
Урок формирования знаний
(познавательный проект
Фронтальный опрос
учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни
человека
Познавательные:
развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями
учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учи-
теля согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать своюточку зрения
формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов
природы,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
4 (22)
Грибы-паразиты.
1
Урок формирования знаний
(познавательный проект
Фронтальный опрос
учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе
Познавательные:
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Регулятивные: уме-
ние определять цель работы, планировать ее
выполнение, представлять результаты работы
классу
Коммуникативные:
умение работать в составе творческих групп
формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов
природы,
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам
5 (23)
Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»
1
Комбинированный (смешанный) урок
Фронтальный опрос
учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека
Познавательные:
развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,
давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить
сообщения и презентации.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков
представителей разных царств природы,
потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников
Тема: «Царство Растения» (9часов).
1 (24)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.
1
Урок формирование знаний и умений.
Фронтальный опрос
Учащиеся имеют представления
о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях
Познавательные:
развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на
живых объектах и таблицах низшие и высшие растения,
сравнивать представителей низших и высших растений,
делать выводы на основе сравнения.
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
Формируется экологическая куль-
тура на основе понимания важности охраны растений,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
2 (25)
Водоросли. Многообразие
водорослей. Среда обитания
водорослей. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей»
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
учащиеся имеют представление о
водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений,
их характерных признаках
Познавательные:
развивается умение выделять
существенные признаки низших растений и на этом
основании относить водоросли к низшим растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее
выполнение, представлять результаты работы
классу. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов
природы, умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
3 (26)
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
учащиеся имеют представление о
лишайниках как симбиотических организмах
Познавательные:
развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы
Регулятивные: уме-
ние определять цель работы, планировать ее
выполнение, представлять результаты работы
классу
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода
о состоянии окружающей среды,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
4 (27)
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Лабораторная работа №10 «Строение мха»
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
учащиеся имеют представление о
мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках
Познавательные:
развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи к высшим споровым
растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений
и установления усложнений в их строении, умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
5 (28)
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
учащиеся имеют представление о
папоротниках, плаунах и хвощах как представите-
лях высших споровых растений, их характерныхпризнаках и более высокой организации по сравнению с мхами
Познавательные:
развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений
и установления усложнений в их строении в процессе эволюции,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
6 (29)
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных.
Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек
хвойных»
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
учащиеся имеют представление о
характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения»
Познавательные:
развитие умения выделять
существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам
Регулятивные: уме-
ние определять цель работы, планировать ее
выполнение, представлять результаты работы
классу
Коммуникативные:
умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших
растений и установления усложнений в их строении,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
7 (30)
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
учащиеся имеют представление о
характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями:
«плод», «цветок», «жизненные формы»
Познавательные:
развивается умение выделять
существенные признаки покрытосеменных растений
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в ихстроении, умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
8 (31)
Происхождение растений. Основные
этапы развития растительного мира.
1
Урок формирование знаний и умений
Фронтальный опрос
учащиеся имеют представления о
методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира
Познавательные:
развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы
формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития
растительного мира и установления усложнений в
строении растений в процессе эволюции,
умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам
9 (32)
Обощающий урок по теме: «Царство Растения»
1
Комбинированный (смешанный) урок
Фронтальный опрос
Учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека
Познавательные:
развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ-
ленным правилам работы в кабинете
Коммуникативные:
умение слушать учителяи отвечать на вопросы,
работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков
представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своейработы и работы одноклассников
.
Заключение (2часа)
1 (33)
Заключительный урок по курсу
«Биология. 5 класс». Летние задания
1
Комбинированный (смешанный) урок
Фронтальный опрос
Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
роль растений в биосфере и жизни человека;
происхождение растений и основные этапы
развития растительного мира
Познавательные:
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ-
ленным правилам работы в кабинете
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы,
работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
Воспитание в учащихся чувства гордости за
российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания
на практике; воспитание в учащихся любви к природе,
потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
2 (34)
35
Игра «Посвящение в ботаники»
Резерв
1
1
Комбинированный (смешанный) урок
Фронтальный опрос
Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
роль растений в биосфере и жизни человека;
происхождение растений и основные этапы
развития растительного мира
Познавательные:
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
Регулятивные: уме-
ние организовать выполнение заданий учителя согласно установ-
ленным правилам работы в кабинете
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы,
работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками
Воспитание в учащихся чувства гордости за
российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания
на практике; воспитание в учащихся любви к природе,
потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
infourok.ru
№ У Р О К А | Сроки | Тема уроки | Кол-во часов | УУД и личностные результаты которые будут сформированы в рамках изучения раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Домашнее задание |
Раздел 1: Биология как наука. — 5 ч. Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| ||||||
1. | сентябрь | Биология- наука о живой природе | 1 | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — составлять план текста; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; Познавательные УУД: — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Коммуникативные УУД: — уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | п.1 |
2. | Методы исследования в биологии | 1 | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | п.2 | ||
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов | 1 | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | п.3 | ||
4. | Среды обитания организмов | 1 | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | п.4 | ||
5. | октябрь | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | п.5 | |
Раздел 2: Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов(10 ч ) Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| ||||||
6. | Устройство увеличительных приборов. | 1 | Личностные: -осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки Регулятивные УУД: -работая по плану сравнивать свои действия с целью -сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их Познавательные УУД: — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | п.6 | |
7. | Методы изучения клетки | 1 | Определяют основные методы исследования используемые при изучении клетки, характеризуют их. | п.6 | ||
8. | Химический состав клетки | 1 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | п.8 | ||
9. | Строение клетки. | 1 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | п.7 | ||
10. | ноябрь | Л.Р.»Строение клеток кожицы лука» | 1 | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | п.7 | |
11. | Строение клетки: пластиды, хлоропласты | 1 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | п.7 | ||
12. | Жизнедеятельность клетки | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | п.9 | ||
13. | Деление клеток | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | п.9 | ||
14. | Ткани | 1 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | п.10 | ||
15. | Обобщающий урок | 1 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |||
Раздел 3: Многообразие организмов — 15 ч. Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| ||||||
16. | Классификация организмов. Строение и жизнедеятельность бактерий | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | Выделяют существенные признаки бактерий | п.11 | ||
17. | Роль бактерий в природе и жизни человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | п.12 | |||
18. | Общая характеристика грибов | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | п.13 | |||
19. | Шляпочные грибы | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. | п.14 | |||
20. | Плесневые грибы и дрожжи | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | п.15 | |||
21. | Грибы-паразиты | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | п.16 | |||
22. | Разнообразие растений, их значение | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | п.17 | |||
23. | Водоросли | Выделяют существенные признаки водорослей, объясняют роль водорослей в природе и жизни человека | п.18 | |||
24. | Лишайники | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | п.19 | |||
25. | Мхи | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | п.20 | |||
26. | Папоротники. Хвощи. Плауны. | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | п.21 | |||
27. | Голосеменные | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | п.22 | |||
28. | Покрытосеменные или Цветковые | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | п.23 | |||
29. | Происхождение растений | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | п.24 | |||
30. | Повторение пройденного материала | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | ||||
31. | Повторение пройденного материала | |||||
32. | Повторение пройденного материала | |||||
33. | Многообразие и охрана живой природы | |||||
34. | Обобщающий урок | |||||
35. | Летнее задание | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. |
nsportal.ru