5 класс

Реклама истории древнего мира 5 класс – Как выполнить задание в 5 классе » Прорекламируйте историю»?

Презентация к уроку истории (5 класс) по теме: Презентации. История Древнего мира. 5 класс.

Слайд 1

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

Слайд 2

1.Происхождение человека. Археологические раскоп-ки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. ПОЧЕМУ? Здесь в районе Олдувайс-кого ущелья англича-нин Эванс обнаружил останки австралопите-ка (южный человек), который жил около 5 млн.лет назад

Слайд 3

Австалопитеки были маленького роста, их тело было покрыто шерстью,но они уже ходили на 2-ногах. Освобождение рук привело к быстрому развитию первых людей. ПОЧЕМУ? Изготовление орудий труда стало главным отли-чием человека от животных. 1.Происхождение человека. Древних людей , которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis- “ человек умелый». Их внешний вид сильно изменился-увеличился объем черепа,исчезли надбровные дуги,умень-шилась передняя челюсть стал исчезать воло-сяной покров на теле .

Слайд 4

С течением времени древние люди изменили мес-то своего жилья.Если австралопитеки жили на деревьях( Почему? ), то habilis- ы начали стро-ить жилища самостоятельно. Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их.Люди жили стадами. Почему? 1.Происхождение человека.

Слайд 5

2.Древнейшие орудия труда. Основным занятием древних людей было собирательство. Но даже довольствуясь дарами природы дре-вние люди изготов-ляли орудия труда. На их производство шел камень.Первым орудием труда было рубило -галька заост-ренная с одного края.

Слайд 6

Для производства ру-била люди отбирали на берегу реки округ-лую гальку, и обра-батывали её скалы-вая другим камнем с узкого края малень-кие кусочки. Рубила были непрочны ми-быстро ломались, поэтому их нужно было очень много. 2.Древнейшие орудия труда.

Слайд 7

Другими орудиями дре внего человека были отщепы — образовав-шиеся после обработ-ки гальки. Отщепы использова-лись как ножи и скре бки при обработке шкур животных. 2.Древнейшие орудия труда.

Слайд 8

Кроме камня,для изго-товления орудий лю-ди использовали кос-ти животных и рыб. Из них как правило де-лали иглы и шило, применяемые для из-готовления одежды 2.Древнейшие орудия труда.

Слайд 9

3.Охота древних людей. Кроме собирательства другим важнейшим заня-тием наших далеких предков была охота. Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камня-ми. Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.

Слайд 10

Очень часто для охоты люди использовали огонь -они обжигали длинные колья,заост ряя их и делали ко-пья. Кроме того для загона животных применя- лись факелы -живот-ные опасаясь огня бежали туда где его нет- к ловушке. 4.Овладение огнем.

Слайд 11

4.Овладение огнем. Первоначально люди бра-ли огонь от загоревших-ся после попадания мол-нии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненаде-жен и люди стали ис-кать как получить пла-мя не завися от природы

Слайд 12

Многие племена испо-льзовали до сер. 20 ве ка способ известный сотни тысяч лет на-зад-трение 2-х пало-чек. В одной делалось углу-бление, в нее встав-лялась другая палоч-ка, и как только пос-ле вращения они наг-ревались люди подк-ладывали мох. 4.Овладение огнем.

Слайд 13

Применение огня измени-ло жизнь людей. Почему? Самым важным следстви-ем стало употребление вареной или жареной пищи.Это привело к рез кому скачку в умствен-ном развитии человека. За короткий срок,после ов ладения огнем,древний человек приобрел сов-ременный облик. 4.Овладение огнем.

Слайд 14

Выберите правильный ответ- Древних людей живших в Южной Африке назвали Сначала древние люди жили… Основным занятием древ них людей было… Первый огонь древние люди получили… питекантропы Homo habilis австралопитеки на деревьях в пещерах в шалашах собирательство охота изготовление орудий ударяя камни трением палочек от лесных пожаров

nsportal.ru

Загадочный мир древности или история в 5 классе

С переходом в среднее звено школы дети знакомятся с множеством новых предметов. В частности они с нетерпением ждут уроков истории и это неспроста. История 5 класса построена на изучении эпохи, полной тайн и загадок — истории Древнего мира. Как были построены египетские пирамиды? Откуда пришли шумеры и где они получили свои знания? Остросюжетные мифы Древней Греции, завоевательные походы Александра Македонского, острая жажда свободы восставших под предводительством Спартака — все это захватывает ум и воображение пятиклассников, возводя исторический предмет в ранг любимых.

В 5 классе на изучение истории отводится 2 часа в неделю, то есть два урока. Среди основных задач, которые ставятся перед учителем, приоритетное значение имеет не только передача знаний, но и формирование представления о закономерностях исторического процесса, воспитание уважения к историческому прошлому всех народов, приобретение навыков оценки и анализа информации.

Что изучает история Древнего Мира?

История Древнего мира изучает создание, становление и развитие основных древних государств, таких как: Египет, Греция, Рим, Индия, Китай, Ассирия и Персия. Она охватывает огромный период времени: появление первобытных людей (около двух миллионов лет назад), создание древнейших государств (5 тысяч лет назад), падение Западной Римской империи в 5 веке нашей эры. Помимо этого, первая вводная часть, рассчитанная на десять уроков (то есть вся первая четверть), знакомит учеников со спецификой исторической науки: особенностями летоисчисления, причинно-следственными связями, имеющимися у любого события, историческими источниками, исторической картой.

Изучение истории Древнего мира строится на прохождении следующих разделов:

  1. Что изучает история?
  2. Жизнь первобытных людей.
  3. Древнейшие государства Азии и Африки — Древний Восток.
  4. Древняя Греция.
  5. Древний Рим.

Второй раздел, посвященный знакомству с первобытными людьми, повествует об образе жизни доисторических жителей, орудиях труда, религиозных верованиях, способах охоты, приручении огня. Затем следует изучение постепенной эволюции древнейшего населения планеты: переход от родовой общины к соседской; появление новых, более продуктивных занятий: земледелия, скотоводства, различных ремесел; совершенствование орудий труда: изобретение лука и стрел, земляного плуга. Люди постепенно научились отливать железные изделия, ткать, изготавливать керамическую посуду. По мере усложнения производственных процессов общество разделяется на богатых и бедных, появляется знать, власть начинают передавать по наследству. Так, постепенно, развитие человеческого общества привело к появлению древних государств, крупные поселения превращались в города, для охраны порядка и имущества знатных понадобились законы и профессиональные войны.

Древний Восток

Раздел «Древний Восток» посвящен изучению государств, возникших на территории Азии и Африки: Египет, Китай, Индия, Вавилон, Персия, Ассирия, Палестина. Большое количество тем посвящено изучению истории Древнего Египта.

Начиная знакомство с Древним Египтом школьники узнают о географии страны, ее климатических особенностях, о том, какое огромное значение имела для египтян река Нил. Подробно рассматривая труд и быт основных категорий населения: земледельцев, ремесленников, писцов, жрецов и вельмож, ученики получают возможность сравнить уровень жизни богачей и бедняков. Также уделяется внимание египетским завоевательным походам, боевому оснащению войска. Ну и особенно увлекательными бывают уроки, на которых рассматриваются религия и искусство египтян, поскольку египетский пантеон богов полон диковинных “существ”, строительство дворцов и пирамид тоже весьма интересны. Трудно представить сколько средств и сил ушло на возведение таких огромных построек, за неимением специальной техники.

В рамках данного раздела дается блок тем, посвященных становлению и развитию стран Западной Азии. Открывает этот блок изучение истории Древнего Двуречья и, населявшего его народа, шумеров. Пятиклассники изучают природу и географию страны, религию, особый вид письменности — клинопись, научные знания. С течением времени на территории Двуречья выделяется город Вавилон. Пик его могущества приходится на время правления царя Хаммурапи, который вошел в историю тем, что создал свод законов, дошедший до нашего времени в виде столба из черного камня, полностью исписанного загадочными письменами. Вслед за Двуречьем идет история средиземноморской цивилизации — Финикии, прославившейся высоким уровнем развития ремесел, обширной морской торговлей и богатой культурой. Затем пятиклассники знакомятся с древнееврейскими племенами, с их старинными сказаниями, вошедшими в Ветхий Завет: о родоначальниках евреев, о переселении потомков Иакова в Египет, о бегстве евреев с египетской земли под предводительством Моисея, о том, как бог Яхве вручил Моисею заповеди, которые евреи должны были свято соблюдать, а он в свою очередь обещал привести их в благодатную землю — Палестину. Перед учениками разворачиваются картины борьбы евреев за Палестину с местным населением, сказание о Самсоне и Далиле, поединок Давида и Голиафа, правление мудрого царя Соломона. Именно с его царствованием связано появление главной современной святыни иудеев — Стены Плача.

