ГДЗ по русскому языку 2 класс
На этой странице вы найдете ГДЗ по русскому языку за 2 класс из рабочей тетради (часть 2). Авторы рабочей тетради — Л.Ф. Климанова и Т.В. Бабушкина. Надеемся они будут вам полезны для проверки домашней работы.
Материал представлен в следующем виде: задание, если необходимо, то пояснения к выполнению (возможно отсылка к правилам или подобным упражнениям), выполненный вариант, дополнительные пояснения, проверочные слова, если нужно. Если возникнуть какие-либо вопросы обязательно задавайте их в комментариях под материалом.
Звуки и Буквы. Слог. Ударение
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ)
Упражнение 112 — Страница 4
Покажи Ване, как изменить слова, чтобы в них появился разделительный мягкий знак (ь). Выполненное задание:
Лист - листья, крыло - крылья, дерево - деревья, брат - братья, полено - поленья, перо - перья. Соловей - соловьи, воробей - воробьи, муравей - муравьи, ручей - ручьи.
Упражнение 113 — Страница 4
Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком (ь). Выполненное задание: Вспомним определение
Мягкий знак, который пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я, называется разделительным.
Таким образом из слов представленных в упражнении следует подчеркнуть слова: Дарья, семья, житьё, пьеса, вьюга, шьют, пьют, друзья. Во всех остальных слова «ь» является показателем мягкости согласных. Таким образом, получим:
Упражнение 114 — Страница 5
Допиши предложения, используя слова для выбора. Слова для выбора: олени, оленьи, семья, семя, полью, полю.
Выполненное задание: P.S. В слове грядки — вставили букву «д». Проверочное слово — гряда или грядочка. В этих словах после согласного идет гласный.
Упражнение 115 — Страница 5
Допиши слова с разделительным мягким знаком (ь). Выполненное задание:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе - это варенье. Домики для пчёл - это ульи. Снежная буря - это вьюга.
P.S. Тут может возникнуть сложность в названии домиков для пчёл. То есть как правильно улья или ульи? Если обратиться к словарем, то все встает на свои места.
- Улья — это слово в родительном падеже.
- Ульи — слово во множественном числе.
Упражнение 116 — Страница 6
Выпиши слова в две группы: сначала с разделительным мягким знаком (ь), а затем с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Выполненное задание:
Вылью, сошьёшь, медвежья, листья, Наталья. Объехать, объявить, съязвить, съёжиться, подъезд.
Какие слова не попали в эти группы?
В эти группы не попали слова с мягким знаком, который является показателем мягкости согласного.
Упражнение 117 — страница 6
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Завьюжила зима. Закружилась белыми хлопьями. Потом вьюга затихла. Братья Саша и Илья достали лыжи.
Слово и его значение — что рассказало слово
Упражнение 118 — страница 7
Различаешь ли ты слово и предмет? Сравни предметы и модели слов. Заполни звуковые схемы и запиши слова.
Обведи буквы, произношение которых не совпадает с написание.
Прочитай стихотворение Э. Успенского. Спиши его, вставляя пропущенные буквы.
Песенка о предметах и словах Должны запомнить дети И знать как дважды два, Что есть на белом свете Предметы и слова.
Подчеркни предложение, которое ты считаешь правильным.
Люди общаются с помощью предметов. Люди общаются с помощью слов.
Имена собственные и нарицательные
Упражнение 119 — страница 8
Представь, что тебе подарили щенка и кошку. Как ты их назовёшь?
Я назову моего щенка Адам. Я назову мою кошку Флешка.
С какой буквы ты напишешь их клички? Почему?
Клички животных пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные.
Упражнение 120 — страница 9
Прочитай прибаутку.
Позовём соседей в гости: коровку Матрёну, свинку Улиту, быка Мирона, боровка Микиту, овечку Пелагею, утку Варвару, барана Авдея, селезня Захара.
Из выделенных строчек выпиши сначала имена собственные, а затем нарицательные.
Имена собственные: Матрёна, Улита, Мирон, Микита, Пелагея, Варвара, Авдей, Захар. Имена нарицательные: коровка, свинка, бык, боров, овечка, утка, баран, селезень.
Упражнение 121 — страница 9
Прочитай текст. Впиши имена собственные.
Мое село Сосновка - это моё село. Оно очень красивое и светлое. Село стоит на берегу реки Белой. По берегам реки растут высокие сосны. Около села просторные луга. На лугу утка Варвара с утёнком и корова Матрёна. А вот боровок Микита да свинка Улита. А в доме кот Тимка. Он любит сметанку. Тимка у нас лакомка.
Какие еще имена собственные есть в тексте? Подчеркни.
Запиши развёрнутые ответы на вопросы.
- Как называется село?
- На берегу какой реки оно стоит?
- Кто пасётся на лугу?
- Кто живёт в доме?
Село называется Сосновка. Село стоит на берегу реки Белой. На лугу пасется утка Варвара с утёнком и корова Матрёна. В доме живёт кот Тимка.
Упражнение 122 — страница 11
Напиши о себе. Правильно оформи предложения на письме.
- В каком городе (в деревне, в селе) ты живёшь?
- На какой улице стоит твой дом?
- Какая река протекает у вас?
Я живу в Екатеринбурге. Мой дом стоит на улице Ленина. У нас протекает река Исеть.
Упражнение 123 — страница 11
Прочитай скороговорку. Вставь пропущенные буквы.
Собрала Маргаритка маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе. (Н. Кончаловская)
Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)
Упражнение 124 — страница 12
Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Лес - бор, стужа - мороз, зной - жара, базар - рынок.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.
Упражнение 125 — страница 12
Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.
Месяц, месяц мой дружок, Позолоченный (золото), рожок (рог)! Ты встаёшь (встал) во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий (светло), И обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
Подбери к слову месяц слово, близкое по значению.
Синоним к слову месяц: луна,ночное светило.
Упражнение 126 — страница 13
Прочитай загадки.
Зимой греет, Поле бело, Весной тлеет, Семя чёрно. Летом умирает, Кто его сеет, Осенью оживает. Тот разумеет. (снег) (письмо)
Запиши выделенные слова парами.
Зимой - летом, умирает - оживает, бело - чёрно.
Это синонимы или антонимы? Верный ответ подчеркни.
Упражнение 127 — страница 14
Прочитай текст. В чём ошибся ученик? Устно исправь его ошибки.
Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.
Далеко (даль) на юге живот эвенки. Природа там очень суровая. Зима (зимы) короткая (короток) и жаркая. Лето длинное. Четыре месяца длится ночь. Люди привыкли к жаре (жар). Они носят меховую (мех) одежду.
Слова для выбора: на юге — на Севере, долгая — короткая, жаркая — морозная, длинное — короткое, к жаре — к холоду.
Запиши ответы на вопросы, правильно выбери слова.
Где живут эвенки? Эвенки живут на Севере. Какое на Севере лето, какая зима? Короткое лето и длинная зима. Как люди справляются с холодом? Люди носят меховую одежду.
Тематические группы слов
Упражнение 128 — страница 15
Прочитай слова. В выделенных словах подчеркни орфограммы, в скобках запиши проверочные слова.
Выполненный вариант:
Раздели слова — название вещей на три группы.
Мебель: кресло, шкаф, диван, ширма. Посуда: чайник, стакан, кастрюля, кружка, блюдце, сковорода. Одежда: платье, перчатки, варежки.
На какой общий вопрос отвечают слова всех трёх групп: что? или кто? Подчеркни.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Упражнение 129 — страница 16
Прочитай стихи К. Чуковского. Выпиши слова одной тематической группы.
Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит ....
Что: чайник, кофейник.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. поставь знак ударения.
Упражнение 130 — страница 16
Прочитай две группы слов. Найди и подчеркни лишнее слово в каждой группе.
Кто? Соловей, чиж, бабочка. Что? Яблоко, груша, малина.
Поставь вопрос кто? или что? к каждой группе.
Состав слова
Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова
Упражнение 131 — Страница 17
Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Т.о. у слов родина, родители, родственники — общий корень — род; у слов родной и родня — общий корень — родн, а у слово родник — корень родник.
Упражнение 132 — Страница 18
Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима. Подчеркните имена собственные родственников артиста.
Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живёт он в Припевайске, В переулке Веселинском. С ним и тёлка - Трулялётка, И дочурка - Трулялюрка, И сынишка - Трулялишка, И собачка - Трулялячка.
Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.
Слова из стихотворения Бориса Заходера: Трулялинском, Трулялётка, Трулялюрка, Трулялишка, Трулялячка образованы от слова «тру-ля-ля», которое обозначает радость, веселье. Все эти слова являются образованными от одного корня путем добавления к ним различных суффиксов. Отметим общую в этих словах.
Упражнение 133 — Страница 18
Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.
Родственные слова: голубь, голубка, голубятни. У всех у них общий корень - голуб.
Упражнение 134 — Страница 19
Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.
Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.
Слон - слонёнок, тигр - тигрица, корова - коровий, грач - грачонок.
Какие слова нельзя назвать родственными?
Слон и слоняться не являются родственными словами, а также корова и телёнок не являются родственными.
Упражнение 135 — страница 19
Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Вода - краса природы. Журчат и мчатся весенние воды. Тихо бьёт из родника чистая водичка. Красиво блестят на солнце водяные брызги.
А теперь выделим корень в подчеркнутых словах и поставим в них ударение:
Т.о. в словах: вода, воды, водичка и водяные — корень: вод.
Упражнение 136 — страница 19
Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.
Выполненное задание:
Холодная зима Стоит холодная зима. Белый пушистый ковёр накрыл поля и холмы. Деревья по ночам трещат от мороза. Рыбы ушли на дно рек и озёр. Лиса укрылась в норе. Только голодный волк бродит по лесам, полям и дорогам.
Упражнение 137 — страница 20
Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Игра "Кто быстрее?" Гладкий - гладок. Скользкий - скользить. Сладкий - сладок. Хрупкий - хрупок. Узкий - узок. Робкий - робость.
Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.
Упражнение 138 — страница 21
Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Мороз - морозец, морозилка, морозить, морозный, разморозка. Снег - снеговик, Снегурочка. Сад - высадка, садик, садовник.
А теперь выделим корень в однокоренных словах:
Упражнение 139 — страница 21
Выдели корень в родственных словах.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.
Травка - трава, травушка, травинка. Дубки - дубок, дубочек. Глазки - глазок, глазоньки. Дорожка - дороженька.
И выделим корень в словах:
Упражнение 140 — страница 22
Прочитай народные пословицы и поговорки.
Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.
Выполненное задание:
Рыбка мелка, да уха сладка. Хороша кашка, да мала чашка. Ложка дёгтя портит бочку мёду. Зимой шубка не шутка.
P.S. Запишем проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
Рыбка — рыба, сладка — сладок, чашка — чашечка, ложка — ложечка, шубка — шуба.
Упражнение 141 — страница 23
Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Запишем пары родственных слова:
Звезда - звёздное, ненастье - ненастный, счастье - счастливая.
Выделим корень у этих слов:
Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.
Среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками следующие: звездное, ненастный, счастливая.
Приставка
Упражнение 142 — страница 23
Спиши, раскрывая скобки.
Все птицы улетели на юг. Малыши запели весёлую песню. Ученики написали диктант.
Часть слова перед корнем — это:
предлог или приставка
Обведи верный ответ.
Упражнение 143 — страница 24
Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.
Игра "Кто быстрее?" Писать - записать, переписать. Бежать - забежать, перебежать. Ехать - заехать, переехать. Везти - завезти, перевезти. Играть - заиграть, переиграть. Говорить - заговорить, переговорить. Кричать - закричать, перекричать. Прыгнуть - запрыгнуть, перепрыгнуть.
Чем различаются записанные вами родственные слова?
Записанные родственные слова различаются по смыслу.
Упражнение 144 — страница 24
Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
Нам объявили, что будет контрольная. В гору шёл крутой подъём. Машина съехала с горы и подъехала к пристани.
В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.
P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.
Упражнение 145 — страница 25
Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд. Объявил, предъявил, заявил. Отъел, объел, поел, съел.
При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.
Суффикс
Упражнение 146 — страница 26
Прочитай и спиши отрывок из сказки «Заяц-хваста».
Жил-был в лесу зайка. Большой хвастунишка. - У меня не
shkolnaiapora.ru
Этап (элемент) урока | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые универсальные |
I Организационный момент. Эмоциональный настрой. | 1. Организационный момент. Доброе утро, ребята! Освоить родной язык трудное дело. Но я надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям и проявите старания
| Приветствуют. Организуют рабочее место. | Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II Актуализация знаний. 1.Чистописание. | Откройте тетради. Запишите число, «Классная работа». Старайтесь писать аккуратно и красиво. — Начнём урок с «Минутки чистописания». (На доске записаны слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо
Какая буква повторяется во всех соединениях, кроме одного? Дайте характеристику звуку, который обозначается данной буквой. Запишите букву Аа и данные соединения Старайтесь писать красиво, аккуратно. Помните про наклон и высоту букв. Оцените свою работу смайликом на полях. | Записывают в тетради число и «Классная работа. Буквы Аа Работа в тетрадях. Самооценка. Оценивают по оговоренным критериям простым карандашос карандашиком на полях. | Регулятивные УУД: — понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные:совершенствовать каллиграфические навыки; |
2. Словарно-орфографическая работа
| Мы написали слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и запишите столбиком по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока. -В какую группу можно объединить эти слова? Поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную букву. Оцените свою работу смайликом. | Работа в тетрадях. класс (Словарные слова) (нельзя проверить написание какой-либо буквы)
Самооценка. | Личностные УУД : — осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; — принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; — появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи. |
III Самоопределение к деятельности . | -Найдите, спрятавшееся слово. -Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? -Какие значения имеет слово “состав”? -Что же обозначает это слово? -Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? Сформулируйте тему урока. -Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока. С какой целью мы сегодня будем изучать эту тему? | (Состав) (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений) (состав вещества, офицерский состав, состав поезда) (Соединение всех частей в целое) Состав слова Выслушиваются ответы учащихся (Обобщить знания о составе слова) | Познавательные УУД: —определять значение слова «состав» и обосновывать своё мнение; Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; |
IV Обобщение и систематизация знаний. | — Одинаково ли важны для слова все его части? — Можно ли собрать слово из приставки и суффикса? из приставки и окончания? — Может ли состоять слово из корня и окончания? из корня? Приведите примеры. Какая часть слова главная? | Корень | Познавательные УУД: —определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; |
Работа по учебнику с.68 «Проверь себя» -Почему корень – это главная часть слова? -Как называются слова с одинаковым корнем? -Собери в группы однокоренные слова. Выделите корень. Оцените свою работу смайликом. | Работа в тетрадях. В корне заключено основное значение слов. Однокоренные. Самооценка. | Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; Познавательные УУД: — искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; — выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. | |
V. Физкультминутка. | Гимнастика для глаз Очень много мы писали, И глаза у нас устали. Работа по зрительному тренажеру Базарного В.Ф. *по указке;(1,3) *за указательным пальцем правой руки;(4) * за указательными пальцами обеих рук;(5) * без опоры, только глазами(2,5) | Выполняют движения | Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления |
VI Применение знаний и умений в новой ситуации | Колпак мой треугольный Треугольный мой колпак А если не треугольный То это не мой колпак. -А в словах какую часть мы так обозначаем? -Для чего суффиксы нужны? -Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? Работа со зрительными метками. (Приложение 1) -Посмотрите вокруг. Что написано на зрительных метках? При-, -ход-, -ик-, в-, -енок-, -кот-, -дом-, -ов-, про-, -лес-, -ок-, пере-, -ищ-, -мир-. -I ряд выписывает приставки, II ряд – корни, III ряд – суффиксы. -Составить за 2 минуты слова, используя данные части слов. -Запишем эти слова в тетрадь и разберем по составу. Вспомним алгоритм разбора. Оцените свою работу смайликом. | (суффикс) (для образования новых слов) (приставка) Самостоятельная работа по рядам. Взаимопроверка (приставки, суффиксы, корни) Работа в группах. Ответы групп. Работа в тетради и у доски. Разбор слов по составу. Слово по составу верно разбирай: Самооценка | Познавательные УУД: — определять корень, приставку, суффикс и окончание. — составлять наглядно-образные модели состава слова; — применять нужный алгоритм для проверки корня; — образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; -различать предлоги и приставки; — правильно употреблять окончания и объяснять его рол для связи слов в предложении или в словосочетании. Регулятивные УУД: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой. — контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при: — определении корня, приставки, суффикса и окончания. Коммуникативные УУД: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
СД — Электронное приложение к учебнику Выполнение задания «Помоги пчелке собрать слово» | Работа в парах | Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; — контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы | |
VIIФизкультминутка. Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | А теперь, ребята. Встать Руки медленно поднять. Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. Называю слова. Если слово состоит только из корня – приседаем, если еще есть суффикс и приставка- гладим по себя по голове. | Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления | |
Шарады. Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, Корень мой находится в цене. Оцените свою работу смайликом. | Коллективное разгадывание. Работа в тетрадях. (Рассказчик) (Оценка) | Познавательные УУД: —находить в словах необходимую морфему , отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; — определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; Личностные УУД : — осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; | |
IX. Рефлексия. | СД — Электронное приложение к учебнику Проверочная работа | Самостоятельная работа | Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; — контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы |
Используя смайлики, оцените свою работу на уроке. – я был активным, дал много правильных ответов. – я был не достаточно активным, не все мои ответы были правильными. – я не был активным, отвечал очень мало. | Самооценка | Регулятивные УУД: — адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях; | |
X Итог урока. | Я хотела бы, что наш урок был для вас интересным и познавательным. А каким он стал для вас? Что было трудно на уроке? Интересно? Непонятно? Хотелось бы еще? Чем был полезен урок? Какие орфограммы мы сегодня повторяли? Надеюсь, что урок мы закончим в хорошем настроении. Всем спасибо за активную работу! Отметки за урок. | Личностные УУД : — положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, — принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; — появление желания умело пользоваться языком. Коммуникативные УУД: — участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; — понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. | |
XI Домашнее задание | Карточки для домашней работы. Дифференцированный подход. Приложение 2 к уроку |
nsportal.ru
Уроки русского языка. 2 кл. Климанова л.ф. Бабушкина т.в 2008 -115с
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение»
Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина
Уроки русского языка2 класс
Пособие для учителя
Оглавление
13 TOC \o «1-3» \h \z \u 1413 LINK \l «_Toc291609470» 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc291609470 \h 1431515
13 LINK \l «_Toc291609471» 14МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ 13 PAGEREF _Toc291609471 \h 1461515
13 LINK \l «_Toc291609472» 14Раздел «Мир общения» 13 PAGEREF _Toc291609472 \h 1461515
13 LINK \l «_Toc291609473» 14Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение» 13 PAGEREF _Toc291609473 \h 14171515
13 LINK \l «_Toc291609474» 14Раздел «Слово и его значение» 13 PAGEREF _Toc291609474 \h 14581515
13 LINK \l «_Toc291609475» 14Раздел «Состав слова» 13 PAGEREF _Toc291609475 \h 14711515
13 LINK \l «_Toc291609476» 14Раздел «Части речи» 13 PAGEREF _Toc291609476 \h 14831515
13 LINK \l «_Toc291609477» 14Раздел «Предложение. Текст» 13 PAGEREF _Toc291609477 \h 141021515
15
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие составлено к учебнику «Русский язык: 2 класс» (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина). Учебник и книга для учителя являются органической частью учебно-методического комплекта «Перспектива» и отражают концептуальные идеи проекта, общие для всех предметов:
развитие у детей интереса к предмету;
повышение их познавательной и творческой активности через рациональные способы деятельности; обогащение современного образования культурно-историческим содержанием;
обеспечение взаимосвязи процессов дифференциации и интеграции знаний гуманитарных и научно-естественных предметов в соответствии с особенностями познавательной деятельности младших школьников;
целенаправленное развитие образного и логического мышления детей, их интуиции средствами всех учебных предметов;
освоение позитивных способов общения, основанных на взаимопонимании, доброжелательности, миролюбии, терпении и внимании к собеседнику; отказ от агрессивных способов разрешения конфликтных ситуаций; наполнение учебного процесса радостью и оптимизмом.
В реализации общих идей проекта «Перспектива» роль учебного предмета «русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения впервые становится для учащихся предметом изучения и осмысления, а родной язык главным средством речевого общения, инструментом мыслительной деятельности.
Особенности содержания учебника «Русский язык» для 2 класса. Учебник для 2 класса, как и учебник для 1 класса, ориентирован на изучение русского языка на коммуникативно-познавательной основе.
Учебник для 2 класса включает шесть ра
educontest.net
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка «Богатство русского языка»
Урок русского языка во 2-м классе «Богатство русского языка»
Цели:
- Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.
- Совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость.
- Прививать любовь и уважение к русскому языку.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
“Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.
II. Работа по теме.
1. Речь
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь).
– Для чего нужна речь? (Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная).
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
а) Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
б) Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь).
в) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
(Письменная речь).
г) Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок,
А стоит ручки повернуть,
Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприёмник)
(Устная речь).
2. Словарно-орфографическая работа
– Из чего состоит речь? (Из слов).
– Сейчас вам предстоит писать слова, слова с непроверяемой безударной гласной.
– Что это за слова? (Словарные слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
– Замени, одним словом:
а) Животное с рыжей шерстью и пушистым хвостом. (Лисица)
б) Ученик, который следит за порядком и чистотой в классе. (Дежурный)
в) Общее для всей семьи собственное наименование. (Фамилия)
г) Длинная коробка для хранения карандашей и ручек. (Пенал)
д) Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм. (Пальто)
е) Населённый пункт в сельской местности. (Деревня)
ё) Тонкая палочка графита, в деревянной оболочке, используемая для рисования и черчения. (Карандаш)
ж) Платье, рубашка, плащ, костюм, пиджак, юбка, пальто. (Одежда)
з) Шестой день недели. (Суббота)
и) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит “голова”. (Капуста)
– Как называются слова, которые вы записали? (Словарные)
Взаимопроверка.
3. Парные согласные.
– Дорогие мои второклассники, а в зоопарк вы, не хотите ли?
(На экране слайды, ученики работают с сигнальными карточками парных согласных).
<Слайд 6> Вот царь зверей могучий ле(в)
<Слайд 7> А тут жира(ф) с длиннющей шеей
<Слайд 8> Ушастый ё ж). Чем не похож?
<Слайд 9> Ено(т) – красавиц смотрит вниз,
<Слайд 10> Там потянулась сладко ры(с)ь.
<Слайд 11> Плывёт могучий бегемо(т)
<Слайд 12> Медве(д)ь над нерпою ревёт.
<Слайд 13> И белый голу(б)ь там летает,
И все нас в гости приглашают.
– Какое правило вы применили, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? (Правило проверки правописания парной согласной в конце слова).
4. Заглавная буква
– В зоопарке мы побывали. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Эхо”.
– Запишите секреты эха в тетрадь.
Кто забрался под диван?
Эхо мне в ответ: Иван.
Не боится кто мороза?
Эхо отвечает: Роза.
Кто съел плитку шоколада?
Эхо (с укоризной): Лада.
Кто гуляет до рассвета?
Знает эхо, это: Света.
Кто глядит из-за сарая?
Знает эхо, это: Рая.
Кто потерял сандалик?
Промолвит эхо: Алик.
Назови мне кавалера!
Эхо прокричит: Валера.
– Какую орфограмму вам пришлось вспомнить, чтобы открыть секреты эха?
(Правописание заглавной буквы в именах собственных).
– А теперь проверьте: <Слайд14>
Физкультминутка.
На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям
Физкульт – привет!
5. Развитие речи
– На уроках русского языка мы с вами учимся не только орфографии, грамматике, но и культуре общения. Знакомимся с “вежливыми, добрыми” словами.
– Что это за слова, когда нужно их употреблять в речи? <Слайд15>
Ученик: “Добрые слова”.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
“С добрым утром!” – я кричу.
“Добрый день!” – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
“Добрый вечер!” – так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
– Если больше есть не в силах
Скажем бабушке (спасибо).
– Когда бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
– Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, военными. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
<Слайд15>
Ученик:
Слова: “До свидания!”
“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
В школе,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Важны.
В. Кудлачёв.
<Слайд 16>
6. Предлог
– Что вы знаете о предлоге? (Предлог – это часть служебная речи, которая служит для связи слов в предложении, предлог со словом пишется раздельно)
– Помогите вернуть предлоги на свои места.
Я … утра …лесу гуляю,
… росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
… берёзку и … мох,
… малину, ежевику,
… ежа и … ежиху,
… которой семь ежат
… всех иголочки дрожат.
– Теперь проверим, правильно ли вы вставили предлоги: <Слайд 17>
Я с утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой семь ежат
У всех иголочки дрожат.
Физкультминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечиками чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз два, раз – два,
Заниматься нам пора.
7. Предложение. Пунктуационные знаки
– Из чего состоит ещё речь? (Из предложений).
– Давайте вспомним, какие знаки ставятся в конце предложения.
Ученик 1.
Вечно думая над смыслом
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак)
Ученик 2.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный Знак!
Ученик 1.
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (Восклицательный знак)
Ученик 3.
Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
Ученик 1.
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка)
Ученик 4.
Шьёт иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
Ученик 1.
Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять.
Ученики все:
Никогда не забывать!
– Расставьте нужные знаки препинания в конце предложений. <Слайд 18>
По склону горы бежит ручей
Ты уже сделал уроки
До чего же хорошо в деревне летом
– Какие знаки препинания в конце предложений вы вставили? Проверим: <Слайд 19>
8. Антонимы
Прощальная игра.
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “Наоборот”.
<Слайд 20>
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь – НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь – БЛИЗКО.
Скажу я слово – ПОТОЛОК,
А ты ответишь – ПОЛ,
Скажу я слово – ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты – НАШЁЛ.
Скажу тебе я слово – ТРУС,
Ответишь ты – ХРАБРЕЦ,
Теперь НАЧАЛО я скажу, —
Ну, отвечай – КОНЕЦ.
– Какие слова вы называли в игре? (Антонимы)
– Поясните, что значит – антонимы? (Антонимами, называются слова с противоположным значением).
III. Подведение итогов урока
– Мы закончили работать с учебником “Русский язык” для 2-го класса. Сегодня мы прощаемся с ним как с добрым и умным другом, который помогал вам становиться грамотными, воспитанными учениками.
– Давайте скажем слова благодарности нашему родному языку:
<Слайд 21> – Вот и закончился второй учебный год. Мы хорошо потрудились. Много узнали о тебе, родной язык.
До новых встреч!
nsportal.ru
урок русского языка во 2 классе»Богатство русского языка»
Урок русского языка во 2-м классе «Богатство русского языка»
Цели:
Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.
Совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость.
Прививать любовь и уважение к русскому языку.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
“Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.
II. Работа по теме.
1. Речь
– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.
– Кто эта волшебница? (Речь).
– Для чего нужна речь? (Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).
– Какая бывает речь? (Устная и письменная).
– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).
– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).
– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?
а) Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
б) Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь).
в) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
(Письменная речь).
г) Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок,
А стоит ручки повернуть,
Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприёмник)
(Устная речь).
2. Словарно-орфографическая работа
– Из чего состоит речь? (Из слов).
– Сейчас вам предстоит писать слова, слова с непроверяемой безударной гласной.
– Что это за слова? (Словарные слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной).
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
– Замени, одним словом:
а) Животное с рыжей шерстью и пушистым хвостом. (Лисица)
б) Ученик, который следит за порядком и чистотой в классе. (Дежурный)
в) Общее для всей семьи собственное наименование. (Фамилия)
г) Длинная коробка для хранения карандашей и ручек. (Пенал)
д) Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм. (Пальто)
е) Населённый пункт в сельской местности. (Деревня)
ё) Тонкая палочка графита, в деревянной оболочке, используемая для рисования и черчения. (Карандаш)
ж) Платье, рубашка, плащ, костюм, пиджак, юбка, пальто. (Одежда)
з) Шестой день недели. (Суббота)
и) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит “голова”. (Капуста)
www.prodlenka.org
«Язык певучий и богатый» (2 класс)
Русский язык 2 класс, урок 4 (ч.1.с.12-13)
Дата:
Тема: Язык певучий и богатый.
Педагогические цели: учить видеть, чувствовать ритмичность, мелодичность русской речи, анализировать произведения устного народного творчества; развивать умения пользоваться словарями.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся осознавать слово как главное средство языка, использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Личностные: проявляют интерес к русскому языку как к родному; имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учёбе как к интеллектуальному труду4 принимают ценности познавательной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: научатся самостоятельно организовывать свое рабочее место; получат возможность в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
Познавательные: научатся находить основную мысль читаемых текстов, сравнивать тексты, написанные разными стилями;
Коммуникативные: научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Образовательные ресурсы:
Технологическая карта урока №4
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
1.
Прозвенел звонок и смолк,
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
улыбнулись , подравнялись.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем разговор.
2. Чистописание.
ев, ог, яз – прописать 1 раз справа
певучий – прописать 1 раз, поставить ударение, указать безударные, разделить слово на слоги,
Русский язык – певучий и богатый. – обвести или написать 1 раз, в конце написать количество слов. Подчеркнуть орфограммы, которые знают.
Записывают число в тетрадь.
Чистописание т.с.6
ев, ог, яз
певучий
Русский язык – певучий и богатый.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
— Какую песенку напевала вам мама, когда вы были совсем маленькими?
— Дайте словесный образ своей подруги. Друга.
— Какой речью вы сейчас пользовались?
— Какие особенности устной речи вы можете назвать?
Проверяют домашнее задание.
Постановка учебной задачи.
Какие основные слова нам понадобятся сегодня на уроке ? как вы понимаете эти слова?
Упражнение 8
Богат русский язык словами. Писатели, поэты – художники слова. Они даже умеют рисовать (изображать) словами, играть ими.
— Прочитайте стихотворение «Ути – Ути» и убедитесь сами.
— О чём может быть стихотворение с таким названием?
— Как художник СЛОВА изобразил листву, деревья?
— Прочитайте вопросы ответьте на них.
— Выпишите слова и выражения.
Сравнение, образные слова.
Прочитывают стихотворение Михаила Яснова.
Читают вопросы отвечают на них.
Выписывают слова и выражения, которыми автор рисует листву, деревья.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Упражнение 9
— Как вы понимаете смысл пословицы «ТЁПЛОЕ СЛОВО И В МОРОЗ СОГРЕЕТ»?
— О каком назначении слова напоминает пословица?
— Запишите пословицу по памяти.
— Выполните самопроверку.
Отвечают на поставленные вопросы.
Пишут пословицу по памяти.
Выполняют самопроверку зелёной пастой.
Первичное закрепление.
Упражнение 10
— Дополни пословицы нужными словами по смыслу.
Пишут пословицы дополняя их нужным словом — доброе.
Работают с толковым словарем, объясняя слово – посошок.
Отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
Работа в тетради стр.6 упр.1
Выполняют задание по образцу.
Гуси мои, лебеди.
Возьмите меня на крылышки,
Понесите меня к батюшке.
И к родимой матушке.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Упражнение 11
— Прочитай стихотворение, и узнаешь как много разных слов нашёл для описания дождя поэт.
— Назовите слова, которые подобрал автор для описания дождя.
— Выпиши слова «рисующие» действия дождя.
— Выпиши слова, называющие признаки дождя.
Читают стихотворение.
Слепой, проливной, грибной, обложной, висячий, скорый, стоял, барабанил, мял.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
— Что значит выражение «рисовать словами»?
— Что такое словесный образ?
Домашнее задание
Выучить словарные слова с.13, т.с.6 у.2
infourok.ru