Учебник Окружающий мир 3 класс Вахрушев Данилов Бурский Раутиан часть 2
Учебник Окружающий мир 3 класс Вахрушев Данилов Бурский Раутиан часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Федеральный государственный образовательный стандарт
Образовательная система «Школа 2100»
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин
3 клас^ • Часть 2
Москва
Б/)Л(ЧХ
2015
КАК РАБОТАТЬ C УЧЕБНИКОМ?
Ты будешь изучать ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по учебнику Образовательной системы «Школа 2100». Жизнь так устроена, что людям постоянно приходится сталкиваться с разными проблемами. Наша цель — помочь каждому научиться их решать, оставаясь при этом достойным человеком.
Для этого надо уметь:
организовывать свои действия: ставить перед собой цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат;
♦ работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её;
^ обгцаться и взаимодействовать с разными людьми: понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом;
• развивать качества своей личности, учиться оценивать свои и чужие поступки.
Всему этому мы будем учиться на уроках окружающего мира.
Ученики и учитель сами решают, как работать с учебником. Мы, авторы, лишь объясняем свой замысел.
ЗАЧЕМ МЫ УЧИМСЯ?
Нас окружает огромный и интересный мир, в котором ты живёшь, который ты видишь, слышишь и ощущаешь. Науки об окружающем мире расскажут тебе, как он устроен, как в нём жить, как найти в этом мире своё достойное место.
Чему ты научишься на уроках окружающего мира?
I. Понимать и объяснять, что происходит вокруг нас:
связывать между собой разные факты, понятия, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
• Так помечены задания, которые учат работать с информацией и познавать мир. Правильный путь выполнения таких заданий нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задания.
II. Определять своё отношение к происходящему в
природе и обществе, самостоятельно давать оценки своим и чужим поступкам, делать выбор — как поступить, чтобы потом не было стыдно и совестно.
• Так обозначены в учебнике задания, которые учат оценивать свои и чужие поступки. Их каждый может выполнить по-своему. Ведь у каждого ученика есть своё мнение.
^ Эти задания предназначены для работы в паре или группе. Они учат общаться и взаимодействовать с разными людьми.
Так помечены вопросы, ответ на которые можно найти в учебнике в готовом виде. Эти вопросы помогут тебе вспомнить основные понятия и взаимосвязи в окружающем мире.
КАК БУДЕМ УЧИТЬСЯ?
Чтобы научиться решать проблемы в жизни, мы будем использовать на уроках проблемный диалог (это образовательная технология).
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
Так обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с учителем формулируют основной вопрос, проблему урока.
Например, в начале каждого параграфа учебника приведён разговор между ребятами — твоими сверстниками. В этом разговоре надо найти противоречивые факты или высказывания. Они могут вызывать у вас удивление, разные мнения о том, кто прав. Это означает, что сложилась проблемная ситуация. С помощью учителя ученики смогут осознать противоречие и сформулировать проблему: вопрос для исследования или тему урока. На странице 136 можно познакомиться с авторской версией основного вопроса урока.
Так выделены вопросы и задания, помогающие организовать свои действия, например определить основной вопрос урока.
©Л
га
й
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Так обозначены вопросы и задания по пройденному материалу, которые необходимо повторить, прежде чем вы приступите к изучению нового.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Так обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с учителем ищут решение проблемы — открывают новые для себя знания.
Для этого учитель и ученики составляют план решения проблемы. Затем учитель в диалоге побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы или с помощью диалога подводит учеников к открытию нового знания. Основы этих знаний содержатся в тексте учебника, но главные выводы нужно сделать самим, выполняя задания по осмыслению текста. В результате ученики сами формулируют новое понятие или правило.
После того как ученики открыли и сформулировали новое знание, полезно попытаться представить новое знание в иной форме (символ, схема, таблица, рисунок, вопрос, афоризм, ключевые слова, текст и т.д.).
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Так обозначены главные выводы.
Ученики сверяют свою формулировку с текстом учебника. Она не должна обязательно совпасть с авторской. В результате делается вывод, решена ли проблема.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Так обозначены задания, вопросы и задачи, которые требуют применения новых знаний или умений.
Тексты параграфов не нужно заучивать и пересказывать. Они нужны для выполнения продуктивных заданий. Правильный результат их выполнения нельзя найти в тексте в готовом виде. Чтобы выполнить такое задание, надо создать свой продукт — сделать вывод, дать оценку. Таким образом, используя текст и иллюстрации учебника, ученики создадут свой собственный текст.
Порядок выполнения продуктивного задания
1. Осмыслите цель задания (объясните своими словами).
2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания.
3. Преобразуйте информацию в своё решение: вывод, причину, позицию и т.д.
4. Запишите решение или составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что_; потому что…; во-пер-вых_; во-вторых_» и т.д.
5. Дайте полный ответ (если необходимо).
Так обозначены жизненные задачи и проектные задания. Они учат решать проблемы, которые могут
©
встретиться в жизни. Для этого понадобятся самые разные знания и умения.
ЧТО НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАПОМНИТЬ?
Ни один человек не может знать всё. Поэтому мы учимся добывать те знания, которые нужны для решения той или иной задачи. В учебнике много интересных сведений и заданий, но это предложенный максимум — то, что вы можете узнать и выполнить, если захотите.
Обязательный минимум знаний, который пригодится каждому, выделен особо.
1) На стр. 6-7 перечислено то, чему необходимо научиться в 3-м классе.
2) Главный вывод каждого урока помещён в рамке. Этот вывод, как и весь текст учебника, не нужно пересказывать и тем более заучивать наизусть! Его надо понять, чтобы выполнить задания.
3) В конце текста перечислены новые слова.
Эти слова нужно не только понять, но и запомнить.
Эти слова нужно понять на уроке.
Дополнительные тексты и задания для любознательных снабжены заголовком:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
В основном тексте учебника также НЕ ВСЁ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ ИЛИ ВЫПОЛНИТЬ!
Путешествие по «реке времени» российской истории
|Батыево нашествие I 1237-1242
11147 г.
988 г.
882 г.
Г
н
А
Преобразования J Ъ Петра I * 1682-1725
XIV
11480 г.
1547 г.1
1380 г.
Многим кажется, что можно жить только сегодняшним днём и не думать о том, что было в прошлом и случится в будущем. Но оглянись вокруг — и ты увидишь повсюду следы прошлого твоей великой Родины. Если мы хотим не растерять её богатств, накопленных предками, и сохранить их для будущего, нам надо лучше узнать свою страну — её прошлое и настоящее. Этому и будут посвящены уроки в 3-м классе.
6
Ты научишься:
• Узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы.
• Отличать предметы и порядки, созданные людьми (культура), от того, что создано природой.
• Объяснять, что такое общество, государство, история, демократия.
• По году определять век, место события в прошлом.
• Отличать друг от друга времена Древней Руси, Мое-ковского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные государственные символы России (герб, флаг, гимн), находить на карте границы и столицу.
• Объяснять своё отношение к родным и близким людям, к родной стране, её прошлому и настоящему.
%
Революция
1917
Распад СССР 1991
1914 г.
10^
ш .
Ш}
1961
О
ш
Проверь себя
• Какими поступками своих предков ты можешь гордиться?
дрЕВНЯЯ РУС^ ^ I РОССИЙСКАЯ
Глава I.
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ
§ 1. ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
Однажды маленькая Анюта нашла две еемейные фотографии. На одной она узнала своих родителей, бабушку, дедушку и старшего брата Илюшу. На другой Анюта никого не могла узнать. Ей только показалось, что маленькая девочка очень похожа на неё. Илюша объяснил Анюте:
— Эта маленькая девочка — наша мама. Рядом с ней — её родители, наши бабушка и дедушка.
— А кто эти пожилые люди? — епроеила Анюта.
— Это родители бабушки и дедушки — наши прабабушка и прадедушка, — ответил ей брат.
— Смотришь на старые фотографии и чувствуешь, как каждый из нас с прошлым связан, — задумчиво улыбнулась мама.
— А как это я с прошлым связана? — удивилась Анюта. — Я же не могу поиграть с этой девочкой, что
на фотографии!
В чём противоречат друг другу слова мамы и Анюты? Какой возникает вопрос? (Предложи свой вариант, а
потом сравни с авторским — стр. 136.)
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Хранятся ли у тебя дома старинные вещи, фотографии?
8
Что ты о них знаешь? (Используй свой жизненный опыт.)
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Что было — видели деды, что будет — увидят внуки
• Прочитай текст и объясни, что связывает человека с прошлым.
— На этих фотографиях запечатлены три поколения нашей семьи, — вмешался в разговор папа. — Поколением можно назвать людей, которые родились и живут в одно время.
mmiepv\5^
ГОСУДАР^^ I ^^^^МЕННАЯ РОССИЯ
— А сколько всего на Земле жило поколений наших предков? — заинтересовался Илюша.
— Это нельзя точно подсчитать, — ответил папа, -ведь у каждого человека — такая длинная цепочка его предков, что начало её теряется в далёком-далёком прошлом, когда на Земле появились первые люди.
— Как же узнать о своих предках? — спросил Илюша.
— Для этого, — сказал папа, — мы можем составить родословное древо нашей семьи. На нём мы разместим имена наших родственников из разных поколений.
Родословное древо семьи Диминых
Анюта
Py
Илюша ^
7 S т ^ ГД
Ольга Борис
Васильевна Ильич
Василий Михайлович
CD о: X J] ш Q. CD CD -Q
“9
i
т с; s s ш
CD О
Л ГО ^ CD
W X
• Сколько поколений семьи Диминых здесь изображено? Дай название каждому поколению. Пример. Поколение Анюты и Илюши — это дети.
10
В лицо ребёнок себя не знает, а имя своё ведает
♦ Прочитай текст и объясни, как человека связывает с прошлым его фамилия, имя. отчество. • Сделай вывод по проблеме урока: «Существует ли связь прошлого и настоящего?»
— Выходит, моего дедушку звали так же, как и меня, — Илья Димин! — заметил Илюша.
— Во-первых, тебя и назвали в честь твоего дедушки, — ответил папа, — а во-вторых, мы все носим фамилию Димины.
— А что это значит «носим фамилию»? — полюбопытствовала маленькая Анюта.
— У каждой семьи есть своё особое имя, которое передаётся по наследству. Это — фамилия, — объяснил папа.
— А как она появилась? — спросила Анюта.
— У большинства семей в нашей стране, — начал папа, — фамилии появились 150-200 лет назад. Тогда родоначальники нынешних фамилий получали прозвища по имени своего отца, по профессии, месту рождения или ещё по какому-то особому признаку. Потом эти прозвища от родоначальников передались их детям и превратились в фамилии.
• Что можно сказать о предках людей с такими фамилиями: Жуков, Ломоносов, Пожарский, Пушкин, Романов, Толстой, Фёдоров, Чехов.
Кроме фамилии у каждого человека есть ещё своё личное имя и отчество. Имя даётся человеку родителями по их выбору, а отчество каждый получает от имени своего отца.
У каждого имени есть своё значение. Помните, мы с вами читали книжку про американских индейцев? У них были имена, которые в переводе на русский язык означали: «Соколиный Глаз», «Быстроногий Олень», «Утренняя Роса».
— А я думал, что это прозвища! — удивился Илюша.
— Нет! У каждого народа свой язык, свои обычаи и занятия и свои имена, которые передаются из поколения в поколение. Правда, в современном мире мы используем имена из языков разных народов.
— А почему? — спросил Илюша.
— Потому что на протяжении многих сотен лет люди, говорившие на разных языках, общались между собой и порой заимствовали имена друг у друга. Наши имена и фамилии напоминают нам о наших предках. Народные обычаи — о далёких временах наших прапрабабушек. Всё это и есть ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН.
• Из каких языков пришли к нам некоторые имена?
• Узнай, из какого языка твоё имя. что оно означает.
л 1
по-древнееврейски |_ по-латыни Столица РФ о Города
ми республиками сохранились, и они продолжали продавать друг другу нефть, хлопок, продукты, приборы. У нашей семьи, например, есть родственники на Украине и в Узбекистане. В Грузии живут два моих друга, с которыми я учился в институте. Дружба между народами не исчезла, поэтому новые независимые государства образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).
У каждого независимого государства есть свои государственные символы — флаг, герб, гимн. Изображение герба помещают на государственных печатях, правительственных зданиях, на военной форме, на деньгах. Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств. В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сёл. В каждой стране гордятся своими государственными символами.
«^гражданином быть обязан»
• Объясни, что значит быть гражданином.
— А что значит — быть гражданином? — спросил Илюша.
111
1
— Быть гражданином государства — это значит находиться под его защитой, использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Например, платить налоги, соблюдать законы, и прежде всего основной закон — Конституцию. Это слово в переводе с латинского языка означает «устройство». В Конституции изложены основы устройства и взаимоотношений государства и общества, самые главные правила поведения
♦ Вспомни, о каких временах в истории нашей страны и о каких славных событиях напоминают современные государственные символы России.
Гимн России
Флаг и герб России
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
112
Музыка Государственного гимна России написана компо зитором А. Александровым для гимна СССР в 1943 году, слова — поэтом С. Михалковым в 2000 году.
людей. Эти правила надолго остаются постоянными и неизменными, и каждый гражданин обязан их знать.
— Ну а если нужно будет поменять эти самые правила?
— Тогда надо будет вместо устаревшей конституции принять новую. Так в 1993 году основным законом нашей страны стала новая Конституция. В ней изложены наши обязанности и права, например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.
— А бывает, что права у гражданина есть, а сделать он с ними ничего не может? — спросил Илюша. — Вот у нас на прошлой неделе парень из 5-го класса с Баранкиным поссорился, да так к нему «прикоснулся», что у Коли до сих пор синяк под глазом.
— Да, — ответил папа, — наши гражданские права могут нарушить хулиганы, преступники. Но мы можем повлиять на то, что происходит с нами, можем отстаивать свои права. Если тебе не безразлично, что происходит с людьми вокруг тебя, если ты готов защитить слабого от сильного и злого, то ты уже сейчас можешь с гордостью сказать: «Я — гражданин России!»
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Мы — граждане современного Российского государства, которое является наследником СССР, Российской империи, Московского государства и Древней Руси.
Государственные символы России — герб, флаг, гимн
гражданин, Конституция
[
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. • Какими символами современная Российская Федерация отличается от других государств?
2. • Для чего гражданам государства необходимо знать и соблюдать Конституцию?
3. • Перечисли известные тебе права и обязанности гражданина России.
4. • Как ты понимаешь слова поэта Н.А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
5. • От кого, по-твоему, зависит сейчас будущее России?
113
ш
Выборы
114
§ 23. ВЛАСТЬ НАРОДА
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
— Семён Семёнович! — обратилея Илюша к учителю физкультуры. — Может, не будем сегодня бегать, а сразу поиграем в мяч?
Одноклассники дружно загалдели:
— Конечно! Давайте! Мы все этого хотим!
— Обойдёмся без демократии! — усмехнулся Семён Семёнович и скомандовал: — Сначала будем бегать!
Вечером Илюша очень возмущался, когда рассказывал эту историю родителям:
— Мама! Ну при чём здесь демократия? Ведь мы в мяч предлагали поиграть, а не в какую-то там демократию! Что это вообще такое?
— Демокрс1тией называют один из способов управления обществом. При демократии власть принадлежит народу, то есть всем гражданам государства.
— А как может народ сам собой управлять? Ведь одни граждане захотят одного, другие — другого!
Кому принадлежит власть при демократии? v’ Всегда ли народ хочет одного и того же?
Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с мнением авторов (стр. 136).
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Что такое государство? (§ 3)
Что такое конституция? (§ 22)
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Как народ может править страной?
• Прочитай текст и ответь на вопрос в его названии.
— Есть два основных способа, — ответила мама. — По самым важным вопросам жизни государства проводится всенародное голосование — референдум. Так была принята наша Конституция. Другой способ осуществления демократии — это выборы органов государственной власти. Граждане избирают на определённое время тех людей, которые будут осуществлять власть от имени народа.
— Я помню, — сказал Илюша, — как вы с папой брали меня на выборы. Там вам дали какие-то листочки с надписями, вы поставили на них крестики и опустили в большие ящики, похожие на почтовые.
— В общем-то верно! — улыбнулась мама. — В этих избирательных листках указывают либо вынесенный на голосование вопрос, либо фамилии тех, кто хотел бы работать в органах государственной власти. Таких людей называют кандид1атами.
— А как люди по фамилиям узнают, за кого из кандидатов они хотят голосовать, а за кого — нет? — спросил Илюша.
— Для этого, — ответила мама, — перед выборами кандидаты обращаются к гражданам. В газетах, журналах и телепередачах они рассказывают о том, как будут использовать власть, если победят на выборах. Потом в назначенный день граждане приходят на избирательные участки. Каждый гражданин при этом имеет один голос и самостоятельно определяет, кому его отдать.
— А если этому гражданину хорошенько пригрозить? -допытывался Илюша. — Он ведь тогда выберет не того, кого хотел, а кого-то другого!
— Чтобы такого не случилось, — ответила мама, — голосование на выборах является тайным. После того как оно закончится, избирательные комиссии подсчитывают, кто набрал больше голосов, и объявляют победителя.
• Определи, в каком случае проводится референдум, а в каком — выборы органов государственной власти.
Кандидаты на пост мэра города (городского головы)
Николаев Сергеев А.В. Петрова Н.М.
115
— Но ведь не все за этого победителя голосовали, -рассуждал Илюша. — И тогда что, победителя не признают?
— В данном случае, — ответила мама, — для сохранения порядка меньшинство граждан должно подчиниться большинству. Но при этом каждый из тех, кто не согласен с решением большинства, может свободно через газеты, телевидение доказывать свою правоту и бороться за другое решение на следующих выборах. Это и есть демократия.
Как научиться демократии?
• Прочитай текст и ответь на вопрос в его названии.
— Всё понял, — сказал Илюша. — Одно непонятно: почему наш Семён Семёнович не согласился на эту самую демократию?
— Потому что демократия — это очень сложный способ управления обществом, — ответила мама. — К сожалению, он не всегда и не всем подходит. Скажи, все ли ученики вашего класса будут самостоятельно решать
Выступить на охрану государственной границы!
Вам поручается восстановить электроосвещение.
Давайте решать, кто станет вожатым старших отрядов.
Кто за принятие этого решения, прошу голосовать!
116
• В какой ситуации люди используют демократический способ управления, а в какой — недемократический?
задачки, если Людмила Васильевна случайно забудет вам их задать?
— Нет, не все, — признался Илюша. — Коля Баранкин сам мне говорил, что если бы его не заставляли, он бы за уроками не сидел.
— Вот видишь, — покачала головой мама, — а ведь в современном мире человеку необходимо и получить образование, и сохранить здоровье. Только в детстве не все это понимают. Вот и приходится Семёну Семёновичу заботиться о том, чтобы вы росли сильными и выносливыми, а Людмиле Васильевне — заставлять некоторых учеников решать задачки. Такой способ управления демократией не назовёшь, но и без него нельзя.
— Почему нельзя? — спросил Илюша.
— Потому что слабого и необразованного человека проще обмануть. И бывает, что на выборах нечестные люди этим пользуются. Поэтому к тому времени, когда ты и твои друзья получите избирательные права, вы обязательно должны научиться самостоятельно мыслить и отличать правду от обмана. Без этого настоящей демократии не будет.
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Слово «демократия» в переводе с древнегреческого означает «народовластие» («д^мос» — народ и «кр^-тос» — власть). При демократии власть принадлежит народу, управление обществом и государством возможно только по воле (по желанию) народа.
Демократия, выборы органов государственной власти
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. • Объясни, что на древнегреческом языке означает слово «демократия».
2. • Как ты понимаешь, что означает выражение «демократический способ управления государством»?
3. ♦ Как ты думаешь, почему при демократии нужно регулярно проводить выборы органов государственной власти и референдумы?
4. • Понравился ли тебе демократический способ управления? Как ты думаешь, часто ли могут твои учителя использовать демократию при управлении классом на уроке?
i.
117
118
§ 24. КТО В ГОСУДАРСТВЕ САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
Однажды вечером Анюта и Илюша вмеете е мамой играли в настольную игру «Лото». Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. С экрана доносилось:
«В Государственной думе проходит обсуждение законопроекта, представленного Президентом…»
— Я выиграл! — радостно объявил Илюша.
— Так нечестно, — захныкала Анюта, — ты не по правилам играешь.
— Как это не по правилам? — возмутился Илюша.
В спор вмешалась мама:
— По правилам этой игры выигрывает тот, кто быстрее заполнит своё поле фишками.
— Дети, не спорьте, — не отрываясь от телевизора, произнёс папа и немного увеличил громкость. Диктор сообщил: «Расхождения между президентским и думским вариантами закона привели к жарким спорам…»
Илюша недовольно пробубнил:
— А они-то о чём спорят? Тоже фишки не поделили?
— Что ты, при чём здесь фишки, — пробормотал папа. — Между Президентом и Думой разделена государственная власть.
— Как это можно разделить власть?! — не понял Илюша. — Кто кого главнее, что ли?
Что сообщил о государственной власти папа?
Что удивило Илюшу?
Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с мнением авторов (стр. 136).
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Что такое государство? (Словарь)
Что такое конституция? (Словарь)
Что такое демократия? (Словарь)
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Какие ветви растут на «дереве власти»?
• Прочитай текст и ответь на вопрос в его названии.
— Попробую объяснить, — задумался папа. — Вот, скажем, ваши детские игры очень похожи на взрослую жизнь. Вы сейчас по каким правилам играли?
— Как по каким? — переспросил Илюша. — По тем, которые к этой игре прилагаются. Он показал папе крышку от игровой коробки, на обороте которой были написаны правила.
— Верно! — заметил папа. — Тот, кто придумал эту игру, написал для вас её правила. И вы по ним решаете, что честно, а что — нет.
— Ну, это понятно…
— Так вот, и в государстве есть обязательные для всех правила. Помнишь, как они называются? — спросил папа.
— Конечно, помню, — ответил Илюша. — Законы!
— Совершенно верно. И тот, кто в государстве разрабатывает и утверждает законы, обладает законодательной властью.
Ещё есть исполнительная власть. Её осуществляют государственные служащие, которые управляют страной по действующим законам. В примере с вашей игрой роль «исполнительной власти» принадлежала маме, так как она была ведущей и следила за соблюдением правил.
119
Кто отвечает перед нами за порядок в стране?
« Прочитай текст и ответь на вопрос в его названии.
— а у нас в России кому какая власть принадлежит?
— По Конституции, если ты помнишь, власть принадлежит народу, — ответил папа, — а осуществляют её от нашего имени государственные органы власти. Народ избирает на шесть лет главу государства — Президента России. Президент назначает правительство, состоящее из высших чиновников — министров. Они управляют страной, так как им принадлежит исполнительная власть.
Дом Правительства России
Зал Государственной думы России
Кремль — место работы Президента России
120
Посоветуйтесь в паре и подберите подписи к иллюстрациям.
— Значит, Президент у нас — самый главный и все должны ему подчиняться? — уточнил Илюша.
— Конечно, должны — в пределах его полномочий главы государства, — ответил папа. — Но и сам Президент должен подчиняться нашей Конституции и остальным законам, ведь он такой же гражданин, как и все мы. А вот законы для России устанавливает Государственная дума. Это собрание избранных народом представителей -депутатов.
Они-то и обладают законодательной властью. Таким образом, демократия (народовластие) в России осуществляется через избранные народом органы власти: Президента и Государственную думу.
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
По Конституции России государственная власть разделена между Президентом, Правительством, Государственной думой и другими органами власти.
Президент, Государственная дума
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. • Кому по Конституции принадлежит в России государственная власть?
2. ♦ Что такое Государственная дума, какой властью она обладает?
3. • Какие задачи решают в государстве Президент и Правительство России и какая власть им принадлежит?
4. • Как можно доказать, что Президент и Государственная дума — это демократические органы власти?
5. • Вспомни, кому по Конституции принадлежит власть в современной России.
6. • Нарисуй схему «дерева власти» с ветвями, изображающими разделение власти в России.
7. • Представь, что тебя избрали депутатом Государственной думы России. Ты можешь выступить перед другими депутатами и предложить на рассмотрение новые законы. Какие бы ты хотел предложить законы? Как ты думаешь, нашли бы они поддержку у других депутатов?
[
i.
121
122
§ 25. НАРОДЫ РОССИИ
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
— Мама! Сегодня Людмила Васильевна попросила нас подготовиться к празднику прихода весны и принести из дома какое-нибудь угощение, — сказал Илюша, придя из школы. — А новенький ученик Тимур Ахмедшин, когда это услышал, сказал: «Якшй!» Я у него спрашиваю: «Это что значит?» А он отвечает: «Якши» — значит «хорошо» на языке моего народа — на татарском». Получается, у нас в России не один народ живёт?
— Конечно,- ответила мама.
— А помнишь, ты говорила, что по Конституции власть в России принадлежит народу, то есть всем гражданам. Вот я и не пойму: мы с Тимуром — один народ или разные?
О каком количестве народов нашей страны говорится в разных фразах этого разговора?
Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с мнением авторов (стр. 136).
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Приведи примеры высказываний, предложений, в которых используется слово «народ». (Жизненный опыт)
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Дети разных народов
♦ Чем один народ отличается от другого?
— Вы являетесь гражданами одного государства, у вас
одна Родина. Но Тимур татарин, а ты русский. Вы —
представители разных народов России, — объяснила мама.
— А чем разные народы отличаются друг от друга?
— В первую очередь своим языком. У каждого человека есть родной язык, на котором он думает и говорит. Как правило, это язык его народа. На этом языке
родители рассказывают своему ребёнку народные сказки, поют песни. Подрастая, ребёнок участвует вместе со взрослыми в народных праздниках, привыкает к наиболее распространённым в его народе цветам и деталям одежды, к правилам общения с другими людьми. Все
Дай название каждому ряду рисунков.
Русские
пельмени
Салат
по-вайнахски
Зур балиш — татарский пирог
• Расскажи, из каких ещё частей складывается народная культура.
эти народные обычаи вместе с языком определяют народную культуру.
— А много в России разных народов? — спросил Илюша.
— Очень много, — улыбнулась мама. — У нас в России живут даже представители народов других государств, в основном тех, которые раньше входили в состав Советского Союза. Это украинцы, белорусы, армяне и многие другие. Малочисленные народы России живут на Крайнем Севере России — это ненцы, чукчи, коряки и другие. Самый многочисленный народ России — русские. Они составляют большинство населения страны и живут на всей ее территории. Ну а сейчас давай готовить угощение к русскому народному празднику — Масленице -встречи весны. В эти дни славяне-земледельцы радовались окончанию холодной зимы, устраивали весёлые хороводы и угощали друг друга…
— Блинами! — вспомнил Илюша. — Блины были маленькими изображениями весеннего солнца.
123
Всякому мила своя сторона
• Чем могут гордиться представители разных народов России?
На следующий день Илюша угощал своих одноклассников блинами и рассказывал о празднике Масленице.
Когда он закончил, заговорил Тимур Ахмедшин:
— А у нас в Татарстане самый любимый праздник -Сабантуй, что значит «праздник плуга». Каждой весной, когда заканчиваются работы в поле, все люди из окрестных деревень собираются на большой праздник. После соревнований все угощают друг друга лепёшками, мясом и беляшами. Я вам как раз беляши принёс — угощайтесь!
— Татары, — рассказывала Людмила Васильевна, — живут к востоку от Москвы. Через их земли протекает великая река Волга. Рядом с ними проживают близкие к татарам по языку башк]нры и чуваши. Когда-то давно предки этих народов говорили на одном языке — тюркском, поэтому сейчас учёные называют татарский, башкирский и чувашский языки тюркскими.
— Ой! — воскликнула Лена Туганаева, взглянув на карту. — А у меня бабушка недалеко от этих мест живёт — на Урале. Она удмуртка.
— Удм^рты, — объяснила классу учительница, — так же, как и родственные им по языку народы — марийцы, мордв^, ханты, манси, к(0ми, карелы, населяют север и северо-восток России. Они говорят на языках, которые учёные называют финно-угорскими.
— Бабушка научила меня делать перепечи, — сказала Лена и стала угощать всех небольшими пирожками с начинкой из капусты. — От неё я узнала удмуртскую легенду о том, как появились Великие Гусли, звуками которых весной люди встречают солнце, — продолжала рассказывать Лена. — В лесу жила когда-то старая мудрая ель. Звали её Мудор-Кыз — Мать Леса. Ель подпирала небо, чтобы оно не упало на землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Однажды Сумасшедшая Молния страшным огнём опалила Мудор-Кыз, и ель умерла. Но пришёл человек и оживил её: он сделал из неё Великие Гусли. Когда они звучали, солнце приближалось к земле, чтобы их послушать.
124
— Красивая легенда, — сказал Алёша Кузнецов. — Нам похожие рассказывали в походе по Кавказу.
— В горах Северного Кавказа, — пояснила учительница, — живут кабард]инцы, черк(есы, балк1арцы, карач;аев-
f г г г
цы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы и многие другие.
Рядом с ними в прикаспийских степях живут калм1яки. Эти народы различаются своими языками, обычаями, легендами, но все они славятся своим гостеприимством.
— Это верно! — подтвердил Алёша. — Нас в каждом селении угощали, как дорогих гостей. И даже научили делать халву из мёда и орехов. Вот — угощайтесь!
— А я принесла сибирский морс из ягод! — сказала Света, разливая по чашкам прохладный напиток.
— В Сибири и на Дальнем Востоке — пояснила Людмила Васильевна, — живут як^ты, бур^яты, алтайцы, нанайцы, тувинцы и многие другие народы.
Россия — удивительная страна! За столетия своей истории она стала общим домом для многих народов. При этом большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою неповторимую культуру. Величие России -в крепкой дружбе всех живущих в ней народов!
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Слово «народ» имеет два разных значения. В первом значении «народ» — это все граждане одного государства. Во втором значении «народ» — это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой. Современная Россия является родиной более Ю0 разных народов, образующих российский народ.
Народ, народная культура ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. ♦ Чем отличаются два значения слова «народ»?
2. • Как ты думаешь, почему Россия стала общей Родиной для многих народов?
3. • Представь, что поспорили твои знакомые, принадлежащие к разным народам. Каждый из них утверждает, что только его народ хорошо готовит угощение, знает, какую носить одежду, лучше всех поёт песни. Как продолжить беседу, чтобы никого не обидеть?
125
126
§ 26. НАШ ОБЩИЙ ДОМ
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
Анюта и Илюша вместе с папой и мамой путешествовали на автомобиле по России. Когда они уже далеко отъехали от Москвы, Илюша заметил рядом с дорогой щит, на котором был изображён флаг с зелёными, белыми и красными полосами.
— Пап, мы что, переезжаем границу другого государства? — спросил Илюша.
— Наоборот, — ответил папа, — мы движемся в глубь российской территории.
— Тогда почему же нас встречает другой флаг?
Как выглядит государственный флаг России?
^ Какой флаг увидел Илюша, отъехав от Москвы?
Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с мнением авторов (стр. 136).
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Какие государственные символы есть у современной России?
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
«Россия — священная наша держава»
• С помощью текста объясни название нашего государства «Российская Федерация».
— Ты видишь флаг Республики Татарстан, входящей в состав Российской Федерации.
— А что такое «федерация»? — спросил Илюша.
— Представь себе большой дом, — предложил папа. -В нём много квартир, в которых живут разные люди. Они дружат между собой, помогают друг другу, ходят в гости. Так вот, дом этот — наша огромная страна Россия, а квартиры — это части её территории, населённые разными народами. И они так же дружат между собой. Для всех нас, граждан России, точно так же, как и для жителей одного дома, важно, чтобы здание было прочным, чтобы никто не хулиганил, чтобы в дом не залезали грабители. Поэтому жители разных частей единой страны договорились заключить союз. На латинском язы-
ке слово «союз» звучит как «федер^ц
uchebnik-skachatj-besplatno.com
ГДЗ по Окружающему миру 3 класс Вахрушев, Бурский, Родыгина Рабочая тетрадь. Проверочные и контрольные работы
ГДЗ в 3 классе
С нынешней системой образования многие школьники отстают по предметам. Те которым очень это нужно, готовы пойти на все, чтобы здать предмет, в котором отстают. Не зря учители задают детям домашнее задание, ведь оно поможет усвоить хорошо пройденный материал на уроку. Если же ученик что-то не понимает, то ему понадобится помощь. Далеко не все родители знают предмет, ведь они уже могут забыть формулы и правила, и тогда прийдется обращаться за помощью к ГДЗ. Не думайте что они созданы для того, чтобы ребенок не заморачивался над домашнем заданием, и быстренько все сделал. Они предназначенны для того чтобы проверить правильно ли сделано домашнее задание.
Как выбрать решебник?
Обычно, в школьной программе ГДЗ по Окружающему миру для 3 класса используют книгу под авторством Вахрушева, Бурского и Родыгина. Не стоит покупать решебник в магазинах, ведь вы можете сэкономить свое время и деньги благодаря нашему вебсайту.
Учебник был издан издательством «Баласс«. Автор книги издал его для детей, которые учат предметы в деревне и в престижных школах. Каждый школьник сможет с легкостью подготовится по этому учебнику к контрольной, и заслужить хорошую оценку. Также присутствует тетрадь для проверочных и контрольных работ
Зачем нужен ГДЗ по Окружающему миру для 3 класса Вахрушев, Бурский, Родыгин:
-Проверка правильно ли сделано домашнее задание.
-Подсказка, если непонятное задание.
-В крайнем случае, если вы уже не успеваете или не знаете как решить задание, вы можете списать с решебника.
-Для родителей, которые переживают за своих детей, и школьная программа уже позабылась.
-в книге присутствует информация, которая заинтересует и сделает процесс обучения ярче и увлекательным.
-Поможет лучше закрепить свои знания.
Преимущества использования решебника по Окружающей среде на нашем сайте:
-Доступность. На нашем сайте вы сможете абсолютно бесплатно посмотреть задания которые нужны вам.
-Не нужно носить за собой книгу, которая неудобная в использовании. Смело можно брать любой гаджет и смотреть в электронном варианте решебник.
Зачем ГДЗ?
Не нужно переживать что ученики будут использовать ГДЗ для того, чтобы быстрее сделать домашнее задание, программа 3 класса не должна быть сложной для родителей. Но все равно в учебнике могут быть слова непонятные для родителей, решебник используют для проверки правильности действий ребенка. Вы можете проверить своего сына или дочка в знании предмета. Проведите тест в дома, и полученные ответы можно сравнить с ГДЗ. 11 лет ученикам нужно будет делать уроки, и у них будут возникать вопросы как же сделать это задание? Не нужно запрещать детям пользоваться ГДЗ, ведь все почему-то думают что они предназначены для лентяев. Но это только стереотип. В современном мире уже давно забыли о огромных учебниках, которые и весят немало, на замену учебнику пришел наш сайт, за просмотр ГДЗ не нужно платить, все разложено по полкам, ученикам легко ориентироваться в ответах к заданиям. В ГДЗ больше плюсов чем минусов, и это сводится все к тому, что покупая тетрадь с задачами, нужно не забывать и о решебниках.
superbotanik.net
Окружающий мир 3 класс. Вахрушев
Учебный курс по окружающему миру Вахрушева А.А. и его соавторов познакомит детей третьего класса с живым миром нашей планеты. Детям расскажут, из чего состоит вещество, какие обитатели прячутся в недрах земли и океана, узнают много нового и интересного о привычных и хорошо знакомых жителях полей, лугов и лесов.
Описание учебника «Окружающий мир 3 класс Вахрушев»:
Учебник окружающего мира 3 класс Вахрушев А.А. включает две части. Книга отличается множеством иллюстраций: фотографии животных, растений, известных исследователей природы, учебные схемы и рисунки дополняют достаточно серьезные тексты учебника. Материалы рассчитаны на значительный уровень подготовленности третьеклассников и готовность учителя помогать детям разбираться в непростых, но очень познавательных рассказах.
Учебник «Окружающий мир 3 класс Вахрушев А.А.» дает мощную базу для дальнейшего изучения предмета. Знания, предлагаемые авторами, позволят детям легко перейти к курсам физики, истории, обществознания, географии, химии. Правила оформлены в отдельных рамках. Новые темы связаны с бытовыми навыками и знаниями третьеклассников.
Курс «Окружающий мир 3 класс Вахрушев А.А.» состоит из таких тем:
- Вещество
- Энергия
- Биосфера
- Круговорот веществ
- Виды экосистем
- Растительный мир
- Мир животных
- Микромир
- Общество и человек
- Безопасность
- Родина
Сочетание научно-популярных текстов, научных формулировок и замечательных иллюстраций делают учебник крайне познавательным.
Издательство: Дрофа
Автор: Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А,С,
Формат: PDF
Количество страниц: 78 + 108
Язык: Русский
Скачать бесплатно Часть_1_okrugayushiy_mir_3_klass_vahruhev_uchebnik.pdf
Скачать бесплатно Часть_2_okrugayushiy_mir_3_klass_vahruhev_uchebnik.pdf
www.vse-dlya-detey.ru