Закончив изучение еврейской истории, ученики приступают к знакомству с весьма воинственным государством — Ассирийской державой. Здесь впервые на вооружение армии поступило железное оружие, стали применять конницу и благодаря этому вели весьма успешные завоевательные войны, покорив большое количество существовавших тогда государств. Однако недолго просуществовало это царство, оно было разгромлено вавилонянами и мидийцами, которые тоже вскоре пали под ударами персов.

Заканчивается раздел изучением истории Индии и Китая. Пятиклассники знакомятся с географическим расположением этих стран, их климатическими особенностями, религиозными верованиями: конфуцианством и буддизмом. Большое внимание уделяется кастовому разделению индийского общества и строительству Великой Китайской стены.

Древняя Греция.

История Древней Греции особо выделяется среди учебного курса, поскольку это государство оказало неоценимое влияние на наш мир. Современные представления о человеке, политике, искусстве, литературе зародились именно здесь. Потому и внимание к изучению истории этой страны особое.

В курсе 5 класса, начиная знакомство с древнегреческой историей, школьники узнают о времени появления этого государства, географическом расположении и влиянии последнего на образ жизни и занятия древних эллинов. Рассматривая мифы о Дедале и Икаре, о Тесее и Минотавре дети узнают об истории Критского царства. Большое внимание уделяется борьбе греческих городов против Трои, об этом рассказывают и древнегреческие мифы, и знаменитая “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Спор прекрасных богинь за право обладания “яблоком раздора”, поединок Ахиллеса и Гектора, троянский конь, ахиллесова пята — все это красочно и захватывающе погружает учеников в древнейший период греческой истории. Завершает изучение этого периода древнегреческая религия. Знаменитые олимпийские боги: Аид, Зевс и Прометей: боги — покровители основных занятий: Деметра, Дионис, Гефест; подвиги Геракла — так школьники узнают о попытках древних эллинов объяснить необъяснимое.

После рассмотрения древнейшего периода пятиклассники приступают к изучению более сложного периода: создание полисов и их борьбу с персидским нашествием. Здесь дети знакомятся с устройством греческих городов — государств, борьбой земледельцев за землю и право на участие в управлении государством. Особое значение имеет правление архонта Солона, который своими законами отменил долговое рабство и заложил основы демократии. Большой интерес у учеников вызывает история полиса Спарта: особенности спартанского образа жизни и воспитания удивляют, заставляют спорить и размышлять. Много тем отводится погружению в древнегреческую культуру. Здесь ученики узнают о том, как в древности проходили Олимпийские игры, как обучались в школах и гимназиях дети и взрослые, узнают о древнегреческом театре.

Военная история древних греков также весьма увлекательна, именно ею завершается рассмотрение истории этой страны:

— столкновение греков с персами в V веке до н.э., знаменитая Марафонская битва, Фермопильское и Саламинское сражение, окончившееся победой греков;

— поражение греков в Херонейской битве против македонян в 338 году до н.э.;

— участие греков в десятилетнем походе под предводительством Александра Македонского на Восток.

Древний Рим

Последний раздел повествует о древнеримской истории, которая также полна невероятных и увлекательных легенд. Дети узнают об основании Древнего Рима, превращении его в республику, римских захватах городов и областей Италии. Сложность вызывает прохождение темы, посвященной устройству римской республики, поскольку она изобилует множеством незнакомых терминов и большим фактическим материалом.

Затем дети узнают о том, как постепенно Рим становится сильнейшей в Средиземноморье державой, немалую роль при этом сыграли победы Рима в войнах с Карфагеном, предводительствуемым полководцем Ганнибалом. Вслед за Италией и Карфагеном Рим подчинил себе Македонию и Сирию, включив в свой состав огромные территории и превратив покоренное население в рабов. В Риме тяжело жилось не только рабам, но и основной категории жителей — земледельцам. Именно о них и о освободительной борьбе рабов пойдет речь на следующих уроках: Земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака — немало крови пролилось в Древнем Риме за право на свободу и землю.

За гражданскими войнами следует знакомство с одной из самых знаменитых личностей в истории — императором Цезарем. В начале знакомства он, конечно, еще не император, а успешный полководец, однако станет им уже в 49 году до н.э., пробыв в этой должности недолгих пять лет. После его смерти страна превратится в империю, расцвет которой придется на II век нашей эры. Изучение истории Древнего мира заканчивается разделением Римской империи на Восточную и Западную в 395 году и падением последней под ударами германских племен в 476 году.

Благодаря знакомству с древними цивилизациями и государствами школьники понимают, что каждый народ, пусть даже очень маленький, внес свой вклад в развитие человеческой культуры. И независимо от того, на какой земле мы живем, на каком языке разговариваем и как мы выглядим — все мы наследники древних египтян и греков, римлян, евреев и индийцев.

history-of-world.ru

Игра по Истории Древнего мира «Знатоки истории» (5 класс)

Игра по истории Древнего мира в 5 классе. Знаток истории Древнего мира

Цели: выяснить уровень усвоения материала пятиклассниками; прививать интерес к изучению истории; формировать умение работать в группе.

Ход игры

Прежде, чем я буду задавать вам вопросы, я бы хотела, чтобы вы представили свои команды (идёт представление команд).

Вы знаете, что история не возможна без терминов, поэтому первое задание связано с терминами, которые мы изучали по теме: Восток и Передняя Азия. Я буду задавать вопросы, ваша задача поднять руку, если вы знаете правильный ответ. Пожалуйста, будьте взаимно вежливы, выслушайте ответ, и если у вас есть, что добавить, я вам предоставлю такую возможность. Вопросы задавать буду командам по очереди.

1 тур. Каждый ответ 1 балл.

1. Наука, изучающая прошлое и настоящее (история).

2. Наука, изучающая историю по вещественным останкам древних людей (археология).

3. Орудие труда, с помощью которого древние люди ловили рыбу (гарпун).

4. Вера человека в сверхъестественные силы природы (религия).

5. Появление богатых и бедных (неравенство).

6. Объединение родов, живущих в одной местности (племя).

7. Повелитель всего Египта (фараон).

8. Мастер, изготовляющий изделия из дерева, глины, кожи (ремесленник).

9. Сбор в пользу государства (налог).

10. Служители богов (жрецы).

11. Большое и сильное государство (держава).

12. Фантастическое существо, с телом льва и головой человека (сфинкс).

13. Главный строительный материал в Двуречье (глина).

14. Люди, лишенные свободы (рабы).

15. Материал для письма в Китае (бамбук).

16. Напиток, пришедший к нам из Китая (чай).

17. Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии (конница).

18. Бог грома и молнии в Греции (Зевс).

2 тур(3 балла)

Следующее задание, связано с историческими героями, я буду читать вам характеристику исторического деятеля, ваша задача, назвать имя героя и сказать жил он или является выдуманным персонажем мифов.

1. Он живет за третьим порогом реки Нил. Каждый день он переливает из одного кувшина в другой воду, а когда он засыпает, вода переполняет кувшин и на реке начинается разлив Нила (бог Хапи; выдуманный).

2. Свои самые знаменитые походы совершил около 1500 года до н.э., за свою жизнь он совершил более 30 завоевательных походов. (Тутмос III; живущий)

3. Он был царём Египта, но научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его любили и люди, и животные, и птицы, но только его брат желал смерти и смог совершить то, о чем мечтал: по его приказу старшего брата убили, а тело разрубили на части. Когда его оживили, он отказался остаться с людьми и отправился в подземный мир, где судил каждого. (Осирис; выдуманный)

4. Её мужа убил единственный брат, а она с маленьким сыном долго искала тело мужа, а потом долго плакала, чтобы оживить его. Её считают покровительницей женщин и домашнего очага. (Исида; выдуманный герой)

5. Его почитают не только за то, что он является сыном бога Шамаша, но и за то, что он создал законы, по которым жили жители Двуречья. (Хаммурапи; живущий )

6. Его сила хранилась в волосах, но только одна девушка знала об этом. Все враги очень боялись его, но предательство любимой сделало его слабым телом, но не духом. Как только отрасли волосы, он смог отомстить за себя. Он погиб, но при этом погибло большое количество врагов.(Самсон; выдуманный)

3 тур. (3 балла)

Вы показали знания терминов, героев, а сейчас давайте вспомним, что изобрели жители древних государств, ведь многими изобретениями мы пользуемся до сих пор, а некоторые поражают своим великолепием.

1. Это сооружение признано первым чудом света. До сих пор люди не могут поверить, как можно построить без специальных приспособлений здание 150 метров. (Пирамида Хеопса, египтяне)

2. В нём всего 22 значка, их очень легко выучить, но писать и читать очень сложно, так как среди знаков нет гласных. (Алфавит, финикийцы)

3. Без этого приспособления трудно было бы поливать верхние поля, а значит, они не смогли бы собирать богатые урожаи. (Египтяне, шадуф)

4. Благодаря этому изобретению, воины могли неожиданно оказаться в тылу врага и одержать внезапную победу. Их не могла остановить никакая река. (Ассирийцы, мешки для переправы).

5. Внимательные мореходы на необитаемом острове впервые смогли получить то, без чего мы сейчас не можем представить свою жизнь. Они использовали это не только для изготовления посуды, но и для украшений. (Финикийцы, стекло)

6. Когда они стали использовать этот металл, их армия стала непобедимой, а их крестьяне стали гораздо быстрее и лучше обрабатывать землю. (Ассирийцы, железо).

4 тур.(5 баллов)

Следующее задание поможет нам вспомнить события, которые проходили в давние времена. Я буду зачитывать вам текст, ваша задача определить, о ком идёт речь.

1. Сегодня я принял решение, которое меня самого испугало. Ко мне пришли две женщины, они плакали и просили меня решить, кому должен принадлежать грудной ребёнок. Каждая из них считала ребёнка своим. Я предложил палачу разрубить младенца пополам, я был уверен, что поступаю правильно. (Соломон)

2. Я жил более 4 тысяч лет назад, я совершал походы, привозил добычу, пригонял рабов. Все считали меня божественным, это потому, что самый главный бог вручил мне жезл – знак власти над людьми. Я запретил работать должникам более 3 лет.(Хаммурапи)

3. Когда-то я жил в прекрасной стране, у меня был участок земли, семья, но пришли враги, и меня лишили всего. Теперь у меня нет даже имени, меня называют живым убитым, заставляют работать от зари до зари, кормят очень плохо, скоро отправят строить пирамиду для фараона. (Раб из Египта)

4. Я был простым пастухом, но когда на нашу страну напали враги, я не мог остаться в стороне. Когда их богатырь Голиаф вызвал на бой богатыря с нашей стороны, вышел я. Мне запомнилось на всю жизнь, как смеялись надо мной филистимляне, но моя праща никогда меня не подводила, помогла мне уничтожить врага и в тот раз. После гибели моего царя, народ выбрал царём меня. (Давид)

5. Мы прекрасные мореходы, мы первые обогнули Африку, мы возим товары по всему миру, благодаря нашей наблюдательности, у вас теперь есть стекло, пурпурная краска, алфавит, но вместо того, чтобы нас боготворить, нас боятся. (финикийские пираты)

6. Я не могу понять, почему меня боятся, да, я ходил в походы, да, я приводил много пленных. Наша добыча была с каждым годом всё больше и больше. В моём прекрасном городе Ниневия, который почему-то враги называют «логово льва» и «город крови» я строил красивые дворцы. Около ворот стояли крылатые быки, они охраняли вход в мой дворец, где хранилась библиотека, которая не боялась даже огня. (Ашшурбанапал)

5 тур. 2 балла

Следующее задание связано с географическими названиями. Я буду их называть, а ваша задача, определить в какой стране они находятся.

1. Река Нил; 2. Гора Олимп; 3.Река Тигр 4.Река Ганг. 5. Река Иордан.6. Ливийские горы.

6 тур. “Размышлялки” (логические задачи). 5 баллов

1.Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.

(Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. )

2.На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.

(Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге).

3.В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов?

(Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. )

4.Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”

(Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море.)

5.Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

— Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

— Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы, – ответил второй.

— Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

— Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, — ответил второй.

О каких сражениях идет речь?

(Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии.)

6.Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?

(В Египте были иероглифы (около тысячи), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.)

7 тур. Тесты.

Тест

1. Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:

а) жрецы; б) вельможи;

в) писцы; г) воины.

2. В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли:

а) амулетом; б) мумией;

в) Саркофагом; г) Сфинксом.

3. Народ, почитавший одного бога Яхве:

а) египтяне; б) вавилоняне;

в) евреи ; г) филистимляне.

4. Первая часть Библии – Ветхий завет написана:

а) ассирийцами; б) евреями ;

в) египтянами; г) финикийцами.

5. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту?

1. Палестина

2. Египет

а) храм в Иерусалиме;

б) Пирамида фараона Хеопса;

в) Аллея сфинксов;

г) Царский дворец Соломона.

6. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Двуречью, а какие Ассирии?

1. Двуречье

2. Ассирия

а) Висячие сады Семирамиды;

б) Ворота богини Иштар;

в) Царский дворец Ашшурбанапал;

г) Вавилонская храмовая башня.

7. “Благородный человек винит себя, а ничтожный других”, — говорил:

а) Будда; б) Конфуций;

в) Соломон; г) Моисей.

8. “Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно”, — говорил:

а) Будда б) Конфуций в) Хаммурапи г) Моисей.

Ответы к тесту(14 баллов)

1.б

2.б

3.в

4.б

5. 1-а, 2- б,в,г.

6. 1- а, б, г; 2- в.

7.б

8.б

8 тур. «Истины»

Необходимо согласиться или опровергнуть утверждение и дать обоснование.

(для 1 команды)

1.ВЕгипте протекает река Тигр ( река Нил)

2.Выращивание растений называют ремеслом (Земледелием)

3.Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (Мумию хоронили в пирамиде)

(для 2 команды)

1.Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи)

2.Самый знаменитым философом и ученым Китая был Соломон (Конфуций)

3.Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).

(для 3 команды)

1.В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют ее кормилицей (в Индии)

2. Область Персидской державы называлась царством(сатрапией)

3.В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).

9 тур “Отгадываем загадки”

(для 1 команды)

1. Он был царем

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон,

Повиливать стал всеми… (фараон).

2. Это чудное создание

Сделано нам в назиданье

Славится века оно

Пирамиду охраняет,

Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)

(для 2 команды)

1. Царь Вавилонии когда-то был

Могущественным, знаменитым слыл.

От рабства подданных он защищал

Законы он учредил. (Хаммурапи)

2.На восточном побережье

Моря Средиземного

Государство моряков

Было очень древнее.

И чтоб им торговать,

Просто стали все писать.

Кто же знал – их алфавит

Все народы покорит. (Финикия)

(для 3 команды)

2.Македонский царь Филипп

Победил всех греков.

Потому что хитрым был

И воинственным прослыл

Армию свою большую

На отряды он разбил.

В них все строились рядами,

Защищались копьями.

Назови отряд быстрей

Иль угадывай скорей! (Фаланга)

3.Когда-то в Греции в отдельных областях

Они возникли типа мини-государства

И сочиняли песни там о богачах,

Что вкруг его селенья и поля располагали

На городок с предместьями они похожи были

И по своим законам там весь люд судили. (Полис)

infourok.ru

Занимательные факты по истории (5 класс) на тему: Исторические задачи к разделу «Древний мир»для учащихся 5 класса.

Задача №1.

Для письма египтяне использовали папирус, который они изготавливали из растений. Тонкие желтоватые листы папируса склеивали в длинные полосы-свитки. Почему египтяне не сшивали листы?

Ответ: папирус-очень тонкий материал, его нельзя складывать, как складывают листы в современных книгах. Поэтому листы папируса египтяне склеивали в длинные полосы и сворачивали в трубки(свитки).

Задача №2.

Все знают, что сутки принято делить на 24 часа. В какой стране Древнего мира это сделали впервые?

Ответ: впервые делить сутки на 24 часа стали древние египтяне.

Задача №3.

Жители этой страны Древнего мира  широко использовали глину: делали из неё кирпичи, посуду, осветительные лампы, игрушки, гробы и даже книги( точнее, таблички, на которых писали). Здесь даже возник миф о том, что Бог создал человека, вылепив его из глины. Что это за страна?

Ответ: Междуречье или Древнее Двуречье.

Задача №4.

В один из дней путешествия финикийский торговый корабль, который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу острова. Купцы, собираясь пообедать, развели костёр. Вместо камней, на которые можно было поставить котелки, они использовали куски каменной соды с корабля. Огонь был очень сильным, так что сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками, от костра начали течь прозрачные струйки жидкости. Что таким образом изобрели финикийцы?

Ответ: финикийцы таким образом изобрели стекло.

Задача №5.

Китайский врач, навещая больного, даёт ему выпить лекарство. Больной, морщась, капризничает: «Какая гадость! Лекарство горчит, вяжет, имеет странный запах!» На что врач ответил больному: «Лекарство очень редко бывает приятным на вкус! Но оно способно вернуть тебе силы, поможет встать на ноги! Целебные свойства этого настоя очень велики. Помни мои слова, за этим питьём большое будущее!» На самом деле этот настой, который в Китае был сначала лекарством, в настоящие дни любят пить миллионы здоровых людей во всём мире. И вы не раз его пробовали. О чём идёт речь?

Ответ: этот напиток- чай.

Задача №6.

Путешественник, вернувшийся на родину из Индии, рассказал своим товарищам, какая это удивительная страна. Он утверждал, что там на кустах растёт белая шерсть. К тому же индийцы добывают мёд без всяких пчёл, они выжимают сок из тростника, уваривают его, сок становится твёрдым, сладким, хрустит на зубах. Друзья не поверили путешественнику и назвали его вруном. Был ли путешественник на самом деле вруном? О чём он рассказывал?

Ответ: путешественник не лгал, он рассказывал о хлопке и сахаре, которые ещё не были известны в Европе.

Задача №7.

Почему древнегреческий крестьянин после войны больше горевал по нескольким загубленным масленичным деревьям, чем по целому полю ячменя, которое было вытоптано врагами?

Ответ: оливковое дерево живёт 250 лет, плоды же начинает давать только на 16-18 год, поэтому враги во время набега намеренно губили оливы, тем самым нанося большой ущерб грекам.

Задача №8.

На заседании сената в Древнем Риме присутствовал народный трибун. Обычно он не вмешивался в обсуждение, но внимательно слушал всех выступающих. Если сенат хотел принять постановление, которое было не выгодно плебеям, он тут же говорил: «Запрещаю!» Так возникло очень известное до нашего времени выражение, какое?

Ответ: на  латинском «запрещаю»- «вето». Так возникло выражение «право вето», т.е. право запретить какое-либо решение.

nsportal.ru

Знакомство с историей Древнего мира. Урок для 5-го класса

Тип урока: вводный урок.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
  • продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление темы.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

II. Актуализация знаний по теме.

Вопросы:

  1. Что такое история?
  2. Составьте словосочетания или предложения со словом «история».
  3. Почему это слово имеет много значений?
  4. В каком значении мы будем использовать слово «история»?
  5. Что значит «история Древнего мира»?
  6. Что она изучает?
  7. Как люди узнают о прошлом?
  8. Что такое «следы истории»?
  9. Что значит «исторический источник»?

III. Изучение нового материала.

  1. Вводное слово.
  2. Работа в группах.
  3. Проверка работы групп.
  4. Презентация «Исторические источники».
  5. Беседа по теме и записи в тетради.

1. Вводное слово.

Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.

2. Самостоятельная работа в группах.

Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.

Пакет состоит из заданий 2-х видов:

  • первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
  • второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.

Общие вопросы для всех групп:

  1. Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на уроках.
  2. Познакомьтесь с оглавлением учебника «История Древнего мира».
  3. Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?
  4. Как мы узнаем о прошлом?
  5. Что такое исторические источники? Их виды?

Индивидуальные задания для 1 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 2 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 3 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 4 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.

3. Проверка работы групп.

Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.

4. Беседа по теме и записи в тетради.

Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.

Записи в тетради:

  • история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
  • всемирная история – история народов всего мира.
  • история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

Учитель. Прежде чем проверить, как вы выполнили второе задание, мы посмотрим презентацию «Исторические источники». По ходу просмотра презентации, проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание №2, найдите свои ошибки, если они есть.

5. Просмотр презентации «Исторические источники» (см. приложение)

Показываются слайды с 1 по 10.

Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.

В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.

Записи в тетради (продолжение):

  • исторические источники – источники знаний по истории.

виды исторических источников:

  • вещественные,
  • письменные,
  • устные,
  • произведения искусства.

IV. Закрепление темы.

Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)

Показываются слайды с 11 по 14.

При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:  

Задание №1. Определи вид исторического источника (прием — непрозрачный экран).

Задание №2. Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).

Задание №3. Заполни таблицу «Исторические источники» (приемы – шторка, или маркер).

Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.

V. Итог урока.

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
  • Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).

Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Домашнее задание:

  1. Прочитать введение с. 3 (учебник «История Древнего мира», Е.В. Саплина, А.И. Саплин).
  2. Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.
  3. Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

Материал для подготовки к уроку:

  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2002.
  • Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
  • Интернет-ресурсы:

    www.google.ru

    www.yandex.ru

urok.1sept.ru

Турнир знатоков истории Древнего мира (внеклассное мероприятие в 5-м классе)



1-я команда2-я команда
ДемократияРеспублика

6. Конкурс для зрителей “Загадки
древних”.

Зажиточные греки не любили есть в одиночку.
На званых обедах главным считалась не еда, а
беседа. За столом разговаривали, рассказывали
занимательные истории, слушали музыку, пели,
устраивали игры в вопросы и ответы. Вот их
загадки:

  1. Я – чёрное дитя сверкающего отца; птица без
    крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись,
    я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)
  2. Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя,
    но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь,
    глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но
    молча, ибо у меня нет голоса. (Зеркало)
  3. Не говори ничего, и ты выразишь моё имя. Но, если
    ты назовёшь меня, говоря моё имя, о, чудо! Ты не
    выразишь меня. (Молчание)
  4. Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух,
    а вечером – на трёх. Никто из всех существ,
    живущих на земле не изменяется так, как он. Когда
    он ходит на четырёх ногах, тогда меньше у него
    сил, медленнее движется он, чем в другое время. (Человек)

7. Конкурс “Героический” – Кто?…

Участники должны назвать имя исторического
деятеля, связанного с названной датой.

  1. Вопросы 1-й команде:
  2. … в 490 г. до н.э. разгромил превосходившие силы
    противника на Марафонской равнине? (Мильтиад)
  3. … в 334 – 325 гг. до н.э. осуществил великий поход в
    Азию, Египет, Междуречье? (Ал. Македонский)
  4. … в 480 г. до н.э. выиграл Саламинское сражение? (Фемистокл)
  5. … в 202 г. до н.э. одержал победу близ города Зама?
    (Сципион)

Вопросы 2-й команде:

  1. …в 480 г. до н.э. погиб в Фермопильском проходе,
    защищая Среднюю Грецию? (Леонид)
  2. … в 216 г. до н.э. разгромил римское войско при
    Каннах? (Ганнибал)
  3. … в 31 г. до н.э. проиграл сражение у мыса Акций? (Марк
    Антоний)
  4. … в 49 г.до н.э. перейдя Рубикон, двинулся на Рим? (Гай
    Юлий Цезарь)

8. Конкурс “Крылатые выражения”.

Конкурс капитанов. Объяснить крылатые
выражения.


Вопросы 1-й команде:

  1. Слава Герострата (Позорная слава. Герострат в
    356 г. до н.э. сжёг храм Артемиды в Эфесе)
  2. Драконовские законы (Суровые законы, автором
    которых был архонт Драконт)
  3. Пиррова победа (Сомнительная победа, победа,
    равная поражению. В 280 г. до н.э. Пирр одержал
    победу, потеряв большую часть армии)

Вопросы 2-й команде:

  1. Нить Ариадны (Способ выйти из
    затруднительного положения. Миф о Тесее и
    Минотавре)
  2. Яблоко раздора (Предмет спора, причина вражды.
    Повод для Троянской войны)
  3. Разрубить гордиев узел (Решить сложное,
    запутанное дело. Ал. Македонский разрубил узел в
    городе Гордий)

9. Конкурс “Исторический портрет”.

Проецируются на экран портреты исторических
деятелей, а участники должны определить, кому
принадлежат следующие высказывания:

Вопросы 1-й команде:

  1. Я … царь справедливый, которому бог Солнца
    даровал законы, мои слова превосходны, мои дела
    бесподобны. (Хаммурапи)
  2. Какой великий артист погибает! (Нерон)

Вопросы 2-й команде:

  1. Я, точно волк, вертелся среди стаи псов. (Солон)
  2. Даже дикие звери имеют норы и логово, а у тех, кто
    сражался и умирал за Рим, нет ничего кроме
    воздуха и света. (Тиберий Грак)

10. Конкурс “Архитектурный”.

Играют обе команды одновременно. Каждая из
команд приводит свой вариант названий
памятников архитектуры и места их нахождения.
Учитывается, какая команда назовет их большее
количество.


11. Представление исторических журналов.

Каждая из команд представляют свой выпуск
исторического тематического журнала (пример
приведен в Приложении 1). Команды стараются
убедить зрителя, что их выпуск самый интересный и
объяснить, почему они выбрали именно эту тему.


12. Театральный конкурс (домашнее задание).

Команды показывают свою инсценировку
выбранного ими мифа. При оценке конкурса особо
учитываются выразительность представленных
образов и содержание исторического материала.


13. Подведение итогов. Награждение команд.

Председатель жюри подводит итоги игры. Член
жюри со стороны родителей вручает награды
командам. Затем даётся слово капитанам команд. С
заключительным словом выступает учитель,
который отмечает наиболее удачные моменты
выступлений, как команд, так и учащихся.


Список литературы для учителей.

  1. Анашина Н.Ю. День истории в школе.
    Интеллектуальные игры и развлечения. — Ярославль:
    Академия развития, 2008.
  2. Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых
    греков и римлян. – М. Просвещение, 1987.
  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего
    мира: Пособие для учителя. — М. Просвещение, 1996.
  4. Заморовский В. Путешествие к семи чудесам света.
    – М. Детская литература, 1980.
  5. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М.
    Просвещение, 1983.
  6. Макарова С.М. Организация и проведение
    исторических игр. – Саратов. Изд. Научная книга,
    2002.
  7. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5 – 9
    классы. – М. Айрис-Пресс, 2006.

urok.1sept.ru

Урок 1. Введение в историю Древнего мира (5 класс)

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

  1. Что изучает история Древнего мира?

  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

    1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

    1. Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

    2. Беседа по прочитанному.

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

  1. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов — разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф — это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне… Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология — наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник — это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История — наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    1. Закрепление изученного материала

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История — это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна­комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *