4 класс

Задание по русскому языку 4 класса – Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Олимпиады по русскому языку и чтению 1-4 классы

3 класс

Диктант

 

Весенний звон

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

2 класс

Диктант.

У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.

Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.

Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело играет у старой сосны стайка белок.

1 класс

Диктант

Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы.

Мальчик Витя несёт букет ромашек для мамы.

Олимпиада по русскому языку

1 класс

Ф.И____________________________класс_________

  1. . Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке:

л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните только существительные:

бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.

  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.

ПАШАК — _______________

ОЖИВТ — ________________

ААЗЛГ — _________________

КАМАЙ — ________________

КЮАБ — _________________

  1. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.

Близко — __________________

Высоко — _________________

Легко — ___________________

Трудно — _________________

5. Подчеркни слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

КЛЮЧИ

Олимпиада по русскому языку

1 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном порядке:

л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.

Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги. 1б за слово

  1. Подчеркните только существительные:

Ответ: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги 1б за слово

Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его. 1б за слово

ПАШАК — ШАПКА

ОЖИВТ — ЖИВОТ

ААЗЛГ — ГЛАЗА

КАМАЙ — МАЙКА

КЮАБ — ЮБКА

  1. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением. 1б за слово

Близко — ДАЛЕКО

Высоко — НИЗКО

Легко — ТРУДНО

Трудно — ЛЕГКО

5. Подчеркни слова, в которых рядом находятся два гласных звука. 1б за слово

Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

Олимпиада по русскому языку

2 класс

Ф.И____________________________класс_________

  1. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Распределите слова на две группы:

добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

4.Выдели слова, написание которых не соответствуют их произношению

Устный, мудрый, сжать, кукла, сказка

  1. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

Сено марка

Банк ежи

Стол рот

Зал бики

Свет ёлка

Яр вал

КЛЮЧИ Олимпиада по русскому языку

  1. класс

  1. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

  1. слов — 5баллов

  1. Распределите слова на две группы:

Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

  1. .Подберите и запишите слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл

  1. Выдели слова, написание которых не соответствуют их произношению

Устный, мудрый, сжать, кукла, сказка 1 балл

5.Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

Сено марка

Банк ежи

Стол рот

Зал бики

Свет ёлка

Яр вал

Олимпиада по русскому языку

3 класс

Ф.И____________________________класс_________

1.К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение:

по шоссе — _____________________ об Отчизне -____________________________

2. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

__________________________________________________________________________

3. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш… Дормый делаж…

Бурявый папалош… Вылюный вагач…

Мяувыая дуч… Желомная беч…

4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове?____________________

Какое прямое, какое переносное?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло…

И спешат несчастные, Кислые прохожие,

И едят ужасное кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое было настроение.

5. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧИ Олимпиада по русскому языку

3 класс

1.К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение:

Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

2. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балла

3. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая кушЬ Дормый делаж…

Бурявый папалош… Вылюный вагач…

Мяувыая дучЬ Желомная бечЬ 3 балла

4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? 2 значения — 1 б

Какое прямое, какое переносное? Прямое- кислое мороженое

Переносное- кислое солнце и т.п. 2 б

5. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

Много сладкого вредно. 1 б

Олимпиада по литературному чтению 1 класс.

Ф.И.___________________________класс__________

  1. Напиши имя героя, о котором идёт речь:

Фруктово-огородная страна,

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной.

__________________________________

  1. Напиши, из какого произведения К.И.Чуковского эти строки.

А теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться…

_______________________________________

  1. Из данных слов составь пословицу и запиши её.

Труд, портит, человек, кормит, лень, а.

__________________________________________________________________________

  1. Отгадай загадку, напиши отгадку.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

_____________________________________

5. Кто это? Вспомни и запиши.

1. Хозяйственный кот из Простоквашино______________________

2. Бесстрашный пудель, защищавший Мальвину________________

3. Курочка, несущая самые дорогие яйца_______________________

4. Самый лучший друг Винни-Пуха__________________________

5. Самый добрый крокодил_________________________________

6. Муха – любительница чаепитий___________________________

  1. Приключения трёх поросят (по сказке С.Михалкова «Три поросёнка»).

Выбери правильный ответ и отметь его +.

1. В домике самого умного поросёнка волк свалился в: — ведро □

— котёл □ — огонь □

2. Домик Ниф-Нифа: — дворец □ — фургон □

— хижина □

3. Что ударило волка между глаз, когда он бежал за поросятами:

— камень □ — огурец □

— яблоко □

7. Прочитай текст.

У нас под крыльцом живут ежи.

По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, резвятся. Однажды к старому ежу подбежала собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку. На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом. 

Прочитай вопросы. Выбери правильный ответ и подчеркни его

         1.  Где живут ежи?

          А) в комнате;

          Б) под крыльцом;

          В) в саду.

2. Что достают взрослые ежи из – под земли?

А) листья;

Б) жучков;

В) корешки.

Ответь на вопросы письменно

  1. Кто покатил ежа к пруду? ____________________________

  2. Сколько ежей осталось под крыльцом следующей весной?

______________________________________

КЛЮЧИ Олимпиада по литературному чтению 1 класс.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

  1. Чиполлино

  2. Муха-Цокотуха

  3. Труд человека кормит, а лень портит.

  4. язык

5. Кто это? Вспомни и запиши.

1. Хозяйственный кот из Простоквашино МАТРОСКИН

2. Бесстрашный пудель, защищавший Мальвину АРТЕМОН

3. Курочка, несущая самые дорогие яйца КУРОЧКА_РЯБА

4. Самый лучший друг Винни-Пуха ПЯТАЧОК

5. Самый добрый крокодил ГЕНА

6. Муха – любительница чаепитий МУХА-ЦОКОТУХА

6. 1 В домике самого умного поросёнка волк свалился в: — котёл □

2. Домик Ниф-Нифа: хижина □

3. Что ударило волка между глаз, когда он бежал за поросятами— яблоко □

7. Прочитай вопросы. Выбери правильный ответ и подчеркни его

         1.  Где живут ежи?

          А) в комнате;

          Б) под крыльцом;

          В) в саду.

2. Что достают взрослые ежи из – под земли?

А) листья;

Б) жучков;

В) корешки.

Ответь на вопросы письменно

  1. Кто покатил ежа к пруду? СОБАКА

  2. Сколько ежей осталось под крыльцом следующей весной?

ОДИН

Олимпиада по литературному чтению 2 класс.

Ф.И.________________________________________класс____________

1. Расшифруй фамилии известных авторов.

сеинен – ________________________________________________________________

вючтет – ________________________________________________________________ шпирнив – ______________________________________________________________ дорира – ________________________________________________________________

2. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

а) Поди туда – не знаю куда, ______________________________________________

б) Скоро сказка сказывается, ______________________________________________

в) Это всё присказка, _____________________________________________________

3. Какое произведение не является басней? Подчеркни.

а) Квартет.
б) Свинья под дубом.
в) Лиса, заяц и петух.
г) Слон и Моська.

4. Объясни старинные слова

ланиты – ______________________
чело – _____________________ шелом – ______________________

перст – _______________________

супостат – ____________________

уста – _______________________

6. На ком или на чём совершили путешествия:

а) Незнайка и его друзья в Зеленый город? __________________________________

б) Винни-Пух за медом? __________________________________________________

в) Дюймовочка из норы крота в теплые края? ________________________________

г) Малыш на крышу ? ____________________________________________________

д) Лягушка-квакушка на юг? ______________________________________________

7. Правильно впиши недостающие имена известных литературных героев

Папа ……. Баба …….. Братец …… Дядя………… Старик …………..

Сестрица……….. Курочка……….. Муха-…… Почтальон………..

8.Ответь на шуточные вопросы:

А) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?_________________________

Б) Какую соль не кладут в суп? _________________________________

В) Из какого крана не льётся вода?________________________________

Г) Какой лук не режут в салат? __________________________________

9. Прочитай текст. Закончи  рассказ подходящей пословицей, отражающей главную мысль истории.

 «Надоела Волку Зима холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами: «Пойди, Зима, прочь!»  Проснулся Медведь, вылез из берлоги. Протёр глаза, лапой Зиме пригрозил: «Уходи, Зима, подобру-поздорову!» А Зима, знай себе, снегом сыплет, ветрами свищет.  Выкатилось из-за тучи Солнце. Смотрит – на полянке, в лесу, появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький, чуть видно его, и еле-еле слышным голоском песенку поёт: «Солнышко ясное, веселее грей!  А ты, Зима, постылая, уходи скорей!» Ни Волка, ни Медведя Зима не испугалась, а увидела нежные лепесточки Подснежника, побросала наспех в мешок ветры, да снегопады, метели да бураны, и кинулась наутёк!»

Подчеркни нужную пословицу:

а) У страха глаза велики.

б)  Один день весны год кормит.

в)  Зима Весну пугает, а всё равно – тает.        

г)  Один в поле не воин.

д) Весна да лето – пройдёт и это.

Порядок оценивания школьной олимпиадной работы

по литературному чтению для учащихся 2 класс

1. Расшифруй фамилии известных авторов.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Ответы:

сеинен – Есенин

вючтет – Тютчев

шпирнив – Пришвин

дорира – Родари

2. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Ответ:

а) Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.

б) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

в) Это всё присказка, а сказка впереди.

3. Какое произведение не является басней? Подчеркни.

1 балл Ответ: в) Лиса, заяц и петух.

4.Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

ланиты – щёки
чело – лоб

шелом – шлем

перст – палец

супостат – враг, противник

уста – губы, рот

5. На ком или на чём совершили путешествия:

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Ответ:

а) Незнайка и его друзья в Зеленый город? на воздушном шаре

б) Винни-Пух за медом? на воздушном шаре

в) Дюймовочка из норы крота в теплые края? на ласточке

г) Малыш на крышу ? на Карлсоне

д) Лягушка-квакушка на юг? на утках

6. Правильно впиши недостающие имена известных литературных героев

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Папа Карло, Баба Яга, Братец Иванушка, Дядя Степа, Старик Хоттабыч

Сестрица Аленушка, Курочка Ряба, Муха-Цокотуха, Почтальон Печкин

8. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Дверной, скрипичный ключ, морская соль, подъемный кран, из которого стреляют

9. 1 балл Ответ: в)  Зима Весну пугает, а всё равно – тает.

Олимпиадные задания по литературному чтению

3 класс

Ф.И.____________________________________класс_________

  1. Определи жанр произведений устного народного творчества.

1) Ученье – свет, а неученье – тьма._______________________________________

2) Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.____________________________________________

3) Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает._____________________________________________________

4) Ой, ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька._____________________________________________________

5) Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?_______________________________________

  1. Прочитай стихотворение В. Степанова «Воробей».

Какие средства художественной выразительности использует автор? Подчеркни, назови.

Заглянула осень в сад -_______________________________________

Птицы улетели._______________________________________

За окном с утра шуршат_______________________________________

Жёлтые метели.___________________________________________

Под ногами первый лёд__________________________________________

Крошится, ломается.__________________________________________

Воробей в саду вздохнёт,______________________________________

А запеть – стесняется.___________________________________________

3.Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.

Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов Басни

Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных

Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей

Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы

Сергей Петрович Алексеев Сказы

4.Прочитай текст.

Звонки. А.Л. Барто

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с «тройкой» – раздаётся _________________.

Если вдруг у нас в квартире начинается _____________________–

Значит, «пять» или «четыре» получил сегодня он.

Если он приходит с «двойкой» – слышу я издалека:

Раздаётся _______________________________________________.

Ну, а если «единица» –

Он тихонько ____________________________________________.

Вставь на месте пропусков такие слова, которые бы позволили этот текст назвать стихотворением.

Выпиши рифмы парами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Прочитай начало и конец рассказа Е.А. Пермяка.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.
— Нет, я! Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша …………………………………………………………………….

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

1.Как ты думаешь, что делала Маша?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему девочкам стало ясно, кто будет лучшей первоклассницей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подумай, какая главная мысль рассказа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.

Метла, тыква, бал, часы, туфелька. _________________________________

_________________________________________________________________

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. __________________________________

__________________________________________________________________

Полено, очаг, ключ, борода, театр. ____________________________________

__________________________________________________________________

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. _______________________________________

__________________________________________________________________

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. ________________________________

__________________________________________________________________

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. ________________________________

__________________________________________________________________

Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению

Задание 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Ответы: 1) пословица, 2) скороговорка, 3) загадка, 4) потешка, 5) докучная сказка.

Задание 2.

Заглянула осень в сад – (метафора, олицетворение)

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат (метафора)

Жёлтые метели. (эпитет)

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт, (метафора, олицетворение)

А запеть – стесняется. (метафора, олицетворение)

Задание 3.

Ответ:

Иван Андреевич Крылов – Басни

Сергей Петрович Алексеев – Исторические рассказы

Павел Петрович Бажов – Сказы

Самуил Яковлевич Маршак – Стихи для детей

Евгений Иванович Чарушин – Рассказы о животных

Николай Николаевич Носов – Детские забавные рассказы

Задание 4.

За правильное рифмование текста зачисляется 4 балла (по 1 баллу за каждую вставку), даже если версия ученика не совпадает с авторской, но рифма и смысл сохранены.

За каждую пару рифм дается 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

Ответы:

Звонки.

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с «тройкой» – раздаётся три звонка.

Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон

Значит, «пять» или «четыре» получил сегодня он.

Если он приходит с «двойкой» – слышу я издалека:

Раздаётся два коротких, нерешительных звонка.

Ну, а если «единица» –

Он тихонько в дверь стучится.

Рифмы: дневника – звонка, трезвон – он, издалека – звонка, единица – стучится.

Задание 5.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

— Нет, я! Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.

Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

А зачем? — спрашивают девочки.

А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Максимальное количество баллов – 11.

Ответы:

1.За правильное продолжение рассказа, в котором сохраняется смысл автора, либо за собственное продолжение, оригинальное и логичное, начисляется 5 баллов. Количество баллов снижается по усмотрению учителя, как при оценивании творческих работ.

2. Верный ответ зависит от придуманного продолжения рассказа и оценивается в 3 балла.

По авторскому замыслу верный ответ: потому что они поняли, что лучшей первоклассницей станет та, кто будет много заниматься и лучше других учиться, то есть Маша.

3. Правильно указанная главная мысль рассказа оценивается в 3 балла.

Главная мысль авторского варианта: лучшей ученицу делают не наряды и новенькие школьные принадлежности, а старание, усердие и хорошие знания.

Задание 6.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла, тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

Полено, очаг, ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд, коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок, перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)

infourok.ru

Работа для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе

2. В каких фонетических записях допущены ошибки? Выпиши и исправь.

[ ястр’ип ] [ широк’ий ] [ кан’к’и ] [ качат’]

______________________________________________________

Ключ:

[ ястр’ип ] [ й’астр’ип ]

[ широк’ий ] [ шырок’ий’ ]

[ качат’] [ кач’ат’]

3. Замени данные словосочетания одним словом – синонимом.

ладошка, портрет, адрес

4. Соедини слова правого и левого столбика так, чтобы получилось новое слово. Запиши.

сено овод

бор очки

гриб вал

хор он

газ ода

сеновал борода грибочки хоровод газон

5. Определи род имён существительных.

Кофе – м.р. фланель – ж.р.

Шампунь — м.р. полынь – ж.р.

Такси — ср.р. шоссе _ ср.р.

6. Подчеркните грамматическую основу в следующих предложениях:

А. Дерево червь изнутри точит.

А. Дерево червь изнутри точит.

Б. Конёк режет лёд.

В. Весло задевает водоросли.

Г. Мастер чинит телефон.

Д. Встретить ночь готовится природа.

7. Укажи части речи выделенных слов..

Снежное покрывало ( им.сущ.)всё поле покрывало (глаг.).

Посадила мама в печь (им.сущ.) пироги с капустой печь (глаг.).

8. Что это? Запиши одним словом.

каша

9. Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных. Запиши получившиеся слова.

Ключ:

носок — носков

ведёрко — ведёрок

кочерга — кочерёг

крыльцо -крылец

10. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно выЗ со стола.

Ключ: Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри со стола

Рекомендации к проверке.

1. Максимально: 5 баллов.

За диктант без ошибок – 5 б.; за 1 ошибку снимать по 1 б.; за исправление снимать 0,5 б.

Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

2. Каждая исправленная ошибка — 1 балл : 4 балла

3. За каждое правильно составленное и записанное слово — 2 балла : 6 баллов

4. За каждое правильно составленное и записанное слово — 2 балла: 10 баллов

5. За каждый правильный ответ – 1 балл: 6 баллов

6. За каждый правильный ответ 2 балл: 10 баллов

7. За каждый правильный ответ 1 балл: 4 балла

8. За правильный ответ — 2 балла

9. За каждый правильный ответ — 1 балл: 4 балла

10. Правильно расшифрованное и записанное предложение – 5 баллов

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная» (4 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа №64 города Донецка»

Первый урок «Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная»

Подготовила и провела:

учитель высшей категории

Потоцкая М.А.

Донецк, 2019

Цели:

  • познакомить учащихся с русским языком, как государственном языком Республики, как главным языком общения;

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку;

  • показать многогранность русского языка на примере пословиц, стихотворений и высказываниях великих людей о русском языке.

Задачи:

• способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка в Донецкой Народной Республике;

• акцентировать внимание на республиканском уровне важности заботы о сохранении русского языка;

• вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка;

• мотивация интереса учащихся к изучению русского языка, русской литературы и культуры, формирование языковой личности учащегося с высоким уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портреты В.Г. Белинского, К.Г. Паустовского, И.В. Тургенева и их высказывания о русском языке, напечатанные пословицы, игра-паззл «Собери русскую пословицу».

Доска празднично украшена (ученик, ученица, книги)

Учебник:

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Издательство: Москва, «Просвещение».

Год издательства: 2013

Ход урока

1. Организация начала урока.

Добрый день вам, любимые дети!

Пусть сегодня и на рассвете,

Не на день и не на час

Солнце освещает вас.

Я хочу Вам пожелать добра

И чтоб учёба у Вас

Славной была!

Потоцкая Марина Александровна

2. Актуализация опорных знаний.

— Как называется наша Республика? (ответы учащихся)

— На каком языке мы с вами разговариваем? (ответы учащихся)

3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задачей урока.

— Прослушайте стихотворение и скажите, про что мы сегодня будем говорить с вами на уроке.

Декламация стихотворений учащимися.

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

А. Шибаев

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души…

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

А. Яшин

— Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить … о русском языке

— Эпиграфом к нашему уроку будут служить замечательные слова Александра Ивановича Куприна:

— Сегодня мы с вами будем говорить о русском языке, истории народа и поймём, что изучать наш прекрасный язык – просто необходимо.

Язык, на котором мы с вами общаемся – русский. И где бы мы с вами не побывали, всегда радуемся услышав свой родной язык.

4. Основная часть урока.

4.1. Слово учителя.

— Человек может владеть несколькими языками, согласно его способностям, умственной деятельности, эрудиции. Но больше всего человек должен овладеть своим родным языком. Родной язык – это неотъемлемая часть Родины, голоса народа и тот волшебный инструмент, на звуки которого откликается тонкие нежные струны человеческой души.

Прослушивание песни «С чего начинается Родина?»

4.2. Беседа по содержанию песни.

— Кто пел вам колыбельные песни?

— С чего для каждого из вас начинается Родина?

— Какая ваша первая книга, которую вы прочитали в школе?

4.3. Знакомство с высказываниями великих людей.

-Давайте прочитаем, как великие люди говорили о русском языке (на доске высказывания напечатаны).

«Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.»

В.Г. Белинский

«Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.»
К.Г. Паустовский

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

И. Тургенев

Дети читают высказывания, беседуем.

4.4. Работа с учебником.

а) стр.3 Обращение автора к обучающимся (читают ученики)

б) упр.1

— Какие орфограммы вам встретились?

Физическая пауза

Скачет лягушонок, Хлопают в ладоши.

Ква-ква-ква! Прыжки на месте.

Плавает утенок, Хлопают в ладоши.

Кря-кря-кря! Руки к груди — в стороны.

Прыгает козленок, Хлопают в ладоши.

Ме-ме-ме! Руки на поясе, наклон вперед, повороты головы влево-вправо.

А за ним ягненок, Хлопают в ладоши.

Бе-бе-бе! Приседают.

Вот мы на зарядке, Хлопают в ладоши.

Раз-два-три! Прыжки на месте.

Утром на площадке, Хлопают в ладоши.

Раз-два-три! Ходьба на месте.

Все вокруг стараются, Хлопают в ладоши.

Спортом занимаются! Прыжки на месте.

в) упр. 3

— Вежливые слова вы знаете, когда вы их употребляете?

Третье задание выполнить письменно

Работа со словарным словом пожалуйста

— Составьте предложение со словарным словом.

5. Осмысление полученных знаний.

— В 1862 году кладезь пословиц о русском языке собрал Владимир Иванович Даль в двухтомный сборник.

(Пословицы записаны на доске)

  • Без русского языка не сколотишь и сапога.

  • Язык мой – друг мой.

  • Острый язык дарование, длинный – наказание.

— Как вы понимаете пословицы. Объясните смысл пословиц.

6. Систематизация и обобщение знаний.

6.1. Работа в группах «Собери пословицу и объясни её.».

Хорошо тому жить, кто умеет говорить.

Каков ум, такова и речь.

Без языка нет и народа.

Птицу узнают по перьям, а человека по языку.

7. Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие высказывания о русском языке запомнились?

— Какие пословицы запомнились?

— Какой наш государственный язык?

— Я хочу закончить наш урок замечательными словами Александра Ивановича Куприна:

Стихотворение декламирует учитель

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Н. Пикулева

7.1. Домашнее задание.

стр. 7 упр. 4

— Рассмотрите рисунок и определите тему. Составьте диалог.

infourok.ru

Рабочая программа по русскому языку (4 класс): рабочая программа по русскому языку

    №

   п/п

Тема урока, домашнее задание

Количество

 часов

Дата факт

I

  четверть

ПОВТОРЕНИЕ – (9 часов)

 1

Наша речь и наш язык  С. 6-7   упр. 5

Модуль  Продолжи пословицы  С. 20

1

2

Текст. План текста С. 8   д/з  упр. 6, с. 8

Модуль Доскажи словечко с. 23

1

3

Обучающее изложение (с. 10, упр. 8)    д/з  упр. 6, с. 8

Модуль  Определить тип текста  С. 32

1

4

Анализ изложения.   Предложение как единица речи С. 13-14         упр. 15,

Модуль  Деление текста на предложение   С. 35

1

5

Виды предложений по цели высказывания и по интонации С. 15-16  упр. 19

Модуль  Игра «Определить виды предложений»

1

6

Тест. Диалог. Обращение  С. 17-18 упр.22

Модуль   Выделение обращений в предложении

1

7

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.  С. 18-19 упр.25

Модуль   Найти распространённые предложения    С. 44

1

8

Мониторинг

1

9

Что такое словосочетание

Модуль  Главные и зависимые слова  С. 48

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ  (7 часов)

10

Однородные члены предложения   (общее понятие)  С. 26-28   упр. 36,

Модуль  Игра «найди лишнее слово»

1

11

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

С. 29-32   упр. 42

Модуль   Работа с пословицей

1

12

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  

Проект «Похвальное слово знакам препинания»    С. 33-35   з  упр. 47,

1

13

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

С. 34, упр. 48

Модуль   Рассказ об И.И. Левитане

1

14

Простое и сложное предложение.

Связь между простыми предложениями в составе сложного. С. 36-37  упр.52

Модуль   Работа с предложением     С. 67

1

15

Тест.  (с. 40)

Как отличить простое предложение от сложного  С. 38 упр. 54

Модуль   Однокоренные слова

1

16

Развитие речи.

Обучающее изложение С. 39, упр. 56

1

                                                     СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ – (17 часов)

17

Анализ изложений.

Слово и его лексическое значение.  С. 42-44, упр. 62

Модуль   Загадки

1

18

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова   упр. 67  С. 45-46

 Модуль Кроссворд

1

19

Синонимы, антонимы, омонимы  С. 47-48

Модуль   Сказка о синонимах,   омонимах и антонимах

1

20

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. С. 51-52 упр. 80

Модуль  Стихотворения  с. 92

1

21

Словарный диктант  Состав слова   упр. 87 с. 53-55

Модуль  Однокоренные слова. Корень

1

22

Правописание гласных и согласных в корнях слов. С. 56-57  упр.91

Модуль  Найди лишнее слово  С. 96

1

23

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

С. 60-61 Модуль Найди лишнее слово

1

24

Упражнение в написании  приставок и суффиксов  С. 62-63  упр. 104

Модуль.   Значимые части слова

1

25

Разделительные Ъ и Ь.  с. 64-65  упр. 109

Модуль   Работа с пословицей

1

26

Развитие речи.   Обучающее изложение С. 66, упр. 110

Модуль.  Определить тип текста

1

27

Анализ изложения.

Части речи. Морфологические признаки частей речи. С. 67-68 упр. 114

Модуль  Деление слов по трём признакам   С. 103

1

28

Склонение имен существительных и имен прилагательных  С. 73-74  упр. 127

Модуль Работа с пословицей

1

29

Административная контрольная работа

1

30

Анализ контрольных работа.

Имя числительное. Глагол.  С. 75  Упр. 128

Модуль Игра  «Найди слово»

1

31

Словарный диктант.

Наречие как часть речи. С. 76 упр. 130

Модуль Выделить наречия с. 129

1

32

Правописание наречий. С. 77-78

Модуль  Загадки

1

33

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

С. 77. упр. 133

1

    II четверть

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (33 часа)

34

Анализ сочинений. Повторение падежей имен существительных. С. 79  упр. 136

Модуль   Вставь слова  С. 132

1

35

Упражнение в распознавании одушевленных существительных  в родительном, винительном и дательном падежах.  С. 81-83

Модуль Работа по карточкам  С. 145

1

36

Упражнение в распознавании существительных в творительном и предложном падежах.

С. 84-85 упр. 144

Модуль   Падеж существительных  С. 148

1

37

Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах.

С. 86-87  упр. 150

Модуль  Перфокарты  С. 154

1

38

Повторение сведений о падежах.

Несклоняемые имена существительные. С. 88 упр. 152

 Модуль  Найди лишнее слово

1

39

Повторение сведений о падежах.

Несклоняемые имена существительные. С. 88 упр. 155

 Модуль  Найди лишнее слово

1

40

Повторение сведений о падежах.

Несклоняемые имена существительные. С. 88 упр. 156

 Модуль  Найди лишнее слово

1

41

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.

 С. 89-90 упр. 157

Модуль Слова с противоположным значением  С. 158

1

42

Сочинение – описание по репродукции картины А. А. Пластова  «Первый снег»

Модуль.

1

43

3-е склонение имён существительных.  С. 96-99 упр. 173

Модуль  Графический диктант  С. 172

1

44

Тест. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в ед. ч.. С. 102-104 упр.184

Модуль Скороговорки

1

45

Составление сочинения – отзыва по репродукции картины художника

В.А. Тропинина «Кружевница» С. 92,  упр. 161  д/з с. упр.

Модуль Работа с пословицей

1

46

Анализ сочинений.

Именительный и винительный падежи. С. 105-106 упр. 190

Модуль  Работа с пословицей

1

47

Словарный диктант Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

С.107-108  упр. 195

Модуль  Работа м предложения  С. 195

1

48

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

С.111-112 упр. 206

Модуль  Графический диктант  С. 199

1

49

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. С. 113-114  упр. 211

Модуль. Игра «Кто вперед?» с. 202

1

50

Упражнение в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах.

С. 115 упр. 214

Модуль  Вставь окончания С. 205

1

51

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

С. 117-118 упр. 220

Модуль Работа с предложениями  С. 211

1

52

Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных после шипящих  и Ц в творительном падеже. С. 119-120  упр. 224

Модуль.  Вставь буквы  С. 214

1

53

Мониторинг

1

54

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. С. 121 упр. 126

  Модуль  Игра «Кто где живёт»  С. 217

1

55

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. С. 123 упр. 233

Модуль  Игра  «Согласен ли ты..»  С. 223

1

56

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

С. 124  упр.235                    

Модуль  Составь словосочетания   С. 226

1

57

Административная контрольная работа

по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

1

58

Анализ контрольной работы

Склонение имён существительных во множественном числе. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.   С. 131-132 упр. 237

Модуль  Загадки

1

59

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

С. 125 упр. 245        

Модуль Загадки

1

60

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

С. 141, упр. 273            

1

61

Именительный падеж имён существительных множественного числа. С. 133-134 упр. 256

Модуль  «Образуйте новые слова»

1

62

Родительный падеж имён существительных множественного числа.  С. 135-136 упр. 261

Модуль  «Образуйте новые слова»

1

63

Винительный падеж имён одушевленных существительных множественного числа.

с. 137-138 упр. 267

Модуль  «Образуйте новые слова»

1

64

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.         с. 139  упр.  270                  

Модуль Ребус

1

65

Проект «Говорите правильно»  С. 144

1

66

Морфологический разбор имени существительного. Проект «Говорите правильно»     С. 144

1

                                                      ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ- (23 часа)

67

Имя прилагательное как часть речи.   С. 4-6  упр.2

Модуль  Загадки  С. 267

1

68

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе и числам.   С.7-9  упр.11

Модуль  Фразеологизмы

1

69

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. С.14-16  упр.25                        

Модуль  Кроссворд

1

70

Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

С. 16, Упр. 22 д/з упр. 26

1

71

Анализ сочинений

Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

С.17-18  упр.30                      

Модуль    Окончания существительных С. 286

1

72

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. С. 19  упр.34                    

Модуль Выборочный диктант с. 289

1

73

Тест. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. С. 20  упр.37                      

Модуль Окончания прилагательных С. 291

1

74

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. С.22 упр.43                    

Модуль Предложения и словосочетания С. 295

1

75

Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах.  С.23-24 упр. 48

Модуль Окончания и падеж прилагательных С. 297

1

76

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. С.25 упр.51

Модуль Обозначение звуков буквами  С. 300

1

77

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».             С. 28

1

78

Анализ изложения.

Склонение прилагательных женского рода в единственном числе. С. 29 упр. 59

Модуль Выборочный диктант С. 306

1

79

Именительный и винительный падежи имён прилагательных

С. 30-31 упр. 63

Модуль  Игра «Лишнее слово»

1

80

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных  С. 32 упр.67                                 Модуль  Загадки  С. 310

1

81

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных с. 33-34 упр. 71

Модуль Составь словосочетание по схемам  С. 315

1

82

Винительный и творительный падежи имен прилагательных С. 37;  д/з — на карточке

Модуль Загадки С. 318

1

83

Тест.

Модуль  Окончания прилагательных

1

84

Склонение имен прилагательных множественного числа. С. 38 упр.82

Модуль  Окончания прилагательных. С.322

1

85

Сочинение  по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости»

С.  40, Упр. 85

Модуль О Рерихе Н.К.

1

86

Анализ сочинений

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

С. 41-42 упр.

Модуль Окончания и падеж прилагательных. С. 330

1

87

Словарный диктант

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. С. 43-44 упр.92

Модуль Слова с ъ. с.332

1

88

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.с.45-46 упр.98

 Модуль  Составь слова из слогов. С.334

1

89

Составление устного  сообщения о своих впечатлениях с восприятием репродукции картины И.Э Грабаря «Февральская лазурь» С.49-50

1

                                                     МЕСТОИМЕНИЕ – (6 часов)

90

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. С. 54-55упр.113

Модуль Выделить местоимения в стихотворении  С. 349

1

91

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений в косвенных формах. С. 56-59 упр.                         Модуль Выборочный диктант с. 349

1

92

Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями.

С. 60-61 упр.127

Модуль  Словосочетания С. 346

1

93

Изменение личных местоимений по падежам. С. 62 упр.130

Модуль Склонение существительных С. 357

1

94

Морфологический разбор личных местоимений.    С. 64 упр.135

Модуль Игра  «Кто больше?»

1

95

Изложение повествовательного текста с элементами описания

С. 65 упр. 138

1

                                                                                     ГЛАГОЛ-(26 часов)

96

Анализ изложения  Роль глаголов в языке. С.68-70  упр. 142

Модуль  Назовите часть речи С. 366

1

nsportal.ru

Олимпиадные задания по русскому языку: Олимпиадные задания к конкурсу «Грамматический бой» по русскому языку 1-4 класс

Конкурс «Грамматический бой»

1 класс.

1. Расположи буквы в алфавитном порядке:

Д, Е, Б, Г, А, В, Ж _____________________________________________

2. Выполни математические действия и напиши получившееся слово:

РУ +  А + ПО – РО + Р – ПУ + БУЗ = _____________________________________________

3.  Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово:  

Д О У П Л _____________________________

Т Е А В К _____________________________

А Н Е Л П  ____________________________

4.  Вставь три одинаковые гласные так, чтобы получились слова:

П Т Л К ______________________________________

В Л С К ______________________________________

5. Зачеркни лишний слог и прочитай получившиеся  слова:

СУГРОХАРИ,   ГРУКРЫШИ,   БАЛИРАНКИ.

Конкурс «Грамматический бой»

1 класс.

1. Расположи буквы в алфавитном порядке:

Д, Е, Б, Г, А, В, Ж _____________________________________________

2. Выполни математические действия и напиши получившееся слово:

РУ +  А + ПО – РО + Р – ПУ + БУЗ = _____________________________________________

3.  Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово:  

Д О У П Л _____________________________

Т Е А В К _____________________________

А Н Е Л П  ____________________________

4.  Вставь три одинаковые гласные так, чтобы получились слова:

П Т Л К ______________________________________

В Л С К ______________________________________

5. Зачеркни лишний слог и прочитай получившиеся  слова:

СУГРОХАРИ,   ГРУКРЫШИ,   БАЛИРАНКИ.

Конкурс «Грамматический бой»

2 класс.

1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:

ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.

2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:

ЫТКАВ,   МИДОПОР,  РОТПО, КОРОМВЬ

____________________________________________________

3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:

СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________

ЗИМА + ВОТ — ТОМА + ОН — И + ОК = _________________

СОМ + ТИ — СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________

4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:

ДАЧА — ______________,  ПОРТ — ______________,

РИС — ________________,  КЛАД — ______________.

5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:

ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ. 

Конкурс «Грамматический бой»

2 класс.

1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:

ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.

2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:

ЫТКАВ,   МИДОПОР,  РОТПО, КОРОМВЬ

____________________________________________________

3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:

СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________

ЗИМА + ВОТ — ТОМА + ОН — И + ОК = _________________

СОМ + ТИ — СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________

4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:

ДАЧА — ______________,  ПОРТ — ______________,

РИС — ________________,  КЛАД — ______________.

5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:

ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ. 

Конкурс «Грамматический бой»

3 класс.

1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:

ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.

2. Подчеркни мягкие согласные в словах:

БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.

3. Раздели слова для переноса:

Птичьи — ___________________________________________,

льют — _____________________________________________,

большая — __________________________________________,

удивительный — _____________________________________,

аккуратный — _______________________________________ .

4. Поставь слова во множественное число:

Воробей — ___________________________________________

Кол — _______________________________________________

Ручей — _____________________________________________

Крыло — ____________________________________________

Муравей — __________________________________________

5. Подчеркни только однокоренные слова:

ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.

ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.

6. Разбери слова по составу:

ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.

7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:

Шубка — ____________________________________________

Грустный — _________________________________________

Носовой — __________________________________________

Дождинка — _________________________________________

Редкий — ____________________________________________

8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:

Утопают лесные опушки в розовой пене.

9.Подчеркни главные члены в предложении:

Мутными ручьями побежала вода к реке.

10. Определи количество букв и звуков в каждом слове:

Корабль — __________________________________________

Подъезд — __________________________________________

Янтарь — ____________________________________________

Ягода — _____________________________________________

Конкурс «Грамматический бой»

4 класс.

1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:

ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.

2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука:

МЯЧ      ОБЪЯВЛЕНИЕ      МАЯК      РЕБЯТА      ЯГОДА

3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?

ЧУДЕС__НЫЙ      КАПУС__НЫЙ      БЛЕС___НУТЬ

4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:

Молодой — __________________________________________

Счастье — ___________________________________________

Вверх — _____________________________________________

Плохой — ___________________________________________

Дневной — __________________________________________

5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова.

________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ,  ЛЕСЕНКА,  СЛЕСАРЬ,  ЛЕСНИЧЕСТВО.

7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков:

ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.

8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ — ____________________________

С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ — _________________________________

ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ — __________________

ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ — _______________________

РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА — _______________________

9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания:

В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.

10. Отгадай, что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________

nsportal.ru

Задание 6 ВПР по русскому языку 4 класс. Основная мысль текста. » Рустьюторс

В каждом тексте содержится основная мысль, главное содержание, то, из-за чего написан текст.

Основная мысль
сопровождается дополнительной информацией, которая нужна для больше убедительности, доказательности, ясности. Это, как правило примеры, факты, описания и др. Это «одежда» для основной информации.

Каждый текст создается   с определенной целью: рассказать о событиях, описать предмет, человек или явление природы или выразить свое отношение к чему-либо.Эта цель определяет тему текста – предмет речи.

Чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на вопрос: о чем говорится в тексте?
Часто тема выносится в заголовок текста, чтобы читателю было сразу понятно, о чем пойдет речь. Автор текста по-своему понимает и раскрывает тему своего высказывания.

К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.
Тема текста — это предмет речи, ответ на вопрос «о чем говорится в тексте?».
Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос «что говорится в тексте?».

Тексты делятся на абзацы.
Абзац – часть текста от одного отступа до другого, от одной красной строки до другой. Каждый абзац обладает законченной мыслью, которая является микротемой.

Для того чтобы найти главную информацию, необходимо распознавать и второстепенную, чтобы ее исключить.

Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения.
Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорит о ком, о чем пойдет дальше речь.
В основной части содержится самая важная информация.
Заключение – это подведение итогов и вывод.

Основная мысль текста – это мысль, которую хотел донести до читателя автор ( это вывод, жизненный урок)

  • Когда мы определяем отношение автора к теме и отвечаем на вопрос: что говорится в тексте?, то формулируем основную мысль текста.
  • В некоторых текстах можно найти одно или несколько предложений, в которых четко выражена основная мысль автора.
  • Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.
  • Иногда основная мысль формулируется уже в заголовке текста, однако чаще всего необходимо обдумать содержание всего текста, чтобы понять его основную мысль.
  • Основную мысль можно сформулировать из всего содержания текста при помощи опорных слов.

Как найти основную мысль текста:

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Определите тему текста, то есть о чем говорится в тексте. (подчеркните самые важные и часто повторяющиеся слова)
  • Подумайте, о чем говорится в каждом абзаце (выделите основную мысль каждого абзаца, определите микротемы)
  • Подумайте, в каком из абзацев содержит обобщающая мысль, которая может раскрывать в других абзацах. – это и будет главная мысль текста.

Тексты, представленные в ВПР, можно разбить на следующие группы:
1) Текст-повествование
2) Познавательный текст

1) ТЕКСТ – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Как правило, в подобных текстах автор рассказывает историю, из которой необходимо сделать какие-либо выводы.

Чтобы найти главную мысль в таком тексте необходимо:

  • проанализировать поведение героев текста
  • понять отношение автора к поступкам героев.

Чаще всего подобные тексты рассказывают о каких-то абстрактных понятиях, например, о любви, дружбе, труде и т.д.
Если основная мысль не заключена ни в одном предложении, попробуйте понять, о каком абстрактном понятии говорит автор.
Конструкции, которые помогут вам сформулировать основную мысль:
Нужно помогать (любить и т.д.)
Важно….
Любовь – это …..

Важно отметить, что в таких текстах главная мысль не может быть выражено слишком конкретно:

ПРИМЕР 1.
(1)Никишин дедушка в свободное время любил на охоту ходить. (2)Он был хорошим охотником, знал все тайны леса. (3)Как-то он показывал своему внуку следы в лесу и сказал: «Собачьи следы всегда к жилью выводят. Собака по лесу бегает-бегает, но обязательно домой прибежит». 
 
 (4)Пришлось как-то Никише с ребятами возвращаться со станции в село прямой дорогой через зимний лес. (5)Хорошо бежится по первому снегу, а на снегу множество всяких следов. (6)Ребята не знают, чьи это следы, а бегают по ним: вдруг да лисицу где-то увидят или дикого козлика. (7)Бегали так они, бегали по следам – и заблудились. (8)Испугались ребята. (9)Кое-кто даже слезу пустил: «Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?» 
 
 (10)И вдруг Никиша увидел знакомые собачьи следы. (11)Изо всех следов, которые ему дед показывал, мальчик только эти запомнил. (12)Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью, к лесниковой сторожке. (13)Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый. (14)Он обнял дедушку и принялся тихо шептать ему на ухо о пережитом приключении. (15)И наверное, спасибо говорил милому дедушке. 

Неправильно будет выделить следующую основную мысль: Никиша заблудился, но нашел дорогу домой. Никиша поблагодарил дедушку.
Правильно: Уроки, которые дают нам близкие люди (мамы, папы, бабушки, дедушки) могут помочь нам в трудных ситуациях.

ПРИМЕР 2
Иногда даже в повествовательных текстах главная мысль может быть выражена в каком-либо предложении:

(1)Можно мечтать о подвиге и ничего не делать, но такой мечтатель не станет героем. (2)К подвигу надо готовить себя с детства. 
 
(3)Великий полководец древности Александр Македонский был сыном царя, он жил во дворце, спал на мягкой постели, его кормили лучшими кушаньями. (4)Юный наследник мог бы вырасти слабым. (5)Но мальчик не желал привыкать к роскоши, он мечтал стать выдающимся воином. (6)Настоящие воины совершают долгие походы, спят на жёсткой холодной постели — юный царь приказал, чтобы его постель была жестка и неуютна. (7)Во время войны не до пышных пиров — Александр стал приучать себя к простой и скромной пище. (8)Хорошие воины лучше всех владеют оружием и отлично ездят верхом — Александр тренировался каждый день. 
 
(9)Прекрасная физическая подготовка — это ещё не всё. (10)Чтобы командовать воинами, нужен глубокий и ясный ум. (11)Когда отец пригласил для сына лучшего учителя — великого философа Аристотеля, мальчик сказал: (12)«Учи меня как следует: я хочу превосходить других не только силой, но и знаниями!» (13)Аристотель старательно передавал ученику свои знания, а Александр мгновенно всё запоминал. (14)Он освоил науку о разных землях и странах, науку о том, как управлять государством, и даже медицину! Главная мысль выражена в 1 предложении, далее идет подтверждение этой мысли примером жизни Александра Македонского.

Неправильно будет: Македонский был великим полководцем и совершил много подвигов.
Правильно: Если человек хочет стать героем и мечтает о подвиге, необходимо много трудить и готовить себя  с детства как морально, так и физически.

ПРИМЕР 3
Иногда в качестве текста-повествования предлагают рассказы-аллегории. Иносказание, в котором какие-либо герои (одушевленные или неодушевленные) выражают какой-либо качество личности или явление.

(1)Давным-давно в далёкой стране правил могущественный царь. (2)Однажды он вышел в дворцовый парк и обнаружил, что цветы, кусты и деревья засыхают. (3)Царь стал разговаривать со своими любимцами и узнал нечто удивительное! (4)Дуб сказал, что бессмысленно расти, если он всё равно не будет так высок, как сосна. (5)Сосна засыхала от обиды, что на её ветвях осенью не созревает виноград. (6)А виноград терял силы, оттого что не мог цвести, как пышная чайная роза. 
 
 (7)И только куст жимолости благоухал многочисленными белыми звёздочками. (8)Они сверкали меж тёмных глянцевых листьев. 
 
 (9)—Как тебе удаётся быть такой счастливой и даже радовать других в этом царстве уныния? — спросил царь. 
 
 (10)И услышал ответ: 
 
 (11)—Когда ты сажал меня, то мечтал, чтобы выросла именно жимолость. (12)Если бы ты хотел вырастить дуб, сосну, виноград или розу, то их бы и посадил. (13)Вот я и решила: раз мне суждено быть жимолостью, то попытаюсь-ка я стать лучшей жимолостью на свете! (14)Конечно, я вовсе не уверена, что полностью справляюсь. (15)Но я просто стараюсь хорошо делать то, что умею.

Необходимо понять, каким качествами обладают действующие персонажи. Это могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы.
Неправильно будет выделять следующую основную мысль: Жимолость жила правильно, а сосна, дуб и виноград неправильно.
Правильно будет сказать: Чтобы быть счастливым, нужно делать хорошо то, что умеешь и не завидовать другим.

Конструкции, которые помогут вам сформулировать основную мысль:
Чтобы быть….., нужно…..
Важно….+глагол
Нужно…+глагол
Если….., то……

2) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ

В познавательных текстах автор рассказывает о каком-либо явлении природы, месте, известном человеке, рассказывает о каком-то факте и т.д.
Чтобы найти главную мысль подобного текста, сначала нужно выделить существительное, о котором идет речь в этом тексте. Как правило, это существительное появляется в самом начале текста и повторяется на протяжении всего повествования.
Как сформулировать основную мысль?
Строим предложение по принципу: Подлежащее + сказуемое
Это значит что мы задаем себе вопрос: о чем говорится в тексте?
А потом задаем себе другие вопросы: Что говорится об этом существительном(понятии, явлении) в тексте? Почему автор рассказывает нам об этом существительном?

ПРИМЕР 1:
(1)Вода – удивительный целитель. (2)Вспомним, как снимает усталость купание в реке, озере или море и какой живительной силой обладает глоток ключевой воды. (3)По-настоящему оценить глоток обыкновенной воды может
только тот, кто сам испытал острую жажду. (4)Для такого человека вода равноценна чудодейственному лекарству, самой жизни.
(5)«Серебряная» вода, например, обладает многими полезными свойствами. (6)Люди давно заметили особенность «серебряной» воды.
(7)Известно, что «серебряная» вода губит многие бактерии. (8)Поэтому она применяется при консервировании сливочного масла. (9)«Серебряную» воду используют космонавты в космических полётах. (10)Нашла эта вода применение в медицине и ветеринарии.
(11)Минеральные воды часто применяют просто как прохладительные напитки, а между тем это и лекарственное средство. (12)Чем же обыкновенная вода отличается от минеральной? (13)Оказывается, концентрация различных солей в подземных водах возрастает с глубиной их залегания: если в литре воды количество их не превышает одного грамма, то вода считается пресной, а если солей больше грамма – минеральной. (14)Сейчас открыто множество минеральных вод с самыми различными целебными свойствами. (15)Их пьют
и принимают в виде ванн при очень многих заболеваниях.

В первом предложении уже сформулирована частично основная мысль текста:
Вода обладает целительными свойствами. 
Далее в тексте идет подтверждение это мысли.

ПРИМЕР 2:
(1)Все знают, как поют комары. (2)Летним утром в лесу или даже в доме обязательно раздаётся над ухом тоненький, назойливый, неприятный писк. (3)Это комар летит и зудит: «Пи-и-и-и-и». (4)Сел — и сразу смолк. (5)Почему? (6)Да потому, что комары «поют» крыльями. (7)Это их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает высокий, пронзительный звук. 
 
 (8)Мы комариное пение слышим даже сквозь ночной сон, а вот слышат ли комары друг друга? (9)Да, слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно. (10)Один учёный работал с электрическим трансформатором — прибором, который во время работы гудит. (11)И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. (12)Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, вот они и слетались на знакомый звук. (13)Значит, комары могут слышать и гудение крыльев для них — призывный сигнал. 
 
 (14)Но разве у них есть уши? (15)Конечно, нет, но у комаров усики устроены так, что чувствуют звуки. (16)Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усиками! 
 (По В.Н. Танасийчуку)

В этом тексте мы видим опорное существительное – комары, которое повторяется на протяжении всего текста.
Следовательно, речь в тексте идет о комарах.
Осталось только понять, что именно о комарах нового мы узнали из данного текста.Основная мысль — это факт, о котором нам рассказывает автор.
О ком говорится в тексте ? О комарах.
Что самое важно о них нам рассказали? Что они «поют» крыльями, а слушают усиками.
Основная мысль звучит так:
Комары поют крыльями, а слушают усиками, так как у них нет ушей.

ПРИМЕР 3:
(1)Как в Москве появилось метро? (2)Это произошло больше восьмидесяти лет назад. (3)Уже и трамваев, и автобусов, и троллейбусов в столице было много, а всё равно не хватало людям места в транспорте. (4)Да и на улицах становилось слишком тесно от машин. 
 
 (5)Значит, надо транспорт либо вверх поднять, либо вниз опустить, в подземную глубину. (6)Вверх поднять, на эстакады, — хорошо, но очень шумно станет в городе. (7)Надо вниз опускать! (8)Но как сделать, чтобы земля не осыпалась? (9)Придумали: проложили под землёй гигантские трубы — тоннели, и в них по рельсам пустили электропоезда. (10)Двигатели у них электрические, как у трамваев, но вагон не один, а несколько, и ток идёт по особому третьему рельсу. (11)Новый транспорт специалисты назвали метрополитеном. (12)Первые поезда московского метро пошли в 1935 году. (13) Станции отделывались, как настоящие дворцы: стены выложены разноцветным мрамором, на потолках мозаика, в арках скульптуры. 

(14)Сейчас за один день по линиям столичного метро, длина которых равна половине расстояния от Москвы до Петербурга, проезжает более девяти миллионов пассажиров. (15)Метро — удобный вид транспорта для большого города. 

Опорное существительное данного текста – метро.
Что о нем говорится?
В данном тексте главная мысль частично сформулирована в последнем предложении:
Метро – удобный вид транспорта для большого города.
Чтобы сформулировать основную мысль, можно оставить предложение неизменным, поскольку оно отражает основное содержание, а можно добавить еще фактов.
Например, Метро – удобный вид транспорта для большого города, поскольку не создает шума, вмещает большое количество людей и способно преодолевать большие расстояния за короткий срок.
Другими словами, вы можете объяснить почему метро – удобный вид транспорта.

rustutors.ru

Задание 4 ВПР по русскому языку для 4 класса 2019. Ударения в словах. » Рустьюторс

Задание 4 ВПР по русскому языку для 4 класса. Ударение.

Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором изучаются нормы произношения слов.

  • Слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
  • Ударение всегда падает на гласный звук.
  • Благодаря ударению можно различать слова: зАмок (крепость) – замОк (который открывают ключом)/ Уже (более узко) — ужЕ (я ужЕ сделал уроки) и др.

Русское ударение может падать на любую часть слова (на корень, на приставку, на суффикс, на окончание) и любой слог.
В разных формах ударение может меняться:дОм — домА
В некоторых словах существует вариантное ударение – это значит, что допустимы оба варианта ударения, например: твОрог – творОг
В словах с буквой Ё ударение всегда падает на Ё: свЁкла
В глаголах прошедшего времени женского рожа чаще всего ударение падает на лА: взялА, понялА, убралА и т.д.Орфоэпический словарь для 4 класса:
Августовский
Адрес-адресА
алфавИт
арбУз
баловАть- баловАться
берЁста
библиотЕка
брАть – бралА – брАли
бухгАлтеры – бухгАлтеров
включИт
ворОта
гЕрб – гербЫ
глубокО
дАть – далА – дАли
дефИс
диалОг
диспансЕр
дирЕктор – директорА
джЕмпер
договОр – договОры
докумЕнт – докумЕнты
донЕльзя
досУг
жАворонок
ждАл – ждалА- ждАли
завИдно
задАст
зАнят – занятА – зАнято
зАпер – заперлА – зАперли
запломбировАть
звалА
Издавна
Изредка
инженЕр – инженЕры
инструмЕнт
Искра – Искры
Иксы
каталОг
квартАл
киломЕтр – киломЕтры
кладовАя
клЕить – клЕю – клЕит
комбАйнер – комбайнЁр
кОмпас
компьЮтер (тэ)
конЕчно (шн)
крАны
крапИва
красИвее
магазИн
медвЕдями
мЕсяц — мЕсяцы
музЕй (з’)
монолОг
начАть — нАчал – началА – нАчали
нефтепровОд, газопровОд
нЕнависть
облегчИть – облегчИт
Ожил — ожилА
партЕр (тэ)
повторИть – повторИм
позвонИть – позвонИм – позвонЯт – звонИшь – звонИте.
положИть – положУ – полОжим — полОжит
понЯть – пОнял – понялА
портфЕль – портфЕли
премировАть
простынЯ – прОстыни
прИнял – принялА – прИняли
ремЕнь
сантимЕтр
свЁкла
свИтер (тэ)
сиротА – сирОты
скУчно (шн)
срЕдство – срЕдства
стАтуя
столЯр – столярЫ
твОрог – творОг
тЕннис (тэ)
тОрт – тОрты
трАктор – тракторА
трамвАй
тУфля – тУфли
углубИть
фанЕра (н’)
фольгА
фОрзац – фОрзацы
хАос – хаОс (беспорядок)
хвОя
хозЯин – хозЯева
хОчешь – хотИм – хотЯт
цемЕнт
чтО, чтОбы (шт)
шАрф – шАрфы
шоссЕ (сэ)
шофЁр  — шофЁры
щавЕль
экспЕрт
яИчница (шн’)

rustutors.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *