10 класс

Учебник по химии кузнецова титова гара 10 класс базовый уровень – Химия. 10 класс. Профильный уровень

Учебник Химия 10 класс Кузнецова Гара Титова Профильный уровень

Учебник Химия 10 класс Кузнецова Гара Титова Профильный уровень — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Н.Е. Кузнецова Н.Н. Гора И.М. Титова
Учебник для учащихся
общеобразовательных
учреждений
Под редакцией проф. Н.Е. Кузнецовой
Москва
Издательский центр «Вентана-Граф»
2011
Издание третье, переработанное
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
ББК 24я72 К89
Учебник включён в федеральный перечень Кузнецова Н.£.
К89 Химия : 10 класс : профильный уровень ; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Тара, И.М. Титова / под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. —
3-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 384 с.: ил. ISBN 978-5-360-02633-4
Учебник предназначен для изучения химии в старшей школе на профильном уровне. Разделение текста на основной и дополнительный позволит использовать его в тех образовательных учреждениях, которые посчитают возможным выделить на изучение химии дополнительный час в неделю. При обучении в профильных классах обязатель11ым становится изучение материала, отмеченного знаком В , выделенного в учебнике шрифтом, отличным от основного, и дополнительного материала к параграфам и главам. Учебник может быть использован также при изучении химии в учебных заведени51х начального и среднего профессионального образования.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (2004 г.).
ББК 24я72
Условные обозначения
Вопросы, над которыми полезно подумать, собираясь на очередной урок химии, а также вопросы по ходу урока
Химический опыт
Простые вопросы, для ответа на них необходимо внимательно прочитать текст учебника
И
А
□ Вопросы и задания посложнее 0 Наиболее трудные задания ^ Творческие задания
ISBN 978-5-360-02633-4
©Кузнецова Н.Е, Тара Н.Н., Титова И.М., 2004 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 © Кузнецова Н.Е, Тара Н.Н., Титова И.М., 2008, с изменениями ©Издательский центр «Вентана-Граф», 2008, с изменениями
Предисловие
Дорогие старшеклассники!
В основной школе вы познакомились с важнейшей областью химической науки — неорганической химией, с ее основными объектами: химическими элементами, веществами, химическими реакциями — и с ее фундаментальными понятиями, законами и теориями. Вы изучали ведущие теоретические положения неорганической химии — периодический закон и периодическую систему Д.И. Менделеева, а также электронную теорию строения веществ. Вы получили представление не только о теоретической, но и о прикладной стороне этой науки на примере химических производств и областей применения многих неорганических веществ. Вы поняли огромную значимость данной науки, которая, давая представление об общих законах состава и строения неорганических веществ и их превращений, помогает глубже познать окружающий мир. Полученные вами из курса химии в 8 и 9 классах знания, умения и свое позитивное отношение к миру веществ вы будете активно использовать при дальнейшем изучении химии в старших классах.
В 10 классе общеобразовательной школы вам предстоит изучать органическую химию, имеющую много общих понятий и теоретических представлений с неорганической химией, но в то же время — свою специфику и свой предмет изучения, которые выделяют ее в самостоятельную область науки, тесно связанную с жизнью.
В соответствии с традициями построения курсов химии для 8-9 классов, кроме собственно химического содержания, направленного на усвоение основ органической химии, в курс химии для 10 класса авторами включены вопросы, обеспечивающие понимание научной картины мира, а также исторические сведения, отражающие этапы становления и развития органической химии как науки. Помимо этого в данном курсе рассматриваются: экологические вопросы, связанные с производством и применением органических веществ, с проблемами окружающей среды; основы биологической химии с опорой на знания курса биологии, с включением некоторых медицинских аспектов; вопросы производства, связанные с синтезом важнейших органических соединений, которые имеют огромное практическое значение, а также сведения, отражающие участие органической химии в сохранении и преобразовании окружающей среды, жизни и здоровья человека, в формировании здорового образа жизни.
Учебник для 10 класса, так же как и два предшествующих, — двухуровневый. Первый уровень, ориентированный на государственный стандарт образования, является обязательным для всех учащихся.
Второй уровень предназначен как для учащихся профильных классов, так и для учеников обычных классов, которые хотят более глубоко изучить отдельные вопросы школьного курса химии. Этот материал дан шрифтом, отличным от основного, и отмечен знаком ■. После каждой главы учебника приводится дополнительный материал теоретического, прикладного, биохи-
3
мического, медицинского и исторического характера, предназначенный ученикам профильных классов, а также всем любознательным ученикам.
Для активизации ранее полученных знаний в начале 1саждого параграфа вам предложены вопросы и задания.
С учетом ваших познаний в области органической химии, полученных в 9 классе, учебный материал ряда разделов и тем изложен по принципу «от общего к частному», а для развития ваших творческих способностей в текст параграфов включены проблемные задания. Проверить, как усвоен материал, вам помогут помещенные в конце параграфов вопросы и задания, которые различаются по уровню сложности. В них включены межпредметные проблемы и комплексные творческие задания, которые дают возможность реализовать ваш творческий потенциал, повышают интерес к органической химии.
Обобщающие выводы в конце каждой главы, выделение в конце параграфов основных понятий, которые должны быть обязательно усвоены, классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы способствуют систематизации полученных знаний. Понять учебный материал вам помогут рисунки, описания демонстрационного и лабораторного экспериментов, инструкции к выполнению практических работ, алгоритмы решения качественных заданий и расчетных химических задач.
Вместе с тем вы должны понимать, что даже самый хороший учебник не обеспечит вам прочного усвоения данного курса, если в процессе его изучения вы не будете систематически работать над овладением материала этого курса химии. Только в этом случае химия станет понятной, интересной и, возможно, вы выберете профессию, связанную с этой наукой.
Авторы учебника желают вам успехов в изучении увлекательного курса органической химии!
Раздел I
Теоретические основы органической химии
Глава 1
Введение в органическую химию
1. Предмет и значение органической химии
Дайте определение науки химии.
Вспомните, какие вещества называют органическими. Какая химия называется органической?
Приведите примеры некоторых органических веществ. В чем их сходство?
Проблема. Почему углерод называют элементом жизни?
Вы уже знаете, что углерод — уникальный химический элемент, имеющий огромное значение в жизни природы. Все живое на нашей планете — это мир элемента углерода. Начальным этапом появления жизни было первичное образование на земной поверхности органических веществ, из которых построены все без исключения живые существа. Химия жизни — это химия углерода, его многочисленных органических соединений и их превращений.
Углерод образует множество органических соединений. В настоящее время их число достигло десяти миллионов и продолжает расти. Из органических веществ состоит весь растительный и животный мир. Углеродные соединения составляют разнообразнейшие белки, жиры, углеводы, витамины, входящие в состав клеток и тканей живых организмов. Они являются основным компонентом пищи человека. Многие органические вещества и материалы стали необходимы людям.
С древних времен человек использовал органические вещества для своих нужд. Позже он стал изучать их, постепенно создавая базу для возникновения органической химии.
История подтверждает, что органическая химия прошла длительный путь развития, прежде чем стать самостоятельной на

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Химия. 10 класс. Базовый уровень. Учебник

Учебник 10 класса Кузнецовой, Гара по химии предназначен для изучения предмета на базовом уровне. Текст в учебнике делится на основной – дополнительный. Соответствует ФГОС ООО.

-Содержание-

ОГЛАВЛЕНИЕ 00
Предисловие 03
Теоретические основы … химии 5
Введение … 05
Органическая химия…. 05
История зарождения – развития …) 14
Теория строения органических …. 16
Теория химического строения …. 15
Особенности строения -свойств органических соединений … 26
Развитие теоретических представлений ….. 26
Классификация – методы познания … 34
Методы исследования … 40
Теоретические основы, механизмы ….45
Теоретические основы протекания …. 45
Особенности – классификация органических реакций 51
Классы органических соединений 59
Углеводороды 59
Предельные углеводороды. Алканы. ….59
Номенклатура – изомерия алканов 63
Физические – химические свойства алканов … 66
Циклоалканы* 72
Непредельные углеводороды. …. 74.
Алкены. Свойства, применение …. 78
Алкадиены. Строение, свойства,… 85
Алкины. Свойства, применение …90
Применение углеводородов …. 95
Ароматические углеводороды (арены). ….. 96
Генетическая связь углеводородов. …. 105
Спирты, фенолы 111
Классификация, номенклатура изомерия спиртов 111
Предельные одноатомные спирты. … 122
Многоатомные спирты 128
Спирты жизни человека. … 131
Фенолы 134
Альдегиды, кетоны, карбоновые .. … 142
Классификация, номенклатура особенности … 142
Химические свойства получение альдегидов 146
Карбоновые кислоты 153
Краткие сведения ….. 163
Сложные эфиры карбоновых….166
Азотсодержащие соединения 170
Амины. Общая характеристика ….. 170
Химические свойства, получение …. 174
Значение аминов…. 179
Гетероциклические соединения* 182
Таб

skachaj24.ru

Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (углуб.) – издательство Дрофа – Вентана-граф


Углубленное изучение химии в 10–11 классах предполагает проведение занятий в объеме 105 часов. Учебники ориентированы как на достижение предметных результатов в области «Естественные науки», так и на разностороннее личностное развитие школьников, формирование у них научного мировоззрения и практических навыков. Курс предполагает применение различных форм организации учебного процесса: кроме самостоятельного выполнения заданий, это работа в парах и группах, представление ученических проектов о веществах, имеющих особое значение для жизнедеятельности человека. Наглядность изложения материала обеспечивается благодаря значительному количеству графических объектов.


Программа для 10–11 классов содержит тематическое планирование для для углубленного уровня на 105 часов.


За основу создания учебников взята гуманистическая парадигма развивающего обучения, а методологией служили интегративно-дифференцированный, системно-деятельностный и психолого-методический подходы, а также авторская концепция учебников.


Учебники ориентированы на достижение целей среднего общего образования в предметной области «Естественные науки», в которую входит химия, а также на полноценный вклад в развитие личности школьника, в подготовку его к жизни и продолжению образования. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и формы обучения, работу в парах, группах, организацию и представление ученических проектов по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение, а также использование современных технологий (Интернет, подготовка компьютерных презентаций и др.).


Изучение химии в старших классах начинается с органической химии в 10 классе и продолжается изучением общей и неорганической химии в 11 классе. Особенностью учебников является наличие дополнительного материала к главам и некоторым параграфам, необязательного для изучения и направленного на удовлетворение познавательного интереса учеников. Ведущая роль в учебниках отведена понятийно­теоретическим знаниям, а также символико-графическим формам, обеспечивающим однозначную презентацию и комфортное оперирование ими в учебной деятельности. В учебниках установлены причинно-следственные, внутрипредметные и межпредметные связи, а также выделены химические закономерности.


Рабочие тетради содержат разнообразные по форме и по уровню сложности задания, расположенные в соответствии с темами, отраженными в учебнике.

rosuchebnik.ru

Программы по химии 8-11 класс к учебнику Химия Кузнецова Н.Е.

Рабочая программа по химии 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, примерной учебной программы основного общего образования по химии и программы: курса химии для 8-11 классов для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара (10 кл.). Химия: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) — Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Изучение химии направлено на достижение следующей цели:

Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни; обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности

Реализация программы позволяет решить следующие задачи:

— освоение учащимися системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

— овладение учащимися умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции;(выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;)

— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

— воспитание у учащихся убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

— применение учащимися полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основной задачей курса химии 10 класса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по химии (2004 г). Так, значительное внимание в курсе 10 класса уделено внутри — и межпредметной интеграции знаний и умений, их систематизации и обобщению, классификации и сравнению химических объектов и процессов. Расширен блок методологических знаний (знаний о знаниях, методах их приобретения, о химическом языке и о способах самоорганизации деятельности). Авторами учебника усилена фундаментальность курса, его целостность. «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем».

В содержание учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Курс имеет химико-экологическую направленность, его содержание, последовательность и методы раскрытия учитывают возрастные и типологические особенности учащихся с целью обеспечения доступности учебного материала на каждом этапе обучения.

Курс рассчитан на изучение в 10 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часа из расчета – 2 учебных часа в неделю.

В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии. Он включает IV основных раздела:

I.Теоретические основы органической химии – 3 часа;

II. Классы органических соединений 20 часов;

III. Вещества живых клеток – 7 часов;

IV. Органическая химия в жизни человека – 3 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема: Повторение основных вопросов курса 9 класса (1 ч).

Раздел химии

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • Периодический закон;

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

  • химическая связь;

  • правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Тема I. Введение

Раздел химии

Теоретические основы органической химии.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • органические вещества;

  • органическая химия;

  • особенности органических соединений;

  • правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Тема II. Теория строения органических соединений

Раздел химии

Теоретические основы органической химии.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • теория химического строения А.М.Бутлерова;

  • изомеры, гомологи;

  • структурные формулы;

  • химический язык органической химии;

  • номенклатура органической химии

Тема III. Углеводороды.

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • предельные, непредельные, ароматические углеводороды;

  • гомологи, гомологический ряды углеводородов;

  • изомерия алканов, алкенов, алкинов;

  • номенклатура алканов, алкенов, алкинов и аренов;

  • физические свойства и получение алканов, алкенов, алкинов и аренов;

  • химические свойства алканов, алкенов, алкинов и аренов;

  • применение алканов, алкенов, алкинов и аренов.

Тема IV. Спирты и фенолы

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • кислородсодержащие органические соединения;

  • предельные одноатомные, многоатомные и ароматические спирты;

  • гомологический ряд одноатомных спиртов;

  • химические свойства спиртов;

  • получение спиртов;

  • особенности строения фенола.

Тема V. Альдегиды

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • альдегиды;

  • классификация альдегидов;

  • физические свойства альдегидов;

  • химические свойства альдегидов;

  • промышленное получение альдегидов;

  • применение альдегидов.

Тема VI. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • карбоновые кислоты;

  • гомология и номенклатура карбоновых кислот;

  • физические свойства КК;

  • химические свойства КК;

  • сложные эфиры;

  • получение и применение КК и сложных эфиров;

  • генетическая взаимосвязь кислородсодержащих органических соединений.

Тема VII. Азотсодержащие органические соединения

Раздел химии

Классы органических соединений.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • классификация азотсодержащих органических соединений;

  • амины, аминокислоты;

  • изомерия и номенклатура аминов и аминокислот;

  • физические свойства аминов и аминокислот;

  • химические свойства аминов и аминокислот;

  • получение и применение аминов, аминокислот;

  • физические, химические свойства и получение анилина;

  • применение анилина, аминокислот.

Тема VIII. Вещества живых клеток.

Раздел химии

Вещества живых клеток.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • классификация, состав жиров, углеводов;

  • физические, химические свойства жиров и углеводов;

  • применение жиров и углеводов;

  • состав, классификация белков;

  • получение белков;

  • пептидная связь;

  • физические, химические свойства белков;

  • применение белков;

  • промышленный синтез белков;

  • состав нуклеиновых кислот;

  • ДНК;

  • РНК.

Тема IX. Природные источники углеводородов

Раздел химии

Органическая химия в жизни человека.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • природные источники углеводородов;

  • природный и попутный нефтяные газы;

  • нефть, физические свойства, переработка.

Тема X. Полимеры и полимерные материалы

Раздел химии

Органическая химия в жизни человека.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • высокомолекулярные соединения — полимеры;

  • состав, строение, получение, физические свойства полимеров.

Тема XI. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ

Раздел химии

Органическая химия в жизни человека.

Обязательный минимум содержания образовательной области химия

  • экологическая химия;

  • химическая экология;

  • экологическая культура.

Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М. «Вентана – Граф», 2007 г.

  2. О.С.Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.

  3. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара. Химия. 10 класс. М. «Вентана – Граф», 2006 г.

  4. Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. «Вентана – Граф», 2006 г.

  5. М.А.Шаталов. Уроки химии: 10 класс: Методическое пособие. М. «Вентана – Граф», 2006.

  6. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы. М. «Вентена- Граф».2006.

Компьютерное обеспечение уроков.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации настоящей программы.

Аппаратные средства:
· мультимедийные компьютеры, · принтер;
· сканер. · мультимедиа проектор;

10 класс

тематическое планирование курса химии

общеобразовательный класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

урока

Тема урока

Всего часов

Из них

пара-

графа

Практические

Контрольные

Повторение. 2 часа

1

Основные понятия химии

1

2

Химическая связь

1

Раздел I.

Теоретические основы органической химии. 11 ч.

Тема 1. Введение. 2 часа

3

Предмет и значение органической химии

1

1

4

Отличительные признаки органических соединений

1

2

Тема 2. Теория строения органических соединений. 2 ч

5

Теория химического строения А.М. Бутлерова

1

3

6

Современные представления о строении органических соединений. Химический язык.

1

Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. 3 часа

7

Электронная природа химических связей в органических веществах

1

5,8

8

Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей

1

5

9

Классификация и номенклатура органических соединений

1

6

Тема 4. Закономерности протекания химических реакций с участием органических веществ. 4 часа

10

Химические реакции между органическими соединениями

1

7,8

11

Классификация химических реакций с участием органических веществ

1

9

12

Обобщение знаний по темам 1-4

1

1-9

13

Проверочная работа

1

Раздел II.

Классы органических соединений. 33 часа

Тема 5. Углеводороды. 17 часов

14

Понятие о предельных углеводородах. Алканы

1

10

15

Изомерия и номенклатура алканов

1

10,11

16

Физико-химические свойства, получение и применение алканов

1

10,12

17

Циклоалканы

1

13

18

Понятие о непредельных углеводородах. Алкены

1

14

19

Физико-химические свойства, получение и применение алкенов

1

15

20

Алкадиены

1

14,16

21

Каучук. Резина

1

16

22

Алкины

1

17

23

Физико-химические свойства, получение и применение алкинов

1

17

24

Арены

1

18,19

25

Физико-химические свойства, получение и применение аренов

1

18,19

26

Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце

1

19

27

Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств

1

28

Генетическая взаимосвязь классов углеводородов

1

20

29

Контрольная работа № 1.

1

Тема 6. Спирты и фенолы. 5 часов

30

Понятие о спиртах. Предельные одноатомные спирты

1

21,22

31

Химические свойства, получение одноатомных спиртов. Простые эфиры

1

23

32

Многоатомные спирты

1

24

33

Спирты в природе и жизни человека

1

22-24

34

Фенолы

1

25

Тема 7. Альдегиды и кетоны. 3 часа

35

Понятие об альдегидах и кетонах

1

26

36

Физико-химические свойства, получение и применение альдегидов, ацетона

1

27,28

37

Генетическая взаимосвязь классов углеводородов, спиртов и альдегидов

1

29

Тема 8. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 5 часов

38

Понятие о карбоновых кислотах

1

30,31

39

Физико-химические свойства, получение и применение карбоновых кислот

1

30-32

40

Сложные эфиры

1

33

41

Практическая работа № 2. Получение уксусной кислоты и изучение её свойств

1

42

Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений

1

21-28,

30-33

43

Контрольная работа № 2

1

Тема 9. Азотсодержащие органические соединения. 4 часа

44

Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины

1

34,35

45

Анилин – представитель ароматических аминов

1

36

46

Ароматические гетероциклические соединения

1

37

47

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Химические свойства органических веществ»

1

Раздел III. Вещества живых клеток. 10 часов

Тема 10. Вещества живых клеток. 10 часов

48

Жиры

1

38,39

49

Классификация углеводов

1

40

50

Моносахариды

1

41

51

Дисахариды

1

42

52

Полисахариды

1

43,44

53

Аминокислоты, состав, строение, номенклатура, изомерия

1

45

54

Физико-химические свойства, получение, применение аминокислот

1

45,46

55

Пептиды и полипептиды

1

47

56

Белки

1

48,49

57

Нуклеиновые кислоты

1

51,52

58

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»

1

Раздел IV. Органическая химия в жизни человека.

Тема 11. природные источники углеводородов. 2 часа

59

Природный и попутный нефтяной газы. Нефть

1

53,55

60

Коксохимическое производство

1

54

Тема 12. промышленное производство органических соединений. 6 часов

61

Научные принципы химического производства. Органический синтез

1

56-58

62

Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях. Пластмассы

1

59,60,

63

63

Синтетические каучуки

1

61

64

Синтетические волокна

1

62

65

Практическая работа № 5. Распознавание пластмасс и волокон

1

Тема 13. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ. 2 часа

66-67

Понятие о химической экологии. Влияние органических соединений на окружающую среду.

2

64-66

68

Обобщение знаний по темам 11-13

2

53-66

Всего

68

10 класс

контрольные работы

(2 часа в неделю)

п/п

темы

Темы контрольных работ

Дата

прове-

дения

1

2-5

Углеводороды

декабрь

2

6-8

Кислородосодержащие органические соединения

февраль

Практические работы

(2 часа в неделю)

п/п

темы

Темы практических работ

Кол-во

часов

1

5

Получение этилена и изучение его свойств

1

2

8

Получение уксусной кислоты и изучение её свойств

1

3

9

Решение экспериментальных задач по теме «Химические свойства органических веществ»

1

4

10

Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»

1

5

12

Распознавание пластмасс и волокон

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Реализация программы позволяет решить следующие задачи:

— освоение учащимися системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

— овладение учащимися умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

— воспитание у учащихся убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

— применение учащимися полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

— важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, радикал, химическая связь, электроотрицательность, валентность, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в органической химии;

основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

классификацию и номенклатуру органических соединений;

природные источники углеводородов;

вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, глюкоза, крахмал, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры;

Уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

— определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

— безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

— экологически грамотного поведения в окружающей среде;

— оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

— критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.В.Барковский, А.И.Врублевский. Тесты по химии для школьников и абитуриентов. Минск ООО «Юнипресс». 2002.

  2. В.Я.Вивюрский. Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями. М.Владос.1999.

  3. Н.Н.Гара,М.В.Зуева. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 класс. Методическое пособие.М. «Дрофа». 1997.

  4. М.Ю.Горковенко. Поурочные разработки по химии 10 класс. М. «Вако»2005.

  5. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, А.С.Корощенко. Химия. Дидактические материалы 8-9. М.Владос.2000.

  6. А.А.Каверина. Сборник контрольных работ по химии 10-11 классы. М. 1999.

  7. А.С.Корощенко. Контроль знаний по органической химии. М. «Владос». 1999.

  8. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 9 класс. М. «Вентана – Граф», 2005 г.

  9. Е.П.Ким. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. Химия – 10 в 2-х частях. Саратов. Лицей. 2005.

  10. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. М. «Школьная пресса».2002.

  11. А.М.Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова. Дидактический материал по химии для 10-11 классов, М. «Просвещение», 2004г.

  12. Г.М.Ульянова. Органическая химия. 10 класс. Методическое пособие. С.-Петербург. «Паритет». 2003.

  13. Г.И.Штремплер. Тесты, вопросы и ответы по химии. М. «Просвещение». 1999.

  14. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы.М. «Вентена- Граф».2006.

  15. А.Д.Шукайло. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя.М. 2003.

Учитель химии Сидоренко О.Г. Страница 10

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *