2 класс

Практическая по географии 2 класс 10 – Практическая работа по географии №2 (6 класс)

Содержание

Практическая работа по географии №2 (6 класс)

Практическая работа №______ класс_________ Ф.И. учащегося__________________________________________________________ Дата_____________

Тема: Определение направлений и географических координат

Цель: С помощью карт атласа (физической карты) научиться определять пункты по координатам и координаты по пунктам

Задание 1. Определите и подпишите географические координаты указанных на контурной карте городов:

Сан-Франциско______________________ Нью-Йорк_______________________ Вашингтон______________________

Гавана_____________________________ Мехико_________________________ Санта-де-Богота__________________

Сантьяго___________________________ Лондон_________________________ Париж__________________________

Берлин____________________________ Москва_________________________ Санкт-Петербург__________________

Якутск____________________________ Астана_________________________ Алматы__________________________

Каир______________________________ Дели__________________________ Тегеран__________________________

Куала-Лумпур_____________________ Кейптаун______________________ Сидней__________________________

Задание 2. По заданным координатам найдите географические объекты, нанесите их на контурную карту и укажите их название.

  1. 63° с.ш., 151° з.д. – ______________________________________________

эта гора названа в честь 25-го президента США Уильяма Мак-Кинли.

  1. 77° ю.ш., 167° в.д. – _____________________________________________

самый южный действующий вулкан на Земле, в кратере которого имеется уникальное лавовое озеро

  1. 51° с.ш., 0° в.д. – _______________________________________________

Этот город находится на нулевом (начальном) меридиане, который также часто называют гринвичским

  1. В 1896 году английский путешественник Д.Ливингстон совершил замечательное открытие в точке с координатами 18° ю.ш., 26° в.д. ______________________________________________________________

  1. Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите название этой горы, если ее координаты 3° ю.ш., 38° в.д. ______________________________________________________________

  1. 43° с.ш., 76° в.д. – _______________________________________________

Этот город в июне 2007 года был добавлен в список самых дорогих городов мира, заняв 30-е место в списке.

  1. Координаты этого острова 27° ю.ш., 109°в.д. Он имеет несколько название – Рапа-Нуи-Вайгу, но чаще его называют ______________________________________________________________

  1. На этом мысе с координатами 34° ю.ш., 16° в.д. раскинулся огромный природный заповедник, в котором обитают зебры, газели, лисы, змеи _____________________________________________________________

  1. 32° ю.ш., 70° з.д. – _____________________________________________

является высшей точкой западного и южного полушарий, ее название означает «каменный страж»

infourok.ru

Практическая работа по географии “Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира” (10 класс)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира»

Ход работы:

  1. Используя  учебник  и  статистические  данные  таблицы  (см.  ниже),  заполните  её,  определив  тип  воспроизводства  и  демографический  этап  для  каждого  региона;

  2. Сравните  особенности  воспроизводства  двух  регионов  мира  в  зависимости  от  номера  задания;

  3. Назовите  причины  этих  особенностей;

  4. Назовите  демографические  последствия  данной  ситуации  в этих  регионах  и  пути  решения  возможных проблем;

  5. Сделайте  вывод  о  различиях  воспроизводства  населения  по  регионам  мира.

Задание 1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и СНГ.

Задание 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и Зарубежной Азии

Задание 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Африки и Зарубежной Азии.

Задание 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Восточной  и  Юго-Западной Азии.

Задание 5. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки.

Задание 6. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.

Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира

Регионы  мира

Коэффициент рождаемости (‰)

Коэффициент смертности (‰)

Коэффициент естественного прироста

(‰)

Тип воспроиз-водства

Демогра-фический этап

Весь мир

23

9

 

 

СНГ

13

14

 

 

Зарубежная Европа

11

11

 

 

Зарубежная Азия

23

8

 

 

Юго-Западная Азия

28

7

 

 

Восточная Азия

16

7

 

 

Африка

40

14

 

 

Северная Америка

15

9

 

 

Латинская Америка

25

7

 

 

Австралия

14

7

 

 

Океания

28

9

 

 

infourok.ru

Методические материалы для практических работ по географии 10 класс

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Вологодский политехнический техникум»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических работ

по учебной дисциплине «География»

с.Кубенское

2016 г.

Автор: Котосина Татьяна Леонидовна, преподаватель

Рецензент: Барашкова Галина Николаевна, заместитель директора

Методические указания для выполнения практических занятий работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум» всех специальностей.

Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, обеспеченность занятия, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия обучающихся и инструкцию по ее выполнению, методику анализа и оценивания полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования, объём времени, отведённый на практическую работу, а так же тематика работ находит отражение в рабочей программе учебной дисциплины.

Введение

Практические работы направлены на обобщение, систематизацию, закрепление знаний; формирование умений применять полученные знания на практике; развитие общих компетенций (ОК1 – ОК13):

– организовывать собственную деятельность, – анализировать рабочую ситуацию,

– осуществлять текущий и итоговый контроль, – оценку и коррекцию собственной деятельности, – нести ответственность за результаты своей работы, – осуществлять поиск необходимой информации.

Специфика географии как учебной дисциплины предполагает обязательную практическую деятельность на занятии, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Выполнение практических работ вносит существенный вклад в формирование географической культуры обучающихся: умений называть, показывать, описывать, объяснять, сравнивать, анализировать, оценивать, прогнозировать; способствует качественному обучению географии.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ подразумевает не только передачу обучающимся определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельного поиска информации.

Цель сборника практических работ – формирование знаний о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства; усиление практической направленности занятий географии; изучение географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве; развитие у обучающихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.

Сборник содержит девять практических работ по основным разделам курса: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География отраслей мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Глобальные проблемы».

По каждой практической работе поставлена цель ее проведения, указаны необходимые обеспечивающие средства, определена последовательность выполнения заданий, предложены контрольные вопросы для закрепления знаний.

Критерии оценивания работ.

Применяются следующие примерные нормы оценок качества выполнения практических работ по географии:

Отметка “5”

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

Обучающиеся работали полностью самостоя-тельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка “4”

Практическая работа выполнена обучающи-мися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные преподавателем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка “3”

Практическая работа выполнена и оформле-на обучающимися с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на “отлично” данную работу студентов. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка “2”

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой:

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Содержание

Критерии оценивания работ.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте основных географических объектов»

Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории».

Практическая работа №3 «Знакомство с политической картой мира».

Практическая работа №4 «Важнейшие виды природных ресурсов мира».

Практическая работа №5 «Определение современных путей миграции населения»

Практическая работа №6 «Центры мирового хозяйства»

Практическая работа №7 «Составление комплексной экономико- географической характеристики страны Зарубежной Европы»

Практическая работа №8 «Составление комплексной экономико- географической характеристики Африки»

Практическая работа №9 «Глобальные проблемы человечества».

Список литературы

3

5

7

11

12

13

14

16

17

17

19

20

24

25

Практическая работа № 1

Тема: Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Цель: закрепление представлений студентов о многообразии стран современного мира, отработка навыков работы с атласом и контурными картами.

Оборудование: политическая карта мира, атлас и контурные карты по географии для 10 класса

Задание: Обозначить на контурной карте островные, полуостровные и внутриконтинентальные страны и их столицы.

Ход работы

1. Используя атлас, подпишите на контурной карте названия стран, обозначьте границы и заштрихуйте красным цветом островные, зелёным – полуостровные и жёлтым – внутриконтинентальные страны, подпишите их столицы.

2. Назовите регионы, в которых преобладают страны, различные по географическому положению.

Практическая работа № 2

Тема: Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.

Цель: закрепление представлений студентов о многообразии стран современного мира, отработка навыков работы с атласом и контурными картами.

Оборудование: политическая карта мира, атлас и контурные карты по географии для 10 класса

Задание: Обозначить на контурной карте крупнейшие по территории и по численности населения страны мира.

Ход работы:

1. Используя атлас, форзацы учебника В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим – по численности населения. Подпишите их столицы.

2. Выпишите страны, вошедшие в эти группы и по площади территории, и по численности населения.

3. Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.

Практическая работа № 3

Тема: Знакомство с политической картой мира.

Цель: закрепление представлений студентов о многообразии стран современного мира, отработка навыков работы с атласом и контурными картами.

Оборудование: политическая карта мира, атлас и контурные карты по географии для 10 класса

Задание 1: Обозначить на контурной карте развитые и развивающиеся страны.

Ход работы:

1. Используя, знания, полученные на уроке, текст учебника или дополнительную литературу, на контурной карте синим цветом обозначьте страны «Большой семёрки», красным – социалистические, чёрным – нефтедобывающие и жёлтым – новые индустриальные страны, подпишите их названия и столицы.

2. Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.

Задание 2: Обозначение на контурной карте монархий и федеративных государств.

Ход работы:

1. Используя форзацы учебника В.П. Максаковского или дополнительную литературы и атлас, на контурной карте подпишите и обозначьте синим цветом абсолютные (включая теократические), зелёным – конституционные монархии и красным – федеративные государства, подпишите их столицы.

2. Подчеркните названия федеративных абсолютных и федеративных конституционных монархий.

3. Сделайте вывод о размещении государств с монархической формой правления и федеративным административно-территориальным устройством по регионам мира.

Практическая работа № 4

По теме: Важнейшие виды природных ресурсов мира.

Цель: отработка навыков чтения карт, формирование пространственного представления о размещении мировых природных ресурсов.

Оборудование: карта полезных ископаемых мира, географических атлас, учебник

Вариант практической работы назначает преподаватель

ВАРИАНТ № 1 Назовите главные ареалы размещения основных видов топливных ресурсов мира.

Ход работы:

1. Используя атлас , текст учебника и дополнительную литературу, назовите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны

2. Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа.

3. Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа.

4. Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.

ВАРИАНТ № 2 Обозначение на контурной карте главных ареалов размещения основных видов рудных ресурсов мира.

Ход работы:

1. Используя знания, полученные на уроке, или дополнительную литературу, штриховкой различного цвета покажите основные металлогенические пояса мира (алюминиевый, медный и оловянный).

2. Используя атлас, условными знаками покажите крупнейшие месторождения железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота и подпишите их названия.

3. Подпишите страны, выделяющиеся запасами железных, алюминиевых, медных, никелевых и оловянных руд, и обозначьте их границы.

4. Сделайте вывод о размещении этих видов рудных ресурсов по странам и регионам мира.

ВАРИАНТ № 3 Обозначение на контурной карте главных ареалов размещения важнейших видов неминеральных ресурсов.

Ход работы:

1. Используя атлас , учебник В. П. Максаковского и дополнительную литературу, покажите на контурной карте различными цветами страны, выделяющиеся по величине лесных, водных и агроклиматических ресурсов.

2. Нанесите различными цветами основные ареалы северного и южного лесных поясов, почвенных ресурсов и важнейшие рекреационные зоны мира.

3. Обозначьте основные аридные зоны мира и подпишите названия крупнейших пустынь.

4. Сделайте вывод о размещении лесных, водных, почвенных и рекреационных ресурсов по регионам мира.

Практическая работа № 5

По теме: Определение современных путей миграции населения.

Цель: формирование представлений студентов о современных миграционных процессах и их причинах.

Оборудование: учебник, справочная литература, атлас, контурные карты.

Ход работы:

1. Используя текст учебников В.П. Максаковского, дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения.

2. Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – с преобладанием иммиграции населения и подпишите их названия.

3. Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы, их определяющие.

4. Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков.

5. Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.

Практическая работа № 6

По теме: Центры мирового хозяйства.

Цель: формирование представлений студентов о многополюсности современного мирового хозяйства.

Оборудование: учебник, статистические материалы, атлас, контурные карты.

Ход работы:

1. На контурной карте мира, используя атлас , учебник В.П. Максаковского заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства.

2. Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП.

3. Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства.

4. Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП.

5. Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

Таблица 13

Главные центры мирового хозяйства в конце ХХ в.

Практическая работа № 7

По теме: Составление комплексной экономико- географической характеристики страны Зарубежной Европы.

Цель: формирование у студентов умений и навыков давать комплексную экономико-географическую характеристику, отражать результаты исследования в виде таблицы.

Оборудование: учебник, атлас, справочник «Страны мира», другая справочная и дополнительная литература.

Ход работы:

1.Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, заполните таблицу:

Экономико-географическая характеристика страны.

положение

Особенности природных

условий

и важнейшие ресурсы

Характерные черты

Отрасли специализации

промышленности

Отрасли специализации

сельского хозяйства

Особенности развития

транспорта

Особенности развития непроизводственной сферы

Внешние экономические

связи

Проблемы развития

Выводы о развитии страны

Практическая работа № 8

По теме: Составление комплексной экономико- географической характеристики Африки.

Рабочий практикум – работа по группам.

Группа №1.

По тексту, рисункам учебника, «визитной карточке» стран на форзаце учебника и по картам атласа определить:

  1. ЭГП стран Африки (общая характеристика, особенности).

  1. Какие изменения и почему произошли на политической карте Африки после второй мировой войны?

  2. Какие страны являются республиками, а какие монархиями? Какие административно-государственные устройства?

  1. Природные условия.

1) Используя карты атласа, таблицы и приложения учебника, составьте классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Дать классификацию в виде таблицы:

Страны, богатые 1-2 видами минерального сырья

Страны, бедные минеральными ресурсами

  1. Сделайте выводы о земельных, водных и агроклиматических ресурсах

Группа №2.

По тексту, рисункам учебника, «визитной карточке» стран на форзаце учебника и по картам атласа определить:

1. Население Африки.

    1. Какова численность региона?

    2. Какие из стран имеют более 20 млн жителей? Какие – более 100 млн жителей?

    3. Каков этнический состав населения стран Африки?

    4. К каким главным языковым семьям они относятся?

    5. Какие страны относятся к числу наиболее многонациональных?

    6. Каковы основные черты размещения населения в этих странах?

2. Урбанизация в странах Африки.

1) Какие страны имеют самый высокий и самый низкий уровень урбанизации?

2) Что такое «городской взрыв»?

3) Какие города (агломерации) относятся к числу крупнейших?

Группа №3.

1. Общая характеристика хозяйства страны.

  1. Что свидетельствует об экономической отсталости стран Африки?

  2. В чем заключаются типичные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства этих стран?

  3. Есть ли среди них страны с монокультурной специализацией?

  4. Где находятся главные промышленные районы этих стран? Какие отрасли горнодобывающей и обрабатывающей промышленности получили в этих странах наибольшее развитие?

  5. Используя карты атласа, составьте таблицу добычи основных видов минерального сырья (алмазы, золото, платина, руды цв.мет., железная руда, фосфориты, урановые руды) и топлива (нефть, природный газ, уголь) в развивающихся странах Африки по форме:

Главные страны – производители

Группа №4.

1. Сельское хозяйство стран Африки.

  1. Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства этих стран?

  2. Где находятся главные с/х районы?

  3. По каким экспортным культурам Африка занимает ведущее место в мировом производстве?

  4. Какой вред природе приносят «грязные производства», пастбищное скотоводство?

2. Транспортная сеть стран Африки.

  1. Можно ли говорить об общей африканской транспортной сети?

  2. Есть ли на континенте трансафриканские железные дороги?

  3. Почему большинство железных дорог имеет характер изолированных и линий проникновения?

Практическая работа № 9

По теме: Глобальные проблемы человечества.

Составление схемы взаимосвязи глобальных проблем человечества

Цель работы: развитие и конкретизация знаний учащихся о глобальных проблемах человечества, формирование представлений о взаимосвязи глобальных проблем и их влияние друг на друга.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход работы:

1. Используя текст учебников В. П. Максаковского выпишите названия глобальных проблем человечества.

2. Покажите стрелками связь одних глобальных проблем с другими, вдоль стрелок напишите, как она проявляется.

3. Сделайте вывод о взаимосвязи глобальных проблем человечества и необходимости их комплексного решения.

Литература

      1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник

/ В.П. Максаковский.  – М. : Просвещение, 2014

  1. Домогацкий Е. М., Алексеевский Н. И. География: углубленный уровень, в 2-х частях. Учебник – М., 2014

  2. Яценко Б. П. Экономическая и социальная география мира.-К.: 2000

Дополнительные источники:

  1. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран. – М.: Академия, 2008

  2. Максаковский  В.П.  Географическая  картина  мира:  в  2  кн.  Книга  1: Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2006

  3. Максаковский  В.П.  Географическая  картина  мира:  в  2  кн.  Книга  2: Региональная характеристика мира. – М.: Дрофа, 2006

  4. Социально-экономическая география зарубежного мира / под ред. В.В. Вольского. – М.: Дрофа, 2001

  5. Страны мира: энциклопедич. справочник / под ред.С.А. Семеницкого. – Минск: Миринда, 2000

  6. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и

страны / под ред. С.Б. Лаврова. – М.: Гардарики, 2003

infourok.ru

Особенности проведения практических работ по географии в школе.

Особенности проведения практических работ по географии в школе.

Содержание.

1. Место и роль практических работ в курсе преподавания географии в школе.

2. Виды классификации практических работ:

  1. По видам деятельности;

  2. По методам;

  3. По месту выполнения;

  4. По продолжительности;

  5. По источнику информации.

3. Форма представления результата практической работы.

4. Оценивание практических работ.

5. Заключение.

Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем,- совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся и умение применять эти знания для выполнения практических работ. Причём такой системы проверки, при которой продолжался бы процесс, направленный на развитие познавательной самостоятельности учащихся.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Практические работы составляют часть содержания предмета географии, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.

К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т. д. Всё это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.

В географии есть обязательные практические работы, которые предусмотрены программой и подлежат оцениванию. Но есть и другие виды практических работ. Их можно проводить на любом этапе урока. Ввиду того , что за это время в географии как дисциплине накопилось большое количество разнообразных практических работ , то возникает необходимость их классифицировать .

Виды классификации практических работ.

1. По видам деятельности:

А) тренировочные – когда отрабатываются определенные навыки. Например: определение координат на карте, знание условных знаков;

Б) проверочные – применяются для проверки определённых знаний и понятий. Например, знание географических объектов на карте или новых понятий;

В) индивидуальные – это может быть работа по карточкам или отдельные задания для сильных или слабых учащихся;

Г) групповые – различные игровые моменты на уроке : работа в группах , в парах по 3-5 человек.

Практические работы можно проводить как обычный урок практической работы, а можно провести в форме игры. Например, урок – путешествие где учащиеся выполняют различные задания по карте. Мной разработан очень интересный урок «По морям и волнам» где выполняя различные задания , учащиеся показывают умения и навыки ориентирования по карте, нахождения объектов по заданным координатам, описывать природу и многое другое.

Практические работы могут не оцениваться. Если эта работа является тренировочной, то её можно не оценивать. Такие работы обычно проводятся в начале изучения темы или раздела. Эти работы выполняются при помощи учителя. Если проверочные работы выполняются учащимися самостоятельно , то , естественно, они подлежат оцениванию.

2. По методам деятельности:

  1. Репродуктивный метод т .е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

  2. Частично-поисковый , т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько изменёнными условиями ;

  3. Творческий. Когда учащиеся проявляют творчество , фантазию при выполнении работ. Это могут быть работы выполненные в виде презентаций, различных проектов, творческих отчётов (экспедиции , кругосветные плавания..).

3 . По месту выполнения:

– Домашние работы. Они выполняются дома, в библиотеке, компьютерном клубе;

– На местности – это практические работы в 5 классе где необходимо провести глазомерную съёмку , определить стороны горизонта , провести нивелировку холма и другие.

4. По продолжительности:

– небольшие (до 5 минут) – определение по карте координат какой-либо точки, знание условных знаков.

На весь урок или его часть – групповые задания, задания по карте (описание объектов природы).

Длительные – это в основном домашние задания требующие поиска дополнительного материала и оформления работ.

5. По источнику информации:

– поиск дополнительной информации – на уроке это может быть работа с атласом, статистическими данными, таблицами , схемами.

– без источника информации опираясь на собственный опыт и знания. Это могут быть ответы на вопросы знания номенклатуры по карте, знание понятий и терминов…

– на основе одного или нескольких источников – атлас, таблицы, учебник.

Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить натекстовые и нетекстовые.

Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить:

картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы;

 статистические материалы;

 натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства.

Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы , розы ветров.

Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.

Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.

Форма представления результата практической работы:

• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы. (Например, столь любимые многими поколениями учителей покомпонентные характеристики природных зон.) Кроме того, в последние годы в перечень «программных практических работ» стали попадать «Сообщения о…» и даже рефераты.

• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.

• Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.

• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.

• Фотографии, видеоматериалы.

• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты. (Последние встречаются все чаще.)

Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов.

По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.

Далеко не полное перечисление классификаций видов практических работ лишь укрепляет во мнении о многозначности термина «практическая работа по географии».

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу.

5. Заключение.

Данные формы и методы проведения практических работ предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, разрабатывать и совершенствовать определённую систему проведения практических работ. Эффективность применения и получения положительного результата работы зависит от знаний, мастерства и творческой деятельности каждого учителя.

infourok.ru

ГДЗ по географии 10 класс практические работы Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г.

авторы: Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г..

ГДЗ по географии 10 класс практические работы, авторы: , Витченко А.Н., Обух Г.Г., Станкевич Н.Г., Аверсэв 2019 год.

  • Тема 1. Географическое положение и исследование Беларуси

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 9
  • 10
  • Тема 3. Географические ландшафты

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Тема 4. Природное районирование Беларуси

  • 1
  • 2
  • 3
  • Тема 5. Население

  • 1

gdz.fm

Практические работы по географии 10 класс

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему, увеличивается и уровень требований. В 10 классе ориентированы на формирование умений анализировать экономические карты, статистические материалы и составлять экономические характеристики.

Форма представления результата (отчётов) практической работы:
1. Текстовые работы. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы, сообщения, рефераты.
2. Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
3. Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
4. Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
5. Мультимедийные продукты, например, компьютерные плакаты, радиовыпуски, видеоролики.

Для 10 класса представлено 32 практические работы, которые делятся на тренировочные и оценочные, отмеченные знаком (*). Система практических работ как внутри каждого курса, так и по всей вертикали от V до X класса, создают условия для их выполнения, для успешной реализации принципа практико-ориентированного обучения.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике.

© Вилкова Ольга Николаевна Вилкова Ольга Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Практические работы по географии 10 класс категории География 10 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является конспект.



Скачать материал 477.4 Kb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

easyen.ru

Практические работы по географии 10 класс

Практическая работа № 5

Определение стран-экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции

Цель работы: закрепление знаний учащихся о главных направлениях растениеводства мира, географии распространения его отраслей и крупнейших производителей продукции растениеводства, закрепление навыков оформления работы в виде таблицы.

Оборудование: карта «Сельское хозяйства мира», учебник, справочная литература, тетрадь.

Ход работы:

  1. Используя текст учебника В.П. Максаковского (с. 129-134), Ю.Н. Гладкого и С . Б. Лаврова (с. 120-122), А.П. Кузнецова 9рис. 9 на с. 17), учебное пособие в.П. Максаковского « Географическая картина мира (ч. 1. с. 47-48, 213-226) или другую справочную литературу, заполните таблицу .

  2. Сделайте вывод о размещение основных отраслей растениеводства мира.

Растениеводство мира.

Сельско-хозяйственная культура

Использование

Цент происхождения

Ареал распространения

Крупнейшие производители

Вариант 1. Культуры: пшеница, картофель, сахарная свекла, хлопчатник , кофе и гевея.

Вариант 2: Культуры: рис, банан, соя, сахарный тростник, лен и чай.

Вариант 3. Культуры: кукуруза, рожь, подсолнечник, апельсин, джут и какао.

Практическая работа № 4

Определение стран-экспортеров основных видов промышленной продукции.

Цель работы: формирование представлений учащихся о многополюсности современного мирового хозяйства.

Оборудование : учебник, статистические материалы, атлас, контурные карты.

Ход работы:

Построение картодиаграммы центров мирового хозяйства»

  1. На контурной карте мира, используя атлас ( с. 2-3), учебник В.П. Максаковского (с.344, табл. 16) или таблицу 18, заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства.

  2. Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП.

  3. постройте диаграммы на карте, изобразив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства.

  4. Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП.

  5. Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

Главные центры мирового хозяйства к концу ХХ века.

Центры мирового хозяйства

ВВП по паритету покупательной способности, млрд. долл. США

Доля в мировом ВВП в ℅

  1. Зарубежная Европа

  2. Северная Америка

  3. Китай

  4. Япония

  5. НИС Азии

  6. Индия

  7. Бразилия

  8. СНГ

  9. Страны Ближнего Востока

  10. Мексика

7900

7700

3700

2600

2500

1400

1000

860

700

685

23

22,5

11

7,5

7

4

3

2,5

2

2

Практическая работа № 2

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.

Цель работы: закрепление знаний учащихся о типах воспроизводства населения и их географических аспектах.

Оборудование: учебник, справочная литература, тетрадь.

Ход работы:

1. Используя ученик В.П. Максаковского (с. 53-59), ю.Н. гладкого и С.Б. Лаврова(§ 10) или статистические данные таблицы 1, определите тип воспроизводства и демографичекий этап для каждого региона (страны).

  1. Сравните особенности воспроизводства в двух регионах мира, указанных в приведенных ниже вариантах.

  1. Назовите причины этих особенностей.

  2. Назовите демографические последствия данной ситуации в этих регионах и пути решения возможных проблем .

  3. Сделайте вывод о различиях воспроизводства населения по регионам мира.

Вариант1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и стран Африки.

Вариант 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Азии и стран СНГ.

Вариант 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Южной и Восточной Азии.

Вариант 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки.

Вариант 5. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании.

Основные показатели воспроизводства населения по регионам мираи страны рекордсмены в 1998 году.

Страны и регионы

Коэффициент рождаемости, ‰

Коэффициент смертности,

Коэффициент естественного прироста, ‰

Тип воспроизводства

Демографический этап

Весь мир

23

9

14

СНГ

13

14

-1

Украина

9

15

-6

Зарубежная Европа

11

11

0

Латвия

8

14

-6

Зарубежная Азия

23

8

15

Юго-западная Азия

28

7

21

Кувейт

25

2

23

Оман

44

5

39

Южная Азия

28

9

19

Юго-восточная Азия

24

8

16

Восточная Азия

16

7

9

Африка

40

14

26

Северная Африка

29

8

21

Тропическая Африка

42

16

26

Нигер

53

19

34

Сьерра-Леоне

49

30

19

Северная Америка

15

9

6

Латинская Америка

25

7

18

Австралия и Океания

19

8

11

Австралия

14

7

7

Океания

28

9

19

Практическая работа № 1

Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории

Цель работы: закрепление представлений учащихся о многообразии стран современного мира, отработка навыков работы с атласом и контурными картами.

Оборудование: политическая карта мира, атлас и контурные карты по географии для 10 класса.

Вариант 1. обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.

Ход работы:

  1. Используя атлас (с. 2-3), форзацы учебника в.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира2 или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте название и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом- по численности населения. Подпишите их столицы.

  2. Выпишите страны, вошедшие в эти группы и по площади территории, и по численности населения.

  3. Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально- зкономическим типам.

Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц.

Ход работы:

  1. Используя атлас (с. 2-3), подпишите на контурной карте названия стран, обозначьте границы и заштрихуйте красным цветом островные, зеленым- полуостровные, желтым- внутриконтинентальные страны, подпишите их столицы.

  2. Назовите регионы, в которых преобладают страны, различные по географическому положению.

Вариант 3.Обозначение на контурной карте развитых и развивающихся стран.

Ход работы:

  1. Используя знания, полученные на уроке, текст учебника или дополнительную литературу, на контурной карте синим цветом обозначьте страны «большой семерки» , красным- социалистические, черным- нефтеперерабатывающие и желтым -новые индустриальные страны, подпишите их названия и столицы.

  2. Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.

Вариант 4. Обозначьте на контурной карте богатейшие и беднейшие страны мира.

Ход работы:

  1. Используя атлас (с.2-3), данные учебников Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова «экономическая и социальная география мира» (с.281, табл. 8), А.п. Кузнецова «география. Население и хозяйство мира» (с.128, табл. 22) или таблицы 1, на контурной карте подпишите и обозначьте различными цветами страны с максимальными и минимальными показателями ВВП на душу населения.

  2. Сделайте вывод о размещении этих стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.

Таблица 1.

Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП на душу населения, 1998 г.

Страны с самыми высокими показателями

ВВП на душу населения, долл. США

Страны с самыми низкими показателями

ВВП на душу населения, долл.США

Люксембург

Швейцария

Япония

Норвегия

Дания

США

Австрия

Сингапур

Канада

Франция

41210

40630

39640

31250

29890

26980

26890

26730

26210

24990

Мозамбик

Эфиопия

Танзания

Конго

Бурунди

Малави

Чад

Руанда

Съерра – Леоне

Буркина – Фасо

80

100

120

130

160

170

180

185

190

230

Вариант 5. Обозначение на контурной карте монархий и федеративных государств.

Ход работы:

  1. используя форзацы учебника В.П. Максаковского или дополнительную литературу и атлас на контурной карте подпишите и обозначьте синим цветом абсолютные, зеленым –конституционные монархии и красным федеративные государства, подпишите их столицы.

  2. подчеркните названия федеративных абсолютных и федеративных конституционных монархий.

  3. Сделайте вывод о размещении государств с монархической формой правления и федеративным административно-территориальным устройством по регионам мира.

Практическая работа № 3

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цель работы : формирование у школьников умений и навыков производить необходимые расчеты, оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов с помощью географических карт и статистических материалов.

Оборудование: статистические материалы, тетрадь.

Вариант 1: оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Ход работы:

  1. Имеющиеся статистические данные , заполните таблицу 7, рассчитайте обеспеченность стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Вычисления сделайте по формуле:

Р=З/ Д,

Где Р- ресурсообеспеченность (в годах), З- запасы, Д- добыча.

  1. Выявить отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  2. Сделайте вывод ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья

Страны

Зпасы, млрд. т.

Добыча , млн. т.

Ресурсообеспеченность, годы

Нефть

уголь

Железные руды

нефть

уголь

Железные руды

нефть

уголь

Железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

Россия

6,7

200

71

304

246

107

Германия

0,2

111

2,9

12

247

0

Китай

3,9

272

40

160

1416

217

Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

Индия

0,6

29

19,3

36

310

60

США

3,0

445

25,4

402

991

58

Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

ЮАР

0

130

9,4

0

220

33

Австралия

0,2

90

23,4

29

257

112

Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.

Ход работы:

1. Используя имеющиеся статистические данные, заполниет таблицу и рассчитайте обеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минерального сырья. Вычисления сделайте по формуле:

Р=З/Н,

Где р- ресурсообеспеченность, З – запасы, Н-численность населения страны.

2. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  1. Сделайте вывод о ресурсообеспечнности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.

Страны

Запасы, млрд. т.

Население, млн. ч.

Ресурсообеспеченность в т. / на душу населения

Весь мир

139,7

1725

394

6015

Россия

6,7

200

71

145

Германия

0,2

111

2,9

82

Китай

3,9

272

40

1275

Саудовская Аравия

35,5

0

0

20

Индия

0,6

29

19,3

1010

США

3,0

445

25,4

280

Канада

0,7

50

25,3

30

Бразилия

0,7

12

49,2

170

ЮАР

0

130

9,4

42

Австралия

0,2

90

23,4

19

Практическая работа №8

Человечества в прошлом и настоящем. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни

Цель: определить характер и прочность связей глобальных проблем.

Оборудование: атлас, учебник гладкого « Социально-экономическая география мира»

Ход работы :

  1. Составьте схему взаимосвязей глобальных проблем, соединяя их двойными стрелочками и используя уже полученные знания и материалы учебника (с. 245-266) и объясните любые пять из них ниже.

  2. Используя атлас и карты учебника (с. 245-266) определите круг глобальных проблем для США, Индии, Китая, Судана, России (по выбору студентов).

3. Сделайте вывод о главных путях решения глобальных проблем.

Глобальные проблемы человечества.

Экологическая проблема

Сохранение мира Продовольственная

на земле проблема

Сырьевая и энерге- Демографическая

тическая проблема проблема

Проблема освоения Проблемы Мирового Проблема отсталости

Космоса океана развивающихся стран

Практическая работа № 6

.Составление комплексной географической характеристики страны.

Составление экономико-географической характеристики Японии.

Цель работы: развить умение составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации.

Оборудование: учебник Ю.Н. Гладкого «социальная и экономическая география мира», атлас, статистические материалы.

Ход работы:

  1. на контурной карте отметьте границу страны, крупнейшие города , реки, полезные ископаемые и центры промышленности. Стрелочками обозначьте пути экспорта сырья.

  2. Дайте характеристику ЭГП Японии по плану:

  3. Сделайте вывод о перспективах развития Японии.

План характеристики ЭГП:

  1. Оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства.

  2. Оценка возможности государства использовать различные виды транспорта.

  3. Природные ресурсы и природные условия.

  4. Изменения экономико-географического положения страны во времени и причины этих изменений.

Практическая работа № 7

Определение и характеристика мировой транспортной структуры.

Цель: выявить интенсивность и особенность размещения путей основных видов транспорта.

Оборудование: атлас, контурные карты.

Ход работы:

Вариант 1.

  1. Определить плюсы и минусы морского и авиационного транспорта.

  2. Назовите регионы и страны с самой густой и с самой редкой Железнодорожной сетью.

  3. Перечислите главные судоходные реки северного полушария.

  4. Разработайте наиболее удобный маршрут транспортировки крупного груза из Шанхая в Варшаву , используя морской транспорт. Отметьте свой маршрут на контурной карте.

Вариант 2.

  1. Определите плюсы и минусы железнодорожногои автомобильного транспорта.

  2. Назовите районы, регионы и старны с самой густой и с самой редкой морской сетью дорог.

  3. Перечислите главные судоходные реки южного полушария.

  4. Разработайте наиболее удобный маршрут транспортировки крупного груза из Шанхая в Варшаву, используя железнодорожный транспорт. Отметьте свой маршрут на контурной карте.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *