5 класс

Дух это история 5 класс – Пятый класс история Объясните значение слово духи

Основные термины и даты по истории Древнего мира (5 класс)

Основные термины и даты по курсу История Древнего мира.

5 класс.

Глава 1.

Термины.

1.Первобытные люди — люди, жившие до появление письма, первых государств.

2.Охота, рыболовство, собирательство — занятия первобытных людей.

3.Религия — вера в богов, сверхъестественные силы.

4.Родовая община- люди, связанные кровным родством.

5.Соседская община-коллектив людей, не связанных родственными узами.

Даты.

2 миллиона лет до н.э. — появление древнейших людей.

40 тысяч лет до н.э. — появление разумного (современного) человека.

Глава 2.

Термины

Племя — союз нескольких родовых общин. Племенем управлял совет старейшин.

Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и т.д.

Вождь -глава племени.

Знать — самые богатые люди племени.

Царь -правитель государства.

Даты

10 тысяч лет до н.э. — возникновение земледелия и скотоводства. Земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты.

9 тысяч лет до н.э. — появилась обработка металлов. Первый метал — медь.

Глава 4.Древний Египет.

Термины.

1.Государство – это организация власти одного класса над другим.

2.Египет — страна, которая располагается на берегу реки Нил от первого порога до Средиземного моря. Египет находится в северо-восточной Африке.

3.Фараон -царь Египта.

4.Вельможа — царский советник.

5.Налог — плата в казну государства, значительной частью урожая или приплода скота.

6.Бронза — сплав меди и олова. Оружие у египтян было бронзовым.

7.Раб — человек, потерявший свободу.

8.Жрецы -служители богов.

9.Ра, Осирис, Исида, Сет, Гор, Тот — боги Древнего Египта.

10.Пирамида -гробница фараона. Самая высокая пирамида Хеопса.

11.Иероглифы — письменность древних египтян.

12. Папирус — материал для письма в Древнем Египте.

Даты.

5 тысяч лет до н.э. — появление письменности и первых государств.

3 тысячи лет до н.э. — объединение Египта. Столица (главный город) Египта -Мемфис.

1500 лет до н.э. -завоевательные походы Тутмоса

Глава 5.Древнее Двуречье.

Термины.

1.Двуречье — территория между двумя реками Тигр и Евфрат.

2.Ур, Урук, Лагаш, Вавилон — города Древнего Двуречья.

3.Шамаш,Син, Иштар — боги Древнего Двуречья.

4.Клинопись — письменность Древнего Двуречья.

5.Законы — правила, установленные правителем.

6.Финикия — государство на восточном побережье Средиземного моря.

7.Библ, Тир, Сидон — города Финикии.

8.Колония — поселение за пределами родной страны.

9.Алфавит -письменность в Финикии. Был изобретен 3000 лет до нашей эры.

10.Кочевники — племена, не имеющие постоянных поселений.

11. Иосиф, Моисей, Давид, Самсон, Саул — герои, чьи деяния описаны в Библии (священная книга).

12.Ассирия — держава в верхнем течении Тигра.

13.Держава — большое и сильное государство.

14. Персия — государство в Западной Азии, около Персидского залива.

Даты.

1792-1750 годы до н.э. — правление Хаммурапи

10 век до н.э. — столицей Еврейского царства стал Иерусалим.

10 век до н.э. — ассирийцы научились обрабатывать железо.

8-7 века до н.э.- ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон и часть Палестины.

612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

538 год до н.э. — Вавилон завоеван персами

525 год до н.э. — персы завоевали Египет

Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.

Термины.

1.Индия — страна в Южной Азии.

2.Инд и Ганг — реки Индии.

3.Джунгли — труднопроходимые леса в Индии.

4.Каста -группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.

5.Брахман — жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии

6.Буддизм — мировая религия, которая возникла в 5 веке до нашей эры в Индии. Основатель Будда.

7.Китай — страна в Восточной Азии.

8.Конфуций — древнекитайский мудрец.

9.Поднебесная — так называют китайцы свою страну.

10.Бамбук — материал для письма в Древнем Китае.

11.Шелк, порох, компас, бумага — великие изобретения китайцев.

Даты.

3 век до нашей эры — Ашока объединил индийский царства.

221 год до нашей эры — Цинь Шихуан стал первым и единственным правителем Китая.

Глава 7.Древняя Греция.

Термины

1.Греция — страна на юге Балканского полуострова.

2.Микены, Тиринф, Пилос — древнегреческие города.

3.Крит — остров в Средиземном море.

4.Тесей — древнегреческий герой, который победил Минотавра (чудовище, жившее в Лабиринте на Крите).

5.Минос — царь Крита.

6.Кносс — столица Критской империи.

7.Троя — город в Малой Азии.

8.Гомер — древнегреческий поэт, автор «Иллиады» и «Одиссеи».

9.Ахиллес, Одиссей, Менелай — герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне греков.

10.Парис,Гектор,Приам — герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне троянцев.

11.Древнегреческие боги:

а)Зевс — бог-громовержец, царь богов и людей.

б)Посейдон — бог моря.

в)Аид-бог подземного мира

г)Афродита — богиня любви, красоты.

д)Артемида — богиня охоты.

е)Апполон — бог музыки и искусств.

ж)Афина-богиня мудрости, справедливой войны.

з)Арес — бог войны

и)Гефест — бог кузнец

к)Деметра — богиня земледелия

л)Дионис — бог виноделия

м)Гермес — бог торговли

12.Одиссей, Пенелопа, Телемак, Полифем — герои поэмы «Одиссея».

Даты.

1500 год до нашей эры— извержение вулкана, гибель Критской империи.

1200 — 1210 годы до нашей эры —Троянская война.

Глава 8. Полисы Древней Греции.

Термины.

1.Полис— независимый город-государство в Древней Греции.

2.Аттика — область в Средней Греции. Центр Аттики — Афины.

3.Ареопаг — совет знати в Древней Греции.

4.Архонт — правитель в Афинах.

5.Драконт — архонт, прославившийся жестокими «драконовскими» законами.

6. Солон — архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек.

7.Демос — простой народ в Древней Греции.

8.Демократия — власть простого народа.

9.Граждане — свободные афиняне.

10.Народное собрание — собрания граждан государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц.

11.Лакония — область в Южной Греции. Центр Лаконии — Спарта.

12.Илоты — рабы в Древней Спарта. Илоты жители области Мессения.

13.Пираты — морские разбойники.

14.Скифы — племена, обитавшие на побережье Черного моря.

14.Ольвия,Херсонес,Пантикопей — колонии греков на побережье Черного моря.

15.Эллада — так греки называли свою страну.

16.Атлет —участник Олимпийских игр

17.Ипподром — место для конных состязаний.

18.Фаланга — строй сомкнутыми рядами в Древней Греции.

19.Стратег — военачальник в Древней Греции.

20.Мильтиад, Фемистокл — стратеги в период греко-персидских войск.

21.Дарий, Ксеркс — персидские цари в период греко-персидских войск.

22.Триера -военный корабль древних греков.

22. Леонид — легендарный спартанский царь, участник боя в Фермопильском ущелье.

23.Эсхил — древнегреческий поэт, участник Саламинского сражения.

Даты.

8 век до нашей эры — изобретение греческого алфавита.

594 год до нашей эры — на должность архонта избран Солон.

776 год до нашей — первые Олимпийские игры.

490 год до нашей эры — Марафонская битва. Персидскими войсками командовал Дарий.

480 год до нашей эры — бой в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение. Персидскими войсками командовал Ксеркс.

Глава 9.

Термины.

1.Пирей-главный порт Афин.

2.Пошлина — плата, которую отдавали иноземные купцы, за право торговать в Афинах.

3.Вольноотпущенник — раб, который получил свободу.

4.Керамик — район гончарных мастерских в Афинах.

5.Агора — главная площадь Афин, где ежедневно собирался Совет пятисот.

Право иноземного

6.Акрополь— холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах. На Акрополе находился Парфенон (храм богини Афины).

7.Фидий,Милон, Поликлет — великие древнегреческие скульпторы.

8.Педагог — раб, который занимался воспитанием детей в Древней Греции.

9.Стиль -палочка для письма.

10.Палестра, гимнасий — виды школ в Древней Греции.

11. Театр — место для зрелищ.

12. Орхестра — круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

13. Скене — постройка, примыкавшая к орхестре.

14.Софокл, Аристофан — древнегреческие драматурги ( создатели сценариев для театральных представлений). Софокл придумал трагедию, а Аристофан — комедию.

15.Перикл — вождь афинского демоса, который несколько десятилетий занимал должность первого стратега. Первый стратег решал вопросы о войне и мире, руководил армией и флотом. Стратегов выбирали сроком на один год.

16. Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

17.Реформы Перикла: 1. введение оплаты должностным лицам;

2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

Даты:

443-428-первым стратегом в Афинах избирался Перикл.

Глава 10.

Термины:

1.Македония — маленькая горная страна в Северной Греции.

2.Филипп, Александр — цари Македонии.

3.Аристотель — древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского.

4.Демосфен — древнегреческий оратор, который смог убедить часть полисов объединиться против Македонии.

5.Парменион — македонский военачальник, друг Александра.

6.Дарий Третий — персидский царь, противник Александра.

7. Средиземноморье — общее название для стран, расположенных по берегам Средиземного моря.

8.Александрия — город на острове Фарос, основанный Александром. В городе были построено одно из Чудес света — Фаросский маяк

Даты:

338 год до нашей эры— битва при Херонее. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов.

Поход Александра Македонского на Восток.

Дата

(до н. э.)

События

Результат

334

Битва при Гранике

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333

Битва при г. Иссе

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331

Подчинение Египта

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331

Битва при Гавгамелах

Полностью сломлены военные силы Дария III.

329

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

327

Война в Индии. Битва

с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска

323

Смерть Александра Македонского

Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.

Глава 11.Древнейший Рим.

Термины.

1.Рим — город на берегу реки Тибр, в Италии. Построен на семи холмах. Самые известные Палатин и Капитолий.

2.Италия — страна на Аппенинском полуострове.

3.Латины — племя, жившее по берегу Тибра.

4.Нумитор,Амулий, Рея Сильвия — легендарные герои племени латин.

5.Ромул и Рем — основатели Рима.

6.Весталка — жрица богини домашнего очага (Весты).

7.Ликторы — охрана древнеримского царя.

8.Патриции — жители Рима, потомки его древнейших жителей.

9.Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.

10.Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.

11.Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.

12.Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (из было 300) становились консулы, после годичной службы.

13.Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.

14.Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме.

Даты.

753 год до нашей эры — основание Рима.

509 год до нашей эры — Рим стал республикой.

390 год до нашей эры — нашествие галлов на Рим.

326 год до нашей эры — отмена долгового рабства в Древнем Риме.

280 год до нашей эры — царь Пирр с войсками высадился в Италии.

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.

Термины:

1.Карфаге́н — богатейший город-государство в Северной Африке, соперник Древнего Рима.

2.Пуны — название жителей Карфаге́на.

3.Пунические войны — войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.

4.Ганнибал — командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.

5.Сципион — римский полководец во время второй (Пунической) войны.

6. Диадема — головной убор, знак царской власти.

7. Император — повелитель, главнокомандующий.

8. Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя

9.Катон — сенатор в Древнем Риме, знаменит фразой «Карфгаге́н должен быть разрушен».

10.Провинция — область, завоеванная Древнем Римом.

11. Имение — земельное владение богатого человека.

12.Гладиатор — сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике. Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян.

13.Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.

Даты:

218—201 до нашей эры — вторая Пуническая война Рима и Карфаге́на.

216 год до нашей эры — битва при Каннах.

202 год до нашей эры — битва при Заме.

146 год до нашей эры — разрушены и уничтожены Карфаге́н и Коринф.

Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.

1. Гражданская война — война между гражданами одного государства.

2.Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.

3.Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.

4.Капуя — область в Италии, где началось восстание Спартака.

5.Красс,Помпей,Лукулл — полководцы Древнего Рима, которые сражались с армией Спартака.

6. Гай Юлий Цезарь — диктатор, великий полководец Древнего Рима.

7.Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.

8.Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.

9. Марк Антоний, Октавиан Август — римские полководцы, участвовавшие в борьбе за власть после смерти Гая Юлия Цезаря.

10.Клеопатра — правительница Египта.

11.Преторианцы — личная стража императора в Римской империи.

12.Империя — большое и сильное государство.

Даты:

133 год до нашей эры — земельный закон Тиберия Гракха. По закону ни одна семья в Риме не должна пользоваться более чем тысячью югеров земли.

74-71 года до нашей эры — восстание Спартака.

49 год до нашей эры — Цезарь завоевывает Рим.

15 марта 44 года до нашей эры — Гай Юлий Цезарь был убит.

31 год до нашей эры — морское сражение у мыса Акций.

30 год до нашей эры — завершение гражданских войн в Риме. Рим стал империей.

30 — 14 года до нашей эры — правление Октавиана Августа.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

1.Германцы — племена, жившие по берегам реки Рейн. Германцы были врагами Римской империи.

2.Донар (Один) — главный бог германских племен.

3.Славяне — племена, населявшие большое пространство Европы. Славяне -предки русского ,украинского и некоторых других народов.

4.Венеды — этим именем римляне называли славян.

5.Тацит — древнеримский историк.

6.Нерон — древнеримский император, правил в 1ом веке нашей эры. Известен тем, что сжег Рим.

7.Иисус Христос — основатель христианства, одной из мировых религий.

8.Евангелие ( с греческого благая весть) — описание жизни Иисуса Христа.

9.Павел,Петр, Иуда — апостолы (ученики) Иисуса Христа.

10.Колоны — земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.

11.Париж, Вена,Лондон,Кельн — города, основанные римлянами.

12. Форум — площадь в Риме.

13. Колизей — знаменитый амфитеатр в Древнем Риме.

14.Пантеон — храм всех богов в Древнем Риме.

15.Термы — бани в Древнем Риме.

Даты:

98 -117 годы нашей эры -правление императора Траяна в Риме.

70 год н. э. — разрушение Иерусалима.

79 года н. э — гибель города Помпеи из-за извержения вулкана Везувий.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

1.Варвары — этим именем римляне называли все племена, жившие за пределами Римской Империи.

2.Константин -древнеримский император, правивший в 4 веке нашей эры.

3.Епископ — главный священник в городе.

4.Константинополь — город, основанный императором Константином на берегу Босфорского пролива.

5.Готы,вандалы — германские племена.

6.Аларих -вождь племени готов.

7.Стилихон— римский военачальник, вандал по происхождению.

Даты:

313 год нашей эры— Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

330 год нашей эры — Константинополь, вместо Рима, стал столицей Римской империи.

395 год нашей эры — империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

410 год нашей эры — Рим захвачен готами.

455 год нашей эры — Рим захвачен вандалами.

476 год нашей эры — Западная Римская империя перестала существовать.

infourok.ru

§ 3. Верования и искусство первобытного человека

§ 3. Верования и искусство первобытного человека

Зарождение искусства

С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зародилось искусство.

Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, ученые обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далекие времена. Природными красками – красной, черной и коричневой – древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений ученые находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Наскальное изображение бизона

Зарождение у людей веры в духов и богов

У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он верил, что окружающий мир населен невидимыми, могущественными существами. Они могут быть злыми или добрыми. Люди полагали, что в лесу, в горах, в степи обитают духи. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы – часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Глиняная фигурка богини

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим древним скульптурам они приносили свои жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в свое изображение и воспользуется принесенными дарами.

Наши древние предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа – боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу, дождь, ветер и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, бурю, засуху или лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать жертвами.

Магический танец. Древний рисунок в пещере

Появление веры в загробную жизнь

Люди верили, что душа есть и у человека. Когда он умирает, душа покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших людей.

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают, что такое голод. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней и страданий. В этой далекой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся еще и вещи, которыми он пользовался при жизни. Ведь мужчина получит там возможность охотиться, а женщина – шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли ученым узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведем итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и появилась религия.

Религия – вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы и задания

1. Когда и почему у человека зародилось искусство? Назовите древнейшие его формы.

2. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?

3. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. — Возникновение искусства и религиозных верований.

Комментарии преподавателя

Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Рис. Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Рис. Бизон. Наскальное изображение

Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.

Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.

Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

Рис. Глиняная фигурка богини

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведём итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.

Религия

www.kursoteka.ru

Всемирная История 5 класс 6 параграф

2.

На
прошлом уроке вы изучали тему «Первые
шаги человека современного вида».
Несколько учеников получат задания
по прошлой теме на карточках – на
работу дается 7 минут. Итак, давайте
с вами вспомним:

  1. Когда
    появился «человек разумный»? (более
    40 тысяч лет назад)

  2. Что
    такое родовая община? Чем она отличалась
    от первобытного стада?

  3. На
    чем в общине была основана власть
    старейшины?

Таким
образом, род, или родовая община –
это группа родственников, ведущих
происхождение от общего предка,
носящих общее родовое имя и сообща
пользующихся результатами своего
труда. Только сообща и благодаря
совместному труду люди могли выжить
в условиях холодного и сурового
климата.

Учащиеся
отвечают на вопросы. Отдельные ученики
получают задания по карточкам.

Собираются
ответы по карточкам.

(Учитель
рассказывает)

Самые древние творения изобразительного
искусства датируются сороковым
тысячелетием до нашей эры. Первобытные
художники изображали прежде всего
животных, на которых охотились. На
скалах и стенах пещер сохранились их
рисунки, которые выполнялись древесным
углем или красками, сделанными из
природных веществ. В одной из пещер
на территории современной Франции
(вспомним,
где были найдены остатки «человека
разумного»?)

была найдена целая «картинная галерея»
— 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.
Рисунки сделаны охрой (краска желтого
или красного цвета – отсюда и
современный цвет – охристый) и иными
красками, секрет которых не раскрыт
и до наших дней.

Люди
каменного века использовали три
основных цвета краски: белый, черный
и красный. (Почему
и какие были источники этих красок?)
Так
возникла живопись
– создание художественных образов
красками. Запишите это определение
в тетради.

В
это же время зарождалась и скульптура.
Древние мастера вырезали фигуры людей
и животных. (Как
вы думаете, какие материалы был для
этого наиболее подходящими?)

Широкое распространение получили
маленькие скульптурные фигурки, или
статуэтки, женщины. Это связано с
поклонением – культом богини-матери.
Подобные статуэтки найдены археологами
во многих странах мира.

Особым
видом первобытного искусства являлся
орнамент, которым покрывались изделия
из кости, а так же каменная и глиняная
посуда.

Таким
образом, первобытные художники были
основателями почти всех видов
изобразительного искусства: графики
(искусство изображения линиями и
штрихами), живописи, скульптуры,
декоративного искусства.

Изучим
наш следующий вопрос — появление
религии.
Человек
разумный был бессилен перед грозными
явлениями природы. Люди считали, что
какие-то сверхъестественные существа
приводят в движение окружающий мир.
Эти существа были названы духами,
а самые могущественные из них –
богами.
Их представляли в виде животных или
людей. Фигурки богов вырезались из
кости, дерева или камня. Люди поклонялись
этим фигуркам – идолам,
обращались к ним с просьбой – молитвой
о здоровье, удачной охоте или хорошем
урожае.

(продолжает
другой ученик)
Такие
явления как сон или смерть, так же
объяснялись движением души,
которая
во время сна или смерти покидает
человека. Люди считали, что души
умерших продолжают заботиться о них,
или, наоборот, гневаться на них. Поэтому
душе человека поклонялись, просили
милости и защиты.

Таким
образом, первобытные люди внимательно
изучали природу и накапливали знания.
Постепенно зарождались искусства –
творческое отражение окружающего
мира в художественных образах.
Возникали религиозные представления
– вера в сверхъестественные силы и
в жизнь после смерти. Религию, основанную
на поклонении многим богам и идолам,
ученые назвали многобожием или
язычеством.

Слушают
объяснение учителя

Работа
с учебником. Комментированное чтение
первого пункта.

Записывают
определение в тетради

Учащиеся
записывают в тетради

Комментированное
чтение

Объяснение
учителя

4.

Изучив
новый материал, ответим на несколько
вопросов:

1)Сколько
лет самым древним творениям
изобразительного искусства?

2)Перечислите
виды изобразительного искусства,
основателями которых были первобытные
художники.

3)Как
вы думаете, почему ученые долгое время
не верили, что рисунки на скалах и
стенах пещер принадлежат первобытным
художникам?

4)С
чем связано зарождение религиозных
верований? 5)Что такое язычество?

6)Мог
ли быть у членов родовой общины быть
особый культ? Если да – с чем это
связано?

Учащиеся
отвечают на вопросы

studfiles.net

Словарь по истории Древнего мира

Словарь

терминов, понятий и дат по истории Древнего мира

 

1. История — наука, изучающая прошлое
человеческого общества.

2. Археология — наука, изучающая
вещественные исторические источники и по ним восстанавливающая прошлое человеческого общества.

3. Аргумент — суждение для доказательства
истины.

4. Факт — доказанное
знание.

5. Эра — начальный момент счёта лет в
истории; отдельный большой период времени.

6. Человеческое стадо — коллектив
первобытных людей.

7. Каменный век — всё то время, когда
главные орудия труда делали из камня.

8. Человек разумный — человек современного
физического типа, появившийся 40000 лет назад.

9. Родовая община — коллектив сородичей,
которые вместе трудились и вместе пользовались результатами труда.

10. Племя — несколько родов, живших в одной
местности.

11. Религия — вера людей в богов и духов,
поклонение силам природы.

12. Около 10 тысяч лет назад — первые
поселения земледельцев в Передней Азии.

13. Соседская община — союз не родственных
семей, живших в одном поселении, которые вместе владели землей, но каждая семья пользовалась предоставленным ей наделом и результатами своего труда.

14. Неравенство — разница в материальном и
общественном положении людей.

15. Оазис — орошаемый родниковой водой
островок зелени в пустыне.

16. Дамба — земляная насыпь, защищавшая поля
и постройки от разливов реки.

17. Ирригация — работы для полива
полей.

18. Ном — маленькое государство в Древнем
Египте.

19. Около 3100 г. до н.э. — образование
единого государства в Древнем Египте.

20. Храм — здание для
молитв.

21. Жрец — служитель бога, общающийся с ним
с помощью священных фраз — молитв.

22. Богослужение — священный обряд.
совершаемый жрецами.

23. Рельеф — выпуклое изображение,
высеченное в камне.

24. Миф — повествование о мире, людях, богах
и героях.

25. Царь — единоличный правитель
государства, передававший свою власть по наследству.

26. Фараон — царь в древнем
Египте.

27. Деспот — жестокий
правитель.

28. Колесница — легкая двухколесная повозка,
запряженная лошадьми.

29. Около 1500 г. до н.э. — завоевания
фараона Тутмоса III, расцвет Египта.

30. Чиновник — человек, помогавший царю
управлять государством.

31. Вельможа — знатный и богатый
человек.

32. Раб — человек, находившийся в полной
собственности своего господина.

33. Налог — плата деньгами, продуктами и
ремесленными изделиями в пользу государства.

34. Повинность — работа, выполняемая
крестьянами в пользу государства или собственника земли.

35. Производительность труда — количество
предметов или продуктов, которые можно произвести за определенную единицу времени.

36. Иероглифы — знаки египетской и китайской
письменности.

37. Конец IV тысячелетия до н.э. —
образование государств в Междуречье.

38. Клинопись — знаки письма в древнем
Междуречье.

39. Зиккурат — храм в Междуречье в виде
ступенчатой башни.

40. VIII-VII вв. до н.э. — расцвет и
могущество Ассирии.

41. Колония — поселение, основанное
мореплавателями на берегу моря.

42. Скрижали — каменные плиты, на которых
были записаны 10 библейских заповедей.

43. Конец VI в. до н.э. — расцвет и
могущество Персидской державы (при Дарии I).

44. Сатрапия — провинция в Персидском
государстве.

45. Сатрап — наместник провинции в
Персидском государстве.

46. Середина III тыс. до н.э. —
возникновение цивилизации в Индии.

47. Около 1500 г. до н.э. — вторжение в Индию ариев.

48. Веды — священные знания
ариев.

49. Раджа — князь, царь в
Индии.

50. III в. до н.э. — объединение Индии под
властью царя Ашоки.

51. Варна — в Древней Индии группа людей со
строго определенными занятиями, правами и обязанностями.

52. Буддизм — мировая религия, основанная
Буддой  и его учениками в VI в. до н.э.

53. 221 г. до н.э. — образование единого
государства в Китае (первый император Цинь Шихуанди).

54. 1200 г. до н.э. — Троянская война (шла
10 лет).

55. VIII-VI вв. до н.э. — возникновение
греческих полисов и колоний.

56. Полис — город-государство в Древней
Греции.

57. Аристократы — знатные и богатые
греки.

58. Аристократия — власть знатных и
богатых.

59. Демос — незнатные и бедные
греки.

60. Метрополия — прародина
колонистов.

61. Фаланга — греческий строй, в котором
воины, выставив вперед копья, шли на врага тесно сомкнутыми, ровными рядами.

62. Демократия — власть
народа.

63. Архонт — правитель в
Афинах.

64. Тиран — человек, захвативший власть
силой, деспот.

65. Акрополь — кремль в
полисе.

66. Гражданин — полноправный житель
полиса.

67. Илоты — рабы в
Спарте.

68. Стратег — военачальник у
греков.

69. Фланг — правая и левая стороны боевого
строя.

70. 490 г. до н.э. — Марафонская
битва.

71. 480 г. до н.э. — поход Ксеркса в Грецию,
битва у Фермопил, Саламинское морское сражение.

72. 479 г. до н.э. — битва при
Платеях.

73. 776 г. до н.э. — первые олимпийские
игры.

74. 431-404 гг. до н.э. — Пелопоннесская война между
Афинами и Спартой.

75. 338 г. до н.э. — битва греков с македонянами при
г. Херонея.

76. 334-325 гг. до н.э. — образование державы
Александра Македонского.

77. 753 г. до н.э. — легендарная дата основания
Рима.

78. 509 г. до н.э. — возникновение республики в
Риме.

79. Республика — правление, при котором должности
являются выборными.

80. Консул — высшая должность в Римской
республике.

81. Плебеи — бедные римляне.

82. Патриции — богатые и знатные
римляне.

83. Манипул — римский отряд в 120
воинов.

84. Легион — крупное соединение римской армии — 4500
человек.

85. Легионер — римский воин.

86. Трибун — командир легиона в период Римской
республики.

87. Провинция — владение Рима вне
Италии.

88. Форум — рыночная площадь в городах
Италии.

89. III-II вв. до н.э. — завоевание Римом
Средиземноморья.

90. Ипподром — стадион для состязаний
колесниц.

91. Амфитеатр — стадион для гладиаторских
боев.

92. Гладиаторы — воины-рабы, сражавшиеся друг с другом
на потеху зрителям.

93. 74-71 гг. до н.э. — восстание
Спартака.

94. I в. до н.э. — гражданские войны в Римской
республике.

95. Гражданская война — война между гражданами одного
государства.

96. Диктатор — 1) человек, имевший особые военные
полномочия; 2) человек, захвативший власть благодаря армии.

97. Император — правитель —
империи.

98. Империя — большое и сильное государство, созданное
в результате завоеваний.

99. Христианство — мировая религия, основанная
учениками Иисуса Христа в I веке.

100. II в. — расцвет и могущество Римской
империи.

101. 395 г. — раздел Римской империи на Западную и
Восточную.

102. 410 г. — взятие Рима готами.

103. 476 г. — падение Западной Римской
империи.

martynenko1976.jimdo.com

Методическая разработка по истории (5 класс) по теме: История. 5 класс

Обобщение по теме Древний Восток Вариант 1

Задание 1:

В какой стране протекает река:

Тигр_______________________________________________________________

Иордан____________________________________________________________

Евфрат_____________________________________________________________

Задание 2

В каких древних странах существовали города

Мемфис____________________________________________________________

Библ_______________________________________________________________

Иерихон___________________________________________________________

Задание 3

В каких древних странах правили эти цари?

Кир_______________________________________________________________

Цинь Шихуан______________________________________________________

Соломон___________________________________________________________

Задание 4 В какой стране было сделано изобретение?

Клинопись_________________________________________________________

        

Бумага_____________________________________________________________

Сахар______________________________________________________________

Задание 5. Чем прославился

1)Цинь Шихуан, китайский император

2)Фараон Хеопс

3)Царь Ассирии Ашшурбанапал

Задание 6: объясните слова: фараон, ростовщик, мумия, папирус, каста

Обобщение по теме Древний Восток Вариант 2

Задание 1:

В какой стране протекает река:

Ганг_______________________________________________________________

Хуанхэ_____________________________________________________________

Нил_______________________________________________________________

Задание 2

В каких древних странах существовали города

Фивы______________________________________________________________

Ниневия___________________________________________________________

Персиполь__________________________________________________________

Задание 3

В каких древних странах правили эти цари?

Хеопс______________________________________________________________

Хаммурапи_________________________________________________________

Ашшурбанипал_____________________________________________________

Задание 4 В какой стране было сделано изобретение?

Алфавит___________________________________________________________

Шахматы___________________________________________________________

Шелк_______________________________________________________________________

Задание 5. Чем прославился:

1) Китайский мудрец Конфуций

2)Древнееврейский царь Соломон

3)Вавилонский царь Хаммурапи

Задание 6: объясните слова: вельможа,  жрец, саркофаг,  иероглиф, Будда.

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках, выделенных рамкой, прочтете, как называли мальчиков, готовившихся в городах Древнего Двуречья стать писцами.

По вертикали: 1. Число чудес света (так греки и римляне называли самые замечательные творения человека). 2. Древний город в Малой Азии, где начиналась «царская дорога». 3. Китайский мудрец, утверждавший, что благородный человек винит себя, а ничтожный — других. 4. Древнегреческий историк, описавший строительство египетских пирамид. 5. Богач, который наживался на том, что давал серебро или другое имущество в долг. 6. Приближенный царя, обычно знатный и богатый человек. 7. Сохраненное для вечности, высушенное тело умершего. 8. Отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно человек. 9. Наименование четырех групп людей, к одной из которых с самого рождения принадлежал каждый индиец. 10. Человек, занимающийся в научных целях раскопками. 11. Перевод на русский язык слова, которым называли знаменитого индийского мудреца. 12. Один из главных городов Персидского царства, в котором заканчивалась «царская дорога».

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках, выделенных рамкой, прочтете, как называли мальчиков, готовившихся в городах Древнего Двуречья стать писцами.

По вертикали: 1. Число чудес света (так греки и римляне называли самые замечательные творения человека). 2. Древний город в Малой Азии, где начиналась «царская дорога». 3. Китайский мудрец, утверждавший, что благородный человек винит себя, а ничтожный — других. 4. Древнегреческий историк, описавший строительство египетских пирамид. 5. Богач, который наживался на том, что давал серебро или другое имущество в долг. 6. Приближенный царя, обычно знатный и богатый человек. 7. Сохраненное для вечности, высушенное тело умершего. 8. Отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно человек. 9. Наименование четырех групп людей, к одной из которых с самого рождения принадлежал каждый индиец. 10. Человек, занимающийся в научных целях раскопками. 11. Перевод на русский язык слова, которым называли знаменитого индийского мудреца. 12. Один из главных городов Персидского царства, в котором заканчивалась «царская дорога».

Вариант 1

  1. В какой стране протекает река. Найдите соответствия:

1)Китай                                а)Иордан                

2)Индия        б)Нил

3)Палестина        в)Тигр и Евфрат

4)Египет        г)Янцзы

5)Вавилония        д)Ганг

  1. В какой стране правил

1)Хаммурапи        2)Тутмос III                 3)Дарий I

3. В какой стране было сделано изобретение?

1)Алфавит                        2)Шахматы                        3)Шелк

4.Чем прославился

1)Цинь Шихуан, китайский император

2)Фараон Хеопс

3)Царь Ассирии Ашшурбанапал

Вариант 2

1.В Каком государстве находится город

1.Ниневия                        а)Древнееврейское государство

2.Мемфис        б)Персия

3.Вавилон        в)Ассирия

4.Иерусалим        г)Египет

5.Персиполь        д)Двуречье

2. В Какой стране правил

1) Хеопс                2)Соломон        3) Цинь Шихуан        

3. В какой стране было сделано изобретение?

1)Компас                2)Клинопись                        3)Стекло

4.Чем прославился:

  1.  Китайский мудрец Конфуций
  2. Древнееврейский царь Соломон
  3. Вавилонский царь Хаммурапи

nsportal.ru

Мастер-класс. Урок в 5 классе «Возникновение искусства и религии».

Урок 14. Возникновение искусства и религии.

Цели урока

1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

3.воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока:урок изучения нового материала

Оборудование: учебник,  презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.

Ход урока

I. Организационный момент

2.Повторение пройденного материала.

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте

вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы

немного поиграем.

1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно

будет давать ответы.

Слайд 2

1.Тестирование

2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

  • Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

  • Как изменился животный мир?

  • Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  • Что называется родовой общиной?

Сделайте вывод.

Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное

похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых

природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть

землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились

более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал

лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,

имеющих все общее.

3. Решение творческих задач с классом

Слайд 3 Алгоритм решения творческих задач.

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий

и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось

установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767,

леопарда — 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Ответ: Охота.

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих

археологических данных?»

Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей,

медведей и леопардов.

Задача №

А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.

Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на

стоянки людей каменного века?

Ответ: Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо

обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).

III. Переход к изучению новой темы

Слайд6

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом ,сегодня на уроке мы попадём в

интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

Слайд 7

Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?

Слайд 8

План урока:

1.Причины появления религии

2.Появление искусства

Слайд 9

Древние люди многое умели , но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа — это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя :душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Слайд 10

В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.

2.Работа с дополнительной литературой.

Цитируется небольшой текст.

«…Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось

женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — височными

подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными

комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.

Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей

превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них

найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части

конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…»

Голдина Р. Д. «Силуэты растаявших времен.» — Ижевск, 1996. С. 131,134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные

памятники, а значит информаиию.)

— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в

стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им

или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о

появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей

усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью

управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их

представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных

людей зародилась вера в богов, религия

Слайд 11

Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных

зверей. Как вы думаете, почему?

Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.

Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не

уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.

Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное

на песке животное.Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,

сделанные в наши дни

Слайд12

Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником

стр.15 &3 п. 3

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или

колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим

уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка

волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает

совершать чудеса — так считали древние люди.

Это были первые религиозные верования

Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные

ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования

в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

4. Работа над новым понятием.

Слайд13.

Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради

Какой мы сделаем вывод ,почему возникли религиозные верования ?

1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.

2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.

3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

2.Появление искусства

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны

и похожи на детей.

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек

приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и

не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук

на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего

человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.

Слайд14

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось

искусство.

Слайд 15

Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.

Слайд 16
Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображение ,Нравится ли вам оно и, если да, то чем? Обобщаются ответы («олень ест или пьет, у него красивая голова и рога»)

Слайд17

В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего

искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Слайд18

Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о

древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку

информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях

обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.

5. Работа над новым понятием.

Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.

Наскальная символика.

Первыми рисунками стали пиктограммы символические знаки. Самым первым символом и рисунком человека был отпечаток руки или ноги человека – что, наверное, можно сравнить с современной надписью «Здесь был Я!». Особой популярностью пользовались знаки с изображением солнца и луны, так называемые солярные знаки, которые рисовались в форме кругов с расходящимися лучами. Ведь уже в древности человек задавался вопросом, что даёт тепло, почему день сменяет ночь. Почему на смену одного светила- солнца приходит другое- луна. Особенно много таких знаков было обнаружено в странах Западной Европы.

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба

Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.

Слайд 22

Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне

и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.

Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.
Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды.
)

Слайд 23

Заключение

Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелия
и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве

А теперь мы проведём физкультминутку.

Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради

Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради ( выпуск 1) Задание 9, с. 11.

Подведём итог урока.

Ответьте на вопросы:

Каким словом можно заменить следующие выражения;

Вера в богов и духов —_______________(религия).

Изображения почитаемых богов и духов —_____________(живопись).

Подарки богам и духам —____________________(жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованное животное — ________________ (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).

1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?

2.Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы? Какие сведения

о жизни первобытного человека они могли там получить?

3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?

5.Какие краски использовали первобытные художники?

6.Что чаще всего изображали первобытные художники?

Задание на самоподготовку

1 Читать §3

2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.

3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.

Использованная литература:

1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007

2.Всемирная история :в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998

3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007

4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс»Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год

5.Электронная библиотека «Просвещение». ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА . 5 класс Формат: PC CD_ROM 6.www.cordis.ru учебное электронное издание «Всеобщая история» – история Древнего мира PC CD_ROM

7.www.KM.ru Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ«Кирилл и Мефодий», 2002

8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе

9.www.nd.ruЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТАДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

10www.nd.ruЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОРНАМЕНТДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *