2 класс

Упражнение по русскому языку 2 класс гармония – ГДЗ по Русскому языку за 2 класс М.Н. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Гармония

Содержание

Олимпиадные задания по математике (2 класс) на тему: Олимпиады для 2 класса по русскому языку и математике ( УМК ГАРМОНИЯ)

  1. Олимпиадная работа по русскому языку  2 класс

2014-2015 учебный год

Ф.И. _________________________________________________класс_________.

  1. В каких словах число букв и звуков совпадает? Подчеркни эти слова. (1 б.)
  1. Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.

2.  Разгадай ребусы и напиши слова — отгадки. (2 б.)

_________________        ___________________       __________________        ___________________

  1. Запиши слова , чтобы предметов стало много ( 3 б.)

Стул –  ________________

Чудо – ________________

Человек – _____________

Ухо – _________________

Ребенок – _____________

Ручка — ________________ .

  1. Допиши подходящие по смыслу слова- названия предметов с шипящими на конце слова. (4 б.)

Не шумит в реке ___________________,

Не шуршит под полом ______________.

В этот час такая ___________________ !

Только слышно : « Спи, ____________».

5.  Впиши в клетки слова, обозначающие: дерево, танец, ювелирное изделие, верхнюю одежду.(4 б.)

6.  Расшифруй предложение и запиши его: «Теперьяподнимитетоже». (5 б.)

           _____________________________________________________________.

7.  Рассеянный человек перепутал все строчки, только первую и последнюю оставил на месте. Помогите вернуть каждую строчку на место, обозначить ее соответствующим номером. (6 б.)                                                   (  ) Ветер, ветер, ветер,

(  ) Льется дождь колючий

(  )  Взрослые и дети

(  )  Тучи, тучи, тучи

(  )  Мокрый листопад.

(  )  Грустные сидят.

(  )  В почерневший сад.

(  )  По небу летят.

                                              (В. Левин)

  1. Олимпиадная работа по русскому языку 2 класс

2014-2015 учебный год (ОТВЕТЫ)

Ф.И. _________________________________________________класс_________.

1. В каких словах число букв и звуков совпадает? Подчеркни эти слова. (1 балл)

  1. Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.

2.  Разгадай ребусы и напиши слова — отгадки. (2 балла)

___чайка______            ______корова______           _______фонарь______       _______каток______

  1. Запиши слова , чтобы предметов стало много ( 3балла)

Стул –          стулья

Чудо –        чудеса

Человек –  люди

Ухо –            уши

Ребенок –  дети

Ручка —        ручки .

  1. Допиши подходящие по смыслу слова- названия предметов с шипящими на конце слова. (4 балла)

Не шумит в реке  камыш,

Не шуршит под полом  мышь .

В этот час такая тишь !

Только слышно : « Спи, малыш ».

5.  Впиши в клетки слова, обозначающие: дерево, танец, ювелирное изделие, верхнюю одежду.(4 балла)

П

А

Л

Ь

М

А

П

О

Л

Ь

К

А

К

О

Л

Ь

Ц

О

П

А

Л

Ь

Т

О

6.Расшифруй предложение и запиши его: «Теперьяподнимитетоже». (5 баллов)

                Те   перья   поднимите   тоже.

 7.  Рассеянный человек перепутал все строчки, только первую и последнюю оставил на месте. Помогите вернуть каждую строчку на место, обозначить ее соответствующим номером. (6 б.)             (1)Ветер, ветер, ветер,

(2)Мокрый листопад.

(3)Взрослые и дети

(4)Грустные сидят.

(5)Льется дождь колючий

(6)В почерневший сад.

(7)Тучи, тучи, тучи

(8)По небу летят.

  1.                                                 (В. Левин)

nsportal.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему: Контрольные работы по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония»

Контрольные  тематические, самостоятельные, проверочные работы по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония»

Входной диктант

Беда.

Щука плавала в тазу. Ее поймал Витя. Подкрался рыжий кот Васька. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры. Кот закричал. (22слова)

Слова для справок :поймал, подкрался.

Мини-диктант

Ь между двумя согласными

Там жили художник Тюбик и музыкант Гусля. А еще жили малыши: Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.

Диктант

Сочетания чк, чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу

В лесу.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка.

Проверочная работа

Перенос слов с ь

Радость, обезьяна, соловьи, семья, льдина, даль, крылья, варенье, деревья, январь, здоровье.  

Списывание

Ненастье.

Холодно. Наступила поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льет дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг. Уже пролетают редкие, лёгкие снежинки. Зима робко вступает в свои владения.


Подготовка к контрольному диктанту по теме : «Знаем- повторим, не знаем – узнаем»

1. Раздели слова на две группы.

Семья, соль, вьюга, метель, пальма, веселье, платье, вальс, варенье, гость, друзья, коньки, воробьи.

2.Раздели слова для переноса.

Платье, подъехать, копье, обезьяна, льет

3. Определи количество слогов, гласных.

Апрель, март, май

4. Определи количество слогов, букв, звуков.

Малина, куст, лось

5.Сделай звукобуквенный анализ.

Гриб, съели, голубь

Контрольный диктант

Жители дома

Осенью мы часто топили печку. У огонька устраивались кот Иваныч и ручной зайчик Ушан. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (22слова)

1. Сделай звукобуквенный анализ.

Шью                                   Пью

2.Запиши слова буквами, поставь ударение.

[май,ак]         [й,ама]              [вй,уны]            [вй,уга]

3.Определи количество звуков и букв.

Осенью,     огонька,    зайчик

Диктант по теме «Парные согласные на конце слова»

Лошадь

К доктору Айболиту пришла лошадь. У нее болел глаз. Лошадь плакала. Доктор дал ей очки. И глаз у нее перестал болеть.

  1. Разделите для переноса.

Лошадь, мальчик, чайник

  1. Сосчитайте количество букв и звуков.

Болеть, доктор

3.Выпишите слово, в котором все согласные твердые

  и слово, в котором все согласные мягкие.

Проверочная работа по теме «Приставки и предлоги»

Солнце (по)небу гуляло. И (за)тучку (за)бежало.(По)бежало (по)кустам, (по)березовым листам. Рады, рады, рады светлые березы, и на них (от) радости (вы)растают розы.

Спишите, раскрывая скобки.

Диктовка по теме « Главные опасности письма»

Зайка

В огороде росла яблонька. На ней висели яблоки. Под яблонькой спал зайка. Вдруг яблоко упало на него. Зайка прыгнул в сторону и быстро побежал к лесу.

Списывание по теме « Главные опасности письма»

Напишите, правильно определяя начало и конец предложения. Озаглавьте.

Утро очень тихо слышно сойку и дрозда рябина очень краснеет березки начинают желтеть иногда пролетают белые бабочки.


Комментированное письмо по теме « Главные опасности письма»

Белочка

На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.

  1. В первом предложении подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.
  2. Подчеркните слова с Ь
  3. Слова третьего предложения разделите для переноса.

Диктант по теме « Главные опасности письма»

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше. Теперь можно пить.

  1. Подчеркните Ь в словах.
  2. В выделенных словах укажите количество звуков и букв.

Проверочная работа по теме « Главные опасности письма»

1.Назовите слова, в которых все согласные мягкие

ель, лес, реки, лето, белка, сени, кисель.

2. Назовите слова, в которых все согласные твердые

санки, стол, липа, рыба, енот, зяблик, сосна

3. Сделайте звукобуквенный разбор слов

          письмо, перо

4. Раздели слова для переноса

чернильница, перья

Списывание

Перо

Ран_ше люди писали птич_ими пер_ями. Ч_ще всего пол_зовались гусиным пером. Позднее гусиное п_ро заменили стал_ным, а название осталось.

Контрольный диктант за 1 четверть

Стул

Изобрели стул древние египтяне. На стуле раньше сидели только богатые и знаменитые люди нашей страны. Стул был троном. Во время приемов на нем сидел царь. Знать сажали на табуреты. Все остальные стояли.

1.Выписать по одному слову из двух слогов, из трех слогов.

2.Над словами второго предложения поставьте знаки ударения.

Проверочная работа по теме « Главные опасности письма»

Вырос на грядке ду_ _стый  горош_к.

Тропинка спускалась  в овраж_к.

Котенок ест очень мало, ведь желудоч_к у него совсем крохотный.

Взял бараш_к кар_ндаш_к.

Цифра шест_ — дв_рной замоч_к: сверху крюк- внизу кружоч_к.

Диктовка по теме « Главные опасности письма»

Птичьи гнезда

Чаще гнезда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек и стебельков. Часто гнезда утеплены пухом.

  1. Поставьте знаки ударения в последнем предложении
  2. Подчеркните в словах сочетания ча-ща
  3. Укажите количество букв и звуков в словах

           Стебельков, гнезда

Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

1. Разделите текст на предложения.

Вот норка там мышка у норки кошка. Кошка ловит мышку она хитра.

2. Выпишите предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

1. Составь из слов предложения.

Деревьями, за, солнце, скрылось

Стоят, в, золотом, березы, уборе.

2. Исправь ошибки.

катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.

3.Подбери название к тексту. Определи, сколько предложений в тексте. Подчеркни одной чертой согласные, которые обозначают твердые звуки, а двумя- мягкие.

Муравей нашел зерно оно было тяжелое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.

Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»

Пришла поздняя осень. Уныло моросит дождь. Дуют сильные ветры. Листья с деревьев опали. Птицы улетели в теплые края.

Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

Написание диалога

1.Расставьте знаки препинания. Исправьте ошибки.

Где ты была сегодня, киска. У королевы у английской. Что ты видала при дворе видала мышку на ковре.

Выборочный диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»

1. Запиши слова с Ь на конце

Лось  живет в лесу. Он ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими.

Письменные ответы на вопросы по теме «Выражаем мысли и чувства»

  1. Ответь на вопросы, используя данные слова:

Бульки, были, собаки, щенки, любили, щенята, играть, у.

-У кого были щенки?

-Что они любили делать?

Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

  1. Из слов каждой строки составьте и запишите предложения.

Кругом, лес, был.

Лег, на, я, траву, душистую.

Прогудели, шмели.

Быстро, оса, промчалась.

Пролетели, вот, домашние пчелы.

Они, брали, сок, с, цветов, сладкий, дружно.

Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»

Сорока

Почему сороку называют белобокой? У нее по бокам перышки белые. А вот голова, крылья и хвост черные. Очень красив у сороки хвост. Перья на нем не просто черные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»

        Зимой

Была зима. Митя катался на санках с горы. Румяный, он вбежал в дом. Он хотел, чтобы всегда была зима. Зимой ему весело.

1. Спишите слова и укажите количество букв и звуков

        урок, день

2. Разделите слова на слоги

       чистый, журчит, Аня, одежда

3. Допишите по одному слогу так, чтобы получились слова

лы….,           малы….

Списывание

Осень.

Давно сняли пахучую антоновку. Налетел осенний ветер. Тряхнул вершины деревьев. В саду над землей взлетели и закружились сухие осенние листья. Холодно!

Практическая работа по теме «Хочу сказать больше»

Составление рассказа по плану

Как мы играем

1.Моя любимая игра.

2.Почему она мне нравится.

3.Скем я играю.

4. Как мы играем.

5.Какие черты характера развивает игра.

6.Умею ли я проигрывать.

Диктовка по теме«Хочу сказать больше»

Календарь

На стене висит календарь. Сколько в нем листков? Сколько дней в году. Проходит день. Одним листком в календаре становится меньше. И так триста шестьдесят пять раз.

  1. Подчеркните в словах Ь.
  2. Разделите на слоги слова

Календарь, проходит, день.

Контрольный диктант за 2 четверть

Оляпка

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала еду. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка.

  1. Подчеркните  слова с Ь.
  2. В словах укажите количество букв и звуков

        Лед, льду.

Практическая работа по теме«Хочу сказать больше»

Пересказ по плану

Птичка

Поймал Сережа чижа и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. Скоро Сережа перестал ловить птиц.

  1. 1.Кто жил у Сережи в клетке?

2.Что забыл сделать Сережа?

3.Как разбился чижик?

4.Что стало с птичкой?

5. Какой урок получил Сережа?

Диктовка по теме «Размышляем о словах»

По берегу Белого моря живут люди. Они называют себя поморами. Поморы хорошие моряки. Они смело бороздят морские просторы.

     1.Выпишите однокоренные слова и выделите корень

     2. Сделайте звукобуквенный анализ слов

             люди, живут

Практическая работа по теме «Размышляем о словах»

1.Выделите корень и изменяемую часть слова.

Кошка               веселая                  летит

Кошки               веселое        летишь

С кошкой        веселые        летят

2.Найдите лишнее слово. Выделите окончание.

Белый, белая, белка, белое.

Лиса, в лесу, за лесом, лес.

3. измените слова по образцу, выделите окончание.

Дощатый домишко – дощатые домишки

Старый дедушка –

Широкое море –

Чайная чашка –

Итоговый диктант по теме «Размышляем о словах»

Синичка

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили ее.

1.Запишите слова. Подчеркните мягкие согласные буквы.

        Брат, белка, барсук, кубики, зима.

  1. Прочитайте слова. Допишите 2-3 слова. Выделите корень

           Грибник, грибной,…..,……,…..

Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»

  1. Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.

Сон.

Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.

Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Я вышел на улицу. Поскрипывал снег под ногами. Мороз хватал за щеки и нос. Но мне  было весело.

Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Сова – полезная птица. Она поедает много мышей. Сова круглый год живет в наших краях. Днем она прячется в лесу.


Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Составление из слов предложений.

  1. Составьте из слов 5 предложений.
  2. Озаглавьте.

Ребята, лисенка, на дороге, подобрали.

У, него, передние, были, лапы, перебиты.

Девочки, долго, за, ухаживали, лисенком.

Наконец, поправился, и, больной, подрос.

Дети, в лес, лисенка, отнесли.

Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.

  1. Выделите корень в однокоренных словах.

Итоговый диктант по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Ели и сосны.

Как сажают ели и сосны? Эти деревья люди сажают прямыми рядами. Ели и сосны растут очень быстро.

  1. Над словами первого предложения поставить знак ударения.
  2. Подчеркнуть слово, в котором звуков меньше, чем букв.
  3. Подобрать к слову быстро слово, близкое по значению.

Распределительный диктант по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

  1. Запишите слова в две колонки — с проверяемыми  безударными гласными в корне слова и с непроверяемыми.

Воробьи, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, паруса.

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Следы на снегу

Зимой в лесу земля как пушистый ковер. Каждый зверек оставит на нем свои следы. Вот шел волк. А вот пробегал заяц. Он убегал от лисы.

Списывание

Ст…ляр сделал стол. Дв…рняжка стережет двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с…лонку насыпали соли. Из к…нюшни вышел конь.

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Река

Мы шли по широкой тропе. Я услышал плеск воды. Это была река. У самой реки стояли высокие деревья. У берега цвели золотые кувшинки.

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

К вечеру небо стало густо синеть. Повалил пушистый снег. Я надел пальто и поспешил на улицу. В ночном небе снежинки были особенно красивы.

Списывание

Звонкое утро

Наступило звонкое прозрачное утро. Выпала первая настоящая роса. В речке прыгала рыба.

На горке токовали два тетерева. С ними было шесть тетерок. Один петух ходил вокруг всех.

В серых лесах зацвели ранние ивы. Их цветы похожи на желтых пуховых цыплят. Около ив чудесно пахнет медом.

Практическая работа по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Письменные ответы на вопросы

Лисички

Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.

  1. Какого цвета лисички?
  2. Что дрожит в середине грибка?
  3. Когда этот гриб появляется в лесу?
  4. Как растут лисички в лесу?

Комментированное письмо по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Перед рассветом

Солнце еще не взошло. Охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото. Над елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло. Слышался тягостный вой. Маленькой и слабой чувствовала себя Настя перед этой силой.

Контрольный диктант за 3 четверть

Зайцы

Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.

  1. Выпишите слово с безударным гласным. Напишите проверочное.
  2. Напишите слово, близкое по значению слову страх.
  3. Разделите на слоги: заяц, страх

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

В парке.

В субботу мы гуляли в парке. Вот аллея берез и лип. Летом там жужжат пчелы. Хороши русские березы! Вот дуб. В ветках дуба гнезда птиц. Ветерок весело играл с листьями деревьев.

        Контрольное списывание

Муравьи

Весеннее солнце пробудило ото сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимней квартиры. Они стали чинить свое жилье. Муравьи носили веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранить леса. Нельзя губить жилища муравьев.

  1. Подчеркните слова с Ь.
  2. Напишите ответ: как называется жилище муравьев?

Диктовка по теме «Как устроены слова?»

Наша выставка

В четверг ребята нашего класса решили устроить выставку. Алла принесла коллекцию марок. Олег Субботин- свои рисунки. А Майя Петрова- вышивки. Все это мы развесили в длинном школьном коридоре. Учительница Анна Васильевна нас очень хвалила.

Диктовка по теме «Как устроены слова?»

Крокодиловы слезы

Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слезы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснить такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льет слезы? Это несерьезно. Просто со слезами крокодилы выводят из организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут, просто они как бы потеют глазами.

  1. Выпишите по два слова с разделительными Ь и Ъ знаками.
  2. Разделите на слоги для переноса слова

Горькие, объяснить

Итоговый диктант

Белочка

На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.

  1. В словах первого предложения подчеркнуть безударные гласные.
  2. Подчеркнуть в диктанте слова с Ь.
  3. Слова третьего предложения разделить на слоги.

             

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Гармония»

  1. Организационный этап. (2мин)

  Сейчас мы с вами отправимся в путешествие  по удивительной стране «Русского языка» и будем разгадывать его тайны. Для этого пообещайте, что вы будете на уроке очень внимательны и старательны.

 -Ребята, скажите, пожалуйста, зачем       люди путешествуют? Какова у них цель?

А нам это нужно?

Значит,  у нас свами такая же цель. Озвучьте.

(открывается цель  на доске)

/ На доске записано:

Цель:   1. Узнать…                  

             2. Научиться…    /

У вас на партах лежат листочки с заданиями, памятки работы в паре, которые помогут нам в нашем путешествии. А ещё есть кружочки трёх цветов (красного, зелёного и жёлтого) – это наши светофорчики.

Если у вас будет всё получаться, то  каким цветом вы будете «сигналить»? Если возникнут сомнения? А если встретится что-то трудное, непонятное (SOS!)?

   На протяжении нашего путешествия вы будете сами оценивать свою работу на станциях. А чтобы начать наше путешествие садитесь поудобнее и проверьте свой багаж: учебник, тетрадь, ручку, карандаш, знания и хорошее настроение. Я подарю улыбку вам, а вы мне и друг другу. Итак, в путь!

II. Минутка чистописания (2 мин)

Тетрадки положите наклонно, спинки     держите ровно. Путь у нас будет трудный, но интересный. Напишите его в тетради по образцу. И оцените свою работу.

         III. Актуализация знаний (5 мин)

Итак, мы отправляемся. Нас напутствует стихотворение     С. Михалкова. Прочитаем

его на слайде:

                          Если встречу я в  л. су

                          Настоящую л. су.

                          Я на ёлку пок. жу

                         И в л. су л. се ск. жу:

                       -Ты, л.са , меня не трогай,

                        Ты б.ги своей д.рогой.

Какие орфографические задачи встретились

в этом стихотворении? Что нам нужно уметь делать, чтобы их решить? А зачем нам нужно это уметь делать? В какой части слова находятся эти задачи? Значит, какую цель ещё  мы   поставим сегодня на уроке? (открывается запись – цель 2  на доске:

Научиться  правильно подбирать проверочные слова и объяснять значения слов)

У вас на партах лежат листочки с этим заданием. Скажите, с какими словами играет автор? Вы не попадётесь в ловушку, вставляя пропущенные буквы? Выполните задание в  парах ( одна карточка на двоих)

  Если возникнут трудности, включайте   светофорчики. Не забудьте про памятки

  работы в паре.

Проверка. Что помогло вам правильно   выбрать букву, ведь слова звучали одинаково (в лесу,  лису…)?

         

  IV. Работа по теме урока (8 мин)

Мы продолжаем наше путешествие и попадаем в гости к Мудрой сове      (слайд)

 Как вы понимаете слово «мудрой»?

Где можно найти точное определение значения слова «Мудрый»?

В толковом  словаре Ожегова (учитель показывает словарь) читаем:

Мудрый – обладающий большим умом

Ребята, эта  сова приготовила  вам  мудрые задания. Справитесь с ними, станете тоже мудрее. На слайде слова с картинками:

Кот сл. зал с дерева

Кот сл. зал сметану

          Мама пол. скала малыша

          Мама пол. скала бельё

Запишите  в тетрадь слова  с «окошком» и подумайте над тем, как решить эти орфографические задачи.

А теперь попробуем разобраться и вставить орфограммы. Объясните значения слов и выбор букв. Решаем орфографические задачи, подбирая правильно проверочные слова  

Кто стал уже мудрее, покажите карточку, оцените свою работу.

          V.Физкультминутка (2 мин.)

        VI. Закрепление знаний(6 мин)

1.Мы отправляемся в гости к Ёжику (слайд) с важной профессией  «исследователь»

-Кто знает, что означает интересное слово  «исследователь»?

-Заглянем в словарь Ожегова:

Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями.        

Наш друг Ёжик много чего исследовал в лесу, но вот исследовать некоторые слова он просит помочь ему. Кто желает побывать в роли исследователя? Все! Давайте договоримся так:                                      

1ряд —    исследует первую пару слов

2 ряд —   вторую пару

3 ряд – третью пару.

Нужно исследовать слова:

Частота-чистота

Запевать-запивать

Плод – плот

 Это разные слова?

Что они обозначают?

Какое слово будет проверочным?

2.  Станция Таинственная (6 мин)  (слайд)

— Посмотрите,  ребята, у меня волшебный  ящик, в  котором спрятаны   три загадочных

предмета с одним и тем же названием, но разными признаками. Чтобы вас не мучать догадками, подскажу. Слушайте:

      У ёлки они еловые,

      У сосны они сосновые,

      У кедра  они кедровые.

— Отгадайте, что там?

Откройте  учебник на стр. 58 и выполните упражнение № 399 самостоятельно. Не забудьте про секрет корней в родственных словах. У кого будут трудности, просигнальте карточкой. Выделите орфограммы и выполните самопроверку.    Оцените свою самостоятельную работу. 

          Физкультминутка для глаз (1 мин)

     VIII. Развивающие упражнения (5 мин)

 Вы желаете продолжить путешествие?

 Вам комфортно?

 Тогда я приглашаю вас

   в город Наимудрейших (слайд)              предлагаю игру «Угадай, что это значит»

 Объясните значение этих устойчивых выражений – фразеологизмов.

 В каком смысле они употреблены?

Клевать носом, задрать нос, летать в облаках, считать ворон, прикусить язык, зарубить на носу, прятаться в кустах.

IX.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению   Творческое задание для трудолюбивых

                                                                 (5 мин)

для всех № 405 (учебник с. 60)  — и…

Творческое задание для трудолюбивых  и самостоятельных: сочинить загадку или  четверостишие  о родной природе, в которых будут встречаться слова с пройденными орфограммами.

Например, послушайте, какое стихотворение о красоте родной природы  написал Сергей Есенин:                                                            (слайд  с красивой картиной  и со вставкой звука – лёгкой красивой мелодией )

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром  

X. Подведение итога.  Рефлексия (3 мин.)  Наше путешествие подходит к концу.  

 На слайде  читаем: На уроке мне было:

              Легко и интересно…

              Трудно, но интересно…

               Неинтересно…

  Просигнальте карточкой. А теперь ответьте:

  Какую цель мы поставили в начале нашего путешествия? Достигли ли мы поставленной цели? Что мы узнали нового? Какие новые слова? Чему научились?

Для чего нужно понимать значение слов?  

Что понравилось на уроке больше всего?

Что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным?

Выставляются отметки за активную работу на уроке.

Эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке.

Говорят хором:

  Прозвенел звонок

  Начинается урок.

  Буду я внимательным,

  Активным и старательным.

Ответы: чтобы узнать что-то новое, чему-то новому научиться.

     

 

                 

     

                                                               

 

—     — у меня всё получается

 — я затрудняюсь (сомневаюсь)

      -мне нужна помощь

               

Учащиеся желают друг другу удачи в пути и дарят улыбку

Учащиеся пишут в тетради по

заранее прописанным учителем

начертаниям букв и их элементам.

.

Ответы: безударные гласные

Ответы: правильно подобрать проверочное слово в зависимости от значения слов.

  Уметь правильно объяснять значение слова.

Ответы: лес и лиса

Самоконтроль и самооценка.

Ответы: помогло значение слов: в лесу — говорится про лес, а лису – это про животное — лисицу.

Ответы: в толковом словаре

     Дети по очереди объясняют значения слов и доказывают выбор букв. Все остальные  учащиеся: если согласны, то сигнализируют зелёной сигнальной карточкой

Учащиеся совместно с учителем выполняют физкультминутку, в которой упражнения для туловища сочетаются с упражнениями для глаз.

Поочерёдно учащиеся высказывают своё мнение и доказывают его. Выслушивается ответ представителя от каждого ряда, а все остальные выслушивают мнение товарища.

Если учащиеся согласны, то сигнализируют зелёной карточкой.

Проводится орфографическая работа и запись слов в тетрадь: Частота — часто

            Чистота — чисто

            Запевать — запеть

             Запивать — запить

  Плод — плоды

    Плот — плоты

Если учащиеся выполнили правильно, то сигнализируют зелёной сигнальной карточкой. Если нет, то учитель оказывает индивидуальную помощь, так, чтобы ученик пришёл сам к правильному ответу.

Дети вместе с учителем выполняют физкультминутку для глаз

Учащиеся выполняют задания творческого характера.

 

Релаксация.

Знакомство с литературным произведением. Пробуждение эмоциональных переживаний и  любви к родной природе.

Записывают домашнее задание.

     

      Учащиеся показывают

зелёным сигналом – да,

а красным – нет

Создание положительного эмоционального и психологического настроя учащихся на работу на уроке.

Используется эвристический метод обучения.

Приём самооценки

Групповая и фронтальная формы работы.

Работа над каллиграфией.

Использование ИКТ

Фронтальная форма работы и работа в парах.

Используется эвристический метод обучения

КУУД: осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

РУУД: планировать свои действия для решения задачи; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать  свои достижения, осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Работа в парах.

ПУУД:

— осознавать познавательную задачу,  планировать деятельность для её решения;

– находить в тексте необходимые сведения;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации новых понятий;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

РУУД:

– действовать по намеченному плану;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Межпредметная связь

 (с окружающим миром)

Работа с книгой

РУУД:

– действовать по намеченному плану;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Используется эвристический метод обучения

КУУД:

 вступать в учебное сотрудничество , участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимо-контроль, проявлять добро желательное отношение к партнёрам;

ПУУД:

— построение логической цепи рассуждения.

Межпредметная связь

Использование  идивидуального подхода

 в обучении.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Работа с одарёнными детьми

Контроль усвоения знаний каждым учащимся со стороны учителя.

Метод текущего контроля.

РУУД:

 Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;

 переживание, припоминание;

Решение проблем.

nsportal.ru

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК «Гармония»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области.

«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начального цикла Протокол № 1 от

« » августа 2015 г.

Руководитель ШМО_____ /____________/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________ / Валуева Н.А/

« » августа 2015 г.

«Утверждаю» Директор МБОУ

« СОШ с.Чесноковка»

____________ /Р.Г.Бакирова/ Приказ № от « » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу « Русский язык»

2 класс. Уровень программы: базовый УМК «Гармония».

Составитель: Валуева Надежда Анатольевна — учитель начальных классов, I категория Стаж работы: 21 год.

с. Чесноковка, 2015 год.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям « Филология », реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С.Соловейчик, допущенной Министерством образования и науки РФ (издательство – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013).

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст.55 п.4

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).

  3. Примерная основная образовательная программа НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Приказ Министерства образования Оренбургской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана» от 06.08.2015 №01-21/1742.

  6. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» /под редакцией Н.Б.Истоминой.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

  7. Учебный план МБОУ «СОШ с.Чесноковка» Переволоцкого района, Оренбургской области на 2015-2016 учебный год.

  8. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. Москва.2011г

2.2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

2.3. Цели курса

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осо-знанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

2.4. Конкретизация целей обучения с учетом специфики ОУ.

МБОУ «СОШ с.Чесноковка» является общеобразовательным учебным учреждением. Преподавание ведётся на общеобразовательном уровне, с целью повышения предметных и метапредметных результатов. Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты.

2.5. Задачи обучения предмету.

Центральная задача курса русского языка во 2 классе:

– обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.

— изучить разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

2.6. Общая характеристика учебного предмета.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов : «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?…». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.

Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будет представлена в связи с общей характеристикой программы каждого класса.

Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т.д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.

Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.

В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.

В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения. В основу проведенного деления положен функциональный признак.

Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.

Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».

Особенности в решении вопросов развития речи.

1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.

2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

5. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования.

Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трёх текстах.

3. На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают . Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.

Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!». Применение приёма одновременно обеспечивает: становление у младших школьников, во-первых, орфографической зоркости, во-вторых, рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в-третьих, постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; в-четвёртых, психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; в-пятых, формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции.

4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

5. Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями.

1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД.

2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: к а к искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова ( сИлач – это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы формулирования причинно-следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс») вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ». Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

В третьем классе центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди «слов-помощников» выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не).

Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие школьников, формирование их абстрактного мышления и всего комплекса УУД. Структура и содержание раздела имеют следующие особенности.

1. Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями – к последующему детальному изучению каждой. Такое методическое решение продиктовано, во-первых, коммуникативной направленностью курса, в том числе и изучения морфологии (необходимостью осознанного отношения к использованию в процессе общения всех частей речи), а во-вторых, стремлением повысить (за счёт неоднократного предъявления и сопоставления) эффективность освоения материала, трудного для младших школьников в силу его абстрактности.

Единая логика представления основных частей речи позволяет сравнивать их и даже рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела.

2. Дети учатся опознанию каждой части речи, подведению под понятие не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи формируется поэтапно: сначала применительно к словам, в которых категориальное значение не противоречит лексическому (называющим конкретные предметы, признаки, действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доброта, болеет, чувствует и др.

3. Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения понятий: «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся – «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых грамматических категорий числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой.

4. В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется -ть и -ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. (Об этом сообщается учащимся непосредственно на страницах учебника «К тайнам нашего языка».) В такой ситуации не представляется правильным в начальных классах закреплять одну из точек зрения, поэтому в курсе вопрос оставляется открытым. О неопределенной форме говорится, что она оканчивается на -ть или -ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости -ть и -ти просто подчеркиваются.

В результате принятого методического решения учащиеся знакомятся с объективно существующей лингвистической проблемой, что важно для понимания школьниками возможности существования различных точек зрения и, как следствие, – для развития гибкости их мышления.

5. Предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью специального справочника: «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей». Такой словарь создан и помещён в учебник. Обращение к нему позволяет не только совершенствовать культуру речи учащихся, но и формировать познавательные УУД – осознанный поиск информации и её использование.

В 3-м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её назначение – познакомить школьников с главными и второстепенными (пока без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. Предусмотрен отличный от традиционного способ выявления главных членов, подлежащего и сказуемого: одн

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку 2кл.УМК Гармония по теме «Подведем итоги», автор учебника М.С. Соловейчик.

I Мобилизующее начало.

— С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

II Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка чистописания.

— Откройте тетради. Вы видите там задание на минутку чистописания. Выполняйте его, стараясь соблюдать все правила соединения букв и элементов.

-Оцените свою работу.

2. – Запишите число и слова «Классная работа» в тетрадях.

3. Словарная работа.

— Я загадываю загадки, отгадки пишите в тетради, а Катя –на доске.

*Где доска и парта есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный …(класс)

*Простудился я вчера,

Голова болит с утра,

Я закашлился, охрип,

У меня, наверно, …(грипп)

*Многим нам она знакома.

В ней купаться можно дома.

Что же это за предмет?

Догадались или нет?…(ванна)

*Загадка эта нелегка

Пишут всегда через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(хоккей)

*Шестой день недели. (суббота)

— Проверьте написание.

— Что объединяет эти слова?

(слова с удвоенными согласными)

— Существуют ли правила проверки этих слов?

(нет, мы их должны запомнить)

III Целеполагание

1.Работа по карточкам.

—Реши орфографическую задачу и сформулируй правило:

а) л.сной-

гр.чи-

р.ка-

в.да-

гр.за-

б) шу.ка-

ры.ка-

моро.-

берё.ка-

ло.ка-

в) со?нце-

чудес?ный-

сер?це-

звёз?ный-

вкус?ный-

-Нужны ли вам были новые знания при решении этих орфографических задач?

(нет)

— Значит, что мы сейчас с вами делали?

(повторяли изученное)

— Назовите тему нашего урока

(повторение)

— Зачем нужны уроки повторения?

(понять, что мы уже знаем и что нужно вспомнить)

  1. –Откройте учебник с. 88 и прочтите тему урока.

Что означает слово «итоги»?

(результаты)

IV Физкультминутка

Звери у ручья напились,

Вправо, влево наклонились ,

Дружно на носочки встали,

Тучку лапками достали,

Дружно хлопнули в ладошки:

-До чего же день хороший!

Дождик вдруг пошёл с утра:

-За работу  нам пора!

IV  Осознанное выполнение различных действий.

1.Упражнение 472.

2.Вспомним правила проверки с.154

3.Упражнение 473(устно).

Гимнастика для глаз

-Глазкам надо отдохнуть.

(закрыть глаза)

-Нужно глубоко вздохнуть.

(вздох, глаза закрыты)

-Глаза по кругу побегут.

(открыть глаза и зрачок по кругу)

-Много-много раз моргнут.

(моргают часто)

Глазкам стало хорошо.

(лёгкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

-Увидят мои глазки всё!

(глаза широко распахнуты, на лице улыбка)

4.-Послушайте строчки из стихотворения А. Плещеева

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

-О каком времени года говорит поэт?

(весне)

-Кому из вас нравится весна? Почему?

-Да, весна-это символ пробуждения новой жизни, много радости и веселья приносит она людям. Весну воспевают художники, музыканты, поэты. А мы нарисуем весну словом.

-Составьте текст о весне с помощью этих слов :

Лучи ,травка , первые цветы, птицы.

V Итог. Рефлексия.

-Какую цель ставили?

-Умеем ли мы решать орфографические задачи в корне слова?

-Кому на уроке было интересно и всё понятно,просигнальте зелёным кружком.

-У кого есть вопросы и не всё понятно-синим.

-Кто ничего не понял и было неинтересно-красным.

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку в 2 классе УМК «Гармония» «Упражнения в редактировании текстов»

Конспект урока по русскому языку в 2 классе по образовательной программе «Гармония» и учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тема. Упражнения в редактировании тестов

Урок провела Фёдорова Ирина Алексеевна

учитель начальных классов высшей категории.

Цели: закрепить умения в составлении и редактировании текстов; закрепить

умения в нахождении орфограмм, в решении орфографических задач и

выделении тех задач, которые учащиеся пока не могут решать;

развивать навыки самостоятельной деятельности по созданию

письменных высказываний; воспитывать внимательное отношение

к мнению других, необходимость доказывать своё мнение, объясняя

то, что другим непонятно, принимать помощь от других

в случае неудачи.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Дети записывают число.

2. Создание учебной ситуации.

— Какая учебная задача стоит перед нами на уроках русского языка?

— Какой способ мы используем для записи незнакомых слов?

— А почему мы выбрали этот способ записи?

— С чего мы начнём наш урок?

-Мы будем писать с «окошками»? Почему?

— Как мы будем работать? Зачем?

— Какие пожелания мы скажем друг другу?

-Я тоже приготовила для вас пожелание:

Будьте внимательными и вежливыми друг к другу!

— Мы учимся писать без ошибок.

— Письмо с «окошками».

— Мы не знаем все орфограммы.

— Со словарной работы.

— Нет.

— Мы будем работать парами. Чтобы помогать друг другу, контролировать, учиться у других.

3.Словарная работа.

1.Дети работают парами. Записываю слова.

2. Взаимопроверка.

3. Самооценка.

4. Рефлексия словарной работы.

— Покажите карточкой, какую оценку вам поставил ваш сосед?

— Согласны вы с ней или нет? У кого возникли споры и почему?

— Если ваша пара работала дружно, покажите знаком дружбы.

— Нужно ли эту работу продолжать на следующем уроке? Зачем?

Дети анализируют свои действия.

5.Целеполагание на урок.

-Какую учебную задачу мы решали с вами вчера? Зачем?

— Чему мы научились, решая эту задачу?

— Обратим наше внимание на обращение из словарной работы. Что вы можете сказать про это предложение?

— Можно ли это предложение использовать как заголовок к тексту? О чем будет этот текст?

— Какую задачу будем решать сегодня на уроке?

— Наблюдая над текстами, работая редакторами и корректорами, мы будем учиться составлять свои тексты.

— Учились выражать свои мысли и чувства.

— Уметь составлять тексты.

— Составлять вопросительные, повествовательные и побудительные.

-Это предложение побудительное по цели, восклицательное по интонации.

— Да, можно.

— Учиться составлять тексты.

  1. Практическая работа по задачнику.

— Нам уже встречались тексты, которые составили ученики. Вот и сегодня мы поработаем редакторами текста ученицы 2 класса.

— Прочитайте текст. Все ли правила построения текста выполнила девочка?

Правила построения текста

  1. Тема.

  2. Главная мысль.

  3. Содержание и порядок предложений.

Дети работают по заданиям из задачника срт. 63 упр. 259.

  1. Рефлексия после выполнения упражнения.

— Этот диктант написала ученица 2 класса, а вы могли бы сами составить диктант для ребят нашего класса?

— О чем надо помнить, составляя текст?

Правила построения текста

  1. Тема.

  2. Главная мысль.

  3. Содержание и порядок предложений

  1. Домашнее задание.

— Если вы уверены в своих знаниях, то выполните упражнение 263 и составите текс-диктант по картинке. Помните об «окошках»

— Если вы сомневаетесь или не уверены в своих знаниях, то выполните упражнение 261 и составите словарный диктант.

  1. Рефлексия урока.

— Какую учебную задачу мы решали на уроке?

— Какую задачу поставим на следующий урок?

_ С помощью карточек оцените свою работу на уроке.

-Урок окончен. Спасибо.

— Учились составлять тексты.

— Мы продолжим эту работу.

Дети оценивают себя.

www.metod-kopilka.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему: контрольная работа по русскому языку во 2 классе УМК Гармония

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку во 2 классе. УМК «Школа России»

Итоговая работа проводится в мае во 2-х классах. УМК » Школа России»….

Диагностическая контрольная работа по русскому языку во 2 классе на конец 1 полугодия по программе «Начальная школа 21 века»

Содержание работы соответствует обязательному мин муму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса      нача…

контрольная работа по русскому языку во 2 классе УМК Гармония

Контрольная работа по теме «Предложение» содержит пять заданий. Цель работы: проверить усвоение темы «Виды предложений по цели и интонации»; расширять речевой опыт детей, пунктуационную зоркость, умен…

Контрольные работы по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония»

Контрольные  тематические, самостоятельные, проверочные работы по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония»…

КВН по русскому языку во 2 классе, УМК «Гармония»

Внеклассные занятия по русскому языку позволяют воспитывать интерес и любовь к русскому языку, гордость за свой язык,понимать  значение русского языка в жизни человека, общества….

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса. УМК «Гармония»

Контрольные работы по русскому языку для  2 класса.  В данном материале представлены диктанты, контрольные списывания, изложения, тестовые задания….

Контрольные работы по русскому языку для 3 класса. УМК «Гармония»

Контрольные работы по русскому языку для  3 класса.  УМК «Гармония». Данный материал содержит диктанты и тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку в 3 классе….

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *