10 класс

Россия и мир учебник 10 класс данилов – История за 10-ый класс — А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. Россия и Мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10-ый класс. Учебник. #1

Trojden | Данилов А. А.: Учебник по истории России — 10 класс

Прочитать описание

Учебник, выходящий в двух частях, знакомит учащихся с важнейшими событиями истории России с древнейших времён до конца XIX в. Авторы стремились показать целостную картину развития нашей страны, выявить причинно-следственные связи различных событий и процессов. Значительное место отведено истории культуры и быта.

Глава 1. Введение в историю

§1. История и исторический процесс

§2. История и познание истории

§3. Россия во всемирной истории. Особенности российской истории

Глава 2. Древнерусское государство

§4. Восточные славяне и их соседи

§5. Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы

§6. Образование Древнерусского государства: современные дискуссии

§7. Организация власти: князь, дружина, вече

§8. Русь удельная: формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

§9. У истоков древнерусского крестьянства

§10. Древнерусские города

§11. Язычество и христианство в Древней Руси

§12. Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы

§13. Древняя Русь в системе международных отношений

§14. Особенности процесса объединения русских земель

§15. Русь и Литва: эволюция взаимоотношений

§16. Культура Древней Руси. Материалы для семинара

§17. Повседневная жизнь и представления о природе и обществе в Древней Руси

Глава 3. Московское государство

§18. Характер Московского государства во второй половине XV — начале XVI в.

§19. Власть и общество при Иване Грозном

§20. Московское государство в системе международных отношений

§21. Смута: истоки, этапы, последствия

§22. Особенности перехода России к Новому времени

§23. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

§24. Феномен российского самодержавия

§25. Особенности социальных движений в России в XVII в.

§26. Культура России XVI—XVII вв. Материалы для семинара

§27. Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского времени (XVI—XVII вв.)

§28. Россия и Запад в XVII в.: проблема взаимовлияния

trojden.com

Учебник История России 10 класс Данилов Брандт Горинов часть 1

Учебник История России 10 класс Данилов Брандт Горинов часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

PDCC!/i!/i
класс
Учебник
для общеобразовательных учреждений
В двух частях
Часть 1
Под редакцией
А. А. Данилова
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
3-е издание
Москва
«Просвещение»
2013
УДК 373.167.1:94(47)
ББК бЗ.З(2)я72 И90
Авторы:
А.А. Данилов, М.Ю. Брандт, М.М. Горинов, М.В. Короткова, Л.Г. Косулина, И.С. Семененко
На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (Х° 10106-5215/97 от 29.10.2010) и Российской академии образования (№ 01-5/7д-139 от 27.10.2010).
История России. 10 класс. Учеб, для общеобразоват.
И90 учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [А.А. Данилов, М.Ю. Брандт, М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.А. Данилова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2013. — 320 с. : ил., карт. — ISBN 978-
5-09-029595-6.
Учебник, выходящий в двух частях, знакомит учащихся с важнейшими событиями истории России с древнейших времён до конца XIX в. Авторы стремились показать целостную картину развития нашей страны, выявить причинно-следственные связи различных событий и процессов. Значительное место отведено истории культуры и быта.
Продолжением данного учебника являются учебники для 11 класса «История России. 1900—1945 гг.» под редакцией А.А. Данилова, А.В. Филиппова и «История России. 1945—2008 гг.» под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова.
УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72
ISBN 978-5-09-029595-6(1) ISBN 978-5-09-029596-3(общ.)
Издательство «Просвещение», 2011 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2011 Все права защищены
Оглавление
Предисловие ………………………………………… 4
Глава 1. Введение в историю…………………………… 7
§ 1. История и исторический процесс………………….. —
§ 2. История и познание истории……………………… 16
§ 3. Россия во всемирной истории. Особенности российской истории……………………………………………. 26
Глава 2. Древнерусское государство……………………. 43
§ 4. Восточные славяне и их соседи ………………….. —
§ 5. Особенности российского Средневековья: дискуссионные
проблемы…………………………………………… 55
§ 6. Образование Древнерусского государства: современные
дискуссии …………………………………………. 62
§ 7. Организация власти: князь, дружина, вече ………… 72
§ 8. Русь удельная: формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства 81
§ 9. У истоков древнерусского крестьянства…………….. 90
§ 10. Древнерусские города…………………………… 97
§ 11. Язычество и христианство в Древней Руси………….108
§ 12. Ордынское владычество на Руси: дискуссионные проблемы 124
§ 13. Древняя Русь в системе международных отношений …..135
§ 14. Особенности процесса объединения русских земель……150
§ 15. Русь и Литва: эволюция взаимоотношений……………161
§ 16. Культура Древней Руси. Материалы для семинара…….172
§ 17. Повседневная жизнь и представления о природе и обществе в Древней Руси ……………………………………..191
Глава 3. Московское государство ………………………206
§ 18. Характер Московского государства во второй половине
XV — начале XVI в……………………………………. —
§ 19. Власть и общество при Иване Грозном …………….214
§ 20. Московское государство в системе международных
отношений…………………………………………..222
§ 21. Смута: истоки, этапы, последствия ……………….231
§ 22. Особенности перехода России к Новому времени………247
§ 23. Социально-экономическое развитие России в XVII в…..257
§ 24. Феномен российского самодержавия ………………..266
§ 25. Особенности социальных движений в России в XVII в…271
§ 26. Культура России XVI—XVII вв. Материалы для семинара 277 § 27. Повседневная жизнь и общественные идеалы допетровского
времени (XVI—XVII вв.)……………………………….297
§ 28. Россия и Запад в XVII в.: проблема взаимовлияния….314
1* 3
Предисловие
Перед вами учебник, посвящённый истории нашей Родины от зарождения государственности до конца XIX в. (первая часть освещает период до конца XVII в., вторая —
XVIII—XIX вв.). Вместе с тем в учебнике рассматриваются некоторые ключевые проблемы развития самой исторической науки. Вам предлагается вспомнить, а может быть, и впервые узнать о том, что такое история, едина ли всемирная история, на какой основе и как мы выделяем её основные периоды, что такое исторический источник и т. д. Этими положениями учебники по истории для старших классов отличаются от тех, по которым вы учились в основной школе. Как известно, история понимается, с одной стороны, как реальность прошлого, бытие природы, общества и человека, процесс развития природы и общества, а с другой — как наука об обществе и о человеке во всём многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.
Авторы учебника делают особый акцент на единстве универсальности и самобытности российской истории как части истории всего человечества. Мы отмечаем, каким образом повлияли на историю России природно-климатический, геополитический, религиозный факторы, а также возникший под их влиянием особый характер социальной организации российского общества.
Раскрывая историю Древней Руси, авторы стремятся показать предпосылки и характер древнерусской государственности. Большое внимание уделяется проблеме двух центров образования государства на Руси и важнейшей роли Новгорода в его формировании. Показана роль первых князей в упрочении государства, утверждении его престижа на международной арене. Оценивая историческую роль и значение принятия христианства при князе Владимире, авторы подчёркивают, что с самых первых веков существования наше государство было многоконфессиональным.
Удельная Русь — особый период нашей истории в учебнике — показана как весьма неоднозначный феномен. Отмечая объективную обусловленность этапа раздробленности, его универсальность для мировой истории, авторы показывают, что это был отнюдь не период упадка и регресса. В это время происходит расцвет региональных центров, а сама Русь превращается, по мнению ряда историков, в «феодальную федерацию».
Предисловие
Однако нашествия на Русь завоевателей с Востока и Запада поставили вскоре под вопрос само дальнейшее существование русских земель как самостоятельных государственных образований. Большое место в учебнике занимают дискуссионные вопросы, касающиеся взаимоотношений русских земель с Золотой Ордой. Особое внимание здесь уделено вопросам формирования различных социально-политических моделей дальнейшего развития общества и государства.
Этап, связанный с образованием и ростом, укреплением военной силы и политической роли Московского государства, занимает очень важное место в истории нашей страны. Авторы раскрывают сущность основных этапов становления единого Российского государства, рассматривают вопросы социально-экономического развития страны в XVI в., показывают альтернативы развития власти и общества в период правления Ивана Грозного, анализируют причины, сущность и последствия Смуты начала XVII в. В этом разделе учебника большое внимание отводится особенностям перехода России к Новому времени. Важнейший вывод при этом состоит в том, что этот переход завершился в основных чертах к концу XVIII в. и имел те же особенности, которые этот процесс имел в Западной Европе. Однако в России существовала и ярко выраженная специфика, так как обычный для перехода к Новому времени кризис традиционных политических и социальных институтов совпал у нас с завершением становления единого Российского государства. Но проявилась эта специфика преимущественно в духовно-нравственной и культурной сфере.
Заключительный раздел учебника посвящён имперскому периоду истории России. Авторы показывают, что зарождение и развитие империй было в то время не просто объективно обусловлено, а, по словам британского историка Д. Ливена, «империи были локомотивом прогресса и цивилизации, неся отсталым «малым народам» дары «западных» ценностей и технологий», а «будущий мир виделся сквозь призму культуры и истории имперских народов». Особое место в этом разделе занимают вопросы разработки и реализации правительственных реформ переустройства России, зарождения в нашей стране основ индустриального общества, расширения границ империи и изменений национальной политики.
Сквозной темой учебника стали вопросы истории культуры и повседневной жизни народов России.
Материал по истории культуры представлен по-новому. Обычный текст заменён выдержками из работ историков, деятелей науки, культуры, образования по рассматриваемым вопросам. Эти материалы могут стать основой семинарских занятий по данным темам. Наряду с ними учитель может, естест-
Предисловие
венно, использовать и любые иные материалы, в том числе и подобранные самими учащимися. Это особенно важно в связи с национально-региональной культурной спецификой. Нами же предлагается для обсуждения лишь тот материал, который даёт обобщающие, оценочные данные по этим обширным проблемам развития российской культур

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник по истории России 10 класс Данилов Косулина Брандт читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории Россия и мир за 10 класс — Данилов Косулина Брандт. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171;


172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339; 340; 341; 342; 343; 344; 345; 346; 347; 348; 349; 350; 351; 352; 353; 354; 355; 356; 357; 358; 359; 360; 361; 362; 363; 364; 365; 366; 367; 368; 369; 370; 371; 372; 373; 374; 375; 376; 377; 378; 379; 380; 381; 382; 383; 384; 385; 386; 387; 388


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Trojden | Данилов А. А.: Учебник по истории. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время

Прочитать описание

Учебник известных авторов дает синхронизированное изложение основных событий отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до конца XIX в. На фоне раскрытия общих исторических закономерностей показаны особенности развития России.

Раздел I. Введение в историю

§1. История и исторический процесс

§2. История и познание истории

Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья

§3. От первобытности к цивилизации. Древний Восток

§4—5. Античные цивилизации Средиземноморья

§6. Древнейшая история нашей Родины

§7. Духовный мир древних обществ

§8. Историческое наследие древних цивилизаций

§9—10. Средневековая цивилизация Европы

§11. Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века

§12. Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы

§13—14. Дневнерусское государство и общество

§15—16. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

§17—18. Особенности процесса объединения русских земель

§19—20. Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV — начале XVII в.

§21. Социально-экономическое развитие России

§22. Россия в средневековом мире

§23. Человек в древности и Средневековье. Материалы для семинара

Раздел III. Мир в Новое время

§24—25. Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному

§26. Россия: особенности перехода к Новому времени

§27. Россия: особенности социально-экономического развития в XVII—XVIII вв.

§28. Европейские государства в XVI—XVIII вв.

§29. Феномен российского самодержавия

§30. Особенности социальных движений в России в XVII—XVIII вв.

§31. Церковь, общество, государство в России XVII—XVIII вв.

§32. Россия — великая европейская держава

§33. Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII—XIX в.

§34—35. Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII—XIX в.

§36. Рождение современных идеологий

§37. Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота

§38. Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия

§39—40. Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы

§41. Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Материалы для семинара

trojden.com

Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 3

Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 3 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:


Учебник
ДЛЯ общеобразовательных организаций
Под редакцией
академика РАН А. В. Торкунова
В трёх частях
Часть 3
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«Просвещение»
2016
УДК 373.164.1:94(470)
ББК 63.3(2)я72 И90
Авторы:
М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева, В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк, В. А. Шестаков
Методический аппарат составлен О. Н. Журавлёвой
Разработано в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта
На учебник получены положительные заключения по результатам научной историко-культурной (заключение Российского исторического общества № РИО-Э-005 от 22.04.2015), педагогической (заключение Российской академии образования № 502 от 20.02.2015) и общественной (заключение Российского книжного союза № 1115 от 24.04.2015) экспертиз.
Научно-редакционный совет:
А. В. Т орку нов (председатель) — академик РАН, ректор МГИМО;
Н. М. Арсентьев — член-корреспондент РАН, сопредседатель Научного совета РАН по российской и мировой экономической истории;
М.А. Гареев — генерал армии, президент Академии военных наук;
A. Ю. Лазебникова — член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»;
/7.77. Панкин — директор школы № 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обш;ествознания;
B. А. Тишков — академик РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН;
В. И. Уколова — доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО.
История России. 10 класс. Учеб, для общеобразоват. органи-И90 заций. В 3 ч. Ч. 3 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2016. — 160 с. : ил., карт. — ISBN 978-5-09-037953-3.
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.
УДК 373.164.1:94(470) ББК 63.3(2)я72
ISBN 978-5-09-037953-3(3) ISBN 978-5-09-037951-9(общ.)
© Издательство «Просвещение», 2016 © Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2016 Все права защищены
§39
СССР и МИР в НАЧАЛЕ 1980-х гг. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ
В чём заключались предпосылки реформ в СССР в середине
1980-х гг.?
1, Мир в начале 1980-х гг. Научно-технический прогресс к последней трети XX в. кардинально изменил облик всего мира. Новый этап развития цивилизации получил название информационного или постиндустриального. Коренное отличие постиндустриального общества от индустриального заключается в преобладании инноваций в экономике, способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
Создание в 1980-е гг. в США персонального компьютера изменило облик рабочего места практически во всех сферах экономики. Информационно-коммуникационные технологии позволили вывести страны Запада на качественно новый уровень развития. Информация стала использоваться для производства новых знаний, управленческих решений, научных прогнозов. Качественно возрастает роль интеллектуального труда, одновременно наряду с рынками капиталов, товаров, сырья складывается и рынок знаний. С этого времени уровень развития той или иной страны определялся уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием информационных технологий. Существовавший в 1950—1960-е гг. паритет в развитии вычислительной техники в СССР и на Западе, в 1970-е гг. сменился постепенным отставанием нашей страны. В середине 1980-х гг. СССР отстал в развитии информационных технологий не только от ведущих западных стран, но и от новых индустриальных (Южной Кореи и др.). Причиной тому были некомпетентные решения руководства КПСС и отсталая производственная база.
Быстрое овладение высокими технологиями позволило высокоразвитым странам Европы, Северной Америки и Японии осуществить в 1980-е гг. структурную перестройку экономики. В 1985 г. в США основная масса валового национального продукта (67%) создавалась в сфере услуг, торговле, на транспорте и лишь 31 % составлял вклад промышленности и строительства, тогда как в СССР соотношение было иным, соответственно 38 % и 45 %. На долю сельского хозяйства в СССР приходилось 17% ВНП, в США всего 2%.
Распространение компьютеров в странах Запада обеспечило новые возможности связи, были созданы локальные, а затем и глобальные компьютерные сети. На базе компьютерных технологий в мире было начато производство промышленных роботов, заменяющих труд рабочих. К концу 1980-х гг. в мире их было более 300 тыс., что позволило совершенствовать производственные процессы. Электроника с момента зарождения использовалась в военных технологиях и в 1980-х гг. продолжала применяться для совершенствования военной техники. Отставание в этой сфере грозило СССР потерей безопасности.
\
Развитие интеграционных процессов в странах Западной Европы и Северной Америки породило совершенно новое явление в мировой истории — глобализацию. Она характеризуется усилением взаимовлияния экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни. На этом этапе качественно возрастает степень влияния народов друг на друга. В условиях глобализации сотрудничество между народами становится залогом их успешного развития, но одновременно глобализация порождает и новые противоречия, в первую очередь связанные с защитой национальных интересов, с неравномерностью мирового развития. Начавшееся в 1950-х гг. экономическое объединение Западной Европы подошло в 1990-е гг. к политической интеграции.
Закрытый от внешнего мира идеологическими шорами СССР всё с большим трудом вписывался в постиндустриальный мир. В 1979 г. ввод советских войск в Афганистан способствовал росту международной напряжённости. Обладая большей экономической мощью, США рассчитывали с помощью новой гонки вооружений ослабить СССР и его союзников.
Какие социально-экономические и политические процессы в мире
оказали влияние на выбор путей развития СССР

uchebnik-skachatj-besplatno.com

История России 10 класс Горинов Данилов часть 1

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.

Пример из учебника

Учебник для вас – главный навигатор при получении информации. В учебник включено два варианта текстов: традиционные параграфы и материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Перед каждым параграфом помещён вопрос или два вопроса. Работая с текстом параграфа, вы обязательно найдёте ответы на эти вопросы. Вопросы и задания внутри параграфов позволят вспомнить ранее изученный материал из курсов истории, обществознания, литературы, географии и др.
Вопросы и задания после параграфов разделены на два уровня. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа направлены на закрепление изученного материала.
При работе с рубрикой «Думаем, сравниваем, размышляем» вас ждут собственные исследования, размышления и дискуссии в классе по важным проблемам отечественной истории и т. д. Выполнить многие из таких заданий можно лишь с привлечением дополнительных источников информации, прежде всего материалов Интернета. Рекомендуем работать по таким заданиям в группе с одноклассниками, заранее определив задачи для каждого.

Содержание

Как работать с учебником 4
Введение 5
Глава I. Россия в годы «великих потрясений» 9
§ 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны 10
§ 2. Российская империя в Первой мировой войне 16
§ 3. Великая российская революция: Февраль 1917 г 27
§ 4. Великая российская революция: Октябрь 1917 г 36
§ 5. Первые революционные преобразования большевиков 44
§ 6. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм 51
§ 7. Гражданская война 58
• Революция и Гражданская война на национальных окраинах. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 70
§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны 78
Глава II. Советский Союз в 1920—1930-х гг 89
§ 9. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу 90
§ 10. Экономика нэпа 95
§ 11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг 102
§ 12. Политическое развитие в 1920-е гг 108
§ 13. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг 115
§ 14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг 120
§ 15. «Великий перелом». Индустриализация 123
§ 16. Коллективизация сельского хозяйства 135
§ 17. Политическая система СССР в 1930-е гг 142
• Советская национальная политика в 1930-е гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 148
§ 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг 155
§ 19. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг 167

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2

Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Учебник
для общеобразовательных организаций
Под редакцией
академика РАН А. В. Торкунова
В трёх частях
Часть 2
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«Просвещение»
2016
УДК 373.167.1:94(470)
ББК бЗ.З(2)я72 И90
Авторы:
М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева, В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк, В. А. Шестаков
Методический аппарат составлен О. Н. Журавлёвой
Разработано в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта
На учебник получены положительные заключения по результатам научной историко-культурной (заключение Российского исторического общества N° РИО-Э-005 от 22.04.2015), педагогической (заключение Российской академии образования № 502 от 20.02.2015) и общественной (заключение Российского книжного союза № 1115 от 24.04.2015)
экспертиз.
Научно-редакционный совет:
А. В. Т орку нов (председатель) — академик РАН, ректор МГИМО; Н. М. Арсентьев — член-корреспондент РАН, сопредседатель Научного совета РАН по российской и мировой экономической истории; М.А. Гареев — генерал армии, президент Академии военных наук;
A. Ю, Лазебникова — член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»;
П.П. Панкин — директор школы № 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания;
B. А. Тишков — академик РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН;
В. И. Уколова — доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО.
История России. 10 класс. Учеб, для общеобразоват. орга-И90 низаций. В 3 ч. Ч. 2 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Про-свеш;ение, 2016. — 176 с.: ил., карт. — ISBN 978-5-09-037952-6.
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.
УДК 373.167.1:94(470) ББК 63.3(2)я72
ISBN 978-5-09-037952-6(2) ISBN 978-5-09-037951-9(общ.)
Издательство «Просвещение», 2016 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2016 Все права защищены
‘I,^
Шж
ы %
§20
СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Красный флаг над Выборгом. Художник М.Б. Храпковский (участник боёв). 1940 г.
Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?
1. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны, 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Англия и Франция объявили войну Германии. Так началась самая кровавая в мировой истории война. 17 сентября, когда польское правительство уже покинуло территорию страны, части Красной Армии получили приказ пересечь западную границу и освободить территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Советские войска практически не встретили сопротивления. Польские военнослужапдие в массовом порядке сдавались в плен на востоке. Судьба их сложилась по-разному, для многих трагически. Тысячи польских офицеров были позднее расстреляны в Катынском лесу под Смоленском.
28 сентября между СССР и Германией был заключён новый договор «О дружбе и границе», определивший прохождение общей границы между двумя странами.
В октябре 1939 г. в западных областях Украины и Белоруссии прошли выборы в Народные собрания, которые провозгласили советскую власть и обратились с просьбой к Верховному Совету СССР принять их в состав Советского Союза. В ноябре 1939 г. новые области законодательно были включены в состав УССР и БССР.
Осенью 1939 г. СССР предложил Эстонии, Латвии и Литве заключить договоры о взаимопомощи. В них содержались положения о размещении войск Красной Армии на территории этих государств. В течение октября—ноября 1939 г. такие соглашения были заключены.
Аналогичный договор СССР предложил заключить и Финляндии. Советская сторона, ссылаясь на необходимость обеспечения своей безопасности, предлагала финнам передвинуть
государственную границу от Ленинграда и передать в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. В качестве компенсации предлагалось передать Финляндии значительную часть территории Карелии. После отказа финской стороны уступить советское руководство приняло решение об использовании военной силы.
30 ноября 1939 г. началась советско-финляндская война. Части Красной Армии начали военные действия против Финляндии в расчёте на быструю победу. Однако война приняла затяжной характер. Армия Финляндии оказала ожесточённое сопротивление. В течение двух ме
‘а
1
I
i
сяцев Красная Армия не могла преодолеть мощную систему укреплений — линию Маннергейма. Только после сосредоточения мощной группировки удалось сломить сопротивление противника. В марте 1940 г. был подписан мирный договор, в соответствии с которым граница была отодвинута от Ленинграда на 120—150 км, полуостров Ханко передавался в аренду на 30 лет.
Советские потери в войне были велики. 126,9 тыс. убитых (почти в 3 раза больше, чем потери финской армии), 248 тыс. раненых, контуженных и обмороженных (почти в 6 раз больше). Германское командование после этой войны уверовало в слабость Красной Армии, что также подтолкнуло его к разработке агрессивных планов в отношении СССР.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГИТЛЕРА НА СОВЕЩАНИИ ВЫСШЕГО КОМАНДОВАНИЯ ВЕРМАХТА 23 НОЯБРЯ 1939 г.
Россия сейчас не опасна. Она сегодня ослаблена многими внутренними процессами. Кроме того, у нас есть договор с Россией. Договоры, однако, соблюдаются только до тех пор, пока они соответствуют целям… Мы сможем выступить против России только тогда, когда будем свободны на Западе.
Советский Союз понёс также определённые политические потери. В декабре 1939 г. он был исключён из состава членов Лиги Наций.
В июне 1940 г. СССР под предлогом враждебной деятельности в отношении гарнизонов советских войск в прибалтийских государствах потребовал формирования в них новых правительств. Проведённые парламентские выборы привели к победе прокоммунистических сил и формированию народных правительств, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР. В августе 1940 г. Латвия, Литва и Эстония стали советскими социалистическими республиками.
В июне 1940 г. под давлением СССР Румыния передала ему контроль над Бессарабией и Северной Буковиной. В августе 1940 г. была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав УССР.
Несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну и события в соседних государствах, СССР не прекратил диалога с Англией, Францией и США. Английский премьер-министр У. Черчилль добивался от СССР дружественного нейтралитета в на-
Жители Кишинёва поднимают красный флаг в честь вступления в Бессарабию частей Красной Армии. 1940 г.
А
::. ■»■ ■ ‘г ‘ ■ ^
‘ 4’г
чавшейся войне. При этом он заявлял, что Англия окажет помощь СССР в случае агрессии против него Германии. СССР рассчитывал также на английское влияние на Турцию с целью того, чтобы в возможной войне СССР с Германией она сохраняла нейтралитет.
С ноября 1939 г. начались контакты высших руководителей СССР и США. Поражение англо-французской коалиции в июне 1940 г., выведение из войны Франции, обострение американояпонских отношений заставили США пойти на активизацию отношений с СССР. В начале 1941 г. США заявили советским представителям, что будут готовы оказать помощь СССР, если он станет жертвой германской агрессии.
Продолжались и контакты СССР с лидерами Германии, Японии, Италии. Их целью было максимально возможное сдерживание от готовящейся войны против СССР. В ноябре 1940 г. состоялся визит в Берлин В. М. Молотова. Важным успехом советской дипломатии стало заключение в апреле 1941 г. договора о нейтралитете с Япон

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *